Жестикуляция в публичном выступлении. Зеркало - подражаем опытному оратору. Параметры постановки на публике


Жесты - полноценное средство коммуникации. С помощью жестов мы можем общаться, не зная языка, усиливать смысл сказанного, передавать чувства, когда слов не хватает. Научившись понимать язык жестов, вы начнете лучше разбираться в людях.

Язык жестов - самый древний. На нем люди изъяснялись раньше, чем научились говорить и писать, - так считают некоторые ученые.

Однако любопытно, что люди жестикулируют преимущественно тогда, когда говорят, и очень редко, когда слушают . Это говорит о том, что жесты - неотъемлемая часть речи. Попытаемся поговорить на волнующую нас тему со связанными руками - и мы тут же начнем выразительнее «жестикулировать» , помогать себе головой и телом.

Благодаря жестам мы можем понять людей разных национальностей, не зная их языка. Правда, здесь следует быть осторожными, потому что один и тот же жест в разных культурах может иметь противоположное значение . Если мы в ответ на предложение болгарина утвердительно кивнем головой, он поймет это как отказ, а если покачаем головой из стороны в сторону, решит, что мы согласны.

Жест «Ок», когда большой и указательный палец образуют кольцо, будет неприличным в , и . Обидятся и французы, поняв его как «Ты полный ноль, ничтожество».

Подняв в знак одобрения большой палец вверх в или Иране, мы жителей этих стран. Для них он будет означать то же, что и выставленный вверх средний палец в Европе.

В Австралии, Ирландии и Великобритании не стоит показывать жест в виде буквы V, означающий победу, если ладонь направлена на человека, - он поймет его, как «Иди отсюда!».

Темпераментные латиноамериканцы, итальянцы, испанцы, французы активно жестикулируют при разговоре - для них это норма. У северных народностей человека, чересчур размахивающего руками во время беседы, могут назвать невоспитанным, хотя он может быть просто сильно взволнован и возбужден. Правда, в этом случае от него хочется держаться подальше до тех пор, пока он не остынет.

«Тот, кто лжет на языке слов, выдает себя на языке жестов, на которые он не обращает внимания», - говорил немецкий философ Освальд Шпенглер.

Многие люди даже не догадываются, как много их жесты могут рассказать о них самих и об их намерениях наблюдательному человеку.

К примеру, приходит человек на - хочет работать начальником отдела продаж. И приносит с собой , где написано, какой он эффективный и . Смотрит на него рекрутер и видит, что сидит тот, поджав под себя ноги и скрестив на груди руки. «Да у него проблемы с общением!», - думает рекрутер и вежливо отказывает.

Или же подходит к нам знакомиться новый сосед. На его лице улыбка, но мы замечаем руки, сжатые в кулаки. «Э, да он не такой доброжелательный, каким хочет казаться!», - делаем мы вывод.

На наш вероятный конкурент, здороваясь, крепко жмет нашу руку. Да так, что его ладонь оказывается сверху. «Хочет доминировать, показывает, кто здесь главный», - понимаем мы.

С помощью одних жестов мы можем вызвать у людей антипатию и оттолкнуть их от себя, а с помощью других - заслужить репутацию человека интересного и , с которым можно дружить и вести дела.

Зная язык жестов, мы сами сможем лучше разбираться в людях, понимать их поступки и предугадывать их действия, ведь далеко не все из них могут контролировать свои жесты так, как речь. Слова могут говорить одно, а жесты - совсем другое.

Вышесказанное относится к жестам неосознанным, подсознательным , которыми большинство людей не управляет. И именно эти жесты могут нам многое сказать о собеседнике. (Ведь существует еще язык осознанных жестов , с помощью которых общаются люди глухонемые.)

Существуют и ритуальные жесты . Один из них - рукопожатие. Этим простым жестом можно выразить многое: тот, чья рука окажется сверху, наверняка займет в переговорах главенствующее положение, он - негласный победитель; а тот, чья рука будет внизу, уже почти проиграл.

Австралийский писатель и бизнес-тренер , автор книги «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам», советует: чтобы с самого начала поставить себя в равное положение с партнером и не допустить, чтобы он доминировал, руку для рукопожатия нужно протягивать, держа ладонь вертикально. В этом случае ей легко управлять, и при необходимости ее положение можно подкорректировать. Кроме того, при рукопожатии нужно чувствовать давление руки партнера и своей рукой оказывать давление такой же силы.

Благодаря рукопожатию мы можем составить впечатление о человеке уже в первые минуты знакомства с ним.

О чем расскажут жесты

Знать, как толковать тот или иной жест, требуют от топ-менеджеров крупных компаний, а на Западе - и от менеджеров среднего звена.

  • О человеке, который во время разговора не знает, куда деть свои руки, словно они ему мешают, можно сказать, что он стесняется, нервничает, чувствует себя неловко.
  • Рассматривает свои прыщи и царапинки - занят своими мыслями, ушел в себя.
  • Дергает себя за ухо или кончик носа, крутит кончик усов или волос - настроен скептично, сомневается.
  • Почесывает грудь и живот - весьма самоуверен.
  • Качает или трясет ногой, постукивает рукой по столу, играет пальцами, крутит в руках разные предметы, щелкает суставами - нетерпелив, не может сосредоточиться или ему скучно.
  • Тому, кто довольно-таки часто трет виски, лоб, потягивается, вытягивает ноги и руки, не хватает жизненной энергии. Он пассивен и мечтателен.
  • Грызет ручку? Находится в состоянии внутреннего конфликта, чего-то опасается.
  • Руки сцеплены за спиной, подбородок устремлен вверх? Перед нами человек, привыкший командовать, авторитарный.
  • Руки сжаты в кулаки? Настроен агрессивно, но себя сдерживает.
  • Поставил локти на стол, а переплетенными пальцами или кулаками прикрыл рот? «Закрылся» от окружающих.

Алана Пиза, написавшего «Язык телодвижений», называют «мистер язык тела». Он знает все о том, как разгадать мысли и чувства людей по их жестам. Он же рассказывает, «Как научиться говорить на языке телодвижений» и даже как его подделать и «сказать неправду, не раскрыв себя».

Опытные ораторы пользуются этими приемами и с помощью жестов располагают к себе слушателей, вызывая у них те или иные эмоции.

Итак, жесты должны быть мягкими, «округлыми». Движения рук - симметричными, широта жестов обеих рук - примерно одинаковой . Ошибка - жестикулировать одной рукой, когда вторая засунута в карман или висит вдоль туловища. Широкий жест покажет, что оратор - человек, уверенный в себе. Зажатый - что он стеснительный и закомплексованный.

Однако и здесь нужна мера. Излишне широкие и активные жесты у ораторов, которые возбуждены и плохо владеют собой. К широким жестам уместно прибегать перед большой аудиторией. В маленькой компании активная жестикуляция будет выглядеть как нелепое размахивание руками. Впрочем, в странах, где живут люди с горячим темпераментом, этим никого не удивишь.

Потренироваться симметричным жестам, когда обе руки одинаково активны, можно с помощью упражнения «левша». Из названия понятно, что мы должны представить себя левшой, и всю работу, которую раньше выполняла правая рука, теперь будет делать левая. Это упражнение полезно и для образования новых нейронных связей. Главное, не лениться, и тогда вскоре мы сможем левой рукой управлять даже компьютерной мышкой.

Жесты должны быть открытыми - ладони развернуты в сторону слушателей. Ошибка - держать их тыльной стороной к ним или прятать руки за спину, в карманы. Закрытые жесты с давних времен на уровне подсознания воспринимаются как опасность: кто знает, что там в руках - может, камень. Открытый жест показывает - мне скрывать нечего, вот я тут, перед вами, весь как на ладони.

Упражнения для тренировки жестов

Сделать свои жесты понятными, яркими и образными помогут следующие упражнения.

1. Отгадай слово

Здесь нужна компания как минимум из трех-четырех человек. Один человек придумывает слово (или фразу - например, пословицу) и «показывает» его с помощью жестов. Остальные должны угадать, что это за слово;

2. Зеркало - подражаем опытному оратору

В интернете, на том же можно найти множество выступлений ораторов с выразительной жестикуляцией. Например, того же , или , или . Смотрим запись и «обезьянничаем» - копируем мимику и жесты нашей модели. Этому упражнению советуют уделять не менее получаса в день;

3. Мягкие жесты

Сначала разминаем запястья каждой руки, трясем ими, расслабляем, а затем выписываем кистями рук восьмерки и делаем волны;

4. Поглаживающие движения

Касаемся всех предметов мягко, ласково, словно берем в руки не чайник, и не книгу, и не чашку, а маленького хрупкого котенка;

«Оратор, не знающий, что делать с руками, должен заткнуть себе ими рот», - «Пшекруй».

Может быть, проще отказаться от жестов вообще, если так сложно жестикулировать правильно? Но тогда нужно быть готовым к тому, что большую часть нашего выступления, к которому мы старательно готовились, слушатели не запомнят. Без подкрепляющей жестикуляции они усвоят процентов 40, а с ней - все 80.

Вряд ли и мы произведем на них впечатление. И нам не суждено будет стать оратором, собирающим полные залы. «Если вы думаете, что это будет легко, просто забудьте об этом. И никогда даже не пытайтесь стать успешными», - говорит мотивационный оратор Эрик Томас. - «Когда вы хотите преуспеть так же, как дышать, тогда вы преуспеете».

Эту речь невозможно забыть. Секреты ораторского мастерства Пожарская Александра

Мастер на сцене: жесты, мимика, постановка на публике, движения, контакт глаз

Для начала интересный пример: ученые провели эксперимент, цель которого была выяснить, насколько первое впечатление, произведенное на слушателей, сильно и насколько оно подтверждается в дальнейшем при знакомстве с человеком. Пример из книги Р. Чалдини (студенты + профессор).

Таким образом, то, ЧТО мы говорим, помогает воздействовать на сознание слушателей. А то, КАК мы говорим, т. е. наши паравербальные и невербальные параметры, напрямую воздействует на подсознание. А в споре сознательного и бессознательного, как известно, выигрывает последнее.

Поэтому особое внимание важно обращать на так называемую постановку на публике и телесные параметры.

В этом разделе мы разберем каждый из них в отдельности.

1. Основная позиция оратора.

2. Жесты и база рук.

3. Контакт глаз.

4. Движения. Теперь рассмотрим подробнее то, что используется в любом типе коммуникации. И в который раз выпустим Мастера на сцену, чтобы оценить, насколько он преуспел в ораторском мастерстве. Уже давно его ученики заметили, что Мастер весьма уверенно и свободно ведет лекции. И никак не могли понять, в чем же дело? А дело все как раз в жестах Мастера и в том, как он появляется на публике.

Основная поза оратора

Поза, которую принимает оратор во время выступления, влияют на его восприятие публикой, ибо, как известно, у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление.

Поэтому тренируем основную позу оратора, чтобы тело ее запомнило. Прямо сейчас встаем перед зеркалом и начинаем.

Ноги на ширине плеч

«Оратор – подопри гора» с широко расставленными ногами смотрится слишком авторитарно. Вместе с тем «оратор – оловянный солдатик» со слишком маленьким расстоянием между ногами смотрится неустойчиво, а потому неуверенно.

Носки врозь на 30–35 градусов

Носки внутрь характеризуют оратора как неуверенного в себе. Носки наружу слишком широко – походка Чарли Чаплина.

Колени прямые, пружинящие

Ноги, с одной стороны, не должны быть слишком согнутыми в коленях (оратор, от страха стекающий на пол), а с другой – не должны быть напряженными (как кузнечик – коленками назад). В идеале колени должны быть чуть-чуть расслабленны.

Одна нога на полступни впереди другой. Вес тела на 60 % на выставленной вперед ноге

Таким образом демонстрируются ваш интерес к слушателям, обращенность к ним. Если же вес тела перенести на отставленную назад ногу, то сложится впечатление отстраненности от них.

Прямая осанка

Представьте себе елочную игрушку, подвешенную к потолку. Все тело выпрямляется. Подбородок – на уровень допустимой надменности. Взгляд параллельно полу.

Распрямляем плечи

Представьте, что вы сбрасываете тяжелую шинель (мужчины) или дорогую шубу (женщины). Для этого приподнимаем плечи вверх, затем отводим их назад и потом снова бросаем вниз.

Ищем комфортную позу

А теперь давайте поищем плюс-минус 2–3 см и скорректируем получившуюся позу под себя. При этом важно, чтобы вам было комфортно и слушатели воспринимали вас адекватно!

Жесты

Каковы свойства хороших жестов?

Во-первых, они должны быть симметричными . Неинтересно и странно смотреть на человека, у которого руки, к примеру, не задействованы. Симметрия – это использование обеих рук для жестикуляции.

Для большей убедительности пользуемся жестами обеих рук, при этом открытость тоже играет важную роль. Поэтому 80 % времени на сцене и на переговорах ладони должны быть открытыми. Закрытые жесты свидетельствуют о неуверенности и скрытности. И мы не будем верить человеку с закрытыми жестами. С помощью слов соврать можно, но тело не обманывает. Приходя на переговоры, держите ладони открытыми.

Фиксация – также качество хороших жестов. Жесты не должны портить речь переговорщика. Некоторые люди сильно размахивают руками не в соответствии с речью, тогда как фиксация жестов – это пауза между ними. Кроме того, жесты должны соответствовать словам . Когда мы говорили выше о несоответствии языка слов языку тела, мы выяснили, что верят больше телу, поэтому широко разведенные руки при словах «при минимуме затрат» неадекватны, равно как и «Здравствуйте, дорогие дамы (жест в сторону мужчин) и господа (жест в сторону женщин)!»

Широта жестов свидетельствует о нашей уверенности, равно как широта движений. Существует такое понятие, как освоение пространства . Неуверенный в себе оратор старается минимизировать движения по сцене и жесты, бочком-бочком пробирается на кафедру, за которую затем хватается как за спасательный круг, становясь фоном. При переговорах также важно, как, к примеру, мы садимся на стул: полностью или на самый краешек, перемещаемся ли в пространстве свободно и уверенно, используем ли широкие жесты.

И наконец, очень важно не только жестикулировать, но и давать рукам возможность отдохнуть, предоставлять им так называемый аэродром – использовать базу рук как один из параметров позы на публике.

Удачные базовые положения рук: руки вдоль тела, руки в «замке», руки «домиком» на уровне живота, одна ладонь лежит на другой на уровне живота, одна ладонь на другой или на кулаке, при этом ладони развернуты к животу и др.

Контакт глаз

Еще один параметр, который играет решающую роль в установлении контакта с публикой.

Если оратор не задействует этот важнейший параметр, то создается ощущение, что он не открывается своим слушателям, не заинтересован в них, не сможет «зацепить» внимание и удерживать его долго.

Каковы же основные правила привлечения внимания слушателей с помощью взгляда?

Равномерный охват. Без мертвых зон.

Давайте вспомним, дорогие читатели, какие части аудитории выпадают из поля зрения чаще всего. Правильно, галерка и фланги, однако существуют индивидуальные предпочтения оратора, например выпадать могут также женщины в центре. Некоторые смотрят выборочно только на знакомых или на поддерживающие лица; слабый пол чаще смотрит на мужскую часть аудитории, сильный – на женскую.

Итак, важно охватывать взглядом ВСЮ аудиторию, чтобы среди слушателей не было «любимчиков» и «изгоев». А также важно распределять внимание равномерно по времени, т. е. переключать внимание с одного фланга на другой, с первых рядов на последние постоянно!

Длительность контакта

Сколько же по времени тогда смотреть на одного слушателя в зале и когда переключать внимание? Обычно аудитория дает самые разные ответы, однако средняя длительность контакта с одним человеком – 2–3 секунды. Ключевым параметром является фраза «смотрим до контакта», т. е. до тех пор, пока между вами и вашим слушателем не пробежит некая искорка понимания (внешне: короткий кивок, улыбка, искра в глазах), что явится сигналом к переключению на следующего.

Смотрим хаотически

Иногда, понимая, что необходимо охватить взглядом всех, оратор начинает «расстрел» зала: стреляет глазами справа-налево и наоборот. Первый – пошел, второй – пошел… Нет, так не пойдет, это странновато и неестественно, а публика между тем вычисляет «схему» взаимодействия и начинает засыпать то в одном, то в другом конце зала. Естественным является хаотическое переключение внимания – ведь тогда сложно угадать, на кого в следующий момент посмотрит оратор.

От сердца к сердцу

На тренинге я провожу интересный эксперимент: внезапно перестаю двигать телом и головой и задействую ТОЛЬКО контакт глаз, т. е. двигаю только глаза вправо и влево. Слушатели сразу замечают такое поведение и оценивают его как «неискреннее, холодное, безразличное» и т. п. А один молодой человек, сидевший на тренинге без очков, вообще терялся, на него ли я смотрю или нет.

Затем я подключаю поворот головы, но публику не устраивает и это.

И в итоге я начинаю разворачиваться всем корпусом – слегка влево или вправо при контакте глаз со слушателем. Тогда публика замирает: так вот в чем дело-то!

А молодой человек, забывший очки, улыбается: «Теперь-то я вижу, когда ты смотришь на меня».

Итак, используем контакт от сердца к сердцу, чтобы еще эффективнее взаимодействовать со слушателями!

Усиливаем контакт

Как сделать контакт глаз еще более запоминающимся?

Добавляем следующие параметры:

Жест + взгляд.

Смотрим на человека и делаем жест в его сторону.

Приближение + взгляд.

Приблизиться к той или иной части аудитории, контактируя с ней глазами.

Риторический вопрос + взгляд.

Задаем вопрос в зал, при этом глядя на одного из слушателей.

Особые случаи

Отвечая на вопросы, смотрим на всех! Примерное распределение внимания между задавшим вопрос и залом таково: 30 % (тому, кто задал вопрос) на 70 % (в зал). Помните: отвечая на вопрос одного, мы с вами даем интересную информацию и другим.

В зале большой начальник?

Чуть больше внимания ему. Без лести. По ситуации.

Большая аудитория в 100, 200, 1000 человек?

Делим ее на сектора и хаотично переключаем внимание, охватывая весь зал!

И наконец, движения по залу – основа основ при произведении эффекта на публике.

Задачи передвижения

Доказано, что движущийся объект привлекает внимание в 7 раз сильнее, чем статичный. А задач оратора – стать центром внимания, фигурой, а не фоном. Соответственно важно двигаться на сцене!

Итак, первая задача передвижений – удержать внимание слушателей.

Вторая – сбросить избыточное волнение, ведь на сцене часто дрожат колени. Начинаешь двигаться – и волнение как рукой снимает!

Поднять энергетику выступления

Помним о том, что если оратор подустал и публика засыпает – необходимо менять энергетику выступления. Как? Прежде всего с помощью движений!

Вовлечь «трудного» слушателя

Наверняка все мы помним студенческие времена, когда опытный преподаватель приближался в галерке, на которой чаще всего перешептываются, шуршат записками и т. п., и аудитория сразу затихала. Итак, удержать внимание «трудного» слушателя можно, просто приблизившись к нему.

Захват выгодной позиции

С помощью движений мы можем укрепить сильные позиции на сцене. Например, за кафедрой выступал успешный оратор – значит мы встаем туда же и вещаем сразу после него с этого же места. Если же с той же самой кафедры вещал занудный лектор, то мы перемещаемся в другую часть сцены.

Обозначение перехода к следующей части выступления

Завершая фразу и определенную логическую цепочку рассуждений, мы перемещаемся в пространстве, перешагивая с одного места на другое. И таким образом подаем сигнал о переходе.

Как правильно передвигаться по сцене?

1. Правило 20 % на 80 %. 80 % времени оратору необходимо стоять, а не метаться как тигр в клетке.

2. Лицом к аудитории. Ни в коем случае не двигаемся спиной или боком к аудитории, только под углом 45 %, сохраняя при этом зрительный контакт.

3. Разнообразие траекторий и скорости. Однообразное маятникообразное движение скорее усыпит слушателей, нежели развеселит или заинтересует их.

4. Фиксация в конечных точках. Важно останавливаться в основной позе оратора в основных конечных точках. Иначе возникает ощущение нестабильности или пританцовывания. Фиксация – это спокойное выступление из одной точки в течение 10, 20, 130 секунд.

5. Не пятимся назад!

6. Не переплетаем ноги!

7. Не вторгаемся в личное пространство слушателей!

Подсказки:

Легализация.

Естественность.

Подытожим

Параметры постановки на публике:

Основная позиция оратора.

Жесты (в том числе база рук).

Контакт глаз.

Передвижения.

Из книги Как оказывать влияние на людей в жизни и бизнесе автора Козлов Дмитрий Александрович

Из книги Блестящая презентация. Как завоевать аудиторию автора Вайссман Джерри

Минимизируйте движения глаз с помощью параллелизма Когда все пункты списка аналогичны или сходны по значению (как, например, в перечнях продукции, свойств товара, товарных выгод), их взаимосвязь сразу ясна аудитории. Тем не менее, подготавливая такие перечни, обращайте

Из книги Особенности визуальной обработки автора Мельников Илья

Из книги Читай как aгент cпецслужб автора Мельников Илья

«Хорошие» и «плохие» движения глаз В результате опытов специалисты, которые анализировали, фотографировали и классифицировали движения глаз различных читателей, пришли к выводам, что для хороших читателей характерно:1. Меньшее количество движений, совершаемых глазами

Из книги Как пробудить уверенность в себе. 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Из книги Как поднять самооценку и стать уверенным в себе. Тесты и правила автора Тарасов Евгений Александрович

Из книги Жесткие переговоры. Победа любой ценой автора Мельник Людмила Степановна

2. Мимика Бровки домиком, как у кота из мультфильма о Шреке, жалобно опущенные уголки рта, просящие или бегающиеглаза перечеркивают информационный посыл слов: «Мы – серьезная компания». В то же время свирепый вид и опушенные глаза явно не говорят собеседнику о готовности

Из книги Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите! автора Смит Свен

Из книги Читаем лица. Физиогномика автора Шварц Теодор

Мимика Мимика у каждого человека неодинакова. У кого-то она очень подвижная, у кого-то, наоборот, мало-выраженная или монотонная.Очень подвижная мимика обычно встречается у активных, темпераментных, легко-возбудимых людей. Они привыкли впитывать в себя информацию как

Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

Из книги Искусство полемики. Как дискутировать энергично, убедительно, уверенно автора Херринг Джонатан

Из книги Я всегда знаю, что сказать! Как развить уверенность в себе и стать мастером общения автора Буасвер Жан-мари

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Глава 7. Золотое правило 7: Учитесь спорить на публике Многие споры возникают в ходе личной беседы, но иногда и в более официальной обстановке. Например, когда вы защищаете предложение на собрании или обращаетесь к группе людей. Вот несколько советов на такие случаи.Как

Из книги Мать и дитя. Первый год вместе. Путь к обретению телесной и душевной близости автора Оксанен Екатерина

Жест есть не движение тела, а движение души.

Ф.И. Шаляпин

Жесты - это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей оратора. Они представляют собой проявления его настроения и мыслей. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но жестом считается любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.

Таким образом, жестикуляция свойственна абсолютно всем, не только одним профессиональным ораторам. В ораторском искусстве используются:

  • 1. Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз.
  • 2. Эмоциональные. Они передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки и др.).
  • 3. Указательные. Их рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.
  • 4. Изобразительные. Они наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).
  • 5. Символические. Они несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение "там" и "здесь"), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

Конечно же оратору необходимо соблюдать определенные правила жестикуляции, ведь одно неправильное движение или неправильно понятый аудиторией жест, может навредить оратору.

  • 1. Жесты должны быть непроизвольны. Оратор должен прибегать к жесту по мере ощущения потребности в нем.
  • 2. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не следует жестикулировать руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.
  • 3. Нужно научиться управлять жестами. Необходимо помнить, что жестикуляция - элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
  • 4. Внесение разнообразие в жестикуляцию. Нельзя пользоваться без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
  • 5. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Таким образом, лучшая черта во внешнем облике оратора - корректность. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. С первого до последнего слова оратор должен бороться за внимание и интерес аудитории, за готовность воспринять, что он говорит, за желание согласиться с ним и последовать его предложениям.

Для этого оратор постоянно поддерживает психологический контакт со слушателями, непрерывно заостряет их интерес, добивается их расположения, преодолевает безразличие, критические или просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекает, удовлетворяет любознательность, воодушевляет, убеждает и призывает к действию - в зависимости от мотивов выступления.

Ораторство - не менее трудное искусство, чем любое другое. Над этим необходимо много работать и, конечно же, выступать публично. Ведь знать просто теорию успешного ораторского выступления, приемы установления и поддержания контакта с аудиторией недостаточно, нужна практика, чтобы показать знания теории на деле.

Чтобы отлично смотреться на сцене и производить хорошее впечатление на аудиторию, вам понадобятся эти 9 навыков. Их можно приобрести, тренируясь самостоятельно или окончив курсы ораторского мастерства .

  1. Оратор-мастер следит за выражением лица

Оно не менее важно, чем движения и жесты. Мимика и взгляд помогают донести немалую часть информации.

Кристен Стюарт – известная актриса, чье невыразительное лицо стало предметом насмешек.

Не берите с нее пример.

2. Оратор-мастер не двигается непрерывно

  1. Оратор-мастер использует для жестикуляции все пространство вокруг себя

Жестикуляция в публичном выступлении должна включать как широкие движения, так и мелкие. Но многие ораторы скованы. Они двигают руками только перед собой и, может быть, отводят их в стороны. Но есть немало ситуаций, когда нужно использовать все пространство.

Например, вы презентуете аудитории экстремальные туры и рассказываете о прогулке на лодках по реке с крокодилами.

Тогда вы можете опустить руку и провести ею над полом, изображая воду, или поднять руки и провести вверх-вниз, изображая нависающие ветки деревьев. Вы можете оглядываться, показывая, что в джунглях позади слышен какой-то шорох. Это и есть использование всего пространства вокруг себя.

  1. Оратор-мастер разнообразит свои жесты

На курсах ораторского мастерства учат правильно жестикулировать. Но не используйте постоянно один и тот же жест, даже если он правильный. Эта привычка будет бросаться в глаза и отвлекать аудиторию от ваших слов.

  1. Оратор-мастер следит за положением рук

Это касается тех минут, когда вы не делаете никаких жестов. Удобное для вас положение рук может со стороны смотреться нелепо. Посмотрите видео со своим выступлением, чтобы увидеть, куда вы деваете руки, когда не жестикулируете.

У Ангелы Меркель привычка сцеплять руки на животе.

Поза стала объектом шуток. «Клей «Момент» – это не игрушка!» – гласит одна из них.

  1. Оратор-мастер жестикулирует раскрытой ладонью

У многих ораторов есть привычка подчеркивать все важное, размахивая указательным пальцем. Барак Обама , хоть и прекрасный оратор, иногда злоупотребляет этим.

Это подсознательно воспринимается как угроза. Лучше жестикулировать открытой ладонью, вот так:

  1. Больше аудитория – шире жест

Если вы выступаете перед тысячами людей на какой-нибудь церемонии открытия, вам понадобятся очень широкие жесты. Аккуратные движения руками, как на небольшом совещании, не подойдут. Их просто не разглядят. Чем больше людей перед вами, тем шире должны быть жесты.

Кроме того, соизмеряйте свою энергию с энергией аудитории. Если вы выступаете перед группой усталых или пассивных людей, не начинайте сразу говорить громко и энергично. Это их отпугнет. Постепенно расшевелите их, набирая обороты.

  1. Оратор-мастер улыбчив

Улыбку замечают сразу. Благодаря ей вы произведете хорошее впечатление, еще не начав говорить. Не забывайте о ней.

Всегда помните об этих навыках, проводите ли вы совещание или выступаете с речью перед компанией друзей. А курсы ораторского мастерства помогут отточить любой из них. Удачи!

Выбор редакции
Определение слова квашение подразумевает под собой биохимический способ консервирования . Базой для него является образование...

Думаю, драники любят многие из нас. Предлагаю приготовить драники с мясом в горшочке. Вкусное, сытное блюдо отлично подойдёт к обеденному...

Тот, кто первым сообразил приготовить окрошку на майонезе, видимо, был страстным любителем салата «Оливье». Потому что окрошка на...

Оладьи наряду с блинами одни из самых любимых и востребованных блюд. Что может быть лучше пышных, ароматных, невероятно вкусных...
Гречка с мясом - блюдо простое, незамысловатое и недорогое, но зато очень вкусное и питательное. Мясо можно брать абсолютно любое,...
Нежный и воздушный банановый крем для торта подойдет не только для прослойки коржей, но и к другим кондитерским изделиям – эклерам,...
В последнее время стали очень популярными все изделия из лаваша: пироги, бурито, запеканки, шаурма. Их с удовольствием едят взрослые и...
А какой я для вас приготовила рецепт — . Никогда бы не подумала, что бананы сочетаются с мясом. Приготовила и была безумно удивлена –...
Яйца разбить в отдельную емкость и слегка взбить венчиком. В процессе взбивания необходимо постепенно всыпать сахар, затем муку, медленно...