Людмила семеняка личная жизнь. Людмила Семеняка: биография, личная жизнь, семья, карьера, фото. Биография Людмилы Семеняки


Российская балерина, хореограф и балетмейстер Людмила Семеняка , народная артистка СССР, народная артистка РСФСР, заслуженная артистка РСФСР.

Биография Людмилы Семеняки

Людмила родилась в Ленинграде (Санкт-Петербург) в 1952 году в семье строителя и аппаратчицы химлаборатории. Свои первые уроки балета она получила во Дворце пионеров имени Жданова, куда девочку отвели родители. На тот момент Людмиле было уже девять лет, но для нее сделали исключение благодаря хрупкому телосложению.

«Моя жизнь в балете началась с павильона, примыкающего к Дворцу пионеров имени Жданова в Ленинграде. В царское время там держали придворных лошадей, а в советское разместили кружки детского творчества. В первый раз оказавшись во дворце, я с замиранием сердца разглядывала роскошное помещение, украшенное золотой лепниной и зеркалами».

Уже в десять лет Людмила поступила в Ленинградское Академическое хореографическое училище им. Вагановой, а в двенадцать начала выступать на сцене Театра оперы и балета им. Кирова. В 1970 году была официально принята в труппу театра и проработала там два года по распределению, после чего ушла в Большой театр, куда ее пригласили сразу по выпуску из училища.

В Большом Людмила проработала до 1998 года. За это время Семеняка исполнила все ведущие балетные роли самых известных балетных постановок. Позднее она выступала на сценах разных стран мира, в том числе работала в труппе Английского национального балета.

Людмила является обладательницей большого количества различных премий и наград, в числе которых Премия Evening Standard (Лондон), Премия Елены Смирновой (Буэнос-Айрес), Государственная премия СССР и др.

В 1999 году Людмила впервые попробовала себя в качестве балетмейстера.

В период с 2000 по 2004 год являлась актрисой Московского театра «Школа современной пьесы».

С 2002 года Людмила стала преподавателем Большого театра. Она часто выступает в различных конкурсах в качестве члена жюри.

Личная жизнь Людмилы Семеняки

Людмила Семеняка дважды была замужем, но оба брака (с артистами балета Михаилом Лавровским и Андрисом Лиепой) окончились разводом. Своего единственного сына Ивана Людмила родила в 36 лет, не будучи замужем.

Людмила Cеменяка фотография

Танцевальные способности и артистизм Людмилы впервые проявились в хореографическом кружке Дворца пионеров имени Жданова. В 10 лет она поступила в Ленинградское хореографическое училище имени Агриппины Вагановой, и уже в 12 лет дебютировала на сцене Театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр) в сольной партии маленькой Мари в балете Щелкунчик (постановка Василия Вайнонена).

В 1969 году Людмила Семеняка стала лауреатом Первого международного конкурса артистов балета в Москве, где ее заметили Галина Уланова и Юрий Григорович.

В 1970 году она окончила училище по классу Нины Беликовой, ученицы Агриппины Вагановой, и была приглашена в Театр оперы и балета имени Кирова, где исполнила сольные партии Коломбины в "Медном всаднике", Амура в "Дон Кихоте", принцессы Флорины в "Спящей красавице", па-де-труа в "Лебедином озере" и занималась под руководством Ирины Колпаковой.

В 1972 году, после Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве, где Людмила стала серебряным лауреатом, Юрий Григорович пригласил ее в Большой театр. В 1972 году артистка с успехом дебютировала в спектакле Большого театра "Лебединое озеро" на сцене Кремлевского Дворца съездов в роли Одетты-Одиллии. Ее наставником стала легендарная Галина Уланова, оказавшая наиболее значительное влияние на творчество балерины.

Артистический взлет Семеняки стремителен и успешен. Юрий Григорович поручил ей весь классический репертуар и центральные партии во всех своих балетах. Среди ее ролей - Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Жизель ("Жизель"), Аврора и принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"), Никия ("Баядерка"), Раймонда, Сильфида ("Шопениана"), Балерина ("Петрушка"), Катерина ("Каменный цветок"), Ширин ("Легенда о любви"), Мари ("Щелкунчик"), Фригия ("Спартак"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Анастасия ("Иван Грозный"), Рита ("Золотой век"), шекспировские образы Леди Макбет ("Макбет" Владимира Васильева), Геро и Беатриче ("Любовью за любовь" Веры Боккадоро по мотивам комедии "Много шума из ничего"). За роль современницы Валентины в "Ангаре" А.Эшпая (по мотивам пьесы "Иркутская история" Александра Арбузова) Л. Семеняка удостоена Государственной премии СССР (1976).

Балерина успешно гастролирует на лучших сценах мира. Ее выступления становятся событием в Париже, Лондоне, Стокгольме, Токио, Нью-Йорке, Праге, Будапеште и многих других городах. В том же 1976 году она завоевывает первую премию и золотую медаль Первого международного конкурса артистов балета в Токио, а в Париже Серж Лифарь вручает ей Премию имени Анны Павловой Парижской академии танца.

В то же время Семеняка активно участвует в художественной жизни у себя на Родине. В 1975 году она удостоена премии Ленинского комсомола, которой отмечаются лучшие достижения молодежи. Балерина становится желанным гостем и участником торжественных творческих отчетов, шефских концертов, общественных акций. Она стала членом Комитета защиты мира, ее приглашают в Национальную академию творчества и как пропагандиста искусства русского балета направляют в разнообразные гастрольные поездки по всей стране. Балерина завоевывает популярность от Петрозаводска до Красноярска. В 1986 году ей присуждают звание Народной артистки СССР. В том же году Людмила Семеняка получает в Лондоне престижную английскую премию Evening Standart за лучшие достижения в области хореографического искусства.

Лучшие дня

Судьба сводит ее с выдающимися мастерами балета Мариной Семеновой, Асафом Мессерером, Алисией Марковой и многими другими. Среди партнеров Людмилы Семеняки было около 100 танцовщиков, в числе которых лучшие исполнители своей эпохи: Владимир Васильев, Михаил Барышников, Николай Фадеечев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Александр Годунов, Юрий Соловьев, Ирек Мухаммедов, Фарух Рузиматов, Лоран Илэр, Фернандо Бухонес, Хулио Бокка, Пер Артур Сегерстрем и другие. Людмила Семеняка - первая исполнительница партии Роксаны в балете Ролана Пети "Сирано де Бержерак" на музыку М.Констана, перенесенного на сцену Большого театра в 1989 году, а также партии Сони Мармеладовой в балете "Преступление и наказание" на музыку Аарво Пярта, поставленного для балерины хореографом Май Мурдмаа в 1990 году в театре "Эстония" (Таллин).

Ее имя стоит в ряду выдающихся мастеров мирового балета и является синонимом понятия "русская школа классического танца". Интерпретациям балерины посвящены десятки статей ведущих мировых балетных критиков и историков танца Мэри Кларк, Клайва Барнса, Анны Киссельгоф и других. Знаменитый английский критик Клемент Крисп писал о Семеняке: "Это классический танец в его величии и чистоте, изысканная техника, соединенная с необыкновенной выразительностью. Ее искусство имеет безупречную родословную, является частью живой традиции, связанной напрямую со знаменитыми петербургскими балеринами XIX века. Людмила Семеняка с честью продолжает эту традицию манерой своего танца, аристократизмом, которым пронизан каждый ее жест".

Стиль Семеняки называют балетным бельканто: самые виртуозные хореографические пассажи она исполняет легко и четко, будто они поставлены специально для нее. Восхищаясь безупречным сложением балерины, критики особенно ценят в ее танце естественность манер, свободу, с которой она пользуется природными данными и техникой в танце, а также органичное сочетание безукоризненного петербургского академизма с яркой эмоциональной манерой московского исполнительства. Когда Семеняка появляется на сцене, сквозь публику будто проходит электрический разряд, заставляющий следить за каждым движением балерины. Семеняка - разноплановая артистка. Она продолжает традиции психологической школы русского театра, развивавшейся в творчестве Ермоловой, Шаляпина, Анны Павловой, Станиславского, Улановой. Особенно близки Семеняке русские образы и основные мотивы русского искусства. Ее героиням свойственны нежность, лиризм, лучистое озарение и в то же время стойкость, жертвенность, служение долгу.

В 1970-е годы, в эпоху строгой разграниченности амплуа, Семеняка оказалась одной из первых балерин, начавших исполнять разноплановые роли. Когда же в начале 1990-х среди артистов вошло в привычку браться за любые роли и исполнительские манеры нивелировались, она, опять же одна из первых, занялась стилизацией. Балерина находит способы создать образ старинного стиля, не отказываясь от современной танцевальной техники и эстетики.

Людмила Семеняка выступает в лучших театрах Вашингтона, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Лондона, Парижа, Вены, Стокгольма, Амстердама, Берлина, Франкфурта, Висбадена, Мадрида, Рима, Милана, Венеции, Варшавы, Праги, Будапешта, Каира, а также в Австралии, Японии, на Филиппинах, в Аргентине, Бразилии, Чили, Мексике и других странах в составе труппы Большого, а также с ведущими зарубежными балетными компаниями. Среди ее наиболее значительных зарубежных выступлений - участие в юбилейном вечере Галины Улановой (Hommage a Oulanova, Париж, зал Плейель, 1981), выступления в главных партиях классического репертуара в спектаклях театров ABT (Нью-Йорк), "Гранд-опера" (Париж), Шведской королевской оперы и других.

В 1990-1991 годах балерина работала по контракту в труппе Английского национального балета (дебют в партии Золушки в балете Прокофьева "Золушка", хореограф Бен Стивенсон) и Шотландского национального балета (дебют в партии Авроры в балете "Спящая красавица"). Историческим событием пресса назвала выступления Людмилы Семеняки в труппе театра "Колон" (Буэнос-Айрес, Аргентина), отмеченные специальной премией. В 1990 году об ее участии в премьере балета "Спящая красавица" аргентинская газета "La Nation" писала: "Современная техника и выразительность превращают Аврору Семеняки в символ вечной красоты классического танца. Ее линии изысканны и чисты". В 1992 году Людмила Семеняка с огромным успехом танцевала в театре "Колон" премьеру балета "Баядерка" в редакции Натальи Макаровой. Как события воспринимаются и благотворительные гала-концерты Людмилы Семеняки, выступавшей в окружении звезд мирового балета в Нью-Орлеане, городах Израиля и Брюсселе.

Период творческой зрелости балерины пришелся на эпоху Михаила Горбачева, предоставившего Семеняке право выступить балетным символом перестройки: в 1987 году на сцене вашингтонского Кеннеди-центра она выступила в гала-концерте, предварявшем историческую встречу Генерального секретаря КПСС с Президентом США Рональдом Рейганом.

Людмила Семеняка участвовала в возрождении благотворительного движения в России. В 1989 году при поддержке Фонда культуры и Правительства СССР она провела одну из первых благотворительных акций - гала-концерт "Приглашает Людмила Семеняка" в московском Концертном зале имени П.И. Чайковского, на котором присутствовали М.С. Горбачев с супругой и члены Правительства СССР. Вечер стал значительным общественным и художественным событием. Наряду со сценами из классических балетов и спектаклей Большого театра Семеняка представила фрагменты не исполнявшихся у нас балетов "Сильвия" Баланчина и "В поисках утраченного времени" Ролана Пети, а также па-де-де из балетов "Эсмеральда" (редакция Гилпин/Березов) и "Талисман" (хореография М.Петипа в редакции О.Йордан и А.Ермолаева, восстановлена П.Гусевым для Людмилы Семеняки, премьера 22.12.1984, ГАБТ). Партнерами балерины выступили Ирек Мухаммедов, Юрий Посохов, Вадим Писарев, Гедиминас Таранда.

Проработав 25 лет на сцене Большого театра, балерина продолжает расширять свой репертуар. В Петербургском театре оперы и балета имени Мусоргского она встречается с хранительницей датской хореографической школы Эльзой-Марианной фон Розен, которая передает Семеняке роль Сильфиды в одноименном балете Августа Бурнонвиля. В ее репертуар входят Девушка ("Видение розы", хореограф М.Фокин), центральные партии в балетах "Серенада" и "Тема с вариациями" (хореограф Дж.Баланчин), Фанни Черрито ("Па-де-катр", хореограф Антон Долин, по мотивам Жюля Перро), Гран па из балета М.Петипа "Пахита", "Лебедь" (хореограф М.Фокин), па-де-де "Лето" (хореограф К.МакМиллан), Дама сердца в "Фантазии на тему Казановы" (хореограф Михаил Лавровский) и Джульетта в прославленной постановке "Ромео и Джульетты" хореографа Леонида Лавровского.

В 1999 году Людмила Семеняка дебютировала как балетмейстер-постановщик, подготовив для своего сольного выступления номер "Из роли в роль" на музыку Моцарта.

Поддерживая связь с Большим театром, Людмила Семеняка гастролирует, участвует в крупных международных фестивалях в России и на Украине, успешно выступает во всех педагогических амплуа: дает уроки, мастер-классы, помогает балеринам готовить партии и конкурсные программы. Она - член жюри международных конкурсов артистов балета: в Любляне (1998), международном конкурсе имени Ю.Григоровича "Фуэте Артека" (Крым, 1998 и 1999), имени Сержа Лифаря (Киев, 1999), в Нагое (2000 и 2001), международного приза Benois de la danse (2000).

Драматический дар Людмилы Семеняки нашел безусловное подтверждение на драматической сцене. В 2000 году в театре "Школа современной пьесы" специально для Л.Семеняки был поставлен спектакль "Прекрасное лекарство от тоски" по пьесе Семена Злотникова, где ее партнером выступил Альберт Филозов.

С ее участием сняты фильмы-балеты: "Танцует Людмила Семеняка", "The Bolshoi ballerina", "Монолог балерины", "Приглашает Людмила Семеняка", "Раймонда", "Спартак", "Каменный цветок", "Щелкунчик", "Мир Улановой" и другие.

Артистизм и творческая энергия Людмилы Семеняки проявляются во многих областях. Она создает балетные либретто, разрабатывает дизайн балетных костюмов и аксессуаров, изучает литературу, музыку, кино, живопись и скульптуру. Она - желанный гость радио- и телепередач. С удовольствием проводит творческие встречи с публикой и коллегами, щедро делится своим опытом с ученицами, которых опекает по-матерински.

Для нее очень важно общение с природой, в котором балерина находит источник многих художественных идей. Высший смысл своей жизни Людмила Семеняка видит в воспитании сына Ивана, которому стремится передать лучшие качества своей личности.

Живет и работает в Москве.

Она божественна!
Зисси 30.10.2006 08:32:53

мне повезло я видела ее танец один раз это выло в Тбилисси лебединное озеро это было незоиываемо!!! ОНА БОЖЕСТВеННА!!!

Людмила Семеняка. Фото – РИА Новости/ Александр Макаров

Людмила Семеняка называет себя «омосквиченной ленинградкой». Она, как и многие её знаменитые коллеги - Галина Уланова, Нина Тимофеева, Юрий Григорович - переехала в Златоглавую из северной столицы.

Почти 30 лет балерина танцевала на главной сцене страны, здесь же, в стенах Большого театра, протекала и её личная жизнь.

Кому принадлежало сердце Людмилы Семеняки и как ей удалось покорить неприступную Москву, рассказывает АиФ.ru.

Взрослая не по годам

Заниматься танцами будущая артистка начала в кружке при Дворце пионеров имени Жданова. Добраться туда было непросто, ведь семья жила далеко от центра Ленинграда.

Но разве долгая дорога может стать препятствием, когда так хочется танцевать? К тому же мама всячески поддерживала начинания дочери, хотя сама работала в химической лаборатории и была далека от творчества.

Однако, когда начинающей балерине предстояло поступать в Ленинградское Академическое хореографическое училище им. Вагановой, родителей рядом не оказалось.

Отец девочки Иван Яковлевич попал в больницу, его супруга Мария Митрофановна день и ночь дежурила возле постели мужа.

Десятилетняя Люда, в отличие от своих сверстниц, сама приезжала на все этапы отбора и очень приглянулась комиссии. Несмотря на средние данные, её зачислили. Следующие восемь лет девочка каждый день добиралась с окраины города на улицу Зодчего Росси.

Во время учёбы родители пристально следили за состоянием ребёнка. Интуитивно они понимали, что, если не поддержать дочь, она может быстро «перегореть» и забросить обожаемый балет.

Иван Яковлевич и Мария Митрофановна общались с педагогами Люды, те подсказывали, как правильно выстраивать режим начинающей танцовщицы, развивать её способности.

До 6 класса девочка посещала школу без прогулов. Юная артистка отправлялась на урок даже с температурой. А по воскресеньям папа и дочь непременно проходили по 16 км на лыжах, чтобы у будущей звезды Большого театра вырабатывалось такое важное качество, как выносливость.

Ученица Ленинградской школы балета Людмила Семеняка. Фото – РИА Новости

Семеняке повезло не только с родителями. Во время её учёбы в Вагановке работал блестящий педагогический состав. Кроме физического развития преподаватели давали своим воспитанницам огромный объём знаний.

Когда балерина окончила школу и приехала на гастроли в Париж, свои первые интервью она легко давала на французском языке, поскольку превосходно им владела. Иностранцы не могли поверить, что подобный уровень образования можно получить в хореографическом училище.

В 12 лет Люда дебютировала на сцене Театра оперы и балета им. Кирова (сегодня Мариинский театр - прим. ред ). Это была сольная партия маленькой Мари в «Щелкунчике».

Однако настоящий успех настиг девочку значительно позже. В 17 лет Семеняка попробовала свои силы в Первом Международном конкурсе артистов балета. Тогда ей удалось получить третью премию, обойдя более опытных и взрослых конкуренток.

Конечно, подобная маленькая победа играла для Семеняки большую роль, но самое главное заключалось в том, что благодаря конкурсу на неё обратил внимание сам Юрий Григорович. Хореограф хотел видеть юное дарование на сцене Большого театра.

Людмила Семеняка и Николай Ковмир во время выступления на I Международном конкурсе артистов балета в Москве

Однако танцовщица не могла согласиться на столь заманчивое предложение. После окончания училища ей предстояло два года проработать по распределению, поэтому артистка попала на сцену Театра оперы и балета им. Кирова.

В 1972 году в жизни Людмилы случилось ещё одно важное событие: Всесоюзный конкурс балетмейстеров и артистов балета в Москве.

Несмотря на то что девушка удостоилась лишь серебряной награды, разделив второе место с Валентиной Ганибаловой, а настоящей сенсацией тогда стало выступление пятнадцатилетней Нади Павловой, Григорович вновь озвучил Семеняке своё предложение поработать в столице.

И на этот раз балерина с огромной радостью приняла его, став частью легендарной труппы Большого театра.

Галина Уланова

Первую важную партию в составе новой труппы Семеняка получила благодаря случаю. Артисты Большого должны были выступать в Кремле с «Лебединым озером». Но сразу две солистки заболели, тогда Юрий Николаевич отдал роль новенькой.

Буквально через два дня после разговора с хореографом Людмила блестяще исполнила доверенную партию. В тот день ей аплодировали не только зрители, но и коллеги: когда закончился третий акт, все остались на сцене и буквально искупали балерину в овациях.


Людмила Семеняка, Андрис Лиепа и Галина Уланова на репетиции. Фото – www.globallookpress.com

Особую страницу в биографии Семеняки занимает работа с легендарной Улановой. Конечно, молодая артистка переживала перед встречей с Галиной Сергеевной.

Будучи ученицей Вагановки, она буквально застывала перед фотографией знаменитой танцовщицы, которая висела наряду с другими в коридоре школы. Однако все опасения были напрасны. Уланова просто сказала:

«Ну что, начнём работать?»

На смену страхам тут же пришла твёрдая уверенность, что сотрудничество с педагогом откроет для неё абсолютно другие горизонты в любимой профессии. Ожидания оправдались, Галина Сергеевна действительно вкладывала в ученицу все свои знания и опыт.


Замужество по знакомству

В столице балерину ждала не только новая интересная работа, но и муж. Замужество случилось в жизни Людмилы с лёгкой руки ее педагога: Нины Беликовой.

Женщина дружила с известной в прошлом балериной Еленой Чикваидзе, матерью солиста Большого театра Михаила Лавровского.

Елена Георгиевна почему-то решила, что девушка станет прекрасной партией для её сына, хотя между ними была внушительная разница в возрасте: 9 лет. Она часто звала Люду в гости, сначала та отказывалась, но однажды всё же согласилась.

До свадьбы Лавровский и Семеняка встречались всего 2-3 раза. Но уже на первом «свидании» Людмила поняла: перед ней очень интересный мужчина.

Мысль о замужестве с таким человеком казалась ей большим везением. Предложение Михаил сделал за кулисами, придя на выступление будущей жены. Свадьба была скромной, и буквально на следующий день после регистрации молодожёны вновь стояли у станка в репетиционном зале.

Михаил Лавровский и Людмила Семеняка в балете “Спартак”. Фото – Лариса Педенчук

Людмила быстро забеременела, но на семейном совете было решено, что невестка должна продолжать карьеру, да и Михаилу ребёнок пока не нужен. Пришлось делать аборт.

Конечно, говорить о невероятной любви, которая внезапно вспыхнула между артистами, не приходилось. Сначала их брак строился на взаимном уважении, и лишь со временем Людмила действительно сильно привязалась к супругу.

Однако он не смог ответить ей взаимностью. Более того, увлёкся другой женщиной: подругой и по совместительству коллегой жены. Когда балерина узнала об этом, тут же решила подать на развод. Без истерик, тихо и с достоинством, после 4 лет совместной жизни, она собрала чемодан и уехала.

Но если из дома мужа ей удалось уйти, то провести точно такой же трюк на сцене было невозможно: Лавровский и Семеняка продолжали танцевать вместе!

В какой-то момент танцовщица поняла, что у неё нет сил продолжать работать. Душевные раны никак не хотели заживать. Тогда Уланова, личная судьба которой тоже сложилась не так удачно, как хотелось бы, сказала ей:

«У тебя есть балет, спасти тебя может только это».

Семеняка последовала совету мудрой наставницы: погрузилась в репетиции и выступления. Благо Григорович давал артистке одну гениальную роль за другой, и это помогло ей пережить болезненное расставание с супругом.


Юрий Григорович и Людмила Семеняка на репетиции. Фото – РИА Новости

Несмотря на развод, балерина всегда очень уважительно относилась и относится к первому мужу. Практически во всех интервью называет его только по имени и отчеству: Михаил Леонидович. А когда у Людмилы родился первенец, Лавровский стал его крёстным.

Белокурый принц

За всю свою творческую жизнь балерина станцевала почти с сотней партнеров. Одним из них был «белокурый принц»: Андрис Лиепа. Людмила знала молодого человека с детства, ведь она не раз блистала на сцене в паре с его легендарным отцом, Марисом, дружила с его матерью Маргаритой и часто бывала в гостях у четы Лиепа-Жигуновой.

Для Андриса Семеняка была блестящей артисткой, недосягаемой звездой, которой он восхищался. В какой-то момент это преклонение переросло в чувство, он стал ухаживать за балериной довольно настойчиво и романтично.

У Людмилы не было сил сопротивляться такому напору. К тому же ей, как и любой женщине, хотелось любить и быть любимой.

Несмотря на недовольство матери своего возлюбленного (Маргарита Жигунова была не в восторге от связи сына с бывшей подругой), пара оформила свои отношения. Однако союз, в котором жена - всемирно известная звезда, а муж только начинает делать карьеру, был обречён. Уже через год молодожёны развелись.

Но, выйдя из ЗАГСА со свидетельством о расторжении брака на руках, они решили начать всё сначала. В итоге период бесконечных расставаний и примирений растянулся на шесть лет. За это время Людмила дважды беременела, но по каким-то причинам теряла ребенка.

Когда Семеняка и Лиепа окончательно расстались, балерина встретила мужчину, чьего имени не раскрывает до сих пор.

Именно в этих отношениях ей наконец-то удалось стать мамой. Сын Иван появился на свет, когда артистке исполнилось тридцать шесть лет. В декретном отпуске Семеняка не засиживалась, она постаралась максимально быстро вернуться на сцену.

Бывшая танцовщица также попробовала себя в актёрском амплуа: играла роль Полины Андреевны в «Чайке» Чехова и Леру в постановке «Прекрасное лекарство от тоски» по пьесе Злотникова.


Людмила Семеняка. Фото – РИА Новости/Виталий Белоусов

Неоднократно давала мастер-классы, принимала участие в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, устраивала творческие встречи с публикой.

Ей всегда было интересно жить, и это чувство она сохранила, даже когда Большой театр стал для неё лишь страницей из прошлого.

Людмила Семеняка была легендарной примой Большого театра на протяжении четверти века. Грациозная, невероятно легкая, она, казалось, не танцует, а парит над сценой. Ее талант покорял многих любителей классического балета. Ее стремительные фуэте не мог повторить никто из танцовщиц. Людмила Семеняка вошла в плеяду звезд, представляющих школу русского балета.

Рождение будущей легенды

В далеком 1952 году 16 января в семье гравера издательства «Правда» и аппаратчицы химической лаборатории родилась девочка. Новорожденную решили назвать Людмилой. Папа девчушки, Иван Яковлевич, несмотря на изнурительную работу на предприятии, все же находил время отводить дочурку в хореографический кружок при Дворце пионеров имени Жданова. Мама, Мария Митрофановна, развивала у маленькой Люси любовь к литературе и искусству. Девочка с жадностью впитывала новую информацию. Но сердце ее было отдано танцу. Талант к хореографии Люся начала проявлять с малых лет. Она постоянно, не уставая, ритмически двигалась под музыку, повторяя танцы взрослых. Иногда в привычный ряд шагов девочка вводила новые, придуманные ею па. Родителям, наблюдавшим за фантазиями дочери, приняли решение записать ее в хореографический кружок.

Первые шаги в балете

Творческая биография Людмилы Семеняки начинается с ее поступления в хореографическое училище имени Агриппины Вагановой в родном Ленинграде. Девочке на тот момент едва исполнилось десять лет. Несмотря на нежный возраст, Людмила обладала упорством, настойчивостью и бесстрашием. Именно недюжинная смелость понадобилась будущей студентке при сдаче вступительных экзаменов. Испытание пришлось проходить без поддержки любимых родителей.

Отец, Иван Яковлевич, попал в больницу. Мария Митрофановна была вынуждена день и ночь дежурить у постели супруга. Самостоятельная девочка, приезжавшая на все этапы отбора без какого-либо сопровождения, чрезвычайно приглянулась экзаменационной комиссии. Довольно посредственные данные с лихвой компенсировались большим трудолюбием и настойчивостью. Девочку решили зачислить в класс балерины и педагога Нины Викторовны Беликовой. На протяжении долгих восьми лет Людмила Семеняка добиралась на учебу через весь Ленинград. Но долгая дорога была привычной девочке. Она уже испытала этот опыт, посещая занятия в хореографическом кружке. Так уж сложилась судьба будущей балерины - путь к каждой намеченной цели оказывался чрезвычайно длинным, но преодолимым.

Любящие родители старались всячески поддерживать дочку во всех ее начинаниях. Выздоровевший отец, воспитывая у дочери выносливость, каждое воскресенье преодолевал с ней по воскресеньям на лыжах путь, длиной в 16 километров. Мама общалась с педагогами Люси, вникая во все учебные вопросы. Общими усилиями взрослых наставников выстраивался рабочий режим и развивались способности будущей звезды Большого театра.

Первая балетная роль

Дебют балерины Людмилы Семеняки случился в 1964 году на подмостках ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова. Роль маленькой Мари в балете Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» удалась на славу. Перед юной танцовщицей открылись радужные перспективы.

В 1969 году на Первом Международном конкурсе артистов балета девушка завоевала третью премию. Вследствие триумфа Людмила Семеняка была замечена ведущим хореографом Большого театра Юрием Григоровичем. Мастер приложил недюжинные старания, чтобы переманить юное дарование в свой театр. Спустя два года после окончания училища, отработав на сцене Театра оперы и балета имени Кирова, балерина Людмила Семеняка перебирается в Москву, где ей предстояло стать примой самого знаменитого театра мира.

Большой театр

В 1972 году в судьбе юной балерины Людмилы Семеняки случился еще один важный поворот. Девушка заняла второе место на Всесоюзном конкурсе балетмейстеров и артиста балета в столице СССР Москве. Серебряную награду Люся разделила с юной танцовщицей Конкурс открыл настоящую балетную сенсацию в лице молодого дарования - пятнадцатилетней Надежды Павловой.

Вскоре после выступления Людмила вновь получает приглашение балетмейстер Юрия Николаевича Григоровича стать частью знаменитой труппы Большого театра. На этот раз девушка с радостью соглашается и переезжает в столицу.

Впоследствии, являясь примой театра, Людмила Ивановна Семеняка исполняла главные партии в балетных постановках. Одиллия и Одетта в «Лебедином озере», Жизель в одноименном балете А. Адана, Никия в «Баядерке», Анастасия в «Иване Грозном», Фригия в «Спартаке»… Все роли в исполнении Людмилы Семеняки отличались оригинальным подходом, сочетаемым с классическими традициями русского балета.

Наставники

Поступив на службу в Большой театр, юная балерина сперва танцевала в массовых сценах. Однако, так продолжалось недолго. Вскоре судьба преподнесла ей очередной сюрприз. Вследствие внезапной болезни двух солисток, новенькая танцовщица вынуждена была выступить в главной роли в «Лебедином озере». Партия настолько удалась Людмиле, что ей аплодировали не только зрители, но и коллеги по цеху.

Во время учебы в училище имени Вагановой юная балерина постигала не только секреты хореографии. В число учебных предметов входили также и иностранные языки. Прилежная Людмила Семеняка настолько успешно овладела французским, что парижские журналисты были поражены той легкостью, с которой она давала интервью на их родном языке.

В Большом театре наставником юной танцовщицы стала легенда балета Галина Сергеевна Уланова. Люся поначалу буквально благоговела перед образом великой Улановой. Но бывшая прима в общении оказалась настолько доступной, что девушка переключила свое внимание с почтительного трепета на постижение опыта наставницы.

Первое замужество

Любимым преподавателем Семеняки по ленинградскому училищу оставалась Нина Викторовна Беликова. Кроме того, что она научила свою подопечную азам хореографии, бывшая балерина сыграла в судьбе Людмилы судьбоносную роль. В столице проживала известная в прошлом танцовщица Елена Георгиевна Чикваидзе, давняя подруга Нины Викторовны. Сыном знаменитой балерины был солист Большого театра Михаил Леонидович Лавровский. Хорошенькая прилежная Людочка сразу приглянулась Елене Георгиевне. Несмотря на разницу в возрасте между девушкой и Михаилом, экс-балерина решила поженить молодых людей. Частые приглашения в гости, ласковое обхождение и вкусные угощения вскоре сделали свое дело. Свиданий перед свадьбой было несколько. И все же этого оказалось достаточным, чтобы Людмила заинтересовалась Михаилом. Замужество казалось невероятным успехом. Вскоре после романтического предложения будущего супруга в кулисах Большого пара поженилась. Свадьбу сыграли в скромной обстановке без многочисленных гостей. Традиционного медового месяца не было: уже на следующий день молодожены вновь репетировали свои партии в зале.

Несмотря на то что вначале отношения между супругами складывались как нельзя лучше, вскоре в молодой семье случилась неприятность. Забеременев, Людмила вынуждена была избавиться от будущего ребенка. Рождение первенца могло поставить крест на успешной карьере и матери, и отца. Этот инцидент стал началом конца семейному счастью. К тому же любовь и уважение между супругами не были взаимными. Людмила отдавалась вспыхнувшим чувствам без остатка. Сдержанный Михаил не мог проявлять свои чувства с искренним рвением. Вскоре муж и вовсе полюбил другую женщину. По иронии судьбы соперница оказалась коллегой и близкой подругой Людмилы. Потеряв сразу двух близких людей, балерина решила подать на развод. После четырех лет совместной жизни Людмила ушла из дома супруга. На сцене же, исполняя главные партии, они продолжали изображать романтические чувства и страсть. Спасла Семеняку от депрессии Галина Уланова. Ее слова «Спасти от горя может только балет» стали путеводной звездой балерины. Совет учительницы вкупе с главными ролями помогли Семеняке пережить разлуку без болезненных последствий.

Людмила плюс Андрис

Бесконечные репетиции и выступления занимали почти все личное пространство актрисы. Однако, и личная жизнь Людмилы Семеняки била ключом. Очередной страстью балерины стал белокурый принц, наследник балетной династии Андрис Лиепа. Молодой человек был покорен изяществом партнерши своего отца, легендарного Со временем простое поклонение перед талантом переросло в настоящее чувство и Андрис отважился на решительные шаги. Настойчивые и романтичные ухаживания вскоре сделали свое дело. Людмила не смогла устоять перед натиском и сдалась на милость победителя.

Вскоре, несмотря на сопротивление матери Лиепы, пара официально оформила свои отношения. Союз начинающего танцора и блистательной балерины был непродолжителен. Не прошло и года, как супруги подали на развод. Браку пришел конец. Но это отнюдь не означало прекращение отношений. На протяжении долгих шести лет пара то сходилась, то расходилась. Бурные ссоры и примирения только подогревали страсть влюбленных. Кто знает, может быть, так продолжалось бы и дальше. Но два выкидыша, случившиеся в этот период, положили конец отношениям.

Самый лучший спектакль

На фото Людмила Семеняка, как и каждая актриса, выглядит великолепно, несмотря на эмоции, бурлящие внутри. Став знаменитостью, человек обрекает себя на постоянное пристальное внимание со стороны окружающих. Имидж селебрити олицетворяет счастливую и беззаботную личность. На самом деле забот и неприятностей у танцовщицы хватало. Бесконечные гастроли выматывали физически, а неудавшаяся личная жизнь Людмилы Семеняки съедала изнутри. Самой заветной мечтой балерины было реализовать себя не только на творческом поприще. Как и всякой женщине, Людмиле Ивановне хотелось тихого семейного счастья с верным мужем и замечательными малышами. И если мужчины в жизни Семеняки случались время от времени, то детей почему-то не получалось. Балерина уже было смирилась с тем, что ей не дано быть матерью. Однако в 1988 году на гастролях в Греции прима узнала о главном событии своей жизни: у нее скоро родится сын. Людмила Семеняка была на седьмом небе от счастья. Неважно, что малыш родится вне брака. Главное, он будет. Имя отца ребенка балерина скрывает и по сей день. Известно только, что мужчина поддерживает ее и сына и морально, и материально.

Родившегося малыша танцовщица в свидетельстве записала Иваном Семенякой. Сын Людмилы Семеняки очень похож на маму - такой же мягкий взгляд и милая улыбка. Воттолько, проучившись некоторое время в хореографическом училище, Академии Натальи Нестеровой и актерско-режиссерском курсе Елены Цыплаковой, молодой человек наотрез отказался идти по стопам своей матери. Актерство и режиссура ему неинтересны. Сердце юноши принадлежит небу. Больше всего на свете Иван хочет летать. Несмотря на робкие возражения Людмилы, молодой человек поступил в школу бортпроводников. Сегодня за его плечами - десятки полетов.

С появлением сына личная жизнь Людмилы Семеняки изменилась. Двери ее дома радушно открыты перед всеми друзьями Ивана. Саму же балерину посещают лишь люди, близки ей по духу. Среди них - и бывший муж танцовщицы Михаил Леонидович Лавровский, с которым Людмила сохранила дружеские отношения и даже позвала его стать крестным Вани, которого называет самым лучшим спектаклем в своей жизни.

Фильмография актрисы

Будучи примой Большого театра, Людмила Семеняка много и активно снималась в кино и на телевидении. Кроме актерской деятельности, балерина была автором оригинальных дизайнов постановочных костюмов и хореографического решения эпизодов. Она является постановщиком спектаклей «Бахчисарайский фонтан» в Астрахани, «Жизель» и «Лебединое озеро» в Екатеринбурге.

Фильмы с участием Людмилы Семеняки до сих пор пользуются успехом у зрителей. «Эта веселая планета», «Моя Жизель», «Мир Улановой», «Хореографические новеллы», фильм-балет «Иван Грозный» и многие другие постановки с успехом демонстрировались на телевидении в разные годы. Эпизоды блистательного таланта Людмилы Семеняки были украшением даже серьезных документальных лент.

Победы и награды

В разные годы Людмила Семеняка лично удостаивалась премий на конкурсах. Первой победой стало третье место на Первом Международном конкурсе артистов балета в Москве. Юному лауреату было всего 17 лет.

Впоследствии в творческой судьбе актрисы были победы на Всесоюзных и Международных конкурсах артистов балета. Людмила Ивановна стала обладательницей звания «Мэтр танца», получила премию «Хрустальная роза Донецка» и Evening Standart за выдающиеся заслуги на поприще хореографического искусства. Награды имени Анны Павловой и Елены Смирновой также вошли в копилку достижений великой балерины.

Жизнь сегодня

В настоящее время легенда балета занимается меценатством. В 1989 году состоялась первая благотворительная акция в виде большого гала-концерта «Приглашает Людмила Семеняка».

С 2002 года Людмила Ивановна является педагогом-репетитором Большого театра. Партии молодых балерин и танцовщиков, подготовленные под руководством знаменитости, отличаются изяществом и оригинальным подходом.

Несмотря на миниатюрный рост и вес, Людмила Семеняка чрезвычайно активна. В 2000-2004 годах бывшая балерина служила актрисой Московского театра. Драматические роли в пьесах «Чайка», «Прекрасное лекарство от тоски « и др. удавались Людмиле Ивановне блестяще.

Кроме того, балерина выступает и как член жюри на международных конкурсах («Фуэте Артека», имени Сержа Лифаря, «Бенуа де ла данс» и т. д.). Несмотря на почтенный возраст, Людмила Ивановна Семеняка энергична и полна творческих планов.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...