Как снять короткий метр е01 – Основные правила написания сценария. Как снять короткометражку: Сценарий, Раскадровка


Короткометражное кино может стать для сценариста отличной визитной карточкой. Короткометражки нельзя называть меньшей формой киноповествования. По правде говоря, написание сценария к короткометражному фильму требует все тех же навыков, что и в полном метре - хотя и в меньших масштабах. Несмотря на то, что телевидение не особо открыто для данного формата, появляются все новые и новые возможности в других медиа-пространствах. В журнале IndieWire пишут: «Раньше считалось, что короткометражки - это вычурность и претенциозность. Но сейчас, с новыми технологиями, они стали новым значимым явлением в кинематографе: короткий метр становится все более интересным для обычных людей, все больше людей снимает их и выкладывает в интернете. Неожиданно нам больше не нужно объяснять людям о таком явлении как короткометражное кино, все их просто смотрят.»

Многие из лучших сценаристов и режиссеров начинали с короткого метра. Знаете ли вы, что Саша Джерваси, сценарист «Терминала», нашел агента в США , и затем на основе его экстраординарного сценария к короткометражному фильму была написана одна из сценарных работ для Dreamworks. Бывает это редко, но случается. В любом случае, это отличный способ размять мышцы и развить свои навыки сценарного ремесла. При этом все не так трудоемко, как в полном метре, особенно если вы только начинаете.

Существует 7 правил написания сценариев для короткометражного фильма:

1. Чем короче, тем лучше

Короткометражный фильм - это все, что длится от 15 секунд до 45 минут. Сделайте ваш фильм короче, чтобы минимизировать затраты на его производство. Понятно, что цифровые технологии дают свободу фильммейкерам, но время все еще стоит денег, как и пропитание для съемочной группы. Если начнется спешка, фильм будет выглядеть аматорским. Фильм должен быть дешевым, но не должен выглядеть дешево! К тому же, если вы захотите отправить фильм на фестиваль, то постарайтесь уложиться в 10 минут, а лучше - 7-8 минут максимум. Почему? Если ваш фильм будет длиннее, то он съест больше времени в общем показе, а фестивали обычно предпочитают показывать в нужный промежуток времени столько короткометражек, сколько возможно! Вызвать эмоции можно и за пару минут.

Посмотрите фильм «Sebastian’s Voodoo».

Это 4-минутный анимационный ролик о кукле Вуду, которая должна пронзить иглой свое собственное сердце, чтобы спасти своего друга, и это абсолютно душераздирающая история.

2. Не забывайте о практических аспектах сценарного ремесла

В написании короткометражных сценариев есть позитивный момент: вы можете написать все, что угодно, т.к. у вас над головой не висит какая-нибудь студия и какие-либо обязательства. Тем не менее, не забывайте о практических вопросах в этом деле. Я часто читаю сценарии, в которых присутствуют сцены погони, аварий машин и пр. И многие сценаристы, похоже, не понимают, сколько времени уйдет на подобные сцены. Лучше воспринимайте написание сценария для короткометражки как возможность оценивать и рассчитывать, сколько времени и денег уйдет на каждую строчку, написанную вами на бумаге. Конечно, вы можете вообразить великолепную сцену с белыми лошадьми, скачущими в лунную ночь, но задумайтесь, так ли много у вас знакомых ковбоев или специалистов по компьютерной графике. Если у вас скромные ресурсы, мыслите менее масштабно.

«Apricot» - хороший пример низкобюджетного фильма (хотя он снят настолько профессионально, что я сомневаюсь в его малом бюджете). В основной сцене присутствует всего 2 человека, сидящих за столом в кафе, и при этом режиссеру удается показать широкий спектр эмоций:

То же самое касается азиатской короткометражки «Just a Love Story», основные действия которой происходят в лифте:

Пишите о локациях интересных, но в то же время практичных, думайте о доступности, контролируйте сюжет, избегайте удаленных локаций, которые находятся за многие километры от вас.

3. Визуализируйте

«Фильм - это визуальный медиум». «Показывайте, не рассказывайте». Это золотые правила сценарного ремесла, которые сценарные гуру не перестают нам повторять. И все равно приходиться читать сценарии, чрезмерно переполненные диалогами. Кино - это рассказывание истории в картинках, это наиболее экономичный способ передачи информации. А когда вы снимаете короткометражный фильм, экономия - это все. Создайте визуальную предысторию ваших персонажей. Попробуйте раскрыть их темперамент, профессию, статус и все остальное через визуальные образы.

В фильме «The Lunch Date» светская дама прежде, чем воспользоваться вилкой, тщательно вытирает ее. О чем это вам говорит?

Обратите внимание, что в этом короткометражном фильме практически нет диалогов, в фильме, который выиграл Оскар как «Лучший короткометражный фильм».

4. Найдите отдельные моменты

Лучшие короткометражки - это часто отдельный момент, который случается с героем, но этот момент внутри себя прячет настоящую историю. Что я подразумеваю под историей? Я говорю о конфликте, который должен разрешиться, о дилемме, ставшей на пути героя, о решении, которое должен принять протогонист. Постарайтесь добавить конечные сроки, тиканье часов. Это не обязательно, но добавит некоторую напряженность в ваш сюжет. Фильм «On Time» - пример хорошей короткометражки, собравшей в себе все эти условия. Фильм рассказывает о парне с разбитым сердцем, который может увидеть будущее и использовать это в своих интересах:

5. Расскажите историю

Всегда необходимо рассказывать увлекательную историю. Остерегайтесь идей, основанных лишь на общей концепции, либо направленных на нарушение всех правил, лишь бы нарушить эти правила. Короткометражный фильм - прекрасная возможность расширить границы того, на что способно киноповествование, но в нем все равно должно быть что-то, что эмоционально увлекает зрителя. Вкратце, если это не суперкороткая история, то в фильме должен быть герой, добивающийся своей цели, и антагонист, ставший для него препятствием. Посмотрите фильм «I love Sarah Jane». Это история о подростках в городе-призраке, где взрослые превратились в зомби. В то же время в основе лежит история любви, история о парне, который не может добиться девушки старше него.

6. Вовлеките зрителя

У вас слишком мало времени, чтобы произвести впечатление и увлечь аудиторию. Одна страница короткометражки - это 10 страниц полнометражного фильма. Каков окружающий мир? Должны ли мы сопереживать главному герою? Выглядит ли мир и история достаточно реалистичными? Концовка также крайне важна: трудно по-настоящему прочувствовать хорошее завершение истории, поэтому уделите особое внимание значимой, удовлетворяющей ожидания концовке.

7. Избегайте клише

В коротком метре часто встречаются разные клише или избитые темы. Почему столько людей хочет писать о наемных убийцах, грабителях, о людях, думающих о своей смерти, об инцесте, о насилии и пр.? Избегайте стереотипов, если только у вас не появится свежий взгляд на подобные вещи, как в фильме «The Descendent»:

В этой короткометражке два сбитых с толку наемника хотят убить, казалось бы, невинного ребенка, и один из них испытывает настоящий страх, осознав, что ребенок обладает сверхъестественными способностями, чем и приводил в ужас свою мать.

Пишите о том, что вам близко по духу, что вызывает у вас эмоции, а не о том, что вы заимствовали из других фильмов. Не уходите от коротких историй, придерживайтесь малого формата - идеального средства для них и для вас, возможности рассказать небольшие истории как профессиональные сценаристы.

Последнее, но не менее важное: смотрите как можно больше короткометражных фильмов. Знания о том, что смотрят люди, нельзя ничем заменить, и вы как зритель (а также как автор) должны думать и чувствовать это.

Друзья и коллеги! Спасибо что откликнулись!
Вообщем-то я не новичок в кино.....75 -актёрских работ, 3 постановки спектакля, да ещё ассоциация каскадёров.
Свои сценарии тоже есть. Буду честен.....в голове сейчас масса "дерьма", куча проблем с поисками и продвижением
разного материала - давно готов снимать сам.....стаж в кино 25 лет.Всем вам известно что такое запустить проект(найти деньги). Разговоров много было и намётки на спонсоров были и есть.....но как всегда у нас вопрос все ставили один,-
А что вы сняли как режиссёр? Покажите материал! И они по-своему правы, хотя все когда-то начинали с первого фильма
и много удачных работ было. А у режиссёров снявших по 5-10
картин иногда приличного ничего не увидишь.....да и работают они "по учебнику" природного и наработанного маловато. Я работая асс. по актёрам не раз выстраивал сцены и режиссёры диву давались.
Так вот меня коллеги на днях убедили......снять сюжет и показать свой режиссёрский стиль и с этим уже продолжать вести переговоры о своих проектах.
Была идея просто снять игровой кусок из своих проектов,
но решил всё же поискать вкусный какой-нибудь сюжет,
самому писать...?...у меня сейчас.просто рабочий застой, беготня и башка совсем не варит.....Поэтому решил поискать
готовый сюжет, думаю их не мало.....да и автору будет думаю
на пользу оживить написанное.
Хронометраж - 25-30м. Жанр...? Ну тут важнее чтоб история
была яркая. Актёров 3-5 человек....героев, остальное эпизодники и массовка. Мне важно чтобы актёрски были яркие персонажи (взрывы эмоций...и тонкие пронизывающие рассуждения), чтобы несколько красочных эпизодов снять можно было (бар у моря,музыка,), несколько
сцен или драк, погонь на машинах......
Поэтому жанр любой может быть - боевик, мелодрама,
детектив, семейная драма,......Вообщем какой-то яркий случай, история, но конечно по законам развития - завязка,
развитие,кульминация и развязка. Диалоги и всё остальное
я могу изменить,добавить, подчистить.....это уже не важно.
Сразу уточняю - снимать естественно буду у себя в Ялте,
это красивые панорамы, красивые дороги(проезды), красивые кафе у моря,где можно диалоги снимать с прекрасной панорамой и вообще куча красивых мест,что будет очень выигрышно для картинки.
С актёрами тоже не буде проблем (у меня свой актёрский отдел,массовка,каскадёры), так что люди заряженные на творчество есть.Знакомых много - у кого кафе своё, у кого клуб и т.д. Вообщем со своими связями я думаю выкручусь. Дело за сюжетом. И если понравится материал, то думаю не одну короткометражку сниму,лишний
материал для показа своей работы не помешает.
Вот я подробно постарался ответить на все подводные камни. Ещё раз спасибо за ссылки и заранее тем кто что-то ещё предложит.

Уже закрыта, но мы все же решили выпустить эти карточки, чтобы молодые киношники, не успевшие вовремя зарегистрировать свои работы, сделали их еще лучше к следующему году, а те, кто успел — перепроверили и тоже подчеркнули для себя некоторые моменты. Для грамотного написания этих карточек мы обратились к Диасу Азимжанову — режиссеру, получившему степень магистра в Нью-Йоркской киноакадемии по специальности «Режиссура кино и ТВ», лауреату множества отечественных и зарубежных кинофестивалей и обладателя целого списка прочих регалий, о которых можно узнать здесь. Вот что он нам, и вам, посоветовал: Прежде чем начать говорить на эту тему, мне бы хотелось сразу подчеркнуть, что в кино, как и в остальных видах искусства, не должно быть постулатов и нет места правилам, вроде «это должно быть так», есть лишь уникальное видение творца, по крайней мере, искренне хочется верить в это. Посему, далее, я лишь поделюсь своим небольшим опытом, и ни в коем случае не буду пытаться учить(ибо сам учусь), а лишь попробую направить, дать небольшой ориентир так сказать. А вот принимать данный путь или нет, уже на ваше усмотрение. Начнём…

Из чего состоит короткометражный фильм?

Короткометражный фильм, как и полнометражное кино, может состоять из трех актов(начало, середина, конец), в некоторых случаях и из двух актов.

Знать акты и череду событий, которые желательно прописать в каждом из них, конечно, хорошо, но считаю, нам нельзя забывать, что это своего рода шаблоны и кальки, слепо следовать которым — не есть хорошо, ибо повышается риск потерять уникальность своего видения.

Подробную информацию о структурах пишут такие авторы, как: Блэйк Снайдер (Blake Snyder), Сид Филд (Syd Field), Джозеф Кэмпбэлл (Joseph Campbell) и др. Правда, повторюсь ещё раз, там также пытаются направить вас и показать и рассказать нюансы структуры повествования, и вам не обязательно следовать им.

Как проработать персонажа?

Возможно, это самый сложный, и в то же время, увлекательный процесс при разработке и написании сценария.

Помимо бэкграунда персонажа, думаю, его многослойность и парадоксальность являются важными составляющими при проработке.

Например, представим персонажа по имени Алан, мужчина лет 35−37. Каждый день он ездит на работу в метро, и ровно в 7 утра стоит на перроне и ждёт свой поезд. Выглаженная рубашка, аккуратная прическа и чистая обувь. Среднего телосложения.

Как видим, мы уже имеем определённую информацию о нем, но этого конечно недостаточно для раскрытия его характерных особенностей. Идём дальше и ставим его в ситуацию: Алан, как и всегда, стоит на перроне, чуть поодаль от него стоит девочка лет 14−15, тихо плачет, и вдруг, прыгает вниз, на рельсы. В отдалении мы слышим звуки приближающегося поезда. Люди в панике. Крики! Зовут дежурного на помощь.

Смотрим на Алана, от того, как он будет реагировать сейчас, зависит многое в истории в целом. Алан, посмотрев по сторонам, бросает свою сумку и прыгает на рельсы. Быстро хватает девочку и выбирается оттуда(не без помощи других людей). Теперь мы знаем, что Алан, не только аккуратен и педантичен, но и храбрый малый. Идём дальше. Допустим, у них диалог:

Алан: ну, как ты?

Девочка: все нормально… Спасибо вам.

А: Больше так не делай, хорошо?

Д: Хорошо.

Девочка уходит.

Как видим, это скучный диалог, и не особо раскрывает персонажа. Да, Алан добрый, но здесь нет парадоксальности и многослойности, о которой писал выше. А теперь, попробуем, по иному. Диалог номер два:

Алан: слушай, ты знаешь, что в странах Африки дети умирают от голода и нехватки воды, и каждый прожитый день для них словно подарок судьбы. А ты? Обута, одета, сыта. Чего тебе не хватает? Отвечай!(трясёт её)

Девочка(плачет): он бросил меня…

Алан: Какого хрена?! Хочешь сказать, я испачкал свой костюм и рисковал жизнью из-за какого-то сосунка, у которого ещё молоко не обсохло на губах?!

Девочка: Простите…

Алан: Чтобы я тебя не видел на этой станции больше, особенно в 7 утра! Ты поняла меня, дура?

Девочка: Но… Как… мне ездить в школу?

Алан: На велосипеде.

Девочка: Но…

Алан: Закрой рот и потеряйся в толпе, быстро!

Девочка быстро уходит, расплакавшись ещё больше…

Алан поправляет галстук и садится в поезд. Как видим, Алан неоднозначный персонаж, он педантичен, чистюля, храбрый, но и жестокий в определённый степени, возможно даже маниакален. Так появляется многослойность персонажа, которую мы видим в жизни. И это все, здесь мы показали всего через одну ситуацию. А в сюжете их может быть несколько. И вам желательно использовать их по максимуму для раскрытия персонажа.

Касательно антигероев или же антагонистов. Я бы советовал их делать не менее многослойными и ещё более мотивированными в достижении целей. И, как говорил мой мастер: «Любите своих антагонистов!»

Искренняя любовь к отрицательным персонажам, осложняет задачу вашему протагонисту(главному герою) достигнуть своих целей, а это лишь на руку вашей истории и активизирует остальных персонажей.

Как выбрать жанр? Какие вообще есть жанры

Жанр обычно выбирается сценаристом(если это не коммерческий проект) посредством обычных вопросов самому себе: «по душе ли мне это?», «хочу ли я рассказать именно эту историю?», «зачем я её хочу рассказать и в каком ключе(жанре)?», и после этого начинается вырисовываться сам жанр истории.

Кстати, жанры сценарного искусства несколько отличаются от кино-жанров. Например, есть жанр «Монстр в доме». Как говорит само название, данный жанр предпологает развитие сюжета в закрытом пространстве с определенным количеством людей, где также есть антигерой(иногда он один из них), который убивает остальных одного за другим. Более подробно об этих жанрах можно прочитать в вышеперечисленных книгах по сценарному искусству.

Как прописать конфликт? Какие есть виды конфликтов?

Касательно конфликтов, думаю, глубокий конфликт рождается во время хорошей проработки персонажа. Я имею в виду внутренний конфликт героя/ев. Например, поведение нашего героя Алана(во время диалога с девочкой), возможно будет оправданным, если мы узнаем, что в детстве он был свидетелем того, как его сестра умерла в аналогичной ситуации и никто не помог ей тогда, включая него самого, а его родители после этого случая, не спускались в метро никогда. Когда мы определяемся со внутренним конфликтом, мы начинаем более отчётливо видеть мотивы героя и его цели, что также появляется во время проработки персонажа.

Когда герой движется к своей цели, на пути неизбежны также конфликты с антигероем(или со стихией, как в фильмах катастрофах). Они нам нужны, чтобы показать арку персонажа и то, как он начнёт меняться, принимая эти вызовы и разрешая конфликты выше. Правда, необходимо помнить, что герою также необходимо побороть внутренний конфликт с собой перед кульминационной битвой с антигероем, ибо это и есть ключ к победе(отчасти).

Как лучше работать над сценарием? Записывать ручкой в блокнот, или лучше в ворд-документе на компьютере или может есть какая-нибудь программа?

У каждого сценариста свой метод. Если говорить об этом на уровне идеи, то я их записываю в приложении Evernote, у себя в телефоне, или же записываю на аудио, когда не удобно писать. После читаю или прослушиваю, если идея действительно цепляет за душу, то начинается её проработка. То есть, вам необходимо «переспать» с идеей, чтобы понять, насколько она была вам интересна на тот момент и насколько она актуальна сейчас(и будет ли)? Это поможет более трезво оценивать ваше желание и стремление её реализовать(и жить с ней последующие полгода, а может и дольше).

Когда вы начнёте её прописывать, желательно фиксировать развитие истории в виде событий на карточках на доске или на стене, чтобы вы могли видеть их вместе и имели возможность менять их местами или вовсе удалять из истории и добавлять новые.

После того как вы определились с основными моментами истории, желательно соединить события на карточках и прописать их на бумаге более детально(и желательно «вкусно») в виде рассказа(считайте это укороченной версией вашего сценария). Это также необходимо, чтобы вы могли вносить небольшие изменения в свою историю и дальше(или по просьбе инвесторов, если это коммерческий проект). После, вы начнёте писать первый драфт вашего сценария, в который также будете вносить изменения, пока к вам во сне не подойдут герои вашей истории и крикнут «Остановись!».

После написания сценария, желательно «оставить его в покое» на несколько дней/недель и не открывать. Когда вернетесь к нему, полностью прочтите заново, свежим взглядом. Это нужно, чтобы минимизировать последствия иррационального подхода к своей идее в виде сюжетных дыр и нестыковок.

Также, лучше не прятать сценарий от других в папках своего лаптопа, покажите людям, которым вы доверяете(если среди них будут сценаристы и режиссеры, то ещё лучше), получите фидбэк, проанализируйте, может вы действительно что-то упустили? Так будут создаваться ваши последующие драфты сценария, пока вы не успокоитесь:)

Откуда стоит черпать вдохновение для написания сценария?

Как вы и сами понимаете, тут нет универсального ответа, но можно расширить горизонты вдохновляющих источников, если вы начнёте оглядываться вокруг, более внимательно слушать людей вокруг и себя. Кстати, мне иногда помогает медитация, особенно когда работаю над персонажем. Вас также могут вдохновить книги и фильмы, но как уже писал выше, не позволяйте им взять верх над вашим собственным видением(если мы говорим об авторском сюжете). Вы удивитесь, но ваши друзья, родные и близкие — кладезь вдохновения, стоит вам у них спросить и внимательно слушать. Много историй остаются в закромах наших душ и забываются.

В начале они конечно могут подозрительно отнестись к вашей инициативе, но вы объясните им все как есть и за чаем/кофе они могут открыть вам небольшие Миры из разных судеб, откуда вы можете черпать то самое вдохновение.

Правда, хотелось бы напомнить, что написание сценария требует терпения и немалых усилий. Пока вы будете его писать, возможно вы и сами будете меняться, вместе с вашими героями и становиться лучшей версией себя.

Существует ли какое-то золотое правило сценария для короткометражки?

Его нет и слава богу, ибо в искусстве не может быть как-либо правил априори. Правда, с учётом того, что сейчас все труднее удержать зрителя перед экраном, думаю нельзя игнорировать фактор хронометража(это не правило, а больше из разряда good to know). То есть, чем короче — тем лучше. Говоря цифрами, если ваше кино короче 15 минут, то вы существенно повышаете возможность того, что зритель досмотрит ваш фильм. Также, если вы хотите отправить свой фильм на кинофестивали, то его желательно делать короче 20 минут(но у каждого кинофестиваля свои правила).

Если говорить о правилах сценарного искусства, то есть лишь одно — НЕ ТЕРЯТЬ СВОЕ УНИКАЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ.

И в принципе, если ваш сюжет действительно интересен и берет за живое, то какой бы там ни был хронометраж, его досмотрят(а может и пересмотрят и руку пожмут).

И напоследок, хочу предостеречь от некоторых подводных камней. Когда вы будете писать сценарий, к сожалению, будет не мало влияющих на вас факторов вроде людей, которые будут не верить в вас, в ваши способности и в ваше видение. Также нужно учитывать один момент — природа человека такова, что мы на подсознательном уровне, сами того не осознавая, пытаемся внедрить свои идеи в чужие головы, особенно когда они просят нас помочь с чем-либо. Со временем вы научитесь фильтровать полезные советы и разделять их от разрушающих, но ни в коем случае не переставайте работать над своим произведением(кроме форс-мажорных ситуации), так как когда вы увидите воплощение вашего кропотливого труда на экране, когда ваши персонажи оживают и живут своей жизнью, вызывая неподдельные эмоции зрителей, вы поймёте какую магию вы сотворили и что игра действительно стоила свеч.

Удачи в начинаниях!

Короткометражные фильмы - это отличный способ начать кинокарьеру. Хорошие короткометражки помогут вам создать уникальный стиль и собственное видение полнометражных лент. Интересный и увлекательный сценарий - один из наиболее важных аспектов короткометражного фильма. Сначала обдумайте идеи, концепции и персонажей будущей киноленты. Затем напишите черновой вариант сценария, который с первого кадра сможет увлечь зрителей происходящими событиями и персонажами. Доработайте сценарий и покажите его своим знакомым, чтобы узнать мнение со стороны и внести необходимые правки до начала съемок.

Шаги

Часть 1

Обдумайте идеи

    Придумайте необычную концепцию. Она должна быть слегка преувеличенной или превосходить реальную жизнь. Возьмите повседневную ситуацию и сделайте ее странной. Вдохновляйтесь воспоминаниями из детства или необычным сюжетом из выпуска новостей.

    • Например, используйте детское воспоминание о походе к стоматологу, только превратите своего врача в серийного убийцу с бормашиной.
    • Еще можно использовать популярные задумки для фильмов, добавив к знакомой ситуации долю необычности. Например, человек находит труп на пляже. А что, если труп принадлежит пришельцу с другой планеты?
  1. Сосредоточьтесь на конкретной теме. В качестве вдохновения можно использовать общие темы вроде “идентичности”, “утраты” или “дружбы”. Добавьте собственную интерпретацию, чтобы достичь эффекта свежести и новизны.

    • Например, сосредоточьтесь на “идентичности” и снимите фильм о родителях, которые росли в бедности и неблагоприятном районе. Выберите тему “дружбы” и покажите дружбу между ребенком и взрослым человеком.
  2. Придумайте интересного персонажа. Часто короткометражные фильмы сосредоточены лишь на одном человеке. Такой подход позволяет раскрыть персонажа за ограниченное время. Покажите такого героя, который сможет вызвать сочувствие у зрителей. Откажитесь от стереотипов и клише. Сделайте своего героя уникальным, но близким каждому, чтобы люди могли отождествлять себя с персонажем.

    • Например, покажите жизнь паренька, который стремится хорошо учиться в школе, а дома имеет дело с отцом-алкоголиком. Также можно рассказать о пришельце, который пытается вернуться на родную планету.
  3. Составьте план сюжета . План сюжета обычно включает шесть частей: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, сворачивание действия и развязку. Любая короткометражка должна включать все эти элементы. Пример плана сюжета:

    • Экспозиция: введите место действия, протагониста и конфликт. Например, парень стремится к успехам в учебе, а дома постоянно ссорится с отцом-алкоголиком.
    • Завязка: событие, которое меняет привычный ритм жизни главного героя. Например, наш парень знакомится с новым соседом, который на несколько лет старше и учится в той же школе.
    • Развитие действия: покажите развитие персонажей и отношений между ними. Например, ребята подружились и стали не разлей вода.
    • Кульминация: высшая точка, наиболее драматический момент фильма. Например, отец главного героя вступает в перепалку с соседским парнем, которая перерастает в драку.
    • Сворачивание действия: главный герой сталкивается с последствиями кульминации. Например, парень убивает отца, чтобы спасти своего старшего друга.
    • Развязка: конфликт разрешается и герой получает или не получает желаемое. Например, друзья хоронят отца и клянутся никому не рассказывать о случившемся.
  4. Смотрите другие короткометражные фильмы. Смотрите чужие фильмы, чтобы увидеть успешные короткометражки глазами зрителя. Выбирайте различные жанры от ужасов до историй взросления и романтических комедий. Следите за развитием персонажей и сюжета в условиях ограниченного времени. Посмотрите следующие фильмы:

Часть 2

Создайте черновой вариант
  1. Начните с действия и знакомства с персонажем. В начале ленты покажите кадр, который сможет заинтересовать зрителей. У вас есть буквально 20 секунд, чтобы привлечь внимание к фильму. К примеру, покажите персонажа, который занят таинственным или напряженным делом. Также можно начать с увлекательных кадров и диалога.

    • Например, покажите крушение инопланетного корабля на пляже рядом с отдыхающей семьей. Такое вступление наверняка заинтересует зрителей. Они захотят увидеть дальнейшие события.
  2. Не откладывайте завязку. Экспозиция и завязка в короткометражном фильме должны занимать не больше двух минут. Предоставьте необходимую информацию о персонаже и сути конфликта в начале фильма, чтобы приковать зрителя к экрану.

    • Например, в первой сцене главный герой выходит из дома и отправляется в школу. В это время его отчитывает отец-алкоголик, а в школе его обижают хулиганы.
  3. Используйте ограниченное количество мест и персонажей. Ограничьтесь одним, двумя или тремя персонажами, чтобы сценарий был кратким и успешным. Это же касается и места действия. Тогда вам не придется тратить дополнительные средства на большое количество съемочных площадок и актеров, а сценарий будет сжатым и сосредоточенным.

    • Например, в качестве центрального места действия можно выбирать школу, а дополнительного - спальню главного героя.
    • Также можно обойтись одним главным и двумя второстепенными персонажами или только двумя главными действующими лицами.
  4. Учитывайте особенности жанра. Короткометражные фильмы становятся более успешными, если они относятся к конкретному жанру - ужасы, триллер, романтическая комедия, фильм-взросление. Выберите жанр, который вдохновит вас на хороший сценарий. Используйте как уже знакомые, так и уникальные образы.

    • Например, напишите сценарий фильма ужасов, в котором протагонист влюбляется в зомби во время зомби-апокалипсиса. Также можно снять фильм о взрослении, в котором главный персонаж подружился с пришельцем-подростком, выжившим после аварии на пляже.
  5. Сосредоточьтесь на визуальной части. Не забывайте, фильм - это прежде всего наглядный вид творчества. Используйте визуальный ряд в свою пользу, чтобы привлечь зрителя. Покажите очень увлекательные или необычные кадры. Визуальный ряд должен способствовать развитию героя и задавать тон истории.

    • Например, опишите место действия как "солнечные день на пляже, много отдыхающих, которые загорают и резвятся на песке". Также можно описать персонажа как "зеленый пришелец с сумкой на поясе".
  6. Указывайте звуки в сценарии. Звук или шум указывают в сценарии ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ, так как это помогает придать сценам остроты ощущений.

    • Например, напишите: “Роман ЧАВКАЛ во время завтрака” или “Зомби РЫЧАЛ в кровати”.
  7. Используйте лаконичные и эффектные диалоги. Продолжительность короткометражного фильма ограничена, поэтому не используйте многословные или описательные диалоги. Они лишь должны работать на развитие сюжета и персонажей. Используйте диалоги из двух-трех реплик. Достаточно часто в короткометражках урезают диалоги в угоду наглядным действиям.

    • Например, введите застенчивого главного персонажа, который отвечает на любые вопросы при помощи одного-двух слов. Также герой может общаться только со своим питомцем и молчать в присутствии других людей, предпочитая язык действий.
  8. Экспериментируйте с формой и временем. Короткометражный фильм - отличная возможность выбрать необычную хронологию и последовательность событий сюжета. Начните с конца, чтобы двигаться к началу. Используйте воспоминания, чтобы перемещаться во времени.

    • Например, в первой сцене покажите лес и двух парней, которые закапывают тело взрослого мужчины. Затем покажите зрителям события в обратном порядке.
    • Структура сюжета должна быть понятной зрителю. Эксперименты не должны идти в ущерб сюжету. Необычный подход призван дополнять историю, а не отвлекать от главного.
  9. Придумайте глубокую или неожиданную концовку. Большинство короткометражных фильмов запоминаются благодаря сильной концовке. Удивите зрителя или покажите неожиданный поворот в развитии сюжета. Концовка должна шокировать или поражать, а не просто разрешать проблему в предсказуемой манере.

    • Например, может оказаться, что мать ребенка подговорила старшего парня помочь ему убить отца.

Казалось бы, снять гораздо легче, чем полноформатную ленту. В реальности реализовать подобную задумку оказывается на порядок сложнее. Ведь за короткий отрезок времени нужно познакомить зрителя с действующими лицами, раскрыть сюжетные подоплеки. Как написать сценарий для детей и взрослых? Предлагаем ознакомиться с дельными советами касательно создания хорошей истории.

Структура сценария

Структура сценария короткометражного фильма в общих чертах должна соответствовать следующей схеме:

  1. Экспозиция - завязка всей истории, когда зрителя знакомят с местом действия, персонажами, главным героем, антагонистом. Именно здесь обозначается центральная линия сюжета. Успех трудов автора сценария во многом зависит от качества экспозиции. Нередко заинтересованные в работе лица отказываются от ознакомления с рукописью в целом, если завязка оказалась вялой.
  2. Внутренний конфликт героя - во второй условной части сценария короткометражного фильма происходит рассказ о препятствиях, которые возникают на пути центрального персонажа. Стремительно наращивается напряжение.
  3. Развитие действий - персонаж полностью осознает и принимает вызов судьбы. Преодолевая трудности, личность меняется. Герой достигает черты, перешагнув которую невозможно будет вернуться назад.
  4. Подготовка к кульминации - раскрывается весь драматизм истории в сценарии короткометражного фильма. Персонаж находится в непростом положении. Цели и мотивы кажутся размытыми. Внезапно судьба преподносит герою шанс достичь желаемого, избавившись от внутреннего конфликта. Действующее лицо настраивается на достижение победы.
  5. Развязка - заключительная часть повествования в сценарии короткометражного фильма. Последний акт представляет собой наиболее эмоционально насыщенный, динамичный отрезок истории. Центральный персонаж, наконец, решает проблему. Наступает финал, которому может сопутствовать неожиданный сюжетный поворот. Герой делает окончательный выбор. Зритель осознает перемены, которые произошли с персонажем. Кульминационная часть ни в коем случае не должна выглядеть затянутой. Автору сценария короткометражного фильма следует сосредоточить основное внимание на активных действиях, избегая рассуждений.

«Краткость - сестра таланта»

Как написать сценарий к короткометражному фильму? Постарайтесь максимально сократить историю. Грамотная реализация идеи позволяет не только сделать сюжет предельно насыщенным, но также свести к минимуму затраты на производство ленты. Автор должен осознать, как сделать картину дешевой, но создать вокруг происходящего на экране впечатление дороговизны. Если планируется подаваться на конкурс сценариев короткометражных фильмов, старайтесь уложить хронометраж в 7-8 минут. Организаторы фестивалей не любят картины, которые понапрасну «съедают» время в общем показе. К тому же история будет выглядеть написанной более талантливо, если сюжет вызовет самые яркие эмоции у зрителя в течение считаных минут.

О выборе сюжета

Готовясь к написанию сценария для короткометражного фильма (комедии либо драмы), постарайтесь сформировать нестандартную концепцию. Сюжет должен выглядеть несколько гротескно, преувеличено. В качестве вариантов возьмитесь за несколько ситуаций, которые приходят в голову на текущий момент. Сделайте историю странной, вдохновляясь воспоминаниями из глубокого детства либо резонансными событиями в обществе. Видоизменяйте задумки из популярных фильмов. Фантазируйте, раздумывайте над этическими проблемами. Главное, писать о вещах, которые вызывают у вас яркие эмоции, браться за темы, близкие по духу.

Сгенерируйте интересного героя

Зачастую в короткометражках все действие сосредоточено на одном персонаже. Решение дает возможность качественно раскрыть личность человека в течение короткого временного отрезка. Описывайте героя таким образом, чтобы зритель испытал яркие эмоции, например сочувствие либо радость. Избегайте распространенных стереотипов. Например, раскройте образ человека, который стремится творить добро, но крайне ограничен неблагоприятным социальным окружением, обстоятельствами, материальными возможностями.

Сокращайте количество сцен

Продюсерам часто доводится читать сценарии, насыщенные сценами драк, аварий, погонь, прочего. Авторам историй бывает сложно осознать, насколько сложно втиснуть подобные задумки в ограниченный хронометраж. Учитывая сказанное, рассматривайте каждую написанную строчку в качестве сцены активного действия. Избегайте масштабного мышления, если для съемки будущего фильма будут использоваться ограниченные ресурсы.

Авторы сценариев совершают крупную ошибку, умещая идею для съемок полноценной ленты в короткометражку. Подобные решения здесь попросту не работают. Задача полного метра - отправить зрителя в некое путешествие с многочисленными ответвлениями сюжета. Короткометражные фильмы страдают от недостатка времени для акцентирования внимания на второстепенных героях и событиях. Множество успешных лент данной категории представлены в виде «среза жизни» единственного персонажа, где на первое место выходит мощная подача особенностей характера. Наличие многочисленных идей в одной короткометражке ухудшает посыл и снижает накал страстей.

Хорошие короткометражные ленты происходят в одной либо паре локаций. Концентрация внимания происходит на центральной сюжетной линии. Обычно ознакомить зрителя с главной идеей автора удается благодаря съемкам нескольких коротеньких сцен.

Составляйте лаконичные диалоги

Прописывая реплики персонажей в сценарии короткометражки, создавайте небольшие фразы. В который раз ориентируйтесь на ограниченный хронометраж будущей ленты. Обычно длинные, затянутые и многословные диалоги, которые выступают лишь сопровождением сцен, быстро утомляют зрителя. Фразы должны максимально раскрывать характер героев, намекать на те или иные варианты развития сюжета. Урезайте диалоги в угоду действиям, которые будут происходить на экране.

Удивите зрителя

Занимаясь написанием сценария, постарайтесь перевернуть сознание людей, которые будут просматривать готовую короткометражку. Возьмите, казалось бы, простую ситуацию и подайте историю в неожиданном свете. Как пример рассмотрим следующую ситуацию. Грабители проникают в дом спящей семьи. Зрителю изначально ясно, кто выступает жертвой. Однако внезапно безоружный хозяин жилья дает отпор непрошенным гостям, заставляя злоумышленников находиться в положении слабой стороны конфликта.

Вдохновляйтесь чужими творениями

Чтобы написать хороший сценарий, посмотрите ленты, которые уже пользуются успехом среди широкой аудитории. Это могут быть детские короткометражные фильмы, творения в жанре драма, ужасы. Ознакомьтесь с душещипательными романтическими историями. Внимательно следите за изменениями, которые происходят с персонажами за короткое время.

Организуйте вычитку сценария

Предложите знакомым послушать историю. Чтение сценария позволит понять, насколько естественно выглядят диалоги и действия персонажей. Попросите товарищей оценить логичность сценарных ходов. Узнайте мнение максимально возможного количества людей. Дайте прочесть сценарий личностям, которые уже успели зарекомендовать себя в индустрии кино.

В заключение

Вот мы и выяснили, на какие аспекты стоит ориентироваться, принимаясь за написание сценария к короткометражному фильму. На самом деле существуют исключения из любого правила. Поэтому не нужно всецело полагаться на вышеуказанные рекомендации. Иногда срабатывают прочие, оригинальные творческие подходы. Многое определяется тем, с какой целью выполняется написание сценария, и на кого рассчитан результат. Возможно, в некоторых ситуациях следует отходить от устоявшихся правил и нарушать неписанные законы.

Выбор редакции
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...

Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...

При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....

У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...
Во всех клиниках «Медок» можно сдать анализы практически всех популярных типов. В том числе: общий анализ мочи; анализ на яйца остриц и...
Современный человек, живущий в большом городе, наполненном суматохой, шумом и соблазнами, не очень склонен верить в духовные чудеса. Но...
Всем невозможно нравиться. Даже если человек очень добрый и милый, это не дает ему стопроцентной защиты от зависти . А зависть - чувство...
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...
К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...