Ренуар портрет актрисы жанны самари. Портрет актрисы жанны самари. Реакция публики на портрет была неоднозначной


Ренуар достаточно быстро освоил жанр пейзажа. Но главным в его творчестве был портрет. Свой путь в искусстве художник начал с изображения лиц. Напомним, что вначале Ренуару пришлось зарабатывать на жизнь именно рисованием. Художник был старшим в многодетной семье и его достаточно рано отдали на фарфоровую фабрику, где он преуспел, рисуя профиль Марии-Антуанетты на тарелках и чашках. В то время росписи делались вручную, штамповки ещё не существовало.
Ренуар рисовал молодость и красоту, и к нему выстроилась очередь из желающих быть изображёнными на портрете. Художник очень любил писать женщин и детей, которых он сравнивал с плодами и цветами. Образы женщин занимали особое место в его творчестве. Он воплощал духовную чистоту, ясность и безмятежность жизни в женских образах. Но, наверное, самый знаменитый портрет Ренуара – это портрет Жанны Самари. В России находятся два её портрета, но тот, что хранится в Эрмитаже, не столь знаменит и бывает, что актрису даже не узнают. Многие специалисты считают, что выставленный в ГМИИ портрет актрисы – лишь подготовительный этюд к парадному портрету Жанны, который экспонируется в Эрмитаже.

Именно Ренуар дал Жанне вторую, бессмертную жизнь. Вряд ли кто помнил бы её сто лет спустя, ведь ее творчество не было известно за пределами Франции, несмотря на фантастическую популярность Жанны Самари на Родине. Самари обожали, боготворили. И сама она была очень доброй, весёлой и жизнерадостной, улыбка никогда не сходила с её лица. Самари отличалась живостью характера, и всегда была душой любой компании. В то время о Жанне писали, что она обладает некоей необыкновенной магией, притягивая к себе всё внимание одним своим появлением на сцене, весёлым смехом, похожим на звенящий колокольчик. Но обессмертило её не театральное амплуа, не её характер и не её талант. Огюст Ренуар сделал актрису действительно знаменитой.


Жорж Апантье, издатель и покровитель Ренуара, познакомил художника с актрисой. Вероятно, встреча произошла в салоне мадам Шарпантье. В феврале 1877 года художник готовился к выставке и, как он отмечал позже, стоя спиной ко входу в помещение, просто затылком почувствовал, что в комнате стало светлее, теплее и радостнее. Он оглянулся и увидел Жанну Самари. Ренуару сразу захотелось написать её портрет. И актриса тоже была этому рада – ей было 20 лет и никто ещё не писал её. По счастливой случайности ничего не препятствовало этому – художник и актриса жили по – соседству, на Монмартре. (Небольшое лирическое отступление об этой местности в конце XIX века. Это сейчас гора Монмартр вошла в состав Парижа. Тогда это был пригород. Да и сам Париж выглядел ужасно. Тогдашний правитель, Наполеон III – племянник Наполеона Бонапарта, мерзейший тип, пережил 23 покушения на свою жизнь, смертельно боялся 24-го и приказал мэру Парижа оздоровить город. Тогда и были разбиты широкие проспекты, разбиты клумбы, посажены цветы. Деревни же, которые входили в состав Парижа были выведены за город. Крестьяне, жившие в черте города, получили значительные субсидии и ушли, построив на полученные деньги добротные дома за городом. Поэтому горожане могли снимать хорошее жильё за умеренную плату).

До замужества актриса жила недалеко от студии Ренуара и часто позировала художнику. Когда Ренуар писал портрет Жанны, её мама присутствовала на сеансах, боясь, наверное, возникновения романтических отношений между художником и дочерью. Во время сеансов, Ренуар никогда не мучил модель неподвижным сидением перед ним. Портретируемый мог делать всё, что угодно, в то время, как Ренуар писал портрет.

Улыбчивая и задумчивая одновременно, в очаровательном жемчужно- зелёном платье актриса изображена на воздушном розовом фоне. Ренуар подчеркнул её лучшие черты, её женственную грацию, немного озорное выражение голубых глаз и сияющую улыбку, которая “освещает всё вокруг”.

Сам Ренуар писал о своей цветовой гамме: “Когда начинаешь работать с моделью, нужно прежде всего, закрыв глаза, подумать, – ассоциацию с каким цветом эта модель у тебя вызывает”. Здесь, естественно – это розовый цвет фона. И он здесь действительно потрясающий – от красноватого до нежно розово-пастельного.
“Затем, – продолжал художник, – нужно взять цвет, который есть в реальности, и нанести тоже.” Здесь – изумрудно-зелёный цвет её платья. “А потом, – утверждал Ренуар, – если видишь, что два цвета плохо согласуются, то нужно найти третий – примиряющий”. И тут он чётко понимал, что зелёный и розовый плохо сочетаются друг с другом. (Это противоречивое сочетание цветов отметил и А.Пю Чехов в “Трёх сёстрах”, когда Ольга говорит сестре:”Боже, розовое платье и зелёный пояс! Помилуй, это же неприлично!) И он гениально снимает противоречие третьим цветом – рыжим, жёлто-рыжей копной её волос. Вот этим он достигает полной гармонии.
Альберт Вольф писал: “Это напоминает не женский портрет, а блюдо из фисташек и крыжовника, которое хочется есть ложками”

«Портрет Жанны Самари» был выставлен на третьей выставке импрессионистов. Портрет оказался настолько хорош, насколько хороша была сама модель, а большего от художника и требовать нечего.

Полотно происходит из коллекции

Портрет Жанны Самари, написанный Огюстом Ренуаром, знаком каждому из нас.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877 г.

А это сама Жанна Самари. Узнаёте?

Феликс Надар. Портрет Жанны Самари. 1877 г.


Да, кажется, портрет, созданный Ренуаром, довольно далёк от действительности. Вроде бы все черты ее внешности переданы верно – и в то же время складываются в образ гораздо более утонченный, чем тот, который мы видим на снимке, сделанным легендарным фотографом XIX века Феликсом Надаром.

Жанна Самари родилась в 1857 году в артистической семье. Её бабушкой по материнской линии была знаменитая актриса Сюзанна Броан. Отец Жанны, Луи-Жак Самари был виолончелистом Парижской оперы. Младший брат Жанны, Анри Самари, также стал актёром.В 1875 году девушка дебютировала в театре «Комедии Франсез». Играла в основном служанок и субреток в спектаклях по пьесам Мольера и была довольно популярна. До замужества она жила недалеко от мастерской Ренуара и часто приходила к нему позировать. Всего Ренуар создал четыре ее портрета.

Первый портрет был создан в 1877 году по заказу родителей Жанны.

Уже через месяц после окончания работы над ним художник решил написать второй портрет, который и стал самым известным. Эта работа принимала участие в выставке и вызвала противоречивые реакции. Одни зрители, разумеется, знавшие Жанну по её выступлениям в театре, были просто очарованы, другие негодовали: «Какой странный портрет! Невозможно представить себе что-либо более далекое от оригинала».

Третий портрет:


В 1878 году художник изображает Жанну в полный рост в бальном платье. Этот образ – настоящей аристократки.

Реальная Жанна Самари была, скорее, «женщиной из народа»: полноватая, с тяжелым подбородком, лишенная изысканной улыбки. Но, как рассказывали ее современники, на сцене она полностью преображалась.

Феликс Надар. Жанна Самари в роли Ночи. 1877 г.

Видимо, и Ренуар видел в ней нечто большее, чем обычную земную женщину, - прекрасный и лёгкий образ, который вдохновляет нас и спустя многие десятилетия.


Ренуар был не единственным художником, писавшим портреты Жанны. Вот, например, портрет кисти Луизы Аббема (1879).

А этот - Шарля Эмиля Огюста Каролюс-Дюрана (1885).

Сколько образов в одной женщине, да ещё и прожившей такую короткую жизнь! Жанна Самари ушла из жизни очень рано – в 33 года она скончалась от тифа. Муж хранил её самый знаменитый ренуаровский портрет до самой своей смерти, после чего его выкупил для своей коллекции Иван Морозов. Так картина оказалась в России, как и портрет 1878 г.

Эта работа как и некоторые ниже её, относится к всемирно знаменитым работам Ренуара.
Этот двойной портрет, также как и портрет Ирен Кахен (увидите чуть ниже) часто используют для аватара в
русском Киберпространстве. Есть и другие работы, которые сделали аватаром.

Второе название этой работы --"Две сестры"--по-русски обычно не используют.
Поэтому, пожалуйста, не удивляйтесь.

Эту картину нужно описывать. Но это очень долго.
Обратите только внимание на то, что всю яркость красок и восхищение природы, которые создал сам Ренуар, он же сам побил ПЫЛАЮЩИМ БЕРЕТОМ!

Берет абсолютно доминирует над местностью, как писали в Сталинские времена о Сталинских соколах--то есть о военно-воздушных силах. Конечно к берету добавлены там и здесь, и в волосах младшенькой, красные цвета и оттенки. Но всё равно ---- сам берет правит бал.

Вместе с пылающим беретом, хорошо совмещается и не совсем стандартный взгляд девушки.
То есть её портрет --ПОЛУЧИЛСЯ. Хотя не всякому мужчине понравится некоторая
напряжённая неясность во взгляде.

Но Ренуар не писал для нас, товарищи мужчины. Ренуар, твёрдо знал, как ИХ нужно писать.

Девушка заплетающая косу.1885 г. (Сюзанна Валадон)

Моделью для этого портрета была знаменитая Сюзанна Валадон.

Дочка прачки, которая стала известной и очень успешной художницей.
И её написали как натурщицу Ренуар, Тулуз-Лотрек, Дега, Пюви де Шаванн и т. д.
Я уже описал её в этом журнале, в статье "Эротика"
На всякий случай, даю ссылку.

Madame Alphonse Daudet - 1876.

Портрет актрисы Жанны Самари.(1878)Находится в Эрмитаже.


Портрет актрисы Жанны Самари 1877 г.Находится в Москве. В Музее Пушкина.

Я уже помещал оба портрета этой актрисы. Оба они, как вы видите, живут в России.
И по-прежнему я могу сказать только то, что та Жанна, которая живёт
в Москве мне нравится больше. Мнения, как говорят в культурных кругах, всегда раздвояются и растрояются.
Можно снова обсудить кому какая Жанна по нраву. Давайте поговорим.

Эта актриса, такая привлекательная, прожила всего 33 года.Она выбрала Ренуара, для того чтобы работы Ренуара прославили её в обществе.Чтобы она стала именем, о которых говорят в салонах. Она оглядывалась на пример Сары Бернар. Это всё было сложно. Ренуар много раз написал её на его работах до 1880-81 года. Она есть на его всемирно и оглушительно знаменитой работе "Завтрак Гребцов" .

Нажмите.
Жанна стоит в углу направо и её якобы или не якобы, обрабатывает друг Ренуара. Он есть на многих знаменитых работах, включая "Танец в Буживале". Можно посмотреть эту знаменитую работу во всех видах, по той ссылке на пост "Эротика", которую я дал выше.

Но Жанна разочаровалась в результате. Поэтому к 1881 г. она оставила Ренуара и перешла к художникам, которые писали в академической манере.


На морском берегу. 1883.Алина Шариго. By the Seashore.


На морском берегу. Алина Шариго. 1883.

На фоне моря сидит будущая жена Ренуара. Свободные люди, дети гор.
Она, Алина Шариго, была уже десять лет любовницей Ренуара, когда он решил, что хочет на ней жениться.
Первому мальчику, уже было пять лет.
Их сын, великий кинорежиссёр, родился уже на законных основаниях. После того, что папа женился на маме.

Это, как вы видите, сладенькая работа. Вторая ещё ничего. Но первая прямо патокой намазана.

Ренуар в предыдущем, в 1882 году, вернулся из Италии. И он настолько круто пременился, что практически перестал быть импрессионистом. Он даже отказался от мазка импрессионистов.Потому что он не мог писать кожу так, как он хотел.

Он, Ренуар, попал под влияние Италии 16 века. Не он первый. Если откроете ссылку, на пост "Импрессионизм №1 Ренуар, Пьер Огюст(1841—1919) Pierre-Auguste Renoir",то там я по-моему написал и поговорил об этом. Только к концу десятилетия, к 1890 году, Ренуар частично, (полностью никогда), вернулся к прежнему стилю.
По крайней мере его НЮ, стали снова оригинальными НЮ Ренуара. Он больше не писал под Рафаэля. Его НЮ 80-х годов, тоска зелёная.

Профиль Сюзанны Валадон.1885
Ренуар,Пьер Огюст,(1841—1919) Pierre-Auguste

И вот снова портрет Валадон.
В продолжении этой темы, вы ещё увидите один-другой портрет Сюзанны Валадон.

Ренуар писал её много и охотно.
Её сын, был ещё талантливее чем мама как художник, хотя он стал АЛКОГОЛИКОМ.
Очень много шансов за то, что это был сын Ренуара. Почитайте в ссылке на неё (см. выше) если заинтересуетесь.
Я рассказал об этом.

Шитьё. (1874-1876)

Madame Charles Fray - 1901.

Madame Stora в алжирском платье.1870.


Madame Thurneyssen - 1908.


Madame Victor Chocquet, 1875.
Ренуар, Пьер Огюст,(1841—1919) Pierre-Auguste Renoir

Marie Meunier - 1877.


Mademoiselle Demarsy, 1882.
Ренуар, Пьер Огюст,(1841—1919) Pierre-Auguste Renoir

Вениамин.


Когда говорят о чудесной силе преображения в искусстве, то, наверное, в первую очередь приходят ассоциации с полотнами знаменитого французского импрессиониста Огюста Ренуара . Не преследуя цели фотографической точности, он создает настолько чувственные, светлые, гармоничные портреты, что каждый из них можно было бы назвать гимном женской красоте и радости жизни. Его упрекали в том, что его работы слишком далеки от реальности, но ведь в этом и состоит истинное мастерство художника – увидеть прекрасное в обыденном, передать собственные ощущения, запечатлеть красоту, не заметную окружающим. Как это и произошло с портретами актрисы Жанны Самари .



Все, кто видел фотографии актрисы Жанны Самари и портреты работы Огюста Ренуара, наверняка замечают разительную несхожесть прототипа с тем образом, который создал художник. Не искажая ни одной черты, Ренуар словно доводит каждую из них до совершенства. На портретах актриса выглядит куда более изысканно, утонченно и аристократично, чем в жизни.



На фотопортрете Жанны Самари знаменитого фотохудожника Феликса Надара заметны все недостатки, которых Ренуар словно не замечает: тяжеловесный подбородок, простоватая внешность, будничная прическа, полноватая фигура – словом, ничем не примечательная заурядная женщина «из народа».



Жанна Самари была на тот момент начинающей, но уже довольно популярной актрисой театра «Комеди Франсез». Она дебютировала в 18 лет в роли Дорины в «Тартюфе» Мольера. На момент знакомства с Ренуаром ей было 20. Говорят, на сцене она преображалась. Ее актерским амплуа были субретки – традиционные комедийные персонажи, бойкие и хитрые служанки, помогающие господам в любовных интригах. Такие образы вполне соответствовали ее внешнему облику.



Ренуар написал три портрета Жанны Самари, в период с 1877 по 1880 гг. Они познакомились в салоне мадам Шарпантье, после чего родители Жанны заказали ее портрет. Уже в этой работе Ренуар создал тот невероятно пленительный и нежный образ, который до сих пор ассоциируется с именем Жанны Самари. Первый портрет находится в коллекции театра «Комеди Франсез».



Через месяц художник приступил к работе над следующим портретом, который вызвал противоречивую реакцию. Эмиль Золя писал: «Несомненный успех выставки – белокурая веселая головка мадемуазель Самари». Некоторые критики были возмущены: «Какой странный портрет! Невозможно представить себе что-либо более далекое от оригинала».



В 1878 г. Ренуар создает еще один портрет, на котором актриса изображена в полный рост, в бальном платье. Женщина настолько красива, что от нее невозможно отвести взгляд – настоящая аристократка! Наверное, нельзя сказать о портретах Жанны Самари лучше, чем Луи Леруа: «Приятная неопределенность в исполнении, неподдельная примитивность рисунка и небольшие зеленоватые оттенки на полной груди прекрасной дамы долго держали меня в плену! В блюдо из красок одновременно входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!».



Жанна Самари ушла из жизни очень рано – в 33 года она скончалась от тифа. Муж хранил ее портрет до самой своей смерти, после чего его выкупил для своей коллекции Иван Морозов. Так картина оказалась с России, как и портрет 1878 г.
Картины Ренуары не теряют своей популярности и сегодня. Они вдохновляют наших современников на создание новых произведений:

Слева - Феликс Надар. Портрет Жанны Самари, 1877. Справа - Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари, 1877

Когда говорят о чудесной силе преображения в искусстве, то, наверное, в первую очередь приходят ассоциации с полотнами знаменитого французского импрессиониста Огюста Ренуара . Не преследуя цели фотографической точности, он создает настолько чувственные, светлые, гармоничные портреты, что каждый из них можно было бы назвать гимном женской красоте и радости жизни. Его упрекали в том, что его работы слишком далеки от реальности, но ведь в этом и состоит истинное мастерство художника - увидеть прекрасное в обыденном, передать собственные ощущения, запечатлеть красоту, не заметную окружающим. Как это и произошло с портретами актрисы Жанны Самари .

Слева - Шарль Эмиль Огюст Каролюс-Дюран. Жанна Самари, 1885. Справа - Жанна Самари. Фото, 1890

Все, кто видел фотографии актрисы Жанны Самари и портреты работы Огюста Ренуара, наверняка замечают разительную несхожесть прототипа с тем образом, который создал художник. Не искажая ни одной черты, Ренуар словно доводит каждую из них до совершенства. На портретах актриса выглядит куда более изысканно, утонченно и аристократично, чем в жизни.


На фотопортрете Жанны Самари знаменитого фотохудожника Феликса Надара заметны все недостатки, которых Ренуар словно не замечает: тяжеловесный подбородок, простоватая внешность, будничная прическа, полноватая фигура - словом, ничем не примечательная заурядная женщина «из народа».


Жанна Самари была на тот момент начинающей, но уже довольно популярной актрисой театра «Комеди Франсез». Она дебютировала в 18 лет в роли Дорины в «Тартюфе» Мольера. На момент знакомства с Ренуаром ей было 20. Говорят, на сцене она преображалась. Ее актерским амплуа были субретки - традиционные комедийные персонажи, бойкие и хитрые служанки, помогающие господам в любовных интригах. Такие образы вполне соответствовали ее внешнему облику.


Ренуар написал три портрета Жанны Самари, в период с 1877 по 1880 гг. Они познакомились в салоне мадам Шарпантье, после чего родители Жанны заказали ее портрет. Уже в этой работе Ренуар создал тот невероятно пленительный и нежный образ, который до сих пор ассоциируется с именем Жанны Самари. Первый портрет находится в коллекции театра «Комеди Франсез».


Через месяц художник приступил к работе над следующим портретом, который вызвал противоречивую реакцию. Эмиль Золя писал: «Несомненный успех выставки - белокурая веселая головка мадемуазель Самари». Некоторые критики были возмущены: «Какой странный портрет! Невозможно представить себе что-либо более далекое от оригинала».


В 1878 г. Ренуар создает еще один портрет, на котором актриса изображена в полный рост, в бальном платье. Женщина настолько красива, что от нее невозможно отвести взгляд - настоящая аристократка! Наверное, нельзя сказать о портретах Жанны Самари лучше, чем Луи Леруа: «Приятная неопределенность в исполнении, неподдельная примитивность рисунка и небольшие зеленоватые оттенки на полной груди прекрасной дамы долго держали меня в плену! В блюдо из красок одновременно входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!».


Жанна Самари ушла из жизни очень рано - в 33 года она скончалась от тифа. Муж хранил ее портрет до самой своей смерти, после чего его выкупил для своей коллекции Иван Морозов. Так картина оказалась с России, как и портрет 1878 г.

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....