Свердловский областной краеведческий музей. "Свердловский областной краеведческий музей" в книгах


Собрался наконец сходить в очередной раз в Краеведческий. Было некое предубеждение по поводу выставки, приуроченной к 100-летию гибели царской семьи. Но потом подумал, а почему бы и нет. На кассе сотрудница очень толково и даже убедительно объяснила что, где и за сколько, что можно и куда идти. В итоге, купил билеты на всё, и отправился на верх....

Показать целиком

Собрался наконец сходить в очередной раз в Краеведческий. Было некое предубеждение по поводу выставки, приуроченной к 100-летию гибели царской семьи. Но потом подумал, а почему бы и нет. На кассе сотрудница очень толково и даже убедительно объяснила что, где и за сколько, что можно и куда идти. В итоге, купил билеты на всё, и отправился на верх.

На втором этаже дежурная сотрудница пригласила сначала осмотреть выставку, посвященную юбилею Уральского народного хора, и основную экспозицию, поскольку они работают до 18.00. Ну да, время бежит незаметно хору уже 75 лет (фото первое). Небезинтересно было глянуть на фотографии, отражающие путь коллектива. Понравилось вышивка, которую подарил великий Вождь товарищ Ким Ир Сен (фото второе). С вниманием оглядел костюмы (фото третье), красивые, конечно. Чего мне здесь не хватило, так это привязки концертных костюмов к определенной местности, - где их носили? когда носили? и т.д. Пробежал и по основной экспозиции - мебель и сейчас смотрится, вызывая почтение к работе мастеров (фото четвертое, пятое, шестое).

Неожиданностью была экспозиция из Керченского музея. Экспонаты большей частью небольшие, сохранность не очень хорошая, скорее, фрагменты, чем целые вещи. Исключение, пожалуй, составляют вот эти амфоры, среди которых есть и те, которые были изготовлены ещё до н.э. (фото седьмое). Неожиданный приятный эффект посреди этого общения с антиками вызвало появление женщины с таким знакомым лицом - она приветливо поздоровалась со всеми, кто в этот момент был в зале. Настроение было хорошее, а тут скакнуло ещё вверх. Оказалось, директор музея - Наталья Константиновна Ветрова. Очень по-домашнему получилось. Приятно.

Понравилась небольшая камерная экспозиция "Ливадия" - такие светлые и спокойные сюжеты подобраны: Парк в Ливадии (фото восьмое), Дом министра императорского двора барона В. Б. Фредерикса (фото девятое), Утро Ливадийского дворца (фото десятое). Очень рекомендую заглянуть и полюбоваться, - очень под настроение.

Что ещё? Небольшая экспозиция про Керченский мост и не только про него, конечно, и президент в центре. Не знаю, как так получилось, но про мост перед тем, как идти смотреть о царской семье "Трагедия семьи... Трагедия Родины". Действительно печально, даже очень печально, частью прописано, а частью можно уже самостоятельно домыслить, как самодержец вел страну, общество, государство, а вместе с тем и собственную семью к столь трагическому финалу. Особенный настрой создает фильм и кадрами хроники того времени и не только фильм, но и картины, а так же фотографии - игра в солдатики, смотры, парады, нашивки-аксельбанты, а вот семья идёт на молебен, опять солдатики, марши и парады, снова государь в окружении священнослужителей. а тут он на охоте с убитыми куропатками, ещё катает дочерей и сына на лодке и так до бесконечности. А в это время скрытый кризис всей государственной системы крепчал, страна уже катилась к трагическому финалу. Вот такой у меня остался печальный осадок от того внешнего, что показано в экспозиции, привезённой из Павловского дворца.

Чуть не забыл, фотографировать на этой выставке нельзя. А посмотреть есть на что. Особенно понравился портрет императрицы Марии Фёдоровны - благородство красоты. А вот, портрету Николая II кисти Василия Верещагина сильно не повезло. Все таблички, как сказала мне сотрудница, к картинам прислали из Павлово. К портрету сделали двойную ошибку по-русски, да ещё продублировали на английском. Получается, что живописец, погибший при взрыве линкора Петропавловск на рейде Порт-Артура в 1904 году, жил до 1909, да и сама картина датирована почему-то этим же годом. В общем, ай-яй-яй, сотрудники из Павловского дворца-музея, как же вы так-то?

На этом критическом моменте и закончу своё краткое повествование о том, что видел и слышал в музее. Сходить стоит. Рекомендую

Свердловский областной краеведческий музей является крупнейшим и старейшим музеем Урала. Он является крупным объединением и включает в себя шесть филиалов, которые расположены на территории области. Музей активно развивается, ведет интенсивную выставочную деятельность и поддерживается партнерские отношения с другими культурными организациями России и ведущими музеями Германии, Израиля, США, Франции и многими другими.

Главный выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл» находится по адресу улица Малышева, 46. Добраться можно на троллейбусах № 3, 7, 17, автобусах 23, 25, 50, 57, а также на метро до станции «Площадь 1905 года».

Музей истории и археологии Урала располагается на проспекте Ленина, 69/10. Остановка транспорта «Гостиница Исеть». Доехать можно на маршрутах № 114, 018, 021.

Музей природы Урала находится на улице Горького, 4 около остановки транспортного средства «Пл. Труда». Проходящие маршруты № 018, 50, 54.

Художественный музей Эрнста Неизвестного – на улице Добролюбова, 14. На автобусах № 7, 17, 64 можно добраться до остановки общественного транспорта «Площадь Малышева».

Музей радио им. Попова находится на улице Р. Люксембург, 9/11. Ближайшая остановка «Библиотека Белинского». Проходящие транспортные средства: автобусы № 030, 2, 077, 067, 19, 035, 05а; троллейбусы № 1, 6, 11, 15, 5, 20, 9.

Музей истории плодового садоводства открывает свои двери на улице Октябрьской Революции, 40. Остановка транспортного средства «Ельцина». Проходящие маршруты автобусов № 034, 024, 045, 21. Ближайшая станция метро «Площадь 1905 года».

Все шесть филиалов располагаются в центре города и недалеко друг от друга.

История музея

Музей был основан 29 декабря 1870 года членами Уральского Общества Любителей Естествознания. Главным инициатором был преподаватель мужской гимназии Онисим Егороич Клер, которого поддержал в создании музея ученый-энциклопедист Наркиз Константинович Чулин.

Открытие музея состоялось в актовом зале екатеринбургской мужской гимназии. Первые экспонаты были представлены благодаря его учредителям.

Здание, в котором располагается музей, принадлежало уральскому предпринимателю Альфонсу Фомичу Поклевскому-Козелл.

Первая крупнейшая научно-промышленная выставка прошла в 1887 году на протяжении трех месяцев, в течение которых музей посетили более 80 тысяч человек. Экспозиции разместились в железнодорожных мастерских. Именно благодаря этой выставке музей приобрел популярность среди российского и мирового научного сообщества.

Строительство Музея Ван Гога велось по проекту архитектора Ритвельда и продолжалось десять лет (1863-1873 гг).

В 1901 году в екатеринбургском музее было создано 10 отделов со своей спецификой. В формировании коллекций участвовали талантливые ученые и люди, такие как А.И. Гаккель, Н.П. Тихонов, В.В. Голубцов, Ю.М. Колосов, Э.А. Бруттан, А.А. Эгон-Бессер, Л.П. Сабанеев, М.А. Мензбир, А. Брем, Д.П. Соломирский. Последний сыграл большую роль в пополнении зоологического отдела.

Уже в начале 20 века этот музей превратился в культурный центр края и являлся главной достопримечательностью города. Фонды насчитывали более 28 тысяч предметов, представленных в 17 отделах. Филиалы посещали русские и иностранные ученые, государственные деятельности, знаменитости.

Однако в 1917-1920 годах музей пережил трудный период, который ставил под вопросом его существование. Но всё-таки удалось отстоять его право на существование, добиться финансирования и придать ему новый статус.

С 1990 годов на базе краеведческого музея действует центр подготовки музейных реставраторов, единственный в регионе. Работа проходит по программам и методике Государственного Эрмитажа. В 2013 году была создан Центр инновационных музейных технологий на базе музея.

Основные экспозиции, которые представлены в музее, рассказывающие о природе, этнографии и истории Урала, были открыты в 2005-2012 годах.

Коллекция музея

Трудно представить более полную коллекцию музея, которая представляет область с разных сторон. Это и флора и фауна, и древние орудия, и посуда, и книги и многое другое.

Естественноисторическая коллекция включает в себя гербарный фонд, а также останки древних животных – пещерного льва, шерстистого носорога, мамонта и многих других. Здесь же представлена минералогическая коллекция: минералы и горные породы края – и коллекции птичьих яиц, различных раковин и т.п.

Этнографическая коллекция и коллекция тканей представляет собой предметы из различных материалов разных народов края. А также предметы прикладного искусства народностей Урала. Кроме того, здесь можно увидеть образцы тканей из Древнего Египта, творчество его народа, одежда и головные уборы.

Коллекция фотографий и негативов является более новой. Работы известных фотомастеров, таких как В. Метенков, Н. Терехов, Козлов, в виде панорамных снимков, интерьеров, фотопортретов, мероприятий городского масштаба и т.д.

В коллекции письменных памятников и фонде редкой книги встречаются различные рукописи, старопечатные книги. В фондах можно найти факты жизни развития области (промышленность, наука, культура, быт).

Оружейная коллекция является гордостью музея. Здесь представлены образцы разнообразного оружия 15-19 веков, а также снаряжения разных времен.

Нумизматическая коллекция собрана из монет, наград, наградных и денежных знаков разных времен и народностей.

В коллекции металла мы можем увидеть орудия труда и различных изделия из цветных металлов, скульптуры, статуэтки, вазы, мебель, посуда и т.д.

Еще одна коллекция – икона и культовые памятники – представлена иконами 18-19 веков, чеканные из серебра, латуни, шитые золотыми нитями, оформленные драгоценными камнями.

Коллекция изобразительных памятников объединяет живопись и графику, промышленные чертежи. Полотна уральских художников и другие сохранившиеся собрания Вы увидите в данном отделе.

В археологической коллекции можно встретить различные найденные изделия из стекла, глины, керамики и т.д. Данная коллекция пополняется по сей день.

В восточной коллекции представлены экспонаты китайского и японского происхождения. Это и монеты, и религиозные статуэтки, мечи и многое другое.

Музей ведет активную деятельность. Существуют образовательные программы, такие как музейный абонемент и музейный класс, экскурсии на разные тематики и интересные мероприятия, специальные подразделения музея: центр инновационных музейных технологий СОКМ и реставрационная мастерская.

Также в музее проводятся различные мастер-классы и проекты. Среди крупных международных выставочных проектов самыми выдающимися являются «Bonjour, Урал!» (был проведен в Год Франции в России), «Джозеф Байерли – герой двух наций» (США), «Glueckauf! Четыре века российско-германского сотрудничества на Урале» (во время Года Германии в России), «Судьбы в годы Великой Отечественной войны: письма и воспоминания евреев – бойцов Красной Армии» (Израиль). А также проекты, проведенные совместно с российскими музеями: «Первые леди россиии», «Романовы. На изломе российской истории», «Шедевры российских музеев к юбилею Свердловской области» и др.

Кроме того, можно совершить виртуальный тур по исторической экспозиции на портале Культура. РФ.

Как попасть, билеты, стоимость, режим работы

Билеты можно приобрести в кассе музей. Полный билет – до 80 рублей, для учеников – до 40 рублей, пенсионерам – до 40 рублей, дошкольникам – 20 рублей. Дети до 5 лет, инвалиды, военнослужащие срочной службы, студенты ВУЗов имеют право на бесплатное посещение. Размер входной платы колеблется в зависимости от дня посещения.

Музей работает с 11.00 до 18.00, кроме выходных – понедельник и вторник.

В уникальных коллекциях собраны древние орудия труда из дерева, кости, камня, металла от мезолита до раннего железного века, медная посуда начала XVIII века, невьянская старообрядческая иконопись, всемирно известное каслинское художественное литьё, образцы уральской яшмы и доисторических морских раковин.

Популярностью среди посетителей пользуется самая большая и самая древняя известная человечеству сохранившаяся деревянная скульптура Большой Шигирский идол, являющаяся памятником мирового значения. Она была найдена в конце XIX века рабочими золотых приисков на Шигирском торфянике, её возраст − девять с половиной тысяч лет, она в два раза старше египетских пирамид.

Одну из самых трагических страниц нашей истории раскрывает экспозиция, посвящённая пребыванию семьи Романовых на Урале. В ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге свершилась расправа над последним русским императором Николаем II, его родственниками и ближайшим окружением. Примерно в это же время были убиты и другие члены царской фамилии, сосланные в Пермь и Алапаевск.

Экспозиция состоит из двух частей. Первая посвящена Николаю II, его жизни и царствованию, отмеченному не только бурными социальными потрясениями, но и ростом могущества России. Вторая рассказывает о расследовании обстоятельств убийства царской семьи и поисках останков погибших.

Расследование началось в конце июля 1918 года, после того, как Екатеринбург заняли белые. Тогда его не удалось довести до конца, но был подтверждён факт убийства Николая II и всей его семьи в доме Ипатова. Поиски останков царской семьи возобновились только в 70-е годы ХХ века, и занимались ими энтузиасты. Их работа увенчалась успехом в 1979 году, но её результаты стали достоянием общественности только спустя десять лет. В 1991 году было проведено официальное вскрытие обнаруженного захоронения, в котором находились останки девяти человек.

Несколько лет длились криминалистическая и генетическая экспертизы, к работам привлекли ведущих специалистов России, США, Великобритании и Украины. В 1997 году была установлена персональная принадлежность останков, а спустя год царская семья нашла последний приют в родовой усыпальнице Романовых − в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

Экспозиция уникальна тем, что в ней представлены материалы по расследованию обстоятельств убийства и проведению экспертиз: фотографии, документы, вещественные памятники, найденные на месте поисков царских останков. Имеются скульптурные портреты убитых, созданные российскими криминалистами по методу известного антрополога Михаила Герасимова.

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...