Самовыражение. Способы самовыражения человека. Об искусстве и самовыражении Проблемы с самовыражением


Искусство - один из способов познания мира. Ни один из других способов не дает целостного представления о всей действительности как искусство. Такую единую картину мира создают философские науки в виде самых общих законов природы, общества и человеческого мышления.

Искусство, как и философия, отражает действительность целостно, но в отличие от философии - не в виде общих законов мира, а в многообразии их жизненных проявлений.

Своим познавательным аспектом искусство близко к конкретным наукам, целостным осмыслением мира - сродни философии, оценочным отношением к действительности - сходно с идеологией. Искусство дает человеку целостный опыт жизни, в конкретно - чувственных формах, опыт концентрированный и оттрактованный.

Искусство - сфера активного формирования мировоззрения, нравственности и эмоциональной чуткости человека.

Искусство по Аристотелю это воплощение единства познавательно-эмоционального и воспитательного. Именно гармоническое взаимоотношение познавательного с воспитательным в искусстве и является фактором, обусловливающим самопознание человеком смысла своего бытия, являющимся необходимым условием всестороннего развития личности.

Искусство, в самом деле, и «учебник жизни», и форма отдыха, рекреации, восстановления духовных и физических сил. В общении человека с искусством всякий раз одновременно идет и «формирующий» и «восстано вительный» процесс.

Духовные потребности - сложное социально-психологическое образование.

Искусство как особый орган культуры возникает из духовных потребностей и культивирует у людей чувство жизненной полноты.

Искусство требует той работы духа, которая связана с большой самоотдачей, оно заставляет заглянуть в глубины бытия, призывает к ответу за сделанное, показывает бездны человеческого падения и несовершенства; непредвиденность несчастья, кровавый фарс войны. Сила большого, гуманистического искусства в том, что оно провидит смысл в кажущейся бессмыслице, порядок - в беспорядке, гармонию - в дисгармонии, человечность - в кажущейся бесчеловечности. . Искусство стоит на страже определенного духовного равновесия личности, охраняя гармонию природного и социального в человеке, рационального и эмоционального, общечеловеческого и индивидуально-неповторимого.

Искусство призвано «открыть им непостижимое сокровище жизни» (М.М.Пришвин) и «дать рост жизненным силам» (Б.В.Асафьев). Чувство жизни - это, может быть, основное и главное. Даже такие понятия, как красота и идеал, являются в известном смысле производными от него. Л.Н.Толстой писал: «Красота... никак не может служить основанием искусства». То есть, искусство, по Толстому, глубже и шире красоты.

Гете также не отождествлял искусство и красоту. Предостерегая от «расслабляющего учения любителей красивости», он писал: «Искусство творчески проявляет себя задолго до того, как оно становится красивым, и это тем не менее подлинное великое искусство, часто более подлинное и значительное, чем искусство красивое».

Трансформируя жизненное содержание в художественный образ, искусство видит свой смысл и свое значение в том, чтобы его устами заговорила сама жизнь, раскрывая сокровенные и пленительные тайны бытия, выявляя его глубинные тенденции, сдвиги и устремления.

Чтобы стать членом определенного социума, гражданином, человеку мало усвоить самые общие законы, ему необходимо знать Жизнь «во плоти и крови», иначе он не сможет по-настоящему ориентироваться в мире, действовать сознательно и продуктивно.

Важнейший источник познания «плоти и крови» жизни – собственный социальный опыт человека. Однако жизненный опыт чреват ошибками. Самый лучший способ обогащения и коррекции жизненного опыта отдельного человека - искусство, стало средством сохранения и передачи опыта человечества, рационального и эмоционального.

На начальном этапе процесса воздействия искусства происходит восприятие реципиентом целостных образов действительности. Искусство, в той мере, в какой человеку удается осваивать эти образы, влияет на его познавательный, ценностно-ориентационный, созидательный, коммуникативный потенциалы, но процесс не заканчивается формированием личностных потенциалов. На конечном этапе вновь возникает целостный образ - теперь уже это некий интегральный образ каждого отдельного человека.

«Цепь» воздействия искусства на человека, следовательно, такова: искусство - развитие художественного потенциала - формирование познавательного, созидательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного потенциалов- становление «образа человека»-реализация этого образа в социальных ролях.

Восприятие искусства требует специальной и напряженной затраты духовной энергии, работы воображения и фантазии, определенной художественной образованности, знания языка отдельных видов и жанров искусства, понимания его условности и специфики.

Художник не только познает жизнь, но и оценивает ее в свете своего эстетического идеала, так как задача искусства - обогащать человека опытом, одновременно социализируя индивида. Художника тревожат судьбы человека и человечества, так как он находится в центре идейной жизни и современной ему идеологической борьбы.

Воспроизводя жизнь, художник не фотографирует, а, как говорил Г.Гегель «удваивает» ее, создает так называемую «вторую действительность», в которой отражается «первая», реальная. Умение понять, что художник хотел сказать в своей «второй» действительности о «первой», составляет основу художественного вкуса человека.

Искусство не только отражает, но и творит действительность с помощью художественного воображения. Творческое воображение художника, его фантазия, в созидаемых им образах отдаляется от жизни для того, чтобы приблизиться к ней и овладеть ею. В произведениях искусства познается и оценивается жизнь и ее ценности.

Направленность на внутренний мир человека - стержневая основа искусства. Изображение внешнего мира для него не является самоцелью, а приближает к человеческому бытию. Художественная правда, не просто соответствие действительности, а выше ее, поскольку включает идеал. Приближение к жизнеутверждающему идеалу обусловливает притягательную силу искусства. Разумеется, художественная сфера развивается полнокровно, плодотворно, взаимодействуя с другими формами общественного сознания. Особенно тесная связь проявляется здесь с моралью, нравственностью. Как известно, искусство имеет гуманистическое предназначение, служит нравственному возрождению, приобщая к прекрасному. Слияние особо познавательной деятельности с оценивающе-воспитательной обусловливает специфическое, неповторимое своеобразие искусства. Ныне как никогда возрастает его роль в духовно-нравственном обновлении человеческой личности.

Каждое искусство все же имеет свои преимущества перед другими искусствами в изображении определенных сторон жизни под своим, свойственным ему углом зрения. Так, например, ни одно искусство не может передать всю многокрасочность природы с такой художественной силой, как это делает живопись. Но живопись при всей своей эмоциональности, очевидно, уступает музыке в способности непосредственного выражения человеческого чувства, переживания. Как ни широки возможности литературы, оно все же не может дать зримую картину изображаемых ею событий, как это делает искусство слова, оно не обладает возможностями пантомимы, а живой человек на сцене не может порой представить зрителю жизненные явления, которые подвластны театру марионеток. Если бы поэзия обладала теми же возможностями что и музыка, а хореография - возможностями литературы, тогда не было бы нужды в существовании различных искусств.

Художественно-образное отражение в человеческом сознании всего богатства жизни во всех ее связях и опосредствованиях реализуются через совокупность отдельных видов искусства - живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, кино и т.д.

Значение различных видов искусства определяется, тем, что каждый из них с особой глубиной и наглядностью воспроизводит определенные стороны действительности, с особой остротой выражает те или другие аспекты нашего эстетического отношения к ней.

Художники, творящие в различных видах искусства, пользуются различным материалом или различными средствами воплощения своих образных представлений о действительности. Так, в живописи эстетическое восприятие действительности раскрывается в зрительно воспринимаемых образах. В литературе - через слово. В театре сам живой человек - актер воплощает в своей игре образ героя, «заданный» в драматургическом тексте. Но при всем различии отдельных искусств все они отражают жизнь и выражают мировоззрение людей определенной страны и эпохи. Следовательно, каковы бы ни были различия в объектах отражения, в способах художественного воплощения действительности, отдельные виды искусства едины по своему основному идейному содержанию, по своей общей эстетической направленности, едины, но не тождественны.

Все виды искусства, выражая одно и то же мировоззрение и определенную совокупность эстетических представлений, вместе с тем как бы дополняют друг друга благодаря своеобразию художественных возможностей каждого.

Понимание своеобразия художественных возможностей каждого вида искусства, его особого места и роли в сложной совокупности искусства, образующих художественную культуру эпохи, имеет большое значение.

Идейно-эстетическое содержание видов искусства определяется общественным сознанием, обуславливается стремлением к отражению и переживанию реальной действительности во всей ее цельности и многогранности. В своеобразии же отдельных искусств большую роль играют особенности различных чувств человека.

Каждое искусство неповторимо, и у каждого искусства есть свои истины. Первичной ценностью искусства является человек, развитие его личности и свободы. Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных видов искусства. Каждое из этих видов обладает своей «специализированной» смысловой и символической системой. Мы охарактеризуем каждый вид искусства в отдельности и его роль в становлении личности, ибо в каждой из них по-своему выражается суть человеческого бытия.

Обратимся к одной из наиболее приемлемой классификации, которая охватывает 14 видов искусств. Все они делятся на 3 группы. Первую группу составляют пространственные или статические, воспринимающиеся зрением: архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, художественная фотография. Ко второй группе относятся временные или динамические, воспринимающиеся слухом: художественная литература, музыка. Третью группу образуют пространственно-временные или синтетические, воспринимающиеся зрением и слухом одновременно: театр, кино, хореография, телевидение, эстрада, цирк.

Таким образом, искусство - сложное и многообразное явление. И с каким бы определением мы не подошли к искусству, всегда увидим, что оно заключает в себе нечто, что отличается от простой передачи чувства. Искусство есть важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни.

Искусство является главным, наиболее могущественным и всесторонним средством эстетического воспитания. Оно является той специальной деятельностью, которая призвана формировать человека эстетически и тем воспитывать его всесторонне.

Воздействуя на чувства людей, искусство углубляет и направляет эти чувства. Оно учит верной эмоциональной реакции на вещи, события, поступки. Оно помогает любить достойное и ненавидеть все, что принижает человека и тянет его назад. Оно формирует симпатии и антипатии. А все это важно людям не только для их художественной деятельности и для понимания искусства, но важно прежде всего в самой жизни, в любой его сфере. Искусство в этом отношении развивает не только художественные, но и универсальные способности людей.

В наше сложное время, когда наблюдается процесс отчуждения личности, искусство призвано раскрыть все свои реальные и потенциальные возможности. Ибо подлинное искусство противостоит неорганизованности и хаосу, оно помогает человеку гармонизировать мир и себя. Искусство гармонизирует природное и социальное в человеке, предохраняет человеческое "я" от стандартизации, с одной стороны, и от духовной изоляции от общества - с другой. Оно выражает тот духовный максимум культуры, который достигнут человеком в преодолении приводно-стихийного, грубо физиологического начала, вместе с тем оно не перестает напоминать человеку о вечных гармониях природы, разрыв с которой грозит ему бедствиями.

Социальной стадности оно противопоставляет гуманную, социальную общность, индивидуализму - развитую личность, чувствующую свою ответственность перед обществом, чрезмерному рационализму – значение непосредственного ощущения жизни. Искусство демонстрирует противоречивую борьбу разных мотивов в поведении человека, дает им высшую нравственно-эстетическую оценку, раскрывает их социальную и психологическую природу.

В наш век "переплавки человека" искусство скажет самое веское и решающее слово.

В нашей статье мы поговорим про самовыражение. Это очень интересная тема, затрагивающая целый ряд вопросов. В самом деле, почему людям так важно иметь возможность самовыразиться? Для чего это делается, для кого, в каких формах, отчего многие индивидуумы стесняются продемонстрировать миру свою индивидуальность и от этого испытывают вполне ощутимые страдания? В конце концов, что именно мы должны понимать под термином "самовыражение"? Давайте попробуем разобраться с возникающими вопросами.

Самовыражение - это что?

Хотелось бы дать определение одной фразой, но, видимо, так не получится, потому что даже лаконичные и обычно немногословные словари, сталкиваясь с данным понятием, становятся многоречивыми.

Можно сказать, что самовыражение человека - это его попытки выразить свой внутренний мир в каких-то внешних проявлениях. Когда через действия, слова, поступки и т. д. происходит внешняя актуализация невидимого внутреннего содержания (собственных индивидуальных убеждений, чувств, установок и т. д.). Причем зачастую это может носить характер вызова или протеста (чаще всего так бывает у подростков). Самовыражение личности являет собой акт свободы, ее важным качеством является не рациональная осознанность, а спонтанность.

Почему возникает потребность в самовыражении?

Мы живем в очень непростом мире. Жизнь накладывает на человека массу ограничений: моральных, религиозных, общественных и т. д. Если бы этого не было, человечество, скорее всего, давно бы уже перестало существовать. Но люди не могут превратиться в инертную серую массу, озабоченную лишь проблемами собственного выживания. К счастью, мы наделены индивидуальностью, которая делает каждого неповторимым, единственным в своем роде. Стоит ли удивляться, что многие хотят продемонстрировать окружающим свою нестандартность.

Существует точка зрения, что самовыражение - это один из самых доступных и мощных способов почувствовать себя счастливым и свободным, заявить миру о своем существовании, как-то выделиться из огромной толпы себе подобных, раскрыть заложенный в себе творческий потенциал. Самовыражение способно давать разрядку от усталости и негативных эмоций, поднимать самооценку, укреплять веру в собственные силы, закалять характер и развивать независимость от чужого мнения.

Различные способы и формы самовыражения

Наверное, невозможно было бы перечислить все способы и приемы, при помощи которых люди могут проявлять собственную оригинальность. Мы попытаемся выделить наиболее распространенные, типичные формы самовыражения, существующие в наше время:

1. Самовыражение в творчестве. Существует множество видов творчества, где можно проявить свое внутреннее "я":

  • изобразительное искусство (живопись, лепка, рисование, мозаика и т. д.);
  • музыкальная форма самовыражения (вокал, балет, современные танцы, сочинение музыки или же ее исполнение);
  • литературная деятельность (проза и стихи, ведение личных дневников и блогов в интернете);
  • прочие направления (пантомима, театр и т. д.)

2. Самовыражение в какой-либо деятельности:

  • в спортивных достижениях;
  • учебе;
  • профессиональной деятельности;
  • осуществлении каких-либо собственных проектов (бизнес-идей).

3. Внешнее средство самовыражения (форма, наиболее присущая людям молодым и подросткам):

  • эксцентричная одежда;
  • татуировки;
  • окрашивание волос в необычные цвета, креативные прически;
  • пирсинг;
  • шрамирование;
  • необычный, вызывающий макияж;
  • изменение внешнего облика при помощи пластической хирургии.

Самовыражение в подростковом возрасте

Вступая в подростковый возраст, многие дети становятся неуправляемыми бунтарями. Родители просто перестают узнавать своих чад. Часто подростки начинают носить совершенно нелепые наряды, накладывают на себя немыслимое количество косметики, ведут себя слишком дерзко и агрессивно.

Еще одна характерная форма самовыражения у подростков - принадлежность к какой-либо субкультуре (панки, готы, эмо, ролевики, толкинисты и т. д.). Молодые люди, вступив в тематическое сообщество, всей душой и телом предаются философии данного движения и примеряют на себя всю его внешнюю атрибутику. Окружающим эти способы самовыражения кажутся смешными, нелепыми, несуразными, но сами подростки чувствуют себя вполне комфортно в своих ролях.

Как правило, эти увлечения сами собой проходят через пару-тройку лет, по мере взросления молодого человека, но иногда стремление к оригинальности может принимать нежелательный оборот.

Опасное самовыражение

В самом начале статьи мы писали, что самовыражение - это то, что должно приносить радость, эмоциональную наполненность. К сожалению, так происходит не всегда. Человек может выбрать для себя такую форму самовыражения, которая является опасной как для его жизни, так и для жизни окружающих.

Например, это может быть демонстративное увлечение экстримом. Молодые люди, не осознавая ценности жизни, могут выполнять опасные трюки, при этом снимая друг друга на камеру мобильного телефона и выкладывая фото и видео в интернет, желая завоевать популярность в виртуальном сообществе.

Наркотики и алкоголь - для некоторых это тоже форма самовыражения. Возможно, такой выбор, направленный на саморазрушение, может свидетельствовать об излишней ранимости или слабости человека, неумении или нежелании заняться какой-либо созидательной деятельностью.

Проблемы с самовыражением

На свете полно людей, которые старательно избегают самовыражения. Их индивидуальность стерта и расплывчата. С начальником такой человек вежлив и компетентен, с коллегами по работе - мил и приветлив, в компании - незаметен и тих. Одевается аккуратно и неброско, разговаривает корректно. В принципе, не человек, а ангел… Но неужели он и внутри таков? Скорее всего, нет. Внутренний мир такого человека может быть мятущимся и наполненным различными чувствами и желаниями.

Но он старательно их скрывает от окружающих. В душе он может ощущать себя великим философом или музыкантом, но показать это мешают различные страхи: услышать негативную оценку, не оправдать ожидания, страх остаться непонятым. Это говорит об отсутствии внутренней свободы, об эмоциональной зажатости и наличии комплексов. Скорее всего, такое состояние берет свое начало в детском возрасте, когда родители слишком критиковали малыша, не замечали его маленьких побед, не хвалили за достижения. Человек вырос и стал "застегнут на все пуговицы". В результате его жизнь лишается многих красок и эмоций, которые дает людям возможность самовыражения.

Заключительное слово

Наше самовыражение должно идти на благо и нам, и тем, кто с нами рядом, только так мы сможем быть по-настоящему счастливыми и приносить радость окружающему миру. индивидуальности всегда свидетельствуют о том, чем наполнена наша душа. Да будет ваш внутренний мир прекрасным!

Людей искусства в человеке как объекте творческих изысканий в основном привлекает два направления: социализация и подсознание. Так сложилось, что процесс восприятия культурных норм чаще всего описывают писатели. Для художников же наиболее привлекательным оказывается внутренний облик предметов, не доступный глазу. То, что Милорад Павич назвал - "Внутренняя сторона ветра".
Почему художников так тянет к фантасмагориям человеческого сознания?

Еще кастанедовский Дон Хуан сказал, что мир выглядит только так, как его нам в детстве описали. Художник чаще и больше других смотрит на окружающее. Для него не загадка, что мир имеет свое внутреннее наполнение, что каждый элемент непрерывно проживает свою жизнь. И большинству людей невдомек, что там происходит. Но им очень хочется подсмотреть.

Спрос и предложение на щекотливые темы бессознательного, неоднозначности событий и раздвигающихся границ приводят к тому, что в произведениях каждого художника можно найти оттенки (а иногда и полноценную цветовую гамму) сюрреализма.

И зачастую сложно понять, где заканчивается искусство и начинается профанация. Человек, играющий на лире, подпирает мольберт Лира , на котором выставлена шекспировская книга о страданиях короля Лира - разве это не искусство?

Но если это случайно вышло и никто не заметил - значит, нет. А если кто-то назвал это художественным произведение, подвел теорию и намекнул на глубокий смысл?

Сложно трактовать чьи-то творческие идеи, это не математические формулы опровергать. Но также сложно критиковать и манеру исполнения. Нарисовал студент, допустим, плохенький портрет и сказал - что так оно было задумано, что это - выражение его внутренней сущности.

Спорить сложно. Ведь всегда можно сослаться, что оппонент мысль не понял, а его мнение должно интересовать только его самого.
Но способы выражать основу при помощи холста не всегда удовлетворяют художников. В попытках показать искусство в действии и изначальной спонтанности создаются перформансы. А те, кто метит в разоблачители человеческого нутра, превращают в картину всю свою жизнь. Эксцентричные натуры, как их называют, видят в других людях самые разные виды мольбертов и выставочных залов. Их "личностная" выставка никогда не прекращается.

Нравится ли это другим? По видимому, да, иначе никто просто бы не замечал происходящего.
В любом случае, пока человек не может сам открыть в себе тайну, он будет подглядывать за тем, как это делают другие.

Фото: Nataly Ponomarenko/Rusmediabank.ru

Творчество как способ самореализации личности - это процесс поиска областей применения своих творческих способностей.

Причин появления процесса творчества много. Иногда его порождают потребности общества, а иногда оно появляется из-за желания того или иного человека самоутвердиться. Тем не менее, главная особенность творчества - это удовольствие, которое доставляет личности сам процесс творчества.

Творчество - это важная характеристика человеческой деятельности. Настоящее творчество само себя стимулирует и вознаграждает, то есть человек независимо от своего желания находится в постоянном поиске реализации своих творческих порывов, которые по сути своей всегда плодотворны.

Процесс творчества - явление, свидетельствующее о духовном богатстве личности. Его развитие обуславливает прогресс материального и духовного производства. Творчество - это всегда появление чего-то нового, оригинального. Это богатое воображение, приносящее пользу и способствующее возникновению новых идей, а иногда - нестандартного решения простых задач. Безусловно, процесс творчества развивает прежде всего саму личность, а через нее - и общество. Оно создает своего рода связь поколений, которое по мере своего развития расширяет границы своих возможностей, тем самым создавая условия к покорению новых вершин следующим поколениям.

Первый шаг к творчеству - это приобретение знаний о каком-либо предмете. Затем происходит суммирование этих знаний и получение возможности изменить, привнести что-то новое, что-то свое в эти знания. Процесс творчества - это трудовая деятельность, так как оно направлено на изменение окружающей человека действительности, ее преобразование, создание новых материальных и духовных ценностей.

Творческая деятельность оказывает большое влияние на культуру человечества. Они находятся в тесной взаимосвязи. Творчество развивает духовную и материальную культуру общества, а культура в свою очередь дарит творчеству свой исторический опыт цивилизации для осуществления задачи самовыражения и самореализации.

Творчество обновляет, развивает и совершенствует человеческий ум. Потребность в творчестве - очень часто явление неосознанное, но в основе этого явления лежит цель обосновать свою личность, реализовать все свои уникальные возможности, и таким образом добиться в той или иной человеческой сфере, деятельности непревзойденных на определенный период результатов. Покорение новых вершин стимулирует процесс творчества.

Социальные возможности человека позволяют изменить способы удовлетворения самореализации личности, само же стремление к реализации творчества носит характер психического состояния. Тем не менее, социальное становление человечества породило стремление различных индивидов обособиться. Это стремление явилось толчком развития индивидуальности и желании самореализации личности. Таким образом, можно прийти к выводу, что творчество - человеческая потребность, заложенная в нем матушкой-природой.

Характерная черта процесса творчества - его неисчерпаемость, то есть всю силу творчества невозможно сосредоточить на одном его результате, например, в романе, стихотворении, песне и т.д. Этот единичный акт деятельности не может удовлетворить полностью суть поиска личности к самореализации. В этом процессе личность преследует свои жизненные цели, утверждает свое место в обществе, выказывает свою человеческую, творческую индивидуальность.

Психология не может разработать одну единую для всех личностей формулу самовыражения себя в творчестве, так как каждый человек индивидуален и сам выбирает наиболее подходящий путь реализации своих творческих потребностей. Этот выбор основан на разностороннем развитии его умственных способностей и внутренней гармонии своего «Я» с окружающим миром.

Творчество следует отличать от подражания. Личность иногда выбирает для себя идеал, к которому стремиться быть похожим. В этом процессе не осуществляется поиск самого себя, а происходит примерка на себя новой роли, нового образа. Этот явление не является индивидуальным явлением, и оно не способствует поиску и нахождению себя, разpвитию и достижению определенных целей личности.

В творчестве используется так называемый элемент «неожиданности». Творческая личность пытается подняться, быть выше повседневной жизни, злободневных проблем. Это и есть по сути главный момент в самореализации творческой личности. Потребность же ее самовыражения является внутренним импульсом творческого процесса.

Таким образом, творческая реализация является прямым путем к достижению душевного комфорта и расширению пределов человеческих возможностей. Этот процесс также является общественно значимой деятельностью, обусловливающей историческое развитие и обогащение культуры человеческой цивилизации.

Гениальность проявляется вдруг не при потугах изобретений "сюжетов", целенаправленном «делании искусства», а в смелом следовании своему внутреннему голосу – самовыражении.
Самовыражение, на мой взгляд, - основной авторский "прием" Лермонтова, Есенина, и в лучших вещах у Пушкина. Именно в моменты полного внутреннего раскрепощения и сосредоточения, одновременно, и появлялись их гениальные произведения.

«Искусство» вообще понятие ложное. Интересно и важно самовыражение личности, а не «искусство». Не даром «искусство» и «искусственное» слова однокоренные. Всякие искусственные произведения только заморачивают людям головы. Нужно писать без какой-либо заданности – идеологической, религиозной, партийной, профессиональной…

«Искусство» всегда «служит» кому-то. Самовыражение, по природе своей, не продается и не покупается.

Искусство и народ – понятия несовместные. Искусство – искусственное, народ – натурален.
Лично я – вместе с народом, а не вместе с «искусством».
Только самовыражение на почве народности живет и остается в веках. Все искусственное отпадает и забывается за ненужностью.

Человек – шедевр материи ею созданный для дальнейшего саморазвития. Занимаясь «искусством», человек уходит от своего основного предназначения – органичного творения мира.
Творчество – самовыражение, созидание себя и окружающего.
Искусство – копирование, подражание, все искусственное.

«Разница между искусством и человеком»?
Это – из разных понятийных рядов. Все равно, что сравнивать творца с кисточкой.

«Искусство и самовыражение»

Очень верно заметили, у слов есть несколько смыслов. Под «самовыражением» (не «выражением» от «выражаться») я понимаю именно «воплощение», себя воплощение, проявление и запечатление. Именно эти смыслы, процессы считаю для себя главными.
«Искусство» - более расплывчатое понятие. Под «творческой художественной деятельностью» можно понимать очень много чего - начиная от ремесленничества на фабриках детских игрушек до профессионального графоманства и, в общем, чего угодно. Значение «отрасль» из словаря в контексте миниатюры вообще не причем. «Система приемов, мастерство»? Это не цель, а средство - опять-таки для самовыражения. «Сноровка и ловкость» - все для того же…
Спасибо за попытку подойти к вопросу академически. Но не могу с Вами здесь согласиться по существу.
Мне кажется, высказанная мной мысль довольно принципиальна. Не слишком ли много в нашей жизни «искусства» в смысле - «искусственного»? И чересчур мало настоящего самовыражения, личностей неповторимых?
В словаре, по сути, дается понятие «массового искусства» и ничего не говорится об искусстве быть человеком и в качестве жизненной цели своей добиваться именно самовыражения, а не какой-то расплывчатой «творческой художественной деятельности».
Может, я не достаточно ясно выразился… Думаю над этим вопросом. Еще раз спасибо за проделанную работу.

Рецензии

Здравствуйте, Виталий!

Меня лично глубоко "тронуло" Ваше философское эссе. Именно, так я воспринял Ваш Текст, как философские размышления о творчестве. Наверное, потому меня так "задело за живое" в Ваших размышлениях, что сам лично много размышлял над теми же религиозно-философскими размышлениями. Как, например, "что есть творческий дар в человеке?", "что есть творческий акт человека?" или "что есть творчество само по себе, как не только процесс во времени, но и как некое действие внутри "экзистенциального времени"?"...

На все или почти все вопросы, которыми задается человек для самого себя и самому себе, есть ответы у профессионалов-ученых (как, например, по вопросам воображения и свободы, в проблеме сублимации и профанации, и т.д.

Но как Вы верно заметили в своих размышлениях (здесь я перефразирую Ваши мысли), что человек из народа, выучившись "искусству" мыслить и научившись изящному стилю у профессоров-ученых, все же не найдет у них того ответа на свой сокровенный вопрос о самом себе, как "почему и для чего я творю?". Потому что ученые говорят о многом и объясняют многое в жизни, в том числе и в жизни "искусства", но и они не затрагивают самое главное в человеке-творце, а именно, вИдеть его, как живую личность. Поэтому человек, чувствующий нечто в себе, обращается к тем, кого называют "одинокими мыслителями", например, к таким как Лев Толстой, В.В. Розанов, Лев Шестов и Николай Бердяев, которые пишут о какой-либо проблематике не потому, что "так нужно" и "так требуется: обществом, положением, обстоятельствами", а потому, что сам горит вопрошанием про последние вопросы существования самого себя, как "откуда я и куда иду?"...

Над вопросом, что Вы здесь, Виталий, размышляете, размышляли многие мыслители и по-своему "разрешали" эти "последние вопросы" "творческого существования"... Интересные мысли в эссе Л.Толстого "Что такое искусство?" или в книге Николая Бердяева "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики", которые в своей проблематике во многом пересекаются с теми вопросами, что Вы здесь рассматриваете... И еще до Л.Толстого и Н.Бердяева вопрос о творчестве ставил А.С. Пушкин в маленьких трагедиях, как "Моцарт и Сальери"... И ведь Пушкин в стихах и поэтически изобразил, обрисовал и в своем изображении поставил вопрос о подлинном творчестве (или вопрос о гениальности) и об ремесленничестве "искусства" (вопрос о Сальери)...

Ваше утвердительное размышление о существе и критерии подлинного творчества во многом отвечает на вопросы и такую проблематику, как, например, "что считать за подлинную поэзию" и "кто Есть подлинный поэт?"... И вопросы эти не просто риторические, а глубоко историософские... Например, в интеллигентских кругах до сих пор любят профанировать то, что вышло не из их "кружка", и восхвалять лишь свое, "традиционное", "стилистическое". И говорю сейчас, конкретно, про В.Высоцкого или И.Талькова, В. Цоя или Б.Гребенщикова и мн. др., которые по заверениям некоторой "интеллигенции" (которые признают только таких как Бродский и других, вышедших из их "кружка") вовсе и якобы совсем не являются поэтами. И вот вопрос: а какова мера и кто определяет уровни и степени этой меры, чтобы решать, что вот этот человек есть поэт, а тот вот так себе посредственность"...
Сколько я знаю из истории литературы, то поэты и писатели всегда друг друга "поносили" и умаляли значение другого. Поэтому некоторые "интеллигентские круги" так схожи с каким-нибудь таинственным орденом, который решает, что вот этот будет называться "поэтом", а вот тот нет, ибо, по их словам, "стилистика не та, да и просто посредственность"...
А ведь сколько же творческих талантов эти "судьи" от "интеллигенции" загубили и задушили в зачатках, не дав человеку созреть и развернуться творчески???
И в вопросе "подлинного творчества" я с Вами, Виталий, согласен, как в утверждении критерия - непосредственности самовыражения. Именно, в этом и суть творчества таких творцов, как Моцарт, Пушкин, Высоцкий и Цой, в отличии, например, от таких "типов" людей, как Сальери, которые лишь заботятся о совершенстве стиля, формы искусства, и в этом отношении для "людей искусства" само "искусство" есть некая забава, игра в слова, софистика, или "искусство только для и ради искусства", то есть, другими словами, самый смысл "искусства" для них лишь в совершенстве продукта "искусства", как лишь создание совершенного "продукта культуры", как "объекта искусства", оторванного от живой жизни самого человека-творца... Вот в чем вопрос, над которым размышляли Гоголь, Достоевский, Толстой, Бердяев, Франк, Вышеславцев, как в вопросе о подлинном критерии истинного творчества...

Ваше утверждение вызывает во мне некие близкие, синтезующие чувства, но и, одновременно, нечто отталкивающее, а именно в том, что Вами сказано:

"Искусство и народ - понятия несовместные. Искусство - искусственное, народ - натурален. Лично я - вместе с народом, а не вместе с "искусством"... Только самовыражение на почве народности живет и остается в веках. Все искусственное отпадает и забывается за ненужностью..." (Виталий Иванов).

Я бы не стал делать таких резких разграничений, как между "искусством и народом", ибо всё намного сложнее, чем кажется нам и представляется. Именно, эту дихотомию, как духовную болезнь общества и в обществе, и пытался преодолеть через творчество Федор Михайлович Достоевский. Но проблема очень глубока и очень опасно для общества ставить границу-стену между народом и искусством, если под "искусством" разуметь интеллигенцию. Ибо Достоевский всю свою творческую жизнь и направлял к тому "желанному Синтезу-образу", в котором непосредственно, на началах любви соединятся "народность-самовыражение и интеллигенция-искусство" в своем служении образам и ценностям Возвышенного, Всевышнего... Но как мы знаем, что именно над этой "желанной мечтой" Достоевского, что ("Мир красотой спасется"), и смеются со всех сторон, как над "идиотом", и умаляли и умаляют значение "мечты" Достоевского. И доумалялись, досмеялмсь до революций социальных и до братоубийств...

Как Вы говорите:
"Искусство" всегда "служит" кому-то...". Но вот в том-то и вопрос, что КОМУ "служит" "искусство", человек-творец?..

И верно, по Вашему слову, что "самовыражение, по природе своей, не продается и не покупается...". Но весь вопрос в том, что какова творческая "природа" человека, как и его творческая свобода???
И еще маленькое замечание, как: творчество-самовыражение не только есть "созидание себя и окружающего", но и преображение себя и мира с помощью Божьей, ибо без Бога человек не "творец", а разрушитель, "и творити ничего не может", но только разрушать и губить, профанировать...

Ибо как по слову С.Л.Франка:
"Где нет творчества, там нарастает ненависть"...
С уважением,

Спасибо Вам, Виталий, за столь интересные и актуально-проблематичные размышления, философское эссе. Честно говоря, я впервые вижу в Вашем тексте столь проблемные размышления "про творчество", которые так близки мне самому. Ибо если не было Ваших размышлений-утверждений, с которыми я во многом солидарен и созвучен, то не было бы и вопрошаний, исходящих из глубины сокровеннаго и непостижимого в человеке, т.е. во мне самом... Было бы интересно и продуктивно пообщаться с Вами, Виталий, на тему о творчестве, о искусстве, о культуре...
С уважением и с благодарностью,

Доброе время, Виктор!

На моей странице порядочно текстов на самые разные темы. Понятно, одолеть всё невозможно, наверное, и трудно найти конкретно интересующее читателя. :)
Я старался группировать тексты хотя бы приблизительно по тематике. Сознаю, что проделанной работы далеко не достаточно, как по систематизации своих взглядов, так и по многим текстам в отдельности. По сути, времени хватает только высказываться по возникающим вопросам, как правило, в случаях внутреннего своего несогласия. Особенно последнее время. :)

Спасибо за Вашу рецензию!
Большинство из указанных Вами художественных произведений, критики, источников я читал. Но не имею постоянной практики свободного оперирования цитатами, именами… и, как вы, думаю, поняли, всегда предпочитал - и не изменяю здесь своих предпочтений – излагать свои мысли, а не чужие, своими словами. Хотя понимаю, конечно, нет ничего абсолютно нового под Нибирой:) Наверняка я с кем-то пересекаюсь и… тем не менее. :) Всё-таки и в неосознанных компиляциях, представляется мне, таковым образом я выражаю себя в большей степени, нежели сознательно идти от источников, ссылок на других авторов, подборе цитат.
И в смысле именно самовыражения в противопоставлении искусству такой путь предпочтительнее. :)

Самовыражением, а не искусством, если вдуматься – спасибо Вам за наводку на мысль! – является и вся страница моя. Потому как до искусства ей далеко, безусловно. :) А вот самовыражения – более чем. :)

И, видимо, верный путь – начинать с самовыражения, а потом переходить к искусству оформления его для потребленья другими. Вот на это, увы, времени у меня не всегда хватает. Сложилось так, что поэзия, философия, литература, являясь главными для моего разума приоритетами, по жизни не являются основными моими занятиями – у меня техническое образование, специальность и возможности зарабатывать. :)
Впрочем, это даёт мне некоторую независимость. От искусства. :)

Я не противопоставляю народ и интеллигенцию. Да и что значит мнение одного человека? Навязать его невозможно. Я же не Президент. :)
Я – не отделяю себя от народа и не противопоставляюсь кому-то. Противопоставляются те, порой, кто занимается «искусством» - так называемые, сами себя иногда называющие «выходцами из народа». Куда они вышли? К кому? :)

Вынужден на этом пока закруглиться. Однако вернусь. Вы поставили несколько интересных вопросов, и, может быть, я попробую ответить на них, в меру своего разумения. :)
С уважением,

"что есть творческий дар в человеке?", "что есть творческий акт человека?" или "что есть творчество само по себе, как не только процесс во времени, но и как некое действие внутри "экзистенциального времени"?"... Виктор Бармин

На эти вопросы я отвечаю так.
В самом фундаментальном основании мира лежит стремление к творчеству.
Если говорить очень коротко, согласно моей Теории информационных систем, наша Вселенная – совокупность и суперпозиция информационных систем различного уровня сложности. Каждая информационная система (ИС) – функция трех аргументов: материального, идеального и активного.
В основании мира – субстанция, располагающая простейшей единичной информацией, а именно свойством всеобщего элементарного движения и взаимодействия.
Субстанция – некая теоретическая точка отсчета. В реальности структуры мира материального (и соответствующие им структуры и следы идеального мира) непрерывно перетекают одна в другую, не задерживая лицо своё в виде элементарной субстанции. Если бы это было не так, субстанция где-то реально существовала, она была б везде, ничего, кроме неё не было бы.
Так вот этот принцип (или свойство) всеобщего движения и взаимодействия (ВДВ) и является необходимой и достаточной предпосылкой для Творения мира, творчества и развития – сначала неосознанного, а потом и сознательного.

В бесконечной вечной вселенной, различных участках её, благодаря этому принципу ВДВ непрерывно возникают точки роста, развития, новые ИС. Большинство из них распадается, не выдерживая конкуренции при соприкосновении с другими и более оптимальными ИС.
Так происходит некий отбор всё более сложных ИС, вплоть до возникновения звёзд и планет, а также галактик. В игре случайностей и необходимостей. Под необходимостями понимаю уже сущие связи – физические, химические, открывающиеся и задерживающие лицо рядом с ранее возникшими необходимостями.
Так происходит Творение. Неосознанное Творение, однако же, неизбежное, развивающееся необходимо.

В бесконечной вселенной в бесчисленном множестве проб и ошибок, во всё более сложной и разнообразной среде вероятность возникновения Жизни оказывается достаточной, и Жизнь – возникает!
Далее в данной, наиболее «удачливой» точке роста бесконечной вселенной продолжается процесс неосознанного развития, Творения – в игре случайностей и уже новых, дополнительных необходимостей: биологических. Возникает Природа.

Если говорить очень коротко, начинается понятийный отбор. И если ранее в ИС… Напомню, каждая ИС – функция трех аргументов: материального мира (ММ), идеального мира (ИМ), активной инстанции (АИ). Так вот в ИС до жизни – неорганических материальных телах, молекулах, атомах и частицах идеальный мир был пассивным, являя собою информационную структуру объекта – внутреннюю, а также следы от взаимодействий. В живых объектах, т.е. уже субъектах к пассивному идеальному миру добавляется активное идеальное – мир понятий. Всё усложняющийся в результате не только естественного отбора, но и понятийного отбора. И даже всё более – отбора понятийного! Выживают субъекты, активные ИС – наиболее смышлёные рядом с другими. Не самые сильные, защищённые и т.д., хотя развиваются и эти направления тоже, но в первую очередь – наиболее понятливые. А также сообщества – объединенные ИС (ОИС).

Так происходит Творение – уже живых тварей. Неосознанное Творение миром – Себя Самого! И вот однажды появляется человек, люди – как высшее создание Творца, шедевр Природы. Мир не просто начинает видеть Себя, ощущать, но получает возможность осмысливать сущее – Себя, Своё назначение, цели.
И вот человек открывает в себе творческое начало. Ничего удивительного. :) И до человека непрерывно происходило Творение, однако же, неосознанное, в результате бесчисленного количества проб и ошибок, игре случайностей и необходимостей, Мир или Бог, еще неосознавая Себя хотел перепробовать всё, всё абсолютно. И достиг результата!
По сути, это везение – уникальное! Счастливое стечение обстоятельств. Не совершено было глобальной Ошибки внутри Системы и не случилось воздействия извне (космического), превышающего прочность высших внутренних взаимосвязей Системы.

Рождение Человека означало и то, что мир исчерпал потенциалы неосознанного развития. И далее он ждет продолженья развития себя самое – уже осознанного, разумного, посредством творящего разума, разума человека.
Для этого человек создан – для продолженья Творения, разумного, сознательного Творения, созидания Мира и Бога. Человек – любимейшее дитя Господа, созданное им для продолженья Творения.

И здесь материалистическое и идеалистическое, религиозное видение – полностью совпадают! Как в историческом плане, так и в объяснении настоящего и позитивного видения будущего!

Появление человека разумного означает так же – рождение новой Вселенной в бесконечной вселенной. По сути, Земля – центр новой Вселенной, Глобальной информационной системы.
Человек, познавая и развивая мир, непрерывно раздвигает границы нашей Вселенной. Первоначально была ойкумена, три кита и т.д., солнце вращалось вокруг Земли… ну, и далее, далее… наша Вселенная увеличивает размеры свои в соответствии с человеческими познаниями. В настоящее время высшие, т.е. разумные взаимосвязи распространяются где-то на 13-15 миллиардов световых лет.
Человечество и далее будет вовлекать в сферу своего влияния всё новые квоты материи, времени и пространства. И в бесконечной вселенной теоретически этот путь может быть ограничен только Ошибкой. Или воздействием извне, превышающим прочность высших взаимосвязей нашей системы (космическая катастрофа).

И вот, исходя из всего вышесказанного, на мой взгляд, ответы на поставленные Вами вопросы "что есть творческий дар в человеке?", "что есть творческий акт человека?" или "что есть творчество само по себе, как не только процесс во времени, но и как некое действие внутри "экзистенциального времени"?" – становятся очевидными.

Творческий дар в человеке – это проявление всё того же творческого начала, лежащего в самом основании мироздания – свойстве элементарной субстанции – всеобщего движения и взаимодействия. Однако качество это взошло на высший уровень осознания. Активная инстанция, на низшем уровне - свойство ВДВ, на верхнем уровне иерархии развития нашло своё выражение в «я» человека-творца. Индивидуальное «я» и коллективные социальные и прочие движения и взаимодействия – разумные! – различных общностей и народов.
Идеальный мир – стал активным, достиг уровня сознания человека, коллективного сознания общностей, народов, различных религиозных, философских, социальных течений, наука, культура.
Материальный мир – это всё, что создано человеком, цивилизация в материальном аспекте.
И высшие ИС или общественные ИС (ОИС) – государства, человечество в целом.

"что есть творческий акт человека?" – акт осознанного Творения, продолжения Творения именно уже что – осознанного.

«что есть творчество само по себе, как не только процесс во времени, но и как некое действие внутри "экзистенциального времени»?
Экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо. Философия существования, бытия.
Да, всё, что рождается, однажды умрет. Наше время конечно и неповторимо. Время каждого отдельного человека. Неповторимо оно и у человечества.
Познание и развитие нашей Вселенной в бесконечной вселенной, теоретически может быть неограниченным! Но нельзя допустить Ошибки. Она может случиться сегодня, завтра… или же через тысячу, миллиард, 1000 миллиардов лет. И не допустить Ошибку – это зависит от каждого! От каждого и от всех вместе.
В этом – творческом, осознанном развитии мира, нашей Вселенной, сбережении сущего – экзистенциальное, сущностное назначение человека. В нашем конкретном времени, месте – нашей Вселенной…

Спасибо за вопросы, Виктор!
С уважением,

Спасибо, Виталий, за столь объемные, системные размышления, исходя из которых видно, что у Вас сложилось своё системное мировоззрение. Кстати, на счет системного мировоззрения: например, есть философы, мыслители, у которых сложилась своя "система зрения мира в целом", и есть мыслители, для которых ближе, внутренне ближе, не системное, а проблемное мышление, вИдение. Одни из таковых, по-моему, Достоевский, Лев Шестов, Бердяев, возможно, в чем-то и Вышеславцев и др. Вопрос не в том, ЧТО лучше, а Что хуже, ибо по-моему, ценно и интересно всё, как и то, и другое. Вопрос в том, ЧтО человек выбирает сам для своего пути познания, постижения себя и другого, себя в мире, в обществе, в космосе...

Что есть самовыражение, самопостижение? Ведь, что значит выразить самого себя, как Есть. А каков "Я" Есть? Каково "я" человека относительно близких и дальних, своих и чужих, друзей и врагов, для которых человек в своем "я" является кем-то и в таком-то значении, знаке, оценке? Именно, что человек в своем "Я" является, как феномен, для других, в том числе и в нравственном отношении, оценивании точкой зрения других. Но вот Что Есть "Я" как САМ в моем загадочном и непостижимом Есть? Или, по другому, что такое "Я" сквозь то что Есть во мне и сквозь существование, изживание самого себя? И эти вопросы одного и того же порядка, как и вопросы про творческое самовыражение, как: что значит выразить самого себя и ТОГО, что ЕСТь во мне саомом??? "Я" и Другой; выражение самого себя через постижение Другого, погружение в Другого, как Друга, а не как чужого?..

Исходя из Вашего тезиса, что "искусство и народ (т.е. самовыражение на почве народности) - понятия несовместные...", можно найти как аналоговые размышления, так и противоположные.
Если взять противоположные или некие другие, синтезующие размышления, то, например, как в уникальной книге Франка "Реальность и человек" в параграфе "Творческая природа человека", есть иные тезисы и размышления. Например, как по Франку,...

"Искусство есть всегда выражение... Слово "выражение" есть одно из самых загадочных слов человеческого языка... Буквальный его смысл обозначает и "отпечаток", и процесс "отпечатывания" чего-то в другом... По аналогии с этим мы говорим о "выражении", когда что-то незримое, потаенное становится зримым и явным, отпечатлеваясь в чем-то ином... Искусство, будучи "выражением", есть воплощение; в нем что-то духовное облекается плотью, как бы внедряется в материальное и является в нем как его "форма". В этом и состоит существо творчества... Но что именно хочет человек "выразить"?.. Самый простой ответ был бы: самого себя... Только косвенно, через посредство того, что он имеет, человек может как-то дать вопринять, что он есть. И художник, "творя", т.е., выражая, меньше всего думает о себе самом: он хочет выразить некое сокровище, духовное "нечто" в его душе. Даже чистый лирик выражает не просто свои душевные переживания в их чистой субъективности, а нечто в известном смысле объективное, общечеловеческое, что с ним связано или в них содержится..." (С.Л. Франк). И это понимание по Франку...

Но У Вас есть нечто общее с Бердяевым, если понимать и принять "самовыражение" за то, что по Бердяеву называется "первичным творческим актом человека", а "искусство" за то, что, по Бердяеву, называется "вторичным творческим актом"...
Первичный творческий акт, по Бердяеву: "...это есть прежде всего мое внутреннее познание, еще неведомое миру и не выраженное для мира, сокровенное. И это только есть настоящее первородное познание, настоящая моя философия, когда я стою лицом к лицу перед тайной бытия. Потом наступает вторичный творческий акт, связанный с тем, что человек есть существо социальное, реализация продуктов творчества. Пишется книга. И тут является то, что в творчестве называется мастерством, искусством. Первичный творческий акт совсем не является искусством. Искусство вторично... Всякое искусство подчинено закону, и в нем действует благодать и свобода, как в первичном творческом акте..." (Н.А. Бердяев).

А вот проблемные вопросы Дмитрия Писарева, которые, во многом также, пересекаются с Вашими размышлениями и сопоставлениями между самовыражением и искусством, например:

"Основная тенденция всей критической школы Белинского... в тех двух положениях, что искусство не должно быть целью самому себе и что жизнь выше искусства... То известное латинское изречение, что оратором можно сделаться, а поэтом надо родиться, оказывается чистою нелепостью. Поэтом можно сделаться, точно так же как можно сделаться адвокатом, профессором, публицистом, сапожником или часовщиком. Стихотворец или вообще беллетрист, или вообще художник - такой же точно ремесленник, как и все остальные ремесленники, удовлетворяющие своим трудом различным потребностям общества... Пушкин - просто великий стилист и что усовершенствование русского стиха составляет его единственную заслугу перед лицом русского общества и русской культуры... Для чего же по понятиям Пушкина, рождены поэты и для чего они не рождены?.." (Д.И. Писарев).

В проблеме понимания искусства и творчества я вполне не разделяю точку зрения Дмитрия Писарева, но... Но я вижу, что вопросы, которые задает Писерев, есть вопросы проблемные и актуальные, как актуальные для тех, кто как раз и занимается искусством, как-то связан с творчеством в более широком понимании... Ведь, действительно, вопросы-то Писарева есть вопросы проблемные, как: кого считать и признавать как подлинного Поэта с большой буквы, а кого с маленькой буквы, кто есть истинный художник и мастер слова или кисти, или смычка, а кто лишь ремесленник в процессах творчества; а может быть все просто ремесленники, трудящиеся лишь для удовлетворения общества, как в понимании Писарева, или нечто иное во всех проблемах, связанных с творчеством???

Вот, круг вопросов, который расширяется или углябляется по мере углубленного вИдения самого вопрошающего...

Под творчеством, безусловно, можно понимать довольно-таки разные вещи, состояния, действия, действа. :)
В одну группу можно свести всё, что называется вдохновением, озарением, прозрением. Свободный поток сознания, неотягощенный никакими внешними ограничениями, соображениями. При этом выдающий некий результат позитивный – гениальные наброски художественных произведений в поэзии, музыке, где угодно, новые вИдения, мысли, идеи…
Вторая группа – всё, что касается технологии создания нового, последовательное, целенаправленное художественное оформление, ремесло, доведение продукта до общепринятых канонов в искусстве, науке, культуре.
И всё это – творчество.
Второе возможно без первого, но интереса не представляет ни для кого – Мира, Бога и человечества.
Плоды вдохновения и озарения надо доводить до ума, т.е. до приемлемой формы общепринятых восприятий. Иначе, они потеряются.

Что касается самовыражения, выражения своего «я»…
А может быть, мы не себя выражаем, а через нас мир себя выражает? Через нас разговаривает материя, высказывает, выдает сокровенные тайны свои. Через поэта, композитора, художника и даже любого человека, по сути. Но! Человека как бы забывающего о своем «я», о своем эго, не думающем о том, что надо сказать, а говорящего совершенно свободно. :)
Ничего больше не надо. Если стоит проблема, надо её решить, и не важно кто ты, что с тобой будет, что подумают окружающие, насколько поступок твой, действие будет вписываться в общепринятые каноны. Ты – инструмент материи в познании и развитии мира, ничего более. Высший уровень в иерархии самосознания мира.
То же самое, полагаю, происходит и когда конкретной проблемы, казалось бы, нет. Но! Видимо есть некий в информационном поле накопленный потенциал, который миру надобно раскрыть. И вот тогда открывается «окно» к небу, мировой душе, общим информационным полям, в ноосферу – назвать можно как угодно. Через человека готового быть посредником. Именно что не думающем о своем «я». И чем больше степень отрешенности от своего «я», тем чище канал и гениальнее произведенье на выходе. Заготовка произведения.

А выражать своё «я»… а что там, собственно, выражать? :) То, что в тебя вложила Природа, цивилизация? Нет, ты не цель, только средство.
Конечно, при оформлении произведения искусства, чего угодно накладываются индивидуальные особенности этого «средства». Так же, как карандаши или ручки пишут по-разному, но не более. :)

Вот пока несколько соображений.
Спасибо Вам за параллели между моими неоформленными должным образом размышлениями и высказываниями классиков, великими именами. Это дорогого стоит. Приятно и мне весьма интересно. Не скрою:)

С уважением,

Материя, составляющая вселенную, в вечном движении и взаимодействии сама в себе создает новое. И, в том числе, - новое в человеке. Мы с удивлением ощущаем таинственную творческую силу, выпирающую из нас, желающую прорваться наружу. Мы должны дать ей осуществиться, раскрыть оболочку нашего "я", презреть собственные границы, дабы изнутри нас, как из своего самого совершенного органа, свободно творила Вселенная.
Можно было бы сравнить "я" со скорлупой, из под которой проклевывается птенец. Или множество "я" - с множеством разноцветных воздушных шариков: внутри и вовне их - в общем, одно и то же. А может быть, "я" - упаковка сложнейшего из приборов: раскройте ее и включите прибор!..
Таких образных аналогий можно найти множество. Однако главное - не забывать, что наличие "я" - необходимая форма развития множественности, самораскрывающегося творческого функционирования все более сложного единого Целого. Поэтому, нельзя разрушать свое "я", но надо делать его как бы прозрачным для мощной творческой силы, бурлящей внутри человека.
"Я" должно служить тончайшей мембраной, пропускающей во внутренний мир все необходимое для его плодотворной работы и, наоборот, из внутреннего мира вовне - все созданные сокрытым внутри чудом сокровища.
Под личиною "я" - то же, что и везде, всеобъемлющее, объективно свободно идущее сквозь него всеединство. Мир един внутри и вовне человека. Однако внутри нас - наиболее развитая, сложная его часть. Наличие "я" - одно из граничных условий жизнедеятельности и развития наиболее сложных форм многообразного мира, оно - инструмент их самозащиты. Эти динамичные формы несут в себе мощный творческий потенциал, именно через них происходит саморазвитие и самопознание Вселенной сегодня. Надо суметь сохранить свою форму, свое "я". Но, повторю, надо сделать его прозрачным, открыть окна сердца и разума свободным потокам творческих сил. От преобладания эгоизма, подавляющего все лучшее в человеке, перейти к преобладанию альтруизма, осознав наше полное единение с миром - единство с ним, но не растворение в нем!
28.03.2013 21:09 Заявить о нарушении

Спасибо, Виталий, за столь интересный диалог, за глубокие размышления как в прозе, так и в стихах. Человека узнаешь в личном общении, пусть даже и на расстоянии, но через мысли и образы мысли. Где-то и по каким-то вопросам жизни и в представлениях о мире люди могут не сходится, но обязаны понимать Главное в человеке и в этом понимании раскрывается истинная суть человечности, того, что Есть нечто живое и вечное в каждом существующем человеке... А если Есть сокровенныя в человеке, раскрывающееся в его пути, значит Бог Есть, ибо путь человека и человек в своем пути свидетельствуют, что Есть Вечное, Непостижимое, Возвышенное - Есть Всевышний...

В Вашем уникальном стихотворении и проговаривается о вечном и непостижимом в человеке, как свидетельство, запечатленное в слове, о Непостижимом...

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...