Художник суриков биография и его картины кратко. Василий Иванович Суриков: биография, карьера и личная жизнь. Жил в двух временах и не любил кровавую историю


- (1848 1916), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1869 75) у П. П. Чистякова. Член ТПХВ (с 1881; см. Передвижники), Союза русских художников. Уже в годы учения обратившись к исторической живописи, Суриков стремился преодолеть… … Художественная энциклопедия

- (1848 1916), рус. художник. Получив приглашение участвовать в иллюстрировании Собр. соч. Л. (1891, Кушнерев), С. выбрал «Песню про...купца Калашникова» и выполнил илл. «Палач» (итал. карандаш, уголь; ГРМ); художник отошел от традиц. изображения… … Лермонтовская энциклопедия

Русский исторический живописец. Родился в казачьей семье. Учился в петербургской АХ (1869 75) у П. П. Чистякова. Действительный член петербургской АХ (1893). Уже в годы учения, обращаясь к… … Большая советская энциклопедия

- (1848 1916) российский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященных переломных моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную сильных… … Большой Энциклопедический словарь

Суриков (Василий Иванович) исторический живописец и жанрист, родился в 1848 г., с 1858 по 1861 г. обучался в красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи … Биографический словарь

- (1848 1916), живописец. Член Товарищества передвижников. В монументальных полотнах, посвященных переломным моментам, напряжённым конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную… … Энциклопедический словарь

Суриков, Василий Иванович - В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887. Третьяковская галерея. СУРИКОВ Василий Иванович (1848 1916), российский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященных переломным моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

В. И. Суриков. Боярыня Морозова. Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск — 1916, Москва), живописец. Учился в петербургской Академии художеств (1869—75) у П.П. Чистякова; действительный член Академии художеств (1893). С 1877 в… … Москва (энциклопедия)

Исторический живописец и жанрист; род. в 1848 г.; с 1858 по 1861 г. обучался в Красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи. В 1870 г. поступил в ученики… … Большая биографическая энциклопедия

Исторический живописец и жанрист, род. в 1848 г., с 1858 по 1861 г. обучался в Красноярском уездн. училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи. В 1870 г. поступил в ученики… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Суриков , Т. В. Постникова. Василий Иванович Суриков - один из величайших живописцев мира, художник-мыслитель, наделенный могучим талантом. В своих творениях он показал историю России в ее переломных и трагических…
  • Русские мастера живописи. Василий Иванович Суриков , . Богато иллюстрированное издание! Москва, 1955 год. Государственное издательство изобразительного искусства. Оригинальная обложка. Сохранность хорошая. Издание представляет собой…

Василий Суриков художник, выдающийся мастер в русском изобразительном искусстве 19 века, и начала 20-го века. Творчество Сурикова тесно связано с яркими периодами истории России, в своих масштабных произведениях художник правдиво передал характерные признаки русского народа, его самобытность и жизненную сущность.

Василий Суриков выходец из небогатой казачьей семьи и с раннего детства был близок со своим народом. Картины художника Сурикова очень примечательны своей великолепной колористической трактовкой письма, где присутствует явное новаторство художника в создании колоритных полотен, красочный состав которых и сегодня изучают современные художники.

Суриков Василий Иванович краткая биография и творчество. . Художник родился в городе Красноярск в казачьей семье. С раннего детства у художника проявились зачатки таланта к рисованию. В возрасте восьми лет мальчика принимают на учебу в Красноярское приходское училище, где способность к рисованию обнаруживает его учитель Гребнев Н. В., который помог молодому художнику работать с красками, отдельно занимаясь с ним рассказывал и показывал многие тонкости живописной грамоты и о великих мастерах живописного искусства. Это был хороший трамплин для будущего развития Сурикова.

Но в жизни Сурикова было не все гладко, в 11 лет отроду у него от болезни умирает отец, семья оказалась в трудном материальном положении. Тем не менее после окончания учебы в училище, его устраивают в канцелярию, параллельно с этим мальчик упорно занимается с рисунками, пишет акварели и развивает себя как художника, надеясь в будущем обязательно поступить учиться на художника. И волей случая акварели понравились губернатору, в семье которого потом Суриков давал даже уроки.

В семье губернатора частым гостем был местный золотопромышленник Кузнецов П. И. увидев недюжинный талант молодого мастера, решил материально посодействовать желанию юноши поступить учиться в академию художеств в Санкт Петербурге, куда он поступил не сразу, провалив экзамен по рисованию с гипса, это конечно была первая неудача. Поэтому он решает поступить в училище рисования союза поощрения художников, где усиленно работает над собой в рисунке и других направлениях, через три месяца учебы он вновь пытается сдать экзамен в академии и успешно проходит и за годы обучения 1869 по 1875 г.

С успехом наверстывает то очем мечтал, заслуженно получая за свои работы различные награды. Изучая древнее античное искусство он мастерски создает рисунок Пир Валтасара, где его работу отмечают в журнале под названием Всемирные иллюстрации.

Наконец он казалось бы заслуживает большую золотую медаль с пенсионерской поездкой за рубеж за картину Апостол Павел, но некоторым деятелями руководствующими в академии было решено отказать в награде. Тем не менее за время учебы в академии Василий Суриков получил несколько серебряных медалей, с материальной премией.

Конечно глядя на такое положение художникуне нравились принципы учебы в академии, не смотря на это художник много работает в 1870 г. создает картину Вид памятника Петру 1 на Сенатской площади.

Переехав в Москву, ему поручат роспись фресок в храме Христа Спасителя. Суриков создает первое широко масштабное произведение Утро стрелецкой казни, в котором художник ярко описывает трагические моменты после стрелецкого бунта при Петре Первом.

Картина была написана к 1881 году, году вступления в ряды товарищества передвижников, где Суриков выставляет свои работы на показ широкой общественности.

Зарядившись желанием в написании картин о русской истории художник создает очередные шедевры Меньшиков в Березове и картину Боярыня Морозова, которая была продемонстрирована на 15-й выставке художников передвижников.

В 1887 г. в 1888 году умирает его супруга, с трудом переживая эти времена, позднее он с дочерьми отправляется на родину в Красноярск находясь там в некотором унынии, дабы поднять настроение вспоминая игры своего детства.

Он решает написать более веселое и жизнерадостное произведение картину Взятие снежного городка, в сцене персонажей были задействованы местные крестьяне а сам снежный городок крестьяне слепили прямо во дворе его дома.

Картина была восторженно встречена общественностью и даже была направлена на выставку во Францию, где демонстрировалась в Париже в 1890 г., и награждена именной медалью.

В 1891 Василий Суриков опять обращается к русской истории, задумав писать картину Покорение Сибири Ермаком, несколько лет работая над историческим произведением, в разных местах России художник создает эскизы и этюды к картине.

На полотне Суриков ярко отразил характерные образы героев, показав смелый порыв, готовых к сражению казачков, красочно отобразив насмерть воюющие стороны.Картина была написана полностью в 1895 году.

Очередное произведение с подобной исторической темой Василий Суриков создает картину Переход Суворова через Альпы, начиная работать в Красноярске он также едет за границу в Швейцарию, где изучает гористую местность и выбирает место для написания этюдов, картина была выставлена в Петербурге и в Москве и была куплена самим Царем.

Следующий этап также историческое полотно картина Степан Разин с казаками плывут на большой лодке. Также художник обращается к быту царской семьи и 1912 год создает картину Посещение царевной женского монастыря, художник выразительно описывает нахождение царевны в церкви среди смиренных монашек.

Художник Василий Суриков был очень предан своему статусу свободного художника, будучи весь в мыслях о создании своих исторических полотен, никогда не желал отвлекаться от выбранного пути.

Ему часто предлагали работу преподавателя в художественных училищах и в академии художеств, на что он всегда давал отказ, на этом поприще он даже несколько посорился с Репиным, который также уговаривал его преподавать в академии.

Характер художника больше стремился к уединению, не любил он различных светских туссовок.

Также редко кто либо мог зайти к нему в мастерскую, где у мастера рождались исторические образы.По сути своей он был несколько замкнутым человеком и у него было немного друзей, тем не менее, он был очень добрый и трогательным в семье, всегда был в хороших отношениях со своими родственниками, часто писал в Красноярск письма маме и брату.

К концу своей насыщенной творческой жизни Василий часто посещает родину, пишет ряд пейзажей, акварельные зарисовки, иногда пишет портреты.

К 1915 году Суриков чувствует ухудшение здоровья, едет полечиться в Крым, но из за больного сердца в 1916 году он скончался и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Творчество Сурикова высоко оценено в Русском изобразительном искусстве, его исторические произведения правдиво отражают не простые периоды жизни русского народа в истории России.

Суриков Иван Захарович (1841-1880) – русский одарённый поэт-самоучка, вышедший из народных масс, яркий представитель литературного «крестьянского» направления. Ко многим его стихам были сложены песни, которые стали народными: «Сиротой я росла…», «В степи», «Рябина». Музыку на его стихи писали такие великие композиторы, как П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков.

Детские годы

Иван появился на свет 6 апреля 1841 года в деревне Новосёлово, которая находилась в Юхтинской области Угличского уезда Ярославской губернии.

Его родители – оброчные крепостные крестьяне у графа Шереметьева, то есть они платили помещику определённую величину оброка с каждой души, но не были привязаны к работам в его владениях. Поэтому отец, Захар Андреевич Суриков, подался в Москву на заработки. Там он пребывал на побегушках, а позднее получил назначение на должность приказчика по «овощной части». Проработав на этом месте некоторое время, Захар Суриков смог открыть свою собственную овощную лавочку на Ордынке. Вот только жену с сыном, которые остались в деревне, он навещал редко.

Ранние годы будущего поэта прошли на деревенских просторах. Он рос болезненным мальчиком, скромным и тихим, но был постоянно окружён заботой матери и бабушки, поэтому о детстве, проведённом в деревне, у него сохранились самые приятные и светлые воспоминания. Природная красота, простой и мирный деревенский уклад оставили неизгладимый отпечаток в душе Ивана Сурикова, эти мотивы потом часто встречались в его поэтическом творчестве.

В 1849 году будущий поэт с матерью переехали в Москву. Жизнь в большом городе показалась Ивану слишком шумной, отравляла своим удушливым воздухом, поэтому произвела на ребёнка негативное впечатление. Здесь совсем не чувствовалось простора для души, мальчик замкнулся в себе, стал ещё тише и запуганнее.

Обучение

Ваня стал помогать отцу в лавке, а когда ему было 10 лет, его послали учиться грамоте к двум пожилых дамам из древнего рода купцов – сёстрам Финогеновым.

Обе они были богомолками, но старшая отличалась большей религиозностью, поэтому учила мальчика житию святых по церковно-учительным сборникам «Прологам» и по книге Димитрия Ростовского «Четьи Минеи». Иван послушно изучил поучение отцов Православной церкви, духовные повести, рассказы и лирику, в которых прославлялась жизнь родоначальников монашества. Книги настолько повлияли на психику юного Сурикова, что у него стали появляться мысли про иноческий подвиг и «тихую матерь-пустыню».

Младшая сестра Финогенова учила мальчика лирике русских поэтов-песенников:

  • И. И. Дмитриев «Стонет сизый голубочек»;
  • А. Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя», «Чернобровый, черноглазый»;
  • Н. Г. Цыганов «Не кукуй, кукушечка, во сыром бору», «Что ты рано травушка».

Мальчик обучился письму и чтению, гражданской и церковной азбуке. В его восприятии мира народное устное творчество переплелось с церковными мотивами, что вылилось в итоге в неудержимую страсть к поэтическому творчеству. Иван учился по старинке («нараспев»), получалось, что стихи он не читает, а поёт. Такая привычка сохранилась у него надолго и пригодилась в начале творческого пути, когда свои написанные стихи он проверял с помощью пения.

Страсть к поэзии

Увлечение поэзией вызвало негодование отца, которому нужен был помощник в лавке: «Тебе, сын, попом и писарем не быть, наше другое дело – торговое. А купцам лишняя книжность дохода не приносит». Юный Иван слушал отцовы речи, а в свободные от лавочных дел минуты зачитывался произведениями А. С. Пушкина, А. А. Майкова, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, А. А. Фета. Мальчик не только жадно заучивал их стихи, но и пробовал писать свои. К сожалению, его ранняя лирика не сохранилась, поэт уничтожил свои первые произведения.

В одном доме с Суриковыми проживал невысокого ранга чиновник Ксенофонт Добротворский. Этот отставной семинарист на первый взгляд казался неудачником и хмурым пессимистом, но на самом деле был добрейшей души человек. У него имелось много книг, и Иван Суриков потихоньку перечитал всю библиотеку Добротворского.

Однажды в доме, где проживал Иван, случился пожар. Впечатлённый этим событием, он написал стихотворение и дал прочитать его Добротворскому. Тот сказал молодому поэту: «Дерзайте, юноша!» Эти слова невероятно окрылили Сурикова, и он написал несколько пьес.

Нелёгкий творческий путь

В 1857 году у Ивана собралась уже целая тетрадка собственных сочинений. Друзья посоветовали ему показать стихи кому-то из известных поэтов. Сурикову удалось получить рекомендательное письмо от профессора К. Ф. Рулье, с которым он отправился к двум русским поэтам. Один из них отозвался о творчестве Ивана положительно, обратил внимание на недостатки, дал дельные советы, как не ошибаться в будущем. Но второй лирик отнёсся к стихам Ивана жёстко и недоброжелательно, дал безжалостную характеристику. На формировании молодого таланта это конечно отразилось, но не сломило. Иван продолжил заниматься поэзией, но теперь уже с учётом ошибок, обрабатывал формы стиха, работал над звучностью, старался придать своей лирике плавность и краткость.

В конце 1850-х годов отец уже имел две лавки – большую и малую, дела его шли весьма успешно. Однако поплывшие в руки деньги он стал проигрывать на скачках, что привело к разорению. Отец стал пить, закрыли одну лавку, потом вторую. Чтобы забыться, Захар Суриков принял решение на время уехать в деревню, а жена и сын остались с его старшим братом.

Иван в дядиной овощной лавке трудился младшим приказчиком. Но жить с ним оказалось ещё хуже, чем с отцом. Дядька был капризным и придирчивым, постоянно попрекал куском хлеба, унижал, оскорблял, держал в нужде. На поэзию у молодого Сурикова совсем не оставалось времени, было слишком много работы в лавке: он и порядок наводил, и обслуживал покупателей, и развозил на тачке товар. Когда совсем стало невыносимо, Иван распродал нехитрые пожитки и, накопив немного денег, купил на Тверской небольшое помещение. С мамой они занялись скупкой и продажей всякой всячины – железо, каменный и древесный уголь, тряпьё, лом, медь. Торговля у них получалась бойкой.

Иван стал самостоятельным, в 1860 году женился не девушке-сироте Ермаковой, она оказалась верной помощницей в торговых делах, что позволило Сурикову вернуться к любимому поэтическому занятию. Тем более, что к этому времени приехал из деревни отец и принялся помогать жене, сыну и невестке в привычной для себя торговле.

В начале 1860-х годов он познакомился с поэтом Н. А. Плющеевым, которому показал свои стихи. Опытный лирик отнёсся к молодому дарованию с проникновением, увидел в нём задатки настоящего таланта, предложил помощь и сотрудничество. Плющеев отобрал понравившиеся стихи Сурикова и отдал их редактору литературного издания «Развлечения» Ф. Б. Миллеру. В 1863 году опубликовали первый стих Ивана.

Творческая и материальная жизнь поэта стала налаживаться, но счастье было недолгим. Случилось горе: умерла мама Ивана. Отец снова стал пить, а вскоре женился на раскольнице. У новой отцовой супруги оказался такой невыносимо тяжёлый характер, что Иван с женой ушли на казённую квартиру. Для поэта началась пора нужды, скитаний, страданий, лишений, которые сопровождались постоянными поисками хоть какой-нибудь работы.

Иван перебивался случайными заработками: работал в типографии учеником и наборщиком, переписывал бумаги. Вскоре он очень сильно заболел и слёг, а, когда поправился от болезни, в типографии его место уже было занято. Не оставалось ничего, кроме как попроситься в лавку к дяде. Положение Сурикова было настолько ужасным, что порой у него возникали мысли о самоубийстве.

В скором времени вторая жена отца, оказавшаяся не только сварливой, но и чересчур ушлой, обобрала старшего Сурикова до нитки и ушла. Иван со своей женой вернулись к отцу и снова потихоньку начали возрождать торговое дело. Постепенно дела стали налаживаться, и поэт вновь принялся за сочинительство.

Признание

В конце 1860-х годов Иван Захарович познакомился с писателями Ф. Д. Нефёдовым и А. И. Левитовым. Они способствовали продвижению его стихов в периодику. Так он стал печататься в изданиях:

  • «Дело»;
  • «Семья и школа»;
  • «Воспитание и обучение»;
  • «Иллюстрированная газета»;
  • «Воскресный досуг»;
  • «Отечественные записки».

И, наконец, в 1871 году вышел первый поэтический сборник Сурикова, в который вошли 54 его пьесы.

Поэт-самоучка Иван Захарович прошёл сложный творческий путь, поэтому к тем самородкам, которые вышли из народа и гнулись под тяжестью невыносимых жизненных условий, он относился с особенной искренностью, теплотой и сочувствием. Он предпринимал всяческие попытки, чтобы поддержать их. Суриков призвал таких поэтов объединиться и выпустить общий сборник. Многие авторы откликнулись на такой призыв и даже организовали кружок. А в 1872 году они выпустили альманах «Рассвет».

Это были лучшие творческие годы поэта Сурикова. Одно за другим печатались его произведения (былины, сказания и поэмы):

  • «Богатырская жена»;
  • «Казнь Стеньки Разина»;
  • «Правеж»;
  • «Канут Великий»;
  • «Садко»;
  • «Василько»;
  • «Удалой».

В своих произведениях он изображал жизненные события, которые пришлось пережить самому (лишения, горести, страдания), но они очень тонко переплетались с судьбами десятков тысяч людей.

Прекрасно поддавались Сурикову картины природы, очень чутко он описывал красоту России в своих стихах:

  • «На берегу»;
  • «На могиле матери»;
  • «На чужбине»;
  • «Помнишь, были годы»;
  • «На дороге»;
  • «От деревьев тени»;
  • «На одре»;
  • «Сон и пробужденье»;
  • «В воздухе смолкает»;
  • «Ночью»;
  • «Весной».

В 1875 году были изданы ещё два сборника стихов Сурикова, их очень быстро раскупили. На поэта обратили внимание критики, быть может, не всегда их комментарии были лестными, тем не менее талант Ивана Захаровича был признан. Его избрали в московское «Общество любителей русской словесности».

Болезнь и смерть

В 1876 году поэт тяжело заболел, быстро стала развиваться у него чахотка. В следующем 1877 году на деньги, вырученные от третьего изданного сборника, по совету врачей, он уехал в Самарские степи лечиться кумысом.

В 1879 году поэт переехал на лечение в Крым, однако было уже слишком поздно, болезнь прогрессировала, и ничего не смогло её остановить. 6 мая 1880 года он скончался в Москве, похоронен на Пятницком кладбище.

А спустя век его стихотворение было включено в хрестоматию по литературе, и каждый советский (а теперь российский) школьник в третьем классе обязательно учил наизусть строки: «Вот моя деревня, вот мой дом родной…»

24 января (н. ст.) 1848 года родился Василий Иванович Суриков, русский художник, мастер масштабных исторических картин. Он происходил из казаков, но судьба вверила ему вместо шашки кисть и краски.

Из рода соратников Ермака

Василий Иванович родился в Красноярске и происходил из енисейских казаков. Донские казаки Суриковы покоряли Сибирь с Ермаком, а после гибели последнего пошли вверх по Енисею и основали Красноярские остроги. Характер будущего большого художника формировался среди суровой жизни Сибири, и те впечатления воплотились в мощных образах его картин. Василий Иванович рано увлекся творчеством (но часто разрисовывал мебель, за что был наказуем). Первые уроки живописи он получил в уездном училище, затем юноша работал писцом в губернском управлении. Его работы так понравились енисейскому губернатору, что тот нашел способ направить Сурикова в Петербурга.

В.И. Суриков с дочерьми и братом, Александром

Вольный художник

В процессе учебы Суриков очень много внимания уделял композиции фигур на полотне, за что однокашники прозвали его «композитором». В 1875 году, уже после получения аттестата, совет Академии художеств присудил Сурикову звание художника первого класса. Вскоре Василий Иванович получил заказ на роспись в Москве. За выполненную работу последовали первые крупные награды: золотая медаль и орден Святой Анны III степени. Но Суриков отказался от монументальной декоративной живописи. Москва полюбилась Василию Ивановичу, здесь он стал вольным художником и больше не выполнил ни одной работы на заказ. Суриков увлекся изображением старой Московской Руси, которое сочеталось с его детскими и юношескими сибирскими впечатлениями. Так, например, родилась картина «Боярыня Морозова», которую вскоре купил за 15 тысяч рублей.

В.И. Суриков. «Боярыня Морозова»

Страшная утрата

Тяжелейшим ударом для Сурикова стала смерть обожаемой супруги Елизаветы, с которой он прожил десять счастливых лет, с 1878 года. В браке у них родились две дочери, Ольга (1878-1958) и Елена (1880-1963). Василий Иванович выкинул все вещи, которые напоминали о жене, не тронул только детскую комнату. Страшная утрата едва не поставила крест на творчестве великого художника. Он всецело погрузился в воспитание дочерей и вскоре уехал в родной Красноярск. Там Енисей смыл все дурные мысли и вернул Сурикову желание работать, а еще родной брат Александр в беде не бросил, всячески хлопотал вокруг. Вместе с дочерьми Суриков отправился в поездку по Сибири искать типажи для масштабной картины «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». За нее в 1893 году Сурикову присвоили звание академика, а полотно купил сам император. Потом были «Переход через Альпы» и «Степан Разин». Но на эти картины лег отпечаток еще одной большой утраты - смерти мамы. После обеих трагедий Суриков не делал попыток наладить личную жизнь. От предложений стать преподавателем отказывался, современники отмечали в нем дар уединения, а в творчестве Суриков не поддавался ни чьему влиянию. 19 марта 1916 года великий Василий Суриков оставил этот мир. Он похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

В.И. Суриков. «Переход Суворова через Альпы».
Фрагмент картины

Василий Иванович Суриков родился в 1848 году в Красноярске в казачьей семье. Отец Василия Иван Васильевич Суриков был губернским регистратором, а в прошлом казачьим офицером. Он великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска. Мать, Прасковья Федоровна, принадлежала к старинному казачьему роду Торгошиных, впоследствии занимавшихся торговлей. Она была незаурядным человеком - сильная, смелая, проницательная. Прасковья Федоровна мастерски вышивала цветами и травами по своим рисункам, тонко чувствовала цвет, разбиралась в полутонах.

Тяга к рисованию проявилась у Сурикова с ранних лет. Мальчиком он вглядывался в окружающих: "как глаза расставлены", "как черты лица составляются", часами мог рассматривать старинные иконы и гравюры, пытаясь передать увиденное на бумаге.

В 1856 году Суриков поступил в приходское училище в Красноярске. Там способности мальчика к рисованию были замечены преподавателем Н. В. Гребневым, который стал специально заниматься с ним отдельно, рассказывал о произведениях классического искусства, водил рисовать с натуры акварельными красками виды Красноярска.

Когда Сурикову было одиннадцать лет, от туберкулеза умер его отец. Прасковья Федоровна с тремя детьми оказалась в трудном материальном положении. Василий, чтобы поправить материальное положение семьи, в 1862 году оставил учебу и устроился в Енисейское общее губернское управление канцелярским писцом. Однако денег все равно не хватало, приходилось еще подрабатывать: расписывать пасхальные яйца, писать иконы на заказ.

В 1867 году рисунки Сурикова попали на глаза красноярскому губернатору П. Н. Замятину. Губернатор высоко оценил талант молодого человека и послал в Академию художеств прошение о приеме Сурикова учеником. Совет Академии согласился, однако уведомил, что стипендию ему назначить не может. Все расходы взял на себя золотопромышленник П. И. Кузнецов , городской глава Красноярска. Таким образом, 11 декабря 1868 года Суриков отправился в Петербург.

Первая попытка поступить в Академию была неудачной: провал на рисунке с гипса. Однако Суриков не пал духом, не растерялся. Он поступил в Рисовальную школу при Обществе поощрения художников, отучился в ней три месяца, осенью успешно сдал экзамен и был принят в Академию. Учился Суриков в Академии (1869-1875) с увлечением, успешно переходя из класса в класс, получая награды как за рисунок с натуры, так и за живописные композиции.

За время обучения художник неоднократно получал денежные вознаграждения за программы, выставлял свои картины на ученических выставках. Среди ученических работ следует особо отметить «Пир Валтасара» и «Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге».

В 1872 году Василий Иванович пишет несколько картин для выставки, посвященной 200-летнему юбилею Петра I. Лето 1873 года Суриков проводит в Сибири, где живет в имении своего мецената Кузнецова, на промыслах в Минусинской степи. Здесь художник пишет несколько этюдов, которые впоследствии использует в произведениях «Княжий суд» и «Покорение Сибири Ермаком».

В 1875 году художник пишет дипломную работу на христианскую тему «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агрипцы, сестры его Береники и проконсула Феста». За эту работу совет Академии художеств присуждает Сурикову звание классного художника I степени и ходатайствует о заграничной командировке художника. Однако Василий Иванович от командировки отказался, предпочтя ей заказ на роспись храма Христа Спасителя в Москве. Работы по росписи Храма были окончены летом 1878 года.

25 января 1878 года Суриков женится на внучке декабриста П. П. Свистунова Елизавете Августовне Шарэ.

Первым историческим полотном, принесшим широкую известность художнику, стало «Утро стрелецкой казни», оконченное в 1881 году. При написании этой картины Суриков изучает исторические документы, свидетельства очевидцев, делает большое количество этюдов с крестьян и знакомых. Произведение было выставлено на IX Выставке Товарищества передвижников 1 марта 1881 года. М. М. Антокольский назвал «Утро стрелецкой казни» первой русской исторической картиной. Эта картина была приобретена П. М. Третьяковым для своей коллекции.

Еще одна известная картина Сурикова на историческую тему - «Меншиков в Березове» (1881-1883). При написании этого полотна художник использовал тот же метод что и при написании «Утра стрелецкой казни»: задуманные образы Василий Иванович тщательно изучил, а затем обратился к поискам натуры. Жена художника стала прообразом дочери Меншикова Марии. Для сына Меншикова позировал знакомый Сурикову юноша. Образ Меньшикова художник увидел в угрюмом незнакомце на улице (это был учитель математики Невенгловский). Василий Иванович узнал где он живет и уговорил его позировать. Однажды на улице Суриков повстречал девушку, которая послужила моделью для младшей Меншиковой. Картина была выставлена на XI выставке передвижников в 1883 году и была приобретена Третьяковым.

Средства, полученные от продажи двух больших полотен, позволили Сурикову совершить путешествие в Европу. В сентябре 1883 года он с женой и двумя дочерьми - пятилетней Олей и трехлетней Леной посещает в Берлин, затем Дрезден, после чего отправляется во Францию, в Париж. В Париже Суриковы живут больше двух месяцев, а затем уезжают в Италию. Во время поездки Василий Иванович изучает творчество известных европейских живописцев. Находясь за границей художник пишет картины «Собор Св. Петра в Риме», «Две итальянки», «Римский карнавал», «Улица в Риме», «Помпея», «Миланский собор», «Колизей».

Вернувшись в Россию, Суриков приступает к созданию «Боярыни Морозовой». Здесь художник также не изменил своему методу: юродивого он нашел на толкучем рынке, типы монашек, боярышень - в селе Преображенском под Москвой. Картина была выставлена в 1887 году на XV выставке передвижников. И опять же Третьяков покупает картину.

В 1888 году умирает жена художника. Суриков впадает в глубокую депрессию, он не может работать, замыкается в себе. В следующем году по приглашению матери и брата художник с дочерьми посещает Красноярск. Там он вновь возвращается к жизни, пишет картину «Взятие снежного городка».

В Сибири у художника рождается замысел новой исторической картины - «Покорение Сибири Ермаком». Суриков пишет этюды в Минусинском крае, Тобольске, Красноярске, на Иртыше, а затем едет на Дон. Особенность картины заключается в том, что, несмотря на то, что живописец изображает страшную битву, на ней нет крови, трупов, искаженных болью лиц. Картина стала вершиной творчества художника.

Широкую известность получило еще одно историческое полотно Сурикова - «Переход Суворова через Альпы». Произведение впервые было показано публике на XXVII Передвижной выставке в 1899 году, в год столетия знаменитого Суворовского перехода. При написании этой картины художник посетил Швейцарию, чтобы своими глазами увидеть Альпы.

В 1895 году советом Академии художеств Василию Ивановичу Сурикову было присвоено звание академика.

Последняя картина Сурикова, показанная на передвижной выставке (в 1906 году) - «Степан Разин». Первый эскиз картины был сделан еще в 1887 году, а изменения вносились вплоть до 1910 года.

С 1905 года здоровье художника резко ухудшилось. В 1912 году живописец лечился в Берлине, а затем - в Крыму. В 1914 году художник последний раз посещает Красноярск.

Василий Иванович Суриков умер 6 марта 1916 года в Москве от болезни сердца. Похоронен художник на Ваганьковском кладбище.

(по материалам сайта: портал1.рф)

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...