Лев Додин: биография и постановки. Лев Додин: личная жизнь (жена, дети). Биография Биография талантливой актрисы — жены Льва Додина


Директор и худрук Санкт-Петербургского Малого Драматического театра Лев Додин обучался актерскому мастерству, а свое призвание нашел в режиссуре. Творческая биография мастера насчитывает более 50 постановок. Народный артист РФ сумел добиться мирового признания. Он представлял свои работы зрителям театров США, Германии, Великобритании, Австралии и еще двух десятков стран. В 1998 году возглавляемый им МДТ получил статус «Театра Европы», войдя в закрытую престижную ассоциацию.

Биография Льва Додина

Лев Абрамович родился 14 мая 1944 года в Сталинске (с 1961 – Новокузнецк). Его родители были эвакуированы из Ленинграда еще до начала блокады. Сразу после окончания войны семья вернулась в родной город. Драматургия привлекала мальчика с раннего детства. Во время учебы в школе он начал посещать Театр Юношеского Творчества. Получив аттестат, молодой человек поступил в ЛГИТМиК на актерское направление. Завершив обучение, дипломированный актер остался в институте еще на один год, перейдя на режиссерский факультет.

В 1966 состоялся профессиональный дебют Льва Абрамовича. Он поставил телеспектакль «Первая любовь» по Тургеневу. Через год выпускник устроился на работу в Театр Юного Зрителя в Ленинграде. Он совмещал ее с постом преподавателя в том же учебном заведении, из которого выпустился. За 6 лет пребывания в ТЮЗе маэстро поставил пять спектаклей и принял активное участие в работе над пятью сторонними проектами.

С 1974 родным театром Льва Додина стал Ленинградский МДК. В нем он поставил почти 40 произведений за 40 лет. В 1983 режиссер получил должность худрука театра, а в 2002 стал его директором. За этот период Лев Абрамович успел поработать с Театром драмы и комедии, Большим Драматическим Театром Санкт-Петербурга. Он представлял свои спектакли на сцене МХАТа.

В 1986 в Национальном театре Хельсинки шел его «Банкрот». В 90-х театральные работы Додина смогли оценить в театрах Флоренции, Зальцбурга и Амстердама. За свои заслуги режиссер был удостоен двух десятков наград. В этот перечень вошли государственные премии, ордена и звание Народного артиста России.

В 2005 Л.А. Додин начал писать книги. Он выпустил шесть произведений, которые были объединены в серию «Балтийские сезоны». Некоторые были переведены на английский и другие европейские языки.

Личная жизнь Льва Додина

Лев Абрамович состоял в браке с актрисой Натальей Теняковой, но никогда не распространялся о подробностях их отношений.

Сейчас режиссер женат на актрисе Татьяне Шестаковой. Детей у них нет.

Лев Додин - профессор, лауреат Государственных премий СССР и РФ (1986, 1993, 2003), премий «Триумф» (1992), «Золотая маска» (1997, 1999 и 2004). Первым из деятелей русского театра награжден премией Лоуренса Оливье (1988). Президент Союза театров Европы (2012).
Родился 14 мая 1944 года в Сталинске (Новокузнецке) в эвакуации. Его отец был ученым геологом, мать работала педиатром. В семье росли трое детей.
Лев с детских лет (13 лет) занимался в Ленинградском театре юношеского творчества, которым руководил Матвей Дубровин, ученик режиссера-новатора Всеволода Мейерхольда.
В 1966 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, ныне РГИСИ - Российский государственный институт сценических искусств), где учился у режиссера и педагога Бориса Зона.

В 1966 году Додин дебютировал телеспектаклем «Первая любовь» по повести Ивана Тургенева.
Одной из ранних и значимых его работ стал спектакль по пьесе Александра Островского «Свои люди - сочтемся» (1973) в Ленинградском ТЮЗе, благодаря которому имя Додина впервые по-настоящему прозвучало в театральном Ленинграде (Санкт-Петербурге).

В 1975-1979 годах режиссер работал в Ленинградском областном театре драмы и комедии (ныне - Государственный драматический театр на Литейном).
В 1974 году началось сотрудничество Льва Додина с Малым драматическим театром (МДТ) спектаклем «Разбойник» Карела Чапека.
Постановка «Дом» по роману Федора Абрамова в МДТ в 1980 году определила последующую творческую судьбу режиссера.

С 1983 года Додин - художественный руководитель академического Малого драматического театра, а с 2002 - директор .
В сентябре 1998 года театр получил статус Театра Европы - третьим после Театра «Одеон» в Париже и Пикколо театра в Милане. Лев Додин является членом генеральной ассамблеи Союза театров Европы. В 2012 году избран почетным президентом Союза театров Европы.
Спектакли Льва Додина игрались во многих странах мира - Австралии, Великобритании, Германии, Италии, США, Финляндии, Франции, Чехии, Швейцарии, Японии и др. Осенью 1999 года в Италии прошел фестиваль спектаклей Додина.

Всего Лев Додин является автором 70 драматических и оперных постановок. В его творческом активе спектакли «Господа Головлевы» (1984) по роману Михаила Салтыкова-Щедрина в Московском художественном театре с Иннокентием Смоктуновским в главной роли, «Кроткая» по повести Федора Достоевского с Олегом Борисовым в главной роли на сценах Большого драматического театра в Санкт-Петербурге (1981) и МХАТа (1985), «Братья и сестры» (1985) по трилогии Федора Абрамова, «Бесы» (1991) по роману Достоевского и «Король Лир» (2006) Уильяма Шекспира в Малом драматическом театре Санкт-Петербурга.
Среди его последних постановок в МДТ - «Три сестры» (2010) Антона Чехова, «Портрет с дождем» (2011) Александра Володина, «Коварство и любовь» (2012) Фридриха Шиллера, «Враг народа» (2013) Генрика Ибсена, «GAUDEAMUS» (2014) по мотивам повести С. Каледина, «Гамлет» (2016) по С. Грамматику, Р. Холиншеду, У. Шекспиру, Б. Пастернаку, «Страх. Любовь. Отчаяние» (2017) по пьесам Б. Брехта.
В декабре 2014 года в Москве в МХТ им. А. П. Чехова с триумфом прошли первые гастроли спектакля Льва Додина «Вишневый сад». Три вечера подряд зрительный зал театра был переполнен до отказа. Спектакль был показан в рамках театрального фестиваля «Сезон Станиславского».


Додин является художественным руководителем спектакля «Он в Аргентине» (2013) по пьесе Людмилы Петрушевской в постановке Татьяны Шестаковой.

Лев Додин поставил оперы «Электра» Рихарда Штрауса на Зальцбургском музыкальном Пасхальном фестивале (Австрия, 1995) и на фестивале «Флорентийский музыкальный май» (Италия, 1996), «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича на фестивале «Флорентийский музыкальный май» (1998), «Пиковая дама» Петра Чайковского в Нидерландской опере в Амстердаме (1998) и Парижской национальной опере (1999, 2005, 2012), в Большом театре (2015), оперу «Мазепа» Петра Чайковского в театре «Ла Скала» (1999), оперу «Саломея» Рихарда Штрауса в Опера де Бастиль в Париже (2003), оперу «Хованщина» в Венской государственной опере (2014) и другие.

С 1967 года Додин преподает актерское мастерство и режиссуру в ЛГИТМиК (ныне Российский государственный институт сценических искусств), воспитал не одно поколение актеров и режиссеров. Сегодня он профессор, заведующий кафедрой режиссуры Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.
Додин является почетным академиком Российской Академии художеств, почетным доктором Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

Лев Додин - автор книг «Репетиции пьесы без названия» (2004), «Книга Отражений» (2004), многотомного издания «Путешествие без конца» (2009-2011). Им также выпущено несколько книг на иностранных языках. Додин - постоянный член жюри профессионального конкурса литературных произведений «Северная Пальмира». Он является художественным руководителем Зимнего международного театрального фестиваля.

Театральная деятельность Льва Додина и его спектакли отмечены многими государственными и международными премиями и наградами . В 1993 году ему было присвоено звание Народный артист РФ. Он является лауреатом Государственной премии СССР (1986), Государственной премии РФ (1993, 2003), Премии президента РФ (2001), Премии Правительства Санкт-Петербурга в области культуры, литературы и архитектуры (2004). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV (2004) и III степеней (2009).
Режиссер также является лауреатом премии имени Лоуренса Оливье (1988), премии французских театральных и музыкальных критиков (1992), региональной английской театральной премии (1992), итальянской премии UBU (1994), премии критики Италии Abbiati «За лучший оперный спектакль» (1998). В 2000 году Льву Додину была присуждена высшая европейская театральная премия «Европа - Театру».

В 1994 году Додин награжден французским орденом искусств и литературы офицерского достоинства «За огромный вклад в дело сотрудничества русской и французской культур».
Среди российских премий режиссера — «Триумф» (1992), «Золотая маска» (1997, 1999 и 2004), «Чайка» (2003), «Золотой софит» (1996, 2007, 2008, 2011, 2013, 2014, 2016), «Прорыв» (2011), премия имени Андрея Миронова «Фигаро» (2013), Царскосельская художественная премия (2013).
В 1996 году стал лауреатом премии Фонда имени К. С. Станиславского «За выдающиеся заслуги в педагогике», в 2008 году - «За вклад в развитие российского театра».

Лев Додин женат на народной артистке России Татьяне Шестаковой, актрисе и режиссере МДТ. Его первой супругой была актриса Наталья Тенякова. Брат режиссера - доктор геолого-минералогических наук, член-корреспондент Российской академии наук Давид Додин.

Лев Абрамович Додин (род. 14 мая 1944, Сталинск) - советский и российский театральный режиссёр, Народный артист Российской Федерации (1993), лауреат Государственной премии СССР (1986) и Государственных премий РФ (1992, 2002, 2015).

Биография

Лев Додин родился в Сталинске (ныне Новокузнецк), где его родители находились в эвакуации. В 1945 году семья вернулась в Ленинград. С детства увлечённый театром, Лев Додин вместе с одноклассником Сергеем Соловьёвым занимался в Театре Юношеского Творчества (ТЮТ) при Ленинградском дворце пионеров под руководством Матвея Дубровина. Сразу после школы, в 1961 году, поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на курс Б. В. Зона. Вместе с ним здесь в актёрской группе учились Ольга Антонова, Виктор Костецкий, Леонид Мозговой, Сергей Надпорожский, Наталья Тенякова, Владимир Тыкке. Но завершил обучение Л. А. Додин на год позднее своих однокурсников на режиссёрском отделении в мастерской Зона.

Окончив в 1966 году институт, Додин дебютировал как режиссёр телеспектаклем «Первая любовь» по повести И. С. Тургенева. Работал в Ленинградском ТЮЗе, где поставил, в частности, «Свои люди - сочтёмся» А. Н. Островского (1973) и несколько спектаклей вместе с Зиновием Корогодским.

В 1967 году Лев Додин начал преподавать актёрское мастерство и режиссуру в ЛГИТМиКа, воспитал не одно поколение актёров и режиссёров.

В 1975-1979 годах работал в Театре драмы и комедии на Литейном, поставил спектакли «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Роза Берндт» Г. Гауптмана и др.

Ставил спектакли на Малой сцене БДТ - моноспектакль Олега Борисова «Кроткая» по повести Ф. М. Достоевского (1981) и во МХАТе - «Господа Головлёвы» по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина с Иннокентием Смоктуновским (1984), «Кроткая» с Олегом Борисовым (1985).

В 1975 году постановкой спектакля «Разбойник» по пьесе К. Чапека началось сотрудничество Льва Додина с Малым драматическим театром. С 1983 года он является художественным руководителем театра, а с 2002 года и директором.

В 1992 году Лев Додин и руководимый им театр были приглашены в состав Союза Театров Европы, а в сентябре 1998 года Малый драматический получил статус «Театра Европы», - третьим, после Театра Одеон в Париже и театра «Пикколо» Джорджо Стрелера.

Семья

  • Супруга - народная артистка России Татьяна Шестакова.
  • Брат - Доктор геолого-минералогических наук, член-корр. РАН Давид Додин.
  • Племянница - заместитель художественного руководителя Академического Малого драматического театра - Театра Европы Дина Додина.

Был женат на актрисе Наталье Теняковой.

Постановки

  • 1968 - «Наш цирк» Сочинение и постановка З. Корогодского, Л. Додина, В. М. Фильштинского. Художник З. Аршакуни
  • 1969 - «Наш, только наш…». Сочинение и постановка З. Корогодского, Додина, В. Фильштинского. Художник М. Азизян
  • 1970 - «Сказки Чуковского» («Наш Чуковский»). Сочинение и по­становка З. Корогодского, Додина, В. Филыштинского. Художники З. Аршакуни, Н. Полякова, А. Е. Порай-Кошиц, В. Соловьёва (под руководством Н. Ивановой)
  • 1971 - «Открытый урок». Сочинение и постановка З. Корогодского, Додина, В. Фильштинского. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1971 - «А вот что бы ты выбрал?..» А. Кургатникова. Художник М. Смирнов
  • 1974 - «Разбойник» К. Чапека. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1977 - «Татуированная роза» Т. Уильямса. Оформление М. Катаева, костюмы И. Габай
  • 1978 - «Назначение» А. Володина. Художник М. Китаев
  • 1979 - «Живи и помни» по повести В. Распутина. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1980 - «Дом» по роману Ф. Абрамова. Оформление Э. Кочергина, кос­тюмы И. Габай
  • 1984 - «Скамейка» А. Гельмана. Режиссёр Е. Арье. Художник Д. А. Крымов (художественный руководитель постановки)
  • 1985 - «Братья и сёстры» по трилогии Ф. Абрамова «Пряслины». Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1986 - «Повелитель мух» по роману У. Голдинга. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 1987 - «В сторону солнца» по одноактным пьесам А. Володина. Худож­ник М. Китаев
  • 1987 - «Звёзды на утреннем небе» А. Галина. Режиссёр Т. Шестакова. Худож­ник А. Е. Порай-Кошиц (художественный руководитель постановки)
  • 1988 - «Старик» по роману Ю. Трифонова. Оформление Э. Кочерги­на, костюмы И. Габай
  • 1988 - «Возвращённые страницы» (литературный вечер). Постанов­ка Додина. Режиссёр В. Галендеев. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1990 - «Gaudeamus» по мотивам повести С. Каледина «Стройбат». Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1991 - «Бесы» по Ф. М. Достоевскому. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1992 - «Разбитый кувшин» Г. фон Клейста.Режиссёр В. Фильштинский. Оформление А. Орлова, костюмы О. Саваренской (художественный руководитель постановки)
  • 1994 - «Любовь под вязами» Ю. О’Нила. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1994 - «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Оформление Э. Кочергина, кос­тюмы И. Габай
  • 1994 - «Клаустрофобия» по мотивам современной русской прозы. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1997 - «Пьеса без названия» А. П. Чехова. Оформление А. Е. Порай-Кошиц, костюмы И. Цветковой
  • 1999 - «Чевенгур» по А. П. Платонову. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 2000 - «Молли Суини» Б. Фрила. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 2001 - «Чайка» А. П. Чехова. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 2002 - «Московский хор» Л. Петрушевской (художественный руководитель постановки
  • 2003 - «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 2006 - «Король Лир» У. Шекспира. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 2007 - «Жизнь и судьба» по В. С. Гроссману, инсценировка Л. Додина.
  • 2007 - «Варшавская мелодия» Л. Зорина (художественный руководитель постановки)Идея сценографии Д. Л. Боров­ский; Художник А. Е. Порай-Кошиц.
  • 2008 - «Долгое путешествие в ночь» Ю. О’Нила
  • 2008 - «Бесплодные усилия любви» У. Шекспира
  • 2009 - «Повелитель мух» У. Голдинга. Сценография и костюмы Д. Л. Боров­ский; реализация сценографии А. Е. Порай-Кошиц.
  • 2009 - «Прекрасное воскресенье для разбитого сердца» Т. Уильямса. Художник Александр Боровский.
  • 2010 - «Три сестры» А. П. Чехова.
  • 2011 - «Портрет с дождём» по киносценарию А. Володина. Худож­ник А.Боровский
  • 2012 - «Коварство и любовь» Ф.Шиллера. Худож­ник А.Боровский
  • 2014 - «Враг народа» Г. Ибсена
  • 2014 - «Вишнёвый сад» А. П. Чехова

Лев Додин не только руководит петербургским МДТ, носящим титул Театра Европы, - еще он более 20 лет заведует кафедрой режиссуры в СПГАТИ и за это время выпустил два режиссерских курса. Результат получился странный. Ни один из режиссеров 1994 года выпуска к уровню учителя даже не приблизился. А выпускникам 2007 года мастер и вовсе не подписал режиссерских дипломов. Театр. решил узнать у Льва Додина, можно ли вообще научить режиссуре и стоит ли пытаться.

ЖЗ: Ходят слухи, что вы разочаровались в возможности научить режиссуре и решили вообще отказаться от набора режиссерских курсов. Насколько это соответствует истине?

ЛД: Наверное, это было сказано в сердцах. Но я думаю, что в буквальном смысле научить режиссуре невозможно, режиссуре можно попробовать научиться. В данном случае от ученика зависит, может быть, даже больше, чем от мастера. Потому что в основе режиссерского дела - я боюсь говорить «искусства» - лежит личностное начало. Все измеряется масштабом личности. Другое дело, что, как справедливо, мне кажется, отметил Кама Гинкас в своем интервью «Известиям», грамотная мелкая личность лучше, чем неграмотная мелкая личность. Хотелось бы суметь передать тем, кто пришел учиться режиссуре, ряд технологических умений и непреложных законов. Литературная композиция, пространственная композиция, музыкальная композиция, закон контрапункта - обычно режиссеров этому не учат. Я ввел эти предметы на своем курсе. Мейерхольд когда-то обещал, что напишет учебник по режиссуре, который будет очень короткий и весь будет основан на теории музыки. Это правильно, потому что настоящий театр - это всегда музыкальное произведение, независимо от того, звучит в нем музыка или нет. Еще можно попробовать обучить законам, вытекающим из системы Станиславского. Конечно, «система Станиславского» в данном случае условное определение, потому что его буквальные инструктивные наказы очевидно устарели, и потом, он их не всегда удачно выражал, пользуясь формулами своего времени. Так что читать сегодня «Работу актера над собой», в отличие от «Моей жизни в искусстве», довольно трудно. Но кроме «Моей жизни в искусстве» можно читать художественные записи Станиславского, его дневники. Это потрясающий урок, потому что Станиславский все время анализирует свою технологию и жалуется на ее несовершенство. Нам рассказывал Борис Вульфович Зон, что когда вышла книга «Моя жизнь в искусстве», кто-то из не очень одаренных артистов с удовлетворением воскликнул: «Так К. С. же утверждает, что был плохим артистом!». Станиславский действительно каждой своей роли предъявляет огромное количество упреков. Но Борис Вульфович, который застал Станиславского на сцене, утверждал, что артист он как раз был потрясающий. И тот же Сальери, которого он проклинает, и тот же Отелло были блистательно им сыграны. Просто Станиславский все время мечтал достигнуть совершенства. Возможно, это качество и есть главное в том, что мы называем «системой Станиславского».

ЖЗ: Перфекционизм?

ЛД: Постоянное стремление к совершенству при осознании, что оно недостижимо. И постоянный живой отклик на то, что происходит в жизни, и на то, что происходит с тобой. Познание жизни не умственное, не на уровне теории, а через личностный опыт и воображение. Этому тоже можно попытаться научить. Но это будет иметь смысл, только если учиться будет человек с большим личностным началом. Я часто сталкивался с блестящими молодыми людьми, которые поначалу обещали многое, но потом быстро сгорали. Режиссура - это ведь забег на длинную дистанцию. Более чем марафонскую. Она требует мощной жизненной закалки - надо вести куда-то большую группу артистов, вести театр в целом, всех сотрудников, тратить немалые деньги, принимая решения… Я помню, меня в молодости просто убивало то, что я должен сказать, так сделать или иначе, и от этого зависит сумма, которая будет потрачена. Так что первые успехи не должны обманывать. Брук блистательно начал и долгие годы мощно продолжал, то же самое Стрелер. Потому они и великие. Но очень многие, кто стартовал рядом с ними, очень быстро остановились. Первый спектакль человек ставит приблизительно в 25 лет, то есть он выражает опыт 25 лет своей жизни, а следующий спектакль обычно выпускает не позже чем через год - то есть новый-то опыт только годичный. И все зависит от того, с какой интенсивностью режиссер способен освежать, обогащать этот опыт и насколько он заинтересован в получении впечатлений.

ЖЗ: А что за впечатления он должен стремиться получить?

ЛД: Прежде всего это должны быть впечатления, которые повышают уровень культуры. Когда мы набрали режиссерский курс, я постарался ввести все те предметы, которым меня не учили и недостаток которых я ощущал всю жизнь. Вообще я уверен, что режиссерское образование - это не институт, институт - это только первый шаг, огромную роль всегда играло ученичество в подмастерьях. Театр - это рукотворное ремесло. И, как в других ремеслах, опыт тут передается из поколения в поколение, от мастера к ученику. Так было у художников раннего Возрождения - когда принадлежность к конкретной мастерской очень много определяла в судьбе художника. Потом он становился независимым, но пребывание в мастерской, где он уже полусамостоятельно, но продолжал работать рядом с мастером, - это, мне кажется, замечательный этап, который сегодня практически вычеркнут из театрального опыта.

ЖЗ: Ну так ведь сама модель театра, руководимого мастером, уходит в прошлое.

ЛД: А театров при этом стало много, и спектаклей ставится много. Режиссеры молодые востребованы. И поэтому потребность набираться опыта, ума-разума и художественных впечатлений не слишком много значит. На любой спектакль выходят рецензии, одна из них всегда будет хвалебной - а она именно и важна для режиссера, все остальные можно объяснить тем, что авторы глупы или пристрастны. Денег на гонорары тоже всем хватает. Так что можно спокойно приниматься за следующий спектакль. В мое время проблема была прямо противоположная: молодому режиссеру было трудно пробиться, потому что режиссура считалась идеологической профессией. Я по большей части без радости вспоминаю свои молодые годы в театре, но зато я благодарен судьбе за то, что она дала мне возможность довольно долго работать вторым режиссером в ТЮЗе, очень многому учась у Зиновия Яковлевича Корогодского. В том числе и тому, чего не надо делать. То есть там формировалась еще и моя, так сказать, профессионально-нравственная позиция. Это очень важная проблема для режиссера, потому что наша профессия связана не только с самовыражением, как у художника или композитора. В театре краски - это артисты, они объекты и субъекты режиссерского воздействия. С ними надо уметь достойно вести себя, быть не ниже их по уровню и при этом обязательно куда-то их вести. Недаром сравнивают режиссера с капитаном, который ведет судно и говорит команде, что мы идем правильным курсом, хотя он совсем не уверен, что там будет земля. Неважно, что Колумб искал короткую дорогу в Индию, а открыл Америку. Важно, что он приплыл к каким-то берегам и удержал команду в вере в то, что они плывут туда, куда надо. То, что ты можешь по дороге открыть что-то неожиданное, - замечательно и радостно, но самое главное - пытаться плыть и искать. Мне кажется, самая большая беда в сегодняшней режиссуре - это, как ни странно, закостенелость в определенных вкусовых границах, которые не поддерживаются ни культурой, ни ярким жизненным опытом, а представляют собой некую реальность, в которой все поставлено с ног на голову и уже только поэтому имеет право на существование. И мне также кажется, что и критики, и старшее поколение режиссеров, видя все это, боятся сказать, что король голый, боятся оказаться в меньшинстве, быть обвиненными в глупости и старческом брюзжании. Они как будто поддаются странному такому убеждению, что если все перевернуто с ног на голову, значит, это так надо и это что-то значит, а на самом деле это всего лишь знак полной неподготовленности и неумения. В том, что такого неумения сегодня по всей Европе становится все больше и больше, и заключается кризис театра. То, что сегодня театр высокой литературы все больше уходит в небытие и заменяется визуальными действиями, говорит о некотором нашем одичании. Потому что именно архаика была визуальна по своим проявлениям: дикарь плясал какую-то пляску перед охотой и после нее, потому что на тот момент он еще не мог самовыражаться даже с помощью рисунков, не говоря уже о письменности. И вот сейчас мы часто возвращаемся в эту архаичность, если не сказать супердикость. При этом любой сегодняшний театральный, условно говоря, «танец», который на самом деле не имеет никакого смысла, находит объяснение, потому что объяснить можно что угодно. И эта ситуация, конечно, очень сильно влияет на рост бескультурья в театре.

ЖЗ: Но не обязательно же визуальный театр - это синоним театра бескультурного?

ЛД: Не обязательно. У Пины Бауш, например, был замечательный визуальный театр, но он создавался в эпоху, когда рядом был и очень мощный театр большой литературы, а сегодня этого театра все меньше, он уже почти и не востребован - критикой, во всяком случае. Зрителем-то он очень востребован: мы много путешествуем по миру и по России - и видим, что от мировых столиц до окраин зритель чрезвычайно остро отзывается на живой театр большой литературы. Посмотрите, что творилось в Париже на «Бесах» - девятичасовом спектакле на чужом языке. Зритель жаждет такого рода искусства, потому что оно единственное дает ему возможность коллективно чему-то сопереживать и пусть на мгновение, но выйти из своего одиночества, услышать, что кто-то страдает не меньше, чем он, потому что большая литература - это описание страданий человечества.

ЖЗ: То есть образы, по-вашему, никогда подобной функции выполнить не смогут?

ЛД: Думаю, не могут. Опять-таки, ценность образа зависит от того, насколько глубокую мысль он выражает. Мы часто видим небезынтересные образы, метафоры, которые выражают очень примитивную мысль. Можно представить себе очень метафорического «Гамлета», но если в нем Гамлет будет априори хороший, а Клавдий априори плохой, то ничего нового мне метафоры не скажут. И такого театра - якобы метафорического - очень много. Он подражает произведениям мастеров метафорического театра, в котором как раз есть очень важные новые смыслы. Скажем, в «Гамлете» Някрошюса есть открытия, связанные с призраком отца, есть его финальный крик отчаяния, потому что он понимает, что породил очередное убийство и стал причиной гибели собственного сына. Когда имеет место интеллектуальное и чувственное открытие, метафора дает очень много. Но сегодня мы чаще всего сталкиваемся с имитацией метафоры, когда она или выражает плоские мысли, или вообще никаких мыслей не содержит. Такой режиссер обычно дает артистам делать что они хотят - в лучшем случае разведет их по сторонам, чтобы не сталкивались.

ЖЗ: Не так давно ваш ученик Дмитрий Волкострелов, который не получил режиссерского диплома, поставил спектакль «Запертая дверь» по пьесе Павла Пряжко. Так вот, там есть очень внятно выраженная мысль о том, что имитация - диагноз современного общества. Имитация всего: деятельности, чувств, жизни как таковой.

ЛД: Да, я слышал, что интересный спектакль, но пока что не видел. Это молодежный спектакль?

ЖЗ: Там работают все ваши ученики - однокурсники Волкострелова: Алена Старостина, Иван Николаев, Павел Чинарев, Дмитрий Луговкин и другие. Они продолжают держаться вместе - и, очевидно, понимают друг друга.

ЛД: Слава богу. Я рад. Думаю, что мысль, о которой вы говорите, не лишена смысла. У Станиславского очень резко различаются понятия «ритм» и «темп». Поэтому и возникает понятие «темпоритм». Часто темп может быть очень быстрый, а ритм нулевой. И наоборот, темп может быть очень медленным, а ритм - то есть напряжение духовной жизни, сердцебиение - очень высоким. Я не хочу казаться питерским лжепатриотом, но когда-то я два года работал в Москве, которую я всегда очень любил, да и сейчас люблю, и вдруг обнаружил, что там бешеный темп жизни при очень низком ритме. Причем понять это можно только изнутри, потому что снаружи все, кажется, активно живет, двигается, спорит друг с другом. Но оказалось, что внутренне все стоит на месте. Это проблема сегодняшней культуры вообще - когда социальные вопросы подменяют художественную проблематику. Например, в Англии (или во Франции - неважно) получить грант на спектакль, где заняты два африканца, два японца и два еврея, гораздо легче, чем на спектакль, в котором заняты все англичане и ставят они Шекспира или Чехова.

ЖЗ: Есть еще другие критерии: кинорежиссеры, например, уверяют, что довольно легко получить деньги от продюсеров, если убедить их, что собираешься снимать артхаусное кино.

ЛД: Но, согласитесь, это же довольно странно сознательно говорить, что я делаю артхаус. Я делаю то, что я делаю. Я что-то познаю. А во что это выльется, непредсказуемо. Как известно, запах розы описан тысячью способов. Чтобы найти новый, есть два варианта: либо узнать эту тысячу способов и найти тысячу первый, либо не знать ни одного и случайно ляпнуть что-то доселе невиданное. Я думаю, что вторая тенденция сейчас сильно подавляет первую.

ЖЗ: Лев Абрамович, следует ли из того, что вы сейчас сказали, что режиссеров стоит обучать именно театру слова - и если они смогут профессионально выполнять эту, условно говоря, традиционную работу, то потом они уже могут спокойно отправляться искать что-то другое, новое?

ЛД: Я бы сказал не театру слова, а театру большой литературы, большой темы. Все-таки не зря литература веками создавалась и не зря она предъявила миру такое количество титанов мысли. Сегодня я имею честь состоять членом жюри «Большой книги». Почти подряд побеждают книга Дмитрия Быкова о Пастернаке и книга Павла Басинского о Льве Толстом. Вроде бы это несовременные фигуры, которые очень непросто анализировать с позиций сегодняшней жизни. Но в силу того, что есть мощный герой, его личность поднимает и самих авторов. Я бы так сказал даже: есть три ипостаси большого театра - большая литература, большая живопись и большая музыка. Поэтому и надо учиться. Сама потребность учиться уже говорит о наличии личностного начала. Мелкая личность обычно собой удовлетворена. Кто не удовлетворен собой, кто понимает, что вокруг мир, которого он не знает, тот готов побыть подмастерьем, побыть вторым. Ведь в сущности ученичество происходит всю жизнь. Как у Цветаевой: «Час ученичества, он в жизни каждой торжественно-неотвратим».

ЖЗ: А чем все-таки так сильно огорчили вас именно ваши ученики, что вы даже решили отказаться от затеи обучать режиссеров?

ЛД: Нет, я не решил отказаться. Я даже думаю о том, чтобы на будущий год набрать режиссерский курс. Потому что и в одном, и в другом поколении моих выпускников сейчас уже обнаружились некоторые недостатки, которых я не смог предусмотреть.

ЖЗ: Это поколенческие недостатки?

ЛД: Нет, личностные. В результате оказалось, что личностные. Потому что люди очень быстро усваивают внешние вещи, технологию, а вот внутреннее находят с большим трудом. Это даже Товстоногов говорил, который умел учить режиссеров. На каждом курсе у него было несколько заметных фигур, и сегодня его ученики еще многое определяют в современном театре. Но и Товстоногов тоже несколько раз мне жаловался, что не может ходить на спектакли своих учеников, потому что он никак не ожидал, что вырастет такое. Может быть, иногда он был неправ - действительно, ученик важен только тогда, когда он в чем-то опровергает учителя. Мой учитель Борис Вульфович Зон тоже никогда не ходил на спектакли с участием своих знаменитых учеников. И я понимаю, чего он боялся: потерять энергию заблуждения - он-то считает, что он выучил, а потом увидит черт те что. Один раз он все-таки пошел, поскольку это было личное приглашение - артист Леонид Дьячков сделал самостоятельный спектакль по «Мертвым душам». На следующий день, я помню, Борис Вульфович пришел в аудиторию потрясенный. «Оказывается, это хорошо, - сказал он. - Я никак не ожидал». Вот этот здоровый скепсис учителя - он крайне необходим, мне его не хватает.

ЖЗ: Вам нравятся ваши ученики?

ЛД: Актеры нравятся. Да и режиссеры развиваются. Надо только подождать. Вот вы говорите, Дима Волкострелов неплохой спектакль поставил. Он все пять лет стремился к режиссуре - хотя на курсе он себя не очень проявил как режиссер, но он учился старательно, это действительно так. И я рад, если он сейчас будет расти. Я рад любым успехам своих учеников.

ЖЗ: Дима, в отличие от многих молодых режиссеров, исправно посещает библиотеку.

ЛД: Вот этому они как раз, мне кажется, научились - книги читать: про жизнь и про искусство. Это само по себе уже не так мало, но хочется большего.

ЖЗ: По принципам или формам обучения два ваших режиссерских курса различались?

ЛД: Первый курс был режиссерско-актерский: мы сначала набрали группу режиссеров из 9 человек, а на следующий год набрали артистов, а этот, последний курс был актерско-режиссерский, то есть все студенты набирались одновременно и учились пять лет, но некоторые из них претендовали на режиссуру. И тут интересно: на том курсе, где набрали сначала режиссеров, а потом артистов, несколько пострадавшей стороной оказались артисты, потому что много сил было отдано режиссерам и между мной и студентами-актерами было такое связующее звено - режиссерский курс. В результате актеры, как мне кажется, что-то потеряли. А вот на курсе актерско-режиссерском порядком потеряли те, кто пытался учиться режиссуре, потому что я с ними мало занимался, считал, что если они поймут все, что мы делаем с артистами, сочиняя спектакль, то они волей-неволей чему-то научатся. Я сам так учился у Бориса Вульфовича Зона: ни одного занятия по режиссуре он со мной не провел. Я поступил на актерский курс, с первого курса начал делать самостоятельные пробы, и где-то в конце второго Борис Вульфович меня перевел на режиссерское отделение. Я был, конечно, счастлив, что у меня в распоряжении есть целый актерский курс: я мог с ними пробовать все что угодно и ассистировать Борису Вульфовичу в дипломных спектаклях. Но Борис Вульфович очень иронически относился к режиссерской профессии, как это ни странно. Сам ведь он был в свое время блестящим режиссером, но он так поверил в актерское искусство по Станиславскому, что считал занятия режиссурой глубоко вторичными. Он маму мою утешал, говоря ей обо мне: «Ну, если у него не получится с режиссурой, художественным чтением он всегда сможет заниматься».

ЖЗ: Правильно я понимаю, что из последнего выпуска вы никому режиссерский диплом не дали?

ЛД: Мы выдали диплом Сергею Щипицину, после того как он поставил три спектакля. Но право его получить есть у каждого. Вот у нас Лена Соломонова проявляет режиссерские склонности, и мне хочется как-то ей помочь продвинуться.

ЖЗ: Какие-то работы ваших первых выпускников-режиссеров вас впечатляют?

ЛД: Ну, например, я вижу, как растет - да по сути уже вырос - Игорь Коняев. Он очень энергично стремился к режиссуре, был очень трудоспособен - Игорь писал огромные курсовые работы. Мы тогда занимались «Пьесой без названия», и было задание студентам: найти материалы про помещичий быт, быт усадьбы конца XIX века. Так Коняев написал целую диссертацию. Дотошный он очень человек. Сейчас он возглавляет Русский театр в Риге, и я думаю, что это справедливо. Меня радует, как растет Олег Дмитриев: он счастливо, как мне кажется, сочетает актерский рост (он у нас сыграл много серьезных ролей на сцене) с режиссерским. Олег основал свой маленький театр, который не мешает ему работать в МДТ. У Олега Дмитриева есть определенные вкусы, художественные привязанности, он очень образован - и, как и Коняев, трудолюбив и педантичен. Мне кажется, от спектакля к спектаклю это приносит все большие плоды. Очень мне интересно развитие Юры Кордонского, который уже превратился в штатного профессора (а это очень серьезная должность) Стэнфордского, по-моему, университета. Юрий ставит спектакли по всему миру, в Румынии его просто на руках носят. Но при этом он остался очень мягким, тонким и внешне неброским человеком. Юра очень интересно работал у нас над «Домом Бернарды Альбы». Так что надо просто уметь ждать - режиссерский талант проявляется постепенно.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...