История музея. Из истории музея


Государственный музей истории религии был образован в системе Академии наук СССР на основании решений Президиума АН СССР от 7 сентября 1930 г. и Секретариата ЦИК СССР от 26 апреля 1931 г. Инициатором создания Музея и его первым директором был выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог В.Г. Богораз-Тан (1865–1936). В основу коллекций нового музея были положены экспонаты из собраний Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Государственного Эрмитажа, Библиотеки Академии наук и Государственного Русского музея, использовавшиеся в антирелигиозной выставке, созданной сотрудниками Академии наук в залах Зимнего дворца в Ленинграде в апреле 1930 г.

В отличие от существовавших в те годы в разных городах так называемых антирелигиозных музеев (Ленинградский антирелигиозный музей работал с 1929 по 1932 г. ), Музей истории религии создавался в рамках Академии наук как исследовательское и научно-просветительное учреждение, призванное комплексно изучать религию как сложный общественно-исторический феномен, включая рассмотрение эволюции религиозных представлений и культов, места религии в духовной культуре раз­личных эпох, психологического аспекта религиозной веры, религиоз­но-общественных движений, процессов секуляризации, религиозного искусства и т.п. На протяжении десятилетий музейные сотрудники, не только создавали экспозиции и выставки, не только хранили (часто спасая от уничтожения) многие памятники религиозной культуры, но и вели систематическую исследовательскую работу по их изучению.

Период с 1932 по 1944 г. – это этап становления Музея исто­рии религии, заложения основ и традиций научно-фондовой, экспозиционной, просветительной и исследовательской работы. К 1941 г. МИР сосредоточил в своих фондах богатейшее собрание экспонатов, отражающих многообразие религий. Среди них –коллекция православных икон XVII - XX веков, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, отражающие историю и культуру западного и восточного христианства, индуизма и буддизма, ислама, иудаизма, традиционных верований народов Кавказа, Сибири, Поволжья, религий Китая и Японии. В Музее открылась уникальная библиотека, ставшая самым крупным собрание книг по истории религии и религиоведению в России. В 1935 г. бюро Отделения истории Академии наук объявило о создании на базе Музея научно-исследовательской ассоциации изучения религии.

В годы Великой Отечественной войны большинство сотрудников Музея находилось на фронте, оставшиеся поддерживали сохранность музейных коллекций, дежурили на крыше собора, тушили зажигательные бомбы. Музейная экспозиция была свернута, однако сохранялся доступ к могиле М.И. Кутузова. В годы блокады сотрудниками музея было создано несколько выставок, посвященных военно-историческому прошлому нашего народа. В 1942 г. на колоннаде Казанского собора была развернута выставка, посвященная российским военно-патриотическим традициям.

Второй этап истории Музея (1944 – 1960 ) связан с восстановлением его пос­ле войны и созданием большой экспозиции по истории религий мира, сделавшей его известным не только в СССР, но и за рубежом. Были созданы экспозиции отделов «Религия Древнего Египта», «Религия и атеизм Древней Греции», «Происхождение христианства», «История православия и русского атеизма», «История папства и инквизиции», «Религии Китая», «Естествознание и религия», многочисленные передвижные фотовыставки. Только за 1954 – 1956 гг. Музей посетило около миллиона человек, было проведено около 40 тысяч экскурсий. Шестнадцать послевоенных лет отмечены выходом в свет крупных монографических исследований, посвященных различным вопросам истории религии и свободомыслия, публикацией семи выпусков «Ежегодника МИР» (1957–1963) – фундаментального религиоведческого периодического издания, до сих пор сохраняющего свое научное значение.

Много энергии и сил в укрепление позиций Музея вложил его тогдашний директор выдающийся знаток истории религиозных движений и общественный деятель В.Д.Бонч-Бруевич (1843–1955), постоянно живший в Москве и руководивший Музеем оттуда. В 1944 году заместителем директора по научной работе стал М.М. Шахнович (1911–1992) – известный историк религии и свободомыслия, обладавший глубокой эрудицией, обширным опытом и замечательными организаторскими способностями, под его началом и при его непосредственном участии осуществлялась вся деятельность МИР с 1944 по 1960-е гг. В разные годы сотрудничали с Музеем, консультировали, публиковали статьи в музейных изданиях, или были членами Ученого совета Музея такие замечательные ученые как И.Д. Амусин, П.И. Борисковский, Б.Л. Богаевский, С.Н. Валк, А.Х. Горфункель, А.И. Клибанов, И.А. Крывелев, С.Г. Лозинский, С.Я. Лурье, А.О. Маковельский, М.Э. Матье, В.И. Рутенбург, А.В. Предтеченский, В.Я. Пропп, А.Б. Ранович, В.В. Струве, А.П. Окладников, Б.И. Шаревская, В.О. Шаскольский и др.

В 1954 г. Музей получил название: Государственный музей истории религии и атеизма АН СССР. С 1961-го года Музей был переведен из Академии наук в ведение Министерства культуры СССР. В этот период наметился поворот всей работы Музея в сторону открытой атеистической пропаганды, способствовало этому прямое воздействие Ленинградского обкома КПСС. Это не могло не сказаться как на экспозиционной работе музея, так и на научных исследованиях, которые должны были сосредоточиться, прежде всего, на решении актуальных задач.

С начала 1970-х гг. наметились новые тенденции в деятельности Музея: началась работа над новой экспозицией, оживилась выставочная, собирательская и научно-исследовательская работа. ГМИР стал научно-методическим центром, сотрудники Музея стали ездить с выставками и лекциями по всей стране.

В 1990-м г. Музею возвращено первоначальное название – Государственный музей истории религии. Он является музеем федерального значения и подчиняется Министерству культуры Российской Федерации. В мае 1991 года было принято решение передать Музею здание на Почтамтской улице, где вскоре началась реконструкция. В 2000 г. ГМИР переехал в новое здание и теперь располагается недалеко от здания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Исаакиевского собора. В России впервые после почти векового перерыва музейный комплекс разместился в специально оборудованном и специально приспособленном для музейных нужд здании.

Сегодня в числе приоритетных направлений деятельности Музея – не только изучение памятников культурного наследия и экспозиционно-выставочная деятельность, но исоздание просветительских и музейно-педагогических программ, актуального музейно-туристического продукта, адресованного разным группам посетителей.

Музей принимает активное участие в решении социально-культурных проблем Северо-западного региона. Социально-ориентированные проекты разработаны специально для различных адресных групп: детей, молодежи, военнослужащих, представителей разных конфессий и проч.

Проблематика Музея достаточно сложна. Однако, в нейтральном пространстве музея профессиональная работа научных сотрудников, хранителей, музейных педагогов, экскурсоводов и других специалистов позволяет знакомиться с религией на языке, доступном пониманию самого неподготовленного посетителя.

Задача наших сотрудников – не обучение основам религии и не навязывание предпочтений. Мы рассказываем об истории и культурных традициях различных народов, учим уважать их религиозные взгляды, воспитываем культуру осознанной толерантности по отношению к представителям разных конфессий и различных этно-религиозных групп.


Есть несколько причин посетить Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге. Во-первых, его богатейшая музейная коллекция насчитывает порядка 200 тысяч экспонатов, среди которых присутствуют уникальные археологические находки, датированные VI веком до н.э.

Во-вторых, наряду с иконами и предметами культового назначения здесь представлены произведения изобразительного и декоративного искусства, редкие книги, образцы нумизматики и медалей разных эпох, стран и народов. Зарождение, развитие и особенности основных религиозных мировоззрений рассматриваются, таким образом, в контексте мировой науки, истории и культуры.

В-третьих, что немаловажно, в построении экспозиции присутствует хронология, логика и современные интерактивные средства подачи материала. И, конечно же, самое главное, — это отсутствие навязывания предпочтений, толерантность к представителям различных религиозных конфессий.

В итоге, все это делает музейно-туристический продукт актуальным для широкого круга посетителей, а расположение в центре города – удобным для посещения.

Историческая справка

Первый в мире музей истории религии был открыт в городе на Неве, и произошло это в стране, где государственной идеологией был атеизм.

В апреле 1930 года в залах Зимнего дворца прошла антирелигиозная выставка, организованная Институтом этнографии. Здесь были представлены культовые предметы и тематические произведения искусства со всего мира. В те времена общественную мысль будоражили идеи о несовместимости науки и религии. Они нашли свое выражение в огромном успехе экспозиции и вдохновили на создание музея истории религии и атеизма в системе Академии наук СССР, который был учрежден 26.04.1931 года.

Инициатором и первым его директором явился выдающийся российский ученый, историк и этнограф В. Г. Богораз-Тан. В основу собрания музея, кроме выставочной коллекции, легли экспонаты, поступившие из , и Библиотеки Академии наук. Расположился музей в , где и состоялось его торжественное открытие 15 ноября 1932 года.

То, что музей изначально формировался в научной академической структуре, отличало его от других подобных музеев, в том числе его предшественника — Ленинградского антирелигиозного музея (1929-1932). Сотрудники не просто собирали, хранили и экспонировали памятники религиозной культуры, а занялись изучением такого сложного феномена общественной истории, каким является религия, научно-исследовательской работой и просветительской деятельностью.

Уже на первом этапе становления музея (с 1932 по 1944 год) собранные коллекции отображали многообразие и эволюцию верований и культовых традиций разных народов, — они рассматривались с точки зрения места религии в жизни различных эпох, в аспектах духовности, психологии, общественных движений, искусства.

Восстановление музея после войны в 1944-1960 годы и создание широкой экспозиции, посвященной истории мировых религий, принесло широкую известность в своей стране и за рубежом. Этому способствовали многочисленные передвижные фотовыставки, печатание монографий и публикация периодического издания «Ежегодник МИР».

В 1961 году музей переходит в подчинение Министерства культуры. Наступает период, когда научная деятельность сворачивается и ей на смену приходит пропаганда атеистических идей.

В начале 1990-х годов музей получает свое нынешнее название и здание в центре города, куда въезжает после проведения реконструкции в 2000 году. За годы советской власти стало привычным расположение музеев религии и атеизма в культовых сооружениях. Государственному музею истории религии в Санкт-Петербурге впервые выделяется светская постройка, которая была специально оборудована под музей. Здание имеет свою историю.

В начале XVIII века на близлежащих землях располагалась усадьба графа П. Ягужинского. Трехэтажный усадебный дом в дальнейшем приобрел известность благодаря своему театру, в котором давались цирковые представления и демонстрировался частный зверинец.

В 1786 году Почтовый департамент выкупил дом, ушедший с молотка за долги отпрыска благородного рода. Этот дом стоял напротив почтового ведомства, в нем стали проживать служащие почты. Через Почтамтскую улицу между двумя зданиями была перекинута арка, имевшая внутренний переход. По нему чиновники попадали из дома на работу, не выходя на улицу. Сейчас переход закрыт.

В 1859-1861 годы архитектор А. К. Кавос достраивает 4-й этаж и изменяет фасады здания в модном тогда стиле эклектики, гармонично смешав в отделке элементы классицизма, барокко и ренессанса. Довольно символично было расположить музей, где также смешались самые противоречивые религиозные направления, в подобном доме.

Открытие музея в новом здании состоялось 8 июня 2001 года. Известно, что после переезда исчезли экспозиции с пугающими обрядами, — например, демонстрирующие орудия пыток инквизиции, хотя это достаточно важный аспект в понимании жизни средневековой Европы. Раздел атеизма вообще скрылся в архивах, унося с собой из залов музея часть нашей истории. Не получили места и различные секты. Например, баптизм, чрезвычайно популярный в США, никак не представлен. Впрочем, эти замечания не умаляют значимости музея, а лишь подчеркивают необъятность поднятой им темы.

Экспозиция музея

сэр Уинстон Черчилль

Красочные экспозиции представлены таким образом, что, переходя из одного зала в другой, посетители совершают путешествие во времени, постепенно передвигаясь от первобытных верований к современным религиозным течениям. Соответствующее музыкальное оформление и антураж создают особую атмосферу, а интерактивные экраны, аудио и видео файлы, пользование аудиогидом дают возможность неспешного самостоятельного осмотра и полного погружения в эпоху, с которой Вы знакомитесь в данный момент.

При первом посещении рекомендуется все же принять участие в обзорной экскурсии. Опытный гид за 1,5 часа сумеет дать общее целостное впечатление о музее. Вся коллекция распределена на фонды, их всего 15, и даже беглое знакомство требует достаточного времени. Есть опасность потеряться на несколько часов!

Красиво выглядит вестибюль. Его украшает гипсовая скульптура, переданная из Эрмитажа и еще в 1950-х годах. Отсюда начинается путь, ведущий из глубины веков к современности, выстроенный в хронологическом порядке и с удивительной логической последовательностью представляющий периоды:

  • Архаические верования и обряды;
  • Религии Древнего мира;
  • Иудаизм;
  • Христианство;
  • Православие;
  • Католицизм, протестантизм;
  • Религии Востока;
  • Ислам;
  • Буддизм;
  • Религии Китая, Японии, Индии.

Первые залы переносят нас в эпоху палеолита, когда зарождаются погребальные обряды. Акустика и наскальные рисунки передают пещерную атмосферу. Экспонаты свидетельствуют о первых попытках наших далеких предков понять основы мироздания и место человека в нем.

Далее следует переходный период от первобытной эпохи к цивилизации. Мы попадаем в мир Древнего Египта и Месопотамии, Древней Греции и Рима, оказываемся среди ритуальных предметов, египетских саркофагов, увидим древнегреческие сосуды и погребальные маски.

Следующий этап – возникновение монотеизма. Здесь музей предлагает познакомиться с религией иудеев, причем с разных точек зрения: как с библейским периодом, в ракурсе веры в единого бога или взглянуть на историю глазами евреев. В залах мы сможем увидеть, как выглядит Тора, узнать, что такое свиток Торы, капорет и парахет.

Обширная экспозиция посвящена христианству, зарождению и первым пророчествам, его отдельным периодам и ветвям. В зале раннего христианства стоит обратить внимание на иконы, написанные Н. С. Емельяновым — ведь это по его эскизам были выполнены наружные мозаики !

Интересные экспонаты, связанные с отечественной историей, представлены в разделе «Церковь и государство». Среди них: блюдо, изготовленное к 300-летию дома Романовых, живопись М. В. Нестерова, В. М. Васнецова, И. К. Айвазовского и других не менее знаменитых художников, — например, старинная картина «Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны» или современное полотно Ю. А. Рыбакова «Мираж».

Многообразие религий Востока отображают экспозиции, посвященные странам Восточной, Южной и Центральной Азии. Особенной популярностью пользуется зал, где представлен Буддийский рай – это макет, выполненный в 1904-1905 годах монахами Бурятских монастырей под названием «Сукхавати – Чистая земля будды Амитабхи». Многие поклонники буддизма приходят в музей с исключительной целью медитировать в этом зале.

В разделе «Ислам» есть еще один макет (поменьше). Это копия Соборной Мечети Санкт-Петербурга (оригинал находится на Кронверкском проспекте, 7, возле метро «Горьковская»).

Верхний этаж отведен под временные выставки. Музей участвует в мероприятии «Ночь музеев», организует экскурсии, в том числе по городу и за городом, занятия с детьми и курс лекций для взрослых. Специальные залы могут быть предоставлены под проведение концертов, конференций, презентаций.

Выходной день в музее – среда, каждый первый понедельник – вход свободный для всех желающих.

Где находится и как добраться

Буквально в двух шагах от , напротив Главпочтамта, слева от его знаменитой арки находится Музей истории религии, расположенный в здании по улице Почтамтской, 14 / Почтамтский переулок, 5.

Сюда можно дойти пешком от станций метро «Адмиралтейская» и «Сенная» или доехать от метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» на троллейбусе №5, №22, автобусе №3, №22, №27 или маршрутном такси №169, №306.

Описание:

Государственный музей истории религии - единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии.

Фонды музея насчитывают около 200 000 экспонатов. Это памятники истории и культуры разных стран, эпох и народов: от архаики, Древнего Египта и Израиля до раннего европейского Средневековья; от Древней Греции и Рима до новейшего времени; буддизм и ислам. Древнейшие экспонаты музейного собрания - археологические находки, датируемые VI тысячелетием до н.э.

Здание музея, построенное в 1860-е гг. по проекту архитектора А. Кавоса, расположено в историческом центре Санкт-Петербурга. Здесь размещаются постоянные экспозиции, фонды открытого хранения, проходят временные выставки, специальные программы, лекции. В музее работает Центр молодежных программ - образовательная платформа музея, основной целевой аудиторией которой является студенты всех форм обучения.

Сегодня в музее открыты следующие разделы постоянной экспозиции: "Архаические верования и обряды", "Религии Древнего мира: политеизм", "Религии Древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма", "Возникновение христианства", "История русского православия", "Католицизм", "Протестантизм", "Религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм", "Ислам".

Кроме того, в музее открыт регулярный доступ к фондам хранения:

- "Масонская коллекция" - одна из самых обширных коллекций на данную тему в нашей стране. Представлена история масонства самых разных стран - России, Германии, Франции, Бельгии и др. Временной охват коллекции также достаточно широк - с конца XVIII века и до 1930-х гг.

- "Японская коллекция", в котором представлены как подлинные раритеты XVIII - XIX вв., например, знаменитые свитки из разных храмов Японии, так и вполне современные предметы - амулеты, паломнические сувениры и др.

- "Коллекция Западноевропейской живописи". Фонд включает произведения религиозного и светского искусства Италии, Испании, Германии, Нидерландов, Голландии, Фландрии, Польши. Хронологические рамки собрания XIV - XX вв.

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал, публичная библиотека

Образовательные услуги:
Лекционная программа "Религии мира"
Музейно-педагогические программы для школьников и дошкольников
Научно-методические стажировки
Курсы повышения квалификации для музейных сотрудников; преподавателей гуманитарных дисциплин; сотрудников образовательных учреждений, общественных организаций и туристических компаний

Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания

Местные достопримечательности:
Исаакиевский собор, Мариинский дворец, Центральный выставочный зал "Манеж", памятник Петру I "Медный всадник", здание Синода и Сената, Юсуповский дворец, Николаевский дворец, Центральный музей связи им. А.С. Попова, Санкт-Петербургский музей В.В. Набокова

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14
Российский национальный комитет международного совета музеев - ИКОМ России - R158

Организации партнеры:
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) - M145
Российский этнографический музей - M147
Центральный выставочный зал "Манеж" - M149
Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово Поле" - M603
Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова - M1039
Новоселенгинский музей декабристов - M1199
Государственный музей истории ГУЛАГа - M1202
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" - M1234
Кемеровский областной музей изобразительных искусств - M1790
Национальный музей Республики Коми - M1808
Национальный музей Республики Бурятия - M2791
Национальный музей Чеченской Республики - M3040

Единиц хранения:
ок. 200000, из них 137059 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Фонд «Архаические и традиционные верования» - 4499 ед. хр.
Фонд «Драгоценные металлы» - 3690 ед. хр.
Фонд «Ислам» - 1402 ед. хр.
Фонд «Иудаизм» - 1487 ед. хр.
Фонд «Научно исторический архив» - 25000 ед. хр.
Фонд «Православие. Декоративно-прикладное искусство» - 4000 ед. хр.
Фонд «Православие. Изобразительное искусство» - около 20000 ед. хр.
Фонд «Религии ранних цивилизаций» - 5396 ед. хр.
Фонд «Религии Востока» - 13134 ед. хр.
Фонд «Религии Запада» - 27 561 ед. хр.
Фонд редкой книги - 1508 ед. хр.
Фонд «Ткани» - около 7000 ед. хр.
Фонд «Филателия» - 2706 ед. хр.
Фонд «Фонотека-мультимедиа» - 769 ед. хр.
Фонд «Фототека» - более 30000 ед. хр.

Примечание:
Официальное название организации: Федеральное государственное учреждение культуры "Государственный музей истории религии".

Copyright (c) 1996-2018 Государственный музей истории религии

В пятнадцатую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции 15 ноября 1932 года в бывшем Казанском соборе был торжественно открыт Музей истории религии и атеизма Академии наук СССР.

Решение об учреждении музея было принято президиумом Академии наук СССР 7 сентября 1930 года и утверждено Секретариатом ЦИК СССР 26 апреля 1931 года на основании ходатайства Академии наук СССР от 14 февраля того же года.

Инициатором создания музея была группа ленинградских ученых во главе с известным этнографом профессором Владимиром Германовичем Богоразом.

Основной базой, на которой образовался музей, явилась большая выставка по истории религии, созданная на материалах Музея антропологии и этнографии Академии наук СССР, Государственного Эрмитажа и Русского музея. Подготовка этой выставки началась еще в 1928 году. О ее задачах В. Г. Богораз писал: «Мы выявим на музейном материале, что такое религия, проследим эволюцию святынь от амулетов и идолов к иконам и статуям, от простого мольбища к церкви, от колдунов к шаманам, жрецам и священникам».

Общее собрание Академии наук СССР 6 октября 1931 года утвердило «Положение Музея истории религии АН СССР».

В соответствии с Положением музей должен был изучать религию с точки зрения диалектического материализма, чтобы показать развитие религии от ее зарождения до современного состояния, выявляя в экспозиции ее социальную роль и несовместимость с научным мировоззрением.

Выполняя эту задачу, музей вел большую собирательскую, научно-исследовательскую и экспозиционную работу по следующим разделам:

1. Происхождение и развитие религиозных верований.

2. Возникновение и развитие синкретических религий в их непосредственной связи, с одной стороны, с древнейшими формами религиозных верований, а с другой стороны, с современными явлениями классовой борьбы.

3. Современное состояние религии в связи с классовой борьбой.

4. История атеизма и антирелигиозного движения. Первый период деятельности музея (1932-1936) был периодом организации, определения задач и целей, собирания экспонатов, поисков форм и методов экспозиции и художественного оформления. В тот период были созданы пять отделов - «Религия первобытного общества», «Религия древнего мира», «Религия феодального общества на Западе и Востоке», «Религия в эпоху капитализма», «Религия и атеизм в России и в СССР».

Музей вызвал большой интерес среди населения. В первые годы деятельности музея его посещали 70 тысяч человек в год. Как видно из отзывов посетителей, музей играл видную роль в антирелигиозном воспитании трудящихся.

Однако экспозиции музея представляли скорее пропагандистские выставки, чем историко-религиозные и историко-атеистические экспозиции. Среди экспонатов преобладали репродукции, фотографии, плакаты и тексты. В фондах было мало подлинных экспонатов. Собирательская работа только началась.

Во второй период своей деятельности (1937-1941) музей перешел от пропагандистских выставок к созданию научной экспозиции по истории религии и атеизма. Под руководством Ю. П. Францева (впоследствии ставшего академиком) сотрудники музея начали вести не только экспозиционную, но и научно-исследовательскую работу.

В 1935-1940 годах были опубликованы крупные труды научных сотрудников музея: профессора В. Г. Богораза - «Религия чукчей», профессора С. Г. Лозинского - «История папства», доктора исторических наук Ю. П. Францева - «Фетишизм и проблемы происхождения религии», М. И. Шахновича - «Русская церковь в борьбе с наукой».

Эти труды были основой, на которой строилась новая экспозиция. Кроме этого, музей организовывал временные и передвижные тематические выставки у себя и в других музеях, Дворцах культуры, клубах, цехах заводов и фабрик.

Когда началась Великая Отечественная война, несколько сотрудников музея - Ю. П. Францев, В. М. Францева, С. Г. Рутенбург, А. И. Полякова, В. О. Биссикорский, - оставшихся в блокированном городе, сохранили от гибели ценные экспонаты, богатые музейные фонды и библиотеку. Используя материалы, связанные с именем великого русского полководца М. И. Кутузова, сотрудники музея создали ряд выставок о героическом прошлом русского народа, вели большую пропагандистскую патриотическую работу. В 1946 году во главе музея стал видный деятель Коммунистической партии и Советского государства, один из ближайших сотрудников В. И. Ленина, доктор исторических наук В. Д. Бонч-Бруевич, а через год музей получил от закрывшегося в Москве Центрального антирелигиозного музея все его фонды.

С 1951 года начался капитальный ремонт здания, и постепенно развертывались основные экспозиционные отделы, которые строились заново на основе коллекций уже двух музеев силами вновь создавшегося научного коллектива специалистов.

В 1955 году музей состоял из шести отделов - «Естествознание и религия», «Религия Древнего Египта», «Религия и атеизм Древней Греции», «Происхождение христианства», «История православия и русского атеизма», «История папства и инквизиции».

Музей широко развернул массово-просветительную работу. Одновременно усиливалась научно-исследовательская работа. В 1954-1957 годах были изданы брошюры: «Происхождение христианских таинств», «Происхождение креста», «Приметы в свете науки», «Наука видит будущее», «Современный Ватикан», «Советская наука против религиозных суеверий», «О преодолении религиозных пережитков», «Как возникла религия», «Труд и религия», «Религия и законы общественного развития» и другие. При музее была организована аспирантура.

Музей выпустил несколько фотовыставок, альбомов, диафильмов, наборов открыток и т. д. Было создано несколько справочников-путеводителей по отделам музея.

После смерти В. Д. Бонч-Бруевича в 1955 году музей возглавил крупный советский историк С. И. Ковалев.

С 1957 года начал выходить «Ежегодник музея истории религии и атеизма» - сборник научных трудов, рассчитанный на научных работников, преподавателей, аспирантов, пропагандистов научного атеизма. В «Ежегоднике» публиковались исследования по вопросам происхождения религии, теории научного атеизма и политики Коммунистической партии по отношению к религии и церкви, освещались состояние и деятельность религиозных организаций в СССР, социалистических странах, а также деятельность церкви и клерикальных организаций в капиталистических странах. Публиковалась библиография советской научно-атеистической литературы. Всего вышло 7 выпусков «Ежегодника».

В ноябре 1961 года музей перешел из системы АН СССР в ведение Министерства культуры РСФСР. К тому времени в музее были открыты для обозрения отделы: «Наука и религия», «Происхождение религии», «Религия и атеизм античного мира», «Религия Востока», «Происхождение христианства», «История православия и русского атеизма» и другие.

Успешное строительство развитого социалистического общества, развитие атеистической науки и музейного дела, накопленный экспозиционный материал и опыт сделали необходимым коренную перестройку экспозиции музея. При этом следовало учитывать изменение политической ориентации церкви и тенденции к модернизации религиозной идеологии и церковных структур. Начиная с 1970-х годов коллектив музея создавал новую экспозицию, отвечающую требованиям ЦК КПСС к идеологической работе на современном этапе. Она явилась результатом творческого сотрудничества научных работников музея с большой группой ленинградских художников.

Главная задача экспозиции в том, чтобы, исходя из материалистического понимания истории, на основе научных данных музейными средствами показать место, роль и функции, с одной стороны, религии и церкви, а с другой стороны, свободомыслия, антиклерикализма и атеизма в культурно-историческом развитии человечества.

В настоящее время коллектив научных сотрудников музея укомплектован высококвалифицированными кадрами атеистов. Среди них 4 доктора наук, 15 кандидатов наук. Коллектив музея ведет большую научно-исследовательскую, экспозиционную, методическую, собирательскую и просветительную работу. Музей издает сборники трудов: «Социально-философские аспекты критики религии», «Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма», «Музеи в атеистическом воспитании», «Социально-психологические аспекты критики религиозной морали», «Атеизм, религия, современность» и многие тематические сборники. Главными проблемами, которые исследуются научными сотрудниками музея, являются вопросы истории религии и атеизма.

Сотрудники музея оказывают теоретическую и практическую помощь многим учреждениям, работающим в области научного атеизма, а также музеям, Домам атеизма, Домам культуры, школам. Она заключается в проведении всесоюзных и республиканских совещаний-семинаров работников исторических и краеведческих музеев, стажировках музейных работников, чтении методических лекций, письменных и устных методических консультациях, высылке экспонатов из фондов, посылке образцов экспозиционных планов, литературы, фотографий и т. п. Практикуются выезды сотрудников на места.

Сотрудники музея ведут большую внемузейную работу как в Ленинграде и Ленинградской области, так и в других областях РСФСР и в союзных республиках, выступая с лекциями, участвуя в тематических вечерах, вечерах вопросов и ответов и т. п. Они принимают активное участие в подготовке атеистических фильмов, диафильмов, серий диапозитивов, радио- и телепередачах.

Музей организует много передвижных выставок, с которыми знакомятся не только жители Ленинграда и области, но и других городов.

Практикуются коллективные выезды научных сотрудников на крупные предприятия Ленинграда и области для чтения лекций. Опыт работы, музея используется не только в СССР, но и в социалистических странах. Из ГДР, Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии, МНР и других социалветическвх стран в музей приезжают специальные делегации представителей ми­нистерств культуры и музейных управлений, а также ЦК Коммунистических партий, чтобы всесторонне ознакомиться с научной, экспозиционной и организационной работой музея и использовать его опыт для подготовки аналогичных музеев в своих странах.

Некоторые органы иностранной печати - прогрессивные и реакционные - следят за деятельностью музея, особо отмечая, что вопросы теории и практики атеизма разрабатываются в Советском Союзе на научной основе. В нескольких зарубежных изданиях были опубликованы информации о работе музея, перепечатывались статьи научных сотрудников.

Увеличилось посещение музея иностранными туристами.

Музей располагает огромными фондами, в которых собрано более 150 тысяч разнообразных экспонатов.

С первых же дней создания музея сотрудники собирали экспонаты, рукописи, книги. Собирательская работа, продолжающаяся и в настоящее время, осуществлялась различными путями. Экспонаты привозили из экспедиций сотрудники музея, их закупали или принимали как подарки от частных лиц. Случалось, в музей передавались предметы культа из некоторых церквей, молитвенных домов, монастырей, которые вследствие массового отхода трудящихся от религии опустели и прекратили свою деятельность. Поступали интересные материалы и из зарубежных стран: Китая, Японки, Индии, Польши и других.

Коллекции музея отражают историю зарождения первобытных верований, различных современных религий; большое место занимают коллекции по истории формирования атеистического мировоззрения и его развития у разных народов, а также по истории борьбы науки и религии с древнейших времен до наших дней.

В фондах имеется большое количество картин, скульптур, графических материалов, и рукописных документов, предметов культа; есть нумизматические, археологические и этнографические коллекции, египетская мумия, образцы оружия XVI века, с помощью которого крестьяне боролись с феодалами, и т. п.

В фондах музея хранится большое количество православных икон (среди которых около 150 мстерского и палехского письма) и культовых тканей. Эти предметы из-за недостаточности экспозиционных площадей в настоящее время не экспонируются, а в будущем, по мере развития музея, займут свое место в экспозиции, так как они знакомят с историей русской иконописи, как части русской художественной культуры.

Имеется большое количество исторической, религиозной, портретной, жанровой живописи и скульптуры известных русских художников: И. К. Айвазовского, В. Л. Боровиковского, В. М. Васнецова, А. И. Иванова, Н. А. Касаткина, А. И. Корзухина, В. А. Кузнецова, В. Е. и К. Е. Маковских, С. Д. Милорадовича, Г. Г. Мясоедова, М. В. Нестерова, В, В. Пукирева, Л. И. Соломаткина, В. И. Сурикова, Г. И. Угрюмова, М. М. Антокольского, Ф. И. Шубина и других. Многие их произведения очень важны для раскрытия - социальных корней религии, характеристики социально-экономических условий, на базе которых развивалась религия.

Среди произведений живописи - серия антиклерикальных картин, а также произведений, характеризующих деятельность церкви, способствовавшей укреплению самодержавия, и способы воспитания среди трудящихся масс идей покорности и смирения.

Кроме того, в фондах много произведений живописи западноевропейских художников XVI-XIX веков - итальянских, французских, немецких и других. Эти материалы иллюстрируют средневековый быт, борьбу крестьян и городских низов против светских и духовных феодалов, преследование католическим и протестантским духовенством ученых. Имеется серия офортов и автолитографий Кете Кольвиц, офортов Гойи, гравюр Хоггарта. Многие произведения западноевропейских художников уникальны.

Все эти произведения займут место в экспозиции, посвященной истории религии (католицизм и протестантизм) и атеизма на Западе, которая откроется в другом помещении.

К редким коллекциям можно отнести культовые предметы осетин, адыгейцев, чукчей, эскимосов и других народов, собранные в различное время крупнейшими учеными и научными сотрудниками музея, характеризующие первобытные верования.

В фондах музея богато представлены материалы, характеризующие восточные религии - буддизм, ламаизм, даосизм и другие. В этом фонде имеются специальные коллекции: около 1000 лубочных картин, приобретенных академиком В. М. Алексеевым в Китае в 1906-1907 годах, скульптура из коллекции А. М. Горького, собрание буддийских ламаистских икон, буддийский край - многофигурная композиция, привезенная экспедицией АН СССР в 1940 году из Бурят-Монголии, собрание даосского пантеона, насчитывающее 227 рисунков, и пр. В восточных фондах - 16 тысяч экспонатов. Часть из них представлена на выставке открытого хранения фондов. В будущем музей планирует создание экспозиции, посвященной истории религии и свободомыслия народов Востока.

При музее имеется специализированная библиотека, которая является одним из крупнейших в СССР книжных собраний по вопросам религии и атеизма. В фонде библиотеки - литература классиков марксизма-ленинизма, общественно-политическая, историко-философская, научно-атеистическая, о происхождении религии, о религии древнего мира, происхождении христианства, по истории православия, католицизма, протестантизма, христианских сект, ислама, религии Китая, литература по вопросам искусства, связанная с историей религии, литература о строительстве церквей, истории строительства Казанского собора и литература об архитекторе А. Н. Воронихине. В библиотеке имеются редкие и церковнославянские книги XV-XVIII веков.

Важное значение для научно-исследовательской, научно-экспозиционной и пропагандистской работы по проблемам религии и атеизма имеют также существую­щий в музее рукописный отдел, неготека и фонотека.

Работой музея руководит ученый совет музея, в который входят видные ученые-атеисты страны. Ученый совет определяет общее направление деятельности музея, рассматривает и утверждает к печати труды научных сотрудников, а также экспозиционные планы.

Экспозиция музея состоит из семи отделов - «Религия первобытного общества», «Религия и свободомыслие древнего мира», «Происхождение христианства», «Основные этапы истории атеизма», «Ислам и свободомыслие народов Востока», «Христианское сектантство в СССР», «Русское православие и атеизм в СССР».

В разные эпохи история религия была особенным чудом для всех народов нашего мира. Она спасала жизни, благословляла грешных, помогала научным умам объяснить те неизвестные явления, которые окружали людей, именно религия сохранила современные материальные ценности, именно Религия была способна как захватить, так и удержать власть, именно Религия развязывала войну и справлялась с неугодными властям людьми. Если вы хотите рассмотреть ее историю, аспекты, узнать об особенностях религии Древней Руси, да и Древнего Мира, вам стоит посетить Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге.

Уникальная история музея религий в Санкт-Петербурге

На территории Санкт-Петербурга имеется Государственный музей истории религии, размещен он на Почтамтской улице в здании с 1991 г. Представленные в нем экспозиции свидетельствуют о возникновении той либо иной религии и ее развитии в течение веков. Сегодня данный музей является единственным в своем роде в Российской Федерации. В мире таких учреждений очень мало.

Отметим, что современное человечество на протяжении всей истории рассматривает религию с научной точки зрения, однако музей, который посвящен полностью этому вопросу, появился впервые только в СССР, и по сегодняшний день сохранилась как атеистический, хотя и изучающий религиозные аспекты.

В этом музее собраны 200 000 экспонатов, которые носят информацию, касающуюся иудаизма, христианства, буддизма и ислама.

Экспозиция, которая посвящается православию, выступающему восточной ветвью христианства, включает в себя настоящие материалы. Здесь имеются иконы, древние книги, храмовая утварь, одежды священнослужителей, предметы старообрядческой церкви и т.д. Принцип выставки (тематико-хронологический) знакомит посетителей с Русской историей православия от Крещения до начала ХХ-го века. Разделы ее являются познавательными и чрезвычайно интересными.

Государственный музей истории религии первый раз за практически 80-летнюю свою историю откроет для большой аудитории таинственный мир Восточных религий. Новый раздел постоянной музейной экспозиции будет включать в себя оригинальные образцы священного искусства государств Центральной, Южной, Восточной, а также Юго-Восточной Азии. Открытие произошло в четыре часа дня 28 сентября 2010 г.

В данном Музее никогда не было специального открытого раздела экспозиции, который посвящен религиям государств Центральной, Южной, Восточной, а также Юго-Восточной Азии. Не было представления коллекций фонда «Восточных религий» для большой аудитории. Только малая часть экспозиций, называемых на современном языке фондом неприкрытого хранения, являлась доступной ограниченному числу посетителей. Обычно, для специалистов исследователей, музейных сотрудников и других. Временные выставки позволяли демонстрировать некоторые экспонаты.

В 3-х залах нового раздела экспозиции представлены 800 - ю памятниками. Достаточно редко такая большая совокупность подлинных вещей представляется в нынешних музеях. Но раздел является насыщенным не только экспонатами. Имеются разные артефакты в залах музея, на которых представлена максимально полная информация относительно религий Востока - индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм.

Нестандартным и информативным является пространственное дизайнерское решение

Структура экспозиции обусловлена многообразной картиной религиозной жизни государств Центральной, Южной, Восточной, а также Юго-Восточной Азии.

В первом зале можно ознакомиться с главными стадиями в развитии буддизма, образным значением бодхисатв и будд, иными сюжетами. При этом, здесь воспроизводятся постановочные сцены, такие как: «Созерцание гневного божества Ваджрабхайравы», «Комната ламы», «Праздник Будды грядущего Майтреи», разработкой которого занимались в 1930 году бурятские художники-ламы вместе с востоковедами учёными.

Отдельная витрина представляет панораму «Мистерия Цам», то есть, ритуальные танцы, которые исполнялись монахами-буддистами в Монголии, Непале, Тибете, и в Северной Индии.

Посвящается тибетской медицине один из экспозиционных разделов.

В качестве подлинной экспозиционной жемчужины выступает модель алтаря тогдашнего буддийского храма. Центром композиции является Будда в самбхогакае (т.е. в теле блаженства). Его изобразили в «одеянии принца», в серьгах, оплечье, короне, с браслетами на ногах и на руках. Окружение Будды - фигуры архатов, являющихся его учениками, которые достигли просветления. Есть также чаши, использующиеся при подношении, сосуды, необходимые для хранения святой воды, мандала (являющееся жертвенным блюдом), с благовониями курильница, буддийские символы - то есть 7 драгоценностей, а также 8 счастливых эмблем, которые расположены возле священных изображений. Алтарь украшен «знаменами победы». Также, в экспозиции есть разработка светового сценария, представляющего буддийское учение относительно космоса. Вместе с тем, размещен и макет интерьера храма буддистов Санкт-Петербурга.

С сюжетами, которые связаны с жизнью буддистского основоположника царевича Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) знакомит свитковая буддийская живопись XIX-XX вв. - представленая в виде танки, и также представленная широко на экспозиции («Рождение Бодхисаттвы», XIX в.; «Нисхождение Белого слона», XIX в.; «Колесо бытия», XX в.; «В кругу благородных женщин», XIX в. и др.). В данном зале можно наблюдать одеяния и атрибуты буддийских монахов; также изображения божеств, их культ сохранялся вместе с буддизмом, и скульптуры Будды (XIX-XX вв.), которые поступили в музейную коллекцию из Шри-Ланки, Таиланда, Мьянмы и Камбоджи. Необходимо обратить внимание на памятники буддийского культового комплекса - т. н. Кара-Тепе (II-IV вв.н.э.), которые привезены работниками данного Музея из экспедиций, осуществляющихся в современном Узбекистане.

Второй зал свидетельствует о религиях Индии. Имеют место здесь предметы, которые знакомят с главными течениями и происхождением мировой крупнейшей национальной религии - то есть с индуизмом, уходящим корнями в ведийскую религию. Экспозиция демонстрирует скульптурные изображения с божествами Пантеона ведийского - Сарасвати, Индры и других. При становлении индуизма, культ данных божеств находился на втором плане, на их место пришли Вишну, Брахма. С шиваитской и вишнуитской мифологией нас знакомит Шива, все это представлено в зале с произведениями индийской живописи, также скульптуры декоративно-прикладного искусства. Иные экспонаты, находящиеся в зале, знакомят нас с индуистской обрядностью - музыкальные традиционные инструменты, амулеты, маски, светильники, ритуальные колокольчики. В народах Южной Азии широкое распространение нашло множество региональных культов. В экспозиции широко представляются памятники, которые свидетельствуют о многообразии верований народа.

Уникальные свитки, которые экспонируются в 3-м зале, показывают разнообразие и многоликость религиозных верований Японии и Китая, где столетиями взаимодействует даосизм, буддизм, синтоизм, конфуцианство. Весьма интересными являются китайские лубки, находящиеся в коллекции академика В.М. Алексеева, которые были собраны в Китае им в начале XX века. В сюжетах лубков нашло свое отражение представления народа относительно земного счастья и благополучия. Скульптура основателя даосизма Лао-цзы и даосских бессмертных также поражает присущими ей художественными достоинствами, выражая сцены, которые раскрывают фантастические истории их жизни. Не менее замечательным можно назвать вышитое полотно «Три бога счастья», поражающее своей красотой и самобытностью. Внимание также привлекает макет алтаря Будды Амиды.

Витрины, в которые помещены экспонаты, имитируют фасады буддийских храмов. А интерактивное пространство зала дает возможность каждому посетителю покрутить молитвенные барабаны, на которых начертаны мантры (молитвы).

Наряду с открытием нового раздела экспозиции для посетителей снова будет открыт раздел «Сукхавати - Чистую землю Будды Амитабхи» («Буддийский рай»), который представляет собой макет объемного характера, отражающий Чистую землю Будды Амитабхи. Площадь, которую занимает макет, составляет 12 кв. м. При оформлении данного макета были использованы особенные световые эффекты, при помощи которых раскрывается смысл всей композиции.

Все посетители музея смогут прикоснуться к истории Восточных религий. Большое собрание, включающее в себя более чем тысячи памятников, является свидетельством религиозного мира Китая, Японии, Индии, а также государств Азии. Буддистская экспозиция представлена в 14-ти разделах.

Ислам

Исламу посвящается отдельная экспозиция. Предлагается среди имеющихся в ней разделов рассмотреть «Шиизм», «Сунна и Коран», « Суфизм», «Культ». Один из залов представляет священную книгу исламской религии. Посетители, в процессе экскурсии, познакомятся с исламом и историей его возникновения, а также его направлениями. Экспонатами является булава, секира дервиша, посох и одежда и прочее.

Экскурсии в Государственный музей истории религии

Музей представляет для посетителей, школьников, студентов с различных стран мира разнообразные экскурсии. Диапазон этих экскурсий действительно уникален, музей предоставляет более 300 вариантов. Такая экскурсия продолжается более двух часов. Часто студенты с других стран, которые приехали, познавать уникальную историю России, заказывают автобусные экскурсии по самому красивому городу России - Санкт-Петербургу. Экскурсоводы проводят экскурсии и для самых маленьких посетителей. Если вы хотите познакомиться с отдельными видами экспозиций, то для вас экскурсоводы подготовили специальные, уникальные экскурсии, и многие из них рассчитаны в удобное для вас время, в выходные, а могут продолжаться и несколько часов. В музее вы можете увидеть и узнать о каждой религии мира, о таком явлении как монашество или различные древние верования. Многие посетители самой интересной экскурсией считают, экскурсию о религиозной символике, как России, так и других стран мира. Также туристы считают очень интересной экскурсионную программу о загробной жизни, об истории русских древних праздников. В музее разработана программа для тематической выставки, как школьников, так и дошкольников, программу можно подобрать и в тематику определенного праздника. Руководители музея для самых любознательных посетителей разработали программы по Истории Религии, которые можно заказать индивидуально. Именно такая программа проходит вечером, когда музей закрывается, так называемая ночная экскурсия, стоит отметить, что она включает дегустацию различных напитков или воспроизведение отдельных религиозных обрядов.

Еще в музее была открыта выставка под названием «Русское церковное шитье 17-20 веков», и открылась уникальная «Масонская коллекция».

В настоящее время в Музее открыта научная библиотека, фонд был официально открыт в 1932 году. На сегодняшний день библиотека насчитывает примерно 192000 уникальных книжных памятников. И считается одним из крупных собраний памятников, как религии, так и атеизма. Научная библиотека была признана единственной библиотекой в России светского и религиозного характера. В ней представлены книги по самым различным направлениям: ислам, буддизм, синтоизм, даосизм, иудаизм и тд. Здесь вы можете найти книги по психологии, этнографии, изобразительному искусству, музееведению, а также уникальные памятники древней Истории России.

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...