Русские народные сказки бой на калиновом мосту. Калинов мост через реку смородину в славянской мифологии. Калинов мост - что это у славян


Упоминаний о Калиновом мосту сохранилось очень много. Эти названия фигурируют в сказках, былинах, заговорах. «Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой. »

Калинов мост соединяет два мира-мир Живых (Явь) и мир Мертвых (Навь), которые отделяет друг от друга огненная река.О названии его есть множество версий. Одна из самых распространенных говорит, что название его пошло от слов "каленый", от глагола "калить" или "накалять". Если следовать другой версии, то мост перекинутый через Огненную реку, назван так потому, что сам калинового цвета, ярко-красного. Некоторые предполагают, что название пошло от того,что сам мост над Огненной рекой был сплетен из веток калины.

Преодолеть Калинов мост не так-то просто,на пути в царство Мораны сказки часто рисуют самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник - Змей. С этим змеем в сказках и былинах нередко сражаются богатыри и герои. К таким сказаниям можно отнести: «Бой на калиновом мосту».

Константин Васильев. Бой Добрыни на Калиновом мосту. 1969 г.

Кали́нов мост - в русских былинах соединяет берега речки Смородина: на одном берегу - Добро, на противоположном - Зло (в иной трактовке - этот мост соединяет мир живых и мир мертвых) .
Ступившему на Калинов мост - границу, рубеж, уже некогда раздумывать, выбор между Добром и Злом уже предопределён всей предыдущей жизнью. Не случайно Калинов мост в фольклоре - место битв между витязями и нечистой силой.

Его название не имеет ничего общего с калиной-кустарником. В древнерусском языке словом «калина» обозначали нечто, сильно нагретое, раскаленное. Можно только догадываться, из чего на самом деле был сооружен перекинутый через огненную реку мост, но очевидно, что от бушующего внизу пламени он сделался красного каления. Впрочем, в заговорах иногда наряду с названием «калиновый» упоминается и название «медяной» , то есть медный: «течет огненная река, и есть через огненную реку медяной мост» .

Ступившему на Калинов мост — границу, рубеж, уже некогда раздумывать, выбор между Добром и Злом уже предопределён всей предыдущей жизнью. Не случайно Калинов мост в фольклоре — место битв между витязями и нечистой силой.

Смородина (Огненная река) — в славянской мифологии река, отделяющая мир живых от мира мертвых; преграда, которую предстоит преодолеть человеку или его душе по пути на «тот свет» .
Название этой реки произошло не от ягодного кустарника, а от древнерусского слова «смород» . Оно употреблялось на Руси в XI—XVII веках и обозначало сильный, резкий запах, зловоние, смрад. Позднее, когда смысл названия мифической реки забылся, в сказках появилось искаженное и облагороженное название — «Смородина» .

Огненная река Смородина и Калинов мост нередко упоминаются не только в сказках, но и в заговорах. Однако там река чаще называется просто огненной или смоляной, что вполне отвечает ее описаниям в сказках: «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает» . Так «эффектно» гореть может разве что смола. Иногда, особенно в былинах, огненную реку именуют Пучай-рекой, — видимо, оттого, что кипящая поверхность реки клокочет, бурлит, вспучивается.

В сказке: "по всему берегу кости лежат человечьи, все кругом огнем сожжено, вся земля русской кровью полита. У Калинового моста стоит избушка на курьих ножках. "

Древнеславянская богиня Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор» , «морок» , «мрак» , «марево» , «морочить» , «смерть» .Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.

Река Смородина и Калинов мост часто упоминается в славянской мифологии. В сказках и былинах это место сражений богатырей и царевичей со Змием Горынычем и Бабой Ягой, а в исторических преданиях это некий рубеж между двумя мирами Явь и Навь.

Что такое Калинов мост?

Сказки и поверья разных регионов по-разному описывают эту границу между мирами. В западных регионах Калинов мост это:

  • чистилище по которому душа попадает в ;
  • рубеж между владениями смерти (Навь) и живыми людьми (Явь);
  • владения злой силы;
  • царство Морены;
  • место где ведьмы черпают свою силу;
  • путь по которому нечисть приходит в мир людей накануне праздника Ивана Купала.

Древние славяне верили, что только путь по Калиновому мосту определяет, достойна ли душа, попасть в рай или ее место в огненной гиене. Если при жизни душа не жила законом божьим и не придерживалась заповедей, на середине моста ее останавливали бесы и уводили не в Свет, а во Тьму. О том, где точно находится Калинов мост, мифология славян не рассказывает, вся информация сводится к тому, что расположен он на конце света.

Калинов мост - что это у славян?

Славяне верили в то, что Калинов мост это не просто переход между двух миров это место искупления смертельных грехов. Сам мост по преданиям находился не в русских землях, а за тридевять земель в тридесятом царстве. Пантеон Древних Славянских Богов разнообразен, но Морена, во власти которой есть решения забрать жизнь у человека или оставить его на земле, требовала поклонения и личных владений. Калинов мосток это та тропа, по которой богиня Смерти посещает мир живых в поисках новых подданных.


Кто стережет Калинов мост?

Крылатый Змей Горыныч и Калинов мост повязаны между собой. Так, место где расположены речка Смородина и Калинов мост мифология славян называет переходом между мирами, а Змия губителем, ведь на территорию Морены не может пройти тот, кто не закончил свой земной путь. Сам Змий Горыныч тоже не простой персонаж, он:

  • Чудище Трехглавое бессмертное;
  • огнедышащий дракон;
  • страж врат в Навь;
  • цепной пес Морены;
  • похититель красавиц;
  • родственник Бабы Яги.

Где упоминается речка Смородина и Калинов мост, там всегда присутствует Змий Горыныч. В Древней Руси ходили сказки и легенды о том, что богатыри принимали бой с Чудищем и он умертвил немало витязей. Говорят, что площадь перед Калиновым мостом усыпана костями и останками безрассудных смельчаков и «много погубило чудище душ праведных и неправедных», но всегда находился тот, кому удавалось победить Чудище и пройти границу.

Калинов мост - легенда

Калинов мост через реку Смородину имеет богатую историю. В одних источниках сказано, что изначально не было границы миров, но живые и мертвые не придерживались своей территории. Это приводило к тому, что женщины рождали мертвых младенцев от мертвых мужчин, а мертвые женщины уводили в свои владения живых парней и они становились полумертвецами. Полчища таких бродили по территории Явь, и земля под их ступнями пылала адским огнем. Мир живых понемногу приходил в упадок, и взмолились люди к богам великим с просьбой разделить два мира преградой непреодолимой ни для живых, ни для мертвых.

Верховные Боги дали приказ собраться всем живым на одном берегу, а всем мертвым на другом. Было решено вырыть ров между мирами, но, так как нужен был переход в мир мертвых с мира живых, то между сторонами рва был проложен мосток хрупкий. Это сооружение было настолько тонким, что могло выдержать только душу, а не живое тело. Когда строительство было окончено, боги собрали всех полумертвецов и бросили их в ров. Они ходили по кругу, а под их ступнями пылал огонь, вскоре весь ор был охвачен пламенем. Так появилась огненная река, или река Смородина.

Калинов мост - обряд

Калинов мост мифология славян с течением времени сделает частью . Так, на пути похоронной процессии искусственно создавали небольшую лужу, а над ней сооружали из щепок имитацию мостка. Эта кладка символизировала тот самый Калинов мост у славян, который есть последним жизненным рубежом. Верили, что если покойника пронести над символическим мостиком в потусторонний мир, то его душе будет намного легче пройти чистилище и попасть к Богам.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. Была у царицы любимая подружка – попова дочь, была у царицы любимая служанка – Чернавушка. Вот скоро ли долго ли, родилось у каждой по сыну молодцу. У царицы – Иван Царевич, у Поповны – Иван Попович, у Чернавки – Ванюшка – крестьянский сын. Стали ребятки расти не по дням, а по часам. Выросли богатырями могучими.

Вот раз возвращались они с охоты, выбежала царица из горенки, слезами заливается:

Сыны мои милые, напали на нашу страшные враги, змеи лютые, идут на нас через речку Смородину, через чистый Калинов мост. Всех людей кругом в плен взяли, землю разорили, огнём пожгли.

Не плачь, матушка, не пустим мы змея через Калинов мост.

Словом-делом, собрались - поехали.

Приезжают к реке Смородине, видят - всё кругом огнём сожжено, вся земля Русская кровью полита. У Калинова моста стоит избушка на курьих ножках.

Ну, братцы, - говорит Иван-царевич, - тут нам и жить и сторожить, не пускать врагов через Калинов мост. В черед караул держать.

В первую ночь стал сторожить Иван-царевич. Надел он золотые доспехи, взял меч, в дозор отправился. Ждёт — пождёт - тихо на речке Смородине. Лёг Иван-царевич под ракитовый куст, да и заснул богатырским сном. А Ванюшке в избушке не спится, не лежится. Встал Ванюшка, взял дубинку железную, вышел к речке Смородине и видит — под кустом Иван-царевич спит-храпит.

Вдруг в реке воды заволновались, на дубах орлы раскричались: выезжает Чудо-юдо - шестиглавый змей. Как подул на все стороны - на три версты все огнём пожёг! Вступил его конь ногой на Калинов мост. Вскочил тут Ванюшка, размахнулся дубинкой железной - три головы снёс, размахнулся ещё разок - ещё три сшиб. Головы под мост положил, туловище в реку столкнул. Пошёл в избушку да и спать лёг.

Утром-светом вернулся с дозора Иван-царевич. Братья его и спрашивают:

А что, царевич, как ночь прошла?

Тихо, братцы, мимо меня и муха не пролетела. Сидит Ванюшка, помалкивает.

На другую ночь пошёл в дозор Иван-попович. Ждёт — пождёт - тихо на речке Смородине. Лёг Иван-попович под ракитов куст и заснул богатырским сном. Среди ночи взял Ванюшка железную палицу, пошёл на речку Смородину. А у Калинова моста, под кустом, Иван-попович спит-храпит, как лес шумит.

Вдруг в реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались: выезжает Чудо-юдо - девятиглавый змей. Под ним конь споткнулся, ворон на плече встрепенулся, сзади пёс ощетинился. Рассердился девятиглавый змей:

Что ты, собачье мясо, спотыкаешься, ты, воронье перо, трепещешь, ты, пёсья шерсть, щетинишься? Нет для меня на всём свете противника!

Отвечает ему ворон с правого плеча:

Есть на свете тебе противник - русский богатырь, Иван - крестьянский сын.

Иван - крестьянский сын не родился, а если родился, то на войну не сгодился, я его на ладонь посажу, другой прихлопну, только мокренько станет.

Рассердился Ванюшка:

Не хвались, вражья сила! Не поймав ясного сокола, рано перья щипать, не побившись с добрым молодцем, рано хвастаться.

Вот сошлись они, ударились - только земля кругом застонала. Чудо-юдо - девятиглавый змей Ивана по щиколотку в землю вбил. Разгорячился Ванюшка, разошёлся, размахнулся дубинкой - три головы змея, как кочны капусты, снёс.

Стой, Иван - крестьянский сын, дай мне, Чудо-юдо, роздыху!

Какой тебе роздых, вражья сила! У тебя девять голов - у меня одна!

Размахнулся Иванушка - ещё три головы снёс, а Чудо-юдо ударил Ивана - по колена в землю вогнал. Тут Ванюшка изловчился, захватил горсть земли и бросил Змею в глаза.

Пока Змей глаза протирал, брови прочищал, Иван - крестьянский сын сшиб ему последние три головы. Головы под мост положил, туловище в воду бросил.

Утром-светом вернулся с дозора Иван-попович, спрашивают его братья:

А что, попович, как ночь прошла?

Тихо, братцы, только комар над ухом пищал.

Тут Ванюшка повёл их на Калинов мост, показал им змеиные головы.

Эх вы, сони непробудные, разве вам воевать? Вам бы дома на печи лежать!

На третью ночь собирается в дозор Ванюшка. Обувает сапоги яловые, надевает рукавицы пеньковые, старшим братьям наказывает:

Братья милые, я на страшный бой иду, лежите - спите, моего крика слушайте.

Вот стоит Ванюшка у Калинова моста, за ним земля Русская. Прошло время за полночь, на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались. Выезжает Змей Горыныч, Чудо-юдо двенадцатиглавое. Каждая голова своим напевом поёт, из ноздрей пламя пышет, изо рта дым валит. Конь под ним о двенадцати крылах. Шерсть у коня железная, хвост и грива огненные.

Въехал Змей на Калинов мост. Тут под ним конь споткнулся, ворон встрепенулся, сзади пёс ощетинился. Чудо-юдо коня плёткой по бёдрам, ворона - по перьям, пса - по ушам.

Что ты, собачье мясо, спотыкаешься, ты, воронье перо, трепещешь, ты, пёсья шерсть, щетинишься? Али вы думаете, Иван - крестьянский сын здесь? Да если он народился, да и на войну сгодился, я только дуну - от него прах останется!

Рассердился тут Ванюшка, выскочил:

Не побившись с добрым молодцем, рано, Чудо-юдо, хвастаешь!

Размахнулся Ванюшка, сбил Змею три головы, а Змей его по щиколотку в землю вогнал, подхватил свои три головы, чиркнул по ним огненным пальцем - все головы приросли, будто век не падали. Дыхнул на Русь огнём - на три версты всё поджёг кругом. Видит Ванюшка - плохо дело, схватил камешек, бросил в избушку - братьям знак подать. Все окошечки вылетели, ставенки в щепы разнеслись - спят братья, не слышат.

Собрал силы Ванюшка, размахнулся дубиной - сбил Змею шесть голов. Змей огненным пальцем чиркнул - приросли головы, будто век не падали, а сам Ванюшку по колена в землю вбил. Дыхнул огнём - на шесть вёрст Русскую землю сжёг.

Снял Ванюша пояс кованый, бросил в избушку - братьям знак подать. Разошлась крыша тесовая, подкатились ступеньки дубовые - спят братья, храпят, как лес шумит.

Собрал Ванюшка последние силы, размахнулся дубинкой, сшиб Змею девять голов. Вся сыра земля дрогнула, вода всколебалася, орлы с дубов попадали. Змей Горыныч подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем - приросли головы, будто век не падали, а сам Ванюшку по пояс в землю вогнал. Дыхнул огнём - на двенадцать вёрст Русскую землю сжёг.

Снял Ванюшка рукавицу пеньковую, бросил в избушку - братьям знак подать. Раскатилась избушка по брёвнышку. Проснулись братья, выскочили. Видят: вздыбилась речка Смородина, с Калинова моста кровь бежит, на Русской земле стон стоит, на чужой земле ворон каркает. Бросились братья на помощь Ванюшке. Пошёл тут богатырский бой. Чудо-юдо огнём палит, дымом дымит. Иван-царевич мечом бьёт, Иван-попович копьём колет. Земля стонет, вода кипит, ворон каркает, пёс воет.

Изловчился Ванюшка и отсёк Змею огненный палец. Тут уж стали братья бить-колотить, отсекли Змею все двенадцать голов, туловище в воду бросили.

Отстояли Калинов мост.

Наталия Александровна ДУНИНА - учитель средней школы № 6 г. Самары, отличник народного образования.

Художественный мир сказки «Бой на Калиновом мосту»

У рок проводится, когда у учеников уже есть начальные сведения о поэтике фольклора и в частности сказки, когда сказка уже прочитана ребятами. У каждого ученика должен быть листочек с начерченным на нём кругом, такой же круг начерчен на доске. Кроме того, отдельная группа пятиклассников приготовила рисунки, которые мы будем прикреплять на доске во время анализа сказки.

Из учащихся класса сформированы группы художников, лингвистов, теоретиков.

I. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы будем исследовать художественный мир фольклорной сказки «Бой на Калиновом мосту». Главная наша задача - посмотреть, как в этой сказке действуют законы жанра. Давайте для начала вспомним, что нам известно о фольклорной сказке.

II. Повторение

1. Записать на доске схему возможного построения любой сказки (зачин-экспозиция-завязка-кульминация-развязка-постпозиция-исход) .

2. Скажите, что такое фольклорная сказка.

(Сказка - это занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Это эпический жанр, имеющий специфические черты. В нём, как и в других фольклорных произведениях, отразился народный идеал.)

3. Мы уже не раз говорили о слове идеал. Вспомним, что оно обозначает.

(Образец, то, к чему надо стремиться.)

4. У нас на уроке работает лингвистическая группа, которая выписывала из толкового словаря значения некоторых слов. В течение урока ребята будут давать их объяснение. Сейчас они нам скажут, каково значение слова идеал.

(Идеал - высшая цель, совершенный образец, воплощение каких-либо достоинств.)

5. А.С. Пушкин сказал о сказках: “Что за золото, что за прелесть эти сказки!” Наверное, он имел в виду и художественное совершенство их. Мы можем сказать, что в них звучит поэтическое, художественное слово. Что же такое поэтическое слово?

(Оно воздействует на чувства и воображение в первую очередь.)

6. Мы будем говорить о художественном мире сказки. Что такое художественный мир и что включает в себя это понятие?

(Художественный мир - вымышленный писателем мир. В данном случае это вымышленный народом мир. Включает художественное время, пространство, персонажей и т.д.)

III. Определение задач для учащихся

Ребята, у каждого из вас есть листочки с начерченным на них кругом. Сейчас мы будем их заполнять, а на доске это сделают теоретики. (Теоретики кратко записывают на доске основные законы построения сказки, которые мы в процессе работы будем называть. Все остальные не только рисуют схему, но и самостоятельно записывают на этом же листочке основные черты характера героя и антигероя.)

IV. Работа по теме

1. Мы сказали, что художественный мир любого произведения включает в себя художественное пространство. С него и начнём. Одна из особенностей волшебной сказки - двоемирие. Докажите это.

(Действие начинается там, где живёт герой, а затем он переносится в иной мир - мир антигероя. Значит, мы можем сказать, что есть мир героя и мир антигероя.)

2. Что разделяет эти два мира в сказке «Бой на Калиновом мосту»? Где происходят основные события?

(На границе - Калинов мост.)

(Дети на схемах отмечают: мир героя, чужой мир, проводят границу между ними и делают соответствующую надпись.)

3. Как называется такой художественный приём в построении художественного пространства сказки?

(“Антитеза в построении художественного пространства” - записывают теоретики.)

4. Что можете сказать о построении системы персонажей в сказке?

(Используется антитеза. Всегда есть главный герой, вокруг него разворачивается действие. Главным героем является или младший брат, или глупый, или бедный. Здесь - крестьянский сын.)

(Теоретики продолжают запись: и в системе персонажей. Главный герой - бедный человек.)

5. Посмотрим на схему построения сказки на доске. Правильна ли она? Дайте пояснение.

(Сюжет в любой сказке развивается последовательно, то есть события развиваются по цепочке, как бы следуют за героем. Не допускается нарушение последовательности.)

(Теоретики записывают: сюжет сказки развивается последовательно.)

6. Какова же экспозиция сказки? Перескажите кратко.

7. Какой ещё закон начинает действовать уже в начале сказки?

(Закон троичности - записывают теоретики.)

8. Что же мы отметим в схеме там, где изображается “свой” мир героя?

(Иван-царевич, Иван-попович, Иван - крестьянский сын.)

9. Найдите цитату, обозначающую завязку основного конфликта сказки.

(“Сыны мои милые…”)

10. Так что же нужно, чтобы герой покинул свой мир?

(Событие, беда - обозначим в схеме её крестиком. Причина здесь: известие о змеях, напавших на Русь.)

11. Забегая вперёд, скажем, что же увидели персонажи на границе - Калиновом мосту.

(Земля сожжена, много лежит костей человеческих, земля пропиталась русской кровью.)

12. Итак, герой выезжает из своего мира, имея определённую цель. Какова же она? Прочитайте.

(“Не плачь, матушка, отстоим мы речку Смородину, не пустим змея через Калинов мост” - то есть защита Родины от врагов. Задача благородная, патриотическая.)

13. Вопрос к лингвистической группе: кто такой патриот?

(Патриот - человек, любящий своё отечество, преданный своему народу.)

14. Только ли Иван - крестьянский сын поставил перед собой цель защитить родину?

(Все обещают отстоять государство, не пустить врага через Калинов мост.)

15. Кто, как правило, является пограничником на границе двух миров? Есть ли он в этой сказке?

(Только упоминается избушка на курьих ножках. Рисуем её в схеме, а на доске прикрепляем рисунок.)

16. Как продолжает действовать закон троичности?

(Герою приходится выдержать три сражения.)

17. Расскажите о первом сражении и сделайте вывод.

(Сражение трудное, но Иван победил.)

18. Обозначим его маленьким крестиком в схеме и сделаем соответствующую надпись.

19. Перечитаем в лицах описание второго сражения. Подумаем, какое качество характера помогло герою победить на этот раз.

(Дракон более страшный, сильный, хвастливый, а Иван проявил не только силу, но и хитрость.)

20. Какой момент является кульминационным?

(Сражение с двенадцатиголовым змеем.)

21. Почему Иван рассказал Ивану-поповичу и Ивану-царевичу о своих победах только перед третьим сражением? Какая черта характера ему свойственна?

(Во-первых, не хотел хвастаться, во-вторых, понимает, что настал решительный момент, когда нужна помощь.)

22. Какие поэтические приёмы запишут теоретики?

(Повтор ситуаций. Приём градации в изображении событий.)

23. Прочитаем, как изображён третий противник Ивана. Почему он так страшен?

(Доказать, во-первых, что Ивану нужна помощь; во-вторых, чем сильнее, опаснее, страшнее противник, тем более почётен подвиг победителя, то есть увеличивается ценность очередной победы, испытания.)

24. Перечитаем эпизод, где братья действуют сообща, и подумаем, как передаётся напряжённость обстановки, быстрота действия.

(Короткие, нераспространённые предложения. Допускается перестановка слов - инверсия.)

25. Докажите, что в этой сказке, как и в других, граница между миром природы и миром людей отсутствует.

(Иван - крестьянский сын превращается в мушку и летит в змеиное царство узнать, нет ли ещё каких врагов.)

26. Не забудьте записать, какая черта характера Ивана здесь проявляется. Если забыли, как она называется, посмотрите на доску, где нашими лексикологами записаны слова.

(Предусмотрительность - умение предвидеть возможные события в будущем.)

27. Сколько же испытаний ещё ждёт Иванов? Зачем герои прошли и через них?

(Прикалываем рисунки к доске, ученики делают запись в схеме. В свой мир герои должны возвратиться изменившимися, набравшимися опыта, преодолевшими соблазны.)

28. Докажите текстом, что Иван-царевич и Иван-попович кое-чему научились в это время.

(“Братья так и ахнули…” Когда были два соблазна, они сердились, злобились. Понимали опасность, только когда Иван уничтожил яблоню и колодец. Теперь они тоже действуют.)

29. Враги побеждены, убиты, их помощники тоже. Но почему сказка на этом не заканчивается? Что ещё должны сделать герои?

(Надо уничтожить зло до основания. Поэтому сжигают змеев дворец, а потом возвращаются в свой мир. Все делают обозначения в схеме, теоретики пишут, что в сказках добро побеждает зло.)

V. Подведение итогов

1. Какова же главная тема сказки?

2. Какова её главная мысль?

(Человек должен любить и защищать родину.)

3. О каких приёмах создания художественного мира сказки мы сегодня говорили? (Проверим записи теоретиков).

4. Какие приёмы не назвали, но знаем о них?

(Одушевление предметного мира, словесные повторы, особенности языка сказки.)

5. Какими же чертами характера наделён главный герой сказки? Что вы записали?

(Ум, хитрость, самоотверженность, патриотизм, предусмотрительность, осторожность, инициативность, благородство, скромность, стойкость.)

6. Эти черты свойственны только герою этой сказки?

(Нет, они типичны для героя любой фольклорной сказки.)

7. Соответствует ли этот народный идеал глубокой древности современному, вашему идеалу?

(Существуют ценности вечные, которые человечество практически не меняет.)

8. Каковы черты отрицательных персонажей?

(Жестокость, злоба, хвастовство, самонадеянность, хитрость, коварство, мнимая сила.)

9. Каков же народный идеал, воплощённый в сказке?

(Всегда будут на Руси люди, которые смогут дать отпор, победить любого врага, - воины, защитники.)

VI. Домашнее задание. Придумать продолжение сказки, изменив сюжетный ход: Иваны поехали ко дворцу, не узнав о замысле жён змеев.

В конце урока у нас должна появиться схема, которой учащиеся пользуются в дальнейшем при анализе фольклорных сказок. Она же помогает нам сравнить фольклорные сказки с литературными.

Русская народная сказка Бой на Калиновом мосту

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. Была у царицы любимая подружка – попова дочь, была у царицы любимая служанка – Чернавушка. Вот скоро ли долго ли, родилось у каждой по сыну молодцу. У царицы – Иван Царевич, у Поповны – Иван Попович, у Чернавки – Ванюшка – крестьянский сын. Стали ребятки расти не по дням, а по часам. Выросли богатырями могучими.

Вот раз возвращались они с охоты, выбежала царица из горенки, слезами заливается:

Сыны мои милые, напали на нашу страшные враги, змеи лютые, идут на нас через речку Смородину, через чистый Калинов мост. Всех людей кругом в плен взяли, землю разорили, огнём пожгли.

Не плачь, матушка, не пустим мы змея через Калинов мост.

Словом-делом, собрались - поехали.

Приезжают к реке Смородине, видят - всё кругом огнём сожжено, вся земля Русская кровью полита. У Калинова моста стоит избушка на курьих ножках.

Ну, братцы, - говорит Иван-царевич, - тут нам и жить и сторожить, не пускать врагов через Калинов мост. В черед караул держать.

В первую ночь стал сторожить Иван-царевич. Надел он золотые доспехи, взял меч, в дозор отправился. Ждёт - пождёт - тихо на речке Смородине. Лёг Иван-царевич под ракитовый куст, да и заснул богатырским сном. А Ванюшке в избушке не спится, не лежится. Встал Ванюшка, взял дубинку железную, вышел к речке Смородине и видит - под кустом Иван-царевич спит-храпит.

Вдруг в реке воды заволновались, на дубах орлы раскричались: выезжает Чудо-юдо - шестиглавый змей. Как подул на все стороны - на три версты все огнём пожёг! Вступил его конь ногой на Калинов мост. Вскочил тут Ванюшка, размахнулся дубинкой железной - три головы снёс, размахнулся ещё разок - ещё три сшиб. Головы под мост положил, туловище в реку столкнул. Пошёл в избушку да и спать лёг.

Утром-светом вернулся с дозора Иван-царевич. Братья его и спрашивают:

А что, царевич, как ночь прошла?

Тихо, братцы, мимо меня и муха не пролетела. Сидит Ванюшка, помалкивает.

На другую ночь пошёл в дозор Иван-попович. Ждёт - пождёт - тихо на речке Смородине. Лёг Иван-попович под ракитов куст и заснул богатырским сном. Среди ночи взял Ванюшка железную палицу, пошёл на речку Смородину. А у Калинова моста, под кустом, Иван-попович спит-храпит, как лес шумит.

Вдруг в реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались: выезжает Чудо-юдо - девятиглавый змей. Под ним конь споткнулся, ворон на плече встрепенулся, сзади пёс ощетинился. Рассердился девятиглавый змей:

Что ты, собачье мясо, спотыкаешься, ты, воронье перо, трепещешь, ты, пёсья шерсть, щетинишься? Нет для меня на всём свете противника!

Отвечает ему ворон с правого плеча:

Есть на свете тебе противник - русский богатырь, Иван - крестьянский сын.

Иван - крестьянский сын не родился, а если родился, то на войну не сгодился, я его на ладонь посажу, другой прихлопну, только мокренько станет.

Рассердился Ванюшка:

Не хвались, вражья сила! Не поймав ясного сокола, рано перья щипать, не побившись с добрым молодцем, рано хвастаться.

Вот сошлись они, ударились - только земля кругом застонала. Чудо-юдо - девятиглавый змей Ивана по щиколотку в землю вбил. Разгорячился Ванюшка, разошёлся, размахнулся дубинкой - три головы змея, как кочны капусты, снёс.

Стой, Иван - крестьянский сын, дай мне, Чудо-юдо, роздыху!

Какой тебе роздых, вражья сила! У тебя девять голов - у меня одна!

Размахнулся Иванушка - ещё три головы снёс, а Чудо-юдо ударил Ивана - по колена в землю вогнал. Тут Ванюшка изловчился, захватил горсть земли и бросил Змею в глаза.

Пока Змей глаза протирал, брови прочищал, Иван - крестьянский сын сшиб ему последние три головы. Головы под мост положил, туловище в воду бросил.

Утром-светом вернулся с дозора Иван-попович, спрашивают его братья:

А что, попович, как ночь прошла?

Тихо, братцы, только комар над ухом пищал.

Тут Ванюшка повёл их на Калинов мост, показал им змеиные головы.

Эх вы, сони непробудные, разве вам воевать? Вам бы дома на печи лежать!

На третью ночь собирается в дозор Ванюшка. Обувает сапоги яловые, надевает рукавицы пеньковые, старшим братьям наказывает:

Братья милые, я на страшный бой иду, лежите - спите, моего крика слушайте.

Вот стоит Ванюшка у Калинова моста, за ним земля Русская. Прошло время за полночь, на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались. Выезжает Змей Горыныч, Чудо-юдо двенадцатиглавое. Каждая голова своим напевом поёт, из ноздрей пламя пышет, изо рта дым валит. Конь под ним о двенадцати крылах. Шерсть у коня железная, хвост и грива огненные.

Въехал Змей на Калинов мост. Тут под ним конь споткнулся, ворон встрепенулся, сзади пёс ощетинился. Чудо-юдо коня плёткой по бёдрам, ворона - по перьям, пса - по ушам.

Что ты, собачье мясо, спотыкаешься, ты, воронье перо, трепещешь, ты, пёсья шерсть, щетинишься? Али вы думаете, Иван - крестьянский сын здесь? Да если он народился, да и на войну сгодился, я только дуну - от него прах останется!

Рассердился тут Ванюшка, выскочил:

Не побившись с добрым молодцем, рано, Чудо-юдо, хвастаешь!

Размахнулся Ванюшка, сбил Змею три головы, а Змей его по щиколотку в землю вогнал, подхватил свои три головы, чиркнул по ним огненным пальцем - все головы приросли, будто век не падали. Дыхнул на Русь огнём - на три версты всё поджёг кругом. Видит Ванюшка - плохо дело, схватил камешек, бросил в избушку - братьям знак подать. Все окошечки вылетели, ставенки в щепы разнеслись - спят братья, не слышат.

Собрал силы Ванюшка, размахнулся дубиной - сбил Змею шесть голов. Змей огненным пальцем чиркнул - приросли головы, будто век не падали, а сам Ванюшку по колена в землю вбил. Дыхнул огнём - на шесть вёрст Русскую землю сжёг.

Снял Ванюша пояс кованый, бросил в избушку - братьям знак подать. Разошлась крыша тесовая, подкатились ступеньки дубовые - спят братья, храпят, как лес шумит.

Собрал Ванюшка последние силы, размахнулся дубинкой, сшиб Змею девять голов. Вся сыра земля дрогнула, вода всколебалася, орлы с дубов попадали. Змей Горыныч подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем - приросли головы, будто век не падали, а сам Ванюшку по пояс в землю вогнал. Дыхнул огнём - на двенадцать вёрст Русскую землю сжёг.

Снял Ванюшка рукавицу пеньковую, бросил в избушку - братьям знак подать. Раскатилась избушка по брёвнышку. Проснулись братья, выскочили. Видят: вздыбилась речка Смородина, с Калинова моста кровь бежит, на Русской земле стон стоит, на чужой земле ворон каркает. Бросились братья на помощь Ванюшке. Пошёл тут богатырский бой. Чудо-юдо огнём палит, дымом дымит. Иван-царевич мечом бьёт, Иван-попович копьём колет. Земля стонет, вода кипит, ворон каркает, пёс воет.

Изловчился Ванюшка и отсёк Змею огненный палец. Тут уж стали братья бить-колотить, отсекли Змею все двенадцать голов, туловище в воду бросили.

Отстояли Калинов мост.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...