Политология. Политическое прогнозирование: методы


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Владимирский государственный университет

Кафедра социологии

По предмету: Политология

На тему: Политическое прогнозирование

Выполнил: ст.гр. зМн-204

Широкорядов А.А.

Преподаватель: Баранова Л.М.

Владимир 2010

Введение 2

Заключение 14

Список используемой литературы 16

Введение

Прогнозирование – это опережающее представление о действительности. Оно является разновидностью интеллектуальной деятельности человека, одной из функций человеческого сознания. Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущего которых он не знает, но это будущее имеет важное значение для решений, принимаемых им в настоящее время. Поэтому человек стремится мысленно проникнуть в это будущее. И естественно стремление человека снизить уровень этой неопределенности.

Ныне основной вопрос для нас – это будущее России. Но оно так неопределенно, что сковывает энергию и инициативу людей. Чтобы знать будущее своей страны, преодолеть гнетущую неопределенность, люди разрабатывают различные программы. Это, например, «Как нам обустроить Россию» А. Солженицына, «Конституция» А. Сахарова, программы различных партий и движений и др.

Именно с помощью прогноза субъект управления может уже сегодня определить, какая из программ наиболее оптимальна. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их достижения. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Прогнозирование – это специальные научные исследования процессов, явлений, в итоге которых из уже известных сведений о прошлом и настоящем исследуемого объекта получают представление о возможном будущем его состоянии.

    Сущность политического прогнозирования

Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает предвидение, предсказание. Прогнозирование – это разработка прогноза.

Прогнозирование обычно понимают в широком и узком значении. В широком – это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.В узком – это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления. По выражению Б.И.Краснова «в самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности».

Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть своим интеллектом в будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.

Поэтому прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.

Прогнозирование в социальной сфере как научное предсказание, предвидение будущего состояния объекта требует информации о прошлом и настоящем состоянии этого объекта, о тенденциях его развития. Но даже при наличии исходных данных мы не способны сделать прогноз, если не понимаем социальных и экономических взаимосвязей внутри процесса, объекта, явления. Поэтому прогнозирование должно основываться на определенной теории. Без теории оно будет простым собиранием информации и разных предположений.

Прогнозирование практикуется во всех сферах жизни общества. Одним из его направлений является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика. Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю. Каждая из двух основных областей политики имеет свою специфику. Поэтому прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое.

Для выявления сущности политического прогнозирования необходимо охарактеризовать его особенности, специфику. Эта специфика прежде всего проявляется в своеобразии объекта прогнозирования, а затем связанных с ним особенностях целей и задач разработки прогнозов, а также подхода к выбору методов прогнозирования.

Объект политического прогнозирования очень широкий и сложный по структуре. Поэтому понятие «политическое прогнозирование» означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, социальной, духовной.

Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.

В целом в рассматриваемой сфере важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.

По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз – различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).

    Типы и методы политического прогнозирования

Каждый прогноз разрабатывается с целью добиться ускоренного развития общества в желательном направлении и избежать нежелательных результатов. Прогноз, как новое знание включает, с одной стороны, знания о свойствах объектов, существующих в действительности, наблюдаемых или ненаблюдаемых в период прогнозирования, а с другой – знания о свойствах объектов, которых в период прогнозирования еще нет. Прогноз создает идеальный образ, модель, описание вероятных процессов, событий.

Одним из важных направлений прогнозирования общественного развития является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом – познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов.

В словаре – справочнике читаем: прогнозирование политическое – процесс разработки научно обоснованного суждения о вероятностном развитии политических событий, путях и сроках его осуществления. Прогнозирование является одной из форм предвидения. Его основной целью является повышение эффективности и результативности принимаемых решений, разработка конкретных рекомендаций для практической деятельности. Основные цели прогнозирования: избежать нежелательных результатов развития событий, приспособиться к неизбежному; ускорить вероятное развитие конкретного явления в желательном направлении.

Практика прогнозирования и ее теоретическое осмысление показали, что при осуществлении этой деятельности необходимо руководствоваться определенными принципами. Важнейшими из них являются принципы альтернативности и верификации.

Принцип альтернативности в данном случае означает, что при разработке прогноза должны быть предусмотрены, обоснованы все вероятные направления развития объекта, разные варианты превращения имеющейся возможности в действительность.

Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен. Верификация – это эмпирическая проверка теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами.

В настоящее время политическое прогнозирование располагает целым рядом методов. Среди них – экстраполяция, моделирование, экспертиза, коллективная генерация идей, построение сценариев, прогнозные графы, а также другие группы методов. Каждая группа содержит несколько способов разработки прогнозов.

Некоторые политологи подразделяют методы политического прогнозирования на объективные и спекулятивные. Объективные – это такие методы, которые основываются на существующих, установленных опытом тенденциях. В данном случае и решение принимается на этой же основе. К таким методам относятся экстраполяция, моделирование, экспертиза и некоторые другие. Спекулятивные – это такие методы, которые основываются на интуитивных рассуждениях, на осмыслении оснований науки и культуры. К подобным методам относятся коллективная генерация идей («мозговая атака»), написание сценариев, прогнозные графы и многие другие.

      Типы политического прогнозирования

Политическое прогнозирование – это часть практической политики. Прогнозов высказывается много. Чтобы не запутаться в их потоке, требуется иметь определенную типологию прогнозов. Она может строиться на различных критериях в зависимости от целей, задач, объектов, характера, периода упреждения, методов и др. Основополагающим является проблемно-целевой критерий: для чего разрабатывается прогноз? В связи с этим различаются два типа прогнозов: поисковый и нормативный.

Поисковый прогноз – это определение возможных состояний политического явления, процесса, события в будущем. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?

Нормативный прогноз представляет собой определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования, принимаемых в качестве цели. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?

Среди других критериев классификации политического прогнозирования выделим следующие.

Так, в соответствии с периодом , на который рассчитано прогнозирование, различают следующие его виды:

1. Оперативное (до месяца)

2. Краткосрочное (от 1 месяца до 1 года)

3. Среднесрочное (от 1 года до 5 лет)

4. Долгосрочное (от 5 до 15 лет)

5. Сверхдолгосрочное (более 15 лет)

В соответствии с его направленностью :

    Внутриполитическое

    Внешнеполитическое

      Стадии политического прогнозирования

Процедура политического прогнозирования предполагает следующие основные стадии:

1. Предпрогнозная ориентация, включающая определение объекта, проблемы, задач, времени, рабочих гипотез и методов.

2. Определение прогнозного фона, т.е. выбор основных факторов, влияющих на развитие исследуемого объекта.

3. Прогнозная ретроспекция – исследование истории развития объекта.

4. Составление исходной модели, т.е. системы показателей. Параметров, отображающих структуру и характер политического объекта.

5. Прогнозный диагноз – исследование основных тенденций развития объекта.

6. Разработка прогноза политического объекта и его фона.

7. Оценка степени достоверности и постоянная корректировка выработанных прогнозов в связи с появлением новых, не учтенных ранее факторов и тенденций политического развития, отказ от неоправдавших себя вариантов.

Итак, роль прогнозирования в политической жизни весьма значительна.

Прогнозирование основывается на принципах альтернативности, комплексности, непрерывности и верификации (проверяемости).

      Методы политического прогнозирования

Методами политического прогнозирования являются: методы коллективной экспертной оценки, коллективная генерация идей («мозговая атака»), дельфийский метод, построение сценариев и прогнозные графы, метод прогнозной экстраполяции, метод моделирования.

Наиболее распространенным и популярным в мире технологий прогнозирования политики в настоящее время является метод прогнозных сценариев (сценариотехника), доказавший свою жизнеспособность и эффективность. В России в последние годы также стало появляться множество сценариев политического развития – в публицистике, научных трудах, документах политических партий. Широта применения сценарного метода, высокий уровень «спроса» на него резко контрастирует с его недостаточной научной проработанностью.

Развернутое определение сценарного метода дают отечественные исследователи С. Бешелев и Ф. Гуревич: «Сценарий, – подчеркивают они, – логическое и правдоподобное описание будущих событий с установлением примерного времени их осуществления и связей, в результате которых данные события могут произойти. Он составляется с целью уточнения будущих условий, при которых будет решаться проблема».

Другой подход – «ситуационный » предполагает интерпретацию понятия «сценарий» с акцентом не на динамическое, а на статистическое состояние исследуемой системы и ее среды в будущем. «Ситуационный» подход понимает под сценарием не саму причинно-следственную последовательность, а картину будущей ситуации, возникающей вследствие реализации такой событийной последовательности.

Сценариотехника как метод прогнозирования опирается на две важнейшие взаимосвязанные методологические предпосылки, которые можно обозначить как:

1) принцип «открытости будущего»

2) принцип альтернативности будущего.

Открытость будущего означает его зависимость от наших действий в настоящем.

Одной из главных задач написания сценариев становится обнаружение факторов, которые находятся под нашим контролем, факторов, заложенных в текущих политических процессах.

Для прогнозирования политических процессов большое значение имеет знание политической обстановки, т.е. совокупности факторов и обстоятельств, определяемой состоянием отношений различных политических сил – политических партий, социальных групп и условий, в которых осуществляется их взаимодействие.

Так же одним из важнейших способов современного социально-экономического и политического прогнозирования является экстраполяция . Ее сущность заключается в том, что достоверные выводы по одной части какого-либо явления распространяются на другую часть, на явление в целом, на будущее данного явления. Экстраполяция – это ведущий метод прогнозирования будущего на основе существующих, действующих в настоящем тенденций.

Из числа спекулятивных методов рассмотрим брейнсторминг , то есть метод внезапных идей (по отечественной терминологии «мозговая атака»). Первая ступень брейнсторминга – это генерация большого количества идеей в небольшой период времени и в небольшой группе (5-12 человек). На данной ступени не делается оценки или комментариев насчет осуществимости этих идей, что могло бы привести к преждевременному отрицанию. После того, как эта творческая стадия завершена, идеи объединяются и оцениваются, создаются дополнительные возможности к вариантам вероятных событий, затем наиболее важные прогностические идеи выделяются.

Конкретные методики, по которым ведется политическое прогнозирование, образуются путем сочетания ряда методов.

Каждый, кто разрабатывает научные прогнозы и применяет их в практической политике, так или иначе, вольно или невольно руководствуется принципом познаваемости действительности. Следовательно, методологической основой прогнозирования служит материалистическая гносеология.

Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что их будущее заключено в настоящем, но только в возможности. Поэтому научные прогнозы политических событий, явлений и процессов - это осмысленные, осознанные возможности развития политической жизни общества, взятые в их теоретической обоснованности.

Возможность существует объективно в самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития. Поэтому иного пути для прогнозирования будущего нет, кроме познания возможностей, тенденций, заключенные в настоящем состоянии политической системы. Таким образом, научный прогноз раскрывает будущее политическое событие как нечто объективно обусловленное предыдущим ходом вещей, то есть нечто детерминированное, предопределенное законами развития и функционирования политической системы.

Обычно считается, что за новыми явлениями, фактами и процессами развития настоящего стоит будущее, что в них имеется будущее. Однако утверждать это с достоверностью можно лишь с учетом действия вскрытых наукой законов развития объектов политического прогноза. Иначе говоря, важнейшей основой прогнозирования является действие объективных законов определенной области действительности, в данном случае политической.

Политическая жизнь представляет собой одну из сфер жизнедеятельности людей, общества. И ей так же, как и другим сферам, присущи существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи и отношения, то есть объективные закономерности.

Законы, действующие в социально-политической области, проявляются как тенденции или возможности, которые не всегда превращаются в действительность. Это, естественно, затрудняет разработку политических прогнозов.

Объективной основой прогнозирования является и системное строение политической сферы общества. Любая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность, единство. Свойства системы не сводятся к сумме свойств ее компонентов. Система активно воздействует на свои компоненты и преобразует их сообразно собственной природе. В то же время изменение каких-то элементов может привести к определенному изменению всей системы. Система иерархична по своей сущности: каждый ее элемент в свою очередь может рассматриваться как система, а сама исследуемая система представляет лишь один из компонентов более широкой системы. Все это необходимо учитывать при постановке целей и задач прогнозирования в рамках функционирования и развития политической системы, при разработке прогнозов и их использовании в практической политике.

Заключение

Главной проблемой политического прогнозирования по-прежнему остается принципиальная возможность исследователя предвидеть ход политического развития с достаточно высокой степенью вероятности. Несоответствие намерений и результатов их осуществления встречается во всех видах деятельности, но в политике оно, пожалуй, выглядит как закон. Нигде так часто и так поразительно далеко не расходятся первоначальные цели и то, что получается в результате их осуществления.

В политике возникает множество нестабильных, неустойчивых процессов. Незначительные, случайные политические события (утечка информации, гибель политического лидера) приводят к глубочайшим политическим потрясениям. Поэтому задуманное и планируемое в политике, что могло бы быть основой уверенного прогнозирования, весьма часто оборачивается прямо противоположным, неожиданным образом. Детерминизм, выступающий непременным условием научного предвидения и неизбежным следствием рациональной модели развития, в политике сводится к свойству, проявляющемуся лишь в отдельных случаях.

Особенности политического прогнозирования вынуждают аналитиков постоянно расширять методологическую базу исследований, обращая внимание на всевозможные нетрадиционные подходы, интуицию, индивидуальный и коллективный опыт политического поведения, выборку исторических аналогий и сиюминутных политических ожиданий. В этой ситуации само политическое прогнозирование превращается в методологию специального воздействия на политическую реальность с целью возбуждения в ней желаемых перемен.

В заключение хочется сказать, что сегодня особенно актуально встаёт вопрос о политическом прогнозировании будущего России. К какой цели идти, к каким идеалам стремится, какими способами – на все эти вопросы нужны не сиюминутные ответы, а научно обоснованные, именно политическая сфера определяет основные направления всех остальных сфер общественной жизни.

Список используемой литературы

    «Политология: словарь-справочник» М.Л. Василик, М.С. Вершинин и др.– М., 2000.- С. 229.

    Ю. И. Матвеенко «Политология. Политический анализ и прогноз.» РАГС, 2009 г. 64 с.

    Г. Р. Латфуллин, Н. В. Новичков «Политическая организация» Питер, 2007 г. 656 с.

    Интернет ресурс http://mno.ucoz.ru

    А. С. Панарин «Глобальное политическое прогнозирование» Алгоритм, 2002 г. 352 с.

Традиционно широко применяются в политическом прогнозировании:

1. Метод экстраполяции (воображаемого продолжения в будущее тех или других существующих политических процессов).

Использование этого метода основано на том, что большинство политических феноменов – собственно процессы, то есть явления, которые длятся во времени и имеют свою траекторию движения, которую можно установить, знавая цепь прошлых и настоящих событий.

2. Метод аналогии. Активно используется в политическом прогнозировании на основе похожести условий, которые вызвали ту или другое событие в прошлому, позволяет сделать вывод о возможности осуществления события в будущем.

Метод аналогии можно использовать в прогнозировании в самый раз для прогноза событий или отдельных феноменов

3.Метод сценариев предусматривает описание возможных будущих событий в каком-нибудь регионе или во всем мире. Его используют, прежде всего, для описания картины развития конфликтных ситуаций, при подготовке политических решений, рассчитанных на более или менее продолжительную перспективу.

Составление сценариев всегда связано с оценкой событий и тенденций их развертывание, а в оценке выражается субъективное отношение к феномену со стороны того, кто ее делает. Поэтому сценариев, которые относятся к прогнозированию одного и того же явления, может быть несколько.Осуществление выбора того или другого сценария требует включения в прогностическую деятельность экспертной оценки, которая получается с помощью опрашивания ученых.

4.Метод моделирования оказывается чрезвычайно полезным в политическом анализе и прогнозировании.

Политическое прогнозирование – процесс разработки научно обоснованного суждения о возможном варианте развития политических событий в будущем, альтернативные пути и сроки его осуществления, а также определение конкретных рекомендаций для употребления практических мер в условиях реальной деятельности.

Сферы использования:

1.Экономико-политическая.

2.Социально-политическая.

3.Государственно-правовая.

4.Политико-идеологическая.

5.Военно-политическая.

6.Внешнеполитическая.

7.Внутриполитическая.

Основные принципы:

1.Системность.

2.Согласованность.

3.Непрерывность.

4.Достоверность.

5.Оптимальность

6.Альтернативность.

7.Рентабельность.

8.Аналогия.

За типами прогнозы делятся на:

2.Нормативные.

За периодом предупреждения:

Оперативный - до 1 месяца.

Краткосрочный – от 1 месяца до 1 года.

Среднесрочный – от 1 до 5 лет.

Долгосрочный – от 5 до 15 лет.

Сверхдолгосрочный – на период больше 15 лет.

За сферами:

1.Внутриполитический.

2.Внешнеполитический.

Основные этапы политического прогнозирования:

1.Передпрогнозная ориентация.

2.Построение базовой модели.

3.Сбор данных прогнозного фона.

5.Оценка достоверности и точности прогноза.

6.Построение поисковой модели.

Основные методы политического прогнозирования:

1. За признаком информационной основы:

фактографические;

экспертные;

комбинированные.

2. По принципу обработки информации:

статистические;

аналогии;

прямые экспертные оценки;

экспертные оценки с обратной связью;

опережающие

3. За признаком аппарата реализации:

Экстраполяция;

Интерполяция;

Факторный анализ;

Корреляционный анализ;

Математические аналогии;

Исторические аналогии;

Экспертное опрашивание;

Экспертный анализ.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Политология как наука, ее предмет и место в современном обществознании

Разделение власти политико правовая теория согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга но при.. теоретическое развитие принцип разделения властей получил в средние века.. до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии естественное состояние состояние при котором..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политология как наука, ее предмет и место в современном обществознании
Политология представляет собой совокупность знаний о политике и организации политической мысли. Политология бывает 2-х видов. Теоретическая изучает сущность политики, ее прир

Субъекты и объекты политики- см.вопрос 1
4. Методы политологии: исторический, нормативный, институциональный, сравнительный, социологический, бихевиориальный Изучение политический явлений и процес

Политические учения в Средние века и эпоху Возрождения (Б.Августин, Ф.Аквинский, Н.Макиавелли)
Политические теории средневековья представлены следующими именами. Иоанн Солсбирийский разработал теорию правления, основанную на различии 2-х видов государей.

Политическая доктрина социализма К.Маркса и Ф.Энгельса
Социали́зм - экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Важнейшей чертой, которая

Идеологический фактор в политике. Основные политические идеологии современности
Идеология занимает особое место в полит-м сознании. Политическая идеология – ценностная система, выражающая отн-е к сущ-им общ-м порядкам, обосновывающая полит. идеалы, принципы, нормы, цели

Политические идеологии в СССР и постсоветской России
Идеология не наука (хотя может включать в себя научные знания). Наука стремится познать мир таким, какой он есть на самом деле. Наука объективна, беспристрастна, а идеология субъективна. Идеологии


Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, об

Формы правления и административно-территориального устройства государства
Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов. Форму правления не следует путать с формой государственного устро

Формы государственного устройства. Российская модель федерализма
Форма государственного устройства – совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части, взаимоотношений органов государства и его част

Конституция РФ 1993 г. о характере отношений между обществом и государством. Тенденции развития российской государственности
Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. В ней нашли воплощение, то, что достигнуто и отстаивается многонациональ


Форма правления отражает способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.


Главной особенностью парламентской республики является то, что население избирает парламент, кот. назначает правительство. Он может отозвать правительство, выразить ему недоверие. Отчитывается прав

Распределение властных полномочий в парламентской монархии
Форма правления отражает способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Мо

Концепция плюрализма элиты
Единой элиты как таковой не существует. Существует множество элит, но ни одна из них не в состоянии доминировать во всех областях жизни. Каждая элита находится под контролем материнских групп ее со

Политические партии и их предназначение. Типы партийных систем, их стабильность и эффективность
Партийные системы – совокупность имеющихся в обществе партий и характер отношений между ними, а также между ними и гос-м. Существует 2 типа партийных систем: конкурентные и неконкур

Понятие политической партии. Исторические условия их возникновения, их место и функции в политической системе общества
Партия – политическая организация единомышленников, базирующаяся на определенной идеологии, выражающая и отстаивающая интересы какого-либо социального слоя или класса. Цель партии – борьба за полит

Развитие партийной системы в РФ. Парламентская деятельность партии, партии и исполнительная власть
В широком смысле под политической партией понимают любую группу людей, ставящей своей целью – овладение властью. В России первая партия была создана на полстолетия позже, чем в Запа

Партии в России
ЛДПРГлавная цель ЛДПР – возрождение демократического Российского гос-ва. В своей деятельности ЛДПР руководствуется идеями либерализма и демократии. В ее понимании либерали

Ф-ия легитимации
Парламентаризм есть система государственного устройства, при кот. парламент играет преобладающую роль не только в качестве законодательного органа, но и в качестве органа верховного контроля

Лоббизм, его возникновение и развитие
Лоббизм - оказание давления на парламентария лоббистами путем личного или письменного обращения - лоббирования или другим способом (организация массовых петиций, потока писем, публикаций) со сторон

Группы интересов и давления, особенности их деятельности в современной Росии
Общественные организации – добровольные объединения, которые имеют фиксированное членство, организационную структуру, свой устав. В политологии принято общественно-п

Особенности политического режима современной России
Политический режим – совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе. Особенностью современно


Демократия – возможность избирать и переизбирать власть. Признаки: 1. Признание народа источником власти в суверенном государстве. 2. Равноправие граждан. Равноправие фор

Феномен современной российской демократии
Демократия в России с сильными авторитарными чертами. Обеспокоенность значительной части политологического сообщества авторитарными тенденциями в формировании политического режима в соврем


Представительная демократия - форма общественно-государственного устройства, в котором народ признается источником власти, но сама государственная власть осуществляется

Понятие политического процесса. Характерные черты политического процесса в современной России
ПО - Это устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти. ПП – совокупность действий субъектов по осуществле

Роль цивилизационного фактора в политическом процессе
Цивилизационный подход в политологии базируется на концепции деления мировой истории на периоды существования локальных цивилизаций, носящих самодостаточный характер и имеющих самостоятельную динам

Стадии развития конфликта
Типология ПК: с точки зрения зон и областей их проявления: · внешнеполитические · внутриполитические по качественным характеристикам – степень в

Этнополитика и этнополитические конфликты в современном мире
Термин «этнополитика» неразрывно связан с понятием «нация» и «этнос». Нация - это общность людей, которая имеет общий язык, об­щую территорию, общую культуру, единство экономических

Основные принципы формирования современных международных отношений
Независ. гос-ва не разв-ся в вакууме, они взаимод-ют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня - мировой политики. То есть гос-ва действуют в сфере меж­д. отнош-й (МО).

Национально-государственные интересы на современном этапе
Нац. интересы в основе своей объективны, они отражают стремления граждан гос-ва к: - обеспечению стаб-го и устойч. развития общ-ва, его институтов, повышению уровня жизни населения;

Оборона государства
Приоритетным для РФ является политическая, военная и экономическая интеграция со странами СНГ. Устойчивые отношения РФ сложились (особенно за последние 2 года) с Белоруссией, Арменией, Таджикистано


Все многообразие событий, инициируемых и создаваемых людьми в преддверии и во время выборов в гос. органы, можно обозначить понятием «избирательный процесс». В ходе избирательного п

Глобализация, ее тенденции и воздействие на ход мировой политики
Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мирово

Характерные черты мирового политического процесса
Мировой политический процесс – это совокупная деятельность институциональных и многообразных неинституциональных субъектов международных отношений, взятых в развитии в пространстве и во времени, по

Политическое прогнозирование,методы
Практика политического прогнозированияразнообразная и различается: 1.За целями и направлениями. 2.За сроками. 3.За основаниями. 4.За инструментарием

Составление политического прогноза
Представляет собой систему поэтапных действий, среди которых выделяют: структурный анализ соответствующей политической системы, выявление ее компонентов, определение характера связей, зави

Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает предвидение, предсказание. Прогнозирование – это разработка прогноза.

Прогнозирование обычно понимают в широком и узком значении. В широком – это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.В узком – это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления. По выражению Б.И.Краснова «в самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности».

Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть своим интеллектом в будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.

Поэтому прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.

Прогнозирование в социальной сфере как научное предсказание, предвидение будущего состояния объекта требует информации о прошлом и настоящем состоянии этого объекта, о тенденциях его развития. Но даже при наличии исходных данных мы не способны сделать прогноз, если не понимаем социальных и экономических взаимосвязей внутри процесса, объекта, явления. Поэтому прогнозирование должно основываться на определенной теории . Без теории оно будет простым собиранием информации и разных предположений.

Прогнозирование практикуется во всех сферах жизни общества. Одним из его направлений является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика . Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю. Каждая из двух основных областей политики имеет свою специфику. Поэтому прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое .

Для выявления сущности политического прогнозирования необходимо охарактеризовать его особенности, специфику. Эта специфика прежде всего проявляется в своеобразии объекта прогнозирования, а затем связанных с ним особенностях целей и задач разработки прогнозов, а также подхода к выбору методов прогнозирования.

Объект политического прогнозирования очень широкий и сложный по структуре. Поэтому понятие «политическое прогнозирование» означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, социальной, духовной .

Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.

В целом в рассматриваемой сфере важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные .

По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз – различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).

Политическое прогнозирование – опережающее отражение политической действительности . Политическое прогнозирование- форма гипотетического отражения политики будущего, раскрывающая совокупное влияние тех факторов, которые в данное время влияют на развитие объекта государственного регулирования. Иначе , прогнозирование – это разновидность гипотетической и проектной методики отражения будущего. Такой характер “заглядывания” в будущее основывается на стремлении учесть как научные рекомендации, так и накопленный практический опыт в той или иной области жизни, а также данные о тех людях, которые будут реализовывать эти проекты. При прогнозировании используются разнообразные методы, но главным является построение сценариев развития , которые могут иметь форму эссе ,аналитического исследования или краткого описания основных структурных параметров ситуации и тенденций их развития, а также формализованного сообщения , сделанного на основе обобщения количественно обоснованных суждений. Практика показывает, что чем выше уровень прогнозирования политических событий, тем эффективнее, результативнее планирование и управление ими. Для органов политич. руководства иметь научно обоснованные прогнозы, значит, предвидеть ход развития политич. событий. Основная причина, побуждающая политич. деятеля заниматься прогнозированием, состоит в том, чтобы просчитать и смоделировать результаты принимаемых решений на опред. отрезке времени. = что прогнозы должны:- предоставить инф-цию о том, какие конкретные политические цели возможны и достижимы для субъекта политики;- помочь разъяснить, какие из этих целей в наибольшей степени соответствуют интересам общества на данном этапе развития;- прогнозы должны дать основу для принятия решения при наличии альтернативных политических целей, которые в равной степени соответствуют интересам общества;- прогнозы должны помочь найти правильное соотношение между текущими и современными задачами, между ближайшими и дальними целями, между минимальными и максимальными требованиями, между целями и средствами;- прогнозы имеют задачу вскрыть последствия принимаемых сегодня политических решений

В зависимости от практических задач можно выделить четыре основных типа политических прогнозов.1. Поисковые прогнозы, которые составляются для практических целей. Типичным примером могут быть периодически публикуемые прогнозы ООН, некоторые прогнозы, составленные Всемирным банком и др.2.Аналитические прогнозы, составители которых разрабатывают и совершенствуют научный арсенал социально-политического прогнозирования. К этой группе прогнозов можно отнести работы Дж. Форрестера (“Мировая динамика”).3.Нормативные прогнозы, решающие задачу дать изображение определенного будущего в качестве наиболее желаемого или, по крайней мере, предпочтительного в сравнении с иными альтернативами.4.Прогнозы-предостережения . Авторы таких прогнозов стремятся предупредить общественное мнение с помощью мрачных картин будущего с целью предотвращения его наступления. Такими стали работы членов Римского клуба “Пределы роста”, “Человечество на поворотном пункте” и др. По промежуткам времени, на который рассчитан прогноз, различаются текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и сверхдолгосрочные прогнозы. По проблемно-целевому критерию прогнозы делятся на два типа – поисковые и нормативные . Различаются также внутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование. В сферу внутриполитического входит все содержание внутренней политики, но здесь следует различать два аспекта. Один связан с прогнозными оценками конкретных политических событий, другой – охватывает деятельность политических институтов общества. В основе такого различения лежат применяемые методики и методологии. На основе внешнеполитического прогнозирования оценивается общая обстановка в мире, регионе, стране, изучаются тенденции, направления развития и определяющие их факторы, делаются попытки оценить новые возможные факторы изменения действительности. Западная научная политическая мысль достигла больших успехов в разработке методов и исследовательских техник в области прогнозирования. Известны более 150 методов , используемых при анализе проблем будущего. Некоторые авторы сводят их в три группы: методы изыскательского, методы нормативного прогнозирования и методы обратной связи.

55. Политическое прогнозирование: сущность, принципы и методы.

В теории под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогнозирование - это специальные научные исследования конкретных процессов, явлений, событий, в итоге которых из одних уже известных сведений о прошлом и настоящем получают представление о возможных состояниях прогнозируемого объекта, т.е. получают другие знания. Политическое прогнозирование - процесс разработки научно обоснованного суждения о вероятностном развитии политических событий, путях его осуществления.

Выделяют два аспекта прогнозирования: предсказательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений, и предуказательный, предусматривающий собственно решение этих проблем, использование информации о будущем в целенаправленной деятельности. Исходя из этого, в проблеме прогнозирования выделяется также две стороны: теоретикопознавательная и управленческая, связанные с возможностью принятия на основе прогностического знания решения.

Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю, каждая из которой имеет свою специфику. Поэтому прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое. Поскольку в сферу внутриполитического прогнозирования входит все содержание внутренней политики, то различают два аспекта в области ее прогнозирования. Один из них связан с прогнозными оценками конкретных политических событий. Другой аспект прогноза охватывает деятельность политических институтов общества и политические процессы, происходящие в нем. Внешнеполитическое прогнозирование - это прогнозы в области международных отношений и внешней политики.

Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, т.е. в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные. Поисковый прогноз - определение возможных состояний того или иного политического явления, процесса, события в будущем, путем экстраполяции наблюдаемых тенденций при условном абстрагировании от решений, способных видоизменить эти тенденции. Цель

- выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами политического управления. Такой прогноз отвечает на вопрос: «Что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социально политических тенденций?» Нормативный прогноз - определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования. Цель - прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов и целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: «Какими путями достичь желаемого?»

По периоду упреждения - промежутку времени, на который рассчитан прогноз

- различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальнесрочные (за пределами долгосрочных) политические прогнозы.

Поскольку политическое прогнозирование, являясь важнейшим элементом управления, определяет основные направления развития политики, отражает всю

совокупность сложных внешних и внутренних связей и зависимостей между различными сферами политической жизни, то оно основывается на следующих принципах : альтернативность, системность прогнозирования, непрерывность, верификация (проверяемость):

- принцип альтернативности связан с возможностью развития политической жизни и ее отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных отношениях;

- принцип системности означает, что, с одной стороны, политика рассматривается как единый объект, а с другой - как совокупность относительно самостоятельных направлений (блоков) прогнозирования; принцип непрерывности требует от субъекта, разрабатывающего прогноз, осуществления по мере поступления новой информации, непрерывного корректирования прогнозных разработок;

- принцип верификации (проверяемости) направлен на определение достоверности разработанного прогноза.

Принципы прогнозирования реализуются через конкретные методы научнопрогностических исследований. В политической науке существуют различные типологии методов политического прогнозирования. В частности, подразделяют методы политического прогнозирования на объективные и спекулятивные: объективные - это такие методы, которые основываются на существующих, установленных опытом тенденциях (экстраполяция, моделирование, экспертиза и др.);

- спекулятивные - это такие методы, которые основываются на интуитивных рассуждениях, на осмыслении оснований науки и культуры («мозговая атака», написание сценариев, прогнозные графы и др.).

Рассмотрим основные методы политического прогнозирования.

1. Моделирование. Это метод исследования объектов познания на их моделях. Возможность моделирования, переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает, воспроизводит, моделирует какие-либо его стороны. Прогнозирование методом моделирования базируется на том, что модель имеет теоретическую основу.

2. Метод коллективной экспертной оценки. Его сущность состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития внутренней или внешней политики или отдельных ее сфер, сформулированных ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития политических отношений, которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом). Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов, либо как среднее нормализованное взвешенное значение оценки. Метод «Дельфы». Он характеризуется тремя особенностями, которые отличают его от обычных методов группового взаимодействия экспертов. К таким особенностям относятся: анонимность экспертов; использование результатов предыдущего тура опросов; статистическая характеристика группового ответа.

3. Построение сценариев. Написание сценариев означает метод, позволяющий установить логическую последовательность событий, чтобы показать, как, исходя из существующей (или какой-либо другой заданной) ситуации, может шаг за шагом развиваться будущее состояние.

4. Метод экстраполяции. Суть данного метода в возможности экстраполирования во времени того или иного явления, не превышая некоторой допустимой для той или иной задачи ошибки прогноза.

5. Брейнсторминг - метод «мозговой атаки». Его сущность состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при «мозговой атаке» проблемной

ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее разрушение, критику этих идей с формулированием контридей.

Таким образом, политические прогнозы разрабатываются с целью повышения эффективности и результативности принимаемых решений, избегания нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономическую, социальную и духовную сферы.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...