Сочинение «Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”. Роль лирических отступлений в поэме "мертвые души"


Odi et amo. G.V. Catullus
(Ненавижу и люблю. Г. В. Катулл)

«Мёртвые души», с одной стороны, эпическое произведение, а с другой — лирическое, благодаря множеству авторских отступлений. Называя «Мёртвые души» поэмой, Гоголь подчёркивал содержательную значимость этих отступлений: во-первых, они создают образ автора, человека вдумчивого, наблюдательного, гуманного, остроумного, не очень счастливого, но твёрдого в своих нравственных и общественных убеждениях; во-вторых, именно авторские отступления помогли Гоголю выразить в первом томе свою оптимистическую веру в будущее России.

К первой относятся биографические воспоминания и рассуждения автора. В начале шестой главы помещено воспоминание о счастливом детском восприятии жизни: ребёнок, едучи в дорожной коляске, не замечал грязи и убожества вокруг себя, ему всё было интересно, всё ново. Увидев помещичий дом, он начинал фантазировать о хозяине и его семье, детское внимание привлекал и купол церкви, и необычный сюртук на прохожем, и товары в придорожной лавке. Но теперь автор, взрослый человек, безучастно подъезжает к незнакомому месту, равнодушно смотрит на пошлую картину и с грустью восклицает: «О моя юность! О моя свежесть!».

Возвышенно лирично звучит авторское отступление из одиннадцатой главы: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного прекрасного далека тебя вижу». Родина видится автору бедной, неприютной, плоской равниной, без величественных гор, водопадов, зарослей диких роз и тёплого моря. Но, живя далеко от родины, в Италии, автор продолжает оставаться русским, его тревожит и хватает за сердце русская песня, он постоянно думает о судьбе своей страны: «Но какая же непостижимо тайная сила влечёт к тебе? Почему слышится и раздаётся немолчно в ушах твоя тоскливая (...) песня? Что в ней, в этой песне? Что зовёт, и рыдает, и хватает за сердце? Русь! Чего ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?». В другом отступлении содержится признание в том, что автор любит дорогу: она отвлекает от горьких дум, успокаивает и одновременно бодрит: «Боже, как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грёз, сколько перечувствовалось в тебе дивных впечатлений!». В главе о Плюшкине сталкиваемся с авторским возмущением по поводу духовного падения человека: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! (...) Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге. Не подымете потом!» (гл.6).

Известно, что Гоголь несколько лет преподавал историю в Петербургском университете, поэтому к биографическим можно отнести рассуждение о заблуждениях человечества, с которыми автор сравнивает непоследовательное поведение губернских чиновников: «Какие искривлённые, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь» (гл.10). Потомки смеются над прошлыми ошибками предков, но сами поступают так же неразумно, как их праотцы.

Эти лирические отступления чередуются с юмористическими признаниями автора, например, в зависти к удивительному аппетиту «господина средней руки»: «Автор должен признаться, что весьма завидует аппетиту и желудку такого рода людей. Для него решительно ничего не значат все господа большой руки, живущие в Петербурге и Москве, проводящие время в обдумывании, что бы такое поесть завтра. (...) Нет, эти господа никогда не возбуждали в нём зависти» (гл.4).

Ко второй группе принадлежат авторские отступления о литературном труде. Это прежде всего сравнение романтического и сатирического писателей в начале седьмой главы: «Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных (...) приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения. (...) Он окурил упоительным куревом людские очи, он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека». Такому писателю все рукоплещут, его объявляют гением, его искренне любит публика. «Но не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров». Этого писателя не признают, откажут ему в добром сердце, и в чувствительной душе, и даже в таланте, его произведение назовут «кривлянием балаганного скомороха». Сурово его поприще, и горько почувствует он своё одиночество. Несмотря на всю моральную тяжесть такой жизни, безденежье, автор выбирает именно трудный путь сатирика: «И долго ещё мне определено чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать жизнь сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы». В одиннадцатой главе, как бы продолжая рассуждения о сатирическом писателе, автор объясняет, что сознательно не взял в герои поэмы «добродетельного человека»: «Потому что пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку (...), потому что обратили в лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нём, понукая и кнутом и всем чем ни попало. (...) Нет, пора наконец припрячь подлеца». Автор объясняет своё отношение к образу Чичикова: «Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Как же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим? (...) Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель».

Замечательно рассуждение автора из восьмой главы о блюстителях чистоты русского языка, которые решительно требуют литературу, написанную самым строгим, очищенным (без уличных грубостей), благородным языком. Но сами эти блюстители употребляют и французский, и немецкий, и английский, и от них первых не услышишь ни одного порядочного русского слова. Автор оставляет за собой свободу употреблять русский язык так, как считает нужным, хотя это может не понравиться строгим читателям из высшего общества.

В третью группу входят авторские отступления о России и о русском характере. Несмотря на грустные картины помещичьего быта и чиновничьей суеты в губернском городе, несмотря на подлеца главного героя, в «Мёртвых душах» выражается не безысходное отчаяние, но горячая вера в будущее России. Этот смысловой эффект в первом томе достигается благодаря авторским отступлениям.

В России, одновременно иронично и серьёзно замечает автора если не угнались ещё в чём другом за Европой, то далеко обогнали её в умении общаться: «Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. У нас с помещиком, который имеет двести душ, будут говорить не так, как с владельцем трёхсот душ, и уж совсем по-другому с тем, у кого пятьсот душ. (...) Словом, восходи до миллиона, а всё найдутся оттенки» (гл.3). Для автора очевидно, что русская нация обладает языком, который есть часть русского характера и свидетельствует о глубоком уме, наблюдательности народа. Немецкий, английский, французский языки хороши по-своему, «но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово» (гл.5). Русский народ выражается сильно, «и если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света» (гл.5).

За страшным миром помещичьей России автор чувствует живую душу народа. В поэме с воодушевлением говорится о народной удали, смелости, мастерстве, о любви к вольной жизни. Об этом думает Чичиков, читая список купленных крестьян (гл. 11): плотник Степан Пробка с топором исходил всю губернию, чудо-сапожник Максим Телятников был гордостью немца-учителя, извозчик Григорий Доезжай-не-доедешь побывал с купцами на всех ярмарках, Абакум Фыров предпочёл каторжный труд бурлака рабской жизни у Плюшкина.

Самым значительным авторским размышлением о России стала, конечно, картина птицы-тройки, завершающая первый том поэмы: в ней автор запечатлел стремительное движение Руси, которую сравнивает с тройкой: «Дымом дымится (...) дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади» (гл. 11). Писатель выразил свою надежду, что Россия ещё поднимется к величию и славе: «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства» (там же).

Итак, авторские отступления чрезвычайно важны для идейного содержания поэмы. Они создают смысловой подтекст, без которого поэма не существует как цельное произведение. Строго говоря, вся поэма проникнута лиризмом (авторским отношением), что В.Г.Белинский считал большим её достоинством. Гоголь писал своё произведение не как спокойный созерцатель, но как патриот России, твёрдо верящий в её великое будущее и поэтому страстно ненавидящий всё то, что мешало её развитию (движению к истине). Уже в самой беспощадной сатире на дворянско-крепостническое общество проявилось критическое авторское отношение к героям и событиям, но Гоголю такого, можно сказать опосредованного, проявления авторской позиции показалось недостаточно, и он вводит в поэму авторские отступления, прямо раскрывающие его мысли и чувства. Тот же художественный приём — лирические отступления — имеет место в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Гоголь показал глубокий духовный кризис русского государства, но при этом он чувствовал, что за мёртвыми душами хозяев жизни «сквозит» живая душа народа. «Мёртвые души», отмечал А.И.Герцен, «удивительная книга, горький упрёк современной России, но небезнадёжный». Вера в будущее рождается как раз из авторских лирических раздумий. Из размышлений о русском слове, о свободолюбии и талантливости русских людей, о судьбе России создаётся второй облик родины, облик живой страны, сохранившей душу даже под властью мертводушных маниловых, собакевичей и т.п. Размышляя о собственной жизни и о своём писательском предназначении, автор в лирических отступлениях сам демонстрирует характер российского человека, не сгибаемый ни при каких обстоятельствах.

. «Мертвые души» - произведение загадочное и удивитель­ное. Впервые, пожалуй, осознаешь это, когда берешь в руки со­лидное прозаическое произведение издания 1842 года, а на об­ложке читаешь: «Похождения Чичикова. Мертвые души. Поэма Н. В. Гоголя». Да и сам Гоголь воспринимал «Мертвые души» «предлинным романом», однако же он обозначил жанр своего произведения именно так. И это, конечно, не случайно. Поэма во времена Гоголя была своеобразным знаком качества. К произве­дениям подобного рода предъявлялись определенные требова­ния: должны были присутствовать возвышенные мотивы. В по­эмах должен был звучать авторский голос, должна была быть четко определена авторская позиция. У Гоголя вся проза окра­шена лиризмом, ведь писатель считал более действенным для себя непосредственное обращение со словом истины и любви. В «Мертвых душах» его голос прозвучал ясно и пронзительно, в них исповедальные мотивы приобрели особую значимость. По­этому в поэме одни из лучших страниц - это страницы лириче­ских отступлений. Причем они различаются по эмоциональной окраске, по своей тематике, помогая читателю глубже понять со­держание произведения, подробнее изучить обстановку происхо­дящих событий.

Одно из самых значительных лирических отступлений - размышления Гоголя о судьбах писателей, выводящих в своих произведениях положительного или же отрицательного героя. Автор «Мертвых душ» с горечью говорит о том, что современная публика остается равнодушной к слезам «сквозь… смех». Гоголь защищает литературу критического реализма, то есть ту литера­туру, которая не боится показать обществу все дурные стороны его жизни. Он защищает и сатиру, так как считает, что она зиж­дется на гуманистических принципах, что в основе сатирическо­го изображения лежит любовь к людям, желание исправить их душу. Как бы продолжая начатую тему, Гоголь рассказывает ис­торию Кифы Мокиевича и Мокия Кифовича и касается вопроса об истинном и ложном патриотизме. По мнению писателя, ис­тинные патриоты не те, кто думает не о том, «чтобы не делать дурного, а о том, чтобы только не говорили, что они делают дур­ное», а те, кто говорит «святую правду» и не боится устремить на что-нибудь глубокий взор.

Но если размышления Гоголя о судьбах писателей или о пат­риотизме исполнены и сожаления, и горечи, то в рассуждениях о чиновниках в полной мере проявляется его сатирический та­лант. Язвительная критика чиновников и помещиков содержит­ся в знаменитом повествовании о толстых и тонких. «Увы! - за­мечает Гоголь, - толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие». Блестящие характеристики чи­новников даны писателем при описании поведения помещиков в разговоре с Чичиковым. Манилов, услышав предложение Чи­чикова о продаже мертвых душ, ничего не понял, но сделал ум­ное лицо. В лирических отступлениях-миниатюрах Гоголь срав­нивает своих героев с петербургскими сановниками. Так, напри­мер, Гоголь говорит о выражении лица Манилова, какое можно увидеть «только у какого-нибудь слишком умного министра, да и то в минуту самого головокружительного дела». Такие отступ­ления помогают представить читателю наиболее полные портре­ты героев произведения.

Есть в «Мертвых душах» и отступления нравственного характе­ра. Так, в рассказе о встрече Чичикова и Плюшкина есть обраще­ния Гоголя к юношеству. Писатель призывает молодых людей сохранить «все человеческие движения», которые позволяют че­ловеку и сохранить себя, и избежать деградации, которые не да­дут возможности превратиться в Плюшкина и ему подобных.

Но самые проникновенные отступления «Мертвых душ» посвя­тил Гоголь русскому народу. Безграничная любовь писателя к русскому человеку проявляется, например, в характеристиках крепостных умельцев (Михеева, Телятникова). Но Гоголь пони­мает, что назревает конфликт двух миров: мира крепостных и мира помещиков, и о предстоящем столкновении он предуп­реждает на протяжении всей книги. И автор «Мертвых душ» на­деется, что у русского народа впереди расцвет культуры, основой которой должен стать язык. Гоголь говорит об этом, размышляя о меткости русского слова. Автор считает, что нет слова, которое было бы «так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под само­го сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Завершается же поэма лирическими раздумьями о судьбе Рос­сии. Образ Руси-тройки утверждает мысль о неостановимом дви­жении Родины, выражает мечту о ее будущем и надежду на по­явление настоящих «добродетельных людей», способных спасти страну: «Эх, кони, кони, что за кони!.. Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, по­чти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху; и мчится вся вдохновенная Бо­гом!..» Большой эмоциональной силой проникнута авторская ве­ра в будущее страны.

В «Мертвых душах», особенно в лирических отступлениях, от­разилась вся страдающая душа великого русского писателя, все его мысли и чувства. Сегодня стоит чаще обращаться к этому произведению, чаще прислушиваться к голосу Н. В. Гоголя. В. Г. Белин­ский заметил: «Как всякое глубокое создание, «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мысля­щих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не ви­данное произведение. «Мертвые души» требуют изучения».

Поэма “Мертвые души” – сложное произведение, в котором переплетаются беспощадная сатира и философские размышления автора о судьбе России и ее народа.
Значительное место в поэме занимают авторские отступления и вставные эпизоды. В них Н. В. Гоголь касается самых острых вопросов общественной жизни России.
Отправимся вслед за главным героем поэмы Чичиковым, чтобы познакомится с другими персонажами произведения и прочесть лирические раздумья автора, сопровождающие развитие сюжета и дающие ключ к пониманию особенностей “Мертвых душ”.
В небольшой город приезжает скромный и незаметный господин Чичиков и впервые появляется в обществе на вечеринке у губернатора. Павел Иванович знакомится с местным дворянством и сразу же делит его на “толстых” и “тонких”. Здесь следует ироническое рассуждение Гоголя обо всех представителях русского дворянства.
Автор даже не ставит вопроса об их образованности, интеллигентности. Он как бы намекает, что они все, как на подбор, одинаково невежественны и глупы, а отличить их можно только по одному признаку –

“толстые” они или “тонкие”. “Толстые” – это почетные чиновники в городе, они умеют лучше обделывать свои дела, нежели тонкие.
Тоненькие виляют туда и сюда, их существование совсем ненадежно. Толстые же никогда “не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят…”. Этими словами автор высмеивает дворянство России и чиновничий аппарат, когда должности занимают далеко не умные люди, а крепкие толстяки, которых невозможно сместить.
А как точно описывает Гоголь умение русских людей общаться, в зависимости от того, какое положение в обществе занимает собеседник: “Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения!”. И далее автор продолжает: “Француз или немец почти тем же голосом или тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом. У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у кого их триста…”.
Благодаря такому простому сравнению, автор показывает, какой богатой может быть русская речь и как жаль, что это богатство используется для выражения угодничества и чинопочитания, царящих в обществе.
Как восхищается автор умением русских людей давать точные и меткие характеристики, “как пашпорт на вечную носку”, когда человек “одной чертой обрисован с ног до головы!”. Гоголь призывает читателей сохранять богатство национального слова, которое так “замашисто, бойко и вырвалось из-под самого сердца…”.
В начале шестой главы поэмы автор приводит свои лирические размышления о юности. И кажется, что в его настроении наступает перелом. После иронических рассуждений о “толстых” и “тонких”, после восторженных слов о русском языке, вновь появляются уныние и грусть. Как много новых и приятных впечатлений готовил каждый день, прожитый в юном возрасте, “все останавливало и поражало…”. Теперь, по прошествии лет, все “неприютно, не смешно, и ничто не пробуждает, как в прежние годы, живое движенье в лице, смех и немолчные речи, и безучастное молчание хранят недвижные уста”. “О моя юность! О моя свежесть!” – все это безвозвратно ушло, печально замечает автор.
Почему в человеке, с возрастом, умирает все живое, открытое, доброе? Чтобы не превратиться в черствых и равнодушных людей, автор призывает нас: “Забирайте с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!”.
Особенно значительными, на мой взгляд, являются размышления Гоголя о писательских судьбах, о тех темах, которые поднимают авторы в своем творчестве: “Счастлив писатель, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям…Он сокрыл печальное в жизни, показав прекрасного человека…”. “Но совсем другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами – всю страшную потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, которыми полна наша земная, подчас горькая и скучная дорога…”, – продолжает автор. “Сурово его поприще и горько почувствует он свое одиночество”, – констатирует писатель.
Таким образом, автор пытается не только указать писателям удобный путь к славе, но и направить их на тернистый путь художника, не равнодушного к судьбам России. Будущее, по мнению Гоголя, все-таки за писателями-патриотами, которых заботит судьба народа. И автор надеется, что к ним тоже придет заслуженное признание.
Прекрасны слова лирического отступления, посвященного Руси, которую автор сравнивает с птицей-тройкой, представляет ее “землей, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи…”. Так и несется Русь, как “бойкая необгонимая тройка”, неведомо куда, и только “косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”.
Эти строки стали любимыми для многих поколений русских людей. Никому другому, кроме Гоголя, не удалось так точно описать всю смелость, удаль и все безрассудство, которые присущи только нашему народу.
Отвечая на вопрос “Для чего Гоголь вводит в свою поэму так много прекрасных лирических отступлений?”, можно сказать: автор воспользовался таким приемом, чтобы показать всю пустоту, мелочность, низменность жизни различных представителей российского общества. Их образы на контрастном фоне лирических отступлений выглядят особенно мелкими, абсурдными и ничтожными. Эти размышления автора помогают разоблачению чиновничества и противопоставляют помещикам совсем другой образ – образ России, которая “летит к своему возрождению”.

  1. К концу же поэмы лирическая стихия почти полностью захватывает произведение. Заключительная глава изобилует авторскими рассуждениями. Здесь-то и дается ключ к...
  2. Павел Иванович Чичиков является центральным героем поэмы Гоголя “Мертвые души”. Рассказ о нем проходит сквозной нитью через все произведение, и...
  3. Поэма “Мертвые души” Гоголя насыщена внесюжетными элементами. В этом произведении множество лирических отступлений и, кроме того, есть вставные новеллы. Они...
  4. Рисуя в своей поэме “Мертвые души” сатирическую панораму феодально-чиновничьей России, Гоголь широко использует излюбленный им художественный прием – характеристику персонажа...
  5. В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: “Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча!...
  6. Н. В. Гоголь – общепризнанный мастер художественной детали. В поэме “Мертвые души” использование детали необычайно расширено. Гоголь прибегает к методу...
  7. Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма “Мертвые души” просты по сюжету, прозрачны...
  8. У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы,...
  9. Основная тема поэмы “Мертвые души” – тема настоящего и будущего России. Беспощадно ругая порядок, который существовал в стране, Гоголь был...
  10. В основе поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” лежит афера ее главного героя – бывшего чиновника Павла Ивановича Чичикова. Этот...
  11. Одной из основных тем поэмы “Мертвые души” является тема России, народа. Важно, что она неразрывно связана с названием произведения. Чем...
  12. В поэме Гоголя “Мертвые души” тема народа занимает одно из ведущих мест. Во времена Гоголя Россией правили помещики и чиновники,...
  13. Поэма Гоголя “Мертвые души” – одно из лучших произведений мировой литературы. Над созданием этой поэмы писатель работал на протяжении 17...
  14. Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. После долгих лет скитаний по Европе Гоголь...
  15. Взгляды “практичного человека” Чичикова передают прозаическую логику жизни. Но эта пошлая позиция постоянно опровергается авторским взглядом, возвышающимся до поэтической сущности...
  16. В поэме “Мертвые души” Николай Васильевич Гоголь показал распад старого уклада жизни России и нарождение новых, капиталистических отношений. В образе...
  17. Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особенно привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи “дорожного” сюжета всю Россию, с ее...
  18. Н. В. Гоголь в своей поэме “Мертвые души” рисует целую галерею русских помещиков и чиновников. Тех, кого писатель называл “мертвыми...
  19. Читая первую главу поэмы, рассмотрим как относится к городу Чичиков и как – автор поэмы. Чичиков осмотром города был “удовлетворен,...
  20. “Мертвые души” автор назвал поэмой и подчеркнул этим значительность своего творения. Поэма – объемное лирико-эпическое произведение, отличающееся глубиной содержания и...

Роль авторских отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Поэма «Мертвые души» - сложное произведение, в котором переплетаются беспощадная сатира и философские размышления автора о судьбе России и ее народа.

Отправимся вслед за главным героем поэмы Чичиковым, чтобы познакомится с другими персонажами произведения и прочесть лирические раздумья автора, сопровождающие развитие сюжета и дающие ключ к пониманию особенностей «Мертвых душ».

В небольшой город приезжает скромный и незаметный господин Чичиков и впервые появляется в обществе на вечеринке у губернатора. Павел Иванович знакомится с местным дворянством и сразу же делит его на «толстых» и «тонких». Здесь следует ироническое рассуждение Гоголя обо всех представителях русского дворянства.

Автор даже не ставит вопроса об их образованности, интеллигентности. Он как бы намекает, что они все, как на подбор, одинаково невежественны и глупы, а отличить их можно только по одному признаку - «толстые» они или «тонкие». «Толстые» - это почетные чиновники в городе, они умеют лучше обделывать свои дела, нежели тонкие.

Тоненькие виляют туда и сюда, их существование совсем ненадежно. Толстые же никогда «не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят…». Этими словами автор высмеивает дворянство России и чиновничий аппарат, когда должности занимают далеко не умные люди, а крепкие толстяки, которых невозможно сместить.

А как точно описывает Гоголь умение русских людей общаться, в зависимости от того, какое положение в обществе занимает собеседник: «Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения!». И далее автор продолжает: «Француз или немец почти тем же голосом или тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом. У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у кого их триста…».

Как восхищается автор умением русских людей давать точные и меткие характеристики, «как пашпорт на вечную носку», когда человек «одной чертой обрисован с ног до головы!». Гоголь призывает читателей сохранять богатство национального слова, которое так «замашисто, бойко и вырвалось из-под самого сердца…».

В начале шестой главы поэмы автор приводит свои лирические размышления о юности. И кажется, что в его настроении наступает перелом. После иронических рассуждений о «толстых» и «тонких», после восторженных слов о русском языке, вновь появляются уныние и грусть. Как много новых и приятных впечатлений готовил каждый день, прожитый в юном возрасте, «все останавливало и поражало…». Теперь, по прошествии лет, все «неприютно, не смешно, и ничто не пробуждает, как в прежние годы, живое движенье в лице, смех и немолчные речи, и безучастное молчание хранят недвижные уста». «О моя юность! О моя свежесть!» - все это безвозвратно ушло, печально замечает автор.

Почему в человеке, с возрастом, умирает все живое, открытое, доброе? Чтобы не превратиться в черствых и равнодушных людей, автор призывает нас: «Забирайте с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!».

Особенно значительными, на мой взгляд, являются размышления Гоголя о писательских судьбах, о тех темах, которые поднимают авторы в своем творчестве: «Счастлив писатель, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям…Он сокрыл печальное в жизни, показав прекрасного человека…». «Но совсем другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами – всю страшную потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, которыми полна наша земная, подчас горькая и скучная дорога…», - продолжает автор. «Сурово его поприще и горько почувствует он свое одиночество», - констатирует писатель.

Таким образом, автор пытается не только указать писателям удобный путь к славе, но и направить их на тернистый путь художника, не равнодушного к судьбам России. Будущее, по мнению Гоголя, все-таки за писателями-патриотами, которых заботит судьба народа. И автор надеется, что к ним тоже придет заслуженное признание.

Прекрасны слова лирического отступления, посвященного Руси, которую автор сравнивает с птицей-тройкой, представляет ее «землей, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи…». Так и несется Русь, как «бойкая необгонимая тройка», неведомо куда, и только «косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Эти строки стали любимыми для многих поколений русских людей. Никому другому, кроме Гоголя, не удалось так точно описать всю смелость, удаль и все безрассудство, которые присущи только нашему народу.

Отвечая на вопрос «Для чего Гоголь вводит в свою поэму так много прекрасных лирических отступлений?», можно сказать: автор воспользовался таким приемом, чтобы показать всю пустоту, мелочность, низменность жизни различных представителей российского общества. Их образы на контрастном фоне лирических отступлений выглядят особенно мелкими, абсурдными и ничтожными. Эти размышления автора помогают разоблачению чиновничества и противопоставляют помещикам совсем другой образ – образ России, которая «летит к своему возрождению».

Лирические отступления - это один из стилистических приемов, выражающийся отступлением автора от сюжета произведения. Это авторское размышление, имеющее отношение к написанному, прямое или косвенное. Отступлениями могут быть воспоминания, обращениями писателя к читателям. Чаще всего можно встретить в лирических произведениях.

Для чего нужны?

Роль лирических отступлений важна, т.к. они позволяют посмотреть на произведение под другим углом, увидеть идейный замысел. При помощи них автор как бы "замедляет" развитие событий в повествовании, что дает возможность читателю задуматься о важных жизненных ценностях.

Лирические отступления - это и возможность автора непосредственно общаться с читателями, как бы приоткрывая свои мысли. Так у людей возникает ощущение того, что смогли понять по-настоящему произведение; ощущение того, что писатель поделился с ними чем-то важным.

Лирические отступления - это мысли, наполненные философским смыслом, которые помогают настроить читателей на более серьезное восприятие произведения. Или же они могут отражать гражданскую позицию автора, звучать как призыв к действиям. Эти размышления могут быть и органично вплетены в канву произведения, т.к. связаны непосредственно с самим сюжетом произведения.

Виды лирических отступлений

Они подразделяются на несколько групп:

  • авторские - они могут быть написаны в виде воспоминаний или рассуждений о ценностях;
  • критико-публицистические - писатель ими "комментирует" произведение, рассуждая о том, как можно было бы лучше написать свое творение;
  • разговоры на житейские темы - писатель может выступать в различных ролях, которые могут отличаться в зависимости от его точки зрения;
  • пейзажные - красивые отвлеченные описания природы помогают читателю лучше представить картину описываемого;
  • на гражданскую тему - авторские высказывания о важных исторических событиях.

Отступления в "Евгении Онегине"

Лирическое отступление в романе - это не просто размышления о жизни, писатель при помощи данного приема создает впечатление, что он является непосредственным участником событий. Такие размышления стали отличительным признаком романа "Евгений Онегин". Темы лирических отступлений в данном произведении обширны:

  • Любовная тема - это одна из важных основ самого романа, а для автора - животрепещущая. Для поэта жизнь и любовь - неразделимы.
  • Рассуждения о свободе - отношение к ней у автора менялось на протяжении всего романа: в начале это лишь внешняя сторона жизни, а к окончанию - свобода как состояние души, независимость от общественного мнения.
  • О творчестве - благодаря размышлениям поэта о творческой составляющей романа, у читателя возникает ощущение, что он для Пушкина - друг, который сможет оценить его шутки, который может поддержать любую светскую беседу.
  • Размышления о жизни - это рассуждения о смысле, назначении ее, как она меняется.
  • Природа - простота слога отражает простоту природы России. Большая часть таких описаний дана в восприятии Татьяны и самого поэта.
  • Духовная жизнь русского общества - театральные представления, литература, искусство - это все неотъемлемая часть светских людей, к которым относился Евгений Онегин. Поэтому рассуждения поэта на эту тему органично вплетаются в роман.

Лирические отступления в "Мертвых душах"

Еще одним известным произведением, в котором используется этот стилистический прием, является поэма "Мертвые души". В этих отступлениях писатель размышляет о России, о том, что ее ждет в будущем, об отличительных особенностях русского народа. В "Мертвых душах" их можно разделить на две группы:

  • лирические отступления развернутого плана, в которых автор рассуждает о России и ее будущем;
  • характеристика отдельных особенностей русского народа или черт характера.

Развернутые отступления

  1. О силе русского слова и о том, как талантлив русский народ.
  2. Лирическое отступление о юности и о том, каким было восприятие автора в юношеские годы, которое открывает шестую главу.
  3. Рассуждения о творческой судьбе писателя. В этих отступлениях автор высказывает свои взгляды на творчество.
  4. О любви автора к Руси и о ее будущем - это отступление в 11 главе является, пожалуй, самым известным из всей поэмы. С помощью описания дороги и летящей тройки рисуются картины русской природы. Но самый главный для Гоголя вопрос о том, что будет в будущем с Россией, остается без ответа. И такой открытый финал заставляет читателя самого поразмыслить на тему будущего русского народа.

Другие отступления в поэме

Более короткие размышления позволяют читателю лучше представить образ героев поэмы, в которых можно увидеть слабости человеческого характера. В "Мертвых душах" короткие лирические отступления - это размышления автора о человеческой природе, о причинах каких-либо поступках людей. Они органично вплетаются в поэму, делая ее еще более выразительной, и погружают читателя в мир Чичикова и помещиков. Эти небольшие отступления не философского характера, а больше рассуждения на жизненные темы и о творчестве.

Анализ лирического отступления позволит понять, для чего автор ввел его в том или ином месте произведения. Читатель может порассуждать о том, насколько естественным и уместным оно является. Также во время подробного разбора отступления нужно определить, к какой теме оно относится. Лирическое отступление - это возможность автора стать настоящим участником повествования и общаться с читателем. Такой прием позволяет понять всю глубину творения, расширить границы повествования, чтобы читатель смог увидеть, каким многогранным может быть литературное творение.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...