Образы детей и их роль в романе Достоевского 'Преступление и наказание'. Раскольников и дети (о романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского) Слово в защиту детей преступление и наказание


Уразалиева Неля Ибрагимовна

учитель русского языка и

литературы

Чаганской ОСОШ

Теректинского района

ЗКО

Русская литература 10 класс

Тема: Дети в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

Цель: показать изображение детей на страницах романа; через отношение Раскольникова к детям показать его гуманизм и укрепление уверенности в правильности своей теории;

через судьбы детей в романе показать преступность общества, покидающего в беде детей- свое будущее; отрабатывать навык работы с художественным текстом; развивать речь учащихся.

Оборудование: текст романа «Преступление и наказание»; репродукции картин В. Перова «Тройка»; В. Маковского «Свидание»; Н. Богданова «У дверей школы»; Б. Кустодиева «Школа в Московской Руси»; сборник стихов Некрасова

Словарная работа: уточняются значения слов: «гуманизм», «мораль», «актуальность»

Ход урока:

I. Оргмомент

II 1) Запись: Семнадцатое марта

Классная работа

Дети в роман е Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» .

2) Цели и задачи урока:

Через отношение Раскольникова к детям показать его гуманизм и укрепление

Уверенности в правильности своей теории ;

Через судьбы детей в романе показать преступность общества, покидающего в беде

детей – своё будущее ;

Воспитывать чуткость и сострадание к чужой беде.

3)Вступительное слово учителя

На прошлом уроке мы говорили о судьбе автора, об «униженных» героях романа, о судьбе «маленького человека» в литературе 19 века. Трагично рисует Достоевский и судьбы детей. Большинство своих маленьких героев писатель ставит в тяжелые ситуации, посылает на их долю «взрослые» страдания и испытания.

4)Экскурсия в картинную галерею.

Судьба детей всегда была актуальна. О жизни детей в условиях капиталистического города, об их горькой доле писали и современники Достоевского- художники Перов, Кустодиев, Богданов, Маковский.

Краткий экскурс по картинам этих художников проведет Максотова А .

(ученица рассказывает об истории создания картин, о персонажах картин, о судьбах обездоленных детей в царской России)

Вывод: художники осуждали строй, который делал детей бесправными, беззащитными.

5)Поэты о судьбах обездоленных детей.

Не оставалась равнодушна к судьбам детей во все времена и русская литература. Послушаем стихотворение Некрасова «Плач детей» (читает Аида Султангалиева)

Вывод : детский труд подвергался эксплуатации на фабриках и в России, поэтому стихотворение было актуально.

6) а) Словарная работа :

Вслед за своими современниками Достоевский в романе много горьких страниц посвящает детям, потому что эта тема волновала писателя и характеризует его как великого писателя-гуманиста своей эпохи.

Словарная работа: гуманизм, гуманист

б) Беседа по тексту:

В: Когда мы впервые на страницах романа встречаемся с детьми?

(зачитывается отрывок – учебник стр.211, текст стр.23)

В: Что можно сказать об авторе этих строк через такое описание детей?

Вывод: На Раскольникова эта встреча с детьми Мармеладовыми сильно подействовала. Что болезненное и страшное мы ощущаем в позах и внешности детей. Вид этих детей заставляет Раскольникова отдать Катерине Ивановне последние деньги.

В: Что происходит с героем до этой встречи? Какая страшная мысль закрепляется в его душе? Кого он обвиняет? (Мысль – «преступить», т.е. совершить преступление против буржуазного общества, которое заставляет детей лить слезы, потому что «маленькому» человеку «некуда больше идти»

В: Прочитаем разговор Раскольникова с Соней о детях. Какая мысль постоянно

волнует его? О чем он думает и к какому выводу приходит?

(учебник с.222 – А с ними- то что будет?)

Вывод: За все несправедливости в жизни в первую очередь страдают дети, как самые незащищенные существа. В том, что льются детские слезы проявляется преступность общества. Эта судьба многих детей в тогдашней России. Их страдания вызвали его бунт против несправедливости и преступности этого общества. В этой мучительной любви к детям наиболее раскрывается гуманизм Раскольникова.

В: Встреча Раскольникова с детьми Мармеладова, история Сони очень болезненно повлияла на героя. Но подобные сцены он наблюдал и на улицах Петербурга.

(прочитаем отрывок об обманутой и опозоренной девочке на бульваре, за которой охотился жирный франт) текст стр.40-41.

Вывод: этот случай – судьба многих детей России той поры. Сострадания к этому ребенку и ненависть к преступникам снова тяжким грузом ложится на душу Раскольникова и снова подталкивает- «преступить».

В: Как вы понимаете значение фамилии Раскольников?

7) а) Детские образы Достоевского.

Детский образ- один из идеалов автора. В романе чувствуется авторская позиция- писатель с жалостью, с нежностью изображает несчастных маленьких героев. Кроме того, Соню Мармеладову и Лизавету сравнивает с детьми. Соня всё время робеет, как ребенок, на её лице появляется «детский испуг», как у испуганных детей. Такой же взгляд был у Лизаветы перед смертью. Если Достоевский наделяет своих любимых героев какими-то детскими чертами, эта детскость означает святую душу и чистоту. Почему же страдают дети в романе? Их страдания- жертва, которую необходимо принести этому миру.

Впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей действительности. Буржуазная мораль общества укрепляет в нем уверенность его теории: в обществе, где царит зло, разрешается пролитие крови по совести- во имя искоренения этого зла.

ІІІ Ассоциаци я «Дети в романе Достоевского»

бедные униженные

Дети в романе

«Преступление и наказание»

без светлого

будущего бесправные

лишенные беззащитные

детства

В : Как вы думаете, должны ли судьбы детей волновать общество? Почему?

В : Актуален ли роман в наши дни? Как сегодня живется детям в нашей стране?

В 1866 году вышел в свет роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», ставший совершенно новым явлением в русской литературе. Основное его отличие от предшествующих произведений состояло в богатой полифонии образов. В романе насчитывается около девяноста персонажей: здесь и городовые, и прохожие, и дворники, и шарманщики, и мещане, и многие другие. Все они, вплоть до самых незначительных, составляют тот особый фон, на котором развивается действие романа. Достоевский даже вводит необычный, на первый взгляд, образ большого города («Петербург Достоевского»!) с его мрачными улицами, «колодцами» дворов, мостами, тем самым усиливая и без того тягостно-напряженную атмосферу безысходности и подавленности, которая определяет настроение романа. Есть и еще более необычный образ ребенка, который незримо присутствует повсюду. Это и загубленные Свидригаловым дети, и образ Раскольникова – ребенка, и образ девочки, которую «напоили и обманули... в первый раз... понимаете?». Соня Мармеладова – это тоже ребенок, не случайно именно так часто обращается к ней Раскольников. Катерину Ивановну сама Соня называет ребенком, но здесь скорее сравнение с юродивыми, все поведение которых – это детскость и непосредственность. Безусловно, образ ребенка, как и все другие образы в романе, служит одной цели - всестороннему и полному раскрытию образа Родиона Раскольникова.

Мы мало что знаем о детстве Раскольникова. Знаем только, что жил он в пыльном городе, таком же пыльном, как и Петербург, в котором происходит действие, знаем, что он ходил в церковь и что был у него младший брат, которого он никогда не видел, но у могилы которого он всегда плакал. Видим мы и размытый образ отца, крепко держащего за руку Раскольникова – ребенка. Примечательно, что именно через образ детства Раскольникова, а именно через сон, который он видит, заснув в канаве перед своим преступлением, показывает нам Достоевский корни той теории, которая выросла и окрепла вместе с Раскольниковым.
Слагается иногда картина чудовищная, но обстановка и весь процесс всего представления бывают при этом до того вероятны и с такими тонкими, неожиданными, но художественно соответствующими всей полноте картины подробностями, что их и не выдумать наяву…» Мы видим, как забили насмерть «бедную лошадку», и как все смотрели на это ужасное действо, и в том числе и отец Раскольникова, и ничего не предприняли. Разумеется, в уме читающего рождается аналогия, эта несчастная лошадь и такие же несчастные люди, которых бьет и забивает до смерти жизнь. Мы сразу вспоминаем Мармеладова, Катерину Ивановну, Сонечку. Мы видим, какой ужас переживает ребенок, являясь свидетелем этой картины убийства, и вряд ли у кого-нибудь, кто видел нечто подобное, душа останется такой же как и прежде. Сон этот еще больше укрепляет Раскольникова в мысли, что необходимо осуществить свои замыслы. Но посмотрим, на то, что пытается сказать нам Достоевский-психолог, вслед за Фрейдом повторяющий, что корни всех проблем стоит искать в детстве: «Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы... Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку. В этот миг отец, уже долго гонявшийся за ним, схватывает его наконец и выносит из толпы. - Пойдем! пойдем! - говорит он ему, - домой пойдем! - Папочка! За что они... бедную лошадку... убили! - всхлипывает он, но дыханье ему захватывает, и слова криками вырываются из его стесненной груди».

Вот он - тот росток, зароненный в душу ребенка: если мой добро, то что хочу, то и делаю! И как стать тем, кто имеет это «добро», как стать «право имеющим» ? Мы знаем ответы на эти вопросы. Кто знает, может быть, Раскольникову и стоило убить Алену Ивановну, чтобы вернуться к своему ребенку, к себе самому, и понять, что та боль, которую он видел в глазах «лошадки», та же самая боль отразилась и в глазах жертвы, однако, он ее просто не разглядел. Возвращение, покаяние и прощение себя в детстве, за то, что не спас он тогда бедное животное – вот одна из ролей, назначенная автором образу ребенка.

Но есть еще в романе люди, которые и повзрослев остаются детьми. Они живут в мире со своим ребенком внутри (опять мы цитируем Фрейда, но без этого не обойтись, ибо взгляды Достоевского и Фрейда так схожи) и в относительном мире сами с собой. Это, в первую очередь, Соня Мармеладова, у которй детства как такового и не было. Она была просто выставлена на улицу, принесена в жертву, один ребенок был принесен в жертву трем другим, чтобы «Полечка по тому же пути не пошла». И вера Сонечки Мармеладовой тоже какая-то детская и наивная, но всепоглощающая и светлая. Она сама ребенок и видит эту детскость в других, ибо не хочет замечать грязь и пороки взрослой жизни. И они, благодаря защите этого маленького ребенка в ней, ее не коснулись: «Конечно, он понимал, что положение Сони есть явление случайное в обществе, хотя, к несчастию, далеко не одиночное и не исключительное. Но эта-то самая случайность, эта некоторая развитость и вся предыдущая жизнь ее могли бы, кажется, сразу убить ее при первом шаге на отвратительной дороге этой. Что же поддерживало ее? Не разврат же? Весь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце: он это видел; она стояла перед ним наяву...
Постредством них Достоевский ставит еще один вопрос Раскольникову и его теории: «Подпадают ли под его определиние «тварей дрожащих» дети?». Мы помним, что он убил не только старуху-процентщицу, но еще и Лизавету, этого большого ребенка, которая в момент смерти, по-видимому, была беременна. Мы вспоминаем и ту девочку, которую он приметил на скамейке в парке и дал даже двадцать копеек на «ее спасение», но их, конечно же, оказалось недостаточно. Вспомним о загубленных Свидригайловым детях, о детях Катерины Ивановны, которые, когда вырастут наверняка повторят путь родителей (опять мы слышим голос Фрейда), вспомним, наконец, сон Свидригайлова перед его самоубийством. Этот эпизод заставляет нас задуматься. Мы понимаем, что многие дети, многие невинные души обречены идти по пути греха и разврата, ибо такова уж их судьба, и убей ты хоть тысячу человек, все равно их не спасти, потому что порок внутри, а не снаружи. Люди, которые потеряли своего внутреннего ребенка, будь они все те же дети или взрослые, обречены на страдание и гибель, страшную гибель, самоубийство. На протяжении романа эта мысль возникает у многих героев. Ребенок, или люди сохранившие его в душе, никогда не отважаться на это, потому что это большой грех, а Достоевский судит своих героев прежде всего с позиций христианской морали. Да ребенку даже и в голову не придет мысль покончить с собой, он просто будет продолжать жить, страдать и иногда радоваться, как делает это вечный ребенок Соня Мармеладова, потому что жизнь – это дар, и распорядится им нужно по совести.

Каков же итог? Мы видим, что хотя в романе образ ребенка выражен не так ярко как другие, все же его отголоски проходят через все повествование. И это не случайно. Ребенок, так же как и Евангелие, - это еще один путь к себе. И Соня и Раскольников нашли его, нашел его и Свидригайлов, искупивший своей кровью кровь других детей.
Вернулся вместе с ними и автор: «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, - но теперешний рассказ наш окончен».

Предмет: Литература

Тема: Дети в романе "Преступление и наказание".

Работу выполнил

Маев Роман

10 класс "б"

В теории Раскольникова, позволившей ему пойти на убийство, главным

аргументом становится обвинение общества в жестокости. Те самые люди,

которые на словах признают необходимость любви к ближнему, равнодушны к

реальным страданиям окружающих. Именно из этого, причем самого по себе

действительно верного наблюдения, и делает Раскольников вывод о

двойственности, лицемерии общепринятой морали, о необходимости "крови по

совести" для преодоления зла. Но, обвиняя мир в жестокости, Раскольников

прежде всего говорит о детях. В этой мучительной, горячей любви к детям

раскрывается с особенной силой умение главного героя романа сострадать

чужому горю.

Дети - беззащитны, они не могут сопротивляться беспощадному давлению

жизни. Они не виновны в горе окружающих, и поэтому их страдания особенно

несправедливы. Если общество "топчет" тех, кто ни в чем не виновен, значит,

его устройство безнравственно, ненормально. Впечатления от встреч с

несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей

действительности и укрепляет уверенность в правильности своей теории.

Раскольников слышит звуки надтреснутого семилетнего голоска - в

трактире, среди пьяных криков и брани. Эти звуки дополняют трагический

рассказ Мармеладова. Следующее впечатление - встреча с Катериной Ивановной

и ее детьми. Вид этих несчастных детей заставляет Раскольникова отдать

Мармеладовым едва ли не последние свои гроши. В его измученной душе

закрепляется страшная мысль: "И нет никаких преград…" А далее еще одно

впечатление толкает Раскольникова на решение "переступить" : он видит

обманутую и опозоренную девочку на бульваре.

Раскольников с негодованием думает о тех ученых, которые утверждают,

что известный процент людей должен погибнуть, и считают это нормальным. Для

него за этим успокоительным словом "процент" стоит живой человек, и

мириться с гибелью хотя бы одного ребенка Раскольников не хочет и не может.

Нравственное негодование диктует им принципиально разные выводы - это ясно

отражено в романе.

Достоевский видел в детях ту нравственную чистоту, доброту души,

которые утрачены взрослыми. Не случайно все лучшее, что свойственно

взрослым героям романа, связано с миром ребенка. Нельзя говорить о теме

детства в "Преступлении и наказании", имея в виду только детей Катерины

Ивановны. Как ребенок, слабый, беспомощный, с детски чистой, наивной и

светлой душой, рисуется Соня. Она похожа на ребенка в своих чувствах, в

своих поступках - искренностью и добротой. Чистый и справедливый мир

детской души открывается и во сне Раскольникова. Именно ребенок протестует

против жестокости взрослого мира в этом сне. Та непосредственная,

недумающая доброта, которую неоднократно проявляет Раскольников - вопреки

собственной теории - неразрывно связана с мальчиком Родей, с тем

нравственным "запасом", который сохранился в герое романа с детства. Убив

беспомощную, по детски беззащитную Лизавету, Раскольников словно поднял

руку на самого себя. Именно детям, искупая свои грехи, помогает в

"Преступлении и наказании" Свидригайлов.

Достоевский, безусловно, следует и христианскому пониманию. Дети в

Евангелиях символизируют нравственную близость человека к Богу, чистоту

души, способной поверить - и устыдиться. Раскольников двойственен в романе:

природная, данная Богом, доброта героя "затемнена" гордыней и озлоблением

взрослого человека. Весь роман ребенок в Раскольникове борется со

взрослым, доброта - с жестокостью и самолюбием. Нравственный перелом,

произошедший в душе Раскольникова в эпилоге "Преступления и наказания",

означает окончательную победу доброты,возвращение героя к себе самому -

героем его долгий, мучительный и противоречивый путь, впервые, наконец,

"встречается" с ним "лицом к лицу", как встречаются люди одной веры, одного

понимания жизни…

Раскольников доведен до нерв-ного напряжения, граничащего с серьезным заболеванием. И — по контрасту — ему все время хочется защитить тех, кто еще слабее, чем он (хоть и не очень это согласуется с его собственной теорией). Поэтому-то он с такой трепетной нежностью относится к де-тям — и в первую очередь к больным, бедным, страдающим. Была у него когда-то невеста (она умерла). В разговоре с матерью Раскольников вспо-минает о ней с неожиданным для него теплым чувством: «Она больная такая девочка была... Пра-во, не знаю, за что я к ней тогда привязался, кажется, за то, что всегда больная... Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил...» (Попробуйте понять Раскольникова и не забывайте, что создал его Достоевский.)

В страданиях детей Достоевский видел крайнее выражение несправедливости всего мироустройства. Герои писателя не хотят принимать вечного бла-женства, если оно будет оплачено слезинкой хотя бы одного-единственного ребенка. В знаменитой речи о Пушкине Достоевский спрашивал слушателей: смо-гут ли они возвести «здание судьбы человеческой», иными словами, осчастливить людей, но при усло-вии, что для этого «необходимо и неминуемо надо замучить всего лишь одно человеческое существо... Согласитесь ли вы быть архитектором такого здания на этом условии? Вот вопрос».

Мы уже спрашивали вас: что, собственно, пред-определило ужасное преступление Раскольникова? Много тому причин, но среди них не последнее место занимает проблема, постоянно мучающая ге-роя романа: дети. Маленькие дети Мармеладова, к примеру, или хотя бы та же Сонечка, которая, несмотря на свои восемнадцать лет, «казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком».

Для Достоевского ребенок — символ чистоты, не-запятнанной совести, жажды справедливости. Но что же будет с ними — маленькими, невинными, безгрешными? «А дети-то?» — спрашивает Расколь-ников Соню после смерти Мармеладова. А если что-то плохое случится с Соней? «Ну что будет, если в самом деле тебя завтра в больницу свезут? Та не в уме и чахоточная, умрет скоро, а дети? Разве Полечка не погибнет? Неужели не видела ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти ма-тери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор. А ведь дети — образ Христов: «...таковых есть Царст-вие Божие». Он велел их чтить и любить, они будущее человечества...»

Вот и объяснение, почему так постоянно и нас-тойчиво размышляет Достоевский (и его герой) о детях, их страданиях и судьбах. Это постоянный для писателя мотив: он отразится и в «Идиоте», и в «Братьях Карамазовых».

Для Достоевского в ребенке заключено все луч-шее, что есть в человеческой природе. Вспомните первый сон Раскольникова. Он видит себя малень-ким мальчиком, не выносящим убийства, открытым для страдания. Иными словами, дана некая «точка отсчета», та нравственная высота, которая является нормальной для ребенка, а следовательно, и для всего человечества.

В литературоведении уже было обращено внима-ние на очень важный в «Преступлении и наказании» мотив лестницы. Даже подсчитали, что Расколь-ников поднимается и спускается с различных лест-ниц чуть ли не 48 раз! Это движение по вертикали: вверх и вниз. Много напряженных сцен в романе происходит именно на лестницах.

Ужасная лестница, узкая, темная, ведет Расколь-никова на четвертый этаж, где живет Алена Ива-новна. И по такой же темной лестнице (и снова на четвертый этаж) поднимается герой романа к Мармеладовым. Но как же отличаются эти сцены! Пос-ле убийства старухи Раскольников так обессилел от мучений, что еле двигался. Во втором же случае он помогает несчастной Катерине Ивановне всем, чем может, он оказывается кому-то нужным. Поэтому теперь Раскольников спускается вниз с совершенно другими чувствами, как будто он сходил с вершин страданий человеческих. «Это ощущение могло похо-дить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявили прощение». (Кто-кто, а Достоевский слишком хорошо это знал.) Материал с сайта

Возвращаясь от Мармеладовых, Раскольников на лестнице встречает священника и обменивается с ним безмолвным поклоном (согласитесь, это важный знак), а затем его догоняет дочь Мармеладова — По-ленька. «Он положил ей обе руки на плечи и с каким-то счастьем глянул на нее». Откуда же это неожиданное ощущение счастья?

Надо думать, не совсем уж безразличен автору его герой. Достоевский бросает ему этот «спа-сательный круг» — Поленьку. Девочка целует Расколь-никова и обещает всю свою будущую жизнь мо-литься за него. «Есть жизнь! — восклицает Расколь-ников. — Разве я сейчас не жил?»

«Что же, однако, случилось такого особенного, что так перевернуло его?» — спрашивает Достоев-ский. Встреча с девочкой Полей.

«— А кто вас прислал?

— А меня прислала сестрица Соня, — отвечала девочка, еще веселее улыбаясь.

— Я так и знал, что вас прислала сестрица Соня».

Откуда это мог знать Раскольников? Он не знал, он предчувствовал.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • раскольников и дети
  • дети в романе преступление и наказание

Сочинение

Все его повести и романы - огненная река его собственных переживаний. Это страстное стремление признаться в своей внутренней правде. А. В. Луначарский Федор Михайлович Достоевский трепетно, бережно и искренне относится к своим героям. Описывая женщин и детей, он, как лакмусовой бумажкой, проверяет общество на гуманное, справедливое отношение к слабым и обездоленным, не потому ли в его романах обязательно присутствуют дети - чистые ангельские души, пришедшие в этот мир страдать и гибнуть от несправедливости и жестокости взрослых? Писатель пытается найти истинных героев в окружающей действительности, и по отношению к сиротам и обездоленным проверяет свои персонажи, их истинно человеческое начало. Не случаен эпизод в романе «Преступление и наказание», когда Раскольников спасает от преследователя пьяную девочку, отправляя ее с полицейским домой. Иван Петрович («Униженные и оскорбленные») принимает самое деятельное участие в спасении Нелли от возможного злодейства в доме мещанки Бубновой. Соня Мармеладова («Преступление и наказание») ради сводных братьев и сестер идет на панель, спасая их от голодной смерти. Но писателем выведены и полемичные характеры: мать Нелли, Катерина Ивановна - в слепой гордости не видят зла, которое причиняют собственным детям. Мать Нелли не хочет «поклониться» князю даже ради спасения, она предпочитает погибнуть, чем быть обязанной этому страшному человеку. А в бездонную пучину нищеты и горя затягивается Нелли - чистая душа. Она хорошо помнит наказ «мамаши»: «Будь бедная, Нелли, и, когда я умру, не слушай никого и ничего. Ни к кому не соди; будь одна, бедная, и работай, а нет работы, так милостыню проси, а к ним не ходи». Это почти благословение на ги-5ель. В порыве безумия Катерина Ивановна гонит детей на улику тоже просить милостыню у прохожих. Разуверившись в справедливости, они толкают на гибель своих детей, но писатель-гуманист не мог согласиться на такую участь ребенка. Поэтому раскаивается Свидригайлов («Преступление и наказание»), обеспечивает будущее детям Катерины Ивановны, пытаясь спасти свою душу перед лицом вечности. Облегчают последние месяцы жизни Нелли старики Ихменевы («Униженные и оскорбленные»), принимая сироту в дом. Но писатель не обольщается Он понимает, что это не выход из ситуации, нужны кардинальные перемены в обществе, чтобы оградить самых беззащитны? от гибели, создать условия, при которых исчезнут несчастные i в первую очередь - перестанут страдать невинные дети, отвечав за грехи взрослых. В романе «Братья Карамазовы» Достоевский станет еще бескомпромисснее в своем неприятии зла, когда скажет устами Ива на Карамазова, что отвергает будущее счастливое общество, если в основе его заложена слеза ребенка. Какая прекрасная мысль Но время идет, и льются не только детские слезы, но и кровь Остановить это могут взрослые, если одумаются. К благоразумию призывает в своих произведениях Ф. М. Достоевский - величайший гуманист XIX века.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...