Сообщение о никколо паганини. Удивительные факты из жизни никколо паганини. Начало концертной деятельности


Найдется ли еще один такой художник, жизнь и слава которого сияли бы таким ярким солнечным блеском, художник, которого весь мир в своем восторженном поклонении признал бы королем всех художников.
Ф. Лист

В Италии, в муниципалитете Генуи хранится скрипка гениального Паганини, которую он завещал своему родному городу. На ней раз в год, по установленной традиции, играют самые известные скрипачи мира. Паганини называл скрипку «моя пушка» - так музыкант выражал свое участие в национально-освободительном движении Италии, развернувшемся в первой трети XIX в. Неистовое, бунтарское искусство скрипача поднимало патриотические настроения итальянцев, призывало их к борьбе против социального бесправия. За сочувствие движению карбонариев и антиклерикальные высказывания Паганини был прозван «генуэзским якобинцем» и преследовался католическим духовенством. Его концерты нередко запрещались полицией, под надзором которой он находился.

Паганини родился в семье мелкого торговца. С четырех лет мандолина, скрипка и гитара стали спутниками жизни музыканта. Учителями будущего композитора сначала был отец - большой любитель музыки, а затем Дж. Коста - скрипач собора Сан-Лоренцо. Первый концерт Паганини состоялся, когда ему было 11 лет. Среди исполняемых сочинений в нем прозвучали и собственные вариации юного музыканта на тему французской революционной песни «Карманьола».

Очень скоро имя Паганини приобрело широкую известность. Он концертировал по Северной Италии, с 1801 по 1804 г. жил в Тоскане. Именно к этому периоду относится создание знаменитых каприсов для скрипки solo. В расцвете своей исполнительской славы Паганини на несколько лет сменил концертную деятельность на придворную службу в Лукке (1805-08), после которой вновь и окончательно вернулся к концертированию. Постепенно слава о Паганини вышла за пределы Италии. Многие европейские скрипачи приезжали померяться с ним силами, но никто из них не мог стать его достойным конкурентом.

Виртуозность Паганини была фантастической, воздействие ее на слушателей невероятно и необъяснимо. Для современников он казался загадкой, феноменом. Одни считали его гением, другие - шарлатаном; имя его еще при жизни начало обрастать различными фантастическими легендами. Тому, впрочем, немало способствовало своеобразие его «демонической» внешности и романтические, связанные с именами многих знатных женщин, эпизоды биографии.

В возрасте 46 лет, на вершине славы, Паганини впервые выезжает за пределы Италии. Его концерты в Европе вызвали восторженную оценку передовых деятелей искусства. Ф. Шуберт и Г. Гейне, И В. Гете и О. Бальзак, Э. Делакруа и T. A. Гофман, Р. Шуман, Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Дж. Россини, Дж. Мейербер и многие другие находились под гипнотическим влиянием скрипки Паганини. Ее звуки возвестили о новой эре в исполнительском искусстве. Феномен Паганини оказал сильнейшее воздействие на творчество Ф. Листа, называвшего игру итальянского маэстро «сверхъестественным чудом».

Европейское турне Паганини продолжалось 10 лет. На родину он вернулся уже тяжело больным человеком. После смерти Паганини папская курия долго не давала разрешения на его погребение в Италии. Лишь много лет спустя прах музыканта был перевезен в Парму и захоронен там.

Ярчайший представитель романтизма в музыке Паганини был в то же время глубоко национальным художником. Его творчество во многом исходит из художественных традиций итальянского народного и профессионального музыкального искусства.

Произведения композитора и сегодня широко звучат на концертной эстраде, продолжая пленять слушателей нескончаемой кантиленой, виртуозной стихией, страстностью, беспредельной фантазией в раскрытии инструментальных возможностей скрипки. К наиболее часто исполняемым сочинениям Паганини относятся «Кампанелла» («Колокольчик») - рондо из Второго скрипичного концерта и Первый скрипичный концерт.

Венцом виртуозного мастерства скрипачей до сих пор считаются знаменитые «24 каприччи» для скрипки solo. Остаются в репертуаре исполнителей и некоторые вариации Паганини - на темы опер «Золушка», «Танкред», «Моисей» Дж. Россини, на тему балета «Свадьба Беневенто» Ф. Зюсмайера (композитор назвал это сочинение «Ведьмы»), а также виртуозные сочинения «Венецианский карнавал» и «Вечное движение».

Паганини превосходно владел не только скрипкой, но и гитарой. Многие его сочинения, написанные для скрипки и гитары, до сих пор входят в репертуар исполнителей.

Музыка Паганини вдохновляла многих композиторов. Некоторые его произведения обработаны для фортепиано Листом, Шуманом, К. Римановским. Мелодии же «Кампанеллы» и Двадцать четвертого каприса легли в основу обработок и вариаций композиторов различных поколений и школ: Листа, Шопена, И. Брамса, С. Рахманинова, В. Лютославского. Сам же романтический образ музыканта запечатлен Г. Гейне в его повести «Флорентийские ночи».

Родился в семье мелкого торговца, любителя музыки. В раннем детстве учился у отца игре на мандолине, затем на скрипке. Некоторое время занимался у Дж. Косты - первого скрипача собора Сан-Лоренцо. В возрасте 11 лет выступил с самостоятельным концертом в Генуе (среди исполненных произведений - собственные вариации на французскую революционную песню «Карманьола»). В 1797-98 концертировал по Северной Италии. В 1801-04 жил в Тоскане, в 1804-05 - в Генуе. В эти годы им были написаны «24 каприччи» для скрипки соло, сонаты для скрипки с аккомпанементом гитары, струнные квартеты (с гитарой). После службы при дворе в Лукке (1805-08) Паганини всецело посвятил себя концертной деятельности. Во время концертов в Милане (1815) состоялось состязание между Паганини и французским скрипачом Ш. Лафоном, признавшим себя побеждённым. Оно явилось выражением борьбы, происходившей между старой классической школой и романтическим направлением (впоследствии подобное состязание в области пианистического искусства состоялось в Париже между Ф. Листом и З. Тальбергом). Выступления Паганини (с 1828) в Австрии, Чехии, Германии, Франции, Англии и др. странах вызвали восторженную оценку передовых деятелей искусства (Листа, Р. Шумана, Г. Гейне и др.) и утвердили за ним славу непревзойдённого виртуоза. Личность Паганини была окружена фантастическими легендами, чему способствовали своеобразие его «демонического» облика и романтические эпизоды биографии. Католическое духовенство преследовало Паганини за антиклерикальные высказывания, сочувствие движению карбонариев. После смерти Паганини папская курия не дала разрешения на его погребение в Италии. Лишь много лет спустя прах Паганини был перевезён в Парму. Образ Паганини запечатлён Г. Гейне в повести «Флорентийские ночи» (1836).

Передовое новаторское творчество Паганини - одно из ярких проявлений музыкального романтизма, получившего распространение в итальянском искусстве (в т.ч. в патриотических операх Дж. Россини и В. Беллини) под влиянием нац.-освободит. движения 10-30-х гг. 19 в. Иск-ву Паганини во многом было родственно творчество франц. романтиков: комп. Г. Берлиоза (к-рого Паганини первый высоко оценил и активно поддерживал), живописца Э. Делакруа, поэта В. Гюго. Паганини увлекал слушателей пафосом исполнения, яркостью образов, полётом фантазии, драм. контрастами, необычайным виртуозным размахом игры. В его иск-ве т.н. свободного фантазирования проявлялись особенности итал. нар. импровизац. стиля. Паганини первым из скрипачей исполнял конц. программы наизусть. Смело вводя новые приёмы игры, обогащая колористич. возможности инструмента, Паганини расширил сферу воздействия скр. иск-ва, заложил основы совр. техники игры на скрипке. Он широко использовал весь диапазон инструмента, применял в игре растяжку пальцев, скачки, разнообразную технику двойных нот, флажолеты, pizzicato, ударные штрихи, игру на одной струне. Нек-рые произв. Паганини настолько трудны, что после его смерти долгое время считались неисполнимыми (первым их начал играть Я. Кубелик).

Паганини - выдающийся композитор. Его соч. отличаются пластичностью и напевностью мелодий, смелостью модуляций. В его творч. наследии выделяются «24 каприччи» для скрипки соло ор. 1 (в нек-рых из них, напр. в 21-м каприччо, применены новые принципы мелодич. развития, предвосхищающие приёмы Листа и Р. Вагнера), 1-й и 2-й концерты для скрипки с оркестром (D-dur, 1811; h-moll, 1826; заключит. часть последнего - знаменитая «Кампанелла»). Большое место в творчестве Паганини занимали вариации на оперные, балетные и нар. темы, камерно-инстр. произв. и др. Выдающийся виртуоз на гитаре, Паганини написал также ок. 200 пьес для этого инструмента.

В своём композиторском творчестве Паганини выступает как глубоко нац. художник, опирающийся на нар. традиции итал. муз. иск-ва. Созданные им произв., отмеченные самостоятельностью стиля, смелостью фактуры, новаторством, послужили отправной точкой для всего последующего развития скр. иск-ва. Связанный с именами Листа, Ф. Шопена, Шумана и Берлиоза переворот в фп. исполнительстве и иск-ве инструментовки, начавшийся в 30-х гг. 19 в., был в значит. мере вызван воздействием иск-ва Паганини. Оно сказалось также на формировании нового мелодич. языка, характерного для романтич. музыки. Влияние Паганини косвенно прослеживается и в 20 в. (1-й концерт для скрипки с оркестром Прокофьева; такие скр. произв., как «Мифы» Шимановского, конц. фантазия «Цыганка» Равеля). Нек-рые скр. произв. Паганини обработаны для фп. Листом, Шуманом, И. Брамсом, С. В. Рахманиновым.

С 1954 в Генуе ежегодно проводится международный конкурс скрипачей имени Паганини.

Сочинения:

для скрипки соло - 24 каприччи ор. 1 (1801-07; изд. Mil., 1820), интродукция и вариации Как сердце замирает (Nel cor piщ non mi sento, на тему из оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, 1820 или 1821); для скрипки с оркестром - 5 концертов (D-dur, op. 6, 1811 или 1817-18; h-moll, op. 7, 1826, изд. P., 1851; E-dur, без op., 1826; d-moll, без op., 1830, изд. Mil., 1954; a-moll, начат в 1830), 8 сонат (1807-28, в т.ч. Наполеон, 1807, на одной струне; Весна, Primavera, 1838 или 1839), Вечное движение (Il moto perpetuo, op. 11, после 1830), Вариации (Ведьма, La streghe, на тему из балета «Свадьба Беневенто» Зюсмайра, ор. 8, 1813; Молитва, Preghiera, на тему из оперы «Моисей» Россини, на одной струне, 1818 или 1819; У очага уж больше не грущу я, Non piu mesta accanto al fuoco, на тему из оперы «Золушка» Россини, ор. 12, 1819; Сердечный трепет, Di tanti palpiti, на тему из оперы «Танкред» Россини, ор. 13, вероятно, 1819); для альта с оркестром - соната для большого альта (вероятно, 1834); для скрипки и гитары - 6 сонат, ор. 2 (1801-06), 6 сонат, ор. 3 (1801-06), Cantabile (d-moll, изд. в обр. для скр. и фп., W., 1922); для гитары и скрипки - соната (1804, изд. Fr./M., 1955/56), Большая соната (изд. Lpz. - W., 1922); камерно-инструментальные ансамбли - Концертное трио для альта, влч. и гитары (исп. 1833, изд. 1955-56), 3 квартета, ор. 4 (1802-05, изд. Mil., 1820), 3 квартета, ор. 5 (1802-05, изд. Mil., 1820) и 15 квартетов (1818-20; изд. квартет No 7, Fr./M., 1955/56) для скр., альта, гитары и влч., 3 квартета для 2 скр., альта и влч. (1800-е гг., изд. квартет E-dur, Lpz., 1840-е гг.); вокально-инструментальные , вокальные сочинения и др.

Литература:

Ямпольский И., Паганини - гитарист, «СМ», 1960, No 9; его же, Никколо Паганини. Жизнь и творчество, М., 1961, 1968 (нотография и хронограф); его же, Каприччи Н. Паганини, М., 1962 (Б-ка слушателя концертов); Pальмин А. Г., Никколо Паганини. 1782-1840. Краткий биографический очерк. Книжка для юношества, Л., 1961.

И. M. Ямпольский

Никколо Паганини (1782─1840) - выдающийся итальянский композитор, скрипач, гитарист, обладавший необыкновенным музыкальным даром. Он виртуозно владел музыкальными инструментами, поражая зрителей высочайшим мастерством и чистотой исполнения. Паганини признанный классик музыкальных вариаций. Многим знакомы его сочинения на тему опер «Моисей», «Золушка», «Танкред». Вершиной творчества маэстро считаются «24 капричи», «Венецианский карнавал», «Вечные движения».

Детство и юность

Никколо Паганини родился 27 октября 1782 года в небольшом квартале итальянской Генуи под названием «Черная кошка» в семье Антонио Паганини и его супруги Терезы. Он оказался вторым ребенком и с раннего детства был очень болезненным.

Однажды во сне мать Никколо, которая была очень сентиментальной женщиной, увидела во сне ангела, который предрек ее сыну будущее великого музыканта. С детства родители заставляли его играть на скрипке, тем более, что старший брат Карло не отличался в этом деле особым дарованием. Поэтому Никколо приходилось отдуваться за двоих. Все его ранние годы были отданы монотонному обучению искусству игры на этом музыкальном инструменте.

Природа наградила итальянца огромным даром - тончайшим слухом, способным уловить малейшие детали в звуке. Каждый день мальчик открывал окружающий мир с помощью многочисленных музыкальных тонов, которые он воспринимал с особой остротой. Он пытался их воспроизвести на магдалине, гитаре или на любимой маленькой скрипке, которая со временем превратилась в часть души музыканта.

Отец рано обнаружил одаренность сына, рассчитывая на завоевание им славы и богатства. Поэтому маленького Никколо заставляли играть в чулане, непрерывно совершенствуя свое мастерство. За малейшие огрехи ребенка лишали еды. Все это негативно влияло на хрупкое здоровье мальчика. Уже в 8 лет Паганини написал скрипичную сонату и несколько трубных вариаций. Со временем талантливый музыкант заставил обратить на себя внимание, и его заметил первый скрипач местной капеллы Д. Косто, который стал заниматься с юным дарованием. В течение полугода он передал своему ученику бесценный опыт, позволивший тому впервые выйти на сцену.

Первые концерты

Первое публичное выступление музыканта состоялось в мае 1795 года в местном театре Сант-Агостино, средства от которого должны были пойти на поездку в Парму для учебы у известного скрипача А. Ролла. Здесь были исполнены его «Вариации на тему Карманьолы», имевшие успех у публики. Вскоре подобный концерт был дан во Флоренции, который добавил недостающих денег. Так отец и сын Паганини оказались в Парме у А. Ролла, но тот был болен и не хотел никого принимать.

В ожидании мэтра мальчик взял лежавшую в соседней комнате скрипку и сыграл на ней недавно написанное произведение Ролла, к восхищению последнего. Он заявил, что уже ничему не научит подростка и посоветовал обратиться к Ф. Паэру, но тот, занятый музыкальными постановками, познакомил Паганини с талантливым виолончелистом Г. Гиретти, который стал его новым наставником. Он заставлял своего ученика создавать произведения без инструмента, опираясь только на внутренний слух.

В 1797 году Никколо вместе с отцом поехали в первое концертное турне по Европе. Их маршрут пролегал через Милан, Флоренцию, Пизу, Болонью и Ливорно. Его выступления, имевшие громадный успех в каждом городе, вдохновляли музыканта на новые свершения. Именно в это время он пишет большую часть своих знаменитых 24-х каприсов, в которых он продемонстрировал величие своей художественной фантазии. Необычное переплетение поражающей сознание виртуозности с гротескными образами и мощной динамикой сделали его музыкальные произведения неподражаемыми.

Самостоятельная жизнь

Обрушившаяся на молодого человека слава стала тяготиться влиянием отца, и при первом же удобном случае Никколо покинул родительский дом, став первым скрипачом в Лукке. Он страстно отдает себя работе, возглавляя городской оркестр и параллельно с этим концертируя. В это время музыкант начинает наслаждаться многими радостями жизни, играя в карты и предаваясь любовным утехам. Увлеченный некой «сеньорой Диде», он даже на несколько лет оставляет гастроли, только «с удовольствием щупая струны гитары».

В 1804 году Паганини возвращается к творчеству, но уже на следующий год стал служить придворным скрипачом в Лукке. Здесь правил Ф. Бачокки, супругой которого была сестра Наполеона княгиня Элиза, с которой у музыканта возникают страстные отношения. С 1808 года он возобновляет гастрольную деятельность.

В 1814 году Никколо дает концерты на родине. Здесь его встречают с огромной теплотой, называя не иначе, как гением. Публику поражала необычайная легкость владения скрипкой и виртуозное исполнение сложных партий. Неслучайно музыканта неоднократно приглашали выступать в знаменитом театре «Ла Скала».

В 1821 году Паганини вновь оставляет концертную деятельность из-за большого букета обострившихся болезней - ревматизма, туберкулеза, кишечных и желудочных болей. Это вынуждает его переехать в Павию поближе к известному врачу С. Борда. Кровопускание, жесткая диета и втирание мазей помогли не сразу. От нахлынувшей слабости музыкант долго не рисковал брать в руки скрипку, и его единственной отдушиной оставались частные уроки с сыном генуэзского купца юным К. Сивори.

Победив болячки, кроме «невыносимого кашля», Паганини в 1824 году выступает в Милане, Павии и Генуе. Чуть позже музыкант создает новые произведения - «Военную сонату», «Польские вариации», а вместе с ними и три концерта для скрипки, наиболее известным из которых стал второй со знаменитой рондой «Кампанелла».

В зените славы

В период с 1828 по 1834 года Паганини дает множество концертов в крупнейших залах Старого света. Ему рукоплещет как широкая публика, так и большая плеяда деятелей искусства, среди которых Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Г. Гейне, И. Гете. Австрийский композитор Ф. Лист вообще назвал игру Никколо «сверхъестественным чудом». В более поздних концертах на радость зрителям он все чаще играет с гитарным сопровождением.

Во время пребывания в Вене Паганини сочиняет «Вариации на австрийский гимн» и задумывает создать свой главный шедевр «Венецианский карнавал». В 1830 году, думая о будущем сына, музыкант приобретает титул барона, который перейдет по наследству его отпрыску.

В 1829-1831 годах Паганини гастролирует по Германии. За полтора года он дал более сотни концертов в 30 городах. Здесь же он завершает работу над 4-м и 5-м концертами, а также пишет произведение «Любовная галантная соната». Затем была Франция, и вновь огромный успех. Здесь Никколо вновь сочиняет, посвятив своему приятелю Джерми 60 вариаций народной песни «Барукаба», сестре Доминике серенаду для гитары, скрипки и виолончели, а дочке своего покровителя де Негро сонату.

Тайны и загадки Паганини

Музыкант нередко заявлял о неких секретах своего исполнения, которые он раскроет только по окончании карьеры. С этим же связана его нежелание публиковать собственные сочинения, что якобы сможет рассекретить его тайну. Некоторые особо рьяные зрители видели на плече музыканта во время выступления Сатану, другие лицезрели его полет на небо в карете вместе со свитой.

Он стал первым, кто использовал на концертах игру на скрипке наизусть, а не по нотам. Постоянные занятия игрой на музыкальных инструментах позволили развить феноменальную силу кистевых мышц, поэтому Паганини мог без труда сломать двумя пальцами фарфоровую тарелку.

Никколо был виртуозным исполнителем. Однажды на спор он блестяще дирижировал оперой, играя на скрипке из двух струн. А на очередном дне рождения Наполеона он исполнил одноименную с ним сонату только на четвертой струне. По мнению Д. Ф. Ойстраха, феномен Паганини заключается в необыкновенном сочетании таланта, темперамента и трудолюбия, позволявшего по максимуму применять психофизиологические качества.

После смерти церковь воспротивилась захоронению останков музыканта на христианском кладбище, так как он отказался причащаться. Причина такого поступка Паганини была ясна - он утверждал, что не умрет и будет жить вечно.

Личная жизнь

Отношения с женским полом являются одной из загадочных страниц его биографии. О его первом романе известно не много. Некая дама, увлеченная гитарой, увлекла молодого Паганини к себе в тосканский замок, где он прожил несколько лет. Затем его судьба свела со старшей сестрой Наполена Элизой, бывшей в начале XIX века княгиней Лукки и Пьомбино. Музыканта очень тешила связь с некрасивой, но знатной женщиной, благодаря протекции которой он стал регулярно появляться при дворе.

Пробыв три года рядом с Элизой, Паганини получил разрешение покинуть ее, и вскоре его судьба свела с еще одной сестрой императора - Полиной Бонапарт. Их роман был очень бурным, страстным и коротким. Предаваясь любовным утехам в Туринском замке Ступинджи, они довольно быстро охладели друг к другу, и ветреная Полина быстро нашла замену музыканту.

А затем в жизни Паганини появилась молоденькая Анджелина Каванна, из-за которой он чуть не сел в тюрьму. Отец девушки, забеременевшей от Никколо, обвинил его в похищении и изнасиловании дочери. Состоявшийся суд повелел музыканту заплатить штраф, но это никак не могло изменить судьбу ребенка, который скончался за полтора года до окончания процесса.

Новой пассией маэстро стала певица Антония Бьянка, которую в начале знакомства Паганини решил научить петь. В 1825 году она родит ему наследника Акилле, но отношения с Антонией будут только ухудшаться. В своих письмах Никколо не раз упоминал неистовство своей подруги, которая могла запросто бросить футляр со скрипкой. Имея дело со многими женщинами, великий музыкант сумел сохранить свою независимость, полностью оправдав когда-то сказанную фразу: «Свобода - наивысшее благо для мужчины» .

Последний аккорд

Современники Паганини писали, что после концертов у музыканта наблюдались конвульсии, похожие на эпилептический припадок - у него сводило мышцы, падала температура тела, замирал пульс. Сам Никколо называл такое состояние «электричеством», появлявшимся в нем и которое «болезненно терзает, но выходит из меня на концерте с божественной гармонией». Первые признаки тяжелой болезни стали активно проявляться в 1834 году, из-за чего маэстро прерывает выступления. Через два года он играет несколько концертов в Ницце, после чего ему становится совсем плохо.

Незадолго до смерти Паганини в очень тяжелом состоянии посещает родную Геную.

Последние полгода жизни он был крайне истощен, поэтому не мог удержать в руках смычок. Его любимая скрипка осталась без волшебной палочки, и музыкант перебирал ее струны ослабленными пальцами. Скончался великий композитор и музыкант 27 мая 1840 года в Ницце. Поначалу церковь препятствовала его захоронению в Италии. Разрешение было получено только в 1876 году, после чего прах Паганини перезахоронили в Парме.

Страница:

Никколо Паганини (итал. Niccolò Paganini; 27 октября 1782 — 27 мая 1840) — итальянский скрипач-виртуоз, композитор.

Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства.

Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали.

Паганини Никколо

Уже с шести лет Паганини играл на скрипке, а в девять лет выступил с концертом в Генуе, который имел огромный успех. Мальчиком же он написал несколько произведений для скрипки, которые были так трудны, что, кроме него самого, никто не мог их исполнить.

В начале 1797 г. Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Вскоре избавившись от строгой ферулы отца, он, предоставленный себе, вёл жизнь бурную, что отразилось как на его здоровье, так и на репутации. Впрочем, необычайный талант этого скрипача возбуждал всюду завистников, которые не пренебрегали никакими средствами, чтобы каким бы то ни было путём повредить успеху Паганини. Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он даже получил титул барона. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Хотя размер гонорара в начале XIX столетия далеко уступал нынешним, но тем не менее Паганини оставил после себя несколько миллионов франков.

Последние пять месяцев Паганини не мог выходить из помещения, у него опухли ноги, и он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами.

Имя Паганини было окружено какой-то таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, потому что автор боялся, что путём печати многие из его виртуозных тайн могли бы быть обнаружены. Таинственность Паганини возбуждала такое суеверие, что епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе и только вмешательство папы уничтожило это решение.

Непревзойденный успех Паганини лежал не в глубоком музыкальном даровании этого артиста, а в необычайной технике, в безукоризненный чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли «L`Arte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительное искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных и тройных струн, замечательное разнообразие применения смычка, игра на одной струне (четвёртой) целых пьес — всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

27 октября 1782 года в небогатой генуэзской семье родился мальчик, которого назвали Никколо. Среди братьев и сестер он выделялся слабым здоровьем, а также неподдельным интересом к музыке. Уже с ранних лет мальчик испытывал терпение близких, бесконечно музицируя на мандолине.

Отец, который очень любил музыку, приступил к самостоятельным занятиям с сыном. Уже с первых занятий он понял, что мальчик очень талантлив и обладает тончайшим музыкальным слухом. Для детей старший Паганини был настоящим деспотом: он обращался с Никколо крайне жестоко, заставляя его подолгу играть на инструменте, а в случае непослушания лишал его куска хлеба и запирал в темном чулане. Подобные меры привели к крайнему истощению ребенка, который оказался на грани смерти.

Испугавшись, отец подарил Никколо маленькую скрипку и пригласил учителя - профессионального скрипача, который удалось быстро развить талант мальчика. Уже в 8 лет Николло написал свою первую скрипичную сонату и блестяще исполнил ее перед родственниками.

Слухи о талантливом ребенке достигли Джакомо Коста - главного скрипача собора Сан-Лоренцо. Он взялся обучать Никколо, и в течение полугода научил его всем тонкостям игры на скрипке.

Творчество

Встреча с Джакомо оказалась судьбоносной. Перед талантливым юношей открылись новые горизонты. В юном возрасте он уже начал давать первые концерты, поражая публику своей игрой на инструменте.

Тем временем старший Паганини, понимая, что можно неплохо заработать на необычайном таланте сына, стал его импресарио и занялся подготовкой его гастролей по Северной Италии. Концерты одаренного скрипача проходили в Милане, Пизе, Болонье, Ливорно, во Флоренции, и неизменно с аншлагами.

К тому времени Никколо уже создал свои шедевральные каприччо, совершив тем самым настоящий переворот в скрипичной музыке. Ему удалось добиться невероятной выразительности и художественной силы в своих произведениях, вызывавших у слушателя неподдельный восторг.

Бесконечно устав от жестокого деспота-отца, повзрослевший Никколо начал самостоятельную жизнь. Впервые почувствовав себя свободным, он приступил к концертной деятельности не только в родной Италии, но и во многих европейских странах.

Паганини удалось совершить прорыв в искусстве скрипичной игры. Он удивлял публику своей филигранной техникой, используя такие приемы, как игра на двух и даже на одной струне. Его нововведения были настолько технически сложными, что долгое время считалось, что их невозможно повторить. Маэстро писал музыку не только для скрипки, но и для гитары.

В краткой биографии Паганини указано, что он настолько любил скрипку, что в течение всей жизни коллекционировал инструменты знаменитых скрипичных мастеров. Свой инструмент Никколо завещал родной Генуе, в которой он хранится и по сей день.

Личная жизнь

Обладая весьма непрезентабельной внешностью, Никколо Паганини пользовался большим успехом у женщин. На протяжении всей жизни у него было множество романов, ни один из которых не увенчался свадьбой. Единственным ребенком великого скрипача стал мальчик Ахилл - плод любви Паганини и оперной певицы Антонии Бьянки.

Смерть

Самозабвенная отдача музыке сильно подкосила и без того слабое здоровье музыканта. В последние годы жизни он страдал от туберкулеза, который и стал причиной его смерти 27 мая 1840 года.

  • На своих концертах Паганини устраивал настолько фееричные представления, что наиболее впечатлительные слушатели теряли сознание.
  • Во время выступлений Никколо столь одержимо владел инструментом, что его не останавливали даже порванные струны.
  • Своей игрой на скрипке музыкант блестяще подражал игре на других инструментах, человеческой речи, пению птиц, за что был прозван «Южным колдуном».
  • Паганини наотрез отказывался сочинять католические псалмы, в результате чего постоянно конфликтовал с церковнослужителями.
  • Скрипач страдал сильной зависимостью от азартных игр, и, порой, проигрывал целые состояния. Избавиться от пагубной привычки он смог лишь после рождения наследника.

Имя: Никколо Паганини (Niccolo Paganini)

Возраст: 57 лет

Деятельность: скрипач, композитор

Семейное положение: был в разводе

Никколо Паганини: биография

Мистический скрипач, руками которого руководил сам Сатана, до сих пор собственными произведениями будоражит людские сердца и заставляет задуматься о сокровенном, хотя со дня смерти гения минуло немало лет.

Поздней осенью 1782 года в небогатой генуэзской семье родился второй ребенок, которого назвали Никколо. Родители сильно переживали за кроху, так как младенец появился на свет раньше срока и был болезненным и тщедушным. Отчий дом Никколо стоял в узком проулке под названием Черная кошка. Антонио Паганини (папа) в молодости работал грузчиком в порту, но чуть позднее открыл собственную лавочку. Тереза Боччардо (мама) вела домашнее хозяйство.


Однажды Терезе приснился ангел, который предрек второму ребенку блестящее музыкальное будущее. Когда женщина рассказала о сне супругу, тот невероятно обрадовался, ведь и сам обожал музыку. Антонио постоянно музицировал на мандолине, чем сильно раздражал соседей и супругу. Мужчина прививал любовь к музыкальным инструментам старшему ребенку, но успеха не возымел.

Отец, уверовав в вещий сон, начал усиленно заниматься с Никколо уроками игры на скрипке. С первых занятий становится ясно, что ребенок одарен от природы тончайшим слухом. Поэтому детские годы малыша прошли в изнуряющих занятиях, от которых даже сбегал. Но папа применял крайние меры, закрывая сына в темном сарае и лишая куска хлеба. Ребенок был вынужден играть на инструменте много часов подряд, что привело к каталепсии. Врачи констатировали смерть, а убитые горем родители приступили к процедуре похорон.


Никколо Паганини в детстве и молодости

Но на церемонии прощания произошло чудо – Никколо очнулся и сел в гробу. Как только малыш поправился, Антонио вновь вручил ему любимую игрушку-мучительницу – скрипку. Теперь мужчина прекратил самостоятельные уроки с сыном и пригласил учителя, которым стал генуэзский скрипач Франческе Ньекко. Паганини рано начал создавать первые композиции собственного сочинения. Таким образом, уже в 8 лет он порадовал родственников скрипичной сонатой.

Городок облетели слухи о том, что в бедной семье лавочника Паганини растет талантливый музыкант. Не прошли эти новости и мимо ушей главного скрипача капеллы собора Сан-Лоренцо, который решил лично убедиться в гениальности мальчика. После прослушивания Джакомо Коста предложил собственные услуги в развитии юного дарования. Коста шесть месяцев обучал Никколо, передавая ему навыки и секреты искусства.

Музыка

После занятий с Джакомо жизнь ребенка изменилась до неузнаваемости, теперь его биография полна встреч с творческими людьми. Перед юношей открылась дорога к концертной деятельности. В 1794 году в Генуе выступал польский виртуоз Август Дурановский, который так воодушевил юного скрипача, что тот решился дать собственный концерт. После этого мальчиком заинтересовался маркиз Джанкарло ди Негро, который слыл известным меломаном. Узнав, что одаренный ребенок растет в бедной семье, маркиз берет на себя обязанности по воспитанию и содержанию Никколо.


Джанкарло ди Негро оплачивает услуги нового учителя для мальчика. Им становится популярный виолончелист Гаспаро Гиретти, научивший Пагагини композиторской технике и развивший в нем способность сочинять музыку без инструмента. Под таким руководством юноша сочинил два концерта для скрипки и 24 фуги для фортепиано в четыре руки.

В 1800 Паганини начинает серьёзную работу и дает 2 концерта в Парме. После этого его приглашают ко двору герцога Фердинанда Бурбонского, где юноша уверенно выступает. В этот момент Антонио Паганини понимает, что пора зарабатывать деньги на таланте сына. Став импресарио, организует гастроли по Северной Италии.


Талантливый юноша концертирует в Пизе, Флоренции, Болонье, Милане, Ливорно. В городах собираются огромные залы, люди хотят посмотреть на юного скрипача. Но несмотря на тяжелые гастроли, отец настаивает на постоянном музицировании Никколо, который уже создает шедевральные каприччо. Эти 24 каприса совершили революцию в мире скрипичной музыки. Рука гения прикоснулась к сухим формулам Локателли, и произведения заиграли свежими искрящимися образами и картинами. Более ни одному скрипачу такое было не подвластно. Каждая миниатюра из 24 звучит бесподобно, вызывая у слушателя и смех, и слезы, и дикий ужас одновременно.

Устав от авторитарного и жестокого отца, повзрослевший юноша решил жить самостоятельно. В этот момент ему предложили место первого скрипача в Лукке, и, чтобы избавиться от родительской опеки, Никколо соглашается. Этот момент описывается в дневниках, где он делится впечатлениями о чувстве опьяняющей свободы и ощущения крыльев за спиной. Это отразилось и на концертах, которые зазвучали пылко и страстно. Теперь жизнь гения превратилась в череду поездок, картежных игр и сексуальных приключений.

Никколо Паганини возвращается в Геную в 1804 году. Пробыв на Родине непродолжительное время, он успел создать 12 скрипичных и гитарных сонат. После этого вновь отправляется в герцогство Феличе Бачокки, где работает дирижером оркестра и камерным пианистом. В 1808 году переезжает вслед за остальными придворными во Флоренцию. Семь лет провел музыкант при дворе, прерывая службу только на время гастролей. Эта зависимость так нервировала молодого человека, что он решился на отчаянный поступок, чтобы избавиться от дворянских пут.


Никколо Паганини называли "скрипачом дьявола"

Явившись на концерт в мундире капитана и наотрез отказавшись переодеться, был изгнан сестрой из дворца. В тот момент французского полководца разгромили русские войска, и поступок скрипача так взбудоражил общество, что он чудом избежал ареста. Далее творческий путь продолжается уже в Милане. В театре «Ла Скала» настолько очаровался увиденным танцем ведьм из балета «Свадьба Беневенто», что за один вечер написал вариации для оркестровой скрипки на эту тему.

В 1821 Паганини прерывает концертную деятельность из-за затяжной изматывающей болезни. Дела обстоят настолько плохо, что мужчина просит приехать мать, чтобы успеть попрощаться. Матушка прикладывает усилия для спасения сына и перевозит его в Павию. Здесь скрипача лечит Сиро Борда, который делает больному кровопускания, втирает ртутную мазь и пишет персональную диету.

Но Никколо терзают сразу несколько болезней: лихорадка, кашель, туберкулез, ревматизм и кишечные спазмы. Справится с недугом не может даже именитый лекарь. Даже во время болезни талантливый музыкант не оставляет творчество и слабыми руками перебирает гитарные струны, обдумывая композиции. Моления матушки не проходят даром, и мужчина поправляется, правда надрывный кашель остается на года.

Окрепнув, Паганини дает 5 концертов в Павии и сочиняет 20 новых произведений. Последующие годы мужчина путешествует, выступая Германии, Риме, Вестфалии, Франции. Теперь билеты на Паганини стоят огромных денег, талантливый скрипач зарабатывает состояние и даже покупает себе титул барона.

Личная жизнь

Несмотря на непрезентабельную внешность, Никколо Паганини не испытывал недостатка в любовницах. Глядя на фото, современники удивляются, как это ему удавалось. Желтоватое лицо, острый нос, угольно-черные глаза и спутанные темные волосы – это портрет великого музыканта. Едва юноше исполнилось 20 лет, как у него появилась дама, которая увозила скрипача вечерами в собственное поместье, чтобы отдохнуть после концертов.


Никколо Паганини в 20 лет

Следующей музой мужчины становится Элиза Бонапарт Бачокки, которая приблизила любимого ко двору и всячески поддерживала. Отношения завязались непростые, но настолько страстные, что в этот период скрипач пишет 24 каприса на одном дыхании. В этюдах раскрывается все, что испытывал юноша к красавице-принцессе: боль, страх, любовь, ненависть и восторг. Это произведение до сих пор не дает покоя слушателям, многие из которых считают, что в тот момент рукой композитора управлял сам дьявол.

Расставшись с Элизой, Никколо вернулся к гастролям, где и познакомился с Анджелиной Каванной. Девушка - дочка портного и отдала последние деньги за возможность увидеть великого виртуоза. Так как музыканта окутывали мистические слухи, то Анджелина решила сама убедиться в «сатанизме» скрипача и пробралась за кулисы. Молодые люди мгновенно полюбили друг друга. Чтобы не расставаться с возлюбленным, красавица отправилась в совместное турне в Парму, даже не оповестив отца. Спустя 2 месяца обрадовала сожителя известием о том, что вскоре станет матерью.


Музыкант отправляет подругу в Геную к родственникам, где ее находит отец. Портной обвинил Паганини в развращении дочери и подал в суд. За время судебных разбирательств Анджелина родила, но дитя погибло. Скрипач выплатил денежную компенсацию семье Каванно.

Спустя 3 месяца влюбчивый скрипач завязал отношения с певицей Антонией Бьянки, которая выступала на сцене «ЛаСкала». Пара жила настолько странно, что неоднократно привлекала внимание окружающих. Антония любила Никколо, но постоянно изменяла. Девушка объясняла это тем, что мужчина часто болел,а ей не хватало внимания. Собственные измены певица не скрывала. Любимый тоже в долгу не оставался и заводил интрижки с кем попало.


В 1825 году у пары рождается сын, которого назвали Ахилл. Скрипач, мечтающий о детях, безумно обрадовался этому факту. Чтобы создать ребенку условия и обеспечить дальнейшую жизнь, молодой отец погрузился в творчество и зарабатывание капитала. Не забывая при этом уделять внимание горячо любимому Ахиллу. Супруги разошлись, когда ребенку исполнилось 3 года. Никколо добился единоличной опеки над малышом.

Несмотря на любовные похождения, привязан он только к одной женщине – Элеоноре дэ Лука. С юности и до зрелости мужчина навещал возлюбленную, которая безропотно принимала блудного друга.

Смерть

Осенью 1839 года Паганини приехал навестить Геную, но поездка далась нелегко. Великого виртуоза подкосил туберкулез, из-за которого мужчину мучил изнуряющий кашель и отечность ног. Последние месяцы перед смертью он даже не выходил из дома. В 1840 болезнь поглотила Никколо, который на смертном одре пальцами перебирал струны любимой скрипки, не в силах поднять смычок. В этом же году великий музыкант скончался.


По одной из версий, церковнослужители запретили предавать тело земле из-за того, что перед смертью мужчина не исповедовался. Паганини кремировали, а прах хранила Элеонора дэ Лука. Из другого источника следует, что Никколо похоронили в Валь-Польчевере, и спустя 19 лет Ахилл добился захоронения останков отца на Пармском кладбище.

  • В 2013 году на экраны вышел фильм «Скрипач дьявола», созданный по мотивам из биографии Паганини.
  • Умел «разговаривать» струнами.
  • Увлекался азартными играми, оставляя последние деньги в игорных домах.
  • Устраивал на концертах такие шоу, что некоторые слушатели теряли сознание.
  • Одной скрипкой заменял оркестр.
  • Категорически отказывался писать псалмы.
  • Принадлежал к обществу масонов.
  • Не записывал собственные сочинения на бумаге
  • Не прерывал игру, если на скрипке лопались струны. Иногда даже одной струны хватало для шедеврального выступления.
  • Слыл великим сластолюбцем.

Дискография

  • 24 каприса для скрипки соло, Op.1, 1802-1817 гг.
  • Шесть сонат для скрипки и гитары, Op. 2
  • Шесть сонат для скрипки и гитары
  • 15 квартетов для скрипки, гитары, альта и виолончели
  • Концерты для скрипки с оркестром № 1-6
  • Le Streghe
  • Интродукция с вариациями на тему «Бог хранит короля
  • Венецианский карнавал
  • Концертное аллегро Moto Perpetuo
  • Вариации на тему Non pi? Mesta
  • Вариации на тему Di tanti Palpiti
  • 60 вариаций во всех строях на генуэзскую народную песню Barucaba
  • Кантабиле, ре мажор
  • Moto Perpetuo (Вечное движение)
  • Кантабиле и вальс
  • Соната для большого альта
Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...