Хардингфеле (хардангерфеле) — музыкальный инструмент — история, фото, видео. Хардингфеле (хардангерфеле) — музыкальный инструмент — история, фото, видео Скрипка инструмент дьявола почему


На протяжении веков изумительное звучание скрипки зачаровывало людей. Ее мелодичные звуки ублажали в модных салонах слух избалованных аристократов и заставляли пускаться в пляс простой люд на незатейливых деревенских праздниках.

Творение дьявола

Первые скрипки появились на земле только лишь в эпоху Ренессанса (XIV-XVI века). Сразу же появились и легенды, связанные с ними. Самая известная из них гласит, что создателем первого инструмента был не кто иной, как сам дьявол. Как-то раз князь тьмы увидел на земле красивую девушку и страстно в нее влюбился.

Однако прелестница не ответила на чувство нечистого, хотя он и сулил ей за любовь баснословные богатства. Тогда разозленный дьявол превратил несговорчивую красавицу в скрипку, придав своему созданию соблазнительные формы возлюбленной. С тех пор особым покровительством темных сил пользуется скрипка, а вместе с ней и искусные скрипачи и мастера, создающие инструменты.

В Швеции существует множество преданий о речном духе - стрёмкарле, скрипаче-виртуозе, играющем над водой прекрасные мелодии. Легенды гласят, что музыка этого духа восхитительно хороша и его скрипке под силу заставить пуститься в пляс даже хромых стариков.

Об искусных музыкантах говорили (и говорят до сих пор): играет как стрёмкарл. Считалось, что если человек пожелал послушать удивительную игру обитателя вод, он должен принести ему в жертву черного ягненка.

А скрипачи, желающие поучиться мастерству у стрёмкарла, оставляли свои инструменты на ночь под мостами рек, где, по слухам, обитал призрачный виртуоз.

Чертовы пирушки

Во многих странах к скрипке люди относились настороженно. Считалось, что именно игрой на этом инструменте наслаждаются черти во время своих пирушек.

Да только вот беда: среди нечисти трудно найти хорошего музыканта. Вот потому-то во многих европейских сказках говорится о том, как ушлые бесенята пускаются во все тяжкие, лишь бы заманить на свои пирушки искусных скрипачей, а порой обманом отнимают у них и сам инструмент.

Так, предания гласят, что черт, желающий получить хорошую скрипку, принимал облик деревенского музыканта и вечерней порой подкарауливал своего «коллегу», возвращавшегося с заработков домой. Слово за слово - завязывалось знакомство, и в какой-то момент нечистый предлагал новому приятелю обменяться скрипками.

Инструмент черта выглядел очень дорогим, а потому многие бедолаги тут же соглашались на обмен. Но придя домой, бедный музыкант обнаруживал в футляре не шикарную скрипку, а сухую ветку.

А вот чтобы заманить скрипача на чертову пирушку, нечистый прикидывался богатым мужиком и предлагал сельскому виртуозу хорошо заработать.

И только приехав в дом к заказчику, бедный скрипач понимал, на какую «вечеринку» он попал. Чтобы ускользнуть от страшных «клиентов», музыканту требовалось проявить недюжинную смекалку. Но случалось и так, что ему предстояло ублажать музыкой чертей и ведьм целую вечность.

«Красная» скрипка, забирающая жизнь

Однако самым известным мистическим преданием, связанным с данным инструментом, является история «красной» скрипки.

Несколько столетий ходит по Европе легенда, что некий скрипичный мастер, оплакивавший смерть любимой жены, добавил ее кровь в лак, которым покрыл новую скрипку.

После этого скрипка стала ярко-красной, а душа покойной переселилась в инструмент. В первые годы своего существования «красная» скрипка никому не причиняла зла. А потом случилось вот что.

Инструмент случайно попал в руки мальчика-скрипача. Душа женщины, заключенная в инструмент, разбудила в мальчике невиданный талант. Злые силы собирались послушать его игру и, в конце концов, без остатка выпили жизнь ребенка.

Когда тот скончался, инструмент был похоронен вместе с ним. Однако на следующий день оказалось, что могила несчастного раскопана, а скрипка исчезла. С тех пор она «путешествует» по всей Европе, выбирая себе владельца, но каждого человека, которому «посчастливится» коснуться «красной» скрипки, ждут страшные несчастья и мучительная смерть.

Загадки мастера

Безусловно, настороженное отношение к скрипке касалось и ее создателей. Во все времена люди поглядывали на скрипичных мастеров с недоверием, а о самых выдающихся из них еще при жизни слагали легенды. Хотя нужно отметить, личности этих людей задавали окружающим немало загадок.

Скрипки, созданные великим Антонио Страдивари, даже спустя три столетия после его смерти не имеют себе равных. Но даже тщательное изучение этих инструментов не раскрыло тайну их божественных голосов. Творения Страдивари не отличались от других скрипок ни качеством дерева, ни размерами, ни даже лаком.

А ведь долгое время считалось, что несравненный голос инструментам великого мастера дает удивительный лак, изготовленный по особому рецепту. Но несколько лет назад некими смелыми исследователями был проведен практически варварский эксперимент. С одной из скрипок Страдивари был полностью смыт лак, однако даже после этого кощунства она звучала по-прежнему.

Еще несколько столетий назад родилась следующая версия, пытающаяся объяснить феномен мастера. Якобы в детстве маленького Антонио благословил сам Господь, даровав ему талант создавать инструменты, голос которых напоминал бы людям о Царствии Небесном.

Тогда же получил будущий великий мастер от Всевышнего чудесное миро, которое впоследствии добавлял в лак для своих скрипок. И именно этот секретный ингредиент якобы дарил инструментам Страдивари божественное звучание.

Слуги князя тьмы

Совсем иные слухи ходили в странах Европы о скрипках Джузеппе Гварнери по прозвищу дель Джезу. Поговаривали, что этот мастер, связанный договором с орденом иезуитов, часть своих инструментов вынужден был продавать им за незначительную цену.

Раздосадованный такой несправедливостью Гварнери заключил сделку с дьяволом, согласно которой он получал свободу, а его скрипки приобретали невиданную силу воздействия на слушателей. С тех пор звуки инструментов дель Джезу завораживали людей и якобы будили в их душах темные чувства и желания.

Интересен тот факт, что именно скрипка Гварнери долгие годы была верной спутницей и помощницей самого «демонического» виртуоза в истории человечества Никколо Паганини.

Предания гласят, что этот гениальный музыкант, страдая от унижений безысходной бедности и ища признания, отдал душу дьяволу в обмен на великолепную скрипку, которая впоследствии принесла ему богатство и известность.

По другой легенде, Паганини выиграл детище Гварнери в карты в придорожной таверне у странного человека, который, совсем не жалея о проигрыше, на прощание предсказал молодому человеку великую славу. Как бы там ни было, а музыка Паганини никого не оставляла равнодушным. Дамы на его концертах рыдали и падали в обморок, и даже мужчины не стеснялись своих слез.

Однако слухи о сделке с дьяволом постоянно преследовали гениального музыканта, чему отчасти способствовали его своеобразная внешность и эксцентричное поведение. И если при жизни Паганини мало кто решался выступать против него с обвинениями, то после смерти музыканта Римско-католическая церковь категорически выступила против его погребения по христианскому обряду.

47 лет тело Никколо Паганини искало себе пристанище во всех городах Италии, пока, наконец, в 1897 году его изнуряющее посмертное путешествие не закончилось на одном из кладбищ Пармы.

Эти страшные скитания останков великого виртуоза породили новые легенды. Так, жители острова Сент-Оноре, где на некоторое время обрело пристанище тело Паганини, рассказывают, что после того как останки музыканта покинули их земли, на прибрежных скалах выросли удивительные синие лилии. Сам же дух музыканта навеки остался на этих берегах, и теперь штормовыми ночами сквозь шум ветра можно услышать голос его скрипки.

А верная спутница «демонического» виртуоза ныне находится на родине Паганини - в ратуше города Генуи. И раз в год один из молодых талантливых музыкантов берет ее в руки, чтобы целый вечер играть перед слушателями в память о ее первом знаменитом владельце.

Елена ЛЯКИНА

В 1782 году на окраине итальянского города Генуя в переулке Черной Кошки родился мальчик, которого назвали Никколо. Природа наделила его правильными чертами лица. Особенно были красивы его агатово-черные глаза, сверкавшие даже в темноте, и волосы, вившиеся колечками. Правда, у младенца были чуть кривоваты ноги и не по росту велики ступни. Но, не говоря о нас,простых смертных, наверное, даже у самого бога красоты Аполлона были какие-то недостатки.

Художник Контабиле

Кто же первым понял, что мальчика ожидает великое будущее? Его отец Антонио Паганини, бывший портовый грузчик, выбившийся в мелкие лавочники. Он был человеком со странностями. Тяжелый, властный характер, грубость в обращении с домашними, тяга к вину каким-то образом уживались в нем со здравым смыслом и прозорливостью. И еще он любил на досуге играть на мандолине. На этой почве у него возникали ссоры с женой. Едва он брал в руки инструмент, она уходила подальше от дома, чтобы не слышать многочасового монотонного бренчания, да и соседям его игра не доставляла удовольствия.

Однажды Антонио, играя, вполне отчетливо услышал голос четырехлетнего Никколо: «Папа! Ты в этом месте фальшивишь. ..» Антонио аж поперхнулся. Хотел влепить сынишке затрещину, но что-то его удержало. От жены он не раз слышал, что Никколо неравнодушен к музыке, весь обмирает, когда бьют колокола соседней церкви и по грязному переулку плывут золотистые, как бронза, которая их издает, звуки... Стерпев упрек сынишки в фальши, Антонио протянул ему мандолину и сказал: «Ну покажи, сопляк, как надо здесь играть...» Обладавший абсолютным слухом малыш в мгновение ока сыграл как надо...

Художник А. Углов

Этот и другие случаи убедили Антонио в том, что у него не сын, а настоящий клад, что из его дара можно извлечь немалую выгоду. Поднатужившись, он купил для Никколо крохотную скрипочку. Показав, как держать ее на плече, как водить смычком по струнам, он в остальном положился на природные данные сына. Уходя в лавку, Антонио запирал сынишку в его комнате наедине со скрипкой. Много лет спустя Никколо напишет про «уроки музыки» отца следующие строки: «Он оставлял меня без еды и голодом вынуждал удваивать старания, так что мне пришлось много физически страдать, и это сказывалось на моем здоровье». И это еще мягко сказано — добавим от
себя. Истощенный каждодневными занятиями музыкой, мальчик заболел и впал в каталепсию — состояние на грани жизни и смерти. Родители сочли его умершим, положили в гроб и приготовились похоронить, как вдруг сынишка пошевелился...

Его называли скрипачом Дьявола
По-прежнему глядя на Никколо как на свою удачу в жизни, Антонио нанял для него учителей музыки. Но, кажется, они особо мальчику и не нужны. Один из них, послушав его игру, изумленно развел руками и сказал: «Я ничему не смогу научить тебя...» И отказался от занятий с чудо-ребенком. Другой учитель признался Никколо: «Я не нашел в твоей игре ни одной ошибки, ни единого нарушения чистоты формы...» Как-то богатый генуэзец, большой любитель музыки и обладатель редких, скрипок, предложил мальчику пари: «Если ты сыграешь незнакомую тебе вещь с листа, я подарю тебе скрипку Гварнери». Рассказывают, Никколо удивленно посмотрел на богача своими
прекрасными черными глазами, раскрыл незнакомые ему ноты и сыграл по ним без остановки и без единой ошибки. Так он стал владельцем скрипки, стоившей больших денег... В возрасте одиннадцати лет он дал свой первый публичный концерт. Люди были потрясены его виртуозной игрой. Скоро его признали самым искусным в мире скрипачом. Это звание сохраняется за Паганини до сих пор.

Музыка, музыка... Почему-то считается, что она всегда и для всех благо. Но так ли это? В жизни Паганини она сыграла неоднозначную роль. Вот как в одной книге описывается его первый выход на сцену: «Он появился, держа в одной руке скрипку, в другой — смычок, с бледным лицом, трепещущий от волнения. Однако первый же удар смычка, будто электрическая искра, возвратил его к жизни. Музыка, словно вырвавшись из плена, заполнила собор, вознося с собой и музыкальную душу мальчика. Экстаз, который он переживал, был таким сильным, что к концу выступления Никколо приходил в полное изнеможение, буквально леденел и почти лишался чувств...»
Прошло несколько лет — и похожий на ангела мальчик стал молодым человеком. И что же? Всех в зале оторопь берет, когда на сцену торопливым шагом выходит какое-то несуразное существо со скрипкой в руке, похожее одновременно на человека и обезьяну. Сквозь длинные черные волосы проглядывают горящие углями черные глаза. Маэстро так худ, что черный фрак болтается на нем как на вешалке, длинные ноги тонки и кривы, вдеты в несообразно большие туфли... Конечно, временами Паганини нарочно подыгрывал публике, изображая загадочную, демоническую личность, выпячивая несуразности своей фигуры. Начав же игру, он забывал про все на свете, и вот тогда люди становились свидетелями еще более удивительного явления: Паганини и его скрипка превращались словно в одно существо! Он становился ее частью, а она — его. Весь организм музыканта, включая сердце, мышцы, кости и даже потовые железы, охлаждавшие чрезмерный перегрев тела, — все приспосабливалось к игре на
скрипке, все работало на музыку!


Это поможет скрипачу из Генуи в исполнительском искусстве переступить грань возможного и невозможного. «У него с остальными скрипачами общее — только скрипка и смычок», — скажет о нем один знаток музыки. В самом деле, никто, кроме Паганини, не мог играть на одной струне, как на четырех, а на четырех, как на одной. У него одна и та же нота могла звучать сразу в трех октавах. Скрипка Паганини выводила трели, не отличимые от пения птиц. Иногда она, словно соревнуясь со своим хозяином
в возможностях, вдруг человеческим голосом произносила какие-то слова.

Художник Н. Шувалов
Нетрудно представить, что делалось в зале, когда выступал Паганини. Стоило ему извлечь из скрипки первые звуки волшебной красоты, как все тотчас забывали про нескладную фигуру музыканта: перед ними представал совершенный человек, соединивший в себе дивный дар и неотразимое обаяние. «Звуки развертывались спокойно, величественно вздымаясь и нарастая... — так описывал свои впечатления немецкий поэт Генрих Гейне, присутствовавший однажды на концерте Паганини, — и все вокруг
развертывалось вширь и ввысь, образуя колоссальное пространство, доступное лишь духовному, но не телесному взору. В середине этого пространства носился сияющий шар, на котором высился гигантский, гордый, величественный человек, игравший на скрипке. Что это был за шар? Солнце? Я не знаю. Но в чертах человека я узнал Паганини. Это был человек-планета, вокруг которого с размеренной торжественностью, в божественном ритме вращалась вся Вселенная...»

Это — слова поэта. Но в жизни Паганини было много прозы. Он не ладил с отцом, который по-прежнему смотрел на него как на источник доходов. Скрипач женился на красивой женщине, но в семейной жизни оказался до слез несчастным человеком. Но самой главной проблемой музыканта стало здоровье. Его страстно чувствовавшая душа и несравненный талант были заключены в хрупкую оболочку. Болезни (начиная с того дня, когда его чуть не закопали в могилу живым) преследовали Никколо всю жизнь. В то время, когда ценители музыки, восторгаясь его игрой, млели от удовольствия, сам Паганини испытывал адские боли в своем искривленном позвоночнике. Много раз его укладывали в постель больные почки. Случалось, приступы этой болезни начинались прямо во время игры: он ощущал почки как два раскаленных камня, вогнанных ему в спину. Но со сцены не уходил. И при этом в зале никто не знал, что чудо его игры одновременно есть крик боли и страдания.
Паганини год от года физически слабел. Он часто терял сознание. Случалось, у него горлом шла кровь. Его некогда красивое лицо быстро покрылось морщинами и грубыми складками. К сорока семи годам он потерял почти все зубы. «Не вредит ли скрипка вашему здоровью?» — участливо спросил его один человек. «Уже нет, — с грустной улыбкой ответил Паганини. — Она отняла у меня все силы...»

Конечно, ответ скрипача — не более, чем горькая шутка. Но ведь недаром говорят, что в каждой шутке есть доля правды. Скрипка сыграла в судьбе великого музыканта почти такую же роль, что и его суровый отец. Невинный сам по себе набор деревянных пластин и струн, она, точно прекрасная, но коварная чародейка сумела ему дать все, что может пожелать для себя человек: богатство, всемирную славу, поклонение миллионов... И она же все, что могла, отняла у него: молодость, красоту, здоровье, жизнь...

Это говорится в назидание тому, кто ныне живет и, возможно, сильно досадует, что ему не дано никакого большого таланта. Право, не стоит из-за этого особо горевать. Иметь большой талант — это великое счастье, но, как правило, смешанное пополам с великим страданием. Пример тому — судьба мальчика Никколо, родившегося в переулке (какое символическое название!) Черной Кошки...

Автор: Дмитрий Стаин
Немногим известны легенды о великом композиторе и скрипаче Никколо Паганини, который продал дьяволу свою душу за необычную скрипку. Каждая история об этом человеке заканчивает по-разному. История признает, что человек достиг всего сам и умер от болезни, но легенды дошли и до наших дней. В общем, судите сами.
С детства его обучал музыке отец, завидев, в сыне талант. Скрипка была единственной радостью Никколо, он мог часами играть на ней. С возрастом судьба была не благосклонна к молодому Никколо. У него не было образования, и он часто писал с ошибкам. Никколо подрабатывал в простых тавернах, чтобы хоть как-то прокормить себя. Он ходил в лохмотьях и порой его не пускали в приличные заведения, где обычно проводили время люди из знатных семей.
Но особенно тяжёлый, проклятый день выпал для него холодным осенним утром. Дождь лил как из ведра. Старые, потрепанные башмаки артиста так промокли, что хлюпали на каждом шаге. Сам Паганини промок до нитки. Он снова отыграл весь день в таверне за жалкие гроши. Под конец дня, он позволил себе выпить кружку эля и сыграть в карты с некими молодыми господами. В итоге он проиграл заработанные гроши и скрипку.
Никколо пытался убедить молодых людей вернуть его инструмент, ведь это единственное, с чем он может зарабатывать. Но те в ответ, посмеявшись над бедным Никколо покинули таверну. Горе-музыкант до глубокой ночи сидел за столом и не знал, что делать и как быть.
- Простите, Вы чем-то огорчены? – спросил мужчина с грубыми чертами лица. Он был в сером необычном плаще и черными волосами, которые на удивление были сухими, ведь на улице слышался шум дождя, но Никколо не обратил на это внимания.
- Я проиграл инструмент, который хоть как-то кормил меня. Теперь у меня нет даже денег на новую скрипку.
- А вы бы хотели получить новую скрипку? – Спросил мужчина. От его слов Никколо оживился.
- Но…у меня нет денег или чего-то другого ценного. – Сказал Никколо.
Незнакомец придвинулся к скрипачу и тихо прошептал:
- У вас есть нечто другое, что мне нужно.
- Что же это? – Вопросил любопытный Никколо.
- Душа – ответил незнакомец.
- Душа? – Переспросил Никколо. – Разве душа может чего-то стоить?
- Уж поверьте.
Незнакомец достал и положил на стол футляр. Открыв её, музыкант увидел ткань, в которую была завернут инструмент.
Развернув бархат, пред глазами музыканта предстала скрипка, которую он еще никогда не видел. Четыре струны уже были натянуты и настроены. Длинная дощечка из цельного твёрдого дерева, была изогнутая в сечении так, чтобы при игре на одной струне смычок не цеплял бы соседние струны. Нижняя часть грифа приклеена к шейке, которая переходит в головку, состоящую из колковой коробки и завитка. О такой скрипке маэстро мог только мечтать.
- Я согласен оставить её себе – ответил Никколо, продолжая аккуратно гладить чудесную скрипку. Он все никак не мог налюбоваться ею.
Наконец, отвлекшись от неё, он увидел, что сидит один. Ему уже было все равно, ведь у него есть волшебная скрипка, которая увы не имеет подписи своего творца.
На следующий день, Никколо пришел в очередной трактир и заиграл. Когда он играл, все слушали его чудесную мелодию. Сам Паганини был удивлен, что он так хорошо играет. Люди с улицы останавливались, чтобы послушать, кто же так чудесно играет. В этот день он получил первые овации и приличные деньги, которые помогли ему сменить одежду и играть на скрипке для важных господ.
Через несколько лет Паганини уже выступал в Англии, Франции, Германии. Его все боготворили и любили. Ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини.
Однажды, скрипка сломалась. Самые именитые мастера не смогли её восстановить и он взял скрипку Гварнери и все равно продолжил играть также успешно, но здоровье самого музыканта уже было подорвано. Скрипка, которую ему отдал незнакомец была утеряна. До самой смерти Паганини так и не расстался со скрипкой Гварнери. Он завещал ее музею родного города Генуи. Там ее можно увидеть и сейчас под именем «Вдова Паганини». Только если в Геную
приезжает выдающийся скрипач, ему разрешают сыграть на ней.

Original: http://cs606024.vk.me/v606024843/1326/e59ukdz4Tnc.jpg

Музыкальные инструменты являются продолжением человека, они преображают нечто необычное в общедоступное. Этот список покажет старинные верования людей по всему миру, а также расскажет об их традициях, связующих тайны нашего подсознания с миром, который мы воспринимаем ушами.


10. ТАНБУР



Танбур принадлежит к категории струнных. Это деревянный инструмент с длинным грифом и резонирующим телом. Он известен под различными названиями, включая: тамбур, танбур, тар и лира и является праотцом современных гитар. Был изобретен в Месопотамии, Южной и Центральной Азии тысячи лет назад.


Несмотря на то, что множество культур адаптировали звучание этого инструмента для различных целей, самое первое из ныне известных назначений танбура – это лечение, успокоение и создание внутреннего равновесия. Эта практика занимает важное место в религиозном культе, известном как Заар в Северной Африке и Ближнем Востоке на протяжении 18 столетия. Эта вера основана на дуализме добра и зла и одержимости людских душ злыми силами.


Ритуалы Заар часто включали в себя церемонии, сопровождающиеся дикой, «гудящей» музыкой, которая сводила с ума одержимых, очищая их душу. Предпочтение тогда отдавали не одному, а набору инструментов, включающий танбур, бубен, и барабаны.


9. КОНХ



Конх - это духовой инструмент, созданный из морских раковин или больших улиток. Он использовался разными народами: от Карибов и до Мезоамерики, а также в Индии, Тибете, Новой Зеландии и на Тихоокеанских островах. В раковины просто дули и получался громкий трубоподобный звук.


В Индии, согласно индуистской традиции, рог является священным символом бога Вишну, представляющим женское плодородие, процветание и жизнь. Здесь даже ракушки можно считать священными в зависимости от их цвета и направления завитков, к примеру, раковины, завитые по часовой стрелке, поскольку их завитки являются отражением движения Солнца, Луны, звезд и небес.


В Мезоамериканских и Карибских племенах, этот музыкальный инструмент был важен для охоты, войны и других ритуалов. В жизни древнего города Теотиуакан (вблизи Мехико), конх использовался повсеместно: при создании произведений искусства, в церемониях, посвященных воде и мужскому плодородию. Его форма создавала впечатление вытекающей наружу воды, даруя жизнь урожаю и людям, создавая новую жизнь. В этом контексте рог олицетворяет мужскую силу и сексуальность. Воинов и мужчин, занимающих высокий социальный статус в обществе, хоронили вместе с раковинами, которые впоследствии находили на головных уборах или около таза.


Кроме того, в многочисленных Тихоокеанских островных культурах конх использовался для оповещения о прибытии гостей в деревню или на похоронных церемониях, на которых их звук сопровождал тело умершего до конца его жизненного пути – погребения.


8. ОКАРИНА



Окарина – это маленький ручной духовой инструмент, который был изобретен около 10000 лет до н.э. Традиционно его изготавливают из костей или глины, также его делали из камней, дерева или метала. Этот инструмент состоит из полой камеры, мундштука и 4-12 отверстий, которые закрывали пальцами для создания разных звуков. Окаринам придавали различные формы: животных, людей, богов или чудовищ, которые были обнаружены в Центральной и Южной Америке.


Исторически сложилось так, что их использовали в ритуалах Мезоамериканских культур. Они издавали необычные, красивые звуки, которые позволяли им говорить с богами, зачаровывать птиц и животных и даже вводить людей в состояние, подобное трансу. Окарина приобрела популярность, благодаря видеоигре The Legend of Zelda: Окарина времени, в которой игроку достается инструмент, позволяющий контролировать погоду, перемещаться между локациями, открывать двери и даже путешествовать во времени.


7. МБИРА



Мбира - это ручной музыкальный инструмент, созданный более 1000 лет назад племенами Шона (сейчас это территория Зимбабве). Он состоит из нескольких металлических зубьев или щипковой металлической решетки, установленной на деревянную доску. Этот инструмент бывает различных размеров и вариаций.


Традиционно он играл ключевую роль в ритуалах Шона, чья связь с духами их предков была особенно сильна. Мбира позволяла общаться с умершими душами и просить их о помощи, все это действо сопровождалось песнями и молитвами. Самым распространенным является церемония Бира – обряд, при котором люди и духи объединяются в память о традициях и мудрости племени. Шона также использовали музыку мбиры, чтобы контролировать циклы дождя и засухи, что было важно для сельского хозяйства, а также для отпугивания злых духов.


6. ВАРГАН



Варган, также известный, как губная арфа – это щипковый инструмент, состоящий из рамки, которая держит вибрирующий язычок, сделанный из металла, тростника или бамбука. Рамку держат зубами, а на язычке играют пальцами, его вибрации изменяются вместе со сменой формы рта. Впервые он появился в 4 веке в Китае, но его металлическая копия появилась в ряде европейских, океанических и азиатских культур в 13 веке.


Варган веками использовали в шаманских ритуалах и заклинаниях в монгольских и сибирских племенах, а также для введения в транс и лечения болезней. Также его использовали для терапии души и связи с природой, к примеру, в Малайзии и Индонезии, где звук варгана помогал общаться с птицами, насекомыми, жабами и растениями тропических лесов, кроме того, им лечили меланхолию и тоску.


5. ГОНГ



Гонг – это металлический ударный инструмент, который был изобретен в Китае около 3500 г. до н.э. Впоследствии его переняли народы по всей Южной Азии и Африке. Это большой металлический диск, зачастую бронзовый или медный, который подвешивали и ударяли молотком, чтобы произвести звук.


Традиционно он использовался во время фестивалей, молитв и объявления священных церемоний. Его громкий, характерный звук также идеально подходит для передачи сообщений. Например, в прибрежной провинции Чжэцзян, гонги использовались для привлечения гостей, сходивших с кораблей и даже для подачи сигналов суднам при плохой видимости. Игра на гонге ассоциировалась в буддизме с ритуалами лечения, молитвами и медитацией. На протяжении всей китайской истории гонг считался священным инструментом, также верили в то, что духом мастера, делавшего гонги, проникались его изделия. Если человек прикасался к гонгу, то считалось, что ему будет даровано радость, удача и хорошее здоровье.


4. ДИДЖЕРИДУ



Аборигены Северной Австралии изобрели этот странный духовой инструмент более чем 1500 лет назад. В каждом племени у него свое название, и кроме того, оно все еще находится в обиходе. Диджериду – это длинный, деревянный, похожий на трубу инструмент. Человек дует в один конец трубы, создавая низкий, слегка жутковатый, но в то же время гармоничный гул. Опытные музыканты могут даже использовать круговые дыхательные техники, чтобы поддерживать звук на протяжении 45 минут.


Диджериду также используют как воплощение голоса самой земли, этот инструмент аборигены уже давно фигурирует в их песенных и танцевальных обрядах, олицетворяя собой связь с природой и невидимым духовным миром. Согласно традициям аборигенов, понимая звуки погоды, природы и животных, имитируя их мелодией диджериду, воссоздается взаимопонимание между землей и людьми.


3. СКРИПКА



Скрипка – деревянный струнный инструмент, на котором играют с помощью смычка, существовала в американском фольклоре и корнями уходил в Ветхий Завет. В старых авраамических религиях верили, что голоса ангелов представляют связь с Богом, в то время как голос дьявола проявляется через звуки техногенных инструментов. Этот миф таинственным образом развился в западной культуре, скорее всего, благодаря протестантским и католическим реформациями.


Образ дьявола, как «злого скрипача», развивался и стал общепринятым. Наиболее ярко это описано в песне 1979 года «The Devil Went Down to Georgia», которая рассказывает об опытном скрипаче по имени Джонни, который соревновался с дьяволом в умении играть на скрипке, поставив на кон свою душу против его магической золотой скрипки.


2. БАРАБАНЫ



Среди самых старинных и самых разнообразных музыкальных инструментов барабаны имеют аналоги во всех древних культурах. Простой инструмент, сделанный из дерева, метала или кожи, на котором играли с помощью палочек или рук, барабаны использовались десятками тысяч лет в ритуалах, войнах, общении и танцах.


В древней Месопотамии более 8000 лет назад верили, что барабаны создают священные звуки на протяжении племенных встреч, церемоний и битв. Кроме того, в разных частях Африки, «говорящие барабаны» использовались в качестве инструмента для передачи информации, создавая музыку, которую было слышно на много миль между сёлами. Люди, играющие на барабанах, использовали различные техники, чтобы передать человеческий голос, создавая звуки, передающие слова и фразы. Это часто использовалось в ритуале молитвы, где звуки, издаваемые барабанами, воспринимались как речи богов, которые общались с ними на понятном для всего племени языке.


1. СВИСТОК СМЕРТИ



Этот удивительный и, в то же время, ужасающий музыкальный инструмент появился в культуре древних Ацтеков и основное его назначение – устрашение. Эти свистки зачастую были в форме черепа, изготовленного из глины, костей, камня и даже нефрита. Их форма означала, что услышавший их звук должен был испытать страх. Когда в него дули, он создавал ужасный, кричащий звук.


Свистки смерти широко использовались в церемониях, посвященных богу ветра Эекатль, и Миктлантекутли (владыка загробного мира). Ацтекские священнослужители использовали эти свистки во время ритуалов с человеческими жертвоприношениями и верили, что звук свистов проведет душу жертвы в потусторонний мир и успокоит богов. Также эти свистки могли использоваться в целебных ритуалах или на войне для устрашения противника в момент атаки.

В переводе с норвежского хардингфеле означает «скрипка из Хардангера» (одного из районов Западного побережья Норвегии).

Происхождение хардингфеле не вполне понятно. Некоторые исследователи полагают, что он является модификацией обычной , другие связывают его родство со средневековыми струнными инструментами.

Самым старым сохранившимся экземпляром хардингфеле считается «Скрипка Ястада «, изготовленная в 1651 году Уле Юнсеном Ястадом. К середине 1700-ых годов скрипка хардангер стала преобладающим народным инструментом в большой части южных, центральных, и западных побережий Норвегии.

Устройство

Хардингфеле имеет 8 либо 9 струн, из них 4 игровые, остальные резонирующие, проходящие через подставку и под грифом. Подставка более плотная и расположена несколько выше, чем у обычной , что удобно для двойного движения смычка.

Традиционная хардингфеле меньше обычной и звучит громче. Деки у хардингфеле более выпуклые, более широкий и короткий гриф. Новые хардингфеле по размеру больше старых, форма их корпуса схожа с обычной .

Хардингфеле часто украшены перламутровой инкрустацией на грифе, корпус расписан узорами.

Несмотря на то, что большинство мелодий исполняется в обычном строе - a-d1-a1-e2 , в Норвегии насчитывается около 40 различных способов настройки, зависящих от характера музыки, а так же от местных особенностей определенных областей. Нижние резонирующие струны строятся по звукам d1-e1-fis1-a1 .

В зависимости от строя хардингфеле наигрыши исполнялись в Ре мажоре, Соль мажоре и Ля мажоре (в последнем случае игра называлась «в стиле троллей»).

От обычного скрипичного строя строй хардингфеле отличается тем, что басовая струна звучит на большую секунду выше. Хотя хардингфеле можно настраивать и как обычную скрипку.

Долгий период тяжких поприщ и суеверий

На протяжении почти двух веков XVIII и XIX скрипка хардангер считалась дьявольским инструментом. Лютеранской церковью были организованы ее массовые поджоги. По некоторым сведениям подобные поджоги продолжались в графстве Телемарк даже в 1950-ых годах. Музыкантов играющих на хардангерфеле не пускали в церковь, их считали посланцами дьявола, а их творчество было окутано мрачными легендами и мифами.

Особенно туго приходилось музыкантам в XIX веке, когда движение Пробуждения достигло особо сильного влияния. Пиетизм1 категорически решил, что скрипичная игра - это смертный грех и музыканты после смерти, обречены гореть в огне и сере. Симбиоз религиозной фантастики и старого суеверия вызвал появление «нечистого» в визуальной форме: сатану узнавали в большой черной собаке, появлявшейся в праздничном зале, когда музыканта охватывало вдохновение. А если в это время заглянуть под его руку, то можно было увидеть малых чертят в вихре танца.

Для странствующих проповедников Пробуждения музыкант был правой рукой дьявола. Часто от них можно было услышать осуждающие фразы: «Здесь кругом, должно быть, сплошь безбожный народ, - в Хэггшёне, куда я пришел, скрипки висели на стенах во всех избах». «Скрипка - дьявол, висящий на стене». «Когда играют на скрипке, дьявол танцует на крыше» и т. д. Проповедники знали свое дело: люди разбивали инструменты, сжигали их, делали из них кормушки для кур или игрушки для детей.

Существовали легенды о дьяволе, играющем на хардангерфеле. Согласно одной из них, дьявол пробравшись в праздную деревню стал играть старинный норвежский танец (слот) Fanitullen.

«И играл он так замечательно, что все слышавшие музыку танцевали до тех пор, пока не умирали от истощения. А после этого их тела продолжали ужасную пляску пока черепа, отвалившись от костей, не скатывались по склонам холмов.»

Существуют мнения, что главная тема из фортепианного концерта Эдварда Грига, вдохновлена одной из версий мелодии Fanitullen, играемой скрипачом из долины Халлингдал.

Некоторое представление об отношении к сельским музыкантам того времени может дать рассказ статс-музыканта Хенрика Мейера, который он послал Маттезону в 1740 году:

Это произошло в 1695 году в Бергене. Я уже три месяца обучался музыке. Мы репетировали предпраздничную рождественскую службу. По субботам обычно приезжал крестьянин, который привозил молоко и масло моему учителю Паулю Крёплину. Пока крестьянин ожидал плату за свой товар, он следил за нашей репетицией.

Шутя учитель сказал ему, что вместо денег платой для него будет наше Пение, которого он достаточно наслушался. Крестьянин ответил на это, что перед рождеством у его усадьбы можно послушать нечто более интересное. Все посмеялись над крестьянином, а мой учитель, кантор и органист, больше всех. Тогда крестьянин предложил господам прийти сегодня же вечером (а это был предрождественский вечер) и убедиться в его правоте. Когда крестьянин ушел и закончилось музицирование, все принялись возбужденно обсуждать услышанное. В конце концов мы решили пойти на то место.

Когда время подошло к полуночи, появился крестьянин и пригласил следовать за ним в горы. Я должен был нести бутыль вина. Было очень холодно. После того как мы провели в горах около четверти часа, кантор, органист и мой учитель стали проявлять нетерпение и спросили крестьянина, как долго надо будет еще ждать. Крестьянин попросил набраться терпения, и вот в горах начали раздаваться звуки…

Вначале прозвучал аккорд, затем одни звук, после чего заиграл орган и полилась музыка. Пели голоса в сопровождении цинков, скрипки и других инструментов, но никого не было видно. Органист, удивленный игрой невидимых исполнителей и подземных виртуозов, проговорил: „Если вы от бога, покажитесь, если от дьявола, замолчите». Моментально стало тихо. С органистом случился обморок, его отнесли в дом крестьянина, положили в кровать, хорошо укрыли, и только на следующее утро он пришел в себя.

Мы все помчались в Берген и едва успели к праздничному выступлению. То, что я написал здесь, все правда, а напечатанная на заглавном листе мелодия - та, которую я слышал в Норвегии в горах около Бергена. Она лучше всех сохранилась в моей памяти. Это и заверяю собственноручно.

Мелодия, запомнившаяся Хенрику Мейеру, представляет собой одноголосную мелодию для хардангерфеле с двухтактовыми мотивами и вариациями.

В виртуозной игре, пленяющей слушателей, усматривали сатанинское влияние. А чтобы хорошо играть на инструменте, по поверьям, кроме усердных занятий музыканты использовали и другие способы. В инструмент можно было положить кусочек человеческой кости, повесить внутрь мешочек, наполненный чесноком, мякотью определенного растения, янтарем. Последнее препятствовало любому колдовству над инструментом. Но лучше всего найти Водяного и научиться играть у него.

Водяной - урод, сатана и дьявол - опасен для праведной души, но может одарить потусторонней силой игры. Водяного надо было посещать ночами под четверг три недели подряд. Иногда его узнавали в седом старике, появлявшемся в лодке за веслами. В определенных местах вешали скрипку или на дерево у берега и уходили, а когда возвращались, Водяной играл на этой скрипке лот, положив свой инструмент рядом. Теперь дело было лишь в том, чтобы не перепутать инструменты. Возьмешь свой собственный - сможешь играть лот Водяного, и этот лот поистине околдовывает танцующих. Возьмешь скрипку Водяного - твоя душа его навсегда!

Но, играя, нужно точно считать репризы: когда превышали известное число, обычно одиннадцать, попадали во власть Водяного: если кто-нибудь посторонний, не участвовавший в танце и не слышавший музыки, не приходил на помощь и не обрезал струны скрипки, то стулья и столы начинали танцевать, и всю компанию уносило в воду.

Рассказывают, что Лонгбакка-Ян из Расбу в Уппланде учился играть у Речного человека, у моста в Хове: «Когда он однажды играл на свадьбе в Алунде, ближе к полудню начали танцевать столы и стулья, а сам он никак не мог убрать от себя скрипку, другим пришлось оторвать ее от него. Однако и это не помогло, скрипка продолжала играть даже тогда, когда ее положили на кровать».

Время течет, и суеверие больше не окружает инструмент и его музыку.

Хардингфеле в наше время

Сейчас скрипка хардангер обладает большой популярностью , особенно в сельских районах запада и юго-запада Норвегии. Она распространена в районах Телемарк, Нумедал, Халлинглад, Вальдрес и Вестланд - от Хардангера до Сюннфьорда. В районе Сетесдал на хардингфеле стали играть в XIX веке, в Нордфьорде и Ромсдале - в последнее время. Скрипачи организованы в общенациональных местных группах.

В 1880-1920 годах в Соедененных Штатах Америки во время крупнейшего притока норвежских иммигрантов появились виртуозы игры на хардангерфеле. Несколько позже, в 1984 году бала создана «Американская ассоциация хардангерфеле ».

Как ни странно довольно сильный интерес к инструменту проявила Япония. В последние годы инструмент получил признание и в остальной части мира.

Видео: Хардингфеле на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...