Лингвистический ассоциативный эксперимент. Ассоциативный эксперимент как метод исследования значений


После 20 века в лингвистику пришел экспериментальный метод. Он открыл новые возможности исследования закономерностей языковой деятельности и позволил создавать нужные ситуации. На гребне новой волны возникает ассоциативный эксперимент. Психологический словарь толкует этот термин как способ изучения мотивации индивида. Цель такого приема — нахождение ассоциаций, которые ранее сформировались у человека.

Ученые выделили 3 его разновидности:

  1. свободный (испытуемый отвечает первым пришедшим в голову словом, без ограничения семантических и формальных характеристик);
  2. направленный (с ограничением в подборе слов зависимо от частеречной принадлежности, рода, числа и т. д.);
  3. цепной (в целом похож на свободный, но имеет свои особенности).

Распространено подразделение ассоциаций на синтагматические и парадигматические. В первом случае стимул и ответ принадлежат к разным частям речи, во втором — наоборот. Также учитываются родо-видовые отношения. Обращают внимание на антонимические и синонимические пары.

Свободные ассоциации

Самый простой из методов данного ряда. Действует по схеме «стимул — ответ». Сначала возник в психиатрии, после перекочевал в другие сферы социальной деятельности. Его до сих пор применяют для выявления шизофрении, ведь больные этим недугом находят довольно странные связи между словами.

Ученые выдвинули гипотезу о группировании в людском уме всех наименований в сложные образования, названные ассоциативными полями. Они есть у всех, однако строго индивидуальны по содержанию и силе связей. Это можно заметить при их актуализации во время ответа. Здесь сказывается род деятельности, место проживания и возраст. Для дирижера «кисть» плавная, для строителя — волосяная, у жителя Молдовы она виноградная, а медсестре и вовсе на ум приходит ампутация.

Направленные ассоциации

Незаменимы, когда нужно отыскать глубинные и неустойчивые связи. Исследователь дает испытуемому задание с ограничениями, отсекая пути к общепринятым ответам. К примеру, в 2-х из 3-х случаев к слову «холодно» русскоговорящий человек подберет антоним «горячо». Допустимо усиление направленности. Достаточно дать стимул «вода холодная». Здесь с вероятностью до 90% ответом будет «вода горячая». Отсекаются лишние ассоциации (такие, как «день теплый» и «день холодный»). Можно сузить направленность еще больше, предложив найти противоположность для словосочетания «вода холодная в чайнике». Примечательно, что с вероятностью в 90% для «воды холодной в море» ответ будет иной — «теплая».

Таким путем можно получить множество различных результатов, вскрыть глубинные ассоциативные связи, отыскать всесторонний подход к изучению языковой деятельности и ее механизмов. Методика продолжения неоконченных предложений — подвид направленного эксперимента. Широко используется в психодиагностике. Особо показателен подбор прилагательных к именам существительным (вода холодная, синяя, голубая, грязная и проч.).

Цепные ассоциации

Этот эксперимент предполагает подбор максимального количества слов за ограниченное время (зачастую дается 1 минута). Происходит спонтанное, неуправляемое воспроизведение содержания подсознания и сознания субъекта. Исследователь обращает внимание на структуру продуцируемого ряда. Но здесь все же есть существенный недостаток, который нарушает систему. Испытуемый может отойти от первоначального стимула и начать выдавать ассоциации к своему же предыдущему ответу. Когда инструкция точно соблюдена, перечисленные слова по смыслу объединяются в несколько семантических гнезд.

Свое широчайшее распространение ассоциативный эксперимент получил в ХХ веке как метод исследования группового и индивидуального сознания человека. Эффективность его использования в различных областях обеспечивается следующим:
  • Автоматическим характером ассоциаций;
  • Сопряженностью процесса ассоциативного эксперимента с физиологическими реакциями человека;
  • Низкий уровень способности управления людьми.

За счет этого образовалось множество видов ассоциативного эксперимента, типологий ассоциаций, которые необходимы для получения конкретных точных результатов.

Методика ассоциативного эксперимента в психологии достаточно прочно зарекомендовалась в конце XIX в. Одной из разновидностью методик, направленных на исследование личности, стал ассоциативный тест, опирающийся на понятия реакции и стимула. Интерпретация полученных результатов производится в зависимости от взглядов исследователей, применяющих ассоциативный эксперимент.

В социальной психологии ассоциативный эксперимент применяется для определения уровня сплоченности групп, выявления в них лидера и т.д. В психологии личности он необходим для определения психосемантики сознания. В криминалистике данный тип эксперимента позволяет выявить правдивые и ложные показания личности.

Ассоциативные структуры позволяют отражать существующие взаимосвязи объектов действительности и устанавливать новые связи, на основании которых и происходит процесс узнавания объекта. Данный механизм ассоциирования характеризуется опосредованностью, интимностью ассоциаций, и их ориентацией на чувственный опыт.

Методика ассоциативного эксперимента.

Среди методов анализа речи ассоциативный эксперимент играет немаловажную роль, поскольку применяется для анализа уровня развития речи, эрудиции и лексического запаса эрудируемого. Традиционная методика ассоциативный эксперимент делит на две группы анализа речи:
  • прямые методики - содержат задания, требующие лингвистических знаний от испытуемого. Данный метод помогает испытуемому дать осознанный ответ относительно наиважнейших признаков разнообразных языковых знаков. На основании полученных результатов делаются выводы о принадлежности индивидуальных данных человека групповым нормам. Прямые методы проведения ассоциативного эксперимента могут заключаться в выполнении заданий аналитического типа;
  • косвенные методики – данные методы не требуют осознанных реакций. Среди них выделяются следующие группы методов:
  • Психофизиологические методы – данная группа косвенного метода основана на соотнесении первосигнальных и второсигнальных реакций, таких как регистрация слюнных желез в ответ на слова-стимулы. Если реакции совпадают, то происходит адекватное понимание и принятие семантических стимулов. Отсутствие реакций указывает на искаженное представление о признаках произносимых слов;
Ассоциативный эксперимент в психологии по способу его проведения может быть:
  • Свободным – реакции ограничены количественно – может проводиться как в устной, так и письменной форме. Отсутствие ограничений обусловливает свободный характер данного эксперимента;
  • Направленным - реакции ограничены качественно – данный способ направлен на построение ряда ассоциаций по семантическими грамматическим характеристикам;
  • Цепным - реакции ограничены временем их порождения – проведение эксперимента данным способом заключается в получении от испытуемого несколько ассоциаций на один заданный стимул в короткий промежуток времени.

Важность проведения анализа результатов, полученных в ходе ассоциативного эксперимента.

Полученные в ходе эксперимента ответы анализируются и делятся на следующие группы:
  • Синтагматические – в данной группе грамматические классы ассоциаций и стимулов не совпадают. Ассоциации данной группы связаны с речевыми отношениями.
  • Парадигматические– в данной группе грамматические классы ассоциаций и стимулов полностью совпадают, в результате чего повышается актуализация реакций при проведении ассоциации. Ассоциации данной группы связаны с языковыми отношениями.
Методы ассоциативных экспериментов получили широкое применение и значимость в таких науках, как психология, социология, психолингвистика и др. Ассоциативный эксперимент проводится с достаточно обширным кругом испытуемых, что позволяет получить неплохие результаты. Наиболее часто результаты используются в областях лингвистики для получения данных о семантическим расстоянии между разнообразными словоформами. Семантическая близость рассчитывается по числу совпадающих ответов и сходству ассоциаций, используемых в ходе эксперимента. Каждый исследователь при проведении ассоциативного эксперимента и учета полученных результатов использует собственную величину ответов: «коэффициент перекрытия», «коэффициент ассоциации», «мера перекрытия».

Особая важность ассоциативного эксперимента заключается в выделении психологического компонента в значении слова или предмета. Благодаря этому существует реальная возможность построения структуры слова. На основании проводимых подобным образом экспериментов можно получить ценнейший материал, так называемое лингвистическое поле, которое скрывается в психическом состоянии носителя языка и определяет семантическую связь слов. Главным преимуществом проведения ассоциативного эксперимента выступает его удобство и простота, возможность работать одновременно с огромной группой испытуемых. Ассоциативные реакции заключают в себе определенную важную особенность – обладание фонологической и синтаксической чувствительностью к уровню слова-стимула. Фонетическая ассоциация может рассматриваться как смысловая у испытуемых, испытывающих усталость.

Лингвистический ассоциативный эксперимент - используется для оценки качественной специфики мышления. Тест также применяется в психоаналитических целях, для исследования высшей нервной деятельности. При проведении исследования предлагается привести первую пришедшую на ум ассоциацию на предъявляемые слова.

Ассоциативный эксперимент широко известен и активно используется в психолингвистике, психологии, социологии, психиатрии.

Возникновение метода свободных словесных ассоциаций связано с именем Френсиса Гальтона (1822–1911). В 1879 г. он опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Предлагая испытуемому отвечать на слово-раздражитель первой пришедшей в голову словесной ассоциацией, Гальтон составлял списки из 75 слов и по очереди открывал их перед испытуемым (иногда он сам выступал в качестве такового). С помощью секундомера он фиксировал время ответа.

Существует несколько разновидностей ассоциативного эксперимента:

  1. Свободный ассоциативный эксперимент . Испытуемым не ставится никаких ограничений на реакции.
  2. Направленный ассоциативный эксперимент . Испытуемому предлагается давать ассоциации определённого грамматического или семантического класса (например, подобрать прилагательное к существительному).
  3. Цепочечный ассоциативный эксперимент . Испытуемым предлагается реагировать на стимул несколькими ассоциациями - например, дать в течение 20 секунд 10 реакций.

Большинство исследователей сегодня склонны рассматривать ассоциативный эксперимент в качестве приема для изучения интересов и установок личности. Однако следует отметить, что интерпретация получаемых результатов определяется теоретическими взглядами исследователей. Поэтому вопрос о валидности методики не может быть решен однозначно вне соотнесения с теоретическими позициями ее создателей.

Существуют специальные словари ассоциативных норм, к числу общеизвестных относится словарь Дж. Диза. На русском языке первым словарём такого рода был «Словарь ассоциативных норм русского языка» под ред. А.А. Леонтьева.

В настоящее время наиболее полным словарём на русском языке является «Русский ассоциативный словарь» (составители: Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова). Он включает в себя следующие части: т. 1. Прямой словарь: от стимула к реакции; т. 2. Обратный словарь: от реакции к стимулу; т. 3-6 представляют собой также прямые и обратные словари двух других списков слов. В этом словаре 1277 стимулов, что немного меньше количества слов, которые употребляются говорящими в обыденной речи (1500-3000); в качестве ответов зафиксировано 12 600 разных слов, а всего - более миллиона реакций.

Процедура эксперимента. Для массового эксперимента испытуемых собирают в одном помещении, инструктируют и мотивируют их. После этого раздают стимульный материал в виде анкет, содержащих список слов-стимулов. Затем протекает собственно эксперимент, в ходе которого испытуемые в течение 10-15 минут рядом с каждым словом-стимулом анкеты пишут одно слово-реакцию, которое первым пришло в голову испытуемого по прочтении слова-стимула. После этого заполненные испытуемыми анкеты собираются. Обычно каждому испытуемому даётся 100 слов и 7-10 минут на ответы.

Возможные наборы слов:

1. вариант : шкаф -, город -, сват -, ветка -, перо -, воробей -, кролик -, свеча -, рама -, дорога -, платье -, чернила -, туфли -, кошка -, помидор -, нитка -, тетрадь -, солнце -, подушка -, день -, доска -, улица -, пила -, карандаш -, стакан -.

2. вариант : хлеб -, лампа -, пение -, колесо -, красота -, война -, воздух -, развитие -, звонок -, пещера-, бесконечность -, луна -, брат -, лечение -, топор -, падение -, обман -, голова -, сомнение -, игра -, цель -, глубина -, народ -, трава -, ссора -, бабочка -, поиск -, печаль -, совесть -.

3. вариант : огонь -, сад -, смех -, лес -, красный -, платье -, север -, любовь -, вечер -, радость -, сон -, хлеб -, дело -, болезнь -, труд -, брат -, обида -, гроза -, муж -, весна -, стол -, прошлое -, честь -, космос -, здоровье -.

При анализе результатов исследования учитываются: латентный период (в норме от 0,5 до 2 с), качественные характеристики ответов.

По качеству ответов речевые реакции делят на:

- высшие речевые реакции (общеконкретные, индивидуально-конкретные, абстрактные);

- примитивные словесные реакции (ориентировочные, созвучные, отказные, экстрасигнальные, междометные, персеверирующие, эхолалические);

- атактические реакции (соответствующие диссоциированному мышлению).

У больных шизофренией преобладают атактические (еда - крот) или созвучные (народ - урод) реакции. Это обусловлено особенностями расстройств мышления при данном заболевании, ассоциациями по созвучию и т. д.

Адекватным выполнение исследования считается, если высшие речевые реакции составляют 98-100 %, среди них общеконкретные - 68-72 %, индивидуально-конкретные - 8-12 %, абстрактные - 20 %, низшие, атактические и многословные реакции отсутствуют.

Интерпретация ответов

При анализе ответов ассоциативного эксперимента выделяют, прежде всего, синтагматические и парадигматические ассоциации. При классификации ассоциаций обычно рассматривают отношения, возникающие в паре стимул - реакция. Существует несколько приемов классификации.

Дж. Миллер классифицирует реакции с точки зрения выявления семантических признаков, или параметров:

  1. контраст (мужчина - женщина),
  2. сходство (скорый - быстрый),
  3. подчинение (животное - собака),
  4. соподчинение (собака - кошка),
  5. обобщение (огурец - овощ),
  6. ассонанс (рот - крот),
  7. часть - целое (день - неделя),
  8. дополнение (вперед - марш) и т. д.

Чарльз Осгуд выделяет ассоциации по созвучию и по значению, замечая при этом, что решающими должны быть именно семантические признаки. Той же точки зрения придерживается и А. П. Клименко. Она выделяет такие типы ассоциаций:

  1. фонетические, в которых налицо созвучие между стимулом и реакцией, но не выражено (или очень слабо выражено) семантическое обоснование ассоциации (день - тень, лён - клён);
  2. словообразовательные, основанные на единстве корня стимула и реакции, но не отражающие четких и однообразных для разных слов семантических отношений между стимулами и реакцией (жёлтый - желтуха, жёлтый - жёлчь);
  3. парадигматические ассоциации, отличающиеся от стимула не более чем по одному семантическому признаку (стол - стул, высокий - низкий, достать - купить);
  4. синтагматические ассоциации, составляющие вместе со стимулом подчинительное сочетание (небо - голубое, женщина - красивая, достать - билет, высокий - мужчина);
  5. тематические (соль - земли, темно - ночь);
  6. цитатные (старик - море, белый - пароход, дядя - Стёпа);
  7. грамматические (стол - стола, бежать - бегать).

Методика свободных ассоциаций Кента-Розанова

В настоящее время подобный приём известен как методика свободных ассоциаций Кента-Розанова. В ней в качестве раздражителей используется набор из 100 слов. Речевые реакции на эти слова стандартизированы на большом количестве психически здоровых лиц, и определён удельный вес нестандартных речевых реакций (их соотношение со стандартными). Эти данные позволяют определить степень эксцентричности, необычности мышления конкретных испытуемых.

И его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации - это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Живое видео 1. "Ассоциативный эксперимент"

    Ассоциативный эксперимент

    Кататония:Эхолалия и ассоциативный эксперимент

    Субтитры

История

Процедура эксперимента

Для массового эксперимента испытуемых собирают в одном помещении, инструктируют и мотивируют их. После этого раздают стимульный материал в виде анкет , содержащих список слов-стимулов. Затем протекает собственно эксперимент, в ходе которого испытуемые в течение 10-15 минут рядом с каждым словом-стимулом анкеты пишут одно слово-реакцию, которое первым пришло в голову испытуемого по прочтении слова-стимула. После этого заполненные испытуемыми анкеты собираются. Обычно каждому испытуемому даётся 100 слов и 7-10 минут на ответы. Нередко экспериментатор диктует стимулы.

Инструкция для испытуемого

Сейчас Вы получите список слов, Вы должны будете последовательно читать слово за словом и писать рядом с каждым словом первое слово, которое придет Вам в голову. При этом Вы должны писать предельно быстро, не раздумывая, быстрота Ваших реакций является обязательным условием работы в эксперименте.

Разновидности

  1. Свободный ассоциативный эксперимент.
  2. Направленный ассоциативный эксперимент.
  3. Цепочечный ассоциативный эксперимент.

Интерпретация ответов

При анализе ответов ассоциативного эксперимента выделяют, прежде всего, синтагматические и парадигматические ассоциации. При классификации ассоциаций обычно рассматривают отношения, возникающие в паре стимул - реакция. Существует несколько приемов классификации.

Дж. Миллер классифицирует реакции с точки зрения выявления семантических признаков, или параметров:

  1. контраст (мужчина - женщина),
  2. сходство (скорый - быстрый),
  3. подчинение (животное - собака),
  4. соподчинение (собака - кошка),
  5. обобщение (огурец - овощ),
  6. ассонанс (рот - крот),
  7. часть - целое (день - неделя),
  8. дополнение (вперед - марш) и т. д.

Чарльз Осгуд выделяет ассоциации по созвучию и по значению, замечая при этом, что решающими должны быть именно семантические признаки. Той же точки зрения придерживается и А. П. Клименко. Она выделяет такие типы ассоциаций:

  1. фонетические, в которых налицо созвучие между стимулом и реакцией, но не выражено (или очень слабо выражено) семантическое обоснование ассоциации (день - тень, лён - клён);
  2. словообразовательные, основанные на единстве корня стимула и реакции, но не отражающие четких и однообразных для разных слов семантических отношений между стимулами и реакцией (жёлтый - желтуха, жёлтый - жёлчь);
  3. парадигматические ассоциации, отличающиеся от стимула не более чем по одному семантическому признаку (стол - стул, высокий - низкий, достать - купить);
  4. синтагматические ассоциации, составляющие вместе со стимулом подчинительное сочетание (небо - голубое, женщина - красивая, достать - билет, высокий - мужчина);
  5. тематические (соль - земли, темно - ночь);
  6. цитатные (старик - море, белый - пароход, дядя - Стёпа);
  7. грамматические (стол - стола, бежать - бегать).

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

Факультет психологии

Кафедра общей и социальной психологии

Отчет по методу ассоциативный эксперимент

Выполнил : студент гр. №2963-1

Шатилов Д.Н

Проверил : к.пс.н., доцент кафедры

общей и социальной психологии

Мурзина Ю.С.

Тюмень, 2010г.


Введение

Цель – выявление ассоциативных цепей

Задачи:

1. Проведение ассоциативного эксперимента для описания семантического пространства человека.

2. Сравнение ассоциаций на понятия “деньги” у мужчин и женщин.

3. Классификация ассоциаций по выбранным критериям.

Объект – человек

Предмет – ассоциативные цепи

Испытуемый – мужчина 25 лет

Краткая характеристика метода:

Ближе всего к методу свободных ассоциаций Фрейда и направленных ассоциаций Юнга стоит ассоциативный эксперимент . Общая схема ассоциативного эксперимента близка к схеме поведенческого эксперимента, но не тождественна ей. Под поведенческим понимается эксперимент, в котором на испытуемого, находящегося в специально созданных контролируемых условиях воздействует определенный стимул, а исследователь регистрирует ответную реакцию. Специфика заключается в том, что ассоциативный эксперимент используется только при работе с людьми, и только теми, кто по возрасту и состоянию способен понять и выполнить инструкцию. Есть оптимистичная гипотеза, что студенты попадают под эту категорию, но она нуждается в дальнейшей тщательной проверке.

Процедура проведения ассоциативного эксперимента такова: испытуемому предъявляется слово-стимул и требуется дать первые пришедшие в голову ассоциации. Фиксируется ответ и, в первоначальном варианте, время реакции. Отмечено, что ответ на аффективно окрашенные слова - стимулы вызывает большую задержку по времени, чем ответ на нейтральные.

Ассоциативный эксперимент применялся во многих исследованиях в отечественной и зарубежной психологии. Долгое время этот метод являлся основным инструментом исследований в области психологии сознания. В настоящее время он так же широко используется в силу простоты проведения и достаточно широких возможностей. Его применяют при исследовании процессов отражения языковых норм в психолингвистике, при исследовании стереотипов массового сознания в социальной психологии, при диагностике аффективных личностно значимых следов памяти в психодиагностике и исследовании индивидуальных особенностей мышления в дифференциальной психологии.

Одним из первых широко известных был классический эксперимент Дж. Кента и А. Розанова, в котором участвовало сто испытуемых, дававших ответы на слово «стул». Результаты вызвали множество вопросов как о причинах возникновения ассоциаций, так и о возможных формах проведения эксперимента и анализа данных. Одним из наиболее сложных до сих пор вопрос о классификации возникающих ассоциаций, так как идущее с античности деление на ассоциации по сходству, контрасту и смежности оказывается недостаточным, на покрывает всех возможных вариантов.

В России в 20-е годы метод ассоциативного эксперимента активно применяли и модифицировали А.Р. Лурия и его ученики. А.Н. Леонтьев проводил интересные исследования, предложив методику цепного ассоциативного ряда. Суть модификации заключалась в том, что регистрировалось не одно слово - ближайшая реакция на стимул, а целый ассоциативный ряд. В предварительной серии на основе юнговского метода выделялись наиболее тормозные раздражители, которые затем служили начальными раздражителями ассоциативных рядов. Одни и те же испытуемые участвовали в нескольких сериях. Можно отметить, что происходящее в эксперименте имело определенное сходство с методом свободных ассоциаций Фрейда, вызывая близкие эффекты. Слова, вызвавшие аффективную реакцию вызывают все более широкие ассоциации, прерываемые торможением, однако вытесняемое содержание «По мере увеличения числа сеансов комплексные группы разрастаются, охватывая все большее количество реакций. ... Как уже отмечалось, мы имеем здесь процесс вербализации комплекса, прерываемый его торможением и переходом к нейтральным реакциям, которые затем ассоциируются с новыми комплексными группами» (Леонтьев, Т.2. 1983. С. 70). В его работе показано, что ассоциативный ряд есть некоторое органическое целое, в котором «каждое звено не только связано с двумя ближайшими соседними звеньями. Но и непосредственно определяет как последующее, так и предыдущее звено, будучи. В свою очередь само определено общей структурой ряда» (Леонтьев, Т.2. 1983. С. 71).

В исследовательских целях ассоциативный эксперимент может проводиться с большим количеством испытуемых, и на основе данных ими ассоциаций составляется таблица частотного распределения слов-реакций на каждое слово-стимул. Мерой семантической близости пары слов считается степень совпадения распределения ответов, т.е. степень сходства объектов анализа устанавливается через сходство данных на них ассоциаций. Эта величина в работах разных авторов встречается под названием коэффициента пересечения, коэффициента ассоциации, меры перекрытия (Петренко, 1988. С. 48).

В работах Дж. Диза, Дженкинса, Кофера, Боусфилда и других предметом исследования стали сети ассоциируемых слов. Это значит, что слова, служащие друг для друга стимулом и реакцией, вызывают появление еще целого ряда слов, которые, в свою очередь, могут стать стимулами и вызвать первоначальную пару слов в виде реакции. Для характеристики связей между словами Диз ввел понятие «ассоциативное значение», определяемое мерой совпадения вызванных этими словами ассоциативных рядов. Так, слово «бабочка» вызвала в качестве реакции слово «моль» в 7 случае из 50, слово «цветок» - 6 раз, «насекомое» - 6 раз, «крыло» - 5 раз, слово «муха» - 4 раза, а слово «моль» слово бабочка - в 1, «насекомое» - 1, «крыло» - 1, «муха» - 10. Частота совпадений ассоциаций равна 15/ 50.

Применение такого метода подсчета позволяет построить матрицу взаимосвязей слов, ассоциативные связи между которыми представляют интерес. Такая матрица может быть подвергнута обработке факторным анализом, что позволит выявить различные гнезда слов, имеющих общие ассоциации. На основании таких гнезд можно, как считают, установить основные семантические категории языка. Сделанный в работе Диза факторный анализ смысловых связей слова бабочка показал, что возникающие ассоциации соответствуют принципиальным семантическим признакам, таким, как, например, живое - неживое. Рассматривая когнитивные операции, которые, по-видимому, лежат в основе ассоциативных связей слов Диз пишет: « ... для классификации значимых - то есть логических и синтаксических отношений между словами - мы используем две основные операции: противопоставление и группировку. Мы можем установить положение любой данной единицы языка в какой-то части словаря этого языка, противопоставив этой единице другой элемент и/или сгруппировав ее с другими элементами» (Слобин, Грин, 1976. С. 144). Данный принцип был учтен Дж. Келли при создании методики личностных конструктов.

Возникающие ассоциации определяются множеством факторов - семантическими связями внутри языка, особенностями аффективных комплексов субъекта, особенностями социального положения и образа жизни. В одном из ранних исследований А.Р. Лурия было показано влияние социального окружения на количество ассоциативных связей индивида. Так, связи, возникающие в речевой сфере деревенского ребенка, гораздо более стандартны, чем в речи городского (Лурия, 1979. С. 93). Как показывают многие исследования, характер ассоциаций зависит так же от возраста, пола, образовательного уровня, профессии испытуемого.

В некоторых работах к недостаткам метода относится его чувствительность к фонологическому и синтаксическому сходству - то есть появление ассоциаций, связанных преимущественно не со смыслом, а со звучанием, внешней оболочкой слова. Например, слова, обозначающие названия цветов, ассоциируются иначе, чем наглядные образцы этих же цветов (Петренко, 1988. С. 49). Кроме того, специальные исследования показывают, что большая часть ассоциаций, образована речевыми штампами и клише (Супрун и др.,1975). Однако эти данные отражают реально существующие особенности обыденного сознания - близость чувственному уровню и насыщенность идиоматическими формами, стереотипными, ригидными образованиями, что обеспечивает единство личности и группы и облегчает социальные контакты.

Преимуществом ассоциативного эксперимента является его простота, удобство применения, так как он может проводиться с большой группой испытуемых одновременно.

Ход исследования:

1. Задание выполняется в парах. Один из участников является испытуемым, а другой - экспериментатором. Экспериментатор зачитывает слово из списка, на которое испытуемый должен отвечать первым пришедшим на ум другим словом. Экспериментатор фиксирует ответ и время.

Список слов :

кошка, яблоко, газета, позор, дом, безумие, ромашка, ночь, огурец, река, книга, танцы, рука, спорт, гвоздь, лента, смерть, цирк, доска, шляпа, лошадь, любовь, кофе, снег, флейта, доллар, чашка, лицо, нежность, трава.

результаты и их обсуждение

кошка 2
яблоко 2
газета 2
позор 2,2
дом 2
безумие 2
ромашка 2,1
ночь 2
огурец 4
река 2,3
книга 2
танцы 2
рука 1,5
спорт 2,2
гвоздь 2
лента 1
смерть 2
цирк 3
доска 2,4
шляпа 2
лошадь 1,5
любовь 2
кофе 2
снег 1,5
флейта 2
доллар 2
чашка 2
лицо 3
нежность 2,5
трава 2,5

Среднее время реакции: 2,12 сек

Выбор редакции
Главное условие при приготовлении продукта – сохранение наибольшего количества его полезных свойств.Брокколи можно кушать сырой, а также...

Обычно для колбасных оболочек используют кишки, пищеводы и мочевые пузыри.Кишки под воздействием своего содержимого, ферментов и кислот...

Сны, в которых фигурируют грызуны, являются очень символичными. Живая мышь, например, предвещает неискренность друзей, домашние...

Здравствуйте, дорогие читатели. Все мы ждем наступления осени для того, чтобы вдоволь насладиться ее дарами, которые так полезны в такое...
Определение слова квашение подразумевает под собой биохимический способ консервирования . Базой для него является образование...
Думаю, драники любят многие из нас. Предлагаю приготовить драники с мясом в горшочке. Вкусное, сытное блюдо отлично подойдёт к обеденному...
Тот, кто первым сообразил приготовить окрошку на майонезе, видимо, был страстным любителем салата «Оливье». Потому что окрошка на...
Оладьи наряду с блинами одни из самых любимых и востребованных блюд. Что может быть лучше пышных, ароматных, невероятно вкусных...
Гречка с мясом - блюдо простое, незамысловатое и недорогое, но зато очень вкусное и питательное. Мясо можно брать абсолютно любое,...