Считалки происхождение жанра его особенности характер образности. Что такое считалка? Интересные считалки. «Мы играем - водишь ты…»


Будь то русские, англичане, французы. В том, что в каждой стране есть свое устное наследие, убеждается каждый, начинающий изучать какой-либо иностранный язык. Фольклор - неотъемлемая часть культуры нации, им по праву гордятся и передают из поколения в поколение, из уст в уста. Поэтому человек, в котором хоть немного наличествует патриотическое чувство, должен быть знаком с устным творчеством своего народа и просто обязан уметь передать это своим детям. Одними из элементов народного фольклора являются считалки и небылицы. Что же это такое? Разберемся прямо сейчас!

Считалки

Детская игра и считалка, определение которой - жанр идут рука об руку. С самого младенчества дети слышат различные считалки от людей, которые их окружают, а становясь постарше, сами с большим удовольствием используют их в своих играх и забавах.

Считалка создана для того, чтобы распределить роли в детской игре, хотя изначально, как предполагается, она использовалась и взрослыми для распределения обязанностей в коллективных работах. Как известно, в старину, при полном отсутствии механизмов и автоматов, все работы ложились на плечи людей. Работа была работе рознь, одна полегче, другая - тяжелее и монотоннее. Вот люди и придумали использовать считалки наряду со жребием. И все подчинялись этим нехитрым правилам. Вот один из ответов,

Состав считалки

Считалка представляет собой рифмованные или белые строки, которые часто содержат какой-то законченный рассказ и используются в качестве прелюдии к детской игре. Она часто произносится в довольно быстром темпе, в строгом ритме, причем внимание целиком уделяется не тому, что содержится в строках, а именно результату. Считалки для детей, как правило трехчастные, содержат зачин, или вступление; ход, или основное содержание; концовку, то есть результат. Сама по себе считалка представляет собой законченное произведение.

В качестве сюжета для считалки может выступать абсолютно все, что окружает народ. Например, домашний быт, лес и его обитатели, домашние животные, трудовые процессы. Кроме этого, очень часто детские русские считалки состоят из слов, заимствованных у другого народа или же сочиненных во время игр.

Нужны ли современным детям считалки?

Многим нашим современникам кажется, что считалки для детей давно потеряли свою актуальность и являются чем-то изрядно устаревшим. Действительно, нынешний мир полностью автоматизирован и напичкан компьютерными системами, в которых успешно научились ориентироваться даже самые маленькие дети. Малыш с планшетом - зрелище отнюдь не редкое, но немного печальное.

Однако психологи давно установили, что считалки и небылицы очень полезны для развития ребенка, причем совершенно всестороннего. Эти незатейливые рифмованные стишки помогают детям социально адаптироваться в обществе своих сверстников и укрепляют дружеские отношения, настраивая на игровой лад. Кроме этого, считалки учат ребенка придерживаться определенных правил, что особенно необходимо для усвоения игровых навыков. И нельзя забывать неоспоримый факт того, что считалка прекрасно развивает речь, память и мышление дошкольника. Из этого можно вывести еще один ответ на вопрос, что такое считалки: это отличный способ легко и весело развивать ребенка!

Небылицы

Небылица является малоизученным литераторами в отличие, например, от считалок и потешек. Небылицы и встречаются намного реже, однако их очень любят дети и их заботливые родители. Небылица - это какой-то смешной, нескладный по смыслу или вовсе лишенный его стишок, написанный в шуточном жанре. Небылица также может быть считалкой для детской игры, а может просто развлекать детей, побуждая их размышлять о подтексте, который, возможно, все-таки имеется в ней.

К этому же жанру относятся небылицы-перевертыши, которые К. И. Чуковский считал очень полезными для умственного развития ребенка и писал, что ребенок может играть не только кубиками и камушками, но и мыслями. Вот почему великий детский сказочник так любим детьми, ведь он постоянно использовал в своем творчестве фольклорный стиль небылиц.

Читайте детям небылицы!

Даже если ваш ребенок уже давно не малыш, и кажется, что он вышел из возраста, когда его интересовали детские фольклорные стишки, не стоит отказываться от колоссального наследия русского народа. Напротив, небылицы вполне могут заинтересовать даже взрослого человека, ведь они очень забавные, но в то же время лишены пошлости, которой изрядно сдобрены многие современные шуточные рассказы. Проводя время с ребенком, можно и нужно рассказывать ему небылицы, которые помогут скоротать время ожиданий в очереди к врачу, скрасят дальнюю дорогу и просто укрепят ваши отношения. Кроме того, небылицы способствуют развитию фантазии и воображения ребенка, раскрывают его творческий потенциал, который есть у каждого человека. Нужно лишь верить в то, что рано или поздно он проснется и у вашего ребенка, а небылицы очень в этом помогут.

Выучите несколько небылиц и, например, 2 считалки, или просто напишите на листочек бумаги и носите с собой. Через какое-то время они легко запомнятся, что также разовьет память не только ребенка, но и вашу. Небылица придется кстати в трудной ситуации, когда у вас возникнет напряженная ситуация и вы не сможете с ним договориться. Тут на помощь и придет помощница-небылица, которая отвлечет внимание от неприятного момента и переключит его на что-то более позитивное.

Примеры небылиц

Ниже представлены некоторые небылицы, недлинные и очень забавные. После их прочтения можно нарисовать картинку, передающую сюжет небылицы, или проиллюстрировать ее с помощью игрушек.

Заяц бросился за львом
И рычит он громко.
Еж под елкой роет дом
Из рябины толстой.

Бродят рыбки по тропинке
Хвостиками машут,
Еж моржа взвалил на спинку,
Овцы землю пашут.

Слон за облаком летит,
Пляшут звери в кружке.
А на дне реки не спит
Под зонтом лягушка.

На коньках верблюд катался,
Щука пела на суку,
Крот на дерево забрался
И все пел: - Ку-ка-ре-ку!

Сел медведь в свою ракету
И уехал в магазин... и т. п.

Примеры считалок

Не менее полезна для развития психических процессов, таких как память, внимание и мышление, считалка, определение которой было дано выше. Считалка вводит ребенка в пространство игры, в тот мир, который необходим ему как воздух, и из которого так часто мы, взрослые, пытаемся ребенка выдернуть, поступая, конечно же, очень неправильно. Все дело в том, что взрослые, в большинстве своем, забыли, как они были детьми. И не желают даже вспоминать об этом. Как правило, причины кроются в далеком детстве или подростковом возрасте, но в этом уже должны разбираться психологи.

Итак, 5 считалок, которые можно выучить и использовать при общении с ребенком:

Раз, два, три, четыре, пять
Нам ребят не посчитать,
Но без друга в мире туго,
Убегай быстрей из круга!

Разогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек:
«Я зову вас всех на чай!»
Где же чайки, отвечай?

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз -Ерема, два-Никола,

Шла овца по мостику
Повиляла хвостиком,
Уцепилась за перила,
Тут же в реку угодила —
Плюх!

Ну-ка, Иван,
Айда в стакан,
Возьми лимон
И пойди вон!

Фольклор как средство выражения любви

Первой в жизни ребенка появляется мать, которая для него является всем миром. Она - его руки, пока он не умеет пользоваться своими, она - его ноги, пока его ножки не ходят, она - его язык, пока он не научился разговаривать. Вот почему так важно, чтобы все в окружении малыша были любящими и заботливыми. Важно уметь говорить с ним на одном языке - языке любви, для чего и создан был народом детский фольклор, который для малыша является одним из инструментов познания, ярким и красочным, живущим и действующим по своим законам.

Слушая ежедневно ритмичные строки с простыми словами, ребенок наиболее гармонично и встесторонне развивается в атмосфере любви и нужности, которой часто лишены современные дети. Итак,что такое любовь и забота матери, дающей полноценную позитивную информацию подрастающему ребенку.

Заключение

Представьте на минуту жизнь ребенка без ритмичных песен и стишков. Конечно, нужна была бы какая-то замена, но что может заменить детский фольклор? Без него игра обезличена и однотонна, а с ним - весела и красочна. Если спросить любого дошкольника, что такое считалки, ответом будет задорная улыбка, потому что именно с них начинается ИГРА. Вот почему детский фольклор, несмотря ни на что, должен сохраняться, развиваться и делать жизнь ребенка насыщеннее и разнообразнее.

Считалки

Основные понятия: определение, происхождение считалок, связь считалки с другими формами: заговором, игрой, обрядом; своеобразие жеребьевки; классификация считалки, точки зрения, проблематика заумных считалок; особенности считалок: процесс словотворчества, структура, ритмизация, метрическая система, роль повторов, своеобразие синтаксиса, использование формы диалога, обращений, риторических вопросов; словотворчество в считалке и литературе (сравнительная характеристика).

Определение . Считалка всегда имела практический характер, она использовалась в детских играх для установления очереди и выбора лиц, исполняющих ту или иную роль. Поэтому исследователи относят ее к игровому фольклору наряду с жеребьевыми приговорами, молчанками.

Согласно одному из словарных определений, считалки представляют собой «словесные формы, чаще всего стихотворные (рифмованные) произведения преимущественно юмористического характера, с помощью которых определяется очередность в игре, избираются ее ведущие или участники» (Сл., с. 342). В считалке счет является ритмизующей основой произведения, скандирование обусловливает правильность счета, и нарушение ритма является показателем неправильно проведенной жеребьевки.

Название «считалка» употребляется чаще других, но встречаются и другие определения. П.В. Шейн называл подобные произведения жеребьевыми прибаутками103 . М.Н. Мельников приводит народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки.

Поскольку считалки используются наряду с жеребьевками или сговорами (сговорками), возникает необходимость определения данной формы. Формы жеребьевки были самыми разнообразными, чаще всего они проводились с помощью рифмованных стихов. Г.С. Виноградов, опубликовавший подборку подобных текстов, предложил для них название «жеребьевки». В современной науке получил распространение термин «жеребьевые сговорки», введенный М.Н. Мельниковым.

Во время игры в лапту, городки, прятки или жмурки играющие разделяются на две партии, каждый из игроков зашифровывает свое имя и затем, выбрав пару, подходит к вожакам («маткам»), самым сильным и ловким игрокам. Они и должны выбрать члена своей команды, руководствуясь следующим предложением:

Коня вороного Или казака удалого? Лисицу в цветах

Или медведя в штанах? Дядю Федю Или белого медведя?

В качестве предмета выбора предлагаются и живые, и неодушевленные предметы, наделяемые необычными качествами (определениями), растения, песенные персонажи.

Иногда выбор совершался по характеру действия:

103 Этот термин близок к английскому «counting-out rhymes» и немецкому «aus-zahlreime» – названиям, указывающим на элемент счета в этом виде детского

Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. «Русский детский фольклор: учебное пособие»

С колокольни пал Али поддерживал? Из Томска на лыжах

Али из Ирбита на ремнях?

Что тебе надо – сено косить или дрова рубить? Коня вороного или седла золотого?

На печке заблудился или в ложке утонул? Тес ломать или деньги воровать?104

Процесс отгадывания основывался на антитезе, сравнивались разные предметы, понятия или явления; «матка» должна не только выбрать, но и угадать, кто «прячется» за данным обозначением. Определенной подсказкой служила интонация. В зависимости от выбора вожака играющие отходят в ту или другую сторону.

По данным Г.С. Виноградова (их подтверждает и М.Н. Мельников), наибольшее количество традиционных текстов связано с образом коня. В них предлагается сделать выбор между конем и золотым тарантасом, золотым хомутом и между занятиями – «коня кормить» или «печь топить». Конь занимает одно из центральных мест в древних языческих ритуалах. Он является олицетворением света, удали, силы, огня.

О древности подобных жеребьевочных формул свидетельствуют материалы этнографов. Жеребьевка являлась частью ритуала инициации. Когда кандидаты на посвящение в члены общества собираются вместе, они договариваются о тайных именах, под которыми будут участвовать в обряде. Как правило, таким именем становится наименование духапокровителя или родового тотема. В дальнейшем при совершении обряда к участнику надлежит обращаться только по этому имени. Имя, которое он носил в детстве, более не существует, поскольку после посвящения кандидат получает новое имя – уже как полноправный член племени105 .

Построение жеребьевки традиционно, она состоит из обращения и вопроса. Обращение может быть простым (Матки, матки, // Дуб или в зуб?) или сложным (развернутым в отдельное четверостишие):

Матки, матки, Чертовы лопатки! Бочку с салом

Или казака с кинжалом?

(Март., № 1241.)

Смысловая наполненность жеребьевки отмечалась рядом исследователей. Г.С. Виноградов писал, что такого «сжатия элементов речи в предельно тесную форму» нет в других жанрах детского фольклора. Анализируя сговорку

С маху под рубаху Или с разбегу под телегу?

104 Молотилов X. Говор русского старожилого населения северной Барабы (Томской губ.) //Труды Томск, общ. науч.

Сибир. – Томск, 1913. – В.1. – С.14.

105 См. Howitt A. The native tribes of south-east Australia. – L.. 1904. – P.156.

Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. «Русский детский фольклор: учебное пособие»

исследователь приходит к следующему выводу: «лаконизм образного языка сговорок может быть сопоставим с малыми формами русского фольклора: пословицами и поговорками. Не случайно пословицы и поговорки выступают подчас в функции жеребьевок: «Грудь в крестах али голова в кустах?», «Вошь на аркане или блоха на цепи?»106

Особенности жеребьевок . Выразительность исполнения жеребьевок, как полагает А.Н. Мартынова, отличает их от считалок, «которые произносятся, как правило, невыразительно, монотонно».

Происхождение считалок . Считалки появились благодаря ритуально-бытовой практике. Обычай ритуального пересчитывания предметов известен у большинства первобытных народов. Во время счета выделялись счастливые и несчастливые числа, результат счета хранился в тайне. Приведем пример обрядовой считалки, записанной на Гавайских островах в середине XIX века:

В Кохале есть дерево хау, Не одно дерево, много деревьев,

И семь, из которых строят каноэ. Первое хау – балансир каноэ, Второе хау – укосина каноэ, Третье хау – корпус каноэ, Четвертое хау – обшивка каноэ Пятое хау – корма каноэ, Шестое хау – мачта каноэ, Седьмое хау – парус каноэ. Если назовешь еще одно, живи, Не назовешь – умрешь107 .

Аналогичный текст, связанный с гаданием, приводит И.П. Сахаров: – «Четыре и более девушек садятся на полу в кружок. Каждая из них кладет на колени соседкам по два пальца. Тогда старшая начинает скороговоркой проговаривать:

Первенчики, друженчики, Трынцы, волынцы, Поповы ладынцы, Цыкень, выкень.

Произнося каждое из этих слов, она указывает на один из протянутых пальцев. На который достанется слово – «выкень» тот и выкидывается»108 . Приведенная игра используется во время гадания на близкое замужество.

Эти тексты подтверждают вывод В.П. Аникина о связи считалок с верой в числа: «обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед настоящими, неигровыми делами… было правилом прибегать к жеребьевке и счету» (Аник., Младенч., с. 15).

Считалки можно расценивать как способ сохранения во времени информации сакрального характера, поскольку в результате ее применения выявляется тот, кто будет выпол-

106 Виноградов Г.С. Русский детский фольклор: Игровые прелюдии. – Иркутск 1930. – С.114.

107 FomanderA. Hawaian antiquites and folklore. – Honolulu, 1916. – P. 164.

108 Сахаров И.П. Песни русского народа. Часть IV. – СПб-,1839. – С. 145.

Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. «Русский детский фольклор: учебное пособие»

нять в игре особую роль. По этой причине Г.С. Виноградов сближал считалки с гаданиями, поскольку выбор в них зависит не от разумного расчета, а от случая, от воли судьбы. Отсюда и название, бытующее у детей и подростков Куйтунского района – «гадалка», в Барнаульском округе считалку называют «ворожинка».

Английский исследователь детского фольклора Г. Бетт на основании сопоставления обширного английского материала и записей, сделанных у других народов, приходит к заключению, что «числовые песенки отразили на себе те ступени, которые прошло человечество, обучаясь счету»109 .

В ходе развития жанр считалки испытал разные влияния. Г.С. Виноградов считает, что наиболее значительным было воздействие книжной поэзии. Но все книжные тексты сильно приспосабливались к детской среде, «принимая иной вид, иной облик», хотя функция считалок оставалась без изменений.

109 Bett H. Nursery rhymes and tales. Their origin and history. – London, 1924. – P. 245–246.

контрольная работа

1. История появления считалки

Считалка - жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.

В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:

считалка речь воспитание художественный

Ази, двази, nризи, зизи,

Пятом, мятом, шума, рума,

Дуба, крест.

Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.

Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок:

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке - теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.

Вопрос судьбы и случая в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

В 1836 году Лермонтов, по примеру Пушкина, который показал своего современника - Евгения Онегина - на фоне петербургской жизни 1820-х годов, задумал написать роман...

Кроме повести-притчи "Скотный двор" и её идейного продолжения - "1984", названного "книгой века", он написал 4 романа, 4 автобиографического эссе, сборник стихов и 4 тома публицистики и писем...

Джордж Оруэлл: история жизни и творчества

"Скотный двор" считается единственным не автобиографическим произведением Оруэлла просто потому, что его персонажи - животные. Но и эта книга, стремительно вывалившаяся "прямо на машинку" (ноябрь 1943 - февраль 1944), выросла из воспоминания...

Искусственный интеллект: научно-художественная проблематика

Традиционно рождение мифологемы искусственного разума относят к средним векам. «Наконец осуществилась мечта средневековых оккультистов - создан механический разум» - указывает современный автор }

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...