Поместный собор. Каноны поместных соборов


В преддверии Поместного Собора Русской Православной Церкви существенно возрос интерес к теме церковных Соборов и традиции их проведения в Русской Церкви. Наиболее часто задаваемые в этой связи вопросы прокомментировал научный консультант Пресс-службы Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви секретарь Ученого совета Московской духовной академии доцент протоиерей Павел Великанов, главный редактор портала «Богослов.ru».

— Отец Павел, расскажите, пожалуйста, что такое Поместный Собор? Какое место он занимает в системе церковной власти?

— Поместный Собор входит в систему органов высшей церковной власти и управления наряду с Архиерейским Собором, а также Священным Синодом, возглавляемым Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

В системе высшего церковного управления Поместный Собор, согласно пункту 1 раздела II Устава Русской Православной Церкви 2000 года, является органом высшей церковной власти в области вероучения и канонического устроения.

Собор состоит из архипастырей, представителей клира, монашествующих и мирян, и полномочен истолковывать церковное учение, решать канонические, богослужебные и пастырские вопросы, канонизировать святых, определять и корректировать принципы отношений между Церковью и государством. Исключительной прерогативой Поместного Собора является избрание Патриарха Московского и всея Руси.

— Кто имеет право созывать Поместный Собор?

— Собор не имеет периодичности в своем созыве. Он созывается в зависимости от назревшей необходимости по соответствующему решению, которое должен принимать Архиерейский Собор, или, в исключительном случае, Патриарх (Местоблюститель) и Священный Синод. Исключительным случаем, который предоставляет право Местоблюстителю и Священному Синоду принять решение о созыве Поместного Собора, является кончина Святейшего Патриарха.

— Скажите, пожалуйста, кто, как и почему принял решение о созыве Поместного Собора в 2009 году?

— Решение о созыве Поместного Собора и проведение такового в период с 27 по 29 января 2009 года было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре под председательством Местоблюстителя Патриаршего престола 10 декабря 2008 года (журнал № 96). В синодальном заседании также приняли участие члены Священного Синода как из числа постоянных, так и временных, вызванных на текущую сессию.

Созыв и проведение Собора было вызвано кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и необходимостью избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви, как о том гласит пункт 16 главы IV Устава 2000 года.

Поместному Собору, в случае его созыва не Архиерейским Собором, а Патриархом (Местоблюстителем Патриаршего престола) и Священным Синодом, как это имело место 10 декабря 2008 года, в обязательном порядке должен предшествовать Архиерейский Собор. Синод постановил провести заседание Архиерейского Собора в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в период с 25 по 26 января 2009 года (журнал № 96).

— Не могли бы Вы пояснить, какие документы регламентируют работу Поместного Собора?

— Основным документом, на который опирается Поместный Собор в своей работе, является Устав Русской Православной Церкви 2000 года. Устав содержит перечень документов, регламентирующих работу Поместного Собора. К таковым относятся: программа заседаний Собора, повестка дня, регламент заседаний и структура Собора. Поскольку Поместный Собор 2009 года созывается Местоблюстителем Патриаршего престола и Священным Синодом, то проекты вышеуказанных документов сначала утверждаются Архиерейским Собором, а затем выносятся на утверждение Поместного Собора.

Специально созданная Комиссия по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви разработала проекты программы заседаний, повестки дня, регламента заседаний, которые и были предложены к рассмотрению Архиерейского Собора на заседании Священного Синода от 24 декабря 2008 года (журнал № 104) под председательством Местоблюстителя Патриаршего престола.

— Почему накануне Поместного Собора необходимо проводить Архиерейский Собор?

С требованием об обязательности проведения Архиерейского Собора накануне Собора Поместного выступает Устав 2000 года. Причем Архиерейский Собор предваряет заседания Поместного Собора вне зависимости от того, кто выступил инициатором созыва Поместного Собора: Патриарх (Местоблюститель) и Священный Синод или сам Архиерейский Собор. Последний несет ответственность за подготовку Поместного Собора.

Архиерейский Собор разрабатывает, предварительно одобряет и выносит на рассмотрение Поместного Собора программу заседаний, повестку дня, регламент заседаний и структуру Собора (либо утверждает указанные документы в случае созыва Собора Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом), принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора.

Проведение Архиерейского Собора 25-26 января 2009 года необходимо еще и для того, чтобы избрать тайным голосованием трех кандидатов на Патриарший престол, отвечающих требованиям, предъявляемым к ним Уставом.

— Скажите, пожалуйста, кто определяет состав участников Поместного Собора?

— Устав 2000 года закрепляет норму о составе Поместного Собора из архиереев (как епархиальных, так и викарных, являющихся членами Собора по положению), а также представителей клира, монашествующих и мирян (количество и порядок избрания последних трех категорий устанавливаются Архиерейским Собором).

В исключительных случаях Устав предоставляет возможность установить процедуру избрания делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квоту Священному Синоду. Решение Синода в таком случае подлежит утверждению Архиерейского Собора. Опираясь на указанную норму, Священный Синод 10 декабря 2008 года принял «Положение о составе Поместного Собора» (журнал № 96), которым детализировал указания Устава о составе Собора.

Согласно «Положению» членами Поместного Собора являются: руководители синодальных учреждений (Управления делами Московской Патриархии, Отдела внешних церковных связей, Издательского совета, Учебного комитета, Отдела катехизации и религиозного образования, Отдела благотворительности и социального служения, Миссионерского отдела, Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, Отдела по делам молодежи), ректоры Духовных академий и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, наместники мужских ставропигиальных монастырей в епископском сане, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, члены Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви (ее персональный состав был утвержден на заседании Священного Синода от 10 декабря 2008 года (журнал № 96)).

Кроме того, по квоте от Духовных семинарий избираются на ректорском совещании пять делегатов, а от женских ставропигиальных монастырей на съезде их настоятельниц избираются четыре делегата.

Согласно пункту 11 «Положения о составе Поместного Собора» от каждой епархии Русской Православной Церкви избираются три делегата (один клирик, один монашествующий и один мирянин), а от Патриарших приходов в Канаде, в США и в Скандинавских странах избирают по два делегата (клирик и мирянин).

Постановлением Священного Синода от 24 декабря 2008 года (журнал № 105) перечень Патриарших приходов, представляющих по два делегата на Собор, был расширен за счет Патриарших приходов в Туркменистане и в Италии.

— Как в епархиях или Патриарших приходах происходят выборы делегатов на Собор?

— Устав 2000 года и «Положение о составе Поместного Собора» от 10 декабря 2008 года не регламентируют процедуру избрания делегатов на Собор.

«Положение» указывает, что делегаты на Собор избираются епархиальным собранием (общеприходским собранием в отношении Патриарших приходов в Канаде, в США, в Туркменистане, в Италии и в Скандинавских странах) по установленной самим собранием процедуре из лиц православного исповедания, отвечающих качествам, указанным в пункте 32 главы XI Устава для членов приходов Русской Православной Церкви, и проживающих на территории той епархии (прихода), от которой они избираются.

— Может ли принимать участие в заседаниях Собора кто-либо помимо его участников?

— Устав в пункте 16 раздела II предусматривает возможность участия в открытых заседаниях Собора, помимо членов последнего, приглашенных богословов, специалистов, наблюдателей и гостей (логика Устава не позволяет подобного участия в закрытых заседаниях). Степень участия приглашенных лиц в соборных заседаниях отличается от той, которая касается членов Собора. Устав гласит, что в любом случае приглашенные лица не имеют права участвовать в голосовании.

— Не могли бы Вы напомнить, какие требования предъявляются к кандидатам на Патриарший престол?

— Кандидат в Патриархи должен быть архиереем Русской Православной Церкви и отвечать требованиям, предъявляемым ему пункте 17 раздела IV Устава, а именно: обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться как доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, так и «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3:7). Возраст кандидата на Патриарший престол не должен быть менее сорока лет.

— Когда и в связи с чем созывались Поместные Соборы Русской Православной Церкви в ХХ веке?

— В ХХ столетии состоялось несколько Поместных Соборов Русской Православной Церкви, для большинства из которых главными деяниями было избрание Предстоятелей Русской Церкви и принятие положений и уставов об управлении РПЦ.

Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов, например, принял определения, реформировавшие высшее церковное управление и епархиальное управление, а также определения по многим вопросам внутренней жизни Церкви. Собор утвердил соборно-патриаршую форму высшего церковного управления и избрал на Всероссийский Патриарший престол Святителя Тихона (Белавина). В специальном разделе портала «Богослов.ru», который посвящен вопросам Соборов и Патриаршества, размещены практически все документы, связанные с этих собором — постановления, деяния, биографии соборян, обзоры сессий.

Следующий Поместный Собор 1945 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского). Собор избрал на Патриарший престол митрополита Алексия (Симанского) и принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви», которое явилось правовым актом, устранившим вакуум правового регулирования деятельности высшего управления Русской Православной Церкви.

Поместный Собор 1971 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Участники Собора избрали Патриархом Московским и всея Руси митрополита Пимена (Извекова).

Поместный Собор 1988 года был посвящен Тысячелетию Крещения Руси. На этом Соборе был принят «Устав об управлении Русской Православной Церкви», который вобрал в себя многое из того, чего достиг в устройстве высшего церковного управления Всероссийский церковный собор 1917-1918 годов. Несомненным преимуществом Устава 1988 года стало правовое регулирование статуса, компетенции, состава, внутренней структуры, порядка работы и принятия решений Архиерейским Собором, чего не знали ни определения Собора 1917-1918 годов, ни Положение 1945 года.

Поместный Собор 1990 года был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Собор избрал на Патриарший престол митрополита Алексия (Ридигера), который совершал свое первосвятительское служение в Русской Православной Церкви до блаженной кончины 5 декабря 2008 года.

— Какие вопросы помимо избрания Патриарха будут обсуждаться на предстоящем Поместном Соборе?

— Конкретные вопросы повестки дня Поместного Собора окончательно формируются Архиерейским Собором, который вносит их на утверждение Поместного Собора. Последний при утверждении повестки дня вправе внести в нее изменения, дополнив новыми вопросами для рассмотрения.

— Как известно, по завершении Поместного Собора состоится интронизация нового Предстоятеля Русской Церкви. Не могли бы Вы пояснить смысл этого термина в его церковном значении?

— Термин «интронизация» буквально означает «возведение на престол», аналог которого в церковно-славянском языке — «настолование». Интронизация — торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного Патриарха на Патриаршую кафедру. В древности кафедрой архиерея было седалище (трон) епископа, которое располагалось на горнем месте; впоследствии кафедра была перенесена в центр храма.

До сих пор сохранились древние храмы V-VI вв., в которых кафедра представляет собой значительно поднятое место — до нескольких метров, к которому ведет несколько лестниц. Во внебогослужебное время кафедра Патриарха на Руси располагалась справа от Царских Врат, в то время как царское место находилось слева, у правого переднего столба храма.

— Как по традиции происходит интронизация избранного Патриарха в Русской Православной Церкви?

— Интронизация совершается во время Божественной литургии с облачением новоизбранного Патриарха в Патриаршие одежды и вручением ему Патриаршего посоха. Одежды Предстоятеля Церкви имеют ряд отличий от одеяний других архиереев. Это, прежде всего, особый головной убор — белый куколь, на лобной стороне и передних концах которого вышиты изображения шестикрылых серафимов, а на вершине Патриаршего куколя находится крест. Иной цвет имеет Патриаршая мантия — зеленый, в то время как у митрополитов она голубого цвета, а у остальных архиереев — фиолетового.

Во время богослужения Патриарх носит две панагии и крест, что также является особым отличием. Следует также назвать и Патриаршии инсигнии (знаки власти), которые отличают богослужение Патриарха от обычного архиерейского. Это предносной крест, орлец, который в средневековой Руси был признаком именно Патриаршего богослужения, а также Патриарший жезл и иерусалимы — особые сосуды, с которыми Патриаршии дьякона совершают каждение.

Более подробно об этих и других особенностях облачения и богослужения Патриарха, а также об истории интронизации в Византии и на Руси можно познакомиться на портале «Богослов.ru» в разделе, посвященном Соборам и Патриаршеству.

ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ, съезды епископов (иногда также представителей священников и мирян) автокефальных (самостоятельных) христианских церквей для решения вопросов вероучения, обрядности, церковного управления и т.п.

  • - Святая Православная Церковь после кончины апостолов руководится Священным Писанием и Святым Преданием...

    Русская энциклопедия

  • - съезды высшего христиан, духовенства, представляющего все поместные церкви...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - чрезвычайные собрания пастырей и учителей Церкви для решения важнейших вопросов и установления правил, обязательных для всей Церкви. Православная Церковь признает семь Вселенских соборов...

    Православный энциклопедический словарь

  • Политология. Словарь.

  • - съезды высшего духовенства христианской церкви. На выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. Православная церковь признает правомочными 7 первых Вселенских соборов...

    Политология. Словарь.

  • - ПЕРВЫЙ, 20-й Вселенский собор, открытый папой Пием IX 8 декабря 1869, 20 октября 1870 был вынужден закрыть свои заседания из-за оккупации Рима войсками итальянского королевства...

    Энциклопедия Кольера

  • - общецерк. съезды представителей высшего христ. духовенства для обсуждения и решения вопросов вероучения, культа, дисциплины и др. В отличие от поместных соборов, практиковавшихся уже со 2 в., В. с. начали...

    Советская историческая энциклопедия

  • - см. Москва, Нижний Новгород, Рязань и Переяславль...
  • - Вселенский собор есть чрезвычайное "собрание пастырей и учителей церкви, по возможности, со всей вселенной", или иерархическое представительство всех поместных самостоятельных церквей, составляющееся с целью...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - главный вид русских вооруженных сил в московский период...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - собрания иерархов католической церкви, происходившие в Ватикане, 1-й В. с.) заседал с 8 декабря 1869 по 20 сентября 1870...
  • - съезды высшего духовенства христианской церкви: патриархов, архиепископов, епископов. На В. с. обсуждаются вопросы и выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера...

    Большая Советская энциклопедия

  • - съезды епископов автокефальной христианской церкви или митрополии, архиепископства, провинции и др. для решения вопросов вероучения, культа, церковного управления, церковной дисциплины...

    Большая Советская энциклопедия

  • - съезды епископов автокефальных христианских церквей для решения вопросов вероучения, обрядности, церковного управления и т.п....

    Современная энциклопедия

  • - вселенские соборы католической церкви, проходившие в Ватикане. 1-й Ватиканский собор провозгласил догмат о непогрешимости папы в вопросах веры и морали; подтвердил его верховенство в церкви...
  • - съезды служителей самостоятельных христианских церквей для решения вопросов вероучения, обрядности, церковного управления и т....

    Большой энциклопедический словарь

"ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ" в книгах

СОБОРЫ

Из книги Роден автора Шампиньоль Бернар

СОБОРЫ Роден восхищался мастерством зодчих Средневековья. Он объездил Францию, посещая церкви и соборы и внимательно изучая их. Для него не только величественные готические соборы, но и старые церквушки в заброшенных деревнях являлись прекрасным уроком, подлинным

Французские соборы

Из книги Беседы об искусстве [сборник] автора Роден Огюст

Французские соборы I Посвящение в искусство Средневековья Принципы Соборы внушают чувство доверия, надежности, покоя – благодаря чему? Благодаря гармонии.Здесь необходимо сделать несколько технических замечаний.Гармония – в живых организмах есть результат

КАФЕДРАЛЬНЫЕ СОБОРЫ

Из книги МИР ТИШИНЫ автора Пикар Макс

КАФЕДРАЛЬНЫЕ СОБОРЫ Тишина заперта и надёжно защищена в стенах собора. Как плющ в течение столетий обвивается вокруг стен, так и соборы вьются вокруг тишины. Их возвели вокруг тишины.Безмолвие романского собора существует в виде субстанции, как если бы соборы уже одним

СОБОРЫ

Из книги История Средних веков, рассказанная детям автора Ле Гофф Жак

СОБОРЫ - Вы сказали, что замки и соборы объединяет устремленность ввысь.- Да, соборы строились огромными, и особенно по высоте, чтобы каждый смотрящий или вошедший внутрь почувствовал очень важную вещь: высота сооружения отражает величие Бога. Собор посвящен Богу, это

Земские соборы

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Земские соборы В XVII в. земские соборы оставались органами сословного представительства, но роль их существенно изменилась: возросло представительство дворян и посадских людей. В течение XVII в. значимость земских соборов была различной. В начале столетия из-за социальных

Поместные оклады

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Поместные оклады Таковы общие черты поместной системы. Обращаясь к подробностям, находим указания, что люди высших чинов, бояре, окольничие и думные дворяне, получали поместья от 800 до 2000 четвертей (1200-3000 десятин), стольники и дворяне московские - от 500 до 1000 четвертей

II. Аквитанские соборы

Из книги Идеология меча. Предыстория рыцарства автора Флори Жан

Земские соборы

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Земские соборы Этому органу в нашей литературе усвоено название земского собора, а в памятниках XVII в. он называется иногда «советом всея земли». До конца XVI в. земский собор созывали четыре раза: в 1550, 1566, 1584 и 1598 гг. Надобно рассказать, при каких обстоятельствах и в каком

Соборы и их достижения

Из книги Христианская традиция. История развития вероучения. Том 2. Дух восточного христианства (600-1700) автора Пеликан Ярослав

Соборы и их достижения "Кто просветил вас верою в святую, единосущную и поклоняемую Троицу? И кто поведал вам о воплощенном домостроительстве одного из ее Лиц?" . Хотя Максим тотчас отвечает, что этот свет и знание были даны по "благодати пребывающего в вас Христа,

Таблица 2.14. Богатейшие прусские поместные дворяне (в миллионах марок)

Из книги Аристократия в Европе, 1815–1914 автора Ливен Доминик

Таблица 2.14. Богатейшие прусские поместные дворяне (в миллионах марок) Богатство Доход Провинция 1. Принц Хенкель ф. Доннерсмарк 177 12 Силезия 2. Принц Христиа-Крафт, Гогенлоэ-Оринген (герцог Уйестский) 151 7 Силезия 3. Ганс-Гейнрих, Фюрст фон

6. Соборы

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том III автора Болотов Василий Васильевич

Поместные соборы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Поместные церкви и высшее управление в них (канонические основания; исторический очерк)

Из книги Церковное Право автора Цыпин Владислав Александрович

Поместные церкви и высшее управление в них (канонические основания; исторический очерк) Образование поместных Церквей Древние митрополии. Каждая автокефальная поместная Церковь представляет собой совокупность нескольких епископий, поэтому она должна иметь органы

§54. Соборы

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. Χ.) автора Шафф Филип

§54. Соборы Лучшие сборники документов соборов: Harduin (1715, 12 vols.), и Mansi (1759, 31 vols.).С. J. Hefele (католик, епископ Роттенбурга, участник Ватиканского собора 1870): Conciliengeschickte, Freiburg 1855; second ed. 1873 sqq., 7 vols, до собора во Флоренции, 1447 (см. vol. I., pp. 83–242). Английский перевод W. R Clark and H. R. Oxenham

ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ О СВЯЩ. ПИСАНИИ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ О СВЯЩ. ПИСАНИИ П.с. называются соборы, созываемые отдельными Поместными церквами для решения канонических, дисциплинарных, богослужебных и др. вопросов. Правило о периодич. созыве П.с. было принято еще на I *Вселенском соборе (325). Ряд П.с.

ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ - в христианстве разновидность церковных соборов, которые обладают высшими властными полномочиями в границах отдельных поместных церквей.

Тра-ди-ци-он-но к поместным соборам от-но-сят так-же со-бо-ры, ко-то-рые по важ-но-сти при-ня-тых ре-ше-ний и по пред-ста-ви-тель-но-сти уча-ст-ни-ков (Ан-кир-ский (314), Сар-ди-кий-ский (340-е годы), Лао-ди-кий-ский (около 360), кон-стан-ти-но-поль-ские со-бо-ры (иси-ха-ст-ские) 1341 года, 1347 и 1351 годов, и другие) пре-вос-хо-ди-ли со-бо-ры отдельных по-ме-ст-ных церк-вей.

К ком-пе-тен-ции поместного собора от-но-сят-ся все де-ла, ка-саю-щие-ся по-ме-ст-ной Церк-ви, ко-то-рые, од-на-ко, долж-ны ре-шать-ся в со-от-вет-ст-вии с об-ще-цер-ков-ны-ми дог-ма-та-ми и ка-но-на-ми; в про-тив-ном слу-чае по-ме-ст-ная Цер-ковь рис-ку-ет от-пасть от ка-фо-лического един-ст-ва. Поместный собор яв-ля-ет-ся так-же су-деб-ным уч-ре-ж-де-ни-ем (выс-шая ин-стан-ция при рас-смот-ре-нии спо-ров ме-ж-ду епи-ско-па-ми о гра-ни-цах их об-лас-тей, по жа-ло-бам кли-ри-ков на чу-жо-го ар-хие-рея и по жа-ло-бам на епи-ско-пов с об-ви-не-ни-ем их в дей-ст-ви-ях, не-со-вмес-ти-мых с дос-то-ин-ст-вом ар-хие-рей-ско-го са-на; для ми-рян и кли-ри-ков, в от-но-ше-нии ко-то-рых епи-скоп из-рёк при-го-вор об их от-лу-че-нии, - апел-ля-ци-он-ная ин-стан-ция). Что-бы по-ста-нов-ле-ния со-бо-ра име-ли за-кон-ную си-лу, он дол-жен со-сто-ять не ме-нее чем из 3 ие-рар-хов - 1 ми-тро-по-ли-та и 2 епи-ско-пов. Пред-се-да-тель-ст-во на поместном соборе при-над-ле-жит пер-во-му епи-ско-пу по-ме-ст-ной Церк-ви. Пер-во-иерарх из-би-ра-ет-ся и по-став-ля-ет-ся со-бо-ром за-ви-ся-щих от не-го епи-ско-пов; в слу-чае не-об-хо-ди-мо-сти под-ле-жит их су-ду. Со-став и рег-ла-мент поместного собора ус-та-нав-ли-ва-ют-ся са-ми-ми по-ме-ст-ны-ми це-рк-ва-ми.

Уни-вер-са-ли-ст-ский цен-тра-лизм Рим-ско-ка-то-лической церк-ви ис-клю-ча-ет ту сте-пень са-мо-стоя-тель-но-сти ме-ст-ных церк-вей, ко-то-рая су-ще-ст-ву-ет в пра-во-сла-вии, и, со-от-вет-ст-вен-но, на-ли-чие по-ме-ст-ных ав-токе-фаль-ных церк-вей, по-это-му в ка-то-ли-циз-ме ме-ст-ные цер-ков-ные со-бо-ры не име-ли то-го ста-ту-са и зна-че-ния, ка-кое при-да-ёт-ся поместным соборам в пра-во-сла-вии.

В Рус-ской церк-ви в пе-ри-од до уч-ре-ж-де-ния её ав-то-ке-фа-лии (1448), ко-гда она пред-став-ля-ла со-бой ми-тро-по-лию Кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха-та, выс-шая власть при-над-ле-жа-ла со-бо-ру епи-ско-пов ми-тро-по-лии. Вви-ду об-шир-но-сти тер-ри-то-ри-аль-ной юрис-дик-ции Русской ми-тро-по-лии в со-бо-рах обык-но-вен-но уча-ст-во-ва-ла лишь часть епи-ско-па-та.

Со вре-ме-ни на-ча-ла ав-то-ке-фа-лии (Московская ми-тро-по-лия, Московский пат-ри-ар-хат), по-ми-мо со-бо-ров ис-клю-чи-тель-но епи-скоп-ско-го со-ста-ва, ста-ли со-зы-вать-ся, осо-бен-но для ре-ше-ния об-ще-цер-ков-ных во-про-сов, так-же со-бо-ры ши-ро-ко-го со-ста-ва, так называемые Ос-вя-щен-ные со-бо-ры (все - в Мо-ск-ве): со-бо-ры 1490 и 1504 годов, осу-див-шие ересь «жи-дов-ст-вую-щих», со-бор 1503 года, так называемые ма-карь-ев-ские со-бо-ры 1547 и 1549 годов, Сто-гла-вый со-бор 1551 года и многие другие. Кро-ме епи-ско-пов, к уча-стию в них при-вле-ка-лись ар-хи-ман-д-ри-ты и игу-ме-ны так называемых сте-пен-ных (наи-бо-лее зна-чи-мых) мо-на-сты-рей, на-стоя-те-ли московских крем-лёв-ских со-бор-ных и при-ход-ских церк-вей, в них уча-ст-во-ва-ли так-же ве-ли-кие кня-зья мо-с-ков-ские (с 1547 ца-ри) со сви-той. При при-ня-тии ре-ше-ний на Ос-вя-щен-ных со-бо-рах ре-шаю-щий го-лос при-над-ле-жал епи-ско-пам и го-су-да-рю.

Осо-бен-но мно-го со-бо-ров со-зы-ва-лось во 2-й половине XVII века, что бы-ло свя-за-но с при-ня-ти-ем Со-бор-но-го уло-же-ния 1649 года, цер-ков-ны-ми ре-фор-ма-ми, цер-ков-но-государственной кол-ли-зи-ей, воз-ник-шей в свя-зи с ос-тав-ле-ни-ем пат-ри-ар-ше-го пре-сто-ла пат-ри-ар-хом Ни-ко-ном, и другими. В Боль-шом Московском со-бо-ре 1666-1667 годов, рас-смат-ри-вав-шем во-про-сы про-ти-во-дей-ст-вия цер-ков-но-му рас-ко-лу (смотреть Ста-ро-об-ряд-че-ст-во) и «де-ло пат-ри-ар-ха Ни-ко-на», по при-гла-ше-нию ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча и русских ар-хие-ре-ев при-ня-ли уча-стие алек-сан-д-рий-ский и ан-ти-охий-ский пат-ри-ар-хи и пред-ста-ви-тель кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха. Со-бор под-твер-дил свя-щен-ный ав-то-ри-тет греческих цер-ков-ных чи-нов и бо-го-слу-жеб-ных книг; со-ста-вил «На-став-ле-ние ду-хов-ное», в ко-то-ром осу-дил цер-ков-ный рас-кол и пред-пи-сал со-вер-шать все бо-го-слу-же-ния со-глас-но ре-фор-ми-ро-ван-но-му ка-но-ну; ана-фе-мат-ст-во-вал всех, при-дер-жи-вав-ших-ся ста-рых об-ря-дов; ли-шил пат-ри-ар-ха Ни-ко-на пат-ри-ар-ше-го и свя-щен-но-го са-на; из-брал 3 кан-ди-да-тов в пат-ри-ар-хи, из ко-то-рых царь от-дал пред-поч-те-ние Ио-а-са-фу (пат-ри-арх Ио-а-саф II); от-ме-нил прак-ти-ку под-суд-но-сти ду-хов-ных лиц свет-ским вла-стям; при-нял ряд оп-ре-де-ле-ний от-но-си-тель-но бла-го-чес-тия и дис-ци-п-ли-ны.

По-сле уп-разд-не-ния пат-ри-ар-ше-ст-ва в си-но-даль-ный пе-ри-од ис-то-рии Русской церк-ви (XVIII - начало XX веков) со-бо-ры не со-зы-вались, ор-га-ном выс-шей цер-ков-ной вла-сти яв-лял-ся Свя-тей-ший Пра-ви-тель-ст-вую-щийСи-нод, за-се-дав-ший на ре-гу-ляр-ной ос-но-ве.

В начале XX века российской цер-ков-ной об-ще-ст-вен-но-стью ак-тив-но об-су-ж-дал-ся во-прос о со-зы-ве ка-но-ни-че-ски пол-но-цен-но-го поместного собора. В 1906 году про-хо-ди-ла ра-бо-та Пред-со-бор-ного при-сут-ст-вия, а с 1912 года - Пред-со-бор-но-го со-ве-ща-ния. Ре-ше-ние о со-зы-ве Все-рос-сий-ско-го поместного собора при-ня-то Си-но-дом 29.4(12.5).1917 года, по-сле Февральской ре-во-лю-ции 1917 года. Вы-бо-ры чле-нов поместного собора бы-ли 3-сту-пен-ча-ты-ми: на уров-не при-хо-да, на уров-не бла-го-чи-ния и на уров-не епар-хии. От ка-ж-дой епар-хии вы-дви-гались 1 епи-скоп, 2 кли-ри-ка и 3 ми-ря-ни-на. Все-го бы-ло из-бра-но 564 де-ле-га-та. Пол-но-мо-чия уча-ст-ни-ков поместного собора в епи-скоп-ском са-не от-ли-ча-лись от пол-но-мо-чий других уча-ст-ни-ков, по-сколь-ку все важ-ные ре-ше-ния пле-ну-ма со-бо-ра под-ле-жа-ли ут-вер-жде-нию на ар-хие-рей-ском со-ве-ща-нии.

Поместный собор ра-бо-тал с 15(28).8.1917 года по 20.9.1918 года в 3 сес-сии (1-я сес-сия: август - декабрь 1917 года, 2-я сес-сия: январь - апрель 1918 года, 3-я сес-сия: июль - сентябрь 1918 года). Од-ним из наи-бо-лее важ-ных дея-ний со-бо-ра ста-ло вос-ста-нов-ле-ние в но-ябре 1917 года пат-ри-ар-ше-ст-ва. Кан-ди-да-та-ми в пат-ри-ар-хи, на-брав-ши-ми наи-боль-шее чис-ло го-ло-сов, бы-ли ар-хи-епи-ско-пы Харь-ков-ский и Ах-тыр-ский Ан-то-ний (Хра-по-виц-кий), Нов-го-род-ский и Ста-ро-рус-ский Ар-се-ний (Стад-ниц-кий) и митрополит Мо-с-ков-ский и Ко-ло-мен-ский Ти-хон (Бе-ла-вин). Из них по-сред-ст-вом жре-бия пат-ри-ар-хом Мо-с-ков-ским и всея Рос-сии стал митрополит Ти-хон. Бы-ли вы-ра-бо-та-ны прин-ци-пы цер-ков-но-го управ-ле-ния, со-глас-но ко-то-рым выс-шая за-ко-но-дательная, административная, су-деб-ная и кон-тро-ли-рую-щая власть при-над-ле-жа-ли пе-рио-ди-че-ски со-зы-вае-мо-му поместному собору в со-ста-ве епи-ско-пов, кли-ри-ков и ми-рян; так называемый Боль-шой со-бор дол-жен был со-зы-вать-ся 1 раз в 10 лет; со-ве-ща-ние епи-ско-пов, ут-вер-ждав-шее важ-ней-шие со-бор-ные по-ста-нов-ле-ния, вхо-ди-ло в поместный собор, но не воз-глав-ля-ло его; ис-клю-чи-тель-ной пре-ро-га-ти-вой поместного собора яв-ля-лось из-бра-ние пат-ри-ар-ха; пат-ри-арх воз-глав-лял цер-ков-ное управ-ле-ние, пат-ри-арх и ор-га-ны выс-ше-го цер-ков-но-го управ-ле-ния под-от-чёт-ны поместному собору; на-ря-ду со Свя-щен-ным Си-но-дом соз-да-вал-ся Выс-ший цер-ков-ный со-вет (ВЦС), со-сто-яв-ший из епи-ско-пов, кли-ри-ков и ми-рян, в круг обя-зан-но-стей ко-то-ро-го вхо-ди-ли ор-га-ни-зационные и хо-зяйственные сто-ро-ны цер-ков-ной жиз-ни.

Про-ве-де-ние в жизнь при-ня-тых поместным собором 1917-1918 годов ре-ше-ний ока-за-лось не-воз-мож-ным по по-ли-тическим при-чи-нам. Со-бо-ры в Русской церк-ви не со-зы-ва-лись до 8.9.1943 года, ко-гда в ус-ло-ви-ях Великой Отечественной вой-ны с раз-ре-ше-ния вла-стей в Мо-ск-ве со-бор ар-хиерей-ско-го со-ста-ва из-брал пат-ри-ар-хом Мо-с-ков-ским и всея Ру-си митрополита Сер-гия (Стра-го-род-ско-го).

По-сле кон-чи-ны пат-ри-ар-ха Сер-гия поместный собор про-хо-дил в Мо-ск-ве 31.1-4.2.1945 года. По-ми-мо из-бра-ния но-во-го пред-стоя-те-ля - пат-ри-ар-ха Алек-сия I (Си-ман-ско-го), со-бор при-нял По-ло-же-ние об управ-ле-нии Рус-ской пра-во-слав-ной цер-ко-вью, ко-то-рое пре-ду-смат-ри-ва-ло су-ще-ст-во-ва-ние 3 ор-га-нов со-бор-ной вла-сти: поместного собора ши-ро-ко-го со-ста-ва, ар-хие-рей-ско-го со-бо-ра, со-зы-вае-мых по ме-ре не-об-хо-ди-мо-сти, а так-же по-сто-ян-но дей-ст-вую-ще-го Свя-щен-но-го Си-но-да ис-клю-чи-тель-но епи-скоп-ско-го со-ста-ва. С этих пор в РПЦ по-ня-тие «Поместный собор» за-кре-пи-лось за со-бо-ра-ми ши-ро-ко-го со-ста-ва. По По-ло-же-нию… 1945 года поместный собор яв-лял-ся ин-стан-ци-ей, ко-то-рой под-чи-не-ны ар-хи-ерей-ские со-бо-ры: все ре-ше-ния ар-хие-рей-ских со-бо-ров, всту-пая в си-лу с мо-мен-та их при-ня-тия, под-ле-жа-ли ут-вер-жде-нию на по-сле-дую-щем поместном соборе. Ре-шаю-щим го-ло-сом на поместном соборе поль-зо-ва-лись лишь епи-ско-пы, го-ло-со-вав-шие, од-на-ко, не толь-ко от се-бя лич-но, но и от име-ни всех кли-ри-ков и ми-рян сво-ей епар-хии (не толь-ко от име-ни тех, кто при-сут-ст-во-вал на со-бо-ре).

Оче-ред-ной поместный собор, со-зван-ный по-сле кон-чи-ны пат-ри-ар-ха Алек-сия I, про-хо-дил в Трои-це-Сер-гие-вой лав-ре 30.5-2.6.1971 года, на нём впер-вые уча-ст-во-ва-ли жен-щи-ны. Со-бор из-брал но-вым пат-ри-ар-хом митрополита Пи-ме-на (Из-ве-ко-ва), снял ана-фе-му на ста-ро-об-ряд-цев («клят-вы на ста-рые об-ря-ды»).

Поместный собор в рам-ках празд-но-ва-ния 1000-ле-тия Кре-ще-ния Ру-си про-хо-дил в Трои-це-Сер-гие-вой лав-ре 6-9.6.1988 года. Вза-мен ус-та-рев-ше-го По-ло-же-ния… 1945 года со-бор при-нял Ус-тав об управ-ле-нии Рус-ской пра-во-слав-ной цер-ко-вью, ко-то-рый внёс су-ще-ст-вен-ные из-ме-не-ния в ста-тус поместного собора, в ча-ст-но-сти пра-во ре-шаю-ще-го го-ло-са пре-дос-тав-ля-лось всем чле-нам со-бо-ра, вклю-чая кли-ри-ков и ми-рян. Ус-тав пре-ду-смат-ри-вал при оп-ре-де-лён-ных об-стоя-тель-ст-вах воз-мож-ность со-зы-ва в рам-ках поместного собора ар-хие-рей-ско-го со-ве-ща-ния, ко-то-рое дву-мя тре-тя-ми го-ло-сов пра-во-моч-но от-ме-нить ре-ше-ние, при-ня-тое пле-ну-мом по-ме-ст-но-го со-бо-ра.

По-сле кон-чи-ны пат-ри-ар-ха Пи-ме-на со-зван поместный собор, про-хо-див-ший в Трои-це-Сер-гие-вой лав-ре 7-8.6.1990 года. Впер-вые в советский пе-ри-од вы-бо-ры пат-ри-ар-ха, ко-то-рым стал Алек-сий II (Ри-ди-гер), про-хо-ди-ли на аль-тер-на-тив-ной ос-но-ве пу-тём тай-но-го го-ло-со-ва-ния. Поместный собор 27-28.1.2009 года, со-зван-ный в Мо-ск-ве по-сле кон-чи-ны пат-ри-ар-ха Алек-сия II, из-брал но-во-го пред-стоя-те-ля Русской церк-ви - пат-ри-ар-ха Ки-рил-ла (Гун-дяе-ва).

Со-от-но-ше-ние пол-но-мо-чий по-ме-ст-но-го и ар-хие-рей-ско-го со-бо-ров пе-ре-смот-ре-но в но-вом Ус-та-ве Рус-ской пра-во-слав-ной церк-ви, при-ня-том Ар-хие-рей-ским со-бо-ром 2000 года (с кор-рек-ти-ва-ми 2013 года). Со-став поместного собора, кво-та пред-ста-ви-тель-ст-ва на нём епар-хий и иных цер-ков-ных уч-ре-ж-де-ний и по-ря-док из-бра-ния из-би-рае-мых чле-нов со-бо-ра ус-та-нав-ли-ва-ют-ся специальным по-ло-же-ни-ем (2013). Ус-тав не пре-ду-смат-ри-ва-ет в со-зы-ве поместного собора пе-рио-дич-но-сти. Поместный собор из-би-ра-ет пат-ри-ар-ха, при-ни-ма-ет ре-ше-ния о пре-дос-тав-ле-нии ав-то-ке-фа-лии, ав-то-но-мии или са-мо-управ-ле-ния час-тям Русской церк-ви, по пред-ло-же-нию Ар-хие-рей-ско-го со-бо-ра вы-ра-ба-ты-ва-ет по-зи-ции по важ-ней-шим во-про-сам цер-ков-ной жиз-ни, за-бо-тит-ся о со-хра-не-нии чис-то-ты пра-во-слав-но-го ве-ро-уче-ния, хри-сти-ан-ской нрав-ст-вен-но-сти и бла-го-чес-тия. Ре-ше-ни-ем поместного собор 2009 года об-ра-зо-ва-но Меж-со-бор-ное при-сут-ст-вие, дей-ст-вую-щее на по-сто-ян-ной ос-но-ве и при-зван-ное го-то-вить про-ек-ты до-ку-мен-тов, при-ни-мае-мых на по-ме-ст-ных и ар-хие-рей-ских со-бо-рах, а так-же Си-но-дом.

ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО УСТАВУ, ПРИНЯТОМУ АРХИЕРЕЙСКИМ СОБОРОМ (13-16.08. 2000г).

Вгод двухтысячелетнего юбилея Рождества Христова с 13 по 16 августа 2000 г., в в храме Христа Спасителя в Москве заседал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Среди документов Собора важное значение имеет Устав Русской Православной Церкви. Проект Устава был разработан и представлен полноте Собора митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

В синодальную эпоху управление Русской Цер­ковью осуществлялось на основании «Духовного регламента», в не­котором отношении сходного с Уставом; затем «Духовный регла­мент заменили отдельные Определения Поместного Собора 1917- 1918 гг. и, наконец, с 1945 г. по 1988 г. действовало краткое «По­ложение об управлении Русской Православной Церковью», на Поместном Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре с 6 по 9 июля 1988 г. был принят первый Устав об управлении Русской Православной Церкви, действовавший до августа 2000 года.

Новый Устав разделен на 18 глав, каждая из ко­торых состоит из нескольких статей. В первой главе Устава («Общие положения») говорится о том, что Русская Православная Церковь является многонациональной поместной автокефальной Право­славной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и мо­литвенно-каноническом общении с другими поместными Право­славными Церквами. Определение «многонациональная» соответст­вует действительности. Приводится в Уставе и другое официальное наименование Русской Церкви - Московский Патриархат.

Согласно ст. 3 Устава, Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.

В ст. 4 содержится перечень источников действующего русского церковного права: Священное Писание и Священное Предание, святые каноны, постановления Поместных Соборов Русской Православной Церкви, настоящий Устав. Отмечено и то обстоятельство, что свою деятель­ность Русская Церковь осуществляет при уважении и соблюдении государственных законов.В

Высшими органами церковной власти, в соответствии с Уста­вом, являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священ­ный Синод во главе с Патриархом. В преамбуле Устава названы также органы епархиального и приходского управления.

В ст. 5 говорится, что Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация. Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как централизованные или местные религиозные организации.



Церковная судебная система представлена судами трех инстнций: епархиальный суд, общецерковный суд и суд Архиерейского Собора. Устройство Высшего управления Русской Церкви регламентиру­ется в гл. гл. 2-6 Устава.

Поместному Собору принадлежит высшая власть в области вероучения и канонического устроения. (гл II ст. 1 Устава).

Сроки созыва Поместного Собора определяются Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом. (гл. II, ст. 2 Устава). Поместный Собор 1917-1918 гг. предусматри­вал в своих определениях трехлетний промежуток между очеред­ными Поместными Соборами, а Положением 1945 г. сроки созыва Соборов вовсе не регламентировались).

Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором

Членами Собора являются правящие и викарные архиереи по своему статусу (в соответствии с Уставом Собора 1917-1918 гг. ви­карные архиереи не являлись его членами). Процедура избрания на Собор представителей от клира и мирян и их квота устанав­ливаются, согласно действующему Уставу, Архиерейским Собором.

На основании Устава 2000 г. (ст. 5) Поместный Собор:

а) истолковывает учение Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами;

б) решает канонические, богослужебные, пастырские вопросы, обеспечивая единство Русской Православной Церкви, сохранение чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия;

в) утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления, касающиеся церковной жизни, в соответствии со ст. 5 пп. "а", "б" настоящего раздела;

г) утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству;

д) канонизирует святых;

е) избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания;

ж) определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством;

з) выражает в необходимых случаях озабоченность проблемами современности.

Собор возглавляется председателем - Патриархом или, в его отсутствие, Местоблюстителем Патриаршего Престола. Кворум Со­бора составляют 2/3 законно избранных делегатов, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов – членов собора. Собор определяет регламент своей работы и избирает большинством го­лосов Президиум, Секретариат и рабочие органы. Президиум Со­бора состоит из Председателя (Патриархи Московского и всея Руси или Местоблюстителя) и 12 членов в архиерейском сане.

Секретариат Собора состоит из Секретаря в архиерейском сане и двух помощников – клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за обеспечение членов Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов заседаний. Протоколы подписываются Председателем, членами Президиума и Секретарем.

Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов.

Президиум, Секретарь и председатели рабочих органов составляют Соборный Совет. Соборный Совет является руководящим органом Собора. В его компетенцию входит:

а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором; б) координация всей деятельности Собора; в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов; г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора.

Все архиереи – члены Собора составляют Архиерейское Совещание.

Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства.

Если какое-либо решение Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения.

Решения на Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных принятым Собором регламентом. Когда имеет место равенство голосов при открытом голосовании, то перевес дает голос Председателя. При равенстве голосов в случае тайного голосования проводится повторное голосование. Постановления Собора входят в силу сразу после их принятия.

Участие мирян в управлении Церковью остается одним из наиболее актуальных вопросов в современной жизни РПЦ. Что следует понимать под «соборностью» Церкви? Насколько соответствует современная практика проведения Поместных и Архиерейских соборов каноническому наследию древней Церкви? Над этими и другими вопросами рассуждает протоиерей Александр Задорнов.

Существование каждой Православной Поместной церкви напрямую связано с территориальным фактором. Область, на которую распространяется правительственная, судебная и вообще административная власть данной Поместной церкви, составляет её каноническую территорию . Принцип канонической территории предполагает взаимное уважение к правам каждой Церкви на ее деятельность в пределах данной территории, регулируемой каноническими нормами о невмешательстве епископата одной Церкви в дела другой. Эти нормы подразумевают единство учительной, сакраментальной и правительственной церковной власти, восхищение которой рассматривается правилами Церкви как посягательство на самый принцип церковного единства.

Напоминание этой элементарной нормы церковного устройства необходимо для правильного понимания функционирования такого кратологического единства. «Носителем церковной власти, - говорит в своих лекциях по церковному праву проф. С. В. Троицкий, - является весь епископат (орган - соборы епископов)... В Православной Церкви есть несколько видов соборов, а именно: 1) соборы вселенские, 2) соборы поместные, постановления которых были усвоены вселенскими соборами, 3) соборы епископов нескольких автокефальных церквей, 4) соборы епископов одной автокефальной или автономной церкви»[i] .

Собор епископов автокефальной церкви и есть собор Поместный - во всяком случае, именно так понимает его состав Канонический корпус Православной Церкви (в виде Фотиева Номоканона). Такой собор не просто «наделён» высшей церковной властью (ибо такое «наделение» понимается в современной практике как синоним «делегирования»), но обладает ею именно в силу статуса своих участников.

Несмотря на ясное понимание этого вопроса с канонической точки зрения, история Русской поместной православной Церкви начала XX века знает прецедент иного понимания этого вопроса. Дискуссии о созыве собора Российской Православной Церкви, проходившие более столетия назад, выявили одно важное явление российской церковной жизни - смешение понятий «представительства» и «властных полномочий». Проходившие на почве зарождения русского парламентаризма в 1905-1906 гг., эти дискуссии невольно переносили своё понимание законодательного представительства (наподобие Государственной Думы тех лет) на действие принципа соборности в Церкви.

Менее всего такое понимание связано с составом Собора поместной Церкви, хотя и по этому вопросу не было единства в российском епископате. «Древняя вселенская Церковь знала только соборы епископов. <...> Практическим основанием для привлечения в состав Собора выборных - представителей белого духовенства и мирян выставляется отстаивание их интересов перед епископами-монахами. Но единственной целью законного и правильно составленного церковного Собора может быть только благоустроение Церкви и церковной жизни; отстаивание какой-нибудь частью Собора своих «интересов» может только затруднить, а никак не облегчить достижение этой цели» , - справедливо писал священномученик архиепископ Агафангел (Преображенский), в то время занимавший Рижскую кафедру. Как всегда более резко высказывался епископ Волынский Антоний (Храповицктй): ««Настойчивые домогательства текущей литературы о включении в состав Собора выборных от белого духовенства и мирян путём всеобщей подачи голосов представляют собою прямой сколок парламентских выборов республиканских государств, но стараются обосновать себя на церковных канонах» .

Допускавший участие мирян на Соборе архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) признавал, тем не менее, такое участие каноническим новшеством: «Итак, какова бы ни была практика Церкви в разное время, выработанный историческим опытом и соборами узаконенный канонический строй Церкви знает для областей только соборы епископов»[v] . И, наконец, компромиссный вариант предлагал митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский): «10. Все члены Собора имеют в собраниях решающий голос в вопросах второстепенных 11. При рассмотрении же вопросов веры , буде таковые возникнут, и коренных вопросов канонического устройства Церкви, вообще принципов канонической её жизни, решающий голос принадлежит только одним епископам, а пресвитерство и миряне участвуют в сем рассмотрении с голосом совещательным» .

Иными словами, соучастие в принятии решений в виде совещательного голоса следует отличать от легитимности этих решений в силу принятия их субъектом канонической власти, каковым в Церкви является епископат. Что касается ссылок на подписи соборян - не-епископов под актами Вселенских соборов, то подпись василевса придавала последним силу государственных законов, а подписи некоторых монахов под определениями Седьмого Вселенского собора были допущены из уважения к ним как защитникам иконопочитания. Тем самым вопрос, как отмечалось выше, связан не столько с составом собора Поместной церкви, сколько с носителями церковной власти, в таком соборе участвующими.

Предполагаемое ныне действующим каноническим Уставом Русской Православной Церкви разделение своего собора на Архиерейский и Поместный вызвано исторической необходимостью, связанной с условиями существования православного христианства в России XX века. Такого разделения не знает тот Собор 1917-1918 гг., который многие считают чуть ли не «канонической иконой» всякого церковного собора.

Устранение ненормального церковного положения («синодальный строй» в Российской империи) в ненормальных, экстренных внешних условиях составляет историческую заслугу Собора 1917-1918 гг. и не вина соборян в том, что принимаемые ими положительные определения фактически не были жизнеспособными уже в момент их принятия. Чтобы убедиться в последнем, достаточно посмотреть текст определения «О правовом положении Православной Российской Церкви» от 2 декабря 1917 года, т. е. месяц спустя после прихода к власти большевиков и формирования ВЦИК и СНК. Однако ссылаться на недопустимость изменений этих соборных постановлений в силу их принятия на Поместном соборе означает не только недопустимым образом абсолютизировать их значение, но и проявлять элементарную каноническую безграмотность.

Церковь как Тело Христово является творцом собственного права. Если нормы Канонического корпуса не могут быть отменены ввиду отсутствия равного по полномочиям соборного органа, то действующее церковное право каждой Поместной церкви регулируется епископатом этой церкви. Как и в случае с гражданским законодательством, актуальные нормы действующего церковного права нельзя нарушать, а не изменять . Естественно, такое изменение вызывается необходимостью, связанной с церковной жизнью в конкретное время и на определённой территории.

Кроме того, и состав Собора 1917-1918 гг., и рецепция его определений вызывают серьёзные сомнения в его «иконичности». Вместо иерархического , Собор следовал принципу сословного представительства. Иначе трудно объяснить участие в его заседаниях в качестве делегатов представителей гражданских институтов - действующей армии, членов Государственной думы и Государственного совета. Если же вспомнить, что рецепция соборных определений означает не столько «согласие с ними всей Церкви» (по-видимому - той части, чтио в Соборе не участвовала), а возможность их реального исполнения - большая часть этих постановлений должна быть признана рецепцию не прошедшей .

Стоит напомнить, что в самоназвании собора («Священный собор Православной Российской Церкви»), в его официальных документах нет указаний на его «поместность» как на «вид» собора. Если понятие о «Поместном» соборе и встречается в предсоборных документах, то, повторимся, указывает оно на самый принцип - вне указания на его состав. Также и в ссылках на соборные деяния, даваемые в церковных документах уже в 30-х годах мы не найдём никакого подчёркивания его состава .

Подобное разделение начинается только с принятия в 1945 году «Положения об управлении Русской Православной Церкви». Поместный и Архиерейский соборы по данному положению отличались объёмом своих полномочий, однако законность их решениям придавало согласие с ними соборного епископата, для чего и было введено особое Архиерейское совещание на соборе. Но и тогда в лекциях по церковному праву, читавшихся в возрождённой Московской духовной академии, говорилось о том, что в области церковного управления «носителем такой власти является Вселенский епископат. Вселенскость эта простирается не только на пространство, но и на время, неизменная формула Соборов: «наследующе божественным отцем». Органы епископата - Вселенские и Поместные Соборы. В случае затруднительности созыва Соборов согласие епископов достигается путем обмена посланиями или личных переговоров глав Автокефальных Церквей («согласие рассеянной церкви»)» . Сроки созыва так понимаемого Поместного собора в нынешнем Уставе не оговариваются, за исключением необходимости избрания Патриарха. Собственно, такого рода избирательные Поместные соборы только и известны в Русской Церкви, начиная с собора 1917 года. Из шести Поместных соборов 1917-2009 гг. лишь один не был собором избирательным - Поместный собор 1988 года, созванный в связи с юбилеем крещения Руси.

Привести к канонической норме положение с соборами Поместной Русской Церкви призван опубликованный недавно комиссией Присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви документ «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления »[x] . Документ констатирует разрыв между положением канонического Устава о принадлежности высшей власти в области канонического устроения Поместному, а не Архиерейскому собору с такими задачами последнего как «принятие Устава и внесение в него изменений, хранение догматического и канонического единства Русской Церкви, решение принципиальных канонических вопросов, касающихся внутренней и внешней деятельности Церкви, канонизация святых, создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых церквей, экзархатов и епархий». Совершенно справедливо предложение документа внести в Устав указание на властные полномочия Архиерейского собора как в законодательной, так и исполнительной власти. Что касается власти судебной, то она принадлежит этому собору и де юре как третьей судебной инстанции в судебной системе Русской Православной Церкви.

Как же быть с «ролью мирян в церковной жизни»? Повторим ещё раз - эта роль не может быть сведена к участию в действиях церковной власти, законно принадлежащей епископату и в отдельных случаях и проявлениях делегируемой им клирикам - особенно во власти учения и судебной. Что касается такого делегирования в отношении мирян, то оно должно стать предметом особого канонического исследования.

Вне такого «кратологического» участия за мирянами остаётся право обсуждения соборных определений - как до самого их принятия, так и после (одно, - но не единственное и решающее! - из проявлений рецепции). Высказываемые опасения в устранении мирян от участия в совещании относительно соборных документов игнорируют «Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви» .

Говоря о принадлежности полноты власти в Церкви собору епископов, этот документ подчёркивает единение епископата с клиром и возглавляемым ими народом Божиим. Церковный законодатель определяет консультативные функции Присутствия, ставя перед его членами задачу содействовать высшей церковной власти в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви (Положение I. 1). Одновременно ставятся функциональные рамки такой задачи, подразумевающие пределы такого содействия. Эти пределы связаны с предоставлением точной, выверенной и объективной информации по содержанию и форме (контексту) конкретного обсуждаемого вопроса. Заключение работы комиссий Присутствия «должно содержать конкретные предложения по решению обсуждаемого вопроса и, в качестве приложения, сводку мнений, выраженных в ходе обсуждения» (Положение IV. 3).

Иными словами, работа Межсоборного присутствия и его подразделений (комиссий) связана с информационно-аналитическим обеспечением при принятии стратегических решений. Эта задача двухуровневая: 1) собственно подготовка необходимой к обсуждению информации и 2) само обсуждение, предполагающее выработку проектов решений по обсуждаемым вопросам. К таким проблемам отнесены вопросы в «сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения, диаконии, взаимоотношений Церкви и общества, Церкви и государства, Церкви и иных конфессий и религий» (Положение I. 2).

[i] Троицкий С. В . Лекции по Церковному праву. Машинопись. 113 с. (Архив МДА). С. 82.

Их обзор см.: Георгий Ореханов, свящ. Предсоборное Присутствие о составе Поместного Собора. Богословский аспект дискуссии // Он же. На пути к собору. М., 2002. Сс. 157-177.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...