Костюмированный бал 1903. Генерал-адъютант Князь Дмитрий Борисович Голицын


22 мая 2012, 16:20

11 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся Вечер, а 13 февраля этого же года - грандиозный костюмированный бал. До настоящего времени этот бал, за которым закрепилось условное название "Бал 1903 года", остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования Николая II - последнего императора из рода Романовых.
Подготовка к балу длилась несколько месяцев. Для маскарада приглашенные на бал заказывали себе русские национальные костюмы в стиле XVII в.: бояр и боярынь, воевод, стольников, пушкарей, сокольничих, посадских людей и др. Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович - выходное платье царя Алексея Михайловича 11 февраля 1903 года гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, а в Большом (Николаевском) зале Зимнего дворца, шествуя попарно, они отдавали "русский поклон" хозяевам. Императрица Александра Федоровна - парадная одежда русской царицы Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов", (заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка" и П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). Анна Сергеевна Истомина После спектакля в Павильонном зале танцевали "Русскую". Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами. Барон Феофил Егорович Мейендорф 13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров". Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные – в прилегающих помещениях. Баронесса Эмма Владимировна Фредерикс В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с чаем и вином – в Малахитовом зале. Великая Княгиня Елизавета Федоровна Великая княгиня Ксения Александровна - Боярыня После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. Великая княгиня Мария Георгиевна - Крестьянка города Торжка Группа танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины – в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве "жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна. Великий Князь Андрей Владимирович Великий Князь Сергей Александрович До четырехсот человек танцевали на балу. Особенно понравился присутствовавшим русский танец в исполнении 20 пар, в котором солировали великая княгиня Елизавета Федоровна и княгиня З.Н.Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон. Генерал-адъютант Князь Дмитрий Борисович Голицын Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий По распоряжению Императрицы Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля 1903 года лучшие фотографы Санкт-Петербурга выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего 173 изображения. Альбомы распространялись (за определенную плату) с благотворительной целью, в первую очередь среди участников бала. Гофмейстер двора Граф Алексей Александрович Бобринский - Боярин «Впечатление получилось сказочное, – писал очевидец события, – от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах…» Графиня Александра Дмитриевна Толстая Графиня Варвара Васильевна Мусина-Пушкина В этих же костюмах они появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года. Знакомство с фототипиями позволяет представить направленность художественного оформления маскарадных костюмов участников бала в их реальном воплощении. Здесь представлены бояре и боярышни, различные придворные чины времен Алексея Михайловича, сокольничьи, стрельцы, горожанки в различных одеждах: от богатых ферезей и платен до крестьянских сарафанов с душегреями.
Группа офицеров Лейб-гвардии Преображенского полка в нарядах Начальных людей из жильцов времён Царя Алексея Михайловича В целом маскарад 1903 года в Зимнем дворце, вызвавший широкий общественный резонанс у современников, сейчас представляется событием, которое прибрело особый смысл и значение, далеко выходящее за рамки конкретного действия. Княгиня Елена Владимировна Голицына - Боярыня Княгиня Елена Константиновна Кочубей Княгиня Елизавета Николаевна Оболенская Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова - Боярыня Княгиня Надежда Александровна Барятинская Княгиня Надежда Дмитриевна Белосельская-Белозерская Княгиня Наталья Федоровна Карлова - Боярыня Княжна Елена Николаевна Оболенская Княжна Олимпиада Александрова Барятинская Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон, князь Юсупов Марина Николаевна Воейкова Мария Николаевна Лопухина Светлейшая Княгиня Мария Михайловна Светлейший Князь Константин Александрович Софья Дмитриевна Евреинова Адъютант великого князя Владимира Александровича штабс-ротмистр А.А.Беляев в одежде жильца XVII века с женой М.Ф.Беляевой в костюме боярыни XVII века. Адъютант великого князя, главнокомандующего войсками гвардии Петербургского военного округа Владимира Александровича граф М.Н.Граббе в одежде жильца 1647 года. Александра Александровна Танеева в костюме для исполнения на бале русской Александра Петровна Скоропадская (урожденная Дурново) в княжеском женском одеянии времен Дмитрия Донского. Барон генерал-майор, начальник придворного оркестра Константин Карлович фон Штакельберг в костюме боярина XVII века. Барон, поручик лейб-гвардии Преображенского полка К.С.Нолькен в наряде начального человека из жильцов времен царя Алексея Михайловича. Баронесса Ядвига Иоганна Александра Фредерикс в костюме боярыни XVII века.

Вчера была интересная дата - 109 лет со дня одного из самых известных придворных балов в Зимнем дворце времен последнего русского царя - "Русского бала 1903 года".
В следующем году будет круглее дата - 110 лет.
А 9 лет назад в Эрмитаже даже выставка была посвященная этому балу.

Про него написано много, но я решила, что в моем журнале должен быть вот такой отдельный пост про него.

Мое глубокое убеждение, что бал этот был сделан по подобию знаменитого 1897 года, в дни когда отмечался бриллиантовый юбилей правления королевы Виктории. Хотя конечно в то время была мода на такие костюмированные балы, но все же очень уж похоже.

Ничего подобного ни до, ни после этого события не видели стены Эрмитажа. На этом балу собралась без преувеличения, вся политическая элита России, весь дипломатический корпус, иностранные послы. Именно этот Бал называют последним балом Российской империи. Не было после ничего подобного.
11 февраля 1903 года гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, а в Большом (Николаевском) зале Зимнего дворца, шествуя попарно, они отдавали "русский поклон" хозяевам. Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов", (заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка" и П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали "Русскую". Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами.

13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров". Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные – в прилегающих помещениях. В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с чаем и вином – в Малахитовом зале.

После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. Группа танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины – в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве "жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.


По распоряжению Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля лучшие фотографы Санкт-Петербурга - Боассон и Эглер, Ренц и Шредер, Левицкий и другие - выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего 173 изображения. Альбомы распространялись (за определенную плату) с благотворительной целью, в первую очередь среди участников бала. Знакомство с фототипиями позволяет представить общую направленность художественного оформления маскарадных костюмов всех участников бала. Он вышел в 1904 году.


« » на Яндекс.Фотках
Спустя некоторое время, отдельные экземпляры данного альбома, выставлялись на продажу на аукционах, на Западе и стоившие огромные суммы. Отдельную ценность, представляют в данном издании костюмы эпохи Алексея Михайловича. За всё советское время, данное событие, и альбом ни разу не упоминались и уж тем более не переиздавались. О существовании этого альбома, как и о самом Бале 1903 года, знали не многие

На картинке переиздание этого Альбома 2003 года.

А так как посты с картинками из этой книги есть в ЖЖ и лучше уже не сделаешь, я просто дам вам сслыки на них.
Один из самых красивых и полных я считаю пост Алисы в сообществе "История красоты" .

В Эрмитаже сохранилось несколько костюмов с этого бала.

Для тех кому интересно.

А еще почитайте как готовилась к балу Великая княгиня Ксения Александровна. Это ее письма к княгине Александре Александровне Оболенской в январе 1903 года:
Милая Апрак,

Хорошо, узнаю завтра, в 12-го у меня будет Иванова с моделью костюма, надо примерить - очень хотелось бы иметь тебя! Также для кокошника рисунок Фаберже мне прислал. Если можешь, приезжай, пожалуйста!

----
Милая Апрак,

Завтра в 12-го у меня будут портниха Иванова и какой-то господин, которого я видела на выставке (исторический костюм) и просила его сделать мне рисунок башмака! Он, по-видимому, понимает койчто в старине и может дать указание по поводу костюма! Вопрос этот мне надоел и я, наконец, хочу с ним завтра покончить. Не хочешь ли тоже приехать?! Буду очень благодарна, надеюсь, позавтракаешь с нами.

Милая Апрак,

Приезжай, пожалуйста, завтра к завтраку в пол 1-го. Решим насчет кокошника и всего прочего! Благодарю за рисунок. Не предпринимала еще ничего по делу Беккера.

"Милая Апрак,
...Хорошо, узнаю завтра, в 12-го у меня будет Иванова с моделью костюма, надо примерить — очень хотелось бы иметь тебя! Также для кокошника рисунок Фаберже мне прислал. Если можешь, приезжай, пожалуйста!
Ксения"

"Милая Апрак,
Завтра в 12-го у меня будут портниха Иванова и какой-то господин, которого я видела на выставке (исторический костюм) и просила его сделать мне рисунок башмака! Он, по-видимому, понимает койчто в старине и может дать указание по поводу костюма! Вопрос этот мне надоел и я, наконец, хочу с ним завтра покончить. Не хочешь ли тоже приехать?! Буду очень благодарна, надеюсь, позавтракаешь с нами.
Ксения"

"Милая Апрак,
Приезжай, пожалуйста, завтра к завтраку в пол 1-го. Решим насчет кокошника и всего прочего! Благодарю за рисунок. Не предпринимала еще ничего по делу Беккера.
Целую. Ксения"

Так готовилась к балу Великая княгиня Ксения Александровна. Это ее письма к княгине Александре Александровне Оболенской в январе 1903 года...
Грандиозный костюмированный бал, проведенный в Зимнем дворце в 1903 г., стал последним большим балом империи, запомнившимся современникам.

Это событие описывали много раз, но наиболее полный рассказ нашелся у il_ducess и alisas_land . Я решила объединить эти материалы: уж больно интересно и грандиозно это мероприятие.

Пишет il_ducess в Костюмированный бал 1903 года.

Мое глубокое убеждение, что бал этот был сделан по подобию знаменитого 1897 года, в дни когда отмечался бриллиантовый юбилей правления королевы Виктории. Хотя конечно в то время была мода на такие костюмированные балы, но все же очень уж похоже.

Ничего подобного ни до, ни после этого события не видели стены Эрмитажа. На этом балу собралась без преувеличения, вся политическая элита России, весь дипломатический корпус, иностранные послы. Именно этот Бал называют последним балом Российской империи. Не было после ничего подобного.
11 февраля 1903 года гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, а в Большом (Николаевском) зале Зимнего дворца, шествуя попарно, они отдавали "русский поклон" хозяевам. Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов", (заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка" и П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали "Русскую". Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами.

13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров". Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные - в прилегающих помещениях. В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с чаем и вином - в Малахитовом зале.

После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. Группа танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины - в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве "жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.

По распоряжению Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля лучшие фотографы Санкт-Петербурга — Боассон и Эглер, Ренц и Шредер, Левицкий и другие — выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего 173 изображения. Альбомы распространялись (за определенную плату) с благотворительной целью, в первую очередь среди участников бала. Знакомство с фототипиями позволяет представить общую направленность художественного оформления маскарадных костюмов всех участников бала. Он вышел в 1904 году.


Пишет alisas_land в Костюмированный бал 1903 года



Великий князь Александр Михайловичписал в «Воспоминаниях»: «22 января 1903 г. «весь» Петербург танцевал в Зимнем дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории империи».



Учитывая масштабы действа, для подготовки костюмов привлекались десятки портных. Так же как и во время исторического бала 1883 г., проводились архивные изыскания с целью создания эффекта максимальной достоверности костюмов времен царя Алексея Михайловича. Надо отметить, что «малый царский наряд» Николая II был действительно отчасти подлинным.



Эскиз костюма для царя разработали директор Эрмитажа И.А. Всеволожский и художник санкт-петербургских императорских театров Е.П. Пономарев. Ткани заказали поставщику Высочайшего двора фирме Сапожниковых - два вида бархата и золотую парчу. Из Оружейной палаты Московского Кремля было выписано 38 подлинных предметов царских костюмов XVII в. Из них для костюма Николая II было отобрано 16. В их числе были жемчужные запястья, принадлежавшие сыну Ивана Грозного царю Федору Иоанновичу. В качестве дополнения к костюму использовали подлинный жезл царя Алексея Михайловича. Пуговицы и нашивки на костюме были русской работы XVII в.
Сшил костюм для царя театральный костюмер Императорских театров И.И. Каффи, ему помогали две портнихи, чьи имена не сохранились. Царскую шапку изготовили в шляпной мастерской братьев Брюно, поставщиков Высочайшего двора с 1872 г.

В 1904 году был выпущен фотоальбом "Костюмированный бал в Зимнем дворце".

Великий князь Александр Михайлович описывал костюмы участников бала следующим образом: «Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, который ей очень шел. Я был одет в платье сокольничего, которое состояло из белого с золотом кафтана с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века….Алике выглядела поразительно, но государь для своего роскошного наряда был недостаточно велик ростом. На балу шло соревнование за первенство между великой княгиней Елизаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой….Бал прошел с большим успехом и был повторен во всех деталях через неделю в доме богатейшего графа А.Д. Шереметева».

"Мы смотрели друг на друга в изумлении: словно по волшебству все знакомые фигуры обратились в чудесные образы из нашего восточного прошлого."

Великая княгиня Мария Георгиевна

Самый яркий и самый знаменитый бал периодa царствования Николая II - это костюмированный бал 1903 года, приуроченный к очередной годовщинe дома Романовых. Бал состоялся 11 и 13 февраля 1903 года по окончанию Рождественского поста.

Общая фотография участников костюмированного бала в Зимнем дворце

Глядя на фотографии участников и сохранившиеся костюмы с трудом можно представить, что идея проведения этого яркого и пожалуй одного из знаменитейшего бала в истории европейских монарших дворов родилась в споре между сыном знаменитого русского поэта Жуковского и министром императорского двора бароном Фредериксом во время завтрака у императора в конце 1902 года. Смысл спора был в том, что Павел Васильевич Жуковский обвинял царя Петра I в уничтожение русской самобытности и навязывания западного костюма, а барон Фредерикс встал на защиту со словами: “eсли бы мы теперь все были одеты в русские костюмы, то походили бы на китайцев, посольства которых приезжая в своих национальных костюмах, возбуждают в Европе смех”. Жуковский же так красочно описывал русские костюмы, что к концу завтрака императрица Александра Фёдоровна пожелала увидеть все это велеколeпие на придворном балу. Бал было решено приурочить к вступлению Романовых на московский престол в 1613 году и для костюмов выбрали эпоху царя Алексея Михайловича.

Уже 1 января были разосланы 416 уведомлений лицам принадлежавших к высшей знати, но многие по началу эту идею восприняли без особого энтузиазма. Hаступающий 1903 год уже был подробно расписан, а так как событие решили не откладывать то костюмированным балом решили закрыть последней театральный вечер в сезоне и назначали на начало февраля. Время на дорогие костюмы практически не оставалось, за разработку и пошив нужно было преступать немедленно и вся этa спонтанность влекла за собой внеплановые сумасшедшие растраты. Более 100 человек сразу отклонили приглашение, а другие не считаясь с затратами взялись за подготовку.

Не смотря на то, что бал должен был состоятся в ближайшее время, требования к костюмам предъявлялись весьма строгие. Наряд должен был быть уникальным и полностью соответствовать эпохе царя Алексея Михайловича. Все приглашенные лица, как писал директор императорских театров В.А. Теляковский "разделились на два лагеря: одни ездили за советом к нам, другие к Всеволожскому..." Именно благодаря советам и наставлениям В.А. Теляковского и И.А. Всеволожского, а так же архивным изысканиям бал превратился в исторически достоверное мероприятие.

Зимой 1903 года в светском Петербурге все разговоры были об костюмированном бале назначенным на 11 февраля. "Особенно дамы совершенно ошалели и забыли все правила светских отношений"-возмущался Теляковский. Основная масса костюмов шилась в мастерских петербургских императорских театров и для подготовки костюмов привлекались десятки портных, которые трудились не покладая рук.

Костюмы создавались по эскизам художника С.C. Соломко, Е.П. Пономарева с привлечением историков-консультантов и были максимально достоверны. На декор костюмов решено было не скупиться и их щедро украшали редчайшими мехами, огромными бриллиантами, жемчугом, самоцветами – большей частью в старинных оправах, а в старинные русские костюмы нарядили даже оркестрантов.

"Большой наряд" императрицы разрабатывал художник Е.П.Пономарев. За основy был взят образ одной из икон Крестовоздвиженской церкви Московского Кремля. На ней была изображена Мария Милославская первая жена царя Алексея Михайловича. Через года балерина Тамара Карсавина вспоминала: "Императрица в тяжёлой короне была похожа на византийскую икону." Наряд царицы украшал великолепный изумруд величиной с ладонь окаймленный 54 бриллиантами. Государь, как позже вспоминал Всеволожский "повелел мне найти для него подобающий костюм. Он хотел бы что-то длинное и не слишком броское". Императрица была против "скромного" наряда и настояла на том, что бы костюм мужа не уступал по роскоши ее собственному.

Император Николай II и и мператрица Александра Федоровна

Костюм государя, как и государыни, разработал И.А. Всеволожский и Е.П. Пономарев, а сшил театральный костюмер Императорских театров И.И.Каффи. "Малый царский" наряд Николая II состоял из кафтана, украшенного подлинными драгоценными нашивками с древних царских одежд, шапки из золотой парчи, изготовленной в шляпной мастерской братьев Брюно и посох царя Алексея Михайловича. К тому же из Оружейной палаты Московского Кремля было выписано 38 подлинных предметов царских костюмов XVII в, из них было отобрано 16, в том числе жемчужные запястья, принадлежавшие сыну Ивана Грозного царю Федору Иоанновичу.

Наряд младшего брата царя, великого князя Михаила Александровича был полностью реконструирован по археологическим материалам и представлял собой костюм царя Алексея Михайловича в котором он был в день выбора невесты. Надо отметить, что великий князь Михаил Александрович в этом наряде покорил все общество, а его сестра великая княгиня Ксения Александровна в своем дневнике записала: "Миша пришел в своем костюме и убил всех."

Великий князь Михаил Александрович

Несмотря на новость накануне балa, что из-за болезни не будет вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и великого князя Михаила Александровича, гости стали съезжатся к 8 часам вечера во вторник 11 февраля на спектакль в Императорский Эрмитаж. Приглашенные были в костюмах времён царя Алексея Михайловича, придворные дамы –в сарафаны с кокошниками, кавалеры – в костюмы сокольничих или стрельцов, собрались в Романовской галерее и, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью "русским поклоном". Потом вся публика смотрела представление в Эрмитажном театре с выключенными в него сценами из оперы Мусоргского "Борис Годунов", из балетов Минкуса "Баядерка" и Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа. На сцене блистали Федор Шаляпин, Нина Фигнер и Анна Павлова. После в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа состоялся ужин с шампанским, мадерой, ропшинскими форельками по-русски и многими другими явствами. После ужина вечер продолжился танцами в Павильонном зале до двух часов ночи.

Великая княгиня Ксения Александровна

13 февраля 1903 года состоялся второй костюмированный бал в Kонцертном зале Зимнего дворца. К прежним гостям добавился дипломатический корпус. Бал открылся полонезом из оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя", потом сплясали "русскую" и продолжили традиционными танцами: кадрилей, мазуркой, вальсами. После по традиции следовал ужин. 34 круглых стола были накрыты в Большом Николаевском зале. Буфеты располагались в Малой столовой и Концертном зале, а столики с вином и чаем - в Малахитовой столовой. На ужин, сопровождающийся народными песнями и былинами про Добрыню Никитича подавали фуа-гра, нантюа с устрицами, тимбаль из ершей и даже соленные огурцы, из напитков мадера, шампанское и красное вино "Шато-Марго". Далее бал продолжился танцами и закончился в три часа ночи.

14 февраля на бал к графу А.Д. Шереметеву гости облачились все в те же костюмы. Позже по распоряжению императрицы Александры Федоровны лучшие фотографы Санкт-Петербурга: Боассон и Эглер, Ренц и Шредер, Левицкий и другие выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. В 1904 году были напечатаны альбомы содержащие 173 изображения. Их распространяли в первую очередь среди участников бала за определенную плату с благотворительной целью.

Не смотря на Большой Николаевский бал 1904 года, костюмированный бал 1903 года вошел в историю как последний бал Российской Империи и никто из присутствующих и не догадывался, что все исчезнет так скоро и безвозвратно.

P.S. Статья была написана специально к выставке: "Русские цари в Лондоне". Мероприятие было посвященно 400-летию дома Романовых и проходило в Лондонском офисе Россотрудничества.

Английский вариант

Из воспоминаний участников бала:

"11-го февраля. Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми. После ужина был небольшой котильон, во время которого 12 пар танцовало русскую пляску. Все вышло весьма удачно и кончилось в 2 1/2.

13-го февраля. Четверг. В 9 1/2 начался бал в костюмах времен Алексея Михайловича в Концертной зале - повторение предыдущего для Мамa. Миша тоже приехал. Бал прошел весело, красиво и дружно. Русская пляска была очень удачна. Ужинали в Николаевской зале.

14-го февраля. Пятница. В 102 поехали на бал к графу А.Д. Шереметеву. Половина общества была "наша" - в исторических костюмах. Было повторение вчерашней русской пляски."

Великий князь Александр Михайлович

"Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, который ей очень шел. Я был одет в платье сокольничего, которое состояло из белого с золотом кафтана с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века….Алике выглядела поразительно, но государь для своего роскошного наряда был недостаточно велик ростом. На балу шло соревнование за первенство между великой княгиней Елизаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой….Бал прошел с большим успехом и был повторен во всех деталях через неделю в доме богатейшего графа А.Д. Шереметева."

Письма великой княгини Ксении Александровны, адресованные княгине Александре Александровне Оболенской. Январь 1903 г.

"Милая Апрак,

Хорошо, узнаю завтра, в? 12-го у меня будет Иванова с моделью костюма, надо примерить - очень хотелось бы иметь тебя! Также для кокошника рисунок Фаберже мне прислал. Если можешь, приезжай, пожалуйста!

Ксения

Милая Апрак,

Завтра в? 12-го у меня будут портниха Иванова и какой-то господин, которого я видела на выставке (исторический костюм) и просила его сделать мне рисунок башмака! Он, по-видимому, понимает койчто в старине и может дать указание по поводу костюма! Вопрос этот мне надоел и я, наконец, хочу с ним завтра покончить. Не хочешь ли тоже приехать?! Буду очень благодарна, надеюсь, позавтракаешь с нами.

Ксения

Милая Апрак,

Приезжай, пожалуйста, завтра к завтраку в? 1-го. Решим насчет кокошника и всего проч(его)! Благодарю за рисунок. Не предпринимала еще ничего по делу Беккера.

Целую. Ксения"

Анна Александровна Вырубова-Танеева, фрейлина императрицы Александры Федоровны

"Зима 1903 года была очень веселая. Особенно памятны мне в этом году знаменитые балы при Дворе в костюмах времен Алексея Михайловича; первый бал был в Эрмитаже, второй в концертном зале Зимнего Дворца и третий у графа Шереметева. Сестра и я были в числе 20 пар, которые танцевали русскую. Мы несколько раз репетировали танец в зале Эрмитажа, и Императрица приходила на эти репетиции. В день бала она была поразительно хороша в золотом парчовом костюме, и на этот раз, как она мне рассказывала, она забыла свою застенчивость, ходила по зале, разговаривая и рассматривая костюмы."

Баронесса София Карловна Буксгевден, фрейлина императрицы Александры Федоровны

"Императрица проявилa особенный интерес ко всем приготовлениям к этому балу; она сама, с помощью директора музея Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского, представившего ей необходимую историческую информацию, оформила свой костюм и костюм императора.<...> Мужчины и женщины из высшего общества соперничали друг с другом на этом балу. Из частных коллекций специально для этого случая извлекли великолепные посохи, драгоценности и меха. Офицеры нарядились в мундиры того времени, а придворные оделись в платья, принятые при дворе царя Алексея. Великие княгини были одеты подобно своим прародительницам, а их наряды создавались лучшими современными мастерами. Очаровательнее всех смотрелась на этом балу великая княгиня Елизавета Федоровна. Все танцевали старинные русские танцы, заранее тщательно разученные, - зрелище было поистине завораживающим."

Бал проходил в два этапа: 11 февраля 1903 года состоялся Вечер, а 13 февраля непосредственно сам Костюмированный Бал.

11 февраля, в так называемый Вечер гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа , затем, шествуя попарно, приветствовали Императорскую семью отдавая так называемый «русский поклон». Затем состоялся концерт в театре Эрмитажа, в котором одну из партий исполнил Фёдор Шаляпин (опера Мусоргского «Борис Годунов»). Затем состоялся праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами.

13 февраля 1903 года, состоялась вторая (основная) часть бала. Все участники Бала были наряжены в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Так, например Николай II был одет в костюм Алексея Михайловича, а императрица Александра Фёдоровна в костюм царицы Марии Ильиничны. Придворные дамы были одеты в сарафанах и кокошниках, а кавалеры в костюмах стрельцов, сокольничих. Подобные костюмы, которые приходилось создавать по специальным эскизам и с привлечением консультантов, стоили целые состояния. Танцы в этот вечер были в Концертном Зале, где играл придворный оркестр, одетый в костюмы эпохи Алексея Михайловича. Танцы проходили до часа ночи. Танцующие прошли предварительную подготовку и даже генеральную репетицию, где в жюри сидела сама императрица.

Бал 1903 года, выделяется среди прочих светских событий той эпохи. Ничего подобного ни до, ни после этого события не видели стены Эрмитажа. На этом балу собралась без преувеличения, вся политическая элита России, весь дипломатический корпус, иностранные послы. Шли последние, относительно стабильные годы Российской империи, заканчивалась Старая Эпоха и именно этот Бал, спустя более ста лет и видется своеобразным прощанием с прошлым, с ностальгиями и мечтами. Этот Бал был последним «прощай» старой России. Бал 1903 года вызвал широкий резонанс среди современников.

После бала, мудрая императрица Александра Фёдоровна , решила увековечить этот бал, для потомков, а значит, и для ныне живущих поколений, и пригласила лучших фотографов Петербурга, которые создали одиночные портреты и групповые фотографии участников бала в костюмах эпохи царя Алексея Михайловича.

В 1904 году вышел специальный подарочный альбом Бала 1903 года, содержавший 173 фотографии участников бала и стоивший не малых денег, распространявшийся преимущественно среди участников этого бала. Спустя некоторое время, отдельные экземпляры данного альбома, выставлялись на продажу на аукционах, на Западе и стоившие огромные суммы. Отдельную ценность, представляют в данном издании костюмы эпохи Алексея Михайловича. За всё советское время, данное событие, и альбом ни разу не упоминались и уж тем более не переиздавались. О существовании этого альбома, как и о самом Бале 1903 года, знали не многие.

Спустя ровно сто лет, издательством «Русский Антиквариат» осуществлено переиздание этого альбома .

Режиссёр Александр Сокуров, посвятил несколько минут в своём фильме «Русский Ковчег» этому балу.

Ссылки и источники

  • Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце на сайте Государственного Эрмитажа.
  • Костюмы участников бала 1903 года : 26 фотографий с комментариями.
  • Фотографии некоторых участников Бала 1903 года:
Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...