Необычный подход. Хэмминг. «Вы и ваши исследования


За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели - общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда - развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение - вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование - западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре - исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» .

Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые - пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество .

Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом - естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте.

Идея патриотизма как основа объединения русских земель в борьбе против общего врага уже отчетливо звучит и в «Повести временных лет» и в проповедях Сергия Радонежского. По мере освобождения страны от чужеземного ига и формирования единого государства патриотические идеи обретают материальную основу и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшим направлением в деятельности государственных и общественных институтов .

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» .

И.А. Ильин писал: «Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания. Тогда любовь к родине живет в душах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла» .

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» . Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» .

Патриотизм - это духовное явление, которое имеет большую устойчивость, долго сохраняется в народе при его уничтожении, а в 3-4 поколении умирает. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость родины.

Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составных элементов структуры общественного сознания, в которой отражено: отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу.

А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души . Отсюда, по мнению А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, исходит важнейший отечественный социокультурный постулат, раскрывающий смысл воспитания: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» .

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».

Таким образом, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах большой и малой Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, т.е. истинный патриотизм предполагает формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Основными функциями патриотизма гражданина России начала третьего тысячелетия являются: «сохранения, сбережения и собирания Российской государственности; воспроизводства патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечения комфортности жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защиты государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификации личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины; мобилизации ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации российского общества».

Принципы патриотизма - одна из форм выражения духовно-нравственных и идейных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание служения Отечеству, существующего в современном российском обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся сущности служения Отечеству, обеспечения единства интересов человека, коллектива, характера взаимоотношений между людьми в обществе, государстве, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности, культуры, патриотизма и гражданственности.

Принципы патриотизма имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития каждого конкретного общества. К числу основных принципов А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев относят: национально-идеологические, общественно-государственные, социально-педагогические .

Природа, родители, родственники, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» .

Поздравляем с Днем защитника Отечества!

В канун праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества, самое время поговорить о патриотическом воспитании молодежи. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников? В статье приводятся мнения самих ребят.

Если для вас такие понятия как «патриот», «патриотизм», «чувство патриотизма» являются пустым звуком или вызывают иронию, раздражение и т.п., постарайтесь задуматься над таким необычным вопросом: выгодно ли быть патриотом в наше время? Этот вопрос особенно уместно задать школьникам, среди которых немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой. А сделать это можно накануне проведения классного часа или любого другого мероприятия, посвященного воспитанию чувства патриотизма.

Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое "обдуманное" мнение на этот счет. Хорошо бы устроить конкурс на лучший с точки зрения ребят ответ на этот престранный вопрос. Пусть все поделятся своим мнением.
На вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» школьники дали очень интересные ответы. После обобщения и систематизации они выглядят таким образом.

Патриотизм проявляется в уважении к своей стране , к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли».
Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно .

Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее . По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить.
Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому патриотом быть выгодно .
Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте . Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, - сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами, скандирует за патриотизм и на словах отстаивает престиж своей страны.
Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого «стержня». Это закон жизни. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания. Поэтому патриотом быть выгодно .

Патриотизм проявляется в способности гордиться своей страной, защищать ее ценности, в первую очередь свободу и независимость, чтить и хранить вековые традиции . Традиции - это оплот любой нации. Человек, люди, страна - тот, кто отказывается от своих традиций, своих национальных ценностей и святынь, рискует лишиться своих «корней» в истории, своей свободы и независимости, так как рано или поздно начнет жить в пространстве традиций, идеалов и ценностей других наций. Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации.
Чтобы страна самостоятельно развивалась, необходимо охранять и отстаивать традиции, территорию, культуру, язык, верования. Это способны сделать те, кто грамотно выстраивает свои взаимоотношения со страной , в которой живет и на благо которой трудится. Таким образом, происходит становление Гражданина своей страны. Человек занимается познанием себя и поиском своего места в стране, жизни. У человека как гражданина своей страны формируется чувство ответственности за свои поступки, за верность идеалам и сохранность собственных традиций и ценностей. А это воспитывает личность, делает ее совершеннее. Поэтому патриотом быть выгодно .

Патриотизм проявляется в способности испытывать возвышенные чувства к собственной стране, к ее природе, культуре. Эти чувства проявляются в переживаниях, сопричастности, эмоциональных откликах на происходящие события. Патриотизм как чувство любви к Родине, готовность служить ее идеалам можно отнести к высшим чувствам, причисляемым к духовным ценностям. Чувство патриотизма делает человека активным, готовым отстаивать дорогие его сердцу ценности. Чувство патриотизма как и другие светлые чувства является необходимым условием развития и становления человека как личности. Ведь формирование чувств идет через осмысление и освоение определенных ценностей общества, а также через творческое открытие человеком новых ценностей. Происходит духовное совершенствование личности. Поэтому патриотом быть выгодно .
А вот мнение, которое выразил в своей авторской работе участник нашего конкурса «Я - писатель» Андрей Сёмин из Нижнего Новгорода, учащийся 10 «А» класса средней общеобразовательной школы №45. Здесь приведен отрывок из сочинения автора «Патриотизм».
Патриотизм! Чувство, которое должно быть у любого уважающего себя человека. Чувство гордости и сопереживания за свою страну, своей страной, вместе со своей страной. И мне кажется, что чем больше человек любит свою Родину, готов за нее отдать свою жизнь, убить врага во благо своей Родины при вероломном нападении или дерзкой вылазке в ее стан, тем больше человек получает духовных сил, нравственных впечатлений, прямого контакта с культурой, историей и сердцем своей Родины. Мне кажется также, что сегодня человек не только может, но и должен всеми своими средствами души и тела восхвалять свою Родину. Ведь именно она, Родина, дает жизнь. Ведь именно она, Родина, дает возможность проявить себя.
Всегда нужно быть активным, любознательным к богатствам святой земли Русской. Нужно проявить себя как гражданин, как патриот - это не просто важно. Это необходимо.
Россия. Как много в этом слове. Богатая история и великая культура, кровавые войны и революции и подвиги русского народа. Очень многие люди умирали с этим великим словом на устах. Мы живем в великой стране с богатым историческим опытом. И не случайно многие поэты и писатели размышляли о судьбе своей Родины. И если бы мне довелось сейчас увидеть Николая Васильевича, то я бы на его вопрос «Русь, куда ж несешься ты?» ответил следующее: «В ту даль, где свет и жизнь трепещет, и где лишь разум со душою говорит».
Очень хочется, чтобы каждый понял следующее: «Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека (гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется в заботе об интересах своего отечества, в готовности ради него к самопожертвованию, в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения, в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в готовности подчинить свои интересы интересам страны, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Не заботясь о других, рискуешь остаться в одиночестве».
Давайте задумаемся и ответим себе на следующие вопросы:

Почему в последние десятилетия сильно понижен «градус» патриотизма? А он, безусловно, влияет на все стороны нашей жизни, в том числе и спортивной, что хорошо доказывают «успехи» нашей сборной в Ванкувере.

В чем сходство и различие понятий «патриот» и «гражданин»?

В чем заключается и как должен проявляться патриотизм именно школьника?

А.В. Елисеев , Заслуженный учитель РФ,
учитель географии МОУ «Гимназия № 2» г. Георгиевска, Ставропольский край

Воспитание уважения к истории, культуре, национальным традициям народов России (из опыта работы)

Работаем по новым стандартам

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника основной школы, любящего свой край и свое Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Слово «патриотизм» происходит от латинского слова «patris», что означает «родина», «отечество». Подлинными патриотами нашей страны на протяжении всей ее истории были и остаются создатели материальных ценностей, создатели и носители лучших черт национальной культуры. Они составляют большинство народа России. А Родина - это, прежде всего, народ. Чувство национальной гордости - неотъемлемая часть патриотизма. Это гордость за свой народ, за его вклад в развитие культуры, в прогресс человечества.

Формирование у учащихся уважения к истории, культуре, национальным традициям народов России осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе. Задача школы состоит в том, чтобы организовать опыт патриотического поведения учащихся и формировать у них соответствующие убеждения и чувства. Все основные виды деятельности школьника: учение, труд, общественная работа, спорт, туризм, игра - могут решить эту задачу В каждом из этих видов деятельности школьник может совершить патриотические поступки и дела и у него могут формироваться устойчивые мотивы патриотического поведения. Каждый ребенок в нашей стране получает образование для того, чтобы быть готовым к самостоятельной творческой деятельности. В процессе учебно-воспитательной работы учащиеся получают знания о прошлом и настоящем нашей страны, народов других стран, познают процесс развития России. Патриотические убеждения по мере перехода учащихся из класса в класс углубляются и становятся все более стойкими. Большое значение в воспитании патриотических убеждений имеют чувства. Патриотизм выражается в чувстве любви к своей Родине, родной природе, родному языку, национальной культуре. У учащихся воспитывается уважение к народам и национальным традициям разных стран, мировой науке и культуре.

Патриотические чувства возникают тогда, когда ученик в своих делах и поступках начинает исходить из общественных требований, которые стали для него принципами личной жизни. В этом случае нравственная норма «отдай все силы на благо Родины» принимается не как что-то внешнее, навязанное силой, а как личное требование к самому себе и окружающим. Это требование побуждает ученика к определенному действию. Любое дело, проводимое в школе с целью воспитания патриотизма, нужно организовывать так, чтобы оно формировало эмоции и включало учащихся в практическую деятельность.

Воспитание патриотизма достигается всей многообразной учебно-воспитательной работой, осуществляемой школой, семьей, общественными организациями. Чувство любви к Родине начинает формироваться у школьника в раннем детстве, под влиянием семьи, всей окружающей обстановки. Родители воздействуют на своих детей не только словом. Они воспитывают патриотические чувства личным примером служения Родине, своим трудом, общественной активностью, заинтересованностью в благе народа. Но многие родители не ограничиваются этим и используют в целях воспитания у своих детей патриотизма такие средства, как беседы, посещение музеев, выставок, прогулки по городу, экскурсии.

Большие возможности в формировании у учащихся патриотических взглядов и убеждений имеют учебные предметы, преподаваемые в школе. К числу таких предметов относится география, обладающая большим воспитательным потенциалом.

На протяжении всего курса изучения географии учащиеся знакомятся с различными уголками нашей страны. В формировании образа Родины большую роль играет изучение природных объектов. Природные объекты обладают большими воспитательными ценностями. Они связывают школьников с историей, культурой, национальными традициями, памятниками архитектуры - всем тем, что воспитывает патриотизм. Без созерцания детьми природных объектов невозможно их воспитание патриотами своей страны. Английский философ Джон Рескин писал: «Может быть, в этом созерцании картин родной природы заключается источник многих великих идей, руководящих миром и основа патриотизма. Пейзаж является любимым обличьем матери-родины. И чем прекраснее будет эта картина дикой природы, тем сильнее мы будем любить родину, образом которой он является». Любовь к Родине и любовь к природе - вещи взаимосвязанные. Без любви к природе невозможна любовь к Родине. Поэтому эколого-воспитательную ценность природы можно рассматривать как составную часть воспитания патриотизма.

Природа во всех своих нетронутых человеком участках есть великий музей, необходимый для нашего дальнейшего просвещения и умственного развития. Красивые природные ландшафты всесторонне положительно влияют на человека: во-первых, вызывают положительные эмоции; во-вторых, снимают стресс, восстанавливают силы; в-третьих, усиливают познавательные функции. Нет ни одной области культуры, которая бы не черпала формы и вдохновение из природы. Многие нации используют образы природы как символы государств.

Близкие сердцу картины родной земли часто связаны у нас с воспоминаниями детства. Они служат точкой опоры на крутых поворотах судьбы и в особо трудные моменты жизни. Как важно беречь нам в облике России все, что может тронуть человеческое сердце и оставить по себе благодарную память! Надо говорить школьникам не только о красоте нашей страны, но и о том, что надо непременно беречь уникальные ландшафты и дорогие сердцу черты природы. В России есть опыт сохранения дорогих мест. Абрамцево, Ясная Поляна, Мелихово, Тарханы, Спасское-Лутовино, село Константиново оставляют у всех, посетивших эти места, благодарную память. Главным экспонатом этих священных для пас уголков является бережно сохраненный пейзаж.

Чтобы быть патриотом, надо хорошо знать свою страну. Представление о Родине начинает складываться у школьников с первой школьной беседы об окружающем мире. Школьники должны вырастать сыновьями своей страны, способными гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его. Вся наша жизнь в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы выражается дорогим словом Родина. Любить ее невозможно заставить указом или распоряжением. Любовь к Родине надо воспитывать.

Человек живет не только в биологической среде, где его окружают растительный и животный мир, воздух, вода, но и в духовной сфере созданных предшествующими поколениями культурных ценностей. Мир вокруг нас прекрасен не только тем, что мы видим, но и тем, что знаем и помним о нем. Принцип верности духовному историческому наследию России требует воспитания, ориентированного на традиционные для России ценности: воспитания духа любви к России, стремление служить Родине. С помощью современных информационных и педагогических технологий школьникам должна быть предоставлена возможность ощутить себя частью единства исторической России.

Образ Родины постепенно отпечатывается в душе каждого человека с момента его рождения, углубляясь на протяжении всей жизни. Образ многогранный и емкий, с которым каждый из нас неразлучен. Каждое новое поколение обогащает образ Родины новым содержанием. Люди, которые не любят историю своей страны и не берегут памятники прошлого, не могут гордиться славными традициями нашего народа. Обращение к прошлому России - не отказ от нового, это новое понимание старого. Память о прошлом - не только средство познания исторического опыта, но и источник движения вперед. Она цементирует связь поколений, является могучим средством гражданского воспитания. Память эта многолика. Она предстает в облике старых и новых городов, в архитектурных комплексах и отдельных зданиях, в произведениях живописи, скульптуры, в книгах и предметах быта и так далее. Эти памятники встречаются везде - в крупных городах и малых селениях, на всех географических широтах, во всех поясах и зонах. Архитектурные изюминки радуют глаз, создают контраст с современностью, благодаря которому проглядывает глубина времени. Особенно много памятников прошлого в тех местах, которые исторически сложились как центры наиболее интенсивного культурного развития. Судьба этих центров складывалась по-разному. Но живые, ощутимые следы истории здесь сохранились. В этих местах века слились в особый сплав, сохранивший архитектурные шедевры, чудеса фольклора, замечательные вышивки, удивительные образцы резьбы по дереву и многое другое.

В современных учебниках географии, особенно в курсе 9 класса «Хозяйство и географические районы России», и школьных географических атласах имеется много информации о культурном наследии различных регионов России. В текстах учебников и на географических картах содержится разнообразный иллюстративный и картографический материал, знакомящий школьников с историческими памятниками, монастырями, церквями, музеями деревянного зодчества, усадьбами и дворцами, оборонительными сооружениями, памятниками гражданской архитектуры и т.д.

В последние годы в программу географического изучения России были включены объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО:
1.Московский Кремль и Красная площадь.
2. Исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые комплексы его окрестностей.
3- Погост Кижи.
4. Исторические памятники Великого Новгорода.
5. Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и церковь Бориса и Глеба в Кидекше.
6. Историко-культурный комплекс Соловецких островов.
7. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры.
8. Церковь Вознесения в Коломенском.
9. Ансамбль Ферапонтова монастыря.
10. Историко-архитекгурный комплекс Казанского кремля.

Национальная культура - самое великое и устойчивое народное богатство. Ее недаром называют «второй природой», которую создает сам человек и в которой с наибольшей полнотой отражается его отношение к миру, к жизни. В интересе к прошлому современный человек стремится нащупать корни многих нынешних явлений. Яркой самобытной страницей вошла русская культура в историю мировой культуры. Народная в своей основе, она оказывала и ныне оказывает разностороннее влияние на культурный прогресс всего человечества. Она отличается ясной национальной определенностью и в то же время интернациональна по своей сути Сложные нити многовекового взаимодействия связывают русскую национальную культуру с культурой других народов. Взаимодействия, но не подражания: культурные достижения и традиции, выработанные другими пародами, творчески осваивались на русской почве, обогащались в слиянии с ее самобытными элементами.

Особое место среди культурных ценностей любого народа занимают памятники архитектуры. Архитектура больше других видов искусства связана с развитием производства, в ней воплощены не только эстетические представления определенной эпохи, но и свойственный этой эпохе уровень материальной культуры. На древних камнях поныне остались четко читаемые следы истории, следы ветров и бурь, шумевших над страной.

Одной из основных черт русского искусства, донесенных до нас в памятниках, является неразрывная слитность всего русского искусства с родной природой, блестящая увязка любого сооружения с пейзажной средой, в которой это сооружение должно жить: с рельефом местности, с простором неба и полей, с зеркальным сверканием рек и озер, с густотой и нежной зеленью лесов. Многие древние постройки ценны не только исключительными архитектурными достоинствами, но и тем, что построены они в неповторимой и прочной связи с окружающим ее пейзажем. Исторические и архитектурные памятники теряют свои достоинства вне природной среды. Древняя архитектура всегда начиналась с выбора места, и выбор этот в значительной степени определял и саму архитектуру, и те выразительные средства, к которым она прибегала.
Русская архитектура любой эпохи выступает перед нами как искусство, соединяющее в себе пейзажные мотивы с выразительными средствами зодчества, живописи, прикладного искусства, скульптуры, резьбы. И при этом - ничего лишнего.

Особо следует отметить великолепное качество исполнения памятников русской архитектуры. В них искусство сливается воедино с поразительно высоким строительным мастерством, с трудовым опытом народа. К сожалению, мы не знаем имен многих древних зодчих и строителей, но творения их рук, дошедшие до нас, не могут никого оставить равнодушными. Красоту-, полученную в наследство от- прошлого, мы должны сохранить как самый дорогой капитал. Рассматривая и изучая памятники архитектуры, мы вспоминаем мастеров, сотворивших чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. Это нужно внушать ученикам со школьной скамьи. Без должного воспитания невозможно беречь реликвии ни семейные, ни государственные. Надо помнить, что дети наши должны вырастать патриотами, знающими цену трудам предшествующих поколений.

Десятки лет в России звучал безмолвный вопль камней изуродованных храмов, святынь религиозной культуры. И сегодня скорбные контуры заброшенных церквей в бесчисленных селах и городах напоминают нам скорее о вражеском нашествии, чем о постыдных деяниях своих соотечественников. Кажется, это непостижимо уму - не могли же нормальные люди опуститься до столь ужасного погрома, разразившегося над религией, искусством, традициями.

Сколько храмов в прошлом красовалось по всей Руси! Больших и малых, с разным приходом и доходом, но все они верой и правдой служили народу, селянам и горожанам, исстари являясь центрами духовной культуры наших предков. Строили их всем миром, на пожертвования прихожан. Храмы России, несмотря на все невзгоды, стоят прочно и основательно. Даже израненные. Но ранило их не время, не ветер и непогода, а людские руки. Не те, что сначала любовно сложили, а те, которые потом безжалостно сокрушили. Это были руки разных поколений. Каждый разрушенный храм - это потеря кусочка нашей исторической памяти. За что надо было губить эту красоту? Ладно, неумно искореняли религию, насаждали атеизм, повсеместно закрывали церкви, но зачем было разрушать здания? Чтобы, не дай бог, храмы напоминали нам о прошлом? Но прошлое - это паша история, и, разрушив любые стены, историю все равно не перечеркнешь.

Памятники прошлого внушают уважение к народу - его создателю. Искусство России обращено против национализма, ибо глубоко воспринимает и воспринимало национальные ценности, созданные другими народами. Охрана искусства, сохранение памятников культуры составляет великую задачу каждого народа и особенно нашего многонационального государства. Многонациональность нашей страны требует особого внимания ко всему, что способствует взаимопониманию между народами. Без этого невозможна и национальная индивидуальность.

Культуры разных народов развиваются в общении друг с другом. Если этого общения нет, культура умирает, пропадают ее национальные черты. Национальные особенности обогащаются в общении с другими культурами, представляя собой переработку предшествующего опыта. Если этот опыт замкнут сам по себе, не связан с культурой других стран и народов - он весьма незначителен.

Живя в сегодняшнем дне, всецело захваченные его бурным темпом, мы часто не подозреваем даже, насколько активно включается в атмосферу этой жизни память прошлого. Она окружает нас повсюду, разными путями сливается с сегодняшним днем, влияет на наше мироощущение, становится неотъемлемой частью той социально-исторической и культурной среды, в которой мы существуем, трудимся, мыслим, в которой формируются новые явления современности, новая культура. У каждого поколения есть часть его собственной жизни, уже ушедшая в историю. Нить времен не прерывается только потому, что человечество помнит свое прошлое и постоянно опирается на его уроки, на его опыт.

Пусть же никогда не будут забыты дороги и тропы к памятникам нашей Родины, к историческим монументам, к местам национальной славы! Сохранить память о прошлом - наша святая обязанность. Нашим будущим владеет молодежь. Гармоническое развитие личности является залогом сознательного и творческого отношения к культурному наследию России. Надо возрождать у школьников гордость за нашу страну.

«География и экология в школе XXI века» . – 2012 . - № 7 . – С. 30-35.

В канун праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества, самое время поговорить о патриотическом воспитании молодежи. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников? В статье приводятся мнения самих ребят.


Если для вас такие понятия как «патриот», «патриотизм», «чувство патриотизма» являются пустым звуком или вызывают иронию, раздражение и т.п., постарайтесь задуматься над таким необычным вопросом: выгодно ли быть патриотом в наше время?
Этот вопрос особенно уместно задать школьникам, среди которых немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой. А сделать это можно накануне проведения классного часа или любого другого мероприятия, посвященного воспитанию чувства патриотизма.

Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое "обдуманное" мнение на этот счет.
Хорошо бы устроить конкурс на лучший с точки зрения ребят ответ на этот престранный вопрос. Пусть все поделятся своим мнением.

На вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» школьники дали очень интересные ответы. После обобщения и систематизации они выглядят таким образом.


  • Патриотизм проявляется в уважении к своей стране, к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли». Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно.

  • Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее. По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить. Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому патриотом быть выгодно. Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

  • Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте. Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, - сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами, скандирует за патриотизм и на словах отстаивает престиж своей страны. Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого «стержня». Это закон жизни. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания. Поэтому патриотом быть выгодно.


Очень хочется, чтобы каждый понял следующее: «Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека (гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется в заботе об интересах своего отечества, в готовности ради него к самопожертвованию, в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения, в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в готовности подчинить свои интересы интересам страны, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Не заботясь о других, рискуешь остаться в одиночестве».

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...