Рисунок на тему деревня деревянный мир. Конспект урока ИЗО Деревня – деревянный мир. Деревня – деревянный мир




Деревня – деревянный мир

  • Выполнила учитель ИЗО и МХК

  • И.В.Курбакова

  • МОУ СОШ №5

  • Г.Нижний Новгород

  • 2010 г

Деревня – деревянный мир

  • Красота нашей земли создана не только природой, но и человеком. Избы рубили из дерева, отсюда и слово «ДЕРЕВНЯ»


Северные села



Виды северных изб



Красный угол в избе

  • В русской избе, обычно ориентированной по сторонам света, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны. Иконы помещались в «красный» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.


«Курная» изба

  • Отапливалась такая изба печью без трубы. Печь не имела выходного отверстия для дыма и дым выходил из передней её части, заполнял избу и выходил ("курился") через дверь. Отсюда и название - курная




Фундамент избы

  • Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола.




Данная работа послужит хорошей наглядностью в погружении учеников в изучаемый материал. От исторических истоков - до всем нам хорошо знакомой русской деревни, подводит нас слайд за слайдом. Подробно освещается эволюция деревенского жилища. Далее, в следующем методическом материале, содержится информация о строительстве деревянного дома, которая помогает конструировать его на уроках технологии (художественного труда)

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация «Русская деревня» Составитель: учитель ИЗО Максимова Жанна Анатольевна школа №411

наша Родина - Русь, Россия наши предки - славяне

Сказитель Баян

летописец

А.Хуторной Летописец

Сайда Афонина.Просветитель Преп. Иосиф Волоколамский

Центр просвещения на Руси - православные монастыри

Свято-Троицкая Сергиева лавра Свято-Успенская Киево-Печерская лавра

Великий летописец - Нестор Преподобный

Религия древних славян – язычество (многобожие)

Мировое дерево (дерево миров)

Верховный владыка Вселенной, олицетворение Бога Рода. Имя Сварога – происходит от старославянского корня «сва» - небо («свет, свят») и «рог» - символ мужского начала. Сварог

Перун - Бог древних славян (Ярило)

В.И.Филякин Берегиня

Макошь - Земля - олицетворяет собой женское начало природы и является супругой Сварога. Выражение Мать - Земля, современный вариант имени древней славянской богини Символ Макоши в вышивке

Дочери Макоши

Птица Гамаюн-посланница богов, В.Корольков рассказывающая людям будущее

Птицы Сирин и Алконост В.М.Васнецов 1896

люди поклонялись богам советовались с ними, приносили подношения

клялись в военской верности и отваге

повсюду стояли их идолы Чугриев В.Ю. Славянская деревня

О богах слагали мифы и сказания

В честь богов устраивались гулянья Лебедев К.В. Ночь на Ивана Купалу

Так было до тех пор, пока князь Владимир не принес на Русь христианскую православную ВЕРУ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

долой идолов

Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира Фрески Владимирского собора

Виктор Васнецов. Крещение Руси Фрески Владимирского собора

Станислав Бабюк. Свержение Перуна

Поселение славян

Славяне жили племенными общинами, поселениями, деревнями, городами.

Свои поселения славяне обносили стенами Гардарика

Строили на возвышенности, чтобы рядом были -

лес и река

Такой славяне представляли реку

Борис Ольшанский

Места добрые недобрые

Недобрыми - считались места старых пожарищ

Места с искаженными деревьями

Места с искаженными деревьями

Места со странными,

страшными деревьями

Для поселения выбирали светлые "чистые", без дурной славы места

Панасенко. Родина

Что нам стоит дом построить!

Для строительства важно было взять "правильное" дерево

Верили, что деревья живые, все видят и слышат

Могучие, старые деревья не срубали

Славяне верили, что в них живут души мудрецов

Нельзя было срубать молодые, подрастающие деревья

Какие породы деревьев использовали для строительства дома?

Шишкин И. Дубовая роща

Шишкин И. Березовая роща

Шишкин И. Верхушки сосен

Шишкин И. Еловый лес

Прежде чем срубать дерево, к нему шли на поклон, просили у него прощения и объясняли необходимость сруба.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская деревня

Центром и душой каждой деревни, каждого села является церковь - храм Божий

Деревянные дома строили простые – одноэтажные и более сложные, двухэтажные

Археологические раскопки дают самую интересную и достоверную информацию о жизни поселений наших древних и не очень далеких предков

Троицкий раскоп 12 век. Новгород

Юрьево городище Новгород Музеи деревянного зодчества

Свои первые дома славяне устраивали в земле (землянки)

Землянка без стен и с печкой каменкой

Землянка со стенами, кровлей и глинобитной печкой с жаровней

Укрепляются стены и кровля землянки

Дом выбрался из-под земли, появляется волоковое оконце и крыльцо

Совершенствуется конструкция крыши, укрепляется фундамент, увеличивается окно

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Приобщение к истокам родного искусства.
  • Формирование эстетических представлений о русском деревянном зодчестве.
  • Развитие творческих способностей в создании художественного образа.

Задачи:

  • Познакомить с традиционным образом русской деревни, конструкцией дома.
  • Научить изображать образ избы.
  • Дать представление о традиционных украшениях избы и их значении.

Оборудование: презентации, иллюстрации, рисунки, художественные принадлежности.

План урока:

I. Организационная часть:

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний:

Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.

Как на Руси строили поселения? Деревни строились вдоль рек, на холмах с белыми церквами на их вершинах, с горящими на солнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном. Избы строились из обтёсанных, некрашеных брёвен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце – как тёплый, светящийся мёд. Всё это знаки обетованного мира. Эти поселения были близки природе, украшали её.
Но человек может портить природу, и этому много примеров. Пригороды застроены разными постройками с огородными участками, не соответствующими эстетическим критериям. В старину деревни имели определённый строй, и несли опыт вековых традиций.

III. Введение в тему: «Образ традиционного русского дома»

Мастер Постройки помогает понять мудрость деревянных построек старой русской архитектуры. Изба – строение лесного края. Мастера строили в основном без гвоздей, топором.

Просмотр презентации «Русские избы» о красоте русского зодчества (Приложение 1 )

IV. Практическая часть

Создавая образ деревни, нужно иметь ввиду богатство деревянного мира: избы, амбары, сараи, риги, бани, мельницы, колодцы, церкви, часовни, ограды, ворота.
Существовало много типов изб: амбары, изба на подклети с «поветью» (второй этаж), крыльцо, гульбище (функция, образ гостеприимства).

Задание: Работа над образом традиционного русского дома – избы.

Просмотр презентации «Деревня» (Приложение 2 )

Показ приёмов работы (на доске) гуашевыми красками, широкие горизонтальные мазки с пробелами изображают бревенчатые стены. Необходимо подобрать характерный цвет дерева: серебристо-серый, золотисто-коричневый. Смежные стены решаются в контрасте. Нужно обратить внимание на то, что окна лучше изображать после того, как будут написаны стены. Резные доски украшений избы изображают контрастным цветом тонкой кистью. В ходе работы решаются задачи изображения пространства, колористической цельности образа.

V. Итог

Рефлексия, вернисаж.

VI. Задание: Подготовка художественных принадлежностей.

Цель: Раскрыть роль ис­кусства в понимании гармоничной связи русского жилья с приро­дой.

Задачи: познакомить учащихся с деревянной храмовой архитектурой; рассмотреть разнообразие сельских дере­вянных построек: избы, ворот, колодцев и т. д.; учить определять средства художественной выразительности, используемые в работах художниками-пейзажистами; развивать конструктивный, графический навыки; воспитывать у детей лю­бовь к природе, художественный вкус, потребность ориентировать­ся на духовные ценности народного искусства; укреплять меж­предметные связи.

Оборудование: фотографии деревянной архитектуры, ансамбля Кижи; репродукции картин Николая Анохина - Уходящая Русь, Фёдора Васильева – Деревня,

Исаака Левитана - Солнечный день.

Ход урока.

І. Организационный момент.

Чтите науки, любите искусства,

Без сожаленья беритесь за труд.

Дети! Тогда благородные чувства

В вас благородную почву найдут!

II. Актуализация знаний:

Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.

Вспомните, в каких местах на Руси строили поселения? (Поселения строились вдоль рек, на равнинах, около леса, на холмах с белыми церквами на их вершинах, с горящими на солнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном)

Как назывались такие поселения одним словом? (деревни)

III. Введение в тему урока.

- Чтобы узнать тему урока, вам нужно прочитать ребус:




(Деревня - деревянный мир)

- Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (ответы детей).

Сегодня мы побываем в русской деревне, познако­мимся с различными видами изб, будем любоваться красотой дере­вянной храмовой архитектуры.

ІV. Беседа по теме урока.

1) - Послушайте отрывок из воспоминаний о детстве Д. Твар­довского:

«У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется еще чувством родины малой, первона­чальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Это малая родина со своим особым обликом, со своей пусть самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детст­ве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем - для всех одна».

С чего начинается Родина, Отчизна? (ответы: с малой родины, с города или деревни, с дома, улицы).

На доске репродукции: АНОХИН Николай - Уходящая Русь ВАСИЛЬЕВ Фёдор - Деревня ЛЕВИТАН Исаак - Солнечный день

2) Художественное слово о родном крае, о русской деревне.

(Учащиеся читают подготовленные дома стихотворения)

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы, там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее.

Н. Языков

Несказанное, синее, нежное....

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное –

Дышит запахом меда и роз.

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась под окном.

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег на плетню.

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

Я люблю этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная мощь,

Наша печь как-то дико и странно

Как о ком-то погибшем, живом.

В завывании дождевом?

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

С. Есенин

Какое чувство объединяет эти художественные произведения? (ответы детей)

Я произнесу слово «деревня».

Что вам представилось? (ответы детей)

- Откройте учебник на стр.20. Рассмотрите картину И. Левитана «Золотая осень»

Какие чувства рождает у вас эта картина?

Где расположено село?

Какое время года изображено на картине? Можно ли сказать, что это золотые дни осени? Почему?

Какое настроение выражено в этой картине?

Можно ли сказать, что пейзаж освещен солнцем? Почему?

Как связан между собой образ русской природы и образ рус­ской деревни?

Какое впечатление создает у вас картина в целом?

Вот вам со словом «деревня» представились сразу дома.

А как назывался раньше «дом»? (ответы детей)

Почему называли «изба»? (Изба – русский срубной дом. Главное место в них занимают печи, поэтому дом называли избами (от слов «истьба», «истопка»- тёплое место)

- Из какого природного материала строились избы? (избы строились из обтёсанных, некрашеных брёвен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце – как тёплый, светящийся мёд. Всё это знаки обетованного мира. Эти поселения были близки природе, украшали её)

Откройте учебник на стр.21. Прочитайте текст учебника.

Почему строения были деревянными? (ответы детей)

Леса в нашей стране занимали огромную территорию. Древесина – это доступный природный материал в конструкции жилища.

А как называли людей, которые занимались строительством домов? (плотники)

Рассмотрите рисунки на стр.21-22. Какие инструменты использовали плотники для строительства избы? (топор, рубанок)

В чём заключалось мастерство построек? (ответы детей)

А можно ли к мастерству отнести украшения построек?

Что украшалось?

Прочитайте текст учебника на стр.23-24.

А какие ещё деревянные сооружения можно увидеть в русской деревне? (колодцы, амбары, клети (где хранили одежду, посуду и т. д), ворота, крыльцо, забор)

Физкультминутка

Нужно ставить новый дом,

Непременно ставить нужно!

Ну-ка сильно, ну-ка дружно

Всех работать мы зовем,

Будем ставить новый дом.

Ряд за рядом бревна

Мы положим ровно!

Вот и печка и труба,

Для крылечка два столба.

Чердачок построим,

Тесом дом покроем,

Ну, готово!

А теперь ставим

Лестницу и дверь.

Окна расписные,

Ставеньки резные.

Щели паклею забьем

И готов наш новый дом!

Учитель демонстрирует фотографии деревянной ар­хитектуры (церкви, соборы, храмы, сделанные из дерева и без единого гвоздя) и ансамбля Кижи.

Красив русский Север. Это край густых лесов, бескрайних озер и чистых прозрачных рек.

Издавна здесь возникали деревни, монастыри, города. Славился Север своими искусными мастерами плотниками. Леса в изобилии поставляли самый доступный материал для строительства - дере­во. Главным инструментом в руках мастера был топор. С его по­мощью оставили крестьянские избы, церкви, боярские хоромы.

Русские мастера умели строить так, что творения их рук каза­лись нераздельными с окружающей природой. Чудом называют Преображенскую церковь, что стоит на острове Кижи в Онежском озере. Смотришь на нее и кажется, что ты находишься в сказке.

Будто мастер вырезал храм из одного целого куска дерева. В постройке нет ни одного гвоздя! Все легкое, невесомое, ажурное: и 22 главки, похожие на луковички, и крылечки с точеными столби­ками.

Вот что рассказывает легенда. Выстроил мастер церковь Пре­ображения, да и забросил свой топор в Онежское озеро, приговари­вая: «Не было и не будет больше такой!»

V. Самостоятельная работа учащихся.

(Дети обсуждают расположение альбомного листа; вспоминают об украшениях изб; о том, что если предмет ближе – он крупнее, дальше – мельче, изображаемые предметы не висят в воздухе; о смешивании красок, для получения нужного цвета и т. д.)

VІ. Выставка и оценка работ.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение)

Гении старого зодчества –

Люди неясной судьбы!

Как твоё имя и отчество,

Проектировщик избы,

Чьею рукою набросана

Скромная смета её?

С бревен состругано, стесано

Славное имя твое!

Что же не врезал ты имени

Хоть в завитушки резьбы?

Господи, сохрани меня!

Разве я жду похвальбы:

Вот вам изба, божий рай - и все!

Что вам до наших имен?

Скромничаешь, притворяешься,

Зодчий забытых времен,

Сруба творец пятистенного,

Окон его слюдяных,

Ты, предваривший Баженова,

Братьев его Весниных!

Леонид Мартынов

VІІ. Итог урока.

Продолжи предложения: Теперь я знаю…….

Теперь я умею…….

На уроке мне было трудно……

На уроке мне понравилось…….

VІІІ. Уборка рабочих мест.

Используемая литература:

1.Учебник «Каждый народ - художник».

2. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе / авт.-сост.

3. Произведения Леонида Мартынова «Гении старого зодчества», С. Есенина «Несказанное, синее, нежное....», Н..Языкова «Мой друг, что может быть милей…», Д. Твар­довский «Воспоминания о детстве».

4. Статьи из интернета.

С чего начинается родина, отчизна?

Правильно, то есть с малой родины.

Тонкие берёзы, русские избы и огороды, обнесённые простеньким плетнём, - всё это такое близкое и родное. Это всё малая родина, о которой с любовью рассказывает в картине -пейзаже "Село Хмелёвка" Н.М.Ромадин.

Николай Михайлович Ромадин родился в 1903 году в семье железнодорожника. С одиннадцати лет стал сам зарабатывать деньги и помогать большой семье. Он одновременно учился и работал. Юношей ушёл добровольцем в Красную армию. Ромадин получил художественное образование в Москве в Высших художественно- технических мастерских. Он написал очень много картин-пейзажей. Все они говорят о глубокой любви художника к русской природе с её широкими далями, многоводными реками, холмами и лесами.

Рассмотрите пейзаж "Село Хмелёвка" Н.М.Ромадина. (слайд 3)

Какие чувства рождает у вас эта картина?

Где расположено село Хмелёвка?

Какое время года изображено на картине? Можно ли сказать, что это золотые дни осени? Почему?

Сравните окраску осеннего леса с окраской воды, берегов и неба. Какое настроение выражено в этой картине?

Почему изменилась окраска дальнего берега реки?

Можно ли сказать, что пейзаж освещён солнцем? Почему?

Как связан между собой образ русской природы и русской деревни?

Какое впечатление создаёт у вас картина в целом?

Художественный язык картины "Село Хмелёвка" очень выразителен. На берегу Волги живописно раскинулось село Хмелёвка, привольно расположившееся среди широких русских просторов. Сизые избы, крытые где тёсом, где соломой, разбросанные по склонам балки, оставляют впечатление какой-то сиротливой и нежной горечи.

Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз.

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом мёда и роз.

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась под окном.

Я люблю этот дом деревянный,

В брёвнах теплилась грозная мощь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

С.Есенин

Центром села всегда оставалась церковь (храм), а в деревне - соответственно часовня. Даже если центром большого села становилась торговая площадь,

то церковь всегда строилась на краю торга. (слайд 4)

Давайте послушаем стихотворение

о храме, которое подготовили ученики нашего класса.

ШАТРОВЫЙ ХРАМ

Венчая живописную вершину,

Возвысившись на острове святом,

Никольский скит, подобно исполину,

Застыл на небосводе голубом.

Шатровый храм стоит так одиноко!

Сверкает златым куполом во тьме

У входа в бухту Ладоги глубокой

Красуется в туманной тишине.

Священный уголок земного рая,

Где вековые сосны до небес,

И плещут волны, скалы омывая,

У пристани стоит поклонный крест.

Мох стелется широкими коврами,

Гармония присутствует во всем,

Порой земли не чувствуешь ногами,

На время забываешь о былом.

Душа найдет здесь полную свободу,

Приобретая веру и покой,

И, вдохновившись дивною природой,

Частичку счастья унесет с собой!

Н. В. Вотинцева

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...