Игумен Евстафий (Жаков): Убрать вождя Ильича из мавзолея – это кощунство. Союз добрых сердец ч.1 - игумен евстафий Интервью брал И.Пыхалов


Шумиха поднялась в конце прошлого года (подробности в номерах КП от 27 и 29 ноября и 1 декабря ). Евстафий молился на икону с изображением Иосифа Сталина , которого благословляет святая Матрона Московская. Церковь и общественность возмутились сумасбродством батюшки. Икону сняли и отдали прихожанам, подарившим ее храму.

Евстафия ждал разбор полетов. «Комсомолке» он заявил:

Добровольно подавать в отставку не буду. Но если скажут уйти – уйду. Я солдат и подчиняюсь приказам руководства.

Говорят, на епархиальном совете обсуждали даже лишение Евстафия сана священнослужителя. Было за что.

Мы в храмах картины не вешаем, только иконы, - рассуждает секретарь Санкт-Петербургской епархии игумен Мстислав (Дячина), который знает опального настоятеля со студенческих времен. – Церковные законы едины для всех. И уж тем более не надо вводить прихожан в соблазн. Ведь у кого-то родственников убили, кто-то по лагерям мытарствовал. Сталин в храме может вызвать искреннее и вполне понятное возмущение. Не вешают же в лютеранских церквях изображения с Гитлером .

Но выяснили, что эксцентричный Евстафий – лицо в некотором роде неприкосновенное. В свое время он принял черное монашество. А на монахов, живущих в миру, распространяются не все пункты церковного устава.

Выводить Евстафия из состава духовенства сложно и долго, - пояснили корреспонденту «КП» в ближайшем окружении священнослужителя. – Ему предложили компромиссный вариант. Пишет заявление, уходит с поста настоятеля, но продолжает службы. Отставка, в общем, добровольно-принудительная. Но слово батюшка сдержал – подчинился церковной дисциплине.

В пригород Петербурга прислали нового настоятеля. Перемена чисто формальная:

Паства все равно считает Евстафия главным душеспасителем и ходит за благословением к нему, - сказали нам в стрельнинском приходе.

За что еще наказывали церковников

>>>Благословение гомосексуалистов

1 сентября 2003 года в нижегородском храме отец Владимир произнес «благословляю на долгую совместную жизнь». За это вылетел из церкви, потому что крестным знамением он осенил двух гомосексуалистов. Первый в России однополый брак РПЦ назвала попранием основ морали. Судьбой священника Владимира Энерта занялся сам Синод во главе с патриархом. Брак признали незаконным, а по самому Энерту решение было лаконичным:

Извергнуть из сана священника за кощунственное действо.

>>>Поддержка Ходорковского

Зимой 2006 года читинский священник Сергей Таратухин заявил, что опальный олигарх не срок мотает, а претерпевает муки. Епископат отреагировал мгновенно. Сначала отца Сергия сослали в далекое село Красный Чекой. Потом отказали в совершении таинств и богослужений, ношении священнических креста и облачений. За общение с газетами Таратухин и вовсе лишили сана.

>>>Раскольничество

В 2007 году епископ Анадырский и Чукотский Диомид обвинил руководство РПЦ в соглашательстве с властью и сближении с другими конфессиями и призвал патриарха не признавать демократию как политическую систему. Еще одно предложение – отлучить от церкви содомитов, алкоголиков, наркоманов, сторонников абортов и эвтаназии. За раскольнические высказывания Диомида понизили до монаха.

>>>Финансовые махинации

Иеромонах из Северной Осетии Софроний Андрющенко банально проворовался. Набрал долгов у прихожан и не отдал.

Деньги ушли на строительство нового храма, - строил Софроний из себя невинную овцу.

В августе 2008 года за ним пришли из прокуратуры, а следом подтянулось высшее духовенство. Образ жизни негодника назвали аморальным и предложили признать свою вину. Софроний пошел в отказ. Его начальство больше поверило следователям и лишило сана.

Иеромонах наказан за нераскаянность в безнравственных деяниях и нежелании исправиться, - подчеркнул протоиерей Северной Осетии Владимир Самойленко .

Надо думать, признайся Софроний в долгах, он бы по-прежнему служил.

  • В Выборге 146 домов и 6 детсадов войдут в пятницу цивилизованно. Им вернули воду и тепло 26.09.2019
  • "Сиг", "Судак" и "Язь" попали под санкции США 26.09.2019
  • "ВКонтакте" защитит пользователей от антипрививочников 26.09.2019
  • Мошенники пригласили петербуржцев на просмотр в "Ленинградец" 26.09.2019
  • Садистски изрезавший двух собак серпом отправляется под суд 26.09.2019
  • "Пелла" построит ледокол за 7,5 млрд 26.09.2019
  • Эрмитаж ввел для посетителей раздельный сбор мусора 26.09.2019
  • Главный синоптик рассказал о двух работающих погодных приметах 26.09.2019
  • Опубликован список пунктов пропуска через границу России, на которых можно использовать электронную визу 26.09.2019
  • В Ленобласти немного потеплеет 26.09.2019
  • Назван продукт, помогающий бороться с возрастным набором веса 26.09.2019
  • Минфин предложил реструктурировать долги регионов на 75 млрд рублей 26.09.2019
  • Ученые открыли неожиданную опасность чайных пакетиков 26.09.2019
  • В России отзывают почти 1000 "Мерседесов" из-за неисправности 26.09.2019
  • В России введут запрет на курение на балконах 26.09.2019
  • Тренера Пестова из Светогорска, подозреваемого в надругательстве над ребёнком, арестовали на два месяца 26.09.2019
  • Токсовское шоссе в Мурино расширят до четырех полос 26.09.2019
  • "Это не может продолжаться бесконечно". Ленобласть остановит рост объема выплат по межтарифной разнице 26.09.2019
  • Глава ЦИК ответила на вопрос об изменении избирательного возраста 26.09.2019
  • Медики советуют прививаться от всех инфекций семьям, где есть новорожденный 26.09.2019
  • Шизофрению научились определять с помощью смартфонов 26.09.2019
  • Ленобласть закрылась по дорожному нацпроекту на 296 миллионов рублей 26.09.2019
  • Скончался экс-президент Франции Жак Ширак 26.09.2019
  • Кучерявый в чёрных штанах отобрал у пенсионерки сумку с кошельком и продуктами в Светогорске 26.09.2019
  • Найден напиток, спасающий от обезвоживания лучше воды 26.09.2019
  • Во Всеволожске угнали кроссовер "Киа" 26.09.2019
  • Пропавший неделю назад житель Лопухинки найден мёртвым в колодце 26.09.2019
  • Два человека попали в больницу после лобового ДТП на трассе "Кола" 26.09.2019
  • Депутат Караваев вновь готовит ложку к обеду в Новых Крестах. Оставшийся без сухарей парламентарий прекратил голодовку 26.09.2019
  • Ленобласть определилась с главами районов. Остался только Лужский 26.09.2019
  • На пожаре в садоводстве под Кировском погиб дачник. Дом был отключён от электричества и отапливался буржуйкой 26.09.2019
  • В России может быть налажено производство израильских военных роботов 26.09.2019
  • Полицейские приехали на семейную ссору во Всеволожск, а нашли оружие и боеприпасы 26.09.2019
  • В садоводстве под Киришами обнаружено связанное тело полуобнажённой женщины. Во рту у неё была игрушка 26.09.2019
  • Универмаг в Коммунаре не выдержал натиск охотника за жёлтым металлом 26.09.2019
  • В Выборге мужчина на велосипеде не заметил даму на "Ниссане", после чего пересел на скорую 26.09.2019
  • Областная мошенница, обобравшая в Петербурге школьницу и пенсионерку, попалась через месяц 26.09.2019
  • Установка защитных экранов на месяц в два раза сузит КАД между Парашютной и Выборгским шоссе 26.09.2019
  • В Светогорске избили человека из Швеции. Он работает в International Paper 26.09.2019
  • В Луге устроят военно-артиллерийское шоу для потенциальных контрактников 26.09.2019
  • Дрозденко определился с главными по туризму, культуре, животным и управлению делами правительства. Последних поменяли местами 26.09.2019
  • При жесткой посадке Boeing в Барнауле пострадали 56 человек 26.09.2019
  • Дорожные рабочие продолжают править деформацию и знаки на федеральных трассах 26.09.2019
  • Водных штрафников отбуксируют на стоянку 26.09.2019
  • Пересечь железную дорогу помогут умные переходы 25.09.2019
  • Прокуроры выдвигаются в леса. Лесной отрасли пообещали масштабные проверки 25.09.2019
  • Правительство определило среднюю величину прожиточного минимума-2020 для пенсионеров 25.09.2019
  • В Барнауле при жесткой посадке "Боинга" пострадали 46 человек 25.09.2019
  • Горсуд Петербурга оставил голодного депутата Караваева в "Новых Крестах". Там он говорил о пытках и отъёме сухарей 25.09.2019
  • Пожары на "Кинеф" беспокоят правительство Ленобласти. На предприятие послали МЧС и Ростехнадзор 25.09.2019
  • Кировские политехники сдвинули сроки нацпроекта "Образование". Осталось решить, на что потратить 67 миллионов 25.09.2019
  • "Нянька" из Мги, воспитывавшая трехлетку молотком для отбивания мяса, отработает 200 часов 25.09.2019
  • Погранохрана Финляндии выпустила на работу дроны 25.09.2019
  • 11 вылетов за два дня. Санавиация спасает жизни в Ленобласти 25.09.2019
  • Путин заявил, что ЦБ "подкрутил" инфляцию 25.09.2019
  • Уничтожение неизбежно. Из магазина в Приморске вынесли 100 кг санкционки 25.09.2019
  • В Подмосковье нашли пропавшего школьника из Тамбовской области. Он уехал из дома с попутчиком на BlaBlaCar 25.09.2019
  • НА КАД между Беляевским мостом и Рябовским шоссе перекроют две полосы из-за ремонта. Работы займут три дня, но это не точно 25.09.2019
  • Тверской портал опубликовал фото убийцы Михаила Круга 25.09.2019
  • Российские генетики раскрыли одну из причин развития психоза и депрессии 25.09.2019
  • Глава Минтруда рассказал о повышении зарплат работников бюджетной сферы 25.09.2019
  • Косулю, сбитую на дороге в Саратове, привезли за 1,5 тысячи километров в Ленобласть. За ее жизнь боролись двое суток 25.09.2019
  • ЦИК намерен расширить свои полномочия в отношении нижестоящих комиссий 25.09.2019
  • Путин определил главный смысл госуправления 25.09.2019
  • Ученые нашли связь между загрязнением воздуха и психическим здоровьем детей 25.09.2019
  • В Ленобласти ночью подморозит, днем пройдет дождь 25.09.2019
  • Многодетные семьи получат 450 тысяч рублей на погашение ипотеки 25.09.2019
  • Власти Сланцев решили сделать дороги, но потребовали с подрядчиков неразумные документы 25.09.2019
  • Синоптики: Ленобласть в октябре накроет аномальным теплом 25.09.2019
  • Госдума освободила от налога все доходы пострадавших от ЧС граждан 25.09.2019
  • Съезд с КАД на Сертолово и Парголово по очереди перекроют на сутки 25.09.2019
  • Правительство одобрило запрет на клетки в судах 25.09.2019
  • Курорты Ленобласти вошли в десятку лучших для отдыха зимой 25.09.2019
  • "Леноблводоканал" расплескал фекалии в Выборгском районе. Предприятие оштрафовали и обязали разобраться с нечистотами 25.09.2019
  • Велика Россия. На Чукотке пенсионеры получают более 20 тысяч, в Дагестане - 10 25.09.2019
  • Лебедев переизбран главой Верховного суда 25.09.2019
  • На нефтеперерабатывающем заводе "Кинеф" в Киришах снова пожар. Огненный факел взмыл на 15 метров 25.09.2019
  • Автоворы окончательно подмяли Всеволожский район. Пять иномарок угнаны только за сутки 25.09.2019
  • Госэконадзор закрыл нелегальный полигон в Янино 25.09.2019
  • В Выборгском районе дама въехала в стену дома, а мужчина предпочёл зад другого автомобиля. Есть пострадавшие 25.09.2019
  • Минюст предлагает разрешить приставам ломать двери квартир жильцов 25.09.2019
  • Дело о семнадцати ударах молотком по трёхлетней девочке из Мги ушло в суд 25.09.2019
  • Отставить заготовки. Диетологи рассказали, чем спастись от болезней осенью 25.09.2019
  • Хорошее сочинение сослужило плохую службу полицейскому из Гатчинского района 25.09.2019
  • Рождаемость в России упала в полтора раза за последние 60 лет 25.09.2019
  • Отец Евстафий обещал создать из руин церкви в Орешке стеклянный храм. На чудо Галина набрала потребительских кредитов на 3 миллиона рублей. Храма нет, а долги остались. Батюшка же предлагает терпеть и молиться. С его "тамбовскими" знакомыми все закончилось бы по-другому.

    Я их всех видела в первый раз, но почему-то решила отдать им деньги. Я бывший налоговый инспектор, все всегда записываю, а тут не спросила даже никаких документов, ни расписок не взяла. Я была уверена, что все они знают батюшку Евстафия. Думаю, что было какое-то магическое воздействие, наверное, гипноз, - вспоминает в разговоре с автором очень взрослая петербурженка Галя тот июльский день.

    Кстати, Галине на тот момент - 49 лет. Двое детей, муж, квартира в пятиэтажной панельке в Невском районе, работа в стоматологической клинике "Кассандра Мед" и два непогашенных кредита. Но, как рассказывает, все же решила помочь православию.

    Раз всплыл сам гипноз, то сначала надо обрисовать его уровень. Отец Евстафий, в миру Михаил Жаков, фигура медийная. Известность батюшка получил благодаря нетривиальной иконе "Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина". Ее в 2008 году он повесил в Храме Святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне. Поступок священника даже обсуждали в программе "Пусть говорят" Андрея Малахова. А в 2012 году Евстафий проходил свидетелем на суде по делу экс-депутата и экс-авторитета Михаила Глущенко. Выяснилось, что "тамбовский" авторитет анонимно жертвовал на восстановление нескольких храмов, где служил Евстафий. Но, несмотря на щедроты, священник не стал благословлять ночной клуб "Голливудские ночи", совладельцем которого был Глущенко, ведь в нем творили азарт и разврат. Также Евстафий любит говорить о том, что является внучатым племянником Александра Ульянова — старшего брата Владимира Ленина. Редкая статья о духовном лице обходится без упоминания о том, что он наставляет на путь истинный падших женщин. И еще штрихи биографии Жакова: работал врачом "Скорой помощи", был ассистентом кафедры гинекологии Ивановского мединститута. Рукоположил его в 1987 году будущий патриарх Алексий II. Сегодня ему 76-лет.

    Свою историю взаимоотношений с отцом Евстафием 47news рассказала православная петербурженка Галина Титова. По ее словам, с Евстафием ее четыре года назад свела знакомая Наталья Смольник, с которой она часто посещала службы. Оказалось, что батюшка восстанавливает часовню в крепости Орешек, но денег на благое дело у него не хватает. Священнослужитель попросил Галину о финансовом вспоможении. Оказалось, что у Евстафия есть толковые люди, которые могут получить кредиты в банках. Их нужно только оформить на надежного человека. Ей обещали, что кредит будет погашаться некой страховой компанией.

    Настоятелем развалин Храма рождества Иоанна Предтечи в крепости Орешек в Шлиссельбурге Евстафий был назначен в октябре 2010 года. Интересно, что в Шлиссельбургской крепости, как известно, казнен Александр Ульянов, которого батюшка называет своим родственником. Сама церковь была разрушена в годы Великой Отечественной. На руинах в 1985 году установлен монумент погибшим воинам. Развалины законсервированы как памятник архитектуры и не подлежат восстановлению.

    Однако придя в Орешек, Евстафий обозначил свое намерение отстроить храм. Первую литургию на его развалинах он отслужил уже 21 ноября 2010 года. А в 2013 году появился проект реконструкции. Он был необычным. Над руинами предполагалось возвести стеклянный футляр, который должен был повторять исторические очертания храма. Указывалась и приблизительная стоимость стеклянной оболочки. Как такового бюджета у проекта не было, но звучала цифра 100 миллионов рублей. Деньги на строительство прозрачного колпака должны были дать непонятные спонсоры.

    Руководство филиала государственного музея истории Санкт-Петербурга "Крепость Орешек" выступало против церковного новодела. Но паства, как выяснилось, агитировалась на кредиты.

    Так, через некоторое время Галине позвонил некий Сергей, который сообщил, что он от батюшки, и пояснил, что у него есть "продвинутые тетки", которые помогут в оформлением кредита. Тетками оказались Мадина и Валентина.

    Кредиты, по словам Галины, она получала в июле 2013 года. Встретились на верхнем этаже торгового центра "Пик" на Сенной, где бильярд. Там сидели Сергей, Валентина, Мадина и еще один специалист Павел. Посмотрели на подготовленный пакет документов и отправились в путешествие по банкам. Сначала в "Гута-банк" на Садовую, потом в "Лето-банк" на Новочеркасский проспект. О том, что деньги пойдут на восстановление храма в крепости Орешек, Галина не говорила. Брала на потребительские нужды. В "Лето-банке" дали 500 тысяч рублей. Половину суммы Галина тут же отдала Мадине, а оставшуюся Валентине. Самого отца Евстафия не видела.

    На следующий день кредитная карусель продолжилась. Последовали "Райффайзен банк" на Московском проспекте, "ВТБ 24" на Каменноостровском, Сбербанк, "Банк Москвы". В "Гута-банке" одобрили 200 тысяч, в "Райффайзене" - 750 тысяч, в "ВТБ 24" 811 тысяч рублей. Деньги Галина отдала компаньонам отца Евстафия.

    Через неделю позвонил и сам Евстафий. Батюшка сообщил, что опять нужны деньги. И опять началось путешествие по банкам. На этот раз кредит одобрили только в "Европлане" на Коломяжском проспекте. Полученные там 750 тысяч рублей Галина вновь отдала друзьям Евстафия. Итого, на восстановление храма в Орешке Галина собрала и отдала 3 011 000 рублей.

    Первые месяцы деньги по кредитам Галины действительно перечислялись, а потом перестали.

    "До меня дошло, что это самые настоящие аферисты. Я им звонила, спрашивала о своих кредитах, а они все время придумывали какие-то причины. То онкология, то вопросы с недвижимостью надо решить, другие неполадки. А отец Евстафий только говорит: "Верьте, терпите, молитесь - всё скоро разрешится". Последний раз я с ним разговаривала в апреле. Теперь поняла, что бессмысленно. Сегодня я в базе должников судебных приставов. Ославлена на всю страну. Что делать не знаю", - рассказывает 47news Галина.

    Интересно, что за все это время женщина так и не съездила посмотреть на шлиссельбургскую часовню. Во всяком случае, так она сказала 47news.

    Сегодня к руинам в Орешке отец Евстафий никакого отношения не имеет. Настоятелем храма является протоиерей Богдан Голод. Он же настоятель Храма усекновения главы святого Иоанна Предтечи в соседнем Кировске. Голод рассказал, что от проекта стеклянного футляра, который продвигал его предшественник отец Евстафий, было решено отказаться. У Голода свои планы на руины.

    "Евстафий хотел просто накрыть руины стеклом, а я считаю, что у храма должны быть и стены, и крыша, и купола. Все как положено. Необходимо полное восстановление. Мы работаем в направлении именно такого проекта. Но как такового проекта нет. Сейчас провожу службы на открытом воздухе", - рассказал 47news Голод.

    В государственном музее истории Санкт-Петербурга, филиалом которого является "Крепость Орешек", 47news сообщили, что хоть у храмовых руин и есть настоятель, хоть на них и ведутся службы, но объект является памятником и числится на балансе музея. Никакого решения о начале работ по реконструкции не принято, передавать объект Русской православной церкви не планируется. Но диалог с церковниками ведется.


    Сам же отец Евстафий сообщил 47news, что от дела по восстановлению памятников отошел. Теперь он служит в подворье Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря в Невском районе Санкт-Петербурга. Сам монастырь расположен в Лодейнопольском районе. "Не получилось восстановить храм. Не нашел понимания с музеем. Даже не знаю, что в Орешке происходит. Там теперь другой местоблюститель. Да и вообще перестал я вопросами восстановления заниматься", - заявил Евстафий. Дать ответ по поводу своих взаимоотношений с Галиной Титовой отец Евстафий пока не может.

    Евстафий утверждает, что отреставрировал пять церквей. В том числе из руин воссоздал Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Знаменке и стрельнинский Храм Святой равноапостольной княгини Ольги.

    Игумен Евстафий (Жаков) был настоятелем восстанавливаемого в Старой Ладоге на Малышевой горе храма Рождества Святого Иоанна Предтечи. Храм был полностью восстановлен, гостеприимно принимал многочисленных паломников и трудников. Далее - отец Евстафий - настоятель храмов - Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Знаменке, затем - храма Святой Равноапостольной Великой Княгини Российской Ольги в Стрельне. Все эти храмы восстановлены буквально из руин . Сейчас в них проводятся постоянно службы, принимаются паломнические группы, а игумен Евстафий стал настоятелем уже другого храма - пришла пора восстанавливать собор Рождества Святого Иоанна Предтечи в легендарной Шлиссельбургской крепости "Орешек", основанной в 1382 г.
    было....
    Храм Рождества Святого Иоанна Предтечи на Малышевой горе
    стало.



    Настоятель -игумен Евстафий (Жаков)




    Крепкий Орешек

    Игумен Евстафий и иеромонах Гавриил во время Божественной литургии в храме Иоанна Предтечи на острове Орешек. Состоялась первая Божественная литургия в начавшем восстанавливаться храме в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна в крепости Орешек города Шлиссельбурга.

    На развалинах храма Рождества святого Иоанна Предтечи в крепости Орешек города Шлиссельбурга близ Санкт-Петербурга 21 ноября с.г. состоялась первая за последние девяносто лет Литургия. Совершили ее недавно назначенный настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи игумен Евстафий (Жаков) и иеромонах Гавриил, клирик Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
    Не так уж и много найдется в России мест, подобных этому продутому студеными ладожскими ветрами островку.

    У основанной внуком Александра Невского князем Юрием Даниловичем крепости Орешек - героическое прошлое, и понятно, почему шведы так стремились овладеть ею. За девяносто лет оккупации они перевели на свой язык название крепости - она стала Нотебургом - и укрепили цитадель, но 11 октября 1702 года русские войска «разгрызли» шведский орех.

    Говорят, что Петр I послал на остров офицера с приказом командиру штурмующего отряда подполковнику Семеновского полка Михаилу Михайловичу Голицыну отступить. Голицын ответил посыльному: «Скажи Царю, что теперь я уже не его, а Божий», - и велел оттолкнуть от острова лодки. Штурм продолжался. Крепость была взята. Павших во время штурма героев похоронили внутри крепости.
    На стене церкви Иоанна Предтечи была установлена доска в память о них, но потом эту доску увезли в музей города.

    Ну а герой штурма, конечно, не мог знать тогда, что берет крепость, в которую через несколько лет засадят его брата, князя Дмитрия Михайловича Голицына.

    Петр I переименовал вставшую в истоке Невы крепость в Шлиссельбург - «ключ-город», объявляя тем самым, что этим ключом он открывает для России выход к Балтийскому морю.
    Однако новая, придуманная Петром I, задача крепости оказалась ненужной русской истории, потому что не прошло и полгода, как сломан был сам замок. В устье Невы тогда началось строительство Санкт-Петербурга, и хотя Шлиссельбург укреплялся все эти годы, никакого участия в боевых действиях он уже не принимал. Прошло более полутора десятков лет, прежде чем Петр I решил употребить свой «ключ» в тюремных целях.

    Первой узницей Шлиссельбурга он сделал свою сестру, царевну Марью Алексеевну, обвинив ее в заговоре, в котором она не участвовала. А следом за сестрой превратил в узника «города-ключа» и святого благоверного князя Александра Невского, вернее его святые мощи, которые посмели не поспеть в Петербург к празднованию годовщины Ништадтского мира. Решено было не ввозить их в Петербург до следующей годовщины и держать весь год в Шлиссельбургской крепости.
    Переход от воинской доблести к новой специальности нелегко дался старинной русской крепости, и в скрежете тюремного ключа различается нечто большее, чем обыкновенное лишение свободы.
    В 1723 году в крепости случился пожар и святые мощи Александра Невского сильно пострадали в огне, но все равно по воле Петра I были торжественно встречены в Санкт-Петербурге.

    На пер вой Литургии словно молились вместе со всеми от литые в бронзе воины-защитники Шлиссельбургской крепости... Торжественно встретили и другую узницу Шлиссельбурга - Евдокию Лопухину. Ее засадила в крепость императрица Екатерина I, но через год царица Евдокия вышла на свободу, и вышла уже… бабушкой императора Петра II.
    А «город-ключ» продолжал скрежетать, смыкая несмыкаемое, и племянница Петра I Анна Иоанновна заточила в крепость членов Верховного Тайного совета, которые избрали ее на царство: братьев Долгоруких и князя Дмитрия Михайловича Голицына.
    Узником Шлиссельбурга стал и курляндский герцог-временщик Эрнест Иоганн Бирон, сделавшийся после ее кончины регентом при четырехмесячном императоре Иоанне VI Антоновиче. Впрочем, Бирон сидел в Шлиссельбурге всего полгода, а вот Иоанну VI Антоновичу не повезло. Он просидел в крепости «безымянным колодником» девять лет и был убит при попытке поручика Мировича освободить его.
    Кровь безвинного страдальца обагрила древние камни Шлиссельбурга.
    Больше царственных особ в Шлиссельбургскую крепость не сажали.
    Теперь узниками цитадели были участник башкирского восстания мулла Батырша Алеев, убитый при попытке побега, и масон, издатель Николай Иванович Новиков; декабристы: Михаил, Николай и Александр Бестужевы, а также друг Пушкина И.И. Пущин, и другие. Среди них - поляк Валериан Лукасинский, проведший в одиночном заточении почти 38 лет; основатель и вдохновитель «Общества святых Кирилла и Мефодия» Николай Иванович Гулак; известный революционер-анархист Михаил Александрович Бакунин; участник заговора Каракозова Николай Андреевич Ишутин и член центрального национального комитета Польского восстания 1863 года Бронислав Шварце; народовольцы Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер, Т.А. Лопатин и другие.
    В Шлиссельбурге производились теперь и казни.
    10 октября 1884 года у крепостной стены, обращенной к Ладожскому озеру, повесили членов военной организации «Народной воли» офицеров А.П. Штромберга и Н.М. Рогачева, а 8 мая 1887 года - обвиняемых по делу «1 марта» А.И. Ульянова, П.Я. Шевырева и еще трех человек. «Среди русского народа, - сказал тогда Александр Ульянов, - всегда найдется десяток людей, которые настолько горячо чувствуют несчастье своей родины, что для них не составляет жертвы умереть за свое дело. Таких людей нельзя запугать чем-нибудь».
    И слились эти слова со скрипом ключей, открывающих двери злу и мраку, скопившемуся в шлиссельбургских подземельях, и откликнулся на них гимназист в далеком Симбирске, сказавший: «Мы пойдем другим путем».
    Безконечным и кровавым для России оказался этот путь, и вот, кажется, и нет уже давно ни Российской империи, ни СССР, а все еще не кончается эта мучительно долгая дорога.

    Владыко прещедрый! Слыши слова похваляющихся разорити святую веру Православную! Стань в помощь мне! Ты бо еси Бог наш, и на Тя уповаем! - сказал в минуту смертельной опасности для всей

    В разрушенном храме Литургия проходила под открытым небом. Руси святой благоверный князь Александр, собираясь на Невскую битву, и кажется, что только эти слова и способны заглушить недобрый скрежет шлиссельбургских ключей.

    И вот исполнилось время,

    и эти слова зазвучали наконец-то и на студеном ладожском сквозняке…
    И повторил их внучатый племянник повешенного в Шлиссельбурге Александра Ульянова игумен Евстафий (Жаков) (его бабушка Евдокия Александровна Ардашева была двоюродной сестрой братьев и сестер Ульяновых).

    12 октября указом Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, игумен Евстафий назначен настоятелем храма Рождества святого Иоанна Предтечи в крепости Орешек города Шлиссельбурга.

    И слушают эти вечные слова первыми вошедшие в храм бронзовые бойцы стрелковой роты 1-й дивизии НКВД и 409-й морской батареи, которые, продолжая героическую летопись крепости Орешек, обороняли в годы войны и крепость, и эту церковь.

    Почти пятьсот дней небольшой гарнизон держал здесь оборону, и все эти дни реял над колокольней Иоанновского собора советский флаг, и все эти дни совершалась Божия помощь, о которой в минуту смертельной опасности для Руси молился святой благоверный князь Александр Невский.
    И, стоя рядом с бронзовыми защитниками острова, слушаешь эти слова на развалинах открытого ледяному ладожскому ветерку собора Рождества Иоанна Предтечи, и кажется, видишь, как начинают подниматься стены собора, как воздвигаются обрушенные купола, как вершится Чудо Господне…

    Николай Коняев- Шлиссельбург, 01.12.2010


    «...Его Преосвященство призывал меня к себе и, одобряя моё слово вообще, в частности же указал, дабы в проповедях прямого отношения к жизни делать опасался, особливо же насчёт чиновников, ибо от них-де чем дальше, тем и освященнее».

    Н. С. Лесков. «Соборяне»


    Я познакомился с отцом Евстафием (Жаковым) в 1996 году в Старой Ладоге, где он восстанавливал храм Иоанна Предтечи на знаменитой Малышевой горе над Волховом.

    На моих глазах храм возрождался из мерзости запустения, но всё равно, когда смотришь на давние фотографии, трудно поверить, что храм поднимался из тех руин.

    В Старой Ладоге приходилось заниматься не только ремонтом. Однажды летним вечером, когда уже закончилась по-монастырски неспешная служба и отец Евстафий собирался идти закрывать двери, в храм вбежала пьяная, сильно избитая тринадцатилетняя девочка…

    Господи! - закричала она, рухнув на каменный пол. - Божья Матерь! Помогите мне!

    Потом выяснилось, что девочка с трудом вырвалась из сараев на берегу Волхова, куда её затащили взрослые рыбаки и попытались изнасиловать.

    С того самого вечера, занимаясь строительством и ремонтом, совершая богослужения и разыскивая благотворителей, начал создавать отец Евстафий свой «детский приход».

    Он вытаскивал из подвалов заброшенных родителями староладожских детей, принимал к себе «на работу», приучал к церкви...

    Не важно, как человек приходит в церковь. Пусть дети приходят, чтобы заработать здесь что-то, - говорил он. - Ребёнок всё равно изменится в церкви. И обязательно к лучшему.

    Далеко не всем прихожанам нравилось это.

    Чего ходить-то сюда деньги зарабатывать, - возмущалась одна из работающих в церкви женщин, когда я поинтересовался её отношением к «детскому приходу». - Не, не дело это у батюшки затеяно... Мыслимо ли, робят собирать... Милиция на это есть...

    Отец Евстафий не слушал этих «мудрых» советов. И если чудо - возрождение храма в нищем приходе, то создание детского прихода храма Рождества Иоанна Предтечи - двойное чудо.

    Очень скоро детей здесь стало больше, чем взрослых. И не только на службе. Когда завершалась литургия, дети не уходили домой, а собирались в трапезной. Усаживались за длинные столы. Помню, мы тогда попросили детей написать о том, что связывает каждого с этой церковью.

    Набралась целая кипа исписанных детскими каракулями листочков…

    «Я пришла в 1994 году в староладожский храм Иоанна Предтечи. Отец Евстафий иногда, когда у нас чего-нибудь нет, например понравилось платье, - купит. Порвались сапоги - думает над этим вопросом. Нету куртки или шапки - всё думает. От такой доброты и заботы тянет в храм, как магнитная волна. Но на самом деле нас всех тянет ближе к Богу...»

    «Меня зовут Аня. Мне 12 лет. Я выполняю послушание в храме Иоанна Предтечи. Я уже достигла чина младшей псаломщицы. Только в этом храме я поняла, что такое настоящая церковная семья. Наши братья Артемий и Виталий и одиннадцать сестёр. Наш регент Тамара Владиславовна стала нам мамой. Вот и всё. Я бы хотела, чтобы прибавилось братьев и сестёр. И чтобы сделали высокий клирос».

    «Меня зовут Ксения, мне 13 лет. Когда я пришла в храм Иоанна Предтечи, я не знала, как молиться и даже креститься не умела. Я узнала отца Евстафия. Мне нравится ходить в храм на службу. Я завела здесь хороших друзей. А вообще лучше храма и веры в Бога нету ничего лучше».

    Старую Ладогу, когда храм был окончательно восстановлен, отцу Евстафию пришлось покинуть. Услышав, что он покидает их, все дети в храме заплакали...

    Самому иеромонаху Евстафию, прибывшему к новому месту службы, было не до слёз - храм Равноапостольной княгини Ольги в усадьбе Михайловка под Стрельной являл собою тонущие в грудах мусора развалины.

    После войны здесь размещалась птицефабрика, потом делались попытки перестроить церковь под спортивную базу… Переустройства и перестройки кончились тем, что своды алтаря обрушились, кровля галереи оказалась содранной, каменный пол обвалился…

    Поднять без помощи государства этот ГИОПовский памятник архитектуры было нереально. Не приходилось рассчитывать и на материальную помощь епархии…

    Тем не менее отец Евстафий поставил посреди руин крест, как он делал это и раньше в трёх восстановленных им церквях, и в храме Равноапостольной княгини Ольги начались церковные службы. Помню, мела позёмка по полу храма, у стен, поблёскивающих разводами льда, надувало сугробы снега, и особенно проникновенно посреди руин звучали слова проповеди: «Пилат спросил у Христа: "Что есть истина?” - и Спаситель не ответил ему, потому что Он Сам и был ответом на этот вопрос. Господь Сам - Истина, Сам Путь, явленный нам во всей полноте»…

    Едва ли не каждый христианин рано или поздно сталкивается в своей жизни с непонятным, на первый взгляд, явлением: благодать Божия, которая носила его на руках, вдруг скрывается, и человек ощущает страшную пустоту внутри. Сначала это воспринимается как искушение; кажется, что пройдет день-два, и снова станет все, как прежде: и молитва «пойдет» сама собою, и на Литургии будет охватывать «неземная благодать», и любить всех будет легко, и смиряться перед всеми — в радость…

    Так оно поначалу и будет. Но потом это мрачное состояние повторится вновь. А потом вновь и вновь. А потом вообще может стать постоянным. Будут проходить дни, недели, месяцы, но легче не станет. Скорее, наоборот.

    Архимандрит Софроний (Сахаров), один из великих подвижников нашего времени, в своей знаменитой книге, посвященной старцу Силуану, так об этом пишет: «Бог оставляет человека?.. Разве это возможно?.. И, однако, в душе на смену испытанному чувству близости Бога приходит другое — что Он бесконечно, недостижимо далек, дальше звездных миров, и все призывания Его погибают беспомощно в пространствах. Душа внутренно усиливает свой крик к Нему, но не видит ни помощи, ни даже внимания. Все тогда тяжело. Все достается несоразмерно многим трудом, сверхсильным. Жизнь становится страдальческою, и у человека появляется сознание, что над ним тяготеет клятва и гнев Божий. Но когда пройдут эти испытания, тогда увидит человек, что непостижимо чудесный Промысл Божий внимательно хранил его на всех путях» .

    В этой работе мы попытаемся познакомить вас с тем, как понимает богооставленность архимандрит Софроний (Сахаров).

    Три периода христианской жизни. Часть вторая http://www.pravoslavie.ru/smi/52516.htm

    Иеромонах Евстафий (Халиманков)

    Богооставленность

    После короткого, как правило, периода первой, призывающей, благодати христианин вступает в новую эпоху своей духовной жизни. «Когда Бог видит, что уже ничто во всем мире не сможет снова оторвать душу от Его Любви (см.: Рим. 8: 35-39), тогда наступает период испытаний» . Об этом страшно и думать, не то что писать; однако в жизни христианина рано или поздно наступает этот период. Почему? И… за что ?

    Отец Софроний ( Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. — С. 61.) пытается дать ответ на этот непростой вопрос: «Господь страдал за всех нас. Его страдания воистину покрывают все болезни истории нашей по падении Адама. Чтобы познать как должно Христа, и нам самим необходимо включиться в Его страдания и переживать все, если возможно, как и Он Сам. Так, и только так познается Христос Истина; то есть бытийно, не отвлеченно, не чрез психологическую или умственную веру, не преложившуюся в жизненный акт» .

    Дары первоначальной призывающей благодати отнимаются у человека как «неправедное богатство», не принадлежащее ему, непричастное его греховной природе. Отец Софроний пишет, что «стяжать сию Любовь [Божию] есть конечная цель христианского подвига. Достижение сей цели связано с долгим и трудным путем. Но испытать посещение Божие в великой силе возможно по дару Свыше в какие-то моменты, когда душа в порыве раскаяния в грехах становится восприимчивою к сходящему на нее от Бога Свету. Однако эти первые посещения еще не суть навеки стяженное состояние спасенных. Это еще только “неправедное богатство”, которое может быть отнято за неверность. Сохранить же сию благодать, пребыть верным всему, чему она нас научила, невозможно без глубокого плача годами (см.: Лк. 16: 9-12)» . Опыт первой благодати «есть только некоторое предвкушение обетованного обожения, — снова пишет отец Софроний, — опыт, как вдохновляющий нас призыв на подвиг, а не уже завершенный акт обожения. Сей дар благодати обогащает нас познанием о том, что Бог приготовил любящим Его (ср.: 1 Кор. 2: 9), но он, дар, еще не является вполне стяжанием нашим и может быть отнят как “неправедное богатство”… Но познание остается как память в душе» . Эта память в период богооставленности будет давать христианину силы жить и вообще не отчаяться до конца.

    В своей книге «Преподобный Силуан Афонский» отец Софроний посвятил второму периоду — периоду богооставленности — целую главу, назвав ее «Духовные испытания». Познакомившись с этой главой, мы увидим, что учение отца Софрония о трехэтапном движении души к Богу неоригинально — по сути, это учение старца Силуана. Впрочем, сам отец Софроний всю жизнь просто и смиренно повторял: «Недоведом для меня Промысл Божий, давший мне задачу послужить великому подвижнику преподобному Силуану Афонскому. Сидя у его ног, мне дано было слышать духовные слова этого избранника Божия» .

    «Человеку с Богом не всегда легко…» — начинает отец Софроний вышеуказанную главу «Духовные испытания». Ввиду особой важности этой главы мы позволим себе довольно пространные цитаты оттуда.

    «Путь христианина в общих чертах таков. Сначала человек привлекается к Богу даром благодати, и когда он уже привлечен, тогда наступает длительный период испытания. Испытывается свобода человека и его доверие к Богу, и испытывается подчас “жестоко”. В начале обращения к Богу и малые, и большие едва высказанные просьбы обычно скоро и чудесно исполняются Богом; но когда наступает период испытания, тогда все изменяется, и небо словно закрывается и становится глухим ко всем молениям. Ревностному христианину все в жизни становится трудным. Отношение к нему людей ухудшается; его перестают уважать; что прощается другим, ему не прощают; труд его почти всегда оплачивается ниже нормы; тело становится легко подверженным болезням; природа, обстоятельства, люди — все обращается против него. При всех естественных дарованиях, не меньших, чем у других, он не находит применения им. Ко всему этому он терпит многие нападения демонических сил. И последнее, самое тяжкое и несносимое страдание — Бог оставляет его. Тогда страдание достигает своей полноты, ибо им поражен весь человек во всех планах своего бытия» .

    «Чтобы мы познавали исходящие от Бога дары, Он после посещения оставляет нас на время. Странное впечатление производит богооставленность. В молодости я был живописцем… Этот естественный дар пребывал внутри меня. Я мог утомляться, не иметь сил на работу, не быть вдохновенным; но я знал, что дар сей есть моя натура. Когда же Бог покидает, тогда ощущается некий провал в самом бытии; и не знает душа — возвратится ли когда-нибудь Ушедший. Он — иной по природе Своей; Он скрылся, и я остался пуст; и пустоту эту страшную переживаю как смерть. С Его приходом мне было явлено нечто прекрасное, милое сердцу, превосходящее мое самое дерзновенное воображение. И вот я снова в том состоянии, которое раньше казалось мне нормальным, удовлетворительным, а теперь оно ужасает меня; представляется слишком животным, скотоподобным… Я был введен в дом великого Царя; я знал, что я родственник Ему, но вот опять я не больше, чем бездомный скиталец» .

    «Человеку с Богом не всегда легко. В период отнятия благодати, который обычно весьма продолжителен, Бог иногда может представляться душе беспощадным мучителем. Не достигая милости Божией, несмотря на предельно доступный для него подвиг и труд, человек страдает настолько тяжко, что, если бы было возможно, отказался бы вообще от всякого бытия.

    В чем же его страдания? Ответить на этот вопрос — задача нелегкая.

    Испытав Бога, познав жизнь во свете Лица Божия, душа уже ни в чем в мире не находит себе ни покоя, ни удовлетворения и ни на чем не может остановиться, и вместе все, кроме Бога, окружает ее. Все, что познала она как зло, как тьму, всякое демоническое действие обуревает ее, и мучительство страстей по временам доходит до последнего напряжения, а Бог словно отвратился от человека и не внимает никаким призывам его. Как самое беспомощное существо, повисает он над страшной бездной и кричит к Богу о помощи, но все крики остаются неуслышанными. Богу как бы безразличны все его страдания. Душа знает о своем отступлении от любви Божией и терзается сознанием своей неправды и измены Богу, но вместе она взывает к Нему о помиловании и не находит его. Лишь как обличитель в беззакониях предстает Бог душе, и она истаевает от этих обличений. Она сознает правду суда Божия, но страдания ее от этого не умаляются. Не воображением, но действительно погружаясь в сень смертную и не обретая с собою Бога, Которого зовет день и ночь, душа страдает невыносимо.

    Встает вопрос: зачем же все это?

    Во время самого испытания душа не может воспринять его как проявление милосердия Божия или доверия Бога к ней, как желание Его приобщить человека святости и полноте бытия в Себе. Душа знает только одно: что Бог оставил ее после того, как явил ей Свой Свет, и тем безмерно умножил ее страдания. И когда, обессиленная вконец, она не видит Бога, склоняющегося к ней Своим милосердием, тогда приходят такие мысли и чувства, о которых хранится молчание. Душа нисходит во ад, но не так, как нисходят не познавшие Бога, не имеющие в себе света истинного богопознания и потому слепые, нет, она нисходит туда способная к осознанию созерцаемого ею мрака.

    Так бывает лишь с теми, кто познал Божественную благодать и затем потерял ее» .

    Отец Софроний подчеркивал, что «не верующие в Бога не знают богооставленности. Сие горе переживают лишь те, кто уже познал благость Бога и всеми силами стремится пребывать в Нем и с Ним. Чем в большей мере вкусил человек радости единения с Богом, тем глубже страдает он при разлуке с Ним. Последний предел, известный нам из Евангелия, — есть Сам Господь: после молитвы с кровавым потом в Гефсимании, в которой Он отдал все Отцу Своему, на Кресте он возопил громким голосом : Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?.. и опять возопив… испустил дух (ср.: Мф. 27: 46-50). При таком полном истощании человека Христа Иисуса (ср.: 1 Тим. 2: 5) — истощание сие преобразилось в столь же завершенное обожение воспринятого Им в акте воплощения нашего естества. И Ему, уже как “человеку”, дано Имя, превысшее… всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем (ср.: Еф. 1: 21; см.: Флп. 2: 9)» . Таким образом, опыт богооставленности прошел Сам Господь Иисус Христос, свидетельством чему были Его последние минуты на Кресте.

    В своих беседах отец Софроний часто возвращался к «образу Иисуса Христа, восходящего на Голгофу» . Каждый христианин должен последовать за Христом, подражая Его подвигу истощания, хотя, конечно же, «никто из земнородных не достигает полноты Христа в мире сем. Христос — изумляющее нас чудо: Бог всемогущий, Он умаляет Себя чрез воплощение во всех последующих за сим страданиях вплоть до смерти на Кресте и схождении во ад. Чудо в том, что в нашей рабской (см.: Флп. 2: 7-8) форме бывания Он явил совершенство истощания Божией любви: СОВЕРШИЛОСЬ! (Ин. 19: 30; см.: 17: 4). Никто не может сравниться с Ним, но аналогия должна быть дана, хотя бы некоторым, чтобы ПОЗНАТЬ БОГА ДУХОМ СВЯТЫМ» . Такое ПОЗНАНИЕ отец Софроний называл «вдохновением свыше» — этому вдохновению он учил своих монахов. Господь ожидает от нас «повторения Его жизни на Земле» ; вся Его земная жизнь была истощанием и закончилась на Кресте.

    В чем же основной смысл богооставленности? Человеку необходимо пройти ад богооставленности главным образом для того, чтобы смириться. Когда от нас отступает Божия благодать — «ощутимая», начинается жестокая брань со страстями. Христианин знает уже — из Евангелия, из святоотеческого предания, да и из собственного покаянного опыта — что есть грех; и благодаря именно этому знанию (см.: Рим. 7: 7-12) страдает от тирании живущего в нем греха (см.: Рим. 7: 13-24). «Заповеди ставят нас лицом к Лицу Абсолютного Существа. Все наши попытки соблюсти их, заповеди, неизбежно проваливаются. Мы обнаруживаем нашу полную непригодность для сего шествия. Мы видим в себе такие извороты духа-ума и такие страсти сердца, которые убивают нас. Страх отпадения от Бога, в Которого мы уверовали, велик. Мы непременно приходим в сердечную тугу от нас самих. Все, чем мы считали себя обогащенными в прошлом, мы отбрасываем и становимся обнаженными от всего: от наших земных привязанностей и знаний, и даже воли: так мы обнищеваем, “истощаемся”» .

    Исходя из опыта первой благодати, человек жил уже в полной уверенности своего «богосыновства»; он считал себя во многом свободным от греха (по крайней мере, от своего греховного прошлого). И вот он видит, что ничего, оказывается, не изменилось в нем: грех владеет им с прежней силой, но страдания христианина от этого «закона греховного» (см.: Рим. 7: 23) значительно усиливаются, так как и в уме, и в сердце живет память о первой благодати.

    Священник храма Святой Равноапостольной Княгини Ольги на Михайловской Даче игумен Евстафий (Жаков) рассказал «АПН-Северо-Запад» о развитии ситуации вокруг знаменитой иконы с изображением Сталина, отношении к возможному захоронению тела Ленина, дискуссии с дьяконом Андреем Кураевым на ОРТ, а также - о том, почему либералы в церкви побеждают консерваторов.

    Отец Евстафий, прежде всего, расскажите о вашей судьбе после того как вы вынуждены были убрать икону святой Матрены Московской из храма? Вы по-прежнему служите?

    Я оставил должность настоятеля, потому что считаю, что моя репутация создает трудности для других священников и для правящего архиерея. Тем не менее, я по-прежнему игумен, служу в храме, являясь вторым священником. Но дальнейшая судьба мне пока неясна: все в руках Божьих.

    За последние пару месяцев вы приобрели общероссийскую известность. Как вы воспринимаете этот обрушившийся на вас пиар? Вы хотели славы, когда повесили эту икону в храме, или это получилось само собой?

    Вообще я, как человек грешный, славу люблю. Мне нравится, когда обо мне говорят. Но то, что вы называете сейчас славой, это целая цепь очень неприятных для меня характеристик. Мне иногда даже трудно их воспринять достойно.

    Когда мы поместили эту икону в храме, то мы знали, что таких икон, по меньшей мере, несколько. Единственное, что мы сделали: клеймо иконы святой Матрены Московской (с ее житийного образа) написали отдельной иконой.

    Мне говорят, что этого случая не было. А я знал людей, которые видели, как Сталин приезжал к святой Матрене. В Иванове я был знаком с одной старушкой по имени Анастасия, лет 75. Она сама видела, как в один из дней октября 1941 года в Староконюшенный переулок, где жила тогда Матрена Московская, подъехала машина. Сталин вышел из автомобиля без охраны, зашел внутрь. Все было очень быстро, минут десять. Слова, которые Матрена Московская сказала Сталину, она слышала, и, наверное, передает их близко к тексту.

    Я не понимаю, почему мы боимся говорить о том, что святая благословила вождя. Здесь нет ничего страшного. Победа в Великой Отечественной войне - это заслуга и Матрены Московской, благословившей Сталина.

    И все-таки, вы ожидали такого пиар-эффекта, скандала, или нет?

    Я не хочу быть причиной такого пиара. Но если это нужно для восстановления справедливости в отношении Сталина, я готов пиариться. Кстати, наш народ отдал Сталину должное. Он внес вождя в XXI век, проголосовав за него в проекте «Имя России».

    Расскажите, какие у вас остались ощущения от дискуссии с дьяконом Андреем Кураевым в шоу Андрея Малахова «Пусть говорят», где обсуждали Сталина?

    Что касается Малахова, то это совсем не тот человек, которого обычно видят зрители. То, что он мне говорил после передачи, уверило меня в том, что это - чистый, открытый, честный человек. Ему приходится быть другим перед камерой. То, что он мне говорил лично, меня потрясло, это был момент истины. Другой вопрос, что он связан по рукам и ногам, поэтому мне нещадно затыкали рот, а большую часть моего выступления просто вырезали. Кстати сказать, я очень рад, что вырезали, потому что мои реплики в сторону дьякона с профессорской внешностью были довольно грубыми. И хорошо, что эта нетактичность осталась за кадром. Это немножко улучшило мой имидж.

    В эфире я просто был молчащей жертвой, которой не дали говорить. Хотя на съемках с моей стороны были довольно жесткие выпады в адрес дьякона. Ну, вырезали - так вырезали. Тем не менее, было сказано главное. Есть икона святой Матрены Московской, благословившей вождя. Этот эпизод - правда, а не выдумка. Так что я считаю, что цель достигнута, хотя, конечно, средства не совсем хороши. Все-таки «Пусть говорят» - «желтая» передача.

    А вы считаете нормальной ситуацию, когда два священнослужителя ругаются прямо в эфире?

    Церковную этику нужно соблюдать, конечно. Перед записью программы дьякон Кураев подошел ко мне под благословение, и здесь он был абсолютно прав. Но то, что он делал дальше, - это нарушение этой самой этики. Его высказывания были лишены всякого уважения к сану. В этом отношении в нем было что-то большевистское, конечно. Выражаясь современными словами, дьякон просто оборзел. Наверное, у него были основания так себя вести. Возможно, кто-то советовал ему как можно жестче разговаривать со мною.

    Дьякон Кураев после эфира написал на своем форуме о вас: "Пошел ради того, чтобы посмотреть на сталиниста-игумена Евстафия. Случай оказался более запущеным, чем я думал. О. Евстафий - родственник Ленина! В Сталине видит Божьего вестника, который помогал людям найти дорогу в Царство Божие, раздавая им мученические венцы (аналогичная бредня есть у самых отъявленных почитателей Ивана Грозного)".

    Я могу ответить, что Господь наш Иисус Христос многое попущает. Он грешникам разрешает развернуться во всю мощь своего греха. Для того чтобы на фоне этих грешных деяний была еще более ясна и заметна высота подвига тех, кто идет на Голгофу. Если бы Господь наш Иисус Христос стремился избежать крови, страданий, мучений, он бы не взошел на крест. И мы, священники, должны помнить, что наша дорога - дорога к Голгофе. Избегать трудностей, казней, пыток, которые попустил Господь, - это значит уйти с дороги, по которой шел сам Иисус Христос.

    С этой точки зрения мы не можем поддерживать Ивана Грозного, убившего Корнилия Псковского. Но мы при этом должны восхититься самим Корнилием, который ныне причислен к лику святых, и не без участия такого великого грешника, как Иван Грозный. Думаю, что и без новомучеников нам жилось бы очень плохо. А среди них есть и такие, которых сами священники сдавали, оклеветав, чтобы скостить себе срок. Те, кто сдали в руки палачей своих собратьев по службе, вероятно, должны были получить возмездие за эти действия. И это все тоже было попущено Богом.

    Говоря о ГУЛАГе, можно перефразировать известную пословицу: «или ГУЛАГ, или пропал». Если бы у Сталина не было таких жутких возможностей, как привлечение к строительным работам заключенных ГУЛАГа, то, я думаю, страна пропала бы: не было бы построено нужное количество заводов, фабрик и железных дорог. Это та ужасная цена, которую Сталин, скрепя сердце, должен был заплатить за благополучие своей страны.

    Кстати сказать, Сталин был благословлен двумя патриархами - Сергием и Алексием Первым. Они оба говорили о том, какой он добрый. А патриарх Сергий сказал о том, что у такого доброго человека в душе обязательно Бог. Он вынужден был быть жестоким, поскольку того требовала судьба страны.

    Можно прояснить поподробнее вопрос вашего родства с Лениным…

    В мавзолее лежит двоюродный брат моей бабушки - Евдокии Александровны Ардашевой. Они были очень дружны. Однако бабушка, видимо, была несогласна с некоторыми экстремистскими высказываниями будущего вождя, и постепенно произошло некоторое охлаждение. У нас в семье к Ленину отношение двойственное. Моя прабабушка была обижена при дележе имущества, она даже умерла с расстройства. Но это все давно ушло.

    Какова ваша позиция по вопросу возможного захоронения тела Ленина?

    С моей точки зрения, убрать вождя Ильича из мавзолея - это кощунство. Я неоднократно встречался с участником парада 7 ноября 1941 года Георгием Александровичем Рыбакиным. Он мне рассказывал о своих чувствах, когда их высадили на Красной площади: «Я был так горд, что иду мимо мавзолея, что меня приветствует вождь, что я готов был пожертвовать собой, не страшно было умереть». И я думаю, что эти слова - типичные для тех воинов, которые шли мимо мавзолея и видели в нем своеобразный устой нашего государства. Не надо кощунствовать над памятью этих людей, которые уже не могут нам возразить.

    Помните такие слова - «им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»? Манипуляция с мавзолеем станет еще одним таким потрясением. Я думаю, что нельзя раскачивать устои великой страны. И так уже достаточно раскачали.

    Есть ли у вас единомышленники в церковной среде, разделяющие такую позицию по отношению к советскому прошлому?

    Единомышленники есть. Я знаю, по меньшей мере, двух архиепископов, которые очень тепло относятся к Сталину, одного архимандрита, многих священников. Дело тут не в какой-то особой любви, а в том, что эти люди видят, сколько Иосиф Виссарионович сделал для государства. Он оставил нам страну, которая до сих пор не разграблена, не разворована. Запас прочности был велик. И за это Сталина надо благодарить.

    Однако никто из ваших единомышленников открыто не выступает. Мы слышим только голоса церковного мейнстрима - того же дьякона Андрея Кураева, отца Всеволода Чаплина и других… Почему же консервативное крыло РПЦ никак не афиширует себя?

    А где получат слово консерваторы? Я пошел к Малахову, но другие вряд ли пойдут туда или, скажем, на «Эхо Москвы». Если консервативное крыло себя и проявит, то - в молчании. А это молчание - все-таки некая масса, которая имманентно, скрытно, может быть, повернет церковный корабль.

    Церковные либералы активно используют интернет, телевидение, рок-концерты. Они стараются говорить с людьми на современном языке, в чем, в принципе, преуспели. А почему бы консерваторам не научиться делать то же самое?

    Либералы более энергичны, они лучше чувствуют запах современности. А мы вовсе не в хвосте у либерального крыла, как может показаться. Мы в глубине. Думаю, что консервативная часть церкви - это нечто ограничивающее тех, кто может слишком далеко зайти. А то ведь можно и службу в рок-концерт превратить.

    Может быть, какие-то молодые люди придут на Шевчука, услышат дьякона Кураева и заинтересуются его проповедью. Потом им надоест эта пена, они захотят пойти поглубже, и тогда придут к нам. Кстати, в наш храм святой Ольги ходит довольно много молодежи, хотя у нас нет рок-концертов, и к тому же до нас не так просто добраться.

    А вообще нужно признать, что консервативная церковь - церковь уходящая. Она постепенно сходит в могилы. Это очень грустно. И остаются эти самые рвущиеся вперед наглые дьяконы. Эти «энергичные люди», по терминологии Шукшина, торжествуют сейчас. К сожалению, никто не может их остановить, что в итоге приведет к перерождению церкви. Но, значит, и на это есть попущение божие. Наверное, есть тут какое-то рациональное зерно, которое мы не можем пока оценить.

    беседовал Андрей Дмитриев

    Выбор редакции
    Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

    б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

    К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

    В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
    Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
    Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
    Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
    Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
    Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...