Страсти британского двора: придуманная любовь Джейн Остин. Женщины в истории: Джейн Остин


Джейн родилась в семье сельского пастора Джорджа Остина и его супруги Кассандры в городе Стивентоне, графстве Хемпшир, 16 декабря 1775 года. У нее было шесть братьев и старшая сестра, которую, как и мать, звали Кассандрой. Семья была небогатой, и Джордж Остин, на плечи которого легла забота о многочисленных отпрысках и жене, вынужден был брать дополнительную работу — он принимал на дому учеников и готовил их к поступлению в Оксфорд. Джордж Остин был человеком начитанным и хорошо образованным, любовь к книгам он привил и своим детям. Джейн была очень привязана к отцу — позже эту линию отношений она перенесет и в свои романы.

Атмосфера в семье была теплой и творческой: помимо чтения книг и рукоделия, дети разыгрывали домашние спектакли, сценарии для которых придумывали сами. Джейн, обнаружившая в юном возрасте склонность к писательству, зачитывала братьям и сестрам отрывки из своих стихов и пьесок. Один из братьев, Генри, с которым Джейн была особенно близка, впоследствии взял на себя роль ее литературного агента.

Мисс Джейн Остин

Когда Джейн было 8 лет, их с Кассандрой отправили в пансион, где девочек учили языкам, танцам и музыке. В школе сестры тяжело переболели — заразились сыпным тифом. Вскоре финансовое положение семьи ухудшилось, и девочки не могли больше продолжать обучение. Их дальнейшим образованием занимались отец и братья. Джейн также черпала знания из книг, которых, благо, было предостаточно в домашней библиотеке.

В 14 лет Джейн написала пародийную комедию «Любовь и дружба», ироничное повествование о быте и нраве барышень 18 века. Тогда же она всерьез решила заниматься литературой и начала работу над романом в эпистолярном жанре «Леди Сьюзан». Он повествует о вдове, которая озабочена тем, как бы удачнее пристроить дочь и самой повторно выйти замуж. Книга так и не была опубликована при жизни писательницы.

Помимо увлечения литературой, у Джейн были вполне обыкновенные интересы для молодой девушки того времени. Она любила наряды, шляпки и, конечно, танцы. В многочисленных письмах к сестре встречается множество милых деталей, вроде того, какие кружева и ленты ей удалось купить для пошива нового бального наряда. Кстати, она была отличной портнихой и позже, когда отец семейства скончался, обшивала родных и зарабатывала своим мастерством на жизнь.

О личной жизни Джейн Остин, женщины, которая создала целый мир дамского романа, доподлинно известно совсем немного. Отчасти в этом виновна Кассандра, которая после смерти сестры уничтожила львиную долю ее корреспонденции. И хотя руководствовалась она добрыми намерениями — некоторые письма содержали, вероятно, информацию слишком личного характера, для исследователей жизни писательницы это стало огромной потерей и проблемой.


Одно из писем Джейн к Кассандре

Однако об одном романе все же известно. Джейн было 20 лет, когда она встретила юношу по имени Том Лефрой. Он был родом из Ирландии, учился на юриста и приходился родственником ближайшим соседям Остин. Н азвать их отношения полноценным романом, пожалуй, нельзя. Даже по меркам конца 18-го века. Молодые люди несколько раз танцевали на балу, о чем Джейн рассказала в письме Кассандре: «Я с ужасом хочу поведать о том, как мы вели себя с моим ирландским приятелем. Представь себе все самое распутное и шокирующее, что только может быть, когда двое танцуют или сидят рядышком. Впрочем, мне представится только одна возможность еще раз показать себя, потому что он уезжает из страны вскоре после следующей пятницы, когда мы должны танцевать на балу. Он настоящий джентльмен: привлекательный, приятный молодой человек, уверяю тебя. Правда, я мало что еще могу о нем сказать, ведь мы почти не встречались, не считая тех трех балов».

В дальнейших посланиях Джейн еще несколько раз возвращалась к описанию Лефроя, рассказывала о его планах и увлечениях. Не знала она только одного: Том уже несколько лет был влюблен в сестру своего школьного приятеля, и молодые люди собирались пожениться. Вскоре после возвращения Лефроя в Ирландию они обручились.

История взаимоотношений Джейн и Тома была впоследствии приукрашена и сильно романтизирована. Судя по записям Остин, у нее были некоторые мечты относительно Лефроя. Она надеялась встретить его в Лондоне, когда их семья останавливалась там на некоторое время. Вероятно, они могли видеть друг друга еще один раз — в городе Бат, куда затем переехали Остин. Но это было уже 8 лет спустя. Том к тому времени был глубоко женат на той самой девушке, сделал неплохую карьеру, и вряд ли сокрушался о Джейн. Впрочем, по воспоминаниям его племянника, Томаса Эдварда Престона Лефроя, он однажды спросил дядю, были ли у него какие-то чувства к Остин. Том, которому на тот момент было за 50, ответил, что был влюблен в нее, однако это была незрелая, «мальчишеская» любовь. Он также чувствовал себя несколько виноватым в том, что, вероятно, позволил ей надеяться на нечто большее. Так или иначе, но к 1798-му году историю Джейн и Тома можно было считать закрытой.


Томас Лефрой

Хэпии-энда не случилось, но этот грустный опыт пошел на пользу творчеству. Джейн начала работу над романом с черновым названием «Первые впечатления», который впоследствии стал той самой, хорошо известной нам всем историей о гордости и предубеждении. Черновик был закончен в 1799-м году.

В то же время отец Джейн предпринял попытку опубликовать один из ее романов. Он отправил копию в издательство, которым владел человек по имени Томас Каделл, однако последний отослал рукопись обратно, даже не удосужившись прочитать ее.

«Нортенгерское аббатство» стало первой книгой, которую Остин самостоятельно подготовила для публикации. Первоначально Джейн удалось продать рукопись книготорговой компании за 10 фунтов, но по какой-то причине было принято решение роман не выпускать. Остин попросила вернуть манускрипт, издатель же потребовал взамен свои деньги. Джейн, которая на тот момент находилась в стесненных обстоятельствах, вынуждена была оставить книгу в распоряжении компании на неопределенный срок. Рукопись была выкуплена только несколько лет спустя, а издана уже после смерти писательницы.

Первым опубликованным романом Остин стали «Чувство и чувствительность». Генри, любимый брат Джейн, отправил оригинал издателю Томасу Эгертону, который согласился выпустить книгу. Это случилось только в 1811-м году. Роман получил хвалебные отзывы и принес Остин неплохую прибыль. К этому времени глава семьи скончался, и дети, в частности, сыновья, вынуждены были взять на себя заботу о благополучии матери и сестер. «Чувство и чувствительность» были так популярны, что Эгертон принял решение выпустить следом «Гордость и предубеждение». Книга была раскуплена практически моментально. Вслед за этим романом свет увидели «Мэнсфилд -парк» и «Эмма».

Творческие успехи, безусловно, удовлетворяли амбиции Джейн, но вот в любовной жизни царило затишье. После истории с Лефроем Остин получила всего лишь одно предложение руки и сердца. Оно поступило от друга детства Джейн и достаточно обеспеченного мужчины — Харриса Биг-Уизера в 1802-м году. Поразмыслив над своим положением, Остин ответила согласием, однако практически сразу же передумала, и на следующее утро сообщила о том, что отзывает свой положительный ответ. Более о браке она не задумывалась. Сестра Кассандра тоже так никогда и не вышла замуж. Ее жених, который отправился в военную экспедицию, чтобы заработать денег на свадьбу, погиб еще в 1797-м году.


Джеймс Макэвой и Энн Хэтуэй в фильме «Джейн Остин» (2007)

Итак, Джейн фактически объявила себя старой девой. Впрочем, она совершенно не стеснялась подобного статуса и даже специально носила чепец, чтобы подчеркнуть осознанный выбор оставаться в одиночестве. Откуда же мисс Остин черпала вдохновение, описывая страсти, кипевшие в душе ее героев? Отчасти — из книг, отчасти — из жизни своих близких. Она была очень наблюдательна, умела слушать и сопереживать. Будучи тонким эмпатом с развитой фантазией, Джейн с легкостью примеряла на себя различные роли. После оглушительного успеха первых романов наступила некоторая пауза. Второе издание «Мэнсфилд-парк» продавалось уже не так хорошо. Братьев Остин также постигла денежная неудача, и финансовая ситуация семьи стала критичной. В надежде исправить положение, Джейн начала работу над романом «Братья», успев написать 12 глав, однако завершить книгу ей так и не удалось.

На 41-м году жизни здоровье Джейн резко ухудшилось. Она ослабла, практически не могла выполнять ежедневную простейшую рутину, все реже вставала с постели. Позднее исследователи придут к выводу, что у Остин, скорее всего, был рак, который дал метастазы. Она медленно угасала и умерла 18 июля 1817 году окруженная любящими братьями, сестрами и племянниками.

Джейн Остин (Остен) (Jane Austen) (1775-1817), английская романистка, прославившаяся остроумным и проницательным изображением провинциального общества. Родилась 16 декабря 1775 года в Стивентоне (графство Гэмпшир), в семье священника. В доме священника бытовали совсем не чопорные нравы, там устраивали любительские спектакли; с увлечением читали романы, когда чтение романов еще считалось занятием сомнительным; восторженно слушали юношеские комические сочинения Джейн. Не получив почти никакого формального образования, Джейн много читала и уже в четырнадцать лет могла сочинять забавные и назидательные пародии на различные признанные образцы литературы 18 века - от сентиментальных романов до "Истории Англии" О. Голдсмита.

В творчестве Остен ясно просматриваются два периода плодотворной активности, разделенные довольно длительным перерывом: 1795-1798, когда были созданы ранние романы, и 1811-1816, поразительно насыщенный период первых головокружительных успехов и углубляющегося мастерства, когда были пересмотрены и подготовлены к изданию "Чувство и чувствительность" и "Гордость и предубеждение" и написаны три последних завершенных романа - "Мэнсфилд-Парк", "Эмма" и "Доводы рассудка". Поскольку все романы Джейн Остен публиковались анонимно, от лица некой "леди", громкой литературной славой она, конечно, пользоваться не могла, однако три романа выдержали при ее жизни по два издания; в особенности хвалили "Гордость и предубеждение", а об "Эмме" одобрительно отозвался сам Вальтер Скотт .

Впрочем, на жизнь мисс Остен ее успех и творчество, похоже, не оказывали особого влияния. Насколько можно судить по ее письмам и воспоминаниям родных, она до самого конца оставалась прежде всего жизнерадостной, внимательной, нежной и ласково-ироничной дочерью, сестрой и теткой в своей большой и любящей семье. Умерла Джейн Остен в Уинчестере 18 июля 1817 года.

Юношеские сочинения Джейн Остен отличаются от первых опытов большинства других авторов тем, что часто забавны сами по себе, независимо от угадываемых в них черт ее позднейшего творчества. Например, "Любовь и дружба" ("Love and Friendship"), произведение, сочиненное в четырнадцатилетнем возрасте, представляет собой уморительную пародию на мелодраматические опусы 18 века. Среди юношеских писаний Джейн, сбереженных в ее семье и изданных в трех томах более чем через сто лет после ее смерти, имеются и другие довольно остроумные сочинения. К ним, не умаляя его литературных достоинств, можно отнести и "Нортенгерское аббатство" ("Northanger Abbey", опубл. 1818), поскольку этот роман писался как пародия на очень популярный тогда "готический роман" и по стилю, материалу и времени написания близок к юношеским сочинениям Джейн Остен. В "Нортенгерском аббатстве" речь идет о наивной барышне, свихнувшейся на чтении "готических романов" и вообразившей, будто в действительной жизни, если разобраться, тоже царит зловещая мистика.

"Чувство и чувствительность" ("Sense and Sensibility", 1811) начинается как пародия на мелодраматические сочинения минувшего века, которые писательница уже подвергла раньше осмеянию в "Любви и дружбе", но затем развивается в совсем неожиданном направлении. Мысль романа, лежащая на поверхности, состоит в том, что чувствительность - восторженность, открытость, отзывчивость - опасна, если ее не умеряют осмотрительность и благоразумие, - предостережение, вполне уместное в устах писательницы, выросшей в доме священника. Поэтому Марианна, воплощение чувствительности, страстно влюбляется в обаятельного господина, который на поверку оказывается негодяем; между тем ее рассудительная сестра Элинор избирает объектом своей привязанности вполне надежного молодого человека, за что получает в финале вознаграждение в виде законного брака.

"Гордость и предубеждение" ("Pride and Prejudice", 1813) - один из самых известных английских романов. Это бесспорный шедевр Джейн Остен. Здесь она впервые полностью контролирует свои пристрастия и возможности; морализаторские соображения не вторгаются в анализ и характеристику персонажей; сюжет дает простор ее чувству комического и авторским симпатиям. "Гордость и предубеждение" - роман об охоте на женихов, и тема эта освещена автором со всех сторон и исследована во всех исходах - комических, обыденных, эмоциональных, практических, бесперспективных, романтических, здравомысленных и даже (в случае мистера Беннета) трагических.

В промежутке между двумя периодами, когда одно за другим создавались масштабные произведения, в 1803-1805 годах, Джейн Остен написала два ни на что не похожих опуса: "Леди Сюзанна" ("Lady Susan") - небольшой роман в письмах, в духе беспощадного юмора ее юношеских работ, яркий, язвительный портрет бессердечной светской дамы; "Ватсоны" ("The Watsons") - не слишком интересный фрагмент романа, затрагивающий опять же тему охоты за женихами, но в самом серьезном, строгом тоне, предвосхищающем ее следующий завершенный роман. "Мэнсфилд-Парк" ("Mansfield Park", 1814) - наиболее крупное произведение Джейн Остен, с разнородным составом действующих лиц и широким тематическим охватом.

"Эмма" ("Emma", 1815) считается вершиной творчества Джейн Остен, ярчайшим образцом ее комического письма. Тема романа - самообман. Читателю дается возможность проследить за переменами, которые происходят с очаровательной Эммой, превращающейся из высокомерной самовлюбленной юной командирши в смирную, раскаявшуюся барышню, уже готовую выйти замуж за человека, который способен защитить ее от ее собственных ошибок.

"Доводы рассудка" ("Persuasion", опубл. 1818), последний завершенный роман Джейн Остин, вновь кардинально отличается от предшествующего. Но это не поворот в сторону "Мэнсфилд-Парка", а обращение к не исследованным пока областям, лишь мимоходом затронутым в образе Марианны Дэшвуд в "Чувстве и чувствительности". Новизна "Доводов рассудка" состоит в серьезном и сострадательном отношении к чувству. А в "Сэндитоне" ("Sanditon", опубл. 1925), работе, которую Джейн Остен предприняла за несколько месяцев до смерти и которая осталась интригующим фрагментом, говорится о том, как обманчива внешность и как трудно выносить справедливое суждение, и все это с таким техническим бесстрашием и с такой пластичностью, что, кажется, от этой книги можно было бы ожидать даже большего, чем было достигнуто в "Гордости и предубеждении" и в "Эмме".

Английская романистка, прославившаяся остроумным и проницательным изображением провинциального общества.

Родилась 16 декабря 1775 в Стивентоне (графство Гэмпшир), в семье священника. В доме священника бытовали совсем не чопорные нравы, там устраивали любительские спектакли; с увлечением читали романы, когда чтение романов еще считалось занятием сомнительным; восторженно слушали юношеские комические сочинения Джейн.
Не получив почти никакого формального образования, Джейн много читала и уже в четырнадцать лет могла сочинять забавные и назидательные пародии на различные признанные образцы литературы 18 в. – от сентиментальных романов до Истории Англии О.Голдсмита.
В творчестве Остен ясно просматриваются два периода плодотворной активности, разделенные довольно длительным перерывом: 1795–1798, когда были созданы ранние романы, и 1811–1816, поразительно насыщенный период первых головокружительных успехов и углубляющегося мастерства, когда были пересмотрены и подготовлены к изданию Чувство и чувствительность и Гордость и предубеждение и написаны три последних завершенных романа –Мэнсфилд-Парк, Эмма и Доводы рассудка.
Поскольку все романы Джейн Остен публиковались анонимно, от лица некой «леди», громкой литературной славой она, конечно, пользоваться не могла, однако три романа выдержали при ее жизни по два издания; в особенности хвалили Гордость и предубеждение, а об Эмме одобрительно отозвался сам Вальтер Скотт.
Впрочем, на жизнь мисс Остен ее успех и творчество, похоже, не оказывали особого влияния. Насколько можно судить по ее письмам и воспоминаниям родных, она до самого конца оставалась прежде всего жизнерадостной, внимательной, нежной и ласково-ироничной дочерью, сестрой и теткой в своей большой и любящей семье. Умерла Джейн Остен в Уинчестере 18 июля 1817.
Юношеские сочинения Джейн Остен отличаются от первых опытов большинства других авторов тем, что часто забавны сами по себе, независимо от угадываемых в них черт ее позднейшего творчества. Например, Любовь и дружба (Love and Friendship), произведение, сочиненное в четырнадцатилетнем возрасте, представляет собой уморительную пародию на мелодраматические опусы 18 в. Среди юношеских писаний Джейн, сбереженных в ее семье и изданных в трех томах более чем через сто лет после ее смерти, имеются и другие довольно остроумные сочинения. К ним, не умаляя его литературных достоинств, можно отнести и Нортенгерское аббатство (Northanger Abbey, опубл. 1818), поскольку этот роман писался как пародия на очень популярный тогда «готический роман» и по стилю, материалу и времени написания близок к юношеским сочинениям Джейн Остен. В Нортенгерском аббатстве речь идет о наивной барышне, свихнувшейся на чтении «готических романов» и вообразившей, будто в действительной жизни, если разобраться, тоже царит зловещая мистика.
Чувство и чувствительность (Sense and Sensibility, 1811) начинается как пародия на мелодраматические сочинения минувшего века, которые писательница уже подвергла раньше осмеянию в Любви и дружбе, но затем развивается в совсем неожиданном направлении. Мысль романа, лежащая на поверхности, состоит в том, что чувствительность – восторженность, открытость, отзывчивость – опасна, если ее не умеряют осмотрительность и благоразумие, – предостережение, вполне уместное в устах писательницы, выросшей в доме священника. Поэтому Марианна, воплощение чувствительности, страстно влюбляется в обаятельного господина, который на поверку оказывается негодяем; между тем ее рассудительная сестра Элинор избирает объектом своей привязанности вполне надежного молодого человека, за что получает в финале вознаграждение в виде законного брака.
Гордость и предубеждение (Pride and Prejudice, 1813) – один из самых известных английских романов. Это бесспорный шедевр Джейн Остен. Здесь она впервые полностью контролирует свои пристрастия и возможности; морализаторские соображения не вторгаются в анализ и характеристику персонажей; сюжет дает простор ее чувству комического и авторским симпатиям. Гордость и предубеждение – роман об охоте на женихов, и тема эта освещена автором со всех сторон и исследована во всех исходах – комических, обыденных, эмоциональных, практических, бесперспективных, романтических, здравомысленных и даже (в случае мистера Беннета) трагических.
В промежутке между двумя периодами, когда одно за другим создавались масштабные произведения, в1803–1805, Джейн Остен написала два ни на что не похожих опуса: Леди Сюзанна (Lady Susan) – небольшой роман в письмах, в духе беспощадного юмора ее юношеских работ, яркий, язвительный портрет бессердечной светской дамы; Ватсоны (The Watsons) – не слишком интересный фрагмент романа, затрагивающий опять же тему охоты за женихами, но в самом серьезном, строгом тоне, предвосхищающем ее следующий завершенный роман. Мэнсфилд-Парк (Mansfield Park, 1814) – наиболее крупное произведение Джейн Остен, с разнородным составом действующих лиц и широким тематическим охватом.
Эмма (Emma, 1815) считается вершиной творчества Джейн Остен, ярчайшим образцом ее комического письма. Тема романа – самообман. Читателю дается возможность проследить за переменами, которые происходят с очаровательной Эммой, превращающейся из высокомерной самовлюбленной юной командирши в смирную, раскаявшуюся барышню, уже готовую выйти замуж за человека, который способен защитить ее от ее собственных ошибок.
Доводы рассудка (Persuasion, опубл. 1818), последний завершенный роман Джейн Остен, вновь кардинально отличается от предшествующего. Но это не поворот в сторону Мэнсфилд-Парка, а обращение к не исследованным пока областям, лишь мимоходом затронутым в образе Марианны Дэшвуд в Чувстве и чувствительности. Новизна Доводов рассудка состоит в серьезном и сострадательном отношении к чувству. А в Сэндитоне (Sanditon, опубл. 1925), работе, которую Джейн Остен предприняла за несколько месяцев до смерти и которая осталась интригующим фрагментом, говорится о том, как обманчива внешность и как трудно выносить справедливое суждение, и все это с таким техническим бесстрашием и с такой пластичностью, что, кажется, от этой книги можно было бы ожидать даже большего, чем было достигнуто в Гордости и предубеждении и в Эмме.

🔥 Для читателей нашего сайта промокод на книги Литрес. 👉 .

Все, кто любит красивые романы, по достоинству оценят книги Джейн Остин. Список ее лучших произведений по порядку.

Гордость и предубеждение

Произведения автора Джейн Остин были востребованы в Англии сразу после их написания. Но титул «главной леди английской литературы» ей присвоили только в 20 веке. О ней говорили, что за счет своего таланта, она создавала оригинальные произведения. Лучшей ее книгой признан роман «Гордость и предубеждение», который и сейчас сохранил свое очарование и лоск. Дальше

Как же трудно существовать в разлуке с дорогим тебе человеком, ради которого была готова на все, даже попрощаться с жизнью. И не имеет значения, что послужило этому. Жизнь потеряла смысл, и душа рвется на части. А навязчивая мысль о том, что возможная причина разлуки и потери любимого ты сама, помогает понять, что он был самым родным сердцу и такого уже не будет… Дальше

Главная задача леди Сьюзан — удачно сосватать свою дочь Фредерику. Подходящий, по ее мнению, жених уже подобран, и дело осталось за малым, но тут дочь показывает нрав. Что бы ее усмирить, мать отправляет ее в пансионат. Но тут жизнь самой леди Сьюзан начинает стремительно меняться, появляется несколько ухажеров, и она становится участницей интриг. Дальше

В шикарной загородной усадьбе проживает Томас Бертрам со своей семьей. Здесь же они приютили свою осиротевшую родственницу Фанни Прайс. Девочка растет очень тихая и покладистая, а единственным близким другом выбрала своего кузена Эдмунда. В скором времени из Фанни вырастает привлекательная девушка, в которую по-настоящему влюбляется не только Эдмунд. Дальше

Нортенгерское аббатство

Произведение показывает, что любовь — это не только романтика, но и игристые шутки. Она может одновременно наравне с серьезными чувствами быть веселой и задорной. Юная героиня романа Кетрин Морланд, приглашена своими обеспеченными соседями посетить город в Англии. Там она обзаводится новыми знакомыми и окунается в атмосферу любовных связей и историй. Дальше

Разум и чувства

История рассказывает о жизни трех сестер и их матери, которые потеряли своего отца и большую часть наследства. Теперь им предстоит одним выживать в тяжелое время. Но в жизни есть такое чувство как любовь, оно вдохновляет и способствует преодолению всех проблем. Сестер объединяет и вдохновляет безответное чувство, в то же время в них влюблены другие мужчины. Дальше

Сэндитон

Это последний роман писательницы, который она не дописала. Здесь блистательная ирония на обстановку популярных в то время в Англии курортов на море. Сюжет повествует о путешествии Шарлоты Хэйвуд в прибрежный поселок, где ей встречаются всякие персонажи, от смешных и безобидных до отрицательных. Книга наполнена полыхающими эмоциями и бушующими чувствами. Дальше

Чувство и чувствительность

Это самый популярный роман Джейн Остин, по его мотивам в наше время не раз снимались фильмы, а кино «Разум и чувства» с мировыми актерами заслужило много кино премий, в том числе, Оскар. Сюжет показывает, что каждый переживает свою влюбленность по-разному, в зависимости от восприятия мира. Все события описаны с юмором, а это обязательный атрибут стиля писательницы. Дальше

Эмма

Богатая и своенравная девушка Эмма Вудхаус придерживается мнения, что замуж не выйдет. Она занята более интересным делом, в котором считает себя профи — сватовство друзей и знакомых. Эмма в очередной раз хочет организовать счастье новоявленной подруги Харриет и мистера Элтона, но выясняется, что жених неравнодушен к самой Эмме. Дальше

Это были лучшие книги Джейн Остин. Список ее произведений рекомендуем занести в закладки. Делитесь своими впечатлениями от прочитанного в комментариях. 😉

В Стивентоне, графство Гэмпшир (Англия) в семье сельского приходского священника Джорджа Остина.

В период с 1783 года по 1786 год вместе с сестрой Кассандрой Джейн училась в школах в Оксфорде, Саутгемптоне и Рединге.

Затем их домашним образованием занялся отец. Умело руководя их чтением, он привил девочкам хороший литературный вкус, научил их любить классических авторов.

Писать Джейн Остин начала в 14 лет.

Ее творчество традиционно делится на два периода, разделенные более чем десятью годами. К раннему периоду (вторая половина 1790-х годов) относят роман "Нортенгерское аббатство", пародировавший модные в те времена "готические" романы, а также первые варианты двух самых известных произведений Остин — "Разум и чувства" (в русском переводе "Чувство и чувствительность") и "Гордость и предубеждение". В дальнейшем оба они подверглись неоднократной и глубокой переработке. В поздний период были написаны три последних завершенных романа Остин — "Мэнсфилд-Парк", "Эмма" и "Доводы рассудка".

Роман "Гордость и предубеждение" , вышедший при жизни автора тремя изданиями, принес ей известность. Сохранилась связанная с романом реплика Ричарда Шеридана: "Нет ничего остроумнее этой книги", а из частной переписки того времени известно, что одно время этот роман был самым модным "в свете". С похвалой отозвались о романе и критики-рецензенты. При жизни писательницы вышел также роман "Разум и чувства", также удостоившийся похвалы критиков, и еще два романа.

Все романы при жизни Остин публиковались анонимно, от лица некой "леди", хотя авторство секретом не было.

В письме Остин в 1815 году Вальтер Скотт сравнивал ее произведения с миниатюрами на слоновой кости.

Романы Остин в основном посвящены провинциальной жизни и нравам ее современников-англичан и подчеркнуто психологичны. При этом у нее почти нет описаний внешности героев, их одежды или убранства жилищ, практически отсутствует пейзаж, но много диалогов.

Стиль Остин сдержан, язык ясен и прост. Она избегала сложных конструкций, штампов, многозначительностей и "поэтических" эпитетов, подолгу редактируя свои тексты и добиваясь лаконичной выразительности. Главная отличительная черта романов Остин — тончайшая ирония, доходящая до сатирического гротеска в образах снобов, лицемеров и бездельников. Писательнице удалось даже обогатить английский язык новым словом: имя священника Коллинза стало нарицательным, так называют высокопарные и неискренние послания.

Джейн Остин скончалась 18 июля 1817 года в Уинчестере, куда поехала лечиться от болезни Аддисона. Перед смертью она не успела закончить свой последний роман "Сэндитон".

Творчество Джейн Остин не нашло подлинного понимания ни у современников, ни к концу XIX века. Критики возражали против "правды жизни, не озаренной светом воображения", отсутствия "подлинных" чувств. Лишь в XX веке, когда жанр романа пережил значительные изменения, творчество Остин получило признание. Это связано, в первую очередь, с предельной, по тем временам, объективизацией повествования, со стремлением отказаться от прямого поучения, заставив героев жить собственной, независимой от автора, жизнью.

Джейн Остин до сих пор по праву считают "первой леди" английской литературы. Её произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании.

Творчество Остин оказалось весьма кинематографичным, свидетельством чему — многочисленные экранизации ее романов. В их числе получивший "Оскара" фильм Энга Ли "Разум и чувства" (1995) и франко-британская лента "Гордость и предубеждение" (2005) с Кирой Найтли в главной роли.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...