Год рождения иосифа бродского. Иосиф бродский - биография, фото, стихи, личная жизнь поэта. Кумиры и учителя


Несмотря на всемирное признание и славу, эта глыба стоит в ней особняком. Это и неудивительно для поэта, более всего прочего ценившего в этом мире свою независимость. До сих пор многие полагают, что он более любим и почитаем за пределами России, нежели внутри неё, где многим совершенно неведомо - кто такой Бродский. Биография у него так сложилась. Нередко она складывалась вопреки его желаниям. Но он ни разу не прогнулся под обстоятельства.

Бродский, биография советского периода

Место и время появления на свет имеют значение в судьбе любого человека. А для поэта они еще существенней. Совпало так, что Ленинград стал исходной точкой судьбы будущего поэта. Здесь, в обычной интеллигентной еврейской семье, в 1940 году родился Иосиф Бродский. Биография поэта начиналась на берегах Невы, в бывшей столице бывшей империи. Этот необычный город с его мистической аурой во многом определил судьбу будущего поэта. Стихи начал писать очень рано. И начались они сразу с высокой планки поэтического мастерства. У Бродского просто отсутствовал обычный для многих юных дарований период эпигонства и подражания образцам. Поэзия его изначально была сложна для восприятия, образность многомерна, стилистика вычурна и изысканна, уровень стихосложения высоко профессионален. Именно таким вошёл в русскую литературу и оставался в ней верным однажды избранному пути, поэт Иосиф Бродский. Биография его не имеет периода ученичества, он с первых шагов в литературе заявил о себе как мастер уникальной квалификации.

Но внешние события его жизни развивались по довольно странной и вместе с тем вполне логичной для советских времён траектории. Несмотря на признание многих авторитетных в русской литературе людей, стихи его игнорировались и не печатались в Советском Союзе. Его творчество было не востребовано советской литературной администрацией, а ни на малейший компромисс с литературной номенклатурой поэт идти не собирался. Далее всё было в советских традициях - суд по статье за тунеядство и 5 лет ссылки в Архангельскую область. "Ах, какую биографию они делают нашему рыжему", - иронизировала на этот счёт Анна Андреевна Ахматова. Из ссылки поэта вернула общественная кампания в его защиту, развернувшаяся в Советском Союзе и за его рубежами. Жан-Поль Сартр обещал много неприятностей советским номенклатурным делегациям при их визитах во Францию. Из ссылки поэт вернулся победителем.

Бродский, биография в эмиграции

Особого желания покидать Родину у поэта не было. Но не было и сомнений в том, что репрессивная машина разжала свои челюсти лишь временно и в скором будущем она обязательно рассчитается и отомстит за вынужденную уступку. Бродский выбрал свободу. С 1972 по 1996 год жил в Соединённых Штатах. Достиг всех возможных почестей - Нобелевской премии и звания Поэта-Лауреата. Никто не задаёт вопроса о том, кто такой Бродский. Краткая биография его содержится во всех справочниках и учебниках. Студенты знакомятся с ней при

Биография

Детство и юность

Раннее детство Иосифа пришлось на годы войны, блокады , послевоенной бедности и прошло без отца. В 1942 году после блокадной зимы Мария Моисеевна с Иосифом уехала в эвакуацию в Череповец , вернулись в Ленинград в 1944 году . В 1947 году Иосиф пошёл в школу № 203 на Кирочной улице , 8. В 1950 году Иосиф перешёл в школу № 196 на Моховой улице , в 1953 году Иосиф пошёл в 7-ой класс в школу № 181 в Соляном переулке , и остался в последующем году на второй год. Подал заявление в морское училище , но не был принят. Перешёл в школу № 289 на Нарвском проспекте , где продолжил учёбу в 7-ом классе.

Эстетические взгляды Бродского формировались в Ленинграде -1950-х годов . Неоклассическая архитектура , сильно пострадавшая во время бомбёжек, бесконечные перспективы петербургских окраин, вода, множественность отражений, - мотивы, связанные с этими впечатлениями его детства и юности, неизменно присутствуют в его творчестве.

В то же время он очень много, но хаотично читал - в первую очередь поэзию, философскую и религиозную литературу, начал изучать английский и польский языки .

Личная карточка И. А. Бродского в отделе кадров «Арсенала»

В 1962 году Бродский встретил молодую художницу Марину (Марианну) Басманову . Первые стихи с посвящением «М. Б.» - «Я обнял эти плечи и взглянул…», «Ни тоски, ни любви, ни печали…», «Загадка ангелу» датируются тем же годом. 8 октября 1967 г у Марины Басмановой и Иосифа Бродского родился сын Андрей Басманов. В начале 1968 г. Марина Басманова и Иосиф Бродский расстались. Из стихотворений, обращенных к "М.Б.", Бродским был составлен сборник "Новые стансы к Августе", 1983.

Ранние стихи, влияния

По собственным словам, Бродский начал писать стихи в восемнадцать лет, однако существует несколько стихотворений, датированных -1957 годами . Одним из решающих толчков стало знакомство с поэзией Бориса Слуцкого . «Пилигримы», «Памятник Пушкину», «Рождественский романс» - наиболее известные из ранних стихов Бродского. Для многих из них характерна ярко выраженная музыкальность, так, в стихотворениях «От окраины к центру» и «Я - сын предместья, сын предместья, сын предместья…» можно увидеть ритмические элементы джазовых импровизаций. Цветаева и Баратынский , а несколькими годами позже - Мандельштам , оказали, по словам самого Бродского, определяющее влияние на него.

Из современников на него повлияли Евгений Рейн , Владимир Уфлянд , Станислав Красовицкий .

Позднее Бродский называл величайшими поэтами Одена и Цветаеву , за ними следовали Кавафис и Фрост , замыкали личный канон поэта Рильке , Пастернак , Мандельштам и Ахматова .

Преследования, суд и ссылка

Я помню, как сидел в маленькой избе, глядя через квадратное, размером с иллюминатор, окно на мокрую, топкую дорогу с бродящими по ней курами, наполовину веря тому, что я только что прочёл… Я просто отказывался верить, что ещё в 1939 году английский поэт сказал: «Время… боготворит язык», а мир остался прежним.

- «Поклониться тени»

В августе и сентябре несколько стихотворений Иосифа были опубликованы в коношской районной газете «Призыв».

Суд над поэтом стал одним из факторов, приведших к возникновению правозащитного движения в СССР и к усилению внимания за рубежом к ситуации с правами человека в СССР. Стенограмма Фриды Вигдоровой была опубликована в нескольких влиятельных зарубежных СМИ: «New Leader», «Encounter», «Figaro Litteraire». В конце 1964 года письма в защиту Бродского были отправлены Д. Д. Шостаковичем , С. Я. Маршаком , К. И. Чуковским , К. Г. Паустовским , А. Т. Твардовским , Ю. П. Германом . По прошествии полутора лет, в сентябре 1965 года под давлением советской и мировой общественности (в частности, после обращения к советскому правительству Жан-Поля Сартра и ряда других зарубежных писателей) срок ссылки был сокращен до фактически отбытого.

О последующем отказывавшийся драматизировать события своей жизни Бродский вспоминал с изрядной легкостью:

"Самолет приземлился в Вене, и там меня встретил Карл Проффер ... он спросил: "Ну, Иосиф, куда ты хотел бы поехать?" Я сказал: "О Господи, понятия не имею"... и тогда он спросил: "А как ты смотришь на то, чтобы поработать в Мичиганском университете?"

Через 2 дня по приезде в Вену Бродский отправляется знакомиться к живущему в Австрии У. Одену . "Он отнесся ко мне с необыкновенным участием, сразу взял под свою опеку... взялся ввести меня в литературные круги" . Вместе с Оденом Бродский в конце июня принимает участие в Международном фестивале поэзии (Poetry International) в Лондоне. С творчеством Одена Бродский был знаком со времен своей ссылки и называл его, наряду с Ахматовой, поэтом, оказавшим на него решающее "этическое влияние" . Тогда же в Лондоне Бродский знакомится с Исайей Берлиным , Стивеном Спендером и Робертом Лоуэллом .

Линия жизни

В июле 1972 г. Бродский переезжает в США и принимает пост "приглашенного поэта" (poet-in-residence) в Мичиганском университете в Энн-Арборе , где преподает, с перерывами, до 1980 г. С этого момента закончивший в СССР неполные 8 классов средней школы Бродский ведет жизнь университетского преподавателя, занимая на протяжении последующих 24 лет профессорские должности в общей сложности в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском . Он преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха, выступал с лекциями и чтением стихов на международных литературных фестивалях и форумах, в библиотеках и университетах США, в Канаде, Англии, Ирландии, Франции, Швеции, Италии.

"Преподавал" в его случае нуждается в пояснениях. Ибо то, что он делал, было мало похоже на то, что делали его университетские коллеги, в том числе и поэты. Прежде всего, он просто не знал, как "преподают". Собственного опыта у него в этом деле не было... Каждый год из двадцати четырех на протяжении по крайней мере двенадцати недель подряд он регулярно появлялся перед группой молодых американцев и говорил с ними о том, что сам любил больше всего на свете -- о поэзии... Как назывался курс, было не так уж важно: все его уроки были уроками медленного чтения поэтического текста...

С годами состояние его здоровья неуклонно ухудшалось, и Бродский, чей первый сердечный приступ пришелся на тюремные дни 1964 года, перенес 4 инфаркта в 1976, 1985 и 1994 годах. Вот свидетельство врача, посетившего Бродского в первый месяц Норенской ссылки:

"Ничего остро угрожающего в тот момент в его сердце не было, кроме слабо выраженных признаков так называемой дистрофии сердечной мышцы. Однако было бы удивительно их отсутствие при том образе жизни, который у него был в этом леспромхозе... Представьте себе большое поле после вырубки таежного леса, на котором среди многочисленных пней разбросаны огромные каменные валуны... Некоторые из таких валунов превышают размером рост человека. Работа состоит в том, чтобы перекатывать с напарником такие валуны на стальные листы и перемещать их к дороге... Три-пять лет такой ссылки - и вряд ли кто-либо сегодня слышал о поэте... ибо его генами было предписано, к сожалению, иметь ранний атеросклероз сосудов сердца. А бороться с этим, хотя бы частично, медицина научилась лишь тридцать лет спустя"

Родители Бродского двенадцать раз подавали заявление с просьбой разрешить им повидать сына , с такой же просьбой к правительству СССР обращались конгрессмены и видные деятели культуры США, но даже после того, как Бродский в 1978 году перенес операцию на открытом сердце и нуждался в уходе, его родителям было отказано в выездной визе. Сына они больше не увидели. Мать Бродского умерла в 1983 году, немногим более года спустя умер отец. Оба раза Бродскому не позволили приехать на похороны . Родителям посвящены книга "Часть Речи" (1977), стихотворения «Мысль о тебе удаляется, как разжалованная прислуга…» (1985), «Памяти отца: Австралия» (1989), эссе «Полторы комнаты» (1985).

В 1977 г. Бродский принимает американское гражданство, в 1980 окончательно перебирается из Энн-Арбора в Нью-Йорк, в дальнейшем делит свое время между Нью-Йорком и Саут-Хедли, университетским городком в штате Массачусетс , где с 1982 года и до конца жизни он преподавал по весенним семестрам в консорциуме "пяти колледжей" . В 1990 году Бродский женился на Марии Соццани, итальянской аристократке, русской по материнской линии. В 1993 году у них родилась дочь Анна .

Поэт и эссеист

Стихи Бродского и их переводы печатались за пределами СССР с 1964 года, когда имя поэта стало широко известно благодаря стенограмме суда Фриды Вигдоровой . С момента его приезда на Запад его поэзия регулярно появляется на страницах изданий русской эмиграции - в Вестнике русского христианского движения , Континенте , Эхе , Новом Американце, в русскоязычном Russian Literature Triquarterly, издаваемом Карлом Проффером. Едва ли не чаще, чем в русскоязычной прессе, публикуются переводы стихов Бродского, прежде всего в журналах США и Англии , а в 1973 году выходит и книга переводов. Но новые книги стихов на русском выходят только в 1977 г. - это "Конец прекрасной эпохи", включившая стихотворения 1964-1971 годов, и "Часть речи" , в которую вошли произведения, написанные в 1972-1976. Причиной такого деления были не внешние события (эмиграция) - мотивы изгнанничества были чужды творчеству Бродского, поэта и эссеиста - а то, что по его мнению в 1971/72 годах в его творчестве происходят качественные изменения . На этом переломе написаны "Натюрморт", "Одному тирану", "Одиссей Телемаку", "Песня невинности, она же опыта", "Письма римскому другу", "Похороны Бобо". В стихотворении "1972 год", начатом в России и законченном за ее пределами, Бродский дает следующую формулу: "Все, что творил я, творил не ради я / славы в эпоху кино и радио, / но ради речи родной, словесности...". Название сборника - "Часть речи" - объясняется этим же посылом, лапидарно сформулированном в его Нобелевской лекции 1987 года: "кто-кто, а поэт всегда знает... что не язык является его инструментом, а он - средством языка" .

В 70-ые и 80-ые годы Бродский, как правило, не включал в свои новые книги стихотворений, вошедших в более ранние сборники. Исключением является вышедшая в 1983 году книга "Новые стансы к Августе", составленная из стихотворений, обращенных к М.Б. - Марине Басмановой. Годы спустя Бродский говорил об этой книге: "Это главное дело моей жизни... мне представляется, что в итоге "Новые стансы к Августе" можно читать, как отдельное произведение. К сожалению, я не написал "Божественной комедии". И, видимо, уже никогда ее не напишу. А тут получилась в некотором роде поэтическая книжка со своим сюжетом..." .

С 1972 года Бродский активно обращается к эссеистике, которую не оставляет до конца жизни. В США выходит три книги его эссе: Less Than One (Меньше единицы) в 1986 году, Watermark (Набережная неисцелимых) в 1992 и On Grief and Reason (О скорби и разуме) в 1995. Большая часть эссе, вошедших в эти сборники, написана на английском (в настоящий момент опубликованы русские переводы всех англоязычных эссе и большей части других прозаических работ Бродского). Его проза, по крайней мере в неменьшей степени нежели его поэзия, сделала имя Бродского широко известным миру за пределами СССР . Американским Национальным советом литературных критиков сборник Less Than One был признан лучшей литературно-критической книгой США за 1986 года . К этому времени Бродский был обладателем полдюжины званий члена литературных академий и почетного доктора различных университетов, являлся лауреатом стипендии Мак-Артура 1981 года.

Следующая большая книга стихов - "Урания" - выходит в свет в 1987 году. В этом же году Бродский стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, которая была присуждена ему «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью» ("for an all-embracing authorship, imbued with clarity of thought and poetic intensity") . Свою написанную на русском Нобелевскую речь, в которой он сформулировал свое личное и поэтическое кредо, сорокасемилетний Бродский начал словами:

"Для человека частного и частность эту всю жизнь какой-либо общественной роли предпочитавшего, для человека, зашедшего в предпочтении этом довольно далеко -- и в частности от родины, ибо лучше быть последним неудачником в демократии, чем мучеником или властителем дум в деспотии, -- оказаться внезапно на этой трибуне -- большая неловкость и испытание"

В 90-ые годы выходят книги новых стихов Бродского: "Примечания папоротника" в Швеции, "Каппадокия" и "В окрестностях Атлантиды" в Петербурге и, наконец, изданный уже после смерти поэта и ставший итоговым сборник, включающий как новые произведения, так и стихи, появившиеся в трех предыдущих книгах: "Пейзаж с наводнением" в издательстве Ardis . Несомненный успех поэзии Бродского как среди критиков и литературоведов (можно, прежде всего, упомянуть свод работ Л. Лосева, В. Полухиной, В. Куллэ, Е. Келебая, Ю. Лотмана...), так и среди читателей, имеет, вероятно, больше исключений, нежели требовалось бы для подтверждения правила. Пониженная эмоциональность, музыкальная атональность и метафизическая усложненность - особенно "позднего" Бродского - отталкивает от него и некоторых художников. В частности, можно упомянуть негативную работу Александра Солженицына , чьи упреки творчеству поэта носят в значительной степени мировоззренческий характер. Чуть ли не дословно ему вторит критик из другого лагеря: Дмитрий Быков в своем эссе о Бродском после зачина: "Я не собираюсь перепевать здесь расхожие банальности о том, что Бродский «холоден», «однообразен», «бесчеловечен»...", - далее делает именно это: "В огромном корпусе сочинений Бродского поразительно мало живых текстов... Едва ли сегодняшний читатель без усилия дочитает «Шествие», «Прощайте, мадемуазель Вероника» или «Письмо в бутылке» – хотя, несомненно, он не сможет не оценить «Часть речи», «Двадцать сонетов к Марии Стюарт» или «Разговор с небожителем»: лучшие тексты еще живого, еще не окаменевшего Бродского, вопль живой души, чувствующей свое окостенение, оледенение, умирание."

Последняя составленная поэтом книга завершается следующими строками:

И если за скорость света не ждешь спасибо,
то общего, может, небытия броня
ценит попытки ее превращенья в сито
и за отверстие поблагодарит меня.

Драматург, переводчик, литератор...

Относительное финансовое благополучие (по крайней мере, по меркам эмиграции) давало Бродскому возможность оказывать и более материальную помощь. Лев Лосев пишет:

Несколько раз я участвовал в сборе денег на вспомоществование нуждающимся старым знакомым, иной раз и тем, к кому Иосиф не должен был бы питать симпатий, и, когда я просил у него, он принимался торопливо выписывать чек, даже не давая договорить .

Библиотека Конгресса избирает Бродского Поэтом-лауреатом США на 1991-92 годы. В этом почетном, но традиционно-номинальном качестве он развил активную деятельность по пропаганде поэзии. Его идеи привели к созданию American Poetry and Literacy Project (Американский проект: Поэзия и Грамотность), в ходе которого с 1993 г. более миллиона бесплатных поэтических сборников были розданы в школах, отелях, супермаркетах, на вокзалах и проч. По словам Уильяма Уодсворта, занимавшего с 1989 по 2001 г. пост директора Американской Академии поэтов, инагуральная речь Бродского на посту Поэта-лауреата "стала причиной трансформации взгляда Америки на роль поэзии в ее культуре" . Незадолго до смерти Бродский увлекся идеей основать в Риме Русскую академию. Осенью 1995 года он обратился к мэру Рима с предложением о создании академии, где могли бы учиться и работать художники, писатели и учёные из России. Эта идея была реализована уже после смерти поэта. В 2000 году Фонд стипендий памяти Иосифа Бродского отправил в Рим первого российского поэта-стипендиата, а в 2003 г. - первого художника .

Англоязычный поэт

В 1973 г. в Нью-Йорке выходит первая (не считая дезавуированной им Elegy to John Donne, 1967) книга поэзии Бродского на английском - "Selected poems" (Избранные стихотворения) в переводах Джорджа Клайна и с предисловием Одена. Второй сборник на английском языке, "Part of Speech" (Часть речи), выходит в 1980 году; третий, "To Urania" (К Урании), - в 1988. Эти сборники по содержанию в основном следовали соотвествующим русскоязычным книгам поэта. В 1996 году вышел So Forth - 4-ый сборник стихов на английском языке, подготовленный Бродским. В последние две книги вошли как переводы и автопереводы с русского, так и стихотворения, написанные на английском. С годами Бродский все меньше доверял переводы своих русскоязычных стихов на английский другим переводчикам; одновременно он все чаще сочиняет стихи на английском, хотя по его собственным словам он не считал себя двуязычным поэтом и утверждал, что "для меня, когда я пишу стихи по-английски, - это скорее игра..." .

"В языковом и культурном отношении Бродский был русским, а что касается самоидентификации, то в зрелые годы он свел ее к лапидарной формуле, которую неоднократно использовал: "Я – еврей, русский поэт и американский гражданин"

Лев Лосев

"В пятисотстраничном томе англоязычной поэзии Бродского нет переводов, выполненных без его участия... Но если его эссеистика вызывала в основном положительные критические отклики, отношение к нему как к поэту в англоязычном мире было далеко не однозначным" . Валентина Полухина, профессор Кильского университета (Англия), пишет: "Парадокс восприятия Бродского в Англии заключается в том, что с ростом репутации Бродского-эссеиста ужесточались атаки на Бродского поэта и переводчика собственных стихов" . Спектр оценок был очень широк, от крайне негативных до хвалебных, и превалировал, вероятно, кисло-сладкий уклон. Дэниэл Уэйсборт , английский поэт и переводчик стихов Бродского, так отвечал на вопрос о том, как он оценивает его английские стихи:

На мой взгляд, они весьма беспомощны, даже возмутительны, в том смысле, что он вводит рифмы, которые всерьез в серьезном контексте не воспринимаются. Он пытался расширить границы применения женской рифмы в английской поэзии, но в результате его произведения начинали звучать, как У. Ш. Гилберт или Огден Нэш . Но постепенно у него получалось лучше и лучше, он и в самом деле начал расширять возможности английской просодии, что само по себе необыкновенное достижение для одного человека. Не знаю, кто еще мог этого добиться. Набоков не мог

Возвращение

Смерть и погребение

Общий вид могилы в Венеции , остров Сан-Микеле , 2004. Люди оставляют камешки, письма, стихи, карандаши, фотографии, сигареты Camel (Бродский много курил) и виски . На обороте памятника выполнена надпись по латыни, - это строка из элегии Проперция лат. Letum non omnia finit - Со смертью не все кончается .

Присланное телеграммой предложение депутата Государственной Думы РФ Г. В. Старовойтовой похоронить великого поэта в Петербурге на Васильевском острове было семьёй отвергнуто - Бродский не хотел возвращаться на родину, кроме этого Бродский не любил своё юношеское стихотворение со строками «На Васильевский остров я приду умирать…».

За две недели до своей смерти Бродский купил себе место в небольшой часовне на нью-йоркском кладбище по соседству с Бродвеем (именно такой была его последняя воля). После этого он составил достаточно подробное завещание. Был также составлен список людей, которым были отправлены письма, в которых Бродский просил получателя письма дать подписку в том, что до 2020 года получатель не будет рассказывать о Бродском как о человеке и не будет обсуждать его частную жизнь; о Бродском-поэте говорить не возбранялось .

Хотя бесчувственному телу
равно повсюду истлевать,
лишенное родимой глины,
оно в аллювии долины
ломбардской гнить не прочь. Понеже
свой континент и черви те же.
Стравинский спит на Сан-Микеле…

Семья

  • Отец - Александр Иванович Бродский ( -).
  • Мать - Мария Моисеевна Вольперт ( -).
  • Дочь - Анастасия Иосифовна Кузнецова, дочь балерины Марии Кузнецовой
  • Сын - Андрей Осипович Басманов, г.р., от Марианны Басмановой .
  • Жена - Мария Соццани, г.р. (брак с 1991 по 1996 год - до смерти Бродского).
  • Дочь - Анна Александра Мария Бродская, 1993 г.р. (от брака с Марией Соццани).
  • Внучки - Дарья Андреевна Басманова (выпускница Академии Художеств, 2011); Прасковья (1989 г.р.) и Пелагея (1997 г.р.) Басмановы.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1955-1972 - доходный дом А. Д. Мурузи - Литейный проспект , дом 24, кв. 28. Муниципалитет Петербурга планирует выкупить комнаты, где жил поэт, и открыть там музей. Экспонаты будущего музея временно можно видеть в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме .
  • 1962-1972 - дом Бенуа - улица Глинки, дом 15. Квартира Марианны Басмановой.
  • 1962-1972 - улица Марата, дом 60. Мастерская художника Марианны Басмановой.

В Комарово

  • 7 августа 1961 года - в «Будке», в Комарово Е. Б. Рейн знакомит Бродского с А. А. Ахматовой.
  • В начале октября 1961 - ездил к Ахматовой в Комарово вместе с С. Шульцем.
  • 24 июня 1962 года - на день рождения Ахматовой написал два стихотворения «А. А. Ахматовой» («Закричат и захлопочут петухи…») откуда она взяла эпиграф «Вы напишите о нас наискосок» для стихотворения «Последняя роза», а также «За церквами, садами, театрами…» и письмо. Опубликовано в: Об Анне Ахматовой: Стихи, эссе, воспоминания, письма, ред. М. М. Кралин (Л.: Лениздат, 1990. - С. 39-97). В этом же году посвятил Ахматовой и другие стихи. Утренняя почта для Ахматовой из города Сестрорецка («В кустах Финляндии бессмертной…»).
  • Осень и зима 1962-1963 - Бродский живёт в Комарове, на даче у известного учёного-биолога Р. Л. Берг , где работает над циклом «Песни счастливой зимы». Тесное общение с Ахматовой. Знакомство с академиком В. М. Жирмунским .
  • 5 октября 1963 - в Комарове, «Вот я вновь принимаю парад…».
  • 14 мая 1965 - навещает Ахматову в Комарове.

Два дня сидел напротив меня вот на том стуле, на котором сейчас сидите вы… Всё-таки хлопоты наши недаром - где это видано, где это слыхано, чтобы из ссылки на несколько дней отпускали преступника погостить в родной город?.. Неразлучен со своей прежней дамой. Очень хорош собой. Вот влюбиться можно! Стройный, румяный, кожа как у пятилетней девочки… Но, конечно, этой зимы ему в ссылке не пережить. Порок сердца не шутка.

  • 5 марта 1966 - смерть А. А. Ахматовой. Бродский и Михаил Ардов долго искали место для могилы Ахматовой, сначала на кладбище в Павловске по просьбе Ирины Пуниной, потом в Комарове по собственной инициативе.

Она просто многому нас научила. Смирению, например. Я думаю… что во многом именно ей я обязан лучшими своими человеческими качествами. Если бы не она, потребовалось бы больше времени для их развития, если б они вообще появились .

Издания

На английском языке

  • "Selected poems". New York: Harper & Row, 1973.
  • "Part of Speech". New York: Farrar, Straus & Giroux, 1980.
  • "Less Than One: Selected Essays". New York: Farrar, Straus & Giroux, 1986.
  • "To Urania". New York: Farrar, Straus & Giroux, 1988.
  • "Watermark". New York: Farrar, Straus and Giroux; London: Hamish Hamilton, 1992.
  • "On Grief and Reason: Essays". New York: Farrar, Straus & Giroux, 1995.
  • "So Forth: Poems". New York: Farrar, Straus & Giroux, 1996.
  • "Collected Poems in English". New York: Farrar, Straus & Giroux, 2000.

Память

Мемориальная доска на доме Мурузи в Санкт-Петербурге, в котором жил поэт

  • В 1998 году в "Пушкинском фонде" вышла книга стихотворений Л. Лосева "Послесловие", первую часть которой составляют стихи, связанные с памятью Бродского.
  • В 2004 году близкий друг Бродского, лауреат Нобелевской премии поэт Дерек Уолкотт написал поэму «The Prodigal», в которой многократно упоминается Бродский.
  • В ноябре 2005 года во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета по проекту

В разговоре о великих поэтах XX века нельзя не упомянуть о творчестве Иосифа Бродского. Он очень значимая фигура в мире поэзии. У Бродского сложилась непростая биография - преследование, непонимание, суд и ссылка. Это подтолкнуло автора уехать в США, где он получил признание публики.

Поэт-диссидент Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Отец мальчика работал военным фотографом, мать – бухгалтером. Когда в 1950-м в рядах офицеров прошла «чистка» евреев, отец перешел работать фотокорреспондентом в газету.

Детские годы Иосифа совпали с войной, блокадой Ленинграда, голодом. Семья выживала, как и сотни тысяч людей. В 1942 году мать забрала Иосифа и эвакуировалась в Череповец. В Ленинград они вернулись уже после войны.

Бродский бросил школу, едва перейдя в 8 класс. Он хотел финансово помочь своей семье, поэтому пошел работать на завод помощником фрезеровщика. Затем Иосиф хотел стать проводником – не получилось. Одно время он горел желанием стать медиком и даже поступил работать в морг, но вскоре передумал. За несколько лет Иосиф Бродский сменил много профессий: все это время он запойно читал стихи, философские трактаты, изучал иностранные языки и даже собирался с приятелями угнать самолет, чтобы бежать из Советского Союза. Правда, дальше замыслов дело не пошло.

Литература

Бродский рассказывал, что писать стихи начал с 18 лет, хотя есть несколько стихотворений, написанных в 16-17 лет. В раннем периоде творчества он написал «Рождественский романс», «Памятник Пушкину», «От окраины к центру» и другие стихи. В дальнейшем на стиль автора оказала сильное влияние поэзия , и - они стали личным каноном юноши.


С Ахматовой Бродский познакомился в 1961 году. Она никогда не сомневалась в таланте молодого поэта и поддерживала творчество Иосифа, веря в успех. Самого Бродского стихи Анны Андреевны не особо впечатляли, но масштаб личности советской поэтессы восхищал.

Первое произведение, которое насторожило Власть Советов, датировано 1958 годом. Стихотворение называлось «Пилигримы». Следом он написал «Одиночество». Там Бродский пытался переосмыслить, что с ним происходит и как выйти из сложившейся ситуации, когда газеты и журналы закрывали двери перед поэтом.


В январе 1964 года в том же «Вечернем Ленинграде» были опубликованы письма «возмущенных граждан», требующих наказать поэта, а 13 февраля литератора арестовали за тунеядство. На следующий день в камере у него случился сердечный приступ. Мысли Бродского того периода четко угадываются в стихах «Здравствуй, мое старение» и «Что сказать мне о жизни?».


Начавшаяся травля легла тяжелым бременем на поэта. Ситуация обострилась из-за разрыва отношений с возлюбленной Мариной Басмановой. В итоге Бродский предпринял попытку уйти из жизни, но неудачно.

Гонения продолжались до мая 1972 года, когда Бродскому дали выбор – психиатрическая лечебница или эмиграция. Иосифу Александровичу уже доводилось бывать в психбольнице, и, как он говорил, она была намного страшнее тюрьмы. Бродский выбрал эмиграцию. В 1977 году поэт принял американское гражданство.


Перед отъездом из родной страны поэт пытался остаться в России. Он отправил письмо самому с просьбой разрешить жить в стране хотя бы как переводчик. Но будущего Нобелевского лауреата так и не услышали.

Иосиф Бродский участвовал в Международном поэтическом фестивале в Лондоне. Затем преподавал историю русской литературы и поэзии в Мичиганском, Колумбийском и Нью-Йоркском университетах. Параллельно он писал эссе на английском и переводил на английский язык стихи . В 1986 году вышел сборник Бродского «Меньше единицы», а в следующем году он получил Нобелевскую премию в области литературы.


В период 1985-1989 годов поэт написал «Памяти отца», «Представление» и эссе «Полторы комнаты». В этих стихах и прозе - вся боль человека, которому не разрешили проводить в последний путь родителей.

Когда в СССР началась перестройка, стихи Иосифа Александровича активно печатали литературные журналы и газеты. В 1990 году в Советском Союзе начали издавать книги поэта. Бродский не раз получал приглашения с родины, но постоянно медлил с этим визитом - он не хотел внимания прессы и публичности. Сложность возвращения отразилась в стихах «Итака», «Письмо в оазис» и других.

Личная жизнь

Первой большой любовью Иосифа Бродского стала художница Марина Басманова, с которой он познакомился в 1962 году. Они долго встречались, затем жили вместе. В 1968 году у Марины и Иосифа родился сын Андрей, но с рождением ребенка отношения ухудшились. В том же году они расстались.


В 1990-м он познакомился с Марией Соццани – итальянской аристократкой с русскими корнями по материнской линии. В том же году Бродский женился на ней, а через три года у них родилась дочь Анна. К сожалению, увидеть, как растет дочь, Иосифу Бродскому было не суждено.

Поэт известен как знаменитый курильщик. Несмотря на четыре перенесенные операции на сердце, курить он так и не бросил. Врачи настоятельно советовали Бродскому завязать с пагубной привычкой, на что тот ответил: «Жизнь замечательна именно потому, что гарантий нет, никаких и никогда».


Еще Иосиф Бродский обожал кошек. Он утверждал, что у этих созданий нет ни одного некрасивого движения. На многих фото творец снят с кошкой на руках.

При поддержке литератора в Нью-Йорке открылся ресторан «Русский самовар». Совладельцами заведения стали Роман Каплан и . Иосиф Бродский вложил в этот проект часть денег от Нобелевской премии. Ресторан превратился в достопримечательность «русского» Нью-Йорка.

Смерть

Он страдал стенокардией еще до эмиграции. Состояние здоровья поэта было нестабильным. В 1978 году ему сделали операцию на сердце, американская клиника направила официальное письмо в СССР с просьбой разрешить родителям Иосифа выезд для ухода за сыном. Сами родители 12 раз подавали прошение, но каждый раз им отказывали. С 1964 по 1994 годы Бродский перенес 4 инфаркта, он так ни разу больше и не увиделся с родителями. Мать литератора умерла в 1983 году, а через год не стало и отца. Советские власти отказали ему в просьбе приехать на похороны. Смерть родителей подкосила здоровье поэта.

27 января 1996 года вечером Иосиф Бродский сложил портфель, пожелал супруге спокойной ночи и поднялся в кабинет – ему нужно было поработать перед началом весеннего семестра. Утром 28 января 1996 года жена нашла супруга уже без признаков жизни. Медики констатировали смерть от инфаркта.


За две недели до смерти поэт купил себе место на кладбище в Нью-Йорке, недалеко от Бродвея. Там его и похоронили, выполнив последнюю волю поэта-диссидента, который до последнего вздоха любил свою родину.

В июне 1997 года тело Иосифа Бродского было перезахоронено в Венеции на кладбище Сан-Микеле.

В 2005 году в Санкт-Петербурге открыли первый памятник поэту.

Библиография

  • 1965 – «Стихотворения и поэмы»
  • 1982 – «Римские элегии»
  • 1984 – «Мрамор»
  • 1987 – «Урания»
  • 1988 – «Остановка в пустыне»
  • 1990 – «Примечания папоротника»
  • 1991 – «Стихотворения»
  • 1993 – «Каппадокия. Стихи»
  • 1995 – «В окрестностях Атлантиды. Новые стихотворения»
  • 1992-1995 – «Сочинения Иосифа Бродского»

Иосиф Александрович Бродский

Русский поэт И. Бродский - самый молодой литераторов, удостоившихся Нобелевской премии по литературе. В 1987 году, когда это произошло, ему было 47 лет. Иосиф Александрович Бродский и другой нобелевский лауреат Александр Исаевич Солженицын символизировал русскую литературу в представлении всего культурного мира.

В 1972 году поэт вынужден был покинуть Россию. С тех пор стихи И. Бродского попали в разряд контрабандных импортных диковинок, недоступных простому отечественному читателю.

Некоторые сведения из жизни поэта помогут в определении места и времени тех или иных событий, которые переведены И. Бродским из действительности в особое состояние, именуемое поэзией, где как он утверждает, стихи пишут сами себя: «Кроме того я думаю, что не человек пишет стихотворение, а каждое предыдущее стихотворение пишет следующее» (И. Бродский).

До 15 лет Иосиф Бродский учился в школе, бросил ее, пошел работать и сменил несколько профессий. Писать стихи начал в 16 лет.

Он быстро миновал неизбежный для всякого начинающего стихотворца период подражания. В его стихах быстро возобладала совершено оригинальная инстанция, отчасти выражавшаяся и в особой манере поэта читать свои стихи на публике. В короткое время он овладел тем запасом профессиональных приемов, который позволил ему превзойти тогдашний общий уровень официальной подцензурной поэзии. При этом он писал именно то, что хотел, а не то, что дозволялось.

К 1960 году И. Бродский уже был хорошо известен и ценим среди литературной молодежи, составляющей новую неофициальную литературу, и среди честных литературных профессионалов старшего поколения. Литературные функционеры, разумеется, его не признавали. Сам поэт в силу врожденного чувства собственного достоинства и в силу заслуженно приобретенного уважения к собственному труду, не унижался до того, чтобы обивать пороги издательств. Друзья пытались помочь ему, устраивая заработки от стихотворных переводов. И. Бродскому не понадобилось много времени, чтобы проявить себя талантливым переводчиком стихов. Но его переводы тоже оказались слишком талантливыми для установленного сверху уровня талантливости в разрешенной литературе. Заказы появлялись редко и вряд ли окупали затраты на кофе, довольно дешевый, кстати в те времена, выпиваемый Иосифом во время работы над переводами.

В другой стране и в другие времена стремительно растущая известность принесла бы поэту через несколько лет достаток и возможность спокойно работать. Однако в Совдепии эпохи так называемой хрущевской оттепели эта известность не только лишала последних шансов опубликовать в печати свои стихи, но и привлекала внимание органов идеологического надзора и подавления. С их точки зрения, поэт, углубленный в собственный мир, поглощенный собственными взаимоотношениями с бытием, временем, вечностью, посягал чуть ли не на основы имперской системы.

В 1964 году И. Бродский был арестован, посажен в тюрьму и приговорен к 5 годам ссылки с привлечением к тяжелой работе по указу ПВС СССР «Об ответственности за тунеядство». Тунеядством именовалась литературная работа, которую судившая поэта торжествующая серость расценивала как правонарушение, особенно серьезное в молодом возрасте. Правление ленинградского отделения Союза Советских писателей, собранной из отборных экземпляров этой торжествующей серости, рьяно способствовала тому, чтобы гнусный суд завершился соответствующим приговором.

Но благодаря заступничеству А. А. Ахматовой, С. Я. Маршака, Д. Д. Шостаковича, многих других порядочных людей и широкой кампании возмущения, нашедшей отклик и за границей, И. Бродский был досрочно освобожден в 1965 году.

В последующие годы он достигает новых высот в поэзии, но за исключением нескольких стихотворений и стихотворных переводов ему ничего не удается опубликовать в советской печати.

Тем временем на Западе начинают с 1965 года выходить книги И. Бродского: «Стихотворения и поэмы», за тем «Остановка в пустыне». И. Бродский становится первой поэтической фигурой в неофициальной литературе. Каждое его новое произведение воспринимается как литературное событие, немедленно распространяется в устной передаче, самиздатовской перепечатке, передается в русские зарубежные издания. Помимо связанных с ним судьбой и сходной литературной позицией друзей, к его авторитетной личности тянется вся независимая молодая литература и искусство.

Эта вполне зрелая и производительная творческая пора поэта совпадает с очередным этапом остервенелого гонения правящей бездарности на русскую культуру. После серии запретов, судов над писателями и диссидентами, разгромов выставок, арестов и высылок в 1972 году высылают Иосифа Бродского.

В США, где поэт поселился, все, что выходит из-под его пера, тут же попадает в печать, однако число его читателей теперь падает до не многих сотен иммигрировавших и изгнанных любителей поэзии и западных литературных специалистов. Это достаточно мучительная для литератора коллизия осложняется еще и тем, что Иосиф вывез с собой из России совершенно расшатанное здоровье. Его постигает два инфаркта. Но, благодаря Богу и американским врачам, он выбрался из опасного состояния. Он пишет на русском и английском языках, преподает литературу в университетах и колледжах.

Несмотря на все эти резкие перемены, никакого творческого зигзага в поэзии И. Бродского, вызванного изгнанием, проследить не возможно. Наоборот, поражает крайняя последовательность в развитии его творческих принципов и внутренняя оправданность эволюции. Хотя сам поэт сколько ни будь значительную эволюцию в своей поэзии в эти годы отрицает. Возможно, эволюция состоит в том, что с какого-то момента каждое новое стихотворение поэта превосходит предыдущее.

Присуждение И. Бродскому Нобелевской премии не явилось неожиданностью. Он, безусловно, по праву стал пятым русским литератором получившим ее.

Его мать и отец, к сожалению, не дожили до этого события. Не добившись от советских властей разрешения увидеться с сыном, он умерли в 1984 и 1985 году. С мировым признанием в жизни Иосифа мало что изменилось, разве что стала меньше времени для спокойной работы. Знаменитость постоянно отвлекали вытекающие из ее нынешнего положения ритуально-общественные обязанности. Он хозяйничает по-прежнему в тесной, заваленной книгами нью-йоркской квартире. Хотя эта квартира раз в десять больше того пятиметрового угла, который он себе отгородил, живя в питерских коммунальных полутора комнатах, остается впечатление, что он живет нисколько не просторнее и не богаче, чем в молодости.

Если не говорить о неизбежных следах, оставляемых на человеке временем и больницами И. Бродский, до конца жизни, в сущности не изменился. Очевидно он наконец добился той возможности быть самим собой, которую так отстаивал в молодые годы, хотя его всегда не устраивала перспектива превращения в некую общественную фигуру.

С первых слов Нобелевской лекции он настоятельно рекомендует себя человеком частным и частность эту всю жизнь какой-либо общественной роли предпочитающим. Однако, частный человек - это тоже общественная роль и, при всей своей скромности, одна из самых высоких, если не самая высокая в обществе. И вдобавок самая труднодоступная.

И. Бродский, достигнув безусловного признания как поэт, провозгласил себя всего лишь орудием русского языка. Он утверждает, что всего лишь исполняет свой долг по отношению к родному языку. Если вспомнить, что сначала было Слово, и Слово было Бог, то в таком же смысле все настоящие поэты всего лишь орудие своего родного языка.

Примем эти постулаты Бродского и попробуем бегло проследить как именно поэт сумел добиться высокого положения истинно частного человека, оставаясь при этом неизменно всего лишь орудием языка.

Первые получившие известность стихи И. Бродского конца пятидесятых и начала шестидесятых годов написаны как бы нарочно против всех принципов хозяйничавшего безраздельно совдеповской литературе соцреализма. Однако это была не нарочитость поэта, а просто естественная человеческая литературная позиция. Он готов был разделить нежданно открытый им в себе дар с любым числом благожелательных читателей, или точнее сказать: слушателей. Ибо стихи, случайно или в силу безнадежности их напечатать, оказались легко воспринимаемыми на слух. И многие из стихов Иосифа Бродского того времени: «Не страны, ни погоста...», «Плывет в тоске необъяснимой...» - быстро и надолго заучиваются наизусть. Их исполняют под гитару и прочие инструменты. Исполнение их автором само было достаточно музыкальным действом.

Множество эпигонов, загоревшись страстью стать вторым Бродским, более или менее успешно мимикрируют под этого, якобы не очень замысловатого раннего Бродского и наводняют самиздат, тамиздат вторичными опусами. Если бы у Иосифа Бродского была цель наплодить себе подражателей, он мог бы почить на лаврах, уже написав «Петербургский роман» и «Пилигримов». Но такой цели у него не было и, может быть, вообще не было ни какой осознанной цели.

Он просто лихорадочно читал все, что попадалось под руку и что можно было достать из настоящей, не социалистической литературы. С вызывающей бесшабашностью, бессистемно учил английский или польский прямо по подвернувшимся английским или польским стихам и прозе. В каком порядке он познакомился с поэзией Пастернака, Цветаевой, Элиота, Мандельштама, Джона Донна, Заболоцкого, Фроста, Хлебникова, Ахматовой, Одена, Иейтса, Галчинского - сейчас уже вряд ли можно установить по его стихам, да это и не важно.

Ни один из вышеперечисленных ни другой из любимых Бродским поэтов не вызвал в его поэзии перелома. Он оказался рано сложившимся но готовым к любым совершенствованиям поэтом. Поэтическая система Бродского, говоря языком современного анализа, это открытая система, все влияния направляющая только себе на пользу. Читателю предстоит совсем не безмятежное погружение в мир поэта, а достаточно трудное испытание. С годами Иосиф все охотнее включает в свой поэтический обиход явления, выводы и приемы из соседних областей человеческого мышления, привлекает метафизическую философию, теологию, различные искусства и науки, не пренебрегает такими привычными в поэзии объектами иронии, как секс и политика. Трагедийная модель мироздания, предпочтенная И. Бродским комедийной, тоже не облегчит читателю восприятие его поэзии. Он, действительно, максимально исчерпывает язык. Или язык исчерпывает поэта? Это обстоятельство требует от читателей еще и основательной лексической подготовки.

«Все мои стихи, более менее, об одной и той же вещи: о времени», - сказал в одном из интервью Иосиф Бродский. То есть, тема его поэзии - Время с большой буквы. А сюжет, если можно так выразиться, его поэзии - жизнь самого поэта.

Я входил вместо дикого зверя в клетку,

Выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,

Жил у моря, играл в рулетку,

Обедал черт знает с кем во фраке,

С высоты ледника я озирал полмира,

Трижды тонул, дважды бывал распорот.

Бросил страну, что меня вскормила.

Из забывших меня можно составить город.

Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,

Надевал на себя, что сызнова входит в моду,

Сеял рожь, покрывал черной толью гумна,

И не пил только сухую воду.

Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,

Жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.

Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;

Перешел на шепот. Теперь мне сорок.

Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.

Только с горем я чувствую солидарность.

Но пока мне рот не забили глиной,

Из него будет раздаваться лишь благодарность.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/

  1. Иосиф Александрович Бродский (2)

    Реферат >> Исторические личности

    ... …в деревне, в необразованном, злом социуме. 1. Родина Бродского . «Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 года... , отсюда и след в душе. Я считаю, что Иосиф Александрович Бродский своеобразный, в некотором отношении странный человек...

  2. Бродский Иосиф

    Биография >> Литература и русский язык

    28.01.1996)Иосиф Александрович Бродский – единственный ребенок в семье... стихи и поэмы неведомого большинству ленинградца Иосифа Бродского – «Рождественский романс», «Шествие» ... слова существенно искажаются» (М.Бродская ). Иосиф Бродский умер в возрасте 55 ...

  3. Эстетические взгляды И.А. Бродского (на материале нобелевской лекции 1987 года)

    Курсовая работа >> Этика

    Нобелевской лекции 1987 года) Введение Иосиф Александрович Бродский стал, можно сказать, знаковой фигурой... теперь найти человека, незнакомого с творчеством Иосифа Александровича Бродского . Его можно любить и принимать, можно...

Русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Его отец работал фотографом и журналистом в нескольких ленинградских газетах. Мать работала бухгалтером.

В 1955 г., закончив семь классов, Бродский бросил школу и поступил учеником фрезеровщика на завод "Арсенал". Это решение было связано как с проблемами в школе, так и с желанием Бродского финансово поддержать семью. После ухода из школы Бродский работал истопником в котельной, матросом на маяке, рабочим в пяти геологических экспедициях. Он безуспешно пытался поступить в школу подводников, а в 16 лет вдруг решил стать врачом и месяц работал помощником прозектора в морге при областной больнице, анатомировал трупы, но затем отказался от медицинской карьеры.

По собственным словам, Бродский начал писать стихи в 18 лет, но существует несколько стихотворений, датированных 1956-1957 гг.
Наиболее известные из ранних стихов Бродского - "Рождественский романс", "Стансы", "Сонет", "Холмы", "Пилигримы", "Памятник Пушкину".
14 февраля 1960 г. состоялось первое крупное публичное выступление на "турнире поэтов" в ленинградском Дворце культуры им. Горького, где чтение стихотворения "Еврейское кладбище" вызвало скандал.

Официальная литература Бродского отвергала, не давая возможности публиковаться. Он жил только случайными заказами на стихотворные переводы.

13 февраля 1964 г. Иосифа Бродского арестовали по обвинению в тунеядстве, судили и приговорили к пятилетней ссылке в Архангельскую область с обязательным привлечением к труду. В ссылке Иосиф Бродский продолжал писать, в это время им написаны "Шум ливня...", "Песня", "Зимняя почта", "Одной поэтессе".

В 1965 г., благодаря заступничеству Анны Ахматовой, Самуила Маршака, Дмитрия Шостаковича и других деятелей искусства, а также под давлением мировой общественности, срок ссылки был сокращен, и Бродскому разрешили вернуться в Ленинград.

В 1972 г. поэт был вынужден покинуть родину, жил сначала в Италии, потом в Вене и Лондоне, в 1974 г. переехал США, где начал работать в должности приглашенного профессора на кафедре славистики Мичиганского университета в городе Энн-Арбор: преподавал историю русской литературы, русской поэзии XX века, теорию стиха. В 1981 г. переехал в Нью-Йорк. Не окончивший даже школы Бродский работал в общей сложности в шести американских и британских университетах, ему было присуждено звание профессора Мичиганского университета, а также колледжа им. Смита, Королевского колледжа, Колумбийского университета в Нью-Йорке и Кембриджского университета.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....