Игумения юридическая. В алексеевский ставропигиальный монастырь возвращена старинная икона преподобного алексия, человека божия


Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф.25: 31-40).

Как вы думаете, почему Господь называет Своих учеников, которых ставит справа от Себя, оправдывает и милует, – овцами? С левой стороны от Него – козлища рогатые, с копытами, неопрятные и неприятные существа, а истинных учеников Он зовет овечками. Почему?.. А какие они, овечки? Любой пятилетний ребенок скажет: «Овечки послушные, беленькие, чистенькие, кроткие». Убегают овечки от пастуха, прячутся от него где-нибудь за деревьями? Нет, как только они услышат звон колокольчика пастыря, сразу спешат к нему.

Вот таковы же и истинные ученики Христовы – послушные, чистые, кроткие. И непременно творящие дела евангельского милосердия, которые нам обязательно нужно запомнить. Что спросит Господь с нас на Страшном Суде? Выучили ли мы второй иностранный язык? Знаем ли мы наизусть таблицу умножения? Об этом папа с мамой нас спросят. А Господь спросит о другом: делали ли мы дела евангельского милосердия?

Первая пара таких дел: голодного накорми, жаждущего напои. Не оставляй человека в беде, не спрашивай его об убеждениях, о вероисповедании; если видишь алчущего и жаждущего – накорми и напои. Когда я был еще молодым священником, две сестры-старушки часто передавали мне деньги в конверте, а на конверте было написано: «В столовую на бедных». Никогда они не упускали возможность передать лепту. Однажды я поинтересовался: «Почему вы именно так жертвуете?». – А они в ответ: «Нас мама приучила. Мы жили в подмосковной деревне, был голод, холод, а мы жили неплохо – отец был труженик (священник). Потом отца расстреляли, а в дверь по-прежнему часто стучали и просили подаяние. Мама была уже частично парализована, лежала и только спрашивала: “Кто там?” Мы отвечали: “Пришли за подаянием, мы отдали им засохшие горбушки, оставшиеся с прошлой недели”. А мама говорила: “Нет, верните его и отдайте свежий хлеб, мы как-нибудь перебьемся”».

Следующие дела милосердия: замерзающего – одень, прикрой наготу, поделись лишней парой обуви; странника прими в дом. Тут, конечно, нужна рассудительность: странники бывают разные, и странные бывают у них привычки. Но эта заповедь касается также и родных, и близких, и друзей. Вот, например, Масленица: некоторые считают, что это время праздника, веселья – а это не совсем так. Масленица – это время, когда мы должны оказывать друг другу особое гостеприимство, общаться, чтобы из наших сердец вышли все занозы. Поссорился с кем-то – пригласи его в гости или в кафе, угости: совместная трапеза смягчает обиды, примиряет людей.


И наконец – больного навести, находящегося в темнице посети, то есть прояви внимание к людям, которые особенно ждут помощи. В древности мамы пекли на праздники куличи, пироги, одевались по-праздничному и вместе с детьми посещали остроги (по-нашему – камеры предварительного заключения). Ребенок брал такой кулич и передавал через решетку заключенному, учился делам евангельского милосердия.

Если день прошел, а мы не совершили ни одного из этих добрых дел, то день прожит почти что зря.

Март 2019 года

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

После поклонения Вифлеемских пастушков новорожденному Богомладенцу и наречения Ему имени Иисус сорокодневный Господь был принесен в Иерусалимский храм.

Здесь встретили Его исполненные благодати Божией старец Симеон и Анна пророчица. По внушению Духа Святого они изрекли о Богомладенце дивные свидетельства как о Мессии Израиля и Спасителе мира...

Кто бы из нас не желал себе в пожилые годы подобного нравственного состояния? Ведь оно предполагает ясность ума, умиротворение сердца, открытость души для восприятия живительной энергии Духа Святого...

Чему может христианская молодежь поучиться у этих ветхозаветных праведников?

Прежде всего - ЧИСТОЙ и безукоризненной ЖИЗНИ. Оба они хранили девство как зеницу ока. Святая Анна, вступив в честное супружество непорочной, была верна своему избраннику и после его кончины.

Святой Симеон, будучи праведен, отличался удивительным долголетием. Это значит, что он словом и делом почитал своих родителей, почему и дожил до преклонного возраста. ПРАВЕДНОСТЬ состоит еще в том, чтобы общение с людьми совершенно растворять жертвенной любовью, никогда никого не обижая и никому не нанося и малейшего ущерба.

Этих святых отличало БЛАГОЧЕСТИЕ, то есть всецелое посвящение себя Богу. Анна угождала Всевышнему ПОСТОМ И МОЛИТВОЙ, служа в храме день и ночь; Симеон, стяжав дух непрестанной молитвы, главные вехи своей жизни освящал ПОСЕЩЕНИЕМ Иерусалимского ХРАМА, где сподоблялся озарений свыше.

Всё перечисленное сделало праведников НОСИТЕЛЯМИ ДУХА СВЯТОГО, Который освящал их помыслы, руководствовал намерениями, внушал им богоугодные действия, открывая тайны Провидения.

Вот почему святые Симеон и Анна были смиренны и послушливы, кротки и мирны, молчаливы и молитвенны, мудры и мужественны, любвеобильны и радостны, соединяли со внимательностью и проницательностью дар подлинного ясновидения и пророчества...

Позаботимся же, дорогие мои, с юных лет угождать Богу верой и покаянием - и Господь Иисус Христос, по милости Своей, дарует нам маститую старость, изобилующую плодами Духа Святого.

«ВЫ СВЕТ МИРА»

Приближается Христово Рождество, праздник появления на нашей грешной земле Живого Бога... На Него, безгрешного Младенца, указала персидским волхвам чудесная Вифлеемская звезда; к Нему, новорождённому Сыну Марии, были посланы Ангелами пастухи, которые несли свой дозор, оберегая овец от ночных хищников.

Потому так светозарна эта неповторимая ночь, что во все концы вселенной исходят от новорождённого Спасителя Божественное сияние. Это лучи Его совершенств - всемогущества, премудрости, благости... В наших сердцах они отражаются искорками нравственных качеств - добродетелей - светлых мыслей, чувств, слов, поступков. Чем живее наша вера, чище сердце, искреннее молитва, тем ярче разгорается искра той или иной добродетели. Скажем о нескольких из них.

Во-первых, это самая вера - убеждённость ума и сердца в том, что Господь видит и слышит нас, непрестанно подавая нам Свою невидимую помощь. Для того чтобы вера была живой, зрячей, горячей, нужно постоянно мысленно обращаться к Богу («Господи, помоги, вразуми, помилуй, наставь!»), как к дитя к отцу, с доверием и благоговением.

Во-вторых, доброта, милосердие, сострадание к людям. Взращивая в своём сердце участливость и заботливость, радушие и гостеприимство, мы незаметно для себя приблизимся к Богу и будем постоянно ощущать Его поддержку.

И наконец в третьих - целомудрие. В наше время особенно важно подрастающему поколению хранить себя от растления, блюсти чистоту души и тела. Родителям - держаться супружеской взаимной верности, избегая греха прелюбодеяния. Нравственная и духовная жизнь возможна лишь при строгом соблюдении целомудрия. Кто не устоял в нём, призван исправить свою жизнь, пройдя исповедь с участием православного батюшки - священника.

Для того чтобы Христовы лучи веры, милости и чистоты сияли в нас, не будем забывать о смирении - сознании своей ограниченности и немощи... «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», - гласит Священное Писание.

Пусть же, дорогие читатели, души наши будут светлы и радостны - и мы встретим Рождество Спасителя в сиянии Божией благодати!

Протоиерей Артемий Владимиров,

духовник Алексеевского женского монастыря,

педагог, член Союза писателей России

"Грешочки в горшочках".

Урок в школе при Алексеевском монастыре. 18.10.2018 г.

Какое неприятное открытие! В сердечке у первоклассников, в горшочках, растут злые колючки – самодовольство, непослушание, обзывательство, неряшливость... Нужна срочная операция по удалению! Будем учиться оказывать себе и друг другу эту медицинскую услугу. И пусть всё будет хорошо!

"Служение России в монастырской школе".

Урок в школе Алексеевского монастыря. 20.09.18.

Вызовы современной истории, история Алексеевского монастыря, задачи учеников и пути их решения.

ДМИТРОВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

Для нашего народа, крещенного во имя Троицы, особенно святы дни поминовения усопших.

Дмитровская панихида была установлена по почину преподобного Сергия Радонежского в память русских воинов, павших на поле Куликовом в 1380 году.

С тех пор в этот день мы с особым благоговением молимся об упокоении воинов России, отдавших жизнь за веру, царя и Отечество.

Церковь всегда приравнивала их подвиг к мученичеству за Христа. Защищать Родину в годину войны - священный долг настоящего мужчины. Обращать внимание на физическую подготовку, взращивать в себе мужество и готовность к жертвенному служению ближним - неотъемлемая от ученических лет задача.

Каковы качества подлинного защитника Отечества?

Это, во-первых, умение преодолевать малодушие и страх. Сохранение хладнокровия на поле боя, смекалка и рассудительность спасительны. И напротив, паника в большинстве случаев губит солдата. Христиане черпают нравственные силы в молитве, которая помогает сохранять ум светлым, концентрирует волю и вселяет в сердце благую уверенность в помощь Отца Небесного.

Во-вторых, русский воин силен чувством братского единения с боевыми товарищами. Взаимная поддержка, слаженность общих действий, готовность прийти на помощь собрату - одно из главных условий победы.

И наконец, великодушие, благородство и милосердие. Война - жестокое дело. Как важно не потерять человеческого образа участнику сражения, не превратиться в зверя, когда речь идет об отношении к военнопленным! Христианин всегда помнит о том, что Господь заповедал нам любовь. Она учит жизнь свою полагать на поле брани в бесстрашной борьбе с врагом, но та же любовь побуждает проявлять милосердие к людям, которые уже не могут оказать нам сопротивления.

Поминая души воинов на соборной молитве в родительские дни, будем, дорогие мальчики и юноши, делать это с благоговением - и отдавшие свою жизнь за Родину поделятся с нами своей доблестью, чтобы никому из нас не было «мучительно больно за бесцельно прожитые годы»...

ПОЗДРАВЛЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ С ПРАЗДНИКОМ ПОКРОВА ПРЕЧИСТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

Дорогие мои юные друзья!

Вы знаете, что на заре отечественной истории ладьи языческого славянского войска были разметаны бурей, разыгравшейся на Босфоре.

Выжившие русские князья - Аскольд и Дир - приняли святое крещение, познав в своем поражении крепкую руку Всевышнего, Которому с великой верой молились тогда осажденные греки. С этого времени наши предки и стали почитать Взбранную Воеводу - Пречистую Деву Марию. Ведь, как известно, именно Ей посвящен второй Рим - город Константинополь.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»,- гласит Священное Писание. Мало-помалу Промысл Божий стал возвышать Русь, покуда не привел её к великой славе, соделав мощным и цветущим царством.

На долю нашего народа впоследствии неоднократно выпадали тяжкие испытания. И всякий раз, когда русские люди смирялись перед постигшими их бедствиями, Господь вновь возвышал наше Отечество, даруя ему высокое предназначение - возвещать миру правду и любовь Христовы.

Сегодня Россия переживает непростые времена. Ей предстоит оправиться после страшного потрясения девяностых годов, когда из-за безбожия распалась советская держава.

Эта катастрофа стоила многих миллионов жизней наших соотечественников. Сама страна наша оказалась на краю пропасти. Но Бог возвиг державных мужей, задавшихся целью восстановить попранное.

Именно вам, поколению двухтысячных годов, надлежит быть участниками мирового исторического процесса на благо нашей Родины. Вот почему юношам и девушкам России XXI столетия нужно много учиться и трудиться, чтобы стать достойными своих великих предков.

Но главное - с юности взрастить в своем сердце православную веру, горячую и зрячую, которая могла бы двигать горами.

Постоянно принося искренние молитвы Божией Матери, прося Ее о помощи и заступлении, как зеницу ока храните, дорогие мои,

чистоту души и тела.

Знайте, что от человека нецеломудренного и пошлого отходит благодатный покров Создателя. Тот, кто грешит сквернословием или нечист на руку, бесцельно часами просиживает перед компьютером и просаживает драгоценное время, без сожаления убивая его в виртуальных сетях, пронизанных соблазнами, духовно слепнет.

Таких людей называют обывателями, «юзерами и лузерами», неудачниками в жизни. Не того ожидает от нас Провидение.

Пречистая Дева и святые Русской Земли призывают нашу молодежь к поистине великим свершениям...

Однако быть избранником Божественной воли может только искренне верующий, добрый и кроткий, целомудренный человек.

Да благословит вас Господь, дорогие наши школьники, на труды праведные во славу Его святого имени под светоносным покровом Царицы Небесной!

Протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевской обители, педагог, член Союза писателей России

"Тятя, тятя, в наши сети притащило мертвеца".

Урок протоиерея Артемия Владимирова в школе при Алексеевском монастыре. 29.12.16.

Батюшка рассказывает об опасностях, которые ожидают неопытного путешественника в пространстве социальных сетей, призывает родителей, учителей и священников к борьбе за чистоту детских душ, выявляет те способы и механизмы, которыми "компьютерное зазеркалье" улавливает в свои сети неокрепшую детскую психику.

МИР ВАМ, ШКОЛЬНИКИ!

Дорогие друзья, вновь к нам приходит осень, а с нею - и новый учебный год...

Всё больше появляется желтеющих крон, становятся холоднее вечера, август, последний летний месяц, передаёт эстафету сентябрю.

Но это нисколько не повод для грусти, отнюдь нет... Жизнь мила нам своим разнообразием и переменами. Пора учения воистину прекрасна! Почему? Потому, что каждый из нас одарён способностью и одновременно потребностью познавать. Тот, кто лишён возможности учиться или добровольно отказывает себе в учении, - несчастен. Как птица скучает по воздушной стихии, а цветок - по солнечному свету, так наш ум тянется к познанию окружающего мира и главных законов бытия.

Подобно губке, вбирающей в себя воду, душа ребёнка жаждет новых впечатлений и сведений, навыков и умений, самые ценные из которых собраны людьми в науках и искусствах.

Школа и призвана отворить вам дверь в неведомый, но притягательный мир знаний.

Прежде всего хочется сказать об УРОКАХ ЖИЗНИ, добра и правды, веры и любви, которые каждый педагог, каждый родитель должен преподавать делом и словом, служа детям благим, назидательным примером. Учитесь, мои друзья, этим урокам всегда, стараясь подражать

всему хорошему, что вы видите вокруг себя, и отвращаясь от дурного и соблазнительного.

Надеюсь, вы уже нашли дорогу в ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ, где совершаются таинства Исповеди и Причащения. Верю, что для многих из вас Евангелие стало настольной книгой, а образ Господа нашего Иисуса Христа, словно живой, запечатлелся в сердце.

Наука из наук - НАВЫК МОЛИТВЫ, когда мы испрашиваем поутру благословения Отца Небесного на добрые дела, а вечером каемся в невольно совершенных грехах и ошибках ушедшего дня.

Очень важны для нас уроки РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. Без них невозможно научиться правильно думать и выражать свои мысли в слове. Если вы, дорогие мои, не полюбите серьёзное чтение, не познакомитесь с прозой и поэзией великих отечественных писателей, то останетесь неграмотными и ущербными людьми. Пусть Александр Сергеевич Пушкин станет вашим высоким другом и покровителем...

Берегите чистоту своей речи, избегайте грязных слов и пошлых выражений! Знайте, что земное, человеческое счастье во многом зависит от того, насколько целомудренны наши мысли и слова. Пусть же литературные персонажи - от былинных богатырей до героев книг о Великой Отечественной войне - будут вашими всегдашними спутниками.

Изучая ИСТОРИЮ, мы учимся любить наше Отечество. Без знания его святынь, главных исторических вех в судьбах Родины невозможно стать настоящими людьми, достойными своих великих предков. Россия - удивительная страна, которой свыше дано нести народам земли веру и правду. Служить России - высочайшее призвание, делающее человека счастливым.

Не забывайте, друзья, что королевой всех точных наук является МАТЕМАТИКА. Постигайте, с терпением и постоянством, её законы и правила, чтобы образовать ум, сделать его сильным и проницательным, научиться мыслить логически. Точные науки - лучшие союзники человека, который стремится упорядочить свою жизнь, хочет действовать успешно, «с чувством, с толком, с расстановкой»...

Не будем лениться и в изучении ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ. Они понадобятся нам как инструмент в общении с людьми иных стран и культур, сделают это общение плодоносным и приятным.

МУЗЫКА очень важна для развития гармоничной личности. Тот, кто не только овладел игрой на музыкальном инструменте, но и радует ею окружающих, равно и полюбивший ПЕНИЕ, будет всегда душой общества, человеком, дружбу с которым оценят многие...

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - залог вашего здоровья во все последующие годы. Стыдно быть рохлей, не способным переносить физические нагрузки. Кто будет уважать человека расслабленного и ленивого? Поистине, «солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» Приучайте себя с детства к здоровому образу жизни, занимайтесь спортом - и доживёте до 100 лет...

Мальчики - вы будущие защитники Отечества, девочки - вы будущие матери! Берегите своё здоровье, оно есть драгоценный дар Божий.

Мы, взрослые, конечно, знаем о вашей тяге к интернету. Но он очень опасен, если не уметь им разумно пользоваться, увлекаясь играми и нехорошими сайтами.

Изучайте ИНФОРМАТИКУ, чтобы пользоваться компьютером во благо - для извлечения и собирания действительно необходимых сведений. Но помните: никакой гаджет никогда не заменит вам книгу, а арифмометр - собственный ум с его способностью запоминать, вычислять и решать творческие задачи.

Пусть же Господь благословит всех, и учителей, и учеников, на начало учебного года! Верю, что он будет для нас полнозвучным, красочным и радостным. До встречи в школьных коридорах и классных комнатах, в спортивных и актовых залах, дорогие школьники!

Ваш протоиерей Артемий Владимиров, педагог, член Союза писателей России

Как помочь ребенку мегаполиса в XXI столетии выжить и спасти свою душу? (12.04.2018 г.)

Беседа с педагогами и родителями учеников школы при Алексеевском монастыре в Четверг Светлой Седмицы.

«Бойцовские качества русской души». Урок протоиерея Артемия Владимирова

Урок, задача которого – вывести детей из состояния расслабления, заставить задуматься о ценности времени, определить жизненные приоритеты и цели, сосредоточиться на путях их достижения.

Урок протоиерея Артемия Владимирова в школе при Алексеевском монастыре со средними и старшими классами (21.04.2016 г.).

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Дорогие друзья! Слова этого пасхального приветствия пронизаны поистине Божественной силой и неоскудевающей радостью.

Когда произносишь их с верой в Бога и любовью к людям, каждый раз происходит чудо, внятное уму и сердцу, –душа как будто обретает крылья!

Окутывающие сознание суетные мысли мгновенно исчезают, как туман, тающий и бесследно растворяющийся в воздухе при первых лучах летнего солнца.Сердце высвобождается из-под гнета печали и уныния, раздражительности и пристрастия к земному.

Демоны –невидимые глазу падшие бесплотные духи –при первом же упоминании славной победы, одержанной Господом Иисусом над смертью, бегут прочь от ученика Христова.

Пасхальное приветствие помогает нам возвыситься над собственными страстями, умягчает и просвещает сердца ближних, привлекает к людям ангелов Божиих. Оно низводит на христиан светоносное облако Духа Святого, хранит их от бед и напастей, исполняет чувством великой благодарности Создателю за Его благодеяния роду человеческому.

В приветствии «Христос воскресе!» заключена суть Евангельского благовестия, проповеданного во всех уголках вселенной.

Не стыдитесь же, дорогие друзья, этого свидетельства всемогущества, премудрости и благости Божиих. При встрече и расставании, утром и вечером, в храме и дома не уставайте освящать свои уста словами:

«Христос воскресе! Воистину воскресе!» Аминь.

"Как не попасть в пасть компьютерной зависимости". Урок протоиерея Артемия Владимирова в школе при Алексеевском монастыре.

Батюшка рассказывает, к чему приводит неосторожное и неумеренное общение с "виртуальным миром", о тяжёлом душевном состоянии попавшего в зависимость и о средствах, которыми дети и родители должны совместно противостоять "компьютерной болезни".

КРЕСТОПОКЛОННАЯ СЕДМИЦА

Срединная неделя Великого поста освящается изнесением из алтаря распятия, полагаемого на середину храма. В понедельник, среду и пятницу на утренней службе совершается уставное поклонение кресту со знакомым нам пением: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Подходя к орудию нашего спасения, мы лобызаем стопы изображенного на нем распятого Спасителя. Со креста струится живительная благодать Духа Святого. Перед нами – само древо жизни, насажденное посреди Рая Божия! Любовь, распятая и воскресшая, израстила для каждого из нас дивные плоды – Пречистые Тело и Кровь Христовы, вкушение которых дарует верным ученикам Иисусовым жизнь вечную.

С благоговением приобщаясь Источника бессмертного, мы становимся теми «птицами небесными», которые укрываются в вечнозеленой листве этого райского древа. Друзья, приступайте чаще к причащению Святых Христовых Таин, предварительно очистив совесть тщательной исповедью!

Кто из вас не хотел бы обрести белоснежные крылья молитвы и любви? Кто не желал бы подняться в небо чистых и светлых мыслей?

Отходя ко сну, не забывайте с теплой благодарностью целовать нательный крестик, который хранит христианина от всех бед и напастей. Крест Господень – источник мира и радости, грозное оружие против лукавых страстей и падших нечистых духов. Истово осеняя себя крестным знамением, мы привлекаем к себе Ангела Хранителя, становимся любезными Божией Матери и получаем от Господа силу нести свой крест с терпением, надеждой и радостью.

Величаем, величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия!

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Великий Пост - особая, благодатная пора, которую иногда сравнивают с легким дыханием весны.

Только войдешь в храм «во дни печальные» святой Четыредесятницы - и, кажется, видишь перед собой полноводную реку с прозрачной и прохладной водой...

Величественно и неспешно катит она свои хрустальные волны в вечность, увлекая с собой бессмертные человеческие души.

Сердце сразу успокаивается, затихает, ум освобождается от дурных и суетных мыслей. В душе незаметно начинает журчать ручеек молитвы...

С трудом мы понуждаем себя войти в храм, а уходить уже не хочется... Так в нем хорошо!

Вот у аналоя с крестом и Евангелием стоит батюшка в подряснике, в епитрахили и поручах. Тотчас хочется подойти к нему и рассказать все свои грехи. Священник почитает над нами молитву - и на душу сойдет благодать. «И верится, и плачется, и так легко, легко!»

А в конце службы из алтаря вынесут святую Чашу с Причастием. Сложим руки на груди и с детской верой подойдем к батюшке, чтобы принять Тело и Кровь Христовы.

После причащения за спиной как будто вырастают крылья, все люди кажутся добрыми, а жизнь - прекрасной, чудом из чудес!

И постная еда за трапезой такая вкусная, что всегда хочется просить добавки.

Но самое замечательное, что впереди - Пасха, Светлое Христово Воскресение! Дожить бы до нее...

Ну а пока первые дни Великого поста. Есть время для исправленья и ученья.

Здравствуй, весенняя Четыредесятница!

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

Дорогие труженики нашей школы, учителя и ученики! Сердечно поздравляю вас со светлыми рождественскими днями!

Всякий раз мы не без трепета ждем наступления Рождественской ночи. Более двух тысяч лет назад свершилась «великая тайна благочестия - и Бог явился во плоти».

Входя в храм, украшенный еловыми ветвями, взирая на праздничную икону, мы чувствуем и осознаем, что нас благословляет Сам Богомладенец Иисус!

Новорожденный Спаситель есть Сила и Премудрость Небесного Отца, как именуют святые апостолы Сына Божьего.

Для того Он стал Человеком, чтобы освятить главные вехи нашей жизни - младенчество и отрочество, юность и мужеский возраст...

Милые отроки и отроковицы! Поклоняясь Господу и принося Ему хвалу, помните, что Спаситель принимает от нас дары только при одном условии.

Нам должно иметь светлые мысли и чистое сердце. А с уст пусть сходят лишь правдивые и добрые слова, и никакая грязь никогда не касается нашего языка.

У истинного христианина и тело чистое, и дела праведные; подобно Самому Господу, Его верный ученик всем изливает любовь, всех радует, всем служит...

Мне бы очень хотелось, чтобы празднование Светлого Рождества нас с вами сплотило в единую семью и помогло забыть и изгладить обиды и взаимные огорчения; взрослых сделало бы детьми, а подрастающее поколение приобщило бы даров смирения и кротости, мудрости и любви!

До встречи, дорогие друзья, в храме нашей обители! Пожалуйста, не забудьте взять с собой свои чудесные, радостные улыбки!

Протоиерей Артемий Владимиров, духовник школы при Алексеевском женском монастыре.

СЛОВО ДУХОВНИКА К УЧАЩИМСЯ ШКОЛЫ ПРИ АЛЕКСЕЕВСКОЙ ОБИТЕЛИ

Дорогие наши дети, ученики общеобразовательной школы при Алексеевской обители!

Знаете ли вы, что в том самом корпусе, куда вы ежедневно приходите учиться, в XIXстолетии было учреждено училище с курсом начальной церковно-приходской школы на 17 девочек-сирот и дочерей духовенства?

Школьницы обучались гуманитарным и точным наукам, но прежде всего приобретали правый образ мысли и жизни, то есть постигали основы Православной веры и благочестия.
Преподавание вели имеющие педагогические знание и опыт сестры обители.

Как вы можете догадаться, учащиеся той эпохи были далеки от пороков, которые, к сожалению, весьма распространены в наши дни у подрастающего поколения: я имею в виду своеволие и воровство, сквернословие и нецеломудренные мысли, часто обуревающие ленивцев и невежд...

Главной особенностью учебного процесса в монастырской школе была полная занятость детей в течение дня и мудрая организация их досуга. Никто не бездельничал и не слонялся без дела. Помимо уроков, учащиеся помогали сестрам обители в золотошвейных мастерских, овладевали различными ремеслами, готовя себя к взрослой жизни. Конечно же систематическое чтение было одним из главных занятий, оно развивало ум, способствовало овладеванию русским литературным языком. В воскресные и праздничные дни школьницы посещали храмы обители и молились вместе с ее насельницами, приступали к таинствам Исповеди и Причащения Святых Христовых Таин...

Я очень хочу, друзья, чтобы вы, учась в нашей замечательной школе, не теряли времени даром, но разумно использовали каждый час и каждый день для приобретения столь нужных вам знаний. Старайтесь не только не поддаваться соблазнам, но и других останавливать и осекать, если кто-то из школьников ведет себя неподобающим образом.

Мало сегодня хорошо учиться, нужно еще быть крепким в вере и утвержденным в добре человеком, чтобы служить России та´к, как это всегда было свойственно ее истинным сыновьям и дочерям.Возгревайте же в себе искорку любознательности, с радостью открывайте новые горизонты, углубляйте познания, сочетая ученические труды с искренней молитвой Господу нашему Иисусу Христу!Помните, что годы ученичества – самые радостные и счастливые в жизни. «С молитвой к Богу и любовью к людям» – наш девиз!

Уже сегодня вы должны размышлять, кем хотите стать в будущем; еще пребывая в школе, нужно стараться найти свое призвание и определиться с выбором профессии. Счастье в том и заключается, чтобы через служение Богу и Отечеству найти себя, в полноте раскрыв свои таланты и добрые качества души.

Призываю на вас, мои маленькие друзья, Божие благословение!

Педагоги заботливо пересчитывают милых их сердцу «цыплят», вытянувшихся, загорелых и все таких же озорных и непоседливых.

Родители с радостью взирают на своих отпрысков, по-парадному одетых, готовых к началу нового учебного года.


Сегодня мы снова соберемся в здании школы одной большой семьей, чтобы мало-помалу приступить к главному делу нашей жизни – подвигу учения.

А он от нас потребует многого: и сознательной дисциплины, и умения выстраивать взаимоотношения со сверстниками, и бережного отношения к учебникам, форме, школьному имуществу; контроля над своим словом, внимания и прилежания, а главное – нелицемерного благочестия.

С молитвой к Богу и любовью к людям – вот наш девиз!

Пусть же сегодня благодать Божия осенит всех вас, взрослые и дети, педагоги и ученики, а мы, все вместе, потрудимся, чтобы превратить школьные будни в подлинный праздник дружбы, знаний и совместного творчества.


Сердечно поздравляю вас с началом учебного года!

Протоиерей Артемий Владимиров, духовник обители и школы, член Союза писателей России.

Наступила Сырная седмица, в народе называемая масленицей, последняя седмица, подготавливающая нас к Великому посту. На Сырной седмице в среду и пятницу не служится Божественная литургия. С вечера вторника в храме впервые звучит молитва Ефрема Сирина.

На 21 февраля в нынешнем году приходится день отдания праздника Сретения Господня. Также в этот день празднуется память великомученика Феодора Стратилата.

Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит (Малая Азия). Обладал многими внутренними дарами, прекрасной внешностью. За отвагу был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее. Его горячая вера, добродетельная жизнь, милосердие и кротость стали примером для язычников, и очень многие жители этого черноморского города приняли христианство. Для посрамления веры в бездушных идолов он собрал в своем доме и разбил все золотые и серебряные изваяния языческих богов, а обломки раздал нищим. Прибывший в город император Ликиний приказал подвергнуть Феодора жестоким мучениям. Истерзанного угодника Божия оставили на ночь на кресте умирать, но Господь исцелил его. Наутро, увидев святого Феодора живым и невредимым, многие язычники уверовали во Христа. Феодор Стратилат добровольно предал себя в руки императора-богоборца и был обезглавлен. Это произошло 8 (21) февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.

Для сестер и прихожан Алексеевского монастыря это день особый - 21 февраля день рождения духовника и старшего священника обители протоиерея Артемия Владимирова.

Божественную литургию в храме Всех Святых в этот день возглавил отец Артемий Владимиров. На службе молились Матушка игумения с сестрами, прихожане обители. Духовника обители поздравили игумен Лука (Степанов), настоятель Спасо-Преображенского Пронского монастыря, иерей Павел Макаренко настоятель храма Казанской Божией Матери, г. Вестерос Швеция. Многие духовные чада отца Артемия нашли возможность в этот будний день прийти в храм, чтобы молитвенно пожелать своему духовному отцу «благоденственного и мирного жития, здравия и спасения и во всем благого поспешения».

По окончании богослужения Матушка игумения от имени сестер и прихожан Алексеевского монастыря обратилась к духовнику обители. Матушка сказала: «Вчера вечером скончался архимандрит Кирилл Павлов, духовник Троице-Сергиевой Лавры, покойного Святейшего Патриарха Алексия и многих верующих. Скорбя об этой утрате, мы одновременно благодарим Господа за то, что в Вашем лице, батюшка, Он даровал нам духовника и попечителя о сестрах и прихожанах». Матушка преподнесла отцу Артемию подарки от сестер, в том числе, икону и четки из монастыря св.Феклы, недавно привезенные из Сирии, а также букет цветов, «символизирующий, - сказала Матушка, - сердца сестер и прихожан, всегда открытые Вам на исповеди».

В своем ответном слове протоиерей Артемий Владимиров молитвенно помянул отошедших ко Господу архимандрита Кирилла Павлова, отметив, что именно он благословил нашего духовника «на стезю священнослужения», дипломата Виталия Чуркина и академика РАН Игоря Шафаревича. Батюшка с низким поклоном обратился к своей матери, в прошлом году принявшей монашеский постриг в нашей обители, а также от всего сердца поблагодарил Матушку игумению с сестрами, отметив, что все мы, собравшиеся в этот день в храме, теперь составляем одну духовную семью.

Свои благопожелания и поздравления от лица священства высказали клирик монастыря протоиерей Сергий Теплов, игумен Лука (Степанов) и иерей Павел Макаренко.

В сестринской трапезе по окончании богослужения приняли участие протоиерей Артемий Владимиров, клирик нашей обители протоиерей Сергий Теплов, иерей Павел Макаренко, игумен Лука (Степанов), сотрудники и прихожане монастыря.

Код для блогов / сайтов

Воспоминания о последнем протоиерее женского Ново-Алексеевского монастыря - Афонском Алексее Петровиче
и о моей жизни в его доме N 20 по Верхней Красносельской улице в городе Москве

Я, Юдина Нина Владимировна - внучка Алексея Петровича Афонского родилась в 1935 году и прожила в доме моего Деда первую половину своей жизни до замужества. Может быть, я что-то неточно расскажу о прошлом. Заранее прошу извинить. Память моя на 72 году жизни может и подвести.

Расскажу то немногое, что еще помню из рассказов моей мамы - Юдиной Александры Алексеевны (1896-1992 гг.) - дочки Алексея Петровича Афонского. Многое о жизни Монастыря она боялась рассказывать нам, т.к. в то время все это было под страшным запретом (практически смертельно). Всю свою жизнь (более 40 лет), она проработала учительницей литературы и русского языка сначала на Рабфаке, а затем - в школах в Сокольниках, была награждена правительственными наградами, но всегда была беспартийной, что очень осложняло ее жизнь.

Умерла она в ночь на 1 января 1992 года. Внезапно. Ей шел 96 год. Мне очень хотелось чтобы перед похоронами гроб с ее телом побывал в церкви Всех Святых. Она была бы очень рада этому! Батюшка Артемий разрешил поставить гроб с ее телом на ночь в церкви. Но в то время еще невозможно было официально изменить положенный маршрут катафалка от места прописки до кладбища. Куда только я не ездила за официальным разрешением, но получить его так и не смогла. А "налево" сделать это - это было возможно - я побоялась. Поэтому отпевал ее заочно в церкви Всех Святых батюшка Кирилл. Было очень торжественно, казалось, что мы все вместе и находимся рядом с Богом. В церкви были только мы одни - все ее близкие.

Мама хотела подробно рассказать все, что она помнила о своем отце и своей жизни в Ново-Алексеевском монастыре батюшке Артемию (до конца своих дней у нее был светлый ум и твердая память). Он обещал заехать к ней домой (поскольку она не могла ходить), послушать ее, расспросить и причастить, но, к сожалению так и не сделал этого. Дело в том, что я в 1989 году приезжала в церковь Всех Святых, познакомилась с батюшкой Артемием и устроила встречу его с моей мамой у нее в доме на Соколе. Тогда он только спросил ее, помнит ли она о том, сколько было священников в Монастыре и как их имена, чтобы упоминать их в молитвах. Она ответила, что их было четыре человека, назвала их имена, которых я не помню. Более подробно он хотел расспросить ее в следующий раз...

Мой Дед - Афонский Алексей Петрович - родом из-под Клина (Московская область), мама называла это местечко "У Егория". В семье его отца диакона Петра Борисовича Афонского и его жены Анны Павловны было семь сыновей и одна дочь (их имена - Николай, Алексей, Иван, Михаил, Евгений, Петр, Сергей и Екатерина). Все они стали священниками и многие из них (или все) подверглись репрессиям и погибли (кто-то из них - расстрелян).

Николай (1851 г.р.) - настоятель с 1876 по 1920 гг. Дмитриевско-Донховского погоста.

Помню, что один из них Евгений (1864 г.р.) служил священником с 1891 года и до закрытия Преображенского храма в селе Спас-Заулок Клинского уезда. Умер он в 1940-х годах и похоронен там же.

Иван (1867 г.р.) по окончании Вифанской семинарии работал тоже на Георгиевском погосте до 1920 года.

Сергей служил в селе Воскресенском на Шоше (Конаковский район). Сегодня оно почти уничтожено при постройке водохранилища. Видимо в годы его настоятельства там выстроили каменную церковь на кладбище. Она сохранилась в настоящее время.

Михаил каким-то образом попал в Минск и служил священником в Речеце (Белоруссия).

Один из родственников был ботаник, и в царское время его направили в г. Ташкент, где семья и осталась. В настоящее время один из его наследников Николай Павлович Гамалицкий (верующий человек) очень интересуется родом Афонских, проживая в г. Ташкенте. Он приезжал в Москву и встречался с кем-то из высоких священников.

Должность моего Прадеда (Петра Борисовича Афонского) - диакон церкви Георгия Победоносца (Георгиевский погост) под Клином рядом с деревней Подтеребово. После окончания Вифанской семинарии в 1848 году стал служить диаконом и проработал около 40 лет.

Мы были там, в 2004 году, разыскали это место. Красивый огромный храм, расположенный на горе, заросшей лесом. Его не видно было с дороги. Нам пришлось спрашивать местных жителей. И, когда мы представились, что мы родом из Афонских, то нам очень обрадовались. Оказалось, что помнят Афонских до сих пор и вспоминают с теплом даже не сами люди, которые жили в то время, а их дети. Нам было очень приятно услышать об этом. В годы Великой отечественной войны немцы взорвали колокольню церкви, а в 1964 году ее закрыли наши власти. Церковь сильно разрушена и сейчас потихонечку восстанавливается батюшкой Саввой - добрым молодым священником.

Алексей Петрович Афонский по окончании курса наук в Духовной семинарии поступил в число студентов Московской духовной академии в 1881 году, где прослушал полный курс, изучал разные языки (греческий, латинский, древнееврейский и др.). По окончании Академии его произвели в священники указом за N 2906. Далее - служил священником в церкви на Нижней Красносельской улице г. Москвы, а затем - протоиереем в женском Ново-Алексеевском монастыре на Верхней Красносельской улице, в котором проработал до конца его существования, т.е. до 1926 года (вроде так). После революции Дед оставался священником, по улицам он всегда ходил в рясе. Боже мой - как все это в те времена было непросто!

Для своей семьи он построил дом по Верхней Красносельской улице N 20 с большим садом. А рядом в доме N 22 проживал Сперанский (тоже служил в Монастыре), только не помню его должность. Дом Дедушки расположен напротив входа на кладбище, территорию которого затем отдали под детский парк (так он все время назывался), т.е. у входа в Монастырь. После революции 1917 года почти весь дом отобрали, а членам его семьи оставили по одной комнате. В одной из них жила наша семья (папа, мама, я и моя сестра Ирина). В другой комнате - моя тетя Оля с сыном и мужем. Дом сгорел в конце 80- х годов ХХ века по неизвестным причинам, хотя к этому времени жильцы дома были уже отселены. В настоящее время на месте этого деревянного домика был выстроен такой же каменный дом, в котором находится какая-то организация. Этот дом, хотя и не является архитектурной копией дома моего Деда, очень на него похож. Вроде как этой организации разрешили постройку только при условии сделать копию дома, т.к. он являлся памятником архитектуры старой Москвы.

В семье Деда - Алексея Петровича Афонского - было трое детей (Владимир, Александра и Ольга). Его жена - моя Бабушка - Олимпиада Львовна (она воспитывалась в приюте) умерла очень молодой, и поэтому их дети воспитывались в Монастыре. Мама все время вспоминала с благодарностью Мать-игуменью, которая заменила им маму. Каждую Пасху Мать-игуменья приходила к Дедушке домой с поздравлениями и, конечно, и с другими праздниками, наверное, тоже, но память моя оставила только праздник Пасху. Имени ее я не помню. Мама была верующим человеком всю свою жизнь, но это тщательно скрывала, т.к. была учительницей в те времена. Она ездила молиться в церковь в Хамовниках - подальше от нашего дома, чтобы никто ее не видел и не мог донести на нее. Моя тетя - Ольга Алексеевна - прожила всю свою жизнь с нами в доме N 20 и умерла в нем. Дядю Владимира я никогда не видела. Он был главным врачом госпиталя и погиб в Сызрани во время эпидемии сыпного тифа во время гражданской войны 1919 году. Его жена - Ольга Ивановна в девичестве Воздвиженская - была тоже дочкой священника.

Бабушка была похоронена на кладбище в склепе Ново-Алексеевского монастыря. После революции в 1926 году кладбище было закрыто, склеп был сломан и Дед вбил в липу часть изгороди, где покоилась моя бабушка (дело в том, что он, по-моему, был противником перезахоронений). Мама мне показывала это место. Но когда прокладывали магистраль (третье кольцо Москвы) по территории бывшего кладбища, то липа эта исчезла... В те времена кладбище было - знатное. Там хоронили известных людей. Но затем его крушили плохие люди. Было вывезено 13 захоронений, и я помню из рассказа мамы, как надругались над прахом Каткова (видный деятель России) - ему вставили папиросу в рот. Вроде мама все это видела сама. Когда ломали другой склеп - то при открытии запаянного гроба увидели женщину, как будто только что похороненную. Вся одежда ее была цела и вдруг в мгновение ока она превратилась в прах. Это была Агния Сергеевна Юдина (наша родственница по моему папе Юдину Владимиру Сергеевичу). При вскрытии гроба присутствовала ее дочь. Почему-то на меня это произвело сильное впечатление, и я запомнила эти эпизоды. Это и неудивительно, если вспомнить, что устроили детский парк на месте кладбища. А что чувствовали люди, глядя на эти чудовищные дела?

В 1929 году Дедушка умер в больнице у своего друга-врача. Мама рассказывала, что когда его хоронили, то вся Верхняя Красносельская улица была запружена народом, как будто была демонстрация. В это время проезжал какой-то высокий чиновник в здание, расположенное за детским парком (кажется бывший райисполком), и никак не мог проехать. Пришлось милиции освобождать ему дорогу. Он был очень недоволен этим. Но вскоре после смерти Дедушки - через два-три месяца его пришли арестовывать, а он, слава Богу, к этому времени уже умер. Как же не побоялись люди проводить моего Деда в последний путь в те времена! Похоронен он был на Семеновском кладбище, которое в настоящее время не сохранилось. Его территорию во время Великой отечественной войны забрал себе, кажется, авиационный завод.

Я до сих пор удивляюсь, как мама и моя тетя остались жить в дедушкином доме и не переехали куда-нибудь! А дядя Володя с семьей все же уехал из дедушкиного дома. Помню из рассказов мамы и тети Оли, как их притесняли соседи, которых вселили в дедушкин дом. Даже я помню, какие они были злобные, правда - не все.

Во время Великой отечественной войны наша семья осталась в Москве (хотели эвакуироваться, но не смогли, немцы разбомбили деревню где-то на Востоке Московской области, куда мы хотели уехать). Наш дом на Верхней Красносельской улице находился рядом с тремя вокзалами, и немцы часто их бомбили особенно по ночам. Мы, и не только мы, каждую ночь шли в дом пионеров (церковь Алексея человека божьего) и там, в подвалах ночевали. У каждого был свой вещевой мешок, и у каждой семьи было свое определенное место в подвалах церкви. Мама говорила, что Дедушка до сих пор спасает и оберегает нас от бомб. Один раз чуть-чуть задержались и перебегали Красносельскую под вой бомб и свет прожекторов. Было очень страшно - ведь мне было тогда шесть-семь лет, а моей сестре Ирине 10-11 лет. Был сильный голод, одно время школы в Москве не работали, и мама работала где-то сторожем. Мы ходили и собирали картофельные очистки у тех, кто ел картошку. Дров не было, и мы по дворам собирали щепки. Самое вкусное для меня тогда была так называемая "болтушка" - ложка муки, заваренная кипятком. Как-то уже во взрослом состоянии я решила попробовать это "лакомство" - оказалось, что это жутко невкусно, ведь к тому же еще тогда практически не было совсем и соли.

Церковь Алексея превратили в дом пионеров, и в ней прошло практически все мое детство и детство моей сестры. Бывало, иногда задумывалась, как это все было раньше, и мысленно ходила по пространству церкви, но эти мысли приходили ко мне не часто.

В то время жизнь ребят проходила на улице и во дворе, т.к. все родители были или на фронте, или на работе. Меня и мою сестру часто на дворе дразнили "поповнами" и "попадьями". Мы с ней как могли - дрались и защищались. Как-то раз, на спор я пошла святить куличи в церковь Богоявления (единственная, которая работала в нашей округе). Нужно было пройти всю Верхнюю и Нижнюю Красносельские. Шла с белым кулечком в руках. Это не просто было в то время особенно школьникам (практически запрещено). Но - дошла! Дома всегда пекли куличи, красили яйца и делали пасху. Мама рассказывала, как у Деда в корзине всегда на Пасху было огромное количество красивых яиц.

Еще одно воспоминание: дубовый обеденный стол из столовой Дедушки выдержал солдатскую баню на нашей даче (была передовая во время Великой отечественной войны) и сейчас стоит там же (поселок Алабушево, Солнечногорский район).

Знаю, что какие-то вещи и фотографии, оставшиеся от Деда, передала в церковь Всех святых внучка моего дяди Володи - Ольга. Видимо они находятся в архивах церкви.

Сама я человек крещеный, думающий про себя, что верующий, но не пришедший в церковь, хотя очень бы хотелось. Что-то не получается. Видимо дают о себе знать годы, прожитые при советской власти. А вот правнучка Алексея Петровича Афонского - Ирина (дочка моей сестры Ирины) со своим мужем Николаем - люди по настоящему верующие. Я рада за них.

Прилагаю фотографию портрета Деда и фотографию его семьи, чудом уцелевшие у моей тети Оли в бельевом шкафу. И еще фотографию церкви Георгия Победоносца с колокольней, которую нам подарил один из жителей дер. Подтеребово.

И еще: благодарю своих родственников и Александра Бокарева за помощь в уточнении некоторых деталей.

Д.Пещикова― Тут «Новая газета» пишет об еще одной интересной истории, о том, как РПЦ пытается получить здание НИИ в центре Москвы, чтобы построить на его месте, конечно же, церковь. Знаете вы об этом, наверное? Что-то слышали?
А.Кураев― Насколько я понимаю, речь идет об Алексеевском монастыре. Напомню, настоятельницей этого монастыря является игуменья Ксения Чернега, она же руководитель Юридической службы патриарха. Когда-то это был просто приходской храм, где служил замечательный московский священник и проповедник отец Артемий Владимиров. Сейчас он там никто и звать его никак на фоне новой игуменьи и ее порядков. В данном случае, как я понимаю, речь идет о здании, которое было построено просто на фундаменте монастырского когда-то корпуса. Корпус был снесен, и само здание…
Д.Пещикова― Но там сохранилась небольшая часть стены, совсем маленькая, и фундамент, да.
А.Кураев― Ну да. Сложная ситуация. Ученые говорят, что аппаратуру тяжело будет перевозить куда бы то ни было. Я просто плохо представляю себе местную географию, в какой степени необходим этот корпус, и такой ли уж там наплыв насельниц и так далее. Это не очень понятно. И это - самое важное.
Вот, скажем, Херсонес. Там тоже когда-то был монастырь. Когда? Да, собственно, самый конец XIX века и до революции в начале XX-го. Там не было никакой древней монашеской традиции. Но вдруг вспомнили в 1880 году «Ой, кажется, где-то здесь крестилась Русь», то решили впервые за всю историю России решили праздновать 900-летие крещения Руси (1888). И по этому поводу решил основать там монастырь. Монастырь поставили прямо на раскопках, на древних археологических руинах. Монастырь, естественно, революцию не очень пережил. В начале нашего тысячелетия, в нулевых годах была попытка воссоздать монастырь в Херсонесе, один монах там был, кончилось полицейским скандалом с наркотиками, поэтому никакого монастыря ныне там просто нет. А есть обычный приходской храм.
И вот здесь всегда возникает вопрос. Понимаете, для того, чтобы монастырь нормально жил, нужна не кадастровая выписка, а нужна личность человека, к которому бы шли, который был бы таким светлячком. Как тот человек, с которым прощалась наша церковь на минувшей неделе. Удивительный человек архимандрит Кирилл Павлов, духовник всея Руси. Вот такой человек мог бы жить просто где угодно – хоть в пустыни, хоть в каком-нибудь микрорайоне Новых Черемушек, а к нему бы люди шли, чтобы просто, видеть его глаза, прикасаться к его руке и утешаться той атмосферой мира, которая от его души исходила.
Вы знаете, когда я был семинаристом, мы к отцу Кириллу ходили по вечерам, особенно в дни Великого Поста, и он читал нам страшную книгу. Эта книга называется Библия, Ветхий Завет. Он его прочитывал вслух за время Великого Поста. А почему страшную? Потому что это, в основном, книги исторические и очень неудобные – кто кого убил, кого вырезали и так далее. И, конечно, наше юношеское неофитское сердце с этим трудом соглашалось. Но когда видишь, что этот текст читает человек, который сам - синоним слова «любовь», становилось понятно: значит, возможно, другое переживание этих текстов и этих событий, и нам надо дорасти до этого понимания.
Вот такой человек может вокруг себя собирать людей, для него можно заранее скупить целый микрорайон вокруг - и будет вокруг него новая Лавра, Новый Афон. А когда речь идет просто о бюрократах типа монахини Ксении, то много ли девочек пожелает вот пойти туда, что стать такими же целожизненными бумагоносителями по патриархийным канцеляриям? И нужен ли для них новый корпус общежития такой ценой строить? То же самое – и про Херсонес, где монахов и близко нету.
Д.Пещикова― Просто вообще создается ощущение, что происходит какое-то самоутверждение, что ли, РПЦ. Вот, просто декларирование себя: «Мы есть, вот мы обозначаемся вот этой церковью, вот этим вот собором. То есть строим государство внутри государства со своим имуществом, соответственно, со своими какими-то зданиями».
А.Кураев― Известно, что каждый генерал готовится к прошлой войне. Такое ощущение, что и наши епископы готовятся к повторению советской истории. Такое ощущение, что, несмотря на все их уверения в показном оптимизме, что Святая Русь возродилась и всем даст по зубам, они живут в ожидании того, что вот-вот начнутся новые гонения, а гонения, опять же, обернутся тем, что у церкви будут отнимать недвижимость. Поэтому как можно больше недвижимости надо набрать.
Д.Пещикова― Чтобы хоть что-то осталось.
А.Кураев― Да, да. Вот, только так можно, честно говоря, это объяснить. Запастись не сознательно верующими и доверяющими им людьми, а недвижимостью. А уж тем более странно, что эти новые скандалы в Херсонесе или в Алексеевском монастыре происходят на фоне неокончившейся истории с Исаакиевским собором. Как, скажем, и крайне странно сегодняшнее заявление пресс-службы Патриархии о том, что Патриарх в ближайший четверг передаст Высокопетровскому монастырю Влахернскую икону Божьей матери, которая ныне хранится в запасниках кремлевских музеев.
Так поданное сообщение вновь выводит в топ больную тему «музей и церковь» – она тем самым, как бы, обостряется. А в данном случае на пустом месте, потому что данная икона давным-давно уже не в музее, а в Симоновом монастыре в действующем храме. И просто из одного действующего храма в другой по благословению Патриарха она будет перенесена в другой. Вот и всё. Но тогда в этом нет ничего сенсационного.
Д.Пещикова― А зачем тогда заострять внимание, если и так?..
А.Кураев― Это вопрос к профессионализму нашей патриаршей пресс-службы, к сожалению. Таких вопросов к ней много.
Д.Пещикова― Но это вопросы к РПЦ. А вопросы к властям у вас не возникают, почему так щедро поступают чиновники, те, кто отвечают за все те вопросы, спокойно передают здания, земли, даже там заповедные земли, дворцы?
А.Кураев―С одной стороны у них есть известный аргумент еще с 90-х годов, государство сбрасывает с себя социальную нагрузку: «Берите все эти заброшенные пионерские лагеря, детские сады и делайте с ними, что хотите, а нам налоги с этого платите». То есть тот объект, который ранее был для госбюджета убыточный, будет теперь прибыльным.
Не исключено, что в некоторых случаях, когда какие-то руинки под храмы передаются, эта логика имеет место. Но кроме того, конечно же, есть и какой-то политический расчет, что вот чем сильнее будет церковь, сильнее будет влияние ее на народ, тем сильнее она сможет поддержать власть в годину тяжкую очередных выборов или недовыборов.
Этот расчет по-моему, довольно-таки наивен, потому что события столетней давности показали, что голос настолько прикормленной церкви просто не учитывается людьми, у которых вдруг обозначились свои собственные интересы, отличные от интересов правящей верхушки.

***
Ситуация оказалась не вполне такой, как было описано в"Нового газете".

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....