Драма «Гроза». История создания. Своеобразие конфликта и смысл названия драмы. А.Н. Островский "Гроза": описание, герои, анализ произведения Композиция пьесы гроза в действиях
Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга, напечатана же была в 1860 году. Успех пьесы и спектаклей был так велик, что драматург был удостоен Уваровской премии (высшей награды за драматическое произведение).
В основу сюжета легли впечатления от литературной экспедиции по Волге в 1856-1857 гг. с целью изучения быта и нравов поволжских поселений. Сюжет взят из жизни. Не секрет, что многие волжские города оспаривали право на то, что действие пьесы происходило именно в их городе (домострой, самодурство, грубость и унижения господствовали во многих городах России того времени).
Это период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. . Гроза становится фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы. Разразившаяся гроза пугает всех страхом возмездия за грехи.
Гроза … Особенность этого образа в том, что, символически выражая главную мысль пьесы, он вместе с тем непосредственно участвует в действиях драмы как вполне реальное явление природы, определяет (во многом) поступки героини.
Гроза над Калиновым разразилась в I действии. Она вызвала смятение в душе Катерины.
В IV действии мотив грозы уже не смолкает. («Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?..»; «Гроза-то нам в наказанье посылается, чтобы мы чувствовали…»; «Гроза убьет! Не гроза это, а благодать…»; «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет…»)
Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.
Гроза – это «грозовое состояние общества», гроза в душах обитателей города Калинова.
Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.
Гроза – это благая весть о новых силах, призванных освободить общество от деспотии.
Для Кулигина гроза – божья благодать. Для Дикого и Кабанихи – небесная кара, для Феклуши – Илья Пророк по небу катится, для Катерины – возмездие за грехи. Но ведь сама героиня, ее последний шаг, от которого зашатался калиновский мир, – это тоже гроза.
Гроза в пьесе Островского, как и в природе, соединяет в себе разрушительную и созидательную силы.
В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов.
«Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г, а напечатана в январе 1860 г. По просьбе друзей Островского цензор И. Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своем рапорте ни о Диком, ни о Кулигине, ни о Феклуше.
В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.
Тема «Грозы» органически связана с ее конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, - это конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Основной конфликт - Катерины и Бориса с окружающей их средой - объединяет все остальные. К нему присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Диким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.
Общая тема «Грозы» влечет за собой и ряд частных тем :
а) рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально-правового положения всех слоев общества той эпохи;
в) рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц «Грозы», автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;
г) отображен жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т. д.;
д) наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц.
Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.
Композиция пьесы
В пьесе 5 действий: I действие - завязка, II-III - развитие действия, IV - кульминация, V - развязка.
Экспозиция - картины волжского простора и духоты калиновских нравов (д. I, явл. 1-4).
Завязка - на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (д. I, явл. 5).
Далее идет развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза (д. I, явл. 9). Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса - и пророчество старой барыни, отдаленный удар грома; конец д. IV. Грозовая туча ползет, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признается в грехе (первая кульминация) , падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение.
Вторая кульминация - Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай! (д. V, явл. 4).
Развязка - самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене: Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (д. V, явл. 7).
«А.Н.Островский пьесы» - Пьеса «Гроза»(1859г.). У русского драматического театра один только я. Я - все: и академия, и меценат, и защита. «Колумб Замоскворечья» Родился в семье дьякона в старом Замоскворечье. «Пьесы жизни». Пьеса «Бесприданница» (1878год). Драма жизни? Конфликт пьесы. Что такое гроза в драме? Пейзаж-действующее лицо?
«Пьеса Гроза» - Проследите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. А.Н.Островский. Найдите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Система образов драмы. Смысл названия пьесы А.Островского «Гроза». Гроза. С.Шевырев. Мотивная организация драмы. А как же вы в афишке пропустили грозу?
«Островский пьесы» - Примеры. Особенности стиля Островского. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Незнам в словаре Даля толкуется как неизвестный человек. Смысл названия. Своеобразие названий пьес. "Я тружусь всю жизнь". Группа 2. Смысл названия пьесы "Гроза". Итог урока: Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы.
«Композиция» - Компьютерный дизайн. Называется прием «рыба». История шрифта. Word. На смену пиктографическому письму пришло и деографическое. Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Основной штрих. Основные принципы. Paint. Текст и изображение как элементы композиции 8.Многообразие форм графического дизайна.
«Виды композиции» - Основные виды композиции. Объемная композиция. Пространственная композиция. Влияние зрительных иллюзий на на кажущееся изменения размеров пространства Светокомпозиционный прием. Фронтальная композиция. Принципы выявления характера объемной формы. Фронтальная композиция Объемная композиция Глубинно-пространственная композиция.
«Пьесы А.Н.Островского» - «Земляничка-ягодка». «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…». «Разуверение» Слова Е.Баратынского Музыка М.И.Глинка. Романс. Романсы в пьесах Островского. Виды романсов. «Снегурочка». Романс передает тончайшие оттенки чувств: тоски, разочарования, уныния. Роль музыки в пьесах А.Н.Островского. Что такое музыка?
Особую роль в композиции «Грозы» играет прием антитезы. Сюжетная линия «Катерина - Борис» противопоставлена сюжетной линии «Варвара - Ванька Кудряш». Это хорошо видно на примере двух сцен свидания: у Катерины и Бориса отношения романтические, у Варвары и Ваньки Кудряша - обыденные. Система персонажей пьесы также построена на принципе контраста: Катерина -Кабаниха, Катерина - Варвара, Борис - Ванька Кудряш.
Конфликт.
Конфликт в «Грозе» двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между Катериной и Кабанихой, Борисом и Диким и т.д. Внутренний конфликт происходит в душе Катерины: между ее стремлением к свободе и самостоятельности и нравственным и религиозным долгом.
Пейзаж.
Важную роль в «Грозе» играет пейзаж, описанный в ремарках и диалогах действующих лиц. Он создает в пьесе особую роль эмоциональную атмосферу: трагические события в городе Калинове не случайно разворачиваются на живописном берегу Волги. Кроме того, отношения к природе (понимание ее красоты) служит критерием оценки героев.
Пейзаж - описание, изображение природы в литературном или музыкальном произведении.
Символы.
Большую роль в пьесе играют символы. Символично уже само название: гроза - это 1) природное явление; 2) для Катерины - это символ божьего наказания; 3) для жителей Калинова - символ грядущих перемен.
Символическим образом в пьесе являются Феклуша (символ «темного царства») и сумасшедшая барыня (символ расплаты за грехи).
Символ - художественный образ, обладающий несколькими значениями, ассоциативно связанными между собой и зависящими от контекста.
Жанр.
Чаще всего исследователи определяют жанр «Грозы» как социально-бытовую драму (так считал А.Н.Островский). В то же время существует мнение, что по своим жанровым признакам «Гроза» больше напоминает трагедию. На это указывают: исключительный по своим нравственным качествам герои (Катерина); неразрешимый характер конфликта, обусловленный столкновением исторических эпох (патриархальный мир и Новое время); трагический конец (самоубийство).
Драма - один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляющий собой произведения, построенные обычно в форме диалога и предназначенные для исполнения актерами на сцене;
один из основных жанров, видов литературы, изображающий жизнь человека в его остроконфликтных, но не безысходных (в отличие от трагедии) отношениях с обществом или с самим собой.
Трагедия - драматическое произведение, в котором изображаются трагические явления действительности. Конфликт в трагедии имеет неразрешимый характер, поэтому произведение обычно заканчивается гибелью главного героя. Неприменное условие трагедии - катарсис - очищение и просвещение зрителя в результате переживания страха и сострадания.
Заключение.
Пьеса А.Н.Островского «Гроза» - оригинальное и новаторское по форме произведение. На примере бытового материала (а не легенды), взяв в качестве героя частное лицо (а не историческую личность), используя художественные приемы, характерные для других жанров (пейзаж, символ) драматург сумел показать трагизм человеческого существования на сломе исторических эпох.
Итоговый тест к уроку «Художественное своеобразие пьесы «Гроза».
1. Каким элементом композиции является публичное признание Катерины?
А) завязка
Б) кульминация
В) развязка
2. Как можно охарактеризовать конфликт в пьесе «Гроза»?
А) внешний
Б) внутренний В) двуплановый
3. Кому из героев принадлежат следующие реплики о грозе?
4. Как определил жанр «Грозы» А.Н. Островский?
A) комедия в пяти действиях
Б) трагедия в пяти действиях
B) драма в пяти действиях
5. Что является символом грядущих перемен в г. Калинове?
Б) солнечные часы
Способы отслеживания развития общих компетенций
По окончании изучения темы «А.Н. Островский «Гроза» у студентов должен быть сформирован ряд элементов общих компетенций. Студент:
1. Удовлетворительно прошел все поурочные тесты – 1 балл;
2. Способен выделить ключевую информацию (конспект уроков 2,6) – 1 балл;
3. Владеет навыками структурировать и анализировать первичную информацию (цитатная характеристика «темного царства» урок 3,4) – 1 балл;
4. Умеет делать выводы на основе полученной инфрмации (уроки 2-6) – 1 балл.
В итоге после изучения данной темы студент должен получить 5 баллов.
Сформированность элементов общих компетенций
ФИО студента | Элементы общих компетенций | Всего баллов | ||||
Тесты | Способность выделять ключевую информацию | Структурирование и анализ первичной информации | Коммуникативная компетентность | Умение делать выводы | ||
Список литературы
Традиционный литературный сюжет (любовный треугольник Тихон — Катерина -Борис) стал в драме Островского «Гроза» основой конфликта старого и нового не только при смене поколений, но и при смене старого и нового в социальной жизни России.
Композиция драмы «Гроза»
Привычный сюжет об измене жены и ее самоубийстве Островский-драматург превращает в исследование социальных условий жизни русской нации.
Первое действие — завязка конфликта
- характеристика нравов города Калинина
(«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»);
- характеристика хозяев жизни:
(«Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьевич, поискать еще!»),
Кабанихи
(«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»);
- безвольное положение Бориса и его любовь к Катерине
(«А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе», «… а тут еще с дуру-то влюбляться вздумал»);
- безволие Тихона
(«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг»);
- противостояние Катерины и Кабанихи
(«Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»);
- Сведения о детстве и любви к Борису
(«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?»);
- тема грозы (образ дикой барыни) и религиозности Катерины
(«Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться», «…смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»).
Второе действие — развитие характеров и сюжета
А) отъезд Тихона, последняя попытка Катерины противостоять внутреннему конфликту
(«Возьми меня с собой», «Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной», «Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь?»),
согласие Катерины на свидание с Борисом
(«Мне хоть умереть, да увидеть его»)
Б) развитие характера Кабанихи, отношение к молодым
(«А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят…»)
В) сведения о характере Катерины
(«Такая уж я зародилась, горячая!», «Обманывать-то я не умею…», «А уже коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой»);
Г) сведения о характере Варвары
(«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»);
Действие третье — продолжение традиционного сюжета измены мужу
Здесь происходит свидание Катерины и Бориса, а также развитие социального конфликта.
А) развитие характеров Дикого и Кабанихи в диалогах
(«Ты нарочно себя в сердце приводишь»);
Б) обобщение нравов города Калинина в монологе Кулигина
«Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели»;
В) развитие характера Бориса: Борис не защитник Катерины (предостережение Кудряша:
«Только вы смотрите — себе хлопот наделаете, да и ее-то в беду введете»);
Г) свидание и объяснение Катерины и Бориса. Катерина как более сильный характер
(«Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла»).
Четвертое действие — кульминация сюжета
Она свершается в признании Катерины:
А) развитие сюжета в IV действии подготавливает кульминацию в конце действия: разговоры калиновцев на бульваре, беседа Дикого и Кулигина, диалог Варвары и Бориса о состоянии Катерины после возвращения Тихона
(«Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет», «бухнет мужу в ноги, да и расскажет все»),
гроза над городом, обращение дикой барыни
(«Куда прячешься, глупая! От Бога-то не уйдешь!»);
Б) кульминация — признание героини. Особенности: на бульваре, при людях, что обостряет конфликт.
Пятое действие — развязка
А) безвольное поведение Тихона
«Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная», «Я вот возьму, да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится»);
Б) бегство Варвары и Кудряша как выход из «темного царства»:
В) развитие внутреннего конфликта в душе Катерины: невозможность жизни в семье Кабановых и страх самоубийства как греха
(«… уж душу свою я ведь погубила»);
Г) встреча с Борисом — аналог прощания с Тихоном перед отъездом в Москву
(«Возьми меня с собой отсюда! — Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду»),
в Катерине зреет решение
(«ни одного нищего не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу);
Д) разрешение внешнего и внутреннего конфликта — решение умереть. Смерть как избавление
(«Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… А поймают меня да воротят домой насильно…Ах, скорей, скорей!»);
Е) реакция на самоубийство Катерины как протест против этого мира
«Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!»,
«Маменька, вы ее погубили! «
Заключение
«Гроза» — самое решительное произведение Островского»,
по словам , композиция и сюжет этого произведения делают Катерину — одной из самых решительных героинь русской литературы.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесьМатериалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)
Жанр и композиция. По жанру пьесу «Гроза» можно отнести к особому типу трагедии: социально-бытовой ее форме, где предметом изображения становятся коллизии повседневности, но возведенные в степень катастрофического противоречия героя с окружающим его миром. Трагедия — один из основных жанров драмы; в основе ее неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собой, в результате которого герой физически погибает, но одерживает моральную победу, что вызывает скорбь зрителей и душевное очищение их через страдание — катарсис. Все это в полной мере можно отнести к пьесе Островского.
Действительно, гибель Катерины неминуема. Катерина, сильная, гордая натура, способная на действенный протест, никогда не пойдет на компромисс, никогда не смирится со своим рабским положением в доме Кабановой. Но и победа ее невозможна, поскольку против Катерины выступает не злая свекровь, а весь современный ей мир — мир жестокости, лжи, покорности и самодурства. Победить значило бы изменить весь этот мир, поэтому смерть героини закономерна. С другой стороны, по словам Добролюбова, «Гроза» производит впечатление освежающее, что служит ярким свидетельством присутствия эффекта катарсиса у зрителей («луч света в темном царстве»).
Но «Гроза» — это не классическая трагедия, а новаторское произведение: социально-бытовая трагедия. Определение «социальная» дано пьесе потому, что конфликт, лежащий в ее основе, носит не частный, а общественный характер. Драматург изображает не столкновение невестки со свекровью, а серьезные разногласия между противоположными лагерями, на которые разделилось общество. Но главное художественное открытие Островского состоит в том, что он, показав в пьесе реальную жизнь волжского города, погрузил трагедию в быт, хотя высокая трагедия по существовавшим канонам не должна была соприкасаться с бытовыми явлениями.
Новаторству жанра соответствует и своеобразие сюжета и композиции пьесы. Темп действия в первых актах замедлен, что связано с развернутостью экспозиции: драматургу важно основательно познакомить читателя и зрителя с обстоятельствами, бытом, нравами, в условиях которых предстоит действовать героям, ввести ряд второстепенных персонажей, мотивировать созревание конфликта. Действие пьесы включает социальную и индивидуальную линии борьбы и две параллельные любовные интриги — главную (Катерина — Борис) и побочную (Варвара — Кудряш). Пьеса имеет ряд внефабульных эпизодов, которые в сюжете играют существенную роль, дорисовывая картину «темного царства». Напряженность драматического действия растет от акта к акту, предваряя будущую катастрофу, готовя к ней. Кульминация приходится на IV акт (сцена покаяния), а значит, высший момент развития действия находится не в последнем акте, как обычно, а в середине пьесы. Развязка происходит в V акте, здесь две интриги получают завершение, а две линии борьбы, сплетаясь в тугой узел, оказываются развязанными. Но только Катерина находит выход из тупика через свою трагическую гибель. Кольцевое построение пьесы (события I и V актов происходят на волжском обрыве, в них участвуют те же персонажи) служит композиционной завершенности и выражает авторский замысел.
- Игра угадай кто я: примеры для взрослых Угадай кто распечатать
- «22 июня – скорбь - память - история
- Церковь во имя смоленской иконы божией матери на васильевском острове Фото церкви Смоленской иконы Божьей Матери
- Панорама Битва за Броды (1944)
- Храм спаса преображения в богородском
- Вкусные рецепты приготовления замороженной брокколи
- Как приготовить домашнюю колбасу и где купить череву
- Видеть во сне мертвых мышей что означает
- Лучшие рецепты для сушки яблок на зиму в домашних условиях, какие фрукты выбрать
- Вкусная и полезная закуска - квашеные яблоки
- Драники в горшочках с мясом и сметаной
- Закуп и откуп в магии Закуп в магии
- Обработка сложных событий с помощью цепочек Выстраивать по цепочке образы событий
- Возбудимость нервной системы
- Виды и строение мышц человека
- Причины возникновения зевоты у людей и способы избавления
- Значение и роль жирорастворимых витаминов для организма человека Жирорастворимые витамины их роль
- Хлористый калий (хлорид калия)
- В моче появляется кровь после занятий бегом
- Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе