Шизоидный ребенок. Шизоидный характер: ребенок, которого ненавидели



Сразу определимся, что «шизоидная личность» не равна шизофрении и не равна аутизму. Эти люди разделяют часть черт, но это часть их характера, а не симптомы болезни. Незначитальная часть шизоидов могут в дальнейшем заболеть шизофренией, но в этом случае предшествующие личностные особенности следует рассматривать, как «предболезнь», а не личность саму по себе. Другими словами, тогда, до появления ярких симптомов болезни, члеовек уже начал «заболевать».

Шизоиды встречаются не так уж и часто на самом деле. И если, к примеру, пограничное и истерическое расстройство личности чаще встречается у женщин, то шизоидные черты чаще у мужчин. Тем не менее, женщины шизоиды встречаются так же.

Основные характеристики шизоидной личности - выраженная интроверсия (направленность психической жизни внутрь себя), которая доходит до того, что человек становится довольно слабо связан с происходящим во вне. Они испытывают сложности с выражением эмоций и общением с людьми, но не сказать, что это их сильно напрягает. По словам Ганнушкина, они подобны римским домам, простым и невзрачным вовне, но внутри них богатое убранство и проходят сказочные пиры.

Фаррар в 1927 году (фундаментальные исследования в области шизофрении и шизоидной личности были сделаны в основном в то время) предолжил оригинальную классификацию шизоидных личностей. Это:

1. «Застенчивый» - человек лишенный амбиций, рассеянный, вечно все забывающий и недоделывающий, из-за чего часто лишается работы и вылетает из института и школы. Ему тяжело спросить, тяжело отказать, и вообще, тяжело себя как-то обозначить в мире. Т.е. если ему дают задание, например, написать текст в ворде, он постесняется сказать, что не умеет пользоваться вордом.
2. « Скороспелые» - это вундеркинды, которые рано выучились писать, читать и т.п. Очень разумные, рассудительные, пользующиеся сложными философскими концептами, которые часто противоречат реальности и вызывают затруднения в обычной жизни. Эти люди в детсве «идеальные малыши», которые правильно себя ведут, быстро подчиняются правилам, хорошо учатся, но имеют явные проблемы со сверстниками. Могут быть довольно блестящи в споре академическом, где оперируют абстрактными понятиями, но на практике общения довольно слабыми.
3. «Невротики» погружены довольно сильно в личные переживания по поводу всего подряд. Что-то случилось - буря во внутреннем пространстве. Очень ранимы, все вокруг принимают на свой счет и все кажется замкнутым на них. Если кто-то умер, они в первую очередь могут переживать, что не смогут теперь чего-то иметь от этого человека и как им будет тяжело. Чувства других они не то, чтобы игнорируют, просто для них это совершенно непонятная сфера, в которую они даже не пытаются вникнуть. Они довольно сильно бывают погружены в собственные телесные ощущения и чувства по поводоу этих ощущений. Кольнуло в боку? Что это? Зачем кольнуло? В отличие от истериков они не пытаются завлдеть чьим-то вниманием или самовыразится в болезни. Все проходит на уровне личном. Если кто-то попадает в их поле зрения, то бывает, что окружающих захватывает переживанием, нет никого вокруг - переживание не ослабевает.
4. «Асоциальные» полностью погружены в себя, без особого интереса к происходящему во вне.
5. « Инфантильные» погружены в довольно детские переживания и требуют постоятнно внимания и зависимы от окружающих.

Вообще, ребенок у шизоидной матери появляется по 2 основным сценариям. « Так получилось, а раз получилось, ну что уж там» или является частью некоторой довольно сложной жизненной концепции. Беременность может проходить на автомате. Тут важно добавить, что у шизоидов часть связи с телесными ощущениями и, вообще, своим образом тела довольно своеобразная и иногда слабая. Часто это протекает по типу «вот я, а вот беременность». Иногда с беременностью может что-то случаться, но это не обязательно совпадает с тем, что ощущает в отношении себя сам шизоид. Потом беременность может быть для шизоида некоторой сложной жизненной концепцией неким сферическим конем в вакууме, которого приятно крутить с разных сторон про себя.

Поэтому когда ребенок рождается, они редко испытывают чувтсва «вот теперь родился человек мы были вместе, а теперь он отдельно» и всякая такая ерунда, которая лезет в голову матерям. Родилась концепция. Или «блин, ребенок, что-то с этим надо делать, как-то действовать». Т.е. мать могут занимать довольно длительно вопросы, а как брать ребенка и сколько раз, сколько раз качнуть кровать. И это не просто тревога молодой матери, а желание узнать, как реально функционирует ребенок и как им управлять, и что делать, если он не поддается управлению.

Связь с ребенком в дальнейшем скорее формальная. Иногда про него забывают, если ум отвлекся на какую-то идею. Если мать не заинтересована в обществе, то она не сильно и заинтересована в ребенке. Т.е. книга может запросто выиграть в соревновании за внимание матери. Все это не со зла или с умыслом, просто так вот с приоритетами.

Ребенок растет и развивается, но отражения и какого-то взаимодействия от матери не получает. На деткие вопросы о том, почему светит солнце, он может получить теории термоядерных реакций с уравнениями. О том, хорошо ли брать чужую машинку из песочницы - рассуждения о морали и праве. Что это для ребенка? Во-первых, не формируется хорошего понятия о том, кто он, чего он стоит и, вообще, что происходит в мире. Мать может поступать по-разному в разных ситуациях в зависимости от процессов происходящих в ее богатом внутреннем мире. Маленький ребенок ее заметно напрягает потому, что он явно не поддается управлению и мать не знает кода доступа к нему. Более того, от нее требуют каких-то эмоций и каких то действий сопряженных с эмоциями, а она понятия не имеет, что надо делать.

И когда ребенок наконец решает жить своей жизнью, для матери это заметное облегчение. Подростковый возраст - это прекрасно, потому что ребенок со своими переживаниями идет к другим и формальная атмосфера мать вполне устраивает. Если подросток трудный, либо отходит от генеральной линии концепции, по которой он был задуман - то мать чувствует, что что-то надо делать. Но у нее опять нет кода доступа.

Вообще, когда с ребенком проблемы, мать начинает читать литературу и так как литература разная, то она пытактся взломать ребенкин код простым подбором. Это не работает - возьмем другое. Иногда она поддерживает стиль, который близок к ее миропониманию. Если ребенок выпадает из него - это странно, но и это можно объяснить в виде новой концепции или доработки предидущей.

Дети вырастают довольно самостоятельными, если они пошли не в маму (тут довольно четко прослеживается наследственный фактор). Однако со слабым чувством собственной личности без четких границ ис трудностями взаимодействия с людьми, особенно, что касательно семьи и родных. Т.е. у них мало практики на тему базовых понятий « что такое хорошо и что такое плохо», когда достаточно, а когда нет, во взаимодействии с людьми. Так как все-таки отношения с родителями должны пройти определенные стадии и интегрироваться во внутренний мир человека, то этот процесс может затягиваться на неопределенное время. То, что происходило в детсве и, почему мать реагировала так, а не иначе довольно сложно осознать. Вообще, человеку нешизоиду часто сложно понять шизоида даже в текущем времени, а тем более понять, что там было в детсве, еще сложнее.

Подавляющая гиперопека считается самым неблагоприятным типом семейного воспитания. Основным образом, она проявляется сильнейшим контролем со стороны родителей ребенка. Главным действующим лицом в данной жизненной ситуации считается «шизофреногенная мать».

Кавычки здесь неспроста. «Шизофреногенная мать» (schizophrenogenic mother) - термин, определяющий тип матери, доминирующей и не заинтересованной в потребностях других (Психологическая энциклопедия). То есть это совершенно здоровая женщина, не имеющая патологии.

Такой тип матери определяется сильной тревожностью и властностью. Она осуществляет постоянный контроль за действиями ребенка. Своей задачей считает расписать каждый его шаг (в тяжелых случаях - до пенсии оного) и зорко следит за четким исполнением написанного плана.

В трудную ситуацию детей ставит и амбивалентность таких матерей, из которой возникает двойная связь. В этой ситуации ребенок совершенно не понимает, чего хочет его мама. Она может сказать ему: «Иди гуляй», но при этом все ее движения, мимика, то есть невербальные проявления, будут кричать: «Стой здесь, не ходи никуда!». А дети, как правило, очень чувствительны к таким моментам.

«Шизофреногенная мать» не умеет проявлять любовь, материнскую заботу и ласку. Она не интересуется делами и проблемами своего дитя. Вся ее жизнь сосредоточена лишь на том, чтобы требовать с него постоянного подчинения, выполнения уже составленного ей распорядка. Например, ребенок приходит из школы. Она не станет интересоваться, как у него дела, как он играл сегодня с друзьями (и есть ли они у него вообще), что ему понравилось изучать. Ее интересуют только цифры: какие оценки получил.

При таком воспитании ребенок вырастает эмоционально холодным, не умеющим проявлять свои чувства к людям, человеком, который не чувствует социальных норм, правил общества; все его действия пассивны - он ждет распоряжений; у него отсутствуют какие-либо желания и интересы. Он не понимает окружающий его реальный мир, а мир не понимает и не принимает его, считая чудаком «не от мира сего».

Недаром Эрнст Кречмер, психолог, назвал склонных к шизоидному типу детей «мечтой и радостью матерей». Они никогда не осмелятся ослушаться, высказать свое несогласие или поступить по-своему.

При этом внутренняя жизнь ребенка будет яркой, бурлящей, фантазийной. Там он будет настоящим героем для себя, самостоятельно принимающим решения, мечтающим, ненасытным в деятельности. Но все это будет скрыто за каменной стеной, которая будет отрицательно реагировать на малейшее вторжение на «закрытую территорию».

Это классический пример того, как происходит патологическое развитие личности при неправильном воспитании. Именно вследствие этого формируется шизоидный («шиза» - «расщепление») тип акцентуации характера, который может перерасти в патологию различной степени тяжести.

Личностные особенности родителей оказывают существенное влияние на характер их отношения к ребенку. Ярким примером, подтверждающим это положение, является концепция шизофреногенной матери (Фромм - Райхманн, 1948). Шизофреногенная мать - деспотичная, властная женщина, которая эмоционально отвергает своего ребенка и одновременно вызывает у него сильную тревожность, мешает нормальному развитию своего ребенка из-за сильной потребности контролировать чужие жизни. Она стремиться быть безупречной в своих поступках и требует того же от других. Поэтому отец пассивно изолируется от семьи и позволяет своей жене окружить ребенка всеобъемлющей опекой. В результате ребенок уступает позиции и отказывается от внешнего мира ради безопасности, которую обещает всемогущая, противоборствующая мать, прячущая собственную ненависть и обиду за демонстрируемую заботу (Б. Суран, Дж. Риццо, 1979).

Годы спустя знаменитый клиницист, придерживающийся психодинамической теории, Фрида Фромм-Рейчман (Fromm-Reichmann, 1948), развила представление Фрейда о том, что холодные или чрезмерно заботящиеся о воспитании родители могут привести в движение шизофренический процесс. Она описывала матерей людей, страдающих шизофренией, как холодных, доминантных и незаинтересованных в потребностях ребенка. Согласно Фромм-Рейчман, эти матери говорят о своем самопожертвовании, но на самом деле используют детей для удовлетворения собственных нужд. Одновременно практикуя гиперопеку и отвергая ребенка, они дезориентируют его и тем самым готовят почву для шизофренического функционирования. Исследовательница назвала их шизофреногенными (вызывающими шизофрению) матерями.

Шизофреногенная мать - предположительно холодный, доминирующий и безучастный к потребностям других тип поведения. Раньше считалось, что такая мать может спровоцировать развитие шизофрении у своего ребенка.

Ребенок, не сумевший успешно пройти параноидно-шизоидную стадию, вступает в латентную фазу развития шизофрении. На этом этапе он не дает родителям поводов для волнений и выглядит как все нормальные дети, а часто даже кажется более нормальным, чем они (более удобный ребенок и кажется матери более нормальным - подобно тому, как умной мы называем послушную собаку, и наоборот). Такой ребенок быстро развивается, рано начинает говорить, легко отлучается от груди и привыкает к новой пище, быстро усваивает правила гигиены, редко плачет - одним словом, не доставляет матери беспокойства. Это значит, что ребенок боится проявлять свои собственные желания и настаивать на их выполнении; он существует, чтобы выполнять желания матери. Ситуация действительно страшная; но шизофреногенная мать воспринимает ее как прекрасную, а своего запуганного ребенка, не смеющего быть самим собой - как идеального. Требования шизофреногенной матери, ее ожидания и формируют у ребенка первоначальную систему «ложного я». Негативные ожидания сформируют, соответственно, «отвратительного ребенка»; но, как правило, шизоидные дети очень «правильные», послушные, честные - т.е. очень удобные для родителей и воспитателей. Из них вырастают такие же удобные для всех взрослые - со сложной системой «ложного я», отвечающей ожиданиям многих людей, которых шизоид считает опасными для себя. Но в какой-то момент баланс между полномочиями «истинного» и «ложного» я нарушается - «ложное я» становится все более автономным и контролирующим все большее число аспектов бытия шизоида. «Истинное я» катастрофически теряет ощущение как реальности мира, так и собственной реальности. Использование экстремальных методов для возобновления ощущения собственной реальности (эксцентричность) и характеризует фазу анормального поведения.

Несчастный ребенок при всем желании не способен соответствовать ожиданиям родителей. Выхода из этой ситуации нет; любое движение невозможно, как невозможно и само продолжение жизни. И шизофрения по Лэнгу представляет собой «особую стратегию, придуманную человеком для того, чтобы жить в непригодной для жизни ситуации».

Шизофреногенная мать - чрезмерная собственническая любовь, чрезмерное вмешательство в отношения ребёнка с другими детьми. Или холодность, отчуждение, садистские тенденции...

если человек не оправдывает собственных ожиданий - происходит раздвоение собственного Я.

"отвергающая мать", "сверхопекающая" и шизофреногенная матери - реальные матери, называемые так психиатрами и аналитиками за их патогенное влияние на своих отпрысков (см. СВЕРХ- и ШИЗОФРЕНОГЕННЫЙ).

Возникает вопрос: чем вызывается шизофрения? Почему у некоторых людей не развивается или слабо развивается распознавание сигналов, означающих уровни коммуникации? Причины этого Бейтсон обнаружил в детстве шизофреника, в его семейном окружении. Как показало детальное изучение "шизогенных" семей, с подробной киносъемкой, ребенок в такой семье находится в особых условиях, и ключевое положение в развитии болезни чаще всего занимает его мать. То, что при этом происходит, плохо вяжется с обычным представлением о материнской любви. В таких семьях мать "вгоняет" ребенка в шизофрению с помощью точно описанного механизма, который Бейтсон назвал "двойной связкой".

Прежде всего, надо расстаться с иллюзией, будто все матери любят своих детей. В нашей стране, где брошенные, отвергнутые матерями дети превратились в социальную проблему, можно было бы говорить об особой патологии, связанной с общественной катастрофой. Но гораздо раньше, в условиях "благополучного" буржуазного общества психологи заметили, что значительная доля матерей в действительности перестает любить своих детей в возрасте 5-6 лет. Эрих Фромм описывает в своей книге "Искусство любить" истерическое поведение таких матерей, выражающих в бурных сценах ненависть к своим детям, и советует верить этим чувствам. Объяснение, по Конраду Лоренцу, состоит в том, что общий всем приматам материнский инстинкт угасает, когда дети достигают указанного возраста. Но у человека воспитание ребенка втрое дольше, поскольку развитие мозга гораздо сложнее; это явление - так называемая неотения - привело к возникновению другого, чисто человеческого инстинкта материнской любви, действующего в течение всей жизни. Механизм этого сравнительно молодого вторичного инстинкта, как это всегда бывает в эволюции, менее надежен, чем действие древних инстинктов, и "включение" его после "выключения" первичного инстинкта часто не срабатывает. В таких случаях матери и в самом деле не любят своих детей, хотя по социальным причинам вынуждены изображать отсутствующее у них чувство. Конечно, эти несчастные женщины не понимают подсознательных процессов, о которых идет речь, но попытки обмануть подсознание к добру не ведут. Другая причина, мешающая развитию материнской любви, - это нелюбовь к мужу, сознательная или нет, которая сплошь и рядом переносится на ребенка.

Мать, не любящая своего ребенка, но вынужденная имитировать отсутствующее чувство, представляет гораздо более частое явление, чем принято думать. Она не выносит сближения с ребенком, но пытается поддерживать с ним связь, требуемую приличием. Ребенок, нуждающийся в материнской любви, инстинктивно тянется к матери, поощряемый ее словесным обращением. Но при физическом сближении у такой матери начинает действовать механизм отталкивания, который не может проявиться в прямой и недвусмысленной форме и маскируется каким-нибудь косвенным способом: мать придирается к ребенку по любому случайному поводу и отталкивает его, высказывая это на более абстрактном уровне, чем первичный уровень "материнской любви". У ребенка находится какой-нибудь недостаток, он всегда оказывается в чем-нибудь виноват; например, его любовь к матери объявляется неискренней, потому что он не сделал того или другого. Таким образом, ребенок воспринимает противоположные сообщения, выражающие притяжение и отталкивание , и обычно на разных логических уровнях: притяжение выражается в более простой и прямой форме, а отталкивание - в более сложном, замаскированном виде, с помощью несловесной коммуникации или рассуждений, ставящих под сомнение его любовь к матери.

Складывающийся таким образом стереотип связи между матерью и ребенком продолжается и тогда, когда ребенок идет в школу. Внушения матери в таких случаях тоже имеют двойной характер: на низшем уровне мать внушает ему, что он не должен драться с Петей, Васей и т.п., а на высшем, более абстрактном уровне - что он должен "защищать свое достоинство", "не давать себя в обиду", и т.д. Конечно, во всех случаях ребенок оказывается виновным, поскольку он не исполняет либо первого, прямого внушения, либо второго, косвенного. Этот конфликт между двумя уровнями общения, при котором ребенок "всегда виноват", и называется двойной связкой. Открытый таким образом механизм двойной связки вовсе не ограничивается отношениями между матерью и ребенком, но представляет весьма распространенную патологию человеческого общения.

Бейтсон иллюстрирует эти отношения клиническими примерами. Приведем один из них (G. Bateson, Steps to an Ecology of Mind, Ballantine Books, N.Y., 1972).

"Молодого человека, только что вышедшего из острого приступа шизофрении, навещает в больнице его мать. Обрадовавшись ей, он импульсивно обнимает ее за плечи, на что она отвечает оцепенением. Он отводит руку, и она спрашивает: "Разве ты больше не любишь меня?" Он краснеет, а она говорит: "Милый, ты не должен так смущаться и стыдиться своего чувства". Пациент едва смог пробыть с ней несколько минут. Сразу же после ее ухода он напал на ассистента, и его пришлось связать.

Конечно, этого можно было избежать, если бы молодой человек способен был сказать: "Мама, ведь я видел, что тебе было неприятно, когда я тебя обнял, что тебе трудно было принять мое чувство". Но у шизофренического больного такой возможности нет. Его глубокая зависимость и его опыт не позволяют ему комментировать поведение его матери, она же комментирует его поведение и вынуждает его принять всю законченную последовательность действий. При этом пациент испытывает следующие трудности:

(1) Реакция матери, не принимающей чувства своего сына, искусно прикрывается осуждением его жеста замешательства, а пациент, приняв это осуждение, отрицает тем самым свое восприятие происшедшего.

(2) Высказывание "Разве ты больше не любишь меня?" в этом контексте означает, по-видимому:

(а) "Меня надо любить".

(б) "Ты должен любить меня, а иначе ты плохой сын и виноват передо мной".

(в) "Ты ведь любил меня раньше, а теперь не любишь", и тем самым внимание смещается с выражения его чувства на его неспособность чувствовать. Для этого у нее есть основания, поскольку он также ненавидел ее, и он, соответственно, отвечает на это чувством вины, на которое она реагирует нападением.

(г) "То, что ты только что выразил, не было любовью"

Возникает безвыходная дилемма: "Если я хочу сохранить мою связь с матерью, я не должен показывать ей, что люблю ее, но если я не покажу, что люблю ее, я ее потеряю".

Вовсе не всегда такой конфликт приводит к катастрофическим последствиям. Здоровая реакция ребенка на бессознательное лицемерие матери - это сопротивление: почувствовав противоречия между требованиями матери, ребенок начинает их "комментировать", доказывая несправедливость матери и свою правоту. Но если мать реагирует резким запретом комментировать ее поведение (например, угрожая покинуть ребенка, сойти с ума или умереть, и т.д.) и тем самым не позволяет ему сопротивляться, то у ребенка подавляется способность различать сигналы, обозначающие характер коммуникации, что и составляет зачаток шизофрении. Иногда может помочь вмешательство отца, но в "шизогенных" семьях отец слаб и беспомощен.

Если ребенок имеет возможность сопротивляться противоречивым требованиям матери, это, конечно, нарушает спокойствие семьи, но у такого ребенка есть шансы вырасти здоровым: он научится распознавать сигналы, определяющие логические уровни сообщений. В более абстрактном требовании он распознаёт отрицание более конкретного, возмущается и не всегда повинуется, но отнюдь не смешивает две стороны "связки".

Иначе складывается дело, если ребенок не может сопротивляться. Ребенок учится не различать логические типы сообщений, делая тем самым первый шаг к шизофрении. На претензии матери он отвечает теперь искренним непониманием, так что его считают "ненормальным". А потом этот же шаблон отношений переносится на других людей; но это вовсе не значит, что такой ребенок непременно станет психически больным. Он ходит в школу, проводит время вне семьи и может постепенно научиться различать "сигналы переключения контекстов", если его отношения с "шизогенной" матерью были не слишком интенсивны. Может быть, он будет делать это не так хорошо, как другие; вероятно, у него не особенно разовьется чувство юмора, и он не будет так заразительно смеяться, как его друзья.

Специфика шизофреногенной матери заключается в злокачественной форме ее неспособности быть матерью. Эти псевдоматери получают полную власть над маленьким ребенком, зависящим от их помощи. Более благоприятной формой шизофреногенной матери (Pankow, 1968) являются т. н. дети матери, ожидающие от своих собственных детей, чтобы он; обращались с ними как их матери.

Мать, индуцирующая психосоматическое расстройство, реагирует либидинозно лишь на дефекты и болезни своего ребенка, в противоположность матери, индуцирующей перверсию, у которой либидинозно загружены все действия, касающиеся здорового тела ребенка, напр. церемония мытья, одевания, манипулирования мужскими или женскими гениталиями ребенка. Обе матери игнорируют при этом растущую идентичность Я ребенка. С последней обращаются как с вещью, либидинозно занятым предметом, а не полноправной развивающейся личностью.

Шизоидность ребенка начинает выявляться раньше, чем особенности характера других типов личности (психотипов). Это проявляется в предпочтениях ребенка: избегание шумных компаний, отсутствие друзей, времяпровождение среди взрослых. К этому иногда добавляется какая-то холодность и недетская сдержанность.

По этому поводу существует теория, что шизоидная черта характерна для людей, которых матери в первые месяцы обделили эмоциональным теплом. Их лишали тактильного и эмоционального «глаза в глаза», «кожа к коже», нередко оставляли наедине с собой, с игрушками и погремушками, которые рассматривались как заменители матери. Хотя такое единение с самим собой в дальнейшем способствует интеллектуальному развитию ребенка.

С самых юных лет ребенок растет чрезвычайно чувствительным. Его реакция на внешние стимулы (звук, цвет) носит очень острый характер, складывается ощущение как — будто они причиняют ему боль. Если взять такого ребенка на руки он будет отстраняться, даже его тело станет жестким.

Школа никак не влияет на его одинокий стиль жизни, позволяя дальше продолжать отстранение от сверстников. Примечательно, что сформированное положение вещей полностью удовлетворяет творческого ребенка, самооценка остается на высоком уровне, мнение окружающих его волнует мало. Дети шизоидного характера предпочитают интеллектуальное общение, обмен информацией без эмоциональной подоплеки. Часто такие дети открывают в себе неординарные способности к различным наукам.

Ребенок – шизоид понимает, что ему трудно устанавливать всякие контакты с другими детьми, но это никаким образом его не волнует. Он и дальше продолжает игнорировать прогулки. Первым фактором, бросающимся в глаза, является отсутствие эмоциональности, ярких проявлений радости, печали, гнева. Это вызывает некое недоумения, когда общаясь с ним, ты не понимаешь, как он воспринимает наше воздействие на него.

Поведение шизоидных детей, препятствующее общению с ровесниками, зачастую приводит к конфликтам. Если учесть, что шизоид не дружит с физкультурой и всячески противится занятиям единоборствами, то становится ясно, на чьей стороне будет преимущество. Плюсом идет отсутствие навыков манипулирования окружающими и отстаивание своей точки зрения. Поэтому роль руководителя во взрослой жизни для нашего героя чужда и мало понятна.

В подростковые годы начинается самый тяжелый период в жизни для ребенка с шизоидным радикалом. Здесь происходит двоякая ситуация: с одной стороны интеллектуальное превосходство, с другой трудные отношения со сверстниками. Самооценка подвергается резким колебаниям вверх от чувства превосходства в интеллекте и вниз от насмешек одноклассников. Родителям приходится очень трудно, так как приходится вторгаться во внутренний мир подростка, что приводит к бурному протесту.
В этот период шизоидного подростка раздражает буквально все: не вовремя вошли в комнату, не спросили разрешения, постоянный контроль. Естественно постоянная замкнутость настораживает родителей (если они сами не шизоиды), что опять же приводит к недопониманию между поколениями.

Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружения многие поступки шизоидов, ибо все, что им предшествовало - весь ход переживаний и мотивов остались скрытыми. Некоторые выходки носят характер чудачества, но в отличие от истероидов, они не служат цели привлечь к себе всеобщее внимание.

Родителям шизоидного ребенка необходимо помнить о его неординарности и «не от мира сего». Чаще разговаривать с ним на любимые им интеллектуальные темы, прививать навыки общения, стараться всесторонне развивать ребенка. Спорт шизоидам противопоказан, особенно командные виды, но можно предложить одиночные и всячески помогать ему в них. Можно самостоятельно подобрать круг общения шизоидным детям, как например делают некоторые мамы и папы, которые в еще детском возрасте целенаправленно знакомят ребенка с другими детьми, тем самым побуждая его к общению. Предлагают приглашать дворовых друзей к себе в гости, налаживают общение не только на улице, но и дома.

Каждый ребенок требует индивидуального тщательного подхода, но наверное только шизоид требует более трогательного внимания. Эти дети кладезь всевозможных идей, ведь он творческая натура. И заслуга родителей заключается в том, чтобы не загубить творческую натуру на корню.

Узнать больше об оперативном профилировании (психодиагностике), существующих типах личности, а также о том, как составить профиль человека, лучше понимать людей и выстраивать эффективную линию общения, вы сможете из материалов

Дукаревич: «Представьте себе старинный город-крепость, который стоит высоко в горах, люди которые живут по своим устоям, не любят пускать к себе чужаков и сами выходить за стены этого города.»


Это образ, с одной стороны, интроверта, а с другой стороны - аутичного человека.

Откуда это берется? Понятно, что отчасти тут мы можем говорить не только о психологических и отношенческих вещах, но и о климатических и географических (северные народы - более закрытые, южные - более экстраверсивные).

Но, мы начнем с отношений ребенка и матери. Первым объектом, который предстает перед ребенком - является его мать. И те взаимоотношения, которые у ребенка с матерью и будут отражением того, какие отношения у ребенка будут с миром. И тут мы обращаемся к Фрейдовским стадиям и к тому, что Фрейд называет нарциссическим ядром. Именно нарциссическое ядро будет соответствовать шизоидному радикалу. Термин «нарциссизм» это фиксация на себе. И не обязательно с положительным знаком.

Представьте себе, что Либидо ребенка - психическая, витальная энергия устремляется к объекту, к матери. И по идее, должно произойти зацепление Либидо за объект. И возникает контакт, связь, любовь, партнерское отношения. С другим, который за границами Я ребенка. Можно это представить как шарик, который прилепляется. Но только тогда, когда объект, к которому это направляется, к этому готов. А представьте себе, что объект этот шарик отбивает. По тем или иным причинам объект (то бишь мама) не готов это принять. И тогда происходит возврат этого крючка на новорожденного ребенка. И вот это и будет нарциссической фиксацией. Не случилось контакта с внешним объектом, возврат на себя и прилипание. Почему? Это может быть шизоидная мама, у которой не произошло контакта с ее мамой и она не умеет устанавливать этот мостик. Либо, это мама - холодный истероид, который любит только себя и больше никого. И соответственно, такое отбитие может происходить и в этом случае. И шизодная и истероидная мама могут сыграть роль Снежной Королевы. И Снежная Королева - классическая сказка для шизоидов.

Мама могла быть не шизоидной и не холодной истероидной, но в момент когда она родила ребенка, она была сама в состоянии глубокой депрессии (это может быть стресс или потеря близкого человека). Когда она рожала, она говорила, что хотела бы любить, но не может.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Очень красиво показана шизоидность в детском доме. В свое время американцы провели интересное исследование на эту тему. Тактильных контактов, ласки и любви нет. Обнаружено было, что буквально в первые недели жизни, пороги чувствительности у таких детишек пониженные. Панцирь начинает формироваться при отсутствии тактильного контакта буквально с первых дней. Ребенок как бы говорит: «Если я никому не нужен, то и мне никто не нужен!»

Социализация это усвоение опыта человечества через обращение с предметами. Причем даже не через словесную форму, а когда ребеночка сажают за стол, дают ему в руки ложку и он кушает. То есть это обращение с предметами, которые человечество создало за много веков. Второй путь - через культурные символы - то есть это тот же самый зашифрованный культурный опыт.

И еще один путь - через взаимоотношения с другими людьми, через их эмоции (например, если бабушка боится собаки, естественно, что и ребенок будет бояться собаки). Человек даже не понимает, откуда в нем это, а с самого детства он есть.

Должна быть определенная готовность для того, чтобы событие стало реально травматичным. А предварительная готовность создавалась задолго до события.

Что касается шизоидов, у них нет непосредственного чувственного впитывания: они не губка, они не открыты для влияний, у них нету непосредственных эмоциональных контактов с окружающими людьми чтобы это переливалось в них. Одно дело, если у вас крышка открыта, в эту кастрюлю валится все, что ни попадя. Но у шизоидов крышка закрыта, а иногда, как у скороварки, закручено. И поэтому у них там и варится их самобытное, оригинальное и ни на что не похожее. Как проходит их социализация в этом смысле, если нет впитывания? Мы знаем, что многие наши маленькие шизоиды очень любят знания в чистом виде: научные, документальные фильмы, справочники, энциклопедии, - то есть информацию в чисто информационном виде. И Несуществующие Животные наших шизоидов тоже питаются информацией, воздухом, светом и тому подобное. Поэтому обычно такое сравнение: можно получать эту информацию через культурные источники, а можно - в чистом виде. И похоже на то, что ты или ешь цыпленка табака в чистом виде, или еду для космонавтов. На самом деле, у шизоидов такое устройство, что им это вкусно (например, люди, которые зачитываются железнодорожным расписанием). Просто информация. Любого типа. Но она должна быть голая. Формируется определенная картина мира. Она менее общепринята, чем у окружающих людей, но оригинальная.

Что есть у шизоидов, чего нет у кого-то другого?
Например, мы попадаем в новую для себя реальность и чувствуем там себя одинокими и незащищенными. Что мы начинаем делать? Мы стараемся разобраться. Поэтому, именно у шизоидов в большей степени развита эта познавательная активность. Поэтому из шизоидов и получается большинство ученых, которые строят все теории и все концепции. То есть только шизоиды во-первых хотят до такой степени познавать этот мир. И поэтому для них самая характерная особенность, которая определяет его это слово «интересно». Мир для них это всегда загадка, всегда некий вызов и орешек, который хочется расколоть. Шизоиды живут не в плоскости земли, не в мире вещей, а в мире людей.

Фактически, это единственный тип, который способен к креативу. Умный, одаренный истероид способен скомпилировать из кусочков что-то, что было бы новым, но это будет репродукция. Но по-настоящему креативен - шизоид.

По-настоящему человечество обязано не только шизоидам, а шизоистероидам, шизоэпилептоидам.

В быту, обычно, шизоид непрактичный. Именно потому что для него более комфортно существовать в мире идей, чем в мире вещей, это человек которому все равно что надеть и что вокруг.

Некоторые шизоиды стремятся соответствовать окружающим. Протезы они могут быть такие, что видно, а могут быть, что никто не догадается, что это протез.

«Концепция отказа от воплощения»:
Шизоиды они хороши, когда они хотят быть здесь и быть полезными. В начале 80-х был обнаружен на ступеньках дома книги, ему было 38 лет и он был происхождением из очень маленького городка на Украине, не закончил, в силу проблем адаптации даже среднюю школу, но при этом умудрился выучить сам 12 иностранных языков, обладал феноменальной памятью и был способен процитировать любую книгу по любой области знания, с примечаниями. Тогда в Москве и в Питере были всякие семинары и по литературоведению и по философии и он на все семинары был вхож, всегда приходил обтрепанный и он мог в любой момент все процитировать. Кроме того, он приезжал в большие города с тем, чтобы сидеть целыми днями в библиотеках и поглощать культуру. Рассказал, что первый раз попытался покончить с собой, когда ему было шесть лет. При этом, жил в среднестатистической семье. Понятно, что мама была шизофренногенная, но с точки зрения отношений все было нормально. Почему? Потому, что когда ему было шесть лет, у него было что-то по типа бреда (Что-то типа чуть ли не райских садов, особая реальность), после которого он, вернувшись в свою обычную жизнь, счел ее жутко уродливой, серой и отвратительной. После чего он еще много раз, до 21 года пытался покончить с собой, но ничего не получалось. Это отказ от того, чтобы жить, быть и так далее. Когда ему было 16 лет и нужно было получать паспорт, он отказался и так его и не получил, так как это означало бы признать себя гражданином. И если он станет мужчиной, он примет правила игры и он остался девственником. Позиция: «Я не играю в эти игры!» В начале 80-х, он увлекся астрологией и написал книгу, «Новая астрология». Потому что он не хотел быть тем знаком, которым он был (Рыбы), а хотел быть Козерогом. И поменял дни солнцестояния. Он попросил знакомых, чтобы приносили ему обрывки использованных календарей. И он на этих обрывках писал свою книгу, чернильной ручкой с кляксами и неразборчиво и складывал в чемоданчик. Он как бы обманывал некоего стража, который не давал ему что-то воплотить и материализовать.

На этом построена методика: если журналист не может написать статью, писать в метро в час пик, в пустом вагоне, на листке бумаги и карандашом, - то есть обмануть.

Получилось, что если он не хотел воплощаться, то и мир его тоже не принял. Были похожие моменты и на других людях, но не в столь выраженном виде.

Как нам эта вещь может быть интересна? То, что для шизоидов характерно это уход от реальности в разные миры: у шизоидов две психологические защиты это дистанцирование и фантазирование. Истероид фантазирует про принца на белом мерседесе. Шизоид фантазирует а-ля Толкиен.

Целый ряд людей уходят в секты и в не совсем общепринятые поиски, в наркотики не для кайфа, не для драйва, а чтобы почувствовать другую реальность. Тот же самый отказ от воплощения, отказ жить здесь и принять то, что ты родился сюда и работать, чему-то служить.

Если у нас есть внутреннее окаянство с ними наладить диалог, то можно убеждать, что воплощаться это все таки не так уж и плохо и своевременно и нужно. Потому что если ничего с этим не делать, то еще не известно что в следующий раз будет.

В этом смысле в больными шизофренией нужно работать и на их языке и в их системе ценностей.

Какие у них ценности?
Свобода в первую очередь. Независимость. Интерес. Ценность познания.

Очень много символики будет. Например, в «Пиктограмме». Некоторые умные истероиды косят под шизоидов, зная, что это в обществе ценится. У истероида много поверхностных интересов, но бывает, что можно перепутать. По тестам может быть так, что есть целый ряд истероидов, которые пытаются изобразить что-то другое. Может быть символика. Но очень часто, на этапе воспроизведения, они не могут вспомнить. А вот шизоид, какие бы кривые ассоциации у него не были, он все их помнит отлично.

Часто бывают не чистые шизоиды. Большинство наших программеров, как раз не чистые шизоиды. Очень часто у них еще психастенический радикал: именно поэтому они часто совы, у них не очень хорошо с энергетикой. Бывает сплав с эпилептоидностью: шизоэпилептоид - не легкий. Шизоистероид - шикарно: если он берет хорошее от шизоидности и хорошее от истероидности: это креативность плюс артистичность, а бывает, что плохое и оттуда и оттуда и это поверхностность и не умение общаться.

Кавычки здесь неспроста. «Шизофреногенная мать» (schizophrenogenic mother) — термин, определяющий тип матери, доминирующей и не заинтересованной в потребностях других (Психологическая энциклопедия). То есть это совершенно здоровая женщина, не имеющая патологии.

Такой тип матери определяется сильной тревожностью и властностью. Она осуществляет за действиями ребенка. Своей задачей считает расписать каждый его шаг (в тяжелых случаях — до пенсии оного) и зорко следит за четким исполнением написанного плана.

В трудную ситуацию детей ставит и амбивалентность таких матерей, из которой возникает двойная связь. В этой ситуации ребенок совершенно не понимает, чего хочет его мама. Она может сказать ему: «Иди гуляй», но при этом все ее движения, мимика, то есть невербальные проявления, будут кричать: «Стой здесь, не ходи никуда!». А дети, как правило, очень чувствительны к таким моментам.

«Шизофреногенная мать» не умеет проявлять любовь, и ласку. Она не интересуется делами и проблемами своего дитя. Вся ее жизнь сосредоточена лишь на том, чтобы требовать с него постоянного подчинения, выполнения уже составленного ей распорядка. Например, ребенок приходит из школы. Она не станет интересоваться, как у него дела, как он играл сегодня с друзьями (и есть ли они у него вообще), что ему понравилось изучать. Ее интересуют только цифры: какие оценки получил.

При таком воспитании ребенок вырастает эмоционально холодным, не умеющим проявлять свои чувства к людям, человеком, который не чувствует социальных норм, правил общества; все его действия пассивны — он ждет распоряжений; у него отсутствуют какие-либо желания и интересы. Он не понимает окружающий его реальный мир, а мир не понимает и не принимает его, считая чудаком «не от мира сего».

Недаром Эрнст Кречмер, психолог, назвал склонных к шизоидному типу детей «мечтой и радостью матерей». Они никогда не осмелятся ослушаться, высказать свое несогласие или поступить по-своему.

При этом внутренняя жизнь ребенка будет яркой, бурлящей, фантазийной. Там он будет настоящим героем для себя, самостоятельно принимающим решения, мечтающим, ненасытным в деятельности. Но все это будет скрыто за каменной стеной, которая будет отрицательно реагировать на малейшее вторжение на «закрытую территорию».

Это классический пример того, как происходит патологическое развитие личности при неправильном воспитании. Именно вследствие этого формируется шизоидный («шиза» — «расщепление») тип , который может перерасти в патологию различной степени тяжести.

Дорогие родители! Любите своих детей, беспокойтесь за них, переживайте, но всегда помните, что они — личности, у которых должны быть свои желания, мечты, надежды. Прислушайтесь к ним и помогите сделать правильный выбор, но пусть окончательное решение останется за ними.

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...