Достоевский федор михайлович недавние произведения. Все произведения Достоевского: список. Библиография Фёдора Михайловича Достоевского


Сегодня мир празднует день рождения одного из величайших писателей в истории человечества. 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года родился Федор Михайлович Достоевский. Его "великое пятикнижие" - "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Идиот", "Подросток" и "Бесы" - хорошо известно каждому образованному человеку.

Интересно, что в этот же день, только столетием позже (1922) родился выдающийся американский классик Курт Воннегут , считавший, что в "Братьях Карамазовых" можно найти "все, что нужно знать о жизни". Однако литературное наследие Федора Михайловича, конечно, отнюдь не исчерпывается "пятикнижием". Менее известные произведения выдающегося исследователя человеческих причуд являются неотъемлемой частью его творчества, и в них читатель может узнать много нового и неожиданного не только об авторе и окружавшем его мире, но и - как это и должно быть при чтении такой литературы - о самом себе. Сайт "РГ" решил вспомнить несколько важных произведений из библиографии Достоевского, которые современный читатель нередко незаслуженно обходит стороной (монументальный сборник "Дневник писателя" предлагаем также оставить за скобками - он требует отдельного разговора).

1. "Бедные люди", роман, 1846

Достоевский написал всего восемь романов, пять из которых и составляют "великое пятикнижие". Но и оставшиеся три определенно входят в разряд необходимой для прочтения литературы. Первое в этом жанре произведение Достоевского, только становившегося тогда самостоятельным автором, было написано в эпистолярной форме. Достоевскому приписывают фразу "все мы вышли из "Шинели" Гоголя". Как бы то ни было, влияние Николая Васильевича на Федора Михайловича - особенно раннего - очевидно. И известная фигура "маленького человека" стала главной темой в первой крупной работе Достоевского. Эта вызывающая у читателя небывалую щемящую тоску книга спровоцировала в 1846 году настоящий ажиотаж и сразу привлекла внимание к молодому автору в среде писателей и публицистов. Критики уже тогда отметили "психологическую" направленность Достоевского (противопоставляя ее "социальности" Гоголя, что, впрочем, не всегда справедливо). А ведь это было только начало!

2. "Униженные и оскорбленные", роман, 1861

Следующий роман Достоевский написал только спустя 15 лет, уже вернувшись из ссылки. Здесь уже отчетливо видны ставшие впоследствии известными черты творчества писателя. Жуткий надрыв, который вызывает этот роман, созвучен с чувствами, возникающими при чтении "Идиота" - а это каждый раз очень тяжелый (и полезный) психологический и эмоциональный опыт. В "Униженных и оскорбленных" нет такого градуса перманентной истерики, который Достоевский мастерски поддерживает в "Идиоте", но страшная болезненность, характерная для отношений персонажей книг великого психолога, пронизывает все произведение.

3. "Игрок", роман, 1866

Третья крупная работа, не включенная критиками в "пятикнижие" - "Игрок". Впрочем, нельзя сказать, что этот роман испытывает недостаток внимания со стороны читателей. Все-таки тема азарта российской публике всегда была близка и интересна. История создания произведения анекдотична - "Игрок" был написан вдрызг проигравшимся Достоевским для того, чтобы покрыть долги. И хотя автору от читателя трудно было укрыть, что книга писалась в спешке и для выполнения срочного контракта, описание психологии азартного игрока самим же азартным игроком, обладающим литературным даром и проницательностью Достоевского - настоящее сокровище.

4. "Двойник", повесть, 1846

Ранняя повесть молодого Достоевского смогла вызвать одобрение у самих Тургенева и Белинского, а это, конечно, в то время было лучшим пропуском в литературную среду. Здесь особенно видна ориентация Федора Михайловича в ранние годы на творчество Гоголя. Легкий сюрреализм, к которому Достоевский прибегал не так уж часто, раскрывает мрачные глубины страхов и амбиций мелкого чиновничества. Гротескная атмосфера и соответствующий финал - неслучайно повесть произвела впечатление на современную ему литературную элиту.

5. "Неточка Незванова", повесть, 1848

Одно из самых странных и необычных произведений Достоевского планировалось как роман. В итоге получилась повесть, но впечатление, несмотря на незаконченность, она все равно производит колоссальное. С небывалой даже для Федора Михайловича откровенностью вскрываются механизмы и природа "аберраций сознания" персонажей, а интенсивность, с которой они наносят друг другу моральные увечья, не может не пугать.

6. "Белые ночи", повесть, 1848

Еще одна душераздирающая повесть мастера, отличающаяся в целом не характерной для Федора Михайловича сентиментальностью. Поэтический образ мечтателя, обнаруживающего к концу книги неожиданный для такого характера стоицизм, вызывает сочувствие, родственное бескорыстному состраданию, которое испытывает он сам. Атмосфера тихих белых ночей имперского Петербурга, во время которых разворачивается драма, оказывает настолько завораживающее действие, что экранизировать небольшую повесть в XX веке взялись несколько кинодеятелей. Прекрасный фильм выдающегося режиссера Лукино Висконти (который, однако, перенес декорации в родную Италию) - лучшее признание повести.

7. "Записки из Мертвого дома", повесть, 1860

Повесть "Записки из Мертвого дома", имеющая черты автобиографии, представляет собой интереснейший документ, описывающий быт и нравы преступников, которых в Российской империи ссылали в Сибирь. Типажи, о которых читатель узнает из книги, Достоевский привез из ссылки. Рассказанные со свойственной писателю любовью к деталям при его проницательности зарисовки действительно переоценить невозможно.

8. "Записки из подполья", повесть, 1864

"Записки из подполья" входят в число произведений Достоевского, с которыми следует познакомиться сразу после прочтения "великого пятикнижия". Недаром эту повесть называют "прологом" к нему и считают предвестницей экзистенциализма. Проблема "подполья", в которое загоняет себя рефлексирующий петербургский чиновник, остается актуальной и понятной многим из наших современников. Рефлексия и бездействие как результат экзистенциального отчаяния провоцируют упадочничество, и здесь уже возникает опасность привычки к жестокости и полноценного морального уродства - и, что самое страшное, сам персонаж это все, разумеется, прекрасно понимает. Настоящая "достоевщина" начинается именно здесь. Уже спустя два года появилось "Преступление и наказание".

9. "Чужая жена и муж под кроватью", рассказ, 1860

Интересно, что во время написания такой тяжелой книги как "Записки из Мертвого дома" Федор Михайлович обратился к своим ранним юмористическим зарисовкам, результатом чего стал презабавный рассказ "Чужая жена и муж под кроватью". Само название является типичным для водевилей того времени. А водевиль в творчестве Достоевского можно встретить, прямо скажем, нечасто. И как такое пропустить? Не оставили рассказ без внимания и советские киноделы, которые в 1984 году сняли его экранизацию с Олегом Табаковым в главной роли.

10. "Крокодил", рассказ, 1865

И, наконец, нельзя не вспомнить о таком необычном для Достоевского рассказе как "Крокодил". Неизвестно, читал ли его сумрачный сюрреалист Франц Кафка, родившийся через два года после смерти русского писателя, но не вспомнить о нем при чтении этого рассказа просто невозможно. Как и гоголевский "Нос", в подражание которому, очевидно, "Крокодил" и написан. А действие произведения насколько причудливо, настолько и просто: чиновник, проглоченный крокодилом целиком и оставшийся необъяснимым образом в живых, нелепо рассуждает об открывающихся перед ним благодаря этому происшествию карьерных перспективах. Здесь Федор Михайлович с особенной едкостью набрасывается на своих политических оппонентов из либерального лагеря - ехидства и желчи здесь куда больше, чем даже в другом его рассказе этой же направленности "Скверный анекдот".

Годы жизни: с 30.10.1821 по 28.01.1881

Одна из самых крупных фигур русской и мировой литературы, автор многих романов и повестей, журналист, редактор, философ.

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Он был вторым ребенком в семье.

В 1837 году происходит ряд важных для судьбы писателя событий: умирает его мать, Мария Федоровна, погибает на дуэли А.С.Пушкин, произведениями которого Ф.М.Достоевский зачитывался с детства, кроме того, именно в этом году Федор Михайлович поступает в военно-инженерное училище в Петербурге.

Через два года, в 1839 году Достоевский получает весть об убийстве своего отца, Михаила Андреевича, крепостными крестьянами.

Свой творческий путь Достоевский начинает как переводчик: в 1843 году выходит переведенная им "Евгения Гранде" О. де Бальзака. Однако уже через год в 1844 году Достоевский пишет свое первое самостоятельное произведение, которое сразу же принесло ему шумную славу - "Бедные люди" (опубликовано в 1846).

В 1849 году Ф.М.Достоевский был арестован за участие в кружке М.В.Петрашевского. После 8-имесячного судебного следствия писатель был признан виновным "в умысле на ниспровержение… государственного порядка" и первоначально приговорен к расстрелу, который в последний момент был заменен гражданской казнью, лишением дворянских прав и четырьмя годами каторги с последующей сдачей в солдаты.

Следующие четыре года Достоевский провел на каторге в Омске. В 1854 году, когда истекли четыре года, к которым Достоевский был приговорен, он был освобождён из каторги и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Служил в крепости в Семипалатинске и дослужился до прапорщика.

Там же познакомился с Марией Дмитриевной Исаевой, ставшей впоследствии его первой женой.

Негласное наблюдение за писателем не прекращалось до середины 1870-х годов, хотя разрешение жить в Петербурге было получено еще в 1859.

В 1864 умирает жена Достоевского, и в 1867 году Достоевский женится снова - на Анне Григорьевне Сниткиной, которая стала добрым гением писателя: помогла преодолеть страсть к игре в рулетку, облегчила процесс творчества.

Последние годы своей жизни Достоевский провел в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти восемь лет стали самыми плодотворными в жизни писателя: были созданы романы "Бесы", "Подросток", "Братья Карамазовы".

Зимой 1881 года произошло обострение болезни писателя - эмфиземы, которое и привело его к смерти.

Информация о произведениях:

Первый литературный опыт

В 1844 году Достоевский начал работу над небольшим романом "Бедные люди". Д.В.Григорович, с которым начинающий писатель в то время делил квартиру, доставил роман Н.А.Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролет его читали. Под утро пришли к Достоевскому, чтобы выразить восхищение. Со словами "Новый Гоголь явился!" Некрасов передал рукопись В.Г.Белинскому, который сказал П.В.Анненкову: "Роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому"

Каторга

Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги (11-20 января 1850 года) писатель встретился с жёнами сосланных декабристов: Ж.А.Муравьёвой, П.Е.Анненковой и Н.Д.Фонвизиной. Женщины подарили ему Евангелие, которое писатель хранил потом всю жизнь как большую ценность.
Многое из своего опыта жизни на каторге Достоевский описал впоследствии в романе "Записки из Мертвого дома". Многие характеры героев-преступников были привнесены писателем именно из впечатлений этих лет.
Именно на каторге и в первые годы после нее сформировалась христианско-философская концепция писателя.

Рулетка

Пристрастие писателя к рулетке неоднократно ставило писателя в крайне затруднительное материальное положение.
Главы из романа "Преступление и наказание" писались одна за другой и тут же отправлялись в журнальный набор и тут же появлялись в печати.
Всего за 21 день был написан "Игрок" - при невыполнении условий договора, заключенного с издателем Ф.Т.Стелловским, писатель терял права на свои издания в течение девяти лет. Только благодаря стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной, ставшей впоследствии женой писателя, Достоевский успел выполнить условия договора.

Библиография

Романы

1844 -
1861 -
1866 -
1866 -
1868 -
1871-1872 -
1875 -
1879-1880 -

Повести и рассказы

1846 -
1846 -
1847 - Роман в девяти письмах
1847 - Хозяйка
1848 - Ползунков
1848 - Слабое сердце
1848 - Неточка Незванова
1848 -
1859 - Дядюшкин сон
1859 -
1860 -
1860 -
1862 - Зимние заметки о летних впечатлениях
1864 -
1864 - Скверный анекдот
1865 - Крокодил
1869 - Вечный муж
1876 - Кроткая
1877 -

Экранизации произведений, театральные постановки

* Белые ночи - фильм Лукино Висконти (Италия, 1957)
* Белые ночи - фильм Ивана Пырьева (СССР, 1959)
* Бесы - фильм Анджея Вайды (Франция, 1988)
* Бесы - фильм Игоря и Дмитрия Таланкиных (Россия, 1992)
* Бесы - фильм Феликса Шультесса (Россия, 2007)
* Братья Карамазовы - фильм Виктора Турянского (Россия, 1915)
* Братья Карамазовы - фильм Ричарда Брукса (США, 1958)
* Братья Карамазовы - фильм Ивана Пырьева (СССР, 1969)
* Мальчики - фильм-свободная фантазия по мотивам романа Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» Рениты Григорьевой (СССР, 1990)
* Братья Карамазовы - фильм Юрия Мороза (Россия, 2008)
* Братья Карамазовы - фильм Петра Зеленки (Чехия - Польша, 2008)
* Вечный муж - фильм Евгения Марковского (Россия, 1990)
* Дядюшкин сон - фильм Константина Воинова (СССР, 1966)
* Игрок - фильм-опера Юрия Богатыренко (СССР, 1966)
* Игрок - фильм Алексея Баталова (СССР, 1972)
* Идиот - фильм Петра Чардынина (Россия, 1910)
* Идиот - фильм Жоржа Лампена (Франция, 1946)
* Идиот - фильм Акиры Куросавы (Япония, 1951)
* Идиот - фильм Ивана Пырьева (СССР, 1958)
* Идиот - телесериал Алана Бриджеса (Великобритания, 1966)
* Шальная любовь - фильм Анджея Жулавского (Франция, 1985)
* Идиот - телесериал Мани Каула (Индия, 1991)
* Даун Хаус - фильм-интерпретация Романа Качанова (Россия, 2001)
* Идиот - телесериал Владимира Бортко (Россия, 2003)
* Кроткая - фильм Александра Борисова (СССР, 1960)
* Кроткая - фильм-интерпретация Робера Брессона (Франция, 1969)
* Кроткая - рисованый мультипликационный фильм Петра Думала (Польша, 1985)
* Партнёр - фильм Бернардо Бертолуччи (Италия, 1968)
* Подросток - фильм Евгения Ташкова (СССР, 1983)
* Преступление и наказание - фильм Пьера Шеналя (Франция, 1935)
* Преступление и наказание - фильм Жоржа Лампена (Франция, 1956)
* Преступление и наказание - фильм Льва Кулиджанова (СССР, 1969)
* Преступление и наказание - фильм Аки Каурисмяки (Финляндия, 1983)
* Преступление и наказание - телесериал Дмитрия Светозарова (Россия, 2007)
* Сон смешного человека - мультфильм Александра Петрова (Россия, 1992)
* Село Степанчиково и его обитатели - телефильм Льва Цуцульковского (СССР, 1989)
* Скверный анекдот - фильм-комедия Александра Алова и Владимира Наумова (СССР, 1966)
* Униженные и оскорблённые - телефильм Витторио Коттафави (Италия, 1958)
* Униженные и оскорблённые - телесериал Рауля Араисы (Мексика, 1977)
* Униженные и оскорблённые - фильм Андрея Эшпая (СССР - Швейцария, 1990)
* Чужая жена и муж под кроватью - фильм Виталия Мельникова (СССР, 1984)

Многие романы и рассказы Ф.М.Достоевского были были поставлены на сценах ведущих мировых театров. Первым из многих стал В.И.Немирович-Данченко, срежиссировавший двухдневный спектакль по "Братьям Карамазовым".

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября н.с.) 1821 г. в Москве в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. Отец, Михаил Андреевич, дворянин; мать, Мария Федоровна, из старомосковского купеческого рода. Получил прекрасное образование в частном пансионе Л.Чермака - одном из лучших в Москве. В семье любили читать, выписывали журнал «Библиотека для чтения», который давал возможность знакомиться с новейшей иностранной литературой. Из русских авторов любили Карамзина, Жуковского, Пушкина. Мать, натура религиозная, с малого возраста познакомила детей с Евангелием, возила на богомолье в Троице-Сергиеву лавру.

Тяжело пережив смерть матери (1837), Достоевский по решению отца поступил в Петербургское военно-инженерное училище - одно из лучших учебных заведений того времени. Новая жизнь давалась ему с великим напряжением сил, нервов, честолюбия. Но была и другая жизнь - внутренняя, сокровенная, неизвестная окружающим.

В 1839 неожиданно умирает отец. Это известие потрясло Достоевского и спровоцировало тяжелый нервный припадок - предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная предрасположенность.

Окончил училище в 1843 и был зачислен на службу в чертежную инженерного департамента. Через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание - литература.

Первый роман Достоевского «Бедные люди» был написан в 1845, опубликован Некрасовым в «Петербургском сборнике» (1846). Белинский провозгласил «появление... необыкновенного таланта...». Повести «Двойник» (1846) и «Хозяйка» (1847) Белинский оценил ниже, отметив растянутость повествования, но Достоевский продолжал писать по-своему, не согласившись с оценкой критика. Позднее вышли «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849), в которых обнаруживались черты реализма Достоевского, выделявшие его из среды писателей «натуральной школы»: углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций.

Удачно начавшаяся литературная деятельность трагически обрывается. Достоевский был одним из членов кружка Петрашевского, объединявшего приверженцев французского утопического социализма (Фурье, Сен-Симон). В 1849 за участие в этом кружке писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, замененной затем четырьмя годами каторги и поселением в Сибири.

После смерти Николая I и начала либерального царствования Александра II участь Достоевского, как и многих политических преступников, была смягчена. Ему возвратили дворянские права, и в отставку в 1859 он вышел уже в чине подпоручика (в 1849, стоя у эшафота, услышал рескрипт: «...отставного поручика... в каторжную работу в крепостях на... 4 года, а потом рядовым»).

В 1859 Достоевский получил разрешение жить в Твери, затем в Петербурге. В это время он опубликовал повести «Дядюшкин сон» , «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), роман «Униженные и оскорбленные» (1861). Почти десять лет физических и моральных терзаний обострили восприимчивость Достоевского к человеческим страданиям, усилив напряженные поиски социальной справедливости. Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении. Он активно участвовал в общественной жизни России, выступал против революционно-демократической программы Чернышевского и Добролюбова, отвергая теорию «искусства для искусства», утверждая социальную ценность искусства.

После каторги были написаны «Записки из Мертвого дома» . Летние месяцы 1862 и 1863 писатель проводит за границей, посетив Германию, Англию, Францию, Италию и др. страны. Он считал, что исторический путь, который прошла Европа после французской революции 1789, был бы гибельным для России, так же как и внедрение новых буржуазных отношений, отрицательные черты которых потрясли его во время поездок по Западной Европе. Особый, самобытный путь России к «земному раю» - вот социально-политическая программа Достоевского начала 1860-х. В 1864 были написаны «Записки из подполья» , важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865, будучи за границей, в курортном Висбадене, для поправки здоровья, писатель начал работу над романом «Преступление и наказание» (1866), в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий.

В 1867 Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом. Вскоре они уехали за границу: жили в Германии, Швейцарии, Италии (1867 - 71). В эти годы писатель работал над романами «Идиот» (1868) и «Бесы» (1870 - 71), который закончил уже в России. В мае 1872 Достоевские уехали на лето из Петербурга в Старую Русу, где они впоследствии купили скромную дачу и жили здесь с двумя детьми даже зимой. В Старой Русе написаны почти целиком романы «Подросток» (1874 - 75) и «Братья Карамазовы» (1880).

С 1873 писатель стал ответственным редактором журнала «Гражданин», на страницах которого начал печатать «Дневник писателя» , являющимся в то время учителем жизни для тысяч русских людей.

В конце мая 1880 Достоевский приехал в Москву на открытие памятника А. Пушкину (6 июня, в день рождения великого поэта), где собралась вся Москва. Здесь были Тургенев , Майков, Григорович и другие русские писатели. Речь Достоевского была названа Аксаковым «гениальной, историческим событием».

Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января (9 февраля н.с.) 1881 в Петербурге Достоевский скончался. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Фантастическое в творчестве

В творчестве Ф.М. Достоевского достаточно часто встречаются фантастические мотивы, прежде всего, мистическая составляющая в произведениях.

Достоевский дважды давал подзаголовок «фантастический рассказ» своим произведениям. В «Кроткой» фантастический прием состоит в том, что повествование ведется от лица самоубийцы до последнего мгновения ее жизни. Правда, в наше время фантастичность этого приема уже не ощущается, но в свое время именно на примере «Кроткой» Достоевский обсуждал особенности своего метода как «реализма в высшем смысле», «реализма, доходящего до фантастического».

Другой «фантастический рассказ», «Сон смешного человека», описывает хрупкую инопланетную утопию и ее разрушение под растлевающим влиянием попавшего туда землянина.

На основе фантастического допущения - внезапного появления у главного героя его полного двойника, который постепенно занимает его место в жизни - построена повесть «Двойник». В «Хозяйке» для мотивировки сюжета использованы модные тогда идеи месмеризма и животного магнетизма.

Фантастическим по своей природе также является рассказ «Бобок», посвященный переговорам покойников на кладбище. Также фантастическое допущение лежит в основе одного из самых известных юмористических рассказов автора - «Крокодил» (проглоченный крокодилом обыватель очень неплохо себя чувствует).

Полуфантастические, мистические мотивы встречаются и в серьезных произведениях Достоевского, таких, как романы «Братья Карамазовы» (в частности, глава «Великий Инквизитор») и «Бесы». Также Достоевский использует научно-фантастическую образность, к примеру, описывая сон Раскольникова о разумных микробах, поработивших человечество, искусственный спутник Земли в разговоре Ивана Карамазова с чертом.

В целом большинство исследователей признают в произведениях Ф.М. Достоевского наличие фантастического элемента, как лежащего в основе сюжета, так и используемого для описания мест действия («Петербург Достоевского» иногда признают неким фантастическим городом, «городом-призраком», не во всем повторяющим реальный исторический Петербург).

Кроме того, Достоевский одним из первых представил русской публике Эдгара По , отметив у него искусство детали, благодаря которому даже путешествие на Луну выглядит правдоподобным, и из-за этого у По «если и есть фантастичность, то какая-то материальная».

Определение фантастики, данное Ф.М. Достоевским в частном письме, опубликованном в 1906 г. («фантастическое в искусстве имеет предел и правила. Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что Вы должны почти поверить ему»), стало впоследствии чрезвычайно популярным и часто приводится.

Выбор редакции
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...

К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...

Третье июня – особый день для верующих христиан. Эта дата отмечена в церковном календаре как день царя Константина равноапостольного и...

Романтический образ средневековой эпохи, рыцарских турниров и прекрасных дам, рожденный беллетристикой, сменился радикальным...
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...
Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...
Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...