Фольклорные жанры и их примеры. Примеры фольклора. Примеры малых жанров фольклора, произведений фольклора


Сказки, где главный герой - волшебник, с участием волшебных животных или предметов, - это, например, "Финист Ясен Сокол", "Иван Царевич и Серый Волк", "По щучьему веленью". Растения и явления природы, обладающие собственной магией, встречаются практически в каждой сказке - говорящие яблони, реки и ветер, стремящиеся укрыть главного героя от погони, спасти от смерти.

Фольклорная проза - ключ к русской демонологии

Второй пласт фольклорный прозы - несказочный. Он представлен историями или случаями из жизни, повествующими о контактах человека с представителями потусторонних сил - ведьмами, чертями, кикиморами, духами и так далее.

Следует отметить, что все эти существа пришли в современность бессознательными образами из глубины веков и имеют дохристианское языческое происхождение.

В категорию несказочного прозаического фольклора также входят рассказы о святынях, чудесах и творящих их святых - здесь раскрывается тема общения высших сил и человека, пришедшего в христианскую веру.

Прозаические примеры фольклора, относящегося к несказочному пласту, довольно разнообразны - это и легенды, и предания, и былички, и рассказы о сне.

Современный российский фольклор

Он состоит из двух пластов, сосуществующих и периодически перетекающих друг в друга.

Первый пласт составляют народные традиции и верования, перенесённые в современные реалии. Ими являются актуальные по сей день поговорки, религиозные и ежедневные обряды, приметы. Примеры русского фольклора, характерные для современной жизни, можно наблюдать как в обиходе (расположение веника метлой вверх для привлечения материальных благ), так и по праздникам. Ритуальными праздничными фольклорными элементами являются в том числе и исполняемые на святках колядки.

Второй пласт современного городского фольклора значительно моложе и представляет собой веру в техногенные научные теории, оформленные согласно человеческим убеждениям и страхам.

Современный городской фольклор

Он выступает как эгрегор собирательных образов страхов и убеждений людей, живущих в городах, ведёт своё начало с периода индустриализации, когда жёсткие жизненные условия и технический прогресс оказались наложенными на древний пласт старых русских верований.

Примеры фольклора, отражающего современные российские реалии, по большей своей части ориентированы на несколько типов человеческих страхов. Чаще всего это песни, обряды и жестикуляции, предназначенные для вызова потусторонних сил ("Пиковой Дамы" гномов и т.п.): призраков, духов различных исторических личностей, а также для явления Божественного провидения и различных сущностей.

Отдельные элементы фольклорного творчества входят в научно-ориентированные теории индустриального характера.

Примеры городского фольклора, использующиеся в современных легендах, заполонили Интернет - это рассказы о закрытых для посещения станциях и ветках метро, о заброшенных бункерах и различного рода недостроях с сопровождающими их историями о таинственных помещениях, аппаратах и живых существах.

Литературный фольклор - от летописей до современности

Русская литература, изобилующая фольклорными элементами, разделяется на два пласта: дошедшая до нас с периода 12-16 веков, являющаяся опорой для построения каких-либо поздних символических образов; созданная с 17 по 19 вв., использующая эти образы в своих сюжетах. Соответственно, примеры фольклора в литературе обнаруживаются в произведениях обоих периодов. Рассмотрим наиболее известные из них ниже.

Примеры фольклора в "Слове о полку Игореве" заключаются в основном в метафорических сравнениях главных героев с языческими богами, например, Боян зовётся внуком Велеса, князья именуются внуками Даждьбога, а ветры - Стрибожьими внуками. Также зафиксировано обращение автора к Великому Хорсу.

В современной литературе фольклорные элементы используются главными героями в процессе их повседневной жизни.

Примеры фольклора в поэме "Кому на Руси жить хорошо" исходят из области малого и лирического фольклорных родов, включающих присказки, частушки, поговорки ("хвали траву в стогу, а барина - в гробу"), обращение к народным приметам (глава "Крестьянка", где односельчане Матрёны видят причину неурожая в том, что она "...Рубаху чистую Надела в Рождество..."), а также вставки в текст народных русских песен ("Барщинная", "Голодная") и использование сакральных цифровых символов (семь мужиков, семь филинов).

Малые фольклорные жанры

Выделают тип небольших фольклорных произведений, входящих в жизнь человека с самого рождения. Это малые жанры фольклора, примеры которых можно наблюдать в общении матери с ребёнком. Так, в пестушках (напевах стихотворной формы), потешках (песенках-поговорках с применением жестикуляции пальцев ручек и ножек ребёнка), прибаутках, закличках, считалочках, скороговорках и загадках задаётся необходимый ритм движения тела и передаются простые сюжетные линии.

Первые в жизни человека фольклорные жанры

Колыбельные песни и пестушки имеют древнейшее происхождение. Они являются частью так называемой материнской поэзии, входящей в жизнь ребёнка с момента его рождения.

Пестушки представляют собой ритмичные короткие приговоры, сопровождающие деятельность матери и новорожденного. В них наравне с содержанием важен ритм.

Колыбельная песня своим текстом и напевом ориентирована на достижение ребёнком состояния сна и не требует применения никакого музыкального инструмента. В данном жанре всегда присутствуют элементы оберега, защищающего новорожденного от враждебных сил.

Малые жанры фольклора, примеры которых приведены выше, являются самым древним пластом народного творчества.

В зависимости от этапа развития, фольклор принято разделять на раннетрадиционный фольклор ,классический фольклор ипозднетрадиционный фольклор. Каждой группе принадлежат особые жанры, типичные для данного этапа развития народного творчества.

Раннетрадиционный фольклор

1. Трудовые песни.

Это песни известны у всех народов, которые исполнялись во время трудовых процессов (при подымании тяжестей, вспахивании поля, ручном помоле зерна.).Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной, так как они содержали команды к одновременному действию.Их основным элементом был ритм, организовывавший процесс труда.

2. Гадания и заговоры.

Гадание – средство распознания будущего. Чтобы распознать будущее, следовало обратиться к нечистой силе, поэтому гадание осознавалось как грешное и опасное занятие.Для гаданий избирались места, где, по представлению народа, можно было вступить в контакт с обитателями «иного мира», а также такое время суток, в которое этот контакт был наиболее вероятное.В основе гаданий лежал прием истолкования «знаков»: случайно услышанных слов, отражений в воде, поведения животных и т.д. Для получения этих «знаков» предпринимались действия, в которых использовались предметы, животные, растения. Иногда действия сопровождались словесными формулами.

Классический фольклор

1. Обряды и обрядовый фольклор

Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые и хореографические жанры.Обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято делить на трудовые и семейные

1.1 Трудовые обряды: календарные обряды

Наблюдения древних славян над солнцеворотом и на связанные с ним изменениями в природе сложились в систему мифологических верований и практических трудовых навыков, закрепленных обрядами, приметами, пословицами.

Постепенно обряды образовали годовой цикл, и важнейшие праздники были приурочены к зимнему и летнему солнцестоянию.Существуют зимние, весенние, летние и осенние обряды.

1.2. Семейные обряды

В отличие от календарных обрядов, герой семейных обрядов – реальный человек. Обряды сопутствовали многим событиям его жизни, среди которых важнейшими были рождение, вступление в брак и смерть.

Наиболее развитым был свадебный обряд, он имел свои характеристики и законы, свою мифологию и свою поэзию.

1.3. Причитания

Это древний жанр фольклора, генетически связанный с похоронным обрядом. Объект изображения причитаний – трагическое в жизни, поэтому в них сильно выражено лирическое начало, мелодия выражена слабо и в содержание текста можно было найти много восклицательно-вопросительных конструкций, синонимических повторов, единоначатия и т.д.

2. Малые жанры фольклора. Паремии.

К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак – небольшой объем.

Малые жанры фольклорной прозы, или паремии, очень разнообразные: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры, благопожелания, проклятия и проч.

4. Несказочная проза

Несказочная проза имеет иную, нежели сказки, модальность: ее произведения приурочены к реальному времени, реальной местности, реальным лицам. Для несказочной прозы характерна невыделенность из потока обыденной речи, отсутствие специальных жанровых и стилевых канонов. В самом общем смысле можно сказать, что ее произведениям свойственна стилистическая форма эпического повествования о достоверном.Наиболее устойчивым компонентом является персонаж, вокруг которого объединяется весь остальной материал.

Важный признак несказочной прозы – сюжет. Обычно сюжеты имеют эмбриональную форму (одномотивные), но могут передаваться как сжато, так и подробно.

Принадлежат к несказочной прозе следующие жанры: предания, легенды и демонологические рассказы.

Былины – это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории.

Как и в волшебных сказках, в былинах фигурируют мифологические образы врагов, происходит перевоплощение персонажей, героям помогают животные.

Былины имеют героический или новеллистический характер: идея героических былин – прославление единства и независимости Русской земли, в новеллистических былинах прославлялись супружеская верность, истинная дружба, осуждались личные пороки (хвастовство, заносчивость).

6. Исторические песни

Исторические песни – это фольклорные эпические, лироэпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа.

7. Баллады

Народные баллады – это лироэпические песни о трагическом событии. Балладам свойственна личная, семейно-бытовая тематика. В центре баллад находятся нравственные проблемы: любовь и ненависть, верность и измена, преступление и раскаяние.

8. Духовные стихи

Духовные стихи – песни религиозного содержания.

Главный признак духовных стихов заключается в противопоставлении всего христианского – мирскому.

Духовные стихи – неоднородны. В устном бытовании они взаимодействовали с былинами, историческими песнями, балладами, лирическими песнями, причитаниями.

9. Лирические внеобрядовые песни

В народной лирике слово и мелодия нераздельны. Главное назначение песен – раскрывать мироощущение народа путем непосредственного выражения его чувств, мыслей и настроений.

Эти песни выражали характерные переживания русского человека в разных жизненных ситуациях.

10. Фольклорный театр.

Фольклорный театр – традиционное драматическое творчество народа.

Специфические признаки фольклорного театра – отсутствие сцены, разделение исполнителей и аудитории, действие как форма отображения действительности, перевоплощение исполнителя в иной объективированный образ, эстетическая направленность представления.

Пьесы нередко распространялись в письменном виде, предварительно репетировались, что не исключало импровизации.

К фольклорному театру принадлежат: балаганы, театр передвижных картинок (раёк), народный кукольный театр и народные драмы.

11. Детский фольклор.

Детский фольклор – специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей.

Общий, родовой признак детского фольклора – соотнесение художественного текста с игрой.

Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор)

Позднетрадиционный фольклор

Позднетрадиционный фольклор – это совокупность произведений разных жанров и различной направленности, создававшихся в крестьянской, городской, солдатской, рабочей и другой среде со времени начала развития промышленности, роста городов, распада феодальной деревни.

1. Частушки

Частушка – это короткая рифмованная народная песенка, которая исполняется в быстром темпе на определенную мелодию.

Тематика частушек разнообразна. Большинство из них посвящены любовной и семейно-бытовой темам. Но нередко в них находят отражение и современная жизнь народа, те изменения которые происходят в стране, содержатся острые политические намеки. Для частушки характерно шутливое отношение к своим героям, ирония, а иногда и острая сатира.

2. Фольклор рабочих

Фольклор рабочих – устные народные произведения, которые были созданы в рабочей среде или усвоены ею и переработаны настолько, что стали отражать духовные запросы именно этой среды.

В отличие от частушки, фольклор рабочих не превратился в национальное, общерусское явление. Его характерная особенность – локальность, замкнутость в пределах той или иной промышленной территории. Например, рабочие фабрик, заводов и рудников Петрозаводска, Донбасса, Урала, Алтая и Сибири почти не знали устных произведений друг друга.

В фольклоре рабочих преобладали песенные жанры. В песнях изображались тяжелые условия труда и быта простого рабочего, которым контрастно противопоставлялась праздная жизнь угнетателей – владельцев предприятий, надсмотрщиков.

По форме песни – это монологи-жалобы.

3. Фольклор периода Великой Отечественной войны.

Фольклор периода Великой Отечественной войны – это произведения различных жанров: песенные, прозаические, афористические. Они создавались самими участниками событий и боев, тружениками фабрик и заводов, колхозных полей, партизанами и др.

В этих произведениях отражаются жизнь и борьба народов СССР, героизм защитников страны, вера в победу, радость победы, верность в любви и любовные измены.

В 20 веке детский фольклор был представлен произведениями устной народной словесности, предназначенной для детей, но исполнялись взрослыми людьми. Большинство ученых детского фольклора относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пествования. Таким образом детский фольклор представляет собой спец.область народного творчества. Он включает в себя целую систему поэтических и музыкально поэтических жанров фольклора. Основные приемы этнопедагогики. В крестьянских семьях не думали о воспитании. Навыки и приемы передавались естественным путем – из поколения в поколение. Основные приемы воспитания в традиционной культуре : 1.Личный опыт.2.участие в жизни общины, слушателя.3.включение в обрядовую жизнь.4.трудовые обязанности. 5.игра. Жанры детского фольклора. 1.Колыбельные. 2. Сказки докучные. 3. Пестушки. Колыбельные песни – песни которыми убаюкивают детей. Цель их перевести ребенка из состояния бодрствования в состояние сна. Считалось что во сне ребенок растет. Сон-дрема. Характеристика: монотонность, повторение напева, тихая динамика, единая ритмическая форма. Текст наполнен шипящими. Функция усыпление успокоение, воспитание. Пестушки – помогали воспитать жизнерадостного чел-ка, воспитывали в ребенке радость. Потешки – особые забавы взрослых с детьми, песенки, приговорки с использованием частей тела. Для развития творческих способностей. Прибаутки – смешной рассказ, придающий речи юмористический оттенок. Не сопровождается игрой.

Докучные сказки используются вместо сказки. Бытуют и в наши дни. Используются для развития выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора у детей. Бытовой фольклор – детские песни, заклички, приговорки, дразнилки, страшилки. в них отразились многообразие жизненных явлений. Заклички и приговорки. Бытование и сохранность текстов зависят от местных традиций. В одних районах они почти не применяются, в других сохраняются отрывки, в третьих – бытуют в своей древней форме. Широко бытуют заклички – пародии: «Самолёт, самолёт, посади меня в полёт, а в полёте пусто, выросла капуста». В процессе роста дети неизбежно вступают в контакт с фауной. Их интерес привлекают певчие птицы, ярко окрашенные насекомые, дети ищут средства общения с ними.

Детская обрядовая поэзия. Со временем изменились формы и методы воспитания. Религиозные обряды, праздничные календарные песни не имеют уже большого значения, а скорее – образное значение. Прозвища и дразнилки. Традиция давать прозвища унаследована детьми от взрослых. Но они пошли дальше, и создали рифмованные прозвища, которые в свою очередь дали начало дразнилкам. Некоторые дразнилки почти не отличаются от прозвищ, но прозвище прикрепляется к какому – либо лицу в качестве устойчивого эпитета, а дразнилка применяется только к случаю. Всеобщая грамотность, знакомство с профессиональным искусством, более высокая речевая культура в 5 раз сократило количество дразнилок о внешности, вдвое больше стало дразнилок, характеризующих нравственный облик. Из дразнилок исчезли тексты об офицерах, попах, святых, нищете, то есть всё то, что незнакомо современным детям.

Детские сказки. Люди повседневно и повсеместно читают сказки детям, мастерство сказывания стало достоянием очень многих.

Страшилки. Страшилки по сей день имеют значение. Но включились элементы современной атрибутики: телефон, рояль, механическая кукла и д.р.

Фантастика для ребёнка – средство познания окружающего мира с единством и борьбой противоположностей. Встреча с необычным, таинственным, страшным, преодоление страха, помогают анализировать воспринятое органами чувств, сохранять в любой ситуации ясность ума, самообладание, способность действовать. 3. Потешный фольклор.

Назначение этих жанров – позабавить себя и сверстников.

Словесные игры. О ценностях игр свидетельствует тот факт, что почти все известные в 19 в. игры сохраняются и в наши дни. Бытуют: «Испорченный телефон», «Барыня», «Красочки», «Садовник». Выросло общее образование детей. Это сказалось и на игровом репертуаре. Получила распространение географическая словесная игра «В города».

Молчанки и голосянки. Молчанки по – прежнему пользуются в детской среде большой популярностью. Тексты в основном бытуют традиционные. Голосянки наоборот, преследуют цель – вытянуть гласный звук. Достоинством этой игры является развитие голосовых данных. В последнее время не отмечали голосянки в живой традиции. Видимо она исчезла, забылась.

Поддёвки. Весёлые шутки – забавы «за счёт товарища»: как расшифровать слово Дуня? Дураков у нас нет. – А –я? Существуют поддёвки над именем (Тётя люба всех полюбит, перелюбит, вылюбит.) Так же распространены поддёвки – загадки (А и Б сидели на трубе).

Сечки. В наши дни сечки не имеют широкого распространения. Они стали преимущественно школьной забавой. Секущий инструмент заменён карандашом, дерево – бумагой. Вместо «Секу, секу…» появилось новое:

«Я пишу, пишу, пишу, шестнадцать палок напишу, если вы не верите, возьмите и проверьте». Большинство детей вообще не знают этой забавы. Скороговорки. В наши дни особой популярностью пользуются произведения со сложным и богатым звуковым оформлением. Скороговорки стали инструментом совершенствования произношения в детских садах, школах, в работе логопедов. Небылицы – перевёртышы. На современном этапе эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей (Режиком заножу, будешь дрыгами ногать, из крови пузо вытекать). Загадки. Новые жизненные условия решающим образом сказались на репертуаре загадок. Современным детям многое из старого быта крестьян непонятно. Загадки, отразившие этот быт, исчезают. Теперь традиционными стали загадки об узнаваемых вещах, образах, о животных, овощах, грибах, часах, чайниках, книгах, транспорте, бытовых приборах и других новинках нашей жизни. Если раньше загадка бытовала среди детей старшего возраста и взрослых, то нынче загадка стала достоянием школьников (5-7 лет). Видимо это говорит о более интенсивном, скором развитии современных ребят. 4. Игровой фольклор.Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста. Большинство игр несёт образы, близкие детям, отражают мир детских интересов и устремлений. В таком игровом жанре текст не играет главную роль, не имеет стиховой организации. В них отражены явления повседневной жизни, показаны нравственные установки в семье и т.п. Формальные ролевые игры с игровыми припевами. В настоящее время они не могут характеризовать детский песенный репертуар, потому что не имеют повсеместного распространения. Эти игры постепенно теряют свою привлекательность, забываются, несмотря на то, что они усиленно внедряются в детское сознание в детских садах, в начальной школе.

Их охотно распевают дети под руководством педагогов, но не выносят за стены детского учреждения. Радио, кино, телевидение своей наибольшей содержательностью и литературно – музыкальной обработкой, приводят к неизбежной гибели детских игр с игровыми припевами. Формальные ролевые игры с игровыми приговорками. На современном этапе эти игры хотя и не забываются, но используются гораздо реже.

Игры – импровизации. Эти игры популярны по сей день, остаются в активном состоянии.

Жеребъёвые сговорки. В последние десятилетия происходит постепенная замена традиционных детских игр современными играми спортивного направления, компьютерными играми. Поэтому сговорки теряют своё былое значение.

Считалки. В наши дни считалки остаются весьма популярным жанром фольклора. Творчество в считалках отражает технический и научный прогресс. Это обуславливает новое содержание, выдержанное в традиционной форме. Новые условия жизни детей сказались на их игровом репертуаре. Формальные ролевые игры уже не имеют былого значения, но богаче и содержательнее стали игры – импровизации; жеребъёвые сговорки теряют свою поэтическую форму, считалки обогащаются новым содержанием, совершенствуется их поэтика. Традиционный игровой фольклор становится достоянием младших детей (4-12 лет) и служит по-прежнему эффективным средством нравственного и эстетического воспитания.

Вывод. Большое место в современном детском фольклоре занимают произведения, отражающие школьную жизнь. Эта область очень разнообразна, оказывает повседневное этическое и эстетическое влияние на детей. Жанрами детского самодеятельного творчества можно считать школьную частушку, песню, школьную поэзию, анекдот. В каждой школе, лагере, турпоходе создаётся большое количество подобных произведений, они помогают формировать у ребят чувство слова, красоты, юмора. Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Фольклор — это вид коллективной словесной деятель-ности, которая осуществляется преимущест-венно в устной форме. Основные категории фольк-лора - это коллективность, традиционность, фор-мульность, вариативность, наличие исполнителя, синкретичность. Фольклор делится на две группы - обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масле-ничные песни, веснянки), семейный фольклор (се-мейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), окказиональный (заговоры, заклички, считалки). Необрядовый же фольклор делится на че-тыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций. К фольклорной драме относятся: театр Петрушки, вертепная драма, рели-гиозная драма. К фольклорной поэзии относятся: бы-лина, историческая песня, духовный стих, лириче-ская песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные паро-дии), садистские стишки. Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и несказочную. К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот. К несказочной прозе относятся: предание, легенда, быличка, мифологический рас-сказ, рассказ о сне. К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, загадки, скорого-ворки и некоторые другие.

Анекдот - один из жанров фольклора: короткий уст-ный рассказ с остроумной и неожиданной концовкой. Анекдоты можно по праву назвать любимейшим жанром современности. В славянском фольклоре из-любленным персонажем был разыгрывающий одно-сельчан мужик.

Байка - традиционно мужской устный рассказ шут-ливого характера, претендующий на правдоподобие; относится к малым фольклорным формам. Попу-лярны байки охотничьи, рыбачьи, морские, шахтер-ские, театральные и шоферские.

Баллада(балладная песня, балладный стих) - один из жанров русского фольклора, возникший из народной песни трагического содержания. Важнейшие харак-теристики балладных песен - эпичность, семейно-бытовая тематика, психологический драматизм. Для балладных песен характерны предсказанный роковой исход, узнавание трагического, одноконфликтность. Как правило, в них действуют антагонистические персонажи: губитель и жертва. Баллады обладают многими признаками, сближающими их с другими песенными жанрами, насыщенными общими для на-родного эпоса фантастическими и магическими мо-тивами. Термин «баллада» в фольклористике сравни-тельно нов. Предложенный П.В. Киреевским в XIX в., он укоренился лишь столетие спустя. Сам народ, исполняя балладные песни, не отличал их от других. Примером классической баллады служит лироэпиче-ская песня «Василий и София». Все содержание - вечный сюжет о влюбленных, взаимное чувство ко-торых столь сильно, что побеждает смерть. Возлюб-ленных губит ревнивая и злая мать Василия. Сюжеты многих балладных песен построены на взаимоотно-шениях девушки и добра молодца («Дмитрий и Домна», «Девушка отравила молодца»).

Былина - произведение песенного характера, песня-поэма. Ей свойственны величие содержания, гранди-озность, монументальность образов, героический пафос. Реально-историческая основа былин - Русь X—XI вв. Известно около ста былинных сюжетов. В русском и западноевропейском эпосе имеются общие сюжеты (эпические герои борются с врагами и ино-верцами), но в русских былинах отсутствует идея ре-лигиозных войн; ни верность вождю, ни кровавая месть не становятся определяющими темами рус-ского эпоса. В русских былинных традициях - осво-бождение, защита, прославление земли русской и ее народа. Открытие русского эпоса состоялось относи-тельно недавно, после опубликования в 1804 г. сбор-ников Кирши Данилова, включающих 60 фольклор-ных произведений. Впоследствии собрание былин было дополнено находками П.Н. Рыбникова и А.Ф. Гильфердинга. Редкостный сплав мудрости и по-этичности отличает русский эпос. Каждая былина помимо главной идеи честного служения Отечеству содержит размышления о мучительных нравственно-психологических исканиях главных героев. Так, Илья Муромец оказывается в ситуации трудного вы-бора: жениться или умереть.

Быличка (бывальщина) - мифологический рассказ, основу которого составляют события, якобы имев-шие место в реальной жизни. Достоверность, факто-графичность этих рассказов подтверждается кон-кретными именами; точными географическими на-званиями места действия. Мир быличек прост и хо-рошо знаком. Главное различие между сказкой и быличкой заключается в отношении слушателей и рассказчика к повествуемому. Если сказке внимают, сознавая, что это вымысел, то быличку - так, как будто это правда.

Детский фольклор - обобщенное название неболь-ших по объему жанров, сочиняемых и исполняемых как самими детьми, так и для них. К жанрам детского фольклора относятся песни и стихи, сопровождаю-щие жизнь ребенка от колыбели до юности: жеребь-евки, заклички, дразнилки, колыбельные песни, пес-тушки, приговорки, потешки, считалки.

Докучная сказка (от докучать - надоедать) - специ-фический жанр фольклорных повествований, беско-нечные сказки, в которых совершается один и тот же круговорот событий. Они часто облечены в стихо-творную форму

Духовные стихи - песни религиозного содержания, возникшие как поэтические переложения народом основ христианского вероучения. Народные названия духовных стихов: старины, псалмы, стихи. Харак-терная особенность духовных стихов - противопос-тавление религиозного мирскому. Один из древней-ших духовных стихов - «Плач Адама» был известен уже в XII в. Массовое же распространение духовных стихов начинается примерно с XV в.

Жнивная песня - разновидность осенних песен ка-лендарно-обрядовой поэзии. Осенняя обрядовая по-эзия не получила такого развития, как летняя, воспе-вающая проворных женщин - «дочерей-лебедок», «невесток-перепелок», раненько выходивших на ниву и убирающих урожай, «чтобы было с чего жиги добренько, ладненько».

Загадка - вид устного народного творчества, замы-словатое иносказательное описание предмета или яв-ления, предлагаемое как испытание на сообразитель-ность или упражнение (детям) на развитие логиче-ского мышления. Загадка принадлежит к тем древ-нейшим видам народного творчества, которые, продолжая жить в веках, постепенно утрачивают свое первоначальное значение, становятся качест-венно иным явлением. Возникнув на основе тайного языка рода, когда-то загадка использовалась в воен-ных и посольских переговорах, выражала запреты семейного обихода, служила поэтическим средством передачи мудрости.

Заговор - языковая формула, обладающая, согласно народным представлениям, чудодейственной силой. В древности заговоры широко использовались во врачебной практике (лечение словом, молитвой). Им приписывалась способность вызвать желаемое со-стояние человека (навеять крепкий сон, укротить гнев рассерженной матушки, сохранить невредимым того, кто отправляется на войну, проникнуться сим-патией к кому-либо, чему-либо и т. д.) или сил при-роды: «расти репка, сладка, расти, репка, крепка», чтобы получить хороший урожай.

Календарно-обрядовые песни (Колядки, Подблюд-ные песни, Масленичные песни, Веснянки, Троицко-семицкие песни, Хороводные, Купальские, Жнив-ные) - песни, исполнение которых приурочивалось к строго определенным календарным датам. С различ-ными состояниями природы связаны наиболее зна-чительные обряды и песни летнего периода, начи-навшегося с солнцеворота (Петр-поворот) 12 (25) июня. В календарно-обрядовой поэзии содержится ценная этнографическая и историческая информа-ция: описание крестьянского быта, нравов, обычаев, наблюдения за природой и даже элементы мировоз-зрения.

Легенда - один из жанров фольклора, повествующий о чудесном, фантастическом, что и определяет его структуру и систему образов. Один из путей возник-новения легенды - трансформация предания. Зачас-тую легендами называют устные рассказы об исто-рических лицах или о событиях, которым приписы-вается абсолютная достоверность (легенды об осно-вании Киева). В этих случаях слово «легенда» может быть заменено словом «предание». Рассказчик, изла-гая факты, дополняет их созданными собственным воображением или соединяет их с известными ему вымышленными мотивами. При этом реальная ос-нова часто уходит на второй план. По тематике ле-генды делятся на исторические (о Степане Разине), религиозные (об Иисусе Христе и его апостолах, о святых, о кознях дьявола), топонимические (о Бай-кале), демонологические (о Змее, злых духах, чертях и пр.), бытовые (о грешниках).

Малые жанры - название, объединяющее группу разных по характеру и по происхождению жанров русского фольклора, исключительно малых размеров (подчас в два слова: Филя-простофиля), в чем и за-ключается их главная ценность. Сюда относят по-тешки, загадки, пословицы и анекдоты. Малые жанры не только украшают и оживляют другие тек-сты, они очень хорошо приспособлены и к самостоя-тельной жизни. В отличие от былинного эпоса, ма-лые жанры не забываются, актуальны, как тысячи лет назад.

Небылицы - произведения комической поэзии, не-большие по объему песенки, построенные по прин-ципу нанизывания совершенно абсурдных событий: Гром по небу прокатился:\\Комар с дерева свалился. Именно небылицы наглядно демонстрируют обрат-ную, страшную сторону смешного. Цепь искаженных событий, кажущихся поначалу смешными, посте-пенно создает единую картину «сдвинутого», «пере-вернувшегося» мира. Небылицы не менее филосо-фичны, чем эпос. Они, как и глобальная метафора смеха, - тоже способ познания жизни: в наглядной простоте демонстрируют нам вселенскую связь про-тивоположных, «изнаночных» явлений действитель-ности. В средневековой Руси исполнение небылиц непременно являлось составной частью «репертуара» скоморохов.

Народные песни - подлинная художественная эн-циклопедия жизни русского народа. На сегодняшний день песенный, самый богатый пласт русского фольклора, описан неполно и противоречиво. Доста-точно условно жанровое деление песен на историче-ские и балладные, разбойничьи и солдатские, лири-ческие и хороводные. Все они - образец тончайшей лирики и все без исключения историчны. Притяга-тельные чистотой и искренностью, песни глубоко раскрывают характер русского человека, который дорожит своим отечеством; который не устает любо-ваться родным краем; и своим детьми.

Поговорка - широко распространенное выражение, образно определяющее какое-либо жизненное явле-ние или дающее ему оценку: Блин не клин, брюха не расколет. Где умному горе, дураку веселье.

Пословица - краткое, меткое, устойчивое в речевом обиходе изречение. По сравнению с поговоркой - остроумной характеристикой, данной человеку, предмету или явлению и украшающей речь, посло-вица имеет законченный глубокий смысл, содержит мудрое обобщение. Поговорка, по определению на-рода, - «цветочек», пословица - «ягодка». В посло-вицах запечатлен жизненный опыт народа: Люди ссорятся, а воеводы кормятся. Алтынного вора ве-шают, полтинного чествуют. В народе, что в туче: в грозу все наружу выйдет.

Первым начал собирать и записывать пословицы знаменитый русский ученый и поэт М.В. Ломоносов. Впоследствии были изданы сборники, содержащие по 4—9 тыс. пословиц: «Собрание древних россий-ских пословиц» (Московский университет, 4291 по-словица), «Полное собрание русских пословиц и по-говорок» (Ц.М. Княжевич, 5365 пословиц), «Русские народные пословицы и притчи» (И.М. Снегирев, 9623 пословицы и изречения), в известном сборнике В.И. Даля «Пословицы русского народа» их более 30 тыс.

Предание - художественно-повествовательный жанр фольклора с элементами вымысла. В основу сюжета предания, как правило, положено реальное событие. Ярким примером устных повествований этого типа являются предания о сыне тульского кузнеца Демида Антуфьева Никите Демидове - основателе крупней-ших заводов Урала в первые десятилетия XVIII в.

Сказ - устный народный рассказ, без вымысла пове-ствующий о прошлом: казачьи и сибирские сказы, «рабочая» проза золотоискателей, мастеровых, шах-теров и т. п. По стилю повествования и структуре сказы похожи на предания и легенды.

Сказка - один из основных прозаических фольклор-ных жанров художественно-фантастического харак-тера.

Для древнего человека нет никакой пропасти между ним и животным миром. Он рассматривает живот-ных прежде всего как существа, равные ему не только физически, но и социально. Окружающий мир для человека населен просто разными племенами с таким же социальным устройством, как у него, и от-ношение к этим племенам то мирное, то враждебное, смотря как проявляется отношение самих животных к нему. И наши предки принимали исключительные инстинкты животных за проявление высшего разума, считая некоторых не только равными себе, но и пре-восходящими его самого. Сказки о животных орга-нично сочетают в себе другие сюжеты (бытовые и волшебные), и порой границу между жанрами про-вести вовсе невозможно. Мифопоэтические пред-ставления о природе, выражающие при помощи об-разов животных и птиц определенное познание мира, переплетаются в сказках с живыми наблюдениями за звериными повадками, являют постепенно крепну-щий дух соперничества между человеком и живот-ным, отстаивание своих прав на жизнь, борьбу за до-бычу и территорию. Бытовые сказки и сказки о жи-вотных отличают необычайный оптимизм и мягкий юмор, пронизывающий повествование. По мере того как человек становился сильнее и увереннее в себе, фольклорные образы животных приобретали другую, более «снисходительную» окраску: волк из злодея превращался просто в глупца («битый небитого ве-зет»), грозный медведь, тотемное животное, наде-лялся добродушием: велела Машенька отнести ста-рикам гостинцев - он и понес.

Для других сказок, бытовых (новеллистических), ха-рактерно противостояние социальных героев: мужик (его сын или дочь) тягается умом и сообразительно-стью с купцами, попами, а то и с самим царем. Боль-шое внимание уделяется семейным конфликтам с не-верной, болтливой или «задорной» женой, с млад-шим братом (сыном) дураком, которому неизменно сопутствует удача («дуракам счастье»), несмотря на природную глупость. Антропоморфизм русской при-роды в фольклорных произведениях касается не только Матери Сырой Земли, но и деревьев, в пер-вую очередь дуба и березы, способных разговари-вать, давать советы и прогнозировать дальнейшее те-чение событий. Деревья в сказках - верные друзья и помощники человека, они укрывают от врагов, дарят волшебные предметы, открывают клады и тайны, вознаграждая героев за труд и терпение. Таким обра-зом, сказки отражают жизнь и представления разно-племенных обитателей (территории, ставшей впо-следствии русской) на этапе возникновения и рас-пада первобытнообщинного строя. И сказки о жи-вотных, и легенды, связанные с верой в духов природы и растений, а также обрядовые песни и дет-ский фольклор характерны для тотемических об-ществ, естественных для этого этапа языческих от-ношений человека с миром.

Скоморошины - разнохарактерные песни озорного искусства скоморохов: шутовые ста"рины (былины - пародии), пародийные баллады, песни-новеллы ко-мического содержания, небылицы. Объединяет их одно - смех. Если в классических жанрах русского фольклора смех является лишь элементом содержа-ния, то для скоморошин он служит организующим художественным началом.

Скороговорки - шуточный жанр народного творче-ства, относящийся к разряду малых, фраза, постро-енная на сочетании звуков, которые затрудняют бы-строе произнесение слов. Скороговорки использова-лись в народе как обучающее средство при формиро-вании детской речи, ее развитии и последующем становлении, а также для развлекательных целей.

Частушка(от частый) - короткая, обычно рифмован-ная песенка юмористического или сатирического со-держания. Частушки исполняются в веселом задор-ном темпе в сопровождении гармони.

2. Календарно-обрядовая поэзия

Веснянка - песня, призывающая весну и тепло. Вес-нянки звучали в русских селах вслед за масленич-ными песнями. Они напоминали, что приближается пора полевых работ, летят птицы и «несут весну». Основные даты кликанья весны: 4 марта - день Гера-сима Грачевника (грачи прилетают); 9 марта - день Сорока Мучеников (сорок сороков птиц прилетают); 25 марта - 7 апреля по новому стилю - Благовещенье (день, когда птиц из клеток выпускают на волю).

Жнивная песня - разновидность осенних песен в ка-лендарно-обрядовой поэзии. Осенняя обрядовая по-эзия не получила такого развития, как летняя. Из-вестны лишь жнивные песни, наполненные благо-дарностью и прославляющие проворных женщин - «дочерей-лебедок», «невесток-перепелок», «ра-ненько» выходивших на ниву и убирающих урожай, «чтобы было, с чего жиги добренько, ладненько».

Игровая песня - разновидность весенне-летних песен в календарно-обрядовой народной поэзии. Уже в на-званиях данного вида песен отражено веселое на-строение, обусловленное наступлением долгождан-ного тепла, надеждами на щедрый урожай (сей в грязь, будешь князь!) возможностью скинуть тяже-лую одежду, покрасоваться и присмотреться к буду-щей невесте или жениху. В игровых песнях говори-лось о посеве и выращивании будущего урожая, здесь была главной тема солнца - источника и про-должения жизни, света и тепла, тема хлебных злаков и других растений, песни-игры так и назывались: «Мак», «Горох», «Капуста», «Лен», «Репа», «Просо». Игровые песни можно подразделить так: - хоровод-ные, когда собравшиеся двигались по кругу или в этом же круге изображали различные сценки, преду-смотренные содержанием песни («Во поле береза стояла»); - песни-игры, исполнявшиеся участниками, выстроенными в две шеренги одна против другой («А мы просо сеяли»); - «гулевые» песни, когда иг-рающие, исполняя песню, ходят друг за другом по избе, заплетают руки, закругляют шеренгу, «зави-вают» клубком («Заплетайся, плетень», «Завивайся, капустка»). В игровой поэзии сохранились отголоски и древней магии, и следы древних форм заключения брака.

Колядовая песня (колядка) - разновидность зимних (предновогодних) песен в календарно-обрядовой по-эзии. Наступление нового года в народе связывали с увеличением дня «на куриный шаг» после зимнего солнцестояния 22 декабря. Это наблюдение и легло в основу народных представлений о рубеже, который отделяет конец старого года от начала нового. При-ход нового года отмечали призыванием Коляды и Авсеня. Слово «коляда» восходит к латинскому на-званию первого числа месяца - calendae (ср. кален-дарь). На Руси колядование было одним из основных обрядов, проводившихся под новый год. Оно сопро-вождалось обходом соседей и колядовыми песнями (Авсень), среди которых можно выделить песни-ве-личания и песни-просьбы:

Купальские песни - цикл песен, исполнявшихся в праздник Ивана Купалы (ночь с 6 на 7 июля - по но-вому стилю). Они содержали элементы древних ма-гических формул, направленных на то, чтобы убе-речь урожай от козней злых духов и чтобы щедро уродились хлеба.

Масленичная песня - это зазывание широкой и щед-рой Масленицы (ее иногда величают Авдотьей Изотьевной).

Подблюдные песни - песни, исполняемые во время игры, сопровождавшей гадание. В блюдо каждый иг-рающий клал свой предмет (колечко), затем пелись подблюдные песни. Ведущий не глядя вынимал из блюда первое попавшееся кольцо. Содержание песни относили к тому, чье колечко вынималось. Под-блюдная песня содержала иносказание, по которому судили о будущем.

Троицко-семицкая песня - разновидность летних песен в календарно-обрядовой поэзии. С различными состояниями солнца и мира растений связаны наибо-лее значительные группы обрядов и песен летнего периода, начинавшегося с летнего солнцеворота (Петр-поворот) - 12 (25) июня. Летние (семицкие) обряды, позднее совместившиеся с христианской Троицей, иначе называют зелеными святками. В Троицко-семицких песнях центральное место отво-дится березке - культовому дереву славян, дереву-первопредку, символу тепла и жизни.

Бурлацкие песни - песни бурлаков и о бурлаках. Бурлачество зародилось в России в конце XVI - на-чале XVII в., когда государство было особенно заин-тересовано в развитии водных торговых связей и от-ношение к беглым крестьянам или рекрутам, нани-мавшимся в бурлаки, было самым снисходительным. В бурлаки уходили и от семейных невзгод, и от жес-токостей крепостничества. Обычно они спускались на судах вниз по течению и возвращались, ведя бече-вой нагруженные товарами суда, кроме этого, были и грузчиками, и носильщиками.

Исторические песни - песни, возникновение которых связано с тем или иным историческим событием или лицом. При этом отдельные нюансы события («Я со Камы со реки, Стеньки Разина сынок») или характе-рологические детали художественно-поэтического портрета исторического лица могли быть вымыш-лены, приукрашены или перевернуты, иногда созда-вая образ, искаженный вплоть до своей противопо-ложности. В отличие от былин, с их неизменной по-этической структурой, исторические песни, обладая той же информативностью, уже не имеют строгих композиционных правил и подчиняются законам других жанров. С течением времени былинность уходит из развивающегося нового жанра. Песни XVII—XVIII вв. становятся более разноплановыми, приобретают социальную окрашенность. Героями новых песен являются реальные персонажи - Степан Разин, Емельян Пугачев, Иван Грозный, Ермак. При внешней простоте исторические песни обладают ши-роким фольклорным контекстом, здесь активно «ра-ботает» фольклорная символика: смерть восприни-мается как переправа через реку, герои уподобля-ются орлам и соколам, широко употребляются сим-волические образы деревьев - березки, дуба, рябины и др.

Лирические песни - песни, отражающие мир личных чувств. Лирическая песня помогала народу выстоять в любых ситуациях, впитала в себя грусть и боль по-терь, обид и разочарований, была единственным средством сохранения собственного достоинства в состоянии унижения и бесправности. «Песня - под-руга, шутка сестра», - гласит русская пословица. Сквозь душевную скорбь, печальную «заунывность» лирической песни явно проступают величие и нрав-ственная красота народа.

Плясовые (шуточные) песни - название этой группы песен говорит само за себя. Хорошее, веселое на-строение не чуждо русскому песенному творчеству, в котором находят место и смех, и шутка, и насмешка. Многие русские плясовые вошли в золотую копилку мировой культуры: «Калинку» знают едва ли не в каждой стране. Широко известны песни «Светит ме-сяц», «Уж вы сени мои, сени», «Во поле береза стояла».

Разбойничьи песни - песни разбойников или о раз-бойниках. Разбойничья (и тюремная) песня как жанр формировалась во время крестьянских восстаний, массовых побегов крестьян и солдат от жестокой подневольной жизни (XVII—XVIII вв.). Основная тема разбойничьих и тюремных песен - мечта о тор-жестве справедливости. Герои разбойничьих песен - удалые, смелые «добрые молодцы» со своим кодек-сом чести, стремлением осмыслить происходящее («думу думати»), мужественной готовностью при-нять все превратности судьбы.

Свадебные песни - песни, сопровождавшие все сва-дебное действо от сватовства до «княжьего стола», т. е. пиршественного стола в доме жениха: сговор, де-вичник, венчание, приезд и отправление свадебного поезда в церковь. Жениха и невесту, семейную пару в лирических песнях символизируют неразлучные Утушка и Селезень или особенно любимые на Руси лебедь с лебедушкой. Утка и лебедушка - символы вечной женственности, каждый из которых отражает сложные перипетии женской судьбы. Русская свадьба - это сложный комплекс почти театральных обрядовых действий, включающих в себя множество песен: приговоров, величаний, песен-диалогов и пе-сен-причитаний, корильных песен. 1. Свадебные приговоры произносились большей частью дружкой, кото-рый играл важнейшую роль на свадьбе: был ее «ре-жиссером» и защитником жениха и невесты от злых сил. Иногда приговоры произносились свахой, сва-том или родителями. Когда дружка обращался к кому-либо из участников ритуала, образовывались песни-диалоги, придающие свадебному обряду ха-рактер спектакля, в котором почти каждый был уча-стником. После произнесения приговора родители клали на поднос хлеб-соль, изредка деньги; потом подношения делали гости. Чрезвычайно популярны на свадьбах были песни-диалоги. Типичный пример девичьих песен (исполнявшихся на девичнике) - раз-говор дочери с матерью. Величания - песенные вос-хваления жениха и невесты, изначально связанные с заклинательной магией: благополучие, счастье не-весты и жениха представлялись реальными, почти наступившими. В поздних формах заклинательную магию величания вытеснило выражение идеального типа нравственного поведения, красоты, достатка.

Причитания - лирические песни, непосредственно передающие чувства и мысли невесты, подруг, уча-стников свадьбы. Изначально функция причитания определялась обрядом, где невеста представляла свой уход из дома как нежелательный, как действие, совершающееся против ее воли, чтобы избежать мести покровителей очага. Но нельзя утверждать, что плач невесты всегда был неискренним. Корильные песни - песни-шутки, часто пародии на величания. Функция корильных песен развлекательная, они ок-рашены юмором. Исполнялись после совершения всех основных действий свадебного чина.

Солдатские песни (их название говорит само за себя) стали складываться после указа Петра I о рекрутских наборах (1699). Бессрочная служба, установленная указом, навсегда отрывала солдата от семьи, от род-ного дома. Солдатские и рекрутские песни прони-заны обреченностью («невзгодушка великая - служба государева»), описывают тяжелые минуты расставания с родными («Из твоих очей молодеп-киих слезы катятся, как река льются»), тягот казар-менного быта («Что день-то, ни ночь нам, солдатуш-кам, угомону нет: Темна ноченька приходит - на ка-рауле быть, Бел денечек наступает - во строю сто-ять») и зачастую неизбежной смерти в бою.

Среди солдатских и рекрутских песен особой груп-пой выделяются причитания.

Хороводные песни - игровые песни, название кото-рых восходит к имени древнего солнечного славян-ского божества Хорса (ср. хорошо, хоромы, хоро-вод). Собравшиеся двигались по кругу, изображая движение светила по небосводу, тем самым славя, призывая и умилостивляя так необходимое для уро-жая солнце. В этом же круге изображали предусмот-ренные содержанием песни различные сценки. Наи-более популярные хороводные песни дошли до на-шего времени: «Во поле береза стояла», «Хожу я гу-ляю да вдоль хоровода», «Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке» и т. д.

Ямщицкие песни - песни ямщиков или о ямщиках. Быт ямщиков, основным занятием которых была «ямская гоньба», значительно отличался от быта кре-стьян. Они были освобождены от податей, но поло-жение их все же было крайне тяжелым. Часто «слу-жилые люди» не платили прогонных денег, а когда ямщики отказывались возить бесплатно, их изби-вали, а то и заковывали в кандалы. Ямщиков, кото-рые пытались вернуться обратно в село, насильст-венно возвращали на заставу. Их песни повествуют о безрадостной судьбе. Особенно часто встречаются в ямщицких песнях мотивы о любви к «красной де-вице», которая «без морозу сердце повызнобила», и о смерти ямщика в степи, в чужедальной стороне.

4. Детский фольклор

Дразнилка - насмешливая, направленная на демора-лизацию недруга прибаутка рифмованного харак-тера:

Жеребьевка - один из самых распространенных жан-ров детского фольклора. Как и считалки, жеребьевки предназначены для распределения игровых ролей. Ребенок выбирает что-то одно, получая игрока в свою команду, или что-либо другое.

Закличка - детское песенное обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам.

Колыбельные песни - древнейшие лирические песни, сопровождающие укачивание ребенка. Колы-бельная песня отличается необыкновенной нежно-стью, размеренностью и спокойствием.

Пестушка - песенка или стишок, которыми сопрово-ждаются первые сознательные движения ребенка.

Потешка - коротенькая песенка, сопровождающая первые игры ребенка с пальцами, ручками и нож-ками, например «Сорока-белобока», когда каждый пальчик ребенка кормится кашкой, а мизинчику ни-чего не дают, потому что слишком мал и ничего не наработал. Самой популярной потешкой с глубокой древности остаются «Ладушки».

Считалка - рифмованный стишок, с помощью кото-рого играющие дети распределяют роли и устанав-ливают очередность для начала игры.

Произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Литература 5 (Архангельский А.Н.) - Встречи с фольклором: малые жанры.

    ✪ Загадки - малые жанры устного народного творчества

    ✪ Литература 5 (Архангельский А.Н.) - Встречи с фольклором. Фольклор – помощник в игре

    Субтитры

Виды малых жанров фольклора

Колыбельная песня

Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки хватюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Потешка

Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу .

Примеры

Прибаутка

Прибаутка (от баять , то есть рассказывать) - стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Пословицы и поговорки

Поучают чему-то.

  • Дорога ложка к обеду.
  • Волка бояться-в лес не ходить.
  • Рыбак рыбака видит издалека.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • У страха глаза велики.
  • Глаза боятся, а руки делают.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не надобен клад, коли в семье лад.
  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Друзья познаются в беде.
  • Знал бы, где упадёшь - соломки бы подстелил.
  • Мягко стелешь, да жёстко спать.
  • Родина - мать, умей за неё постоять.
  • Семеро одного не ждут.
  • За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
  • Пчела мала, но и та работает.
  • Хлеб всему голова.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Волка ноги кормят.
  • Дело мастера боится.

Игры

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

  • целовальные . Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
  • обрядовые . Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
  • сезонные . Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк ».

Пример целовальной игры:

Селезень

Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки ». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Заклички

Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Считалка

Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка - элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм. Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку греку - цап!

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадка

Загадка , как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша - нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же - смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

Общая история

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.

Выбор редакции
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...

Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...

При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....

У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...
Во всех клиниках «Медок» можно сдать анализы практически всех популярных типов. В том числе: общий анализ мочи; анализ на яйца остриц и...
Современный человек, живущий в большом городе, наполненном суматохой, шумом и соблазнами, не очень склонен верить в духовные чудеса. Но...
Всем невозможно нравиться. Даже если человек очень добрый и милый, это не дает ему стопроцентной защиты от зависти . А зависть - чувство...
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...
К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...