Художник кащеев. Открылась выставка художника Ф.А. Кащеева и живописца У.Г. Мухаметшина. О его произведениях


Причиной происшествия послужила пустая банка из-под напитка, которую местный арт-критик неосторожно поставила на одну из частей композиции
  • 12.02.2020 Sotheby’s выставляет на мартовские торги керамику, скульптуру, письма и другие предметы, связанные с личностью и творчеством самой дорогой художницы мира
  • 11.02.2020 Картина, долгое время провисевшая в стенах Музея искусств Аллентауна, считалась работой мастеров из круга художника. Однако эксперты выяснили, что это не так
  • 11.02.2020 Картина, авторство которой еще необходимо подтвердить у экспертов, досталась за бесценок владельцу антикварного магазина в городке Щецине
  • 10.02.2020 Тамара де Лемпицка поднялась с 9-го на 7-е место в списке самых дорогих работ русских художников. Ее персональный рекорд - $21,1 млн - был установлен на Christie’s и составил 25,8 % от суммы продаж всего аукционного вечера
    • 12.02.2020 Продолжение нашего материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам». Сегодня мы расскажем о том, как создавалась культура коллекционирования в Европе на протяжении веков - и в каком виде подошла к началу XX века
    • 10.02.2020 AI анализирует данные отчета ArtTacic Single Owner Collections Auction Analysis Report о продажах на публичном рынке коллекций, некогда находившихся в единоличном владении
    • 05.02.2020 В рубрике «Теория заблуждений» отныне мы будем искоренять мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Первым на «операционный стол» ложится Mei & Moses All Art Index
    • 04.02.2020 «Чарующая прелесть рисунков Львова…», - писал критик о работах еще очень молодого автора. На AI Аукционе выставлен холст уже зрелого мастера, с развитой творческой манерой и неповторимым чувством свободы
    • 04.02.2020 Первый материал рубрики «Искусство и технологии» дает нашему читателю историческую ретроспективу и краткую оценку сегодняшней ситуации на рынке ArtTech
    • 27.01.2020 В залах галереи «Веллум» в Гостином Дворе открывается новая экспозиция
    • 24.01.2020 Выставка пионера русского конструктивизма пройдет в галерее «Тейт Сент-Айвс» (Tate St Ives) и будет посвящена 100-летию его «Реалистического манифеста»
    • 25.12.2019 В наступающем году многие музеи мира подготовили настоящие выставки-блокбастеры. Чтобы не запутаться во всем многообразии первых имен и не пропустить что-то интересное, самое время заняться составлением календаря будущих событий
    • 17.12.2019 Выставка, открывающаяся 19 декабря в главном здании музея, на Петровке, 25, - попытка по-новому взглянуть на обширное музейное собрание отечественного искусства: кураторами проекта стали 20 известных деятелей из различных профессиональных сфер
    • 12.12.2019 6 апреля 2020 года исполняется 500 лет со смерти одного из величайших художников Возрождения. В преддверии масштабных мероприятий, которые будут проходить в следующем году, Берлинская картинная галерея открывает выставку Мадонн работы Рафаэля Санти

    Фёдор Александрович Кащеев (р. 06.12.1934) - один из основателей башкирской школы живописи, народный художник Башкирской АССР (1979).

    Биография

    В настоящее время Кащеев Ф. А. живёт и работает в г. Уфе.

    О его произведениях

    В период формирования, творчество Кащеева испытало воздействие художника А. Э. Тюлькина . Работает в жанре портрета и композиционной картины.

    Определяющая тема творчества - жизнь башкирского народа, его история и современность. Окрашенные самобытным национальным колоритом произведения раскрывают идею преемственной связи прошлого и настоящего. Обширна галерея портретов, в которых экспрессивно-психологическая линия творчества Кащеев получила наибольшую полную реализацию.

    Большинство героев полотен - жители села, отличающиеся красотой и самобытностью национального характера, внешней колоритностью.

    Цветовое решение полотен построено на принципах декоративности, палитра отличается чистотой цвета, активностью и яркостью. Основные произведения: «Доярки» (1964), «Бабай» (1965), «Башкирский кумыс» (1966), «У колыбели» (1968), «Утро. Семья» (1969), «Фархи-апа» (1971), «Утро в заводской лаборатории» (1974); «Бурильщики» (1974), «Башкирский мед» (1977), «Сенокос в колхозе» (1979), «Кумысница» (1994) - все в Художественном музее им. В. Нестерова.

    Среди его основных работ: Портрет матери, х. м., 1957. Комбайнер, х. м, 1958. Птичница Анисья, х. м., 1958. Ковровщицы, х. темп., 1964. Доярки, х. темп., 1964. Бабай, х. м., 1965. Портрет матери, х. темп., 1967, Семья, х. темп., 1967. Башкирский кумыс, х. м., 1966-1967. Птичница, х. темп., 1968. Утро у колыбели, х. темп., 1969. Письмо, х. темп., 1969. Подружки, х. темп., 1970. Утро в заводской лаборатории, х. темп., 1971-1973. Мать солдата, х. темп., 1975. Первая борозда, х. темп., 1977. Башкирский мед, х. темп., 1977. Монументальная работа, мозаика, Дворец спорта, Уфа, 1969-1970 (совместно с А. А. Кузнецовым, В. Д. Пустарнаковым, Л. Я. Крулем, Р. Рафиковым, С. А. Литвиновым). Монументальная работа, мозаика в экстерьере и интерьере Дворца машиностроителей, Уфа, 1970-1972 (состав бригады тот же).

    Выставки

    • Республиканские, Уфа, с 1957 все, кроме молодёжных 1972 и 1976 гг.
    • Зональные выставки «Урал социалистический»: Свердловск, 1964; Пермь, 1967; Челябинск, 1969; Уфа, 1974.
    • Декадная выставка произведений художников БАССР, Москва, Ленинград, 1969.
    • Выставка произведений художников БАССР, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Ульяновск, 1970.
    • Выставка произведений художников 3-x зон, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Москва, 1971.
    • Выставка произведений художников автономных республик РСФСР, Москва, 1971.
    • Всероссийская выставка «Советская Россия», Москва, 1967.
    • Всероссийская выставка произведений художников «Советская Россия», Москва, 1970.
    • Всероссийская выставка произведений художников «Советская Россия-5», Москва, 1975.
    • Всероссийская художественная выставка, Москва, 1977.
    • Всесоюзная выставка, посвященная 40-летию ВЛКСМ, Москва, 1958.
    • Всесоюзная выставка работ молодых художников, Москва, 1966.
    • Всесоюзная выставка работ молодых художников, Москва, 1967.
    • Всесоюзная выставка, посвященная 50-летию Великого Октября, Москва, 1967.
    • Всесоюзная художественная выставка «Советский портрет», Москва, 1973.
    • Всесоюзная выставка «По Ленинскому пути», посвященная 60-летию Великого Октября, Москва, 1977.
    • Международная выставка произведений советского искусства, Болгария, 1967.
    • Международная выставка «Советское искусство», Польша, 1970.
    • Выставка произведений художников БАССР в ГДР, г. Галле, 1975.
    • Международная выставка «Советское искусство», Болгария, 1975.
    • Персональные выставки состоялись в 1989 (Уфа, Москва , Ленинград).

    Напишите отзыв о статье "Кащеев, Фёдор Александрович"

    Литература

    • «Искусство стран и народов мира». Краткая энциклопедия, т. 3, раздел «Изобразительное искусство автономных республик». Изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1970.
    • История Уфы. Сб. статей, гл. 14. Башкирское книжное изд., Уфа, 1976.
    • Г. С. Кушнеровская: Изобразительное искусство Башкирской АССР. Изд. «Советский художник», Москва, 1974.
    • Сборник «Выставка произведений художников автономных республик РСФСР». Изд. «Художник РСФСР», Ленинград, 1971.
    • Г. Пикунова: Урал социалистический. Изд. «Советский художник», Москва, 1971.
    • Журнал «Творчество», 1967, № 12. Ю. Нехорошев: Зональные и республиканские выставки.
    • Журнал «Творчество», 1969, № 2. Ю. Нехорошев: Образы Башкирии.
    • Журнал «Художник», 1959, № 6. Г. Кушнеровская: Художники Башкирии сегодня.
    • Журнал «Художник», 1967, № 10. Г. Лутошкин: Урал социалистический.
    • Журнал «Художник», 1969, № 12. Ред. статья «Рожденные традициями жизни».
    • Журнал «Художник», 1972, № 5. Б. Павловский: Край будущего.
    • Справочник «Художники Советской Башкирии». Автор-составитель Э. П. Фенина. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979.
    • Федор Кащеев: Буклет. Авт. вступ. ст. А. Г. Янбухтина. Уфа, 1974; Ф. А. Кащеев: Альбом. Авт.-сост. Г. Р. Пикунова. - Л., 1980.

    Награды

    • Заслуженный художник РФ (1991)
    • Заслуженный художник БАССР (1973)
    • Народный художник Башкирской АССР (1979)
    • Республиканская премия им. Г. Саляма ()
    • Диплом 1-й степени Академии художеств СССР (1970)

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Кащеев, Фёдор Александрович

    В отношении продовольствия войска, Наполеон предписал всем войскам поочередно ходить в Москву a la maraude [мародерствовать] для заготовления себе провианта, так, чтобы таким образом армия была обеспечена на будущее время.
    В отношении религиозном, Наполеон приказал ramener les popes [привести назад попов] и возобновить служение в церквах.
    В торговом отношении и для продовольствия армии было развешено везде следующее:
    Провозглашение
    «Вы, спокойные московские жители, мастеровые и рабочие люди, которых несчастия удалили из города, и вы, рассеянные земледельцы, которых неосновательный страх еще задерживает в полях, слушайте! Тишина возвращается в сию столицу, и порядок в ней восстановляется. Ваши земляки выходят смело из своих убежищ, видя, что их уважают. Всякое насильствие, учиненное против их и их собственности, немедленно наказывается. Его величество император и король их покровительствует и между вами никого не почитает за своих неприятелей, кроме тех, кои ослушиваются его повелениям. Он хочет прекратить ваши несчастия и возвратить вас вашим дворам и вашим семействам. Соответствуйте ж его благотворительным намерениям и приходите к нам без всякой опасности. Жители! Возвращайтесь с доверием в ваши жилища: вы скоро найдете способы удовлетворить вашим нуждам! Ремесленники и трудолюбивые мастеровые! Приходите обратно к вашим рукодельям: домы, лавки, охранительные караулы вас ожидают, а за вашу работу получите должную вам плату! И вы, наконец, крестьяне, выходите из лесов, где от ужаса скрылись, возвращайтесь без страха в ваши избы, в точном уверении, что найдете защищение. Лабазы учреждены в городе, куда крестьяне могут привозить излишние свои запасы и земельные растения. Правительство приняло следующие меры, чтоб обеспечить им свободную продажу: 1) Считая от сего числа, крестьяне, земледельцы и живущие в окрестностях Москвы могут без всякой опасности привозить в город свои припасы, какого бы роду ни были, в двух назначенных лабазах, то есть на Моховую и в Охотный ряд. 2) Оные продовольствия будут покупаться у них по такой цене, на какую покупатель и продавец согласятся между собою; но если продавец не получит требуемую им справедливую цену, то волен будет повезти их обратно в свою деревню, в чем никто ему ни под каким видом препятствовать не может. 3) Каждое воскресенье и середа назначены еженедельно для больших торговых дней; почему достаточное число войск будет расставлено по вторникам и субботам на всех больших дорогах, в таком расстоянии от города, чтоб защищать те обозы. 4) Таковые ж меры будут взяты, чтоб на возвратном пути крестьянам с их повозками и лошадьми не последовало препятствия. 5) Немедленно средства употреблены будут для восстановления обыкновенных торгов. Жители города и деревень, и вы, работники и мастеровые, какой бы вы нации ни были! Вас взывают исполнять отеческие намерения его величества императора и короля и способствовать с ним к общему благополучию. Несите к его стопам почтение и доверие и не медлите соединиться с нами!»
    В отношении поднятия духа войска и народа, беспрестанно делались смотры, раздавались награды. Император разъезжал верхом по улицам и утешал жителей; и, несмотря на всю озабоченность государственными делами, сам посетил учрежденные по его приказанию театры.
    В отношении благотворительности, лучшей доблести венценосцев, Наполеон делал тоже все, что от него зависело. На богоугодных заведениях он велел надписать Maison de ma mere [Дом моей матери], соединяя этим актом нежное сыновнее чувство с величием добродетели монарха. Он посетил Воспитательный дом и, дав облобызать свои белые руки спасенным им сиротам, милостиво беседовал с Тутолминым. Потом, по красноречивому изложению Тьера, он велел раздать жалованье своим войскам русскими, сделанными им, фальшивыми деньгами. Relevant l"emploi de ces moyens par un acte digue de lui et de l"armee Francaise, il fit distribuer des secours aux incendies. Mais les vivres etant trop precieux pour etre donnes a des etrangers la plupart ennemis, Napoleon aima mieux leur fournir de l"argent afin qu"ils se fournissent au dehors, et il leur fit distribuer des roubles papiers. [Возвышая употребление этих мер действием, достойным его и французской армии, он приказал раздать пособия погоревшим. Но, так как съестные припасы были слишком дороги для того, чтобы давать их людям чужой земли и по большей части враждебно расположенным, Наполеон счел лучшим дать им денег, чтобы они добывали себе продовольствие на стороне; и он приказал оделять их бумажными рублями.]
    В отношении дисциплины армии, беспрестанно выдавались приказы о строгих взысканиях за неисполнение долга службы и о прекращении грабежа.

    Х
    Но странное дело, все эти распоряжения, заботы и планы, бывшие вовсе не хуже других, издаваемых в подобных же случаях, не затрогивали сущности дела, а, как стрелки циферблата в часах, отделенного от механизма, вертелись произвольно и бесцельно, не захватывая колес.
    В военном отношении, гениальный план кампании, про который Тьер говорит; que son genie n"avait jamais rien imagine de plus profond, de plus habile et de plus admirable [гений его никогда не изобретал ничего более глубокого, более искусного и более удивительного] и относительно которого Тьер, вступая в полемику с г м Феном, доказывает, что составление этого гениального плана должно быть отнесено не к 4 му, а к 15 му октября, план этот никогда не был и не мог быть исполнен, потому что ничего не имел близкого к действительности. Укрепление Кремля, для которого надо было срыть la Mosquee [мечеть] (так Наполеон назвал церковь Василия Блаженного), оказалось совершенно бесполезным. Подведение мин под Кремлем только содействовало исполнению желания императора при выходе из Москвы, чтобы Кремль был взорван, то есть чтобы был побит тот пол, о который убился ребенок. Преследование русской армии, которое так озабочивало Наполеона, представило неслыханное явление. Французские военачальники потеряли шестидесятитысячную русскую армию, и только, по словам Тьера, искусству и, кажется, тоже гениальности Мюрата удалось найти, как булавку, эту шестидесятитысячную русскую армию.
    В дипломатическом отношении, все доводы Наполеона о своем великодушии и справедливости, и перед Тутолминым, и перед Яковлевым, озабоченным преимущественно приобретением шинели и повозки, оказались бесполезны: Александр не принял этих послов и не отвечал на их посольство.

    (1936-12-06 ) (76 лет) Место рождения: Гражданство:

    СССР → Российская Федерация

    Жанр:

    портреты, натюрморт

    Учёба:

    Уфимское театрально-художественное училище

    Награды:

    Народный художник Республики Башкортостан

    Федор Александрович Кащеев (р. 06.12.1936) - один из основателей башкирской школы живописи, народный художник БАССР (1979).

    Биография

    В настоящее время Кащеев Ф.А. живет и работает в г. Уфе.

    О его произведениях

    В период формирования, творчество Кащеева испытало воздействие художника А. Э. Тюлькина. Работает в жанре портрета и композиционной картины. Великий художник!

    Определяющая тема творчества - жизнь башкирского народа, его история и современность. Окрашенные самобытным национальным колоритом произведения раскрывают идею преемственной связи прошлого и настоящего. Обширна галерея портретов, в которых экспрессивно-психологическая линия творчества Кащеев получила наибольшую полную реализацию.

    Большинство героев полотен - жители села, отличающиеся красотой и самобытностью национального характера, внешней колоритностью.

    Цветовое решение полотен построено на принципах декоративности, палитра отличается чистотой цвета, активностью и яркостью. Основные произведения: «Доярки» (1964), «Бабай» (1965), «Башкирский кумыс» (1966), «У колыбели» (1968), «Утро. Семья» (1969), «Фархи-апа» (1971), «Утро в заводской лаборатории» (1974); «Бурильщики» (1974), «Башкирский мед» (1977), «Сенокос в колхозе» (1979), «Кумысница» (1994) - все в Художественном музее им. В.Нестерова.

    Среди его основных работ: Портрет матери, х. м., 1957. Комбайнер, х. м, 1958. Птичница Анисья, х. м., 1958. Ковровщицы, х. темп., 1964. Доярки, х. темп., 1964. Бабай, х. м., 1965. Портрет матери, х. темп., 1967, Семья, х. темп., 1967. Бангкирский кумыс, х. м., 1966-1967. Птичница, х. темп., 1968. Утро у колыбели, х. темп., 1969. Письмо, х. темп., 1969. Подружки, х. темп., 1970. Утро в заводской лаборатории, х. темп., 1971-1973. Мать солдата, х. темп., 1975. Первая борозда, х. темп., 1977. Башкирский мед, х. темп., 1977. Монументальная работа, мозаика, Дворец спорта, Уфа, 1969-1970 (совместно с А. А. Кузнецовым, В. Д. Пустарнаковым, Л. Я. Крулем, Р. Рафиковым, С. А. Литвиновым). Монументальная работа, мозаика в экстерьере и интерьере Дворца машиностроителей, Уфа, 1970-1972 (состав бригады тот же).

    Выставки

    • Республиканские, Уфа, с 1957 все, кроме молодежных 1972 и 1976 гг.
    • Зональные выставки «Урал социалистический»: Свердловск, 1964; Пермь, 1967; Челябинск, 1969; Уфа, 1974.
    • Декадная выставка произведений художников БАССР, Москва, Ленинград, 1969.
    • Выставка произведений художников БАССР, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Ульяновск, 1970.
    • Выставка произведений художников 3-x зон, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Москва, 1971.
    • Выставка произведений художников автономных республик РСФСР, Москва, 1971.
    • Всероссийская выставка «Советская Россия», Москва, 1967.
    • Всероссийская выставка произведений художников «Советская Россия», Москва, 1970.
    • Всероссийская выставка произведений художников «Советская Россия-5», Москва, 1975.
    • Всероссийская художественная выставка, Москва, 1977.
    • Всесоюзная выставка, посвященная 40-летию ВЛКСМ, Москва, 1958.
    • Всесоюзная выставка работ молодых художников, Москва, 1966.
    • Всесоюзная выставка работ молодых художников, Москва, 1967.
    • Всесоюзная выставка, посвященная 50-летию Великого Октября, Москва, 1967.
    • Всесоюзная художественная выставка «Советский портрет», Москва, 1973.
    • Всесоюзная выставка «По Ленинскому пути», посвященная 60-летию Великого Октября, Москва, 1977.
    • Международная выставка произведений советского искусства, Болгария, 1967.
    • Международная выставка «Советское искусство», Польша, 1970.
    • Выставка произведений художников БАССР в ГДР, г. Галле, 1975.
    • Международная выставка «Советское искусство», Болгария, 1975.
    • Персональные выставки состоялись в 1989 (Уфа, Москва , Ленинград).

    Литература

    • «Искусство стран и народов мира». Краткая энциклопедия, т. 3, раздел «Изобразительное искусство автономных республик». Изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1970.
    • История Уфы. Сб. статей, гл. 14. Башкирское книжное изд., Уфа, 1976.
    • Г. С. Кушнеровская: Изобразительное искусство Башкирской АССР. Изд. «Советский художник», Москва, 1974.
    • Сборник «Выставка произведений художников автономных республик РСФСР». Изд. «Художник РСФСР», Ленинград, 1971.
    • Г. Пикунова: Урал социалистический. Изд. «Советский художник», Москва, 1971.
    • Журнал «Творчество», 1967, № 12. Ю. Нехорошев: Зональные и республиканские выставки.
    • Журнал «Творчество», 1969, № 2. Ю. Нехорошев: Образы Башкирии.
    • Журнал «Художник», 1959, № 6. Г. Кушнеровская: Художники Башкирии сегодня.
    • Журнал «Художник», 1967, № 10. Г. Лутошкин: Урал социалистический.
    • Журнал «Художник», 1969, № 12. Ред. статья «Рожденные традициями жизни».
    • Журнал «Художник», 1972, № 5. Б. Павловский: Край будущего.
    • Справочник «Художники Советской Башкирии». Автор-составитель Э.П.Фенина, Башкирское книжное издательство, Уфа-1979
    • Федор Кащеев: Буклет. Авт. вступ. ст. А.Г.Янбухтина. Уфа, 1974; Ф.А.Кащеев: Альбом. Авт.-сост. Г.Р.Пикунова. Л., 1980.

    Награды

    Удостоен Республиканской премии им. Г.Саляма (), награжден дипломом 1-й степени Академии художеств СССР (1970).

    Ссылки

    Примечания

    Категории:

    • Персоналии по алфавиту
    • Родившиеся 6 декабря
    • Родившиеся в 1936 году
    • Художники по алфавиту
    • Художники Башкортостана
    • Художники СССР
    • Художники России XX века
    • Художники Уфы

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Фёдор Александрович Кащеев (р. 06.12.1934) - один из основателей башкирской школы живописи, народный художник Башкирской АССР (1979).

    Биография

    В настоящее время Кащеев Ф. А. живёт и работает в г. Уфе.

    О его произведениях

    В период формирования, творчество Кащеева испытало воздействие художника А. Э. Тюлькина . Работает в жанре портрета и композиционной картины.

    Определяющая тема творчества - жизнь башкирского народа, его история и современность. Окрашенные самобытным национальным колоритом произведения раскрывают идею преемственной связи прошлого и настоящего. Обширна галерея портретов, в которых экспрессивно-психологическая линия творчества Кащеев получила наибольшую полную реализацию.

    Большинство героев полотен - жители села, отличающиеся красотой и самобытностью национального характера, внешней колоритностью.

    Цветовое решение полотен построено на принципах декоративности, палитра отличается чистотой цвета, активностью и яркостью. Основные произведения: «Доярки» (1964), «Бабай» (1965), «Башкирский кумыс» (1966), «У колыбели» (1968), «Утро. Семья» (1969), «Фархи-апа» (1971), «Утро в заводской лаборатории» (1974); «Бурильщики» (1974), «Башкирский мед» (1977), «Сенокос в колхозе» (1979), «Кумысница» (1994) - все в Художественном музее им. В. Нестерова.

    Среди его основных работ: Портрет матери, х. м., 1957. Комбайнер, х. м, 1958. Птичница Анисья, х. м., 1958. Ковровщицы, х. темп., 1964. Доярки, х. темп., 1964. Бабай, х. м., 1965. Портрет матери, х. темп., 1967, Семья, х. темп., 1967. Башкирский кумыс, х. м., 1966-1967. Птичница, х. темп., 1968. Утро у колыбели, х. темп., 1969. Письмо, х. темп., 1969. Подружки, х. темп., 1970. Утро в заводской лаборатории, х. темп., 1971-1973. Мать солдата, х. темп., 1975. Первая борозда, х. темп., 1977. Башкирский мед, х. темп., 1977. Монументальная работа, мозаика, Дворец спорта, Уфа, 1969-1970 (совместно с А. А. Кузнецовым, В. Д. Пустарнаковым, Л. Я. Крулем, Р. Рафиковым, С. А. Литвиновым). Монументальная работа, мозаика в экстерьере и интерьере Дворца машиностроителей, Уфа, 1970-1972 (состав бригады тот же).

    Выставки

    • Республиканские, Уфа, с 1957 все, кроме молодёжных 1972 и 1976 гг.
    • Зональные выставки «Урал социалистический»: Свердловск, 1964; Пермь, 1967; Челябинск, 1969; Уфа, 1974.
    • Декадная выставка произведений художников БАССР, Москва, Ленинград, 1969.
    • Выставка произведений художников БАССР, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Ульяновск, 1970.
    • Выставка произведений художников 3-x зон, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Москва, 1971.
    • Выставка произведений художников автономных республик РСФСР, Москва, 1971.
    • Всероссийская выставка «Советская Россия», Москва, 1967.
    • Всероссийская выставка произведений художников «Советская Россия», Москва, 1970.
    • Всероссийская выставка произведений художников «Советская Россия-5», Москва, 1975.
    • Всероссийская художественная выставка, Москва, 1977.
    • Всесоюзная выставка, посвященная 40-летию ВЛКСМ, Москва, 1958.
    • Всесоюзная выставка работ молодых художников, Москва, 1966.
    • Всесоюзная выставка работ молодых художников, Москва, 1967.
    • Всесоюзная выставка, посвященная 50-летию Великого Октября, Москва, 1967.
    • Всесоюзная художественная выставка «Советский портрет», Москва, 1973.
    • Всесоюзная выставка «По Ленинскому пути», посвященная 60-летию Великого Октября, Москва, 1977.
    • Международная выставка произведений советского искусства, Болгария, 1967.
    • Международная выставка «Советское искусство», Польша, 1970.
    • Выставка произведений художников БАССР в ГДР, г. Галле, 1975.
    • Международная выставка «Советское искусство», Болгария, 1975.
    • Персональные выставки состоялись в 1989 (Уфа, Москва , Ленинград).

    Литература

    • «Искусство стран и народов мира». Краткая энциклопедия, т. 3, раздел «Изобразительное искусство автономных республик». Изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1970.
    • История Уфы. Сб. статей, гл. 14. Башкирское книжное изд., Уфа, 1976.
    • Г. С. Кушнеровская: Изобразительное искусство Башкирской АССР. Изд. «Советский художник», Москва, 1974.
    • Сборник «Выставка произведений художников автономных республик РСФСР». Изд. «Художник РСФСР», Ленинград, 1971.
    • Г. Пикунова: Урал социалистический. Изд. «Советский художник», Москва, 1971.
    • Журнал «Творчество», 1967, № 12. Ю. Нехорошев: Зональные и республиканские выставки.
    • Журнал «Творчество», 1969, № 2. Ю. Нехорошев: Образы Башкирии.
    • Журнал «Художник», 1959, № 6. Г. Кушнеровская: Художники Башкирии сегодня.
    • Журнал «Художник», 1967, № 10. Г. Лутошкин: Урал социалистический.
    • Журнал «Художник», 1969, № 12. Ред. статья «Рожденные традициями жизни».
    • Журнал «Художник», 1972, № 5. Б. Павловский: Край будущего.
    • Справочник «Художники Советской Башкирии». Автор-составитель Э. П. Фенина. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979.
    • Федор Кащеев: Буклет. Авт. вступ. ст. А. Г. Янбухтина. Уфа, 1974; Ф. А. Кащеев: Альбом. Авт.-сост. Г. Р. Пикунова. - Л., 1980.
    Сегодня свое 85-летие отмечает Федор Александрович Кащеев - известный мастер кисти, много лет отдавший созданию школы живописи Башкирии, сформировавшейся во второй половине прошлого столетия.

    Федор Кащеев родился 6 декабря 1934 года в селе Аскино – центре одноименного района Башкирской АССР, в крестьянской семье. Значительная часть его жизни прошла в Уфе. Однако на всю жизнь Федор Александрович сохранил уважение к сельскому труду, любовь к землякам, что он и выражает своими многочисленными живописными работами.

    В 16 лет Федор поступил на художественное отделение Башкирского театрально-художественного училища. Был не по годам самостоятелен и настойчив. Искусствовед Габриэль Пикунова-Уждавини вспоминала: «…Я помню его маленьким, тихим мальчиком с пытливым взглядом светлых глаз. На переменах учащиеся художественного отделения разбегались, а он оставался в аудитории, и не отходил от художника-педагога Якова Соломоновича Хаста, окончившего в свое время Академию художеств в Париже…».

    Когда Федор Кащеев впервые побывал в Башкирском художественном музее, то его воображение поразили произведения русского классического искусства – подлинные работы Айвазовского, Куинджи, Левитана, Нестерова и других великих художников. Это стало шоком для начинающего художника, который ясно понял, что находится только в самом начале творческого пути, и ему необходимо искать свой путь. Огромную роль в судьбе Федора Кащеева сыграл его преподаватель, а затем и старший друг-наставник Александр Тюлькин, который пробудил интерес к темперной технике, научил понимать выразительные возможности цвета.

    В 1955 году Федор Александрович успешно окончил училище. Позже некоторое время преподавал здесь же. В 1960 году его приняли в Союз художников. В конце 60-х годов он избирался председателем Башкирского отделения Союза художников, являлся членом правления Союза художников СССР. Ныне живет и работает в Уфе.

    Уже в самом начале творческого пути, в 1958 году, Федор Кащеев участвовал во Всесоюзной выставке, посвященной 40-летию Ленинского комсомола. На ней он показал работы из серии портретов односельчан: «Портрет матери», «Подруги», «Птичница Анисья», в которых пытался передать душевную открытость и внешнюю скромность, непритязательность своих простых героев-земляков.

    Художник много раз ездил на родину, в Аскинский район. Результатом поездок всегда были новые работы, в основном портретного плана, изображающие селян в процессе крестьянсого труда. Большинство героев полотен Федора Кащеева - жители села, выделяющиеся душевной красотой и самобытностью национального характера, внешней колоритностью и запоминаемостью. На первый взгляд, работы мастера имеют простую композицию, однако при помощи художественных приемов он умело передает житейскую мудрость своих героев, их духовное богатство, раскрывает философскую идею преемственной связи между прошлым и настоящим.

    Особенное место в творчестве Федора Кащеева занял женский образ. Он развивает эту тему в картинах «На летнем пастбище», «Доярки», «Ковровщицы», «Птичница», «У колыбели» и других. С огромной любовью он писал и пишет детей, демонстрируя блестящее знание детской психологии, наблюдательность, душевную чуткость. Им создано много запоминающихся ребяческих образов в работах «Девочки», «Нина», «Подружки», «Сережа».

    Богатое художественное творчество художника выделяется не только красочностью и ярким образным мышлением, но и подлинно национальным духом. По этому критерию с его работами могут, пожалуй, сравниться только полотна Ахмата Лутфуллина и Касима Девлеткильдеева. По мере роста мастерства у Федора Кащеева возрастал интерес к башкирской национальной тематике, башкирскому быту, народному фольклору, которые он ярко отобразил в картинах «Утро. Семья», «Бабай», «Башкирский кумыс» и многих других.

    Широкую известность получили полотна художника «Фархи-апа», «Бурильщики», «Кумысница», «Сенокос в колхозе», «Портрет матери», «Комбайнер», «Семья», «Первая борозда» и другие. Работал Федор Кащеев и в мозаике. Он принимал участие в оформлении экстерьера и интерьера Дворца спорта и Дворца машиностроителей в Уфе.

    С 1957 года художник участвовал во многих республиканских, декадных, зональных, региональных, всероссийских и всесоюзных выставок. Работы Федора Александровича с успехом экспонировались на международных выставках в Польше, Германии и Болгарии.

    Серьезностью творческих задач, верностью принципам реализма, неуклонной требовательностью к себе Федор Кащеев завоевал большой авторитет среди своих коллег-художников. За долгие годы напряженной работы художник создал сотни живописных полотен, выразивших кредо мастера, всегда радующих зрителей. Его картины хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, Удмуртском, Красноярском, Абаканском художественных музеях, частных коллекциях в России и за рубежом.

    Федору Кащееву присвоены почетные звания «Заслуженный художник РСФСР», он является заслуженным и народным художником Башкирской АССР, лауреатом премии им. Г. Саляма. В 1970 году он был удостоен диплома 1-й степени Академии художеств СССР.

    Выбор редакции
    Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

    б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

    К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

    В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
    Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
    Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
    Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
    Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
    Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...