Гаук со свердловский областной краеведческий музей. Свердловский областной краеведческий музей (сокм). В состав музея входят десять филиалов, расположенных на территории Свердловской области за пределами Екатеринбурга


Инициатором создания УОЛЕ выступил О. Е. Клер - преподаватель французского языка в мужской гимназии , где первое время и действовало общество.

На открытии УОЛЕ состоялось и учреждение краеведческого музея, в коллекцию которого были принесены первые дары - книги, минералы, заспиртованная змея и др . Первое время коллекции и книги либо временно оставались у самих дарителей, либо размещались дома у членов УОЛЕ. Только в августе 1871 года УОЛЕ были предложены две небольшие комнаты в одном из зданий горного ведомства.

Первыми начали формироваться 4 коллекции: зоологическая, минералогическая, палеонтологическая и ботаническая. В 1873 году было положено начало нумизматической коллекции: от неизвестного жертвователя поступили первые 40 монет. В 1873 году, когда ученик реального училища Алексей Брюханов принес О. Е. Клеру предмет, похожий на каменный топор, началось формирование археологической коллекции музея. В 1874 году переданная смотрителем рудника членом УОЛЕ И. Н. Приваловым коллекция образцов тонкого листового железа и меди Нижне-Тагильского завода легла в основу промышленного отдела музея.

В 1874 году музей УОЛЕ переехал в новое, более просторное помещение, принадлежащее горному ведомству, однако возможности экспонировать по-прежнему не было .

В 1891 году УОЛЕ принято под покровительство великим князем Михаилом Николаевичем , что позволило в итоге с 1 июля 1895 года получать ежегодное пособие из госказны в 2 000 рублей «с целью предоставить Обществу возможность расширить 25-летнюю полезную деятельность и обеспечить благоустройство основанных им учреждений» (в 1911-1917 УОЛЕ находилось под покровительством великого князя Николая Михайловича).

В 1901 году в музее была заведена коллегиальная система руководства, создано 10 отделов (ботанический, зоологический, палеонтологический, минералогический, геологический, энтомологический, антропологический, археологический, этнографический, нумизматический) и 2 коллекции (художественная и историческая). К 1 января 1912 года в музее было уже 17 отделов, а фонды насчитывали 28 891 предмет .

29 декабря 1895 г. в музее случился большой пожар. Вместе с другими коллекциями сильно пострадала зоологическая, и многое в ней пришлось восстанавливать заново. Данный пожар вновь поднял вопрос о выделении музею нового помещения. Было решено основать фонд на постройку собственного здания музея, выйти с ходатайствами в правительство и Екатеринбургскую городскую думу. Последняя откликнулась быстро: на своем экстренном заседании 16 октября 1910 года Дума постановила «отвести бесплатно УОЛЕ под постройку здания музея участок городской земли на Дровяной площади , сзади нового театра пространством до 1 тыс. 800 кв. саженей с тем, чтобы наружный вид здания музея в архитектурном отношении вполне гармонировал со зданием нового театра… и чтобы музей и принадлежащая музею библиотека именовались Музеем имени Императора Александра II в память 19 февраля 1861 г.» .

19 февраля 1911 года, в день 50-й годовщины освобождения крепостных крестьян, на пожертвованной городом земле, в присутствии министра народного просвещения Л. А. Кассо , пермского губернатора В. А. Лопухина , епископа Екатеринбургского и Ирбитского Митрофана, главного начальника уральских заводов П. П. Боклевского, екатеринбургского городского головы А. Е. Обухова состоялась торжественная закладка нового здания музея УОЛЕ. Тем не менее, к разработке нового архитектурного проекта приступили только 7 августа 1913 года, когда исходя из разрешения Министерства народного просвещения от 30 мая 1913 года на право УОЛЕ владеть недвижимостью, общество вступило во владение землею на выделенном участке. Однако с началом первой мировой войны в обещанных ассигнованиях на постройку музея обществу было отказано, и проект, оцененный в 450 тыс. рублей, остался лишь на бумаге .

В 10-е годы резко выросла посещаемость музея - до 13-14 тысяч человек в год. Во многом это было связано с прибытием в Екатеринбург большого числа военнослужащих, находившихся на излечении раненых в боевых действиях Первой мировой войны, эвакуированных . В августе 1918 года в составе музея был создан геодезический отдел.

На 1 января 1920 года музей насчитывал в своих фондах 42020 предметов, 11 отделов. Посещаемость его продолжала расти - в 1924 году музей принял 21420 человек .

В мае-июне 1923 года музей был закрыт в связи с арестом президента УОЛЕ М. О. Клера .

В конце 1925 года музей был выделен из состава УОЛЕ и получил новый статус - Уральского областного государственного музея. При музее был создан ученый совет, куда вошли все члены правления УОЛЕ. Позже, на базе коллекций музея УОЛЕ, были открыты несколько музеев в Свердловске - музей изобразительных искусств (в 1923 году на основе художественного отдела музея создается галерея старинной живописи, а с 1936 года, после пополнения произведениями социалистического реализма, - Свердловская картинная галерея как отдельный музей), литературный музей Д. Н. Мамина-Сибиряка (открыт в 1940 году).

Преобразование Музея УОЛЕ в государственный преследовало цель создания исторической экспозиции в качестве иллюстрации к историко-партийному курсу. Экспозиции отличались «идейно выдержанным характером» в соответствии с официальными установками .

После реорганизации единственное здание музея (ул. Ленина, 28) использовалось для хранения фондов, а для посетителей музей был закрыт. 1 октября 1926 года, согласно постановлению президиума горсовета Свердловска от 20 августа 1926 года, музею было предоставлено ещё одно помещение - на ул. Ленина, 24 в здании двухэтажного Нового Гостиного двора. Здесь расположились краеведческие отделы областного музея: живой и неживой природы, археологии, этнографии и уральской промышленности. Кроме того, музей получил здание бывшей церкви Горного училища, где был открыт для посещения художественный отдел, предлагавший для осмотра галерею старинной живописи и предметы каслинского художественного литья. В итоге, в 1927 году музей был вновь открыт для посетителей .

Также в это время музей имел несколько комнат в клубе Вайнера и экспозиционные площади на ул. 8-е марта, 25 (служба охраны Пермской железной дороги).

На 1 января 1941 года в фондах музея насчитывалось 120 тыс. единиц хранения, до 40 % из которых использовались в экспозиционном показе .

В октябре 1941 года музей закрывается, а его помещения изымаются. Памятники и коллекции музея были законсервированы. При этом часть памятников и часть архива музея погибли во время срочного демонтажа экспозиции, а позже при затоплении хранилища в результате прорыва водовода . На Воеводина музею оставили небольшое помещение в 50 кв.м., где были размещены комната канцелярии, библиотека и холодный склад для хранения фондов. В этот период на учёте в музее состояло 130 тыс. экспонатов. На остальных 600 кв.м. разместили общежитие, столовую, сапожную мастерскую УЗТМ и конструкторское бюро Завода № 37 , выпускавшего танки .

В 1946 году музей получает помещения Вознесенской церкви , где разворачиваются экспозиции по истории края. Другим зданием музея оставался дом по ул. Воеводина, 4, где разместился отдел природы, фонды, библиотека .

К 1960 году здание на Воеводина было признано аварийным и подлежало сносу. В апреле 1960 года в распоряжение музея передано здание собора Александра Невского в Зеленой Роще Екатеринбурга. После того как здание было приведено в порядок, в нём размещают новую экспозицию отдела природы, фонды, архив и научную библиотеку. Позже в здании собора был размещен Планетарий, а в подвале - реставрационная мастерская. Экспозиция отдела природы, оборудованная здесь, стала эталоном для краеведческих музеев, поэтому для знакомства с ней приезжали музейные специалисты из разных регионов СССР .

Также в запасниках музея в соборе хранились мощи Святого праведного Симеона Верхотурского , которые в 1989 были переданы Церкви и в 1991 перенесены в Верхотурье .

В 60-е годы особое внимание было уделено поставке музейного дела на научную основу - на научно-учётную документацию стали переводиться памятники коллекционного фонда, систематизироваться коллекции и фонд научной библиотеки (выделяется фонд редкой книги).

Также в 60-е годы велась интенсивная работа по созданию музеев в области на принципах общественной работы на местах. Ветераны-энтузиасты собирали материалы, памятники, создавали свои музейные Советы, привлекали местное население, школьников, использовали свои связи. Первыми появились музеи в Нижней Салде и Ревде , затем музей декабристов в Туринске , в 1967 году - музей Павлика Морозова в Тавде , музеи в Артях и Полевском , Березовский музей золото-платиновой промышленности на Урале. Был создан музей Чайковского в Алапаевске , краеведческие музеи в Североуральске и Серове .

В 1970 году музею передан собор Александра Невского в поселке Шурала возле Невьянска, который вскоре был приспособлен для хранения крупногабаритных памятников.

Решением Свердловского облисполкома от 14 марта 1978 года и Министерства культуры РСФСР Свердловский областной краеведческий музей был преобразован в музейное объединение во главе с генеральным директором А. Д. Бальчуговым с филиалами в Екатеринбурге и области (постановление Министерства культуры РСФСР от 20 июля 1979 года). Помимо филиалов в музее были созданы новые отделы - методический, выставок, реставрационный .

В 1978 году основная историческая экспозиция в Вознесенской церкви была закрыта в связи с аварийностью здания и необходимостью его реставрации. Первоначально предполагалось, что экспозиция переедет в отремонтированное здание на ул. Воеводина, 5. Однако решением обкома КПСС здание было отдано музею изобразительных искусств .

В марте 1987 музею передано здание-памятник архитектуры XIX века на ул. Малышева, 46, которое в дореволюционное время принадлежало уральскому предпринимателю Альфонсу Фомичу Поклевскому-Козелл . 22 мая 1988 года там открылась экспозиция по истории Урала XX века .

В 80-е годы улучшена была реставрационная мастерская, появилась таксидермическая мастерская. На местах обновлялись экспозиции - так, в Музее П. И. Чайковского в Алапаевске появилась уникальная коллекция музыкальных инструментов. Модернизировались экспозиции в Березовском (история золото-платиновой промышленности Урала), Полевском (историческая), Тавде (лесная и деревообрабатывающая промышленность), в селе Герасимовка (музей Павлика Морозова), Сысерти (историко-краеведческая), Алапаевске (краеведческая), в Пышме (история земледелия и быта крестьян), в деревне Зырянка (дом музей семьи Н. И. Кузнецова), исторические экспозиции в Невьянске, Каменск-Уральском, Серове. В 1986 году открыт Музей радио им. А. С. Попова, где впервые в истории краеведческого музея использованы аудиовизуальные средства.

В 1991 году здания Вознесенского храма, собора Александра Невского в Зеленой Роще и церкви Александра Невского в поселке Шурала переданы Церкви, а музей получает здания Дома культуры им. Ф. Э. Дзержинского (пр-т Ленина 69/10) и памятника промышленной архитектуры «Малые кузницы». Однако перевод экспонатов в новые здания затянулся почти на 10 лет и был полностью закончен только в феврале 2005 года. К этому времени фонды музея включали уже более 600 тысяч экспонатов.

Кроме того, в 1991 году музей получил деревянное здание - особняк купцов Агафуровых на ул. Сакко и Ванцетти, 28. Также музею было передано здание бывшей аптеки по проспекту Ленина, 39, на площадях которого создан Музей истории камнерезного и ювелирного искусства Урала.

В начале 90-х в музее создан новый отдел - служба развития , ориентированную на привлечение финансовых средств за счёт новых видов деятельности по оказанию платных услуг, а также выручки от реализации продукции.

В 90-е создан и открыт Музей плодоводства Среднего Урала в доме и на территории усадьбы первого садовода-коллекционера Урала Д. И. Казанцева по ул. Октябрьской революции, 40. В 1998 году при Музее радио им. А. С. Попова начинает функционировать Планетарий, восстановленный на благотворительные пожертвования предприятий связи.

С 1998 года, при содействии сотрудников Государственного Эрмитажа, функционируют ежегодные курсы обучения и повышения квалификации художников-реставраторов по программе Эрмитажной школы реставрации .

В 2004 году музей первым в стране принял выставку ювелирных изделий Карла Фаберже , где её посетило более 100 тыс. человек .

В 2013 году на базе музея создан Центр инновационных музейных технологий. Также в эти годы музей запускает новый проект «Шедевры частных коллекций», позволяя ознакомиться с раритетами из собраний екатеринбургских коллекционеров.

На 2016 год коллекции музея включают в себя 725 588 экспонатов . Ежегодное число посетителей - около 270 тысяч человек в год .

Наименования музея

  • Музей УОЛЕ (1871-1925)
  • Уральский областной государственный музей (1925-1934)
  • Свердловский областной краеведческий музей (1934-1979, с 1994)
  • Свердловский государственный объединенный историко-революционный музей (1979-1987)
  • Свердловский государственный объединенный историко-краеведческий музей (1987-1994)

Структура

  • Полевской
    • Исторический музей города Полевского:
  • Сысерть
    • Сысертский Краеведческий музей;
  • Берёзовский
    • Берёзовский музей золото-платиновой промышленности Урала ;
  • Асбест
    • Асбестовский исторический музей;
  • Пгт Пышма
    • Пышминский музей земледелия и крестьянского быта;
  • Алапаевск
    • Алапаевский краеведческий музей;
    • Алапаевский мемориальный дом-музей П. И. Чайковского;
  • Туринск
    • Туринский краеведческий музей;
    • Туринский дом-музей декабристов;
  • Арти
    • Артинский исторический музей.

Уникальные коллекции и экспонаты

  • Шигирская коллекция древних орудий из дерева, кости, камня, металла (от мезолита до раннего железного века)
Главной достопримечательностью экспозиции является памятник истории мирового значения - самая большая и самая древняя известная человечеству сохранившаяся деревянная скульптура - Большой Шигирский идол . Она была извлечена в конце XIX века при золотодобыче рабочими приисков на Шигирском торфянике (район г. Кировграда). Было установлено, что уральский идол в два раза старше пирамид и фараонов - его возраст 9,5 тысяч лет.

Руководители музея

  • 1871-1925 - хранитель музея (на общественных началах):
    • 1871 - Левандо Иван Самсонович (?-?)
    • 1871-1876 - Дрездов Александр Януарьевич (21.10.1842 - 04.09.1891)
    • 1876-1880 - Малахов Виктор Михайлович (09.03.1828 - 17.04.1880)
    • 1880-1884 - Ружицкий Евгений Людвигович (1851 - ?)
    • 1884-1900 - Лобанов Дмитрий Иванович (1842-1915)
    • 1900-1901 - Романов Л. Г. (?-?)
    • 1901-1902 - Острейко-Оржешко Николай Константинович (?-?)
    • 1902-1905 - Клер Онисим Егорович (13.02.1845 - 18.01.1920)
    • 1905-1919 - Коротков Евгений Никитич (01(13).01.1850 - 03.01.1919)
    • 1919-1922 - Бучельников Сергей Михайлович (?-?)
    • 1922-1924 - Клер Владимир Онисимович (22.03.1878 - 29.01.1958)
    • 1924 - Колосов Юлий Михайлович (18.12.1892 - 1943)
    • 1924 (окт.) - 1925 (март) - Лебедев Александр Сергеевич (1888 - ок.1937)
в 1911 в УОЛЕ была введена платная - заведующий музеем ; данную должность в 1911-1918 годах занимал Модест Онисимович Клер (26.12.1879 - 10.09.1966).

Собрался наконец сходить в очередной раз в Краеведческий. Было некое предубеждение по поводу выставки, приуроченной к 100-летию гибели царской семьи. Но потом подумал, а почему бы и нет. На кассе сотрудница очень толково и даже убедительно объяснила что, где и за сколько, что можно и куда идти. В итоге, купил билеты на всё, и отправился на верх....

Показать целиком

Собрался наконец сходить в очередной раз в Краеведческий. Было некое предубеждение по поводу выставки, приуроченной к 100-летию гибели царской семьи. Но потом подумал, а почему бы и нет. На кассе сотрудница очень толково и даже убедительно объяснила что, где и за сколько, что можно и куда идти. В итоге, купил билеты на всё, и отправился на верх.

На втором этаже дежурная сотрудница пригласила сначала осмотреть выставку, посвященную юбилею Уральского народного хора, и основную экспозицию, поскольку они работают до 18.00. Ну да, время бежит незаметно хору уже 75 лет (фото первое). Небезинтересно было глянуть на фотографии, отражающие путь коллектива. Понравилось вышивка, которую подарил великий Вождь товарищ Ким Ир Сен (фото второе). С вниманием оглядел костюмы (фото третье), красивые, конечно. Чего мне здесь не хватило, так это привязки концертных костюмов к определенной местности, - где их носили? когда носили? и т.д. Пробежал и по основной экспозиции - мебель и сейчас смотрится, вызывая почтение к работе мастеров (фото четвертое, пятое, шестое).

Неожиданностью была экспозиция из Керченского музея. Экспонаты большей частью небольшие, сохранность не очень хорошая, скорее, фрагменты, чем целые вещи. Исключение, пожалуй, составляют вот эти амфоры, среди которых есть и те, которые были изготовлены ещё до н.э. (фото седьмое). Неожиданный приятный эффект посреди этого общения с антиками вызвало появление женщины с таким знакомым лицом - она приветливо поздоровалась со всеми, кто в этот момент был в зале. Настроение было хорошее, а тут скакнуло ещё вверх. Оказалось, директор музея - Наталья Константиновна Ветрова. Очень по-домашнему получилось. Приятно.

Понравилась небольшая камерная экспозиция "Ливадия" - такие светлые и спокойные сюжеты подобраны: Парк в Ливадии (фото восьмое), Дом министра императорского двора барона В. Б. Фредерикса (фото девятое), Утро Ливадийского дворца (фото десятое). Очень рекомендую заглянуть и полюбоваться, - очень под настроение.

Что ещё? Небольшая экспозиция про Керченский мост и не только про него, конечно, и президент в центре. Не знаю, как так получилось, но про мост перед тем, как идти смотреть о царской семье "Трагедия семьи... Трагедия Родины". Действительно печально, даже очень печально, частью прописано, а частью можно уже самостоятельно домыслить, как самодержец вел страну, общество, государство, а вместе с тем и собственную семью к столь трагическому финалу. Особенный настрой создает фильм и кадрами хроники того времени и не только фильм, но и картины, а так же фотографии - игра в солдатики, смотры, парады, нашивки-аксельбанты, а вот семья идёт на молебен, опять солдатики, марши и парады, снова государь в окружении священнослужителей. а тут он на охоте с убитыми куропатками, ещё катает дочерей и сына на лодке и так до бесконечности. А в это время скрытый кризис всей государственной системы крепчал, страна уже катилась к трагическому финалу. Вот такой у меня остался печальный осадок от того внешнего, что показано в экспозиции, привезённой из Павловского дворца.

Чуть не забыл, фотографировать на этой выставке нельзя. А посмотреть есть на что. Особенно понравился портрет императрицы Марии Фёдоровны - благородство красоты. А вот, портрету Николая II кисти Василия Верещагина сильно не повезло. Все таблички, как сказала мне сотрудница, к картинам прислали из Павлово. К портрету сделали двойную ошибку по-русски, да ещё продублировали на английском. Получается, что живописец, погибший при взрыве линкора Петропавловск на рейде Порт-Артура в 1904 году, жил до 1909, да и сама картина датирована почему-то этим же годом. В общем, ай-яй-яй, сотрудники из Павловского дворца-музея, как же вы так-то?

На этом критическом моменте и закончу своё краткое повествование о том, что видел и слышал в музее. Сходить стоит. Рекомендую

Свердловский областной краеведческий музей является одним из самых крупных музейных центров не только в Екатеринбурге, но и на всем Урале. В музейном фонде насчитывается около 700 тыс. единиц хранения.

Музей был основан в декабре 1870 г. благодаря инициативе интеллигенции города - членов Уральского общества любителей естествознания. Музейное объединение включает также филиалы, которые располагаются на территории Свердловской области и в ее столице.

Музей в городе Екатеринбурге состоит из десяти подразделений - Музейно-выставочного комплекса (дом Поклевских-Козелл), Музея Радио имени А. С. Попова, Музея Природы, Музея истории плодового садоводства Среднего Урала, Музея истории и археологии Урала, Художественного музей Э.Неизвестного, ннформационно-библиотечного центра, фондохранилища, а также находящегося на реконструкции Музея купеческого быта. Кроме того. в составе музея находятся десять филиалов, расположенные за пределами Екатеринбурга - на территории Свердловской области. Главное музейное здание представляет собой два соединенных между собой переходом дома, ранее принадлежавших известным предпринимателям Поклевским-Козелл.

Настоящей гордостью краеведческого музея служат его уникальные коллекции, среди которых Шигирская коллекция древних орудий. Главная достопримечательность этой коллекции - Большой Шигирский идол, возраст которого насчитывает уже более 9 тысяч лет. Также здесь можно посмотреть коллекцию медной посуды начала XVIII ст., коллекцию невьянской иконы, каслинское литье и многое другое.

Недавно состоялось открытие Центра инновационных музейных технологий, созданного на базе музея. Музей поддерживает дружеские отношения не только с ведущими организациями культуры России, но и с известными музеями ближнего и дальнего зарубежья.

Свердловский областной краеведческий музей является крупнейшим и старейшим музеем Урала. Он является крупным объединением и включает в себя шесть филиалов, которые расположены на территории области. Музей активно развивается, ведет интенсивную выставочную деятельность и поддерживается партнерские отношения с другими культурными организациями России и ведущими музеями Германии, Израиля, США, Франции и многими другими.

Главный выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл» находится по адресу улица Малышева, 46. Добраться можно на троллейбусах № 3, 7, 17, автобусах 23, 25, 50, 57, а также на метро до станции «Площадь 1905 года».

Музей истории и археологии Урала располагается на проспекте Ленина, 69/10. Остановка транспорта «Гостиница Исеть». Доехать можно на маршрутах № 114, 018, 021.

Музей природы Урала находится на улице Горького, 4 около остановки транспортного средства «Пл. Труда». Проходящие маршруты № 018, 50, 54.

Художественный музей Эрнста Неизвестного – на улице Добролюбова, 14. На автобусах № 7, 17, 64 можно добраться до остановки общественного транспорта «Площадь Малышева».

Музей радио им. Попова находится на улице Р. Люксембург, 9/11. Ближайшая остановка «Библиотека Белинского». Проходящие транспортные средства: автобусы № 030, 2, 077, 067, 19, 035, 05а; троллейбусы № 1, 6, 11, 15, 5, 20, 9.

Музей истории плодового садоводства открывает свои двери на улице Октябрьской Революции, 40. Остановка транспортного средства «Ельцина». Проходящие маршруты автобусов № 034, 024, 045, 21. Ближайшая станция метро «Площадь 1905 года».

Все шесть филиалов располагаются в центре города и недалеко друг от друга.

История музея

Музей был основан 29 декабря 1870 года членами Уральского Общества Любителей Естествознания. Главным инициатором был преподаватель мужской гимназии Онисим Егороич Клер, которого поддержал в создании музея ученый-энциклопедист Наркиз Константинович Чулин.

Открытие музея состоялось в актовом зале екатеринбургской мужской гимназии. Первые экспонаты были представлены благодаря его учредителям.

Здание, в котором располагается музей, принадлежало уральскому предпринимателю Альфонсу Фомичу Поклевскому-Козелл.

Первая крупнейшая научно-промышленная выставка прошла в 1887 году на протяжении трех месяцев, в течение которых музей посетили более 80 тысяч человек. Экспозиции разместились в железнодорожных мастерских. Именно благодаря этой выставке музей приобрел популярность среди российского и мирового научного сообщества.

Строительство Музея Ван Гога велось по проекту архитектора Ритвельда и продолжалось десять лет (1863-1873 гг).

В 1901 году в екатеринбургском музее было создано 10 отделов со своей спецификой. В формировании коллекций участвовали талантливые ученые и люди, такие как А.И. Гаккель, Н.П. Тихонов, В.В. Голубцов, Ю.М. Колосов, Э.А. Бруттан, А.А. Эгон-Бессер, Л.П. Сабанеев, М.А. Мензбир, А. Брем, Д.П. Соломирский. Последний сыграл большую роль в пополнении зоологического отдела.

Уже в начале 20 века этот музей превратился в культурный центр края и являлся главной достопримечательностью города. Фонды насчитывали более 28 тысяч предметов, представленных в 17 отделах. Филиалы посещали русские и иностранные ученые, государственные деятельности, знаменитости.

Однако в 1917-1920 годах музей пережил трудный период, который ставил под вопросом его существование. Но всё-таки удалось отстоять его право на существование, добиться финансирования и придать ему новый статус.

С 1990 годов на базе краеведческого музея действует центр подготовки музейных реставраторов, единственный в регионе. Работа проходит по программам и методике Государственного Эрмитажа. В 2013 году была создан Центр инновационных музейных технологий на базе музея.

Основные экспозиции, которые представлены в музее, рассказывающие о природе, этнографии и истории Урала, были открыты в 2005-2012 годах.

Коллекция музея

Трудно представить более полную коллекцию музея, которая представляет область с разных сторон. Это и флора и фауна, и древние орудия, и посуда, и книги и многое другое.

Естественноисторическая коллекция включает в себя гербарный фонд, а также останки древних животных – пещерного льва, шерстистого носорога, мамонта и многих других. Здесь же представлена минералогическая коллекция: минералы и горные породы края – и коллекции птичьих яиц, различных раковин и т.п.

Этнографическая коллекция и коллекция тканей представляет собой предметы из различных материалов разных народов края. А также предметы прикладного искусства народностей Урала. Кроме того, здесь можно увидеть образцы тканей из Древнего Египта, творчество его народа, одежда и головные уборы.

Коллекция фотографий и негативов является более новой. Работы известных фотомастеров, таких как В. Метенков, Н. Терехов, Козлов, в виде панорамных снимков, интерьеров, фотопортретов, мероприятий городского масштаба и т.д.

В коллекции письменных памятников и фонде редкой книги встречаются различные рукописи, старопечатные книги. В фондах можно найти факты жизни развития области (промышленность, наука, культура, быт).

Оружейная коллекция является гордостью музея. Здесь представлены образцы разнообразного оружия 15-19 веков, а также снаряжения разных времен.

Нумизматическая коллекция собрана из монет, наград, наградных и денежных знаков разных времен и народностей.

В коллекции металла мы можем увидеть орудия труда и различных изделия из цветных металлов, скульптуры, статуэтки, вазы, мебель, посуда и т.д.

Еще одна коллекция – икона и культовые памятники – представлена иконами 18-19 веков, чеканные из серебра, латуни, шитые золотыми нитями, оформленные драгоценными камнями.

Коллекция изобразительных памятников объединяет живопись и графику, промышленные чертежи. Полотна уральских художников и другие сохранившиеся собрания Вы увидите в данном отделе.

В археологической коллекции можно встретить различные найденные изделия из стекла, глины, керамики и т.д. Данная коллекция пополняется по сей день.

В восточной коллекции представлены экспонаты китайского и японского происхождения. Это и монеты, и религиозные статуэтки, мечи и многое другое.

Музей ведет активную деятельность. Существуют образовательные программы, такие как музейный абонемент и музейный класс, экскурсии на разные тематики и интересные мероприятия, специальные подразделения музея: центр инновационных музейных технологий СОКМ и реставрационная мастерская.

Также в музее проводятся различные мастер-классы и проекты. Среди крупных международных выставочных проектов самыми выдающимися являются «Bonjour, Урал!» (был проведен в Год Франции в России), «Джозеф Байерли – герой двух наций» (США), «Glueckauf! Четыре века российско-германского сотрудничества на Урале» (во время Года Германии в России), «Судьбы в годы Великой Отечественной войны: письма и воспоминания евреев – бойцов Красной Армии» (Израиль). А также проекты, проведенные совместно с российскими музеями: «Первые леди россиии», «Романовы. На изломе российской истории», «Шедевры российских музеев к юбилею Свердловской области» и др.

Кроме того, можно совершить виртуальный тур по исторической экспозиции на портале Культура. РФ.

Как попасть, билеты, стоимость, режим работы

Билеты можно приобрести в кассе музей. Полный билет – до 80 рублей, для учеников – до 40 рублей, пенсионерам – до 40 рублей, дошкольникам – 20 рублей. Дети до 5 лет, инвалиды, военнослужащие срочной службы, студенты ВУЗов имеют право на бесплатное посещение. Размер входной платы колеблется в зависимости от дня посещения.

Музей работает с 11.00 до 18.00, кроме выходных – понедельник и вторник.

Музейный абонемент «Путешествие в Старый Екатеринбург» предлагает вашему вниманию культурно-образовательные программы, адресованные учащимся средних и старших классов.

Наши программы также будут интересны и всем тем, кто хотел бы познакомиться с городскими традициями от XIX столетия и до наших дней, убедиться в их преемственности, и могут быть адаптированы для самых разных возрастных категорий.

В старинных интерьерах роскошного особняка дворян Поклевских Вы станете гостем ушедшей эпохи, участником давно минувших событий; узнаете много занимательных историй из жизни известных екатеринбуржцев.

Время, проведенное в музее, станет для Вас приятным отдыхом, интересным развлечением, познавательным путешествием в мир дореволюционного Екатеринбурга.

«Забавник»

культурно-образовательная программа для самых маленьких (от 2-х до 7 лет).

Каждую субботу проводятся музейные праздники-занятия для детей младшего возраста.

Мы приглашаем:

Окунуться в атмосферу традиций домашнего воспитания дворянской семьи Екатеринбурга XIX века;

Провести время в занимательных, познавательных и веселых занятиях музыкой, танцами, театром, изобразительным искусством, рукоделием и кулинарией;

Стать настоящими академиками Академии Праздника и Подарка;

Познакомиться с музеем, его экспозицией, узнать тайны экспонатов.

Каждая творческая встреча будет посвящена определенной теме и, обязательно, будет завершаться изготовлением Подарка Дня.

«Один день на Покровском проспекте»

Екатеринбург…Конец 19 века. Провинциальный город с особым укладом, размеренным ритмом жизни, начисто лишенным какой - бы то ни было суеты. Город со своей культурой, традициями и обычаями. Екатеринбург- это широкие улицы, площади, дома. И у каждой улицы, каждого дома есть своя история.

Есть история и у Покровского проспекта (ныне ул. Малышева). История, которую вы узнаете, если станете участниками историко-краеведческой программы «Один день на Покровском проспекте». Вместе с ведущими этой программы вы совершите увлекательное путешествие в мир старого города, пройдетесь по Покровскому проспекту образца 1884 года. Вы узнаете, как жили екатеринбуржцы более чем 100 лет назад, познакомитесь с их интересами, увлечениями, образом жизни. Побываете на дружеской вечеринке в роскошном особняке польских дворян, предпринимателей Поклевских-Козелл, заглянете на огонек к веселой и шумной компании горожан, станете участниками народных игр и забав.

Наша программа рассчитана на тех, кто желает знать историю своего города, познакомиться с культурой и бытом жителей старого Екатеринбурга.

«Рождественские вечера в Екатеринбурге»

Рождество - время красивой, доброй сказки.

Окунувшись в удивительную атмосферу старинного гостеприимного дома Вы узнаете:

что такое свечи Адвента,

как разыграть Рождественскую сценку - «вертеп», что символизируют елочные украшения, в какие рождественские игры играли дети 100 лет назад, как сделать кукол-марионеток для домашнего спектакля о Святом Николае, выучите пару колядок, и многое другое....

Подготовьтесь к этому волшебному празднику, и он принесет в Ваш дом светлые чувства, любовь и взаимопонимание!

«В гостях у Пиковой Дамы»

Карточные игры. Хорошо это или плохо с точки зрения морали?! И что такое вообще игра? В чем секрет привлекательности игр? Ответ на этот и на многие другие вопросы вы получите, побывав «В гостях у Пиковой Дамы». Так называется новая культурно-образовательная программа, подготовленная сотрудниками Свердловского областного краеведческого музея. Программа знакомит всех желающих с историей карт. Вы совершите путешествие в историю, узнаете, где и когда возникли карты. В течение часовой программы вы успеете побывать в средневековом Китае и в древнем Египте, в г. Санкт- Петербурге, а также в старом Екатеринбурге конца 19 века. Вы узнаете, какие игры были популярны в светском обществе, услышите занимательные истории, анекдоты из жизни знаменитых людей, бывших азартными картежниками, станете участниками событий, произошедших в давние времена. В течение всего вечера вас ждут театрализованные представления и игры.

«Званый вечер в доме Поклевских»

К ярко освещенному подъезду богатого особняка съезжаются экипажи. Из них выходят нарядные дамы в сопровождении мужчин. Все они спешат на званый вечер, который устраивают для екатеринбургской знати хозяева этого дома - известные на Урале предприниматели, польские дворяне Поклевские - Козелл. «Званый вечер - относительно немноголюдное увеселительное собрание гостей в частном доме, меньшее, чем бал или обед». На таких вечерах царит непринужденная атмосфера. Здесь каждый «забавляется по своему вкусу». Так было в Екатеринбурге в конце XIX века.

Возрождая традиции домашних вечеров конца XIX - начала XX веков Свердловский областной краеведческий музей приглашает гостей и жителей Екатеринбурга на «Званый вечер в доме Поклевских». В старинных интерьерах роскошного особняка Вы станете гостем давно ушедшей эпохи, перенесетесь в атмосферу гостиных конца XIX века. Вы узнаете о том, как проводили свой досуг уважаемые жители старого города; услышите музыкальные произведения, звучавшие в домашних гостиных Урала сто лет назад; станете участниками «салонных игр» популярных когда-то в русском обществе. Званый вечер станет для Вас «отдыхом после дневных трудов». У Вас будет возможность пообщаться с друзьями и коллегами в неофициальной обстановке уютной гостиной, блеснуть вечерними туалетами, приятно провести время. Званый вечер непременно сопровождался чаем; по Вашему желанию в соответствии с традициями того времени вечер можно завершить чаепитием (фуршетом).

«Тайны столового этикета»

Программа убедит вас в том, что этикет не усложняет жизнь, а делает ее приятной, красивой и предсказуемой. Вы узнаете о происхождении и применении столовых приборов, о традициях семейного застолья, убедитесь в том, как вкусны фрукты, если их есть фруктовыми вилкой и ножом.

После игровой программы гости посетят выставку «Приглашение к столу», где познакомятся с интересными предметами, сопровождавшими семейное застолье и украшавшие быт екатеринбуржцев в конце Х1Х-начале ХХ веков.

«Воспоминания о бале»

Балы. Неотъемлемая часть культуры ушедших веков. События, игравшие огромную роль в жизни общества. Женщины под перьями, бриллиантами в роскошных туалетах; мужчины во фраках и мундирах легко скользят по паркету в вихре безумного вальса. Запах духов и помады, музыка, оживленная речь, блеск в глазах - все это незабываемая атмосфера бала, где каждый из присутствующих - главный герой чудесного действа. Балы были всегда самым любимым развлечением екатеринбургской публики. К ним готовились загодя. Выписывали модные туалеты из столиц, а то и самого Парижа. Балы позволяли дамам блеснуть своими нарядами, мужчинам галантностью своих манер. Здесь «учились чинопочитанию и уважению старости, здесь любезничали и влюблялись».Увы! Все это осталось в прошлом. Нам лишь остались чудесные воспоминания о прелести всех этих развлечений. Все развлечения, вся атмосфера этого празднества вновь оживают благодаря программе «Воспоминание о бале».

«Российская история в лицах»

Вечный вопрос о влиянии личности на ход истории раскрывается на примере известных и малоизвестных граждан России: В.Н.Татищева, В.И. де-Геннина, Д.П.Соломирского, А.Ф.Поклевского и др. Интерактивные занятия помогут ощутить колорит эпохи.

«Азъ, буки, веди...»

История образования в России имела свои особенности. Изменения в обществе незамедлительно находили отражение в школе. Как развивалось образование в Екатеринбурге во времена Татищева и в последующие годы, чем было вызвано разнообразие учебных заведений, вы узнаете из программы «Аз, буки, веди…»

Выполняя привычные для школьника XIX века задания, легко почувствовать колорит давно ушедшей эпохи, а это, в свою очередь, позволит лучше понять проблемы современной школы.

«Екатеринбургский музыкальный кружок»

Рассказ-концерт об уникальном культурном явлении в жизни провинциального города.

«Екатеринбург купеческий»

Кто такие купцы? Как ими становились? В чем особенности уральского купечества? Что общего и что различного у знаменитых екатеринбургских купцов с персонажами пьес Островского? Помогал или мешал в жизни «Домострой»? Найти ответы на эти вопросы вам поможет наша программа.

Побывав в роли приказчика, отмеряя «товар» аршином, взвешивая на старинных весах с помощью фунтовой гири, вы разгадаете маленькие хитрости торгового люда.

«В кругу семьи»

Интерес к своим корням всегда живет в душе человека и особенно возрастает в переломные моменты истории, когда люди ищут в прошлом некую нравственную опору. В уютном доме на ул. Малышева, 46, некогда принадлежавшему дружной семье известных предпринимателей Поклевских-Козелл, Вы:

начнете составлять свое родословное древо; узнаете, что родовой герб может быть не только эмблемой семьи, но и летописцем заслуг и трагедий ее членов;познакомитесь с исторической наукой о печатях - сфрагистикой; убедитесь в том, что личная печать, неизбежно превратившись в талисман, неуловимо воздействует на ее хозяина. Занявшись семейной историей (с помощью полученных знаний и раздаточного материала), Вы почувствуете, что Ваша семья становится сплоченнее, а, значит - счастливее!

«Домашний досуг»

Отдых в семейном кругу: игры, коллекционирование, музицирование, рукоделие. Изготовление сувениров для друзей по старинным образцам. Эта программа идеально подходит для семейного праздника.

«Вечеринка во все времена»

Традиции молодежного досуга и «секреты» его организации; игровая программа, музыкальные выступления. Наша вечеринка может быть посвящена вашему празднику (день рожденья, выпускной и т д.)

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...