Психологические статусы. Социально психологический статус. Виды проявления в межличностных отношениях


В процессе взаимодействия личностей в составе малой группы у человека складывается система социальных ожиданий, которую он приписывает группе и которая тем самым становится мотивами в его деятельности и общении.

Социальное ожидание – это ожидание выполнения тех норм и способов поведения, которые устанавливаются в группе и действуют со стороны участников социального взаимодействия.

В процессе взаимодействия личности с обществом социальное ожидание во многом определяет поведение человека. Человеку трудно позволить себе такое поведение, которое шло бы в разрез с ожиданиями группы. При повседневном взаимодействии человек сообразует свои поступки и высказывания с ценностями и ожиданиями группы, к которой он принадлежит. Такое поведение группа одобряет и поощряет. Когда же поведение противоречит социальным ожиданиям, следуют санкции.

Зная ценностные ориентации и установки группы, мы можем в какой-то степени судить о возможных реакциях или поведении личности в определенных ситуациях.

Одним из важных направлений социально – психологического анализа типов личности является сравнение по параметру отношений одних людей к другим. Американский психолог А. Маслоу в своих работах о самоактуализации «Я» подчеркивал, что один человек может относиться к другому как к самому себе, а этот другой может воспринимать окружающих его людей так же, как он воспринимает вещи, и соответственно с ними обращаться.

Характер и особенности взаимодействия индивидов в процессе активного взаимодействия, анализируются с использованием понятий «роль» и «статус».

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Это совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы.

Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли. При этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего определенный вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой.

В действительности каждый человек выполняет несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного его носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализирует роль. Акт интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли.

Роль можно детерминировать как механизм, посредством которого общественные интересы детерминируют поведение человека (Кречмер).

Социальный статус – это положение личности, установленное в терминах прав, обязанностей и привилегий. Социальный статус характеризует позицию человека в обществе.

Составляющие социального статуса: - престиж, полномочия, вознаграждение.

Символы социального статуса в глазах окружающих – должность, звание, уровень заработной платы, количество прочитанных книг, величина квартиры и т.д.

Типология личности по Э. Шосторому.

Американский ученый Э. Шостром конкретизировал это утверждение А. Маслоу и назвал первый тип личности актуализатором, а второй – манипулятором. Исследуя психические свойства, которые проявляют те и другие, он обнаружил, что у актуализаторов проявляется честность и искренность во взаимоотношениях с людьми, устойчивый интерес к ним, самостоятельность и открытость в выражении своей позиции, вера в себя и в тех, с кем они общаются. А у манипуляторов он нашел тщательно маскируемую фальшь при контактах с людьми, имитацию переживаний при фактическом равнодушии к людям, намеренную расчетливость в подборе средств воздействия на них и тщательно скрываемый цинизм по отношению к основным ценностям жизни и культуры.

Сравнивая манипуляторов, он выявил различия между ними, затрагивающие харктерное для каждого из них отношение как к себе, так и к другим людям, а главное – Фому выражения данного отношения в повседневном поведении. Исходя их этого, Э. Шостром выделил восемь разновидностей манипуляторов:

-«диктатор» - характерна откровенно силовая манера поведения;

- «тряпка» - характерна кажущаяся бесконечная игра в поддавки;

- «калькулятор» - характерна холодная расчетливость;

- «прилипала» - характерна имитация беззащитности и постоянной нужды в опеке;

- «хулиган» - характерно терроризирование окружающих в своих интересах;

- «славный парень» - характерно разыгрывание «своего в доску»;

- «судья» - характерна демонстрация по отношению к объектам манипуляции обвинительной

- «защитник» - характерно лицемерное разыгрывание роли их защитника, но опять же с

целью получения желаемого от них.

Типология Юнга.

Это одно из важных направлений социально – психологического анализа типов личности, включающая интровертированную (энергия преимущественно направлена к внутреннему миру) и экатравертированную (энергия преимущественно направлена к внешнему миру) установки психики личности. Эта типология была дополнена им введением дополнительных различий внутри этих типов четырех психических функций: мышления, эмоций, ощущения, интуиции. Соответственно в типологии личности он выделил: мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный типы.

Типология К. Хорни.

В зависимости от отношения к общению с другими людьми выделила три типа личности:

«Привязчивый тип» - человек обладает повышенной потребностью в общении, для него важнее всего быть любимым, уважаемым, что - бы кто – то заботился, - такой человек подходит к оценке другого человека с вопросом: «Будет ли он меня любить, заботиться?»

«Агрессивный тип» - характерно отношение к другим людям как к средству достижения своих целей. Такие люди стремятся доминировать, не терпят возражений, рассматривают другого человека с точки зрения: «Будет ли он мне полезен?»

«Отчужденный тип» - для таких людей необходима определенная эмоциональная дистанция с другими людьми, т.к. они рассматривают общение как неизбежное зло, они не склонны участвовать в групповой дискуссии и считают, что признание им должно быть обеспечено уже в силу их достоинств; встречаясь с другими людьми, они задают втайне

себе вопрос: «Оставит ли он меня в покое?»

Типология по Нокаридзе.

В зависимости от соотношения поведения и внутренних мотивов человека выделяют три типа личности:

Гармоническая личность – нет конфликтов между поведением и внутренними мотивами: желания, чувство долга и реальное поведение человека гармонично сочетаются друг с другом, имеют социальную направленность и адекватность.

Конфликтная, противоречивая личность – присущ разлад между поведением и мотивами, т.е. действия противоречат желаниям.

Импульсивная личность – поступает только по своему желанию либо, если у человека нет ярко выраженных желаний, то он поступает в соответствии с воздействиями извне – «человек флюгер», который действует в соответствии с ближайшей ситуацией, хотя и может маскировать свою несостоятельность деловитостью, демократической коллегиальностью.

Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание. Статус - социальное положение человека в обществе. Социальное положение - обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

Хотя статус чуть ли не самое распространенное понятие в социологии, единой трактовки его природы в этой науке не достигнуто. Ф.Бейтс пишет, что статус принято понимать как обозначение ранга, места в социальной структуре, связанное с определенным набором норм .

М. Вебер рассматривал социальный статус в значении престижа и связывал его с высоким положением индивида в обществе .

Классическую формулировку в 30-е годы предложил американский антрополог и социолог Ральф Линтон. Он четко отделил статус от роли, говоря при этом, что статус человека занимает как некую ячейку, а роль человеку необходимо играть. Следовательно, статус - это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки. Если статус указывает на место человека в обществе или группе, то роль - на способ или модель поведения .

Рассмотрим проявления в межличностных отношений в социальном статусе подростков.

А.Газел, американский психолог писал:

13 лет - подросток. Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.

14 лет - подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенный в себе, проявляет интерес к другим людям, обсуждает и сравнивает себя с другими, с героями.

15 лет - подросток. «Приобретаются» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания, ранимость, восприимчивость к вредным влияниям .

Психологические особенности этого возраста: появление сексуальных влечений, формирование самосознания своего «я», избирательность в учении, возникает чувство «взрослости», происходит отношение себя с идеалом, возрастает объем памяти, умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах, самоутверждение своей независимости, оригинальности.

У них складываются две системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая со сверстниками. Отношения со сверстниками равноправные, а другие - неравноправные. Подросток начинает больше времени проводить со сверстниками. Отношения в группе сверстников становятся устойчивыми и начинают подчиняться более строгим правилам.

Встречаются три разные вида взаимоотношений, которые отличаются друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние, эпизодические, деловые контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность. Если в младшем подростковом возрасте - товарищеские отношения, то в старшем подростковом они становятся дружескими (позволяют решать вопросы эмоционально-личного характера). Общение занимает много времени и не менее важно, чем остальные дела. У них появляется стремление жить групповой жизнью. Неблагополучные взаимоотношения переживаются тяжело. Чтобы привлечь внимание товарищей они делают все возможное; иногда нарушают социальные нормы, конфликтуют с родителями. Товарищеские взаимоотношения базируются на «кодексе товарищества» - это уважение личного достоинства другого человека, верность, равенство, человечность, порядочность, готовность прийти на помощь. Осуждается эгоистичность, жадность, нарушение слова, измена - такое поведение вызывает ответные реакции. Личное внимание со стороны лидера очень ценно. Подростки сближаются, если есть сходства в интересах. Иногда желание дружить с товарищем - причина интереса к делу. Интерес к противоположному полу, стремление нравиться - отсюда внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Отношения становятся более романтическими (пишут записки, назначают свидания, ходят в кино), занимаются самовоспитанием. . Становятся менее раздражительными, адекватная самооценка, а порой завышенная. Однако многие трудности все еще не понимают, не верят им. Если родители правильно понимают сущность явлений этого возраста, разумно реагируют на поведение, то никаких особых конфликтов не возникает и этот период происходит благополучно и безболезненно. Главное осознание своей индивидуальности.

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии - известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристика которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Каждый участник группы оценивает других, так постепенно складывается цепочка предпочтений и отчуждений. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде численных величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы . Это количество выборов (предпочтений) которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положительный социометрический статус характеризует лидерскую позицию члена группы. Лидеры - это люди или социальные роли, способные оказывать большее чем другие влияние на коллектив. Как правило они занимают центральное место в коммуникационной структуре группы, и проявляемые ими инициативы более эффективны, чем инициативы других членов группы, то есть они намечают план действий, направляют их и руководят членами своей группы, которые следуют по намеченному ими пути и выполняют их рекомендации. Им принадлежит самая важная роль в выборе направления движения группы, в сохранении ее традиций и обычаев, и они вселяют в других членов группы уверенность в достижении стоящих перед ними целей. Функциями лидеров являются функция специалиста в конкретной области (эксперта), длительно инициирующего структуру соответственно стоящей перед ней задаче и функция специалиста в области межличностных отношений, который регулирует психологический микроклимат в группе. Негативный социометрический статус характеризует дезорганизующие тенденции в поведении члена группы.

Специальной методикой измерения социометрического статуса является социометрия . Самый простой прием определения социометрического статуса - процедура тайного голосования за того или иного кандидата при выборах по конкурсу. В процессе выбора могут обнаруживаться такие внутригрупповые образования, как диады (возникают всякий раз, когда существует обоюдный выбор) и триады (могут возникать когда все три человека нравятся друг другу, когда один привлекает двух других, которые не особо нравятся друг другу или когда два человека зависят от третьего, который эксплуатирует их). Морено говорит также об образованиях, звезд, которые состоят из естественного лидера и его последователей .

Выводы к главе I

В первой главе мы рассматриваем психологические характеристики подросткового возраста, отечественных и зарубежных психологов.

Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается дискуссионной проблемой отечества. Несмотря на большое число исследований, нет пока единого мнения относительно таких ключевых аспектов этой проблемы, как ведущая деятельность подростничества, центральные новообразования возраста. Да и вопрос о том, к стабильному или кризисному возрасту следует относить подростничество, остается открытым.

Так же мы рассматриваем такие понятия как подростковый возраст, уверенность и статус, социальное положение.

Выготский Л.С. и Райг Ф. понимают подростковый возраст как особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью, характеризуется как переломный, переходный, критический.

Рюдигера и Риты Ульрих понимают уверенностью в себе, как способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления.

Уверенного в себе человека можно отличить от неуверенного по внешнему виду, поведению, речи, походке и т.п. Наблюдая за человеком, можно услышать и увидеть следующие характерные признаки:

1. ровная речь, с одним темпом и его сохранением при изменении громкости;

2. отсутствие пауз и заминок;

3. быстрая и твердая походка;

5. занимает устойчивую, комфортную позу;

6. частое и оправданное употребление личных выражений (я, мое, по-моему...);

7. умение первым начинать и заканчивать общение;

8. использование повелительных глаголов (идите, принесите, дайте...);

9. при смехе грудная клетка ровная или выпуклая, плечи ровные или отведены назад;

10. при общении располагается всем корпусом к собеседнику;

11. старается занимать центр пространства в помещении или группе;

Эти и многие другие признаки позволяют понять, насколько человек знает, что говорит и делает, и определить стоит ли с ним взаимодействовать.

Уверенность появляется при личном развитии, как результат получения знаний о себе, своих возможностях и последствиях своей деятельности.

Статус понимается, как позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки.

Человек выполняет одновременно ту и другую роль, межличностная роль влияет на стиль исполнения социальной роли и связана с эмоциональными отношениями между партнёрами.

В деловом общении поведение должно определяться,преимущественно, социальной ролью, человек в рабочей обстановке должен уметь контролировать способ исполнения межличностной роли.

В любом совместном действии степень, в которой отдельный человек может варьировать исполнение роли, презентовать свою индивидуальность, обратно пропорциональна степени формализации взаимоотношений в организации.

Типы ситуаций и варьирование в исполнении роли:

1. Соблюдение ритуалов. Чем точнее соблюдается ритуал, тем лучше. Например, ритуалы знакомства и приветствия, проведения презентаций и проводов. Минимальное варьирование, хотя стиль ведения может быть различным.

2. Действия согласно инстукции в иерархизированной организации, администратор имеет весьма ограниченные возможности самовыражения, безличные отношения поощряются.

3. Стандартные, повторяющиеся ситуации, определяемые нормами - выбор некоторых вариантов поведения внутри сценария, например способа ведения переговоров, способы санкционирования.

4. Критическая ситуация - в непредсказуемой ситуации возможность проявить свою индивидуальность максимальна. При необходимости быстрых решений внутри организованной структуры особая

Социальное положение понимается, как обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

Неуверенность в себе в представлении В. Вендландта и Х.-В. Хёферта проявляется на самых разных этапах процесса регуляции поведения - при постановке цели поведения, при планировании действий, при выполнении действий. Неуверенность проявляется также в результатах действий и в их оценке. Неуверенность была обозначена как состояние, которое возникает, если привычный или запланированный ход деятельности "нарушается", если что-то происходит непривычным или же незапланированным образом.

Неуверенность характеризуется также недостаточно ясными формулировками намерений; неполными планами действий; негативной оценкой результатов действий, приводящих к возникновению "дефектных" или "дефицитных" стереотипов поведения.

Низкий статус в подростковом возрасте играет главную роль, так как в социуме подросток взаимодействует со сверстниками, что немало важно для его дальнейшей самореализации.

Таком образом, каждый человек исполняет одновременно какую-то из социальных ролей, но стиль её исполнения определяет принятая межличностная роль (в разных группах одна и та же социальная роль исполняется по-разному).

Социальный статус - положение, занимаемое индивидом в системе межличностных отношений (в социальной структуре группы/общества), определяющих его обязанности, права и привилегии. Иерархия социальных статусов фиксируется понятием престижа, отражающим значимость тех или иных позиций личности.

Социальный статус характеризует позицию человека в социальной общности, его положение в системе межличностных отношений и те права, обязанности, полномочия и привилегии, которые он получает благодаря своему положению.

Социальный статус человека сохраняется до тех пор, пока он живет в соответствии с установленными (конвенциальными) правилами и нормами, управляющими поведением людей данной категории.

Уровни статусной позиции человека:

1. личный статус – положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т. д.), которое определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы;

2. социально-групповой статус – это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т. д.). Он зависит от положения социальной группы в социальной стратификации общества.

Виды социальных статусов:

1. прирожденный и приписываемый статус – приобретается человеком автоматически при рождении и не зависит от усилий и стремлений человека (национальность, пол, раса, членство в царской семье и т. д., а также статусы по системе родства – сын, дочь, брат, сестра.);

2. приписываемые, но не прирожденные статусы приобретаются благодаря стечению определенных обстоятельств, а не по личной воле индивида, например, благодаря заключению брака (теща, зять, невестка, золовка и т. д.);

3. достигнутый статус – приобретается благодаря усилиям самого человека с помощью различных социальных групп.

Достигнутые статусы разделяют на определяемые:
а) должностью (например, директор, заведующий);

б) званиями (генерал, народный артист, заслуженный учитель и т. д.);
в) ученой степенью (доктор наук, профессор);
г) профессиональной принадлежностью (народный артист России или заслуженный мастер спорта);

4) основные статусы – это достаточно постоянные статусы (прирожденные, приписываемые, достигаемые, личные);

5) не основные статусы, обусловленные кратковременной ситуацией (прохожий, пациент, свидетель, зритель).

Человек не может быть совершенно лишен социального статуса или нескольких статусов, в случае, когда он покидает один из них, то обязательно оказывается в другом.

Каждый человек обладает несколькими статусами относительно различных групп (директор (по должности), муж (для жены), отец (для детей), сын (для родителей) и т. д.). Эти статусы не равны. Основным социальным статусом обычно является положение в обществе, в основе которого лежат должность и профессия. Благодаря этому статусу обычно определяются «стоимостные ресурсы» человека, такие как богатство, престиж, власть.

Изначальный статус индивида влияет на его оценку в обществе, формирует точку зрения на мир, которая во многом и определяет его дальнейшее поведение. Люди, имеющие разные изначальные социальные статусы обладают неравными условиями социализации.
Социальные статусы отражаются в одежде, жаргоне, манерах, а также в установках, ценностных ориентациях, мотивах.

Социальный статус может повышаться или понижаться, что предполагает адекватное изменение поведения. Если этого не происходит, возникает внутриличностный конфликт.

Социальная роль - это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом (ожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом).

Социальную роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов. Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т. д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.
Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Виды ролевых конфликтов:

1) внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;

2) внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;



3) личностно-ролевой – причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

4) инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Основные характеристики роли (по Парансону):
1) эмоциональностью – роли различаются по степени проявления эмоциональности;

3) способ получения – одни роли могут предписываться, другие завоевываются;

4) структурированностью – часть ролей сформирована и строго ограничена, другая – размыта;

5) формализацией – часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, другая – произвольно;

6) мотивацией – системой личностных потребностей, которые удовлетворяются исполнением роли.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий:

1) представляемые роли – система ожиданий индивида и определенных групп;

2) субъективные роли – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;
3) играемые роли – наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Нормативная структура исполнения социальной роли:

1) описания поведения, характерного для данной роли;
2) предписания – требования к поведению;
3) оценки исполнения предписанной роли;
4) санкций за нарушение предписанных требований.

Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека. Т. е. личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Значимость роли для человека и идентификация себя с исполняемой ролью определяется индивидуальными особенностями личности, её внутренней структурой.

Человек может сильно «вживаться» в свою роль, что называется ролевой идентификацией или наоборот сильно дистанцироваться от неё, перемещаясь из актуальной части сферы сознания на периферию или даже вытесняя её из сферы сознания полностью. В случае если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то это выливается в развитие внутреннего и внешнего конфликта.

Внутренняя позиция личности - это индивидуальные ценности и смыслы человека, его взгляды и отношение к миру, нормы, установки и мотивы. Все то, что формируется в условиях семейного и социального воспитания, ведь внутренние потребности или мотивы человека включают в себя часть общественных мотивов и потребностей. Однако в процессе общения, каждый человек проявляет свою индивидуальную внутреннюю позицию, свой собственный взгляд на ситуацию или отношение к кому-либо.

Собственная позиция личности формируется через систему личностных смыслов. Личностные смыслы - это индивидуальные ценностные ориентации человека, которые он усваивает и создает с первых лет жизни. Плюс к этому к личностным смыслам можно отнести определенную линию поведения, которую выбирает человек самостоятельно для отстаивания своих ценностей.

Итак, с раннего детства, человек усваивает нормы и ценности общества в целом и своей семьи, в частности. На основе усвоенного, формируются собственные мотивы, взгляды и отношение к миру, т.е. часть информации принимается, часть отвергается, а часть трансформируется и видоизменяется. Так мы получаем собственную личностную позицию.

Потребности человека также составляют его внутреннюю позицию, ведь с ними тесно связаны мотивы поведения и формирование ценностных ориентаций. Удовлетворенные потребности, становятся лишь условием развития личности, а не источником развития.

Считается, что человек не может стать личностью без условий социального окружения, поскольку именно через социум человек присваивает духовный опыт, исторические ценности, нормы и мораль. Кроме того, без общения человек не может развить такие стороны личности, как эмоциональную, волевую и рациональную, а именно через развитие сторон личности и происходит личностный рост.

Таким образом, внутренняя позиция личности, как и ее развитие, протекает в условиях социального взаимодействия, что позволяет человеку использовать накопленный коллективный опыт и формировать собственные ценности, мотивы и отношение к миру. Кроме того, в этих же условиях происходит формирование самоотношения, понимания себя и своего места в мире.

Вопрос 7. Социально-психологические подходы к изучению личности в зарубежной психологии.

Психоаналитический подход. Согласно психоаналитической теории З. Фрейда, многие виды поведения, включая сны и оговорки, вызываются бессознательными мотивами. Личность в основном определяется биологическими потребностями. По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Согласно фрейдовской теории строения личности, личность состоит из «оно», эго, и суперэго, которые часто вступают в противоречие. «Оно» действует по принципу удовольствия, стремясь к немедленному удовлетворению биологических импульсов. Эго подчиняется принципу реальности, откладывая удовлетворение потребности до того момента, когда его можно будет достичь социально приемлемыми путями. Суперэго (совесть) навязывает индивиду моральные стандарты. У хорошо интегрированной личности эго сохраняет прочный, но гибкий контроль над «оно» и суперэго.

Бихевиористский подход. Американский психолог Скиннер делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. По Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведение-окружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека – только терять время.

Гуманистический подход. Сосредоточен на субъективном опыте индивидуума, был создан как альтернатива психоаналитическому и бихевиористскому подходам. Психологи гуманистического направления считают, что понятие человека о себе определяет его стремление к росту и самоактуализации. В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» – представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии. А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.).

Экзистенциальный подход. В общих чертах экзистенциализм можно определить, как стремление понять человека, не раскалывая его на субъект и объект. Его основная концепция состоит в в том, что человек существует, выступает из реальности, активно и свободно действуя в мире. Этот термин подчеркивает противоположность тем теориям, которые воспринимают человека как высоко структурированный предмет или ящик, переполненный инстинктами. который бы реагировал на соответствующий стимул всегда одной и той же закономерной реакцией. Таким образом, экзистенциализм означает первичность духовной субстанции, а личность для нее - субъект-объект.

Интеракционистский подход. Данным названием традиционно объединяется целая «палитра» теоретических моделей социализации, для которых общим является акцент на анализе взаимодействия человека со своим социальным окружением. личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других

По мнению Дж. Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая -имитация . На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следуетигровая стадия , когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д. Третий этап, по Дж. Миду, стадия коллективных игр , когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. Следовательно, в рамках данного теоретического направления движущей силой социального развития личности является социальное взаимодействие, а не внутренние психические состояния и не факторы социальной среды. В центре внимания исследователей оказывается активный, разумный, деятельный субъект.

ВОПРОС 8. Понятие, этапы, факторы и механизмы социализации личности .(по лекциям)

Социализация личности- это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается – с другой. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности.

Этапы (стадии)социализации:

1. Дотрудовая:

· Ранняя социализация (с рождения до школы)

· Стадия обучения (школа, ВУЗ)

2. Трудовая (от начала до конца трудовой деятельности)

3. Послетрудовая.

Факторы социализации:

1. Социальные:

1. Макро-факторы(страна, ее культура)

2. Мезо-факторы (местность, региональные условия, тип населени, СМИ)

3. Микро-факторы (семья, школа, коллектив)

2. Индивидуальные: личностные факторы (характер)

Понятие социально-психологического статуса определяет положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы. Человек может занимать разные места в системе межличностных отношений в коллективе, причем в одной группе он может занимать очень высокий статус, а в другой группе, наоборот, очень низкий.

Социально-психологический статус невозможно до конца понять и объяснить, исходя только из индивидуальных особенностей личности, ее психологических качеств. При характеристике статуса необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую включена данная группа и в которой она функционирует.

Социально-психологический статус личности влияет на ее авторитет и, в свою очередь, во многом им определяется.

Обычно под статусом понимают положение личности, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей и привилегий. Престиж, полномочия, вознаграждения - вот составляющая социального статуса каждого индивида.

Своеобразными символами социального статуса личности в глазах окружающих его членов трудового коллектива может быть занимаемая им должность, звание, размер заработной платы, количество прочитанных книг или наличие личной библиотеки, величина занимаемой квартиры, доступ к источникам информации, проживание в определенном районе города и т.д. Естественно, что в условиях современного мира, существует разная цена и разный вес этих символов в глазах представителей различных социальных групп и классов.

На западе социальный статус личности определяется такими характеристиками, как величина доходов, род занятий, принадлежность к той или иной социальной группе.

Характеристиками статуса российского человека, как и в доперестроечные времена, остаются, в первую очередь, трудовые успехи и достижения, уровень образования, общественный престиж профессии, широта культурных и духовных запросов и интересов. Личность пользуется большим или меньшим уважением и авторитетом, принимается или отвергается различными группами в зависимости от того, какое место занимают ее качества в ряду ценностей, принятых в данной социальной среде.

Теперь давайте поговорим о престиже: Многие путают статус с престижем. Престиж - одна из важнейших характеристик статуса, своеобразная мера признания обществом заслуг индивида, чье поведение и деятельность находятся в соответствии с социальными ожиданиями коллектива, к которому он принадлежит, и общества в целом. Обретение или лишение престижа служат одним из механизмов взаимодействия общества с личностью. Основанием для обретения престижа служат обычно социально значимые характеристики индивида: высокие моральные качества, участие в общественно полезных делах, достижения в тех или иных областях деятельности. Присвоение общественного престижа обычно происходит на двух уровнях: официальном И неофициальном. В первом случае оно осуществляется определенными государственными или общественными организациями" в форме присуждения официальных знаков престижа - орденов," званий; степеней и т.д. Во втором престиж присуждается непосредственно социальной группой и выражается в чувстве любви и уважении к данной личности, общественного признания ее ценности.

Эти два уровня взаимосвязаны между собой и неотделимы друг от друга во всех тех случаях; когда нормы, ценностные ориентации, социальные ожидания трудовой группы соответствуют социальным ценностям общественной системы в целом. Зная позицию, занимаемую личностью в структуре той или иной социальной группы, т.е. имея представление о ее социальном статусе, можно соотнести ее с определенными стандартами поведения, которые ожидаются и требуются от человека в данной ситуации.

Статус личности представляет собой своеобразный центр сосредоточения его прав и обязанностей, схему положения личности в обществе. Статус характеризуется устойчивостью, длительностью. Он может быть цельным или частичным. Фрагмент статус связывается с родом занятий, размеру доходов, уровнем образования, этнической принадлежности, половыми признаками подобное. Обобщение частных статусов позволяет определить общий профиль статуса.
Статус личности задается имеющейся системой общественных отношений и объективно определяется местом личности в социальной структуре . Эта связь впервые возникает в момент рождения ребенка и соответствует статусу родителей, их экономическому, правовому, политическому, культурному положению в обществе. С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности создается собственный статус человека. Он сохраняет связи со статусом семьи, содержит в себе его признаки, хотя может и удаляться от него.
Статус личности является объективной характеристикой, но он может осознаваться человеком адекватно или неадекватно, активно или пассив но, полностью, частично или совсем это осознаваться. Научный анализ статуса личности охватывает изучение ее реального экономического состояния (имущественная характеристика, общий заработок, обеспеченность жильем, реальный бюджет в соотношении со структурой потребления и т.п.), политико-правового положения как определенного баланса прав и обязанностей гражданина (права и обязанности личности составляют ядро статуса, изучается юридическими науками).
Понятие статуса должно быть дополнено понятием позиции личности, характеризующий субъективный - активный, деятельная - сторона положения личности в структуре общества, в сложных по своей природе общественных отношениях каждая личность может занимать несколько позиций, которые отличаются друг от друга по своему значению, определенностью и другим признакам. Например, человек может занимать профессиональную позицию, семейную, общественно-политическую, культурную, национальную и др..
Знание статуса и позиции личности необходимо для определения ее социальных ролей. Роль вообще рассматривается как динамический аспект статуса, как реализация связей, заданных позициями личности в обществе. По определению И. С. Кона, роль личности - это социальная функция, нормативно одобренный образ поведения, которое ожидается от каждого, кто занимает данную позицию. Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида. Они даются ему как то, что является внешним, более или менее обязательным, их субъектом является. не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа.
Общей для социологов и психологов характеристикой ролей личности как социальных функций является ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей. Ценности можно условно разделить на материальные, социально-политические, духовные.
Важной социально-психологической характеристикой личности является ее ринг. Ранг личности, ее масштаб и значение для общества определяются многими факторами, среди которых важнейшим считается производительность основных видов деятельности личности, в частности творческой деятельности. Благодаря этому обеспечивается создание личностью общественно значимых материальных и духовных ценностей, определяется ее вклад в сокровищницу общественных благ. Ранга личности соответствуют ее престиж, репутация, авторитет, популярность в группе, коллективе, обществе.

Этот аспект социально-психологической характеристики личности проявляется в существовании так называемой над индивидной подсистемы. В классической психологии на это впервые указал В. Джемс, когда отмечал, что личность человека не ограничивается собственным телом, а охватывает «свои» вещи, продукты собственного труда, а также распространяется на людей, с которыми данный индивид связан родственными, дружескими, профессиональными, духовными отношениями. Этот факт ощущается индивидом в момент разрыва связей через смерть, болезнь, переезд близкого человека и т.п. В современной психологии этот феномен изучается как явление персонализации, согласно которому у каждого человека существует потребность быть представленным, продолженными в другом человеке своими мыслями, чувствами, мировоззрением и т.д..

Благодаря этому образуется единство людей не только по генетическим признакам, по которым все мы принадлежим к единому роду Homo sapiens, есть в далекой глубине тысячелетий непрерывную череду общих предков, а в перспективе - общую судьбу единой человеческой популяции. Благодаря персонализации люди связаны между собой в единое духовное целое, социальную, культурную общность. Эта общность формируется в ходе общения, когда от одной личности к другой передаются духовные, культурные ценности. Итак, решается проблема биологического и духовного бессмертия человеческого рода.
Способность личности к общению включает в себя мотивационный, коммуникационный, перцептивный, интеракционный и эмоциональные компоненты . Сфера общения личности образуется рядом психологических механизмов, использует множество средств - от устной и письменной речи в математических, физических, химических символов и формул, технической графики, художественной символики, пантомимически языка жестов и др..

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...