Основные музыкальные инструменты античности. С чем скоморохи народ смешили. Музыкальные инструменты: интересные факты Музыкальный инструмент похожий на панцирь черепахи


Калимба

Калимба - древнейший и самый распространенный музыкальный инструмент в Африке (особенно в Центральной и Южной, на некоторых из Антильских островов).

Калимба - национальный инструмент народности шона, племена которой проживают на территории Зимбабве и Мозамбика и именно там можно встретить самых искусных исполнителей на калимбе. Калимба – не единственное название инструмента. Вот только некоторые из них - мбира или мбила, цанца, санса, санза или занза, баивенда или лукембу, кабир, селимба, ндимба, малимба, нданди, ижари, мганга, лала и многие другие. Это лишний раз доказывает широкое распространение инструмента по континенту и его безоговорочную популярность.
Однако есть и европейское название калимбы - "пианино для больших пальцев" (Thumb piano) или "африканское ручное фортепиано". Такое название инструмент получил не случайно. Все дело в способе игры на нем - инструмент находится в ладонях или на коленях. Большими пальцами обеих рук, а также указательными защипывают и отпускают язычки, настроенные на определенный лад, тем самым приводя их в состояние вибрации. Калимба пригодна и для игры аккордами, что ставит ее в один ряд с аккомпанирующими инструментами.

Происхождение
Во времена европейской колонизации Америки калимба была завезена неграми-рабами на Кубу, где бытует до сих пор. Инструмент используется не только в традиционных обрядах, но и профессиональными музыкантами. Музицирование может длиться часами, и часто организуется в ночное время. Согласно поверьям, такое музицирование помогает войти в транс не только музыкантам, но также и всем присутствующим. Ее чудесные звуки можно услышать, например, в музыке группы Earth, Wind & Fire.

Устройство калимбы
На резонаторном корпусе (бывает разной формы) размещается ряд или несколько рядов деревянных, бамбуковых или металлических пластин-язычков, служащих источником звука. У простейших образцов - плоский, у более сложных - полостной резонатор из панциря черепахи, долбленого дерева, полой тыквы и др., на резонаторной доске крепятся язычки (4-30) Высокий порожек ограничивает звучащую часть язычков.
Калимба может быть разных размеров, от чего зависит и ее звучание. Длина корпуса может быть от ста до четырехсот миллиметров, длина язычков – от тридцати до ста миллиметров, а их ширина – до пяти миллиметров. Так, для создания низких звуков нужна большая калимба, а для тонкого и призрачного звучания понадобится маленкий инструмент. Классическая калимба состоит из деревянной дощечки, на которой размещаются от восьми до шестидесяти металлических язычков различной длины. Количество язычков зависит от региона и племени. Язычки сделаны из металлических, бамбуковых или деревянных пластин. Звукоряд калимбы зависит от количества язычков. В нижней части калимбы есть отверстие. Большие калимбы придают неповторимый низкий гул живым басовым ритмам африканской музыки, маленькие издают совершенно призрачное, хрупкое звучание, похожее на музыкальную шкатулку. Калимбы бывают различных размеров; длина корпуса 100-350 мм, длина язычков 30-100 мм, их ширина 3-5 мм. Звукоряд калимбы зависит от количества язычков.

Спойлер :

На инструменте играют двумя руками. Можно играть стоя, сидя или на ходу. Звук извлекается либо большими пальцами обеих рук - движением сверху вниз, либо указательными - снизу вверх. В качестве резонатора иногда используется полая тыква или панцирь черепахи. Сегодня можно встретить калимбы с пластмассовым резонатором.
Калимба настраивается путём регулировки длины пластинок, благодаря чему инструмент можно настроить на любую тональную систему. Соседние по высоте звуки находятся по разные стороны от длинной средней пластины.
Таким образом, две соседние пластинки дают большую терцию. Две пластинки, находящиеся через одну друг от друга, - тритон. Для калимбы более характерно консонансное звучание, так как секундные интервалы можно извлечь только двумя руками.

Применение
При игре (стоя, на ходу, сидя) калимбу зажимают ладонями рук, согнутых под прямым углом и плотно прижатых к бокам, или держат на коленях, большими и указательными пальцами обеих рук защипывают и отпускают свободные (верхние) концы язычков, приводя их в состояние вибрации.

В настоящее время калимба – это не только древний инструмент, на который можно полюбоваться только в музее. Многие народные ансамбли имеют исполнителей на калимбе. Калимба широко используется в эстрадной музыке Зимбабве. Наиболее известные исполнители - Эуфат Муджуру, Думисани Марайре, а также Морис Уайт (Earth, Wind & Fire). В 2001 году в Германии был даже создан вариант калимбы - "Sansula". Ее автор - Петер Хокема. Инструмент состоит из деревянного обода с барабанной кожей, в который встроена калимба. В звучании нового инструмента легко узнаётся калимба, но оно имеет намного больше экспрессивности.

Звукоряды калимбы у разных народов
бакве (Конго): a1, f1, d1, c1, e1, g1, h1;
лемба (Юж. Африка): b1, g1, f1, g, c1, h, d1, c2;
баквенда (Юж. Африка): b, as, f1, f, e1, es, c1, H, d1, des, ges1, ges, b.

Многие музыкальные инструменты древности берут свое начало из соседних культур (область Малой Азии, Ближнего Востока и Средиземноморья). В Греции, однако, были разработаны особенные инструменты, которые в результате развития приобрели классический вид и стали основой для создания новых современных видов инструментов.

Изучая музыкальные инструменты Древней Греции, их можно разделить на три основные категории: струнные, духовые и ударные.

Струнные

  • лира-гитара
  • треугольник-арфа
  • пандура - Маленькая лютня, сходная с мандолиной или гитарой

Все струнные инструменты были щипковыми, играли на них, пощипывая струны. Струнные со смычком не найдены вообще.

Лиры-гитары были самыми популярными инструментами наряду с другими. Происхождение их восходит к Месопотамии. Первые свидетельства о лире встречается во дворце Пилоса на Крите (1400 г. до н. э.). Лира была отождествлена с Аполлоном. Согласно мифологии ее изобрел Гермес. Когда Аполлон обнаружил, что Гермес украл у него быков, стал его преследовать. Гермес, убегавший от преследования, пытаясь спрятаться, случайно наступил на панцирь черепахи. Заметив, что панцирь усиливает звук, он сделал первую лиру и подарил ее Аполлону, умерив, таким образом, его гнев.

Принцип строения первой лиры. На резонаторе из панциря черепахи или дерева закреплялись две тонкие рейки (руки). Вертикально к рейкам на верхней части располагался поперечный брус. Струны равной длины были изготовлены из высушенных и скрученных кишок, сухожилий или льна. Закреплялись они в точке хорды на резонаторе, проходя через маленький гребень, на верхней стороне закручивались на брусе по системе ключа (колок), что облегчало их настройку. Струн изначально было три, позже их стало четыре, пять, семь, а в период «новой музыки» их количество достигло двенадцати. На лирах играли правой рукой или плектром, изготовленным из рога, дерева, кости или металла. Левая рука помогала, играя на отдельных струнах, придавливая их, уменьшая высоту звука. Струны имели конкретные названия, совпадающие с названиями нот.

Существует много типов лир с различными названиями:

«формингс» (древнейшая лира)

«хелис» («хелона» - черепаха)

«варвитос» (с длинными рейками).

Эти термины часто путают при пользовании.

Треугольник - это небольшая наколенная арфа с большим количеством струн. Она встречается на Ближнем Востоке уже с 3 в. до н. э. В Греции она присутствует в кикладской культуре.

На «пандуре», «пандурисе» или «трехструнке» с длинным рукавом, резонатором и тремя струнами в виде тамбура играли плектром. Использовался этот инструмент в Греции редко и известно еще с древних времен, что его происхождение не греческое, а ассирийское.

Духовые

Духовые инструменты делятся на две основные категории:

Трубы (с язычком)

Свирели (без язычка)

Реже использовались другие духовые инструменты, такие как трубы, ракушки и «гидравли».

Сири́нга (Флейта)

Флейты (трубы) или свирели были самыми популярными инструментами в древней Греции. Появились они в 3 тысячелетии до н. э. (кикладская статуэтка). Происхождение их, вероятно, относится к Малой Азии и на территорию Греции они пришли через Фракию.

Одна из легенд гласит, что флейта была изобретена Афиной, которая, увидев свое искаженное отражение в воде во время игры на ней, выбросила ее далеко во Фригию. Там ее нашел Марсий, ставший очень хорошим исполнителем, и впоследствии он пригласил Аполлона на соревнование. Аполлон победил и, в наказание он повесил Марсия и содрал с него кожу. (Эта легенда может быть интерпретирована как борьба национального искусства против иноземного проникновения).

Широкое использование флейты началось после восьмого века, когда постепенно она начала занимать важное место в греческой музыке и, в особенности, в культе Диониса. Флейта представляет собой трубу из тростника, дерева, кости или металла с отверстиями, которые открываются и закрываются с помощью пальцев, и мундштуком с тростниковым язычком - одним или двойным (наподобие современной зурны). Флейтист играл почти всегда на двух флейтах одновременно и привязывал их для удобства кожаным ремешком к лицу, так называемый недоуздок.

Свирель

Этим термином древние греки называли многостворчатую дудку или свирель Пана. Это предмет из 13-18 створок, закрытых с одной стороны и связанных между собой воском и льном с вертикальными опорами. Играли на нем продувкой каждой створки под углом. Это был инструмент пастухов и поэтому он был связан с именем бога Пана. В своей книге «Республика» Платон призывал граждан играть только на лирах, гитарах и пастушьих свирелях, отказываясь от «многозвучных» флейт и многострунных инструментов, считая их вульгарными.

Гидравлы

Это первые клавишные инструменты в мире и «прародители» церковного органа. Они были созданы в 3 в. до н. э. греческим изобретателем Ктисивием в Александрии. Это одна или несколько труб с или без язычков, на которых исполнитель с помощью клапанного механизма мог, используя плектры подавать воздух выборочно каждой флейте. Источником постоянного давления воздуха была гидравлическая система.

Труба

Медная труба была известна в Месопотамии и среди этрусков. Посредством труб возвещали о войне, их использовали во время состязаний на колесницах и народных сборищ. Это инструмент поздней античности. Помимо медных труб, использовали и раковинки с небольшим отверстием в основании и роги.

Предки современных черепах жили на Земле бок о бок с динозаврами.

Панцирь, закрывающий все тело черепахи за исключением головы, лап и хвоста, отличает ее от всех позвоночных животных. Верхняя часть панциря называется щитом или карапаксом, бывает обычно куполообразной у сухопутных черепах и более плоской у черепах, живущих преимущественно в воде, - для уменьшения давления воды. Щит по бокам тела соединяется с нижней частью панциря, пластроном, состоит из кости, сверху его щитки покрыты роговыми пластинами.

Для фиксирования рёбра, позвонки, тазовый и плечевой пояс срастаются с панцирем. Отверстия в панцире располагаются так, чтобы конечности легко втягивались.

Внешний вид панцирей зависит от окружающей среды. Форма панциря - удивительное изобретение природы для пассивной защиты черепах - зависит от образа жизни этих животных. Карапакс сухопутных черепах обычно высокий, куполообразный, часто он неровен, отдельные щитки могут иметь форму небольших куполов, пирамидок. Карапакс черепах, живущих в более плотной, чем воздушная, водной среде, как правило, уплощенный, гладкий, обтекаемый, куполообразность его небольшая. Морские черепахи пошли еще дальше в приспособлении к водной среде, панцирь у них каплеобразный, наиболее совершенной формы для достижения большой скорости в воде.



Древнейший и самый распространенный в Африке (особенно в Центральной и Южной, на некоторых из Антильских островов).




Происхождение

Во времена европейской колонизации Америки калимба была завезена неграми-рабами на Кубу, где бытует до сих пор. Ее чудесные звуки можно услышать, например, в музыке группы Earth, Wind & Fire .

Применение

Используется в традиционных обрядах и профессиональными музыкантами. Ее называют «африканское ручное »; это довольно виртуозный инструмент, предназначенный для исполнения мелодических рисунков, однако вполне пригодный и для игры аккордами. Большей частью применяется как аккомпанирующий инструмент.

Большие калимбы придают неповторимый низкий гул живым басовым ритмам африканской музыки, маленькие издают совершенно призрачное, хрупкое звучание, похожее на музыкальную шкатулку.

Устройство калимбы

На резонаторном корпусе (бывает разной формы) размещается ряд или несколько рядов деревянных, бамбуковых или металлических пластин-язычков, служащих источником звука. У простейших образцов - плоский, у более сложных - полостной резонатор из панциря черепахи, долбленого дерева, полой тыквы и др., на резонаторной доске крепятся язычки (4-30) Высокий порожек ограничивает звучащую часть язычков.

При игре (стоя, на ходу, сидя) калимбу зажимают ладонями рук, согнутых под прямым углом и плотно прижатых к бокам, или держат на коленях, большими и указательными пальцами обеих рук защипывают и отпускают свободные (верхние) концы язычков, приводя их в состояние вибрации.

Калимбы бывают различных размеров ; длина корпуса 100-350 мм, длина язычков 30-100 мм, их ширина 3-5 мм.

Звукоряд калимбы зависит от количества язычков.

Звукоряды калимбы у разных народов

  • бакве (Конго): a1, f1, d1, c1, e1, g1, h1;
  • лемба (Юж. Африка): b1, g1, f1, g, c1, h, d1, c2;
  • баквенда (Юж. Африка): b, as, f1, f, e1, es, c1, H, d1, des, ges1, ges, b.

Видео: Калимба на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники.

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....