Сообщение на тему люди искусства. Зачем нужно искусство? Что такое настоящее искусство? Роль и значение искусства в жизни человека. Функции и свойства


1. Предназначение искусства.

Вопрос, какую роль играет искусство в человеческой жизни, столь же древен, как и первые попытки его теоретического осмысления. Правда, как замечает Столович Л.Н. , на самой заре эстетической мысли, выражаемой подчас в мифологической форме, собственно, и вопроса никакого не было. Ведь наш далекий предок был уверен в том, что проткнуть изображение бизона реальной или нарисованной стрелой- значит обеспечить удачную охоту, исполнить воинственный танец - значит наверняка победить своих врагов. Спрашивается, какие же сомнения могли быть в практической действенности искусства, если оно было органически вплетено в практическую жизнь людей, было неотторжимо от ремесла, творившего мир необходимых для существования людей предметов и вещей, было связано с магическими обрядами, благодаря которым люди стремились воздействовать на окружающую их действительность? Стоит ли удивляться их вере в то, что Орфей, которому древнегреческая мифология приписывает изобретение музыки и стихосложения, мог своим пением склонять ветви деревьев, сдвигать камни и укрощать диких зверей.

Мир художественных образов, по убеждению античных мыслителей и художников, «подражавший» жизни, становился неотьемлемой частью истинной жизни человека. Еврипид, например, писал:

Нет, не покину, Музы, алтарь ваш…

Истинной жизни нет без искусства…

Но как воздействует на человека удивительный мир искусства?

Уже античная эстетика стремилась дать ответы на этот вопрос, однако они не были однозначными. Платону, признавшему только такие произведения искусства, которые укрепляют нравственные основы аристократического государства, подчеркивал единство эстетической действенности искусства и его нравственного значения.

На «подражании» действительности, по Аристотелю, основывается способность искусства оказывать на человека и моральное и эстетическое воздействие, формируя сам характер его чувств: « Привычка же испытывать огорчение или радость при восприятии того, что подражает действительности, ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с действительностью.»

История художественной культуры запечатлела немало случаев, когда восприятие искусства послужило непосредственным импульсом для совершения тех или иных поступков, для изменения образа жизни. Начитавшись рыцарских романов, бедный идальго Кехана превратился в Дон Кихота Ламанчского и отправился на тощем Росинанте утверждать в мире справедливость. Сам образ Дон Кихота стал с тех пор нарицательным, послужил примером для подражания уже в реальной жизни.

Таким образом, мы видим, что истоки искусства- в действительности, но произведение искусства представляет собой особый мир, предполагающий восприятие, отличное от восприятия жизненной реальности. Если же зритель, принимая искусство за реальность, порывается установить справедливость, физически расправляясь с актером, играющим злодея, стреляет в киноэкран или бросается на картину с ножом, угрожает романисту, беспокоясь за судьбу героя романа, то все это очевидные симптомы или психической патологии вообще, или же, по крайней мере, патологии художественного восприятия.

Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, неосознанно саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или поздно и зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель побудить человека к тому или иному конкретному поступку.

Художественная гениальность знаменитого плаката Д.Моора « Ты записался добровольцем?», который так широко пропагандировался в дни Второй мировой войны, в том и состоит, что он не ограничен сиюминутной прагматичной задачей, а взывает к человеческой совести через все духовные способности человека. Т.е. сила искусства в том и состоит, чтобы взывать к человеческой совести, пробуждать его духовные способности. И по этому поводу можно привести знаменитые слова Пушкина:

Думается, в этом истинное предназначение искусства.

Искусство не устаревает. В книге академика философа И.Т. Фролова « Перспективы человека» содержатся рассуждения о том, почему искусство не устаревает. Так, в частности, он замечает: « Причина этого- в неповторимой оригинальности произведений искусства, их глубоко индивидуализированном характере, обусловленном в конечном счете постоянной обращенностью к человеку. Уникальное единство человека и мира в произведении искусства, «человеческая действительность», познаваемая им, глубоко отличают искусство от науки не только по используемым средствам, но и по самому объекту его, всегда соотнесенному с личностью художника, его субъективным мировосприятием, тогда как наука стремится выйти за эти пределы, устремляется к «надчеловеческому», руководствуясь принципом объективности. Поэтому наука стремится и к строгой однозначности восприятия знания человеком, она находит соответствующие средства для этого, свой язык, тогда как произведения искусства не имеют такой однозначности: восприятие их, преломляясь через субъективный мир человека, порождает целую гамму глубоко индивидуальных оттенков и тонов, делающих это восприятие необычайно многообразным, хотя и подчиненным определенному направлению, общей теме» .

Именно в этом заключается тайна необычайного воздействия искусства на человека, его нравственный мир, образ жизни, поведение. Обращаясь к искусству, человек выходит за пределы рациональной однозначности. Искусство открывает загадочное, не поддающееся научному познанию. Именно поэтому человек нуждается в искусстве как в органической части того, что заключено в нем самом и в мире, который он познает и которым наслаждается.

Известный датский физик Нильс Бор писал: « Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». В искусстве часто освещаются проблемы общечеловеческие, «вечные»: что есть добро и зло, свобода, достоинство человека. Меняющиеся условия каждой эпохи заставляют заново решать эти вопросы.

2. Понятие искусства.

Слово «искусство» часто употребляется в своем первоначальном, очень широком значении. Это-всякая искушенность, всякое умельство, мастерство в осуществлении каких угодно задач, требующем какого-то совершенства своих результатов. В более же узком значении слова, это- творчество « по законам красоты». Произведения художественного творчества, как и произведения прикладного искусства, создаются по «законам красоты». Произведения всех видов художественного творчества заключают в своем содержании обобщающее осознание жизни, существующей за пределами этих произведений, и это в основном человеческая, общественная, национально-историческая жизнь. Если в содержании художественных произведений заключается обобщающее осознание национально- исторической жизни, то в нем, значит, необходимо различать отражение каких-то общих, существенных особенностей самой жизни и обобщающее их сознание художника.

Произведение искусства, как и всех других видов общественного сознания, всегда бывает единством познаваемого в нем объекта и познающего этот объект субъекта. Познаваемый и воспроизводимый лирическим художником « внутренний мир», даже если это его собственный «внутренний мир», всегда является все же объектом его познания- познания активного, заключающего в себе отбор существенных особенностей этого «внутреннего мира» и их осмысление и оценку.

Значит, суть лирического творчества заключается в том, что в нем обобщенно осознаются в основном особенности человеческих переживаний - или в их собственном временном состоянии и развитии, или в их направленности на внешний мир, например на явление природы, как в пейзажной лирике.

Эпос, пантомима, живопись, скульптура имеют между собой огромные различия, вытекающие из особенностей средств и способов воспроизведения жизни в каждом из них. И тем не менее все они- изобразительные искусства, во всех них существенные особенности национально-исторической жизни осознаются в их внешних проявлениях.

В первобытном, доклассовом обществе искусство как особенная разновидность общественного сознания еще не существовало самостоятельно. Оно находилось тогда в нерасчлененном, недифференцированном единстве с другими сторонами синкретического сознания и выражающего его творчества- с мифологией, магией, религией, с легендами о прошлой родо-племенной жизни, с примитивными географическими представлениями, с нравственными требованиями.

А затем искусство в собственном смысле слова расчленилось с другими сторонами общественного сознания, выделилось среди них в особенную специфическую его разновидность. Оно стало одной из форм развития общественного сознания различных народов. Так его и следует рассматривать в его позднейших изменениях.

Таким образом, искусство- это особенная содержательная разновидность сознания общества, это - художественное содержание, а не научное и не философское. Л. Толстой, например, определил искусство как средство обмена чувствами, противопоставив ему науку как средство обмена мыслями.

Искусство часто сравнивают с отображающим зеркалом. Это не точно. Вернее бы сказать, как подметил Нежнов- автор брошюры « Искусство в нашей жизни»: искусство есть особое зеркало с единственной и неподражаемой структурой, зеркало, отражающее действительность через мысли и чувства художника. Через художника в этом зеркале отражаются те явления жизни, которые привлекли внимание художника, взволновали его.

3. Художественная социализация личности и формирование эстетического вкуса.

Рождаясь, человек не обладает какими-либо социальными качествами. Но с первых минут жизни его приобщают к человеческому обществу. Взрослея, развиваясь, он постепенно включается в различные общности людей, начиная с семьи, коллектива сверстников и кончая социальным классом, нацией, народом. Процесс формирования таких качеств индивида, которые обеспечивают его включение в определенную общественную целостность, и называется социализацией. В процессе социализации индивид осваивает знания, нормы, ценности, принятые в той или другой общности людей, но воспринимает, впитывает их не пассивно, а преломляя через свою индивидуальность, через свой жизненный опыт. Так он становится личностью, представляющей собой неповторимый ансамбль общественных отношений.

Социализация в то же время является и интериоризацией, т.е. переходом внешних для индивида общественных отношений в его внутренний духовный мир.

Существует множество средств и « механизмов» социализации и среди них особое место занимает искусство, которое, наряду с другими общественными институтами и формами, «подключает» человека к интересам и потребностям общества во всех его многообразных видах. Выявить и нагляднее представить особенности художественной социализации позволяет становление ее с другими видами социализации личности.

Формирование личности, функционирование ее в качестве члена общества невозможно без морали. Моральные нормы, регулирующие поведение личности, связывают ее с обществом. В результате интериоризации, обретая нравственное сознание и правосознание, личность, как правило, сама, по своей воле, исполняет моральные нормы и правовые законы.

Искусство, в котором объективируется и в наибольшей степени концентрируется эстетическое отношение человека к миру, является незаменимым фактором социализации личности, связывая ее с обществом самыми сокровенными узами и воздействуя на самые сокровенные стороны человеческого поведения. При этом приобщение к многообразным эстетическим отношениям через освоение эстетических и художественных ценностей совершается без какого-либо ущемления суверенности самой личности, а напротив, через ее развитие и духовное обогащение, и что чрезвычайно важно, совершенно свободно.

Эстетический вкус формируется главным образом в процессе непосредственного общения с произведениями искусства, пробуждающими у человека способность к эстетическому восприятию и переживанию, способность делать выбор и чувственно-интеллектуально оценивать явления действительности соответственно социальному и художественному опыту человека, его социальным чувствам и мировоззрению. Он проявляется в виде индивидуальных оценок, но всегда органически связан с эстетическими, философскими, этическими, политическими воззрениями человека, обусловлен общественными отношениями людей.

Следовательно, вкус- это исторически конкретная система эмоционально-оценочных предпочтений, которая, в конечном счете, осмысляется и соотносится с общественно- эстетическими идеалами как определенных классов, социальных групп, так и отдельного человека.

Поскольку эстетический вкус развивается и совершенствуется по преимуществу в общении с художественными произведениями, то очень важно, чтобы люди чаще сталкивались с поистине настоящим высоким искусством.

На протяжении истории человечества было создано множество бесценных шедевров различных видов искусства. Этим духовным богатством может овладеть каждый, кто захочет, кто поймет благотворное влияние его, воспитает у себя сначала привычку, а затем и потребность общения с искусством.

Формируя и оттачивая на искусстве вкус к красоте, люди потом стремятся внести красоту во все области человеческой жизни, в самую жизнь, в поведение и отношения людей, в окружающую их среду. Поскольку жизнь подчиняется тем же закона прекрасного, что и искусство, то человек благодаря общению с искусством стремится сам создавать красоту в жизни, становится творцом самого себя.

Так мы стремимся к совершенству нашего тела и наших движений, к красивой мебели, одежде, жилищу, равным образом к красивым нравам, к красивым формам жизни и общения, к красивой речи. И это требование нашего эстетического вкуса побуждает нас к борьбе с безвкусицей.

Дурной вкус проявляется по-разному. Внешнюю красивость, крикливость, аляповость он принимает за истинную красоту. Для людей с дурным вкусом характерно тяготение к тому, что оказывает непосредственное воздействие на внешние чувства, что вызывает не эстетическое переживание, а физическое возбуждение. Человек с дурным вкусом не любит серьезного искусства, поскольку оно требует от него известного напряжения, размышления, усилия чувств и воли. Его больше устраивают произведения поверхностно развлекательные, искусство примитивных форм без глубокого содержания.

Дурной вкус проявляется также и в форме своеобразного снобизма- легкого и в то же время безапелляционного суждения об искусстве. Для снобов характерны подход к явлениям искусства с формальных позиций, претензия на единственно верную оценку произведений искусства, а отсюда пренебрежительное отношение к художественным вкусам других.

4. ПЕРСПЕКТИВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Ядро художественной культуры- искусство.

По субъекту создания искусство может быть разделено на следующие группы: народное художественное творчество, самодеятельное искусство и профессиональное художественная деятельность.

Народное художественное творчество лежит в основе художественной культуры. Отражая стихийно складывающиеся в процессе исторической практики мировоззрение, эстетические идеалы и вкусы людей, народное творчество отличается своеобразием, самобытностью, национальным характером, гуманистической направленностью, свободолюбием, стремлением к справедливости и добру. В народном коллективном искусстве используются веками накопленные, проверенные и уточненные многими поколениями художественные образы и приемы творчества. Преемственность и устойчивость художественных традиций успешно сочетаются в нем с индивидуальным мастерством и новаторством в обращении и привычным изобразительно-выразительным средствам, знаковым сюжетным линиям и тому подобным. Многовариантность, доступность, яркость и импровизационность - неотъемлемые черты народного искусства.

« В поисках модели будущего России русские реформаторы всегда обращали свои взоры на Европу и немного находилось людей, желающих обновить страну на традиционной основе. Тем не менее, у нас есть ценности, которые в виду своей национальной принадлежности и почвенности, имеют для наших реформ особое значение. Главное здесь в том, что их не нужно «завозить» из-за рубежа, внедрять, насаждать. Они традиционно свои, но их необходимо восстановить, возродить».

К.Н. Костриков, кандидат философских наук, в своей работе « Историческая перспектива художественной культуры в переходный период» заметил, что обособление искусства от народа, понижающий эстетический уровень массы людей сказывается на самом искусстве, не позволяет ему выполнить его социальную миссию.

Бессмысленна картина, которую никто не смотрит, бессмысленна музыка, которую никто не слушает. Художественная культура в принципе должна преодолевать все эти противоречия и выводить художественную культуру, равно как и искусство, на широкую дорогу действительной связи с жизнью. Только через свое взаимодействие с широкими народными массами художественная культура становится мощным рычагом преобразования действительности. И чем шире круг выражаемого искусством общественного содержания, чем многочисленнее его публика, тем полнокровнее, жизненнее, эстетически содержательнее само искусство, сама художественная культура. Здесь с полным правом можно усматривать одну из важнейших специфических черт искусства как вида человеческой деятельности.

Любой продукт труда- будь то орудие, инструмент, машина или средство поддержания жизни- создается для какой-нибудь специальной надобности. Даже такие продукты духовного производства, как научные исследования, вполне могут оставаться доступными и важными для узкой группы специалистов, ничего при этом, не утрачивая в своем общественном значении. А вот произведение искусства может быть признано за таковое только при условии всеобщности, «общеинтересности» своего содержания. Художник призван выразить нечто такое, что в равной мере важно и для шофера, и для ученого, что приложимо к их жизнедеятельности не только в меру особенности их профессии, но и в меру причастности к общенародной жизни, способности быть человеком, быть личностью.

В переходный период развитие народного сознания приводит к тому, что большой круг людей, который прежде в своем духовном развитии вовсе не соприкасались с художественной культурой, постепенно к ней приходит в контакт. Сегодня многие как никогда жаждут настоящего искусства, а не заменителя в виде западной массовой культуры. Наступает время проанализировать все «за» и « против» ушедшего века и приступить к просвещению и формированию нового полноценного человека, с его пониманием своей миссии на данной планете. Только это просвещение должно быть качественно и художественно грамотным, которое сформирует именно нового человека, человека мира и созидания во благо!

Для этого начинать необходимо с возрождения тиражирования и распространения отечественной классики и произведений отечественного кинематографа. Срочно наладить функционирование клубов, Домов культуры, где простые люди могут в свободное время заниматься самодеятельным творчеством, общаясь друг с другом, вместо посещения сомнительных культурно-оздоровительных центров. Отечественная литературная классика необходима, как воздух, сегодняшним новоявленным писателям переходного времени, которые без глубокого освоения отечественной истории не смогут подняться до уровня большой литературы.

Искусство слова в его высших проявлениях всегда проникнуто устремленностью в будущее. Ориентация на грядущее- это одно из основных специфических свойств художественного творчества, отличающих его от остальных видов человеческой деятельности, обращенных прежде всего, к современности. Вместе с тем, чуть ли не каждый подлинный художник одновременно отмечен и глубочайшим вниманием к прошлому.

Движение в будущее- движение реальное и мысленное, стремящееся понять, куда мы идем, - в самом деле, сопоставимо с движением «ночью на незнакомой местности». И единственный способ проверки направления- взгляд назад, в прошлое, эта проверка «происходит сейчас», она совершалась и совершается всегда.

Заключение

Развитие способности художественного восприятия, таким образом, одновременно является и воспитанием вкуса, содержание которого шире, так как он объемлет собой не только явления искусства, но и всю действительность в ее эстетическом своеобразии. Вкус формируется не только в общении с искусством, но в ходе всей жизни индивидуума, под влиянием непосредственно окружающей среды, и, стало быть, от того, каково искусство и какова среда, будет зависеть качество эстетического вкуса.

Заключить свою работу я бы хотела словами немецкого писателя, поэта и государственного деятеля ГДР Иоганесса Бехер:

«Красиво жить – не просто звук пустой,

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой,- тот жизнь красиво прожил,

Воистину увенчан красотой!».

Список литературы

1. Аристотель. Соч. в 4-х т. М., 1983. Т. 4

2. Еврипид. Трагедии. М., 1969г. Т.1

3. К.Н. Костриков. « Историческая перспектива художественной культуры в переходный период».// Социальная политика и социология. №3-2004. С.102-113

4. Назаренко-Кривошеина Э.П. Прекрасен ты, человек?- М.: Мол. гвардия, 1987.

5.Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни.- М., «Знание», 1975

6.Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984.

7. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 6-ти т. Т.2

8. Солнцев Н.В. Наследие и время. М., 1996.

9.Столович Л.Н. Жизнь-творчество - человек: Функции худож. деятельности.- М.: Политиздат, 1985.


Столович Л.Н. Жизнь-творчество- человек: Функции художественной деятельности.- М.: Политиздат, 1985. С. 3

Еврипид. Трагедии. М., 1969. Т.1 С. 432

Аристотель.Соч. в 4-х т. М., 1983. Т.4. с. 637

Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 6-ти т. Т.2 С.7

Назаренко -Кривошеина Э.П. Прекрасен ты, человек?-М.: Мол. Гвардия, 1987. С. 151

Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984. С. 3

Сикретичность- сращенность, нерасчлененность различных сторон первобытного сознания.

Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни.- М., «Знание», 1975. С. 29

Солнцев Н.В, Наследие и время. М., 1996. С. 94

К.Н. Костриков. Историческая перспектива художественной культуры в переходный пкериод.//»Социальная политика и социология». №3-2004. С. 108

Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.


Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело… Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями.

ВИДЫ ИСКУССТВ

В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка.

Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д.

С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт…

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира,

каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

РОЛЬ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.

Бертольт Брехт

Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.

Искусство — это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство — это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство — это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.

Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром.

Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей.

Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.

Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Искусство – отражение творчества, способ запечатлевать, воспроизводить мысли, фантазии и действительность, требующее особого мастерства. Искусство в жизни человека занимает одну из лидирующих позиций. Это один из главных способов проявить себя, оно формирует внутренний мир человека, его духовные ценности, наполняет жизнь. Им можно описать и выразить свои эмоции, чувства, побудить к действию и развитию.

Искусство — это душа человечества, которая зародилась еще с древних времен, когда люди выражали себя в наскальной живописи. Практически каждый человек знает с детства прекрасные классические произведения Чайковского, Моцарта, Баха, картины непревзойденных Микеланджело, Леонардо да Винчи, авторов литературных произведений, а также памятники архитектуры и скульптуры. В искусстве заложены чувства, которые человек пытается передать миру.

Психология искусства

К различным направлениям деятельности, которыми занимается психология, также относится искусство. Психология искусства рассматривает, как создание и восприятие произведений влияет на жизнедеятельность человека. Она исследует мотивы, побуждающие творить, сам процесс, способности автора, его чувства и переживания на момент создания произведения. Творцы свои жизненные проблемы переносили в музыку, произведения, на холст, приравнивали себя к создаваемым персонажам. В искусстве происходит становление личности самого автора, которое прослеживается психологией. Также изучается и анализируется, как воздействие определенных произведений производит разное впечатление на людей, вызывает различные эмоции.

Выготский «Психология искусства» внес огромный вклад своим трудом в развитие этой науки. Он охарактеризовал теорию искусства и дал начало новому направлению в этой области.

Виды и функции искусства

Существует три вида искусства:

  1. пространственные: живопись, архитектура, скульптура, графика;
  2. временные: литературные произведения, музыка
  3. пространственно-временные: танец, кинематограф, телеискусство, цирк.

К каждому виду относится множество подвидов, а также жанров. Одной из функций искусства является передача информации, эмоций и чувств, которые могут воздействовать на настроение. Еще оно может использоваться в лечебных целях, довольно распространена арт-терапия. Часто психологи на основании рисунков пациентов, могут сделать определенные выводы по поводу его психического и эмоционального здоровья, ведь рисунок передает внутреннее видение мира.

Человек является основной темой практически всех творений. Создаются совершенные образы личности в искусстве любой эпохи. С древних времен воспеваются подвиги, рисуются идеальные пропорции тела, создаются совершенные скульптуры.

Искусство является одним из важных этапов в эволюции человека, участвует в формировании общественного мнения и различных точек зрения. Оно неотступно преследует нас всю жизнь, в нем мы находим новые знания, наслаждение, ответы на важные и интересующие нас вопросы. Оно, как правило, созвучно с нашими мыслями. Из всего многообразия, которое предоставляет искусство, человек находит себе по душе то, что ему ближе всего и понятней.

Большое влияние на человека оказывает музыка. Она способна умиротворять и возбуждать чувства человека, погружаться в свои мысли, снимать стресс и напряжение. Музыка влияет на эмоции, заставляет плакать или радоваться. Прослушивание классической музыки способно повысить умственные способности или излечить человека от некоторых недуг, у кормящих матерей увеличить выработку молока.

Человек в искусстве запечатлевается в веках. Люди умирают, а искусство остается, проходит через годы и столетия, рассказывает будущим поколениям о былых мировоззрениях, переносит в мир, когда произведение было создано, помогает прочувствовать атмосферу того времени и традиции. Каждая эпоха вносит свои изменения в искусство, приносит что-то новое, дополняет. Человек должен захотеть принять в себя искусство, чтобы оно благотворно повлияло на него и донесло истинный смысл его предназначения.

Was last modified: Апрель 20th, 2019 by Елена Погодаева

Слайд 1

Искусство в жизни современного человека

Искусство - часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира.

М. Клодт. Скульптура на Аничковом мосту. Санкт-Петербург

Слайд 2

живопись, архитектура, скульптура, музыка, художественная литература, театр, танец, кино, дизайн, декоративно-прикладное искусство.

К искусству относятся разные виды деятельности человека:

В. Боровиковский. Портрет сестер Гагариных

А. Гауди Собор Святого Семейства Испания (Барселона)

Слайд 3

В более широком значении слово«искусство» относят к любой форме деятельности человека, если она совершается умело, мастерски, искусно.

Слайд 4

О. Роден. Поэт и муза

Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души, о высоте помыслов и устремлений, о комичности и трагичности жизни. Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. Так было во все времена. Искусство - это своеобразный учебник жизни.

В.Ван Гог Вороны над пшеничным полем

Слайд 5

«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления человека к добру, к радости и совершенству», - писал известный немецкий писатель Т. Манн.

Новодевичий женский монастырь Москва

Слайд 7

Художественный образ - это обобщенное представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства. Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.

Леонардо да Винчи Джоконда Париж, Лувр

Слайд 8

Стиль (от греч. stylos - палочка для письма) означает почерк, - это совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают: стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника.

Храм Василия Блаженного Москва

Нефертити Древний Египет

Слайд 9

Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность и эмоциональность языка в живописи, графике, музыке, скульптуре, поэзии, танце обеспечивают такие понятия как: композиция, форма, фактура, ритм, тон, интенсивность.

О.Табаков – Сальери А.Безруков – Моцарт

Слайд 10

Петр Первый на Сенатской площади Санкт-Петербург

Колизей Италия, Рим

С.Рафаэль Сикстинская мадонна Германия, Дрезден

При этом каждый вид искусства говорит своим языком. Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.

Искусство в жизни человека существует с древних времен. Наши предки рисовали на стенах в пещерах углём и соками растений, силуэты животных. Благодаря сохранившимся фрагментам их творчества мы теперь представляем, как древние добывали пропитание, получили огонь и каков был их быт.

Благодаря искусству человек вдохновляется, раскрывается духовно, может передать свои чувства и мысли другим людям. Например, сейчас стали модными современные картины в стиле «абстракционизм». Многие не понимают, как какие-то хаотичные пятна на холсте могут стоить немалых денег, что в них красивого? Но если присмотреться внимательнее, вы почувствуете, как картина передаёт настроение. Блёклые пятна навевают тоску, задумчивость или агрессию, яркие наоборот: радость, веселье или даже страсть. Именно за эти ощущения ценители готовы заплатить баснословные деньги художнику, которому удалось «изобразить чувство цветом». Картины бывают и поистине невероятной красоты, когда захватывает дух глядя на них, и не верится, что это не фотография. Очаровательные пейзажи, животные, портреты людей. Умение рисовать красиво – искусство.

Не только живопись можно назвать искусством. Еще много способов существует для творчества и воплощения разных задумок. Люди ваяют из камней и глины статуи различных форм, украшают фасады зданий лепниной, и даже научились строить ледяные города. Красивые горки и статуи с подсветкой часто украшают городские площади в преддверии Нового года.

Искусством смело можно назвать кинематограф и писательство. Эти две великолепные вещи способны полностью оторвать читателя или зрителя от реальности и погрузить в удивительный мир чего угодно. Это может быть фантастика, приключения, времена дикого запада, космос, драма, история, наука или даже ужасы. Разных жанров превеликое множество.

Искусство встречается повсюду. В современном мире уйма различных профессий, посвящённых творчеству. Фотографы – почти коллеги художников, их отличие в ненадобности холста и красок, они запечатляют мир щелчком фотоаппарата. Снимки тоже несут в себе свой характер, стиль и настроение.

Дизайнеры – профессионалы, моделирующие одежду, интерьер, ландшафты во дворах, внешний вид автомобилей и салона, здания снаружи, и много чего другого. Всё это делается для того чтобы на эти вещи было приятно смотреть. Чтобы они радовали людей или вызывали какие-нибудь другие чувства. Например, стиль одежды способен подчеркнуть характер и предпочтения человека, выделить брутальность мужчины или хрупкость женщины, их жизненные устои и вкусы.

Если говорить о направлении в искусстве, которое может передать настроение лучше других, то это музыка! Мелодии заставляют нас ощущать многообразие чувств: тоску, грусть или счастье и любовь. Музыка появилась очень давно и нет ни одного человека который бы её не любил.

Без искусства жизнь не была бы такой, какой мы видим её сейчас. Мы не смогли бы лучше понимать друг друга, передавать свои душевные ощущения и делиться частичками себя. Мир был бы совсем серый и скучный. Хорошо, что мы умеем творить!

Вариант 2

В нашем современном мире большинство людей считает, что искусство не влияет на жизнь человека. Основной вклад в качество жизни, удобство и комфорт люди отдают науке, которая объясняет, как обустроен мир и человек. Научные открытия заставляют забыть о важности творчества. Несмотря на то что наука действительно играет одну из важнейших ролей в жизни человека, не стоит забывать про роль искусства в жизни людей.

Для понимания необходимости искусства попробуйте представить, какова была бы жизнь людей без него? Что бы было, если бы в нашем мире не было книг, музыки, фильмов или живописей? Какой образ жизни приобрели бы люди без возможности отдохнуть за прослушиванием музыки, возможности посмотреть свои любимые фильмы, сходить в театр, на какой-либо концерт или прочитать книгу?

Многие научные открытия были совершены благодаря творческому подходу. Без фантазии людей наука также не будет как-либо развиваться. Люди будут как бесчувственные роботы, в голове которых будет лишь основные физиологические потребности. Даже в древние времена без творческого подхода у людей не вышло бы развиться до нынешних результатов.

Вспомните те эмоции, которые вы получаете за прослушиванием ваших любимых песен. Сколько адреналина было высвобождено за просмотром боевика или ужастика, как сильно в детстве все ждали новую серию мультика, как родители читали сказку перед сном. Некоторые произведения искусства способны играть на струнах души и вызывать бурю и всплеск различных эмоций.

Без искусства воображение и мысли людей будут блеклыми и скудными, наполненными лишь пустотой. Без искусства наука не будет столь интересна, поскольку больше не будет открытий с помощью творческих подходов. Искусство существует для того чтобы пробудить эмоции человека, мотивировать его, заставить грустить или радоваться, вдохновлять его и давать нужные подсказки в его жизненном пути

Человек не может быть счастлив, если у него нет эмоций. Каждый человек по мере своей жизни развивается и в духовном плане. В нашем мире не существует людей, относящихся равнодушно к любому виду творчества. Искусство являлось, является и будет являться актуальным в жизни людей. Искусство учит людей морали и ставит на правильный жизненный путь, развивая в нем духовные, эстетические и нравственные чувства.

Сочинение 3

Человечество эволюционирует большими шагами. Строятся высокие необычные дома, узнаются новые экспериментальные данные, познается космос и океан, внедряются новые современные информационные технологии. Все это – область науки. И конечно, она играет огромную роль в нашем развитии. Однако есть и то, что наравне с наукой, не может быть отторгнуто и развивается с большой скоростью. Это – искусство.

Те или иные виды искусства стали проявляться еще с появления человека, как вида. Наскальные рисунки, обрабатывание кожи животных в качестве одежды, а затем вырезание подделок, выжигание орнаментов и многое другое были первыми произведениями искусства. С течением времени искусство расширялось и увлекало все большее количество людей. Затем оно переросло в отдельную отрасль человеческих знаний и способностей. Рождались гении и создавали шедевры: великие книги и картины, скульптуры и памятники архитектуры. Все это развивалось достаточно быстро и с большим азартом. Искусству стали обучать, и теперь наша страна и весь мир владеет специальными курсами по многим видам творчества, а также средними специальными и высшими учебными заведениями по подготовке новых деятелей искусства.

Роль искусства для человечества велика. Эта сфера жизни не только породило всю эволюционную цепь, не только наделила нас удивительными картинами, книгами и музыкой, но и подарило каждому из нас удивительную возможность – наслаждаться. Эстетическое удовольствие мы получаем при разглядывании продуктов живописи и архитектуры. Удовлетворить потребности в духовном развитии мы можем благодаря чтению литературных шедевров. Функции искусства состоят и в том, чтобы развить в каждом человеке фантазию, талант, способность чувствовать прекрасное. Благодаря творчеству человек познает глубину своей души, раскрывает весь внутренний мир и присущие ему способности и талант, а также вырабатывает вкус и чувство стиля.

Конечно, все выше перечисленное не относится к основным потребностям человека, таким как поддержание жизни и потомства. Но подумать только, какой бы являлась жизнь, не будь в ней искусства! Ведь многие и очень многие люди находят утешение именно в нем. Для всех великих писателей, музыкантов, актеров и художников искусство – страсть и услада всей их жизни. Они творят, когда воодушевлены, творят, когда несчастны. Сочиняя поэмы, работая над симфониями, они не только раскрывают себя, они раскрывают особенность всей эпохи, в которой живут, настроения современников, устоявшийся именно в это время уклад жизни и события, затрагивающие этот период времени.

Роль искусства в жизни человека нельзя недооценивать. Эта сфера деятельности никогда не потеряет актуальности. Для каждого деятеля искусства – это страсть и целая жизнь. Для всего человечества искусство несет огромную пользу, сохраняя памятники творчества, ставя на путь развития и воспитывая во всем населении планеты нравственную, чувственную и эстетическую составляющие.

  • История любви Мастера и Маргариты сочинение

    В романе Булгакова изящно сплетаются темы общества и религии, истории и творчества, возвышенности и повседневности. Любовная линия мастера и Маргариты делает произведение пронзительным и нежным.

  • Старые хозяева вишневого сада (по пьесе Чехова) сочинение

    Герои произведений Антона Павловича Чехова – это очень яркие персонажи. Они живы, полноценны, их воспитание характерно для того, чтобы сказать, что они развиты и по своему индивидуальны.

  • Сравнительная характеристика Обломова и Штольца 10 класс сочинение

    Илья Ильич Обломов – персонаж неоднозначный и весьма любопытный. Свои дни он проводит на любимом диване, находясь в вечной полудрёме и некоем подобии состояния расслабленной апатии

  • Выбор редакции
    Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

    б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

    К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

    В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
    Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
    Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
    Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
    Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
    Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...