Фидель музыкальный инструмент. Примеры употребления слова фидель в литературе


Фиде́ль (нем. Fiedel, Fidel; фр. viele, vielle; лат. viela, viella виела) - обозначение группы струнных смычковых инструментов, широко распространённых в средневековой Европе.

Древнейшие изображения фиделя датируются VIII-IX вв. (на книжном переплёте из слоновой кости в Лувре; в Утрехтской псалтири , датируемой ок. 860 г.). К IX веку относятся первые текстовые свидетельства. Нормативным считается вид, который фидель приобрёл в XII-XIII веках: овальный корпус, C-образные резонаторные отверстия, прямая шейка. В XIII-XIV веках в западной Европе фидель считался многофункциональным инструментом, пригодным и для сольной игры и для аккомпанемента. Иероним Моравский во второй половине XIII века описывает виелу как 5-струнный инструмент, который разными музыкантами настраивается по-разному: (1) G-d-g-d1-d1 (струна d описывается как бурдон); (2) G-d-g-d1-g1; (3) G-G-d-c1-c1 (в этих настройках возможно нижняя по тесситуре струна - также бурдон). Грокейо (ок.1300) располагает виелу на самом верху выстраиваемой им иерархии музыкальных инструментов, (как обычно) сопровождая своё теоретическое суждение «философскими» аргументами:

Среди всех рассмотренных нами струнных инструментов наиболее ценна виела. Ибо как разумная душа в силу присущей ей способности (virtualiter) содержит в себе другие естественные формы, [и как] четырехугольник [содержит в себе] треугольник, а большее число меньшее, так и виела в силу присущей ей особенности (virtualiter) объемлет другие инструменты. И хотя некоторые другие инструменты в большей мере способствуют движениям человеческой души (как, например, на пирах, ристалищах и турнирах - тимпан и труба), все же именно на виеле различие всех музыкальных форм ощущается более тонко (subtilius). <...> Настоящий мастер исполнит на виеле любую музыку, песню и вообще любую музыкальную форму.

Напишите отзыв о статье "Фидель (музыкальный инструмент)"

Литература

  • Page C. Voices and Instruments of the Middle Ages: Instrumental Practice and Songs in France, 1100–1300. Berkeley, 1986
  • Сапонов М.А. Менестрели. М., 1996
  • Page C. Music and Instruments of the Middle Ages: Studies in Texts and Performance. Aldershot, 1997

Отрывок, характеризующий Фидель (музыкальный инструмент)

– Я знаю, кто вы... Я вас помню! Вы – знаменитая Венецианская Ведьма, с которой его святейшество ни за что не желает расставаться – тихо произнёс Джованни – О вас рассказывают легенды, мадонна! Многие в окружении Папы желают, чтобы вы были мертвы, но он никого не слушает. Зачем вы ему так нужны, Изидора?
Было видно, что разговор даётся ему очень непросто. На каждом вздохе кардинал хрипел и кашлял, не в состоянии нормально вздохнуть.
– Вам очень тяжело. Пожалуйста, позвольте мне помочь вам! – упорно не сдавалась я, зная, что после уже никто больше ему не поможет.
– Это не важно... Думаю, вам лучше будет отсюда побыстрее уйти, мадонна, пока не пришли мои новые тюремщики, или ещё лучше – сам Папа. Не думаю, что ему очень понравилось бы вас здесь застать... – тихо прошептал кардинал, и добавил, – А вы и, правда, необыкновенно красивы, мадонна... Слишком... даже для Папы.
Не слушая его более, я положила руку ему на грудь, и, чувствуя, как в перебитую кость вливается живительное тепло, отрешилась от окружающего, полностью сосредоточившись только на сидевшем передо мной человеке. Через несколько минут, он осторожно, но глубоко вздохнул, и не почувствовав боли, удивлённо улыбнулся.
– Не звали бы вы себя Ведьмой – вас тут же окрестили бы святой, Изидора! Это чудесно! Правда, жаль, что вы поработали напрасно... За мной ведь скоро придут, и, думаю, после мне понадобится лечение посерьёзнее... Вы ведь знакомы с его методами, не так ли?
– Неужели вас будут мучить, как всех остальных, Монсеньёр?.. Вы ведь служите его излюбленной церкви!.. И ваша семья – я уверена, она очень влиятельна! Сможет ли она помочь вам?
– О, думаю убивать меня так просто не собираются... – горько улыбнулся кардинал. – Но ведь ещё до смерти в подвалах Караффы заставляют о ней молить... Не так ли? Уходите, мадонна! Я постараюсь выжить. И буду с благодарностью вспоминать вас...
Я грустно оглядела каменную «келью», вдруг с содроганием вспомнив висевшего на стене, мёртвого Джироламо... Как же долго весь этот ужас будет продолжаться?!.. Неужели я не найду пути уничтожить Караффу, и невинные жизни будут всё также обрываться одна за другой, безнаказанно уничтожаемые им?..

Фидель - (нем.Fiedel, фр. viele, от лат. fides - струна) - струнный смычковый музыкальный инструмент. Термином «фидель» обозначался не только собственно фидель, но и родственные смычковые инструменты, бытующие у многих народов. Собственно фидель относится к числу наиболее распространённых в странах средневековой Европы смычковых инструментов; появление фиделя - один из значительных этапов в формировании семейств виол и скрипок.

Устройство и звучание

В своём историческом развитии претерпел ряд изменений. Фидель раннего периода имел неглубокий лопатообразный корпус (длина - около 50 см), изготовлявшийся вместе с короткой шейкой из одного куска дерева, круглую головку с вертикально расположенными колками, круглое резонаторное отверстие посреди верхней деки под струнами (вблизи струнной подставки), прямые плечи, 3-4 струны, специальную петлю вместо струнодержателя в нижней части. По-видимому, в 10 веке появился 5-струнный фидель с грушевидной, овальной, ромбовидной и другими формами корпуса, с 2 сегментовидными резонаторными отверстиями по бокам струн. Развитие смычкового исполнительства способствовало дальнейшему совершенствованию фиделя. Для удобства ведения смычка по бокам корпуса были сделаны т. н. перетяжки (напоминающие талию). Постепенно корпус фиделя принял восьмёркообразную, а затем и гитарообразную форму; корпус склеивался из отдельных частей, деки изготавливались из хорошо обработанного тонкого дерева, своды делались различных очертаний. Шейку стали изготовлять как отдельную деталь, крепящуюся на корпусе, на шейку наклеивали гриф. Развитие мелодического начала в игре на фиделе, как и на других инструментах, привело к постепенному удлинению середины его корпуса и подчёркиванию «талия» в целях возможно большего соприкосновения смычка с отдельными струнами. В 13 веке окончательно утвердился 5-струнный классический тип фиделя - иногда с 1, реже с 2 бурдонными струнами вне грифа. При игре фидель держали на левом плече или вертикально, упирая его о сидение (между коленями) или о левое колено. Высоко ценилось искусство бурдонного аккомпанемента, т. е. извлечение из бурдонной струны флажолетным способом консонирующих с одновременно получаемыми смычком мелодическими звуками квартовых, квинтовых и октавных интервалов.

История и применение

Фидель, предположительно, известен с 8 века. Фидель применялся как сольный инструмент (на фиделе можно было исполнять любую песенную мелодию), для сопровождения пения и в инструментальном ансамбле (благодаря высоким звуковым качествам часто использовался как ведущий инструмент); в 13-15 вв. встречались инструментальные ансамбли из одних фиделей. Исполнителями были обычно бродячие жонглёры или менестрели. Среди родственных инструментов - танбур, ребек, кеманча. В начале 20 века предпринимались попытки возрождения фиделя для использования в любительском музицировании.

Фиде́ль (нем. Fiedel, Fidel; англ. vielle; фр. viele, vielle; лат. viela, viella виела) - обозначение группы струнных смычковых инструментов, широко распространённых в средневековой Европе.

Исторический очерк

Древнейшие изображения фиделя датируются VIII-IX вв. (на книжном переплёте из слоновой кости в Лувре; в Утрехтской псалтири , датируемой ок. 860 г.). К IX веку относятся первые текстовые свидетельства. Нормативным считается вид, который фидель приобрёл в XII-XIII веках: овальный корпус, C-образные резонаторные отверстия, прямая шейка. В XIII-XIV веках в западной Европе фидель считался многофункциональным инструментом, пригодным и для сольной игры и для аккомпанемента. Иероним Моравский во второй половине XIII века описывает виелу как 5-струнный инструмент, который разными музыкантами настраивается по-разному: (1) G-d-g-d1-d1 (струна d описывается как бурдон); (2) G-d-g-d1-g1; (3) G-G-d-c1-c1 (в этих настройках возможно нижняя по тесситуре струна - также бурдон). Грокейо (ок.1300) располагает виелу на самом верху выстраиваемой им иерархии музыкальных инструментов, (как обычно) сопровождая своё теоретическое суждение «философскими» аргументами:

Среди всех рассмотренных нами струнных инструментов наиболее ценна виела. Ибо как разумная душа в силу присущей ей способности (virtualiter) содержит в себе другие естественные формы, [и как] четырехугольник [содержит в себе] треугольник, а большее число меньшее, так и виела в силу присущей ей особенности (virtualiter) объемлет другие инструменты. И хотя некоторые другие инструменты в большей мере способствуют движениям человеческой души (как, например, на пирах, ристалищах и турнирах - тимпан и труба), все же именно на виеле различие всех музыкальных форм ощущается более тонко (subtilius). <...> Настоящий мастер исполнит на виеле любую музыку, песню и вообще любую музыкальную форму.

Фидель! Этот инструмент я хотел увидеть в игре на протяжении долгих лет, и я в восторге, что в последнем обновлении мы наконец смогли добавить его.

Когда я начал размышлять, как же воплотить фидель, я пришёл к выводу, что запись одного набора долгих нот (как мы делали на протяжении многих лет для других инструментов) не передаст всю его красоту. Если речь идёт об инструментах, на которых можно играть разными способами, то фидель оказывается первым в списке. Как композитор, я часто дивился множеству разнообразных сэмплов, с которыми мне довелось экспериментировать во время написания музыки. И я хотел подарить вам то же ощущение, ту власть и тот контроль над музыкой, которую вы можете создавать в LotRO.

Так что я решил, что попрошу нашего чудесного скрипача записать множество наборов нот. Долгих нот, что могут то усиливаться, то затухать. Нот-вибрато, которые добавят больше эмоционального воздействия. Коротких нот для быстрых мелодий. Нот-пиццикато в качестве эдакого перебора струн. И прочие наборы нот, которые мы ещё не использовали. Надеюсь, объединение всего этого позволит вам создавать реалистично звучащие мелодии для фиделя.

Сам процесс записи состоялся ещё в октябре и занял несколько часов. Наш скрипач пришёл и записал множество нот, а также звуковых эффектов и фрагментов мелодий для умений менестрелей. После того, как мы получили различные ноты для разных фиделей, было проделано много работы по приведению всего в игре в рабочее состояние.

Мы настроили фидель для каждого набора нот и подправили их так, чтобы эти ноты соответствовали существующим инструментам по громкости, длительности и иногда по высоте. Фидель ученика, в частности, причинил немало головной боли при балансировке из-за усиления и затухания нот. Сперва он звучит мягко, потом звук становится всё громче к середине музыки, а затем снова смягчается к концу мелодии. Это значит, что балансировка должна основываться на средних нотах, что в свою очередь делает инструмент не таким идеальным для быстрой игры - потому что начало ноты тихое. И это лишь одна из тех проблем, которые, надеюсь, сгладят другие фидели.

Наша команда художников создала несколько вариантов внешнего вида фиделей, так что эти инструменты будут выглядеть по-разному во время музицирования - а аниматор получил задание сделать набор анимаций для этого.


Не забывайте, что музыкальные инструменты - не только часть музыкальной системы, но и неотъемлемая часть класса «Менестрель». Так что раз уж работа над фиделем как музыкальным инструментом шла полным ходом, надо было сделать и боевой фидель. Это означало выбор из файлов звукозаписи подходящих фрагментов для каждого уникального умения менестрелей. И просьбу аниматору сделать так, чтобы анимация этих умений работала с фиделем и сочеталась со звуками. И что нужно было добавить фидели, создаваемые с помощью ремесла, чтобы их могли использовать высокоуровневые менестрели.

Однако введение фиделя не обошлось и без существенных технических ограничений нашей музыкальной системы. Речь идёт о диапазоне. Самая низкая нота, которую можно извлечь из фиделя, это G3 (или G2 в нашей ABC-системе). Это значит, что семь нот ниже не производят никаких звуков. И как бы сильно я не хотел, чтобы на этом инструменте можно было сыграть все три октавы, сделать это непросто: нам пришлось бы либо искусственно занизить ноты, чтобы заполнить пробелы (то есть добавить ноты, которые настоящий фидель не может воспроизвести), либо отбросить нижние ноты (G3-B3) и добавить их в верхнюю октаву (что далеко от идеала, поскольку у низких нот есть приятный отзвук, а чем выше звучание, тем тоньше этот звук становится). Досадным побочным эффектом таких технических ограничений стало то, что фидель не всегда хорошо включается в существующие ABC-файлы, и вам потребуется самостоятельно поработать над ними, чтобы использовать фидель наилучшим образом. С одной стороны, стоило бы такого избежать, но с другой стороны, я хочу, чтобы у вас был инструмент с наиболее удобным диапазоном звучания - и он бы соответствовал фиделю настолько, насколько это возможно.

Одним из предполагаемых решений, которое нам казалось творческим и забавным, было заполнение пробелов в нижнем диапазоне звучания инструмента крутыми звуковыми эффектами - скрипами и постукиваниями. Отзывы были не слишком положительными (и я могу понять, почему вы не хотите, чтобы музыка при использовании существующих abc-файлов, не предназначенных для фиделя, полнилась стуками и скрежетом), потому на данный момент большая часть таких звуков удалена. И мы надеемся в какой-то момент вернуться к этому вопросу, но пока не решили, как лучше всего тут поступить.

Главное - мне хотелось бы, чтобы вы смогли использовать фидель для улучшения звучания своих песен и, возможно, для создания новых. Надеемся, вам понравится играть на этом инструменте не меньше, чем нам нравилось его создавать! Первый фидель можно получить у барда, а другие его вариации будут доступны во время Весеннего фестиваля и празднования Годовщины.

И кто знает, что уготовано в будущем? Может, ещё больше фиделей, а может - другой желанный лесной инструмент.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...