Этапы самоактуализации. О самоактуализации возможно говорить и в том случае, когда социальная значимость деятельности и ее результатов прямо не просматривается: женщина, например, может посвятить себя главным образом воспитанию детей и внуков, что может п


Понятие самоактуализации прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Все больше и больше людей всерьез задумываются над тем, как в полной мере реализовать заложенный в них потенциал. Современная психологическая наука доказала, что действительные неисчерпаемы и безграничны.

Иными словами, мы часто не подозреваем, какая внутренняя мощь скрывается за нашей физической оболочкой, какое значительное духовное начало требует самовыражения. Одни называют это начало душой, другие говорят о потребности в самоактуализации. Так или иначе, но выражение своей подлинной сущности необходимо каждой личности, чтобы оставаться в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Теория самоактуализации

Первым, кто ввел это понятие, был К. Гольдштейн. Ученый сформулировал термин «самоактуализация». Это особое настроение сознания, когда на первый план выходят потребности в творческой реализации, раскрытии своих способностей, высвобождении возможностей. Личность, которая почувствовала в себе необходимость в самоактуализации, будет делать все, чтобы достичь своей цели, в том числе преодолевать возникающие препятствия, не боясь разочарований, оставляя позади сомнения и тревоги.

Абрахам Маслоу

Студентам психологических факультетов с первого курса знакома знаменитая Абрахама Маслоу. Среди прочих значимых ценностей личности отдельной ступенью у него стоит самоактуализация. Маслоу говорил о воплотить в жизнь свое предназначение. Что это значит? Это значит иметь возможность по максимуму раскрыться перед самим собой и в общественной жизни, проявить себя в каком-то деле, представляющем для личности существенный интерес.

Абрахам Маслоу подчеркивает, что самоактуализация человека зависит только от него самого, и ее нельзя перекладывать под ответственность другого. У каждого из нас свое предназначение, свое дело, талант, который мы должны реализовать в этом мире. Для этого мы и приходим в этот мир. Такое значимое дело и раскрывает в человеке его истинную сущность и индивидуальную суть термина "самоактуализация". Маслоу говорит об этом.

Самоактуализация в период юношества

Юношеский возраст достаточно непрост по своей сути, с этим нельзя не согласиться. Именно в это время закладываются ценности и основы представлений о мире в новом ключе, с позиции понимания себя и окружающих, формируется мировоззрение, происходит развитие самоактуализации. Вот почему многие молодые люди в пятнадцать - семнадцать лет проявляют излишнюю настойчивость, нетерпимость, даже агрессивность. Про молодых людей этого периода нередко говорят, что они значит, что потребность в самовыражении у них тесно связана с представлением о себе и тем, как устроен этот мир. Например, если у юноши имеется талант художника, то он станет реализовывать его в этом возрасте ровно настолько, насколько сам верит в свою удачу. Если в среде сверстников его не понимают, смеются над его занятием, рисунками, то есть большая вероятность того, что у него не хватит мужества для успешной самореализации в данный период развития. В возрасте пятнадцати - семнадцати лет еще велико влияние сверстников на самовосприятие, и их мнение может иметь решающее значение.

Самоактуализация у молодых людей

Речь идет о взрослых личностях, не только достигших совершеннолетия, но и получивших профессию или обучающихся в вузах. Данный период развития характеризуется стремлением к самостоятельности, утверждением своих идеалов, воплощением в жизнь смелых идей и предпочтений.

Потребность в самоактуализации очень высока. К примеру, если в это время молодой человек начинает трудовую деятельность, то желает достичь определенного успеха, подняться выше по карьерной лестнице. Это время наиболее благоприятно для самореализации, поскольку здоровые амбиции будут подстегивать к решительным действиям, вести к новым свершениям. В молодости самоактуализация - это не просто потребность, а значимая составляющая

Самоактуализация у зрелого человека

Иногда случается так, что вполне взрослый, состоявшийся человек может чувствовать себя немного не в своей тарелке - не на своем месте в деятельности, которой занимается, испытывать трудности в личной жизни при выстраивании отношений. Самоактуализация личности в этом возрасте во многом зависит от того, насколько сама личность позволяет себе делать то, что ей нравится. Чаще всего, достигая зрелости, многие люди «успокаиваются» и нередко останавливаются на достигнутом. Если это высокая должность, то они не стремятся к тому, чтобы узнавать новое, перестают заниматься самообразованием. Если человек до этого времени не достиг подлинной самореализации, то думать об этом ему становится болезненно, и, скорее всего, он предпочтет закрыть для себя эту тему, выбирая погружение в привычку, ведь так безопаснее и комфортнее. Вот и скучает такая личность на работе, не обучаясь новому, не приобретая дополнительные навыки.

В то же время именно данный период развития может явиться отличной стартовой площадкой и повести личность к определенным свершениям, если человек захочет изменить свою жизнь и приложит к этому значительные усилия. Самоактуализация личности здесь выступает последним «предупредительным звоночком», сигналом, ведущим к переменам.

Счастье быть тем, кем ты являешься

Возможно, кто-то скажет, что не может позволить себе полностью самореализоваться в жизни. В этом случае для таких людей самоактуализация - это недосягаемая вершина, на которую они не имеют смелости карабкаться. Для того чтобы постоянно двигаться в нужном вам направлении, необходима определенная смелость. Ведь в случае неудачи обязательно придется держать ответ перед самим собой. А могут еще и окружающие "пальцем показать": дескать, у него ничего не получилось, посмотрите, перед вами полный неудачник. Мало утешения имеет то, что смеются над человеком, у кого ничего не вышло, обычно те, кто никогда не предпринимал никаких попыток к самореализации. Человек же, который сам прошел через похожие трудности, как минимум будет стремиться помочь советом, а в лучшем случае поддержит, поможет.

Несмотря на все трудности, с которыми неизбежно сталкивается любой человек, отправляющийся в «свободное плаванье», движение к самоактуализации того стоит. Вы будете в конечном итоге вознаграждены за все труды и лишения, которые вам до сих пор пришлось пережить. Ибо нет большего счастья на свете, чем знать, что ты исполняешь свое предназначение и живешь не зря.

Чувство победы и радость победителя

Только тот, кто достигает высокого уровня в своем деле, испытывает колоссальное чувство удовлетворения и спокойствия. Такой человек точно знает, зачем он живет, и собственное существование никогда не покажется ему бессмысленным, пока есть внутренний стержень, на котором все и держится. Потребность в самоактуализацииприсуща каждой личности. Но не каждая личность умеет достичь состояния, делающего возможным все то, о чем она мечтает.

Полная чаша

Когда достигаешь определенной вершины в бизнесе или любом другом деле, которое требует затрат внутренних ресурсов, не просто чувствуешь себя победителем, а становишься увереннее в себе, можешь строить смелые планы, мечты для следующих достижений.

Создается ощущение, будто держишь в руках целый мир, которые понимает и принимает тебя. Личностные победы позволяют человеку чувствовать себя значимым, нужным, необходимым.

Творческая самореализация

Можно только воображать себе, насколько огромный душевный подъем при создании своих произведений испытывают люди творческих профессий: писатели, поэты, музыканты, художники. Для них самоактуализация - это смысл жизни, воздух, которым они дышат. Отними у них эту возможность - сойдут с ума. По сути, самоактуализация всегда связана с творчеством, чем бы человек ни занимался, потому как ему приходится моделировать новую реальность, самостоятельно выбирать для себя ориентиры, ценности, инструменты, которыми он будет руководствоваться в дальнейшем.

Таким образом, понятие самоактуализации обязательно включает в себя стремление к самореализации и потребность личности в самовыражении. Амбициозным и талантливым людям, безусловно, легче определить для себя поле деятельности. Но даже если вы далеко не Шекспир, не стоит забывать о своей индивидуальности, о том, что она может быть проявлена при вашем желании.

В разговоре о развитии личности нельзя отставить в стороне так называемую самоактуализацию , поэтому сегодня у нас и пойдет речь о самоактуализации личности . В двух словах, самоактуализация — это полнота раскрытия и воплощения в жизнь человеком своей личностной уникальности, реализация того, что в него, как в человека, заложено. Но это только в двух словах.

Часто под развитием личности понимается просто развитие каких-то навыков и умений, приобретение знаний, достижение каких-то целей… Но ведь при всем этом можно ничем не отличаться от дрессированной обезьянки, которую тоже можно «развить» до известной степени, но Личностью с большой буквы или человеком она все равно не станет — и потому развитием личности это назвать сложно. Так вот, самоактуализация — это другое:)

Личность с большой буквы — это зрелая, развитая, реализованная, самоактуализирующаяся личность . Что же такое это загадочная самоактуализация и как стать самоактуализирующейся личностью? Что нужно делать, какие навыки / черты / качества развивать? Не будем изобретать велосипед. Самоактуализация — понятие гуманистической психологии, обычно связывается с именем Абрахама Маслоу. Вот к нему и обратимся, тем более, что я упоминала о нем . Этот ученый — психолог взял на себя труд исследовать, что отличает здоровых, реализовавшихся людей от всех остальных — в разной степени больных и не достигших в своем развитии раскрытия потенциала, заложенного в каждом человеке.

По мнению Маслоу, самоактуализирующихся людей всего 0,5-1 % от общей массы. Почему так мало? Может, это просто какие-то особенные люди, их путь подходит не каждому, и уж тем более это не то, к чему всем надо стремиться, как, например, не всем дано быть музыкантами? Выбор, конечно, за каждым, но психолог убедительно доказывает, что человек, отказавшийся от реализации своего реального человеческого потенциала, это не здоровый и не полноценный человек. В отличии от способностей к музыке, способность и потребность в самоактуализации есть у каждого, и она требует своего удовлетворения. Но почему она тогда так редко реализуется?

Потребности и самоактуализация личности

Да, ключевое слово — потребность . В терминах потребностей мы мыслить уже привыкли, про пирамиду потребностей Маслоу тоже все слышали, а отличие самоактуализации от всей остальной деятельности лежит как раз в плоскости потребностей. Вся наша деятельность обусловлена потребностями, думаю, с этим никто спорить не будет. Потребности заявляют о себе в желаниях (вспоминаем список ) и мы начинаем шевелиться для их удовлетворения.

Но потребности бывают разные. Понятно, что их у нас — вагон и маленькая тележка: и покушать надо, и крышу над головой иметь, и социально реализоваться, и … Но здесь речь о другом — о том, что потребность в самоактуализации не просто находится на вершине пирамиды, но принципиально отличается от всех остальных потребностей.

Абрахам Маслоу доказал, что потребность в самоактуализации, или в росте и развитии, такая же врожденная, как и все остальные, но, как и все высшие вещи, она «интеллигентнее», чем низшие — то есть заявляет о себе менее нагло. Эта потребность хорошо видна у маленьких детей, которые стремятся именно к развитию. Но у взрослого человека потребность в развитии выражена обычно очень слабо — ее заслоняют совсем другие, низшие потребности, голос которых звучит громче.

Одни из из этих низших потребностей вполне законны — это базовые потребности : в пище, безопасности, любви, принадлежности, уважении. Все это нам в жизни необходимо, и как раз удовлетворением этих потребностей мы обычно и заняты. Но, признавая безусловную необходимость их удовлетворения, Маслоу проводит четкую грань между базовыми потребностями и потребности в самоактуализации или развитии.

Кроме естественных базовых у нас могут быть и противоестественные, «больные» потребности. Например, различные зависимости или так называемые «страсти»: зависимость от алкоголя или компьютера, страсть к коллекционированию сексуальных партнеров или к манипулированию окружающими… Если человек посчитает реализацию этих наклонностей самореализацией, то он не просто не будет развиваться, а встанет на путь деградации. По отношению же к самоактуализации личности больные потребности не многим отличаются от базовых.

Что же их объединяет? А объединяют их эгоистически — потребительские мотивы . Желания, продиктованные эгоистическими мотивами способствуют не самоактуализации, а развитию эгоцентризма. Именно в мотивах и заключается разница между потребностью в самоактуализации и всеми прочими. В первом случае, стремясь удовлетворить базовые или больные потребности, мы стремимся избавиться от дискомфорта, который нам причиняет их неудовлетворенность — это мотив недостатка , а во втором — мы исходим из себя, от избытка . За потребностью в самоактуализации не стоит никакой жажды, дефицита, необходимости — даже «потребностью» ее называть не очень верно. Стремление к росту и развитию самоценно и ничем не обусловлено.

Чтобы провести границу, можно сказать, то все, за чем стоит страх и корысть, иными словами, потребности, продиктованные безопасностью или потреблением, не относится к самоактуализации . К сожалению, именно этим мы обычно и живем — наши желания обусловлены страхом и корыстью. Соответственно, их реализация не имеет ничего общего с самоактуализацией. Такие потребности или желания можно отнести к разряду «иметь». То же, что касается самоактуализации или развития личности, относится к разряду «быть».

Еще одно отличие самоактуализации от остальных потребностей состоит в том, что мотивы самоактуализации уникальны, индивидуальны, а остальные потребности — общевидовые, одинаковые у многих.

Что значит «быть»? Признаки самоактуализации

  • Быть — это познавать что-то, потому что интересно — из здорового стремлению к познанию, а не потому что полезно или нужно . Например, когда заходит речь о книгах, то некоторые говорят, что им интересно читать только то, что им приносит пользу, помогая решать свои проблемы. Ничего, кроме своих проблем, их не интересует, к сожалению…
  • Быть — это творить потому что хочется, а не ради денег или повышения чувства собственной значимости, и даже не ради личностного роста. Процесс творчества сам по себе прекрасен и удивителен!
  • Быть — это реализовывать свои таланты и способности и получать от этого удовольствие. Да-да, самореализация — это вообще-то развитие и реализация талантов и способностей, а совсем не исполнение желаний. Мы же часто о своих талантах даже не знаем — не до них нам как-то… Хотя самого по себе развития способностей, как это делают с бедными детьми, отправляя их в 5 секций одновременно, не достаточно — в этом еще смысл должен быть для самого человека.
  • Конечно, быть нереально без , причем смысл непременно должен выходить за рамки личных интересов. Для этого придется решать метафизические вопросы, но иначе никак — бессмысленное бытие невозможно…
  • Быть — это любить безусловно и свободно, а не удовлетворять свою потребность в любви. радуется, что есть на свете любимый человек, любит его ради него самого, созерцает и бережет другого. В противоположность этому потребность в любви беспокоится о взаимности, упивается своими ощущениями по поводу любимого человека, заботится о хороших с ним отношениях — ради себя, своего комфорта, и зачастую сам-то любимый ей не интересен.
  • Быть — это радоваться жизни, а не «тянуть лямку» будней или бесконечно добиваться чего-то. Это .
  • Быть — это воспринимать и принимать мир таким, какой он есть, а не по отношению к себе, через себя, для себя…

Вы уже поняли, что способность быть и является признаком самоактуализации личности. Последний пункт является ключевым и требует пояснений. Обычный человек видит и оценивает все случающееся исключительно через призму своего «я»: «что мне это даст или чем грозит». Самоактуализирующийся же человек, будучи свободен от диктата этой призмы, способен видеть реальность более адекватно.

Помните сказку про дурака, который все время был бит, потому что на похоронах кричал «носить не переносить», а на свадьбе плакал? Причина его неадекватности была в том, что он был неспособен подумать о других, о ситуации — если бы он это сделал, то он бы легко понял, как стоит себя вести. А его глупость заключалась в том, что он, пытаясь избежать побоев, хотел выучить «как надо», вместо того, чтобы отрешиться от себя и вникнуть ситуацию.

Обычный человек часто отличается от этого дурака только тем, что за многие годы хорошо выучил, где как «надо» и научился избегать «побоев», а в незнакомой ситуации он теряется или поступает неадекватно. Самоактуализирующийся же человек не нуждается в «как надо». Он ведет себя спонтанно — исходя из своей реальной реакции на ситуацию, которую он воспринимает непосредственно. Вот такой парадокс — с одной стороны, он исходит из себя , а с другой — воспринимает мир, как таковой, не будучи на себе зацикленным. А обычный человек исходит из своих страхов и корысти, а не из себя, и воспринимает мир только по отношению к себе (точнее, к своим страхам и корысти). Как обычно, без диалектики никуда:)

Как стать самоактуализирующейся личностью?

Как же достичь самоактуализации личности? Научить этому нельзя, потому что искусство быть каждый открывает в себе сам. Не зря один из корней слова самоактуализация , как и слова самореализация само . Можно научить обезьянку рисовать солнышко, но нельзя научить творить. Можно дать схему по удовлетворению базовых потребностей, но в самоактуализации нет схем — потому что личность уникальна. Можно заставить или обязать человека что-то делать, но только он сам может принять свободное решение и взять за него ответственность.

Ответственность, безусловно, необходимое условие самоактуализации. от просто индивида отличает как раз самобытность и самостоятельность, наличие , действия, обусловленные своими соображениями и т. п. В общем, для этого необходимо научиться самому «ножками ходить» — чему никто не может научить. Да и примеров тут быть не может — чтобы иметь свое мнение, как кто-то, придется его выработать самостоятельно , а не повторять за этим кем-то.

Единственное, что тут можно посоветовать — это хотя бы обратить свой поиск в эту сторону, а не тешить себя иллюзией, что исполнение желаний — это самореализация, а достижение целей — личностный рост, потому что и наши желания, и цели, как правило, обусловлены дефицитарными потребностями (от слова «дефицит» — недостаток). Но в каждом из нас есть зародыши и даже росточки искусства быть . Когда мы были детьми, мы все это умели, пока родители не начали нас развивать, как они считали нужным, и не объяснили нам «как надо», купировав наши непосредственные реакции.

Самоактуализация — процесс динамический, это не состояние, которого нужно достичь, и потом в нем пребывать, а скорее направление движения, приоритеты, которые структурируют жизнь. Остальные потребности никуда не денутся — их тоже нужно удовлетворять, но у самоактуализирующейся личности они перестают быть основным содержанием жизни, отходя на второй план, развитие для нее важнее.

Если же человек игнорирует свою потребность в развитии, она будет отравлять его жизнь, потому что, хоть голос ее и тих, она у него есть и дает о себе знать в ощущении пустоты, сна наяву, депрессиях, неудовлетворенности жизнью и мучительном поиске чего-то.., даже физические болезни могут возникнуть на этой почве. Но эти пугалки, конечно, не основание для самоактуализации:) Единственное основание — наше желание реализовать себя в жизни, как Человека, в полную меру своего потенциала.

Вот такой я нашла ответ на вопрос о том, куда развивать личность ?. В дополнение к сказанному, на днях я опубликую признаки самоактуализирующейся личности по А. Маслоу с пояснениями. На мой взгляд, под развитием личности можно понимать только путь самоактуализации . Все остальное — дрессировка обезьянки, не более. А вы как думаете? Жду ваших вопросов и дополнений по поводу самоактуализации личности, и до новых встреч !

© Надежда Дьяченко

Самоактуализация – это абсолютное раскрытие индивидом личностного потенциала, склонностей и задатков. Она выражается в личностном стремлении к наиболее полному выявлению персональных возможностей и их дальнейшему образованию. Истинная самоактуализация зависит от наличия благоприятных социальных и исторических условий, однако она не может задаваться социумом или культурой извне.

Самоактуализация не содержит в себе внешней цели. Она идет изнутри индивида, выражая его позитивную природу. Самоактуализация считается ключевым понятием в гуманистической концепции в психологии. Ее основными ценностями являются: личностная свобода, устремленность на развитие, реализацию потенциала и желаний субъекта.

Самоактуализация личности

Проблема самоактуализации личности была наиболее ярко представлена двумя ведущими психологами, основоположниками гуманистического подхода к психологической науке – К. Роджерсом и А. Маслоу. Поэтому теория самоактуализации уходит корнями в гуманистическое направление психологии. Она впервые была выведена в середине 20 столетия в США и стала стержневым компонентом гуманистической психологии, огласившей себя третьим ростком психологии наряду с бихевиоризмом и психоанализом. Гуманистическая психология получила свое название вследствие признания доминирующим аспектом личность в качестве единой уникальной системы, представляющей собой не что-то заблаговременно предоставленное, а открытую возможность для самоактуализации. Она базируется на вере в вероятность расцветания каждого в случае предоставления ему возможности самостоятельно выбирать собственную судьбу и придавать ей нужное направление.

Возникновение концепции самоактуализации личности и выделение ее основных позиций связывают с именем А. Маслоу. Ключевым моментом ее является понятие становления личности, учение о необходимости предельной творческой самореализации, которая ведет к истинному психическому здоровью.

Согласно проведенному А. Маслоу исследованию самоактуализации дают разное определение, но все ученые сходятся в главном:

– в необходимости примирения индивида с внутренним «Я» в качестве «сердцевины» личности и его выражения, другими словами «идеального функционирования», развитии субъектом всех персональных и видовых характеристик;

– в минимизации болезней, неврозов, которые снижают фундаментальные персональные и общевидовые склонности индивида.

Некоторые исследователи полагают, что именно самоактуализация и субъекта является наиболее сильными из потребностей индивида, которые могут затмить даже потребность в пище или сне.

В соответствии с концепцией К. Роджерса можно выделить два направления в психике индивида, предоставленные от рождения. Первое – самоактуализирующее направление, к которому относят задатки, будущие качества личности. А второе направление – это механизм контроля над формированием личности или организмический отслеживающий процесс. Именно на этих двух тенденциях базируется формирование уникальной личности, включающей «я» реальное и идеальное, между которыми может наблюдаться совершенно разное отношение – от дисгармонии до максимальной гармонии.

В этой концепции самоактуализация и самореализация субъекта имеют тесную связь. Самоактуализация человека представляется в качестве процесса открытия индивидуального потенциала, позволяющего стать личностью, которая использует абсолютно все возможности. В ходе реализации целей индивид проживает фантастически насыщенную, увлекательную жизнь, наполненную работой над собой и поразительными результатами. Такая личность живет, наслаждаясь каждым мгновением существования «здесь и сейчас».

Можно выделить типичные черты самоактуализации личности. Индивида, занимающегося самоактуализацией и достигшего в ней больших успехов, можно охарактеризовать следующим образом:

  • занимается любимым делом;
  • не подчиняется чужому влиянию;
  • стремится к развитию;
  • любит читать;
  • его можно назвать творческой личностью;
  • уверен в себе;
  • открыт в эмоциональном плане;
  • прощает себя за периодическую несдержанность, раздражительность, присущую всем.

Такие индивиды находятся в полном ладу с собой, вследствие чего можно с убежденностью сказать, что личностный рост способствует более счастливой жизни.

К сожалению сегодня, проблема самоактуализации считается одним из наиболее неразработанных аспектов в психологии.

Самоактуализация Маслоу

Маслоу считают основателем гуманистического подхода к психологии. Американский психолог, в отличие от товарищей по научной деятельности, изучал душевно здоровых индивидов, творческих развитых индивидов, другими словами таких субъектов, которые достигли самоактуализации. А непосредственно под термином самоактуализация он подразумевал полноценное использование индивидами способностей, потенциала, задатков.

Теория самоактуализации Маслоу представляет собой переживание совершенное, беззаветное, живое, с полным сосредоточением, поглощением и погруженностью, другими словами переживание без застенчивости, свойственной подростковому возрасту. Он также разработал характерные черты самоактуализирующихся личностей:

– более результативное восприятие действительности и более благоприятные с ней отношения;

– принятие себя, окружающих, природы;

– спонтанность, бесхитростность, непосредственность;

– центрированность на цели;

– невраждебное чувство юмора;

– потребность в изолированности и уединенности;

– независимость от культурной и окружающей среды, автономность;

– постоянная новизна оценки;

– опыт высших состояний;

– более глубокие и совершенные межличностные отношения;

– отделение средств и задач, понятия добра от зла;

– чувство сопричастности, союза с остальными;

– самоактуализирущееся творчество.

Теория самоактуализации Маслоу заключается в том, что ради достижения цели уклонения от разочарований в природе человека, индивиды должны вначале отказаться от иллюзий в отношении ее. Маслоу предложил восемь принципов самоактуализации.
Принцип первый основан на полном самоотверженном живом переживании с абсолютным сосредоточением и впитыванием. Часто индивиды не осознают, что творится в них самих и вокруг.

Второй принцип лежит в выборе решения в сторону роста в любой ситуации. Выбирать рост это означает открытие себя новому непредвидимому опыту, при котором существует риск остаться в неизвестном.

Принцип третий учит индивидов фактически существовать, а не потенциально. Данный принцип означает, что нужно определиться с вещами, которые доставляют удовольствие, а которые нет, вне зависимости от мнений и позиций других.

Принцип четвертый охватывает принятие на себя ответственности и честность, которые являются моментами самоактуализации.

Пятый принцип представляет собой доверие собственным инстинктам, взглядам и следование им, а не доверять тому, что в социуме принято. Только в таком случае индивид сможет сделать верный выбор профессии, режима питания, спутника жизни, творчества и др.

Принцип шестой выступает за регулярное развитие своих задатков, талантов, склонностей, их использование для того чтобы делать отлично то, что они хотят делать.

Принцип седьмой охватывает переходный этап в самоактуализации, который Маслоу именовал, как «пик переживания». В моменты «пиков» люди размышляют, действуют и чувствуют максимально четко и ясно. Они больше любят и принимают остальных, более свободны от личностного конфликта и волнений, более конструктивно могут применять свою энергию.

Принцип восемь символизирует следующий шаг самоактуализации, направленный на обнаружение «защиты» и разрушение ее. Понятие «защита» у Маслоу подразумевает проекцию, рационализацию, вытеснение, идентификацию и т.д., иными словами все то, что используется и в психоаналитических практиках.

Маслоу выделил несколько уровней фундаментальных потребностей, представленных ниже. На самом низшем уровне он разместил физиологические потребности, например, потребность в пище или интимных отношениях. За ними следует потребность в безопасности. Именно с целью удовлетворения данной потребности субъект будет приобретать квартиру, одежду, соблюдать определенный режим и др. На третьем уровне живет потребность в принадлежности и любви, т.е. индивид обзаводится семьей, друзьями. Следующий уровень охватывает потребность в уважении, т.е. субъект движется вверх по карьерной лестнице, занимается политикой и т.д. Пятый уровень содержит в себе потребность в самоактуализации. Он является наивысшим уровнем в представленной модели иерархии потребностей.

Маслоу выделил общие признаки для высших потребностей. Он утверждал, что высшие потребности позднее проявляются. Специфика высших потребностей заключается в их бесполезности для выживания, т.е. чем на более высоком уровне иерархии будет находиться потребность, тем менее она будет необходима для выживания, тем на более длительный срок будет отодвинуто ее удовлетворение.

Более высокая биологическая эффективность зависит от уровня удовлетворяемых потребностей, т.е. чем будут выше уровень, тем больше будет эффективность, продолжительность жизни, меньше болезней и др. Все высшие потребности индивидами воспринимаются в качестве менее актуальных. Ведь человеку не до чтения книг, когда есть нечего или жить негде. Удовлетворение высших потребностей часто ведет к личностному развитию, более счастливой жизни и обогащению внутреннего мира.

Только после удовлетворения потребности в самоактуализации субъект становится фактически полноценным.

Потребность в самоактуализации

Одним из внутренних проявлений стремления личностного развития является потребность в самоактуализации.

Согласно концепции К. Роджерса в природе человека заложено качество или явление, которое побуждает его двигаться в направлении прогресса, к зрелости, т.е. к большей адекватности собственной самости, потенциалу и задаткам, к цельности личности. Роджерс был убежден, что личностный рост свойственен каждому индивиду. Он утверждал, что даже если стремление к самоактуализации будет наглухо заперто под слоями заржавелых психологических защит, спрятано за мудреными аспектами, отвергающими сам факт его реальности, то все равно оно существует в каждом индивиде и только ждет момента возникновения благоприятных условий, чтобы проявить себя. Теория самоактуализации Роджерса основана на его убеждении в заложенности от рождения стремления становиться целостной личностью, способной и компетентной настолько, насколько позволяет потенциал.

По Маслоу потребность в самоактуализации представляет нужду в саморазвитии, потребность в самовыражении, необходимость самоосуществления, стремление к идентичности. Он был убежден, что процесс самоактуализации является полноценным развитием личности, которое отвечает биологической предопределенности индивида.

К. Гольдштейн утверждал, что именно способности индивида обусловливают его потребности. Разрабатывая учение о самоактуализации, Маслоу утверждал, что способности личности упорно требуют их использования и прекращают выдвигать свои требования только при условии, что их полноценно применяют.

В соответствии с теорией Маслоу, основной мотивирующей силой, предопределяющей поведение индивида, является сила прочувствованного личностью в ее персональном опыте переживания. Процесс самоактуализации также отражается и в гедонизме – наслаждении высшими благами, присущем природе человека. Он воплощается в чувстве глубокой удовлетворённостью жизнью, выражающейся в ощущении цельности и просветлённости. Маслоу называл такие ощущения пиковыми переживаниями.

Ценностная значимость и интенсивность переживаний, которые связаны с ублажением низших потребностей, например, в еде или сне, имеет предрасположенность к понижению с каждым последующим действием по удовлетворению этой потребности. Наряду с этим пиковые переживания, испытываемые личностью в ходе самоактуализации, являются наиболее интенсивными по силе, устойчивыми и обладают большей ценностью для субъекта, в сравнении с переживаниями, возникающими от ублажения низших потребностей. На этом строится вся концепция Маслоу об иерархичности потребностей. Главным постулатом его концепции можно считать утверждение, что стремление к самоактуализации всегда будет преобладать в ранжировании мотивов.

Гольдштейн также утверждал, что здоровый субъект может временно отложить удовлетворение таких потребностей, как еда, интим, ради удовлетворения любопытства или других мотивов.

Маслоу полагал, что для удовлетворения высших потребностей субъект может терпеть лишения, невзгоды, будет идти на жертвы. Нередко ради взглядов и принципов индивид согласен вести аскетический образ жизни. При этом Маслоу делал акцент на фундаментальное отличие между дефицитарной и бытийной мотивацией. Субъект, не удовлетворивший свои основные потребности, ощущающий дефицит, например, в безопасности или еде, будет воспринимать мир в качестве враждебной действительности, которая требует от него мобилизации всех усилий для выживания. В таком мире он привыкает быть побеждённым вследствие чего вся его нравственно-ценностная система подчинена только низшим потребностям. Одновременно с этим самоактуализирующегося индивида уже больше не заботят проблемы выживания, он устремлен к развитию и управляется внутренними потенциями, которые были изначально заложены в нем природой и требуют своей реализации и развития.

По мнению Маслоу самоактуализация человека означает уход по направлению вверх от нужды в ликвидации дефицита. Он подчеркивал, что самоактуализацию человека нельзя рассматривать в качестве состояния нирваны, при котором отсутствуют вообще проблемы. Наоборот, в процессе самоактуализации личность сталкивается с реальными проблемами бытия, которые могут нести разочарование и боль. Выходя за границы собственных возможностей в процессе творческого бытия, самоактуализирующимуся индивиду приходится вступать в борьбу с собой для того чтобы вынудить себя приложить усилия ради очередного шага в собственном бытие.

Наряду с этим Маслоу был убежден в том, что самоактуализация не может являться конечной самоцелью. Он говорил, что процесс самоактуализации – это напряженный и кропотливый труд, ведущий к постепенному росту достижений. Также Маслоу указывал на возможность «псевдо-развития» вследствие увиливания от неудовлетворенной потребности. Это происходит тогда, когда личность убеждает себя, что неудовлетворенная высшая потребность в самоактуализации в действительности удовлетворена или ее совсем не существует. Однако эта потребность обязательно присутствует в качестве бессознательной силы, призывающей индивида развивать собственный потенциал, выполнять жизненное предначертание, становясь самим собой.

Самоактуализация в качестве цели личности, одновременно будет являться промежуточной и конечной целью. Маслоу был уверен в том, что самоактуализация не представляет собой именно конечное состояние, она является непосредственно самим процессом воплощения свойственного индивиду потенциала в действительность.

Развитие самоактуализации

Сегодня, в эпоху быстрых социальных трансформаций, вынуждающих личность неизменно трансформировать собственные сложившиеся и устоявшиеся жизненные отношения, перестраивать себя, проблема применения и развития личностного потенциала встает более остро и качественно новым образом. Поэтому особой актуальности приобретает вопрос важности сотворения условий для личностной самоактуализации, необходимости стимулов к личностному росту и развития творческого потенциала тех индивидов, в область профессиональной и трудовой деятельности которых входит обучение, воспитание и оказание помощи.

Для индивидов, профессия которых тесно связана с коммуникативным взаимодействием с людьми, высокая степень личностной зрелости, душевное здоровье и степень самоактуализации представляют собой не только профессионально значимые характеристики, но и ключевые факторы, определяющие эффективность работы.

Самоактуализация представляет собой психическое новообразование, несущее непосредственную связь с формированием максимально высоких способностей, потребностью достигать успешности, преодолевать преграды и устремляться к непознанным вершинам роста, как личностного, так и в профессиональной сфере.

Развитие самоактуализации являет собой вечную ценность для любого современного субъекта. Способствуя процессу освоения внешних элементов позитивного отношения к реализации деятельности, вследствие чего формируется позитивное отношение к собственной личности, восприятие себя в качестве субъекта такой деятельности, самоактуализация играет роль движущего фактора развития личности. Она содействует максимальному проявлению личностного потенциала, раскрытию самых потаенных возможностей индивида, и ведет к самоорганизации и личностному . Также самоактуализация выступает ключевым фактором в становлении внутренней целостности, нераздельности всех сторон личности. Так, например, самоактуализация обуславливает целеустремленный характер деятельности субъекта, дает посылы к дальнейшему профессиональному и личностному росту, содействует интерактивным процессам личностного формирования при этом, являясь таким организующим личность моментом, который ведет к природному состоянию самоорганизации.

Необходимым условием и фундаментом для развития самоактуализации будет являться гармония психологической организации личности. Гармония психологической организации личностной самоактуализации определяется сформированностью сфер жизнедеятельности личности (поведенческой, интеллектуальной и эмоциональности), сбалансированностью развития этих сфер и их интегрированностью.

Бекоева Татьяна Александровна,доктор педагогических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ[email protected]

Городецкая Эльжбета Сергеевна, магистрант IIкурса факультета психологии и социологииФГБОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ[email protected]

Творчество как необходимое условие самоактуализации личности

Аннотация.В статье рассматривается самоактуализация личности подростка, которая является средством его творческого самовыражения. Творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно неповторимой уникальностью. Также в статье приводятся результаты проведённого экспериментального исследования, которое проходило на базе Владикавказского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» и Республиканского центра социальной реабилитации несовершеннолетних.

Ключевые слова:творческое самовыражение, самоактуализация, творческий потенциал, направленность личности, креативность.

Самоактуализация и творческий процесс во многом совпадают. Творческий человек и человек самоактуализирующийся, по мнению А. Маслоу, тождественны. Маслоу изучал природу эмоционального здоровья как продукт творческого самовыражения.Говоря о социальном значении искусства, Л.С. Выготскийподчеркивал его воспитательное действие: «Искусство есть организация нашего поведения, установка вперед, требования, которое может быть никогда не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней» .Говоря о творчестве, Выготский подчеркивал, что «высшие выражения творчества доступны немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины, в чем заключается хоть нота нового, обязано своим созданием творческому процессу человека» .«Творчество есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии. Основнойисточник творчества проявляет себя так же, как и тенденция человека актуализировать себя, стать тем, кто заложен в его потенциале» .

А.В. Петровский указывает, что «воплощение в личности прирожденных особенностей индивида обусловлено тем местом, которое выбирает себе она в системе социальных связей, ее активностью». В основе побуждений человека к активности,в деятельности лежит стремление к самоактуализации личности –человек как бы выплескивает из себя все, что в нем накопилось, что для него актуально, важно, значимо; создавая произведения искусства и выражая себя в них, конструируя технические новинки или активно включаясь в социальную жизнь.

Творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно неповторимой уникальностью.Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не можетбыть одинакова у ребенка и у взрослого, потому что все эти факторыпринимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Воображение зависит от опыта, а опыт складывается и растет постепенно. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.Но опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека; интересы его проще, элементарнее, беднее; отношения ребенка со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а это важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. По мере приближения к зрелости начинает созревать и воображение, и в переходном возрасте соединяются мощный подъем воображения и первые начатки созревания фантазии .Творчество несет человеку большие радости. Есть у него и свои страдания, получившиекрылатое обозначение –муки творчества. Творить трудно, потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями творчества, и отсюда возникает мучительное чувство страдания. Это явление открывает нам последнюю и самую важную черту воображения –стремление воображения к воплощению, это и есть подлинная основа и движущее начало творчества. «Всякое построение воображения, исходя из реальности, стремится описать полный круг и воплотиться в реальность» .Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области, предполагает наличие у субъекта мотивов, знаний и умений.

Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих возможностей. В творчестве особое место занимает воображение творческое, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. В 2011 годуэкспериментальное исследование проходило на базе Владикавказского филиалаФГОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» и Республиканского центра социальной реабилитации несовершеннолетних.В вышеуказанных образовательных учреждениях было проведено тестирование на определение самооценки, творческого потенциала и развитие процесса самоактуализации личности обучаемых.Тест «Какова ваша самооценка?» позволял выявить особенности самооценки юношей и девушек. Каждый человек от природы наделен личными способностями и талантами, каждый обладает определенным творческим потенциалом, но далеко не каждый человек использует свои творческие возможности. Тест «Каков ваш творческий потенциал?» помогал выявить творческий потенциал юношества.Тест Кэттеллапозволял определить степень развития процесса самоактуализации личности и выявить ее связь с процессом творческого самовыражения. Тест давал возможность получить диагностическую информацию по факторам, присущим самоактуализирующейся личности.В группе 11Э Владикавказского филиалаФинансового университета в тестировании приняли участие 50 человек. По тесту «Какова ваша самооценка?» 20 учащихся показали завышенные результаты, 22 учащихся показали заниженные результаты и 8 учащихся показали реальную картину самооценки, что в процентном соотношении составляет 40%, 44% и 16%.По тесту «Каков ваш творческий потенциал?»37 учащихся недооценили себя и свои способности, 13 учащихся показали наличие творческого потенциала («способности есть, но я ими не пользуюсь, я их не развиваю»), что в процентном соотношении составляет 74% и 26%.По тесту Кэттеллабыли получены средние результаты, то есть интеллектуальные способности, эмоционально волевые особенности, коммуникативные и межличностные взаимодействия оценивались в 3 балла.Вгруппе 14Э Владикавказского филиала Финансового университета в тестировании приняли участие 56 учащихся. По тесту «Какова ваша самооценка?»38 человек показали завышенные результаты, 13–показали заниженные результаты и 5 учащихся показали реальную картину самооценки, что в процентном соотношении составляет 68%, 23% и 9%.По тесту «Каков ваш творческий потенциал?» 44 человека переоценили себя и свои способности, 12 учащихся показали наличие творческого потенциала («способности есть, но я ими не пользуюсь, я их не развиваю»), что в процентном соотношении составляет 80% и 20%.По тесту Кэттеллабыли получены следующие результаты: интеллектуальные способности, эмоционально волевые особенности, коммуникативные и межличностные взаимодействия сильно завышены.В Республиканском центре социальной реабилитации несовершеннолетних в тестировании приняли участие 20 человек. По тесту «Какова ваша самооценка?» 8 учащихся показали завышенные результаты и 12–заниженные результаты, что в процентном соотношении составляет 40% и 60%.По тесту «Каков ваш творческий потенциал?» 100% юношей и девушек недооценили себя и свой творческий потенциал.По тесту Кэттеллабыли получены очень низкие результаты, то есть интеллектуальные способности, эмоционально волевые особенности, коммуникативные и межличностные взаимодействия оценивались в 2 балла.На основе результатов тестирования были созданы контрольные группы (КГ) и экспериментальные группы (ЭГ). В КГ вошли учащиеся группы 11Э Владикавказского филиала Финансового университетав количестве 26 человек. В Республиканском центре социальной реабилитации несовершеннолетних в КГ вошли 8 человек. В контрольных группах с учащимися занятия по методике «Развитие творческих способностей» не проводились.В ЭГ вошли 24 учащихся группы 14Э Владикавказского филиала Финансового университетаи 12 человек Центра социальной реабилитации несовершеннолетних. В экспериментальных группах с 2011 по 2013 годосуществлялись систематические занятия по методике «Развитие творческих способностей».Перед каждым занятием во всех экспериментальных группах проводился опрос по методике «САН», который показывал самочувствие, активность и настроение каждого учащегося в группе и, соответственно, группы в целом.В ходе проведения эксперимента было установлено, что учащиеся экспериментальных групп стали заинтересованы в проведении занятий, у учащихся улучшилось самочувствие, настроение, повысилась активность; наблюдается тенденция к исполнительности, добросовестности. Юноши и девушки стали более уравновешенными и спокойными в отношениях, более решительными в своих действиях, перестали стесняться своих творческих успехов. Рисунки из мелких, неярких, не оформленных детально, стали крупными, расположенными на весь лист, яркими, четкими, появились элементы стилизации, появилось внимание к деталям и интерес к рисованию вообще. Рисунки перерастали в картинки с композиционным завершением.Яркость рисунков (картинок) говорит об изменении отношения к окружающему чернобелому миру, мир приобретает яркие оттенки, а значит, появляется уверенность в себе, своих способностях, понимание проблем и желание их решить.Наблюдается тенденция увеличения творческой направленности личности. Учащиеся стали самостоятельно использовать другие средства для рисования: фломастеры, цветные ручки, краски, стали смешивать стили и самостоятельно использовать разные материалы. Многие юноши и девушки стали рисовать самостоятельно, вне занятий.Общий рост развития творческих способностей в экспериментальных группах изображен на рис. 1.

Рис. 1. Динамика роста творческого потенциала

В заключительной части экспериментального исследования в 2012–2013 годахбыло проведено повторное тестирование учащихся как контрольных, так и экспериментальных групп.По результатам вторичного тестирования было выявлено следующее.1.По тесту «Какова ваша самооценка?» в ЭГ (гр. 14Э) Владикавказского филиала Финансового университетареальную картину самооценки показали 60% учащихся; в Республиканском центре социальной реабилитации несовершеннолетних реальную картину самооценки показали 80% человек.2.По тесту «Каков ваш творческий потенциал?» в ЭГ (гр. 14Э) Владикавказского филиала Финансового университетаналичие творческого потенциала и желание его развивать показали 50% учащихся; в Республиканскомцентре социальной реабилитации несовершеннолетних отличные результаты показали 80% человек.3.По тесту Кэттелларезультаты ЭГ изображены на рис. 2, 3.

Рис. 2. Группа 14Э Владикавказского филиала Финансового университета

Рис. 3. Республиканский центр социальнойреабилитации несовершеннолетних

4.В контрольных группах результаты повторного тестирования существенно от первичных результатов не отличаются.В результате полученных исследований мы можем сделать следующие выводы:у учащихся наблюдается тенденция к увеличению креативности, самоконтроля, стремление к самораскрытию, саморазвитию;у юношей и девушек наблюдается снижение агрессивности, тревожности, повышенной чувствительности, эмоциональной зажатости, недоверия к взрослым;отмечается более гибкое поведение, адекватная самооценка, реальная оценка своих способностей и возможностей;у учащихся, прошедших занятия по методике «Развитие творческих способностей личности» наблюдается понимание природы вещей и самого себя, принятие самого себя, повышение эмпатии, активности и уверенности, толерантности и внимательности.

Ссылки на источники1.Выготский Л. С. Психология искусства. –М.: Искусство, 1996. –474с.2.Там же.3.Берулава М. Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования // Гуманизация образования. –1998. –№1. –С. 20–25.4.Зейгарник Б. В. Теория личности в зарубежной психологии. –М.: Просвещение, 1982. –128с.5.Солдатова В. С. Искусство как метод и средство психологической коррекции эмоциональных нарушений // Культурная жизнь Юга России. –2003. –№2. –С. 19–22.6.Выготский Л. С. Указ. соч.

Bekoeva Tatyana,

the Doctor of Philosophy, the associate professor of Pedagogics of North Ossetian State University of K.L.Khetagurov, [email protected] Eljbet, the Master of 2 course of faculty Psychology and sociology North Ossetian State University of K.L.Khetagurov, [email protected] necessary condition of selfupdating of the personalityAbstract. In the article selfupdating of the identity of the teenager which is means of its creative selfexpression is considered. Creativity is defined as the activity generating something qualitatively new and different originality, originality and socially unique uniqueness. Also results of the conducted pilot research which passed on the basis of the Financial University under the Government of the Russian Federation Vladikavkaz branch and the Republican Center of Social Rehabilitation of minors are given in the article. Keywords: creative selfexpression, selfupdating, creative potential, orientation of the personality, creativity.

Потребности самоактуализации

Наконец, высший уровень в пирамиде – потребности самоактуализации – Маслоу определил как стремление человека стать тем, кем он может стать: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут стать. Они должны быть верны своей природе» (цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. СПб., 1997).

Не следует думать, что самоактуализация возможна только для художественно одаренных людей – художников, музыкантов и т. п. Свой творческий и личностный потенциал есть у каждого. Каждый человек имеет свое призвание, и потребность в самоактуализации означает желание найти в себе это призвание и добиться возможности заниматься именно этим, любимым делом. Пути и формы самоактуализации очень разнообразны, и именно на этом, высшем уровне потребностей, мотивация и поведение людей наиболее индивидуальны и уникальны.

Маслоу утверждал, что стремление максимально реализовать свои возможности в принципе присуще всем людям. Тем не менее людей, руководимых именно этими потребностями, то есть тех, кого ученый называл самоактуализирующимися, очень и очень немного (согласно оценке Маслоу, проводившего специальное исследование, таковых не более 1% от всего населения). Почему же потребности, заложенные в психику каждого человека, становятся побудительными стимулами столь редко?

Маслоу указывал на три причины такого неблагоприятного положения:

– Незнание о своих возможностях и непонимание пользы самосовершенствования (сомнения в собственных способностях, страх успеха).

– Давление социальных и культурных стереотипов (потенциал человека может идти вразрез с тем, чего требует от него общество в целом или ближайшее окружение: например, стереотипы «мужественности» и «женственности» могут помешать юноше стать талантливым танцором или визажистом, а девушке – достичь успехов в какой-нибудь «неженской» профессии).

– Противодействие потребностей безопасности (процессы самоактуализации требуют порой совершения рискованных поступков, действия без гарантии успеха, готовности приобретать новый опыт).

Каковы же люди, руководствующиеся в жизни потребностями этого уровня? Для подробного знакомства с темой мы рекомендуем познакомиться с работами самого А. Маслоу, собравшего множество «портретов» самоактуализирующихся людей и весьма ярко описавшего их. Мы же ограничимся кратким перечислением тех качеств, которые свойственны этим «лучшим представителям» человеческого общества.

1. Более эффективное восприятие реальности – умение видеть действительность такой, какова она есть, а не такой, какой хотелось бы ее видеть.

2. Принятие себя, других людей и природы – свобода от чрезмерного давления стыда, тревоги, чувства вины, гармония не только со своей душой, но и со своим телом; способность с пониманием относиться к слабостям других людей, без желания исправлять и переделывать их; восхищение природой и понимание того факта, что в ней действуют неподвластные человеку законы.

3. Непосредственность, простота и естественность – отсутствие стремления произвести эффект, представить себя кем-то иным и в то же время готовность вести себя в соответствии с требованиями ситуации, если это необходимо.

4. Центрированность на проблеме – приверженность какому-то делу, призванию, долгу; дело воспринимается выше непосредственных личных потребностей.

5. Независимость и потребность в уединении – потребность в общении с собой, способность к творческому, конструктивному одиночеству.

6. Самостоятельность – независимость от культуры и окружения, опора на внутренние источники силы и развития, способность к самоконтролю и отсутствие подверженности влиянию внешних условий.

7. Свежесть восприятия – умение замечать и ценить даже самые обычные явления, наслаждение тем, что дается природой, судьбой, другими людьми.

8. Вершинные переживания – кульминационные моменты «озарения», чувство абсолютной гармонии с миром и природой, выход за пределы своего «Я».

9. Общественный интерес – чувство глубокой близости, сопричастности человеческому роду, сострадание и любовь ко всему человечеству в целом.

10. Глубокие межличностные отношения – круг общения невелик, но отношения с каждым из близких людей очень тесны, глубоки и серьезны.

11. Демократичный характер – свобода от классовых, расовых, гендерных, возрастных и прочих предубеждений, готовность учиться у других.

12. Разграничение средств и целей – цель никогда не оправдывает средства; приверженность нравственным и этическим нормам (хотя совсем не обязательно религиозность); способность наслаждаться различными занятиями ради самого удовольствия от деятельности (наслаждение средствами), а не ради достижения цели (например, удовольствие от физических упражнений как таковое, а не стремление к цели «стать здоровым» и т. п.).

13. Философское чувство юмора – удовольствие от того юмора, который скорее вызывает улыбку, а не смех, не от тех шуток, что высмеивают кого-то конкретного или бьют «ниже пояса», а скорее глупость и нелепости в человеческой жизни в целом (наглядный пример – разница между некоторыми «сиюминутными» шутками М. Задорнова и философским юмором М. Жванецкого).

14. Креативность – спонтанная и естественная способность к творчеству, подобная детской; не обязательно творчество в искусстве, но свежий и свободный от шаблонов, увлеченный подход к любому делу, которым человек занимается.

15. Сопротивление окультуриванию – независимость в сохранении собственных ценностей и идеалов, неподчинение догме.

Даже это краткое описание может способствовать впечатлению, что самоактуализирующиеся люди – это некие «сверх-человеки», одиноко воспарившие над огромной серой массой. Маслоу неоднократно подчеркивал, что это совсем не так. Да, во многих отношениях это люди исключительные и формирующие некий особый слой в человеческом обществе: «Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти» (цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. СПб., 1997).

И эти люди – отнюдь не ангелы, лишенные всех человеческих недостатков. Они могут быть тяжелы в общении, упрямы, вздорны, тщеславны и вспыльчивы. Многим они могут показаться холодными и равнодушными, и порой действительно ведут себя с «хирургической холодностью», особенно в ситуациях разрешения конфликтов. Как и все другие люди, они страдают от неуверенности и сомнений или же раздражают и обижают окружающих. И тем не менее они служат ярким свидетельством того, что потенциал человеческого роста и развития намного шире, чем тот, каким довольствуется большинство из нас .

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Профконсультант – и немного о Самоактуализации Психолог-консультант нанят на работу, чтобы ориентировать подростков и молодежь в правильном выборе своей будущей профессии. Из теоретических трудов гуманистического направления он уже знает, что для человека важнее

Из книги За тенью сознания. автора Колташов Василий Георгиевич

4. Потребности. Человек продукт общества. Он невозможен без других людей, его не может быть без общественных отношений, только в них в процессе труда индивид становится человеком. С самого начала истории люди жили вместе, родовыми, затем соседскими общинами, вмести

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Подавление самоактуализации как угроза Соглашаясь с Гольдштейном (Goldstein, 1939, 1940), мы можем рассматривать большую часть индивидуальных переживаний, связанных с угрозой, как ситуации, тормозящие или угрожающие подавить развитие личности на пути к самоактуализации. Такой

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

Креативность самоактуализации Как следствие, я счел необходимым разграничить «креативность таланта» и «креативность самоактуализации», причем последняя распространена гораздо более широко и имеет более тесную связь с личностью, проявляясь в повседневной жизни не

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

Теория мотивации и самоактуализации и психология женщин Женщина - это поистине вечная загадка. Женщины подобны цветам. Каждый человек представляет для меня загадку, но женщины в большей степени, чем мужчины. (Maslow, цит. по: Hall, 1968, р. 56). Осваивая новые территории, Маслоу,

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

16. Исследования А. Маслоу по самоактуализации и творчеству Абрахам Маслоу, несомненно, является одним из самых выдающихся психологов XX века. Заслуга его заключается в том, что он стоит у истоков сразу двух психологических направлений – гуманистического и

Из книги Жизнь без усилий. Краткое руководство для удовлетворенности, внимания и потока. автора Бабаута Лео

Я и мои потребности Мои внешние черты обычно причиняли мне мало беспокойства. Я привык к тому, что быстро устаю, подолгу сплю и не могу, например, развить нужную быстроту во время игры в баскетбол. То, что у меня память была лучше, чем у других, или я быстрее мог

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности - признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и

Из книги Брак и его альтернативы [Позитивная психология семейных отношений] автора Роджерс Карл Р.

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

Из книги Как сохранить любовь в браке автора Готтман Джон

Тенденция к самоактуализации Существует фундаментальный принцип человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентности и к более реалистичному поведению. Более того, это стремление свойственно не только людям, это составляющая часть

Из книги НА ПОДСТУПАХ К ПСИХОЛОГИИ БЫТИЯ автора Маслоу Абрахам Харольд

ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ” - НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ? Первое направление, в котором осуществляется выработка человеком приобретаемых при жизни потребностей есть ни что иное, как выявление им в процессе практического взаимодействия со

Из книги автора

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках

Из книги автора

РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ - ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Подведу итог.Потребности в способах (навыках) деятельности, в деятельности и в деятельном состоянии, в эмоциональном тонусе, приобретаемые или развивающиеся при жизни, являются

Из книги автора

Шаг 2: Мои потребности Вот несколько типичных потребностей, о которых люди говорят на втором этапе. Осознайте все потребности, которые вы испытывали в то время. Выслушайте с сочувствием описание потребностей своего партнера.1. Чтобы меня выслушали.2. Чтобы меня

Из книги автора

14. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ Когда меняется философия человека (его природы, его целей, его возможностей, его самоосуществления), тогда меняется все, а не только философия политики, экономики, этики и аксиологии, философия межличностных

Выбор редакции
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...

Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...

При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....

У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...
Во всех клиниках «Медок» можно сдать анализы практически всех популярных типов. В том числе: общий анализ мочи; анализ на яйца остриц и...
Современный человек, живущий в большом городе, наполненном суматохой, шумом и соблазнами, не очень склонен верить в духовные чудеса. Но...
Всем невозможно нравиться. Даже если человек очень добрый и милый, это не дает ему стопроцентной защиты от зависти . А зависть - чувство...
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...
К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...