Национальные особенности чувашей. Внешность чувашей, особенности, характерные черты характера. История народа. Будущее в прошлом


Чуваши относятся к тюркоязычным народам, хотя в формировании нации участвовали и другие. Древние предки чувашей были кочевниками. Они прошли путь от Великой Китайской стены до Приазовья. В болгарском кинофильме "Хан Аспарух" показано, как под натиском хазар произошел распад Приазовской Болгарии (VII в). Одна группа во главе с ханом Аспарухом (аспарум, совет дающий) переправилась через Дунай и образовала свое государство, которое просуществовало немногим более двух веков, а затем растворилась в массе славян.

Другая группа отошла к Кавказским горам. Она сохранилась до наших дней и составила основу балкарской народности.

Третья группа, видимо, более многочисленная, перекочевала на Среднюю Волгу. Здесь она, как государство и национальное формирование, просуществовала до монгольского нашествия (1236 г). Столицей государства был город Великий Булгар, по тем временам крупный культурный центр. Булгары и сувары (чуваши) являлись основными населявшими его этническими группами. А те чуваши, которые живут в наше время - в Татарии, Башкирии, других регионах страны, являются переселенцами позднего времени, уже после принятия христианства.

Чуваши - практически единоязычный народ по литературному языку, хотя наличествуют два диалекта: виръял - у верховых и анатри - у низовых чувашей. Благодаря единому литературному языку не было надобности издания книг и периодической печати на названных диалектах, как у мордвы - эрзя и мокша.

После Октябрьской революции чувашская нация вступает в пору своего интенсивного развития, что проявляется в формировании рабочего класса и национальной интеллигенции. Ныне в годы перестройки этот процесс заметно активизировался. В Чувашии, в отличие от других регионов страны, нет проявлений национального экстремизма, межнациональной розни. Видимо, сказались давние традиции дружного совместного проживания русских, чувашей, татар. Чуваши всегда были восприимчивы ко всему русскому как к своему кровному, родному. Уважение к русскому соседу всегда являлось замечательной национальной чертой чувашей. И это спасло республику от распрей на национальной почве.

Как выглядели поселения чувашей

Чуваши в далеком прошлом селились в лесах, вдоль рек и глубоких оврагов. Это объяснялось необходимостью обезопасить себя от набегов кочевников, ушкуйников, татарских наездников. Несколько позже скрывались от русских властей. Казанские ханы и царские наместники обирали и без того нищих крестьян, собирали подать. За неуплату подвергали избиению нагайками и березовыми розгами. Гнет сильных и богатых наложил свой отпечаток на характер людей. Предки о чувашей не раз были биты хазарами, татаро-монголами, дружинами русских князей, бедный люд побои получал еще от своих богачей, мура и тарханов.

Как выглядели чувашские поселения? Избы-полуземлянки располагались вокруг дворов родоначальников, либо группами по семейному принципу. Так было легче обороняться от нападающих. Нашим предкам нужна была круговая оборона. Входная дверь и оконца в жилищах прорубались в стенах со стороны двора. Оконца - размером в половину двух бревен, чтобы не пролез человек. Стекол не было, вместо них натягивались бычьи пузыри, промасленные, чтобы проникал свет. В ночное время зажигали сосновые лучины, которые трещали и чадили дымом, поэтому наиболее ценное - шкурки зверьков, зерно и бортевой мед - хранилось в амбарах.

По образцу русских чувашские деревни принимают прямолинейную застройку. Бычьи пузыри заменяются стеклом, увеличиваются размеры оконных проемов, появляются ворота с шатровой крышей. К дому пристраивается крыльцо. В палисадниках высаживаются сирень и акация, на улицах - ветла.

Леса одаривали человека орехами, грибами, ягодами, диким медом. На распаханных сохою полянах колосилась рожь, зрел ячмень, наливалась полба. Пшеница в северной части республики стала культивироваться лишь в советский период. Картофель внедрялся в петровскую эпоху, но, прямо скажем, из-под палки. В настоящее время его сажают повсеместно, он стал вторым хлебом. К сожалению, в последние 20-30 лет картофель все больше и больше теряет свой товарный вид и вкусовые качества. Содержание нитратов в нем растет из-за бесконтрольного применения на полях химических удобрений и ядохимикатов.

Национальной пищей чувашей издревле являлся уйран - снятое молоко, пахтанье. Но уйран теперь помнят только старики, он вытесняется кефиром, который по вкусу значительно уступает уйрану. Гордость и радость крестьянского стола - шарттан (шыртан) - всегда являлся праздничной пищей. Но теперь и он потерял свои прежние качества, к тому же стал большим дефицитом. Даже некогда популярное кагай-шюрбе - суп из субпродуктов - стало редкостью.

Чуваши любили леса. Этим, пожалуй, можно объяснить распространение в наше время зеленых посадок вдоль дорог.

В лесных чащобах жили языческие Боги и Духи. Одни оберегали человека от несчастий, другие творили зло. Одни покровительствовали животноводству, другие - насылали болезни, мор, падеж скота. Милости богов и духов чуваши добивались подношениями, чествованиями. Молили богов и духов о дожде, об урожае, обильном медосборе, отмечали день первого каравая, упрашивали духа ветров, чтобы не гневался, не срывал солому с ветхих крыш, не нагонял грозовых туч с градом. Отмечали начало строительства дома, даже возведение ограды вокруг участка. Суеверие наших предков этим не ограничивалось. Надеялись: стоит успеть высказать вслух пожелание при блеске зарницы, как все сбудется. Бабки-повитухи преподносили дар березе - медную копейку, верили: это облегчит роженице роды. И почти во всех случаях чюка (моления) варили кашу, кисель, затевали жертвенное пиво.

Большая часть чуваш довольствуется холщовыми штанами; сапоги среди них тоже редкое явление; в столе у чуваш наблюдается хлебная скудность; лишь богатые, имея достаточно скота, режут себе на мясо, а изредка даже и покупают его. Большинство же чрезвычайно редко пробует мясной пищи, обыкновенный же обед и ужин у них составляют: пустые щи или картофельная похлебка и хлеб, иногда пирог из тех же материалов; хотя у большинства чуваш имеются куры во дворе, но яйца от них обыкновенно все продаются, равно как и птица. Молоком чуваши питаются только летом, а по зимам они даже не доят коров, так как от плохого корма зимою у коров пропадает молоко; даже богатые чуваши, например, торговцы, отправляясь в дальний путь, берут с собою из дома достаточный запас хлеба.

Лапти - один из древнейших видов обуви. Промысел лаптеплетения насчитывает тысячелетия. Это подтверждается археологическими находками специального орудия труда - кочедыка. На лапти человек употреблял лыко, бересту и кожу. У чувашей этот вид обуви сохранился до пятидесятых годов XX века. Чувашские лапти отличались от лаптей русских и мордвы своим изяществом, строгостью формы, способом плетения. Более ценными считались лапти, плетенные из вязового лыка: в сухую погоду они дольше носились. Интересно, что для женщин и девушек лапти плелись по-разному. Выходные девичьи лапти отличались тонкостью работы. Лыко тоже употреблялось более узкой резки. Веревки сплетали из льноволокна. На период весеннего таяния снега к лаптям подшивали колодки (каптарма). Они спасали от намокания. Колодки делали из липы с фигурным вырезом углов и снятием кромки.

Лапти носили вместе с портянками и онучами. Первые использовались в летнее время; ткали их на кустарных станках из конопляной нити, а онучи - из шерстяной. Они мало спасали от холода и морозов. Женщины пользовались онучами даже в летнюю пору. Дело в том, что в давно прошедшие времена в лесах Чувашии было много змей. Онучи предохраняли ноги от их укусов.

Овечья шерсть употреблялась в изготовлении кошмы. Растелит кошму чуваш непосредственно на земле, а под голову положит шкуру козла - и спит спокойно: змей не тронет. Могут помешать блохи. Их много собиралось в кошме. После долгой зимы крестьянин выносил кошму на солнце и выбивал блох и пыль палкой.

Что ценного имел мужик? Тулуп и полушубок. Но эта одежда была доступна не каждому. Бедняк в лютые морозы кутался в чапан (армяк), сшитый из шерстяного полотна, и дрожал как осиновый лист. Но у чувашей тоже были свои радости, праздники, юбилеи, хороводы. В такие дни чуваши надевали все самое лучшее: женские головные уборы из серебряных монет, красивые пояса, расшитые рубашки.

В России проживают представители 304 народов и этнических групп. Именно такая цифра вырисовывается из опубликованных итогов переписи населения России 2010 года: 194 народа есть в основном списке национальностей и еще 110 народов - в списке "Указавшие другие ответы о национальной принадлежности".
41 народ России, согласно переписи, насчитывает более 100 тысяч человек. После присоединения Крыма к России в марте 2014 года число крымских татар в России увеличилось с двух до 250 тысяч. Таким образом, в России сейчас 42 народа численностью свыше 100 тысяч.

Самым красивым (на мой взгляд или по итогам голосований на сайте) женщинам этих крупнейших народов России посвящен данный рейтинг. Женщинам российских народов численностью менее 100 тысяч человек посвящен .

Место рождения при определении принадлежности к России не учитывалось, учитывалось только гражданство / постоянное место жительства.

42 место по численности в России занимают (103,4 тыс.). Самая красивая киргизка России, по результатам на сайте, - модель из Москвы Бегимай (Майя) Абибова . Рост 175 см., вес 51 кг., параметры фигуры 86-61-88.

41 место - ногайцы (103,6 тыс.). Самая красивая ногайка России - Динара Эльгайтарова (род. 25 марта 1985, Актау, Казахстан) - модель, участница 3-го сезона реалити шоу "Топ-модель по-русски". Живет в Москве. Отец Динары - ногаец, мать - татарка. Рост 176 см., параметры фигуры 83-60-91. Страница ВК - https://vk.com/id2444532

40 место - турки (105 тыс.). На сайте есть , но российских турчанок там нет, т.к. я пока не знаю ни одной известной турчанки, живущей в России.

39 место - балкарцы (112,9 тыс.). Самая красивая балкарка - певица .

38 место - адыгейцы (124,8 тыс.). Самая красивая адыгейка - певица Фатима Дзибова (род. 18 сентября 1991, Адыгейск, Адыгея). Страница ВК - https://vk.com/fatimadzibova

37 место - табасараны (146, 3 тыс.). Самая красивая табасаранка - легкоатлетка (род. 3 июня 1982, Волгоград). Отец Елены по национальности - табасаранец, а мать - русская. Елена Исинбаева установила 28 мировых рекордов в прыжках с шестом, дважды стала Олимпийской чемпионкой (Афины-2004 и Пекин-2008), множество раз выигрывала чемпионаты мира и Европы, заслужив звание лучшей прыгуньи с шестом всех времен и народов. Исинбаева трижды (2004, 2005 и 2008 годы) признавалась лучшей спортсменкой по версии Международной ассоциации легкоатлетических федераций, а также дважды (2007, 2009 годы) побеждала в номинации "Лучшая спортсменка" на вручении престижной спортивной премии Laureus World Sports Awards.

36 место - корейцы (153,1 тыс.). Самая красивая кореянка России - телеведущая Марина Ким . Её отец - кореец, мать - русская.

35 место - молдаване (156,4 тыс.). Самая красивая молдаванка России - российская актриса Лянка Грыу (род. 22 ноября 1987, Москва).

34 место - евреи (156,8 тыс.). Самая красивая еврейка России - советская и российская актриса, народная артистка СССР . В 1999 году в опросе газеты "Комсомольская правда" Элина Быстрицкая была признана "самой красивой женщиной уходящего века". Родилась 4 апреля 1928 года в Киеве в еврейской семье.

33 место - грузины (157,8 тыс.). Самая красивая грузинка России - российская журналистка и телеведущая Тина (Тинатин) Канделаки (род. 10 ноября 1975, Тбилиси).

32 место - лакцы (178,6 тыс.). Самая красивая лачка России - певица Сабина Алиева .

31 место - калмыки (183,3 тыс.). Самая красивая калмычка - Ирина Туманова - представительница Калмыкии на конкурсе "Мисс Россия 2013", где она стала Второй вице-Мисс и победила в номинации "Народный выбор". Рост Ирины Тумановой 177 см, параметры фигуры 83-62-92. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/id31671589

30 место - таджики (200,3 тыс.). Самая красивая таджичка - российская актриса Саёра Сафари (род. 21 марта 1991, Душанбе, Таджикистан). Её настоящая фамилия - Сафарова .

29 место - цыгане (204,9 тыс.). Самая красивая цыганка России - Ляля (Ольга) Жемчужная (род. 31 мая 1969) - российская актриса и певица, заслуженная артистка России. С 16 лет работает в московском цыганском театре "Ромэн" (там же работает её мать - Екатерина Жемчужная). Снимается в кино с 1982 года. Наиболее известная роль - цыганка Аза в одноименном фильме 1987 года.

28 место - карачаевцы (218,4 тыс.). Самая красивая карачаевка - певица (род. 18 декабря 1989, Черкесск, Карачаево-Черкесия). Официальный сайт - http://alikabogatyreva.ru/

27 место - коми (228,2 тыс.). Знаю очень мало известных женщин-коми, поэтому пока не определился с кандидатурой самой красивой представительницы этого народа.

25 место - тувинцы (263,9 тыс.). Самая красивая тувинка - Алдынай Ооржак - представительница Тывы на конкурсе "Miss Asia Moscow 2013" (заняла третье место).

23 место - немцы (394,1 тыс.). Самые красивые немки России - российские актрисы Татьяна и Ольга Арнтгольц (род. 18 марта 1982). Они сестры-близнецы и немки по отцу.

Татьяна Арнтгольц

Ольга Арнтгольц

22 место - ингуши (444,8 тыс.). Самая красивая ингушка - актриса и певица Тамара Яндиева (род. 23 июля 1955, Караганда, Казахстан). Народная артистка Ингушетии. Снялась в 17-ти советских фильмах. Больше всего зрителям актриса запомнилась по трилогии о Шахерезаде из сказок 1001 ночи. В первой картине "И еще одна ночь Шахерезады…" Тамара Яндиева появилась в образе Аноры, дочери купца Карабая. А в двух последующих ("Новые сказки Шахерезады" и "Последняя ночь Шахерезады") играла принцессу Эсмигюль. Официальный сайт Тамары Яндиевой - http://yandieva.ru/

Тамара Яндиева в роли принцессы Эсмигюль в фильме "Новые сказки Шахерезады"

21 место - буряты (461,3 тыс.). Самая красивая бурятка - модель Мария Шантанова . После окончания школы в Улан-Удэ уехала на учебу в Китай, где стала лицом "Nesсafe Gold" в Китае, Гонконге, Тайване и Макао. Исполнила главную роль в 6-й серии проекта "Говорим на бурятском". Рост 167 см, параметры фигуры 86-60-88. Страница ВК - https://vk.com/maria_shantanova

19 место - якуты (478 тыс.). Самая красивая якутка - - мисс Виртуальная Якутия 2006, самая успешная якутская модель, востребованная в России и за рубежом. Рост 178 см, параметры 89-58-90. Страничка на "Фейсбуке" - facebook.com/polina.protodyakonova

18 место - кумыки (503 тыс.). Самая красивая кумычка - Зоя Гасанова - автор и ведущая программы "Свадебный сезон" на дагестанском тв. Страница ВКонтакте - https://vk.com/zoya_gasanova

17 место - кабардинцы (516,8 тыс.). Самая красивая кабардинка России - певица Сати (Сатаней) Казанова (род. 2 октября 1982, Верхний Куркужин, Кабардино-Балкария).

16 место - белорусы (521,4 тыс.). Самая красивая белоруска России - российская актриса (род. 9 мая 1987, Минск). Страница "В Контакте" - http://vk.com/id7184782

15 место - осетины (528,5 тыс.). Самая красивая осетинка - модель . Страница на Инстаграме - http://instagram.com/aniaguri

14 место - марийцы (547,6 тыс.). Я пока не нашел известных красавиц среди мариек.

13 место - удмурты (552,3 тыс.). Самая красивая удмуртка - певица Светлана (Свети) Ручкина (род. 25 сентября 1988). Является вокалисткой удмуртоязычной рок-группы Silent Woo Goore.

12 место - даргинцы (589,3 тыс.). Самая красивая даргинка - певица Марина Мустафаева .

9 место - мордва (744,2 тыс.). Мордва - это русское собирательное название двух разных народов: мокша и эрзя.

Самая красивая мордовка-эрзянка России - Ольга Каниськина (род. 19 января 1985, Саранск) - легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2008 года, первая в истории спортивной ходьбы трехкратная чемпионка мира (2007, 2009 и 2011 годов), чемпионка Европы 2010 года, двукратная чемпионка России.

Самая красивая мордовка-мокшанка - Светлана Хоркина (род. 19 января 1979, Белгород) - российская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях (1996, 2000), трёхкратная абсолютная чемпионка мира и трёхкратная абсолютная чемпионка Европы.

8 место - аварцы (912 тыс.). Самая красивая аварка - российская писательница, литературный критик, журналистка (род. 23 сентября 1985, Москва). Книги Ганиевой переведены на многие языки, она получила несколько литературных премий. В 2015 году газета «The Guardian» включила Ганиеву в топ-30 самых талантливых москвичей моложе 30-ти лет. Страница Алисы ВКонтакте - https://vk.com/id1788012

6 место - чеченцы (1,431 млн.). Самая красивая чеченка - чеченская певица и танцовщица ансамбля "Ловзар" Макка Сагаипова (род. 14 февраля 1987, Грозный). Сагаипова выпустила два альбома "Я дочь твоя - Чечня" (2004) и "Безам / Любовь" (2005), однако после замужества из-за неодобрения родственников мужа вынуждена была на время прекратить творческую деятельность. В конце 2011 года Макка Сагаипова вновь вернулась к пению.

5 место - чуваши (1,435 млн.). Самая красивая чувашка - модель Роза (Розалия) Муравьева . Русскоязычные источники сообщают, что она выиграла конкурс Супермодель мира / Supermodel of the World в 1998 году, в то время как в англоязычных источниках указывается, что Муравьева заняла тогда второе место, а выиграла англичанка Абрамова . В 2008 году Алсу выпустила альбом песен на татарском языке: "Я горжусь, что татарка, и всегда помню свои корни. Первую песню на татарском языке я записала еще в 2000 г., но это - мой первый альбом, где исполняю все песни на родном языке. Я давно обещала осуществить этот проект, счастлива, что сдержала слово и рада представить альбом своим землякам - татарстанцам". Официальный сайт Алсу - alsou.ru

Крупнейший народ России - русские (111 млн.). Самая красивая русская - Ирина Алфёрова (род. 13 марта 1951, Новосибирск) - советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России. Известные роли в кино: Дарья (Хождение по мукам, 1977), Констанция (Д’Артаньян и три мушкетёра, 1979), Ксения (Василий Буслаев, 1982), Алёна (Ермак, 1996).

Ирина Алфёрова в роли царицы в фильме "Осенние колокола" (1978)

Чуваши – одна из самых многочисленных народностей проживающих на территории Российской Федерации. Из примерно 1,5 млн. человек, более 70% расселено на территории Чувашской Республики, остальные в соседних регионах. Внутри группы существует разделение на верховых (вирьял) и низовых (анатри) чувашей, различающихся между собой по традициям, обычаям и диалекту. Столица республики — город Чебоксары.

История появления

Первое упоминание названия чуваши появляется в XVI веке. Однако многочисленные исследования свидетельствуют о том, что чувашский народ является прямым потомком жителей древнего государства Волжская Болгария, существовавшего на территории средней Волги в период с X по XIII вв. Так же ученые находят следы чувашской культуры, датируемые началом нашей эры, на побережье Черного моря и в предгорьях Кавказа.

Полученные данные свидетельствуют о перемещении предков чувашей в период Великого переселения народов на занимаемую на тот момент финно-угорскими племенами территорию Поволжья. Письменные источники не сохранили сведения о дате появления первого булгарского государственного образования. Наиболее ранние упоминания о существовании Великой Булгарии датируются 632 г. В VII веке после распада государства часть племен двинулась на северо-восток, где вскоре обосновалась близ Камы и средней Волги. В X веке Волжская Болгария, была довольно сильным государством, точные границы которого неизвестны. Население составляло, по меньшей мере, 1-1,5 млн. человек и представляло собой многонациональную смесь, где наряду с болгарами также жили славяне, марийцы, мордва, армяне и многие другие народности.

Болгарские племена характеризуются в первую очередь как мирные кочевники и земледельцы, но в течение своей почти четырехсотлетней истории им приходилось периодически сталкиваться в конфликтах с войсками славян, племенами хазар и монголов. В 1236 году монгольское нашествие полностью разрушило болгарское государство. Позднее народы чувашей и татар смогли частично восстановиться, образовав Казанское ханство. Окончательное включение в состав русских земель произошло в результате похода Ивана Грозного 1552 года. Находясь в фактическом подчинении татарской Казани, а затем и Руси, чуваши смогли сохранить свою этническую обособленность, уникальный язык и обычаи. В период с XVI по XVII века чуваши, будучи преимущественно крестьянами, участвовали в народных восстаниях охвативших Российскую Империю. В XX веке земли, занимаемые этим народом получили автономию и в виде республики вошли в состав РСФСР.

Религия и обычаи

Современные чуваши – православные христиане, лишь в исключительных случаях среди них встречаются мусульмане. Традиционные верования представляют собой своеобразный вид язычества, где на фоне политеизма выделяется верховный бог Тура, покровительствовавший небу. С точки зрения устройства мира национальные верования изначально были близки к христианству, поэтому даже тесное соседство с татарами, не повлияло на распространение мусульманства.

Поклонение силам природы и их обожествление, привело к появлению большого количества религиозных обычаев, традиций и праздников связанных с культом древа жизни, смены времен года (Сурхури, Саварни), посевом (Акатуй и Симек) и сбором урожая. Многие из празднеств остались неизменными или смешались с христианскими торжествами, поэтому отмечаются и по сей день. Ярким примерами сохранения древних традиций считается чувашская свадьба на которые до сих пор надевают национальные костюмы и проводят сложные обряды.

Внешность и народный костюм

Внешний европеоидный тип с некоторыми чертами монголоидной расы чувашей мало чем отличим от жителей средней полосы России. Общими чертами лица считаются прямой аккуратный нос с низкой переносицей, округлое лицо с выраженными скулами и небольшим ртом. Цветотип варьируется от светлоглазого и русого, до темноволосого и кареглазого. Рост большинства чувашей не превышает средней отметки.

Национальный костюм в целом похож на одежду народов средней полосы. Основу женского наряда составляет вышитая рубаха, дополняемая халатом, передником и поясами. Обязателен головной убор (тухья или хушпу) и украшения, щедро украшенные монетами. Мужской костюм был максимально прост и состоял из рубахи, штанов и пояса. Обувью служили онучи, лапти и сапоги. Классическая чувашская вышивка представляет собой геометрический узор и символическое изображение древа жизни.

Язык и письменность

Чувашский язык относится к тюркской лингвистической группе и при этом считается единственным из сохранившихся языков булгарской ветви. Внутри национальности он разделен на два диалекта, отличаемых в зависимости от территории проживания его носителей.

Считается что в древности чувашский язык имел свою руническую письменность. Современный алфавит был создан в 1873 году благодаря усилиям известного просветителя и педагога И.Я. Яковлева. Наряду с кириллицей алфавит содержит несколько уникальных букв, отражающих фонетическое различие между языками. Чувашский язык считается вторым официальным языком после русского, входит в обязательную программу обучения на территории республики и активно используется местным населением.

Примечательно

  1. Главными ценностями, определявшими уклад жизни, были трудолюбие и скромность.
  2. Неконфликтный нрав чувашей отразился в том, что в языке соседствующих народов его название переводится или связывается со словами «тихий» и «спокойный».
  3. Вторая жена князя Андрея Боголюбского была чувашской принцессой Болгарби.
  4. Ценность невесты определялась не внешностью, а трудолюбием и количеством навыков, поэтому с возрастом ее привлекательность только росла.
  5. Традиционно при вступлении в брак жена должна была быть на несколько лет старше супруга. Воспитание молодого мужа было одной из обязанностей женщины. Муж и жена были равноправны.
  6. Несмотря на поклонение огню, древняя языческая религия чувашей не предусматривала жертвоприношений.

Чуваши - уникальная народность, которая смогла сквозь века пронести свою аутентичность. Это пятая по численности нация России, большая часть представителей которой владеет чувашским языком - единственным живым из исчезнувшей булгарской группы. Их считают потомками древних шумеров и гуннов, однако и современной истории чуваши подарили многое. Как минимум, родину символу революции Василию Ивановичу Чапаеву.

Где живут

Более половины представителей чувашской народности - 67,7%, проживает на территории Чувашской Республики. Она является субъектом Российской Федерации и располагается на территории Приволжского федерального округа. Республика граничит с Ульяновской и Нижегородской областями, Татарстаном, Мордовией и Республикой Марий Эл. Столица Чувашской Республики - город Чебоксары.

За пределами Республики чуваши живут преимущественно в соседних регионах и в Сибири, незначительная часть - за пределами РФ. Одна из наиболее крупных чувашских диаспор на Украине - порядка 10 тысяч человек. Кроме того, представители народности проживают в Узбекистане и Казахстане.
На территории Республики Чувашия выделяется три этнографических группы. Среди них:

  1. Верховые чуваши. Проживают в северо-западной части региона, имеют местные названия тури́ или вирья́л .
  2. Средненизовые чуваши. Их локация - северо-восток Республики, диалектное наименование ана́т енчи́ .
  3. Низовые чуваши. Живут в южной части региона, на чувашском языке имеют название анатри́ .

Численность

Чуваши - пятая по численности народность в России: порядка 1 4000 000, по данным переписи 2010 года. Из них более 814 тысяч человек живет на территории Чувашской Республики. Порядка 400 тысяч чувашей находится в соседних регионах: Башкортостане - 107,5 тыс., Татарстане - 116,3 тыс., Самарской - 84,1 тыс. и Ульяновской - 95 тыс., областях.
Стоит отметить, что численность чувашей к 2010 году снизилась на 14% по сравнению с переписью 2002 года. Отрицательная динамика привела этот показатель на уровень 1995 года, что этнографами воспринимается как отрицательный результат ассимиляции.

Название

Основная версия происхождения названия связана с древним племенем «сувары», или «сувазы». Оно впервые упоминается в X столетии в воспоминаниях путешественника арабского происхождения ибн-Фадлана. Автор писал о племени, входившем в состав Волжской Булгарии и отказавшемся принимать ислам. Часть исследователей считает, что именно сувары стали прародителями чуваш, ушедшими в верховья Волги, во избежание навязывания чуждой религии.

В летописях это название впервые упоминается лишь в XVI-XVII столетии, в период присоединения Чувашской даруги к Российскому государству после падения Казанского ханства. Одно из наиболее ранних свидетельств - описание горных черемисов (современных марийцев) и чувашей Андреем Курбским, рассказывавшим о походе на Казань в 1552 году.
Самоназвание народа - чаваши, которое считается традиционным определением национальности. Похоже по звучанию и наименование народности на других языках: «чуаш» и «чуваж» - у мордвы и татар, «сыуаш» - у казахов и башкир.
Некоторые исследователи полагают, что корни названия и народа идут еще от древних шумеров, однако генетики не нашли подтверждения этой теории. Еще одна версия связана с тюркским словом javas, что в переводе означает «мирный, дружественный». Кстати, такие черты характера, наряду с порядочностью, скромностью и честностью, свойственны современным чувашам.

Язык

До X века язык сувазских племен существовал на основе древней рунической письменности. В X-XV веках, во время тесного соседства с мусульманскими племенами и Казанским ханством, алфавит был заменен на арабский. Однако звучание языка и определение местных диалектов в этот период становилось все более самобытным. Это позволило к XVI столетию сформировать аутентичный, так называемый, среднебулгарский язык.
С 1740 года началась новая страница в истории чувашского языка. В этот период в регионе начали появляться христианские проповедники и священники из числа местного населения. Это привело к созданию в 1769-1871 годах нового варианта письменности на основе кириллицы. Основой литературного языка послужили диалекты низовых чувашей. Окончательно алфавит оформился к 1949 году, и состоит из 37 букв: из них 33 знака русского алфавита и 4 дополнительных кириллических символа.
Всего в чувашском языке выделяется три диалекта:

  1. Низовой. Отличается обилием «укающих» звуков, распространен ниже по течению реки Суры.
  2. Верховой. «Окающая» фонетика, свойственная жителям верховий Суры.
  3. Малокарачинский. Обособленное наречие чувашского, характеризующееся изменениям в вокализме и консонантизме.

Современный чувашский язык относится к тюркской языковой семье. Его уникальная особенность в том, что это единственный в мире живой язык исчезнувшей булгарской группы. Это официальный язык Чувашской Республики, который, наряду с русским, является государственным. Его изучают в местных школах, а также в учебных заведениях некоторых районов Татарстана и Башкирии. Согласно переписи 2010 года, на чувашском языке говорит более 1 миллиона граждан России.

История

Предками современных чувашей было кочевое племя савиров, или суваров, обитавшее в Западном Прикаспии со II века нашей эры. В VI столетии началась его миграция на Северный Кавказ, где часть его сформировала гуннское царство, а часть была разгромлена и вытеснена в Закавказье. В VIII-IX веках потомки суваров обосновались в Среднем Поволжье, где вошли в состав волжских булгар. В этот период происходит значительное объединение культуры, религии, традиции и обычаев народов.


Кроме того, исследователи отмечают значительное влияние на язык, предметы материальной и духовной культуры древних земледельцев Передней Азии. Считается, что южные племена, мигрировавшие во время великого переселения народов, частично осели в Поволжье и ассимилировались с болгаро-суварскими народами.
Однако, уже в конце IX столетия предки чувашей отделились от Булгарского царства и мигрировали дальше на север из-за неприятия ислама. Окончательное формирование чувашской народности закончилось только в XVI столетии, когда произошла ассимиляция суваров, татар из соседнего Казанского царства и русских.
Во времена владычества Казанского ханства чуваши входили в его состав, однако держались обособленно и независимо, несмотря на необходимость платить дань. Вскоре, после взятия Казани Иваном Грозным чуваши приняли власть Российского государства, однако на протяжении всей истории отстаивали свои права. Так, они участвовали в восстаниях Стеньки Разина и Емельяна Пугачева, выступали против произвола чиновников в 1571-1573 гг., 1609-1610 гг., 1634 г. Подобное своеволие доставляло проблемы государству, поэтому вплоть до XIX века в регионе действовал запрет на кузнечное ремесло с целью пресечения производства оружия.

Внешность


На внешность чувашей повлияла длительная история миграции пранарода и значительное смешение с представителями булгарских и азиатских племен. У современных чувашей встречаются такие типы внешности, как:

  • монголоидно-европеоидный тип с преобладанием европейских черт - 63,5%
  • европеоидные типы (с русыми волосами и светлыми глазами, а также с более темной кожей и волосами, коричневыми глазами) - 21,1%
  • чистый монголоидный тип - 10,3%
  • сублапоноидный тип или волго-камская раса с мягко выраженными признаками монголоидов - 5,1%

С точки зрения генетики также нельзя выделить чистую «чувашскую гаплогруппу»: все представители нации имеют смешанную расовую принадлежность. По максимальному соответствию среди чувашей выделяются следующие гаплогруппы:

  • североевропейская - 24%
  • славянская R1a1 - 18%
  • угро-финская N - 18%
  • западноевропейская R1b - 12%
  • доставшаяся от хазар еврейская J - 6%

Кроме того, обнаружены генетические связи чувашей с соседними народностями. Так, марийцы, которые в Средневековье проживали в одном регионе с болгаро-суварами и назывались горными черемисами, имеют с чувашами общую мутацию гена хромосомы LIPH, вызывающую ранее облысение.
Среди типичных особенностей внешности стоит отметить:

  • средний рост у мужчин и невысокий у женщин;
  • жесткие волосы, которые от природы редко имеют завиток;
  • более темный оттенок кожи и цвет глаз у представителей европеоидного типа;
  • короткий, чуть вдавленный нос;
  • наличие эпикантуса (характерная складка в уголке глаз) у представителей смешанного и монголоидного типов;
  • форма глаз миндалевидная, чуть раскосая;
  • широкое лицо;
  • выступающие скулы.

Этнографы прошлого и современности отмечали мягкие черты лица, добродушное и открытое его выражение, связанное с особенностями характера. У чувашей яркая и подвижная мимика, легкие движения, хорошая координация. Кроме того, представители нации во всех свидетельствах упоминались как опрятные, чистые, хорошо сложенные и аккуратные люди, создававшие приятное впечатление своей внешностью и поведением.

Одежда

В повседневной жизни чувашские мужчины одевались просто: просторная рубаха и штаны из домотканого сукна, которое делали из конопли и льна. Дополняла образ простая шляпа с узкими полями и обувь, изготавливаемая из лыка или кожи. По внешнему виду обуви различали места обитания народности: западные чуваши носили лапти с портянками черного цвета, восточные отдавали предпочтение белому колеру. Интересно, что мужчины носили онучи только зимой, а женщины дополняли ими свой образ круглый год.
В отличие от мужчин, которые национальные костюмы с орнаментом надевали лишь на свадебные и религиозные церемонии, женщины предпочитали выглядеть привлекательно ежедневно. Их традиционная одежда включала в себя длинную, похожую по крою на тунику, рубашку из белого покупного или домотканого сукна и передника.
У западных вирьял он дополнялся нагрудником, традиционными вышивками и аппликациями. Восточные анатри нагрудник не использовали, а фартук шили из клетчатой ткани. Иногда встречался и альтернативный вариант, так называемый «фартук скромности». Он располагался на поясе сзади и доходил до середины бедра. Обязательный элемент костюма - головной убор, вариаций которого у чувашских женщин было множество. В повседневной жизни использовали платки светлых расцветок, холщовые сурпаны или повязки, подобные арабской чалме. Традиционный головной убор, который стал одним из символов народа, - шапочка тухъя, напоминающая по форме шлем и обильно украшенная монетами, бисером и бусинами.


В почете у чувашских женщин и другие яркие аксессуары. Среди них расшитые бисером ленты, которые пропускались через плечо и под рукой, шейные, поясные, нагрудные и даже наспинные украшения. Характерная особенность орнаментов - строгая геометрия форм и зеркальность, обилие ромбов, восьмерок и звезд.

Жилище

Чуваши селились в небольшие деревни и села, которые назывались ялы и располагались вблизи рек, озер и оврагов. В южных регионах тип расселения был линейный, а в северных - традиционный кучево-гнездовой. Обычно на разных концах яла селились родственные семьи, которые всячески помогали друг-другу в быту. Увеличение численности населения в поселках, а также традиционное современное формирование улиц появилось в регионе лишь в XIX столетии.
Жилище чувашей представляло добротный дом из дерева, для утепления которого применялась солома и глина. Очаг находился внутри помещения и имел дымоход, сам дом имел правильную квадратную или четырехугольную форму. Во времена соседства с бухарами многие чувашские дома имели настоящие стекла, однако в будущем большая их часть была заменена на специальным образом выделанные пузыри.


Двор имел форму вытянутого прямоугольника и традиционно разделялся на две части. В первой находился главный жилой дом, летняя кухня с открытым очагом и все надворные постройки. Продукты хранили в сухих погребах нухрепах. В задней части разбивали огород, оборудовали загон для скота, иногда там же находилось гумно. Здесь же располагали и баню, которая имелась на каждом дворе. Часто рядом с ней выкапывали искусственный пруд, или же предпочитали располагать все постройки вблизи естественного водоема.

Семейный уклад

Главное богатство чувашей - семейные отношения и почитание старших. Традиционно в семье одновременно жили три поколения, за пожилыми трепетно ухаживали, а те, в свою очередь, воспитывали внуков. Фольклор пронизан песнями, посвященными любви к родителям, их в нем даже больше, чем обычных любовных песен.
Несмотря на равенство полов, мать, «апи», для чувашей священна. Ее имя не упоминается в бранных или пошлых разговорах, насмешках, даже если человека хотят обидеть. Считается, что ее слово целительно, а проклятие - самое страшное, что может случиться. Красноречиво об отношении к матери свидетельствует чувашская пословица: ««Каждый день угощай мать блинами, выпеченными на собственной ладони, - все равно не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды».


Дети не менее важны в семейной жизни, чем родители: их любят и привечают вне зависимости от степени родства. Поэтому в традиционных чувашских поселениях практически не бывает сирот. Детей балуют, но не забывают с ранних лет прививать трудолюбие и умение считать деньги. Учат их и тому, что главное в человеке - кăмăл, то есть душевная красота, внутренняя духовная сущность, которую можно разглядеть абсолютно в каждом.
До повсеместного распространения христианства было разрешено многоженство, практиковались традиции сорората и левирата. Это значит, что после смерти супруга жена должна была выйти замуж за брата мужа. Сорорат же позволял мужу последовательно или единовременно брать в супруги одну или нескольких сестер жены. До сих пор сохраняется традиция минората, то есть передачи наследства младшему по возрасту в семье. В связи с этим младший из детей зачастую остается на всю жизнь в доме родителей, ухаживает за ними и помогает по хозяйству.

Мужчины и женщины

Муж и жена у чувашей имеют одинаковые права: мужчина отвечает за все, что происходит вне дома, а женщина полностью берет на себя быт. Интересно, что она может самостоятельно распоряжаться прибылью, которую получает от продажи продуктов со двора: молока, яиц, тканей. В ней больше всего ценится трудолюбие, честность и возможность рожать детей.


Особенно почетно родить мальчика, и, хотя девочек в чувашских семьях любят не меньше, их появление означает дополнительные хлопоты, поскольку за каждую из них приходится выставлять солидное приданое. У чувашей считалось, что чем позже девушка выходит замуж, тем лучше: это позволит накопить больше приданого и досконально изучить все премудрости ведения хозяйства. Юношей же женили как можно раньше, поэтому в традиционных семьях муж часто бывает на несколько лет младше. Однако женщины имели право наследования за родителями и мужем, поэтому часто становились во главе семейства.

Жизнь

Сегодня, как и на протяжении всей истории, главную роль в жизни чувашей продолжает играть сельское хозяйство. С древних времен народ активно занимался земледелием, используя системы трехполья или подсечно-огневого типа. Основными культурами были пшеница, рожь, овес, полба, горох, гречиха.
Для создания тканей выращивали лен и коноплю, а для производства пива - хмель и солод. Чуваши во все времена славились как отличные пивовары: в каждой семье есть собственный рецепт пива. Для праздников производили более крепкие сорта, а в повседневной жизни пили слабоалкогольные. Хмельные напитки производили их из пшеницы.


Животноводство было не столь популярным, поскольку в регионе не хватало пригодных кормовых угодий. В домашних хозяйствах разводили лошадей, коров, свиней, овец, птицу. Еще одно традиционное занятие чувашей - бортничество. Наряду с пивом, мед был одним из основных экспортных товаров в соседние регионы.
Чуваши во все времена занимались огородничеством, сажали репу, свеклу, лук, бобовые, фруктовые деревья, позже - картофель. Из ремесел ярко процветала резьба по дереву, плетение корзин и мебели, гончарное дело, ткачество и рукоделие. Больших успехов добились чуваши в деревообрабатывающих кустарных занятиях: производстве рогожи, веревок и канатов, столярном, бондарном, плотничьем, портняжном, колесном деле.

Религия

Сегодня больше половины чувашей формально исповедует христианство, однако до сих пор встречаются объединения приверженцев традиционного язычества, а также религиозного синкретизма. Немногочисленные группы чувашей исповедуют ислам суннитского типа.
В древности чуваши верили, что мир представляет собой куб, в центре которого находятся чуваши. По берегам земля омывалась океанами, которые постепенно разрушали сушу. Считалось, что как только край земли дойдет до чувашей, наступит конец света. По бокам куба находились охранявшие его богатыри, внизу - царство зла, а вверху - божества и духи умерших во младенчестве.


Несмотря на то, что народ исповедовал язычество, у них был лишь один верховный бог Тура, который руководил жизнью людей, насылал на них бедствия, испускал громы и молнии. Зло олицетворялось с божеством Шуйттан и его слугами - злыми духами. Они после смерти мучали грешников в девяти котлах, под которыми на протяжении вечности поддерживали огонь. Однако в существование ада и рая чуваши не верили, так же, как и не поддерживали идею о перерождении и переселении душ.

Традиции

После христианизации общества языческие праздники соотносились с православными. Больше всего обрядовых празднований приходилось на весенний период и было связано с аграрными работами. Так, праздник зимнего равноденствия Сурхури знаменовал приближение весны и увеличение солнечного дня. Затем шел аналог Масленицы, праздник солнца Саварни, после несколько дней отмечали Манкун, совпадавший с православной Радоницей. Он длился несколько дней во время которых совершались жертвоприношения солнцу и проводились обряды почитания предков. Месяц поминовения был и в декабре: в культуре считалось, что духи предков могут насылать проклятия и благословления, поэтому их задабривали регулярно на протяжении всего года.

Известные чуваши

Один из самых знаменитых уроженцев Чувашии, родившийся близ Чебоксар, знаменитый Василий Иванович Чапаев. Он стал настоящим символом революции и героем национального фольклора: о нем не только снимают фильмы, но и придумывают остроумные анекдоты о русской смекалке.


Из Чувашии был и Андриян Николаев - третий советский гражданин, покоривший космос. Из его личных достижений - работа на орбите без скафандра впервые в мировой истории.


Чуваши обладают богатым историческим и культурным прошлым, которое смогли сохранить до наших дней. Соединение древних верований, обычаев и традиций, приверженность родному языку помогают сохранить аутентичность и передать накопленные знания новым поколениям.

Видео

Какимими чертами лица отличаются чуваши от других нации.

  1. Чувши умнее и татар на 1000%, поэтому они у нас под гнетом,
  2. немного монголоидные черты лица, а так вс в совокупности надо брать: и цвет кожи и манера общения
  3. круглолицые немного раскосые. приметил когда был шапушкаре;-)))
  4. чуваши и русские одинаковые
  5. Чувашей легко от русских отличить. Чувашский (Волжскоболгарский тип) У них сочетается очень много этнических признаков, взятых у других народов: кавказцев, марийцев, удмуртов, частично мордвы-эрзи, славян, но многие из них похожи на типичных тюрков и в основном монголиды, то есть представители уральского типа. Европеоидов не так много, но и они встречаются. Самые близкие по внешности народы это казанские татары, марийцы и удмурты.
  6. Резко выпирающими чувашалами
  7. Монгольское нашествие и последовавшие за ним события (образование и распад Золотой Орды и возникновение на ее развалинах Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, Hогайской Орды) вызвали значительные передвижения народов Волго-Уральского региона, привели к разрушению консолидирующей роли болгарской государственности, ускорили складывание отдельных этносов чувашей, татар и башкир, В ХIV начале ХV в. , в условиях гнета, около половины оставшихся в живых болгаро-чувашей переселились в Приказанье и Заказанье, где от Казани на восток до средней Камы образовалась Чувашская даруга.
    Формирование чувашской народности

    девушка в национальном чувашском костюме

    Чуваши-(самоназвание чаваш) ; включает также близкие к основному этносу народности: вирьял, тури, анатри, анатенчи, народ общей численностью 1840 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация - 1773 тыс. чел. , в т. ч. Чувашия - 907 тыс. чел. Другие страны расселения: Казахстан - 22 тыс. чел. , Украина - 20 тыс. чел. , Узбекистан - 10 тыс. чел. Язык - чувашский. Основное вероисповедание православное христианство, сохраняется влияние язычества, есть мусульмане.
    Чуваши делятся на 2 группы:
    верхние чуваши (вирьял, тури) север и северо-восток Чувашии;
    нижние чуваши (анатри) юг Чувашии и за е пределами.
    Иногда выделяют луговых чувашей (анат енчи) центр и юго-запад Чувашии.
    Язык чувашский. Является единственным живым представителем булгаро-хазарской группы тюркских языков. Имеет два диалекта низовой (укающий) и верховой (окающий) . Многие чуваши владеют татарским и русским языками.
    Ну и, собственно, ответ на вопрос: Антропологические типы Приуралья и Поволжья (коми, мордва, чуваши, башкиры и др.) , занимающие промежуточное положение между европеоидами и монголоидами, по своим морфологическим особенностям характеризуются таким комплексом признаков, который включает в себя как европеоидные, так и монголоидные черты. Для них характерен средний и низкий рост, пигментация кожи, волос и глаз несколько темнее, чем у северных и центральных европеоидов, волосы жестче, с преобладанием прямой формы, однако по сравнению с монголоидами пигментация светлее и волосы мягче. Лицо короткое, выступание скул среднее и сильное, но меньше, чем в монголоидных группах, переносье среднее и низкое, нос короткий, часто с вогнутой спинкой, встречается эпикантус.
    Вероятнее всего слово чувашалы, это какой то местный диалект, буду благодарна, если Вы разъясните, что это.
    ссылка заблокирована по решению администрации проекта
    КСТАТИ
    Чапаев родился 28 января (9 февраля) 1887 года в деревне Будайка (сейчас это территория г. Чебоксары) , в семье бедняка. По национальности эрзя (эрз. чапомс рубить (сруб)) . Предки Чапаевых ходили по деревням по найму, рубили срубы и отделывали дома. По распространенной в Чувашии версии национальность Чапаева чуваш (чув. чап пригожесть, красота) , в иных источниках русский.

  8. только шупашкарами))
  9. Это наверное грустно, но народы поволжья, чуваши (мокша и эрьзя) и казанские татары согласно эпидемиологическим исследованиям, по антигенам главного комплекса гистосовместимости (HLA) не отличаются от русских, проживающих в тех же местах, при этом русские, проживающие в других районах отличаются от русских, проживающих в указанных республиках.
    То есть генетически население однородно, но язык и культура конечно разные.
    Поэтому всерьз говорить об физиономических отличиях у чувашей не приходится. Могу лишь сказать, что люди из Ваших крав очень симпатичные, даже красивые и добродушные.
  10. Чуваши - сборная, смесь ЕВРОПЫ и АЗИИ. У меня мать была русоволосая, отец - с очень темными волосами (понтийского типа). Оба - европеиды.
  11. я бы так не сказал, что русские и чуваши одинаковые. Теперь, давайте расставим по убывающей. От европеоидности к могнголоидности народов Поволжья: Кершеннр, Татар-мишрлр (62 понтиды, 20 СЕ, 8 монголоиды, 10 сублаппоноиды), мордва-мокша (близки к мишарям не только по культуре, но и в антропологии), мордва-эрзя, казанла (казань татарлары), чуваши (11 - выраженные монголоиды, из них 4% чистые, 64 переходные между монголидами и европеоидами, с перевесом евро- , 5% - сублаппоноиды, 20% - понтиды (среди низовых), СЕ, балтиды
  12. По отцу я чуваш, так если у бабушки были азиатские черты лица., то у деда лицо было европейское..
  13. Не видел чувашей. Может Чапаев чуваш?
  14. никакими
Выбор редакции
Все компании одинаковы, независимо от того, что они продают. У всех молодой и перспективный коллектив, самый лучший продукт по выгодным...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

Особенности организации работы с детьми с ЗПР в ДОУ Изменения в законодательстве, в том числе связанные с активной реализацией...
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...