Сказки гофмана оперные постановки. Достраивание сюжетной линии


Жак Оффенбах

Либретто написано Ж. Барбъе по мотивам новелл Э. Т. А. Гофмана. Первое представление состоялось 10 февраля 1881 г. в Париже

Действие первое.

Небольшой нюрнбергский кабачок. За столиками собралась веселая компания. Отовсюду слышатся шутки, звон бокалов заглушается взрывами раскатистого смеха, песнями. Табачный дым сизой пеленой затянул потолок- В погребок медленно входит городской советник Линдорф. Недовольным взглядом окидывает он шумную компанию. Так и есть! В кабачке одни лишь собутыльники поэта Гофмана... Внезапно Линдорф замечает Андреаса, слугу певицы Стеллы, к чарам которой городской советник далеко не равнодушен. В руке у посыльного письмо. Кому оно предназначено? Движимый ревностью, коварный Линдорф допытывается у Андреаса о его тайном поручении. Слуга не в силах устоять против власти золота- Из разорванного конверта выпадает листок бумаги, адресованный поэту Гофману, и... ключ от будуара Стеллы Вне себя от негодования, Линдорф комкает письмо, а ключ прячет в карман: он сам проберется ночью в покои красавицы.
Тем временем хозяин кабачка Лютер вместе с кельнерами выставляет на столы новую партию бутылок: вот-вот должен подойти Гофман. И действительно, распахивается дверь, и входит поэт. Как всегда, с ним его неразлучный друг Никлаус. Вошедших радостно приветствуют пирующие в кабачке. Они предвкушают веселый вечер: Гофман славится среди друзей своим неистощимым остроумием. Но нет, сегодня поэт явно не в духе. У него одно лишь желание - забыться за бокалом доброго старого вина. «Жизнь коротка, так незачем время терять!» - восклицает он и опрокидывает наполненный до краев бокал. Постепенно Гофман начинает хмелеть. С вином возвращается к нему желание веселиться. Он поет друзьям тут же сочиненную им шуточную песенку о чудаке Клейнзаке, жившем в Эйзенахе. Все больше вооду-шевляясь, Гофман начинает путать куплеты. Теперь уже он поет о весне, о своей возлюбленной, о счастье- Один из друзей поэта, Натанаэль, удивленно осведомляется: уж не влюблен ли Гофман? Но поэт, смеясь, лишь отшучивается... Не выдержав, в беседу вступает дотоле молчавший Линдорф- Обращаясь к Гофману, он выражает сомнение, в состоянии ли тот вообще любить кого-нибудь... Задетый замечанием, поэт готов поведать о своих сердечных увлечениях. Но нет, это не будет простым пересказом нескольких любовных историй, случившихся с ним. Фантазируя, Гофман словно стремится разгадать, кто же в действительности его возлюбленная Стелла, что представляет собой та, в которой воплотились для поэта «три души, три сердца»...

Действие второе

В кабинете физика Спаланцани едет напряженная и необычная работа. Хитроумный изобретатель вместе со своим помощником Кощнилем конструирует большую заводную куклу. Спаланцани спешит: он задумал сегодня вечером представить Олимпию - так назвал он куклу - своим гостям в качестве дочери. Может быть, с ее помощью он вернет деньги, которые ему задолжал разорившийся банкир. Физик беспокоится только, что его выдаст оптик Коппелиус,который тоже принимал участие в создании куклы: оптик изготовил для Олимпии замечательные глаза, ничем не отличающиеся от настоящих.
Случайно в кабинет Спаланцани заходит Гофман. Первый взгляд, который он бросает на Олимпию, оказывается для него роковым.Он чувствует, что без памяти влюблен в эту грациозную и красивую девушку. Думая, что Олимпия спит, поэт с восхищением смотрит на нее. Коппелиус дает Гофману необычные очки. Тому, кто наденет их, все вымышленное покажется действительностью. Зная, что Спаланца-боится, как бы поэт не узнал от него секрета Олимпии,Коппелиус вымогает у физика награду за свое молчание.Хитрый Спаланцани подсовывает оптику денежный вексель на свой прогоревший банк. Коппелиус отказывается от всех прав на куклу.На город спустился вечер. В дом Спаланцани начинаютсобираться приглашенные. В большом просторном зале их встречает хозяин. С каждой минутой гостей становится все больше. В разных углах зала то и дело вспыхивает смех. Появ-ляется Гофман со своим преданным Никлаусом. Они заняты серьезным разговором. Никлаус убеждает поэта приниматьжизнь такой, как она есть, проще смотреть на вещи.
Гостей зовут к столу Одна лишь Олимпия не двигается с места. Воспользовавшись этим, Гофман приближается к девушке. Он хочет немедленно открыть ей свое сердце. Да и сама Олимпия - кажется поэту - ждет его признания. Гоф-
ман пытается нежно обнять любимую. Видя это, Никлаус дружески удерживает Гофмана. Он хочет рассказать все, что услышал за ужином о девушке-кукле. Но тщетно! Влюбленный поэт только отмахивается от друга...
Тем временем Коппелиус обнаруживает, что денежный чек Спаланцани недействителен. Затеяв ссору, он грозит физику во всеуслышание раскрыть его тайну...
В зале раздаются звуки музыки: Спаланцани желает продемонстрировать гостям музыкальные таланты «дочери». Приятный голос и искусное пение Олимпии покоряют слу-шателей. Начинаются танцы Шуршат по паркету платья дам, звенят шпоры кавалеров. Влюбленный Гофман приглашает Олимпию на вальс. Забыв обо всем, поэт с упоением кружится со своей избранницей. Спаланцани, издали наблюдая за ними, довольно улыбается: Но время идет, а кукла вальсирует в прежнем неудержимом темпе. У Гофмана нет сил продолжать этот бешеный танец. Он падает в обморок. Под недоуменные восклицания присутствующих Кошниль спешно уводит Олимпию в соседнюю комнату...
Тем временем поэт приходит в себя. Слабым голосом он осведомляется о самочувствии девушки... В ту же минуту в зал врывается Коппелиус. С дьявольским смехом он громогласно объявляет, что Олимпия... сломалась.
Гости застывают, пораженные услышанным. Горько усмехается Гофман. Да, теперь поэт не может не признать, что жестоко ошибся, приняв куклу за живого человека и влю-бившись в нее.

Действие третье.

Площадь перед одним из красивейших дворцов Венеции. Вечерние сумерки уже окутали своим покровом здания, пустынные улицы, одиноких прохожих. В темноте вечера, как глаза огромных чудовищ, ярко светятся окна во дворце знатной куртизанки Джульетты. Там сегодня состоится большой ночной бал. Вот последняя запоздавшая пара проскользнула по улице и скрылась за резными воротами дворца...
Залитый морем света просторный зал во дворце. Веселье в разгаре. Вино льется рекой. Смешит гостей своими проделками Питикиначчо.
Красавица Джульетта оказывает всяческие знаки вни-мания Гофману. Это не ускользает от взоров присутствующих и особенно поклонника Джульетты - Шлемиля. Он хорошо понимает, чем грозит ему новый каприз куртизанки.
Никлаус предостерегает своего друга от нового увле-чения. Но Гофман в ответ лишь смеется. Нет, теперь никакая сила не заставит его полюбить женщину! Разговор друзей подслушивает злобный и хитрый колдун Дапертутто. Он задумывает недоброе: сегодня же поэт будет покорен куртизанкой!
Не в силах противиться волшебным чарам Дапертутто, куртизанка начинает злую игру. Кокетничая, она уверяет Гофмана, что хочет навсегда остаться с ним. Единственное препятствие, мешающее осуществлению ее мечты,- это Шлемиль. Влюбленный в Джульетту, он не простит измены» Впрочем, она не страшится Шлемиля, в доказательство чего на завтра же назначает свидание Гофману.
Неожиданно поэт замечает Шлемиля: он следит за влюбленными. Взбешенный, бросается Гофман на соперника. Он должен убить его, чтобы завладеть ключами от будуара Джульетты, которые, по словам куртизанки, Шлемиль всегда носит с собой. Шпага поэта пронзает сердце противника...
Преданный Никлаус пытается увести Гофмана: жизнь поэта в опасности. Но Гофман не слушает друга. Он бросается вслед за куртизанкой, но... видит лишь удаляющуюся гондолу: Джульетта предпочла его обществу прогулку по каналам ночной Венеции... До несчастного поэта доносится лишь ее звонкий смех...

Действие четвертое

Дом советника Креспеля в провинциальном немецком городке. Слышатся звуки музыки - это поет дочь советника, Антония. Время от времени сильная одышка вынуждает девушку останавливаться. Антония серьезно боЛьна, и врачи давно уже запретили ей петь: ведь и мать девушки, в прошлом известная артистка, умерла тоже от этой болезни. Но Антония, забыв о запрете, снова и снова начинает песню. Ее прерывает внезапный приход отца. Советник, обеспокоенный здоровьем дочери, еще раньше взял с нее обещание не заниматься музыкой. Тревожит Креспеля и увлечение Антонии Гофманом, которое, как чувствует отец, перерастает в горячую любовь. А одинокий советник не хочет расставаться с единственной дочерью...
Недовольно покачивая головой, Креспель оставляет Антонию одну. Слугам приказано никого не пускать в дом.
Но Гофману удается проникнуть к любимой. Снова си-дит он в ее комнате, видит перед собой ласковое лицо, целует нежные щеки, шею... Девушка счастливо смеется и начинает петь. Однако злая болезнь вновь напоминает о себе...
Неожиданно входит Креспель. Гофман скрывается в окно.
Слуги докладывают хозяину, что с визитом прибыл доктор Миракль. Креспель, ненавидящий этого человека, решает не впускать его, но... Миракль уже в комнате.
Доктор объясняет Креспелю о своем желании осмотреть Антонию - ведь она так опасно больна. Его взгляд гипноти-зирует советника, и тот не в состоянии отказать Мираклю.
А доктор, как злой демон, заставляет девушку... петь. Пусть Антония посмотрит на портрет матери - он оживает! Мать тоже просит ее спеть». И девушка поет все громче и громче... Внезапно как подкошенная она падает на пол.
Вбегают Никлаус и Гофман. Тщетны их усилия привести Антонию в чувство. Ее сердце не бьется.
В отчаянии склоняется поэт над холодеющем телом любимой...
Заключительная картина. Снова погребок. За тем же столом сидит Гофман с друзьями. Поэт только что окончил свой печальный рассказ Лишь сейчас стал понятен со-бравшимся глубокий смысл его слов. Поэт раскрыл им свое сердце, поведав историю единственной, мучительной любви-
Звенит хрусталь бокалов. «К чертям любовь!» - восклицают пирующие. Пьянея, Гофман в полубреду призывает свою музу. И тотчас падает без сознания...
В кабачок медленно спускается Стелла. Она пришла за поэтом. Но, видя его распростертым на полу, она тотчас же покидает погребок. Линдорф услужливо распахивает перед нею дверь.
Лишь песни пирующих летят им вслед.
.

Фантастическая опера в 4 действиях. Либретто по мотивам новелл Э. Т. А. Гофмана написано Ж. Барбье.
Первое представление состоялось 10 февраля 1881 года в Париже.

Действующие лица:
Гофман, тенор
Никлаус, меццо-сопрано
Линдорф, баритон
Коппелиус, баритон
Дапертутто, доктор, баритон
Миракль, баритон
Стелла, сопрано
Олимпия, сопрано
Джульетта, сопрано
Антония, сопрано
Спалланцани, бас
Кошниль, тенор
Андреас, тенор
Питикиначчо, тенор
Франц, тенор
Криспель, отец Антонии, бас
Шлемиль, баритон
Лютер, хозяин кабачка, бас
Голос матери, меццо-сопрано

Первое действие. В одном из Нюрнбергских погребков обычно проводит свой досуг поэт Гофман. Зная привычки своего возлюбленного, актриса Стелла присылает ему в кабачок письмо и ключ от будуара. Но соперник поэта - советник Линдорф перехватывает письмо Стеллы. Ничего не подозревая, Гофман предлагает друзьям за бокалом вина рассказать о любви к трем дамам. Поэт первым начинает свой рассказ.

Второе действие. Физик Спалланцани демонстрирует гостям восковой автомат-куклу Олимпию. Пылкая фантазия находящегося среди гостей Гофмана превращает куклу в живую девушку. Чтобы посмеяться над поэтом, враг Спалланцани Коппелиус одевает Гофману розовые очки - если смотреть сквозь них, сказочный вымысел на время становится явью. Восковая кукла пленила Гофмана, он пылко признается ей в любви. Но Коппелиус разбивает очки и ломает автомат. Безжалостно разрушена мечта поэта. Гофман переживает жестокое разочарование.

Третье действие. Дьявол Дапертутто приказывает куртизанке Джульетте очаровать поэта. Проигравшийся в карты Гофман ищет забвения. Красивая куртизанка прельстила поэта - он готов провести вечер с нею наедине. Чтобы получить доступ в будуар Джульетты, он убивает одного из ее возлюбленных и забирает у него ключи. Но покои куртизанки пусты. Издали доносятся звуки беспечной баркаролы, это Джульетта отплыла в гондоле с другим.

В негодовании Гофман бежит прочь.

Четвертое действие. Наконец, счастье как будто улыбнулось поэту - завтра его свадьба с известной певицей Антонией. Но Антония серьезно заболела. Ее отец пригласил доктора Миракля, чтобы тот гипнозом заставил девушку отказаться от вредного для ее здоровья пения. Миракль - новое воплощение злой силы, преследующей поэта - решает использовать посещение больной в своих целях. Он заставляет девушку долго и пристально всматриваться в портрет ее умершей матери. Портрет оживает, мать приказывает дочери петь. Антония повинуется - она поет, постепенно лишается сил и умирает. Гофман в отчаянии.

Эпилог. Снова кабачок. Окончен печальный рассказ поэта. Гофман пьет вино и теряет сознание. Вдруг мрачный погребок озаряется ясным сиянием: появившаяся муза готова освободить своего любимца-поэта от страданий.

Входит Стелла - она пришла за Гофманом. Но, приняв обморок поэта за опьянение, Стелла уходит вместе с Линдорфом.

Фантастическая опера 3-х актах с прологом и эпилогом

Драматическая редакция либретто

и русский текст

Французское либретто Ж.БАРБЬЕ

Музыка

Жака ОФФЕНБАХА

Санкт-Петербург

1979-1996

"Сказки Гофмана" – последнее творение Оффенбаха. Опера эта, – единственное не комедийное сценическое произведение композитора. Смерть помешала Оффенбаху завершить оркестровку оперы. Эту заботу закончил Э.Гиро, заменивший (как и в случае с "Кармен") речитативами разговорные сцены "Сказок Гофмана".

Его премьера состоялась во Франции, театр Опера-комик (Париж), 1981 год. Опера быстро стала репертуарной, и обошла все знаменитые сцены мира. Среди постановок наиболее значительны: венская (1901 г., дир. Г.Малер) и две берлинских (1931 г., реж. М.Рейнхард и 1958 г., реж. В.Фельзенштейн). В России опера впервые поставлена в Мариинском театре в 1899 году.

Русская версия либретто создана Ю.Димитриным для сцены Минского театра оперы и балета. Премьера состоялась в 1981 году после почти 25-летнего перерыва в постановках оперы на отечественной сцене. Спектакль поставлен режиссёром Ю.Александровым, дирижёр Т.Коломийцева.

Действующие лица:

Слуги в кабачке Лютера, студенты, гости Спаланцани, гости Джульетты.

Посвящается Татьяне Михайловне Коломийцевой

ПРОЛОГ

Кабачок Лютера. Столы, стулья, пивная бочка перед слойкой . Полум­рак. Лунный свет. Кабачок пуст.

Интродукция

Глю, глю, глю...

Бродит вино, бредят поэты.

Ах, поэт, поэт –

Невольный пленник музы.

Брось в огонь сонет.

Смейся, пей вино!

Смейся, пей вино!

Даст душе забвение только оно

Поэт... О, поэт...

Глю, глю, глю...

В кабачок входит советник Линдорф. В стене открывается незаметная дверь, из-за нее появляется Стелла. За ней Андре.

ЛИНДОРФ. Это она. Стелла! /Прячется./ 1

Увидев, что кабачок пуст, Стелла пишет на клочке бумаги несколько слов, вынимает из внутреннего замка двери ключ, кладет ключ и записку в конверт, отдает конверт Андре.

1. Речитатив

Об этой дверце я слыхал.

За ней счастливца ожидает рай.

Я войду в этот рай.

/Андре./ Эй, дружок.

Эта дверца – тайный ход в ложу примадонны?

АНДРЕ. Да.

ЛИНДОРФ. Слуга её ты?

АНДРЕ. Да.

ЛИНДОРФ. Какой же счастливчик получит это письмо?

АНДРЕ. Но...

ЛИНДОРФ. Не я ль ее избранник? Дай-ка мне письмо, и – живо!

АНДРЕ. Но...

ЛИНДОРФ. Я покупаю.

АНДРЕ. О!..

ЛИНДОРФ. Двадцать пять...

АНДРЕ. Но...

ЛИНДОРФ. Тридцать, шельма! Что за неподкупность? /Замахиваясь тростью. / А сорок?

АНДРЕ. Да.

ЛИНДОРФ /отдав деньги и получив письмо/.

На, разбойник и немедля исчезни. Ты плохо слышишь?

АНДРЕ. Я? Нет. /Быстро уходит./

ЛИНДОРФ / вынимая из конверта ключ и записку /.

Кому ж послан ключ? /Заглянув в записку./

Что?! Я так и знал. Наш Гофман.

Все тот же Гофман, наш поэт – герой дивной Стеллы.

Трактирный бунтарь! Неудачник! Гений нищих!

Прочтем письмо.

"Сегодня Стелла твоя одна. Ключ ты найдешь в конверте. Наш тайный ход ты знаешь. Жду тебя после представленья. Эта ночь – наша ночь."

Я вновь завидую поэту.

Я богат – он любим.

И сам всесильный дьявол не смог бы нас примирить.

Метатель и мудрец – есть ли души враждебней?

2. Куплеты

Пусть мечтает поэт о бессмертьи,

Поэмы о жизни слагая.

Пускай он любовь воспевает, воспевает.

Бессмертья нет, а смерть жива.

Мы все её лакеи.

Немеем перед нею,

Немеем перед нею.

И лишь любви пустой обман

Мы забыть еще не смеем.

О любви поёт поэт.

Лжет любовный твой сонет.

Ей на свете места нет.

Ей на свете места нет, места нет!

Клянись, красотка Стелла,

Поэту любовь обещая.

Ты будешь моей, дорогая, дорогая...

Охотник, дичь, погоня, цель –

Вот суть игры любовной.

Лжет, поэт, твоя свирель –

Умен наш мир греховный.

И бог в этом мире – расчет,

А плетка – жрец его верховный.

О, фантазий верный паж,..

Клятвы – ложь, любовь – мираж.

Мир не твой, он вечно наш,

Вечно наш он, вечно наш.

Вечно наш!

3. Сцена.

ЛИНДОРФ /взглянув на часы /.

Спектакль уж начался. Стелла вышла на сцену.

А этот погребок ждет Гофмана к себе

с толпой гуляющих студентов.

Ну, что ж, поэт... Знакомству с вами буду рад.

Входит Лютер в сопровождении слуг.

ЛЮТЕР/слугам /.

Эй, лентяи! Живо, бездельники, – живо!

Мясо, сыр, вино, бочку пива!

По две свечи на каждый стол,

Студент-гуляка нынче зол.

Кружки, рюмки!

Живей, бездельники, живей!

Я знаю нрав своих гостей.

Чуть что не так, и – скорый суд.

Трактир мой мигом разнесут.

Двери в глубине, распахиваются. Ватага веселых студентов вваливается в кабачок. Среди них Натанаэль и Герман.

Пролог
Гофман возвращается домой после бурно проведенной ночи. Он влюблен в прекрасную незнакомку, живущую в доме напротив и названную им Стеллой.
В воспаленном сознании Гофмана оживают два его альтер-эго: умудренный опытом, зрелый и рациональный Линдорф и юный поэт Никлаус. Линдорф и Никлаус на разные лады пытаются поддеть влюбленного Гофмана. Они подшучивают над ним, выдавая принесенные портье квартирные счета за любовное письмо, которое Гофман мечтает получить от незнакомки. В комнате Гофмана собираются студенты, для которых он литературный кумир и авторитет. В разгар дружеского застолья Гофман начинает рассказ о своей любви, словно бы затем, чтобы понять, кто же эта незнакомка, его возлюбленная. Гофман вовлекает гостей в представление трех историй любви.

Первая любовь. Олимпия
Изобретатель Спаланцани с помощью Коппелиуса создал виртуальную девушку - Олимпию. Едва увидев Олимпию, Гофман тотчас в нее влюбляется. Желая познакомиться с девушкой, он представляется ученым. Появляется Коппелиус, пришедший получить со Спаланцани деньги, которые тот остался должен ему за работу. Чтобы отделаться от Коппелиуса, Спаланцани вручает ему чек разорившегося банка. Коппелиус продает Гофману специальные очки. Надев их, тот находит Олимпию еще более привлекательной. Спаланцани демонстрирует свое очаровательное изобретение в кругу друзей. Приглашенные слушают песенку в исполнении Олимпии. Гофман пленен ее голосом, он объясняется Олимпии в любви. Но обман раскрывается, Гофман понимает, что был влюблен в иллюзию.

Настоящая любовь. Антония
Юная Антония, мечтающая о сцене, унаследовала от матери - знаменитой певицы - дивный голос. Но вместе с голосом и страшную болезнь, от которой умерла ее мать. Пение может погубить и Антонию. Отец девушки Креспель пытается уберечь Антонию от встречи с доктором Мираклем, погубившим мать.
Гофман случайно слышит разговор Креспеля с Мираклем и узнает, что Антония больна. Он берет с нее обещание никогда не петь, оставить мечты о сцене и посвятить себя семье. Но как только уходит Гофман, появляется Миракль. Он искушает Антонию славой знамени- той певицы и теми благами, что дают признание и успех. Антонии мерещится, что это мать зовет ее на сцену.

Обманная любовь. Джульетта
Рождественский вечер. Друзья Гофмана устраивают маскарад, переодевшись в героев сказок Гофмана. Сюжет про капризную куртизанку Джульетту, ее поклонника Шлемиля и злодея Дапертутто начинается как представление в домашнем театре. «Дапертутто» приказывает «Джульетте» соблазнить Гофмана и похитить его отражение. Послушная воле «Дапертутто», «Джульетта» покоряет Гофмана и получает желаемое. В беспокойном сознании Гофмана перемешиваются явь и вымысел. Он убивает Шлемиля, чтобы заполучить ключ от спальни Джульетты, и бросается вслед за куртизанкой. Но Джульетта удаляется с новым любовником.

Эпилог
В одиночестве Гофман сидит в своей комнате. Он уставился в окно напротив, туда, где жила незнакомка. По виду опустевших комнат и вывеске можно понять, что та съехала с квартиры. Да и была ли она когда-нибудь вообще? Или это всего лишь вымысел? Поэтическая фантазия? И Гофману все это привиделось, померещилось?

Распечатать

Выбор редакции
Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред...

Добро пожаловать в игру Delicious Emily"s Home Sweet Home, где вы снова встретите старую знакомую Эмили. Красавица давно в бизнесе, она...

Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов,...

Допустим, кажется вам исчадием ада. Ну почитайте тогда, какие бывают за границей. 1. Adam Zkt. Eva/«Адам ищет Еву» Нидерланды, канал RTL...
Немецкий алфавит был создан на основе греко-романского алфавита. Он состоит из 26 букв, представленных в немецкой таблице алфавита. Как...
Классики вариант №2 и 3 Варианты игры «Классики» на улице: 1. Нарисовать длинную линию мелом. Можно играть и самым маленьким. Ходить по...
Вот и красавица-осень небольшими шагами вступает в свои права, оттесняя лето. По утрам стало свежо и прохладно, да и днём солнце уже не...
«Когда бьют пушки, музы не молчат» 4 апреля в Невинномысском филиале Центра «Поиск» прошёл поэтический конкурс художественного чтения...
Это неправда.За что же?!Хорошо –Я дарил цветы,Я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!Сшатался с пятого этажа.Ветер щеки ожег.Улица...