Истоки формирования личности петра гринева кратко. Формирование личности Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”). Вступление в самостоятельную жизнь


В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин затрагивает весьма важную для него и его соотечественников проблему дворянской чести. Показывая постепенное становление личности Петра Гринева, главного героя произведения, автор вырисовывает русский национальный характер, которому свойственны такие качества, как доброта, благородство, честность, верность данному слову и государю. Только пройдя через сложные жизненные испытания, молодой дворянин становится таким, каким мы видим его в финале.

Жизнь в отчем доме

Текст повести представляет собой мемуары, написанные от лица главного героя, что придает описываемым событиям большую достоверность: никто не может рассказать о человеке лучше, чем он сам.

Петруша получил традиционное для дворянских детей воспитание. К нему был приставлен добрый дядька Савельич, сопровождавший юношу и после его отъезда на службу. Учил его француз-парикмахер Бопре, который не мог дать основательного образования. Мальчик жил недорослем, беззаботно и не задумываясь о будущем.

Еще до рождения отец записал сына в Но когда Петр Гринев достиг возраста шестнадцати лет, он решил отправить его не в Петербург, а в Оренбург, под надзор старого знакомого. Так была предрешена дальнейшая судьба молодого дворянина.

Вступление в самостоятельную жизнь

Главное напутствие, которое дал отец, провожая сына: «Береги … честь смолоду». Этому принципу Петр будет следовать всю жизнь. А пока он больше похож на избалованного барчонка. Впервые напивается и проигрывает малознакомому Зурину сто рублей, затем требует от Савельича непременно отдать долг. Настаивает на срочном отъезде в куда его определили в Оренбурге, и попадает в сильный буран. Но уже сейчас начинается становление личности Петра Гринева. Он мучается, осознавая свою вину перед верным дядькой, и просит у него прощения - способность признавать свои ошибки. Одаривает вожатого, который помог им выбраться из бурана, тулупчиком - благодарность за оказанную помощь.

Испытание любовью

В Белогорской крепости жизнь сводит Петра Гринева со славным семейством и малодушным Швабриным. Поступки последнего в большей мере оттеняют благородные черты главного героя. Оба влюбляются в Машу Миронову, но если Швабрин опускается до низости, получив отказ, Гринев готов ценой собственной жизни защищать честь любимой девушки. Так происходит в случае с дуэлью, когда герой вызывает на поединок более опытного соперника, оскорбительно высказывавшегося в адрес Маши. А еще в момент, когда в крепость входят пугачевцы.

Швабрин не только переходит на их сторону, но и обманом держит беззащитную девушку взаперти, а затем объявляет, что она дочь казненного коменданта. Совсем другой в сложившейся ситуации является характеристика Петра Гринева. Ему предстоит сделать сложный выбор между долгом офицера, обязывавшим его отправиться в часть, и желанием защитить любимую. Пока герой уверен, что Маше ничто не грозит, он едет в Оренбург, но по первому же ее зову, не получив поддержки и понимания со стороны командования, возвращается в крепость. Промолчит герой и на суде, когда обвинение в измене по доносу того же Швабрина может стоить ему жизни. Ведь рассказать, с какой целью он ездил в крепость к Пугачеву, означало вовлечь в неприятную историю дочь коменданта. И только встреча Маши с императрицей поможет восстановить справедливость и оправдать героя.

Таким образом, очередным этапом, когда происходит становление личности Петра Гринева, является его любовь, искренняя и бескорыстная. Она превратила вчерашнего озорника в способного взять на себя ответственность за другого человека.

Знакомство с Пугачевым

Во время захвата Белогорской крепости Гринев проявляет твердость характера, верность присяге и императрице, мужество. Конечно, определенную роль в том, что его не казнили вместе с остальными, сыграл заячий тулупчик, подаренный Петром вожатому еще по дороге в крепость. Но молодой офицер отказался целовать руку самозванцу и присягать ему на верность. Именно эта нравственная стойкость и готовность принять смерть за свои убеждения определили отношение Пугачева к Гриневу. А еще способность всегда говорить правду, искренность во всем и ощущение полной внутренней свободы. Такой может быть характеристика Петра Гринева в главах, где описываются его встречи с самозванцем. Действительно, далеко не каждого последний приглашал за свой стол, отпускал на все четыре стороны после отказа перейти к нему на службу, давал благословение на брак с дочерью коменданта военной крепости.

Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка»: выводы

Таким образом, в ходе описываемых событий характер главного героя претерпевает изменения. И немаловажными в этом процессе являются несколько моментов. Во-первых, разумное решение отца, отправившего сына не в Петербург, где его ожидали праздная жизнь и увеселения, а в глухую крепость, на самом деле ставшую местом, где он и лямку потянул, и пороху понюхал. Во-вторых, сама эпоха и важное историческое событие - восстание под руководством Пугачева. Только в сложных жизненных ситуациях, как правило, проявляются истинные человека. В данном случае беззаботный мальчишка превратился в настоящего мужчину.

Определяя идейный замысел А. Пушкина, можно отметить, что постепенное становление личности Петра Гринева должно было выявить в герое те черты, которыми должен обладать каждый русский дворянин. И главные из них - «два прекрасных качества»: доброта и благородство. Именно их Петр Гринев хотел бы видеть в своих потомках. Это пожелание автора мемуаров, завершавшее черновой вариант повести, было исключено при последней редакции «Капитанской дочки».

Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием исторических событий, изображённых в повести; под влиянием встреч с Пугачёвым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Петра Гринёва.

Цели.

Проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва.

Развивать образное мышление, творческие способности, умения обобщать материал, быстро и грамотно отвечать на вопросы, выражать своё мнение.

В ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием исторических событий, изображённых в повести; под влиянием встреч с Пугачёвым.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», проследим по тексту истоки формирования характера Петра Гринёва, начало его духовного становления.

Проблема выбора: выбора жизненного пути, выхода из создавшейся сложной ситуации, предпочтение одного человека другому, выбор между желанием пойти по ситуации по пути наименьшего сопротивления и осознанием необходимости преодолеть в себе слабость и мучительно, шаг за шагом, день за днём, работать над собой. Этот выбор приходиться делать каждому. Встаёт он и перед Петром Гринёвым в самые решающие моменты его жизни.

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

Шоссе, что лежит по равнине,

Маршрут каравана в пустыне,

Путь воина к славе Отчизны,

И путь человека по жизни.

(В. Остен «Дорога»).

Итак, жизненная дорога. Какой она бывает? От чего зависит? Давайте проследим истоки формирования личности Гринёва. Какие этапы его становления можно выделить?

2.Беседа по тексту 1 главы.

Каков первый этап становления Петруши?

Истоки формирования характера в каждом из нас закладываются в родительском доме. И Пётр Гринёв – не исключение.

1 этап формирования П. Гринёва.

Для систематизации этого материала мы будем составлять кластер.

Кластер («гроздь»)- это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке, т. е. рисуночная модель. Рисунок в чем-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда» - это тема занятия, вокруг нее - «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой «планеты» есть свои «спутники», у «спутников» - свои.

  • Что мы узнаём о родителях Гринёва?

Андрей Петрович Гринев - отставной майор, служивший «при графе Минихе».

Справка: Миних Бурхард Кристоф (1683-1767) - граф, русский военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал, до 1721 служил инженером в разных армиях Западной Европы. В 1721 перешёл на русскую службу в должности инженер-генерала. В 1742 вступившая на престол императрица Елизавета Петровна отправила Миниха в ссылку, где он пробыл 20 лет. По возвращении в1762 из ссылки Петром III Миних политическим влиянием не пользовался.

Таким образом, получается, что отец Петра Гринева, вышел в отставку, попав в опалу после ссылки графа Миниха.

Андрею Петровичу Гриневу присущи высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, которое отмечало «людей старого века». Он «не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение». Отец считал, что дворянину не пристало «мотать да повесничать». Поэтому он не послал Петрушу служить в Петербург: «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».

Мать Петруши происходила из семьи бедного дворянина. У нее был добрый, мягкий характер, привычка во всем слушаться своего мужа, поддерживать его. Она знала «наизусть все его свычаи и обычаи».

В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос?

  • Честный , преданный, но недалекий «дядька» Савельич;
  • добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом» ничему научить мальчика не мог;
  • дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские годы.

Поэтому неудивительно, что о своих познаниях по окончании курса домашнего воспитания повествователь иронически пишет, что они ограничивались знанием русской грамоты и умением судить «о свойства борзого кобеля».

Вообщем, Петр Гринев жил недорослем , гоняя голубей, играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Таким образом, серьезного образования он не получил.

Недоросль – сноска в учебнике стр.101

Какое значение имеет имя главного героя?

(Пётр – по-гречески значит «камень»)

Можем ли мы судить о характере человека, зная значение имени? Нет. Но можем предположить. Что?

(твёрдость характера, силу духа у обладателя этого имени)

Кроме того, сына Андрей Петрович назвал в честь своего отца. А это говорит об уважении к семейным традициям.

Что герой считал верхом благополучия?

(служба в гвардии, а величайшим счастьем – весёлую жизнь в Петербурге)

Но были ли в воспитании Гринева положительные стороны?

Да, в воспитании Гринева были положительные стороны. Это общение со сверстниками, ласка любящей матери, отношение отца к будущей службе сына. Особенно к будущей службе сына.

Как же старик Гринев относится к предстоящей службе?

Зачитайте заветы отца.

  • Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.
  • Служи верно, кому присягнёшь.
  • Береги платье снову, а честь смолоду.

Как он соотносится с эпиграфом к 1 главе.

Но прежде вспомним, что называется эпиграфом? Ответы.

И в эпиграфе и в завете отца Пушкин обращается к нравственным категориям: долг, честь, достоинство и др., и говорит, что выполнение долга для него старика Гринева, это выполнение дворянского долга. Он учит сына не гнаться за карьерой, а выполнять честно свой воинский долг.

Эти слова запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Но не всё в ней складывается так гладко, как хотелось бы.

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы, доброе имя, почет, уважение.

Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть

  1. Составление кластера.

Что мы узнали о родителях Гринёва? О его воспитании?

  1. Отъезд Гринёва из дома. (самостоятельное составления кластера)

1) Встреча с Зуриным.

С момента отъезда из родного дома начинается второй этап формирования личности героя.

Как Петруша относится к отправке на службу?

(стр. 103)

Как начинается самостоятельная жизнь Петруши?

(«Встреча с Зуриным»)

Ребята, а как сцена примирения с Савельичем помогает раскрыть характер Гринева?

Гринёв ведёт себя как мальчишка, вырвавшийся на волю. Зурину легко удалось воспользоваться неопытностью Гринёва, напоить его и выиграть 100 рублей в биллиард. Мечта о весёлой беззаботной жизни быстро исчезает, сменяясь неспокойной совестью и безмолвным раскаянием перед Савельичем. Важно отметить, что Гринев добрый человек, он умеет признать свои ошибки.

Какие черты характера молодого героя раскрываются в этом эпизоде? Можем ли мы утверждать, что в этом эпизоде значение имени подтверждается?

(проигрыш в карты, ссора с Савельичем. В отношении к собственной судьбе проявляется его легкомыслие . Однако его умение настоять на своем, говорит о том, что Гринев умеет быть твердым .

Какой вывод из этого мы можем сделать?

Вывод. Начинается самостоятельная жизнь героя – это путь многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Мечта о веселой и беззаботной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Гринёв разбранил Савельича, но Петрушу мучает совесть. А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича, раскаивается.

2) Встреча с Вожатым.

Встреча с вожатым пробуждает в душе Гринёва то хорошее, то светлое, что вынес герой из родительского дома. Почему?

Он испытывает благодарность к человеку, выручившему его во время бурана, и отдаёт ему свой заячий тулуп.

Каково отношение Савельича к вожатому? Найдите слова, выражающие это отношение.

(«Он его пропьет, собака, в первом кабаке...», «Бога ты не боишься, разбойник!», «Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты рад его обобрать...», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому!»)

Почему Савельич так относится к незнакомцу?

Савельич боится незнакомца, видит в нем разбойника, пьяницу, хочет оградить от него Гринева и спасти барское добро.

Как реагирует бродяга на «барский подарок»?

« Его благородие мне жалует шубу с своего плеча. ,.»Он кое-как умудрился и надел тулуп, распоров по швам. «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он провел меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».

- Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?

(Дело не в тулупе, а в порыве Гринева ответить добром на добро. Автор показывает два отношения к человеку: для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого - «брат».

«Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек...).

Что такое милосердие? Кто его проявляет в этой главе?

(Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания; помощь, вызванная этими чувствами.)

Почему Гринева застал буран в степи?

(Он в очередной раз проявил самонадеянность, упрямство , не послушался опытного ямщика и не переждал бурю, а поехал ей навстречу.)

(обобщение кластера)

Итак, мы с вами на материале 1, 2 главы проследили начало становления характера Гринева и убедились, как важны в жизни человека такие нравственные ориентиры.

Какие?

Каково символическое значение бурана?

Описание бурана имеет несколько значений:

  • Композиционное – благодаря бурану герои не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу.
  • Аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, угрозу жизни героя, обозначение народного бунта.
  • Реалистическое – в степях бураны случаются часто.

Какое значение имеет сон Гринева? С какими последующими событиями он связан?

Сон тоже имеет символическое значение.

  • Блуждание по снежной пустыне блуждание по мукам.
  • Мужик с черной бородой Пугачев, позже благословит Петра и Машу.
  • Топор, мертвые тела вскоре ему это предстоит увидеть.
  1. Проверка самостоятельной работы учащихся. Обобщение. Итог урока.

Образ Гринева дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение в каждом случае психологически мотивировано. И это вам предстоит ещё увидеть.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Петра Гринёва.

Этапы духовного формирования личности Гринёва I этап. Родительский дом.

Кластер («гроздь») - это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке, т. е. рисуночная модель. Рисунок в чем-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда» - это тема занятия, вокруг нее - «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой «планеты» есть свои «спутники», у «спутников» - свои.

Этапы духовного формирования личности Гринёва I этап. Родительский дом. Честный, преданный, но недалекий «дядька» Савельич Строгий, но заботливый Прямота, непредвзятость Офицер в отставке: высокие представления о чести и долге Андрей Петрович Гринёв Дворовые мальчишки Добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре Петруша Гринёв Добрая, мягкая Авдотья Васильевна 1 глава Значение имени «камень», «глыба» «я жил недорослем»

Этапы духовного формирования личности Гринёва Значение имени «камень», «глыба» «Я жил недорослем» Петруша Гринёв ВСТРЕЧА С ВОЖАТЫМ 2 ЭТАП. ОТЪЕЗД ИЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ДОМА ВСТРЕЧА С ЗУРИНЫМ Легкомыслие Умеет быть твёрдым Раскаяние Совесть Упрямство, самонадеянность Благодарность, милосердие Верность своему слову Наставления отца 1 ЭТАП. РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ.

БУРАН В СТЕПИ Реалистическое – в степях бураны случаются часто. Композиционное – благодаря бурану герои не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу. Аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, угрозу жизни героя, обозначение народного бунта.

СОН ГРИНЁВА Блуждание по снежной пустыне  блуждание по мукам. Мужик с черной бородой  Пугачев, позже благословит Петра и Машу. Топор, мертвые тела  вскоре ему это предстоит увидеть.


Повесть «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина рассказывает нам о жизни одного дворянина: его юношеских годах, его взрослении, его истории. Главного героя зовут Пётр Андреевич Гринёв, он сын военного дворянина Андрея Гринёва.

В детстве Пётр был недорослем, получил не очень хорошее образование. В силу своего возраста он еще не сталкивался с настоящими проблемами и трудностями. И лишь пройдя через сложные жизненные испытания, молодой дворянин становится таким, каким мы его видим в конце повести.

Андрей Гринёв отправляет Петра на военную службу в Белогорскую крепость. На тот момент Пётр Андреевич был молодым и легкомысленным, он привык жить беззаботно, но теперь на его жизненном пути появляются трудности.

С детства Петра оберегает верный Савельич. Он уже старый, но мудрый, он заботился о Петре как о родном сыне. Давал советы молодому неопытному дворянину, поддерживал и оберегал.

Уже в Белогорской крепости Пётр Андреевич с его товарищем Зуриным увлекаются азартными играми. Когда Гринёв проиграл большую сумму, он заставил Савельича расплатиться с победителем. Пётр был молод, ему хотелось быть независимым, самостоятельным и самому распоряжаться деньгами. Он на эмоциях вспыльчиво сказал старику: «Я твой господин, а ты мой слуга». Этими словами он подчеркнул своё господствующее положение. Но впоследствии Петру было стыдно за свои слова, и он поспешил извиняться. В этом инциденте раскрывается его сущность: умение признавать свою вину, быть искренним и честным человеком.

В Белогорской крепости Пётр знакомится со многими людьми. Все они совершенно разные и по-своему повлияли на Петра.

Отдельную важнейшую роль в жизни Петра сыграла Марья Ивановна – дочь капитана Миронова. Она вызывала у дворянина сильнейшие чувства искренной любви. Ради Маши Пётр был готов на любой поступок. Он безумно любил её и уважал, всеми силами защищал жизнь и честь девушки.

В конфликте с Швабриным Пётр показывает себя бесстрашным героем, готовым даже на смерть ради своей любимой. Пётр отстаивал своё мнение, был спокойным и отважным, не испугался дуэли и угроз со стороны изменника.

На войне за Белогорскую крепость, за Оренбург Пётр проявлял себя смелым и мужественным. Он не боялся идти на войну, он не испугался смерти и не изменил родине, не сдался обманщику Пугачёву. Даже когда Гринёва помиловали, он не перешел на сторону Пугачёва и не льстил ему, а наоборот, был уверен в себе, стойко отвечал правду на вопросы самозванца, высказывал своё истинное мнение о поступках Емельяна. За это Гринёв достоин уважения.

Таким образом, к концу произведения мы понимаем, что за человек был Пётр Гринёв. Автор показал нам, как преобразовалась личность главного героя, как он боролся с трудностями, возникавшими на его пути, как преодолевал препятствия. Вместе с ним на протяжении повести мы наблюдали за тем, как он взрослеет, меняется, познает жизнь, чувствует, переживает, выбирает, размышляет. В личности Петра Гринёва Пушкин показал нравственный идеал русского дворянина.

Сочинение «Становление личности Петра Гринева» предполагает рассмотрение истории жизни главного героя повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» по следующему плану: детство, подростковый период, а также период службы, который раскрывает все положительные черты Петра Гринева.

Детство

Петр Гринев родился в семье отставного премьер-майора Андрея Петровича и бедной дворянки Авдотьи Васильевны. Детство героя прошло в Симбирской губернии. Отец Петра, человек с твердым и строгим характером, особое внимание уделял воспитанию сына. Еще до рождения главного героя он был записан в Семеновский полк. С пяти лет образованием Петра Гринева занимался Савельич.

Подростковый возраст

В двенадцать лет Гринев выучил грамоту и умел «здраво судить о свойствах борзого кобеля». В этом возрасте Петр стал упражняться с французом Бопре, который особо не занимался образованием Гринева. Каждый из них был занят своим делом. Гринев подтверждает, что его воспитание кончилось тогда, когда его отец выгнал француза-бездельника из дома.

Когда Петру было шестнадцать лет, Андрей Петрович решил, что сыну пора отправиться на службу. Гринев-младший ждал своей службы в Петербурге, стремился начать свою веселую и разгульную жизнь. Однако отец Петра отправляет его на службу в Оренбург.

Служба

Именно в шестнадцать лет, когда Петр Гринев отправляется служить, жизнь главного героя кардинально меняется. На мировоззрение Гринева оказывает огромное влияние отцовский наказ: «Береги платье снову, а честь смолоду».

А. С. Пушкин описывает, как Петр Гринев из недоросля, гонявшего до шестнадцати лет голубей, превращается в благородного и честолюбивого мужчину. Писатель демонстрирует развитие образа центрального персонажа. Причем процесс формирования личности Петра Гринева проходил постепенно: по дороге на службу Гринев проигрывается Зурину, что говорит о беспутстве героя. По дороге Петр совершает и милосердный поступок: отдает провожатому в знак благодарности заячий тулуп.

Уже в Белогорской крепости Петр начинает вести себя в соответствии с честью. Герой защищает Машу Миронову от клеветы Швабрина. Петр Гринев не способен предать Родину, как это делает Швабрин. Когда возлюбленная главного героя оказывается в плену у Швабрина, Гринев способствует ее освобождению. Оказавшись под арестом, Петр не выдает имя Маши Мироновой, чтобы она не оказалась ввязана в беззаконие. Главный герой романа «Капитанская дочка» ведет себя как благородный мужчина, готовый постоять за себя и своих близких.

Петр Гринев – это центральный персонаж в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Уже будучи человеком старым, он вспоминает о своей жизни, о трудностях, которые выпали на его долю. Пушкин, описывая своего персонажа, пытается донести до читателя свои мысли о том, как должна формироваться личность настоящего человека чести и истинного дворянина.

Воспоминания, которым делится Гринев, обращены к потомкам. Он рассказывает нам о том, как оставаться человеком, не потерять самого себя, сохранить честь и достоинство.

Рассказ начинается с самого рождения маленького Петра. Его родители были небогатыми дворянами, которые сильно любили своего единственного сына. Сразу после рождения мальчика досрочно записывают в офицеры. Петр, по его же словам, получил неважное образование. Учил его дядька Савельич, благодаря которому мальчик в 12 лет научился грамоте. Также стали разбираться в лошадях. Вторым учителем мальчика стал француз Бопре. Но и от него герой не получает стоящих знаний. Маленькому Петру больше нравится гулять с такими же детьми и гонять голубей.

В возрасте шестнадцати лет отец принимает решение отправить юношу в армию. Хватит, мол, бегать по девочкам и заниматься какой-то чепухой. Петр был даже рад такому стечению обстоятельств. Он представлял службу как нечто, что принесет ему массу удовольствий и настоящей свободы от родителей. Но вскоре выясняется, что отец отправляет сына не в Петербург, а в самый дальний гарнизон. И наш герой, будучи человеком неопытным и, срого сказать, несколько избалованным, попадает в Белогорскую крепость. По пути Петр успевает неудачно сыграть в карты, серьезно обидеть своего учителя, и чуть не попасть под буран, от которого его спасает вожатый.

После всех испытаний, Петр все же попадает в крепость. Здесь, в течение многих лет, он встречает свою любовь, преодолевает множество трудностей и опасностей. Тем не менее, благодаря службе, он становится настоящим мужчиной и находит смысл своего существования.

Во время службы Петр знакомится с дочерью коменданта Машей и Алексеем Швабриным. Алексей это офицер, которого сослали в крепость из-за дуэли. Гринев сближается с Швабриным, но вскоре понимает, что перед ним стоит бесчестный человек, готовый на любую подлость ради своей выгоды.

Швабрин, имеет свои виды на Машу, но та его отвергает. И Алексей начинает поливать девушку грязью и всячески на нее клеветать. И Петр, желая защитить любимую, вызывает того на дуэль.

Петр желает взять Машу в жены, но ее родители против. Сама же Маша также не желает выходить замуж без благословления. Петр страшно горюет, но вскоре на крепость нападает Пугачев. Всех, кто не пожелал сдаться, постигает смерть, лишь Швабрин переходит на сторону фальшивого царя. Петр же по чистой случайности остается в живых и отправляется в Оренбург.

Петр проходит большой путь от избалованного мальчика до мужественного офицера. И ни разу он теряет своего достоинства, все делает строго со своей совестью и одерживает одну победу за другой.

2 вариант

Петр Гринев является одним из основных персонажей произведения «Капитанская дочка», которое написал А.С. Пушкин. Это пожилой мужчина, он часто вспоминает свою жизнь и трудности, которые ему пришлось преодолевать. Пушкин в образе Петра Гринева показал читателям, каким должен быть настоящий дворянин. Он показал всем, что такое честь и достоинство.

Гринев своими рассказами пытается донести потомкам одну мысль. Он хочет, чтоб они поняли, что в любой жизненной ситуации необходимо оставаться человеком.

Вначале рассказывается о детстве Петра. Он родился в небогатой дворянской семье. Он был единственным ребенком в семье. Его родители безумно любили своего сына. После рождения его записали в офицеры. Образование, которое получил Петр, было не самым лучшим, потому что учил его дядька Савельич. Мальчик к двенадцати годам владел грамотой. Он отлично разбирался в лошадях. Затем его учил француз Бопре.

В шестнадцать лет отец отправил Петра служить в армию. Мальчик с радостью и восторгом воспринял эту новость. Петр думал, что в армии он обретет свободу от наставлений родителей. Мальчик хотел служить в Петербурге, но отец решил все по-другому и отправил его на самый удаленный гарнизон. Петр был неопытный и избалованный мальчик. Когда он попал в Белогорскую крепость, ему там не понравилось. Пока он ехал к месту назначения он неудачно сыграл в карточные игры, обидеть учителя. Петр мог бы попасть под буран, но его спасли.

По пути в крепость он прошёл через огромное количество испытаний. На новом месте его приключения продолжились, и еще он встретил свою любовь. Он благодарен армии за то, что она сделала из него настоящего мужчину. Здесь он обрел смысл жизни.

Петр познакомился с офицером Алексеем Швабриным. Он считал его своим хорошим другом, но потом он увидел его лживую натуру. Швабрин оказался лицемером готовым на все ради выгоды.

Петру понравилась девушка Маша (дочь коменданта). Алексей так же имел на нее виды, но она отвергала его. После этого обиженный Алексей начал распускать про Машу нехорошие сплетни. Петр, что бы отстоять честь любимой вызвал бывшего друга на дуэль.

Петр хотел взять девушку в жёны, но против были ее родители. Гринев сильно страдал. После на их крепость напали враги, но Петру повезло, и он спасся.

Гринев прошёл сложный и длинный и не потерял честь и достоинство. Он превратился из балованного мальчика в достойного мужчину.

Становление личности Петра Гринева

В 8 классе учащиеся знакомятся с одной из интереснейших повестей великого русского классика Александра Сергеевича Пушкина, которая получила название «Капитанская дочка». Рассказ идёт от лица главного героя, которому Пушкин дал имя Пётр Гринёв.

О его становлении личности можно сказать, что он сформировался как человек разумный только после того, как прошёл все испытания, которые ему встретились в крепости. До 16-ти лет он растёт в дворянской семье и ведёт разгульную жизнь, он ничего и не хочет думать о каких-либо заботах. И, вроде и дальше всё должно было быть замечательно, нужно было только его отцу отправить его на службу в Петербург, где от него бы ничего не требовалось. Но его отец решает отправить его в далёкую Белогорскую крепость. Нельзя назвать тогда Гринёва уже юношей, он был совершенно ребёнком. Возможно это из-за его матери, которая так избаловала его. Это было особо заметно в том, как она его называла – «Петруша».

И вот, Петруша отправляется в далёкий путь вместе со своей нянькой Савельичем. По пути Гринёв проигрывает и пропивает все деньги и накричал на Савельича за то, что тот уговаривал его не играть и с неохотой отдаёт долг. Но после он извиняется перед стариком, что говорит о том, что он в ответе за свои проступки.

После мы видим сцену с бураном, в котором они заблудились. Но, к счастью, им встретился человек, который помог им, за что Гринёв подарил ему свой заячий тулуп, ведь он видел, как легко одет мужик и нужно было все равно как-то отблагодарить его. Это говорит о его щедрости и благодарности. Так может не все потеряно и это не Митрофанушка из «Недоросли» Гоголя?

По прибытию в Белогорскую крепость, Гринёв, безусловно, разочаровался в своих апартаментах, но не капризничает. Первый, с кем он знакомится – это двуликий и мерзкий Швабрин, на фоне его отрицательных качеств, всё больше подчёркиваются лучшие, ещё не до конца раскрытые, качества характера Петра.

После он знакомится с капитаном Мироновым, его хозяйственной женой и прекрасной дочкой – Машей, к которой Гринёв питает тёплые чувства не смотря, на тогдашние погодные условия.

В отличие от Швабрина, Гринёв любит бескорыстно и благородно, он готов жертвовать собой ради возлюбленной и ни в коем случае не позволит себе как-то оскорблять её чувства или обмануть её.

Также в нём проявляется и воинская честь. Это можно наблюдать в части, когда самозванец Пугачёв пытался захватить власть. Петру грозила смертная казнь, но он не собирался переходить на сторону проходимца.

Николай Гоголь написал замечательную комедию в пяти действиях, в которой незначительную роль играют женщины, они ничем не отличаются от своих мужей, а просто дополняют эту картину пошлости

  • Образ и характеристика Пискарева в повести Невский проспект Гоголя сочинение

    Пискарев - один из главных героев повести Николая Васильевича Гоголя «Невский проспект», молодой и скромный художник, проживающий в Петербурге

  • Сочинение по картине Серебряковой Карточный домик, 6 класс (описание)

    В творчестве З.Е Серебряковой одну из ведущих ролей играет полотно “Карточный домик”. Она написала это полотно в 1919 году.

  • Смысл названия рассказа Матрёнин двор Солженицына

    Одной из важнейшей составляющих произведений является его название. И это не случайно, так как заголовок позволяет правильно осмыслить тему, идею автора, раскрыть образы героев.

  • Выбор редакции
    Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

    б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

    К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

    В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
    Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
    Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
    Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
    Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
    Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...