История Санта Клауса. Кто такой Санта Клаус? Происхождение и легенда о Санта Клаусе


Кажется, что добрый старый Санта-Клаус, дарящий хорошим ребятишкам подарки и исполняющий их желания, существует с глубокой древности.

На самом деле это не совсем так - прародитель этого сказочного персонажа действительно реально существовал в древности, но известный нам в его нынешнем облике Санта-Клаус «родился» по меркам исторической науки недавно - не более 200 лет назад.

Добрый дедушка дважды переплыл океан, прежде чем стал знаменит во всем мире. Реальный прототип Санта-Клауса - святой Николай, реальный персонаж, живший в Малой Азии во времена Рима и ставший впоследствии архиепископом города Мир Ликийских в римской провинции Ликия.

Будучи родом из семьи богатых христиан, Николай полностью посвятил себя служению богу и отдал свое наследство церкви. В православной традиции он считается Николаем Чудотворцем, покровителем путешественников и мореплавателей, благодетелем, дарящим подарки детям.

Нам он хорошо известен по празднику Николы Зимнего 19 декабря, когда послушные детки находят под подушкой подарки от святого Николая.

В католичестве распространена легенда о трех сестрах-бесприданницах, которые не могли выйти замуж из-за бедности и единственный путь им был в притон - продаваться за деньги. О такой ситуации узнал святой Николай и тайно подбросил мешочек с золотыми монетами двум старшим сестрам.

Об этом узнал их отец и решил выследить дарителя. Святитель узнал о коварном плане и бросил мешок с деньгами в дымоход. Сверток благополучно приземлился в чулок младшей дочери, сушившийся у огня. Именно этот эпизод лег в традиционное представление о Санта-Клаусе, приносящем в Рождественскую ночь подарки через дымоход и прячущемся от людей.

Легенда эта была очень популярна в Нидерландах и вместе с голландскими переселенцами переплыла Атлантический океан в первый раз. Основанный эмигрантами из Голландии Новый Амстердам через некоторое время стал Нью-Йорком, а добрый дедушка из сказок Старого Света прижился в другом обществе и оброс уже свежими легендами и мифами.

Это особенно интересно по той причине, что пуританская Новая Англия не отмечала Рождества вообще как такового. Легенды о Санта-Клаусе существовали в виде устного предания и передавались по мере смешивания населения от потомков голландцев все новым эмигрантам.

Только в начале X|X века, в 1809 году появилось письменное упоминание об этом персонаже.

Американский писатель Вашингтон Ирвинг («Легенда о Сонной Лощине», «Рип ван Винкль»), считающийся сейчас отцом американской литературы, написал «Историю Нью-Йорка», где рассказал о почитании Санта-Клауса в период существования Нового Амстердама. Этим он положил начало популярности этого персонажа.

Эстафету подхватил Клемент Мур, написавший поэму о Санта-Клаусе, а затем художник Томас Наст впервые изобразил его так, как мы привыкли его видеть сегодня. Считается, что Наст в облике Санты изобразил себя - веселого полного пожилого человека с окладистой бородой и пышными усами.

Окончательный облик Санта-Клаус получил в 1931 году под кистью Хэддона Сандблома - это был красный с белой меховой выпушкой костюм и колпак. Именно в этом облике добрый чудотворец пересек Атлантику во второй раз и вернулся в Европу, чтобы окончательно завладеть всей планетой.

Популярность этого героя у широких слоев населения стали активно эксплуатировать в своих рекламных кампаниях различные торговые предприятия.

На рекламе Кока-Колы в рождественские праздники Санта до сих пор развозит напитки и подарки по всему миру, теперь уже не на оленях, а на большой фуре. Олени, эльфы и другие вспомогательные персонажи всегда присутствуют в рассказах о Санте, помогая ему во всех добрых делах.

Однозначно ответить на вопрос «Кто такой Санта-Клаус» очень сложно, ведь у множества народов есть собственный аналог доброго дедушки, приносящего зимой подарки послушным и воспитанным детям и живущего где-то далеко на Северном Полюсе.

У французов это Пер Ноэль, у русских Дед Мороз, а у финнов - Йоулупукки. Всех этих персонажей объединяют общие черты - они появляются зимой, обитают где-то далеко на краю света, немолоды, полноваты и очень добры.

Не важно, как его зовут - Санта или Дед Мороз, важнее то, что с ним в дом приходит радость, веселье и надежда на счастливое будущее.

Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь. Из народных легенд, появлявшихся на протяжении веков, мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки. Кстати, примерно в 960 году на Западе было написано первое музыкальное произведение о святом Николае, где был предложен новый вариант перевода жития святого: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, употреблено "pueri" (дети). В связи с тем, что это средневековое музыкальное произведение о святом епископе имело неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Когда в конце XI века Византию начали опустошать турки-сельджуки, жители города Бари, который находится на территории нынешней Италии, "выкрали" из Мир Ликийских мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в Бари, где специально для них была построена величественная базилика. В этот мало примечательный доселе город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин. Есть и еще один знаменательный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, в народе его называют "Никола–вешний".

На Руси святой Николай являлся одним из самых почитаемых святых. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось не иначе как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником. Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд: "Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля). Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно и видным иерархом, и простым, добрым святым, да к тому же скорым помощником в бедах".

Впрочем, мы отвлеклись. Каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря получившему широкое распространение музыкальному произведению, написанному в его честь, стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится. Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо, в связи с этим, мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко к подаркам все же присоединяют розги либо веточку, обернутые в фольгу или покрашенные в золотую или серебреную краску. В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в полном литургическом облачении, и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли, соответственно, адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить что бы то ни было на бумаге, то бороться с народными традициями более чем сложно. Поэтому в так называемых "католических" странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, по-прежнему несущий дары и радость детям. Благодаря всевозможным народным легендам и традициям разных стран святой Николай надел маску либо "Отца Рождества", либо "Рождественского деда", либо "Звездочета"! Он изображался в виде гнома и старика, приобрел различных спутников. Да и перебрался из средиземноморского города в арктическую Лапландию.

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии. В 1626 году несколько нидерландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove", на носу которого стояла фигура святого Николая, прибыли в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за $24 и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь. Да вот незадача, говорили-то обитатели новой земли не по-английски. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже – в "Санта Клаус".

Голландский Синтаклаас (Sinterklaas)

История Санта-Клауса, как это ни странно, началась не в Америке. В III веке н.э. родился мальчик Николай, он верил в Бога и решил свою жизнь посвятить Ему. Когда он похоронил отца и мать, то продал все то, что они ему оставили, и раздал все нуждающимся. А сам жил у дяди.

Он стал епископом, которого все полюбили. Он постоянно делал добрые дела, и хотя никому об этом не рассказывал, о епископе-бессребренике говорили много, еще при жизни от стал святым Николаем.

Была легенда о том, как святой Николай помог трем сестрам. Они жили в бедной семье, у их отца не хватало денег на приданое, поэтому он решил отдать красавиц в публичный дом. Узнав об этом, святой Николай собрал три мешочка с золотом и подарил их девушкам. По одной из версий легенды, он закинул их через печную трубу, и они попали прямо в чулки, которые сушились у очага.

В день памяти этого святого (18 декабря) было принято раздавать подарки, совершать добрые дела. В этот день подарки вручались и детям, которым говорили, что святой проникает в дом через дымоход. Специально для него у камина вешались носочки, где потом и появлялись чудесные дары. Но со временем эта традиция чуть изменилась, подарки стали преподносить на Рождество, хотя в некоторых странах дети до сих пор получают их и в день памяти святого Николая.
Фото: Depositphotos

Но святой Николай не похож на современного Санта-Клауса, у них мало общего. Почему так резко поменялся характер и привычки главного героя Рождества?

В 18 веке в Америку переехало множество голландцев, которые тоже почитали святого. Они называли его Синтерклаас. Кроме голландцев в Америке жили и англичане, у которых был свой веселый персонаж — Отец Рождество. Он любил праздники, смех, веселые мелодии, от которых мог пуститься в пляс, а также был не прочь хорошо поесть и выпить пива. Его изображали как бородатого мужичка, одетого в короткий камзол на меху. Именно он дарил подарки.

Постепенно образы Отца Рождество и Синтерклааса слились в один, и появился добрый и веселый персонаж, который дарил всем подарки и любил приветствовать детей и взрослых задорным возгласом: «Хо-хо-хо!»

Первый раз о Санта-Клаусе можно было прочитать в книге «Новогодний подарок детям от 5 до 12 лет», написанной неизвестным автором (1821 г.). А в 1823 году Клемент Кларк Мур представил свой стих «Визит Святого Николая», он сейчас называется «Ночь перед Рождеством». Там он пишет о том, как Санта-Клаус мчится на своих санях по небу, а потом спускается по дымоходу, чтобы положить подарки в чулки, повешенные у камина. Сани тянули олени, всего их было 8, он перечислил их имена. Девятый олень Рудольф появился только через 100 лет.
Фото: Depositphotos

Есть еще одна традиция: для Санта-Клауса у камина оставляют угощение — молоко и сладкое печенье.

В том, что о волшебном бородатом старике узнал весь мир, «виновата» реклама «Кока-колы». Уже в 1930 годах образ Санта-Клауса использовался для ее распространения, а в праздники актеры, изображавшие доброго дедушку, работали в торговых центрах, общались с детьми, а заодно ненавязчиво предлагали товар взрослым.

Так и возник образ веселого и щедрого дедушки, без которого уже тяжело представить рождественские праздники и Новый год.

Во всем мире не найдется более обожаемого и ожидаемого детьми персонажа, нежели Санта Клаус, он же Дед Мороз, он же Бабо Наталь, Святой Николаус или Пьер Ноэль. У него множество образов и имен, которые наиболее часто произносятся в канун Нового года не только детьми, но и взрослыми, свято верящими в магию этого праздника.

Образ полненького белобородого старичка в красном пальто, разъезжающего на санях в новогоднюю ночь, укоренился в сознании многих людей с раннего детства. Все знают его привычку пробираться ночью в дома к послушным деткам через дымоход или окно и оставлять подарки под елкой или же в заранее приготовленных носочках. Но мало кто задумывался о том, откуда все-таки произошел этот неунывающий добрый толстячок.

История про доброго священника

Оказывается, прототипом современного Санты послужил священник Николас из Миры (Турция), который жил в четвертом столетии нашей эры. Он прославился своей безграничной щедростью и любовью к детям и обездоленным. Николас забрасывал подарки для детей из бедных семей через окно и умилялся тому, в какой восторг приходили малыши от новых игрушек.

Всю свою жизнь священник посвятил благотворительности и покровительству над бедняками. Отсюда возникла еще одна легенда о трех незамужних женщинах, которые были настолько бедны, что не могли позволить себе насобирать приданого для свадьбы. Тогда Николас тайно подбросил им ночью мешочек с золотом в надежде помочь найти свое счастье. Не веря своим глазам, отец невест решил проследить, откуда берутся чудесные дары, но Николай оказался хитрее, и третий мешочек забросил через дымоход.

К сожалению, ему так и не удалось сохранить в тайне свою щедрость и все узнали о происхождении нежданного богатства. С тех пор, даже после смерти священника, люди продолжают анонимно дарить неимущим подарки, прикрываясь именем Николаса, а в некоторых странах его даже вознесли в ряд святых.

Так, в Греции и Святой Николай является покровителем моряков и рыбаков, а в греческом фольклоре его даже называли «покровитель морей». Во многих современных европейских странах день этого святого празднуют 6 декабря, а в России 19 декабря, после визита князя Владимира в Константинополь. Истории о Николае распространились до самой Лапландии, которая впоследствии обозначилась как место жительства Клауса. Имя же со временем трансформировалось из голландского Синт Николаас в Синтер Клаас, а, достигнув берегов Америки, утвердилось как Санта Клаус.

Современный Санта очаровывает маленьких детей своей таинственностью и вездесущностью – как успеть в одну ночь посетить миллионы малышей по всему миру, да еще и знать, кто как себя вел на протяжении всего года? Суть Санты всеми воспринимается одинаково, меняются лишь его атрибуты и образы, которые в каждой стране добавляются или изымаются в зависимости от их внутренних традиций.

Как выглядит Санта-Клаус в разных странах?

Так в Америке , Санта Клаус, завезенный из Дании, трансформировался из строгого священника в жизнерадостного старого гнома. На американских землях святой превратился в пухленького шутливого старца, приносящего подарки в новогоднюю ночь. Румяный с мороза, навеселе, в красном костюме и с мешком, полным подарков, за спиной – типичный образ Санты для всех американцев.

В Германии детки ждут Николауса, оставляя перед сном свои ботиночки возле входной двери и зазывая святого в гости. Послушные малыши под утро находят в своей обуви подарки, а те, кто не слушал родителей, получают вместо сладостей и игрушек угольки.

Шведские дети в канун Нового года с нетерпением ожидают Юлтомтена, сказочного гнома на козьей упряжке, а в Дании заказывают подарки Юлемандену. Он также представляется с мешком за спиной, но в упряжке с оленями и с подручными эльфами, для которых малыши оставляют блюдце с молоком или рисовый пудинг.

Происхождение Санта-Клауса

Прообразом Санта-Клауса является общехристианский святой Николай Мирликийский (Санта - «святой», Клаус - «Николай»), известный по житию своей благотворительностью (помощью бедным людям в виде тайных подарков). Первоначально именно от его имени дарились в Европе подарки детям в день почитания святого по церковному календарю - 6 декабря. Однако в период Реформации , выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа, вручающего подарки, на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В период Контрреформации в Европе персонаж Святого Николая снова стал дарить детям подарки, однако это стало происходить в конце декабря на Рождество . Но, например, в Нидерландах , где имя святого Николая произносят как Синтерклаас; от его имени детям дарят подарки либо на 5 декабря, либо на Рождество, либо на оба праздника.

Именно благодаря голландским колонистам, основавшим в 1650-х годах поселение Новый Амстердам , ныне известное как город Нью-Йорк , образ Святого Николая попал на североамериканский континент. При этом необходимо отметить, что английские пуритане, также осваивавшие Северную Америку, Рождество не отмечали.

В 1809 году в свет вышла «История Нью-Йорка» американского писателя Вашингтона Ирвинга , в котором тот рассказывал о голландских временах города, упомянув и обычай чествования Святого Николая в Новом Амстердаме.

В развитие истории Ирвинга в 1823 году Клемент Кларк Мур выпустил в свет поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая », в которой рассказал о некоем персонаже, дарящем детям подарки - Санта-Клаусе. Эта, ставшая очень популярной, поэма была переиздана в 1844-м году. Как утверждал американский телеканал по истории History Channel в вышедшей в 2000-х годах документальной программе «Легенды Санты»: «Благодаря перу Клемента Мура Святой Николай превратился в Санта-Клауса» и «К 1840-му году практически все американцы знали, кто такой Санта-Клаус. Этого забавного старика подарил нам Клемент Мур». В этом же стихотворении впервые упоминаются восемь из классической девятки оленей Санта-Клауса .

1881 Иллюстрация Томас Наста, который с Клеменом Кларком помогал создавать современный образ Санта-Клауса.

В 1863 году знаменитый американский художник Томас Наст , работавший в журнале Harper’s Weekly , использовал по мотивам книги Клемента Кларка Мура персонаж Санта-Клауса в серии своих политических карикатур, в виде героя, дарящего подарки. Персонаж стал популярен, и Наст позднее выпустил, в том числе и для «Харпер уикли», множество забавных рисунков, но уже для детей, с веселыми сценками из жизни Санты-Клауса. В своих рисунках Наст придумал и подробно живописал быт Санты.

Художник впервые упомянул, что Санта живёт на Северном полюсе, что Санта ведет специальную книгу, куда записывает поступки хороших и плохих детей и.т.д. На рисунках Наста происходила постепенная трансформация облика Санты от персонажа в виде толстого пожилого эльфа в меховом костюме к более реалистичному и веселому персонажу в полушубке. Как указывает телеканал History Channel , «Наст срисовал Санта-Клауса с себя». Наст был упитанным человеком небольшого роста, с большими усами и широкой бородой.

Необходимо отметить, что первоначально полушубок Санты на рисунках Наста был коричневого цвета, однако почти сразу в процессе выхода новых рисунков, стал приобретать красноватый оттенок. Красный цвет полушубка Санты не несет никакой смысловой нагрузки, - отмечает History Channel в своем исследовании «Легенды Санты».

  • Дэшер («Стремительный»),
  • Дэнсер («Танцор»),
  • Прэнсер («Гарцующий»),
  • Виксен («Злобный»),
  • Комет («Комета»),
  • Кюпид («Купидон»),
  • Доннер (Дандер) (от нем. и голланд. «Гром») и
  • Блитцен (Бликсем) (от голл. «Молния»).

Эти имена впервые прозвучали в 1823 году в стихотворении «Ночь перед Рождеством» . Позднее в американский фольклор вошёл ещё один олень - Рудольф, который стоит во главе упряжки и имеет светящийся красный нос. Он появился в результате чикагской рекламной акции 1939 года.

Спутники Санта-Клауса

В различных традициях Санта-Клаус появляется в сопровождении других персонажей, добрых или злых. Так, в фольклоре альпийского региона спутником и одновременно антиподом Св. Николая является косматый и рогатый Крампус , который наказывает непослушных детей и пугает их.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Трансформация: от Святого Николая к Санта-Клаусу. История образа Санты в рисунках, рус.
  • Упоминание американской радиостанции "Голос Америки", о том что пуритане не праздновали Рождество

Wikimedia Foundation . 2010 .

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...