Оборона Заполярья. Город-герой Мурманск. Битва за Заполярье. Советские войска в освобождении Норвегии



В России, говоря о Великой Отечественной войне, вспоминают поражения 1941-1942 годов, битву под Москвой, блокаду Ленинграда, сражение за Сталинград, Северный Кавказ, Огненную дугу и ряд других знаменитых операций. Но мало что могут сказать о войне на Севере, на Кольском полуострове, если вообще слышали об этой странице Великой войны.


Кольский полуостров занимал большое место в агрессивных планах немецкого военно-политического командования. Во-первых, Берлин интересовал город Мурманск – незамерзающий порт, база Северного флота СССР. Кроме того, Мурманский порт с основной частью страны соединяла Кировская железная дорога, это давало возможность получать грузы военного характера и быстро доставлять их в Центральную Россию. Поэтому, немцы планировали захватить порт и перерезать железную дорогу в кратчайшие сроки. Во-вторых, Гитлера привлекали богатые природные богатства Кольской земли, и особенно месторождения никеля – металла, очень необходимого для германского военно-промышленного комплекса и экономик союзников Германии. В-третьих, эти земли интересовали финскую элиту, по их планам Кольский полуостров должен был стать частью «Великой Финляндии».

Для захвата Кольского полуострова на арктическом театре военных действий была сконцентрирована армия «Норвегия» (её сформировали в декабре 1940 года) в составе 3-х корпусов – двух горных немецких корпусов и одного финского корпуса. Её возглавлял генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст.

Генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст


В армии было 97 тыс. человек, 1037 орудий и миномётов, 106 танков. Эту армию поддерживала часть сил 5-го воздушного флота и Военно-морских сил Третьего Рейха.


Им противостояла советская 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях, под командованием Валериана Фролова. На момент начала военных действий армия включала в себя: 4-й стрелковый корпус (10-я и 122-я стрелковые дивизии), 14-ю, 52-ю стрелковые дивизии, 1-ю танковую дивизию, 1-ю смешанную авиадивизию, 23-й укреплённый район и ряд других соединений. 23-й укреплённый район (УР) располагался на полуостровах Рыбачий и Средний и занимал полосу обороны по фронту в 85 километров, глубиной в 5 километров, имея в наличии 7 узлов обороны, состоящих из 12 построенных и боеготовых долговременных оборонительных сооружений, и 30 находящихся на стадии строительства. УР защищали два пулемётных батальона (ещё два планировали развернуть), кроме того, в его полосе действовал один из полков 14-й сд. В армии было 52,6 тыс. человек личного состава, 1150 орудий и миномётов, 392 танка. С моря 14-ю армию прикрывали корабли и авиация Северного флота (8 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 15 подводных лодок, 116 самолётов).

Надо сказать, что в дальнейшем состав сил двух армий постоянно менялся, т. к. стороны их постоянно наращивали.

Провал Арктического блицкрига.

Великая война в Заполярье началась в ночь на 22 июня 1941 года с массированных авиационных налётов на города, населённые пункты, промышленные объекты, погранзаставы и военно-морские базы.

Немцы уже после оккупации Норвегии начали разрабатывать план ведения войны в Заполярье. Планирование операции начали 13 августа 1940 г. и завершили в октябре того же года. Мурманская операция (план Блауфукс или план Зильберфукс, нем. Unternehmen Silberfuchs - «Полярная лиса») была составной частью плана «Барбаросса». Она делилась на несколько этапов. Во время первого - Операция Реннтир («Северный олень») - немецкая 2-я горнострелковая дивизия и 3-я горнострелковая дивизия из состава горного корпуса «Норвегия» вторглись в район Петсамо (там располагались никелевые шахты) и захватили его.


Надо отметить, что советские войска не были застигнуты врасплох, как часто показывают начало Великой Отечественной войны. Уже 14-15 июня 122-я стрелковая дивизия из состава 14-й армии по приказу командующего Ленинградским военным округом М. М. Попова была выдвинута к государственной границе. Дивизия должна была прикрыть кандалакшское направление. Оно имело стратегическое значение - в случае успеха войска противника выходили к Кандалакшскому заливу Белого моря и отрезали Кольский полуостров от центральных районов страны. 19-го к границе начали выдвигать 1-ю танковую дивизию, 21-го по тревоге подняли 52 сд, она была дислоцирована в Мурманске, Мончегорске и Кировске. В ночь на 22 июня к границе перебросили два полка и разведывательный батальон 14-й сд. Кроме того, успеху обороны сопутствовал фактор труднодоступной местности.

28-29 июня 1941 года начались активные боевые действия на Мурманском направлении (главный удар). Это был второй этап - операция Платинфукс (нем. Platinfuchs - «Платиновая лиса»), немецкие силы наступали через Титовку, Ура-Губу к Полярному (главная база Северного флота) и Мурманску. Гитлеровцы планировали захватить базы Северного флота, блокировать и захватить Мурманск, а затем выйти к побережью Белого моря и занять Архангельск. В ходе второй же фазы операции собирались выполнить и третью – провести операцию «Песец» (нем. «Polarfuchs»). 2-я немецкая горная дивизия наступала на Полярное, а одна финская дивизия и одна немецкая дивизия должны были идти от Кемиярви на восток.

28 апреля на Мурманском направлении в атаку пошли 2-я и 3-я горнострелковые дивизии, 40-й и 112-й отдельные танковые батальоны. Они имели на решающем направлении 4-кратное преимущество - 95-й стрелковый полк 14-й сд не выдержал удара и отступил, сломав порядки подошедшего на помощь 325-го стрелкового полка той же дивизии. Но гитлеровцам не удалось разгромить гарнизон 23-го УРА на полуостровах Рыбачий и Средний. Гарнизон, опираясь на мощные укрепления и береговые батареи (3-х 130-миллиметровых и 4-х 100-миллиметровых орудий), отбил все атаки.

К 30 июня 52-я сд закрепилась на реке Западная Лица («Долина славы») и в течение всего июля отбивала все попытки немцев форсировать водную преграду. На правом фланге держали оборону перегруппировавшиеся части 14 сд. В сентябре оборона была усилена 186-й стрелковой дивизией (Полярная дивизия), после этого фронт на этом участке стабилизировался до 1944 года. За 104 дня боёв немцы продвинулись на 30-60 км и не решили поставленные задачи. Свою положительную роль сыграли и десанты морской пехоты Северного флота - удары во фланг противнику были нанесены 7 и 14 июля. А также «непотопляемый линкор Заполярья» - полуостров Рыбачий, на участке 23-го УРа и 135-го стрелкового полка 14-й сд гитлеровцам так и не удалось перейти за пограничный знак № 1.


На кандалакшском направлении первый удар отразили 24 июня. 1 июля 1941 года немцы силами 36-го армейского корпуса, в него входили 169-я пехотная дивизия, горнострелковая бригада СС «Норд», а также финская 6-я пехотная дивизия и два финских егерских батальона, начали генеральное наступление на Кандалакшу. Врагу противостояла 122-я сд, 1-я танковая дивизия (до середины июля 1941 года, затем её отвели на другой участок фронта) и переброшенная позднее в район Кайралы 104-я сд (без 242-го стрелкового полка, который находился на кестеньгском направлении). До начала августа шли ожесточённые бои с небольшим продвижением частей противника. В начале августа 1941 в тыл советским силам проник усиленный финский батальон. Финны оседлали дорогу в районе станции Нямозеро, в результате советской группировке пришлось в течение двух недель вести бои в странном окружении. Всего один батальон противника блокировал пять стрелковых полков, три артполка и другие соединения. Этот случай говорит о сложности театра боевых действий, отсутствии развитой дорожной сети, труднопроходимости местности среди лесов и болот. Когда через две недели дорогу разблокировали, враг нанёс сильный удар с фронта и вынудил части Красной Армии отойти. Советские войска закрепились в четырёх км восточней Алакуртти, и там линия фронта стабилизировалась до 1944 года. Максимальное продвижение противника составило около 95 километров.


На кестеньгском направление держал оборону 242-й стрелковый полк 104-й сд. Активные боевые действия начались с начала июля 1941 года. Немцам удалось к 10 июля выйти к реке Софьянга, а в ноябре захватить Кестеньгу и продвинуться от неё на восток ещё примерно на 30 км. К 11 ноября 1941 года линия фронта стабилизировалась в 40 км западнее Лоухи. К тому времени группировка советских войск на этом участке фронта была усилена 5-й стрелковой бригадой и 88-й сд.

Немецкое лыжное подразделение в Заполярье

К осени 1941 года стало понятно, что план молниеносной войны в Арктике сорван. В жестоких оборонительных боях, проявляя мужество и стойкость, советские пограничники, бойцы 14-й армии, моряки Северного флота обескровили наступающие подразделения врага и заставили немцев взять паузу и перейти к обороне. Немецкому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Несмотря на отдельные начальные успехи, немецким войскам не удалось выйти к Мурманской железной дороге ни на одном участке, а также захватить базы Северного флота, выйти к Мурманску и захватить его. В результате здесь находился единственный участок советско-германского фронта, где войска противника были остановлены уже в нескольких десятках километров от линии советской Государственной границы, а в отдельных местах немцы даже не смогли перейти границу.

Морские пехотинцы Северного флота на палубе катера проекта МО-4

Огромную помощь соединениям Красной Армии и Военно-Морского Флота СССР оказали жители Мурманской области. Уже в первый день Великой войны в Мурманской области было введено военное положение, в военных комиссариатах начали мобилизацию военнообязанных, и в военкоматы поступило до 3,5 тыс. заявлений от добровольцев. Всего на фронт ушел каждый шестой житель области - более 50 тыс. человек.

Партийные, советские и военные органы организовали всеобщее военное обучение населения. В районах и населённых пунктах формировались части народного ополчения, истребительные отряды, санитарные дружины, соединения местной ПВО. Так, мурманский истребительный полк только за несколько первых недель войны 13 раз выходил на задания, которые были связаны с уничтожением вражеских диверсионно-разведывательных групп. Бойцы Кандалакшского истребительного батальона непосредственно участвовали в боевых действиях в Карелии в районе станции Лоухи. Бойцы истребительных соединений Кольского и Кировского районов несли службу по охране Кировской железной дороги.


Партизаны Заполярья


Летом 1942 года по инициативе обкома партии в области были образованы партизанские отряды «Большевик Заполярья» и «Советский Мурман». Учитывая тот факт, что Мурманская область была практически не оккупирована, партизанские соединения базировались на своей территории и уходили в глубокие рейды по тылам противника. Основным объектом действий партизанских отрядов стала автодорога Рованиеми - Петсамо, по ней шло снабжение немецких войск, расположенных в областях Северной Финляндии. Во время рейдов мурманские партизаны нападали на вражеские гарнизоны, нарушали линии связи и коммуникации, проводили разведывательно-диверсионную деятельность, захватывали пленных. Несколько партизанских отрядов также действовало и на Кандалакшском направлении.


Примерно 30 тыс. человек мобилизовали на военно-строительные работы. Эти люди на подступах к Мурманску и Кандалакше создали несколько оборонительных линий. С участием гражданского населения велось массовое строительство окопов, щелей, бомбоубежищ. С конца июня 1941 года из области началась массовая эвакуация гражданского населения и промышленного оборудования. Первоначально её осуществляли с помощью железнодорожного транспорта, затем с помощью кораблей и судов – везли в Архангельск. Вывозили детей, женщин, стариков, запасы стратегического сырья, оборудование с «Северникеля», Туломских и Нивских гидростанций. Всего за пределы Мурманской области вывезли 8 тыс. вагонов и более 100 судов – эта эвакуация стала частью более масштабной операции, которую проводили по всем западным областям Советского Союза. Те предприятия, которые были оставлены в области, были переведены на военные рельсы и ориентированы на выполнение военных заказов.

Все рыболовные траулеры были переданы в состав Северного флота. Судоремонтные предприятия провели работу по переоборудованию их в боевые корабли, на них устанавливали вооружение. Судоремонтные заводы также ремонтировали боевые корабли и подводные лодки. Уже с 23 июня все предприятия области перешли на круглосуточный (чрезвычайный) режим работы.

Предприятия Мурманска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска в кратчайшие сроки освоили выпуск автоматического оружия, гранат, минометов. Комбинат «Апатит» начал производство смеси для зажигательных авиабомб, судоремонтные мастерские делали шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика выпускала лыжи для солдат. Артели промысловой кооперации вели производство оленьих упряжек, мыла, переносных печей (буржуек), различной походной утвари, шили обмундирование, ремонтировали обувь. Оленеводческие колхозы передавали армии оленей и нарты, снабжали мясом и рыбой.

Оставшиеся в области женщины, подростки и старики заменили на производстве ушедших на фронт мужчин. Они осваивали на различных курсах новые профессии, выполняли нормы не только здоровых мужчин, но и ставили рекорды. Рабочий день на предприятиях вырос до 10, 12 часов, а иногда и 14 часов.

Рыбаки уже осенью 1941 года возобновили промысел, добывая необходимую для фронта и тыла рыбу в боевых условиях (их могли атаковать вражеские самолёты, субмарины). Хотя сама область и испытывала нехватку продовольствия, но всё же несколько эшелонов с рыбой смогли отправить блокадному Ленинграду. Для того, чтобы улучшить продовольственное снабжение населения Мурманской области при промышленных предприятиях, были созданы подсобные хозяйства, людьми возделывались огороды. Был организован сбор ягод и грибов, лекарственных трав, хвои. Бригады охотников занимались добычей дичи - лосей, диких оленей, птицы. На внутренних водоемах Кольского полуострова был организован лов озерной и речной рыбы.

Кроме того, жители области приняли активное участие в сборе средств для Фонда обороны: люди сдали 15 кг золота, 23,5 кг серебра. Всего же за годы Великой войны от жителей Мурманской области поступило более 65 миллионов рублей. В 1941 году 2,8 млн. рублей было перечислено на создание эскадрильи «Комсомолец Заполярья», а железнодорожники построили на свои средства эскадрилью «Советский Мурман». Было собрано и отправлено более 60 тыс. подарков на фронт бойцам Красной Армии. Школьные здания в населённых пунктах переоборудовали под госпитали.

И всё это делалось в самых тяжёлых условиях прифронтовой зоны, населённые пункты подвергались постоянным ударам с воздуха. Так, с лета 1942 года Мурманск подвергался жестоким бомбардировкам, только 18 июня немецкие самолёты сбросили 12 тыс. бомб, огонь уничтожил в городе больше 600 деревянных зданий. Всего с 1941 по 1944 год на главный город области было совершено 792 налета немецких ВВС, люфтваффе сбросили около 7 тыс. фугасных и 200 тыс. зажигательных бомб. В Мурманске было разрушено и сожжено более 1500 домов (три четверти всего жилого фонда), 437 производственных и служебных зданий. Немецкая авиация регулярно наносила удары по Кировской железной дороге. За время военных действий в Заполярье на каждый километр железнодорожной магистрали немецкие ВВС сбросили в среднем 120 бомб. Но, невзирая на постоянную опасность попасть под бомбардировку или обстрел, мурманские железнодорожники и портовики делали свое дело, и связь с Большой землей не прервалась, по Кировской железной дороге шли составы. Надо отметить, что силами ПВО над Мурманском и Кировской железной дорогой в 1941-1943 годы было сбито 185 самолётов врага.

Мурманск после бомбардировок.


По количеству и плотности нанесенных по городу бомбовых ударов среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду. В результате немецких бомбардировок было уничтожено три четверти города.


Большое сражение в 1942 году развернулось в морской зоне. Союзники СССР по Антигитлеровской коалиции начали поставку военной техники, снаряжения, продовольствия. Советский Союз поставлял союзникам стратегическое сырьё. Всего за время Великой войны в Мурманск и Архангельск пришло 42 союзных конвоя (722 транспорта), из Советского Союза было отправлено 36 конвоев (достигли портов назначения 682 транспорта). Первый союзный конвой прибыл в порт Мурманска 11 января 1942 года, а всего за время Великой отечественной войны в нём было разгружено до 300 судов, переработано более 1,2 млн. тонн иностранных грузов.

Немецкое командование попыталось сорвать поставки грузов, перерезать эту стратегическую коммуникацию. Для борьбы с конвоями союзников были привлечены большие силы люфтваффе, кригсмарине и надводных сил, которые находились в норвежских базах. Основная нагрузка по охране конвоев была возложена на силы британского флота и советский Северный флот. Только для охраны конвоев корабли Северного флота совершили 838 выходов. Кроме того, с воздуха вела разведку, прикрывала конвои морская авиация. ВВС также наносили удары по немецким базам и аэродромам, кораблям врага в открытом море. Советские подводные силы выходили в море и несли боевую вахту у немецких военно-морских баз и на возможных путях перехода крупных надводных кораблей военно-морских сил Рейха. Общими усилиями британских и советских сил прикрытия было уничтожено 27 вражеских субмарин, 2 линейных корабля и 3 эсминца. В целом, охрана конвоев действовала успешно: под прикрытием моряков и лётчиков Северного флота и британских ВМС морские караваны потеряли 85 транспортов, дошли до своей цели более 1400.

Кроме того, Северный флот вёл активную боевую деятельность у берегов противника, стараясь сорвать морские перевозки немцев вдоль побережья Северной Норвегии. Если в 1941-1942 годы в этих операциях был задействован в основном подводный флот, то со второй половины 1943 года первую скрипку стали играть силы морской авиации. Всего за 1941-1945 годы Северный флот, в основном усилиями ВВС СФ, уничтожил более 200 кораблей и вспомогательных судов врага, свыше 400 транспортов общим тоннажем в 1 млн. тонн и около 1,3 тыс. самолетов.

Эсминец советского Северного флота проекта 7 «Грозный» в море

В полосе действий 14-й армии линия фронта в период с осени 1941 по осень 1944 года была очень стабильной. Обе стороны испытывали одинаковые сложности. Во-первых, быстрой, манёвренной войне мешали природно-климатические условия. Сплошного фронта не было, боевые порядки заменяли непреодолимые крупными формированиями каменные гряды, болота, реки, озёра, леса. Во-вторых, оборонительные порядки немецких и советских войск постоянно совершенствовались. В-третьих, ни у советского командования, ни у немцев не было решающего перевеса в силах.

В основном противостоящие друг другу армии проводили разведки, диверсии (в том числе с помощью партизан), совершенствовали оборону. Из наиболее значимых действий можно отметить контрнаступление Красной Армии в конце апреля 1942 года на кестеньгском направлении. Советские войска фактически сорвали немецкое наступление, разведка выявила концентрацию вражеских сил на этом направлении. Но после 10-дневного сражения ситуация стабилизировалась на прежних позициях. В это же время Красная армия попробовала перейти в наступление на мурманском направлении – на рубеже реки Западная Лица. Советские войска смогли пробиться на несколько километров вперёд, но вскоре немцы восстановили фронт.После этого более или менее крупномасштабных боевых действий в полосе 14-й армии не было до октября 1944 года.

Советские подводные лодки серии «С» в порту Полярный

К осени 1944 года советские войска прочно удерживали стратегическую инициативу на всём протяжении советско-германского фронта. Пришло время разгромить врага и на северном участке фронта.

14-я армия стала основной боевой силой в Петсамо-Киркенесской операции (проходила с 7 октября по 1 ноября 1944 года). Армия получила задачу уничтожить главные силы 19-го немецкого горнострелкового корпуса (корпус «Норвегия»), которые укрепились в области Петсамо, и в дальнейшем продолжать наступление в направлении на Киркенес в Северной Норвегии.

14-я армия под командованием генерал-лейтенанта Владимира Щербакова имела в своём составе: 8 стрелковых дивизий, 5 стрелковых, 1 танковую и 2 инженерные бригады, 1 бригаду реактивных установок, 21 артиллерийских и миномётных полка, 2 полка САУ. В ней было 97 тыс. солдат и офицеров, 2212 орудий и миномётов, 107 танков и самоходных артустановок. Армию с воздуха поддерживала 7-я воздушная армия - 689 самолётов. А с моря Северный флот под командованием адмирала Арсения Головко. Флот участвовал в операции силами отрядов кораблей, 2 бригад морской пехоты и 276 самолётов морской авиации.

В немецком 19-м горном корпусе было: 3 горные дивизии и 4 бригады (53 тыс. солдат и офицеров), 753 орудия и миномёта. Командовал им генерал горнострелковых войск Фердинанд Йодль. С воздуха прикрывали силы 5-го воздушного флота – до 160 самолётов. На море действовали немецкие ВМС.

Ситуацию осложнял тот фактор, что в за три года немцы соорудили т. н. лапландский оборонительный вал. А после выхода Финляндии из войны (19 сентября 1944 года), военно-строительные работы приняли очень активный характер. На фронте в 90 км тянулись минные поля, проволочные заграждения, противотанковые рвы и надолбы, возводились железобетонные и бронированные огневые точки, укрытия, траншеи, ходы сообщения. Укрепления перехватывали все перевалы, лощины, дороги, господствующие высоты. Со стороны моря позиции усиливали береговые батареи и зенитные позиции, устроенные в капонирах. И это притом, что местность и так была труднопроходимой – речки, озёра, болота, скалы.

7 октября 1944 года после артподготовки началось наступление. Ещё до его начала в тыл противнику были заброшены инженерные части с целью уничтожения укреплений врага. На правом фланге ударной группировки наступал 131-й стрелковый корпус, его целью было Петсамо, его поддерживала отвлекающая оперативная группа и две бригады морпехов. На левом фланге в атаку пошёл 99-й стрелковый корпус, он имел задачу наступать в направлении Луостари. На левом же фланге глубокий обходной манёвр совершал 126-й лёгкий стрелковый корпус (его цель также Луостари).

131-й корпус к 15.00 прорвал первую линию обороны немцев и вышел к реке Титовка. 8 октября плацдарм был расширен, и началось движение в направлении на Петсамо. 99-й корпус не смог прорвать оборону немцев в первый день, но сделал это в ночной атаке (в ночь с 7 на 8 октября). В полосе его наступления ввели в бой резерв - 127-й легкий стрелковый корпус, 12 октября они овладели Луостари и начали движение на Петсамо с южного направления.

126-й легкий стрелковый корпус, совершая тяжелый обходной манёвр, к 11 октября вышел западнее Луостари и перерезал дорогу Петсамо - Салмиярви. Этим советское командование не допустило подхода немецких подкреплений. Корпус получил следующую задачу – новым обходным маневром оседлать с запада дорогу Петсамо-Тарнет. Задача была выполнена 13 октября.


14 октября к Петсамо подошли 131-й, 99-й и 127-й корпуса, начался штурм. 15 октября Петсамо пал. После этого корпуса армии провели перегруппировку и 18 октября начался второй этап операции. В бой бросили части уже участвовавших в сражении 4-х корпусов и новый резервный 31-й стрелковый корпус. В основном во время этого этапа противника преследовали. На Никель наступали 127-й лёгкий стрелковый и 31-й стрелковый корпуса, на Ахмалахти двигались 99-й стрелковый и 126-й лёгкий стрелковый корпуса, на Тарнет шёл 131-й стрелковый корпус. Уже 20 октября начался охват Никеля, 22-го он пал. Остальные корпуса также вышли на намеченные рубежи к 22 октября.

Высадка морского десанта, 1944 год


18 октября 131-й стрелковый корпус вступил на норвежскую землю. Началось освобождение Северной Норвегии. 24-25 октября был форсирован Яр-Фьорд, силы 14-й армии развернулись веером на норвежской территории. 31-й стрелковый корпус не стал форсировать залив и начал движение глубоко на юг - к 27 октября дошёл до Наусти, выйдя на границу Норвегии и Финляндии. 127-й легкий стрелковый корпус также двигался в южном направлении по западному берегу фьорда. 126-й легкий стрелковый корпус двигался в западном направлении, и 27 октября вышел к Нейдену. 99-й и 131-й стрелковые корпуса устремились на Киркенес и 25 октября заняли его. После этого операция была завершена. Большую роль в операции сыграли морские десанты и действия Северного флота. Это была полная победа.

Изгнанием немецких войск из Киркенеса и выходом на рубеж Нейден, Наусти советская 14-я армия и Северный флот выполнили свои задачи в Петсамо-Киркенесской операции. 9 ноября Ставка Верховного Главнокомандования приказала 14-й армии остановить движение и перейти к обороне. В ходе 19-дневных боев войска армии продвинулись на запад до 150 км, освободив район Петсамо-Печенги и Северную Норвегию. Потеря этих территорий сильно ограничила действия немецких ВМС на советских северных коммуникациях и лишила Третий Рейх возможности получать никелевую руду (стратегический ресурс).

Немецкие войска понесли значительные потери в живой силе, вооружении и боевой технике. Так, 19-й горнострелковый корпус Йодля потерял только убитыми около 30 тыс. человек. Северный флот уничтожил 156 кораблей и судов противника, а силы советской авиации ликвидировали 125 самолётов люфтваффе. Советская армия потеряла убитыми и ранеными более 15 тыс. человек, в том числе на территории Норвегии - более 2 тыс. солдат и офицеров.

В ходе наступления советских войск на Крайнем Севере было показано высокое военное искусство советского военного командования. На высоком уровне было организовано оперативно-тактическое взаимодействие сухопутных войск с силами Северного флота. Советские корпуса провели наступление в условиях сложного характера местности, часто без локтевой связи с соседними частями. Силы 14-й армии умело и гибко маневрировали, использовали в бою специально обученные и подготовленные легкие стрелковые корпуса. Высокий уровень показали инженерные части советской армии, соединения ВМС, морской пехоты.

В ходе Петсамо-Киркенесской операции советские войска освободили оккупированные районы советского Заполярья и оказали огромную помощь в освобождении Норвегии.

Окончательно Норвегия была освобождена также при помощи СССР. 7-8 мая 1945 года немецкое военно-политическое руководство согласилось на полную капитуляцию и немецкая группировка в Норвегии (она насчитывала около 351 тыс. солдат и офицеров) получила распоряжение о сдаче и сложила оружие.

МУК Североморская ЦБС

Центральная детская библиотека

Великая Отечественная война

в Заполярье

Библиографический урок

Североморск

Сценарий

План урока

1. Война пришла на Север.

2. Ваенга в боях и походах.

3. Их именами названы улицы.

4. Трудовой тыл Кольского полуострова.

5. Петсамо-Киркенесская операция.

6. Ищем нужную книгу: навыки работы со справочным аппаратом библиотеки.

7. «Живые, помните о них!»: вместо заключения.

В этом году исполняется 65 лет со дня разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. 65 лет наш край живет без войны.

Война пришла на Кольскую землю в июне 1941 года.

Германское правительство поста­вило целью захватить не только никеле­вые рудники в Петсамо, но и весь Кольский полуостров, пытаясь тем самым решить как минимум три зада­чи: обеспечить себя стратегически важным сырьем; парализовать Се­верный флот, чтобы добиться господ­ства в Северной Атлантике; и пере­резать Мурманскую железную доро­гу, связывающую центр страны с внешним миром.

Более трех лет продолжалась оборона Заполярья. Три года, наполненные жестокими сражениями на земле, в небесах и на море.

Справочник по Великой Отечественной войне бесстрастно сообщает: оборона Заполярья (июнь 1941-октябрь 1944), боевые дей­ствия войск Северного (с 1 сентяб­ря 1941 Карельского) фронта, Северного флота и Беломорской военной флотилии на Кольском полуострове, в северной части Карелии, на Баренцевом, Белом и Карском морях.

В ходе обороны советские войска, флот и трудящиеся Запо­лярья не позволили противнику изолировать Советский Союз от внешних связей через северные порты и пе­ререзать Северный морской путь на Дальний Восток, обеспечили бесперебойную работу сухопутных и морских внутренних коммуникаций на севере страны.

Понять, какой ценой была выиграна операция в Заполярье, что пережили люди на войне, нам помогают стихи поэтов, воевавших на Кольской земле.

Нет,

Не до седин,

Не до славы

Я век свой хотел бы продлить,

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить;

Прижаться к земле

И в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только

Вот эту гранату,

Всадить ее,

Врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!

Прожить бы мне эти полмига,

А там я сто лет проживу!

Павел Шубин «Полмига» 1943 г.

Безусловно, Северный флот принял активное участие в боевых действиях. После того как фашистский «разведчик» 17 июня 1941 года пролетел над Кольским заливом, Полярным и Ваенгой, боеготовность на флоте была резко повышена. Командующий флотом и член Военного совета ди­визионный комиссар лично выяснили, почему зенитчики не открыли огонь по немецкому самолету. Артил­леристы объяснили, что они боялись что-либо напутать. Приказ об открытии огня по нарушителям внес ясность, повысил бдитель­ность. В отношении фашистских самолетов, нарушающих нашу гра­ницу, командующий флотом отдал категоричное указание -- сби­вать. Весь флот накануне войны находился в наивысшей боевой го­товности.

В первый день войны артиллеристы 221-й батареи засек­ли у противоположного берега бухты, которую прикрывали ору­дия, вражеский тральщик. Раздалась команда: «К бою!» Снаря­ды первых трех залпов накрыли корабль. Командир батареи старший лейтенант Павел Космачев, сообщая об этом в штаб флота, не думал тогда, что докладывает об открытии боевого сче­та североморцев.

Фашисты обрушили на космачевские орудия огонь своих бере­говых батарей, находящихся на другой стороне залива. По 221-й батарее наносила жестокие удары авиация врага. Но артил­леристы Космачева продолжали вести огонь по врагу. И так месяц за месяцем, год за годом. После войны поднятое на постамент в Североморске орудие стало символом стойкости и мужества.

И страшно было небосводу

Смотреть на то, как моряки,

Бросаясь в огненную воду.

Держали шаткие мостки,

Чтобы советская пехота

Сухою на берег сошла

И, выкорчевывая доты,

Дорогу верную нашла.

Как прежде, мины шелестели.

В глухом ущелье ветер выл –

И раненые не хотели

Эвакуироваться в тыл.

И даже мертвые, казалось,

Уже не сдали б ни за что

Ту пядь, что с кровью их смешалась

На отвоеванном плато!

Александр Ойслендер «Высадка десанта»

Так писал в 1944 году фронтовой поэт Александр Ефимович Ойслендер. В ознаменование подвига войск, героизма и муже­ства населения Указом Президиу­ма Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 учреждена медаль «За оборону Советского Запо­лярья», которой награждено свыше 307 тыс. воинов и трудящихся – участников обороны.

Давно отгремела война. Кровь и боль наших дедов и прадедов стали достоянием истории. А историю своей страны, своего края надо знать, чтобы быть полноценным человеком и гражданином.

Где можно прочитать об операции в Заполярье, как быстро найти информацию о Великой Отечественной войне? В этом нам поможет справочный аппарат библиотеки. Прежде всего, нам нужен Систематический каталог. В каталоге в ящике «Новейшая история (1917-)» есть разделитель «63.3Период Великой Отечественной войны ()», за которым собраны описания на все книги о войне, хранящиеся в нашем фонде. Хочу обратить ваше внимание на то, что в каталогах нашей (Центральной детской) библиотеки вы можете найти описания не только на книги, но и на электронные диски и видеозаписи .

Дополнительную информацию вы можете получить, воспользовавшись Систематической картотекой статей. Там можно найти сведения о газетно-журнальных публикациях на тему Великой Отечественной войны.

Если же вам надо прочитать об операции в Заполярье, тогда лучше обратиться к Краеведческой картотеке. Там собираются сведения о самых интересных статьях из газет и журналов про Мурманскую область и Североморск и о краеведческих книгах. Картотека организована по тематическим рубрикам, что облегчает поиск. В данном случае нас интересуют разделители «Историческое прошлое края» и «Краснознаменный Северный флот».

Для чего мы так подробно обсуждаем эти вопросы? Дело в том, что через какое-то время вы станете читателями взрослых (городских или областных) библиотек. И там вам придется самостоятельно работать с каталогами и картотеками, самостоятельно заполнять требования на литературу. А необходимые для этого навыки вы можете получить только у нас, в детской библиотеке.

Нас отделяют от освобождения Заполярья 65 лет. Это долгий срок для человека, целая жизнь. Все дальше и дальше уходят от нас герои отгремевших боев. Нам они оставили светлую память и спасенную страну. Помните о тех, кто своей жизнью оплатил победу в Великой Отечественной войне, помните свою историю и пусть это поможет вам строить будущее нашего Отечества.

Я не открою вам Америк

И рифмой броской не сверкну.

Я просто помню плоский берег

И моря жесткую волну.

К далеким северным широтам

Мне вас хотелось увести,

К мальчишкам из морской пехоты.

Которым нет и двадцати.

Они воюют?

Да, воюют –

Бои кругом и смерть кругом.

Еще - танцуют?

Да, танцуют

В подземном клубе фронтовом.

Мальчишкам мир для счастья нужен,

Их жажда не утолена…

Меж двух тревог, не сняв оружья.

Танцуют вальс.

Идет война.

Мальчишки чьими-то отцами

Могли бы стать... Могли бы стать.

Но в море, в сопках, у Петсамо

Им не воскреснуть, им не встать.

Им не любить, не улыбаться,

Не прикасаться к сотням дел.

Лишь вечно юными остаться

Досталось мальчикам в удел.

Еще досталось - жизни цену

Им заплатить за жизнь других,

Тех, кто приходят им на смену...

помните о них!

Елизавета Стюарт «Память»

Список использованной литературы

1. Была война…Фронтовая поэзия Кольского Заполярья: сборник стихов / сост. Д. Коржов; Просветительский центр «Доброхот».- Мурманск: Добромысл, 200с.: ил.

2. Великая Отечественная война: словарь-справочник / сост. ; под общ. ред. .- 2-е изд., доп.- М.: Политиздат, 198с.

3. Жданов, / , .- Мурманск: Книжное издательство,197с.: ил.- (Города и районы Мурманской области).

4. Заполярный плацдарм: / ред. .- СПб.: КиНТ-принт, 2005.- с.: ил.

5. Симонов, К. Стихи и поэмы: / Константин Симонов.- М.: Гослитиздат, 195с.

Список использованных иллюстраций

(записи расположены в порядке демонстрации).

1. [Карта Мурманской области] [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

2. [Бои на полуострове Рыбачий] [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

3. Средства ПВО [Изоматериал]// Заполярный плацдарм / ред. .- СПб., 2005.- С. 80.

4. Памятник героям-артиллеристам 221-й Краснознаменной батареи Северного флота [Изоматериал]// Североморск. Судьбы моей столица: фотоальбом / сост. Р. Сталинская.-Североморск, 2008.-С. .

5. Нисский, торпедных катеров. 1944 [Изоматериал]// Художественная летопись Великой Отечественной / .- М., 1986.- № 000.

6. [Североморск в 1951 г.] [Изоматериал]// Североморск. Судьбы моей столица: фотоальбом / сост. Р. Сталинская.-Североморск, 2008.-С. .

7. [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

8. Герой Советского Союза [Изоматериал]// Подвиг североморцев / И. Пономарев.- 2-е изд., испр. и доп.- Мурманск, 1970.- С.149.

9. [Портрет ] [Изоматериал ] // Военные моряки – герои подводных глубин (): биографический справочник.-М.; Кронштадт, 2006.-С. 60.

10. [Олень] [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

11. Иванов, В. За Родину, за честь, за свободу!: плакат [Изоматериал]// Заполярный плацдарм / ред. .- СПб., 2005.- С. 82.

12. [Высадка десанта] [Изоматериал]// Заполярный плацдарм / ред. .- СПб., 2005.- С. 41.

13. Разделители краеведческой картотеки.

14. [Бойцы Советской армии] [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

Компьютерный набор и оформление: библиограф ЦДБ

Ответственный за выпуск: заведующая ЦДБ


В годы Великой Отечественной войны трудно найти более сложный в климатическом отношении участок фронта, чем Заполярье. Противникам приходилось действовать в условиях сурового климата, малонаселенности и прочих «прелестей» природы Крайнего Севера и Арктики. Тут нередки магнитные бури, влияющие, в числе прочего, и на радиосвязь. В период полярной ночи нередка туманная погода, а осенью свирепствуют штормы.

Эти тяжелые природные условия в значительной степени осложняли боевую деятельность авиации. При этом война в Арктике на границе между СССР и Германией, оккупировавшей Норвегию, а с 25 июня – в советской и финской Лапландии, велась с обеих сторон в условиях крайне ограниченных ресурсов (как материальных, так и людских). В то же время почти нигде не описанная война в воздухе, шедшая в этом районе, является одной из самых интересных глав в истории воздушных конфликтов. Здесь между лучшими асами противоборствующих сторон случались настоящие рыцарские поединки, сравнимые с теми, что происходили в небе над Западным фронтом в годы Первой мировой войны.

Немало внимания уделено роли авиации в обеспечении проводки союзных конвоев в порты Мурманска и Архангельска, а также участию союзной (прежде всего британской) авиации. При этом был использован практически весь доступный на сегодня пласт отечественных и зарубежных печатных источников, документы и воспоминания ветеранов.

За прошедшие почти семь десятков лет тема получила достаточно широкое, но однобокое освещение.

Всестороннее изучение воздушной войны в Заполярье началось сразу после ее окончания. К числу первоочередных задач на тот момент относилось создание официальной истории. Так, в 1945–1946 годах появились «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном театре», а также «Исторический отчет о боевой деятельности ВВС СФ в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Завершила создание «лакированной» истории авиации СФ в ВОВ монография В. Бойко «Крылья Северного флота», изданная в 1976 году в Мурманске. Отметим, что и поныне этот труд является практически единственной обобщающей работой по теме авиации Северного флота в войне. Конечно, от роли партии в целом и политработников в частности автору уйти не удалось – время было такое.

Новый всплеск интереса к теме (впрочем, как и ко всей истории Великой Отечественной войны) начался в 90-х годах XX века. Прежде всего выделяются работы таких историков авиации, как Александр Марданов и Юрий Рыбин, которые в различных специализированных журналах опубликовали три десятка статей по различным аспектам воздушной войны в Заполярье.

Отдельно стоит отметить деятельность доцента Поморского международного университета М.Н. Супруна из Архангельска, который смог организовать выпуск четырех выпусков сборника статей «Северные конвои. Исследования. Воспоминания. Документы». Кроме того, в соавторстве с Р.И. Ларинцевым он издал прекрасную книгу «Люфтваффе под Полярной звездой», которая на сегодняшний день является подспорьем для всех интересующихся темой противников североморцев.

Все тот же Роман Ларинцев, совместно с известным исследователем из Таганрога Александром Заблотским, за относительно короткое время издал целую серию статей о противостоянии советской авиации и кригсмарине на севере, которая в итоге вылилась в книгу «Советские ВВС против кригсмарине» (М.: Вече, 2010).

Предпринимались также попытки оценить и действия с обратным знаком – то есть люфтваффе против Северного флота. Это было сделано в книге известной своими германофильскими взглядами тройки авторов – М. Зефирова, Н. Баженова и Д. Дегтева «Тени над Заполярьем: Действия люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев» (М.: ACT, 2008).

Оценивая в целом изданную литературу по теме, стоит признать, что на данный момент цельной картины воздушной войны в Заполярье пока нет. И надеюсь, что предлагаемая работа станет первой ласточкой в деле осмысления результатов войны на северном участке огромного советско-германского фронта.

Немецкое наступление (июнь-сентябрь 1941 г.)

Район советского Заполярья всегда славился большими запасами сырья, топлива и даров моря. После революции в Архангельске, Онеге, Мезени были построены мощные лесозаводы, началась промышленная разработка медно-никелевых руд и апатитов на Кольском полуострове, Воркутинского каменноугольного месторождения, залежей флюорита в районе Амдермы, угля в Норильске, соли и угля – в Нордвике.

Особое значение имел единственный незамерзающий порт на севере Советского Союза – маленький городок Мурманск. Основанный 4 октября 1916 года как Романов-на-Мурмане, он изначально предназначался для обеспечения поставок военных припасов из Европы от союзников по Антанте. Именно из-за этого свою специфику имела и Гражданская война на Севере, когда под предлогом защиты огромных складов с оружием и амуницией сюда был высажен союзный экспедиционный корпус. Во многом из-за этого советская власть в Заполярье установилась относительно поздно – только 7 марта 1920 года. За следующие 12 лет город получил серьезное развитие. Так, население Мурманска возросло в 16 раз, достигнув цифры 42 тысячи человек.

На момент начала операции «Барбаросса» по сравнению с другими участками фронта в Финляндии и Норвегии противостоящая советским войскам группировка была фактически слабее всех, поскольку в этом районе Гитлер старался всего лишь предотвратить высадку британского десанта. Поэтому на границе Советского Союза с Норвегией и Финляндией были развернуты весьма ограниченные силы. С другой стороны, весь карельский сектор, от Ладожского озера северо-восточнее Ленинграда до южного берега Баренцева моря далеко на севере – а это 950 километров, – прикрывался всего лишь двумя советскими армиями (7-й и 14-й). 14-я армия была расположена к западу от Кольского полуострова и имела главной целью прикрытие Мурманска.

ВВС 14-й армии и приданными частями ВВС Северного флота командовал талантливый пилот, генерал-майор авиации Александр Кузнецов. 22 июня 1941 года советские авиационные подразделения, защищавшие арктическую зону и Кольский полуостров, располагались следующим образом:

Согласно предвоенным планам, 7-я армия растянулась почти по всей советско-финской границе, от Ладожского озера до южной части Кольского полуострова. Командование армии располагало весьма ограниченными авиасилами – всего лишь одним авиаполком (72-й сбап 55-й сад).

Наличие относительно небольшого количества авиатехники компенсировалось высоким уровнем подготовки летчиков. Почти половина из них служили в Карелии и на Крайнем Севере более двух лет, многие обладали солидным боевым опытом, полученным в небе Испании и Халхин-Гола либо во время советско-финской войны.

Как уже отмечалось, на начальном этапе войны против СССР главной задачей немецкой группировки в Норвегии было предотвращение любых попыток Великобритании высадить десант на континент (а такая возможность всерьез обсуждалась в Лондоне). Поэтому для наступления и захвата Мурманска были выделены ограниченные контингенты наземных и воздушных сил.

По состоянию на 22 июня 1941 года, 5-й воздушный флот генерал-полковника Ханса-Юргена Штумпфа насчитывал в своем составе в общей сложности 240 самолетов в Норвегии и небольшое подразделение в Финляндии. Основными боевыми единицами были KG 30,1./KG 26, отдельные части JG 77 и IV.(St)/LG 1. Части, предназначавшиеся для борьбы против Советского Союза, перед войной были объединены в «Люфтваффенкоммандо Киркенес» под командованием полковника Андреаса Нильсена.

Согласно директиве №21 Верховного главнокомандующего Вермахта, более известной как план «Барбаросса», захват Мурманска и всего Кольского полуострова являлся одной из первоочередных задач немецкого командования. Для ее выполнения была создана армия «Норвегия», укомплектованная немецкими и финскими солдатами, прошедшими специальную подготовку для действий в условиях Крайнего Севера.

Таким образом, главной стратегической задачей противника на этом участке был захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, что поставило бы под угрозу существование всего советского Северного Флота . Рейх также привлекали обширные природные ресурсы полуострова, главным образом месторождения никеля, столь необходимого для военной промышленности.

Еще до начала наступления была назначена оккупационная администрация Мурманска, а на 20 июля 1941 года намечался парад немецких войск на центральном стадионе города. С первых дней Войны немецкие самолеты начали массированные авиационные налеты на Мурманск и другие ключевые базы Северного флота. 29 июня 1941 года немецко-финские войска перешли северную границу СССР. Эту дату принято считать началом битвы за Заполярье .

Немецкое наступление на Кольском полуострове началось по трем направлениям. Основные силы были сосредоточены для удара по Мурманску, одновременно еще 2 группировки начали наступление на кандалакшском и лоухском направлениях, имея своей целью нарушить сообщение между полуостровом и остальной частью страны.

Шедшей к Мурманску армии «Норвегия» противостояла 14-я отдельная армия под командованием генерал-полковника Валериана Александровича Фролова, при поддержке кораблей и авиации Северного флота, под руководством вице-адмирала А.Г.Головко.

С первых же дней бои приняли крайне ожесточенный характер. Наибольшего успеха немцам удалось достичь на Мурманском направлении. Часть сил армии Фролова оказалась заблокирована неприятелем на полуострове Средний, но продвинуться дальше хребта Муста-Тунтури, соединяющего полуостров с материком, противник так и не смог. На третий день после начала наступления, преодолев 30 километров, войскам Вермахта удалось захватить плацдарм на восточном берегу реки Западная Лица, в районе губы Большая Западная Лица, создав реальную угрозу Мурманску.

Расширить и перебросить значимые силы на плацдарм немцам не удалось, но возможность в любой момент нанести удар с плацдарма сильно тревожила советских военачальников. Штабом 14-й армии совместно с командованием Северного флота был разработан план по сковыванию сил противника на плацдарме, а при благоприятном стечении обстоятельств — полной ликвидации подразделений неприятеля. Суть замысла заключалась в высадке оперативных десантов на занятый немецкими войсками берег с целью нарушения снабжения плацдарма .

6 и 7 июля 1941 года первые два десанта были высажены на южный и западный берега губы Западная Лица. Высадка тактических десантов серьезно обеспокоила немецкое командование, так как под угрозу попали ключевые немецкие пути снабжения. Руководство армии «Норвегия» было вынуждено приостановить наступление на Мурманск и перебросить часть сил для устранения угрозы у себя в тылу.

9 июля 1941 года советские десанты были сняты с плацдармов. 14 июля, используя опыт двух первых десантов, Красная Армия начала третью, более крупную, десантную операцию.

Силами 325-го стрелкового полка и батальона морской пехоты под общим командованием А.А.Шакито советским войскам удалось закрепиться на западном берегу реки Западная Лица. Таким образом, создалась уникальная ситуация — на одной реке буквально в нескольких километрах друг от друга сформировалось два плацдарма советский и немецкий .

В течение двух недель, стянув на себя значительные силы, советский плацдарм продолжал держаться. 2 августа 1941 года все еще не сломленные десантники были переброшены на большую землю для укрепления сухопутной группировки.

К этому моменту немецкое наступление захлебнулось как на кандалакшском, так и на лоухском направлениях. Кировская железная дорога — основной путь сообщения Кольского полуострова — осталась под нашим контролем, а значит заблокировать снабжение как города Мурманска, так и Северного флота немцам не удалось . После этого фронт на какое-то время стабилизировался.

Поняв, что распыляя силы, прорвать советскую оборону не удастся, ставка немецкого командования решила сфокусироваться на Мурманском направлении.

Закончив перегруппировку, 8 сентября 1941 года немцы начали новое наступление. Но и оно закончилось полным провалом. За 9 дней боев армия «Норвегия» продвинулось всего на 4 километра, а 17 сентября советские войска перешли в контрнаступление, в ходе которого была полностью разгромлена 3-я горнострелковая дивизия, а войска Вермахта были отброшены за Западную Лицу. Данное обстоятельство заставило руководство Вермахта полностью отказаться от наступательных действий на данном участке фронта.

Весной 1942 года в рамках Мурманской операции Красная Армия предприняла попытку отодвинуть немецкие войска с занимаемых позиций и одновременно упредить готовящееся противником наступление . Если первую задачу решить не удалось, то вторая была выполнена — весеннего наступления на Мурманск так и не произошло. С этого времени фронт окончательно стабилизировался по реке Западная Лица до осени 1944 года.

Если кратко подвести итоги оборонительным боям в Заполярье, то их можно признать самыми успешными на всем советско-германском фронте. Немецким войскам не удалось решить ни одной поставленной перед ними задачи. Стратегически важные полуострова Рыбачий и Средний хоть и были блокированы с суши, остались под контролем советских войск. В направлении Мурманска противнику удалось пройти лишь 30 километров от границы. Наибольшее продвижение немецких войск от советско-финской границы не превысило 80 километров, а на некоторых участках неприятелю и вовсе не удалось войти на советскую территорию.

То, что защитникам советского Севера удалось сорвать амбициозные планы Вермахта в Заполярье, имело огромное значение и оказало влияние на весь ход Великой Отечественной войны , так как именно через порты Заполярья в дальнейшем шли поставки союзнической помощи, а Северный флот был сохранен.

Если на сухопутном театре военных действий, в районе Кольского полуострова, наступило относительное затишье, то в отношении северных морей такого сказать нельзя. Наоборот, морские сражения стали принимать все более и более ожесточенный характер. Первоначало немецкое командование придавало мало значения морским коммуникациям по Северному морскому пути и через Северную Атлантику, поэтому концентрация немецкого флота в данном регионе была незначительна. Причина такого пренебрежения кроется в том, что в надежде на молниеносную победу руководство Германии считало, что СССР просто не сможет использовать возможности северных незамерзающих гаваней, так как они будут в руках Рейха. Обстановка стала стремительно меняться к 1942 году, когда первые караваны судов (так называемые полярные конвои) из Англии, США и Канады пришли в порты Мурманска и Архангельска . Союзники поставляли в нашу страну танки и самолеты, топливо и снаряды, продовольствие и лекарства. СССР, в свою очередь, отправлял в обратную сторону различное сырье (топливо, металл, лес и т.п.).

Когда в Мурманск пришли первые поставки иностранной техники, в частности, британские самолеты Харрикейн, для инструктажа и обучения наших пилотов туда прибыли и английские летчики. Так на нашем фронте появилась 151-я эскадрилья британских ВВС, командовал которой Генри Невилл Гинесс Рэмсботтом-Ишервуд . В ней собрались люди со всех уголков света. Сам командир был родом из Новой Зеландии, служили в авиакрыле также австралийцы, канадцы, шотландцы, валлийцы и ирландцы, уроженцы Родезии, Южно-Африканского Союза и Вест-Индии. Деятельность их отнюдь не ограничивалась обучением. Британские летчики вместе с нашими пилотами отважно дрались и мастерски сбивали самолеты противника, за глаза называя немцев «джерри».

Десятый сталинский удар

Военная операция

Мурманск мы не отдадим

Согласно директиве №21 Верховного главнокомандующего Вермахта, более известной как план «Барбаросса», захват Мурманска и всего Кольского полуострова являлся одной из первоочередных задач немецкого командования. Для ее выполнения была создана армия «Норвегия», укомплектованная немецкими и финскими солдатами, прошедшими специальную подготовку для действий в условиях Крайнего Севера.

Из директивы №21:

«а) с началом операции, а если потребуется и раньше, вторгнуться в район Петсамо и надежно оборонять его совместно с финскими войсками против нападения с суши, моря и воздуха. Особое значение приобретает удержание никелевых рудников, чрезвычайно важных для немецкой военной экономики (операция «Реннтир»);

б) имеющимися в распоряжении войсками окружить Мурманск, являющийся опорной базой для наступательных действий сухопутных, морских и воздушных сил противника. В последующем, если позволят имеющиеся в наличии силы, осуществить захват Мурманска (операция «Зильберфукс»)»

Таким образом, главной стратегической задачей противника на этом участке был захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, что поставило бы под угрозу существование всего советского Северного Флота . Рейх также привлекали обширные природные ресурсы полуострова, главным образом месторождения никеля, столь необходимого для военной промышленности.

Еще до начала наступления была назначена оккупационная администрация Мурманска, а на 20 июля 1941 года намечался парад немецких войск на центральном стадионе города. С первых дней Войны немецкие самолеты начали массированные авиационные налеты на Мурманск и другие ключевые базы Северного флота. 29 июня 1941 года немецко-финские войска перешли северную границу СССР. Эту дату принято считать началом битвы за Заполярье .

Немецкое наступление на Кольском полуострове началось по трем направлениям. Основные силы были сосредоточены для удара по Мурманску, одновременно еще 2 группировки начали наступление на кандалакшском и лоухском направлениях, имея своей целью нарушить сообщение между полуостровом и остальной частью страны.

Шедшей к Мурманску армии «Норвегия» противостояла 14-я отдельная армия под командованием генерал-полковника Валериана Александровича Фролова, при поддержке кораблей и авиации Северного флота, под руководством вице-адмирала А.Г.Головко.

С первых же дней бои приняли крайне ожесточенный характер. Наибольшего успеха немцам удалось достичь на Мурманском направлении. Часть сил армии Фролова оказалась заблокирована неприятелем на полуострове Средний, но продвинуться дальше хребта Муста-Тунтури, соединяющего полуостров с материком, противник так и не смог. На третий день после начала наступления, преодолев 30 километров, войскам Вермахта удалось захватить плацдарм на восточном берегу реки Западная Лица, в районе губы Большая Западная Лица, создав реальную угрозу Мурманску.

Расширить и перебросить значимые силы на плацдарм немцам не удалось, но возможность в любой момент нанести удар с плацдарма сильно тревожила советских военачальников. Штабом 14-й армии совместно с командованием Северного флота был разработан план по сковыванию сил противника на плацдарме, а при благоприятном стечении обстоятельств - полной ликвидации подразделений неприятеля. Суть замысла заключалась в высадке оперативных десантов на занятый немецкими войсками берег с целью нарушения снабжения плацдарма .

6 и 7 июля 1941 года первые два десанта были высажены на южный и западный берега губы Западная Лица. Высадка тактических десантов серьезно обеспокоила немецкое командование, так как под угрозу попали ключевые немецкие пути снабжения. Руководство армии «Норвегия» было вынуждено приостановить наступление на Мурманск и перебросить часть сил для устранения угрозы у себя в тылу.

9 июля 1941 года советские десанты были сняты с плацдармов. 14 июля, используя опыт двух первых десантов, Красная Армия начала третью, более крупную, десантную операцию.

Силами 325-го стрелкового полка и батальона морской пехоты под общим командованием А.А.Шакито советским войскам удалось закрепиться на западном берегу реки Западная Лица. Таким образом, создалась уникальная ситуация - на одной реке буквально в нескольких километрах друг от друга сформировалось два плацдарма советский и немецкий.

В течение двух недель, стянув на себя значительные силы, советский плацдарм продолжал держаться. 2 августа 1941 года все еще не сломленные десантники были переброшены на большую землю для укрепления сухопутной группировки.

К этому моменту немецкое наступление захлебнулось как на кандалакшском, так и на лоухском направлениях. Кировская железная дорога - основной путь сообщения Кольского полуострова - осталась под нашим контролем, а значит заблокировать снабжение как города Мурманска, так и Северного флота немцам не удалось . После этого фронт на какое-то время стабилизировался.

Поняв, что распыляя силы, прорвать советскую оборону не удастся, ставка немецкого командования решила сфокусироваться на Мурманском направлении.

Закончив перегруппировку, 8 сентября 1941 года немцы начали новое наступление. Но и оно закончилось полным провалом. За 9 дней боев армия «Норвегия» продвинулось всего на 4 километра, а 17 сентября советские войска перешли в контрнаступление, в ходе которого была полностью разгромлена 3-я горнострелковая дивизия, а войска Вермахта были отброшены за Западную Лицу. Данное обстоятельство заставило руководство Вермахта полностью отказаться от наступательных действий на данном участке фронта.

Весной 1942 года в рамках Мурманской операции Красная Армия предприняла попытку отодвинуть немецкие войска с занимаемых позиций и одновременно упредить готовящееся противником наступление . Если первую задачу решить не удалось, то вторая была выполнена - весеннего наступления на Мурманск так и не произошло. С этого времени фронт окончательно стабилизировался по реке Западная Лица до осени 1944 года.

Если кратко подвести итоги оборонительным боям в Заполярье, то их можно признать самыми успешными на всем советско-германском фронте. Немецким войскам не удалось решить ни одной поставленной перед ними задачи. Стратегически важные полуострова Рыбачий и Средний хоть и были блокированы с суши, остались под контролем советских войск. В направлении Мурманска противнику удалось пройти лишь 30 километров от границы. Наибольшее продвижение немецких войск от советско-финской границы не превысило 80 километров, а на некоторых участках неприятелю и вовсе не удалось войти на советскую территорию.

То, что защитникам советского Севера удалось сорвать амбициозные планы Вермахта в Заполярье, имело огромное значение и оказало влияние на весь ход Великой Отечественной войны , так как именно через порты Заполярья в дальнейшем шли поставки союзнической помощи, а Северный флот был сохранен.

Если на сухопутном театре военных действий, в районе Кольского полуострова, наступило относительное затишье, то в отношении северных морей такого сказать нельзя. Наоборот, морские сражения стали принимать все более и более ожесточенный характер. Первоначало немецкое командование придавало мало значения морским коммуникациям по Северному морскому пути и через Северную Атлантику, поэтому концентрация немецкого флота в данном регионе была незначительна. Причина такого пренебрежения кроется в том, что в надежде на молниеносную победу руководство Германии считало, что СССР просто не сможет использовать возможности северных незамерзающих гаваней, так как они будут в руках Рейха. Обстановка стала стремительно меняться к 1942 году, когда первые караваны судов (так называемые полярные конвои) из Англии, США и Канады пришли в порты Мурманска и Архангельска . Союзники поставляли в нашу страну танки и самолеты, топливо и снаряды, продовольствие и лекарства. СССР, в свою очередь, отправлял в обратную сторону различное сырье (топливо, металл, лес и т.п.).

Когда в Мурманск пришли первые поставки иностранной техники, в частности, британские самолеты Харрикейн, для инструктажа и обучения наших пилотов туда прибыли и английские летчики. Так на нашем фронте появилась 151-я эскадрилья британских ВВС, командовал которой Генри Невилл Гинесс Рэмсботтом-Ишервуд . В ней собрались люди со всех уголков света. Сам командир был родом из Новой Зеландии, служили в авиакрыле также австралийцы, канадцы, шотландцы, валлийцы и ирландцы, уроженцы Родезии, Южно-Африканского Союза и Вест-Индии. Деятельность их отнюдь не ограничивалась обучением. Британские летчики вместе с нашими пилотами отважно дрались и мастерски сбивали самолеты противника, за глаза называя немцев «джерри».

Так, Энтони Хартвел Рук в разгар воздушного боя влетел в гущу «Мессершмиттов» и в одиночку принял бой с девятью самолетами противника. В другом сражении он дрался, снижаясь с 3 000 метров до самой воды, сбив один немецкий самолет и повредив другой. Энтони Гарфорс Миллер, поднявшись со своей шестеркой в воздух, увидел над головой 14 «Юнкерсов», идущих к аэродрому «Ваенга-1», где базировались наши силы, и мгновенно разогнал их. Два других летчика, Бош и Хоуменс, во время внезапного налета на аэродром, когда вокруг рвались снаряды, добрались до своих самолетов и, вырулив между воронками, поднялись в воздух и приняли бой . В ноябре 1941 года четыре летчика 151-й эскадрильи были награждены орденами Ленина.

Силы немецкого и финского флота к концу 1941 года были значительно усилены, а с весны 1942 года против каждого каравана судов силами кригсмарине и люфтваффе стали проводиться регулярные спецоперации. Усилило морскую группировку и советское командование: часть кораблей была передана союзниками, часть - переброшена с тихоокеанского флота.

Благодаря морякам-североморцам, а также помощи английских ВМС, несмотря за настоящую охоту устроенную немецким флотом за караванами, большую часть грузов удавалось доставить в порты назначения. Всего же Северным флотом за годы Войны было проведено свыше 1 400 конвоев, в которых участвовало более 2 500 судов. Но помимо успешных операций были и серьезные неудачи. Так, печально известный конвой PQ-17, отправленный в СССР 27 июня 1942 года, был практически полностью уничтожен немецкой авиацией и подводными лодками . До порта назначения из 35 судов смогли добраться лишь 13.

Тем не менее, северный маршрут стал важным транспортным коридором между СССР, Англией и США. В общей сложности через него было доставлено около 20% всех грузов, поставленных союзниками в СССР по ленд-лизу.

Выбор редакции
Необходимо подкорректировать свой режим сна, он сбился. Ложитесь до двенадцати ночи, но никак не в три-четыре часа, ваш организм не...

хранитель изящной словесности Даже в эпоху смартфонов наручные часы не остаются на вторых ролях в нашей личной коллекции аксессуаров....

Часы – это незаменимая часть человеческой жизнедеятельности, без которой почти невозможно представить существование в современном мире,...

Красный Огненный Петух – символ 2017 года. Стихия огня и алый цвет переплетутся в гармоничную смесь. Согласие ожидается во всех делах....
Любовь имеет для Скорпиона немаловажное значение, как, впрочем, и для всех знаков Зодиака. Но особенно остро потребность в ней...
Шаг 1: Подготовим говядину и начиним ее чесноком. Вырезку говядины для начала необходимо хорошо промыть под холодной проточной водой,...
Доброе время суток всем любителям кулинарии! Как раз в каталоге рецептов все опытные и не очень кулинары смогут найти полным-полно...
Статья предлагает вам рецепты блюд и меню да ребенка 2-х лет, а так же рекомендации по его питанию. Со 100% уверенностью можно сказать,...
Кулинарное сообщество Li.Ru - Рецепты для детей на завтрак Практически идеальный завтрак - яичница-болтунья, рецепт которой...