Никита брюс сын карсавиной. Биография. Фото из цгакффд



Она была самой красивой из балерин Мариинского театра. Поэты наперебой посвящали ей стихи, художники писали ее портреты. Она была и самой образованной, и самой обаятельной.


«Вы — Коломбина, Соломея,

Вы каждый раз уже не та,

Но все яснее пламенея,

Златится слово: «красота»…»

Эти строки поэт-акмеист Кузьмин посвятил в 1914 году Тамаре Карсавиной - родоначальнице принципиально новых течений исполнительства в балете 1920-х годов, признанной «царице Коломбин» .


Тамара Карсавина была внучатой племянницей знаменитого писателя и философа Алексея Хомякова. Родной брат Тамары Лев Карсавин был историком-медиевистом и самобытным мыслителем, за что вместе с другими был в 1922 году выслан из России на знаменитом «философском пароходе». Брат и сестра были дружны, Лев звал Тамару «знаменитой добродетельной сестрой», а она его - «молодым мудрецом».

Мама Карсавиной была выпускницей Института благородных девиц и много времени уделяла воспитанию детей, сама занималась со старшим сыном, а маленькая Тамара, играя рядом, слушала. Она рано научилась читать, и книги стали ее страстью. В доме их было великое множество. Отец покупал дешевые издания и сам переплетал их. Обладая прекрасной памятью, девочка легко заучивала наизусть поэмы Пушкина и любила их декламировать. Ее с детства влекло к театру. Но отец ее — Платон Карсавин, танцовщик Мариинского театра, а затем преподаватель Театрального училища, был против того, чтобы дочь шла по его стопам, Он считал, что у нее не «балеринский характер», что она слишком деликатна и застенчива и не сможет защитить свои интересы. И все же, поддерживаемая матерью, девочка стала готовиться к поступлению в училище. В день экзамена она очень волновалась. Конкурс был большой. Приняли всего 10 девочек, среди них была и Тамара.



Училище находилось на Театральной улице (ныне улица Зодчего Росси). Впоследствии Карсавина писала: «Театральная улица навсегда останется для меня шедевром архитектуры. Тогда я еще была не способна оценить всю красоту, окружавшую меня, но я уже ощущала ее, и это чувство росло с годами». Именно поэтому книгу воспоминаний она назвала «Театральная улица».
Первый год в школе не был отмечен особыми успехами. Но вскоре ее взял в свой класс П.Гердт, замечательный педагог, воспитавший многих известных балерин, в числе которых была и несравненная Анна Павлова. Девочка стала более артистичной, появилась уверенность. Гердт стал поручать ей главные роли в ученических спектаклях. Карсавина любила своего педагога и всегда вспоминала его с безграничной благодарностью. Она успешно выдержала выпускные экзамены, получила первую награду и право выбрать книгу. Тамара выбрала роскошное издание «Фауста» Гете. На титульном листе была надпись: «Тамаре Карсавиной за усердие и успехи в науках и танцах и за отличное поведение».

После окончания Театрального училища в 1902 году Карсавина была зачислена в кордебалет Мариинского театра. В кордебалете она танцевала недолго, очень скоро ей стали поручать сольные партии. Но успех пришел не сразу. Она не походила на идеал балетной премьерши, олицетворением которого в то время была Матильда Кшесинская. У Карсавиной не было такого виртуозного блеска, напористости. Ей были присущи другие черты — гармония, мечтательность, томная грация. Критики писали о ней мало и весьма сдержанно. Самая большая похвала в ее адрес в одной из рецензий была: «не лишенная грации». Не жаловал ее и партер, заполненный поклонниками Кшесинской. Но день ото дня росла любовь к ней галерки, где было много студенческой молодежи.

Работала она много. Необходимо было совершенствовать технику, и она поехала в Милан, где занималась со знаменитой преподавательницей Береттой. Сменивший Петипа на посту балетмейстера труппы.Легат поощрял юную солистку. Она впервые получает главные партии в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Дон Кихот». Постепенно Карсавина становится любимицей труппы, начальства, значительной части публики. Ей покровительствовала Кшесинская.

Но только сотрудничество с Фокиным принесло Карсавиной настоящий успех. Один из ведущих танцовщиков Мариинского театра, Фокин начал пробовать себя в роли хореографа. Используя классический танец, как основу, но стараясь избавить его от напыщенности, он обогатил танец новыми элементами и движениями, приобретавшими стилевую окраску в зависимости от времени и места действия.
Новаторство Фокина настроило против него значительную часть труппы. Но молодежь поверила в него и всячески поддерживала молодого хореографа. Карсавина — одна из немногих актрис, сумевших воспринять, впитать идеи Фокина.
В образовании Тамары, формировании ее художественного вкуса огромную роль сыграл старший брат, студент философского факультета Университета. В их доме часто велись философские и художественные споры, обсуждались выставки, главным образом, художников возникшего тогда объединения «Мир искусства».

Первой постановкой Фокина был балет «Виноградная лоза» на музыку Рубинштейна. Исполнительницей главной роли была Анна Павлова. Карсавину же он занимал лишь в сольных партиях. Когда возникла идея создания Дягилевских сезонов, содружество Дягилева, Фокина, Бенуа, Бакста представлялось Карсавиной «таинственной кузницей», где ковалось новое искусство. Бенуа писал о ней: «Таточка стала действительно одной из нас. Она была самой надежной из наших ведущих артистов, и все ее существо отвечало нашей работе». Она никогда не капризничала, не предъявляла требований. Придя в труппу Дягилева первой солисткой Мариинского театра, имея в репертуаре несколько ведущих партий, она согласилась на положение второй балерины. Уже в следующем парижском сезоне, когда труппу покинула Павлова, Карсавина стала исполнять все главные роли.

Тамара Карсавина умела ладить и с обладавшим бурным темпераментом Фокиным , и с Нижинским — человеком весьма сложным и непредсказуемым. Ее очень любил Дягилев и как бы ни складывались обстоятельства, и какие бы реформы он не вводил, ее это не затрагивало. За 10 лет антрепризу Дягилева пришлось покинуть почти всем, кто создавал ее вместе с ним: ушли Фокин, Бенуа, Бакст и многие другие. Но Карсавиной он был верен до конца. Для нее же Дягилев всегда оставался непререкаемым авторитетом. В тот день, когда она закончила работу над книгой «Театральная улица», она узнала о смерти Дягилева. Тогда Карсавина решила написать третью часть книги, предпослав ей такой эпиграф: «Я закончила эту книгу 29 августа 1929 года и в тот же день узнала печальную новость о смерти Дягилева. Посвящаю эту последнюю часть его незабвенной памяти, как дань моего бесконечного восхищения и любви к нему».

Настоящая слава Карсавиной связана с сезонами русского балета в Париже. Крупнейшие деятели культуры Франции называли его «открытием нового мира».

В Карсавиной Фокин нашел идеальную исполнительницу. Их удивительно органичный дуэт с Вацлавом Нижинским стал украшением всех программ Русских сезонов. Героини Карсавиной в фокинских балетах были разными. Это Армида — обольстительница, сошедшая с гобеленов ХVIII века, из «Павильона Армиды». Шаловливая, очаровательная Коломбина из «Карнавала». Романтичная мечтательница, уснувшая после бала и в грезах вальсирующая с кавалером в постановке «Призрак розы». Античная нимфа Эхо, лишенная собственного лица в постановке «Нарцисс». Кукла-балерина из русского балагана в постановке «Петрушка». Дева-птица из балета «Жар-птица». Но все эти, такие непохожие образы, связывала одна тема — тема красоты, красоты роковой, губительной.

Ошеломляющий успех в Париже имели балеты на русскую тему: «Жар-птица» и «Петрушка». Оба они были созданы специально для Карсавиной и Нижинского. Карсавина писала: «Я влюблена в «Петрушку» и «Жар-птицу» Игоря Стравинского. Это действительно новое слово в балете. Тут музыка и балет не пригнаны друг к другу, а составляют одно…» На следующий день после премьеры «Жар-птицы» во французских газетах появились восторженные рецензии, в которых имена главных исполнителей были написаны с артиклем: «La Karsavina», «La Nijinsky», что означало особое восхищение и уважение.

Георг Барбье. Тамара Карсавина в балете "Жар-птица" 1914

Фокин использовал высокий прыжок Карсавиной — Жар-птица разрезала сцену как молния, и, по словам Бенуа, походила на «огненного феникса». А когда птица оборачивалась чудом-девой, в ее пластике появлялась восточная истома, ее порыв как бы таял в изгибах тела, в извивах рук. Подобно «Умирающему лебедю» Анны Павловой, «Жар-птица» Тамары Карсавиной стала одним из символов времени. Великолепна была Карсавина и в «Петрушке». Фокин считал ее лучшей, непревзойденной исполнительницей куклы-балерины.

Леон Бакст. Тамара Карсавина в балете "Жар-птица" 1910

С русской балетной труппой сотрудничали многие французские композиторы и художники. К.Дебюсси и М.Равель, Ж.Л.Водуайе и Ж.Кокто, П.Пикассо и М.Шагал. Почти все они с большой нежностью и уважением относились к Карсавиной.
После феноменального успеха в Париже Карсавину буквально засыпали предложениями, ее хотели видеть в Англии, Италии, Америке, Австралии. Балерина подписала контракт с Лондоном. Первое время она чувствовала себя там очень неуютно — ни одного знакомого, полное отсутствие языка. Но обаяние этой женщины покоряло и притягивало, вскоре появились друзья и поклонники. Англия полюбила Карсавину.

Джон Сингер Сарджент. Тамара Карсавина в балете "Тамар"

В Петербурге Карсавину обожала вся творческая интеллигенция. В артистическом клубе «Бродячая собака» собирались артисты, поэты, музыканты. Художник Судейкин расписал стены подвала, где располагался клуб. Г римасничающие и смеющиеся герои сказок Гоцци — Тарталья и Панталоне, Смеральдина и Бригелла приветствовали входящих, как бы приглашая их принять участие в общем веселье. Программы носили импровизированный характер. Поэты читали свои новые стихи, актеры пели, танцевали. Существовала особая процедура приема в члены клуба.
В день рождения,
в 1914 году Карсавину пригласили в «Бродячую собаку» и попросили исполнить импровизированный танец. После этого друзья преподнесли ей только что вышедший из печати сборник «Букет для Карсавиной», включавший произведения известных поэтов и художников, созданных в ее честь.


Тамара Карсавина в балете Сильфида. Худ. Сорин. 1910

Михаил Кузмин писал ей:

Полнеба в улице далекой

Болото зорь заволокло,

Лишь конькобежец одинокий

Чертит озерное стекло.

Капризны беглые зигзаги:

Еще полет, один, другой...

Как острием алмазной шпаги

Прорезан вензель дорогой.

В холодном зареве, не так ли,

И Вы ведете свой узор,

Когда в блистательном спектакле

У Ваших ног - малейший взор?

Вы - Коломбина, Саломея,

Вы каждый раз уже не та,

Но все яснее пламенея,

Златится слово "красота".

Писала и Ахматова:

Как песню, слагаешь ты легкий танец -

О славе он нам сказал, -

На бледных цеках розовеет румянец,

Темней и темней глаза.

И с каждой минутой все больше пленных,

Забывших свое бытие,

И клонится снова в звуках блаженных

Гибкое тело твое.

За Карсавиной ухаживал знаменитый питерский донжуан Карл Маннергейм (государственный деятель Финляндии, построивший линию Маннергейма, в начале века служивший офицером царской армии). Ею безумно увлекся лейб-медик двора Сергей Боткин, позабыв ради Тамары жену, дочь основателя галереи Павла Михайловича Третьякова. Хореограф Фокин три раза делал ей предложение, получая отказ.

Последний раз она выступала на сцене Мариинского театра в роли Никии в балете «Баядерка». Многие считали эту роль лучшей в ее классическом репертуаре. Вскоре после этого она навсегда покинула родину. Ей было 33 год

Немецкий документальный фильм 1925 года режиссера Вильгельма Прагера.

В сцене из балета "Сильвия" Делиба па-де-де исполняет Т. Карсавина и П. Владимиров. Но только замедленная сьёмка способна отобразить всю красоту и силу искусства Карсавиной.


В. А. Серов. Портрет балерины Карсавиной. 1909

Тамара Карсавина была избрана вице-президентом Британской Королевской Академии танца и занимала эту почетную должность в течение 15 лет.

Перу Карсавиной принадлежит несколько книг по балету, в том числе пособие по классическому танцу. Ею разработан новый метод записи танцев. Она перевела на английский язык книгу Новерра «Письма о танце». «Театральная улица» была издана в Лондоне в 1930 году, через год вышла в Париже, и только в 1971 году воспоминания Карсавиной были переведены на русский язык и вышли в России.

В 1965 году в Лондоне широко отмечалось 80-летие Карсавиной, на этом торжестве говорили о её удивительном обаянии и силе духа.

Тамара Платоновна Карсавина прожила долгую, очень достойную жизнь. Умерла она в Лондоне 25 мая 1978 году в возрасте 93 лет.

Тамара Платоновна Карсавина - известная русская балерина. После революции жила и работала в Великобритании.

Тамара Карсавина родилась 9 марта (25 февраля по старому стилю) 1885 года, в Санкт-Петербурге, в семье артиста балета Платона Константиновича Карсавина. Мать - Анна Иосифовна. Ее брат Лев Платонович Карсавин был известным религиозным философом. Начала заниматься у отца, потом в Петербургском театральном училище у Павла Андреевича Гердта, Александра Алексеевича Горского, К. Йогансона, совершенствовалась у Энрико Чекетти и К. Беретта в Милане. В 1902-1918 годах танцевала в Мариинском театре, с 1909 - прима-балерина театра. Работу в Петербурге Тамара совмещала с выступлениями в «Русских сезонах» в Париже, впоследствии в «Русском балете» Сергея Павловича Дягилева, где в течение многих лет исполняла ведущие партии.

Красивая, женственная и прекрасно образованная Карсавина была музой балетмейстера Михаила Михайловича Фокина. Для нее он поставил лучшие партии в своих балетах - Коломбину в «Карнавале», Жар-птицу в одноименном балете (обе 1910), Девушку в «Видении розы», Балерину в «Петрушке», где ее партнером был Вацлав Фомич Нижинский. Карсавина и Нижинский - «звездная пара «Парижских сезонов». В репертуаре балерины были также фокинские Армида в «Павильоне Армиды», Эхо в «Нарциссе» (1911), Шемаханская царица в «Золотом петушке» (1914), сольная партия в «Руслане и Людмиле».

Тамара Платоновна с одинаковым успехом выступала как в балетах, созданных с учетом ее индивидуальности, так и в произведениях классического наследия - в «Жизели», «Раймонде», «Спящей красавице», «Баядерке», «Тщетной предосторожности». Для Карсавиной ставил и другой балетмейстер дягилевской антрепризы Леонид Федорович Мясин - он сочинил для нее демихарактерную партию Мельничихи в «Треуголке» (1919). Она танцевала и одну из девушек-современниц в «Играх», постановщиком которых был Нижинский. Её ум и талант высоко ценил сам Дягилев - она была его близким другом и единственной женщиной в «художественном совете» его антрепризы.

В 1918 году балерина навсегда покинула Россию и осела в Англии, где и провела большую часть жизни. Вторым браком была замужем за английским дипломатом Генри Дж. Брюсом, от которого родила сына. Последний раз выступила на сцене в 1931 году, впоследствии преподавала технику актерского мастерства, читала лекции, консультировала постановки балетов Фокина в Великобритании, в том числе «Жар-птицу» для Марго Фонтейн и «Видение розы», показала английскому балетмейстеру Фредерику Аштону игровые сцены из «Тщетной предосторожности», когда в 1961 он ставил свою редакцию этого старинного балета. Т.П. Карсавина - автор интереснейших мемуаров, учебных пособий по методике классического танца. Являлась вице-президентом Королевской академии танца Великобритании. В начале 1920-х годов балерина появилась в эпизодических ролях в нескольких немых кинофильмах производства Германии и Великобритании - в том числе в картине «Путь к силе и красоте» (1925) с участием Лени Рифеншталь.

Карсавина Тамара Платоновна - знаменитая русская балерина, прославленная артистка За свою долгую жизнь она пережила много волнений и тревог, трудностей и испытаний, но навсегда запомнилась благодарным зрителям как талантливая исполнительница сложных и замысловатых трюков.

Тамара Карсавина (годы жизни 1888 - 1978) создала на сцене более десятка ярких, незабываемых образов, талантливо передавая танцем эмоции, чувства и ощущения своих персонажей.

Чем примечательна данная танцовщица? Какова ее творческая деятельность и личная жизнь? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в данной статье. Также здесь будут приведены фото Тамары Карсавиной на сцене и в повседневной жизни.

Талантливый родитель

Биография Тамары Карсавиной берет свое начало в царском Санкт-Петербурге, где родилась будущая прославленная балерина весной 1885 года, в семье талантливого танцовщика Платона Карсавина, служившего в Императорском театре. Отец, обладая виртуозной техникой исполнения прыжков и пируэтов, не стал выдающимся артистом, но все же, после выхода в отставку, воспользовался своим правом стать потомственным почетным гражданином Российской империи.

Произошло это через шесть лет после рождения Тамары. Однако, перестав выступать, отец не оставил сцену. Некоторое время он преподавал балетное мастерство в театральном училище Петербурга.

Согласно мемуарам Тамары Карсавиной “Театральная улица”, семья жила небогато, часто испытывая материальные трудности. Из-за этого родители будущей балерины были вынуждены часто менять место жительства в поисках квартиры подешевле и получше.

Но, несмотря на все жизненные трудности и проблемы, отец был настоящим главой семьи. Он знакомил детей с искусством, прививал им любовь к танцу и музыке, побуждал обращать внимание на свой творческий потенциал.

Еще одно воспоминание Тамары Карсавиной о влиянии отца на ее жизнь связано с родительской библиотекой, которой она зачитывалась с шестилетнего возраста. Полные собрания сочинений Пушкина, Лермонтова и других классиков стали настоящим путеводителям для тонкой и чувственной души будущей балерины Тамары Карсавиной. Поэзия и проза этих литературных гениев учила жизни и давала много материалов для размышления.

Понимающая, рано повзрослевшая душа девочки глубоко проникалась идеалами классических произведений, она чутко воспринимала их суть и их смысл.

Строгая мать

Мать будущей балерины Тамары Карсавиной - Анна Иосифовна Хомякова, была довольно строгой, но любящей родительницей. Она никогда не старалась привить им нравственные и духовные нормы, но в то же время женщина чутко и внимательно относилась к своим малышам. Они всегда знали, что мама все простит, что мама все поймет.

Дети росли, и Анна Иосифовна старалась помочь им выбрать свой путь в жизни. Она развивала таланты сына и дочери, предоставляя для этого необходимые возможности и средства.

Очень скоро женщина заметила, что Тамарочка любит танцевать, что у нее неплохо получаются некоторые пируэты. Тогда Анна Иосифовна решила отдать малышку в балетную школу, чтобы развить ее природные таланты и наклонности.

Спорный вопрос

Наблюдая за танцевальной техникой дочери, отец тоже видел в ней неординарные способности. Было что-то такое в танце девочки, что заставляло удивляться и восторгаться одновременно. Это не была нежность или плавность. Не было в исполнении Тамары и присущего некоторым экспрессионизма или интенсивности. Нет. Однако девочка так своеобразно, так самобытно передавала эмоции музыки, что просто невозможно было отвергать в ней талант и врожденное мастерство.

И все же отец не хотел видеть дочь балериной. Слишком много он знал об этой профессии, слишком часто бывал за кулисами театральных выступлений, чтобы разрешить собственному ребенку попасть в это осиное гнездо.

Он видел характер своей наследницы и считал ее скромной и ранимой барышней, не способной противостоять жутким интригам и суровому обхождению театрального коллектива.

Однако мать, видя талант своей любимицы и ее горячее желание танцевать, настояла на том, чтобы девочка попыталась сдать экзамены в балетную школу. Что же из этого вышло?

Обучение

В балет Тамара Карсавина попала в десятилетнем возрасте, когда впечатлила приемную комиссию Императорского театрального училища своими танцевальными способностями. Ее приняли, несмотря на большую конкуренцию и ограниченность в вакантных местах.

Да и не могло быть иначе. Девочка отличалась приятными манерами, располагающей миловидностью и подходящим ростом. Карсавина Тамара, как в детстве, так и в зрелые годы, не отличалась ни слишком крупной статью, ни излишне хрупкой фигурой. Изящная, пластичная и гибкая, она казалась настоящей маленькой принцессой.

В учебном заведении Тамара Карсавина смогла преодолеть в себе природную стеснительность и стать более раскрепощенной и более артистичной. Кроме того, благодаря своему упорству и постоянным тренировкам, она смогла достичь необходимых высот и в манере исполнения. Теперь ее танцевальным композициям были присущи благородное изящество и ювелирная точность, так необходимые каждой балерине.

Что стояло за таким прогрессом? Как признается сама танцовщица, она жестко и неумолимо занималась, истязая себя дополнительными тренировками по вечерам и выходным. И результат того стоил.

Первые шаги на большой сцене

Сразу же после окончания училища (что произошло в 1902 году) Тамара Карсавина была принята в одну из балетных трупп Мариинского театра, где ей сразу же стала симпатизировать Матильда Кшесинская - прима-балерина и танцевальный педагог. Однако другая талантливая исполнительница - Анна Павлова, невзлюбила юную танцовщицу. Как неоднократно писала в своих мемуарах Тамара Карсавина, Анна Павловна несколько раз унижала ее при всех и старалась высмеять или оскорбить. Возможно, более старшая Павлова видела в начинающей артистке свою соперницу и конкурентку.

Одними из первых выступлений Тамары Карсавиной на большой сцене Мариинского театра были сольные, одиночные исполнения. Однако позднее начинающая балерина уверенно заявила о себе как о профессиональной талантливой танцовщице.

В большей степени этому способствовало ее знакомство с основным танцовщиком театра Михаилом Фокиным, который смело пробовал себя в образе балетмейстера. В своих первых постановках Михаил Михайлович задействовал Анну Павлову, однако позднее стал приглашать на ведущие роли более молодую и более пластичную Карсавину. С тех направление в творчестве Тамары Карсавиной было определено - она стала настоящей примой балета.

Не прошло и года, как девушка блистала на сцене Мариинского театра, исполняя центральные роли в знаменитых классических балетах “Жизель”, “Щелкунчик”, “Спящая красавица”, “Лебединое озеро” и других.

Однако позже ее ожидало горькое разочарование - у Тамары обнаружили малярию. На лечение девушка отправилась с матерью в Италию, где полностью выздоровела и смогла взять уроки у знаменитой Катарины Беретты. Вернувшись в Петербург, она стала танцевать еще лучше и качественнее, поклонников и предложений появилось больше. Сама царская семья отметила выступление артистки и прислала ей свои благодарственные подарки.

Гастроли по Европе

В 1909 году была основана балетная антреприза, в которой Карсавина должна была играть вторую роль после Павловой. Однако Анна Павловна, по неизвестной причине, поссорилась с руководителем труппы и покинула ее. Таким образом центральное место во всех постановках заняла Карсавина Тамара Платоновна.

Ей довелось сыграть великолепные роли, выступать на прославленных сценах музыкальной Европы, снискать благоговение публики и одобрение критиков.

Некоторые блистательные выступления талантливой балерины

Среди самых выдающихся выступлений того периода следует упомянуть об одноактном балете-пантомиме “Карнавал”, впервые поставленном Дягилевым в своих “Русских сезонах” весной 1910 года. Вначале показ прошел в Берлине, затем успех повторился в Париже и Санкт-Петербурге.

Балет был поставлен всего за три дня репетиций и подразумевал выступление артистов не только на сцене, но и в зрительном зале. Такой новаторский подход был необычным и оигинальным, и принес успех не только Карсавиной, но и всей российской труппе.

Исполняя партию Коломбины, Тамара Платоновна, переодетая в героиню итальянских комедий, выглядела обворожительно, а ее ювелирные пируэты тонко сочетались с некоторой резкостью в движениях. Партнерами Карсавиной в роли Арлекина по очереди выступали Леонид Леонтьев, Вацлав Нижинский и Михаил Фокин.

Также необходимо вспомнить об одноактном балете “Жар-птица”, написанном русским композитором Игорем Стравинским и оформленном выдающимися художниками и декораторами Александром Головиным и Леоном Бакстом. Премьера постановки состоялась в парижской Гранд-опере, летом 1910 года.

Балет, основанный на сказаниях из русского народного фольклора о жар-птице, представлял собой оригинальное слияние ритма и нежности, бурлящих эмоций и потаенной радости. Молодой композитор, переживающий о своем детище, присутствовал на всех репетициях, помогая Тамаре и ее партнеру Михаилу Фокину осознать слияние звуков и правильно передать их в своем гротескном танце.

Успех балета, как и успех Карсавиной, был впечатляющим. Многие сравнивали ее с языком пламени, обжигающим своими ритмическими движениями и ласкающим своей грациозностью и нежностью исполнения.

Наблюдая за танцами артистки, публика приходила в восторг, застывая от ее неожиданных прыжков и пируэтов. Восхищение зрителей проявлялось в долгих аплодисментах и немом обожании, сопровождавшем молодую приму везде, куда бы она ни пошла.

На следующий год Тамара Карсавина выступала в одноактном балете Михаила Фокина “Призрак Розы” или (“Видение Розы”), поставленном на музыку Карла фон Вебера и стихи Премьера показа состоялась в опере Монте-Карло, весной 1911 года.

Сюжет балета представлял собой переплетение воспоминаний девушки, только что вернувшейся со своего первого бала, и ее сновидений. Она вспоминает своих кавалеров и грезит о том единственном, с которым ей будет комфортно и спокойно танцевать всю жизнь. Однако с первыми лучами солнца танец молодых возлюбленных обрывается, призрак розы начинает таять, и девушка просыпается.

Ведущие роли в постановке исполнили Вацлав Нижинский (Призрак Розы) и Тамара Карсавина (Девушка). Они настолько гармонично смотрелись (не только в этом балете, но и во многим других постановках), что вошли в историю как одна из лучших балетных пар того времени. Молодые артисты тонко чувствовали не только музыкальный ритм, но и друг друга, что помогло им в дальнейшем слаженно и плодотворно работать над многочисленными совместными дуэтами.

Следующим их успешным совместным выступлением был балет в четырех картинах “Петрушка”, где молодые люди исполняли роли Петрушки и Балерины.

Премьера постановки произошла летом 1911 года в парижском Шатле, она представляла собой историю кукольного персонажа, в котором проснулась жизнь и появились эмоции.

Яркий и неординарный талант молодых исполнителей как никогда проявился в живой и ритмичной музыке балета.

Личная жизнь на пике славы

Успех “Русского балета Дягилева” был просто феноменальным. Чем популярнее становилась сама труппа, тем известнее и востребованнее становились ее артисты. Успех Тамары Карсавиной был просто потрясающим. Она поражала всех не только своей пластичностью, красотой и артистизмом, но богатым внутренним миром, начитанностью, образованностью. Благодаря этому, у девушки появилось множество поклонников, желающих отдать ей не только свою руку, но и сердце.

Одним из них был подающий большие надежды офицер Карл Маннергейм, придворный медик Сергей Боткин и даже балетмейстер Фокин. Однако артистка выбрала себе в мужья совсем иного человека - небогатого и покладистого аристократа Василия Мухина, обожающего музыкальное искусство и саму танцовщицу.

Однако данный союз продлился всего несколько лет. В 1913 году личная жизнь Тамары Карсавиной резко изменилась. Прима встретила Генри Брюса - британского посла в Российской империи. Мужчина настолько воспылал к артистке страстью, что решился увезти ее из семьи к себе на родину, где они расписались в 1917 году. Вскоре молодая женщина родила сына.

Естественно, беременность и роды отразились на карьере танцовщицы. На некоторое время она сошла со сцены, чтобы принять на себя самую важную роль - роль матери семейства.

Жизнь заграницей

Однако Тамара Карсавина не собиралась оставлять сцену. Она по-прежнему блистала в балетных постановках Дягилева, гастролируя с труппой по странам Европы и даже Америки.

Самым удачным послевоенным выступлением молодой женщины можно назвать балет Леонида Мясина “Треуголка”, оформленный Пабло Пикассо и впервые поставленный лондонском Альгамбре в 1917 году. Позднее произведение было повторно показано в 1920 году в Париже и Монте-Карло.

Балет представлял собой гармоничное соединение классических и народных танцев. Написанный в стиле испанского фольклора, он состоял из нескольких центральных номеров, связанных друг с другом пантомимными сценками.

Сюжет был прост и незамысловат - Мельник и его Жена (Тамара Карсавина) живут в любви и согласии, однако Губернатор (Леонид Вуйциковский) пытается соблазнить женщину, что приводит его к всеобщему посмеянию.

Другая деятельность

Не оставляя балет, молодая женщина параллельно выступала в английском танцевальном ансамбле “Балле Рамбер” и исполняла сольные композиции в Ла Скале.

Помимо танцев, русская балерина занималась преподавательской деятельностью. Например, начиная с 1930-го года, она в течение двадцати лет занимала пост вице-президента Британской академии танца, где разрабатывала новую методику записи танцевальных движений.

В 1920-х годах артистка участвовала в съемках нескольких немецких и британских кинокартин, например, “Путь к силе и красоте”. Правда, ей доставались второстепенные, можно даже сказать, эпизодические роли, но все же она была задействована в мире искусства и востребована. А это было для нее самым главным.

Жизнь с мужем

По многочисленным откликам, Тамара Карсавина жила со своим мужем-дипломатом душа в душу. Генри Брюс был очень вежливым и мягким человеком, обожающим свою супругу и восхищающимся ее невообразимым талантом.

Однако, как гласят другие источники, не все было в этом союзе гладко. Например, долгое время ходили слухи о романтических отношениях между американской поэтессой испанского происхождения Мерседес де Акоста и героиней нашей статьи. Стоит упомянуть, что Мерседес де Акоста более знаменита не своими литераторскими трудами, а яркими и продолжительными лесбийскими романами с голливудскими кинозвездами. Достоверны ли слухи о ее связях с Тамарой Платоновной или же это плод воображения журналистов и папарацци - доподлинно неизвестно. Однако вопрос о сексуальной ориентации Тамары Карсавиной до сих пор остается открытым.

Умерла знаменитая танцовщица в Лондоне в возрасте девяноста трех лет.

Ее образ вдохновлял поэтов и художников. Ей посвящали свои работы Мстислав Добужинский, Сергей Судейкин, Джон Сарджент, Валентин Серов. Савелий Сорин, прославившийся как живописец, способный передать не только внешность, но и характер героя, создал два портрета этой балерины. На одном полотне она блистает в балете «Сильфиды», на другом - позирует мастеру вполоборота.

Тамара Карсавина в балете «Сильфиды», Савелий Сорин, 1910 Фото: Public Domain

Образ «звезды» Русского балета Сергея Дягилева - Тамары Карсавиной - вдохновил и Жоржа Барбье, который выпустил целый альбом рисунков, посвященный ей.«Сорин - верный паладин искусства Карсавиной с максимальным наслаждением писал одно время ее и только ее. Карсавина!.. какая чудесная, какая волшебная форма для Соринского содержания!», - писал позже о его работах французский режиссёр и драматург Николай Евреинов.

В день рождения легендарной балерины сайт вспоминает петербургский период жизни Карсавиной.

«Разумная любовь» к детям

Одни из первых ее воспоминаний связаны с большим домом в Лигове, расположенным неподалеку от Петербурга. Туда вся семья перебралась ранней весной после того, как маленькая Тамара переболела воспалением легких, и врач порекомендовал ей пить березовый сок для восстановления сил. Здание, находившееся в парке поместья графа Позена, казалось девочке огромным, а стоявший неподалеку павильон с минаретами, который все называли турецкой баней, словно элементом восточной сказки, ставшей былью.

В Петербурге семья жила в пятиэтажном доме богатого купца. Историки предполагают, что это был дом на набережной Екатерининского канала.

«Для нас, детей, главным достоинством этой квартиры была возможность наблюдать за стоявшей напротив каланчой пожарной станции, где постоянно дежурил часовой. А какое прекрасное зрелище представляли собой пожарные в форме, в медных касках, когда по сигналу тревоги проносились по улице под звуки рожка на четверке лошадей, мчащейся галопом. У нас просто дух захватывало при виде этой безумной скачки», - писала она в своих воспоминаниях.

Говоря о родителях, Тамара отмечала порой суровый характер матери Анны Иосифовны, испытывавшей, по ее словам, «разумную любовь» к своим чадам. Она приходилась внучатой племянницей известного философа - славянофила Алексея Хомякова. Отец же Тамары - Платон Карсавин - был сыном провинциального актёра, который обосновавшись в Петербурге, зарабатывал на жизнь, работая портным.

По воспоминаниям девочки, ее отец был прекрасным танцовщиком, исполнителем партий и танцев в постановках легендарного балетмейстера Мариуса Петипа.

В ранние годы чтение книг стало настоящей страстью для маленькой Тамары. Фото: Public Domain

«Среди немногочисленных томов, стоявших в шкафу в комнате отца, были иллюстрированные собрания сочинений Пушкина и Лермонтова. Нашим чтением никто не руководил, и в то время, когда другим в качестве интеллектуальной пищи вручали нравоучительные истории о «добром Пете» и «непослушном Мише», мы пили вволю из Кастальского ключа. Настолько божественно проста поэзия Пушкина и так кристально прозрачна его проза, что даже мне, шестилетнему ребенку, она была понятна», - писала она.

В воспоминаниях она отмечала, что знала поэмы Пушкина наизусть и любила их декламировать. Часто это становилось забавой для всей семьи, так как она обычно картавила, но очень старалась правильно выговаривать букву «р». Когда же ей это удавалось, то это «звучало ужасно раскатисто, и это еще больше веселило слушателей».

Отдать девочку в балет была идеей матери. Отец же не видел в дочери артистки, считая, что она слишком застенчива и не обладает «балеринским характером». Но в день экзамена в балетное училище Тамара показала себя, и жюри включило ее в список 10 девочек, показавших лучший потенциал.

Отдать девочку в балет была идеей матери. Фото: Public Domain

«Истязающий себя факир»

В годы учебы юная особа приобрела ту самую уверенность, которой ей не хватало в детстве, а также артистичность, которая в будущем стала одной из ее визитных карточек. Также добиться значительных результатов в учебе ей помогало упорство и желание быть первой:

«Я работала с фанатичным упорством и в классе и по вечерам, так что даже получила от девочек, предпочитающих отдых вечерним занятиям, прозвище «истязающий себя факир».

Блестяще выдержав все выпускные экзамены, она получила в награду издание «Фауста» Гете, на титульном листе которого было написано: «Тамаре Карсавиной за усердие и успехи в науках и танцах и за отличное поведение».

В 1902 году Карсавина была зачислена в кордебалет Мариинского театра. Некая мечтательность и томная грация, присущая ей, сперва не впечатляли критиков, но со временем число поклонников ее творчества стало расти, так же как и число завистников. В своей книге Карсавина даже описала один момент, когда за кулисами одна из соперниц набросилась на нее, обвинив в «бесстыдстве».

«- Довольно бесстыдства! Где ты находишься, что позволяешь себе танцевать совсем голой?..

Я не могла понять, что произошло. Оказалось, что у меня соскользнула одна из бретелек корсажа, обнажив плечо. Во время танца я этого не заметила. Я стояла на самой середине сцены онемевшая, растерянная под потоком брани, срывавшейся с жестоких губ. Подошел режиссер и увел пуританку, а меня окружила толпа сочувствующих коллег», - вспоминала она момент, отпечатавшийся в ее памяти на долгие годы.

В годы учебы юная особа приобрела ту самую уверенность, которой ей не хватало в детстве. Фото: Public Domain

Со временем Карсавина стала исполнительницей главных партий в балетах «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и др.

Работая с Сергеем Дягилевым за границей, она танцевала в балетах «Карнавал», «Петрушка», «Жар-птица» и др. По ее словам, станцевать в «Жар-птице» ей довелось по счастливой случайности, так как партия изначально предназначалась для другой балерины. Но именно этот балет произвела в Париже настоящий фурор.

Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина в балете М.Фокина «Видение розы», 1911 г. Фото: Public Domain

«Чрезвычайно живое, хотя и не слишком утонченное описание того, что происходило среди публики в тот вечер, когда мы с Нижинским танцевали это pas de deux, я позаимствовала у Михаила, нашего курьера: «Но когда вышли эти двое… Боже мой! Я никогда еще не видел публику в таком состоянии. Можно было подумать, будто под их креслами горел огонь», - писала она.

После этого Дягилев стал называть Вацлава Нижинского и Тамару Карсавину своими детьми.

Позже Карсавина писала: «Я влюблена в «Петрушку» и «Жар-птицу» Игоря Стравинского. Это действительно новое слово в балете. Тут музыка и балет не пригнаны друг к другу, а составляют одно…»

«У меня не было никаких амбиций»

Успех Карсавиной в то время был огромным. Перед ней преклонялись, ее грацию боготворили многие мужчины. Так в числе поклонников, добивавшихся ее расположения, был офицер Карл Маннергейм, будущий государственный деятель Финляндии, хореограф Михаил Фокин и даже лейб-медик двора Сергей Боткин, который на тот момент был женат. Но она обратила свой взор на Василия Мухина, небогатого дворянина, который пленил ее своей страстью к балету.

Их союз продлился недолго. В 1913 году балерина познакомилась с Генри Брюсом, сотрудником британского посольства в Петербурге, который смог увлечь ее своей страстью. Забыв о первом супруге, Карсавина вышла замуж за Брюса, которому в 1915 году родила сына.

Спустя много лет в своих мемуарах бывший британский дипломат писал: «Несмотря на эгоизм, свойственный мужчинам вообще, у меня не было никаких амбиций, кроме желания находиться в тени Тамары».

В эмиграции Тамара продолжала блистать на сцене и заниматься преподавательской деятельностью. Фото: Public Domain

Вместе они прожили около 30 лет. В эмиграции Тамара продолжала блистать на сцене и заниматься преподавательской деятельностью. Около 25 лет она занимала должность вице-президента Королевской академии танца в Лондоне.

Тамара Карсавина: фотографии и рисунки

Тамара Платоновна Карсавина - еще одна балерина русского балета, имя которой стоит рядом с именами таких великих балерин как Матильда Кшесинская и Анна Павлова. Можно назвать Карсавину их ученицей, хотя это несколько не так. Кшесинская покровительствовала юной Тамаре, Павлова же ее не любила, но тем не менее многие балетные партии Павловой и Кшесинской так или иначе потом танцевала и Карсавина. Она была очень трудолюбива, пластична и красива. Да у нее не было высоких покровителей, но среди ее поклонников были сам великолепный Карл Густав Маннергейм и лейб-медик царя Николая II доктор Боткин. Какой же она была, балерина Тамара Карсавина? Об этом нам поведает небольшая статья "Тамара Карсавина - Танцующее пламя" из дамского журнала Десница и фотографии, рисунки и портреты великой теперь уже балерины...

Балерина Тамара Платоновна Карсавина (1885 - 1978)

Природа, словно добрая фея, щедро наградила ее достоинствами и добродетелями, Талант, ум, интеллигентность, красота, особое женское обаяние. И при этом - мягкий характер, скромность и простота. Ее любили, уважали, ею восхищались. Она всегда была в стороне от каких бы то ни было интриг - потому что еще в юности решила всю себя посвятить Его Величеству Искусству. И эту мечту она воплотила в реальность, оставшись верной ей на всю свою долгую жизнь. А в памяти любителей и ценителей искусства она навсегда осталась «Жар-птицей русского балета»...

Балерина Тамара Карсавина в балете "Жар-птица" на музыку Игоря Стравинского в костюме по эскизам Леона Бакста 1910

Тамара Карсавина родилась весной, 9 марта 1885 года, в интеллигентной семье. Таточка, как ее ласково называли все, рано научилась читать, и книги стали ее страстью. А второй, еще большей страстью, стал балет. Отец Тамары Платон Карсавин был танцовщиком в Мариинском театре, а затем преподавал в Театральном училище. В 1891 году бенефис отца, устроенный в связи с окончанием театральной карьеры, произвел на шестилетнюю Тамару огромное впечатление. Именно тогда она поняла, как сильно любит театр. Поддерживаемая в своем увлечении матерью, Тамара стала готовиться к поступлению в Театральное училище. А отец стал ее первым наставником — строгим и требовательным, и требовательность к самой себе Карсавина сохранила на всю жизнь.

Юная Тамара Карсавина

Одноклассницы по Императорскому театральному училищу - Лидия Кякшт, Тамаря Карсавиня и Елена Полякова

Конкурс при поступлении в училище был очень большой, а вакансий мало: приняли всего 10 девочек. Среди них была и Тамара. Уже на следующий день после выпускного спектакля о юной балерине заговорили. Отмечались ее грация, легкость движения, артистизм, великолепная мимика. Однако никто не увидел в ней тогда виртуозной танцовщицы. Надо сказать, ее успехи в те годы свидетельствовали не только о безусловном наличии таланта, но и о великом усердии и трудолюбии: девочке давалось это непросто, ведь она страдала малокровием, и болезнь время от времени принимала острую форму.

Тамара Карсавина

Балеты Тамары Карсавиной

После окончания училища в 1902 году Тамара была зачислена в кордебалет Мариинского театра. Но очень скоро ей стали поручать и сольные партии. Так же скоро она приобрела себе и могущественного покровителя — Матильду Кшесинскую, и многолетнюю соперницу — Анну Павлову, которая почему-то сразу невзлюбила юную восходящую звезду. Она очень много работала, совершенствовала технику (в поездках в Италию брала уроки у знаменитых педагогов). Постепенно Карсавиной начинают поручать главные партии — она танцует в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Дон Кихот», становится любимицей значительной части публики.

Тамара Карсавина в балете "Павильон Армиды" на музыку Н. Черепнина 1909

Первый серьезный успех принесло Карсавиной сотрудничество с Михаилом Фокиным. Будучи одним из ведущих танцовщиков Мариинского театра, Фокин начал пробовать себя в роли хореографа, пытаясь обогатить танец новыми элементами и движениями. Активной его сторонницей стала Карсавина — одна из немногих актрис, которые смогли по-настоящему воспринять, впитать в себя идеи Фокина.

Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский в балете "Жизель" 1910

Тамара Карсавина в костюме к балету "Призрак розы"

Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский в балете "Сильфида"

Но настоящая слава Карсавиной связана с сезонами русского балета в Париже, начавшимися в 1909 году. Успех этих сезонов превзошел все ожидания. А удивительно органичный дуэт Карсавиной с Вацлавом Нижинским стал украшением всех программ этих сезонов. Героини Карсавиной были разными: обольстительница Армида и шаловливая, очаровательная Коломбина, романтичная мечтательница, уснувшая после бала и в грезах вальсирующая с кавалером («Призрак розы»), античная нимфа Эхо, лишенная собственного лица («Нарцисс»), кукла-балерина из русского балагана («Петрушка») и дева-птица («Жар-птица»).

Тамара Карсавина 1910-1914

Тамара Карсавина в балете "Жар-птица"

В описаниях карсавинских выступлений подчеркивались ее мимический талант, неуловимая грация, высокий от природы прыжок, который намеренно использовал Фокин — Жар-птица разрезала сцену как молния и походила, по словам Александра Бенуа, на «огненного феникса». А когда птица оборачивалась чудом-девой, в ее движениях появлялась сладостная истома, ее порыв как бы таял в изгибах тела, в извивах рук. На следующий день после премьеры «Жар-птицы» во французских газетах появились восторженные рецензии, в которых имена главных исполнителей были написаны с артиклем: “LA KARSAVINA”, “La Nijinsky”, что означало особое восхищение и уважение. Парижский рецензент писал, что на сцене «Карсавина похожа на танцующее пламя, в свете и тенях которого обитает томная нега... ее танцы — это нежнейшие тона и рисунок воздушной пастели ».

Тамара Карсавина 1910

Тамара Карсавина и Адольф Больм в балете "Тамар" 1910

Тамара Карсавина была преданной соратницей основателя «Русских сезонов» Дягилева. В то время, как Кшесинская, невзлюбив Дягилева, ставила ему палки в колеса, используя свои связи при дворе, а Павлова, потанцевав у того же Дягилева на первых порах, позже решительно отказалась делить успех с другими звездами, Карсавина никогда не капризничала, не предъявляла требований, умела подчинять собственные интересы интересам общего дела. Придя в труппу первой солисткой Мариинского театра и имея в репертуаре несколько ведущих партий, она, тем не менее, согласилась на положение второй балерины. Лишь когда труппу покинула Павлова, Карсавина стала исполнять все главные роли.

Тамара Карсавина в балете "Феб и Пан"

Тамара Карсавина в балете "Синий Бог" 1912

Франция ее обожала, а вслед за Парижем полюбила вся Европа. После феноменального успеха в Париже Карсавину буквально засыпали предложениями, ее хотели видеть в Англии, Италии, Америке, Австралии. Балерина выбрала Лондон — словно предчувствуя, что большая часть ее жизни будет связана с этим городом. Англия сразу полюбила Карсавину. По воспоминаниям балерины, не успел ее поклонник на спектакле в Лондоне крикнуть «Карсавина!», как «раздался рев галерки, словно грохот отдаленной пушки, и театр аплодировал двадцать минут ».


Тамара Карсавина в балете "Шахерезада" 1912

В 1913 году Карсавина вернулась в Россию, в Мариинку. Встретили ее очень тепло и дали все главные партии в балетах классического репертуара — «Жизель», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Щелкунчик», «Спяшая красавица», «Дон-Кихот» и других. В это время Карсавина — уже вполне зрелая актриса. Она великолепно умела сделать выразительным любой танец, органично и естественно переходя от танца к пантомиме. Критики наперебой расточали восторженные отзывы в ее адрес.

Тамара Карсавина 1911

Балерина Тамара Карсавина "Пульчинелла" 1912

Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина и Людмила Шоллар в " Играх " 1913

В одной из книг, посвященной русским танцовщицам, о Карсавиной есть такие строки: «Она наряду с Идой Рубинштейн претендует на первое место в списке самых красивых российских танцовщиц. Современники наперебой превозносили женский магнетизм и поминали сердца, разбитые обеими чаровницами. Но если инфернальная Ида напоминала то «раненую львицу», то остро заточенную бритву, Тамара Карсавина брала другим: она обволакивата лирико-поэтической эротикой. Обаяние Карсавиной было тем сильнее, что она слыла неприступной особой, не склонной к обычным пошлым амурам танцовщиц ». Последнему есть немало подтверждений.

Тамара Карсавина (фото с автографом)

За Карсавиной ухаживал знаменитый питерский донжуан Карл Маннергейм — будущий крупный государственный деятель Финляндии, а в то время офицер царской армии. Ею безумно увлекся лейб-медик двора Сергей Боткин, позабыв ради Тамары жену — дочь П.М. Третьякова, основателя знаменитой галереи. Хореограф Фокин три раза делал ей предложение, и каждый раз получал отказ. Замуж Карсавина вышла за небогатого дворянина Василия Мухина, пленившего ее добротой, знанием музыки и страстью к балету. Но впереди ее ждала Большая Любовь...

Тамара Карсавина в балете "Бабочки" 1914

Однажды на приеме в посольстве Великобритании она познакомилась с Генри Брюсом, начальником канцелярии посольства. Брюс влюбился отчаянно, увел Тамару из семьи, она родила британскому дипломату сына Никиту, а в 1915 году стала его женой. Они прожили вместе более тридцати лет.

В 1918 году Карсавина покинула родину. Ей было 33 года. С мужем и сыном она пробиралась на север, в Мурманск, к английским пароходам, с замиранием сердца въезжая в попадавшиеся на пути деревни: кто встретит — белые или красные? Для первых был наготове дипломатический паспорт Генри Брюса, для вторых — подорожная на имя Карсавиной, подписанная «красным» наркомом иностранных дел Чичериным. Они успели на пристань за несколько минут до отхода последнего британского крейсера. Карсавина с семьей приехала сначала во Францию, а в 1929 году перебралась в Лондон. Два года она - танцевала в театре «Балле Рамбер», а затем решила покинуть сцену. Но жизни без балета Карсавина не представляла.

Тамара Карсавина в костюмах с кокошниками (Фото с автографами) 1920-1924

Она стала работать над возобновлением балетов Фокина, готовила партию Жар-птицы с замечательной английской балериной Марго Фонтейн. Карсавина была безотказна, она всегда приходила на помощь всем, кто в ней нуждался. Многие балетмейстеры пользовались ее консультациями и советами при возобновлении классических балетов. Балерина даже появилась в эпизодических ролях в нескольких немых кинофильмах производства Германии и Великобритании — в том числе в картине «Путь к силе и красоте» с Лени Рифеншталь.

Тамара Карсавина 1922

Перу Карсавиной принадлежит книга мемуаров «Театральная улица», несколько книг по балету, в том числе пособие по классическому танцу. Ею разработан новый метод записи танцев. Карсавина была избрана вице-президентом Британской Королевской Академии танца и занимала эту почетную должность в течение четверти века. Будучи воспитанницей русской школы, она являлась фактически полноправным представителем ее за рубежом, продолжая свои собственные «русские сезоны».

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...