Короткие произведения о войне список. Произведения о Великой Отечественной войне. Книги о героях Великой Отечественной войны. «Живые и мёртвые» Константин Симонов


Книги о ВОВ - часть нашей культуры. Произведения, созданные участниками и свидетелями военных лет, стали своеобразной летописью, которая достоверно передала этапы самоотверженной борьбы советского народа с фашизмом. Книги о ВОВ - тема этой статьи.

Своеобразие военной прозы

Великая Отечественная война… Она стала главной и неизбежной темой в творчестве русских писателей и поэтов второй половины двадцатого века. Но, как и любой другой жанр литературы, советскую военную прозу делят на несколько этапов развития. Книги о ВОВ, которые были написаны в сороковых годах, существенно отличаются от произведений, созданных спустя двадцать, тридцать и более лет после Дня Победы.

Литература военных лет отличается обилием лирических и романтических элементов. В этот период особое развитие получила поэзия. Трагедия изображалась абстрактно. Судьбе отдельно взятого человека отводилось не столь важная роль.

В конце пятидесятых годов в военной прозе наблюдались иные тенденции. Героем книги о ВОВ стал человек с тяжелой судьбой. За его плечами - перенесенная трагедия, которая навсегда останется с ним. Авторы изображали не только Великую Победу, но и жизнь обычного человека. Стало меньше пафоса, больше реалистичности.

Михаил Шолохов

В июне 1941 года обычный советский человек верил в то, что победа над захватчиками наступит совсем скоро. Прошел год. Белорусские города и деревни покрылись пеплом. Жители Украины познали горе, которое оказалось не сравнимо ни с чем. Солдаты, уроженцы Ленинграда, уже не верили в то, что увидят своих родных живыми. Первым чувством, которое пустило ростки в душе советского человека, стала ненависть.

В 1942 году Михаил Шолохов работал Тогда же и был создан рассказ «Наука ненависти». Темой этого произведения стала эволюция человеческой души на войне. Рассказ Шолохова - о том, как мирный житель постепенно меняется, и все его мысли сосредотачиваются на желании мести и всепоглощающей ненависти.

«Они сражались за родину» - роман, который Шолохов не завершил. Первые главы были написаны во время войны. Другие - спустя двадцать лет. Последние части Шолохов сжег.

Герои романа - простые люди. Они сражались за родину, но при этом не переставали скучать по родным, радоваться и огорчаться простым вещам и даже шутить. Самым сложным испытанием для них стали не битвы и сражения, а глаза русских женщин, которые провожали их во время отступления.

Повесть «Судьба человека»

Война - самое ужасное в истории человечества. Ее страшную силу люди ощущают и после победы. Повесть «Судьба человека» была написана в 1956 году. Давно отгремели залпы, перестали разрываться снаряды. Но отзвуки войны ощущал на себе каждый советский человек. Жители страны были сплошь люди с искалеченной судьбой. Таким являлся и Андрей Соколов - герой произведений Шолохова.

Судьба человека непредсказуема. Он может потерять все: дом, родных, все то, что составляет смысл его жизни. Особенно если в эту судьбу вмешается война. Биография главного героя повести Шолохова, возможно, не совсем правдива. Во время войны человек, побывавший в плену, оказывался в лагере. Соколов благополучно вернулся в ряды Красной армии. Но в повести есть неоспоримая истина. И заключается она в том, что горе и отчаяние человек может преодолеть лишь тогда, когда в его жизнь присутствует любовь. После потери близких Соколов нашел в себе силы приютить беспризорного мальчика. И это спасло их обоих.

Борис Полевой

Среди советских солдат и офицеров были настоящие герои. Им посвящали книги, о них снимали фильмы. «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого - произведение о легендарном летчике Алексее Маресьеве. Биография этого человека известна каждому школьнику. Его подвиг стал примером не только для солдат, но и для мирных жителей. Мужество героя, которому посвящена «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, вызывает особое восхищение. Ведь этот человек совершил несколько десятков вылетов уже после того, как стал инвалидом.

Юрий Бондарев

«Батальоны просят огня» Юрия Бондарева - одно из первых произведений, в котором отсутствовал пафос. В романе есть голая правда о войне, присутствует анализ человеческой души. Такие особенности были нехарактерны для прозы сороковых годов. Произведение Бондарева написано в 1957 году.

В послевоенные время авторы избегали в своем творчестве таких тем как противоречие между целью и средством. Если в повести Шолохова, о которой шла речь выше, герои были либо отрицательными, либо положительными, то у Бондарева не все так однозначно. В его романе нет белого и черного. Но все же, несмотря на испытания, герои остаются верными своему долгу. Никто из них не становится предателем.

Роман «Горячий снег»

Во время войны был артиллеристом. Прошел путь от Сталинграда до Чехословакии. «Горячий снег» - художественное произведение, посвященное событиям, о которых автор знал не понаслышке. Герои романа Бондарева погибают в результате долгой битвы под Сталинградом. Стоит сказать, что произведения участников ВОВ имеют не только художественную, но и историческую ценность. Достоверность есть в «Горячем снеге». Трагической правдой пронизан роман «Жизнь и судьба».

Василий Гроссман

Этот писатель начинал свое творчество с небольших рассказов о красноармейцах. Кульминацией в его литературном пути стал роман, в котором автор подчеркнул сходство двух тиранов XX века: Сталина и Гитлера. За что и пострадал. Главная книга «Жизнь и судьба» была запрещена.

В этом романе несколько сюжетных линий. Одна из них посвящена обороне легендарного дома Павлова. Сражения в романе этого писателя показаны реалистично. Гроссман изобразил смерть советского солдата просто, без лишних пафосных фраз. И так же была создана картина гибели мирных жителей от рук фашистов.

Во время войны Гроссман работал военным корреспондентом. Был свидетелем Сталинградской битвы. А где-то далеко, в небольшом украинском городе, погибла его мать. Последние дни она провела в еврейском горе осталось навсегда в душе писателя. Темой его послевоенного творчества стали судьбы миллионов погибших в концентрационных лагерях и еврейских гетто. Возможно, именно поэтому он столь проникновенно передал мысли и чувства человека, который умирает от удушья в газовой камере.

Владимир Богомолов

«В августе сорок четвертого» - роман, который освещает события, происходившие на освобожденной белорусской земле. На этой территории оставались вражеские агенты и разрозненные группы немецких солдат. На их счету было немало преступлений. К тому же в задачу каждой подпольной организации входил сбор сведений о советской армии. Одна из групп контрразведки СМЕРШ осуществляла поиск этих агентов.

Роман был написан в семидесятые годы. В его основу легли подлинные события. Произведение Богомолова стало первыми из тех, которые приоткрыли завесу секретности советских спецслужб.

Борис Васильев

Одним из самых ярких произведений на военную тему является повесть «А зори здесь тихие». По произведению Васильева снят не один фильм. Уникальность повести, написанной в конце шестидесятых, заключается в том, что герои ее - не опытные и бывалые бойцы.

Васильев создал пять неповторимых женских образов. Героинями повести «А зори здесь тихие» стали девушки, которые только начинали жить. Одна из них мечтала о родителях, которых не знала. Другая носила в вещмешке шелковое белье. Третья была влюблена в старшину. Но все они погибли героически. Каждая из них внесла в Великую Победу неоценимый вклад.

Крепость не пала…

В 1974 году вышла в свет повесть Васильева «В списках не значился». Эта книга способна произвести чрезвычайно сильное впечатление. "Человека можно убить, но нельзя победить" - эта фраза стала, пожалуй, ключевой в произведении.

21 июня никто не верил в то, что может начаться война. Любые разговоры на эту тему считались провокацией. На следующий день, в четыре утра, у Брестской крепости прогремели вражеские снаряды.

Николай Плужников - герой повести Васильева - был молодым неопытным офицером. Но первые дни войны кардинально изменили его. Он стал героем. И героизм этот тем поразителен, что сражался Плужников почти в одиночку. Девять месяцев он провел в крепости, периодически совершая выстрелы по немецким солдатам и офицерам. Большую часть времени он находился один. Не получал писем из дома. Не общался с товарищами. Но выстоял. Плужников вышел из крепости только тогда, когда закончились патроны, и пришла весть об освобождении Москвы.

Прототипом повести Васильева стал один из советских солдат, не прекращавших сражение до начала сорок второго года. Стены Брестской крепости хранят память об их подвиге. На одной из них выцарапано клинком: «Умираю, но не сдаюсь. 20.11.1941 г.».

Александр Каплер

Война унесла жизни двадцати пяти миллионов советских человек. Как бы сложилась их судьба, если бы они выжили? Об этом написал Александр Каплер в повести «Двое из двадцати пяти миллионов».

В произведении идет речь о судьбах молодых людей, прошедших вместе войну. Наступает долгожданный День Победы. Затем - мирное время. Но и послевоенные годы не безоблачны. Страна разрушена. Повсюду нужда и голод. Герои повести Каплера переживают все трудности вместе. И вот наступает девятое мая семьдесят пятого года. Герои уже не молоды. У них большая дружная семья: дети, внуки. Вдруг все исчезает…

В этом произведении автор использовал художественный прием, который ранее в военной прозе не применялся. В конце произведения действие переносится в далекие военные годы. В Аджимушкайских катакомбах, которые были описаны в начале повести, в 1942 году почти никто не выжил.

Герои Каплера погибли. Их жизни не состоялись, как и судьбы двадцати пяти миллионов советских человек.

Ставшая в истории человечества самой кровопролитной и продолжавшаяся почти 4 года, отразилась в сердце каждого жестокой трагедией, унесшей жизни миллионов людей.

Люди пера: правда о войне

Несмотря на растущее временное расстояние между теми далекими событиями, интерес к теме войны постоянно возрастает; нынешнее поколение не остается равнодушным к мужеству и подвигам советских солдат. Большую роль в правдивости описания событий военных лет сыграло слово писателей и поэтов, меткое, возвышающее, направляюще-вдохновляющее. Именно они - писатели и поэты-фронтовики, проведя свою молодость на полях сражений, донесли до современного поколения историю человеческих судеб и поступков людей, от которых иногда зависела жизнь. Литераторы кровавого военного времени правдиво описали в своих произведениях атмосферу фронта, партизанское движение, тяжесть походов и жизнь в тылу, крепкую солдатскую дружбу, отчаянный героизм, предательство и трусливое дезертирство.

Творческое поколение, рожденное войной

Писатели-фронтовики - это отдельное поколение героических личностей, испытавших на себе тяготы военного и послевоенного периода. Некоторые из них погибли на фронте, другие прожили дольше и умерли, как говорится, не от старости, а от старых ран.

1924 год был ознаменован рождением целого поколения фронтовиков, известных всей стране: Борис Васильев, Виктор Астафьев, Юлия Друнина, Булат Окуджава, Василь Быков. Эти писатели-фронтовики, список которых далеко не полон, с войной столкнулись в момент, когда им только лишь исполнилось по 17 лет.

Борис Васильев - чрезвычайный человек

Почти всем мальчишкам и девчонкам 20-х годов не удалось спастись в страшное военное время. Выжило всего лишь 3%, среди которых чудом оказался Борис Васильев.

Он мог погибнуть в 34-м году от тифа, в 41-м в окружении, в 43-м - от минной растяжки. На фронт мальчишка ушел добровольцем, прошел кавалерийскую и пулеметную полковые школы, воевал в воздушно-десантном полку, учился в Военной академии. В послевоенный период работал на Урале испытателем гусеничных и колесных машин. Был демобилизован в звании инженер-капитана в 1954 году; причина демобилизации - желание заниматься литературной деятельностью.

Военной теме автор посвятил такие произведения, как «В списках не значился», «Завтра была война», «Ветеран», «Не стреляйте в белых лебедей». Известным Борис Васильев стал после публикации в 1969 году повести «А зори здесь тихие…», поставленной в 1971 году на сцене театра на Таганке Юрием Любимовым и экранизированной в 1972 году. По сценариям писателя было снято приблизительно 20 фильмов, среди которых «Офицеры», «Завтра была война», «Аты-баты, шли солдаты…».

Писатели-фронтовики: биография Виктора Астафьева

Виктор Астафьев, как и многие писатели-фронтовики Великой Отечественной войны, в своем творчестве показал войну как великую трагедию, увиденную глазами простого солдата - человека, являющегося основой всей армии; именно ему наказания достаются в изобилии, а награды обходят его стороной. Этот собирательный, наполовину автобиографичный образ фронтовика, живущего одной жизнью с товарищами и приучившегося бесстрашно смотреть смерти в глаза, Астафьев во многом списал с себя и своих фронтовых друзей, противопоставив его приживалам-тыловикам, в большинстве своем обитавших в относительно неопасной прифронтовой зоне на протяжении всей войны. Именно к ним он, как и остальные поэты и писатели-фронтовики ВОВ, испытывал глубочайшее презрение.

Автор таких известных произведений, как «Царь Рыба», «Прокляты и убиты», «Последний поклон» за свою якобы приверженность к Западу и склонность к шовинизму, которую критики усмотрели в его произведениях, на склоне лет был брошен на произвол судьбы государством, за которое воевал, и отправлен умирать в свою родную деревню. Именно такую горькую цену пришлось заплатить Виктору Астафьеву - человеку, который никогда не отказывался от написанного, за желание говорить правду, горькую и печальную. Правду, о которой не молчали в своих произведениях писатели-фронтовики Великой Отечественной войны; они говорили о том, что русский народ, который не только победил, но и потерял многое в себе самом, одновременно с воздействием фашизма испытывал гнетущее влияние советской системы и собственных внутренних сил.

Булат Окуджава: сто раз закат краснел…

Стихи и песни Булата Окуджавы («Молитва», «Полночный троллейбус», «Веселый барабанщик», «Песенка о солдатских сапогах») знает вся страна; его повести «Будь здоров, школяр», «Свидание с Бонапартом», «Путешествие дилетантов» находятся в ряде лучших произведений русских прозаиков. Известные кинофильмы - «Женя, Женечка и Катюша», «Верность», сценаристом которых он был, посмотрело не одно поколение, равно как и знаменитый «Белорусский вокзал», где он выступал автором песен. В репертуаре и певца значится около 200 песен, каждая из которых наполнена собственной историей.

Булат Окуджава, как и остальные писатели-фронтовики (фото можно увидеть выше) являлся ярким символом своего времени; его концерты всегда проходили с аншлагами, несмотря на отсутствие афиш о его выступлениях. Зрители делились впечатлениями и приводили своих друзей и знакомых. Песню «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал» пела вся страна.

С войной Булат познакомился в семнадцатилетнем возрасте, уйдя после девятого класса на фронт добровольцем. Рядовой, солдат, минометчик, воевавший в основном на Северо-Кавказском фронте, был ранен из самолета противника, а после излечения попал в тяжелую артиллерию Главного командования. Как говорил Булат Окуджава (и с ним соглашались его коллеги - писатели-фронтовики), на войне боялись все, даже те, кто считал себя храбрее остальных.

Война глазами Василя Быкова

Выходец из белорусской крестьянской семьи, Василь Быков ушел на фронт в 18-летнем возрасте и воевал до Победы, пройдя такие страны, как Румыния, Венгрия, Австрия. Был ранен дважды; после демобилизации жил в Белоруссии, в городе Гродно. Главной темой его произведений являлась не сама война (о ней должны писать историки, а не писатели-фронтовики), а возможности человеческого духа, проявляющегося в таких тяжелых условиях. Человек всегда должен оставаться человеком и жить по совести, только в таком случае способен выжить человеческий род.

Особенности прозы Быкова стали поводом для обвинений советских критиков в осквернении советского лада. В прессе была устроена широкая травля, цензура на выход его произведений, их запрещение. По причине такой травли и резкого ухудшения здоровья автор был вынужден покинуть Родину и некоторое время жить в Чехии (стране его симпатий), потом в Финляндии и ФРГ.

Самые известные произведения писателя: «Смерть человека», «Журавлиный крик», «Альпийская баллада», «Круглянский мост», «Мертвым не больно». Как говорил Чингиз Айтматов, Быков был сбережен судьбой для честного и правдивого творчества от имени целого поколения. Некоторые произведения были экранизированы: «Дожить до рассвета», «Третья ракета».

Писатели-фронтовики: о войне стихотворной строкой

На фронт талантливая девушка Юлия Друнина, как и многие писатели-фронтовики, пошла добровольцем. В 1943 году получила тяжелое ранение, по причине которого была признана инвалидом и комиссована. Затем последовало возвращение на фронт, Юлия воевала в Прибалтике и Псковской области. В 1944 году она вновь была контужена и признана непригодной для дальнейшей службы. С присвоенным званием старшины, и медалью «За отвагу» Юлия после войны выпустила стихотворный сборник «В солдатской шинели», посвященный фронтовому времени. Ее приняли в Союз писателей и навсегда зачислили в ряды поэтов-фронтовиков, отнеся к военному поколению.

Наряду с творчеством и выпуском таких сборников, как «Тревога», «Ты рядом», «Мой друг», «Страна - юность», «Окопная звезда», Юлия Друнина активно занималась литературно-общественной работой, была награждена престижными премиями, не раз избиралась членом редколлегий центральных газет и журналов, секретарем правления различных союзов писателей. Несмотря на всеобщее уважение и признание, себя полностью Юлия отдавала поэзии, описывая в стихах роль женщины в войне, ее мужество и терпимость, а также несовместимость животворящего женского начала с убийством и разрушениями.

судьба человека

Писатели-фронтовики и их произведения внесли весомый вклад в литературу, донеся до потомков правдивость событий военных лет. Возможно, кто-либо из наших близких и родственников воевал с ними плечом к плечу и стал прототипом рассказов или повестей.

В 1941 году Юрий Бондарев - будущий писатель - наряду со своими сверстниками участвовал в возведении оборонительных укреплений; после окончания пехотного училища воевал под Сталинградом в качестве командира минометного расчета. Затем контузия, легкое обморожение и ранение в спину, не ставшее помехой для возвращения на фронт, участие в прошел долгий путь до Польши и Чехословакии. После демобилизации Юрий Бондарев поступил в им. Горького, где ему довелось попасть на творческий семинар под руководством Константина Паустовского, привившего будущему писателю любовь к великому искусству пера и умению сказать свое слово.

Всю жизнь Юрий помнил запах мерзлого, твердого как камень хлеба и аромат ожоги стужи в степях Сталинграда, ледяной холод прокаленных морозом орудий, металл которых чувствовался через рукавицы, пороховой смрад стреляных гильз и пустынное безмолвие ночного звездного неба. Творчество писателей-фронтовиков пронизано остротой единения человека с Вселенной, его беспомощностью и одновременно невероятной силой и упорством, в стократ увеличивающимися перед страшной опасностью.

Широкую известность Юрию Бондареву принесли повести «Последние залпы» и «Батальоны просят огня», ярко отобразившие действительность военного времени. К теме сталинских репрессий было обращено произведение «Тишина», высоко оцененное критиками. В самом знаменитом романе «Горячий снег» остро поднята тема героизма советского народа в период самых тяжелых для него испытаний; автор описал последние дни Сталинградской битвы и людей, ставших на защиту своей Родины и собственных семей от фашистских захватчиков. Красной линией проходит Сталинград во всех произведениях фронтовика-писателя как символ солдатской стойкости и мужества. Бондарев никогда не приукрашивал войну и показывал «маленьких великих людей», которые делали свое дело: защищали Родину.

На войне Юрий Бондарев окончательно понял, что человек рождается не для ненависти, а для любви. Именно во фронтовых условиях в сознание писателя вошли кристально чистые заповеди любви к Родине, верности и порядочности. Ведь в бою все обнажено, добро и зло различимо, и каждый делал свой осознанный выбор. Как считает Юрий Бондарев, человеку жизнь дана не просто так, а для выполнения определенной миссии, и важно не растрачивать себя по пустякам, а воспитывать собственную душу, борясь за свободное существование и во имя справедливости.

Повести и романы писателя переведены более чем на 70 языков, причем за период с 1958 по 1980 годы за рубежом более 130 произведений Юрия Бондарева было опубликовано, а снятые по ним картины («Горячий снег», «Берег», «Батальоны просят огня») посмотрела огромная зрительская аудитория.

Деятельность писателя отмечен многими общественными и государственными наградами, в том числе самой главной - всеобщим признанием и читательской любовью.

«Пядь земли» Григория Бакланова

Григорий Бакланов - автор таких произведений, как «Июль 41-го года», «Был месяц май…», «Пядь земли», «Друзья», «Я не был убит на войне». В войну служил в гаубичном артиллерийском полку, затем в звании офицера командовал батареей и сражался на Юго-Западном фронте до конца войны, которую описывает глазами воевавших на передовой, с ее грозными фронтовыми буднями. Причины тяжелых поражений на начальном этапе войны Бакланов объясняет массовыми репрессиями, атмосферой всеобщей подозрительности и страха, властвовавшего в довоенное время. Реквиемом по сгубленному войной молодому поколению, непомерной высокой цене за победу, стала повесть «Навеки - девятнадцатилетние».

В произведениях, посвященных мирному периоду, Бакланов возвращается к судьбам бывших фронтовиков, которые оказались исковерканными беспощадной тоталитарной системой. Особенно ярко это показано в повести «Карпухин», где жизнь героя произведения сломало казенное бездушие. По сценариям писателя было снято 8 фильмов; лучшая экранизация - «Был месяц май…».

Военная литература - детям

Детские писатели-фронтовики внесли весомый вклад в литературу, написав для подростков произведения об их сверстниках - таких же, как они, мальчишках и девчонках, которым довелось жить в военное время.

  • А. Митяев «Шестой неполный».
  • А. Очкин «Иван - я, Федоровы - мы».
  • С. Алексеев «От Москвы до Берлина».
  • Л. Кассиль «Твои защитники».
  • А. Гайдар «Клятва Тимура».
  • В. Катаев «Сын полка».
  • Л. Никольская «Должна остаться живой».

Писатели-фронтовики, список которых, приведенный выше, далеко не полный, доступным и понятным для детей языком донесли страшную реальность войны, трагические судьбы людей и проявленные ними мужество и героизм. Данные произведения воспитывают дух патриотизма и любви к Родине, учат ценить близких и родных, беречь мир на нашей планете.


для 5-6 класса

1. Богомолов В.О. Иван

2. Вишнёв П.П. Юнги

3. Воронкова Л.Ф. Девочка из города

4. Думбадзе Н. Я вижу солнце. Я, бабушка,Илико и Илларион

5. Ильина Е.Я.Четвёртая высота

6. Кассиль Л.А. Дорогие мои мальчишки. Рассказ об отсутствующем. У классной доски. Огнеопасный груз

7. Кассиль Л.А., Поляновский М.Л. Улица младшего сына

8. Катаев В.П.Сын полка

9. Конецкий В. Петька, Джек и мальчишки

10. Крапивин В.П. Тень каравеллы

11. Лиханов А.А. Мой генерал. Крутые горы. Музыка. Деревянные кони. Последняя колода

12. Надеждина Н.А. Партизанка Лара

13. Найдич М.Я. Шинель на вырост

14. Распутин В.Г. Уроки французского

15. Яковлев Ю.Я. Как Серёжа на войну уходил

для 7-9 класса

1. Адамович А.М. «Хатынская повесть»

2. Айтматов Ч. «Ранние журавли»

3. Алексеев С.П. «Богатырские фамилии»

4. Алексин А.Г. «В тылу как в тылу», «Сигнальщики и горнисты»; «Третий в пятом ряду»

5. Бакланов Г.Я. «Пядь земли»

6. Бек А.А. «Волоколамское шоссе»

7. Бирюков Н.З. «Чайка»

8. Богомолов В.О. «Зося»; «Иван»

9. Борзунов С.М. «Не первая атака»

10. Вишнев П.П. Юнги

11. Воронкова Л.Ф. «Девочка из города»; «Село Городище»

12. Горбатов Б.Л. «Непокоренные»

13. Дольд – Михайлик Ю. «И один в поле воин»

14. Драгунский В.Ю. «Он упал на траву…»

15. Дубровин В.Б. «Мальчишки в сорок первом»

16. Думбадзе Н.В. «Я вижу солнце»

17. Емельяненко В.Б. «В военном воздухе суровом»

18. Ильина Е.Я. «Четвертая высота»

19. Закруткин В.А. «Матерь человеческая»

20. Зюков Б.Б. «Командир сильных духом»

21. Казакевич Э.Г. «Звезда»

22. Кассиль Л. «Дорогие мои мальчишки»; «Улица младшего сына»; «Черемыш – брат героя»

23. Катаев В.П. «Сын полка»

24. Кирносов А.А. «Ни дня без победы»

25. Кобец – Филимонова Е.Г. «Жаворонки над Хатынью»

26. Кожевников В.М. «Март - апрель»

27. Колесов К.П. «Самоходка номер 120 »

28. Космодемьянская Л.Т. «Повесть о Зое и Шуре»

29. Костерина Н. «Дневник Нины Костериной»

30. Кошевая Е.Н. «Повесть о сыне»

31. Крапивин В.П. «Тень каравеллы»

32. Кузнецов А.С. «Тайна римского саркофага»

33. Курочкин В.А. «На войне как на войне»

34. Левин Ю.А. «Комбат»

35. Лиханов А.А. «Крутые горы»; «Мой генерал»; «Последние холода»

36. Митяев А.В. «Подвиг солдата»

37. Мусатов А.И. «Клава Назарова»

38. Надеждина Н.А. «Партизанка Лара»

39. Найдич М.Я. «Шинель на вырост»

40. Никитин С.К. «Падучая звезда»

41. Новожилов И.Г., Шустов В.Н. «Королевский гамбит»

42. Погодин Р.П. «Где леший живет»

43. Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке»

44. Поликарпова Т.Н. «Листья будущего лета»

45. Приставкин А.А. «Ночевала тучка золотая»

46. Распутин В.Г. «Уроки французского»

47. Резник Я. «Наш уральский танковый»

48. Румянцев Б. «Побратимы Гастелло»

49. Самсонов С.Н. «По ту сторону»

50. Симонов К. «Третий адъютант»

51. Соболев Л.С. «Батальон четверых»; «Морская душа»

52. Степанов В.А. «Рота почетного караула»

53. Сухачев М.П. «Дети блокады»

54. Трофимов А.И. «Повесть о лейтенанте Пятницком»

55. Уварова Л.З. «Теперь или никогда!»

56. Фадеев А.А. «Молодая гвардия»

57. Чуковский Н.К. «Морской охотник»

58. Шмерлинг С.Б. «Десант»; «За час до атаки»

59. Шолохов М.А. «Судьба человека»

60. Яковлев Ю.Я. «Где стояла батарея»; «Девочка с Васильевского острова»

Эта незабытая далекая война..

«Мы победили! В этих двух словах

Награда нам за пот, и кровь, и муки,

За тяжесть лет, за детский стон и страх,

За горечь ран и за печаль разлуки»

(В.Лебедев-Кумач)

    Алигер М.И. Зоя. Поэма. Стихи.- М.: Сов.Россия, 1971.- (Школьная библиотека)

    Антокольский П.Г. Сын . Поэма.- Хабаровск, 1985.- (Школьная библиотека)

    Ахматова А. Клятва. Мужество. Победителям

    М.: Правда,1990

    Берггольц О.Ф. Накануне. Склоняет знамена народ. Февральский дневник

    Была война …: Четыре главы из книги, написанной поэтами послевоенных лет.- М.: детская литература, 1987.- (Школьная библиотека)

    Великая Отечественная : стихотворения и поэмы в 2-х томах.- М.: Худож. лит-ра, 1970

    Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2-х т.- М.: дрофа, 2002.- (Б-ка отечественной классической художественной лит-ры)

    Высоцкий В.С. Черное золото.- 1990

    Друнина Ю.В . Избранные произведения: В 2-х т. Т.1. Стихотворения (1942-1969).- М.: Худож. лит, 1981

    Друнина Ю.В. Светлокосый солдат : Избранное.- Калининградское кн. изд-во, 1973.- (Подвиг)

    Джалиль Мусса Избранное.- Казань, 1968.- (Школьная библиотека)

    Лицом к Победе : Сборник стихотворений.- М.: Современник, 1985.- (Отрочество)

    Львов М.Д. Письмо в молодость .- 1976.- (Подвиг)

    Ошанин Л.И. Земля и небо : книга стихов.- 1975.- (Подвиг)

    Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет / Сост. Курганова В.М..- М.: Сов. Россия, 1990.- (Школьная библиотека)

    Священная война : стихи о Великой Отечественной войне .- М.: Худож. лит., 1966

    Фатьянов А.И. Соловьи, соловьи. Песни и стихи.- Тула: Приокское кн. изд-во, 1977

    Час мужества . Поэзия периода Великой Отечественной войны 1941-1945гг.- М.: просвещение, 1990г

Слава вам, храбрые,

Слава, бесстрашные!

Вечную славу поет вам народ.

Доблестно жившие,

Смерть сокрушившие,

Память о вас никогда не умрет!

Эти сборники стихов вы всегда можете взять в нашей школьной библиотеке.

Они сражались за Родину

  1. Алексеев С.П. Последний штурм / Художник Петров М.- 1981

    Богданов Н.В. Хорошая пословица : рассказы.- М.: Детская литература, 1984.- (Читаем сами)

    Василенко И. Приказ командира .- (Книга за книгой)

    Воробьев Е.З. Однополчане. Рассказы.- М.: Детская литература, 1976.- (Книга за книгой)

    Кассиль Л.А. Главное войско .- М.: Детская литература, 1977

    Кассиль Л.А. Твои защитники .- М.: Детская литература, 1976

    Кассиль Л.А. Огнеопасный груз .- М.: Детская литература, 1979

    Катаев В.П. Сын полка . Повесть.- (Школьная библиотека)

    Лавренев Б.А. Разведчик Вихров . Рассказы.- М.: Детская литература, 1991.- (Книга за книгой)

    Митяев А.В. Землянка . Рассказы.- М.: Детская литература, 1976.- (Мои первые книжки)

    Орлов О.П. Цемесская бухта : повесть и рассказы.- М.: Дет. лит., 1981

    Полевой Б.Н. Разведчики : рассказы.- М.: Дет. лит., 1979.- (Книга за книгой)

    Рассказы и стихи о войне. Внеклассное чтение. Полная библиотека. 1-4классы. - Омега, 2010.- (Школьная библиотека)

    Смирнов С.С.Подвиг майора : Рассказ.- М.: Дет. лит., 1975.- (Книга за книгой)

    Соколов Г.В. Быль о матросе Кайде и его товарищах : Рассказы.- М.: Дет. лит., 1978.- (Книга за книгой)

    Стрехнин Ю.Ф. Про отряд Бороды : рассказы.- М.: Дет. лит., 1974

    Субботин В.Е. И настал мир : рассказы.- М.: Дет. лит.,1981.- (Книга за книгой)

    Твардовский А.Т. Рассказ танкиста : Стихи.- М.: Детская литература, 1979.- (Книга за книгой).

Эти книги стоят и ждут вас на полках!

"Учитесь у героев книг любить нашу землю - ее поля и леса, ее города, ее небо, ее реки, ее язык и искусство"

( Паустовский К.Г.)

Любите и знайте нашу историю!

Книги мужества

    Алексеев С.П. Двенадцать тополей: рассказы из истории Великой Отечественной войны .- М.: современник, 1985.- (Отрочество. Серия для подростков)

    Байков В. Память блокадного подростка.- Л.: Лениздат, 1989

    Богданов Н.В. Иван Тигров: рассказы о Великой Отечественной войне

    Богомолов В.О. Иван. Зося: повести.- М.: Современник. 1985.- (Отрочество)

    Жариков А.Д. Солдатское сердце: Повесть о выдающемся полководце Маршале Советского Союза Г.К.Жукове.- М.: Дет. лит., 1979

    Журба П.Т. Александр Матросов. Повесть о жизни и подвиге Героя Советского Союза гвардии рядового Александра Матросова.- Л.: Дет. лит., 1974

    Ильина Е.И. Четвертая высота. Повесть о герое Великой Отечественной войны Гуле Королевой.- М.: Дет. лит.. 1989

    Кассиль Л., Поляновский М. Улица младшего сына. Повесть о Герое Великой Отечественной войны пионере-партизане Володе Дубинине.- М.: Дет. лит., 1977

    Катаев В.П. Сын полка.- М.: просвещение. 1983.- (Школьная библиотека)

    Кнорре Ф.Ф. Родная кровь; Коньяков В.М. Димка и Журавлев; Распутин В.Г. Уроки французского; Семенов Г.В. К зиме, минуя осень: повести о детстве, совпавшем с войной.- М.: Дет. лит., 1990 – (Школьная библиотека)

    Коконин Л.В. Повесть о военном детстве. О школьном детстве, опаленном Великой Отечественной войной, о подростках, которые в четырнадцать лет уже умели работать за фабричными станками, о духовном возмужании и чувстве ответственности, стремлении помогать старшим в их самоотверженном труде

    Леонов И.А. Назван человеком из легенды: автобиографическая повесть. Рассказы. Поэмы, стихотворения.- Тула, 2003. Книга Героя Советского Союза и России летчика-истребителя, педагога, гражданина, былинного русского богатыря, сумевшего, потеряв в ранней юности руку в кровавой воздушной схватке с фашистами, вновь поднять в небо свою крылатую машину, не потерять волю к жизни, силу духа, мужество, доброту.

    Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке .- любое издание

    Полевой Б.Н. Полководец: Биографическая повесть.- М.: Дет. лит., 1976. Книга о выдающемся полководце Маршале Советского Союза Иване Степановиче Коневе.

    Симонов К.М. третий адъютант: рассказы.- М.: Дет. лит., 1987.- (Школьная библиотека)

    Смирнов В.И. Саша Чекалин: Повесть.- М.: Мол. гвардия, 1967.

Память о Великой Отечественной войне священна и неподвластна времени!

Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война. В этом году исполняется 70 лет со дня Победы нашего народа над фашистскими захватчиками. Хотелось бы, чтобы никто и ничто не осталось забытым. Мы должны знать историю своего Отечества. Все эти книги есть в нашей школьной библиотеке.

«Люди, покуда сердца стучат, - помните!..»:

    Адамович А.М. Хатынская повесть .- М.: Детская литература, 1988.- (Школьная библиотека)

    Алексеев С.П. Гвардейский разговор : Рассказы.- М.: Воениздат, 1979

    Бакланов Г.Я. Навеки – девятнадцатилетние.- М.: Мол. гвардия. 1982.- (Библиотека юношества)

    Бакланов Г.Я. Пядь земли : Повесть, 1973

    Баруздин С.А. Повторение пройденного : Роман.- М.: Дет. лит., 1988.- (Школьная библиотека)

    Бек А.А. Волоколамское шоссе : роман.- М.: Воениздат. 1982.- (Школьная библиотека)

    Берггольц О.Ф. Дневные звезды. Говорит Ленинград .- М.: Правда. 1990 – документальные повести, повествующие о бессмертном подвиге ленинградцев в тяжелые 900 дней и ночей блокады Ленинграда.

    Богомолов В.О. Момент истины («В августе сорок четвертого…»): Рассказы, роман, повесть.- М.: Правда. 1988

    Бондарев Ю.В. Батальоны просят огня. Последние залпы : Повести.- М.: Современник, 1984.- (Сыновья века)

    Бондарев Ю.В. Горячий снег : роман.- М.: Современник, 1988

    Быков В.В. Альпийская баллада : Повести.- Тула: Приок. кн. изд-во, 1983.- (Школьная библиотека)

    Быков В .В. Дожить до рассвета : повесть.- М.: Дет. лит., 1985.- (Школьная библиотека)

    Быков В . В Обелиск. Рыбаков А.Н. Неизвестный солдат : Повести.- М.: Мол. гвардия, 1985.- (Библиотека юношества)

    Быков В . В. Повести .- М.: Дет. лит., 1987.- (Школьная библиотека)

    Васильев Б. А зори здесь тихие : Повесть. В списках не значился : Роман. Рассказы

    Воробьев К.Д. Убиты под Москвой. Крик. Это мы, господи!..: Повести.- М.: Дет. лит., 1990.- (Военная библиотека школьника. Библиотечная серия)

    Казакевич Э.Г. Звезда : Повесть.- Л.: Лениздат, 1982.- (Школьная библиотека)

    Кожевников В.М. Март – апрель : Рассказы.- М.: Дет. лит., 1987.- (Школьная библиотека)

    Курочкин В.А. На войне как на войне : Повесть.- М.: Современник, 1985

    Никитин С.К. Падучая звезда.

    Воробьев К. Убиты под Москвой.

    Кондратьев В. Сашка.

    Колесов К. Самоходка номер 120 : Повести.- М.: Дет лит., 1989.- (Школьная библиотека).

«Аэропорт» - это не хроника, не расследование, не летопись. Это художественный вымысел, основанный на реальных фактах. В книге много персонажей, много переплетающихся драматических сюжетных линий. Роман не только и не столько о войне. Он и про любовь, про предательство, страсть, измену, ненависть, ярость, нежность, отвагу, боль и смерть. Иными словами, про нашу сегодняшнюю и вчерашнюю жизнь. Действие романа начинается в Аэропорту и разворачивается по минутам в течение последних пяти дней более чем 240-дневной осады. Хотя роман основан на реальных фактах, все персонажи - плод художественного вымысла, как и название Аэропорта. Маленький украинский гарнизон Аэропорта денно и нощно отражает атаки противника, многократно превосходящего его в живой силе и технике. В этом разрушенном до основания Аэропорту коварные и жестокие враги сталкиваются с тем, чего не ожидали и чему не могут поверить. С киборгами. Враги сами так назвали защитников Аэропорта за их нечеловеческую живучесть и упрямство обреченных. Киборги, в свою очередь, врагов прозвали орками. Вместе с киборгами в Аэропорту находится американский фотограф, который по ряду причин переживает эту необязательную войну как личную драму. Его глазами, словно в калейдоскопе, в перерывах между боями в Аэропорту читатель также увидит всю историю того, что объективные историки назовут не иначе как российско-украинской войной.

В основу книги положена история жизни реального человека. Бывшего заключённого, бойца штрафной роты, а потом подпоручика РОА и одного из руководителей Кенгирского восстания заключённых ГУЛАГа, Энгельса Ивановича Слученкова. Есть удивительные судьбы. Они похожи нa приключенческие ромaны, сопровождaющиеся фaнтaстическими эскaпaдaми и невероятными поворотaми. Судьбa Энгельса Слученкова былa из этого рядa. Вокруг его имени нагромождены завалы из лжи. Его судьба с одной стороны выглядит, как подвиг, с другой, как предательство. Но он и с aм сознaтельно или неосознанно был виновником этих путaных метаморфоз .

Но чтобы понять Слученкова, как человека, чтобы не оправдать, а лишь понять , каким образом стало возможно , что он советский гражданин и советский солдат пошёл воевать против Сталина. Для того, чтобы понять причины того, что многие тысячи советских граждан во время Второй мировой войны решились одеть вражескую форму и взять в руки оружие , против своих же братьев и друзей, мы должны прожить их жизнь. Оказаться на их месте и в их шкуре. Мы должны перенестись в те времена, когда человек вынужден был думать одно, говорить другое и, в конце концов, делать третье. И при этом сохранить в себе способность к готовности однажды воспротивиться таким правилам поведения, восстать и пожертвовать при этом не только своей жизнью, но и добрым именем.

Романы Владимира Першанина "Штрафник из танковой роты", "Штрафник, танкист, смертник" и "Последний бой штрафника" это история советского человека в годы Великой Отечественной войны. Вчерашний студент, которому в июне 41 года выпало идти в танковое училище и пройдя страшные испытания войны, стать настоящим Танкистом.

В центре романа "Семейщина" - судьба главного героя Ивана Финогеновича Леонова, деда писателя, в её непосредственной связи с крупнейшими событиями в ныне существующем селе Никольском от конца 19 до 30-х годов 20 века. Масштабность произведния, новизна материала, редкое знание быта старообрядцев, верное понимание социальной обстановки выдвинули роман в ряд значительных произведений о крестьянстве Сибири

В августе 1968 года в Рязанском училище ВДВ по новому штату было сформировано два батальона курсантов (по 4 роты в каждом) и отдельная рота курсантов частей спецназначения (9-я рота). Основная задача последней - подготовка командиров групп для частей и соединений спецназа ГРУ

Девятая рота, пожалуй, единственная, ушедшая в легенду целым подразделением, а не конкретным списочным составом. Прошло уже больше тридцати лет с тех пор, как она перестала существовать, но слава о ней не угасает, а скорее, наоборот, растёт.

Андрей Бронников был курсантом легендарной 9-й роты в 1976–1980 годах. Спустя много лет он честно и подробно рассказал обо всем, что с ним произошло за это время. Начиная с момента поступления и заканчивая вручением лейтенантских погон…

Среди многочисленных художественных произведений о Великой Отечественной войне роман Акулова «Крещение» выделяется той неподкупной объективной правдой, в которой как в монолите соединено трагическое и героическое. Такое мог создать только одаренный художник слова, лично прошедший через шквал огня и металла, через окропленные кровью морозные снега, не однажды видевший смерть в лицо. Значимость и силу роману «Крещение» придает не только событийная правда, но и классическая художественность, богатство русского народного языка, объемность и разнообразие созданных характеров и образов.

Его персонажи, как рядовые, так и офицеры, высвечены ярким светом, проникающим в их психологию и духовный мир.

Роман воссоздает события первых месяцев Великой Отечественной войны - наступление гитлеровцев под Москвой осенью 1941 года и отпор, который дали ему советские воины. Автор показывает, как порой трудно и запутанно складываются человеческие судьбы. Одни становятся героями, другие встают на гибельный путь предательства. Через все произведение проходит образ белой березы - любимого дерева на Руси. Первое издание романа вышло в 1947 году и вскоре получило Сталинскую премию 1-й степени и поистине всенародное признание.

Военная проза

Война. От этого слова исходит смерть, голод, лишения, бедствия. Сколько бы ни прошло времени после её окончания люди будут долго о ней вспоминать и оплакивать потери. Писательский долг не скрывать правду, а говорить как всё на войне было на самом деле, вспоминать подвиги героев .

Что такое военная проза?

Военная проза — это художественное произведение, затрагивающее тему войны и место человека в ней. Военная проза зачастую автобиографична или записана со слов очевидцев событий. В произведениях про войну поднимаются общечеловеческие, нравственные, социальные, психологические и даже философские темы.

Это важно делать, чтобы поколение, которое не соприкоснулось с войной знало через что прошли их предки. Военная проза делится на два периода. Первый — это написание рассказов, повестей, романов во время военных действий. Второй относится к послевоенному периоду написания. Это время переосмысления произошедшего и непредвзятого взгляда со стороны.

В современной литературе можно выделить два основных направления произведений:

  1. Панорамные . Действие в них происходит на разных участках фронта одновременно: на передовой, в тылу, в штабе. Писатели в этом случае используют подлинные документы, карты, приказы и так далее.
  2. Суженные . В таких книгах ведётся рассказ об одном или нескольких главных героях.

Основные темы, которые раскрываются в книгах про войну:

  • Военные действия на передовой;
  • Партизанское сопротивление;
  • Гражданская жизнь в тылу врага;
  • Жизнь заключённых в концлагерях;
  • Жизнь молодых солдат на войне.

Человек и война

Многих писателей интересует не столько достоверно описать выполненные боевые задачи бойцов, сколько исследовать их нравственные качества. Поведение людей в экстремальных условиях сильно отличается от привычного им образа спокойной жизни.

На войне многие проявляют себя лучшей стороны, другие же, напротив, не выдерживают испытаний и «ломаются». Задача авторов исследовать логику поведения и внутренний мир тех и других персонажей . В этом заключается главная роль писателей — помочь сделать правильный вывод читателям.

В чём важность литературы про войну?

На фоне ужасов войны на первом плане выступает человек со своими проблемами и переживаниями. Главные герои не только совершают подвиги на передовой, но и совершают героические поступки в тылу врага и сидя в концлагерях.

Конечно, все мы должны помнить какая цена заплачена за победу и делать из этого вывод ы. Каждый найдёт пользу для себя, читая литературу про войну. В нашей электронной библиотеке есть множество книг на эту тему.

  • Лев Кассиль ;

    Новый отец Лизель оказался порядочным человеком. Он ненавидел нацистов и скрывал в подвале беглого еврея. Также он привил Лизель любовь к книгам, которые в те времена нещадно уничтожали. О буднях немцев во времена войны читать очень интересно. Многие вещи после прочтения переосмысливаешь.

    Мы рады, что вы обратились на наш сайт в поиске интересующей информации. Надеемся, что она была полезной. Читать онлайн бесплатно книги в жанре военная проза можно на сайте.

Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...