Симметрия и национальный орнамент коми


Цели:

1. Образовательные:

  • определение роли симметрии в жизни, в природе;
  • преобразование фигур;
  • отыскание изученных геометрических преобразований в орнаментах Коми.

2. Развивающие:

  • развитие кругозора и познавательного интереса на основе практического применения.

3. Воспитательные:

  • обогащение духовного опыта учащихся ценностями региональной культуры;
  • развитие интереса к культуре Коми народа.

Задачи:

  1. Поддерживать интерес учащихся к изучению математики и познания красоты Коми края.
  2. Сформировать представление о целостности Коми культур.

Гипотеза. Взаимосвязь геометрических понятий и коми национального орнамента.

Актуальность. Хорошо знать культуру наследие своего народа.

  • Симметрия – основополагающий принцип устройства мира.
  • Орнамент – отпечаток души народа – искусства орнамента.
  • Национальный орнамент Коми.

"Симметрия – основополагающий принцип устройства мира"

"Симметрия, как бы широко или узко
мы не понимали это слово, есть идея,
с помощью которой человек пытался
объяснить и создать порядок,
красоту и совершенство".
Герман Вейль.

Симметрия или движение – то неизменность объекта по отношению к каким-либо преобразованиям, выполненным над ним.

Прикоснёмся к удивительному математическому явлению – симметрия. В древности слово "симметрия" употреблялось как "красота", "гармония" ("гармония" в переводе с греческого означает "соразмерность, одинаковость в расположении частей"). Известный немецкий учёный – математик XX столетия Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: "Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство". Понятие осевой симметрии часто используется при решении геометрических задач, при построении графика чётной функции, в архитектуре, в кристаллографии, в разрисовке тканей.

Всё красивое радует нас. Мы невольно отмечаем про себя необычный закат, необыкновенные листья растений, строгие формы кристаллов. Когда мы рассказываем об удивительном, то мысленно еще раз созерцаем. Постепенно у нас формируется картина окружающего мира, мы находим общее в различных предметах.

  • Что же такое симметрия?
  • Какой глубокий смысл заложен в этом понятии?
  • Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир?

Оказывается, симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.

Симметрия – это правильность форм и определенный порядок.

Давайте вместе с вами повторим, какие виды симметрии вы уже знаете:

Центральная симметрия , или симметрия относительно точки.

О – фиксированная точка. Любая точка (А) фигуры F переходит в соответствующую точку (В) фигуры F1, т.е. должно выполняться равенство: ОА = ОВ.

Рисунок 1

Осевая симметрия , или симметрия относительно прямой.

J – фиксированная прямая. Любая точка (Х) фигуры F переходит в соответствующую точку (У) фигуры F1, т.е. должно выполняться равенство: ХО = ОУ и ХУ перпендикулярна J.

Рисунок 2

Симметрия поворота.

О – фиксированная точка. Луч ОА переходит в луч ОА1 при повороте на заданный угол и ОА = ОА1 и так выполняется с любой точкой первоначальной фигуры.

Рисунок 3

Параллельный перенос.

Все точки фигуры смещаются в одном и том же направлении на одно и тоже расстояние. В декартовых координатах параллельный перенос задаётся формулами:Х1 = Х + а, У1 = У + b.

Рисунок 4

"Орнамент, как отпечаток души народа"

"Искусство орнамента содержит в неявном виде
наиболее древнюю часть известной нам
высшей математике".

Герман Вейль.

Восхищаясь рукотворной красотой орнаментов, воплощенных в предметах декоративно-прикладного искусства – коврах, гобеленах, вышивке, – мы не задумывались о роли геометрии в создании этих произведений. Между тем сочетание таланта мастера и его геометрических умений занимает важное место в орнаментальном искусстве. Орнамент (от лат. оrnаmеntum – украшение) – это узор, состоящий из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначен для украшения различных предметов (посуды, мебели, текстильных изделий, оружия) и архитектурных сооружений.

В построении орнамента используют главным образом принцип симметрии. Рассматривая разные композиции, легко увидеть, что орнамент можно продолжать в разные стороны, даже если его первоначальная композиция ограничена и замкнута.

По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности орнамент может быть нескольких видов:

  • ленточным (его еще называют бордюром);
  • сетчатым;
  • розетчатым.

В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

В каждом из нас существует память рода или генетическая память, которая хранит всё, что окружало наших предков. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. Каждая эпоха, каждая культура вырабатывали свою систему орнаментов.

В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.

Русский орнамент , содержит орнаментальную композицию, изображающую женские фигурки. В русских орнаментах присутствуют символы солнца, плодородия, пожелания счастья, материнства, изображались деревья, женские фигурки в сопровождении коней и птиц.

Древний языческий орнамент , на котором изображены две всадницы Лада и Леля, руки которых опущены к земле, где вызревает урожай, а вся композиция насыщена солнечными знаками, принадлежит народам Севера России.

Мордовский орнамент по своему виду напоминает ковер, благодаря плотно положенным стежкам. В нем использовались шерстяные нити, преобладали красные и черные тона.

Татарский орнаменте радует буйством красок растительного орнамента, на котором изображения животных, а тем более людей практически не встречаются. Одна из причин этого – запреты мусульманской религии на изображение живых существ.

Чувашскому орнаменту характерно сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами. Основные цвета – приглушенно - красный, мареновый с желтым, зеленым, синим.

На украинском орнаменте восхищает естественность живых цветов. В украинском орнаменте преобладают геометрические узоры из розеток, ромбов, звёзд, цветов, изображение которых передаются очень натурально.

Восточный орнамент поражает блеском золотых виньеток и замысловатостью рисунка.

Для народного изобразительного искусства коми наиболее характерной формой декорирования является орнамент – узор, состоящий из повторяющихся, ритмично упорядоченных мотивов. Исследователи отмечают близость геометрических узоров коми к орнаменту поволжских финнов, народов Северо-Восточной Европы (эстонцев, карел, населения русского Севера) и Северо-Западной Сибири (хантов, манси). Вероятно, близость мотивов орнамента различных народов была обусловлена их общей древней основой.

"Национальный орнамент Коми"

В научной литературе, посвященной изучению народного искусства коми, высказывается несколько точек зрения по поводу происхождения и развития различных композиций и вариантов геометрического орнамента у коми. В частности, в геометрическом орнаменте вязаных изделий коми выделяется три основных варианта: ижемский – с преобладанием так называемых семиричных бордюров; вашко-мезенский и среднесысольский – широкие бордюры и сетчатые узоры; верхневычегодский – для которого характерны особенности 1 и 2 групп узоров.

В зависимости от мотивов выделяется несколько групп геометрического орнамента коми:

  1. Узоры из простых геометрических мотивов-точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, диагональных линий, треугольников – представлены в большинстве видов техники.
  2. Узоры в поперечную и продольную полоску, узоры из комбинированных квадратов, прямоугольников и ступенчатых ромбов характерны для вязания на спицах, резных изделий и меховой мозаики.

В текстиле коми самыми многочисленными и разнообразными являются диагонально-геометрические узоры, в которых выделяются несколько основных композиций:

  • (а) так называемые семиричные бордюры (прерывные и непрерывные);
  • (б) сетчатые узоры;
  • (в) узоры ассимметричного строения (путанка);
  • (г) симметричные узоры, для которых характерно равенство узора и фона.

Растительные и орнитоморфные орнаментальные мотивы встречаются в вышивке на одежде, полотенцах и различных покрывалах у ижемских, верхневычегодских, вымских и удорских коми. На полотенцах нередко сочетаются вышитые (растительные) и тканые (геометрические) узоры. Подолы фартуков, покрывал и концы полотенец нередко украшались кружевами с растительным (цветочным) орнаментом.

Растительные и орнитоморфные мотивы орнамента характерны и для набойки домотканого холста, покрытого узором с помощью специальных набивочных досок. Из набивной ткани коми шили преимущественно сарафаны.
Самая распространенная у коми набойка – синяя ткань с несложным растительным орнаментом белого или желтого цветов. Более сложная набойка изготовлялась с использованием нескольких набивочных досок и красок различных цветов: на одном отрезе ткани набивалось несколько разных по мотивам и цвету орнаментальных полос.

Получается, что одной из основных частей народного творчества коми является орнамент. Им украшали различные бытовые предметы, в том числе, ткани и меха. Искусство орнамента передавалось из поколения в поколение. Вместе с овладением способов выполнения того или иного изделия развивается чувство ритма, цветовой гармонии, соразмерности.

С точки зрения симметрии всё многообразие орнаментальных композиций коми сводится к нескольким категориям. В орнаменте народов коми представлены следующие виды: бордюр; сетчатый узор; диагонально – геометрические узоры; семеричные бордюры.

Приведём пример только такого вида, как бордюр – это узор, состоящий из ряда равных фигур, ритмично расположенных вдоль одной прямой, т.е. оси бордюра.

Любой бордюр обладает переносной симметрией вдоль оси (оси переноса).

Бордюры обладают и зеркальной симметрии.

Бордюры, которые имеют поперечные оси симметрии.

Бордюры, у которых ось переноса является осью скользящего отражения.

Бордюры, которые имеют поворотные оси 2-го порядка, перпендикулярные к плоскости бордюра.

Бордюры, которые основанные на комбинирование оси скользящего отражения с поворотными осями 2-го порядка, перпендикулярными к плоскости бордюра.

Бордюры, основанные на комбинировании зеркальных отображений.

В декоративно прикладном искусстве народов коми элементом, используемым в орнаментации, является "пас" .

Слово "пас" в языке коми неоднозначно: оно означает метку; личную или семейную подпись; знаки собственности: клеймо, тавро, тамгу, печать, числовые и счетные знаки, знаки алфавита. Пасы носят названия различных животных или их частей, деревьев и т.д. И если посмотреть на изображения пасов, то мы увидим в них знакомую нам симметрию.

В данной таблице изображены элементы геометрического орнамента Коми и их названия.

Обладая своей неповторимостью и своеобразием, прикладное искусство коми несёт в себе общечеловеческие ценности, являясь неотъемлемой частью российской и мировой культуры.

В обычаях мастериц коми было расшивать орнаментом головные уборы, рукава одежды, подолы сарафанов, плечевую часть рубах, пояса, кушаки, фартуки. Многообразие орнаментов трудно представить.

Узорное вязание на пяти спицах занимает одно из значительных мест среди других видов традиционного искусства коми.Украшаются в основном рукавицы и чулки, реже перчатки.

Геометрические преобразования связаны с большим и глубоким искусством, которым обладает народ коми.

Орнамент для коми – своеобразная знаковая система, отчасти заменяющая письменность и сопровождающая каждого человека на всём его жизненном пути. Искусство орнамента содержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной нам высшей математики.

Заключение.

Двадцатое столетие, с его стремлением все разложить на части и проанализировать, не могло не проявить пристального интереса к древнему искусству орнамента – чуть ли не первой форме эстетического преобразования человеком окружающего мира.

Известно, что искусство все время развивается. На старые технологии постоянно наслаиваются все более совершенные, все более прихотливо используются старые формы. А изменяется ли со временем искусство орнамента? Кажется, что древнеегипетский или древнерусский орнаменты уже совершенны и не склонны к дальнейшим превращениям и развитию. Однако в середине XX века пришел из математики в искусство М. Эшер (1898-1972) и удивил мир созданием невиданных ранее орнаментов. Ящерицы и птицы, рыбы и люди переплетены в его графических листах в плотные, математически строгие узоры. И довольно скоро стало очевидно, что XX столетие, столь явно тяготеющее к точным наукам, ярче всего выразилось именно в этих узорах. Более того, сегодня понятно, что мировоззрение народа, его своеобразие ярче всего выявляется именно в орнаментальных композициях, которые заведомо предполагают высокий уровень осмысления мира.

В XIX веке лишь отдельные исследователи собирали образцы орнаментального искусства в рамках этнографии. В XX же веке ученые самых разных специальностей начали заниматься изучением орнамента во всем его многообразии: в бытовых предметах древних культур, в поэзии и музыке, в архитектуре и танце.

В орнаменте стали видеть нечто большее, чем просто украшение. В основе любого орнамента лежит строгая ритмическая закономерность. А поскольку разнообразные ритмы составляют самую суть любого произведения искусства, то каждое из них можно рассмотреть в качестве своеобразного орнамента. Так поступали практически все конструктивистские и абстракционистские направления в искусстве XX века. Художники этих направлений разлагали живое впечатление на мельчайшие составные части и затем складывали из них живописное полотно, скульптурный объем, архитектурное пространство, танец или кинофильм. Более того, сегодня, в самом начале XXI века, уже можно определить самую глубинную особенность мышления человека прошедшего столетия - орнаментальность. Все в физическом, психическом и духовном мире человека сложено из простых и достаточно ясных элементов (мотив орнамента), которые, так или иначе, взаимодействуя между собой, составляют многомерную картину.

В орнаменте нет, и не может быть никакой повествовательности.

Это не рассказ о чем-либо и не передача информации. Орнамент не стремится ничего поведать человеку. Он запечатлевает лишь ритмы. Это ритмы чувств, действий и мыслей человека. Человек рубит дерево или пишет картину, играет на скрипке или идет на работу – все это ритмически организованные элементарные движения рук, ног, всего тела. И благодаря именно этой организации, человек достигает цели, а не совершает беспорядочные движения. В нашей жизни ритмически чередуются радости и печали. Мы даже думаем в определенном ритме. Структуру этой ритмики мы и пытаемся выразить в орнаменте.

Через ритмы, их строгое упорядочивание (или лучше сказать, через их чуткое восприятие) в орнамент входит математика. Трудно сказать, кто больше сегодня занимается изучением орнамента – искусствоведы или математики. В понимании структуры и технологии создания (восприятия) орнаментов математики, пожалуй, достигли большего. Ведь математическая правильность, чисто численные соотношения, входят в самую суть искусства орнамента, становятся выразительным средством. Вдумайтесь, это очень характерно для искусства XX века: "Число становится выразительным средством".

Повсеместность симметрии кажется странной, если не видеть того, что симметрия является самой сутью нас самих и того мира, в котором мы живем. Симметрично тело человека, симметрична его жизнь. Будущее и прошлое симметричны по отношению к настоящему. "Нижний мир" является симметричной изнанкой "Верхнего мира". Причудливые узоры причин и следствий всех наших поступков также необычайно симметричны.

Основными видами симметрии, которые в полной мере использовались в орнаментах уже древних эпох, являются отражение, поворот и перенос. Символом симметрии и сегодня остается зеркальная симметрия (отражение).

Детские игрушки-вертушки и русские хороводы, греческий меандр и ракоходное движение мелодии в строгом полифоническом стиле – все это выражение симметрии поворота. Сам узор остается прежним, изменилась лишь точка зрения на него. Это изменение и отражают орнаменты, построенные на симметрии поворота.

Чаще других встречающийся вид симметрии, который мы в обыденной жизни и за симметрию-то не принимаем, – перенос (трансляция). Практически все действия человека (внешние и внутренние) являются переносом простых элементарных движений тела или души.

Мы пересказываем кому-то интересную историю, надеваем понравившийся на другом наряд, думаем так, как нас научили в школе, просто шагаем по улице – все это переносы.

И, наверное, стоит сказать, что три основных вида симметрии просто необходимы нам в нашей повседневной психической жизни. С помощью поворота мы как бы выгораживаем "свое пространство", "свое время", "свой мир", ставя себя в центр, считая себя осью поворота. Пользуясь отражением, мы можем взглянуть на себя со стороны. А при помощи переноса осваиваем окружающий мир, расширяя, по мере возможности, свой собственный.

Литература:

  1. Жеребцов И.Л. "Населенные пункты республики Коми", Историко-демографический справочник, Москва, 2001г.
  2. "Геральдика Земли Коми", национальный музей РК, составитель Ананьина Э.А.
  3. "Связь времён", сост. Жеребцов И.Л. и Курочкин М.И., Фонд "Покаяние", Сыктывкар, 2000г.
  4. СЫКТЫВКАРинфо – http://www.syktyvkar.komi.ru
  5. Энциклопедия "Республика Коми", КНЦ УрО РАН, Сыктывкар, 1999г.
  6. "Республика Коми. Административно-территориальное деление", Президиум Верховного совета республики Коми, Сыктывкар, 1992г.
  7. Климова Г. "Текстильный орнамент Коми", Сыктывкар, 1984г.


Цель: углубить представление детей о знаках-символах в народном коми орнаменте. Развивающие задачи: * Развивать навык составления узоров из различных элементов. * Способствовать развитию воображения. Воспитательные задачи: *Воспитывать аккуратность. *Вызвать интерес к искусству коми народа.


Орнамент – это украшение изделия (вещи) различными геометрическими, растительными, животными элементами.


Орнамент служил не только украшением, он выполнял и другие роли: предохранял от сглаза, выполнял магическое значение;

Рукодельницы украшали орнаментом пояса. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу. Пояса были вязаные из шерсти, тканые из ниток, плетёные, кожаные; узкие и широкие.





Другие относятся к представителям животного мира (рог, насекомые,…)

Третьи являются изображением растений (ёлочный узор, цветок, зерно…)



Растительный

Животный

Предметный


Распредели орнаменты по группам.

Животный

Предметный

Фигуры людей

Ошейник коровы

Бараньи рога

Рога молодого

Рога взрослого

Коровьи рога

Ошейник оленя


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Народный коми орнамент.

Цель: углубить представление учащихся о знаках-символах в народном коми орнаменте. Развивающие задачи: * Развивать навык составления узоров из различных элементов. * Способствовать развитию воображения. Воспитательные задачи: *Воспитывать аккуратность. *Вызвать интерес к искусству коми народа.

Орнамент – это украшение изделия (вещи) различными геометрическими, растительными, животными элементами.

Орнамент служил не только украшением, он выполнял и другие роли: предохранял от сглаза, выполнял магическое значение; Рукодельницы украшали орнаментом пояса. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу. Пояса были вязаные из шерсти, тканые из ниток, плетёные, кожаные; узкие и широкие.

В орнаментах встречаются простые геометрические элементы (мотивы): точки, квадраты, прямоугольники, ромбики, крестики, треугольники, диагональные линии. В более сложных узорах эти элементы комбинируются.

Очень распространено было узорное вязание. Узор выглядит так, словно элементы орнамента разных цветов вкладываются один в другой. А для чего вывязывали узор? Вещь становилась теплее, и узор выполнял роль оберега.

Орнаменты можно разделить на несколько основных групп: -одни связаны с орудиями труда и другими предметами(зубья, пилы, крест, компас…)

Другие относятся к представителям животного мира (рог, насекомые,…) -третьи являются изображением растений (ёлочный узор, цветок, зерно…)

Четвёртые являлись изображением фигур людей.

Распредели орнаменты по группам. Растительный Животный Предметный

Распредели орнаменты по группам. Фигуры людей Животный Предметный мужчина женщина Рога молодого оленя компас Рога взрослого оленя Коровьи рога Бараньи рога Ошейник оленя Ошейник коровы звезда

Роспись рукавички элементами коми орнамента (работа учащихся).

Литература: 1. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народа коми.1980. 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. Москва. 1997. 3.Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки Сыктывкар.1994. 4.Климова Г. Текстильный орнамент коми. Интернет-ресурсы: foto.mail.ru › Фото › НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ 1/6 части


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративное рисование в полосе элементов орнамента коми народа.

Интегрированный урок (изобразительное искусство + краеведение). Данный урок способствует развитию поликультуного воспитания....

Изобразительное искусство "Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты"

Цель урока: Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать.Образовательны...

Варежка, шарф, шапочка... На первый взгляд, - обычная вязаная вещь. Да, разный цвет, разные узоры. А вы задумывались, что у каждого символа в орнаменте - свое значение, свой сакральный смысл?

Мифология коми очень интересна. Коми поклонялись священным деревьям и верили, что после смерти душа человека вселяется в дерево. Почитали они и животных. Наиболее значимые у коми - это культ медведя (Ош ) и миф об утке - прародительнице всего живого на земле.

У древних коми, мир делился на 3 части: верхний мир (там жили боги, летали птицы и светило солнце), средний мир (мир животных и людей) и нижний мир (рыбы и духи, олицетворявшие материальные ценности и подземный мир). Символика орнаментов тесно связана с этими представлениями.

У орнамента коми много разновидностей, у него есть общие черты с орнаментами славян и финно-угорских народов. Не удивительно, ведь у Коми много соседей: Вологодская, Кировская, Архангельская области, Пермский край, Ненецкий, Ямало-ненецкий и Ханты-Мансийский округа. Особую разновидность орнаментов удалось сохранить жителям Усть-Цилемского и Ижемского районов. В результате всего этого в каждом районе сформировалась своя художественная разновидность орнамента, все вместе они создают неповторимый облик узорного вязания народа коми.

Эти символы появлялись на предметах быта или одежды не случайно. Они считались обережными - то есть оберегали хозяина от нечистой силы и от напастей, привлекали удачу и здоровье.

Общих значений цвета у коми нет, в каждом районе были свои предпочтения. Чаще всего, изделия для женщин были более яркие, нарядные, мужские - более спокойные по цветовой гамме, бывают и черно-белые. Но, как правило, красный все же считался обереговым. Часто для контраста у коми использовался черный или темно-коричневый цвет.

ЗИГЗАГИ. Это изображение воды, которая уносит из вашей жизни все негативные моменты. Зигзаг также искажает пространство, не давая нечистой силе влиять на вас.

БЕРЕГИНЯ (у славян Макошь) - это священное женское божество, оберегает женское здоровье, благополучие, семью.

ОЛЕНЬ (оленьи рога). Олень у коми - символ жизни, без него жизнь на севере невозможна. У славян олень исполнен солярной, солнечной символики. Ветвистые рога всегда связывались в сознании людей с солнечными лучами, короной, «древом жизни». В способности сменять старые рога на новые усматривалась особая сила обновления и возрождения.

ДОМ - это стабильность, защита, семейное благополучие.

СОЛНЦЕ (у коми ШОНДi) - светлый оберег, он как солнце защищает жизнь, согревает, защищает от нечистой силы. Этот орнамент используется в основном в районе Сысолы и Вычегды , в других районах Коми - реже .

ОРЕПЕЙ, РЕПЕЙНИК - славянский обережный знак, "цепляющий", притягивающий счастье, удачу и благополучие. Символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия. Подходит и женщинам и мужчинам.

РЫБА - символ богатства, материального благополучия. По представлению коми, рыба - представитель нижнего мира, который отвечает в том числе и за материальные ценности.

Ранее на территории Коми - в ходу были серебряные монеты, а чешуя у рыбы выглядит как раз как эти монетки, возможно именно поэтому в коми языке слово «деньги» и «чешуя» называются одинаково - " СЪОМ"

ПОЛЕ (ВИДЗ ) - у коми и у славян - символ плодородия, продолжения жизни. Засеянное поле – это один из главных древнейших символов. К этому символу относились так же трепетно, как к солнцу и воде. Засеянное поле означало достаток и богатство, процветание и успех. Символ позволяет увеличить жизненные силы человека, сделать его уверенней в себе, усиливает способности к деторождению.

Урок – исследование для учащихся 2 класса на тему

«КОРЕННЫЕ НАРОДЫ ПРИКАМЬЯ. КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ ОРНАМЕНТ»

Цель: Содействовать развитию познавательного интереса к традиционной культуре народов Прикамья.

Задачи:

Развивающие:

    развивать творческую и познавательную активность

    развивать эмоциональное, эстетическое восприятие, творческие способности.

Воспитательные:

    воспитывать аккуратность и умение доводить начатое дело до конца, усидчивость

Обучающие:

    познакомить учащихся с характерными особенностями орнамента коми-пермяцкого народа.

    сформировать навыки последовательного ведения работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий.

Приемы преподавания: беседа, постановка вопросов, демонстрация.

Приемы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы.

Оборудование: медиапроектор, ноутбук, экран, карта Пермского края, контурная карта Пермского края - на каждую парту, акварельные краски, кисти, бумага.

Музыкальный ряд: музыка коми-пермяков

Зрительный ряд: электронная презентация «Коми-пермяки и их традиции»

ХОД ЗАНЯТИЯ.

    ВВОДНАЯ БЕСЕДА

Учитель: В некотором царстве, некотором государстве, а именно в том, в котором мы живём, в нашем Пермском крае, расселилось более ста народов. И это не сказка, а самая настоящая быль. Скажешь «Здравствуйте!» - а тебе откликнутся: «Бур лун!» или «Исянмесез!». И это замечательно: ведь чем больше друзей, тем интереснее. Да ещё таких – со своим языком и своей мудростью, своими обрядами и обычаями. Поделятся они с вами ими – и вы богаче станете, словно старинный клад нашли. Одни народы рассеяны по всему Пермскому краю, живут всюду, на севере и на юге, другие сосредоточены в каком-то одном поселении. А вот у коми-пермяков – обширные земли, целый округ.

    ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Учитель: Догадались, о ком сегодня пойдёт речь?

Дети отвечают

Учитель: А что Вы знаете об этом народе?

Дети отвечают

Учитель: До 2007 года коми-пермяцкий автономный округ существовал самостоятельно, но после объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, появился новый субъект РФ - Пермский край. Между округом и Пермской областью есть граница, но только на карте. Пограничников там нет: садись в автобус и поезжай. Найдите на карте самостоятельно коми-пермяцкий округ и его столицу!

Дети работают с географической картой Пермского края

Учитель: Какое название носит самый крупный город коми-пермяцкого округа.

Дети отвечают

Учитель: Одно из древних преданий гласит, что здесь жил когда-то богатырь по имени Кудым. Он построил укреплённое городище –“Кар”. Так поселение и получило название Кудымкар – городище Кудыма. Коми-пермяки , коренное население Прикамья. До 1920-х гг. ониназывали себя пермяками, пермичами, пермянами, а после образования в 1925 году Коми-пермяцкого автономного округа – коми-пермяками.

Показ слайда.

    УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Учитель: В старинных коми-пермяцких легендах есть два известных богатыря: Пера-богатырь и Кудым-Ош.

Кудым-Ош - «ош» на языке коми – медведь; Кудым-Ош - племенной вождь, сын медведя, наделён качествами героя: он открыл железо, научил свой народ ремёслам. Кудым-Ош – сильный и мужественный, может превращаться в медведя; медведи «ему родня были, служили его народу».

Показ слайда.

Пера-богатырь – защитник своего народа от врагов. Мног ие предания говорят о помощи Перы русскому народу; о борьбе Перы против угнетателей, в том числе и Строгановых. Пера – отважный богатырь, совершающий подвиги во имя спасения народа от любых врагов.

Показ слайда.

Учитель: Как же жиликоми-пермяки в старину. Устраивали они свои поселения у рек, ключей, на крупных трактах. Традиционным жилищем у коми-пермяков является рубленая изба из различных пород хвойных деревьев.

Занятия коми-пермяков земледелием, животноводством, охотой, рыболовством собирали травы, грибы и ягоды.

Хлеб - «нянь» выпекался в русской печи, чаще всего из ржаной или смешанной ржаной и ячменной муки, лишь в зажиточных хозяйствах – из пшеничной. Из муки готовились такие блюда, как оладьи, блины, пресные сочни. Популярны были пироги с разнообразной начинкой: репной, капустной, редечной, грибной. Одним из главных символом коми-пермяцкой кухни считаются пельмени. Происхождение этих названий связывают с коми-пермяцкими словами пель – ухо, нян ь – хлеб – «хлебное ушко».

Показ слайдов.

Учитель: А знаете ли вы, что и все мы часто по коми-пермяцки говорим? Каждое второе название на карте Пермского края нам досталось с древних времён из этого языка. Вода по коми-пермяцки «ва» , и у многих наших рек названия оканчиваются на «ва». Какие реки Пермского края вы знаете с окончанием на «ва»?

Дети называют реки.

Учитель: А теперь я буду называть реки Пермского края, а вы отгадывать, почему они получила такое название!

У нас в крае есть река Шаква, а по коми-пермяцки «тшак»- это гриб!

Показ слайда. Дети отвечают.

Река Юсьва, по коми-пермяцки «юсь» - это лебедь!

Показ слайда. Дети отвечают.

По коми-пермяцки «ур» - это белка! Что это за река?

Показ слайда. Дети отвечают.

По коми-пермяцки «ош» - это ……! Так, что же за река у нас в крае течет с таким названием…?

Дети должны догадаться сами и дать правильный ответ.

Учитель: Вы уже поняли, что в нашем крае большая часть рек получили названия с коми-пермяцкого языка. Итак, какие реки еще у нас есть:

Велва - река, начинающаяся на возвышенности

Вильва - свежая вода

Ивань - божественная река (женские слезы)

Койва - холодная, ледяная (брызгающая) река

Колва - охотничья река

Косьва - мелкая река (вода)

Лысьва - река, текущая через хвойные леса

Мойва - бобровая река

Обва - луговая снежная река

Пожва - мутная вода

Сюзьва - река, текущая, где водятся филины

Усьва - падающая с шумом вода

Чусовая – Чусва - быстрая вода

Учащиеся вместе с учителем ищут на карте названия рек.

Физкультминутка.

Учитель: Сейчас мы с вами немного поиграем и вы выучите несколько коми-пермяцких слов: КИ - это РУКИ, ЧУНЁК - ПАЛЬЧИКИ, КЫРЫМ - ЛАДОШКИ. Я вам буду говорить эти слова на языке коми, а вы должны показывать мне руки, пальчики и ладошки. Я тоже буду показывать эти части тела, но могу периодически вас путать.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще и с коми-пермяцким костюмом. Коми-пермяцкие мастера славятся своим ткачеством и вязанием. Одежда коми-пермяков во многом походила на одежду русского народа, её расшивали повороту, на манжетах, по низу. Особенно любили украшать пояса. А теперь ответьте мне, как же называется чередующийся и повторяющийся узор, который мы видел на костюмах!

Дети отвечают.

Учитель: Орнаменты народов коми можно разделить на несколько групп:

    С ЖИВОТНЫМ МИРОМ. Коми-пермяки называют себя лесным народом, поэтому многие знаки орнамента изображения оленя, зубов хищных животных, головы медведя – связаны с лесом.

Показ слайда

    СВЯЗАНЫЕ С ОРУДИЯМИ ТРУДА. Народ умел не только охотиться, но и пахать землю, выращивать хлеб. Многие знаки земля, засеянное поле, снопы – отражают крестьянский труд.

Показ слайда

    С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ

Показ слайда

    С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ФИГУР ЛЮДЕЙ

Показ слайда

Учитель: Это сейчас мы воспринимаем орнамент как красивое украшение наряда, а в старину люди верили в то, что это обереги, которые их защитят от злых духов, болезней. Вышивались узоры в первую очередь там, где одежда кончалась, касалась открытого тела: у ворота, на подоле, на манжетах.Рукодельницы украшали орнаментом пояса, считалось, что пояс оберегает от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу.

Наиболее распространенные элементы национального орнамента коми-пермяков:

    ПЕРНА - имеет древнее происхождение, играет роль оберега, является защитой от нечистой силы и злых духов. Кроме того, ПЕРНА служит символом вечности, высоких стремлений и счастья.

    ШОНДИ - символ солнца, добрый светлый оберег, он как солнце оберегает от негативной энергии и защищает от всего плохого в жизни.

Показ слайда

Учитель: Где же мы можем увидеть коми-пермяцкий орнамент?

Дети отвечают, затем педагог показывает слайды с изображением текстильных изделий, на которые нанесен коми-пермяцкий орнамент.

Дети называют элементы орнамента.

Учитель: Сейчас на дворе зима, очень холодно и у всех нас в мороз очень мерзнут руки. Мы с вами нарисуем коми-пермяцкий орнамент на рукавичках, которые я вас сейчас выдам!

Дети обводят шаблоны рукавичек, а затем рисуют на них элементы коми-пермяцкого орнамента.

4. ИТОГ УРОКА. Рефлексия.

Учитель: Закончите предложенные фразы:

Мне особенно запомнилось ……

Сегодня я узнал(а) ……

Я научился……

Проходит выставка детских работ. Выявление ошибок, выставление оценок.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...