Психология. Будьте всегда в настроении


Что слово «успех» означает именно для вас?

Такие термины как «успех» и «быть успешным» могут означать весьма разные понятия в зависимости от контекста и подразумевать наличие порой совершенно противоположных умений и навыков, применяемых к различным жизненным ситуациям.

Например, в повседневной жизни большинство людей считают ложь нехорошим качеством (хотя, возможно, кто-то делает исключение в ситуации «ложь во имя спасения»). Однако для игрока в покер, например, искусство правдоподобного блефа может быть (если не сказать «должно быть») ценным умением (необходимым качеством), делающего его «успешным» и позволяющим достигать победы, то есть успеха в его понимании.

Поэтому, если дело касается игр, построенных на разного рода обмане, то «успех» в них часто зависит от способности хорошо лгать, причем не только словами, но и невербальными знаками — языком тела. Для этого участникам приходится учиться контролировать свое подсознание, жесты, сердечный ритм и другие видимые проявления чувств, способные выдать другим истинное положение дел.

Успешными в этом смысле называют людей, достигнувших высот самоконтроля или научившихся сводить к минимуму проявление (вербальное и невербальное) определенных эмоций.

Хотя деятельность добросовестного маркетолога или продавца никак не связана с обманом, все же успешные предприниматели, как правило, хорошо знают не только психологию продаж и ментальные особенности (вербальные и невербальные) клиентов, но и понимают, как на них самих влияет та или иная деятельность, приносящая либо успех, либо поражение и связанные с этим эмоциональные последствия.

В своей книге «Мозг победителей» (The Winner’s Brain) эксперты Гарвадского университета в области психологии Джефф Браун (Jeff Brown) и Марк Фенске (Mark Fenske) обосновывают теорию о том, что успех (в общем понимании этого слова) по большому счету не зависит ни от уровня интеллектуальных способностей (IQ), ни от обстоятельств, ни от финансовых возможностей, ни даже от удачи. Успех, по их мнению, в основном связан со способностью человека (читайте — маркетолога) взрастить в себе «мозг, устойчивый к поражениям и неудачам».

Если это так, тогда ключевым моментом в вопросе успеха (в том числе и в маркетинге) является способность взять на себя ответственность за состояние собственного сознания.

Что это может означать на практике?

Рассмотренные в этой статье 8 фрагментов инфографики и приведенные к ним комментарии могут пролить свет на этот вопрос.

Для начала необходимо выяснить всю правду о собственных достоинствах и недостатках, какой бы горькой она ни была. Благо, что наш мозг является очень гибким инструментом, поддающимся не только точной настройке, но и познанию как таковому. Для этого в нем предусмотрена так называемая передняя часть поясной извилины (anterior cingulate, выделено на изображении ниже), активизирующейся во время процесса самоанализа:

Для чего это нужно: понимание слабых и сильных сторон собственных интеллекта и мировоззрения помогает более адекватно оценивать свои умственные возможности при принятии маркетинговых решений.

На этом этапе важны 2 момента:

  • нужно найти эффективный мотиватор (у каждого он будет индивидуальным), отличный от денег и успеха;
  • выявленные на этапе самоанализа ментальные недостатки нужно превратить из текущих преград в долгосрочную пошаговую программу по их преодолению.

Пример: игрок в покер всякий раз, когда к нему приходит «плохая карта», склонен почесывать нос. Для начала он выявляет это, затем сознательно контролирует недопущение данного действия и со временем после многочисленных повторений закрепляет на подсознательном уровне отказ от этой привычки.

Применение в работе маркетолога: специалист «по складу характера» не любит проводить сплит-тестирование. Если он не выявит у себя наличия этого ментального порока, скорее всего, он так и не сможет стать успешным профессионалом. Если же он честно себе в этом признается (первый шаг), тогда следующим этапом должны стать целенаправленные действия по внедрению в работу А/В-тестов и доведение этой привычки до подсознательного автоматического уровня.

Процесс постановки таких целей и действий по их достижению наш мозг выполняет активизируя сразу несколько своих участков:

первый ряд картинок (fig.1-fig.3) показывает, какие участки головного мозга участвуют в постановке целей;
второй ряд картинок (fig.4-fig.6) демонстрирует, как работает мозг человека, когда он начинает осуществлять намеченные действия.

Нетрудно заметить, что задействуются разные участки головного мозга. Таким образом, если индивид только планирует, но ничего не делает для воплощения планов в жизнь, часть коры головного мозга, отвечающего за активные действия отвыкает от своей «работы».

При этом все нужно делать по порядку. Следующий фрагмент инфографики покажет почему это важно.

Действительно, плохо когда кто-то медлит с конкретными действиями. С другой стороны, излишняя торопливость тоже не признак успешного человека. Если этапу самоанализа и постановки целей было уделено достаточно внимания, то после этого нервной системе человека легче полностью сконцентрироваться на достижении поставленных целей.

Он уже не отвлекается на размышления о том, что нужно предпринять, а выплескивает весь свой могучий потенциал — ведь кроме недостатков у всех нас есть и очевидные достоинства — на получение намеченного результата. На этом этапе кора головного мозга функционирует так:

Если сравнить эту часть инфографики с предыдущей, то можно более наглядно представить себе почему мозговая деятельность в стадии концентрации более эффективна — если в голове (на определенный момент времени) все «разложено по полочкам», нет необходимости одновременно отвлекать интеллектуальный потенциал на другие действия (самоанализ, постановку целей). Постоянная многорежимность еще никого не делала успешным.

Негативные эмоции (такие как стресс и гнев) в некоторой степени можно сравнить с ракетным топливом — тот, кто сможет научится использовать их мощь, имеет больше шансов добраться до назначенного пункта без бессмысленных нерезультативных потерь. И дело тут необязательно в том, что нужно научиться постоянно подавлять эти нехорошие эмоциональные проявления, но, скорее в том, чтобы (образно говоря) набросить на них поводья и затем направлять их в нужное конструктивное русло. Научиться делать это можно с помощью следующих психологических установок:

  • возникающую проблему следует рассматривать не как проблему, а как очередной вызов, справившись с которым можно приобрести новые ценные умения и навыки;
  • к неудачам нужно относиться как к возможно давно назревшему основанию пересмотреть некоторые принятые ранее решения, чтобы двигаться в новом, более адекватном направлении.

То, что эмоциям нельзя позволять бесконтрольно хозяйничать, показывает следующий фрагмент инфографики:

Комментарий: на картинке показано, что в ситуации, когда кто-то испытывает ярость по какому-либо поводу, то активизируются целых 5 участков головного мозга, практически не оставляя физической возможности для других видов позитивной деятельности. Однако при этом первое и третье изображения (fig.1 и fig.3) показывают, что в состоянии ярости активизируются те же участки, что и во время активных действий (сравните с предыдущим фрагментом инфографики).

Тот, кто помнит прошлое, может предсказывать будущее. Большинство успешных маркетологов объединяет одно общее качество — способность видеть ситуацию на несколько шагов вперед. Это никакое не чудо, а результат применения последовательно накопленного в прошлом маркетингового опыта, разложенного по соответствующим «нейронным полочкам»:

Комментарии: важную роль в хранении информации и в преобразовании краткосрочной памяти в долгосрочную играет часть лимбической системы головного мозга, именуемой гиппокампом. Кроме него, однако, функционирование памяти поддерживается еще как минимум 3 участками.

Выводы: если вы владелец бизнеса — а это автоматически подразумевает, что вы обязаны в определенной мере быть маркетологом — старайтесь запоминать свежую аналитику, характеризующую ваши бизнес-процессы. В нужный момент подобные знания могут всплывать из памяти, помогая принимать стратегически правильные решения.

Процесс зачастую представляет собой череду неудачных экспериментов, неверных предположений и неправильно интерпретированных статистических выкладок. Для того, чтобы добиться успеха в подобной ситуации, маркетологу не обойтись без своевременной мозговой «перезагрузки»:

5 выбрали

Вчера был Международный день шахмат . В этой игре, как и в любом спорте, очень важна психология. Самые невероятные победы и самые обидные поражения чаще всего имеют психологические корни. Давайте сегодня поговорим о том, что такое психология победителя в спорте и в обычной жизни. И о том, можно ли воспитать в себе победителя.

Есть такая восточная мудрость: "Победители выигрывают, прежде чем отправиться на войну, а проигравшие ищут победу на поле брани". Наверное, в данном случае речь идет о стратегии. Но эту мудрость можно применить и к психологии. Часто выигрывают те, кто уверен в своей победе еще до соревнования. А те, кто заранее настроен на проигрыш, обычно остаются без первых мест.

В качестве иллюстрации приведу пример из жизни. Давайте познакомлю вас с моим партнером по танцам. Назовем его Дима. Этот человек меня в свое время очень удивил. Мы тогда только начали танцевать и совершали свои первые робкие шаги на конкурсах, хотя в грации соревноваться могли разве что со старыми пеньками. На одном из конкурсов мы встретили моего приятеля, назовем его Олег. Олег танцевал уже давно и качественно, и традиционно уносил с соревнований кубок за первое место. В каком-то перерыве я нахваливала танцевальные способности Олега и тем самым, кажется, сильно задела самолюбие партнера. "Знаешь что, – сказал он мне тогда, – больше он у меня никогда не выиграет". После этого разговора вроде бы ничего не изменилось. Дима не стал больше тренироваться и, кажется, вообще забыл о нем. На следующем конкурсе я в шутку напомнила о его словах. "Да? Я совсем забыл. Значит, придется побеждать", – ответил он. И победил. То, что сначала казалось нелепой случайностью, сразу же превратилось в систему. Олег действительно больше ни разу не смог обойти Диму.

Позже я замечала эту особенность характера и в других ситуациях. Стоило задеть самолюбие Димы, и он совершал что-то удивительное и казавшееся нереальным. Мне стало понятно, он – победитель. Он никогда не ищет оправдания тому, почему не получилось, а ищет способ добиться своего.

Очевидней всего такие качества проявляются в спорте. Но и в обычной жизни они очень важны. Победители получают работу, обходя более опытных кандидатов, сдают экзамены, даже не обладая идеальными знаниями, всегда добиваются внимания того человека, который им нужен. Если вдруг что-то идет не так, как они хотят, они всегда найдут другой способ добиться своего. Такие люди даже толком не празднуют победы, для них это – обычное явления, только один из шагов на пути к новым достижениям.

Но гораздо чаще в мире встречается другой тип людей. Назовем их "проигравшими". Они не уверены в себе, точнее, заранее уверены, что победы они не заслуживают. Победить с таким настроем, естественно, невозможно. Каждый новый проигрыш убеждает человека, что победа ему "не светит", нечего и пытаться. Они часто жалуются на невезение, агрессивные внешние условия или собственные несовершенства.

Как ни странно, такую несчастную роль люди выбирают себе сами. Психология проигравшего – это своего рода защитный механизм, с помощью которого они уходят от проблем, избегают трудностей и снимают с себя ответственность за собственную жизнь. Ведь если заранее быть уверенным в поражении, то незачем тратить силы на борьбу. Такое поведение может идти из детства. Для некоторых детей образ жертвы и давление на жалость – способ манипулировать окружающими. Они изображают беспомощность, чтобы отвертеться от неприятных дел. Такие дети вырастают, но стратегию поведения меняют далеко не всегда.

Конечно, победители в чистом виде, как и вечные проигравшие в мире встречаются довольно редко. В каждом из нас есть черты и тех, и других. И часто наши успехи или неудачи зависят от того, какие из этих черт выражены сильнее. Так что всем нам полезно развивать в себе качества победителя.

  • Не зацикливайтесь на неудачах, думайте в первую очередь об успехах – чего вы смогли добиться, какие проблемы решили. Выпишите свои победы на бумажку и возьмите за правило регулярно этот список пополнять. Часто мы воспринимаем собственные успехи как должное, и поэтому не можем их вспомнить. А вот неудачи, напротив, надолго отпечатываются в памяти.
  • Не ставьте себе диагнозы. "Я всегда опаздываю! У меня никогда ничего не получается!" и подобные категоричные мысли, сотню раз повторенные, становятся нашей жизненной установкой. Нужна нам такая установка? Конечно, нет!
  • Исключите из своего лексикона слово "попробую". Говоря "я попробую это сделать" , вы заранее программируете себя на неудачу.
  • Не сдавайтесь. Если что-то не получилось, попробуйте решить проблему другим способом.
  • Воспринимайте каждую локальную победу не как самоцель, а как шаг к следующим победам.

А вам приходилось сталкиваться с ярко выраженными победителями и проигравшими? Кем себя считаете в большей степени?

Победа на соревнованиях - это публично объективированный, зарегистрированный спортивными судьями успешный результат, показанный спортсменами в непосредственной состязательной борьбе с соперником по правилам соревнований. Победа и спорт - два неразрывно слитых в единое целое понятия, отражающих смысл и целевую направленность спортивной деятельности. Каждый человек генетически запрограммирован на конкурентную борьбу за свое выживание.

Достижение жизненно важного успеха в любом виде социальной деятельности, успешная профессиональная карьера, а тем более победа в спортивном соревновании невозможны без активного преодоления объективных и субъективных трудностей и в том числе противодействия со стороны других людей и организаций, преследующих те же цели. Поэтому воспитание «победителей» является исключительно важной социально-педагогической функцией спорта.

Однако следует учесть, что в любом спортивном соревновании есть не только победители, но проигравшие борьбу. Казалось бы, проигравшие и аутсайдеры должны покинуть спорт, но они не уходят, они вновь и вновь готовятся к соревнованиям и стартуют. Следовательно, в спорте есть победители, призеры, участники спортивных соревнованиях и есть проигравшие, но нет побежденных. Проигрыш или поражение мотивируют настоящих спортсменов на будущую победу.

Сердцевину психологии спорта составляет мотивация достижения успеха, стремление быть первым в состязании с равным. Здесь важно учитывать, что каждый спортсмен соревнуется еще и с самим собой, и с природной стихией, с временем и с пространством, тяжестью или невесомостью и пр., т. е. с внешними препятствиями и внутренними трудностями, которые должен преодолеть. В этом проявляется одухотворяющая и воспитывающая сила спорта. Каждый спортсмен, даже не занявший призового места в соревнованиях, всегда ориентирован не только на победу над соперниками, но и на свой личный результат. Если улучшение личного или командного результата в соревнованиях удовлетворяет спортсменов и тренеров, то это расценивается как успех, пусть не победа, но все же успех, - очередной шаг к победе.

Психология победителя в спорте

Достижение победы требует от спортсмена максимальной мобилизации его физических и психических резервных возможностей как в процессе подготовки, так и непосредственно в соревновании. Победитель испытывает высочайшее внутреннее удовлетворение от достигнутого успеха, нередко он благодарит за успех не только тренера, себя, морально помогавших ему спортивных болельщиков, но и высшие силы Земли и Неба («катарсис»). Это состояние возвышенных чувств характеризуют самоутверждение индивидуального «Я» спортсмена, которое эквивалентно коллективному «Мы», когда одержана и командная победа. Чувство «Мы» переживается спортсменом-победителем как ощущение единения с коллективом, командой, своим спортивным клубом, т. е. с социумом, к которому спортсмен принадлежит и членство в котором противопоставляет в своем сознании соперникам - «Они».

Патриотические чувства как высшая духовная ценность для победителя соревнований международного или планетного масштаба венчают это чувство «Мы» эмоциональным переживанием удовлетворения достигнутым успехом перед лицом своего Отечества. Не менее остро переживается такое единение с высшими духовными ценностями спорта, древний источник которых в олимпийских идеалах спорта, наблюдающими за ходом спортивных состязаний спортивными болельщиками, для которых теперь в эпоху спутникового телевещания вся планета - стадион. Наблюдая за перипетиями спортивного состязания, спортивный болельщик ассоциирует себя с участниками состязаний, с героем-победителем, что придает спортивному зрелищу и результату выступлений спортсменов не только личностный, но и общественно-значимый, гражданский и политический смысл.

Эмоции и чувства победителя могут быть охарактеризованы испытываемой спортсменом гордости за себя, за свою команду, за свою страну. В момент публичного награждения спортсмен-победитель смотрит на себя как бы со стороны и восхищается самим собой. При этом он испытывает глубокое духовное удовлетворение, дающее ему моральную компенсацию за испытанные лишения и трудности, которые ему пришлось преодолеть на пути к заветной победе. Учеными это было понято уже на заре возникновения современного спорта высших достижений. Так, например, в1911 г. один из первых русских спортсменов-любителей вольной борьбы, гиревого спорта и конных скачек, петербургский врач-психиатр В. Ф. Чиж в своей статье «Психология спорта», опубликованной во «Врачебных ведомостях», писал: «Нетрудно, однако, доказать большое значение спорта для нашей психики, доказать, что спорт может доставлять чисто психическое наслаждение, что в спорте психическая деятельность преобладает над физиологической».

Однако всему есть мера. При чрезмерном самовосхищении победителя подстерегает опасность проявления пренебрежительности к своим соперникам и даже к своим товарищам, возникает «звездная болезнь». Самокритичность, трезвая оценка своих возможностей позволяет победителю избежать ловушек славы и мобилизовать себя на участие в последующих состязаниях. Зазнавшийся спортсмен очень скоро теряет свою прежнюю способность к соревновательной борьбе, что является обратной стороной победы в спорте.

В современных условиях коммерциализации спорта и превращения спорта высших достижений в профессиональную деятельность спортивный результат превратился в товар, а цена спортивной победы на международных или коммерческих соревнованиях резко возросла. Особенно важно это учитывать тренерам, работающим в детских спортивных школах. В воспитании, как говорил выдающийся советский педагог А. С. Макаренко, нет мелочей. Психика юного спортсмена находится под мощным влияем негативных и развращающих его сознание эффектов средств массовой информации, что нужно также учитывать тренеру, ибо если он воспитывает своих учеников лишь для коммерческого спорта, то победа в спорте для большинства из них обернется моральным крахом в жизни после спорта. Олимпийская медаль отнюдь не гарантия счастливой семейной жизни или защиты ушедшего из спорта чемпиона от алкоголизма, несложившейся деловой карьеры или попадания в сети криминальных структур.

Профессионально-коммерческий спорт нередко толкает спортсменов и их тренеров к нарушениям правил соревнований и моральных принципов чистоты спорта, к тайному приему допингов, попыткам подкупа соперника или спортивного судьи и пр. Нередко вместо лозунга «Победа - это все!» на вооружение берется призыв «Все - это победа!». Но победа любой ценой означает приоритет агрессии (внешней и внутренней), отказ от моральных принципов «фейр плей» (честной игры), прямым следствием чего для недальновидного спортсмена может быть не только потеря здоровья и личного престижа, но иногда и утрата самой жизни в результате применения допинга, травмы или криминальной «разборки». В этом кроется антигуманная и антидуховная сущность современного коммерческого спорта высших достижений, которая ведет к принижению и забвению олимпийских ценностей и потере спортом своей нравственно-педагогической, морально-воспитывающей ценности. В современных условиях коммерциализации спорта особенно велика роль квалифицированного педагога-тренера и особенно тех, кто пропагандирует спорт, организует соревнования, руководит детско-юношеским спортом. Их долг учить добиваться победы только в честной борьбе, а итоги выступлений за денежные призы и гонорары победителям и призерам рассматривать только как уроки жизни, дающие новый опыт и знания для развития и самосовершенствования, облегчающие путь к будущим честным победам в спорте.

Достижение победы в спорте происходит наравне с достигнутым спортсменом уровнем физической, технической и психологической подготовленности к соревнованиям и непосредственно зависит от его способности преодолевать негативные последствия соревновательного стресса, возникающего задолго до начала соревнования, но особенно обостряющегося в ходе него. Под влиянием обстановки публичных соревнований, реакций зрителей, неудачно складывающегося поединка глубина стресса может существенно возрастать. Спортсмен может утратить уверенность в возможность победить, становится пассивным, заторможенным и сам без борьбы может уступить победу сопернику. Поэтому тренеры должны учить каждого спортсмена уметь преодолевать стресс и неуверенность в себе. Высшее искусство тренерской деятельности в том и состоит, чтобы вместе со спортсменами решать эту задачу, заблаговременно морально-психологически готовиться к предстоящему соревнованию, настраиваться на победу и создавать в душе каждого спортсмена страстное желание победить, но победить честно, с личным достоинством.

Страстное желание победы всегда подкрепляется уверенностью в своих силах, сильной волей и развитой способностью к самоорганизации и самоуправлению, которые особенно необходимы участникам соревнований в сложных ситуациях борьбы с равным или превосходящим соперником. Победа никогда не приходит к слабым, она сама по себе не бывает случайной, но непредвиденная случайность может помешать достигнуть победы или, наоборот, даровать ее более слабому сопернику.

Победа в спорте всегда лишь следствие превосходства одного спортсмена над другим в каком-то хотя бы одном компоненте подготовленности. При этом психологическая, морально-волевая подготовленность спортсмена к соревнованиям ныне вышла на первое место, это - решающий фактор при относительном равенстве уровней физической и тактико-технической подготовленности спортсменов экстра-класса.

В современном спорте побеждает тот, кто раньше увидит, раньше соперников услышит, прочувствует и хорошо умственно проработает, представит и поймет свои преимущества и возможные слабости соперника, а затем тактически грамотно воспользуется этим знанием в ходе спортивной борьбы. Это характерно не только для футболистов, гимнастов или гонщиков в авторалли, но и для шахматного спорта. Главное условие достижения победы в спорте - это всесторонняя общефизическая и специальная технико-тактическая подготовка спортсмена, в которой основное внимание уделяется воспитанию личностных качеств, характеризующих морально-волевую и психическую готовность к хорошо осмысленному, активно-творческому ведению спортивной борьбы. Гениальностью в спортивной деятельности является способность отдельных спортсменов побеждать своих соперников еще до начала соревнования, т. е. до старта (например, А. Карелин и др.).

Психология проигравшего в соревнованиях

В каждом спортивном состязании выявляется только один сильнейший - это победитель. Многие другие участники вынуждены испытывать горечь поражения. Особенно остро переживаются неудачи на последнем решающем этапе соревнований. Они, как правило, вызывают деструктивное стрессовое состояние (дистресс ), преодолеть которое спортсмену без помощи тренера, психолога, врача и товарищей по команде достаточно трудно.

В зависимости от внутренней установки участников переживания и мысли о проигрыше могут иметь резкую эмоциональную окраску и степень выраженности. Одни могут удовлетвориться тем, что среди множества сильнейших они не стали последними; другие участники сочтут достижением то, что они смогли войти в первую десятку или пятерку сильнейших. Наконец, есть и такие, которые удовлетворяются улучшением личного результата вне зависимости от занятого места в числе других участников состязаний.

Переживание поражения , таким образом, может иметь разные оттенки и интенсивность, может по-разному драматизироваться в сознании и осознаваться спортсменом либо как поражение и крушение надежд, проигрыш или неудача, либо как ошибка, случайная неудача, либо как факт участия и приобретения нового спортивного опыта и пр. От того, как спортсмен относится к возможному неблагоприятному для себя исходу соревнований, зависит характер его мотивации на старте, что и выражается в двух ее типа - мотивации достижения успеха или противостоящей ей мотивации избегания неудачи. Какой тип мотивации доминирует в сознании спортсмена? Это зависит от уровня притязаний спортсмена и его состязательного опыта, о чем тренер должен быть хорошо осведомлен.

Бесспорным является то, что проигравший испытывает гамму отрицательных эмоций, выражающих недовольство собой, а в отдельных случаях и своим тренером, коллективом. Это состояние внутреннего конфликта, суть которого заключена в недостижении реально планируемых целей, называется фрустрацией. Степень выраженности фрустрационного состояния усиливается боязнью общественной оценки и особенно если поражение стало следствием допущенной нелепой ошибки, несвойственной спортсменам такого класса. Вот почему слезы проигравших можно видеть гораздо чаще, чем слезы победителей. Постоянные или слишком частые неудачи таят в себе серьезную угрозу потери уверенности в своих возможностях, снижают уровень притязаний, ослабляют мотивацию в борьбе за победу, понижают самооценку и интерес спортсмена к самим занятиям спортом, что, в конечном счете, формируют психологию неудачника, которого будто бы всегда преследует «злой рок». Про таких спортсменов говорят - «он сломался». Поэтому воспитание фрустрационной толерантности - необходимая и важная задача психологической подготовки спортсменов.

Положительное воспитывающее влияние проигрыша в соревнованиях - это реалистическая оценка спортсменом своих «Возможностей. Анализу должно подвергаться все - прежде всего собственная воля, уровень достигнутого мастерства и вся система подготовки. Тренер обязан побуждать своих спортсменов к такому анализу, обсуждать со спортсменами причины неудач - в этом суть воспитательной функции тренера.

Нередко проигравшие ищут причины проигрыша не в себе, а во внешних неблагоприятных обстоятельствах, приписывая неудачу тренеру, погоде, инвентарю, случайным обстоятельствам, а в командных видах таким «козлом отпущения» чаще всего становятся партнеры по игре. Отсюда появляется возможность возникновения конфликта - внутриличностного (спортсмена и его внутреннего «Я») или межличностного (спортсмена с командой или тренером). Следовательно, сознание спортсмена нуждается в постоянном контроле и педагогической коррекции стороны тренера, что помогает добиться более высокой соревновательной эмоциональной устойчивости спортсменов. Помочь этому может анализ и объективная оценка того, что спортсмен обязан делать сам, что оно может сделать с помощью тренера, психолога или товарищей по команде. Анализ результатов соревнований должен показать спортсмену его ошибки проявленные слабости, позитивно настроить на самосовершенствование. Это позволит внести коррективы в тренировку, нацелить на ликвидацию слабых мест в подготовке к соревнованиям.

Ясное понимание ошибок и причин проигрыша всегда способствует мобилизации спортсмена на достижение успеха в предстоящих соревнованиях. Негативное психо-эмоциональное состояние после поражения необходимо возможно быстрее устранить. Иначе оно будет влиять отрицательно на весь ход подготовки. Помочь этому могут всевозможные переключения, релаксация и внушения, компенсаторная деятельность и отдых, развлечения, лекции и наглядная демонстрация роста уровня подготовленности, а также деятельная групповая эмоциональная идентификация, заключающаяся в организации совместного культурного досуга. Непосредственной целью использования этих методов является блокирование фрустрации, восстановление психической энергии и прежнего уровня самоуважения личности. Таким образом, постсоревновательная психическая регуляция и управление психическим состоянием важны и не менее значимы, чем все мероприятия в предсоревновательный и соревновательный период.

Портных Ю. И. Воспитательное влияние психологии побед и поражений в спорте // Вестник БПА. Вып. 42. - 2001. - С. 37-44.

Обновлено: 23 января 2013 Просмотров: 23254

Владимир Сафонов в блоге «Записки психолога» рассказывает, что такое психология победителя.

Первым делом интереса ради вбиваю в поисковике «психология победителя в спорте». Среди двух миллионов сайтов натыкаюсь на статью с таким же названием в блоге «Север не для слабых». Этот блог детской спортивной школы номер 6 в Норильске. Дело в том, что несколько месяцев назад, я побывал в этом северном городе, где проводил семинар «Практическая психология спорта высших достижений».

Тогда я был удивлен количеством собравшихся, интересом тренеров и преподавателей физвоспитания к теме семинара. Меня много спрашивали как раз о том, как выигрывать соревнования, когда ты лидер, как побеждать самого себя. Оказывается в Норильске так поставлено дело, что 100 процентов (!) учащихся занимаются спортом, в том числе и те, кто не очень здоров. Так мне стало понятно, что для норильчан словосочетание психология победителя - не пустой звук.

В предыдущем материале я о психологических составляющих победы, главная из которых адекватность/неадекватность «планки» успешного выступления на соревнованиях. В приведённых примерах я хотел показать жесткость установок. «В каждой гонке будем бороться за победу». «В двух программах делаю ПЯТЬ четверных прыжков». И так далее. Когда на протяжении сезона это не реализуется, психика спортсмена ломается. Речь уже не идёт о завоевании первого места. Психология победы, прежде всего, победа над собой - преодоление своих сомнений к достижению поставленной цели.

Количество удачных стартов порождает уверенность в своих силах. Похвала, поддержка прибавляют сил и желания продолжать многотрудный процесс спортивного совершенствования. Но в тоже время надо понимать, что в спорте есть неписанный закон: после победы рано или поздно наступает поражение.

В спорте есть неписанный закон: после победы рано или поздно наступает поражение.

Психология победы и психология победителя это как принцип детерминизма в психологии - с одной стороны внешнее преломляется через внутреннее, с другой внутреннее предопределяет внешнее. Иными словами, наше внутреннее состояние регулируется внешней ситуацией. Но при этом, какая это будет ситуация зависит от того, что у нас внутри.

Суть психики заключается в организации приспособительного взаимодействия нас с внешним окружением. В основе этого приспособления лежит принцип единства сознания и деятельности, а обратная его сторона единство бессознательного и поведения.

Рассматриваю со спортсменом конкретную ситуацию, когда он терял способность сознательно контролировать свои действия на соревнованиях. В тот момент у него включались автоматизмы поведения, которые уже не раз происходили в критические моменты соревновательной борьбы. Чаще всего он не понимал, что происходит и терпел поражение. Объяснял это так: «Не знаю, почему я так делал». Отсюда делаем вывод: главная задача в соревновательной деятельности - способность сознательного контроля того, что происходит и то, как надо действовать.

Главная задача в соревновательной деятельности - способность сознательного контроля того, что происходит и то, как надо действовать.

А теперь вопрос: что надо контролировать, если возможности внимания, как направленности сознания, весьма ограничены - всего ОДИН элемент. На самом деле, с каждым спортсменом это очень индивидуально. Тем более, что у него уже накопился богатый негативный опыт: «Хотел как лучше, а получилось как всегда». В общем, концентрироваться на конечном результате - самое последнее дело.

По ходу соревнования у спортсмена, идет постоянное сопоставление положения дел - как надо и как получается. Или идёт сравнение, - какие результаты у соперников и какие у него самого. И при этом всегда дается установка тренера или самоприказ - собраться, сконцентрироваться на себе. Но как тогда быть, ведь нужен определенный результат?

Концентрироваться на конечном результате - самое последнее дело.

Да, концентрироваться надо. В процессе выполнения спортивного упражнения концентрация внимания-сознания должна быть направлена на конкретный элемент - элемент техники или на конкретное чувство, сопутствующее успеху. Так, чувство успеха у Игоря Тер-Ованесяна, участника пяти Олимпиад и рекордсмена мира по прыжкам в длину было «чувство полета». А Владимир Сальников, который первый в мире проплыл 1500 метров быстрее пятнадцати минут, называл это состояние «чувство кипятка», оно появлялось у него на 13-й сотне метров.

Непосредственно слагаемые психологии победителя назвать несложно. Это умение выйти на пик спортивной формы к главному соревнованию. Это способность сохранить, «не расплескать» эмоциональный потенциал до момента старта. Это контроль своих действий и своего состояния, несмотря на противостояние соперников. Это умение принимать решения адекватно ситуации. Наконец, это способность в соревновательных паузах «отключаться» от происходящего (Сергею Бубке и Елене Исинбаевой приходилось до двух часов ждать своей очереди, находясь в секторе для прыжков). Но как это всё реализовать, тем более, что с каждой победой вероятность поражения возрастает?

Спортивная наука этим вопросом занимается давно. Это так называемая проблема идеального спортсмена. В 70-е годы прошлого столетия Международным Олимпийским Комитетом перед наукой была поставлена задача найти критерии (модельные характеристики) идеального чемпиона в каждом виде спорта. Для этого на протяжении 10 лет (6 Олимпиад, большое количество чемпионатов мира и континентов) призеры соревнований обследовались по единой программе. Четкие критерии идеального спортсмена найти не удалось. Но оказалось, что независимо от вида спорта, спортсмены с успешной карьерой на протяжении многих лет характеризуются определенными личностными качествами. Самостоятельность, ответственность, решительность, самоконтроль и эмоциональная устойчивость.

О каждом качестве многое можно сказать, но главное то, что они формируются естественным образом. Сам факт занятия спортом, минуя сознание, вынуждает их развиваться. А если, понимая это, целенаправленно акцентировать сознание соревнующегося именно на них? Собственно, в своей работе я так и делаю. Обсуждаем со спортсменом значение каждого качества, намечаем программы их развития.

Самостоятельность, ответственность, решительность, самоконтроль и эмоциональная устойчивость.

Помню, работал я с 15-летним перспективным спортсменом престижного вида спорта. Родители состоятельные. На встречу приезжает на машине. На сессии присутствует телохранитель. С его слов «все всё делают не так». При этом он не знает где стиральная машина, в которой прислуга стирает его спортивную одежду. Как-то предложил узнать, где же эта машина находится, так даже его телохранитель привстал. Прошли годы, продолжаем контактировать, когда вспоминаем эту историю, оба улыбаемся.

Кстати, модная сегодня психология менеджмента установила качества успешного менеджера. Оказалось всё тоже же самое, что и в спорте. Особенность деятельности спортсмена и руководителя одна - и тот и другой сам должен принимать решение в быстро изменяющихся ситуациях.

Сегодня я остановился на двух аспектах психологии победителя. Что происходит со спортсменом в ситуациях соревновательной борьбы - это надо понимать. И какие личностные качества есть у спортивного характера. Они предопределяют сознательное стремление спортсмена к максимальным нагрузкам и нацеленность на новые спортивные достижения.

Правда этого не достаточно для того, чтобы побеждать. Реализация спортивной подготовленности зависит ещё от того в каком психическом состоянии находится спортсмен перед и во время старта. Особенности психического состояния заключаются в том, что в одном случае оно может вести к успеху, а в другом к неудаче. Об этом в следующий раз.

…На прошедших выходных два спортсмена, с которыми работаю уже не один год выступали на соревнованиях. У одного подходил к концу очень успешный сезон, все старты шли с плюсом. Другой, сезон только начинал - принципиально важный для себя. Первый не смог справиться со своими эмоциями, второй доволен результатом - ему удалось не потерять контроль своих действий.

Выбор редакции
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...

К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...

Третье июня – особый день для верующих христиан. Эта дата отмечена в церковном календаре как день царя Константина равноапостольного и...

Романтический образ средневековой эпохи, рыцарских турниров и прекрасных дам, рожденный беллетристикой, сменился радикальным...
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...
Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...
Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...