Проблема патриотизма в литературе. Патриотизм в русской литературе


"Таяндинская" средняя общеобразовательная школа

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема работы:

Тема патриотизма в произведениях наших современников.

ученица 10 класса

МКОУ "Таяндинская" СОШ

Научный руководитель:

Дельянова Наталья Владимировна,

учитель литературы

МКОУ "Таяндинская" СОШ

с. Таянды, 2016 год

Оглавление

I.Вступление…………..………………………………...……………………3

II. Патриотическая тема в произведениях писателей Урала.

1. Патриотизм в рассказах Аношкина М.П ……...............................6

2.Патриотические произведения Алексея Иванова……...………………8

II. "Молодые" голоса России.

1." Моя Россия" Сергея Богаткова..............................................................12

III. Заключение……….…………...……………………………...…….......16

Список литературы…….………….………………………………………..17

Введение.

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

Возникает вопрос, что же такое патриотизм?

Патриотизм-это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа.

Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей проблемой, и решать ее сегодня пытаются на высшем государственном уровне. Негативные процессы в обществе за последние годы повлекли за собой то, что у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень.

Как же прививать патриотизм молодежи?

Конечно, существует множество способов: различные форумы, кружки, секции туризма, где можно осмыслить, за что нужно любить свою страну. Но испокон веков нравственности нас учит книга. Как бы мы не воспринимали наши разговоры со сверстниками, советы друзей и родителей. Большему нас научит именно книга. Тема беспредельной любви к родине, тема героической самоотверженной защиты ее всегда являлась самой почетной и любимой темой подлинно народных поэтов и писателей всех времен. В этом, пожалуй, самом богатом разделе литературы очень разумно и органически сходятся традиции устной письменной литературы. И полнокровная, высокоталантливая история литературы великого русского народа воссоздает в первую очередь богатую галерею героических образов давнего и недавнего прошлого истории России.

Любовно и долго воспевал народ в бессмертных своих творениях имена богатырей - защитников отечества от иноземных насильников в образах Ильи Муромца, Добрыни Никитича и т.д. Из давних веков, из седой древности истории русского народа прекрасным, непревзойденным памятником народной патриотической поэзии сохранилась до наших дней славная песнь "Слово о полку Игореве". Великолепно сохранил в своей памяти народ-герой имя Александра Невского, нанесшего сокрушительный удар немцам на Чудском озере. Навеки прославили и увековечили в благодарных сердцах народа свои имена Кузьма Минин, Пожарский, когда враги посягали на независимость России.

А пишут ли о патриотизме современные поэты и писатели?

Конечно, пишут. И пишут не мало.

Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: « Тема патриотизма в произведениях наших современников"

Актуальность темы : Патриотизм является неотъемлемой частью души каждого гражданина. Любой человек должен любить свою страну, и быть готовым постоять за себя и за свою родину. Воспитывать качества патриота в человеке должны с рождения. Будь то любовь к своему селу, краю, березке или озеру.

Ничто так не формирует представление об истории, о Родине, о любви к отчизне как произведения русских писателей. Поэтому сейчас как никогда важно читать произведения художественной литературы, изучать произведения русской классики и, конечно, знакомиться с произведениями наших современников.

По этой причине я выбрала для своей исследовательской работы данную тему.

Цель нашей исследовательской работы – выявить развитие в современной литературе идеи патриотизма

Задачи:

Основной метод исследования - анализ художественных произведений, сравнение.

Гипотеза исследования – произведения талантливых писателей 20-21 веков, несмотря на свое многообразие и разные подходы в изображении Родины, при внимательном чтении и пристальном изучении воспитывают чувство патриотизма у современных читателей.

Объекты исследования : Творчество Аношкина М.П., Алексея Иванова, Сергея Богаткова

Основная часть

I . Патриотическая тема в произведениях писателей Урала.

1. Патриотизм в рассказах Аношкина Михаила Петровича

В нашей работе же мы проследим, как в произведениях писателей 20-21 веков рассматривается вопрос любви к Отчизне и верности ей.

Прошло более 70 лет как закончилась Великая Отечественная война. У меня нет сомнений, что мы, русский народ, великие победители. Да, много жертв, но ради свободы встала вся страна и велик и мал. В моей семье погибли прадедушка и два брата прадедушки. Я знаю их историю, я с гордостью ношу их фамилию. Но меня возмущают высказывания некоторых людей о том, что надо было сдаться, что жертвы не оправданы.

Читайте произведения о войне, помните о тех подвигов мальчишек и девчонок, мужчин и женщин, которые ценой своей жизни подарили нам свободу.

Михаил Петрович Аношкин является патриотом и, кто, как не он может передать всю суть тех мыслей, которые были у него в голове во время войны. Он через это прошел, и подает заслуженный пример нашему поколению!

Михаил Петрович, известный для всех как писатель и журналист. Он родился в Кыштыме, в рабочей семье. Почти все свои произведения посвятил своему городу, своим землякам.

Михаил Петрович - заслуженный работник культуры, кавалер ордена Отечественной войны и Трудового Красного Знамени. В Кыштыме его помнят и любят. Он Почетный гражданин города. Его именем названа одна из улиц Кыштыма.

Первая книга Михаила Петровича вышла в 1948 году. Потом книги стали появляться одна за другой, их вышло 25: "Семья Ладейщиковых", "Суровая юность", "Уральский парень", "Мой знакомый учитель", "Просто жизнь", "Кыштымцы", "Кыштымские были", сборники рассказов "Сугомак не сердится", "Человек ищет счастья"...

Особое место в его творчестве занимают книги о войне: "Прорыв", "Особое задание", "Трудный переход" и др. Михаил Петрович писал о войне честно, искренне. Он в свои книги вложил воспоминания о войне, свои размышления о том, что тогда происходило, какое влияние на людей, на историю страны оказала война.

Ранним июньским утром 1944 года недалеко от Бобруйска началась мощная артиллерийская подготовка. Сотни тысяч тонн металла обрушились на позиции немецко-фашистских войск. Григорий Андреев и его боевые друзья с восторгом наблюдали за этим карающим вихрем огня - они впервые участвовали в таком грандиозном прорыве вражеского фронта.
Так начинается новая повесть Михаила Аношкина "Трудный переход". В ней прослеживаются солдатские судьбы не только Григория Андреева, но и Юрия Лукина, Василия Ишакина, Николая Трусова, Михаила Качанова и других героев, которые известны читателям по повестям "Прорыв" и "Особое задание". И хотя новая повесть является продолжением двух предыдущих, она имеет самостоятельное сюжетное развитие.
Кульминационным моментом книги "Трудный переход" являются эпизоды, в которых рассказывается о форсировании реки Вислы и об освобождении от немецких захватчиков Польши. Как и в других сражениях, здесь ярко проявились высокие боевые качества героев повести, их мужество и героизм.

Все литературное творчество Михаила Петровича Аношкина оставило заметный след в южноуральской литературе.

2. Патриотические произведения Алексей Иванова .

Человек может видеть недостатки своей Родины – в этом его трезвость во взглядах и реализм, но от этого он не перестает любить страну, свой край, своих родителей, свою историю. Таким человеком является Алексей Иванов.

Иванова отличает яркое своеобразие русской, глубоко национальной лексики, патриотизм, внутреннее родство с русским фольклором.

Алексей Иванов, «Золото бунта»: «Солнце укололось донышком о верхушки сосен на хребте Четырех Братьев и покраснело, словно от боли. … Четырешный ручей волочил ветки, сучья, кору, оторванные куски дернины, гневливо швырял это всё в Чусовую – так вздорная баба, подметая в избе, выбрасывает мусор с крыльца под ноги пришедшему гостю».
«На гребнях, на взгорьях, все в солнце, пылали кремлевские боры. Блестели пески-сверкуны. … Ястребы плавали над хребтами, словно не могли затонуть в зное, как в масле. Чумная зелень перла на залывах, удобренных половодьем. Уремы пахли пылью и медом. Застенчиво золотились рожью редкие займища в лесах.
…Острова, косматые от тальника и птичьего щебета, лежали, как коровы на мелководье.
… Только у ласточек хватало сил стремглав носиться над водой – но ласточки божьи птицы: их Христос благословил за то, что они у римлян гвозди украли».
Яркий, теплый, бесконечно живой мир русской природы, изображаемый автором с любовью, передает широту и поэтичность русской души. Поэтому не стоит сравнивать юного Осташу, чьими глазами автор смотрит на свой родной край, с «уральским терминатором», беспощадным убийцей, или с «братанами и паханами» XVIII века. При всех явных различиях внутреннее родство авторского стиля со стилем писателей деревенской прозы очевидно.

В романе «Золото бунта» писатель осваивает историю Урала XVIII в., до него уже неоднократно бывшую предметом изображения. Главный герой романа, сплавщик Остафий Петров, живет на красивой и опасной горной реке Чусовой. Он уже нашел «живинку в деле», до тонкостей знает свою тяжелую и опасную работу. «Это роман о мире, в котором христианство было главенствующей идеологией, в избах водились домовые, а на берегах Чусовой сидели вогульские идолы, когда земля воспринималась как живое существо, а имя считалось воплощением души его носителя, когда каждый разговор сворачивал на спор о религии и правой вере и сворачивал естественно. Как должно поступать душе в мире, пропитанном злом и грехом, - вот основной вопрос, на который ищут ответ герои книги и приходят в итоге на Чусовую, «реку теснин», «теснины» которой не просто пороги, но и тесные врата райского преддверия.

В Российском культурном ландшафте благодаря Иванову проявляются новые значимые территории - Пермский край и река Чусовая. Река Чусовая оказывается своего рода связующей нитью между Европой и Азией, Рекой Испытаний Духа, местом средоточия Большой Истории. Как утверждает сам Иванов, Чусовая - «единственный общеизвестный бренд Урала, река, сохранившая многие смыслы исчезнувшей горнозаводской цивилизации».

Для А. Иванова принципиально важно, что Урал - край с историей, которая нуждается в переописывании с позиции современного человека, чуткого к идеям национального, государственного, дискурсивного. А. Иванову дорога идея воспроизводства российской исторической реальности как многоцентрового социального мира, где происходят мощные культурные столкновения русского с нерусским, ортодоксально- православного со старообрядческим, природного с культурным.

У Иванова важнейшие координаты уральского мира - река, завод, бунташные люди, раскольники, плохо понятные современному сознанию языческие верования. Тема - специфика российской колонизации. Иванов, рассказывая о специфике колонизации, апеллирует к идее столкновения равных по значимости народов, верований, языков, их взаиморастворения друг в друге. При этом уникальное «уральское» у него обозначает проявление российского. Продолжает тему России, Иванов издает фотокнигу "Увидеть русский бунт"

Это не пересказ истории пугачёвщины с картинками. Это способ увидеть сложность внутреннего устройства России и в далёком XVIII веке, и сейчас.

Пугачёвщина – до сих пор невыученный урок России. В каждую эпоху она переосмысляется по-своему. В XIX веке, для Пушкина, она была борьбой нации против элиты: казаков против дворян. В XX веке, для Ленина, она была классовой борьбой: крепостные против помещиков. Прочтение XXI века – борьба за идентичность.

Огромная Россия внутри себя устроена очень сложно. Можно говорить о комплексах региональных образов жизни. Все вместе они – русские, но отличаются друг от друга. Пугачёв внёс в эти комплексы свою идею: переустройство державы по казачьему образцу. Но каждый комплекс отреагировал на эту идею по-своему. То есть, пугачёвщина выявила идентичность, «активировала» четыре разных цивилизационных зоны России.

Это большое фотопутешествие по кругу Уральск – Оренбург – Белорецк – Магнитогорск – Троицк – Златоуст – Оса – Ижевск – Казань – Пенза – Саратов – Волгоград – Уральск. Кроме того, важнейшие для пугачёвщины события происходили в Москве, Петербурге, Волгодонске, Кореле, Челябинске, Кургане, Уфе, Кунгуре, Краснодаре, Астрахани, Атырау (Казахстан), Хиве (Узбекистан), Могилёве (Беларусь), Таллинне (Эстония).

Странно, что подобной книги не было ни в XIX , ни в XX веке. Пройти по пути пугачёвщины и «увидеть русский бунт» своими глазами – лучший и самый логичный способ понять, как устроена Россия, и почему с ней случаются катастрофы вроде пугачёвщины.

Книги Алексея Иванова пропитаны любовью к Уралу и уважением к людям, живущим в этом суровом крае.

Урал и Предуралье неоднократно становились предметом изображения в искусстве, но меняющаяся социокультурная ситуация побуждала к постоянной актуализации образа региона, к тому же недостаточно авторитетную в культуре. А. Иванов стремился сделать Урал «видимым», существующим в мировой системе культурных ландшафтов. А. Иванов воспринимает себя как человека уральского, во всяком случае, в становлении его литературной репутации тема «уральской звезды» занимает немаловажное место.

II . "Молодые голоса"России.

1." Моя Россия "Сергея Боготкова.

Я живу в маленькой уральской деревне, поэтому книга Сергея Боготкова мне понравилась. Некоторые герои книги "Моя Россия" напомнили мне жителей моей деревни.

Сергей Богатков в своем сборнике "Моя Россия"раскрывает перед читателем образ современной России- гордой и разгульной, тоскливой и бунтующей, православной и прекрасной.

"Два года я писал эту книгу.- пишет к своей книге Сергей Богатков,- но ещё дольше я искал и лелеял в своей душе живые образы современной России, стараясь найти ответ на вопрос, так что же такое Россия? Я пытался определить и вместить в своё сознание это ёмкое, всепоглощающее слово. И каждый раз, находя ответ, я создавал очередной Лик. Я собирал свою Россию по кусочкам, без прикрас. В итоге получилась книга.

Россия, как волнительно и неповторимо имя твоё, как много в нём простора и тоски, безумства и свободы, достоинства и красоты. Россия, как щедра и прекрасна ты в своей мудрости, как мила и непосредственна в своей чистоте. И как только не называл русский народ свою Отчизну: и Родина-мать, и Россия-матушка, и Святая Русь, и Великая Россия, но каждое имя твоё до краёв наполнено глубоким уважением, пылкой необъяснимой сыновней любовью и несокрушимой гордостью за свою многострадальную Родину, за свою Россию, которой нет конца…"

Молодой человек Павел Верещагин в рассказе "Деревня", недавно вернувшийся из туристического путешествия по Европе и полностью очарованный ею, с явной неохотой едет навещать свою бабушку, живущую в одной из захолустных деревень Рязанской области. Попадая из Европы в захудалую русскую деревушку, он испытывает культурологический шок и разочарование от всеобщей убогости и не обустроенности деревни, в которой не был уже пять лет. Но, немного присмотревшись в течение первых дней, он случайно встречает знакомого деревенского парня, с которым когда-то дружил и, забывая про всё, полностью окунается в разгульную деревенскую жизнь. За это время он успевает познакомиться со многими колоритными деревенскими персонажами, а также девушкой (своей будущей женой), напиться деревенской самогонки, покричать во всё горло русские народные песни у костра, почувствовать неописуемый восторг от ночных купаний в реке, покататься по ночному берегу на лошади и даже поучаствовать в массовой драке. И уже вскоре, он начинает понимать и ценить родную деревню, её неброскую скромность и простоту. И именно там, не в шикарных европейских городах, а в захудалой деревушке, он обретает понятие Родины и переосмысливает всю свою прошлую жизнь. Вскоре Паша возвращается в Москву. Но ощущение воли будоражит его душу всё время, пока он находится в офисе на рабочем месте. И, в конце концов, он так и не смог перебороть в себе это потрясающее чувство безграничной свободы, и смириться со своим зависимым положением.

Постепенно Паша перестаёт ценить всё то, что привыкло больше всего на свете ценить современное поколение, - карьеру, деньги и приторный европейский образ жизни, который старательно преподносят как великую ценность иностранные работодатели. И уже вскоре, Паша увольняется с работы и вместе с новой семьёй переезжает в деревню.

Сергей Богатков- человек, у которого было в мечтах передать все красоту России, не за долго до написания своей книги «Моя Россия» он побывал в одной из деревень Рязанской области «Ирицы». «. В этой деревне он отдыхал, дышал чистым и ароматным воздухом полей, купался в реке и просто наслаждался неброской простотой средней полосы России. Именно там, в захолустной деревне «Ирицы», где нет ни воды, ни газа, у писателя и возникла идея " создать монументальное, эпическое произведение, которое вобрало бы в себя всю Россию. Всю, без остатка! Ни больше, ни меньше.»-сказал Сергей Богатков. Долго мучаясь и «пробиваясь» он сказал: «И уже теперь, я могу честно и открыто признаться, что я начал писать «Мою Россию» не ради чего-то, но вопреки всему!» Писать он начал в 2007 году, и спустя десять месяцев закончил первую повесть «Деревня». Именно та самая деревня «Ирицы», где впервые мне пришла идея объять всю Россию. Эта деревня стала для меня первым из семи будущих Ликов «Моей России». «Практически ежедневно я работал по пять-шесть часов, отдавая литературе всю свою энергию и все свои силы. Так, в течение последующего года, на свет, одна за другой появились повести: «Бунт», «Тоска», «Масленица», «Дорога» и «Колокол», над каждой из которых работал в среднем по два-три месяца. И к каждой из этих повестей писатель относился с душой, лелеял и пропускал их сквозь призму своего существа, "Я вынашивал их, как мать, вынашивает ребёнка.»-позже сказал Богатков.

Чтобы написать «Бунт», он ходил на митинги оппозиции, и участвовал в запрещённых властями массовых акциях протеста. Неоднократно проходил с толпами демонстрантов сквозь плотные кордоны солдат внутренних войск и усиленные отряды милиции, скрывался во дворах, от разъярённых бойцов «ОМОНа» безжалостно рассеивающих толпу.

Для того чтобы написать повесть «Тоска», он специально ездил в Петербург, чтобы побродить по его улицам и пропитаться величественной грустью творенья Петра. Приходилось подолгу стоять на Аничковом мосту, прижавшись к гранитному фундаменту вздыбленных коней, и в одиночестве, тенью бродить по Гороховой улице, теряться в подворотнях Графского переулка и глубоких унылых дворах Невского проспекта. Именно на этих улицах и в этом городе, развёртывается весь психологический драматизм повести «Тоска», самой лучшей и самой тяжёлой повестей писателя.

Повесть «Масленица» также создавалась на основе личных впечатлений о русском разгуле и необузданном веселье, после катаний на запряжённых тройках и ледяных гор, после игривых кулачных боёв и медовухи. И даже сейчас, "когда я вспоминаю об этом, я отчётливо слышу пронзительный звон бубенцов от проносящейся мимо тройки гнедых лошадей, я слышу пьяные песни москвичей в селе «Коломенском» и в сердце своём я снова кричу от восторга: «Да Здравствует Весна! Весна-актриса! Весна-капель!».-сказал Сергей.

«Дорога» рождалась в пути, под свист ветра и стук вагонных колёс, под игривый танец дрожащего солнца за окном, и бегущую навстречу необъятную Россию, такую огромную, такую волнующую. Повесть «Дорога»- это в сущности протест против убогих принципов корпоративных культур и жалкому поколению «офисного планктона».

Самой последней повестью, завершающей двухлетний труд писателя, является повесть «Колокол» - это гимн православной России, это молитва и крик души. И создавалась она не за письменным столом, а в Свято-Николо-Чернеевском монастыре (основанным преподобным Матвеем в 1573 году), под церковные песнопения, под запах ладана и пение отеческих молитв.

31 августа 2009 года Сергей поставил последнюю точку и почувствовал чудовищную опустошённость. Он закончил труд, к которому шёл многие годы. А ещё спустя пять месяцев, «Моя Россия» была опубликована и увидела свет.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Муниципальное образовательное учреждение

среднего и общего образования

«Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №2»

Реферат

по литературе на тему

«Патриотизм в русской литературе 19 века»

Руководитель:

Шихавцова Л. А.

«__»_______________ 2007 г.

Исполнитель:

Суспицын И. В.

«__»________________2007г.

Новосергиевка 2007 г.

I. Вступление…………..………………………………...………………………...3

II. Патриотизм в русской литературе 19 века.

1.Патриотизм в лирике Пушкина…………….………….................................5

2.Патриотическая лирика Лермонтова………..…………...…………………8

3.Патриотизм в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого......................11

4.Патриотизм в романе-эпопее «Война и мир»……………...………..........13

III. Заключение……….…………...……………………………...……................16

Список литературы…….………….………………………………………....17

«Мы погибли бы, если бы не погибли».

Фемистокл.

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умрем же под Москвой».

М. Ю. Лермонтов.

Вступление.

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Для простоты суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его как «любовь к отчизне». «Патриот», по Далю, - «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями. Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.

Патриотизм -- это преданность и любовь к Родине, отечеству, своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины. Эти чувства, любовь к Родине и преданность ей издавна присущи народным массам. Движимые ими народы поднимались на борьбу против чужеземных завоевателей. В основе патриотизма лежит преданность своему народу, стремление отдать все силы защите его интересов. Исторически так случилось, что за все время своего существования, начиная с Киевской Руси, русский народ постоянно подвергался нападению извне. И каждый раз на борьбу с врагом поднималось не только войско, но и весь народ, проявляя чудеса мужества, героизма и патриотизма.

Патриотизм в лирике Пушкина.

Едва ли не центральное место в творчестве Пушкина занимает патриотическая тема. Родина для поэта -- это не только его родные, друзья, знакомые; родина -- это весь русский народ. С самого раннего детства Пушкину были знакомы тяготы простого человека, его угнетенное, бесправное положение. Этому способствовали и рассказы няни, Арины Родионовны, и долгое времяпрепровождение с дворовым “дядькой” Никитой Тимофеевичем Козловым, и наблюдение за жизнью дворовой челяди. Именно благодаря им маленький Александр познал прелесть русского простонародного мира. Проникшись этим миром, окунувшись в него с головой, Пушкин, как никто другой, смог воспеть в своих стихах жизнь родной страны, показал неисчерпаемые духовные богатства русского народа, его красоту и самобытность.

Разделяя взгляды передовых людей своего времени, Пушкин очень тонко и безошибочно отразил в своих стихах их мысли и чувства, их стремления и надежды. Благодаря мастерству художника, мы без труда представляем себе характерные черты русской действительности того времени.

С глубоким уважением и симпатией относился поэт ко всем нациям своей страны. Перед лицом его музы все народы были равны. Вместе с тем поэт очень тонко подмечал особенности и своеобразие характера каждого народа, его самобытность. То, что все народы -- братья и должны жить в согласии убеждало автора и то, как дружно они выступили на защиту Отечества в 1812 году. Вообще эта война, навязанная народам России Наполеоном, позволила поэту еще глубже проникнуться любовью к своим соотечественникам. Как хотелось ему, тогда еще подростку, встать в шеренги защитников, чтобы не словом, а делом доказать свою преданность Отечеству. Вспоминая потом эти военные дни, поэт напишет:

Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас
А.С.Пушкин Стихотворения, Уфа, Башкирское книжное издательство, 1961, с. 323.

Война, отнявшая столько жизней, наконец закончилась победой. Радость поэта была безгранична. Строки, прославлявшие мужество и отвагу русских людей, сами, казалось, выливались на бумагу.

Гордясь соотечественниками, воспевая подвиги простых русских солдат, которым до войны, да и после нее, приходилось испытывать голод, нужду и унижения, Пушкин одновременно с этим высмеивал показной “патриотизм” дворян, тех, кто в мирное время не испытывал никаких физических неудобств. Их любовь к Отечеству была далека от настоящей, зато как ловко умели они выставлять напоказ при каждом удобном случае свою “любовь”. “Кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать русский; кто сжег десяток французских брошюрок, кто отказался от лафита и принялся за кислые щи”, -- писал о них Пушкин.

Патриотизм Пушкина и в том, что он на протяжении всей своей жизни выступал защитником угнетенных и обличителем “барства дикого”. Как истинный патриот, поэт хотел видеть свою родину вольной, ее народ счастливым. В своих стихах Пушкин призывал всех, кому не безразлична судьба России, на служение ей:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы ! А.С.Пушкин Стихотворения, Уфа, Башкирское книжное издательство, 1961, с. 81.

Очень часто поэт обращался в своем творчестве к героическому прошлому своей родины. Он не отрицал значимости прогрессивной деятельности царя, но вместе с тем отмечал в действиях Петра I грубость и самовластность человека, привыкшего писать свои указы “кнутом”.
Счастье родины Пушкин видел в свободе русского народа. Потому и все свое творчество он направил на достижение этой цели. Верно служа всю жизнь народу, поэт не ошибся, когда сказал:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал
. А.С.Пушкин Стихотворения, Уфа, Башкирское книжное издательство, 1961, с. 324.

И русский народ оценил деятельность своего заступника. Сколько лет прошло, а потомки не перестают выражать свою благодарность великому певцу за его гениальное творчество, за его неиссякаемую любовь к России. А.С.Пушкин -- гордость русского народа, и уже теперь можно с уверенностью сказать: пока будет существовать планета Земля, “народная тропа” к этому великому русскому гению никогда не зарастет.

Патриотическая лирика Лермонтова.

Стихи Лермонтова - это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него - Родина. Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы. В стихотворении "Родина" поэт ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России. В стихотворении "Когда волнуется желтеющая нива" Лермонтов продолжает размышлять о своей "странной любви" к Родине. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете "белеющих берез". Родные просторы, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с богом:

Тогда смиряются души моей тревога , Тогда расходятся морщины на челе, - И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога… М.Ю.Лермонтов Сочинения, Москва, издательство «Правда», 1988, т.1, с. 161

Но Россия Лермонтова - не только пейзажные зарисовки, не только раздолье, родные края; Россия Лермонтова предстает и в другом виде, это -...Немытая Россия, Страна рабов, страна господ... Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Именно таким настроением пронизано стихотворение "Прощай, немытая Россия...". В произведении "На смерть поэта", бесконечно скорбя о безвременной кончине Пушкина, Лермонтов ясно и четко определил место поэта в жизни и литературе. Истинный художник - не одинокий странник. Он болеет проблемами своей страны, Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России. В конце 30-х годов поэта начинает волновать историческая тема. Он создает "Бородино" и "Песню про купца Калашникова". В стихотворении "Бородино" Лермонтов воспевает подвиг российских солдат, "богатырей", победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которых легла основная тяжесть войны:

- Да! Были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя, Богатыри - не вы! М.Ю.Лермонтов Сочинения, Москва, издательство «Правда», 1988, т.1, с. 154.

Это поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое "толпой угрюмою и скоро позабытой" пройдет, "не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда". Интерес Лермонтова вызывает и другая эпоха, эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этой эпохе посвящена историческая поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Но настоящим героем поэмы становится не царь Иван Грозный, а молодой купец Калашников. Этот герой близок героям русского народного эпоса, например, былинным богатырям. Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка, не склонил своей гордой головы:

И гуляют-шумят ветры буйные Над его безымянной могилою. И проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек - перекрестится, Пройдет молодец - приосанится, Пройдет девица - пригорюнится, А пройдут гусляры - споют песенку . М.Ю.Лермонтов Сочинения, Москва, издательство «Правда», 1988, т.1, с. 528.

В своем творчестве Лермонтов ставил проблему деятеля, проблему положительного героя, и если среди современников Лермонтов искал и не находил такого героя, то в историческом прошлом России такие герои были. Несомненно, Лермонтов стал народным поэтом. Некоторые стихи его были переложены на музыку и стали песнями и романсами. Вспомним "Выхожу один я на дорогу...", стихи, ставшие песней. За 27 неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого стихотворца русского - Пушкина, став с ним вровень.

Патриотизм в « Севастопольских рассказах » Л. Н. Толстого .

Блистательно искусство Толстого -- военного писателя развернулось в цикле «Севастопольских рассказов».

Толстой писал о защитниках Севастополя как наблюдатель, очеркист. Он сам был участником этих событий. В заглавии каждого рассказа намеренно точно обозначено время: “Севастополь в декабре месяце”, “Севастополь в мае”, “Севастополь в августе 1855 года”. Но военная хроника обернулась художественным открытием подлинной правды о войне, рассказанной гениальным писателем. В Севастополе Толстой вполне узнал, что такое смертельная опасность и воинская доблесть, как переживается страх быть убитым и в чем заключается храбрость, побеждающая, уничтожающая этот страх. Он увидел, что облик войны бесчеловечен и проявляется “в крови, в страданиях, в смерти”. Но также и то, что в сражениях испытываются нравственные качества борющихся сторон и проступают главные черты национального характера.

“Чувство родины”, патриотизм, одушевляет весь цикл рассказов о Севастопольской обороне В Севастополе Толстой лучше узнал и еще больше полюбил простых русских людей -- солдат, офицеров. Он почувствовал себя самого частицей огромного целого -- народа, войска, защищающего свою землю. Зорким глазом писателя он заметил множество деталей военного быта, которые перенес в свои рассказы.

Главное, что увидел и узнал Толстой еще на Кавказе и потом в Севастополе,-- психологию разных “типов” солдат, разные -- и низменные, и возвышенные -- чувства, руководящие поведением офицеров. Здесь он познал “чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого,-- любовь к родине”.

Прочитав этот очерк в “Современнике”. И. С. Тургенев написал: “Статья Толстого о Севастополе -- чудо! Я прослезился, читая ее, и кричал: ура!..” Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем. Письма, М., “Голос”, 1961, т. 2, с. 297..

Рассказывая потом всю правду о человеке на войне. Толстой именно эту правду провозглашает “главным героем” своего произведения. Он любит правду “всеми силами души” и старается воспроизвести “во всей ее красоте”. Этот герой, то есть правда, по глубокому убеждению Толстого, “всегда был, есть и будет прекрасен”. Но именно о войне рассказать правду чрезвычайно трудно. Многое совершается так неожиданно! И почти каждому хочется выглядеть героем.

Умение Толстого докапываться до самых глубоких пластов душевной жизни, подмечать мимолетные детали, которые только поверхностному наблюдателю кажутся незначительными, замечательно проявилось в его военных рассказах.

Писатель продолжает исследовать поведение человека на войне -- на этот раз в тяжелейших условиях неудачных сражений. Он склоняется “перед этим молчаливым, бессознательным величием и твердостью духа, этой стыдливостью перед собственным достоинством”. В лицах, осанках, движениях солдат и матросов, защищающих Севастополь, он видит “главные черты, составляющие силу русского”. Он воспевает стойкость простых людей и показывает несостоятельность “героев”, точнее тех, кто хотят казаться героями.

И во всех рассказах идет отрицание войны как ненормального, противоестественного состояния, противного человеческой природе и всей красоте окружающего мира. “Севастополь в мае” заканчивается потрясающей картиной: мальчик рвет цветы в “роковой долине”, а затем в страхе бежит “от страшного, безголового трупа”. Эта картина, воссоздавая ужас, жестокость войны, вместе с тем протестует против них и утверждает радость, любовь, счастье мира. У Толстого мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира -- труд и счастье, свободное, естественное и потому радостное проявление личности, а содержание и потребность войны -- разобщение людей, разрушение, смерть и горе.

Высокая человечность, прославление мира как естественного состояния жизни соединяются в Севастопольских рассказах с патриотическим воодушевлением.

От этих замечательных рассказов -- прямой путь к роману-эпопее “Война и мир”. Севастопольские рассказы -- выдающееся достижение художественного творчества Льва Толстого. И вместе с тем образец для писателей, работавших после Толстого в этом жанре, в частности для советских писателей, свидетелей Великой Отечественной войны.

Патриотизм в романе-эпопее «Война и мир».

Роман "Война и мир" в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчивается в 1821, в эпилоге), в романе свыше 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и многие другие), показаны и все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, даже купечество (вспомним купца Ферапонтова, который поджигает свой дом, чтобы он не достался врагу).

Главная тема романа - тема подвига русского народа (независимо от социальной принадлежности) в войне 1812 года. Это была справедливая народная война русских людей против наполеоновского нашествия.

Полумиллионная армия, возглавляемая крупным полководцем, обрушилась всей своей мощью на русскую землю, надеясь в короткий срок покорить сию страну. Русский народ грудью встал на защиту родной земли. Чувство патриотизма охватило армию, народ и лучшую часть дворянства.

Народ истреблял французов всеми дозволенными и недозволенными средствами. Создавались кружки и партизанские отряды, истребляющие французские войсковые соединения. В той войне проявились лучшие качества русского народа. Вся армия, переживая необыкновенный патриотический подъем, была полна веры в победу. Готовясь к Бородинскому сражению, солдаты надевали чистые рубашки и не пили водку. Для них это был священный момент. Историки считают, что Наполеон выиграл Бородинское сражение. Но "выигранное сражение" не принесло ему желанных результатов. Народ бросал свое имущество и уходил от врага. Запасы продовольствия уничтожались, чтобы не достались врагу. Партизанских отрядов были сотни.

Были они большие и маленькие, мужицкие и помещичьи. Один отряд, руководимый дьячком, за месяц взял в плен несколько сотен французов. Была старостиха Василиса, убившая сотни французов. Был поэт-гусар Денис Давыдов - командир большого, активно действующего партизанского отряда. Подлинным полководцем народной войны показал себя М.И. Кутузов. Он является выразителем народного духа. Все поведение Кутузова свидетельствует о том, что его попытки разобраться в происходящих событиях были активными, правильно рассчитанными, глубоко продуманными. Кутузов знал, что русский народ победит, потому что отлично понимал превосходство русского войска над французским. Создавая свой роман "Война и мир", Л. Н. Толстой не мог пройти мимо темы русского патриотизма.

Толстой исключительно правдиво отобразил героическое прошлое России, показал народ и его решающую роль в Отечественной войне 1812 года. Впервые в истории русской литературы правдиво изображен русский полководец Кутузов. Толстой начал свое повествование с первых столкновений русской армии с французами в 1805 г., описав Шенграбенское сражение и битву при Аустерлице, где русские войска потерпели поражение. Но и в проигранных сражениях Толстой показывает настоящих героев, стойких и твердых в исполнении своего воинского долга. Мы встречаем здесь героических русских солдат и мужественных командиров. С большой симпатией Толстой рассказывает о Багратионе, под предводительством которого отряд совершил героический переход к деревне Шенграбен. А вот другой незаметный герой -- капитан Тушин. Это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами. Он совершенно не способен к соблюдению парадного военного устава, что вызвало недовольство начальства. Но в бою именно Тушин, этот маленький, неприметный человек, показывает пример доблести, мужества и геройства. Он с горсткой солдат, не зная страха, удерживал батарею и не покинул своих позиций под натиском неприятеля, не предполагавшего «дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек». Внешне неказистым, но внутренне собранным и организованным предстает в романе и ротный командир Тимохин, рота которого «одна удержалась в порядке». Не видя смысла в войне на чужой территории, солдаты не ощущают ненависти к противнику. Да и офицеры разобщены и не могут донести до солдат необходимость сражаться за чужую землю. Изображая войну 1805 года, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Но эта война велась за пределами России, смысл и цели ее были непонятны и чужды русскому народу. Иное дело - война 1812 года. Ее Толстой и рисует иначе. Эту войну он изображает как войну народную, справедливую, которая велась против врагов, посягнувших на независимость страны.

После вступления наполеоновской армии на территорию России против врага поднялась вся страна. На поддержку армии встали все: крестьяне, купцы, мастеровые, дворяне. «От Смоленска до Москвы во всех городах и деревнях русской земли» все и все поднялось против врага. Крестьяне и купцы отказывали в снабжении французской армии. Их девиз: «Лучше уничтожить, но не дать врагу».

Вспомним купца Ферапонтова. В трагическую для России минуту купец забывает о цели своей повседневной жизни, о богатстве, о накопительстве. И общее патриотическое чувство роднит купца с простыми людьми: «Тащи все, ребята... сам запалю». С действиями купца Ферапонтова перекликается и патриотический поступок Наташи Ростовой накануне сдачи Москвы.

Она заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненных. Это были новые отношения между людьми перед лицом общенациональной опасности.

Интересную метафору использует Толстой для изображения действий двух армий, русской и французской. Сначала две армии, подобно двум фехтовальщикам, сражаются по определенным правилам (хотя какие могут быть правила на войне), затем одна из сторон, почувствовав, что отступает, проигрывает, вдруг отбрасывает шпагу, хватает дубину и начинает "дубасить", "гвоздить" противника. Игрой не по правилам называет Толстой партизанскую войну, когда весь народ поднялся против врага и победил его. Основную роль в победе Толстой приписывает народу, тем Карпам и Власам, которые "не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его", тому Тихону Щербатому из села Прохоровского, который в партизанском отряде Давыдова "был самым полезным и храбрым человеком". Войско и народ, сплоченные своей любовью к родной стране и ненавистью к врагам-захватчикам, одержали решительную победу над армией, внушавшей ужас всей Европе, и над ее полководцем, признанным миром гениальным.

З аключение.

Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

Авторов, писавших патриотические произведения, объединяет любовь к родине, желание помочь своему отечеству. Написание таких произведений как «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Бородино» - является проявлением истинного патриотизма. В этих произведениях авторы призывают простой народ подниматься на защиту своей родины. Многие люди, вдохновлённые такими произведениями, становились настоящими патриотами. Без Л.Н.Толстого, М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина и их творчества невозможно представить русскую литературу 19 века. Их вклад в жизнь русского народа огромен и незаменим.

Список использованной литературы.

1. «Война и мир», Л. Н. Толстой, Москва, изд. «Художественная литература», 1983.

2. А. С. Пушкин Стихотворения, Уфа, Башкирское книжное издательство, 1971.

3. М. Ю. Лермонтов Сочинения, Москва, изд. «Правда», 1988.

4. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем, Москва, изд. «Голос», 1961.

5. «История государства Российского», Москва, изд. «Пламя»,1992.

6. «Русская литературная критика конца XIX- начала XX века», Москва, изд. «Пламя», 1992.

Патриотизм русского народа воспевался во все времена. Огромная любовь к своей стране воплощалась в произведениях отечественных писателей в образах смелых и сильных героев, а также в прекрасных описаниях родной природы и просто ярких русских характеров.

Роман-эпопея «Война и мир» поистине считается образцом мужества и героизма русских людей. Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю, поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя. Исход войны 1812 года был определён, с точки зрения писателя, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а «дубиной народной войны», действовавшей с «простотой» и «целесообразностью».

Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение. В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством, а и умеет сказать о нём, анализировать его, понимает общий ход дел. Именно он в состоянии оценить и определить настроение всего войска перед Бородинским сражением.

Многочисленные участники сражения охвачены единым чувством патриотизма. «Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят», - вот всё, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл «неясных» и тоже слишком кратких слов солдат: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину.

По мнению Толстого, в войне 1812 года огромную роль сыграла личность Кутузова. Кутузов «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Кутузов знал, что «решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Слияние с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости.

Анна Ахматова Навсегда связала свою судьбу с судьбой родной земли, и, когда после революции пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом, объявив об этом решительно, громко в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…». Но становиться певцом победившего класса Ахматова не собиралась. Она не отказывала революции в величии целей, но была убеждена, что их утверждению не могло способствовать поругание человечности, жестокость.

Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлеченным. Если в раннем творчестве всей родиной для поэтессы был Петербург, то с годами, при обращении к теме родины, ее размышления становятся все более значительными. Например, в стихотворении «Родная земля» любовь к родине проверяется всей жизнью, но и смерть, убежденна Ахматова, не может оборвать нить связи человека с родной землей:

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным краем.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.

Для С. А. Есенина родной край, родина – это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии, это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, с ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие говора, с красочным миром природы. Но чем дальше уходит Есенин от своей малой родины, тем больше меняется его поэзия, язык, краски.

Исторические события, изменившие Россию, со всей полнотой отразились в есенинской поэзии. Образ «голубой Руси» сменяется у него Русью советской. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней – о России: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

Образ России в лирике Есенина меняется, как сама жизнь в стране, как ее облик. Но остаются незыблемыми те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье «дышать и жить». Теме любви к России посвящены такие стихотворения, как «Гой, ты, Русь, моя родная», «Край ты мой заброшенный», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Русь», «Русь советская», «Русь уходящая», «Письмо к женщине», и многие другие.

Тема родины во всей времена была ведущей в русской литературе. К ней обращались многие поэты и писатели, каждый разрабатывал эту тему по-своему, но неизменным всегда оставалось одно – глубокая любовь к России.

Патриотизм — это чувство любви и преданности свое-му народу и своей Родине. Если говорить о патриотизме в русской литературе, то его истоки восходят еще к време-нам Киевской Руси. Чувством великой любви и преданнос-ти Русской земле руководствуется, например, неизвест-ный автор при создании «Слова о полку Игореве». Он наполняет сердца читателей жгучим горем при описании поражения русского войска, гибели тысяч воинов и плене-ния князей, острой ненавистью к врагам при описании ра-зорений Русской земли. Но нельзя не гордиться Родиной и нашими славными предками, читая описание силы, сме-лости и отваги русских воинов. Любовь к Родине и русско-му народу определила авторский выбор художественных средств, которые близки народной поэзии. Народная по-эзия наделяет автора подлинным поэтическим вдохновени-ем и придает его произведению высокую идейность. Вот почему значение «Слова о полку Игореве» не теряло и не теряет своей актуальности многие века спустя.

Не меньше патриотизма проявляют неизвестные авто-ры «Слова о погибели Русской земли», «Жития Александ-ра Невского» и других произведений древнерусской лите-ратуры.

И в новое время трудно найти хотя бы одного русского писателя, который не признался бы в своей безграничной любви и преданности Родине — России. Мне кажется, что даже теми, кого обвиняли в непатриотизме (как, напри-мер, Чаадаев, Герцен), руководила скрытая любовь к Ро-дине. Не зря ведь говорят, что «от любви до ненависти — один шаг». А еще — что «в великой ненависти и великая любовь сокрыта».

В год своей гибели М. Лермонтов написал два стихо-творения, в которых признается в странном противоречи-вом чувстве, испытываемом к Родине. В стихотворении «Ро-дина» он говорит:

Люблю Отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой…

Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ.

И у Ф. Тютчева мы встретим это двойственное чувство. В одном из стихотворений он пишет о России:

Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья…

А в знаменитом четверостишии признается: Материал с сайта

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.

Чувство патриотизма присутствует и в творчестве А. Пушкина. Достаточно вспомнить такие его стихотво-рения, как «Наполеон», «Бородинская годовщина», «Кле-ветникам России», повести «Капитанская дочка» и «Дуб-ровский», поэму «Медный всадник» и роман «Евгений Оне-гин». Эти произведения, как и все творчество великого русского поэта, убеждают нас в том, что Пушкин был не только поэтическим гением, но и великим патриотом своей Родины. Но и у него мы находим некоторую проти-воречивость. Например, в письме к жене в мае 1836 года он писал: «Черт догадал меня родиться в России с душою и талантом». А через полгода он написал Чаадаеву по поводу публикации первого «Философского письма»: «Клянусь честью, ни за что на свете не хотел бы я переменить Отечество или иметь иную историю, чем история наших предков, какую Бог нам дал». В «Дневнике писателя» Ф. Достоевский говорит о Белинском, что тот «бил по щекам свою мать» Россию. Но сам Белинский признавался: «Чем больше живу и думаю, тем больше, кровнее люблю Русь»; «Любовь моя к родному, русскому — страдальчес-кое чувство».

Безжалостный обличитель недостатков русского госу-дарства и русского народа М. Салтыков-Щедрин писал: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыс-лить себя где-либо, кроме России».

Еще более остро и глубоко недостатки русского наро-да описал в своих произведениях Ф. Достоевский. Но вот строки, написанные великим писателем за месяц до смер-ти: «Я за народ стою прежде всего; в его душу, в его великие силы, которых никто еще из нас не знает во всем объеме и величии их, — как в святыню верую».

Так мог сказать только тот, кто всей своей жизнью доказал неизменный принцип истинного патриотизма: не произноси пустых слов, а на деле помогай Родине в осуществлении ее единственного предназначения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • родина в произведениях писателей
  • малая родина в произведениях русских писателей 20 века
  • тема патриотизма в литературных произведениях
  • тема патриотизма в творчестве маршака
  • патриотичные слава великих писателей о россии

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Патриотизм русского народа воспевался во все времена. Огромная любовь к своей стране воплощалась в произведениях отечественных писателей в образах смелых и сильных героев, а также в прекрасных описаниях родной природы и просто ярких русских характеров.

Роман-эпопея «Война и мир» поистине считается образцом мужества и героизма русских людей. Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю, поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя. Исход войны 1812 года был определён, с точки зрения писателя, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а «дубиной народной войны», действовавшей с «простотой» и «целесообразностью».

Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение. В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством, а и умеет сказать о нём, анализировать его, понимает общий ход дел. Именно он в состоянии оценить и определить настроение всего войска перед Бородинским сражением.

Многочисленные участники сражения охвачены единым чувством патриотизма. «Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят», - вот всё, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл «неясных» и тоже слишком кратких слов солдат: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину.

По мнению Толстого, в войне 1812 года огромную роль сыграла личность Кутузова. Кутузов «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Кутузов знал, что «решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Слияние с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости.

Анна Ахматова навсегда связала свою судьбу с судьбой родной земли, и, когда после революции пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом, объявив об этом решительно, громко в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…». Но становиться певцом победившего класса Ахматова не собиралась. Она не отказывала революции в величии целей, но была убеждена, что их утверждению не могло способствовать поругание человечности, жестокость.

Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлеченным. Если в раннем творчестве всей родиной для поэтессы был Петербург, то с годами, при обращении к теме родины, ее размышления становятся все более значительными. Например, в стихотворении «Родная земля» любовь к родине проверяется всей жизнью, но и смерть, убежденна Ахматова, не может оборвать нить связи человека с родной землей:

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным краем.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно - своею.

Для С.А. Есенина родной край, родина - это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии, это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, с ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие говора, с красочным миром природы. Но чем дальше уходит Есенин от своей малой родины, тем больше меняется его поэзия, язык, краски.

Исторические события, изменившие Россию, со всей полнотой отразились в есенинской поэзии. Образ «голубой Руси» сменяется у него Русью советской. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней - о России: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве».

Образ России в лирике Есенина меняется, как сама жизнь в стране, как ее облик. Но остаются незыблемыми те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье «дышать и жить». Теме любви к России посвящены такие стихотворения, как «Гой, ты, Русь, моя родная», «Край ты мой заброшенный», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Русь», «Русь советская», «Русь уходящая», «Письмо к женщине», и многие другие.

Тема родины во всей времена была ведущей в русской литературе. К ней обращались многие поэты и писатели, каждый разрабатывал эту тему по-своему, но неизменным всегда оставалось одно - глубокая любовь к России.

Выбор редакции
Истинное значение физической величины определить абсолютно точно практически невозможно, т.к. любая операция измерения связана с рядом...

Сложность жизненного уклада муравьиной семьи удивляет даже специалистов, а для непосвященных вообще представляется чудом. Трудно поверить...

В разделе на вопрос хромосомная пара 15 заданный автором Арина лучший ответ это Считают, что 15 пара несёт ответс. за онкологические...

Они хоть и маленькие, но очень сложные существа. Муравьи способны создать сложные дома с туалетом для себя, использовать лекарства для...
Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько...
Хуснутдинова ЕсенияИсследовательская работа. Содержание: введение, народные промыслы и ремесла челябинской области, народные промыслы и...
Во время круиза по Волге мне удалось посетить самые интересные места на теплоходе. Я познакомился с членами экипажа, побывал в рубке...
В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами,...
Божья и духовная власть Ч то такое власть? Откуда она взялась? Вся ли власть от Бога? Если да, то почему в мире столько злых,...
Новое