Как написать режиссерскую экспликацию. Режиссерская экспликация пьесы евгения шварца "снежная королева" Режиссерская экспликация спектакля


ЭКСПЛИКАЦИЯ - происходит от латинского «еxplicatio» − «развертывание» или «разъяснение».

Экспликация фильма - изложение режиссерского замысла произведения, пояснение методов его реализации.

Главные вопросы, на которые даёт ответ экспликация: что? ради чего? как ?

Режиссерская экспликация – письменный документ, в котором РЕЖИССЕР в свободной форме описывает свое художественное и организационное видение фильма. Требуется продюсером до заключения договора. Продюсеру необходимо, чтобы его представление о будущем фильме совпадало с режиссерским видением. Можно придерживаться примерно следующего плана режиссерской экспликации:

1. Идейно-тематическая направленность фильма. 2. Главный и дополнительные конфликты. Их развитие. (Все второстепенные конфликты подчинены Главному и постоянно усиливают интригу.)3. Персонажи и трактовка образов-характеров. 4. Характеристика эпохи. 5. Выбор мест съёмки и характер декораций в павильоне. 6. Бытовая характеристика фильма (вещи, одежда, обстановка, реквизит). 7. Выбор актёров, характер будущих проб. 8. Разъяснение творческих средств и приёмов творческому составу съёмочной группы: оператору, художнику, композитору, звукооператору, монтажеру) 9. Общая композиция картины (драматическое построение, темп, ритм, мизансцена, план, кадр, ракурс). 10. Принцип монтажа. 11. Художественно - производственные задания членам группы для успешной реализации сценария

В чем идея? Что играем? (Драматическое Действие)

Персонаж 1

Персонаж 2

Персонаж 3

По каждой сцене

Главное в сцене:

Три акта: экспозиция, усложнение, катастрофа,

Поэтому мы будем снимать это следующим небанальным образом… Поэтому выберем такие-то съемочные объекты и сделаем в них такое… Поэтому единственное монтажное решение такое-то… А съемочный процесс я организую так… А трудности процесса преодолею этак

Режиссерская экспликация кинопроекта производства национального фильма. Форма n 2 (приказ минкультуры рф от 30.04.2010 n 253 (ред. От 28.07.2010))

Приложение к Порядку и критериям отбора организаций кинематографии - получателей субсидий на производство и прокат национальных фильмов Форма N 2 РЕЖИССЕРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ кинопроекта производства национального фильма _____________________________________________ (название фильма) (Изложение режиссером-постановщиком (режиссером) фильма своего видения сценария (синопсиса/заявки), его концепция содержания будущей картины и соображения о тех способах, которыми он предполагает добиться желаемого творческого результата) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Режиссер фильма __________________

примеры режиссерских экспликаций

1. Мотивировка и обоснование выбора темы театрализованного представления

В этом разделе указываются мотивы выбора темы сценария, дается ее обоснование, раскрывается ее социально-педагогическое значение для прогнозируемой аудитории.

2. Идейно-тематическое содержание сценария

2.1. Тема сценария. (Тема – это предмет художественного исследования автора.) Определение темы должно быть кратким, конкретным и нести в себе ответы на вопросы: Что? Где? Когда?

2.2. Идея сценария. (Идея – это основной вывод, следуемый из сценария, содержащий нравственное отношение автора к изображаемым событиям).

2.3. Жанр сценария. (Жанр – идейно-оценочное настроение автора по отношению к предмету художественного исследования, реализуемое через систему определенных выразительных средств). Определение жанра в постановочном плане включает в себя также форму театрализованного представления.

2.4. Конфликт. (Конфликт – это противоборство, столкновение изображенных в произведении действующих сил). Определяются носители конфликта, а также их устремления.

3. Действенное содержание сценария.

3.1. Сверхзадача представления. (Сверхзадача представления – это конечная цель, ради которой осуществляется постановка, раскрывается идея).

3.2. Сквозное действие или сценарно-режиссерский ход.

3.3. Событийный ряд или эпизодное построение сценария.

3.3.1. Определяется событийный ряд , если ярко выраженный сюжет в сценарии (Событие – это действенный факт, который меняет сценические задачи исполнителей и ставит их в обновленные предлагаемые обстоятельства. Событийный ряд – это линия действенных фактов от начала до конца театрализованного представления).

3.3.2. Если сюжет отсутствует, то определяется эпизодное построение сценария, то пишется художественное название эпизода и его содержание. Дается художественное название каждому событию или эпизоду. Определяется функциональная нагрузка.

3.4. Сценические задачи исполнителей по событиям (при эпизодном построении сценария сценические задачи не определяются). В сценическую задачу входят три элемента:

Действие (что делаю?);

Цель действия (зачем делаю?);

Приспособления (как делаю?).

Действие и цель носят сознательный характер, приспособления возникают в процессе живого общения с партнером. Поэтому при фиксировании сценической задачи в постановочном плане определяются только два ее элемента: действие и цель. Количество сценических задач определяются количеством основных событий.

3.5. Главные мизансцены. (Мизансцена – это расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде). Определяется система условных обозначений и графически изображаются одна-две основных мизансцены в каждом эпизоде или в событие.

3.6. Реальные герои, их роль и место в раскрытии основной идеи представления.

3.7. Приемы активизации зрителей (реальные, церемониальные и игровые действия).

4. Монтажный лист или светозвуковая партитура представления.

Монтажный лист в форме таблицы состоит из двенадцати граф:

1) номер по порядку;

2) эпизод, его название точно соответствует сценарию и режиссерскому плану;

3) название номера и его характер, указываются автор и наименование произведения;

4) выписываются исполнители: солисты, коллективы;

5) кому поручается аккомпанемент этого номера, если номер идет под фонограмму, то нужно дать порядковый номер фонограмм.

6) заносятся все тексты, исполняемые на сцене, звучащие по радио, сюда вписываются дикторские тексты;

7) записывается потребность в киноматериале, с указанием характера ленты и формата;

8) указывается в каком сценическом оформлении проходит номер;

9) заполняется световое решение каждого номера, здесь же записываются постановочные эффекты;

10) костюмы для исполнителей, все аксессуары костюма;

11) бутафория и реквизит;

12) примечания.

Светозвуковая партитура делается по следующей схеме:

5. Сценографическое решение представления

5.1. Образное решение представления. (Образное решение – совокупность выразительных средств, которыми режиссер раскрывает свою концепцию произведения, свою художественную мысль).

5.2. Планировка декораций. (Планировка декораций – это чертеж расположения на сценической площадке декораций, различных конструкций, мебели и других элементов материальной среды). Сценическая площадка рассматривается сверху.

5.3. Эскиз или макет оформления сцены.

5.4. Эскизы костюмов.

5.5. Эскизы афиши, программы, пригласительного билета.

6. План подготовки театрализованного представления

План подготовки должен отражать основные этапы работа над театрализованным представлением: работы над сценарием, застольный период, репетиции в выгородке, прогонные, монтировочные и генеральные репетиции, премьера, работа с композитором, художником, музыкантами и со всеми вспомогательными службами.

7. План проведения праздника или программа театрализованного представления.

8. Смета расходов (на проведение праздника) (см. прил. № 9) : аренда и техническое обеспечение; оформление пространства, участники театрально-концертной программы; организационно-творческая группа; типографские расходы; транспортные расходы; начисления на фонд заработной платы; непредвиденные расходы и т.д.


Похожая информация.


Недавно возник вопрос: что такое экспликация. Вот в поддержку тех, кто стремиться постичь искусство режиссуры начинаю эту запись. Худо-бедно, но иногда я затрагиваю эти вопросы в разговоре с учениками, а те, кто лишен такой возможности и даже не подозревают о существовании оных проблем, надеюсь, получат достаточно информации.

Пусть вас не пугает эта работа. Она, действительно, требует большой и серьезной подготовки, но главное — целеустремленность. Если есть цель и любовь к делу, то преодолеются и трудности. Немного позже выложу и книги по атмосфере, сквозному действию и контрдействию, или хотя бы разъяснения.

Актерам так же желательно знать понятия, которыми оперируют режиссеры.

Пункты режиссёрской экспликации.

Для экспликации вы выбираете любую пьесу из мирового репертуара, желательно, чтобы она была знакома экзаменаторам, чтобы они понимали, о чем речь и не выпадали из обсуждения. Но главное, она должна вас восхищать. Вы должны ее действительно полюбить.

1. Актуальность пьесы. (аргументировать почему я ее выбрал, почему ее сейчас нужно ставить и проч).
2. Стилевая и жанровая характеристика пьесы.
3. Характеристика места действия пьесы. (исторический период написания пьесы; соц.и политическая ситуация в мире\стране\городе при написании пьесы; характеристика места и времени внутри самой пьесы. Т.е. в каком городе, при каких обстоятельствах это происходит; характеристика конкретного места т действия, где все это происходит).
4. Атмосфера спектакля и атмосфера, в которой живут и действуют персонажи.
5. Характеристика главных героев. Что каждым из них движет, что руководит. Что они из себя представляют. Их личные конфликты. Личные сверхзадачи. Предлагаемые обстоятельства.
6. Идеальное распределение ролей - на примере известных актеров. Определение из ролей(главные второстепенные). Роль персонажа в данной ситуации т.е в каждой сцене, в каждом действии.
7. Группировка сил(например по идеологии).
8. Краткий перезказ\конспект, при необходимости.
9. Основные события каждого акта.
10. Разбор пьесы на действия. т.е. где ты считаешь, начинается и заканчивается действие (это может не совпадать с актами и сценами самой пьесы, в одной сцене может быть пять действий. А может и пять сцен быть одним действием).
11. Трактовка фабулы.
12. Идея – о чем.
13. Сверхзадача – для чего я ставлю.
14. Реж. замысел – как я ставлю.
15. Аудитория – для кого я ставлю.
16. Всей пьесы: исходное событие; ключевое событие; главное событие; заключительное событие; ведущее обстоятельство.
17. Вступление, завязка, перипетии, кульминация, развязка.
18. Действие и контрдействие.
19. Можно найти одну фразу(или придумать ее) которая будет характеризовать всю пьесу. Т.е не столько пьесу, сколько ваше видение.
_______________
Сценография – или идея сценического оформления.
20. Декорации должны быть оправданы с художественной и идейной точки зрения. Из разряда «чёрный занавес, потому что он передаёт тёмный настрой души главного героя». Или «круг в центре сцены, который крутится. Для того чтобы герой бежал по нему в обратную сторону его движения. И тем самым создавалось видимость динамики и тд.
21. Декорацию в гитис необходимо подкрепить МАКЕТОМ сцены. Серьезно. Маштаб на ваше усмотрение, материал так же.
22. С кем бы из художников, сценографов работали над этой пьесой. В каком худ. направлении.
23. Костюмы – желательно эскизы (если вы не рисуете сами — объясните художнику, что бы вы хотели видеть, пусть сотворит)
24. Музыкальное оформление (композитор, настроение или жанр).
25. Свет, цвет.

Неслучайно, готовясь к спектаклям я выкладываю материал по пьесе, историческому времени, жанру и т.п. Посмотрите записи по «Трем апельсинам» или небольшую работу в нескольких статьях по Вертепу.

(Существуют требования к макету — это или пропорции куба- МХАТовская сцена или стандартная вытянутая в пропорциях 1/2, т.е глубина, высота, например -25 см, ширина тогда 50 см. Эта основа для макета называется подмакетником. Студенты для экономии времени в подмакетнике меняют декорации, так образом создавая новый макет. Но предпочтительней не разрушать созданное, а сделать для следующего макета свой подмакетник. Продуманы все входы и выходы, т.е. должны быть кулисы там, где вам нужно или стандартные. Кулисы могут представлять собой сплошные двери или норы — это все ваша фантазия. Моя однокурсница весь макет склеила из коробочек из-под аудиокассет, т.е. все они представляли собой открывающиеся и закрывающиеся двери в 2-3 этажа. Гениально. Но если замысел требует другого — можно сделать и бункер и клетку и если герои вашего спектакля должны уходить со сцены продумать все же как они это будут делать, можно поднимать на канатах или опускаться под сцену — опять же ваш выбор, но все подчинено идее спектакля, которая раскрывается прежде всего в образе пространства . Об этом чуть ниже.)

Масштаб должет выдерживаться во всем: фигурка героя, которую вы вырежете, сошьете, вылепите или т.п. определяет каков размер сцены, мебелии т.п. (пластилин художники-сценографы презирают, можно заменить глиной или пластикой, которая превращается в пластмассу или другие материалы).Если фигурка достаточно большая по пропорциям, то сцена получается маленькой, камерной. Если она маленькая- сцена приобретает монументальные масштабы. Опять обращаюсь к спектаклю «Черный монах». Что сделал С.Бархин? — на большой темной сцене выстроил маленькую, интимную, камерную сцену уютного, фантазийного мирка героев. Из темноты и глубины большой сцены приходит Черный монах, туда же и уходит. Она потом и начинает наступать на маленький, разрушенный мир. В конце Черный Монах, т.е. Самость героя, его Эго (только на едине с ним он счастлив) — является властелином этой тьмы и разрушения, он перерос самого своего прородителя, уничтожив его.

Причем к изготовлению макета и даже к работе над всей сценографией можно привлекать более или менее профессионального художника. Ведь режиссер работает с художником в паре, если сам не владеет изо искусством. Хотя режиссер — это художник, а в идеале он должен владеть и кистью, и карандашом и материалами. Это более универсальный вид театра, в котором творец в одном лице и художник-сценограф и режиссер. В противном же случае режиссер должен найти единомышленника-художника и так донести до него свою идею, чтобы художник стал дальнейшим ее продолжением. Сохранив стиль, эмоции, мелодику, ритм, т.е. образ. Вот, например Боровский-Любимов, где сценограф является самодостаточной фигурой и половинкой театра режиссера и его работа дает творческий импульс режиссеру. Тандем современного МТЮЗа Кама Гинкас — С.Бархин)

Рассмотрите макеты на этом сайте в . Здесь можно найти от студенческих работ до макетов, например, Давида Боровского.

Первое, что видит зритель — это образ. Конечно, за актерской игрой мы можем и забыть о нем, но это как запах или как свет, или как звук, который все время присутствует и, к которому ты привыкаешь, поэтому забывешь. Но когда ты приносишь макет профессионалу, первым может быть вопрос «А каков, деточка, у Вас образ пространства ? » Можно и не спрашивать и так все видно, но может видно совсем не то, что ты хотел показать? Вот здесь вы и будете излагать свой взгляд на пьесу, в общем-то в этом и есть ключ к вашему видению проблемы. Когда вы смотрите спектакль — детский, взрослый, кукольный, музыкальный, драматический, комедию, трагедию или буфф, все что угодно — определяйте для себя образ пространства. Почему состоялся театр на Таганке, потому что там был замечательный сценограф, который обладал режиссерским мышлением и огромным дарованием. В моем макете «Короля Лира» образ пространства — замок-корона. Сейчас бы я сделала другой образ — образ колодца, чтобы в конце пьесы с его дна мы могли увидеть вечное звездное небо над бренной и грешной головой человечества и сказать: «Все суета сует»

Макет должен выражать идею вашей постановки. Не может в нем быть случайностей. Помните у Чехова про ружье?

Должна быть передана атмосфера, если она меняется — меняется и декорация. Не советую увлекаться историческими атрибутами, — в театре предмет — символ, знак, работающий на образ, даже если вам нужно передать эпоху — достаточно некоторых деталей (как и в одежде)

Очень важна фактура, т.е. природа материала, из которого вы делаете макет. Например, для мне нужна была фактура грубого, холодного камня для дворца-короны. Конечно, глупо тащить в макет, а тем более на сцену булыжники, но можно фактурно приблизить к камню другие материалы, у меня это папье-маше (любимое) из яичных коробок. В одежде и драпировках преобладладают серые тона грубого льна, при этом, конечно, нужно делать акценты, например, на черном металическом массивном нагрудном украшении короля или его короне, или ярком колпаке (шапочке) Шута, темно-зеленом и бордово-коричневом платьях двух старших сестер и светлом, простом платье Корделии. Вообще, я люблю на сцене лаконичность, тем более, что это трагедия вселенского масштаба, здесь нет суеты и излишеств, аесли так прописано автором, то у Шекпира мелочность и глупость оттеняются контрастом Вечного Неба. Оно у него везде. И ни одного лишнего слова. А в случае с образом пространства — колодцем, можно было бы поискать фактуру темной воды (черный целофан) и фактуру мха и слизи и конечно камня и металла.

Чтобы все это сделать, нужно воспитывать в себе вкус и чувство Гармонии, беспрестанно рассматривая работы выдающихся художников, сценографов всех времен и народов, а так же вдумываться в сценографическое решение просматриваемых спектаклей. Т.Е. постоянно развиваться и воспитывать в себе вкус через мировую культуру. (Советую хорошие книги по истории сценографии с 16 века до наших дней: В.И.Березкин.Искусство сценографии мирового театра. — многотомное издание. Я заказывала через OZON. Книги дорогие. Все можно не покупать. Взять, например, современный театр ХХ века… Хорошая книга букинистическая, -так же можно поискать через интернет,- А.Михайлова. Образ спектакля. Кто имеет возможность,- сходить в Москве в мастерскую Д.Боровского. Кроме этого, иногда макеты можно увидеть в театрах. Так мы попали на такую выставку в театре Н.Сац)

Это еще не всё. Как происходят изменения с главными лицами спектакля, так происходит трансформация пространства , т.е. его измения, превращения. Посмотрите еще раз на макет «Короля Лира» — замок, как и корона, как и жизнь короля, как и все вокруг, разрушен, уничтожен, его нет, как и самого Короля, Корделии и многих других вместе с бывшим королевством. Могу отослать вас еще к одному примеру, так как он очень нагляден и близко под рукой, это недавно выложенный спектакль по А.П.Чехову режиссера К.Гинкаса . Посмотрите как рушится пространство вместе с чаяниями, надеждами на благоденствие всех его героев, насколько пространство выразительно, как уничтожаются сказочные растения-перья, как беседка в конце превращается в какой-то гроб-коробку из щитов, т.е. портрет сознания главного героя и сквозь эти щиты пробивается Монах — его безумие, больное самолюбие, где он абсолютно счастлив, но разрушено всё. Это пространство, как и замечательная игра актеров как раз настолько красноречивы, что если смотреть без звука — все будет ясно. Но это я не к тому, чтобы умалить Чехова и актеров,с их абсолютным слухом и тонким чувством партнера, даже нежностью к партнеру, а, наоборот, показать насколько важна работа с пространством.

А еще нужно много классической и народной музыки слушать. Чтобы суметь столь же замечательно музыкально оформить спектакль. Звучит одно и то же музыкальное произведение (квартет из 3 действия оп.»Риголлето» Дж.Верди), но меняется так же, как и душевное состояние героев. Опять же — почему «Риголлето»? Нужно знать эту трагическую историю. Желательно знать и оперу и музыку и о том, что Верди, столь плодовитый в своем искусстве, считал ее наилучшим своим произведением.

Вот еще макеты из интернета:

Макет к опере «Черевички» по Н.Гоголю


В статье описана режиссерская экспликация. Особенности объема и смысла подойдут как режиссерам мультипликаторам так и режиссерам художественных фильмов. Иллюстрации и примеры приведены из художественных фильмов, но полезно и аниматорам

Краткая инструкция по составлению режиссерской экспликации с советами и наглядными примерами

Что такое экспликация?

Чаще всего под экспликацией понимается изложение режиссером своего видения сценария, синопсиса или заявки, его концепции содержания будущей картины и представление тех способов, при помощи которых он предполагает добиться желаемого творческого результата. На основании этого документа продюсеры, организаторы питчингов, инвесторы, руководители студий решают, насколько адекватно режиссер представляет себе реализацию будущего фильма и совпадает ли их общее видение картины. С другой стороны, экспликация помогает режиссеру наладить диалог со съемочной группой и донести до нее свой замысел. Собственно, экспликация и есть расшифровка режиссерского замысла. Причем ее создание - не только удел режиссера. Существуют также и операторские, изобразительные (от художника-постановщика) и звуковые (от звукорежиссера и композитора) экспликации. Этот документ создается в самом начале подготовительного периода, когда режиссер придумывает кино у себя в голове (как говорил Рене Клер: «Мой фильм уже готов - его осталось только снять»).

Формат экспликации

Как правило, все экспликации пишутся в свободной форме, однако есть определенный список пунктов, которые желательно отразить в итоговом тексте.

1. О чем история вашего фильма?

Это самый важный вопрос, который можно разбить на несколько составляющих: основная идея, как будет развиваться действие, что является движущей историей, в чем драматургия картины, какова ее сверхзадача, в чем заключается основной конфликт. По сути это и есть ключевое описание вашего замысла (об оценке замысла своего фильма хорошо рассказывает Андрей Тарковский в «Уроках режиссуры»).

2. В каком жанре снимается фильм?

Фантастическая трагикомедия, сентиментальный детектив, докудрама или привычный ромком - очень часто жанр имеет определяющую роль в решении продюсера взяться за вашу работу.

3. Где происходит действие фильма?

Необходимо как можно полно описать предполагаемые съемочные объекты. Например, у вас заявлено футбольное поле - какое оно? Это большое поле с зеленым газоном, новенькими воротами и свежевыкрашенными заграждениями, или заросший стадион с поломанными трибунами? А может это вообще пыльный пустырь с вычерченной на земле разметкой и двумя палками вместо ворот? Если это улица, то какая она: оживленная или пустая, освещенная либо это темный тупик? То же самое касается и интерьеров, нужно четко представлять, что будет работать на вашу историю, а чего лучше избегать. Вплоть до понимания того, какого цвета будут обои в комнате главного героя, сколько окон, какой свет и что за мебель стоит у него дома. Не лишним будет указать время действия фильма - день или ночь, зима или лето, а также какие-то специфические погодные условия (проливной дождь, ясное солнце, закат и так далее)

Эскиз Алены Шкермонтовой к фильму «Возвращение» Андрея Звягинцева

4. Каков стиль вашего фильма?

Назовите фильмы-референсы, которые совпадают по духу с вашей картиной и приведите несколько кадров для примера. На что будет похоже ваше будущее творение: на идеальные по композиции и наивные по духу картины Уэса Андерсона, на кислотные по картинке и откровенные по содержанию фильмы Гаспара Ноэ или же псевдодокументальные и ироничные работы Ульриха Зайдля? Может, вы вообще ориентируетесь на картины известных художников? С каким настроением выйдет зритель после просмотра вашего фильма (например, с ощущением счастья или со светлой грустью)?

Из экспликации к фильму «Елена» Андрея Звягинцева - картина Эдварда Хоппера «Комната в отеле», 1931 г.

5. Изобразительное решение вашего фильма (пересекается с прошлым пунктом)

Опишите атмосферу картины:

цветовое решение (холодная или теплая гамма, ч/б или цветная, естественный или кислотный цвет и так далее;

тип камеры (DSLR, Red, Alexa или вообще GoPro, какая будет оптика);

движение камеры (ручная, штатив, стедикам, рельсы или кран);

работа со светом (абсолютно естественное освещение, как в «Выжившем» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, или съемка в лаборатории в свете люминесцентных ламп);

особенности кадрирования и композиции (идеально выстроенная картинка или намеренное нарушение со смещением объектов);

особенности монтажа (внутрикадровый, рванный или параллельный, характер переходов).

6. Звуковое оформление и музыкальное решение

Как вы планируете работать со звуком на площадке и на постпродакшне? Будут ли какие-то специальные звуковые эффекты? Какую музыку вы хотели бы использовать: приведите имена исполнителей и название композиций.

7. Актерский состав

Опишите типажи, характеры ваших героев, покажите их взаимосвязь и конфликты. Приведите dream-cast ваших актеров - кого из известных или знакомых актеров вы видите в качестве исполнителей этих ролей. Прикрепите несколько изображений разных актеров на одну и ту же роль.


Фотопробы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева - Надежда Маркина

Объем экспликации

Какого-то фиксированного объема страниц у экспликаций нет, всё зависит от условий. На каких-то конкурсах или питчингах могу потребовать уместить всё на одной-двух страницах, а кому-то и 5-10 листов окажется мало. На одном из своих мастер-классов Никита Михалков рассказывал, что его экспликации обычно в три раза больше по объему, чем сценарий, так как он подробно описывает всё, что хотел бы получить по ходу съемок. Главная задача экспликации, по его мнению, в том, чтобы постоянно обращаться к ней, сверяться с планом, если что-то идет не так. Проверять, будет ли работать сцена в новых условиях (например, вместо солнца у вас идет дождь) и не противоречит ли это общей концепции фильма.

Примеры режиссерских экспликаций:

Режиссерская экспликация новеллы «Купидон первого разряда » (реж. Сергей Буров), вошедшей в альманах Disney «Счастье - это…».

Другие виды экспликаций

Как говорилось в самом начале статьи, существуют и другие разновидности экспликаций, разработкой которых занимаются остальные члены съемочной группы. Как правило, они пересекаются с режиссерской экспликацией. Так, например, оператор-постановщик на основе раскадровки делает свою операторскую экспликацию, в которой он в литературной и схематической форме описывает изобразительное решение фильма (тональность, колористическое решение, тип съемки, ракурс, смена планов, освещение, композиция). Особенно это важно, если в фильме планируются визуальные эффекты, еще на этапе превизуализации тестируется оборудование и оптика, измеряется расстояние, фоны и размеры объектов. Подробнее о создании операторской экспликации, работе с драматургией света и цветовых решениях можно прочитать в книге «Профессия - оператор» (М.М. Волынец, 2008).

Чаще всего под экспликацией понимается изложение режиссером своего видения сценария, синопсиса или заявки, его концепции содержания будущей картины и представление тех способов, при помощи которых он предполагает добиться желаемого творческого результата. На основании этого документа продюсеры, организаторы питчингов, инвесторы, руководители студий решают, насколько адекватно режиссер представляет себе реализацию будущего фильма и совпадает ли их общее видение картины. С другой стороны, экспликация помогает режиссеру наладить диалог со съемочной группой и донести до нее свой замысел. Собственно, экспликация и есть расшифровка режиссерского замысла. Причем ее создание — не только удел режиссера. Существуют также и операторские, изобразительные (от художника-постановщика) и звуковые (от звукорежиссера и композитора) экспликации. Этот документ создается в самом начале подготовительного периода, когда режиссер придумывает кино у себя в голове (как говорил Рене Клер: «Мой фильм уже готов — его осталось только снять»).

Формат экспликации

Как правило, все экспликации пишутся в свободной форме, однако есть определенный список пунктов, которые желательно отразить в итоговом тексте.


1. О чем история вашего фильма?

Это самый важный вопрос, который можно разбить на несколько составляющих: основная идея, как будет развиваться действие, что является движущей историей, в чем драматургия картины, какова ее сверхзадача, в чем заключается основной конфликт. По сути это и есть ключевое описание вашего замысла (об оценке замысла своего фильма хорошо рассказывает Андрей Тарковский в «Уроках режиссуры»).


2. В каком жанре снимается фильм?

Фантастическая трагикомедия, сентиментальный детектив, докудрама или привычный ромком — очень часто жанр имеет определяющую роль в решении продюсера взяться за вашу работу.


3. Где происходит действие фильма?

Необходимо как можно полно описать предполагаемые съемочные объекты. Например, у вас заявлено футбольное поле — какое оно? Это большое поле с зеленым газоном, новенькими воротами и свежевыкрашенными заграждениями, или заросший стадион с поломанными трибунами? А может это вообще пыльный пустырь с вычерченной на земле разметкой и двумя палками вместо ворот? Если это улица, то какая она: оживленная или пустая, освещенная либо это темный тупик? То же самое касается и интерьеров, нужно четко представлять, что будет работать на вашу историю, а чего лучше избегать. Вплоть до понимания того, какого цвета будут обои в комнате главного героя, сколько окон, какой свет и что за мебель стоит у него дома. Не лишним будет указать время действия фильма — день или ночь, зима или лето, а также какие-то специфические погодные условия (проливной дождь, ясное солнце, закат и так далее)

Материалы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Дом Владимира, Натура

4. Каков стиль вашего фильма?

Назовите фильмы-референсы, которые совпадают по духу с вашей картиной и приведите несколько кадров для примера. На что будет похоже ваше будущее творение: на идеальные по композиции и наивные по духу картины Уэса Андерсона , на кислотные по картинке и откровенные по содержанию фильмы Гаспара Ноэ или же псевдодокументальные и ироничные работы Ульриха Зайдля? Может, вы вообще ориентируетесь на картины известных художников? С каким настроением выйдет зритель после просмотра вашего фильма (например, с ощущением счастья или со светлой грустью)?

Из экспликации к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — картина Эдварда Хоппера «Комната в отеле», 1931 г.

5. Изобразительное решение вашего фильма (пересекается с прошлым пунктом)

Опишите атмосферу картины:


  • цветовое решение (холодная или теплая гамма, ч/б или цветная, естественный или кислотный цвет и так далее;

  • тип камеры (DSLR, Red, Alexa или вообще GoPro, какая будет оптика);

  • движение камеры (ручная, штатив, стедикам, рельсы или кран);

  • работа со светом (абсолютно естественное освещение, как в «Выжившем» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, или съемка в лаборатории в свете люминесцентных ламп);

  • особенности кадрирования и композиции (идеально выстроенная картинка или намеренное нарушение со смещением объектов);

  • особенности монтажа (внутрикадровый, рванный или параллельный, характер переходов).

Не лишним будет описать, во что будут одеты ваши герои. Особенно если их одежда влияет на общее цветовое восприятие картины. Здесь также можно указать операторов и художников-постановщиков, которых вы хотели бы пригласить к себе на съемки.

6. Звуковое оформление и музыкальное решение

Как вы планируете работать со звуком на площадке и на постпродакшне? Будут ли какие-то специальные звуковые эффекты? Какую музыку вы хотели бы использовать: приведите имена исполнителей и название композиций.

7. Актерский состав

Опишите типажи, характеры ваших героев, покажите их взаимосвязь и конфликты. Приведите dream-cast ваших актеров — кого из известных или знакомых актеров вы видите в качестве исполнителей этих ролей. Прикрепите несколько изображений разных актеров на одну и ту же роль.

Фотопробы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Надежда Маркина

Объем экспликации

Какого-то фиксированного объема страниц у экспликаций нет, всё зависит от условий. На каких-то конкурсах или питчингах могу потребовать уместить всё на одной-двух страницах, а кому-то и 5-10 листов окажется мало. На одном из своих мастер-классов Никита Михалков рассказывал, что его экспликации обычно в три раза больше по объему, чем сценарий, так как он подробно описывает всё, что хотел бы получить по ходу съемок. Главная задача экспликации, по его мнению, в том, чтобы постоянно обращаться к ней, сверятся с планом, если что-то идет не так. Проверять, будет ли работать сцена в новых условиях (например, вместо солнца у вас идет дождь) и не противоречит ли это общей концепции фильма.

Примеры режиссерских экспликаций:

Режиссерская экспликация 17 сцены из фильма «Утомленные солнцем 2» Никиты Михалкова.

Режиссерская экспликация новеллы «Купидон первого разряда » (реж. Сергей Буров), вошедшей в альманах Disney «Счастье — это…».

В качестве отдельного бонуса — режиссерская экспликация так и не поставленной оперы «Валькирия» Ларса фон Триера.

Другие виды экспликаций

Как говорилось в самом начале статьи, существуют и другие разновидности экспликаций, разработкой которых занимаются остальные члены съемочной группы. Как правило, они пересекаются с режиссерской экспликацией. Так, например, оператор-постановщик на основе раскадровки делает свою операторскую экспликацию , в которой он в литературной и схематической форме описывает изобразительное решение фильма (тональность, колористическое решение, тип съемки, ракурс, смена планов, освещение, композиция). Особенно это важно, если в фильме планируются визуальные эффекты, еще на этапе превизуализации тестируется оборудование и оптика, измеряется расстояние, фоны и размеры объектов. Подробнее о создании операторской экспликации, работе с драматургией света и цветовых решениях можно прочитать в книге «Профессия — оператор» (М.М. Волынец, 2008).

Художник-постановщик создает свою изобразительную экспликацию, сопровождая ее эскизами костюмов, декораций и так далее. Он должен передать в своей экспликации композицию всего произведения, взаимосвязь между объектами и эпизодами, показать логику их развития. Задача художника в том, чтобы подчеркнуть драматургию сцен, раскрыть их художественный смысл и добиться стилевого соответствия. Подробнее об этом можно прочитать в книге Л.Б. Клюевой «Проблемы стиля в экранных искусствах».

Эскиз Андрея Понкратова к фильму «Левиафан» Андрея Звягинцева — Гостиная в Доме Николая

Звукорежиссер и композитор могут предоставить для режиссера свои звуковые экспликации , которые так же, как и операторские, создаются на основе раскадровки и отдельных сцен. Звукорежиссер уточняет для звукооператора характер шумовых объектов, которые нужно зафиксировать, в каких именно кадрах они должны прозвучать и где должны быть записаны (или же взяты из фонотеки). Композитор в своей экспликации указывает место и время звучания аудиокомпозиции, ее характер и состав оркестра.

Звуковая экспликация к фильму «Время, вперед!» Михаила Швейцера.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...