Определение лидера в коллективе. Выявление лидера в детском коллективе


Вы успешный руководитель и компетентный менеджер, ваша команда работает как единое целое, один за всех, и все за одного. Уверены? А может, команда идёт не за вами, а за тем, кого в психологии называют неформальным лидером?

Ещё Рузвельт говорил: «Лидер ведёт за собой, а босс управляет». Попробуем разобраться, так ли это, и понять, кто такой неформальный лидер (НЛ), как его вычислить, какими бывают неформальные лидеры и как с ними сотрудничать.

Нередки случаи, когда неформальное лидерство порождает бесконечные склоки, конфликты и расслоение коллектива на враждующие группировки. Перетягивание каната между руководителем и неформальным лидером может серьёзно отразиться на производительности труда и психологическом климате в коллективе.

Кто такой неформальный лидер

Чтобы не погружаться в сложные психологические термины, поясним просто. Начальника на руководящую должность назначают. Неформальный лидер может быть как младшим специалистом, так и менеджером среднего звена.

Здесь главное не пост, а набор личных качеств, жизненный опыт и авторитет.

Ведущие игроки есть во всех сферах деятельности. Ведь каждый коллектив - это мини-общество. А обществу нужно за кем-то идти. И в этой ситуации авторитет личности сильнее, чем авторитет должности. Каждому руководителю важно знать и понимать, как сотрудничать и вообще сосуществовать с НЛ.

Для начала определите, кто это.

Как вычислить неформального лидера

Самый точный способ определить НЛ - социометрический тест. Помните, подобные проводили психологи в школах? Если возможности пригласить специалиста и провести тестирование нет, то проанализируйте самостоятельно:

  • с кем чаще общаются сотрудники по нерабочим вопросам;
  • к кому обращаются за профессиональным советом;
  • кто озвучивает причины недовольства в коллективе;
  • кто вносит новые предложения и идеи.

Наверняка при составлении планов, обсуждении нововведений кто-то из подчинённых выражал общее мнение, чаще других задавал вопросы либо выступал зачинщиком . Присмотритесь к этому человеку и манере его поведения с коллегами.

Есть два стиля: конструктивный и деструктивный. В первом случае неформальный лидер генерирует идеи, организовывает рабочий процесс и мотивирует коллег, во втором - вносит разлад и создаёт конфликтные ситуации.

С конструктивным важно наладить партнёрские отношения, ведь его деятельность идёт на пользу как отделу, так и бизнесу. С деструктивным сложнее, но и его энергией можно управлять. Главное - распознать истинные мотивы лидерства: желание власти, желание самореализоваться. Когда вы поймёте, что движет этим сотрудником, будете знать, что делать.

6 типов неформальных лидеров

Грамотный руководитель умеет и управлять подчинёнными, и выстраивать доверительные отношения с разными неформальными лидерами. Описание ниже поможет правильно идентифицировать НЛ и понять, как действовать.

1. Инноватор

Эмоциональный и творческий. Его идеи оригинальны. Этот неформал способен дать заряд энергии в коллективе и сдвинуть стереотипные подходы в сторону новаторства. Если он не находит поддержки или сталкивается с критикой - быстро опускает руки, как любой творческий человек.

Как это использовать

  • Советуйтесь с ним, когда бизнесу нужен глоток свежего воздуха. Коллектив готов идти за инноваторами и воплощать их идеи в жизнь. Возможно, за такими нововведениями будет стоять ещё один виток успеха компании.
  • Этот тип получает удовлетворение от поиска и внедрения нового. Каждый мозговой штурм в вашей команде должен проходить при участии, а лучше под руководством инноватора.
  • Эмоциональные всплески в поведении этого человека помогут оголить проблемы в коллективе. Используйте этот сигнал, чтобы вовремя решить неурядицы и нейтрализовать недовольство среди подчинённых.

2. Координатор

Деловой и организованный. Готов спланировать работу и чётко скоординировать процессы. У него есть аргументированные ответы на все вопросы, поэтому в коллективе он пользуется большим авторитетом. А некоторые могут даже побаиваться сухой натуры координатора.

Как это использовать

  • Поручайте деловому лидеру организаторскую работу - он будет с радостью её выполнять.
  • Сделайте координатора своей правой рукой. Можете смело возложить часть своих контролирующих обязанностей на этот тип. Легализируйте его власть повышением и сделайте партнёром.
  • Используйте авторитет координатора, чтобы заработать пару очков в глазах сотрудников и для себя. Он может стать вашим голосом или проповедником непопулярных решений.

3. Серый кардинал

Живёт в тени начальника. Но в то же время знает всё: у кого горят дедлайны, кто недавно поссорился с мужем (или женой), а кто подыскивает новую работу. Но эту информацию кардинал собирает не для сплетен в курилке.

Как это использовать

  • Узнавайте полезную информацию, чтобы быть в курсе внутренних процессов в коллективе.
  • Будьте осторожны: серые кардиналы влияют на самого начальника. Поэтому даже компетентные советы подвергайте анализу.
  • Уважайте серого кардинала и дайте ему это почувствовать. Тогда он не будет играть против вас.
  • Кардинал никогда не возьмёт ответственность за принятые вами решения. Даже если он повлиял на это.

4. Революционер

Бунтарь и критикан. Тот, кто стоит во главе настроений недовольства в коллективе. Ему ничего не нравится. Революционер высказывает, что не так, но не предлагает, как это исправить. Этот тип может послужить причиной конфликтов и образования враждующих группировок.

Как это использовать

  • Предложите революционеру решить проблему, а не просто сотрясать воздух. Скорее всего, это поставит его в тупик. А тем членам коллектива, которые идут за ним, поможет понять, что НЛ силён только на словах.
  • Направьте буйную энергию революционера на общественную деятельность.
  • Поручите дополнительные проекты или переведите в другой отдел, где контакты с коллегами минимальны.
  • Если же эти шаги не помогут, а конфликты продолжатся, выход один - вводить штрафы или уволить бунтаря.

5. Весельчак

О таких говорят «душа компании». Коллектив идёт за ним, потому что он обаятельный и с ним не скучно. Под лёгким и непринуждённым руководством сотрудники готовы выполнять даже монотонную работу.

Как это использовать

  • Сотрудничайте на равных. Ведь в глазах подчинённых он свой.
  • Передавайте некоторые сложные задания через весельчака, назначьте его руководителем проекта.
  • Определите такого НЛ главным по работе с новичками. Тогда процесс адаптации пройдёт быстрее.
  • Весельчак создаёт комфортную атмосферу в отделе. Поручите ему придумать совместный досуг для коллег. Мероприятия вне офиса - его конёк.

6. Кризис-менеджер

Это ситуативный лидер. Он может никак не проявлять себя в ежедневной работе, но при форс-мажорах быстро ориентироваться и принимать решения.

Как это использовать

  • Дайте проявить себя в стрессовых ситуациях. Скажите прямо: «Сейчас ты главный!»
  • По результатам оцените работу кризис-менеджера и поблагодарите при остальных членах коллектива.
  • Поощрение - это важный фактор для НЛ. Но хвалить нужно, когда действительно есть за что.

В заключение

Сотрудничайте с неформальным лидером и попытайтесь сделать его союзником. Не бойтесь появления НЛ. Проанализируйте его личность, компетенции, авторитет и определите, каких качеств не хватает вам.

Возможно, Теодор Рузвельт прав и ваша главная задача как начальника - управлять? Используйте лидерство коллег на пользу бизнесу. И тогда успех будет не за горами!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

С одержание

Введение

1. Классификация лидерства

2. Лидерство и власть

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Хотя нет единого определения лидера в коллективе, обычно лидером считают человека, высокая степень значимости которого признается большинством членов группы при решении групповой задачи. Но тогда существует столько же типов лидера, сколько возникает ситуаций и задач в группе. В рамках социометрического анализа таких людей называют более точным термином «звезда по критерию».

Будучи психологическим, по своей природе феноменом, т. е. возникая в системе неофициальных, неформальных отношений, лидерство вместе с тем выступает и как средство организации отношений этого типа, управления ими. Диапазон разработки проблематики лидерства, как известно, чрезвычайно широк, и это обстоятельство обусловливает известную трудность систематизации соответствующего теоретического и эмпирического материала. Тем не менее, такая систематизация, с известной степенью условности, конечно, вполне реальна: сошлемся в этой связи на собственную исследовательскую практику.

Управленческий аспект лидерства хорошо просматривается и в ряде специфических лидерских ролей, выделяемых нередко исследователями, либо в связи с анализом функций лидерства, либо применительно к отдельным ситуациям групповой жизни.

Цель данной работы - исследование лидерства как феномена групповой динамики.

1) изучить классификацию лидерства;

2) рассмотреть лидерство и власть.

1 . Классификация лидерства

Неформальный лидер -- это член коллектива, собирающий относительно большое число голосов при любой ситуации выбора-предпочтения, иначе говоря, в каждой ситуационной частной социограмме неформальный лидер занимает на шкале социометрического статуса позицию звезды, или предпочитаемого. С точки зрения групповой деятельности функции неформального лидера сводятся к двум основным.

Во-первых, он устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения: доброжелательность, ответственность, взаимопонимание, производительность, или негативные формы поведения группы: агрессивность, обособленность, стяжательство и пр.

Во-вторых, установив нормы, цели, обычаи и традиции, неформальный лидер мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения. Мотивацию лидер осуществляет высказывая взглядом, жестом или словом свою оценку действий члена группы. К лидеру добровольно и не всегда полностью осознанно присоединяется большинство членов группы, одобряя или порицая своего товарища.

Административные приказы, выговоры, беседы, проработки начальства и лекции часто оказывают более слабое действие на поведение члена группы, чем один жест порицания неформального лидера или молчаливое выражение группового неодобрения. Но не следует думать, что коллектив в состоянии оказывать безграничное воспитательное воздействие на любого своего члена. Более точна защитная функция малой неформальной группы: если ее оценка поступка своего члена разойдется с оценкой коллектива, это сведет на нет все попытки морально-воспитательного воздействия руководства. Точно так же действует и личное ядро, которое часто отождествляется с референтной группой.

Особенно велика воспитательная роль неформального лидера группы. Социальная психология разграничивает, но не противопоставляет понятия руководства и лидерства. Руководство -- это процесс управления трудовой деятельностью коллектива, осуществляемый руководителем -- посредником социального контроля и власти на основе административно-правовых полномочий и социальных норм. Лидерство -- процесс внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью членов коллектива за счет индивидуальной инициативы участников. С руководством связаны правовые и административные функции единоначалия, с лидерством -- психологическое влияние данного лица в группе. Феномен лидерства возникает в проблемных ситуациях, с которыми сталкивается группа в своей деятельности. Однако с точки зрения групповых целей лидерство может быть как позитивным, так и негативным. Выделяют два полярных типа лидерства -- инструментальный и эмоциональный. Инструментальный (деловой) лидер-- член группы, берущий на себя инициативу в решении проблемной ситуации в соответствии с групповыми целями и обладающий соответствующими знаниями, информацией, навыками и методами.

Эмоциональный лидер -- член группы, берущий на себя функцию регуляции группового настроения (экспрессивные функции) в проблемных ситуациях. Иногда позицию эмоционального лидера называют эпицентром эмоциональных контактов.

В позитивном плане эмоциональный лидер стремится предупредить и уладить конфликты, сгладить и разрядить эмоциональное напряжение, возникающее у членов группы в проблемных ситуациях, и тем самым способствует достижению групповых целей и повышению эффективности групповой деятельности.

В негативном плане эмоциональный лидер под влиянием неудач и трудностей может стать зачинщиком паники, недовольства, истерических реакций, асоциального поведения группы.

Между этими полярными типами неформальных лидеров распределены все остальные.

Проблема классификации лидеров по типам очень сложна. Методически проще указать те задачи и функции, которые выполняются ими в общем процессе регуляции группового поведения. Кроме двух самых важных функций (установка и поддержание групповых норм поведения и мотивирование поведения членов группы в соответствии с установленными нормами), лидер выполняет функции:

1) координатора группового поведения (распределяет роли, обязанности, задания);

2) контролера поведения каждого члена группы (наблюдает за исполнением порученных ролей, обязанностей, заданий);

3) планировщика действий и средств, при помощи которых группа достигает своих целей (эта функция может включать в себя определение как краткосрочных, так и долгосрочных планов групповой деятельности);

4) политика (устанавливает дополнительные цели и основные линии группового поведения, помимо формально-организационных целей, которые и определяют границы первичного трудового коллектива; лидер-политик может предложить и такие цели, как соревнование с другим коллективом, освоение новой техники, овладение смежными профессиями);

5) эксперта (почти во всех случаях, когда члены группы зависят от человека, технические знания и квалификация которого необходимы для осуществления групповых целей, вокруг этого лица происходит поляризация власти, которую он может использовать для укрепления своей роли лидера);

6) представителя группы (представляет всех членов группы, их коллективный разум, интересы, волю, желания и т.д.);

7) арбитра (выступает как судья, - прокурор, защитник и утешитель, мотивируя поведение членов группы; использует неформальные социальные санкции, т.е. приемы, при помощи которых люди, знающие близко друг друга, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство теми, кто не оправдывает их надежд);

8) примера (служит эталоном, моделью поведения для остальных членов группы, т.е. обеспечивает их наглядными указаниями, кем они должны быть и что делать, при этом особое место в сознании людей занимают лидеры референтных групп);

9) символа группы (группы с высокой степенью сплоченности членов, которые стремятся не только к внутренним, но и к чисто внешним отличиям от остальных индивидуумов; члены таких групп прибегают к определенным знакам отличия в одежде и поведении -- галстукам, нашивкам, значкам, ритуалам приветствия; лидеры таких групп начинают выполнять функции символов;

10) носителя ответственности (освобождает членов группы от индивидуальной ответственности за личные решения и действия);

11) «отца» (истинный лидер -- это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности, отеческая роль во многом объясняет ту почти беспредельную власть, которую иногда приобретают лидеры при определенных условиях);

12) носителя групповой вины (иногда лидера в этой функции называют козлом отпущения; действительно, негативный эмоциональный лидер в том случае, когда группа выйдет из проблемной ситуации, окажется объектом нападок и обвинений; это происходит и в тех случаях, когда группа утратит иллюзии относительно действительных целей и личности своего лидера).

Для успешного выполнения этих и всех остальных функций необходимо создать особые условия восприятия личности лидера всеми остальными членами группы. Неформальный лидер воспринимается как «один из нас», он употребляет, говоря о групповых проблемах, слово «мы», а не «я»; он подобен большинству -- человек, воплощающий в себе нормы, ценности, символы, интересы, желания и цели, имеющие наибольшее значение для всей групп.

2. Лидерство и власть

Обратимся теперь к исследованию проблем властных отношений на микроэкономическом уровне -- в производственных системах, где протекает в непосредственных личных контактах совместная деятельность людей.

Попытаемся осмыслить природу власти человека над человеком. Теория управления никак не хочет отказаться от давно исповедуемого ею принципа римских императоров: «разделяй и властвуй». Научно обосновать этот принцип старался М. Вебер. Его монистическая концепция организации указывает на единственно возможный способ добиться порядка, управляемости и дисциплины: для этого должна быть построена иерархическая структура управления с четким распределением властных отношений; за каждым должностным уровнем закрепляются свои полномочия и обязанности, функции руководства и функции исполнения, права и ответственность, а также создается жесткий механизм контроля и обеспечивается неотвратимость возмездия за нарушение административных норм организационного поведения.

В социально-экономических системах властные отношения не сводятся к отношениям господства и подчинения, здесь они выступают в форме социальных зависимостей. Каждый человек, включенный в сложнейшие структуры организационных, коммуникационных, технологических и межличностных связей, в чем-то ограничивает свободу поведения остальных участников трудового процесса. Он обладает влиянием и возможностью воздействовать на свое микросоциальное окружение не только силовыми приемами господства и подавления, но и своими человеческими качествами. Влияние подкрепляется компетентностью, профессиональной подготовкой, жизненным опытом, социальным статусом и т.п.

Иерархические зависимости в бюрократических организациях призваны, по сути дела, деперсонифицировать личностные отношения и снять с них психологическую окраску. Это переносится и на все общество. Характер взаимоотношений в магазинах, школах, больницах и на предприятиях все более обезличивается и автоматизируется. Обмен товарами, информацией, идеями и деньгами может происходить без всякого личностного контакта, т.е. на уровне ролевого общения, когда люди играют заранее выученные социальные роли, надевая на себя соответствующие «маски и одежды». Особенно ярко это проявляется в организационном поведении, когда работники обмениваются идеями и навыками.

Обезличенность формальных отношений в организации, как пишет нейрофизиолог X. Дельгадо в своей работе «Мозг и сознание», делает поведение людей в экономическом смысле более эффективным. Ведь формализация отношений избавляет людей от мук выбора в условиях неопределенности, от мучительного поиска решений в сменяющих друг друга, как в калейдоскопе, текущих проблемных ситуациях.

Согласно ролевой теории, обмен идеями, управленческими решениями и деятельностью в совместных трудовых процессах идет успешно, пока он регламентируется формальными и конвенционными нормами и ролевыми экспектациями. Но если человек попытается быть самим собой, забудет о ролевых обязанностях и станет, открыто выражать свое действительное отношение к делу и окружающим, т.е. начнет вести себя аутентично, он обязательно войдет в конфликтные отношения с окружающими. Ролевое поведение обезличивает властные отношения, снимая налет субъективности.

Однако социальные зависимости все же остаются. Конвенциональная роль начальника к прямым материальным и организационно-управленческим зависимостям от него подчиненного добавляет не менее сильные социально-психологические влияния. Подчиненный не вправе выбирать себе руководителя, он вынужден мириться с его недостатками, даже если руководитель-автократ пытается низвести его до положения пешки, от которой мало что зависит.

Последовательно проводимый принцип единоначалия в хозяйственном руководстве ставит подчиненного работника в положение поденщика. В условиях всеобщего наемного труда он, по сути дела, таковым и является. Но поденщик, по выражению Ф. Энгельса, породил и порождает плебс, а его дальнейшая участь -- пополнять ряды люмпенов. В любом случае власть, основанная на господстве и подчинении силе, портит и начальника, и подчиненного.

Единоначалие всегда ломает границы административной субординации и несет в себе все недостатки авторитарной власти человека над человеком.

Провозглашенная в теории организационного управления полная обезличенность властных отношений в трудовом коллективе вроде бы должна снимать все субъективные моменты в деловом общении руководителей и подчиненных. Идеалом здесь до сих пор служит армейская организация с ее незыблемым принципом единоначалия.

Процесс единоначалия в руководстве совместной деятельностью всегда протекает в неразрывном единстве с процессами групповой самоорганизации. Каждый коллектив обладает сложнейшей латентной структурой неформальных межличностных взаимоотношений; установленные в формальных организационных структурах нормативные властные отношения вытесняются сложными социально-психологическими зависимостями. В латентных структурах власть, т.е. возможность по своему произволу влиять на поведение других людей, принадлежит неформальным лидерам -- деловым, эмоциональным, информационным, инструментальным, харизматическим и пр. В латентных структурах межличностных взаимодействий обнаруживается все та же устойчивая иерархия социальных зависимостей между взявшими власть в свои руки -- ведущими и добровольно принявшими свои роли ведомыми.

Таково фундаментальное свойство всех социальных систем. Иерархия соподчинения между людьми, даже если они добровольно объединились ради общего дела, принципиально неустранима. Поэтому все известные в истории добровольные объединения, ассоциации, ордена и сообщества -- от секты ессеев в Вади-Кумране, фаланстеров Ш. Фурье и «Новой Гармонии» Р. Оуэна до современных самоуправляющихся трудовых коллективов на основе групповой собственности (имеется в виду система «Е50Р», реализующая идеи Олдоса Хаксли), которые поставили перед собой как главную цель освобождение человека от всякой власти над собой, -- оказались не более чем утопиями.

Несимметричность социальных зависимостей в социальных группах -- ключ к пониманию социально-психологической природы властных отношений в хозяйственных организациях. Даже в самоуправляющихся коллективах функции руководства не исчезают, а лишь перераспределяются между членами коллектива в соответствии с латентной иерархией социальных зависимостей. Вот почему, в частности, оказались ошибочными все рассуждения Ф. Тейлора о ненужности линейного руководства по той будто бы причине, что управление -- это функция обслуживания производства, а не командования им. И в наше время авторитетные специалисты по социальному управлению считают, что хозяйственное руководство представляет собой вторичную обслуживающую функцию, которая должна быть возложена на вспомогательный персонал и функциональные службы. Лица, выполняющие обслуживающие функции, должны быть лишены властных полномочий, а все члены коллектива должны быть поставлены в равные отношения: иметь равные права владеть, решать, использовать и распоряжаться коллективной собственностью.

Необходимость распространить права собственника на всех без исключения лиц наемного труда и предоставить каждому работнику право решающего голоса приняла, по мнению О. Тоффлера, характер еще одной глобальной мегатенденции. Инновационный характер современной экономики требует, чтобы личность, преодолев все формы отчуждения, в том числе и отчуждение от управления, была освобождена для творческого труда. Каждому члену самоуправляющегося коллектива обязательно должны быть предоставлены право решающего голоса и все возможности для развития личностного потенциала. Но без ответа остается вопрос: за кем пойдет большинство в проблемной ситуации?

Ведь даже если все готовы отождествить личные интересы с коллективными и добросовестно трудиться, всегда могут возникнуть разногласия относительно выбора средств достижения общей цели. Не следует забывать и об объективно неустранимом неравенстве способностей, опыта, квалификации и компетентности.

В американском менеджменте различные формы власти в хозяйственных корпорациях рассматриваются в более широком контексте -- это власть принуждения, наказания, вознаграждения, закона, примера, знания, авторитета и личного обаяния.

Хотя приведенная классификация несколько упрощает действительные формы властных отношений, но столь же упрощенно подходила к проблеме власти и классическая политэкономия социализма. С общественной собственностью ассоциировалась власть народа, а с частной -- власть денежного мешка или хищнического капитала. На самом же деле отношения по поводу собственности имеют гораздо более сложное строение.

Функции собственности и властные отношения связаны гораздо более сложной зависимостью, чем это отражается в привычных схемах политэкономии.

Тем не менее, сам факт отделения капитала-функции от капитала-собственности имеет историческое значение. Оно ознаменовало появление в обществе социального института менеджмента, а это значит, что менеджеры получили в общественной жизни свою значительную долю властных полномочий, выходящих за пределы их фирм и корпораций.

Дальнейшая эволюция отношений собственности от ее первоначальной классической формы, содержащей в себе все необходимые атрибуты, в том числе и понятие власти, привела к деперсонификации капитала.

Заключение

Проблема классификации лидеров по типам очень сложна. Методически проще указать те задачи и функции, которые выполняются ими в общем процессе регуляции группового поведения. Феномен лидерства возникает в проблемных ситуациях, с которыми сталкивается группа в своей деятельности. Однако с точки зрения групповых целей лидерство может быть как позитивным, так и негативным. Выделяют два полярных типа лидерства -- инструментальный и эмоциональный. Необходимо создать особые условия восприятия личности лидера всеми остальными членами группы. Неформальный лидер воспринимается как «один из нас», он употребляет, говоря о групповых проблемах, слово «мы», а не «я»; он подобен большинству -- человек, воплощающий в себе нормы, ценности, символы, интересы, желания и цели, имеющие наибольшее значение для всей групп.

В социально-экономических системах властные отношения не сводятся к отношениям господства и подчинения, здесь они выступают в форме социальных зависимостей. Каждый человек, включенный в сложнейшие структуры организационных, коммуникационных, технологических и межличностных связей, в чем-то ограничивает свободу поведения остальных участников трудового процесса. Несимметричность социальных зависимостей в социальных группах -- ключ к пониманию социально-психологической природы властных отношений в хозяйственных организациях. Даже в самоуправляющихся коллективах функции руководства не исчезают, а лишь перераспределяются между членами коллектива в соответствии с латентной иерархией социальных зависимостей.

Список использованной литературы

лидерство эмоциональный ролевой поведение

1. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: МГУ, 2013. - 534с.

2. Дятлов А.Н. Современный менеджмент. М.: ИМПиЭ, 2012. - 246с.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмент. М.: ВШЭ, 2012. - 480с.

4. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. М.: ИНФРА-М, 2013. - 272с.

5. Менеджмент. / Под ред. Ф.М. Русинова. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2014. - 504с.

6. Основы менеджмента. / Под ред. А.Ф. Андреева и др. - М.: Юрайт, 2013. - 295с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность лидерства в группе. Обзор основных теорий и моделей, описывающих это явление. Исследование лидерства с точки зрения феномена психологической власти в организации, методы выявления необходимых для этого способностей и личностных характеристик.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2013

    Определение содержания понятия лидерства в социальной психологии и выявление основных психологических мотивов личности лидера. Анализ социально-психологических особенностей лидерства. Исследование взаимодействия лидерства и механизма групповой динамики.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2011

    Понятие лидерства и теории лидерства. Лидерство в молодежной неформальной группе. Причины выдвижения лидера, источники его власти. Функции лидера молодежной неформальной группы. Социометрические исследования относительно неформального лидерства.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2007

    Теоретические основы изучения лидерства у студентов в отечественной и зарубежной психологии. Феномен и функции лидерства. Теории происхождения лидерства. Исследование современного поколения студенческой молодежи в связи с проблемой воспитания лидеров.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2014

    Соотношение лидерства и руководства. Их деление с точки зрения стиля и метолов работы. Признаки и функции лидерства в теориях лидерства. Управленческая матрица Блейка и Мутона. Лидерство в деловой и эмоциональной сферах. Психологический климат в группе.

    реферат , добавлен 06.04.2009

    Определение лидерства, выявление сходства и отличия понятия "лидер" и "руководитель". Анализ теорий происхождения лидерства и лидерского поведения, классификация лидеров по раличным критериям. Теория личностных и организационных источники лидерства.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Определение лидера в маленьком коллективе, уровня эмоциональной отзывчивости и способности сопереживать у его членов. Методики "Эффективность лидерства", "Исследование уровня эмпатийных тенденций", психологический тест Басса-Дарки на выявление агрессии.

    реферат , добавлен 04.06.2009

    Научные теории, объясняющие феномен лидерства, его происхождение и функционирование. Место феномена лидерства в психологии. Личностно-ситуационные теории лидерства; деловое и эмоциональное лидерство; демократический, авторитарный и либеральный стили.

    реферат , добавлен 12.02.2010

    Выявление лидера в детском коллективе. Психология лидерства у подростков. Стратегия поведения педагога в детских коллективах, где уже сложилась определенная иерархия, во избежание подобных ситуаций. Методы воспитательной работы с лидерами коллектива.

    реферат , добавлен 19.02.2013

    Основные положения теории лидерства, типологизация лидерства, основные понятия. Лидерство как социально-психологическое явление. Тип лидера связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией. Лидерство в семейных отношениях.

МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРОВ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

Лидеры. Кто они?

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.

Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.

Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В детском объединении, организации встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, туристской, интеллектуальной, творческой и др. деятельности. Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

Лидер-умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе - самый опытный турист).

Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном, к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках организации. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей по организации, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения.

Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между членами коллектива в организации точнее характеризуют деловые лидеры. Для воздействия на коллектив, наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение организации, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития организации как коллектива, характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому члену организации возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Предлагаемые Вам методики помогут выявлению лидеров в коллективе .

Предлагается нескольким группам ребят по 5-8 человек в каждой, соревнуясь между собой, быстро выложить на полу (траве, асфальте) из обычных камешков, кубиков, спичек какую-то заданную фигуру (дом, машину и т.п.) Вот подана команда, все бросились к камешкам, схватили их в руки и... что дальше? Вот тут-то только успевай фиксировать все, что происходит. Ведь нужно заметить, как действует каждый из участников: кто смело бросается вперед, берет на себя инициативу, определяет порядок действий, отдает распоряжения, а кто стоит в стороне, предпочитает действовать в одиночку. Выявляются лидеры ситуации, их помощники, обнаруживаются и пассивные, зависимые, не инициативные люди. Хотите убедиться в своих выводах - проведите игру еще раз. Сопоставьте результаты наблюдения с другими имеющимися сведениями.

Выбор руководителя похода

Ребята называют всех потенциальных руководителей туристского похода. Названные учащиеся отходят в сторону, а остальным предлагается выбрать из них себе командира и подойти к нему. При этом за каждым сохраняется право остаться на месте, если его не устраивает ни один из названных командиров. Так класс разбивается на группы, возглавляемые лидерами, которые, по мнению коллектива, могут стать организаторами дела.

Полет на Луну

Блиц-игра, позволяющая выявить организаторские способности ребят. Группам учащихся дается перечень из 15-20 предметов, из которых за 2 минуты нужно выбрать 3, необходимых и достаточных для полета на Луну. Лидеры определяются в ходе поиска правильного решения.

Геометрия для слепых

Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо, закрыв глаза, построиться квадратом, равносторонним треугольником, используя при этом только устные переговоры. Сообщается также, что ребята играют на пространственное воображение и внимательность. Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений.

Стульчики

Играющие сидят на стульях. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подал команду.

Коллектив разбивается на несколько групп по 5-6 человек. С каждой группой работает взрослый человек - наблюдатель-эксперт. Ведущий по очереди раздает всем группам задания, они должны быть не сложными и интересными, например:

  • придумать рассказ, все слова которого начинаются на одну букву;
  • построиться по цвету волос от светлых к темным;
  • оживить картину и т.п.

Эксперт, наблюдая за работой группы, раздает после выполнения каждого задания каждому участнику разноцветные жетоны, определяющие его роль в выполнении данного задания. Но ведущий не объявляет участникам, что означают те или иные цвета, а в конце игры предлагает ребятам выполнить аппликацию из тех жетонов, которые они заработали. Таким образом, после проведения игры у педагогов будет наглядная картина, отражающая степень активности того или иного ребенка.

  • Красный квадрат организатор коллективной деятельности
  • Зеленый треугольник генератор идей
  • Бордовый ромб невостребованный талант
  • Коричневый прямоугольник дезорганизатор

Киностудия

Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: "Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма". После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссера, выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того как образовались микрогруппы по четыре-пять человек, всем остальным предлагается выбрать себе "киностудию" и присоединиться к этим микрогруппам.

Каждой киностудии предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму (сценку) на тему жизни коллектива, где работают или учатся ребята.

После проведения этого коллективного творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки "кинофильма" реальным лидером.

Игра представляет собой путешествие групп (команд), которые проходят определенный маршрут по замкнутому кругу, выполняя на каждом этапе задания. Содержание задания становится известным только на этапе.

Правила организации игры:

  1. Количество этапов должно быть равным или кратным количеству групп, участвующих в игре;
  2. Все этапы должны быть одинаковыми по длительности. Как правило, этап длится 7-10 минут;
  3. Следует установить единый сигнал перехода с этапа на этап (звонок, музыка, фраза и т.д.)
  4. У каждой группы свой маршрутный лист, в котором обозначена последовательность прохождения этапов и их местонахождение.
  5. Переходы с этапа на этап учитываются по времени и должны быть предельно короткими. Этому может способствовать рациональное расположение этапов недалеко друг от друга и, условно, по кругу.
  6. Задания, выполняемые группами на этапах, должны быть рассчитаны на коллективное исполнение и по сложности "решаемы" за время, отведенное на этап.
  7. Важно, чтобы формы заданий на этапах не повторяли друг друга, были разнообразными, давали возможность ребятам переключиться с одного вида деятельности на другой.

Примеры заданий на этапах:

I этап "Эврика". Задание: В течение 10 минут необходимо ответить на 10 вопросов на сообразительность. Оценка: За каждый правильный ответ 0,5 балла.

II этап "Кусочки". Задание: Из кусочков картона, лежащих в конвертах, соберите квадрат, треугольник, круг, яйцо. В каждом конверте кусочки для одной фигурки. Оценка: Если собраны 4 фигуры - 5 баллов,3 фигуры - 4 балла, 2 фигуры - 3 балла, 1 фигура - 2 балла.

III этап "ШТЭМ" (школьный театр эстрадных миниатюр). Задание: Изобразите сценку из школьной жизни. Оценка: По пятибалльной системе. Этап развивает коммуникативные навыки.

IV этап "Взгляд". Задание: С помощью фломастеров, карандашей, красок изобразите, пожалуйста, свои впечатления о школе. Оценка: По пятибалльной системе. Этап диагностирует проблемы, существующие в школе.

V этап "Да-нетка". Задание: "Сейчас я вам обрисую ситуацию словами, но не полностью, а частично. Ваша задача - задавая вопросы, на которые я могу ответить "да" или "нет", "не имеет значения" или "вопрос поставлен не корректно", восстановить ситуацию полностью. Оценка: Если отгадано 3 ситуации - 5 баллов, 2 ситуации - 4 балла, 1 ситуация- 3 балла. Этап развивает способность системно и логически мыслить.

VI этап "Перевертыши". Задание: Расшифруйте 10 перевертышей. ("Все собаке рождество" - "Не все коту масленица.) Оценка: За каждый правильный ответ - 0.5 балла. Этап способствует развитию широты мышления, умения ассоциировать.

VII этап "Ведра". Задание: Одно ведро, наполненное водой, стоит на столе, другое, пустое, на полу, в шести метрах от первого. Ваша задача - перелить воду из одного ведра в другое. Поднимать ведра и столы не разрешается. Группе выдается чайная ложка. Оценка: По пятибалльной системе сравнительно оцениваются группы, перелившая больше всех воды получает 5 баллов.

VIII этап "Проблемы". Задание: На листе бумаги напишите, пожалуйста, те проблемы, решить которые могла бы школьная молодежная организация. Оценка: Этап не оцениваемый, а диагностирующий. Диагностируются проблемы, существующие в школе.

IX этап "Спички". Задание: Из спичек выполните три задания. Оценка: Выполнено 3 задания - 5 баллов, 2 задания - 4 балла, 1 задание - 3 балла, ни одного - 1 балл. Этап развивает способность нестандартно мыслить.

X этап "Самоуправление". Задание: Нарисуйте, пожалуйста, схему управления в Вашей школе. Оценка: Этап не оцениваемый, а диагностирующий. Собирается информация о формах самоуправления в школе.

Механизм выявления лидеров в игре "Старт"

При проведении игры "Старт" на каждом этапе происходит отслеживание лидеров. Ведущий этапа фиксирует ребят, проявляющих активность в выполнении заданий (записывает фамилию, имя на листке).

По окончании игры списки лидеров собираются и обобщаются. Результат: имена актива. После игры целесообразно проводить выборы актива самоуправления..

Приложения

«ДА-НЕТКА 1»

  1. Человек сидел в комнате и трясся от страха. Вдруг, он вскочил и побежал, громко крича.
  2. Человек получил удар в глаз и очень этому обрадовался.
  3. Девятиклассник выходит из большого дома. Несет в руке предмет. Навстречу ему другой девятиклассник. Спрашивает: «Шесть?» - « Нет, семь». О чем разговор?

«ДА - НЕТКА 2»

  1. Я встретил её случайно. Я пытался её поймать, но она уходила все дальше и дальше. Я принес её в руке.
  2. Два человека вошли в комнату. Увидели убийцу, его окровавленную жертву. Спокойно обменялись мнениями и спокойно вышли-
  3. Ехала машина. В неё сел попутчик. Пошел дождь. В машину сел второй попутчик. Когда машина приехала, один попутчик вышел, другой скончался.

«ДА - НЕТКА 3»

  1. Вдруг за стеной послышались аплодисменты, которые стихли только после убийства, которое закончилось спасением.
  2. Идет мужчина по улице. Пошел (начался) сильный дождь. Человек умер.
  3. Мужчина спит. Среди ночи раздается звонок телефона. Мужчина поднимает трубку. В трубке молчание. Мужчина вешает трубку.

«ЭВРИКА 1»

  1. Электропоезд шел с севера на юг. Ветер дул с юга на север. В какую сторону шел дым от поезда?
  2. Ехал зимой лыжник, на нем сидела муха, С какой скоростью ехала муха?
  3. Чем кончается день и ночь?
  4. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу, сидящую на ней 7
  5. Почему парикмахер в Женеве во время войны скорее предпочитал стричь двух французов, чем одного немца?
  6. Какое слово все выпускники школ Оренбургской области пишут неправильно?
  7. Сегодня утром моя сестра уронила серьгу в кофе, но хотя чашка была полна до краев, она смогла достать серьгу, не намочив пальцев.
  8. Дней 10 назад баскетбольная команда нашего колледжа выиграла встречу со счетом 76:40, хотя ни один баскетболист не забросил ни одного мяча. Как Вы это объясните?
  9. Под каким деревом прячется заяц во время дождя проливного?
  10. Сколько на этом рисунке треугольников?

«ЭВРИКА 2»

  1. Бутыль " Пепси " стоит 10 $. " Пепси " на 9 $ дороже, чем пустая бутыль. Сколько стоит пустая бутыль?
  2. Что путешествует по всему миру, оставаясь в одном углу?
  3. Житель небольшого городка за сравнительно короткий срок зарегистрировал брак более 20 раз. Каждый раз в брак вступала другая женщина. Тем не менее, житель, о котором идет речь, не развелся ни с одной из 20 женщин и не стал многоженцем. Как Вы это объясните?
  4. Росли четыре березы. На каждой березе - по четыре больших ветки. На каждой большой ветке - по четыре маленьких ветки. На каждой маленькой ветке - по четыре яблока. Сколько всего яблок?
  5. Что делается с красным платком, если его опустить на пять минут в воду?
  6. Что было в Лондоне 25 декабря 1884 года?
  7. На какой вопрос нельзя дать правдивый утвердительный ответ?
  8. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом?
  9. У некой дамы не было при себе лицензии на право вождения автомашины. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен и, не обращая внимания на знак одностороннего движения, двинулась в противоположном направлении, и остановилась, лишь миновав три квартала. Все это происходило на глазах полисмена, который, однако, не счел необходимым задержать даму. Почему?
  10. Здесь изображен предмет, который Вам хорошо знаком. Что это за предмет? (круг черный, а в центре круга белый квадрат)

«ПЕРЕВЕРТЫШИ- 1»

  1. Зажигалка взрослым инструмент.
  2. На полуострове осина почерневшая.
  3. Не передавал лисице черт глыбу масла.
  4. В поле погибла травинка.
  5. Ненависть добра, возненавидишь и барана.
  6. Богохульствовал ли ты с утра муженек?
  7. Умерший бегать может посидеть.
  8. По помойке муха ползала.
  9. Кошка - враг обезьяны.
  10. Муха никому не ноги.

«ПЕРЕВЕРТЫШИ – 2»

  1. Тень мрака из светлой республики.
  2. Твоя племянница заурядных подлых беззаконий.
  3. Он засовывает в узкую юбку оригиналом бесплатного контейнера.
  4. Громче, кошки - пес в подвале.
  5. Добрые уши смешнее бронежилета.
  6. Ты нас ненавидела. Ненависть уж точно из тела твоего вспыхнула окончательно.
  7. На ложной обочине стоите, господа!
  8. Продайте мне полностью " Дженерал Моторс ".
  9. А мне, Мюллер, вы прикажите уйти.
  10. Ничтожное, бессильное, лживое и рабское австрийское ухо.

«СПИЧКИ-1»

  1. Каждая спичка имеет длину 4.5 см. Как из 13 спичек, не ломая их, сложить метр?
  2. При помощи двух спичек, не ломая и не разрезая их, образовать квадрат.
  3. Из шести спичек сложить четыре разносторонних треугольника, со сторонами равными одной спичке.

«СПИЧКИ-2»

  1. Как из 8 спичек сделать три?
  2. Данная фигура образована 6 спичками. Переложить 2 спички так, чтобы получилось 3 квадрата.
  3. Из 12 спичек получить б квадратов, со стороной равной одной спичке.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

«ДА - НЕТКА 1»

  1. Ученик на уроке. Боится, что спросят. Звенит звонок.
  2. На человека упал кошелек с большой суммой денег.
  3. Струны на гитаре.

«ДА - НЕТКА 2»

  1. Заноза.
  2. Музей. Картина " Иван Грозный и его сын Иван ".
  3. В открытой грузовой машине находился гроб.

«ДА - НЕТКА 3»

  1. Ловили моль.
  2. На земле лежал оголенный высоковольтный провод.
  3. Мужчина громко храпел. Соседка за стеной, таким образом, его разбудила.

«ЭВРИКА 1»

  1. У электропоезда дыма нет.
  2. Зимой мухи не летают.
  3. Мягким знаком.
  4. Подождать, когда она улетит.
  5. С двух клиентов получит больше денег, чем с одного.
  6. Неправильно.
  7. Кофе был сухой.
  8. Играли женские баскетбольные команды, т.е. баскетболистки
  9. Под мокрым,
  10. Семь. Седьмой в букве А.

«ЭВРИКА 2»

  1. 0.5$ (50 центов).
  2. Марка.
  3. Он работал в Загсе.
  4. На березе яблоки не растут.
  5. Намокнет.
  6. Рождество.
  7. "Ты спишь? "
  8. Когда дверь открыта.
  9. Дама шла пешком.
  10. Спичка. Вид с торца.

«ПЕРЕВЕРТЫШИ - 1»

  1. Спички детям не игрушка.
  2. У Лукоморья дуб зеленый.
  3. Послал вороне бог кусочек сыра.
  4. В лесу родилась елочка.
  5. Любовь зла, полюбишь и козла.
  6. Молилась ли на ночь, Дездемона?
  7. Рожденный ползать летать не может.
  8. По улице слона водили.
  9. Собака - друг человека.
  10. Хлеб всему голова.

«ПЕРЕВЕРТЫШИ – 2»

  1. Луч света в темном царстве.
  2. Мой дядя самых честным правил.
  3. Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза.
  4. Тише, мыши - кот на крыше.
  5. Злые языки страшнее пистолета.
  6. Я Вас любил. Любовь еще быть может, в моей душе угасла не совсем.
  7. Верной дорогой идете, товарищи!
  8. Купи себе немного " Олби " .
  9. А Вас, Штирлиц, я попрошу остаться.
  10. Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.

«СПИЧКИ – 1»

  1. Составить из спичек слово " ТРИ ".
  2. Сдвинуть спички так, чтобы внутри большого квадрата образовалось два квадрата и два прямоугольника.
  3. Из данных спичек составить куб.

«СПИЧКИ –2»

  1. Сложить из спичек слово "МЕТР".
  2. Образовать квадрат спичками и углом стола.
  3. Из трех спичек на плоскости сложить треугольник, остальные три соединить головками, установив ножку в каждой из углов треугольника. Получится тетраэдр.

Вам понадобится

  • Тесты на выявление лидерских качеств учеников, яркие картинки-подарки – по 3 на человека, дополнительные картинки у исследователя (не менее 5-ти), матрица-схема со списком всего класса для фиксирования результатов выбора.

Инструкция

Уже в младших классах учитель может провести социометрическое исследование на основе организации игры с детьми. За день до этого мероприятия учитель предлагает принести каждому ученику по 3 . В день проведения игры он сообщает детям, что сегодня они будут играть в игру «Секрет», т.е. по секрету дарить друг другу подарки. Все дети выходят из , и учитель занимает их какой-либо деятельностью: играет в подвижные игры, читает и т.д. Дети по очереди заходят в и под наблюдением исследователя картинки в дневник трем своим . Исследователь фиксирует выбор у себя в матрице-схеме. После окончания игры исследователь подсчитывает количество выборов (подарков) у каждого члена коллектива. Если кто-либо из детей не картинку в подарок, исследователь ему одну картинку, чтобы не было обидно. Истинная картина иерархии социальных статусов отражена у него в схеме. Дети, получившие максимальное число подарков (5-6) и являются лидерами . Но лидерство у пока носит только эмоциональный характер: нравится – не нравится.

Недостаточно найти в себе и развить «изюминку». Важно уважать свои способности и умения, ценить и верить в них. Позитивное отношение даже к самым, на первый взгляд, пустяковым вещам позволяет видеть происходящее с оптимистичной позиции. Неуверенному в себе и своих силах пессимисту не стоит и пытаться стать лидером в , студенческой группе и рабочем .

Демонстрировать свою уникальность одноклассникам лучше в нужное время и в нужном месте. Урок математики или час – не лучшее время для демонстрации певческого таланта или умения мастерски фокусы. Зато на школьном вечере, на дне одноклассника или творческой встрече можно не скромничать и проявить свой талант в силу.

Быть лидером - это нечто большее, чем власть и авторитет. Лидерство – это в первую очередь умение брать на себя ответственность и принимать важные решения. Подходящий момент для проявления лидерских качеств трудно предугадать, но заранее отрепетировать свои действия в гипотетической экстренной ситуации вполне реально.

Быть лидером – иметь собственное мнение. Не обязательно демонстрировать независимость своих суждений по любому поводу, однако и бояться высказывать собственное мнение, отличное от большинства не нужно. Мнение лидера можно оспорить, опровергнуть, но его в любом случае будут уважать. А уважение со стороны членов коллектива ( , группы друзей или единомышленников) – это и есть первая ступенька к достижению почетного звания лидера!

Обратите внимание

Уверенность в себе не стоит превращать в самоуверенность. Уверенный в себе и своих силах человек вызывает уважение, самоуверенный - желание сбить излишнюю спесь.

Полезный совет

Выработка лидерских качеств требует настойчивости и времени.

Источники:

Выявление лидера в рабочем коллективе дает работодателю прекрасную возможность иметь под рукой надежного человека, который станет связующим звеном между ним и подчиненными. Но определение главного среди множества людей не всегда просто.

При правильном подходе неформальный лидер способен стать надежным союзником официального руководства компании. О том, как проявляют себя неформальные лидеры в коллективе и какие действия следует предпринимать для управления такими работниками, читайте в нашей статье.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Чем неформальный лидер вредит работе
  • Как проявляют себя неформальные лидеры в коллективе
  • Как выявить неформального лидера
  • Как управлять неформальным лидером

Практически в любом коллективе существует человек, который имеет большое влияние на своих коллег, и далеко не всегда этот человек занимает руководящую должность. В силу определенных причин он может пользоваться куда большим авторитетом, нежели непосредственный руководитель или даже глава компании. Такие лидеры появляются стихийно, они объединяют вокруг себя коллег и могут оказывать как положительное воздействие на рабочие процессы, так мешать нормальной рабочей обстановке.

Неформальный лидер способствует формированию коллективного мнения о руководстве и положении дел в целом, повышает или понижает мотивацию сотрудников, укрепляет или разлагает коллектив. Чтобы избежать негативных последствий такого влияния, руководители или работники кадровой службы должны уметь вовремя выявлять таких сотрудников и принимать меры по усилению контроля над их действиями.

Чем неформальный лидер вредит работе

Всех неформальных лидеров можно разделить на 2 категории – конструктивных и деструктивных. Конструктивными лидерами можно считать компетентных работников, которые преданы компании и стараются улучшить показатели производительности. Такие люди часто пользуются уважением и авторитетом среди всех членов коллектива, стараются выполнять свою работу быстро и качественно, помогают коллегам, тщательно исполняют указания руководства, проявляют рабочую инициативу, ускоряют адаптацию новичков и т.д.

Деструктивным лидером может стать любой работник, обладающий хорошими коммуникативными способностями и обаянием. Обычно это амбициозные люди, которые могут себе позволить вслух оспаривать решения руководства и критиковать политику компании. Такие лидеры не всегда пользуются авторитетом всего коллектива, поэтому вокруг них формируется определенная группа сторонников. Деструктивный лидер снижает мотивацию работников и ухудшает показатели производительности.

Как проявляют себя неформальные лидеры в коллективе

Люди, способные влиять на мнение рабочего коллектива, но не являющиеся формальными руководителями, обладают рядом отличительных черт характера. Они коммуникабельны и обаятельны, могут легко и быстро найти общий язык с другими работниками. Эти сотрудники могут проявлять рабочую инициативу и быть профессионалами своего дела, из-за чего пользуются популярностью среди менее опытных работников.

Неформальный лидер может организовывать встречи коллег в нерабочее время, «прикрывать» своих сторонников перед официальным руководством. К его мнению прислушиваются коллеги, к нему нередко обращаются за помощью или советом. Неформальный лидер всегда желанный гость на любых корпоративных мероприятиях, его приглашают на дни рождения и поздравляют с праздниками. Такой человек всегда в центре внимания, на нем концентрируются потоки психологической информации.

Благодаря осведомленности о настроениях в коллективе неофициальный лидер способен быстро реагировать на изменения норм поведения и направлять деятельность своих сторонников в выгодное ему русло. При увольнении такого сотрудника зачастую возникают конфликты и скандалы, уровень мотивации персонала падает. В некоторых случаях вслед за неформальным лидером увольняются и его сторонники, что может нанести серьезный вред всей компании.

Как выявить неформального лидера

Чтобы выявить наличие неформального лидера в коллективе, следует понаблюдать за работниками и их поведением. Имя такого лидера всегда на слуху – его упоминают в частных разговорах, на него ссылаются при выполнении каких-либо действий. Сам неформал часто проявляет рабочую или нерабочую инициативу. Его присутствие всегда вызывает определенную реакцию со стороны коллег, вплоть до радости и воодушевления. В некоторых случаях такой человек пользуется определенными привилегиями – приходит на работу позже установленного срока, занимает лучшие места во время корпоративных мероприятий, имеет хорошо обустроенное рабочее место и т.д.

Если неформальный лидер занимает позицию «серого кардинала» или подстрекателя, то для его вычисления можно провести опрос всех членов коллектива – анонимный или открытый. Следует задать всего пару вопросов:

  • К кому вы бы обратились за помощью по рабочим вопросам;
  • С кем бы вам было приятнее работать, если бы вы могли формировать свою команду профессионалов.

Как управлять неформальным лидером

Управлять неофициальным лидером – нелегкая задача, однако при правильном подходе его можно использовать в качестве одного из эффективных инструментов управления всем коллективом.

  1. Формализуйте власть . Легализовав власть неформального лидера, вы устраните «подпольное» управление в компании и сделаете самого неформала более управляемым.
  2. Оцените его заслуги. Признав заслуги и начав прислушиваться к мнению неофициального лидера, вы повысите его лояльность и сможете сделать его своим союзником. Совместное обсуждение проблем и поиск их решения поможет избежать неприятия решений руководства со стороны остальной части персонала.
  3. Общайтесь с подчиненными. Публичное обсуждение насущных проблем с коллективом лишит неофициального лидера возможности влиять на мнение персонала в кулуарах. Прозрачная система управления снизит недовольство в коллективе и избавит его от острой потребности в неформальном лидере.
  4. Сведите влияние неформального лидера на нет. Если неформального лидера не удалось сделать союзником, его нужно нейтрализовать. Для этих целей можно перевести его в другое подразделение, нагрузить работой или уменьшить полномочия.

Привлечение неформального лидера на сторону официального руководства – эффективный способ улучшения системы управления персоналом, поэтому очень важно вовремя распознать его наличие и принять соответствующие меры.

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...