К какому виду музыкальных инструментов относится жалейка. Какие духовые инструменты входят в народный оркестр. Мастера по изготовлению жалеек


Музыкальный инструмент: Жалейка ========================= В свое время в нашей стране была очень популярна замечательная комедия Григория Александрова «Веселые ребята» о забавных приключениях талантливого и веселого пастуха Константина Потехина. В фильме есть такие комические эпизоды, которые вызывали у зрителей неудержимый смех. Питомцы Кости: коровы, овцы и поросята услышав знакомые звуки инструмента своего пастуха, которого во время званого ужина попросили немного помузицировать, ворвались в парадный зал и учинили там грандиозный погром. Животные, даже те, которые относятся к домашнему скоту, достаточно умные создания, хорошо различающие и всегда идущие на знакомый звук, поэтому многие пастухи раньше искусно умели играть на народных духовых инструментах, так как это очень помогало им в работе. Особым уважением у пастухов пользовались свирель, рожок и жалейка - старинный русский народный инструмент.

Жалейка - старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. ИСТОРИЯ Историю жалейки с самого начала её возникновения мы сегодня, к большому сожалению, проследить не можем. Духовые инструменты на русской земле существовали с незапамятных времен. В эпоху Киевской Руси они в обязательном порядке применялись в ратных делах: оповещали об опасности, издавая так называемые обережные звуки, а также ублажали князей на пирушках и веселили простой народ на праздничных гуляниях. К сожалению, точного описания инструментов, на которых играли наши предки, нам никто не дает и даже в древних летописных источниках о них почти не упоминается. О жалейке мы тоже знаем очень мало, до нас дошли лишь сведения о том, что она была непременным участником поминальных обрядов, называемых «жалениями». Возможно, из-за этого житейского обычая инструмент имеет такое странное имя. Также жалейка была очень любима пастухами, которые использовали её не только в своей непосредственной работе, но и для увеселения людей на различных праздниках. Кроме этого инструмент был востребован у популярных на Руси в 15-17 веках потешных людей - скоморохов, представления которых очень любил простой народ. Однако выступления этих бродячих артистов нередко содержали в себе едкие нападки на светскую и церковную власть, вызывая их серьезное недовольство. В результате скоморохи в середине 17 века во время царствования Алексея Михайловича Романова подверглись опале и гонениям, а их инструменты безжалостно уничтожались, как порождение бесовских сил. По русской национальной музыкальной культуре тогда был нанесен сильный удар, и она понесла большие потери. Но, тем не менее, пастушья жалейка продолжала звучать и традиционно встречать своим звучанием первые лучи восходящего солнца.

Эпоха возрождения интереса к национальной культуре пришлась на окончание 19-го и начало 20-го веков. Благодаря настоящим патриотам, среди которых В. Андреев, Н. Привалов, О. Смоленский, Г. Любимов и другие энтузиасты, многие русские народные инструменты получили вторую жизнь. Они были не только восстановлены, но значительно усовершенствованы, а затем введены в состав первого оркестра русских народных инструментов под руководством В. Андреева. Жалейка, а если быть совсем точным, её разновидность – брёлка тоже претерпела некоторые изменения и также нашла себе достойное место в оркестре. Брёлка, в отличие от жалейки, имела более мягкий звук, так как изготавливалась полностью из бредины - сорта ивового дерева, отсюда и название инструмента. Усовершенствование жалейки продолжались, в мастерских музыкальных инструментов, созданных в Москве Г. П. Любимовым - этнографом, музыкантом - исполнителем и дирижёром, была предпринята попытка создания инструмента с хроматическим строем. В дальнейшем солистом Великорусского оркестра под управлением В.Андреева О.У. Смоленским – гусляром и жалеечником, были сконструированы инструменты различных размеров: пикколо, сопрано, альт и бас, которые впоследствии применялись в квартете жалеечников, а затем и в знаменитых «хорах рожечников». Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. На сегодняшний день жалейка как солирующий инструмент применяется очень редко, в основном её звучание используется в оркестрах русских народных инструментах, а так же ансамблях исполняющих народную музыку.

УСТРОЙСТВО И РАЗНОВИДНОСТИ ЖАЛЕЙКИ Жалейка бывает двух разновидностей - одинарная и двойная (двухствольчатая). Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука. Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем. Двойная (двухствольчатая) жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей. Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные - в южных. В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться брёлками. Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий. В 1900 году В.В.Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойноготипа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.

Интересные факты ➣ Жалейка наверно единственный инструмент, который в одной стране имеет так много имен. Её называют дудой, флетней, пищелкой, брёлкой, сиповкой, жаломейкой, пищиком, ладушей или просто рожком. ➣ Звук жалейки настолько громкий, что может быть слышен на расстоянии шести километров. ➣ На Руси пастух в деревне считался очень важным человеком, которого все уважали. Он вставал раньше всех с первыми лучами солнца и играл на своем инструменте сигнал пробуждения. Проходя мимо какого-либо дома, пастух исполнял определенный наигрыш, хозяйка, услышав его, знала, что именно ей пора выгонять корову. ➣ Лучшими исполнителями на жалейке в России были не профессиональные музыканты, а именно пастухи. ➣ Пастух, заиграв на своем инструменте, мог легко собрать животных. Даже заблудившаяся корова по звуку знакомого инструмента находила дорогу в стадо. ➣ Целое поколение любителей советской эстрады хорошо помнят имя замечательной певицы Валентины Васильевны Толкуновой. В очень разнообразном репертуаре артистки были две очень популярные песни, в которых старинный русский инструмент жалейка отображался очень поэтично.

Является жалейка. Она представляет собой духовой язычковый музыкальный инструмент, который был очень популярен среди населения славянских народностей. Существует мнение, что прародителем такого язычкового духового инструмента с одинарной тростью, как кларнет, была та самая жалейка. Впрочем, это приписывают и венгерскому тарогато, и средневековому шалюмо.

Общее описание

Музыкальный инструмент жалейка представляет собой трубочку, материалом для которой служит тростниковое или камышовое растение, с раструбом на конце, сделанным из верхних слоев коры березы или рога животного. Иногда для основной трубочки использовали иву или бузину.

Различают жалейки (описание представлено в статье) по конфигурации, они бывают раздвоенные или однотрубчатые. Длина инструмента колеблется в пределах 10-20 см, при этом количество отверстий на трубке для извлечения звука может быть от трех до семи. На некоторых южных территориях России местное население крепило к раздвоенной жалейке колокольчик.

Музыкальный инструмент жалейка довольно-таки прост в обращении. С ним может управиться любой желающий, так как он не требует тренированного дыхания или каких-либо других особенных музыкальных навыков.

Данный духовой музыкальный инструмент может использоваться в сольной программе, наигрывать мелодии в дуэте или находиться в составе ансамбля.

Этимология инструмента

Изначально инструмент позиционировался как пастушьи жалейки, так как применялся для привлечения внимания и сбора скота и овец самим пастухом. Широкое распространение жалейка получила в территориальных областях современной России, Украины, Белоруссии и Литвы. На сегодняшний день ее можно заметить только на концертах, проводимых фольклорными народными ансамблями.

Русская жалейка также известна как жаломейка. Писатель и публицист Владимир Михневич обращает внимание общественности на схожесть корня в словах "жалейка" и "жальник". Жальником новгородский народ называл древний языческий могильник курганного типа. Другое значение слова ассоциировалось со старинным кладбищем или погостом. В связи с этим В. Михневич выдвигал предположение, что инструмент применялся во время обрядов, которые проводились в память об умершем после погребения или в определенные сроки поминовения.

Исторический экскурс

Духовые музыкальные инструменты были важнейшей составляющей русской народной музыки и неотъемлемой частью национальной культуры. Первые музыкальные инструменты достоверно замечены учеными еще в тринадцатом веке до нашей эры. Первыми появились ударные инструменты, а затем и духовые, различные дудки и свистки. В Древней Руси широкое распространение среди пастухов и придворных скоморохов получили музыкальные инструменты: жалейки, свирели и рожки.

Также эти музыкальные приспособления нашли применение в военных дружинах Киевской Руси. При княжеских дворах звук жалеек можно было услышать во время различных торжественных собраний и веселий.

Некоторые русские цари пытались уничтожить культуру этих музыкальных инструментов, устраивали гонения музыкантам и устанавливали запреты на использование предметов музыки. В то время национальная русская народная музыка понесла большие потери в музыкальной культуре. Но всенародная любовь к музыкантам и их творениям не дала исчезнуть любимым традициям и инструментам.

Народный инструмент

В конце девятнадцатого столетия в русском обществе поднялся интерес к собственной истории и национальной культуре. Произошло это благодаря некоторым исследователям в области различных народных инструментов. В то же время русский музыкант, композитор и балалаечник-виртуоз В. В. Андреев, организатор и руководитель первого в истории России оркестра народных инструментов, проводил успешную работу по возрождению русских инструментов и их модернизации. Одновременно с этими работами были предприняты попытки по усовершенствованию жалейки, свирели и брелки.

Кстати, брелка - это одно из названий жалейки, использовавшееся в Тверской области. Там инструмент делали из ивы, или, как называли местные жители, бредины. Отсюда и пошло название брелка. В отличие от жалейки, которой пользовались пастухи, брелка имеет более нежное и деликатное мелодическое движение. Обусловлено это тем, что музыкальный предмет изготовлен полностью из дерева.

В разных регионах необъятной России жалейка и ее производные известны под различными названиями. Так, в Курской области ее называют рожок, в Горьковской - ладуша, в Белгородской - пищик, в Пензенской - сиповка. Раздвоенная жалейка во Владимирской области называется двойчатки, а в Рязанской - жаланки, в Пензенской области она носит название трости.

Разновидности жалейки

Музыкальный инструмент жалейка подразделяется по конструкции на два вида:

  • Одинарная жалейка.
  • Двухсоставная.

Звук из жалейки разного типа извлекается по одному и тому же принципу. Заключается он в вибрировании язычка пищика. У инструмента семизвуковая система звучания, присутствует воспроизведение нот "ре", "соль", "ля", реже - "до", "фа", "ми". Диапазон звука схож с высоким певческим голосом. На слух звук жалейки кажется печальным и очень жалостливым, мелодии выходят тоскливыми, но при должном умении могут быть и довольно веселыми.

Жалейка широко используется в народных оркестрах и является очень распространенным музыкальным инструментом. Двухствольчатая жалейка по звучанию еще очень схожа с волынкой. Ее нижние тона звучат на одной высоте, выполняя функцию бурдона. Некоторые умы считают, что жалейка произошла от волынки. Заметна схожесть трубки волынки и трубочки самой жалейки в конструктивном плане. Имеется и звуковая похожесть характера звучания.

Одинарная жалейка

Данный музыкальный предмет выглядит как небольшая трубочка длиной до 20 см, сделанная из ивы, бузины или камышового тростника. На одной стороне трубки находится пищик, имеющий в своей конструкции язычок из гусиного пера (или камыша). На другом, нижнем, конце прикреплен раструб, сделанный из бересты. Нередко материалом для такого элемента становится рог крупного животного, например коровы. Бывает, что язычок на самой трубочке надрезают.

Для получения мелодии на трубке жалейки расположены отверстия. Их количество варьируется от 3 до 7 штук. Одинарные жалейки по диапазону могут быть сопрановые, альтовые или басовые.

Двухсоставная или парная жалейка

Представляет собой спаренные трубочки одинакового размера, каждая - со своими игровыми отверстиями, количество которых может резко отличаться друг от друга. Одна трубка может быть ведущей, другая - второстепенной, и у первой, соответственно, отверстий будет больше. Вставлены трубки в один общий раструб.

Извлекать мелодию их двухсоставной жалейки можно как по очереди из каждой дудочки, так и одновременно из двух.

Такой музыкальный инструмент предназначен в основном для двухголосой мелодичной игры.

Народный оркестр объединяет в своем составе ударные инструменты (бубен, колокольчики, трещотки, бубенцы, литавры, ложки), балалайки, баяны, домры, гусли и духовые инструменты (гобой, флейта, волынка, свирель, жалейка, рожок). Группа духовых , входящая в оркестр, очень многочисленна, состав ее меняется в зависимости от исполняемого музыкального произведения или зависит от этнической группы или народа, к которым принадлежит оркестр.

Рожок

Рожок изготавливают из , березы или можжевельника. Звучит рожок сильно, но мягко. Ансамблевые рожки имеют шесть отверстий. Верхнее - расположено на оборотной инструмента. Рожки часто вводятся в состав крупных оркестров русских .

Жалейка

Жалейка – это небольшая трубка из ивы или бузины, с одной стороны воткнут пищик с одинарным язычком, на другую - надет раструб из бересты или из коровьего рога. Имеется 3-7 отверстий. Есть и парные жалейки. На парных жалейках исполняют одноголосные и двухголосные наигрыши.

Жалейку использовали в качестве музыкального инструмента пастухи. На ней играют как дуэтом, так и соло, а иногда исполняют в составе оркестра народные песни, танцы, наигрыши.

Флейта

Флейта – деревянный духовой музыкальный инструмент. К группе деревянных инструментов флейта относится, поскольку изначально эти инструменты делали из дерева. У флейты звуки образуются рассеканием потока воздуха об грань.

Флейта может петь весело и беззаботно, нежно и сильно, мягко и серебристо. Флейта может подражать человеческому голосу: порой ее сравнивают с колоратурным сопрано. И название инструмента происходит от слова flatus (лат.), обозначающего дуновение.

Свирель

Свирель - разновидность флейты с двумя не скрепленными друг с другом стволами из клена, черемухи или ивы. В стволах вырезано или выжжено по три отверстия: два с одной стороны, одно - с другой.

На свирели играют в основном соло, исполняют народные песни.

Гобой

Гобой - духовой деревянный музыкальный инструмент регистра "сопрано", представляющий собой коническую трубку с клапанами и двойной тростью (язычком). Инструмент обладает несколько гнусавым, но певучим (а в верхнем регистре - резким) тембром.

Гобой используется как сольный инструмент в составе оркестра.

Волынка

Волынка - духовой язычковый музыкальный инструмент.

Волынка - это воздушный резервуар, который делается из телячьей или козьей шкуры, снабженный трубкой для наполнения "мешка" воздухом, с прикрепленными 1-3 язычковыми трубками, с помощью которых получается полифоническое звучание.

Духовые инструменты без сомнения можно назвать душой любого оркестра. Потому что они способны передать звучанием те чувства и эмоции человеческой души, которые композитор попытался вложить в написанное им музыкальное произведение.

Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.{jcomments on}

В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать о каком инструменте идёт речь.

Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями» - поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке. Для изучения вопроса о времени возникновения у русских традиции игры на жалейки полезным может оказаться инструмент с названием «пищики», широко распространённый в южно-российских областях.

Жалейка бывает двух разновидностей - одинарная и двойная (двухствольчатая). Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

Звукоряд инструмента диатонический, диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Двойная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей.

Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные - в южных.

В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться «брёлками». Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий.

В 1900 г. В. В. Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойного типа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.

Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Сейчас её можно увидеть, пожалуй, только в оркестрах русских народных инструментов.

Изготовление Жалейки

Инструмент представляет собой полую деревянную или камышовую трубку длиной 130-500мм, диаметром 8-15мм, с игровыми отверстиями, количеством от 3-х до 10-ти. С одной стороны трубки вставлен пищик с язычком, извлекающим звуки. С другой, иногда ставится раструб из рога.

Если под рукой нет камыша и просверлить сквозное отверстие в деревянной палочке не представляется возможным – не отчаивайтесь. В век современных технологий и материалов всегда можно найти выход из положения. Для данного инструмента подойдёт пластиковая труба для воды, которую можно легко найти почти в любом хозяйственном магазине. Пластик, из которого изготовлена труба, легко сверлится и обрабатывается и не требует дополнительной пропитки от воздействия влаги.

Что бы Ваши усилия не были напрасными, надо начать с изготовления пищика, от него, во многом, будет зависеть звучание жалейки. Его, так же, можно изготовить из подручных материалов, взяв, например, старый фломастер диаметром 5-8 мм и убрав из него, предварительно, все внутренности. Выполнить прорезку отверстия надо сделать согласно прилагаемому чертежу.

Чертёж пищика

Фотография пищика. Вид сбоку.

Язычок делается из жёсткого пружинистого материала, примерно как на пластиковых бутылках или другого, аналогичного. Крепится он к корпусу пищика при помощи синтетических ниток или тонкой лески для предотвращения порчи от влаги, подойдут и обыкновенные нитки, но срок службы будет короче.

Перед сверлением игровых отверстий необходимо отформовать раструб инструмента, на какой- либо оправке, предварительно его разогрев. Количество отверстий и их диаметр будет зависеть от исходного размера самой трубки, его диаметра и Ваших пожеланий. Экспериментальным путём, методом проб и ошибок, испортив одну – две заготовки, Вы добьётесь нужного результата. На прилагаемом чертеже (разрез жалейки) указаны примерные размеры и диаметры отверстий для начального ориентира.

Разрез жалейки. Чертёж. Основные размеры.

Настройка жалейки сводится к подбору длины язычка при помощи намотки дополнительных витков ниток (короче язычок – выше тон) и расточке отверстий (предварительно их надо делать несколько меньше необходимого).
Жалейка, фотография народного инструмента (без мундштука).

Цена одного метра пластиковой трубы около 20 рублей, а из него, как минимум, можно сделать 4 жалейки. Таким образом, всего за 5 рублей Вы получите не только оригинальный народный инструмент, но и, перефразируя известные стихи, можете сыграть сонет на кларнете водопроводных труб, поскольку принцип устройства кларнета аналогичен жалейке. Плюс ещё массу удовольствия от процесса работы над инструментом.
Приступайте к изготовлению инструмента немедленно!

Жалейки из глины.

Жалейку можно сделать из любой подходящей трубки. Изготавливая жалейку из глины можно достигнуть требуемого звучания и любой декоративной отделки инструмента.
Дополнительно надо заметить, что оптимальной длиной инструмента будет 25-30 сантиметров, внутренним диаметром 6-8 миллиметров.

Язычок пищика можно изготовить, также, из лезвия безопасной бритвы, обрезав его до нужного размера с помощью обычных ножниц и обточив края на наждачной бумаге. Крепить язычок к пищику удобно при помощи радиомонтажных хлорвиниловых трубок (кембриков ПХВ).

{source}
< iframe src=»http://api.video.mail.ru/videos/embed/mail/avegaua/_myvideo/178.html» width=»626″ height=»367″ frameborder=»0″> < /iframe>
{/source}

Музыкальный инструмент: Жалейка

В свое время в нашей стране была очень популярна замечательная комедия Григория Александрова «Веселые ребята» о забавных приключениях талантливого и веселого пастуха Константина Потехина. В фильме есть такие комические эпизоды, которые вызывали у зрителей неудержимый смех.

Питомцы Кости: коровы, овцы и поросята услышав знакомые звуки инструмента своего пастуха, которого во время званого ужина попросили немного помузицировать, ворвались в парадный зал и учинили там грандиозный погром. Животные, даже те, которые относятся к домашнему скоту, достаточно умные создания, хорошо различающие и всегда идущие на знакомый звук, поэтому многие пастухи раньше искусно умели играть на народных духовых инструментах, так как это очень помогало им в работе. Особым уважением у пастухов пользовались свирель, рожок и жалейка - старинный русский народный инструмент, изначально применявшийся на Руси в поминальных обрядах. Её интересное название, происходит то ли от слова жалость, то ли от слова жалеть.

Историю жалейки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Звук жалейки можно охарактеризовать такими словами как громкий, пронзительный, напористый и даже крикливый. Он практически лишен обертонов и ему почти неподвластны динамические оттенки. Тембральный окрас инструмента имеет жалостливый и немного гнусавый оттенок.

Звучание инструмента это результат вибрации трости, которое возникает под воздействием вдуваемого исполнителем воздуха.

Жалейка, в основном имеющая диатонический звукоряд, бывает и хроматической.

Диапазон инструмента, зависящий от количества звуковых отверстий, очень небольшой и включает в себя всего одну октаву.

Играть на жалейке очень не просто, так как точное интонирование на инструменте требует от исполнителя большого умения.

Фото :

Интересные факты

  • Жалейка наверно единственный инструмент, который в одной стране имеет так много имен. Её называют дудой, флетней, пищелкой, брелкой, сиповкой, жаломейкой, пищиком, ладушей или просто рожком.
  • Звук жалейки настолько громкий, что может быть слышен на расстоянии шести километров.
  • На Руси пастух в деревне считался очень важным человеком, которого все уважали. Он вставал раньше всех с первыми лучами солнца и играл на своем инструменте сигнал пробуждения. Проходя мимо какого-либо дома, пастух исполнял определенный наигрыш, хозяйка, услышав его, знала, что именно ей пора выгонять корову.
  • Лучшими исполнителями на жалейке в России были не профессиональные музыканты, а именно пастухи.
  • Пастух, заиграв на своем инструменте, мог легко собрать животных. Даже заблудившаяся корова по звуку знакомого инструмента находила дорогу в стадо.
  • Целое поколение любителей советской эстрады хорошо помнят имя замечательной певицы Валентины Васильевны Толкуновой. В очень разнообразном репертуаре артистки были две очень популярные песни, в которых старинный русский инструмент жалейка отображался очень поэтично.

Конструкция


Довольно простая конструкция жалейки включает в себя трубочку, раструб и мундштук (пищик).

  • Трубка, длина которой варьируется от 10 до 20 см, имеет цилиндрическую форму. Если раньше пастухи для её изготовления использовали в основном камышовый тростник, иву, клен и бузину, то на сегодняшний день употребляемый материал очень разнообразен. Это древесина яблони, красного дерева, а также эбонит и алюминий. На стволе трубки располагаются обычно от 3 до 7 звуковых отверстий.
  • Раструб, выполняющий роль резонатора, крепится к нижнему концу трубки. По большей части его делают из рога коровы или бересты. Место соединения трубки и рога обычно украшается кольцом, которое, как правило, делается из латуни.
  • Мундштук, называемый пищиком, находится в верхней части инструмента. Это небольшая трубочка определенных размеров и формы, изготавливаемая из дерева, эбонита, металла или пластмассы. К пищику при помощи двух так называемых кембриков крепится одинарная трость (язычок) из камыша или тонкого пластика.

Разновидности


Семейство жалейки весьма многообразно и включает в себя инструменты, которые различаются по размерам, высоте звучания, строю и конструкции.

Жалейки, отличающиеся по размерам и высоте звучания: пикколо, сопрано, альт и бас.

Инструменты, различающиеся по конструкции, - это брёлка и двойная жалейка.

Брёлка в отличие от жалейки имеет более мягкое звучание, так как раструб сделан не из коровьего рога, а из бересты, и вместо одинарного язычка используется двойной.

Двойная жалейка - инструмент, конструкция которого состоит из двух инструментов, соединенных вместе. На двойной жалейке возможно исполнение двухголосных мелодий.


История

Историю жалейки с самого начала её возникновения мы сегодня, к большому сожалению, проследить не можем. Духовые инструменты на русской земле существовали с незапамятных времен. В эпоху Киевской Руси они в обязательном порядке применялись в ратных делах: оповещали об опасности, издавая так называемые обережные звуки, а также ублажали князей на пирушках и веселили простой народ на праздничных гуляниях. К сожалению, точного описания инструментов, на которых играли наши предки, нам никто не дает и даже в древних летописных источниках о них почти не упоминается.

О жалейке мы тоже знаем очень мало, до нас дошли лишь сведения о том, что она была непременным участником поминальных обрядов, называемых «жалениями». Возможно, из-за этого житейского обычая инструмент имеет такое странное имя. Также жалейка была очень любима пастухами, которые использовали её не только в своей непосредственной работе, но и для увеселения людей на различных праздниках. Кроме этого инструмент был востребован у популярных на Руси в 15-17 веках потешных людей - скоморохов, представления которых очень любил простой народ. Однако выступления этих бродячих артистов нередко содержали в себе едкие нападки на светскую и церковную власть, вызывая их серьезное недовольство. В результате скоморохи в середине 17 века во время царствования Алексея Михайловича Романова подверглись опале и гонениям, а их инструменты безжалостно уничтожались, как порождение бесовских сил. По русской национальной музыкальной культуре тогда был нанесен сильный удар, и она понесла большие потери. Но, тем не менее, пастушья жалейка продолжала звучать и традиционно встречать своим звучанием первые лучи восходящего солнца.

Эпоха возрождения интереса к национальной культуре пришлась на окончание 19-го и начало 20-го веков. Благодаря настоящим патриотам, среди которых В. Андреев, Н. Привалов, О. Смоленский, Г. Любимов и другие энтузиасты, многие русские народные инструменты получили вторую жизнь. Они были не только восстановлены, но значительно усовершенствованы, а затем введены в состав первого оркестра русских народных инструментов под руководством В. Андреева. Жалейка, а если быть совсем точным, её разновидность – брёлка тоже претерпела некоторые изменения и также нашла себе достойное место в оркестре. Брёлка, в отличие от жалейки, имела более мягкий звук, так как изготавливалась полностью из бредины - сорта ивового дерева, отсюда и название инструмента. Усовершенствование жалейки продолжались, в мастерских музыкальных инструментов, созданных в Москве Г. П. Любимовым -этнографом, музыкантом - исполнителем и дирижёром, была предпринята попытка создания инструмента с хроматическим строем. В дальнейшем солистом Великорусского оркестра под управлением В.Андреева О.У. Смоленским – гусляром и жалеечником, были сконструированы инструменты различных размеров: пикколо, сопрано, альт и бас, которые впоследствии применялись в квартете жалеечников, а затем и в знаменитых «хорах рожечников». На сегодняшний день жалейка как солирующий инструмент применяется очень редко, в основном её звучание используется в оркестрах русских народных инструментах, а так же ансамблях исполняющих народную музыку.

В последнее время внимание к старинным русским народным духовым инструментам, в том числе и к жалейке постоянно возрастает. Очень многие музыканты увлеченно стараются овладеть искусством исполнения на них. Эта тенденция говорит о том, что ширится интерес к национальной культуре, а вместе с ней к музыкальным инструментам, на которых играли наши предки. Старинные народные духовые инструменты и не только не будут забыты, но и сохранится исполнительское искусство на них.

Видео: слушать жалейку

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...