Штольц и Обломов: взаимоотношения (по роману "Обломов"). «Все мы родом из детства» (Анализ главы «Сон Обломова» по роману И.А. Гончарова «Обломов»)


Введение Отрицательное влияние “обломовщины” на Обломова Обломов и Штольц Почему Обломов не смог выйти из мира иллюзий?

Введение

Илья Ильич Обломов – главный герой романа “Обломов”, апатичный и ленивый мужчина тридцати с лишним лет, все свое время проводящий лежа на диване и строя несбыточные планы о своем будущем. Тратя дни в безделье, герой так и не начинает ничего делать, так как не способен осуществить над собой волевое усилие и приступить к реализации собственных планов. Причины беспросветной лени и пассивности героя автор раскрывает в главе “Сон Обломова”, где через воспоминания ребенка читатель знакомится с детством Обломова в романе “Обломов”.

Маленький Илья предстает очень живым и любознательным ребенком. Его очаровывают живописные пейзажи Обломовки, ему интересно наблюдать за животными и общаться со сверстниками.
Мальчику хотелось бегать, прыгать, взбираться на висячую галерею, где можно было находиться только “людям”, хотелось узнавать как можно больше об окружающем мире, и он всячески стремился к этому

познанию. Однако чрезмерная родительская забота, постоянный контроль и опека становились непреодолимой стеной между активный ребенком и интересным, увлекающим миром. Герой постепенно привыкал к запретам и перенимал устаревшие семейные ценности: культ еды и безделья, боязнь труда и непонимание важности обучения, постепенно погружаясь в болото “обломовщины”.

Отрицательное влияние “обломовщины” на Обломова

В семье Обломовых за несколько поколений помещиков сложился свой особый уклад, определявший жизнь не только барской семьи, но и всей деревни, предопределяющий течение жизни даже крестьян и слуг. В Обломовке время текло замедленно, никто за ним не следил, никто никуда не спешил, да и деревня была словно отделена от внешнего мира: даже когда им пришло письмо из соседнего поместья, его несколько дней не хотели читать, так как опасались плохих новостей, которые бы нарушили умиротворяющее спокойствие “обломовской” жизни. Общую картину дополнял мягкий климат местности: здесь отсутствовали сильные морозы или жара, не было высоких гор или своенравного моря.

Все это не могло не повлиять на еще совсем юную, не сформировавшуюся личность Обломова, отгороженную от всяческих испытаний и стрессов: как только Илья пытался совершить шалость или пойти гулять в запрещенные места, появлялась няня, которая либо внимательно за ним присматривала, либо уводила обратно в покои.
Все это воспитывало в герое полную безвольность и подчинение чужому, более компетентному и важному мнению, поэтому уже в зрелом возрасте Обломов мог делать что-то только из-под палки, не желая ни учиться в университете, ни работать, ни выходить в свет, пока его не заставят.

Отсутствие стрессов, ситуаций, когда нужно отстаивать свое мнение, чрезмерная и постоянная забота, тотальный контроль и множество запретов, по сути, сломали естественную личность Обломова – он стал идеалом родителей, но перестал быть самим собой. Более того, все это было подкреплено мнением о труде как о повинности, которая не может приносить удовольствия, а является неким подобием наказания. Именно поэтому уже в зрелом возрасте Илья Ильич всячески избегает любой деятельности, ожидая, пока придет Захар и сделает все за него – пускай из рук вон плохо, но самому герою не нужно будет вставать с постели, отрываясь от своих иллюзий.


Другие работы по этой теме:

  1. Какие вещи стали символом “обломовщины”? Символами “обломовщины” стали халат, домашние тапочки, диван. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку? Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к...
  2. План Введение Причины дружбы между Штольцем и Обломовым Особенности дружбы Обломова и Штольца в зрелые годы Заключение Введение Центральными героями романа ” Обломов ” являются...
  3. Кто такой Обломов? – спросите вы. Говорить об этом персонаже можно много. Но хочется выделить главное. Илья Ильич Обломов – помещик, дворянин, живший в Петербурге....
  4. Глава “Сон Обломова” показывает картину русской национальной жиз­ни, которая породила определенный человеческий тип. Так кто же такой Обломов? Каков он? Каков его характер? Именно глава...

"Обломов" - один из трех обширных романов Гончарова, написанных им с промежутком в 10 лет. Впервые он был напечатеан в 1859 году. Это время активного поиска современного героя, человека, умеющего ужиться в новом мире.

Главный герой романа - Илья Ильич Обломов. Детство его прошло в родовом имении, он всегда был окружен заботой матери и нянек. Теперь же уже взрослый Илья Ильич - житель Петербурга. Именно в квартире главного героя начинается действие романа. Обстановка в его доме сразу же заявляет об его инертности. Гончаров создает особый тип характера. Причем, этот тип не единичный, а обобщающий, характерный для эпохи того времени. Вопрос, который задает автор, - сможет ли прижиться такой герой в новой среде или же он обречен?

Для того чтобы увидеть истоки и первопричины лени, следует посмотреть на детство Обломова. С самый ранних лет маленький Ильюша привык, что все в доме делают кухарки и слуги. За ним же велось строжайшее наблюдение. Отслеживался каждый его шаг: не дай бог ушибется, застудится, ударится и т. д. Жизнь в деревне Обломовка текла безмятежно, медленно и спокойно. Здесь не было места бурной деятельности и суетливости. Детство Обломова прошло в земном раю, по крайней мере так он видит свое родовое имение во сне. - это ключ к разгадке романа. Гончаров видит проблему Обломова в его воспитании. Леность привили ему с младенческих лет. Кстати, сам автор также имел подобные черты характера. Именно поэтому современники иногда проводили паралелль "Гончаров-Обломов". Детство (Обломов и Гончаров провели его в родовых имениях) было схожим, любовь к "домоседству", некая праздность, отсутствие предпринимательской жилки, апатия, нежелание что-то изменить в жизни - вот, что роднит автора с его героем.

В противовес Илье Ильичу показан его друг Андрей Штольц. Он живой, энергичный, подвижный. ассоциируется с пунктуальностью и прагматичностью. Для Гончарова имена были очень важны. Ведь и имя главного героя символично. Илья Ильич - отсылка к национальному (Илья Муромец), в (он носит то же имя, что и отец), "Обло" - круг. Именно Андрей знакомит Обломова с Ольгой - его несостоявшейся любовью. Илья Ильич не проходит испытания любовью. Находит покой он в доме Агафьи Пшеницыной. У них рождается сын - Андрюша. После смерти Ильи Ильича на воспитание его взяли Штольц и Ольга. исследователи видят в этом надежду автора на появление идеального героя, совместившего в себе душевность Обломова и прагматичность Штольца.

Современники хорошо встретили роман Гончарова. Детство Обломова, Обломовка стали ключевыми символами. А леность, апатичность и инертность стали называть уже "обломовщина". Этому посвящена статья одного из самых значительных критиков того времени Добролюбова. Правда, автор не смог увидеть в герое ничего положительного. Революционно настроенный Добролюбов оценивал героя лишь с позиций его общественных ориентиров. Несмотря на это, Илья Ильич - чистая, духовно свободная, чувственная натура. Детство Обломова доказывает его близость к народу и ко всему русскому.

Введение

Илья Ильич Обломов – главный герой романа «Обломов», апатичный и ленивый мужчина тридцати с лишним лет, все свое время проводящий лежа на диване и строя несбыточные планы о своем будущем. Тратя дни в безделье, герой так и не начинает ничего делать, так как не способен осуществить над собой волевое усилие и приступить к реализации собственных планов. Причины беспросветной лени и пассивности героя автор раскрывает в главе «Сон Обломова», где через воспоминания ребенка читатель знакомится с детством Обломова в романе «Обломов».

Маленький Илья предстает очень живым и любознательным ребенком. Его очаровывают живописные пейзажи Обломовки, ему интересно наблюдать за животными и общаться со сверстниками. Мальчику хотелось бегать, прыгать, взбираться на висячую галерею, где можно было находиться только «людям», хотелось узнавать как можно больше об окружающем мире, и он всячески стремился к этому познанию. Однако чрезмерная родительская забота, постоянный контроль и опека становились непреодолимой стеной между активный ребенком и интересным, увлекающим миром. Герой постепенно привыкал к запретам и перенимал устаревшие семейные ценности: культ еды и безделья, боязнь труда и непонимание важности обучения, постепенно погружаясь в болото «обломовщины».

Отрицательное влияние «обломовщины» на Обломова

В семье Обломовых за несколько поколений помещиков сложился свой особый уклад, определявший жизнь не только барской семьи, но и всей деревни, предопределяющий течение жизни даже крестьян и слуг. В Обломовке время текло замедленно, никто за ним не следил, никто никуда не спешил, да и деревня была словно отделена от внешнего мира: даже когда им пришло письмо из соседнего поместья, его несколько дней не хотели читать, так как опасались плохих новостей, которые бы нарушили умиротворяющее спокойствие «обломовской» жизни. Общую картину дополнял мягкий климат местности: здесь отсутствовали сильные морозы или жара, не было высоких гор или своенравного моря.

Все это не могло не повлиять на еще совсем юную, не сформировавшуюся личность Обломова, отгороженную от всяческих испытаний и стрессов: как только Илья пытался совершить шалость или пойти гулять в запрещенные места, появлялась няня, которая либо внимательно за ним присматривала, либо уводила обратно в покои. Все это воспитывало в герое полную безвольность и подчинение чужому, более компетентному и важному мнению, поэтому уже в зрелом возрасте Обломов мог делать что-то только из-под палки, не желая ни учиться в университете, ни работать, ни выходить в свет, пока его не заставят.

Отсутствие стрессов, ситуаций, когда нужно отстаивать свое мнение, чрезмерная и постоянная забота, тотальный контроль и множество запретов, по сути, сломали естественную личность Обломова – он стал идеалом родителей, но перестал быть самим собой. Более того, все это было подкреплено мнением о труде как о повинности, которая не может приносить удовольствия, а является неким подобием наказания. Именно поэтому уже в зрелом возрасте Илья Ильич всячески избегает любой деятельности, ожидая, пока придет Захар и сделает все за него – пускай из рук вон плохо, но самому герою не нужно будет вставать с постели, отрываясь от своих иллюзий.

Обломов и Штольц

Андрей Иванович Штольц – лучший друг Обломова, с которым они познакомились еще в школьные годы. Это яркий, деятельный мужчина, искренне переживающий за судьбу друга и всеми силами старающийся помочь ему реализовать себя в реальном мире и забыть об идеалах «обломовщины». В произведении Андрей Иванович является антиподом Ильи Ильича, что просматривается уже при сравнении детства Обломова и Штольца в романе Гончарова. В отличие от Ильи, маленький Андрей не был ограничен в действиях, а скорее был предоставлен самому себе – он мог несколько дней не появляться дома, изучая окружающий мир и знакомясь с разными людьми. Позволяя сыну распоряжаться собственной судьбой, отец Штольца, немецкий бюргер, был достаточно строг с Андреем, воспитывая в мальчике любовь к труду, напористость и умение добиваться своих целей, что затем пригодилось ему при построении успешной карьеры.

Описания детства Штольца и Обломова позволяют увидеть, как разное воспитание может создать из достаточно похожих по натуре и характеру детей две совершенно разные личности – апатичного, ленивого, но добросердечного, нежного Илью Ильича и деятельного, активного, но совершенно непонимающего сферы чувств Андрея Ивановича.

Почему Обломов не смог выйти из мира иллюзий?

Кроме лени, безвольности и полного отказа от социальной жизни Обломову была присуща такая неоднозначная черта, как чрезмерная мечтательность. Герой все дни проводил в мыслях о возможном будущем, придумывая множество вариантов счастливой жизни в Обломовщине. Искренне переживая каждую свою мечту, Илья Ильич не понимал, что все его планы – только иллюзии, прекрасные сказки, подобные тем, которые в детстве ему рассказывала няня и которыми он был так восхищен, представляя себя то храбрым героем, то справедливым и сильным богатырем.

В сказках и легендах, рассказываемых няней, мир вне Обломовки был изображен как нечто пугающее и страшное, где его поджидают чудища и драконы, с которыми нужно бороться. И только в родной Обломовке можно жить спокойно, ничего не боясь и не опасаясь. Постепенно герой перестает разграничивать мифическое и реальное: «Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Герой, боясь неведомой, пугающей, неблагоприятной реальной жизни просто уходит от нее в мир иллюзий и мечтаний, боясь встретится с ней «один на один» и проиграть в неравном бою. Проводя все дни в мечтах об Обломовке, Илья Ильич пытается вернуться в тот безопасный мир детства, где его оберегали и заботились о нем, не понимая, что это невозможно.

В романе описание детства Ильи Обломова является ключом ко всей его жизни, позволяющим лучше понять характер и психологию героя, чье имя стало нарицательным для русской литературы и культуры. В «Обломове» Гончаров изобразил яркий типичный образ душевного, но безвольного русского человека, который остается интересным для читателей и сегодня.

Описание и анализ событий детских лет главного героя романа будут особенно интересны 10 классам перед подготовкой доклада или сочинения на тему «Детство Обломова в романе Ивана Гончарова «Обломов»».

Тест по произведению

Как проходило детство Обломова? "проанализировать сон обломова" в произведении. дайте ссылку на сочинение

  1. Роман Гончарова Обломов необходимо перечитывать всякий раз, когда человеком начинает овладевать чрезмерная лень и мечтательность. Очень часто люди бывают излишне снисходительны к себе, поэтому не обращают внимания на маленькие и большие слабости, которым поддаются. И постепенно лень и апатия начинают все больше и больше действовать на человека А достаточно один раз допустить, чтобы такие негативные качества оказались сильнее, чтобы потом справиться с ними было очень и очень трудно.
    Именно так и произошло с главным героем романа Обломов. Илья Ильич от природы не был деятельным и активным человеком. Хотя, безусловно, у него были все предпосылки для того, чтобы не прозябать, лежа на диване, а стремиться хотя бы к чему-нибудь. Юный Илья Ильич был умен, образован. Казалось бы, перед ним открывается блестящее будущее. И как он сам этим будущим распорядился? Крайне неразумно и недальновидно. Он просто-напросто зарыл в землю все свои таланты. Немудрено, что в дальнейшем они не дали никаких всходов, так как не было абсолютно никаких условий для роста и дальнейшего развития всех хороших качеств и способностей.
    Вспомним детство Ильи Ильича. Безусловно, детство его можно с полным правом назвать очень счастливым периодом. Мальчик был окружен всеобщей любовью и заботой. Обычно счастливые и жизнерадостные дети вырастают в очень активных людей, не желающих превращать свою жизнь в однообразное и серое существование. Но с Обломовым все получилось несколько иначе. С детства мальчик был лишен необходимой свободы, которая очень нужна для оптимального развития личности. Каждый человек в детстве является настоящим первопроходцем, открывающим для себя все новое. А маленький Илья был испорчен чрезмерно навязчивой заботой, ему не было позволено проявлять какую-либо свободу.
    Мать героя отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией. Можно легко себе представить, каким вырастет ребенок, которому в детстве было запрещено проявлять свою волю. Постепенно у него начинает пропадать интерес к познанию нового. А ведь жизнь человеческая так коротка, поэтому дорог каждый миг.
    остольное кину на ящик
  2. у меня есть мо собственное сочинение на тему "анализ сна обломова" ("5" поставили за него))) если надо - пиши на мыло
  1. Загрузка... как получить из пероксида натрия оксид натрия? Инструкция 1 Казалось бы, самый простой и естественный способ окисление кислородом металлического натрия! Однако тут есть своя...
  2. Загрузка... Сравнительная характеристика Дубровского и Троекурова! Троекуров Кирила Петрович богатый дворянин-самодур, отец Маши. Т. человек избалованный и распущенный, опьяненный сознанием своей силы. Богатство, род, связи...
  3. Загрузка... только ли смешон митрофанушка в комедии фовизина "недоросль"? не только. он был необразован, ленив, у него не было уважения к старшим, поэтому его и...
  4. Загрузка... Вместо какого слова В.И.Даль предлагал использовать слово абевега? Вместо иноязычного алфавит и старославянского азбука. Вот словарная статья из "Толкового словаря живого великорусского языка" В....
  5. Загрузка... що таке потік свідомості? Поток сознания кажется.. . А на каком языке? Потк свдомост один з провдних прийомв лтератури модернзму. Потк свдомост в художнй...

В произведении «Обломов» Гончаров коснется темы распространенных пороков, присущих обществу в любой эпохе: лень, равнодушие, нежелание менять судьбу в лучшую сторону.

Автор детально описывает детство Обломова, чтобы читатель смог разобраться в причинах, повлиявших на формирование его безвольного характера. Нерешительность сделала его неудачником. Писатель наводит на мысль, что подобное поведение не приведет к счастливой и насыщенной жизни.

Опека родных

Илья Ильич Обломов провел беззаботное детство в деревне Обломовка. В родовом имении он проживал не только с матушкой и отцом. Кроме слуг там жили многие родственники.

«Он хорошенький, полненький. Такие кругленькие щечки».

Был единственным ребенком в семье. Домочадцы закармливали мальчугана всевозможными сладостями.

«Вся свита дома подхватывала Илюшку на руки, начинала осыпать похвалою и ласкою. Он едва успевал вытирать следы от непрошеных поцелуев».

Не успел младшенький Обломов проснуться, как к нему неслась няня, чтобы помочь встать и одеться. Далее к любимому сыночку из соседней комнаты торопилась мама. Женщина одаривала мальчика нежностью, чрезмерной заботой.

«Она осматривала его жадным взглядом, проверяла, не мутные ли глаза, интересовалась, не болит ли что».

Паренек понимал, что все его прихоти моментально выполнялись. Он превращался в такого же ленивого, равнодушного ко всяческим проявлениям жизни человека, как и окружающие. Если он и пытался делать что-то самостоятельно, то близкие подавляли все его стремления.

«Только захочет чего-нибудь Илья, только мигнет - уж трое-четверо лакеев бросаются исполнять его желания».

Его превращали в экзотическое растение, медленно растущее в теплице.

«Всяческие проявления деятельности и силы обращались внутрь и увядали».

Иногда на мальчика находило непреодолимое желание сбежать из дому, лишиться опеки каждого из домочадцев. Стоило ему спуститься по лестнице, или выбежать во двор, как несколько человек уже спешили вслед за ним с криками и запретами.

Резвость и любознательность

Маленький Илья рос подвижным ребенком. Когда он видел, что взрослые заняты, то вмиг пытался спрятаться от их заботы.

«Ему страсть как хотелось взбежать на окружавшую дом галерею, чтобы посмотреть с высоты на речку».

Его догоняли, а он вновь старался ускользнуть на голубятню, в овраг, или в березовый лес, где могли водиться лешие и оборотни. Так рассказывала нянька. Бывало, что она целый день проводила в суматохе и беготне за своим воспитанником.

Обломов рос любознательным.

«Присмиреет, сядет возле няни, смотрит на все так пристально. Наблюдает за всеми совершающимися перед ним явлениями».

Он спрашивает у нее, почему есть свет и темнота, замечает, что от запряженной в поводья лошади на земле образуется тень, сравнивает размеры, понимая, что бочка во много раз больше лакея, везущего ее на телеге.

Выйдя гулять за пределы двора, пока гувернантка прячется в холодке, малыш пристально наблюдает за жуками, ловит стрекоз, садит их на соломинку. Прыгнет в канаву, начнет очищать корешки, есть их вместо сладких яблок.

«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользнет от внимания ребенка. В душу врезается картина домашнего быта, напитывает детский ум примерами, бессознательно накладывает программу судьбы ребенка на жизнь, его окружающей».


Привычки родителей и близких, сформировавших характер маленького Ильи.

В поместье Обломовых считали, что ремесло вовсе не облагораживает человека.

«Родственники Ильи сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли».

Отец мальчика предпочитал только наблюдать за слугами и родственниками, спрашивать у них об их занятиях, раздавать указания. Мать могла часами разговаривать с лакеями, жильцами дома. Любила бывать в саду, рассматривать, как наливаются плоды.

«Главною заботою семейства была кухня и обед».

Все собирались вместе, бурно обсуждали приготовление блюд. После этого следовал отдых. «В доме воцаряется тишина. Наступает час послеобеденного сна». Подобное состояние овладевало каждым. Со всех уголков дома было слышно сопение и храп.

«Илюша все наблюдал.

Редко кто поднимет голову, глянет бессмысленно, с удивлением перевернется на другой бок, плюнет спросонья, почавкав губами, опять заснет». В это время взрослых совершенно не заботило то, что маленький Илья мог остаться совершенно без присмотра.

Родственники его всегда пребывали в беззаботном настроении, они не стремились к улучшению быта, а радовались тому, что им послано. Их жизнь проплывала тихою рекою. Если в доме что-то выходило из строя, рушилось, то редко когда поломку устраняли. Людям было легче вести разговоры о крестинах, свадьбах, поверьях связанных с ними. Они обсуждали всевозможные рецепты, ходили в гости, играли в карты. Такой образ жизни близких оставил неизгладимый след на формировании характера и привычек юного Обломова. Постепенно, по мере взросления мальчика, всеобщая лень овладела и им.

Образование

Родители считали, что обучение грамоте это весьма изнуряющее и ненужное занятие. Им хотелось, чтобы их сын получил аттестат как можно быстрее, не прикладывая к этому особых усилий. В тринадцать лет «отец и мать усадили баловника за книги». Это стоило им слез, капризов и воплей. Его отправили в поселок Верхлево, в пансион.

Сын не обладал особым рвением к учебе. Когда приезжал домой, пытался под любым предлогом остаться в имении как можно дольше.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...